Что должен уметь ребенок в 1 год и 2 месяца: нормы развития
Маленьким детям после года свойственен интерес ко всему окружающему и недаром в таком возрасте их называют «естествоиспытатели». Многие родители продолжают беспокоиться о том, насколько их любимый малыш гармонично развивается. Для исключения переживаний достаточно узнать, что должен уметь маленький ребенок в 1 год и 2 месяца и провести анализ наличия подобных навыков.
Особенности развития ребенка в 14 месяцев
Дети в возрасте 1 года и 2 месяцев отличаются высоким уровнем подвижности, поэтому задачей родителей является обеспечение малышу максимальной степени безопасности. В погоне за солнечным зайчиком кроха может напрочь забыть о лесенках и получить травму. Малыш уверенно двигается и способен без помощи взрослого передвигаться на значительные расстояния. В лексикон его прочно входит слово «нет», и в этот момент важно не переборщить со строгостью, но и не идти на поводу.
Физические параметры
Дети в возрасте 1 года и 2 месяцев имеют сформированный ряд зубов, но количество их может различаться. Общепринятыми показателями развития считаются следующие характеристики:
- рост 74-82 см;
- вес 10-13 кг;
- окружность головки 46-48 см;
- окружность грудной клетки 48-51 см.
Такие параметры считаются ориентиром, поэтому не стоит паниковать при незначительных отклонениях от указанных цифр.
Нюансы психо-эмоционального развития
Ребенок выражает привязанность к близким людям и настороженно относится к чужим. Он стремится не только подражать взрослому действиями, но часто копирует его мимику. В зависимости от ситуаций он улыбается или хмурится. Особенностями развития в этот период являются следующие моменты:
- способность заразиться эмоциями сверстника, смеяться или плакать вместе с ним;
- быстрое осуществление перехода от одной эмоции к другой, после плача может рассмеяться, а состояние радости способно быстро смениться капризом;
- хорошее переключение внимания.
Эмоции ребенка открыто проявляются при игре с игрушками, в некоторых случаях малыш задействует голосовые возможности интонации. Он знает, как добиться желаемого, часто пытается манипулировать криком и плачем. Окружающий мир познается ребенком через собственные ощущения и эмоции. Например, малыш понимает, что с высоты больно падают, а при прикосновении к батарее может быть горячо.
Навыки и умения малыша
Дети в возрасте 1 года и 2 месяцев способны передвигаться самостоятельно без поддержки и помощи взрослых. Некоторые малыши обладают навыками самостоятельно ходить на горшок и есть ложкой. Они способны объяснить взрослому свои желания, показывают пальчиком желаемую игрушку или предмет. Младенец может сообщить о голоде, направляясь к холодильнику и произнося «ням».
Кроха умеет играть с большими игрушками и хорошо манипулировать ими. Ребенок способен открывать дверцы, ящики и извлекать их содержимое, у него прекрасно получается нажимать на всевозможные кнопочки. Малыш может имитировать действия взрослого, он пытается демонстрировать навыки ухода за собой, расчесывая волосы или пытаясь одеться самостоятельно.
Что умеет ребенок в 1 год и 2 месяца?
В число основных навыков к этому периоду входит:
- наличие в словарном запасе определенного количества слов, уверенное произношение простых, наличие интересных словечек для обозначения определенных предметов;
- выполнение простых просьб, реагирование на обращения «подойди», «дай» и ряд других;
- имитация звуков взрослых, животных, транспорта;
- способность различать и узнавать речь близкого человека.
Ребенок в этом возрасте может взять карандаш и пытаться чиркать им. Он способен самостоятельно удерживать чашку с жидкостью, но аккуратно поставить ее на стол в большинстве случаев не получается.
Занятия для умственного развития
Ребенок активно и быстро впитывает в себя информацию. В игровой форме можно помочь расширить его словарный состав, улучшить моторику и обеспечить познавательные наклонности. Традиционными для него игрушками остаются пирамидки, конструкторы, матрешки, игровые и музыкальные центры.
Дети любят играть с куклами и демонстрировать на них свои умения в виде укладывания спать, кормления и одевания.
В такие игры охотно играют как мальчики, так и девочки, что в таком возрасте является естественным. Малыши прекрасно понимают цель своих действий, они могут пойти покормить игрушку или кота, но с телевизором или другим неодушевленным предметом таких действий они не делают. Для взрослых в этот период важно расширить круг социальных умений, поэтому они должны вместе с ребенком выполнять повседневные действия, давать малышу говорить по телефону как папа, или варить суп, как мама.
Для развития речи важно много разговаривать с крохой. При этом следует придерживаться следующих рекомендаций:
- описывать выполняемые действия — давай начнем собирать, достаем из коробки и одеваем на ножки;
- произносить названия частей тела — хлопаем в ладошки, песенка про пальчики;
- описывать видимое на картинах, в том числе при чтении книг;
- начать учить простые стихи, при этом изображая происходящее, — качаясь, как бычок, падая, как мишка на пол.
С малышом начинают уроки по изучению форм. На первом этапе достаточно шара и куба. На помощь в этом придут кубики, из которых строят башни, выстраивают паровозики, раскладывают на кучки по размерам. Можно просить разделить имеющиеся игрушки на 2 вида, отдельно кубики и мячики. В этом возрасте пора начинать изучать свойства предметов, для чего подойдут обычные продукты.
Малышу интересно переливать воду, пересыпать крупу, испытывать свойства воды. Отлично развивает моторику лепка из пластилина или теста. Хороший толчок дает рисование мелками, карандашами и красками. Малыша требуется уже в этом возрасте учить делиться. Требуется прививать ему азы вежливости, обучая элементарным фразам в виде «доброе утро», «здравствуйте», «спасибо» и тому подобных.
Занятия для физического развития
Подвижность детей после года требует частой смены игровой деятельности. Для малыша в этот период важно закрепить навыки ходьбы. Для этого можно выстроить маршруты, вышагивать с ребенком по прямой, по изгибам ленточки, используя маленькие и большие шаги.
С малышом рекомендуется ходить по лесенке за ручку, разрешать ему залазить на невысокие бордюры, взбираться на возвышенности и перелазить через предметы.
Дети младшего возраста быстро утомляются, поэтому традиционная гимнастика для них не подходит. Все предлагаемые упражнения должны выполняться в игровой форме. Занятия желательно проводить в одно и то же время ежедневно или через день, делают это утром спустя 30 минут после завтрака. Достаточно для этого возраста использовать 5 упражнений и повторять их не более 5 раз.
Для развития используют следующие упражнения:
- шаги по «узкой» дорожке, в качестве которой выступает лента или линия;
- движение по наклонной плоскости с удержанием малыша за руку;
- ходьба боком;
- движение в различном темпе;
- раскачивание корпуса.
Ребенок в этом возрасте с готовностью играет со взрослым и выполняет его просьбы, поэтому такую особенность можно использовать для развития физической подготовки. Достаточно попросить ребенка достать мячик из-под стола или со стула, убрать игрушки или сложить одежду в ящик. Выполнение наклонов, приседаний и иных действий будет укреплять мышечные волокна ребенка.
Есть ли различия в развитии мальчиков и девочек?
Между разнополыми детьми одного возраста имеются определенные различия. Мальчики в значительной части случаев немного ленивее девочек, поэтому они начинают ходить позже. Речь их также отстает в развитии, и словарный запас более скуден.
Чем можно кормить малыша?
Количество приемов пищи ребенком 1 года и 2 месяцев составляет 4-5 раз. Перерыв между ними должен составлять 3-4 часа. Ребенок в этом возрасте обладает достаточным количеством зубов, поэтому в рационе требуется присутствие твердой пищи — хлебобулочные изделия, фрикадельки, фрукты и другие продукты.
В качестве питья ребенку дают молоко, морс и чаи на основе трав. Блюда не требуется протирать и добиваться их мелкой консистенции. В меню на завтрак включают каши, на обед ребенку дают суп и второе блюдо с гарниром. На полдник достаточно дать фрукты, творожок или печенье. Если ребенок проголодался, то ему обеспечивают легкий перекус бананом, яблоком или кисломолочным продуктом.
Что должен уметь ребенок в год и два года, развитие детей
Статьи 10 октября 201818 минут9,617 просмотров всего, 3 просмотров сегодня
Очень быстро пролетел первый год жизни малыша. Несмотря на однообразие дней, время прошло очень быстро, оставив в памяти лишь приятные моменты. Начинается новый период, не менее интересный и важный. Малыш умеет ходить, проявляет инициативу в вопросах самообслуживания и вторит всему, что делают или говорят родители. Маленькое чудо с безграничной любовью растворяется в самых родных для него людях и познает мир вместе с ними.
Путь от года до двух
Развитие ребенка зависит не только от наследственности, но и от социальной среды, в которой он растет. Об уровне развития можно судить по принятым нормам, но помните, что каждый малыш индивидуален.
Ребенок 1 год 1 месяц
Рассмотрим варианты, как развивать ребенка с 1 года, который уже:
- умеет ползать, стоять и делать несколько шагов с поддержкой или уже самостоятельно;
- говорит до 15 слов и его словарный запас активно пополняется;
- понимает речь жестов и сам умело ею пользуется – кивает, соглашаясь, и мотает головой, отказываясь, машет на прощание или когда зовёт, посылает воздушный поцелуй;
- хлопает в ладоши, играет в «гули», слушая потешки или детские стихотворения, указывает на части тела, знакомые предметы, зверей, птиц;
- интересуется всем новым, хочет все потрогать, разобрать, изучить и попробовать на вкус.
Умные родители. Внимание и любовь – это самое ценное, что вы можете дать своему ребенку. Будьте терпимы: начинается новый период познания окружающего мира – интересный для малыша и хлопотный для родителей. На улице каждый день ребенок будет находить для себя новый объект для исследования, ваша же задача – быть рядом и рассказать, что это, а иногда и уберечь от беды, чтобы познание мира было интересным и безопасным.
Полезные игрушки. Пригодятся игрушки на палочке, которые нужно толкать перед собой, игрушки на веревочке, которые послушно будут ехать следом. Коляска, которую удобно держать двумя руками и, опираясь на нее, идти подолгу вперёд. Все эти игрушки будут стимулировать ребенка к ходьбе.
Развитие ребенка 1 год 2 месяца
Каждый период развития имеет свои достижения, в этом возрасте ребенок:
- хорошо ходит, самостоятельно встает из положения сидя;
- ловко перебирает игрушки, манипулирует ими;
- строит башни из нескольких кубиков;
- начинает познавать окружающий мир на улице, во дворе, исследовав все в домашнем пространстве;
- играет со взрослыми, привлекая их к игре;
- начинает интересоваться малышами, которых встречает.
Умные родители. Не ограничивайте малыша, не ставьте для него границы, если это безопасно. Ребенок 1 год 2 месяца – это период открытых ящиков и выброшенных вещей. Если малыш занят минут 10–15, значит вы относительно свободны в это время и можете использовать его в своих целях, присматривая за исследователем. Неделя-две таких исследований и ребенок пойдет дальше, выбрав другой объект. Зато у него будет свой опыт, а у вас время выпить кофе или перекусить, а главное – минимум ограничений и умение вовремя направить любознательный интерес малыша, предлагая полезные игрушки.
Полезные игрушки. Не ограничивайте малыша в выборе игрушек, не разделяете их на игрушки для девочек и мальчиков. Дети познают мир, интересуются. Дайте возможность выбрать, принять первые самостоятельные решения, и сами не зацикливайтесь на их выборе, если мальчик просит коляску или мишку, а девочке нужна машинка. Будьте прогрессивны и мудры!
Развитие ребенка 1 год 3 месяца
Познавая все новое, малыш открывает для себя новые горизонты. Он старается, стремится к познанию неизвестного и в этом возрасте уже:
- самостоятельно становится на ноги, не требует дополнительной опоры;
- может сам идти и переносить предметы и вещи;
- подолгу ходит, приседает и поднимается, наклоняется и танцует;
- движется спиной вперед, залазит на диван, кресла, стулья;
- понимает речь взрослых и может выполнять простые просьбы: «дай», «возьми», «принеси», «пойдем»;
- активно пополняет словарный запас, черпая новинки из речи взрослых;
- имитирует в игре поведение взрослых – говорит по телефону, пьет кофе, нажимает кнопки в пульте, готовит есть или прихорашивается у зеркала;
- лепечет, заменяя сложные слова придуманными, упрощенными;
- ловко копирует эмоции родных, проявляя их как свои собственные.
Умные родители. Как вариант занятия с ребенком 1 год 3 месяца – уборка игрушек после игры, обратите внимания малыша, что у каждой из них есть свое место и после игры все они должны лежать по местам. Привлекайте ребенка к процессу уборки. Если сезон позволяет играть в песочнице, вместе собирайте уличные игрушки в пакет или ведерко, акцентируйте внимание малыша, что они его, вы их принесли и должны забрать с собой, чтобы завтра снова с ними играть.
Полезные игрушки. Наборы для песочницы сделают интересной и познавательной каждую прогулку. Ведерки, лопатки, грабли, пасочки, сито, лейки и мельницы помогут в познании окружающего мира. Наборы бывают разных форм, комплектаций, расцветок. У малыша всегда будет возможность выбрать любимый. А в течение сезона их может быть несколько.
Развитие ребенка 1 год и 4 месяца
Малыш уже имеет предпочтения в еде, игрушках, играх, проявляет характер, а также в этом возрасте он:
- с легкостью переступает преграды во время ходьбы;
- возвращается к любимым играм и игрушкам, тренируя действия – загрузить / разгрузить машину, покормить куклу, покатать коляску, позаботиться о любимой игрушке;
- постоянно говорит, словарный запас увеличивается с каждым днем, растет запас и упрощенных слов, придуманных им самостоятельно.
Умные родители. Учить лучше всего на своем примере. В песочнице показывайте, как лопаткой набрать ведерко песка, как наполнить форму и правильно перевернуть ее, чтобы сделать пасочку. Первое время нужно не только показать, а и неоднократно сделать вместе с ребенком пасочки. Должно пройти время, чтобы малыш понял как строить маленькие башни и начал это делать успешно. А ощутив радость от того, что получается, малыш будет все делать с удовольствием и любые эксперименты будут в радость. Не отказывайте юному строителю в помощи, делайте все вместе, привлекайте его к процессу, создавайте возможность быть самостоятельным и успешным.
Полезные игрушки. В этот период актуальны игрушки с секретом, матрешки, пирамидки, большие куклы, машинки, сортеры в разных вариантах – геометрические формы, домики, животные. А мыльные пузыри, мобильные телефоны, игрушки для ванной – плавающая семья слонов, уточек или лягушек, подарят много радостных моментов и малышу, и родителям.
Развитие ребенка 1 год 5 месяцев
Малыш растет на глазах, набирает в весе, а его физическое и эмоциональное развитие позволяет:
- переступать преграды на пути, идти приставными шагами;
- понимать речь и интонацию взрослых, хотя сам говорит слова выборочно, заменяя сложные упрощенными, придуманными самостоятельно;
- собирать в емкость по образцу различные предметы;
- легко манипулировать мелкими предметами.
Умные родители. Просыпаться и сопровождать все действия в течение дня с потешками все также актуально, как и до года, – это традиция, которая объединяет. Вместе с потешками легко умываться, кушать, делать массаж, повторять и запоминать названия частей тела. Они позволяют тренировать память, запоминать строки или просто пополняют словарный запас малыша. Меняйте потешки, разучивание новые, удивляйте малыша новыми пальчиковыми играми.
Полезные игрушки. Чем развивать мелкую моторику и воображение малыша? Помогут в этом деревянные игрушки со шнуровкой, кубики разной величины, кулинарные наборы – собери пиццу или приготовь торт. актуальны и наборы с крупными геометрическими телами для постройки домов, замков, преград, мостов.
Развитие ребенка 1 год 6 месяцев
Это период, когда у ребенка прорезываются жевательные зубы. Малыш может быть тревожным, капризным, плохо спать и тянуть все в рот. Несмотря на это, он активный, а также:
- не только уверенно ходит, но и бегает – по прямой, по кругу, обегает предметы, смотрит себе под ноги и практически не падает;
- различает предметы по размеру и форме, может указывать на геометрические тела – шар, пирамиду;
- собирает пирамидку, соотнося размеры колец при небольшой помощи взрослого.
Умные родители. Если вы еще не приучили малыша к горшку, то сейчас самое время начать. Если ребенок ходит по-большому в туалет один-два в день, то внимательные мамы уже запомнили это время. Именно в этот момент стоит высаживать малыша на горшок. Внесите этот важный процесс в список обязательных ежедневных дел и следуйте ему. Высаживайте малыша на горшок каждые 20 минут – после сна, еды, прогулки и проговаривайте, что вы от него хотите. Не заставляйте его, заинтересуйте потешкой или пальчиковой зарядкой на те 5 минут, что он проведет на горшке. Хвалите малыша в любом случае, поощряйте его независимо от результата. Будьте настойчивы и последовательны, но очень позитивны. Понимание того, что именно от него хотят, умение управлять своим кишечником и вовремя высказывать свои желания, приходит к каждому ребенку, но в разном возрасте. Будьте внимательны и найдите свой подход к малышу, свой, приемлемый для вас с ребенком, метод обучения, что поможет превратить в игру весь процесс и не травмирует психику ребенка.
Полезные игрушки. Музыкальные инструменты и все игрушки, которые ползают, катаются, издают звуки животных, поют песенки, плавают или пускают мыльные пузыри порадуют полуторагодовалого малыша. Будут интересны мягкие игрушки любимых персонажей, а также те, которые имеют вид различных геометрических форм, кубики, конструкторы, что научит малыша создавать, строить, изменять мир.
Развитие ребенка 1 год 7 месяцев
Для развития ребенка в 1 год 7 месяцев характерно прорезывание жевательных зубов, что влияет на сон и настроение малыша и как следствие тревожный сон и частые капризы. В это период он также:
- проявляет первые попытки самостоятельно подниматься и спускаться по ступенькам, опираясь на перила или руку взрослого;
- различает предметы по цветам, нанесенным на них рисункам, формам, пытаясь их назвать;
- может выделить группу предметов по определенному общему признаку;
- проявляет сообразительность в достижении цели, придумывает цепочку действий, чтобы добраться до желаемой вещи.
Умные родители. Читайте малышу перед сном. Пусть это будут короткие сказки или маленькие стихотворения, главное, чтобы ребенку было интересно. Картинки в книгах должны быть яркими, красивыми, понятными, чтобы их было интересно рассматривать во время или после чтения. Постоянное общение проявит себя в расширении словарного запаса малыша, который с каждым днем все чаще будет использовать новые слова и выражения в игре, во взаимодействии со взрослыми.
Полезные игрушки. Интересны в этом возрасте говорящие игрушки – книги, азбуки, животные, которые считают, читают стихи и поют; играют в прятки, читают сказки с картриджа. Многофункциональные игрушки, которые позволяют ощущать материалы разных цветов и фактур, в которых есть клавиши инструментов, счеты, помогут в развитии ребенка.
Развитие ребенка 1 год 8 месяцев
Самостоятельность во всем и везде проявляет маленькая копия родителей, которая к этому возрасту уже:
- уверенно бегает, играя в догонялки;
- внимательно смотрит под ноги, чтобы обойти препятствия;
- активно использует имеющийся словарный запас, меньше использует язык жестов;
- отвечает на вопросы двумя словами;
- заменяет привычной и всем понятной лексикой придуманные им слова;
- самостоятельно играет с игрушками, придумывает сюжетные игры с куклой, машинкой, кубиками;
- с интересом рассматривает книги, слушает и дополняет знакомые стихотворения, потешки, детские песенки;
- самостоятельно надевает и снимает некоторые вещи, застегивает змейку.
Умные родители. Задавая вопрос, что должен уметь ребенок в 1 год 8 месяцев, нужно осознавать – всему, чего вы его научили. Как подниматься или спускаться по ступенькам, есть самостоятельно ложкой, помогать друг другу в семье, прыгать, бросать мяч – такие же навыки, которые малыши осваивают на примере взрослых.
Полезные игрушки. Детская посуда, наборы врача, ветеринара или продавца будут очень полезны в придуманных сюжетных играх. Домик с дверью и окошком для малыша разнообразит любую ролевую игру, а игра с пазлами из 2–3 деталей или пазлами – ковриками, крупными пазлами – вкладышами помогут развивать усидчивость, мышление и мелкую моторику. Прогулочные автомобили и лошадки-качалки займут малыша надолго и вызовут искренний интерес.
Развитие ребенка 1 год и 9 месяцев
Искренняя радость и неподдельный интерес сопутствуют всем открытиям малыша в любой ситуации, а также, когда он:
- прыгает на месте или вверх на небольшую высоту;
- овладевает велосипедом и учится крутить педали;
- на бегу бьет ногой по мячу, не останавливается и не падает при этом;
- играет с конструктором;
- различает геометрические тела и фигуры: шар и круг, куб и квадрат;
- сортирует предметы по размеру, цвету и форме.
Умные родители. Проговаривайте малышу в любой незнакомой ситуации, как нужно сделать правильно, поправляйте его в случае необходимости. Обращайте его внимание на места, где можно упасть, удариться или промочить ноги. Ребенок вас понимает и впитывает все как губка. Только не программируйте малыша фразами: «Не делай так – ударишься», «Сейчас промочишь ноги», «Дай руку, а то упадешь». Правильнее будет сказать: «Отойди от качели, ты можешь удариться», «Давай обойдем лужу, а то можем промочить ноги и придётся идти домой», «Дай мне руку, пожалуйста, я тебе помогу, а то здесь можно упасть».
Полезные игрушки. Толстые фломастеры на водной основе, пальчиковые краски, раскраски с любимыми персонажами сейчас не будут лишними, а запастись ими нужно в большом количестве, ведь скорость сейчас превышает качество работы. Помните, что упорство и труд все перетрут. Со временем результат работы будет более аккуратным и понятным для взрослых.
Ребенок 1 год 10 месяцев
Достижения малыша радуют его и вас, попытки сделать что-то самостоятельно все чаще бывают успешными. Теперь ребенок:
- поднимается по ступенькам, ставя обе ноги на каждую ступеньку, и не нуждается в опоре или помощи взрослых;
- подражает родителям не только в привычках и манере общения, но в сюжетных играх – убирает в доме, готовит кушать, развешивает белье;
- легко справляется с легкими головоломками и элементарными пазлами;
- может бить ногой по мячу и не падать, бросать мяч из-за головы;
- говорит связно – в речи появляются предлоги;
- частично выговаривает более сложные слова, а его словарный запас пополняется множеством новых взрослых слов.
Умные родители. Поддерживайте ребенка во всем новом, благодарите за помощь, отмечайте успехи. Хвалите малыша за достижения, за старание в неудачных попытках, за самостоятельность в ежедневных делах, за правильный ответ или помощь. Похвала никогда не будет лишней, она лишь вселит уверенность и желание к покорению вершин. Но похвала должна быть оправдана, за дело, за результат, пусть даже незначительный. Ищите позитивное в любом начинании малыша, даже если результат еще далек от совершенства.
Полезные игрушки. Лото, мозаика, различные шнуровки, пазлы, в которых нужно соединить верхнюю и нижнюю часть тела, времена года и одежду, взрослого животного и его малыша, животное и его дом или любимую еду. Красивые цветные книги с картонными страницами и качественными иллюстрациями.
Развитие ребенка 1 год 11 месяцев
Сюжетные игры занимают очень много времени в жизни маленького автора. В них появляются новые фразы и предметы, а также друзья, которым тоже отводятся роли и заботы. Ребенок:
- активно познает мир, интересуется всем новым, без страха все исследует;
- думает, перед тем, как что-то сделать, а потом принимает решение;
- внимательно рассматривает сюжетные картинки, понимает их и может показать на них что-то или даже рассказать;
- играет с мячом: подбрасывает, ловит, держит его одной или двумя руками, бросает его в цель, катает.
Умные родители. Наблюдая за ребенком, можно заметить, как он на пару секунд погружается в себя, чтобы принять решение: какую конфету выбрать, в какую сторону повернуть, какую игрушку взять с собой на прогулку. Эти быстро пробегающие по маленькому личику мысли умиляют, как и еле заметная улыбка после принятия решения. Ловите эти моменты и сохраняйте в памяти, будут и другие, трогательные, счастливые, щемящие, но эти неповторимы.
Полезные игрушки. Конструкторы, инструменты, домики с куклой или животными, наборы игрушек, что издают соответствующие звуки, кухонные принадлежности и инструменты врача. Игрушки для купания – осьминожки с цифрами, пингвины, спускающиеся с горки, заводные плавающие рыбки, лягушки, кораблики.
Развитие ребенка в 2 года
Глядя на маленькое счастье, его подвижность и изобретательность, уже тяжело перечислить все его умения и достижения, так как список достаточно внушительный. Малыш в два годика:
- хорошо бегает и прыгает;
- подпрыгивает на месте двумя ногами;
- уверенно и без помощи поднимается и опускается по ступенькам;
- может пройти пару шагов на корточках;
- говорит о себе в третьем лице, называя по имени;
- активно использует в речи от 15 до 50 слов;
- составляет словосочетания и маленькие предложения;
- строит вопросительные предложения и выделяет их интонационно;
- различает четыре основных цвета, предметы по размеру, геометрические тела и формы, показывает и называет их;
- самостоятельно играет конструктором, кубиками, другими игрушками, придумывая сюжетные игры;
- рисует пальчиковыми красками, фломастерами на водной основе или трехгранными карандашами с помощью и в присутствии взрослого;
- существенно улучшается координация «глаза-руки».
Умные родители. Вместе нарисовать картинку, сделать поделку, собрать сортер, пазлы или пирамиду – это значит вместе провести время, с пользой для обоих. Малыш стал взрослее, самостоятельнее, говорит без умолку, рассказывает сказки словами родителей. В коротких предложениях все слова согласованы, связаны предлогами – и все они правильны. Пример сработал, и рядом с вами теперь семейная гордость – Ваш ребенок!
Полезные игрушки. Велосипед, машинки разных цветов, размеров и моделей, всевозможные куклы, а также другие игрушки, которые помогут в сюжетных играх в ванной комнате, в игровой или на улице.
Малыш всему учится, глядя на вас, вместе с вами и благодаря вам. Не забывайте в суматохе насыщенных дней уделять ребенку внимание, находите время поиграть с ним, почитать или вместе порисовать. Маленькие радости, состоящие из ежедневных привычек, – пробуждение с потешкой, совместные прогулки по любимым местам, пение песенок или сказка на ночь, поцелуй и объятия перед сном, – навсегда остаются в сокровенных уголках памяти. Как много будет этих воспоминаний, насколько они будут теплыми и искренними зависит от вас – родителей!
Поделиться публикацией
Как развивать ребенка в 1 год и 2-4 месяца: советы специалистов
В 1 год и 2 месяца (в 14 месяцев) жизнь малыша разительно отличается от его восприятия мира до года. Родители начинают замечать, что их ребенок постепенно взрослеет и проявляет свой характер. Следует ли вмешиваться родителям в его развитие или наблюдать со стороны за успехами своего дитя? Как правильно развивать его открывающиеся способности? Наши специалисты ответят на эти вопросы в данной статье.
Особенности развития ребенка в 1 год и 2 месяца (в 14 месяцев)
Для малыша после 1 года начинается новый познавательный период, потому что он уже пытается ходить! А это огромнейшее достижение. Помимо этого, он уже весит больше 10 килограммов, а рост у него – выше 70 сантиметров.
Что же еще изменилось у ребенка после 1 года к четырнадцати месяцам
Во-первых, пассивный словарный запас значительно увеличился (дитя понимает ваши просьбы и с удовольствием их выполняет, например, принести мячик).
Во-вторых, сам старается называть предметы (конечно же, это еще не полные слова, но некоторые их части: слово «машина» может быть сказано, как «мина» или «ина»).
В-третьих: различает виды животных, имитирует звуки, которые они издают (показывая на кошку, говорит «мяв», на собаку – «ав»).
В-четвертых: четко различает голоса близких людей (родителей, бабушек-дедушек, дядей-тетей, братиков-сестричек).
В-пятых, изъявляет свои желания с помощью жестов или коротких слов типа «дай» и «на».
Именно в этом возрасте можно заметить, что малыш учиться играть самостоятельно без участия старших или сверстников. Для этого достаточно несколько игрушек расположить горкой, как ребенок заинтересованно начнет их вытаскивать, распутывать и рассматривать поочередно по одной.
Но проявление характера не заставит себя ждать. Если в год дитя еще нуждалось в постоянной родительской опеке, то в 1 год и 2 месяца мама или папа уже могут услышать от своего чада слово «сам». То есть малыш отклоняет предложение в помощи и хочет сделать нужное ему действие самостоятельно. Это относится к первым попыткам есть ложкой из тарелки или выносить за собой горшок, или на прогулке подниматься по лесенке. К достижениям этого возрастного периода можно также отнести и понимание значений некоторых слов: «свое», «мое», «чужое», «можно», «нельзя», «да» (разрешение), «нет» (запрет). Все чаще проявляется одностороннее желание: либо упрямство, либо покладистость. Договориться с малышом в этом возрасте трудно, но это пройдет к 18 месяцам, когда он начнет более осмысленно воспринимать слова взрослых.
Методика развития детей в 14 месяцев (в 1 год и 2 месяца)
Специалисты выделяют несколько основных направлений, в которых нужно дополнительно развивать малыша именно в этот возрастной период:
- Социальное общение – ребенок не должен общаться только в замкнутом кругу своих близких родственников, его нужно знакомить со сторонними и незнакомыми людьми – соседями, детьми старшего и младшего возраста и т. д.
- Познавательные навыки – знакомьте своего отпрыска с детскими мультфильмами, книжками, музыкальными сказками, песнями и мелодиям различных жанров и направлений (классика, колыбельные, поп- и рок-музыка).
- Речевое развитие – чем больше вы общаетесь с ребенком сами, тем быстрее он научиться вас понимать и, соответственно, выражать свои мысли и эмоции.
- Развитие крупной моторики – не следует пренебрегать утренней зарядкой, купанием и дневными прогулками (в ходе этих, казалось бы, повседневных обычных мероприятий, дитя развивается физически).
- Развитие мелкой моторики – именно данные действия будут отражаться и на интеллектуальном развитии ребенка (уже в этом возрасте можно учить складывать пирамидки, конструктор «Лего» и мягкие пазлы).
Помните: не следует пресекать любознательность. Если ребенок чем-то заинтересовался, то сами объясните ему, что это за предмет и каково его предназначение. Например, утюг или чайник, когда они в холодном и горячем состоянии. Это необходимо для того, чтобы малыш не обжегся, если данные бытовые приборы будут включены. То же и с розетками, нужно объяснить ребенку их предназначение, чтобы он не лез к ним лишний раз. В случае когда родители просто запрещают что-либо без объяснений, возможно, что малыш рано или поздно ослушается запрета. Если же подробно объяснить, почему возникает данный запрет, то он поймет, и ослушания не последует.
Читайте также: Развитие ребенка в 1 год и 1 месяц
Правильно развиваем ребенка в 1 год и 2 месяца (14 месяцев): советы специалистов
В этом возрасте для любого ребенка авторитетом являются его родители и ближайшие родственники – бабушки и дедушки. Он старается брать с них пример и подражать их движениям. Поэтому многое в 1 год и 2 месяца у малыша основывается на подражании. Чем больше вы ему будете показывать каких-то движений, тем быстрее он научиться их выполнять четко (например, приседать, делать наклоны, хлопать в ладоши и т.д.). Это относится не только к физическим упражнениям, а и к речевым навыкам. Но главное условие – все обучающие и развивающие упражнения облекайте в игровую форму.
Вот несколько вариантов ежедневных игр для малыша в возрасте 1 года и 2 месяца:
- «Золушка». Смешайте несколько ложек различных круп (гречка, горох, рис, пшено, семена подсолнечника и т. д.), вместе с малышом начните их сортировать. Не бойтесь, если малыш попробует их на вкус;
- «Прищепка-крокодил». На веревку или лоскут ткани прицепите несколько различных по цвет пластмассовых прищепок для белья, задача ребенка – снять прищепку;
- «Магнитики на холодильнике». Интересное и увлекательное занятие для ребенка снимать и вешать различные магниты с холодильника на магнитную доску, с доски на стиральную машину и т. д.
Не забывайте все игры сопровождать словесными комментариями и объяснениями (например, какого цвета предмет и из какого материала он сделан).
Развитие ребенка в 1 год и 2 месяца
Любимым занятием малыша становится изучение содержимого полок, шкафов и ящиков. И если раньше данный процесс отличался стихийностью и хаотичностью, то сейчас это вполне серьезная исследовательская работа. Так что запасы терпения родителей должны быть безграничны. Грядет новый важный этап в жизни ребенка.
Общее развитие ребенка в 1 год и 2 месяца
Понаблюдаем за развитием ребенка в 1 год и 2 месяца. В доме появился настоящий ученый-исследователь. Его интересует буквально все. Причем, благодаря окрепнувшей мускулатуре и ловкости рук, в распоряжении малыша оказывается любой предмет, расположенный на высоте его роста. Это делает интереснее жизнь ребенка и приносит много беспокойства его родителям. Усложняет ситуацию тот факт, что в 1 год и 2 месяца ребенок уже способен быстро убегать от любого, кто посягнёт на его рабочий процесс.
Все большее место в его жизни занимает игра. С возрастающей двигательной активностью растет и интерес ребенка к подвижным играм. Эту особенность развития можно использовать, чтобы отвлечь малыша от запретной деятельности. Можно сделать вид, что ловите его или даете мяч, которым он увлечется и забудет о ножницах, лежащих на столе.
Продолжают совершенствоваться навыки ребенка. В 1 год и 2 месяца он уже увереннее держит ложку и пытается набирать еду, подражая взрослым. Любимое развлечение — ревизия содержимого кухонных ящиков – помогает оттачивать ловкость и способность манипулировать предметами.
Развитие ребенка в 1 год и 2 месяца сопровождается резким возрастанием «негативизма» в его поведении — категорического отрицания любой просьбы или замечания. Это нормальное проявление его самостоятельности. Родителям надо помнить: сейчас от их мудрости и выдержки зависят будущие взаимоотношения с малышом.
Речь ребенка в 1 год и 2 месяца
В связи с особенностями развития словарный запас крохи в 1 год и 2 месяца претерпевает некоторые изменения. Ребенок начинает активно использовать слово «нет», отстаивая свою независимость. Оно занимает первое место в лексиконе упрямца, обогнав традиционные «мама» и «папа».
Расширяется спектр звуковых сочетаний, используемых малышом для обозначения предметов и явлений окружающего мира: «би-би», «ав-ав», «мяу».
Успешное речевое развитие ребенка возможно при постоянном общении с ним. Следует комментировать свои действия, называть предметы, заинтересовавшие его, вести с ним диалог. Совсем не должно смущать, что вопросы остаются без ответа. Сейчас основное развитие его речи состоит в увеличении запаса слов, которые ребенок воспринимает, но пока не произносит. Пройдет немного времени, и богатый пассивный словарь малыша превратится в активную правильную речь.
Уход за малышом
Распорядок дня ребенка в 1 год и 2 месяца включает двухразовый дневной отдых (по 2,5 – 3 часа), 11 часов ночного сна, четырех разовый прием пищи. Купать следует через день при температуре воды не ниже 36 градусов. После ванны можно провести обливание водой комфортной температуры (на 1 градус ниже комнатной, равной 23 градусам). Затем растирание и небольшой массаж.
Нужно стараться поддерживать постоянный режим дня. Это положительно скажется на развитии и с раннего возраста приучит ребенка к дисциплине и организованности.
Питание ребенка в 1 год и 2 месяца
Ребенок растет. Его десны становятся крепче, а количество зубов прибавляется с каждым месяцем. В рационе уже преобладает твердая пища. Конечно, в разумных пределах. Например, мясо следует резать небольшими кусочками, а крупные порции вареных овощей разминать в кашицу. Но не стоит забывать и о традиционных детских блюдах. Самым полезным завтраком остается каша или приготовленный на пару омлет. На обед следует всегда подавать суп. Пусть ребенок уже сейчас привыкает к правильному питанию.
Режим приема пищи остается прежним – 4 раза в день. Полдник крохи — это разнообразные фрукты, йогурт и очень важен для растущих зубов творожок.
Сон малыша
Важным аспектом успешного развития ребенка является его спокойный здоровый сон. Для малыша в 1 год и 2 месяца он продолжает длиться 11 часов в ночное время и 4-6 часов в дневное (два подхода по 2-3 часа). Чтобы обеспечить крохе комфортный приятный отдых обязательно нужно проветривать комнату перед каждым укладыванием. При этом контролировать температуру, не допуская переохлаждения, особенно в зимнее время. Будет полезно совместить отдых малыша с ежедневным пребыванием на свежем воздухе, после которого счастливый и уставший ребенок с радостью отправится в страну грез.
Безопасность в 1 год и 2 месяца
В любом возрасте безопасность малыша превыше всего. Но именно сейчас это жизненно важное требование становится наиболее актуальным. Активный познавательный интерес заставляет кроху без страха и опасений исследовать незнакомые объекты, проникать в самые труднодоступные места и преодолевать любые препятствия, которые «наивная мама» устанавливает на пути бесстрашного первооткрывателя.
Стоит учесть один момент: в 1 год и 2 месяца ребенок уже достаточно силен и ловок для того, чтобы попытаться проделать первые «гимнастические этюды» в попытках добраться до вожделенного предмета. Но его координация при этом еще не настолько хороша. Поэтому внимательно стоит смотреть за проделками карапуза и повысить меры безопасности, принятые ранее во много раз.
Чему можно научить малыша?
Ребенок становится подвижным и очень восприимчивым к звукам окружающего мира. Особенно красивым и ритмичным. А значит, самое время поговорить о первых танцах. Многие мамы отмечают 1 год и 2 месяца, как возраст, ставший отправной точкой для музыкального развития ребенка. Поэтому можно чаще включать музыку. Обычно танцевальный дебют малыша состоит из качания, кружения, хлопков, кивков головой. Подбадривайте его, хлопайте в ладоши, увидев первые неловкие попытки попасть в такт мелодии. Можно танцевать вместе с ним. Любите петь? Тогда пение станет идеальным музыкальным сопровождением для танцующего ребенка. Возможно, он даже попытается присоединиться, издавая протяжные односложные звуки. Устраивая подобные домашние концерты, развивается музыкальный слух, чувство ритма, а возможно, и будущие вокальные данные.
Это может показаться странным, но в 1 год и 2 месяца ребенок уже способен обучиться элементарным вежливым манерам. И делает он это, подражая окружающим его взрослым людям. Постоянно нужно благодарить его и других домочадцев. Всегда здоровайтесь и прощайтесь. Главное условие – обязательно сопровождать вежливые слова жестами (кивок головы, взмах руки), так как слова ребенку пока недоступны. Спустя некоторое время можно увидеть, как крошечный карапуз склоняет голову в благодарственном кивке.
Развивающие игры
1 год и 2 месяца – возраст, когда самое время занять свободное время ребенка развивающими играми, направленными на пополнение его пассивного и активного словаря, двигательный опыт и творческие способности.
Поем вместе. Спойте ребенку детскую песенку, побуждая повторять доступные ему слова, например, «мама». Каждое действие, встречающееся в песне, показывается руками. Благодаря игре ребенок развивает свой активный словарь и отрабатывает навыки подражания словам и действиям.
Преодолеваем препятствия. необходимо сделать полосу препятствий из подручных материалов и помогите крохе преодолеть ее. Подобное развлечение развивает двигательный опыт и ловкость малыша.
Устраиваем бумажный снегопад. Возьмите белый лист бумаги и вместе с машом порвите его на кусочки. Затем предложите сделать из них снегопад. Покажите пример, скомкав бумагу и подбросив ее вверх. Ребенок будет в восторге от такой игры. Плюс ко всему она разовьет его мелкую моторику, а в будущем отлично скажется на творческих способностях ребенка.