Развитие правого и левого полушария у детей: Особенности развития полушарий головного мозга ребенка – Как развить правое и левое полушария мозга ребенка, взрослого? Упражнения для мозга для детей, школьников и взрослых

Содержание

Особенности развития полушарий головного мозга ребенка

Развитие ребенка имеет свои природные предпосылки, которые являются не такими переменными, как требования и потребности окружающего мира. Неподходящие методы развития, неправильное влияние на ребенка могут привести к отрицательным результатам, повредить, а то и вообще перекрыть путь к расцвету всего потенциала в ребенке. Поэтому рассмотрим природу человека, начав с самого важного — с развития головного мозга.

Как известно, головной мозг разделен на много функциональных зон, крупнейшими из которых являются правое и левое полушария. В течение жизни человека они развиваются не одновременно и действуют асимметрично относительно тела человека. То есть, левое полушарие отвечает за чувствительность и моторику правой части тела, а правое полушарие, соответственно, управляет левой частью. Правое полушарие демонстрирует свою зрелость уже до пяти лет, тогда как левая (особенно языковые зоны) развивается полностью до восьми-двенадцати лет. Итак, начиная с перинатального периода у ребенка активно развивается правое полушарие головного мозга. Ощущение своего тела, знакомство с ним, координация движений рук и ног — все это работа именно правого полушария головного мозга.

Ребенок — это телесное существо. Все, что он пропустит через телесное восприятие, останется первичным и прочным фундаментом опыта, на котором будет строиться вся дальнейшая жизнь. Все пространственные представления и эмоциональные процессы могут выстроиться как самостоятельные только тогда, когда они сформировались в недрах тела ребенка. Вот почему для маленьких детей так важно иметь свободный доступ для исследования окружающих предметов, чтобы их ручки и ножки не были обременены пеленками. Очень влияют на развитие эмоционального фона объятия мамы и папы.

В правом полушарии формируются пространственно-временные представления. Они усваиваются через телесный контакт. Вспомните, какими большими казались деревья, когда мы были маленькими, и как долго тянулось время, когда нужно было посидеть неподвижно. В правом полушарии закладываются основы творческого мышления, интуиции. Здесь цвета, образы, целостное восприятие мира. Именно поэтому с рождения стоит давать ребенку слушать спокойную музыку, возможность наблюдать и прикасаться к живой природе. Ребенку крайне необходимо работать с различным сыпучим материалом (крупами, песком), водой, природными составляющими (камнями, деревянными палками, лепестками, листиками). Только следите за тем, чтобы не было перенасыщения. Как это сделать? Просто будьте внимательны к эмоциональному состоянию ребенка, а также меняйте более яркие раздражители на спокойные, давайте большое количество тактильного контакта.

Левое полушарие отвечает за анализ, логическое мышление, в нем фрагментарное видение мира, фиксация точных знаний, знаков и символов. Именно здесь царят правила, структура, причинно-следственные связи.

Если представить мозг человека в виде двухдверного шкафа, то в правой части найдем картинки, рисунки, произведения искусства, различные объекты для исследования, краски, кисти, музыкальные инструменты и т.д. Слева же будут храниться в строгом порядке буквы, цифры, графики, формулы, планы.

Очень важный и малоизвестный факт: если в раннем возрасте «наполнять» детей фактическими знаниями, учить запоминать цифры и буквы, точные названия, то в связи с физиологической несформированностью левого полушария все «псевдознания» осядут в правом полушарии, вытеснив при этом его творческий потенциал, а сами превратятся в ненужный фактаж.

Что же получается: детям до пяти лет нельзя показывать ни цифры, ни буквы, не стоит учить, как называются те или иные деревья, животные? Это не совсем так. Если мы хотим, например, дать ребенку представление о числе «2», то следует положить в его ручку два камня или две пуговки, чтобы он на ощупь, через зрительный анализатор понял, что такое это «2». Так же с названиями животных и деревьев. Поход в лес, экскурсия в зоопарк или на ферму станут эмоционально-насыщенными (это как раз и является комфортной атмосферой для правого полушария) и через эмоциональный, через прикосновение маленьких пальчиков к коре дерева, ушек котика, шерсти барашка, через ощущение величины окружающего мира относительно собственного тела — все это даст ребенку возможность не просто понять понятие «береза» или «собака», а усвоить эти понятия как части целостной картины мира.

Как вы уже могли заметить, левое полушарие развивается через правое — в правую мы даем впечатление о предмете, а в левой, соответственно, фиксируется его название. Чем беднее впечатление, тем бесполезнее будут усвоенные знания, тем реже ребенок сможет их использовать в жизни. Если мы снова вернемся к нашему метафорическому сравнению с двухдверным шкафом, то увидим, что дверца в левую часть шкафа может легко открыться, если зайти внутрь правой части. Это как своеобразная перегородка между правым и левым отделениями.

Важно также отметить не только необходимость правильного развития полушарий головного мозга, но и нейронных связей между ними. Устойчивость, прочность и необходимое количество этих соединений обеспечивает гармоничное развитие личности. Так, гармонично развитая личность может быть не только великим математиком, но и изобретателем и музыкантом. Для того, чтобы у детей развивались нейронные связи между полушариями, нужно давать одинаковые нагрузки как на левую, так и на правую части тела: рисовать, лепить, играть на музыкальных инструментах обеими руками одновременно, прыгать, чередуя ноги, выстукивать ритм, делать одновременно обеими руками различные движения.

Перенасыщение левостороннего развития (или недоразвитие правого полушария): — ребенок редко улыбается, эмоционально возбужден, мало двигается, любит играть только в пассивные игры, где присутствует стратегия, а не творчество; — слишком взрослый вид лица; — ребенок нервничает, когда ему приходится создавать что-то новое, он никогда не фантазирует и не придумывает; — очень бедный эмоциональный фон; — любые действия являются последовательными, четкими. Нет даже намека на спонтанность.

Перенасыщение правостороннего развития (или недоразвитие левого полушария): — ребенок постоянно фантазирует, мечтает, но так и не берется воплотить мечты в жизнь; — делает все быстро, некачественно, нет абсолютно никакой последовательности в действиях — сплошная спонтанность и зависимость от настроения; — неспособность спрогнозировать элементарные последствия своей деятельности.

Итак, прежде чем увлекаться модными новинками раннего развития ребенка, стоит вдумчиво проанализировать все последствия такого обучения и понять, что развитие является тогда действительно развитием, когда оно своевременное и естественное. Вдохновения вам.

Смотрите также

Как развить правое и левое полушария мозга ребенка, взрослого? Упражнения для мозга для детей, школьников и взрослых

Как и для чего развивать правое и левое полушарие. Эффективные занятия для взрослых и детей.

Содержание статьи

Человеческий мозг уникален по своей природе. Он может развиваться в течение всей жизни, если его регулярно тренировать. И также быстро он может утрачивать свои способности, если ему не давать «пищи». С появлением детей многие родители задумываются, каким образом всесторонне развивать ребенка, чтобы он вырос талантливой интеллектуальной личностью.

А еще лучше — гением. Согласно теории 10 000 часов гениями не рождаются, гениями становятся трудолюбивые, много времени отдающие одному занятию люди. Почему? Потому что они тренируют свой мозг и тело изо дня в день множество лет, и именно это приводит их к успеху.

Правое и левое полушария мозгаПравое и левое полушария мозга

Правое и левое полушария мозга

В этой статье мы расскажем, как развить правое и левое полушарие мозга ребенка, а также, почему важно развивать ребенка всесторонне. Если вы молодой родитель, и ваша цель развитие ребенка, эта статья не сможет дать ответы на все вопросы, но станет основой и планом действий для дальнейшего развития.

Топ-10 мифов о мозге человекаТоп-10 мифов о мозге человека

Топ-10 мифов о мозге человека

Почему важно развивать оба полушария мозга?

В развитии личности важно равномерно развивать оба полушария мозга, так как оба важны и взаимосвязаны между собой. Поэтому в занятиях с ребенком должны быть равномерно распределены задания для развития обеих полушарий мозга. Давайте рассмотрим, за что отвечают левое и правое полушария мозга.

Почему важно развивать оба полушария мозга
Почему важно развивать оба полушария мозга

Почему важно развивать оба полушария мозга

 

Левое полушарие долгое время считалось доминирующим, так как отвечает за логическое мышление. Но в настоящее время ученные считают, что оба полушария равны, и добиться гениальности без активной работы обеих невозможно.

Левое полушарие отвечает за:

  • Логику
  • Аналитическое мышление. Именно левое полушарие отвечает не только на сбор и сохранение информации, а и ее анализа. Числа, символы и счет также относятся а аналитическому мышлению
  • Языковые способности. Буквальное восприятие слов
  • Контроль речи
  • Контролирует способность к чтению, запоминанию дат, имен, различных фактов, а также быстрое воспроизведение информации в письме;
  • Последовательная переработка сведений, различных данных
  • И конечно же полный контроль за половиной тела, но не левой, а наоборот правой половиной тела
Левое и правое полушарие отвечает за различные функцииЛевое и правое полушарие отвечает за различные функции

Левое и правое полушарие отвечает за различные функции

Правое полушарие отвечает:

  • Самая важная функция, за которую отвечает правое полушарие — интуиция. А без нее в современном мире как вы знаете никуда
  • Переработка невербальной информации. Это образы, символы, афоризмы и многое другое
  • Ориентация в пространстве, понимание собственного местоположения, понимание карт и четного видения местности. Также эта функция отвечает за составление и решение мозаичных головоломок, сбора пазлов и многое другое
  • Способность воспринимать и воспроизводить музыку. Но при этом для того чтобы стать талантливым музыкантом и композитором необходимо получить музыкальное образование. А для его получения необходимо активная работа обеих полушарий
  • Понимание чужого воображения. Восприятие метафор, фантазий, домыслов других людей. Именно правое полушарие позволяет не воспринимать все буквально, а воспринимать истинное значение фразы
  • Наличие собственного воображения и фантазий. Без правого полушария мы бы были буквальны, абсолютно логичны и не смогли бы, прикрыв веки отправляться в любой уголок земли и не только. Скучно? Да, именно так. А еще мечты, представляете, как можно жить без мечты? Мы не можем даже представить
  • Изобразительное искусство. Без правого полушария человек бы не смог ни творить, ни оценивать чужие творения
  • Эмоции. Полушарие не отвечает за возникновение эмоций, но вот вся реакция на данную эмоцию лежит именно на нем
  • Наслаждение от секса. Без должного развития правого полушария секс для человека не более чем скучный технический процесс для воспроизведения рода
  • Мистичность и религиозность также продукт работы правого полушария
  • Многозадачность. Именно правое полушарие отвечает за обработку различной информации одновременно и рассматривает вопрос или проблему целиком, без дробления. Но вот для анализа уже подключается левое полушарие. Например, мы видим лицо. Левое полушарие распознает множество черт лица, правое полушарие подключается и обрабатывает множество поставленных задач, левое анализирует и выдает ответ — личность человека, а также эмоции связанные с ним
  • Контролирует левую часть тела

Начав активное развитие одного полушария, и не уделив достаточного внимания второму, мы лишь притормаживаем работу и развитие обеих. В организме обязательно должна быть соблюдена гармония и баланс.

Мозг развивающегося человека в цифрахМозг развивающегося человека в цифрах

Мозг развивающегося человека в цифрах

Как развить правое полушарие мозга?

Ранее мы уже выяснили, что правое полушарие отвечает за творческую сторону личности. И для того чтобы развивать эту часть мозга необходим и творческий процесс. Обратите внимание, что сам процесс должен доставлять удовольствие и желание продолжать творить. Важен не результат и сроки, в которые будет выполнена работа, а сам процесс.

  1. Пазлы. Кто-то их обожает, кто-то считает бесполезным занятием. Но именно пазлы помогают активно развивать правое полушарие, абстрактно мыслить и учиться планировать и ориентироваться в пространстве
  2. Живопись. Не важно, в каком стиле, важен процесс и удовлетворение от процесса. Как только научитесь чувствовать удовольствие от творчества, можно приступать к изучением техник живописи. В случае обучения ребенка, обязательно профессиональное, позитивное изучение, чтобы не отбить желания
  3. Рукоделие. Причем важно постепенно осваивать все новые и новые виды и техники. Для того чтобы полушарие активно развивалось, важно не стоять на месте, а развивать свои творческие способности
  4. Ведение дневника. Он полезен не только для анализа и выплескивания своих мыслей и эмоций, а и обучению правильного изложения мысли. Спустя несколько месяцев попробуйте начать дневник следующей жизни. То есть писать жизнь выдуманного героя. Таким образом, потребуется львиная доля фантазии, благодаря чему будет активное развитие полушария
  5. Развитие в себе чувство эмпатии. При этом обязательно ставить себя на место другого человека. Чувствовать и сопереживать его ситуации, действиям, мыслям, эмоциям
  6. Медитация. Несмотря на критичное мнение некоторой части населения, медитация очень важна для полноценного развития правого левого полушарий
Как развить правое полушарие мозгаКак развить правое полушарие мозга

Как развить правое полушарие мозга

Как развить левое полушарие мозга?

Правое полушарие отвечает за логику, сбор ми анализ информации. Кстати, наше дошкольное и школьное образование в основном нацелено на развитие левого полушария, так что его то вы скорее всего регулярно тренируете.

  1. Логические задачи. В сети вы их найдете большое количество, как по отдельности, так и собранные в игры и приложения. Играйте, разгадывая как сами, так и собираясь всей семьей
  2. Учите стихи и прозу. Как можно больше читайте. Это действительно работает и помогает долгие годы держать мозг в тонусе.
  3. Изучение иностранного языка. Будет абсурдно заявить, что вам он никогда не пригодится. Поверьте, как только вы его освоите, необходимость в нем придет сама собой. А левое полушарие скажет вас спасибо
  4. Игра в шахматы. Это древний способ научиться планировать, мыслить логически и на десятки шагов вперед. Освоить эту игру в совершенстве — великое искусство. Если сравнивать с языками, то это сравнимо с изучением китайских иероглифов
  5. Освойте тайм-менеджмент. Краткие перерывы каждые 25 минут помогут восстановить форму, да и размять мышцы которые, кстати, также помогают мозгу лучше работать
Как развить левое полушарие мозгаКак развить левое полушарие мозга

Как развить левое полушарие мозга

Также оба полушария лучше развиваются при регулярных прогулках, занятиях спортом, в которых обязательно включены растяжки.

Тренируем правое и левое полушарие мозгаТренируем правое и левое полушарие мозга

Тренируем правое и левое полушарие мозга

Как развивать мозг ребенка?

Развитие ребенка обязательно должно происходить в игровой форме, ровно столько времени, сколько хочет ребенок. Как только вы попробуете удержать его на минуту дольше — закончится весь процесс обучения. Так как без желания не будет и знания.

Видео: Что может ребёнок? Как максимально развить мозг! Профессор Шеповальников А Н

Видео: Упражнения для головного мозга для взрослых и дошкольников

Видео: Пальцевая гимнастика для мозга. Фингерфитнес.

Видео: Гимнастика НИШИ Кацудзо

Видео: Гимнастика для мозга Гордон и Троицкая

Восточная дыхательная гимнастика для мозга Ильчи Ли

Видео: ДЛЯ МОЗГА: медитация ДЫХАНИЕ ОГНЯ С ЛАПАМИ ЛЬВА (дыхательная восточная Ильчи Ли)

Развитие правого полушария мозга у детей: полезные упражнения

Здравствуйте, мои дорогие читатели! Уже давно никто не спорит, что возможности человеческого мозга безграничны, и этому, наверное, самому важному органу в нашем организме, постоянно нужна подзарядка, иначе «дело – труба». Мозг наш периодически требует от нас развития, но к каждому из его полушарий (а из простейшего курса анатомии мы знаем, что их два) необходим, оказывается, свой подход.

Несколько дней назад мы начали тему про правополушарных детей. Предлагаю её и продолжить. Ну, не саму тему, мы с ней вроде как уже разобрались, а про изучение правого полушария, отвечающего за творческий подход в жизни. У подавляющего большинства населения доминирующим является всё-таки левое, рулящее логикой, но это вовсе не значит, что развитие правого полушария мозга нужно пустить на самотёк. Ведь для гармонии всё должно быть уравновешено!

От простого к сложному

Самые простые упражнения для тренировки правого полушария мозга связаны с искусством, ведь эта сторона нашей подкорки отвечает за творчество.

  • В первую очередь, это рисование. Причём, есть такое хитрое художество, направленное именно на тренировку, состоящее в рисовании одновременно двумя руками.рисование-двумя-руками Берём в каждую руку по карандашу либо художественной кисточке, кому чем больше нравится рисовать, и выводим на бумажном листе абсолютно одинаковые формы либо предметы двумя руками сразу. Колечки, сердечки, завиточки, квадратики и треугольники – не важно. Главное – одновременно!
  • Во-вторых, помогает развиваться правому полушарию музыка, точнее – игра на музыкальных инструментах. Этот процесс предполагает активность обеих рук, на что требуется включить сразу обе мозговые коробочки.
  • В-третьих, образное мышление. Где и как его можно активировать? Самый простой способ – пойти в картинную галерею или музей. Там подходящих образов – море. мама-и-сын-в-музееНе хотите выходить из дома? Тогда попробуйте пройти визуализацию, сидя на диване. Достаточно представить перед собой бумажный лист и написать мысленно на нём слово, затем поменять цвет букв, цвет самой бумаги, да и вообще нарисовать вокруг кучу котиков-домиков-цветочков. Сидите вечером с ребёнком, да воображайте, сколько душе пожелается. Можно подключить звуки и даже запахи, это уж насколько Вашей фантазии хватит.

Знаете ли вы, что? Ребёнок изначально – существо преимущественно правополушарное. Лишь где-то к двум годам левая часть его ещё маленького мозга, вставшего на путь развития, подключается и начинает активно действовать по полной программе.

Как включить правый отдел на полную?

У профессионалов есть ряд простейших приёмов, которые день за днём без труда подключают правое полушарие «на всю мощность». Тренировать ими можно мозг как у детей, так у взрослого человека.

Используем цвет

Простой способ активизировать правое полушарие, состоящий в разукрашивании записей. Нужно записать телефон? Возьмите вместо черно паркера красную ручку. Необходимо накидать список дел? Сделайте это не на обычной офисной бумаге, ослепляющей своей белизной, а напишите на цветном листочке. Изучаете рабочий материал? Выделяйте ключевые фразы цветными маркерами!

желтый-маркер

В результате, от ненавязчивого подключения правого полушария мозга в действие учёбу или обыденный труд в офисе можно сделать намного примечательней. Что самое интересное, когда Вы попробуете через пару-тройку недель вернуться к шаблонным чёрно-белым записям, они вряд ли Вам и Вашим детям уже придутся по душе.

Ну, согласитесь, приятнее смотреть цветное, а не чёрно-белое кино.

Используем живую картинку

Одна маленькая картинка может собой заменить тысячу несказанных слов. И изображение столь же эффективно для развития правого полушария, как и цвет, и их действие основано на том, что они в первую очередь, обращаются именно к этой стороне головного мозга.

яркие-зонты

А цветная картинка – это вообще целый взрыв мозга! Так что, при выборе детских книжек не спешите приобретать издание, состоящее только из текста, отдайте предпочтение тому, в котором много красочных картинок.

Используем метафоры и проводим аналогии

Научить ребёнка пользоваться в его устной речи и при написании письменных работ метафорами и аналогиями – дело, конечно, не простое. Для этого нужен свой большой багаж с пословицами-поговорками, чтобы им оперировать в беседе. Но как только Вы возьмёте за правило пользоваться этими «штучкам» русского языка в быту, уверена, мир вокруг Вас станет ярче и интереснее, а речь — богаче и красивее.

Используем эмоции

Когда к сухой логике мы подключаем правополушарные эмоции, мы способны сметать все препятствия на своём пути.

удивленная-девочка

Живой пример: как действует на нас телереклама, когда она основана не только информации, а завязывает интерес на эмоциональных чувствах за счёт  использования в роликах «мимими-шных» детей и животных? Не станете лишний раз контролировать свои эмоции, а будете восхищаться и удивляться – значит, станете регулярно тренировать своё правое полушарие.

Используем интуицию

Если факты – это прерогатива левого полушария, то интуиция – это поле деятельности исключительно правого.

Задайтесь вопросом: а как часто вы прислушиваетесь к своему сердцу? А научили ли Вы пользоваться интуицией своего ребёнка, делая выбор не так, как логически на первый взгляд правильно, а так, когда что-то подсказывает, что надо сделать по-другому? Развитая интуиция месте с логикой – это ого-го какая силища!

Используем интересные факты в связном рассказе

Когда Вы либо Ваш ребёнок начинает что-то кому-то рассказывать, оперируя одними лишь сухими фактами, в большинстве случаев внимательный в первые секунды собеседник начинает вдруг теребить края своей одежды либо мечтательно смотреть куда-то вдаль.

хороший-расказчик

Свои рассказы нужно уметь оживлять, чтобы было интересно: примерами из жизни, анекдотами в тему. А за такой подбор нужной «живой струи» как раз и отвечает правое полушарие. Тренируйте!!

Используем профессиональную лексику вместе с образными выражениями

При подготовке домашних заданий, да и просто отвечая на любые детские «почему» не стоит в ребёнка «вдалбливать» материал только формулами и правилами. Да, профессиональный сленг – это часть нашей учёбы и работы, но лишь часть.

Гораздо прощу объяснить смысл материала через образы, которые задевают правополушарную струну и включают эту часть мозга в работу. Ведь устные образы заставляют нас представлять визуальные картинки! Такой приём эффективен и для взрослых, когда требуется простым языком объяснить профессиональные вещи.

А как у них?

Развивают правое полушарие мозга не только наши соотечественники. Так, в Тибете и у индусов есть особенный рисунок под названием мандала, который считается отправной точкой для работы с правой частью мозга. тибетская-мандалаСидят себе тибетские мальчишки и девчонки, смотрят на узор на протяжении около 2-3 минут и на тебе: рисунок у них начинает играть красками, словно в калейдоскопе!

Особенно продвинутые тибетские монахи даже практикуют на досуге рисование мандалы либо собирание узора по цветным крупицам — зёрнышкам, что по сути является сложнейшей практикой. Занимает это занятие отнюдь не день и даже не неделю, а может растянуться на долгие тренировочные месяцы. Одно мановение руки, и они безжалостно стирают весь свой титанически труд, приступая к работе заново! Вот это тренировка!

А вот в Японии, а теперь уже и по всему миру, известен профессор Макото Шичида, который более 40 лет изучал головной мозг и в результате разработал свою японскую методику.

Он пришёл к выводу, что у левого полушария «девичья память» — краткосрочная, что никак нельзя сказать про способность помнить у правого, которое для нас – настоящий архив всего, что хотя бы раз видел человек. Теперь Вы понимаете, почему так важно развивать нашу, работающую в большинстве случаев наполовину, правую сторону с извилинами?!

ребенку-показывают-картинки

Итак, по этой японской методике вся информация на века заносится путем мелькания – быстрой демонстрации чего-то нового. Потом, спустя время, этот, таким чудодейственным способом поступивший материал, всплывает в нашей памяти через визуализацию – зрительный образ. А левое полушарие будет извлекать, обрабатывать и правильно пользовать.

К сожалению, эффективен этот метод для детишек до 3-х лет, потому как у них, как было нами отмечено, до этого возраста правая часть доминирует над левой. Так что кому «далеко за…», преуспеть по японским методикам вряд ли удастся. Но это вовсе не значит, что этим нельзя заниматься, просто результат будет несколько ниже, чем хотелось бы.

Вот сколько вам дала сегодня идей для саморазвития! Выбирайте, тренируйте, пусть всё будет взвешенно и гармонично развито!

мозг-с-гантелями

Подписывайтесь на новости блога, впереди еще много чего интересного! И про нашу группу «ВКонтакте» не забывайте)

Ваша «ШколаЛа»!

Развитие полушарий головного мозга у школьников

В статье Правое и левое: как развивается мозг у дошкольников ее автор, нейропсихолог Валиева Мария, рассказала об особенностях развития малышей от рождения и до школы. Представляем вашему вниманию вторую статью на тему развитие полушарий головного мозга. Теперь речь пойдет о школьниках.

Разница в развитии мозга у мальчиков и девочек

Девочки

У девочек приблизительно в 6-7 лет в активную фазу вступает левое полушарие, и они готовы к планомерной, усидчивой работе. Впрочем,  лучше продолжать обучение с использованием двуполушарных методик.

Мальчики

У мальчиков это происходит позднее. До 8-9, а иногда и до 10 лет у них правое полушарие остаётся ведущим. Посему для мальчиков ранний поход в школу с исключительно левополушарными методиками преподавания – это испытание. Причём они не глупее девочек, но девочки обычно успешнее в начальных классах традиционной школы.

Как я уже говорила, правое полушарие мозга – это умение объёмно мыслить, видеть ситуацию в целом. И мальчикам надо дать возможность набрать большой объём образного, комплексного мышления. Им природой отведено на этот процесс больше  времени, потому что потом им придётся всю жизнь оперировать этими объёмами для решения мужских жизненных задач.

развитие мозга у школьниковОсобенности развития мозга у мальчиков и девочек проявляются к 6-7 годам

Для мужчины очень важно это умение — мыслить объёмами, управлять ими: социальными, государственными, научными. Положим, математика в начальной школе всегда лучше даётся девочкам. А на математическом факультете в институте всегда успешнее мальчики. Математика легче идет, если ты в объёме видишь, чем если решать уравнения по алгоритмам. То есть эта разница начинает проявляться в 21, когда требуется мышление в объёме.

С шести лет до полового созревания (до 12 приблизительно) идёт период активного двуполушарного развития и познания. Ребёнку подходит уже более направленное, двуполушарное обучение. Оно хорошо подходит и для мальчиков, и для девочек. И здесь очень важно то, что они в разных категориях находятся, но девочкам полезно усиливать правое полушарие, которое у них слабее, а мальчикам — левое, усидчивость развивать, логику. Так что при совместном обучении чередование правополушарных заданий с левополушарными дало бы плюсы обоим.

Чтобы помочь мальчикам набрать эти объёмы мышления до того, как включается активное развитие левого полушария, надо продолжать заниматься творчеством, свободным от шаблонов, заучивания и повторений. Причем можно осваивать и школьную программу, но применяя принципы импровизации, используя правополушарные или двуполушарные учебники.

 

Левое полушарие мозга — это логика, голая структура, в нём жизни нет, и когда правое полушарие молчит — скучно. А если есть структура, наполненная жизнью — возникает баланс, и всем хорошо!

Как выглядит идеальный вариант школы для детей этого возраста

В идеале школьный класс делится на разные по обустройству участки, где и парты есть, и стенка, на которой можно повисеть, разрядиться, и ковёр мягкий, на котором можно сесть кругом. Так часть урока «идёт в тетрадях» и направлена на развитие сильных сторон левого полушария — усидчивости, последовательности, упорядоченности.

А другая часть урока посвящена живому общению, к примеру, решению общей творческой задачи, которую даёт учитель. Те, кто посообразительнее, объясняют тем, кто понимает хуже, притом любыми способами: можно двигаться, рисовать, лепить что-то из теста, вести себя более свободно, импровизировать.  И, конечно, хорошо, когда часть уроков идет на природе, в общении с Живым, а в мае месяце — фактически все занятия — практические, на природе.

развитие мозга у школьниковДети так близки к природе!

Детям по природным ритмам и физиологическим очень тяжело в мае, и даже уже где-то с середины апреля, учиться в закрытых помещениях — дети близки очень к Жизни, а все живое весной просыпается, и соприкоснувшись с ним при помощи Мудрого Учителя, можно получить очень ценный жизненный опыт!

В период полового созревания всё опять меняется?

Да! Наступает этап «тотального поглупения», энергетика с коры головного мозга уходит в эндокринную систему. Этот период продолжается несколько лет. У детей происходят колебания в сфере здоровья и самочувствия. (А нагрузка в общеобразовательных школах в этот период растёт несоразмерно, что, конечно, не может хорошо отразиться на здоровье и развитии.) У детей падает интерес к учёбе как таковой, потому что познавательный мотив ослабевает. На передний план выходит социальный мотив — «для чего я этому учусь»?

развитие мозга у школьников

Подростки успешны, если их знания начинают обретать практический смысл. В этом возрасте надо решать общественно полезные задачи, брать на себя интересные социальные проекты: помогать старикам, заниматься озеленением города, вторичной переработкой мусора (макулатурой, утилизацией вредных материалов), снимать ролики или анимацию социального содержания, организовывать или участвовать в разных соревнованиях, фестивалях и выставках… Это единственно верный путь к тому, чтобы найти своё место в обществе.

Для учеников этого возраста идеальная школьная среда — это родительско-детская среда, где активно присутствуют взрослые, которые являются носителями опыта в разных сферах жизнедеятельности. И дети могут вокруг них концентрироваться по интересам. Присоединяясь к взрослому, занятому в той области, которая подросткам интересна, они могут приобретать необходимый социальный статус, навыки, а в будущем и минимальную работу — реальное приложение их знаний. Надо дать им такую возможность, тогда и познавательную мотивацию в какой-то степени можно будет сохранить.

Встраиваясь за каким-то взрослым (преподавателем или просто яркой личностью), занимаясь тем, в чём его родители могут не разбираться вообще, у ребёнка появляется шанс раскрывать свой потенциал. Так начинается подготовка к активной социальной жизни, которая с возрастом плавно перетекает в более целенаправленное образование.

И вот что ещё важно! Ведущее полушарие сохраняет своё положение «главного» приблизительно до 20 лет, а после этого человек всю жизнь стремится к «равнополушарности».  Два полушария — это восьмёрка, знак бесконечности, и гармония в том, чтобы они функционировали равномерно. Жизнь сама ставит перед человеком соответствующие задачи. Когда у женщины с ведущим левым полушарием рождается ребенок, ей просто необходимо пробуждать в себе чувственную сферу — научиться проявлять мягкость, пластичность, налаживать отношения.

Как же включается чувственное восприятие?

развитие мозга у школьников

Как правило, человек сейчас живёт в каком-то футляре, воспринимает мир как через стену. Он идёт по улице, солнышко пригревает его кожу, ветерок играет в волосах, а он этого не чувствует. Включать чувственную сферу очень сложно, поскольку она была заблокирована в детстве. Тем не менее, всё реально, нет ничего невозможного.

Вообще, человек живёт, чтобы чувствовать! Что бы он не делал, ему важно, что он чувствует. Если вспоминать прожитый день, то ориентируешься на то, что ты прожил «на чувствах», прочувствовал. И чем глубже чувства, тем более насыщенным был день.

Жизнь сама включает чувства в человеке через разные ситуации. Иногда через кризисные, трудные, иногда через радостные. Рождение ребёнка, сильная влюблённость, путешествия… Если человек живёт и просто что-то делает (действует), ему становится скучно, жизнь кажется пустой, начинается депрессия.

Думаю, существует немало разных методик для раскрытия способностей правого полушария. Это можно мягко решать на арт-терапевтических занятиях, через рисование, театрализации, телесно-ортентированные тренинги, разные виды импровизаций. Например, можно попробовать нарисовать своего ребёнка в образе растения, выразить все ощущения, которые с ребенком связаны… Мы занимались с молодыми мамочками именно так, потому что через актуальное, через чувства по отношению к малышу, очень легко войти в чувственное поле. Всё возможно!

Автор: Валиева Мария

Статьи на тему

Правое и левое: как развивается мозг у дошкольников

Развитие полушарий головного мозга

Левша

Готов ли ребенок к школе?

Домашнее образование школьников

Полезные страницы

Валиева Мария, тверской нейропсихолог об особенностях воспитания мальчиков

Детское творчество в Твери

Школы Твери

Образовательные программы в школах Твери

На главную страницу сайта для родителей Растем в Твери

Теории развития правого и левого полушария и наши занятия на развитие правого полушария

За прошедшее время (после переработки большого количества информации) я несколько пересмотрела своё отношение к раннему развитию. Сейчас в основном занимаемся развитием правого мозга, а именно, по методике Шичиды. Развитием левого мозга (развитие логики) мы практически не занимаемся. Есть элементы из Монтессори, Домана, также стараюсь развивать коммуникативный интеллект, много лингвистических занятий. Мой вопрос, Ваше мнение о теориях развития правого и левого мозга, а также, включаете ли Вы в занятия с Вашим сыночком упражнения на развитие правого мозга? Если да, то какие?
С уважением
Людмила Матвеева

Уважаемая Людмила, спасибо за вопрос. Прежде чем на него ответить, еще раз кратко разделим понятия левого и правого полушарий. Левое полушарие отвечает за анализ, сопоставление, логику, индукцию, последовательности, классификации и категоризации. Правое полушарие отвечает за наглядно-образное, абстрактное, дедуктивное, интуитивное, творческое мышление. Проще говоря, математика, физика, химия, биология, астрономия, лингвистика, – области левополушарные. Живопись, музыка, скульптура, эзотерика – области правополушарные. В терминах теории множественного интеллекта к левополушарным типам относятся лингвистический, логико-математический, естествоведческий типы интеллекта, а к провополушарным: творческий, коммуникативный, внутриличностный, телесно-кинетический, музыкальный типы интеллекта.
В настоящее время в рамках обсуждения различных методов и методик раннего развития большое внимание уделяется проблеме игнорирования развития правого полушария детей с рождения, в следствие чего левое полушарие развивается более интенсивно, а возможности правого полушария атрофируются за неимением достаточного практического применения. Действительно, такое может произойти, если с ребенком заниматься исключительно развитием высших психических функций, памяти, внимания, логико-математического мышления, восприятия, речи и знакомить малыша с окружающим миром исключительно через призму точных наук, хоть и адаптированных к условиям детской игры. В этом случае мозг ребенка не будет получать достаточных стимулов для работы правого полушария, что приведет к явному доминированию левого. Очень быстро ребенок в задатками художника, музыканта или скульптора потеряет этот “дар” и перейдет по воле родителей в категорию инженеров, физиков и математиков, где, возможно, не будет иметь профессионального успеха и личного удовлетворения в силу отсутствия особых талантов. Но самое страшное даже не это, а то, что ребенок потеряет данную ему при рождении способность видеть и замечать прекрасное вокруг него и создавать это прекрасное своими руками. Родителям необходимо помнить о том, что именно правое полушарие делает из человека уникального, не похожего на других индивида. Однако, если помнить об этом и развивать ребенка гармонично, с самого рождения уделяя равное внимание развитию обоих полушарий, то такой проблемы не возникнет, левое полушарие не заблокирует правое, и у ребенка останутся все возможности, данные при рождении природой, чтобы стать яркой, талантливой и неповторимой личностью.
Как я уже писала выше, теория множественного интеллекта Говарда Гарднера не только не игнорирует развитие правого полушария, но и уделяет ему достаточное внимание в рамках развития музыкального, творческого, эмоционального, внутриличностного и телесно-кинетического типов интеллекта.
Прежде чем перейти к примерам тех занятий, которые я провожу со своим сыном на развитие правого полушария, хочу сделать некоторую оговорку. В этой статье я специально не описываю метод Макато Шичиды и Глена Домана, так как эти имена заслуживают отдельной статьи и даже отдельной научной работы. Уверена, что родители, занимающиеся ранним развитием, хорошо знакомы с обоими учеными. Проводить занятия по их методам или нет – дело личное. Про нас могу сказать одно, что метод Домана для меня оказался не примлемым. Из Шечиды мы берем упражнения на развитие интуиции, мандалы, развивающие краткосрочную память, упражнения на эмоциональное развитие, медитации. Презентации Шечиды, его математику и некоторые упражнения на развитие фотографической памяти не берем по той же причине, что и Домана.

А теперь о наших играх на развитие правого полушария.
1. Творческий тип интеллекта
Я включаю Луке фоном музыкальные композиции, даю листы А3 и краски и не мешаю. Он рисует все, что приходит ему на ум в этот момент, часто комментирует то, что рисует. Потом мы обсуждаем, что он нарисовал, почему такой цвет выбрал. Лука сам придумывает истории по своим рисункам.
Кроме рисования Лука очень любит сочинять пластилиновые истории. Я оставляю его наедине с целой коробкой разноцветного воскового пластилина и слышу из соседней комнаты: “Это кораблик, вот еще один, он на буксире его тащит. А вот баржа плывет. У-у-ух, целая флотилия!” Или что-то в этом роде. Прихожу, вижу: один брусок пластилина на другом, в них вставлена стека, Лука объясняет, что это парусник, а вот тот квадратный брусок с шариком наверху – маленький катерок.

2. Эмоциональный тип интеллекта
Часто мы играем в пантомиму. Сначала это были игры на показ простых предметов и объектов: заяц, медведь, птица, книга. Затем подключили более сложные объекты: лужа, дождь, листья, осень. Сейчас Лука показывает тучу и солнце, ветер и снег, веточку и лепесток.
Кроме пантомимы, мы учимся моделировать ситуации переживания определенных чувств. Например, я прошу Луку представить, что мальчик отобрал у него любимую машинку, каким будет его выражение лица? Что он в этот момент почувствует? Когда мы только начинали играть в такие игры, я предлагала Луке на выбор несколько вариантов: гнев, радость, удивление, восторг. Он выбирал. Сейчас он уже справляется без подсказок.
Мы также любим играть с карточками – эмоциями. Любимыми у нас являются карточки – эмоции Буратино: удивление, страх, гнев, уныние, радость, восторг. Я выкладываю карточки перед Лукашей и рассказываю мини-историю, произошедшую с Буратино. Лука ищет карточку с эмоцией, которую, по его мнению, должно выражать лицо Буратино в пережитой ситуации. По началу, когда мы играли в эту игру, я иллюстрировала каждую ситуацию соответствующим рисунком, чтобы Луке было проще представить и запомнить сюжет истории.
В конце дня мы играем в игру “Что со мной произошло”. Вся семья собирается за столом и каждый рассказывает очень эмоционально о каком-то событии прошедшего дня, наиболее запомнившемся и ярком. Лука тоже рассказывает о том, что произошло с ним сегодня. Чаще всего самые яркие воспоминания у него от прогулок или от общения с носителем языка.
Одной из наших любимых игр является театр мимики и жестов. Я рассказываю Луке историю, а он должен показывать ее параллельно жестами. На начальном этапе я тоже предлагала Луке варианты, но постепенно он сам начал придумывать отличные “иллюстрации”. Пример истории: “Прилетела муха. Летает, вьется вокруг головы, жужжит, а Лука ее раз– и поймал в кулачок. Поднес кулачок к ушку и слушает, как там муха, жужжит или затихла? Тишина, может и не поймали мы вовсе муху-то? Давай-ка аккуратно откроем ладошку…только так, чтобы муху не выпустить. Ой! Улетела! Давай снова ловить, вон она кружится и жужжит опять”.

3. Музыкальный тип интеллекта
Часто мы играем в такую игру. Я выкладываю перед Лукашей несколько репродукций картин и по очереди включаю разные музыкальные композиции. Его задача – определить, с какой картины убежала музыка.
Пример осенней подборки:
1. И. Левитан «Золотая осень»
2. В. Перов «Охотники на привале».
3. Дж. Миллес «Осенние листья».
4. О. Фриез «Осенние работы»
5. А. Куинджи «Осенняя распутица»
6. И. Бродский «Опавшие листья»
1. Вивальди «Осень»
2. Чайковский «Времена года. Сентябрь .Охота»
3. Шуберт «Венгерская мелодия»
4. Моцарт «Рондо из маленькой ночной серенады».
5. Шуман «Осенний вальс»
6. Бах «Ария сюита № 3″
Выбор соответствий весьма не очевиден, да и тут нет правильного ответа, так как это не тест, а практическое упражнение для воспитания души…
Под классическую музыку мы часто устраиваем релаксацию в конце дня. Лука лежит спокойно на животе или спине, я глажу его или делаю ему массаж.
Лука любит смотреть красивые видео, сопровождаемые классической музыкой. Смотрит всегда молча и очень внимательно. Думает о чем-то своем, медитирует.
Вот его любимое видео на сегодняшний день:

Помимо изучения нотной грамоты (что, кстати, относится к упражнениям на развитие левого полушария мозга) я провожу с Лукашей занятия на импровизацию. Даю ему инструмент, чаще всего синтезатор, и слушаю. Он играет то, что захочет. Кстати еще Шиничи Сузуки в своем книге “Воспитание талантов” говорил о том, что в возрасте трех -четырех лет ничто так не привлекает ребенка к обучению музыке и игре на музыкальных инструментах, как возможность импровизировать.

4. Внутриличностный тип интеллекта
Расставляю перед Лукой три одинаковых емкости вверх дном, под одной из них прячу предмет. Посылаю силой мысли Луке информацию, под какой емкостью спрятан предмет. Он интуитивно пытается отгадать.
Во время прогулок мы любим наделять объекты природы определенным характером и настроением. Например, у нас есть волшебное дерево, идя мимо которого мы каждый раз здороваемся с ним и разговариваем. Это дерево каждый день разное и в зависимости от того, как оно выглядит, мы понимаем, какое у него сегодня настроение. Подобным образом мы персонифицируем травинки, листочки, цветы, облака и даже ветер. Не так давно Лука начал сравнивать свои ощущения с природой. Например, если ему стало холодно, он может задрожать и сказать: “Я дрожу, как осенний листочек”.

Это лишь некоторые примеры наших ежедневных упражнений на развитие правого полушария. Честно говоря, на настоящий момент я не вижу в Луке перевеса ни в одну из сторон, и мне очень хочется верить в то, что наше развитие происходит достаточно гармонично, и этот перевес не произойдет, по крайней мере по моей вине.

Статья по теме: Двуполушарный подход к обучению детей.

Двуполушарный подход к обучению детей.

 «Обучая левое полушарие,

вы обучаете только левое полушарие.

Обучая правое полушарие,

вы обучаете весь мозг!»

И. Соньер


  Одна из особенностей мозга человека – так называемая функциональная специализация полушарий, то есть правое и левое полушарие мозга у человека имеют разные функции, они управляют разными видами деятельности. От того, какое из полушарий наиболее развито у человека (в силу ли врожденных свойств, в силу ли воспитания), зависит его индивидуальность, особенности его восприятия.
Эти представления строятся на нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций, сформулированной Лурия А. Р.

    Специализация полушарий мозга в процессе интеллектуальной деятельности заключается в следующем:

 Левое полушарие

 Правое полушарие

Правая рука, правая нога, правый глаз, правое ухо

Левая рука, левая нога, левый глаз, левое ухо

Двигательная сфера

Чувственная сфера

Разумное

Эмоциональное

Абстрактно-логическое мышление

Наглядно-образное мышление

Интуиция, творчество

Дискретное восприятие (линейное)

Симультанное восприятие

(целостное)

Устная речь

Мелодичность, интонации

Письменная речь

Элементарное понимание речи

Временные представления

Пространственные представления

    Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Всех людей по соотношению активности полушарий можно условно разделить на три типа: право-, лево- и равнополушарные. Более активное полушарие определяет стратегию мышления, эмоционального реагирования, восприятия, памяти, интеллектуальной активности и т.д.

Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Межполушарное взаимодействие служит основой осуществления высших психических функций.        В настоящее время считается доказанным, что с функциями левого и правого полушария у человека связаны два типа мышления — абстрактно-логическое и пространственно-образное.
    «Правополушарный» человек воспринимает мир во всем его конкретном богатстве и разнообразии. Но поскольку он лишен теоретического мышления, то ему не удается проанализировать свои впечатления, установить между ними логическую связь, соотнести с определенными категориями, и потому его богатство не приносит плодов.
     «Левополушарный» человек сохраняет способность к анализу и обобщениям, к логическим операциям, но не может их использовать, так как ему нечего анализировать и обобщать.
    Очевидно, лишь одновременная работа обоих полушарий, объединение механизмов образного и абстрактного мышления обеспечивают всесторонний, конкретный и теоретический охват явлений внешнего мира.
полноценная психика предполагает согласованную и уравновешенную работу обоих полушарий.

  При развитии и обучении ребенка необходимо учитывать возрастную динамику развития полушарий головного мозга.
    К моменту рождения правое полушарие больше по отношению к левому. Существенные изменения в межполушарном взаимодействии отмечаются к 6-7 годам, то есть к началу школьного обучения. Созревание правого полушария осуществляется более быстрыми темпами, и поэтому в ранний период развития его вклад в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария. Для  детей характерна непроизвольность, невысокая осознанность поведения, они очень эмоциональны, их познавательная деятельность имеет более непосредственный, целостный и образный характер.

Формируется межполушарное взаимодействие ещё в период младенчества, во время ползания благодаря постоянным скрестным движениям рук и ног. Если же период ползания оказывается сокращен, то недостаточно развиваются координация движений, координация деятельности полушарий между собой и координация мозга и тела в целом. Развивая координацию движений, моторику ребенка, мы создаем предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов. Поэтому на занятиях и уроках предлагается в качестве физминуток помаршировать под музыкальный ритм и выполнять различные движения под счет (ритмокоррекция).   

Возраст от 3 до 7-8 лет характеризуется активизацией нервных волокон, осуществляющих взаимодействие между полушариями и играющих важную роль в обеспечении зрительной, слуховой, кинестетической (полисенсорной), слухо-моторной и зрительно-моторной, эмоционально-мотивационной интеграции. Эта зона мозга обеспечивает межполушарную организацию процессов запоминания.
Для созревания функций левого полушария необходимо нормальное развитие правого полушария. Например, известно, что смыслоразличение звуков речи является функцией левого полушария. Но прежде должно проявиться и автоматизироваться тональное звукоразличение в правом полушарии (через взаимодействие ребенка с окружающим миром). Дефицит или несформированность этого звена может привести к задержкам речевого развития.

Толчком к активизации левого полушария считается появление у ребенка осознания себя. С нарастанием активности левого полушария происходит появление сложных понятий, развитие абстрактного мышления, умение считать и писать.

 Дети, у которых дольше сохраняется правополушарная специализация мозга не так хорошо пишут, пропускают буквы, не дописывают слова, им тяжело дается таблица умножения.
    До школы недопустимо раннее обучение тех детей, которые имели задержку в развитии речи в первые годы жизни или сейчас не выговаривают отчетливо ряд звуков. Это означает, что у них по-прежнему доминирует правое, неречевое полушарие. Преждевременные повышенные требования могут привести к заиканию и неврозу.

Правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела.

Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость работы полушарий.   При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. При этом правое полушарие, осуществляя чувственное восприятие, дает необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нем определяются сходство и различие между предметами, явлениями, событиями, обрабатывается речевая информация.

Как показывает практика, обучение в школе носит традиционный левополушарный характер

  • Замена освоения учащимися практических навыков накоплением теоретических.
  • Повышение уровня абстрактности изложения учебного материала.
  • Усиление  матемизации и алгоритмизации материала при изучении гуманитарных дисциплин.
  • Отсутствие на практике  творческого подхода и интуиции.
  • Редко используются наглядные, образные,  эмоциональные  методы  в обучении.

 В процессе обучения асимметрия усиливается: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, а правое полушарие — в образных.

Количество детей с трудностями овладения письмом и чтением увеличивается год от года. Увеличилось и количество леворуких детей, которые испытывают такие же трудности. Часто приходится  сталкиваться с детьми, которых даже близкие им люди называют невнимательными, неорганизованными, неспособными сосредоточиться и верно выполнить предложенную работу. В школе такие дети плохо читают, медленно и коряво пишут, делая большое число ошибок, которые взрослые называют «нелепыми». Встречаются и ребята, испытывающие трудности в счете, а также при решении математических задач. В большинстве случаев это не связано с тем, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным. Часто бывает, что после занятий с узкими специалистами (логопедом и психологом), репетиторами проблемы полностью не исчезают и при увеличении школьной нагрузки проявляются вновь. Оказывается, что ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентировку. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и, как следствие, неудовлетворительного поведения на уроках. Кроме того, уровень грамотности зависит от взаимной работы больших полушарий головного мозга. Бывает так, что у ребенка доминирует правое полушарие (отвечает за целостный образ предмета или слова), а левое (отвечает за правильное его называние или написание) недостаточно сформировано: не такой уж редкий случай активного школьника с ярким воображением – и абсолютно неграмотного!

Незавершенностью процессов формирования межполушарного взаимодействия объясняются амбидекстрия по сенсомоторным функциям, наличие феномена зеркальности, недостаточность речевого обозначения (вербализации) пространственных отношений, слабость процессов разного вида памяти. 
Хочется подчеркнуть, что  и леворукость — это не просто преимущественное владение левой рукой, но отражение межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга. Самые  серьезные  трудности, с  которыми  может  столкнуться  педагог, это проблемы  переученных  левшей.

    Анализ распределения первоклассников по их латерализации функций мозга показал, что количество детей с доминированием правого полушария увеличивается с каждым годом. Учителя единодушно отмечают, что «правополушарные» дети оказываются гораздо менее успешными в учёбе, чем их сверстники с преобладанием «левополушарных признаков». После обучения в течение первого года во всех классах наблюдалось увеличение количества детей с доминированием левого полушария. Степень увеличения оказалась значительно выше в классах с усложнённой программой (в гимназиях и лицеях). Однако у некоторых школьников отмечалось усиление доминирования правого полушария. При анализе ситуации у этих учащихся выяснилось, что они оказались в состоянии стресса, вызванного низкой успеваемостью и педзапущенностью.

 Если обратиться к словам основоположника отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия: «…Акт письма ни в какой мере не является результатом деятельности какого-либо одного «центра»; в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга», то можно объяснить трудности овладения письмом у неуспевающих школьников. В стрессовой ситуации нарушается проводимость через мозолистое тело, ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а ведомое блокируется. Два полушария начинают работать без интеграции. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами. Одно из основных условий его успешной адаптации к стрессовому обучению — развитие мозолистого тела, укрепляющего и объединяющего головной мозг.

Подчеркнем еще раз, полноценная психика предполагает согласованную и уравновешенную работу обоих полушарий.

Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка.

  Его можно развивать с помощью кинезиологических упражнений — комплекса движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы, тем самым развиваются все психические функции, функционально активизируются подкорковые образования мозга. Упражнения развивают мозолистое тело, формируется пространственная ориентировка, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация. (см. Приложение №2)

Конечно, проблема разностороннего индивидуального развития ребенка, а также проблема преодоления возникшей школьной неуспеваемости слишком серьезна, чтобы решить ее, используя только несколько упражнений. Занятия с ребенком должны носить комплексный характер, то есть каждый урок составляется из игр и упражнений, взятых из ритмокоррекции, развития памяти, произвольного внимания, межполушарной синхронизации. Занятия должны быть насыщены веселыми музыкальными ритмами, речевками и стихами.

 Подробнее с кинезиологическими программами можно познакомиться в книге А. Л. Сиротюк «Обучение детей с учетом психофизиологии».


Мы убедились, что полный анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при  тесном сотрудничестве полушарий. Поэтому практически в каждом виде учебной деятельности можно выделить компоненты работы как правого, так и левого полушарий. Их координация и взаимная дополняемость – необходимое условие для успешности любого вида деятельности. Отсутствие же слаженности в их работе – основная причина трудностей в учебе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией и дискалькулией (нарушением процесса формирования навыков письма, чтения, счета).

Внедрение здоровьесберегающих технологий в школах  должно учитывать мозговую организацию познавательных процессов, тем самым   осуществить дифференцированный подход в обучении детей.

Левополушарный тип ученика

Рекомендации

Преобладает  словестно-логическое мышление, оперирование словами, условными знаками и символами. Развиты счет и письмо, преуспевание в алгебре, чтении, языках.

Абстрактно-линейный стиль изложения информации.

Технология. Детали.

Преобладает абстрактное, аналитическое мышление от частного к целому. Информация обрабатывается последовательно, линейно, медленно.

Важно давать четкие, завершенные инструкции, продумывать логику изложения материала. Опрос лучше проводить письменно, не ограничивая во времени. Иногда уместно опросить после урока. Лучше справляется с тестированием «закрытого» типа (выбрать готовый вариант ответа).

Преобладает слуховое восприятие

Дети лучше реагируют на словесное замечание. Для них очень важна тишина на уроке.

Преобладает произвольное запоминание.

Необходимо многократное повторение  учебного материала.

Больше ориентированы внутрь себя (интроверты), более сосредоточенны.

Предпочтительна работа в одиночку.

Характерна высокая потребность в умственной деятельности.

На мотивационном этапе урока для них важно сделать упор на познавательные мотивы.

Характерны ошибки на безударные гласные в корне слова, пропуск мягкого знака, в падежных окончаниях, замена согласных, приписывание лишних букв.

После изучения правил  количество ошибок сокращается в пять раз (происходит аналитическая деятельность). Способен проверять работу.

«Левый ум» отвечает за настоящее и будущее .

Новый материал, задачи, материал для сочинения (все, что связано с конструктивной деятельностью мозга) лучше располагать в правой части доски.

Для лучшего восприятия информации им необходимо сочетание: темный фон и светлый мел. Классическая посадка за партами.

Правополушарный тип ученика

 Рекомендации

Преобладает конкретно-образное мышление, оперирование образами реальных предметов.

   Использование образов, связь             информации с реальностью, практикой.                 Использование контекста.

Склонность к творчеству (рисование, музыка). Спорт.

    Творческие задания, эксперименты, музыкальный фон.

Мышление целостное, синтетическое, информация перерабатывается быстро.

    Опрос лучше проводить  устно, на уроке,         т.к. письменные задания выполняются гораздо медленнее. Задания с ограниченным сроком выполнения. Вопросы задавать открытого типа (собственный развернутый ответ, что дает возможность проявить творческие способности).

Преобладает зрительное и кинестетическое восприятие.

При дисциплинировании учащиеся лучше реагируют на невербальные сообщения (мимика, взгляд, жест). Информацию лучше усваивают в виде графиков, карт, демонстраций, через практическую деятельность.

Преобладает непроизвольная память.

При запоминании нужно использовать опору на разные органы чувств. Информация, которая произвела впечатление, запомнится на долго.

Больше ориентированы вовне (экстраверты), чаще отвлекаются на уроке.  

Лучше работают в группе.

Характерно установление новых контактов, завоевание авторитета. Высоко выражена потребность в самореализации.

На мотивационном этапе урока для них лучше сделать упор на эстетическую сторону предмета, на социальную значимость деятельности, на престижность положения в коллективе.

Характерны ошибки в словарных словах, в гласных под ударением, пропуски, описки, имена собственные пишут со строчной буквы. Эти учащиеся могут обладать «врожденной» грамотностью (используют интуицию). Для них главное — понимание смысла прочитанного,  поэтому проверок они не любят.

Часто после изучения правил начинают делать ошибок в четыре раза больше (при этом происходит нарушение целостного образа, единства смысловых, слуховых, моторных характеристик, разрушается «врожденная» грамотность). Их нельзя во время письма останавливать и просить вспомнить правило.

«Правый ум» отвечает за прошлое.

Все что связано с повторением и запоминанием лучше располагать в левой части доски.

Для лучшего восприятия информации им необходимо сочетание: светлый фон, темный мел. Посадка полукругом.

При обучении словесности рекомендуются следующие методы обучения.

Правополушарные учащиеся

Левополушарные учащиеся

Сочинения.

Составление слов и предложений из частей.

Чтение-пересказ.

Чтение по ролям.

Задания на правописание.

Нахождение взаимосвязи.

Беглость устной и письменной речи.

Нахождение отрывков в тексте.

Экскурсии.

Анализ рассказа.

Разбор слов и предложений по составу.

Прослушивание тестов.

Обучение других.

Задания на поиск ошибок.

Применение правил.

Точность употребления слов.

Многократное повторение.

Сопоставление текстов.

Понятийное понимание слов.

Итак, в результате изучения влияния согласованности работы полушарий головного мозга на речемыслительную деятельность детей  были сделаны следующие выводы:

  1. Необходимо помнить о том, что энергия мозга в каждый конкретный период конечна, а для развития той или другой моторной или психической функции эволюционно заложены определенные сроки. «Невостребованные» зоны мозга, т.е. не получающие сенсорной информации, задерживаются или отстают в развитии. Поэтому при развитии и обучении ребенка необходимо учитывать возрастную динамику развития полушарий головного мозга.
  2. При подготовке детей  к школе и их обучении необходимо учитывать не только мотивационную, эмоциональную, психологическую и социальную готовности к обучению, но и физиологическую готовность мозга к успешному усвоению школьной программы.
  3. Отсутствие согласованной работы и  синхронного взаимодействия полушарий головного мозга – это действительно основная причина трудностей в развитии познавательных процессов детей младшего школьного  возраста.
  4. При проведении диагностики  первоклассников важно определять индивидуальный профиль латерализации функций мозга  (выявить ведущее полушарие)  и уровень межполушарного взаимодействия. (см. Приложение №1)
  5. При обучении и воспитании детей необходимо учитывать особенности         функциональной асимметрии полушарий. 
  6. Формирование межполушарных связей обеспечивает успешное усвоение материала школьной программы.
  7. Чем более активно используются оба полушария и все доли мозга, тем больше нервных связей формируется в мозолистом теле.
  8. При внедрении  здоровьесберегающих технологий учёт мозговой организации познавательных процессов может лечь в их основу и позволит осуществить дифференцированный подход в обучении детей.

Литература :
 1. Айзман Р., Жарова Г., Вартапетова Г., и др. Готов ли ребенок к школе?  

2. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. – М.: Вентана-Граф, 2005.
  3. Брагинский В. Почему не каждому дается грамота// Интернет.

4. Деглин В.Л. Функциональная ассиметрия – уникальная особенность мозга человека// Интернет.
5.  Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М Психофизиология ребенка: Психофизио-логические основы детской валеологии.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2000
   6.  Межполушарная ассиметрия// Википедия – свободная энциклопедия. Интернет.

7. Николаева Е.И. Леворукий ребёнок: диагностика, обучение, коррекция. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
  8.  Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии// Интернет.

9. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов — М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.

10. Леутин В.П., Николаева Е.И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. – Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1988.  

11. Леутин В.П. Адаптационная доминанта и функциональная асимметрия мозга // Вестник Российской академии медицинских наук. – 1998.

12. Лобные доли и регуляция психических процессов.  Ред.  А.Р. Лурия, Е.Д. Лурия, Е.Д. Хомская. –  М.: Изд-во МГУ, 1986.

13. Лурия А.Р. Сопряженная моторная методика и ее применение в исследовании аффективных реакций //Проблемы современной психологии. – М.: Наука, 1928. – Т.3.

14. Николаенко Н.Н. Творчество и мозг. – Санкт-Петербург: Институт специальной педагогики и психологии, 2001. – 342с.

15. Диагностика в экспериментах, заданиях, рисунках и таблицах. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.

Приложение 1

Тесты на определение ведущего полушария

Определение ведущей ноги

  • «Прыжки на одной ноге»
  • «Поза нога на ногу»

 (Если при закидывании ноги на ногу сверху оказывается правая — она ведущая. При ходьбе ведущая нога делает более широкий шаг. Прыжки  также будут выполняться на ведущей ноге.)

Определение ведущего глаза

  • «Подзорная труба»
  • «Подмигивание»
  • «Подсмотри»

(Чтобы определить ведущий глаз, попросите посмотреть в маленькую дырочку (в фотоаппарате, в листе бумаги, т.д.) Первым делом к отверстию прикладывается ведущий глаз, им же и подмигивают.)

Определение ведущего  уха

  • «Подслушай»
  • «Телефон»

(К источнику звука подставляется ведущее ухо.)

Определение ведущей руки

  • «Замочек»  (Переплетите пальцы рук в «замок». Если сверху оказался палец правой руки — признак правши.)
  • «Поза Наполеона»  (Скрестите руки на груди. Рука, которая оказалась сверху — ведущая.)
  • «Аплодирование»  (Правши хлопают правой рукой по неподвижной левой ладони, левши — наоборот. Если вы аплодируете обеими руками — признак амбидекстра.)
  • «Графические пробы» (Напишите свое имя одновременно обеими руками с открытыми или с закрытыми глазами. Как правило, левши ставят обе руки в центр листа и начинают писать правой рукой слева направо, а левой — справа налево. С закрытыми глазами левши пишут свою фамилию в зеркальном, а с открытыми как обычно.)
  • «Одновременное рисование обеими руками геометрических фигур с закрытыми глазами» (Возьмите два карандаша и с завязанными глазами нарисуйте два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, получается аккуратнее, при этом движения ведущей руки может быть медленнее, зато более точными, меньше дрожания, линии более четкие, углы не сглажены. Ребёнок может тоже попробовать выполнить это задание с открытыми и с закрытыми глазами.)
  • «III палочки» (Попросите нарисовать три любых палочки. Левши рисуют вертикальные, а правши – горизонтальные.)
  • «Заштрихуй фигуру» (Левши штрихуют в вертикальном направлении или близком к нему, а правши – в горизонтальном.)
  • «Бытовые пробы» (Посмотрите, какой рукой расчесывается, чистит зубы, держит ложку.)
  • «Найди спичку» (Возьмите несколько коробков. Задание: «найдите спичку в одной из коробочек». Ведущая та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает, достает и т.д.))
  • Вырежьте ножницами какую-либо фигурку. Аккуратнее получается ведущей рукой.

Распределение психических функций

1.Перед испытуемым табличка. Попросите на нее посмотреть и запомнить три слова. Табличка убирается. Правша будет запоминать строчки, а левша – столбики.

Карась

Орел

Овца

Плавать

Летать

Бегать

Чешуя

Перья

Шерсть

2.Испытуемому предъявляются 10 картинок с подписями, отражающими их содержание (по 1 сек на каждую). Например: снежинка – зима, лиса – плутовка, часы – время, ракушка – море и т. д. Затем попросите написать все, что запомнил.

Правополушарный будет запоминать подписи, а левополушарный – картинки.

Все результаты фиксируются знаками «+», « — «  в столбцах: право – лево. Преобладание знаков свидетельствует о доминантности полушария. Амбидекстры, выполняя тесты, дают разнобой. Они могут писать правой рукой, слушать левым ухом, есть левой рукой и т.д. Такие тесты можно проводить с взрослыми и с детьми школьного возраста.

Приложение 2

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия. 

Данный комплекс упражнений может быть использован как в индивидуальной, так и в групповой формах работы. Начинать надо с ведущей руки и использовать не более 3-х новых упражнений. Потом эти же упражнения выполняются дополнительной рукой, потом двумя руками одновременно. Если дети справляются, выполнять те же упражнения с выключением зрительного анализатора. Только потом прибавляем новое упражнение.

  • Кулак – ребро – ладонь

Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упражнение выполняется вместе с ведущим:

а) ладонью правой руки;
б) ладонью левой руки;
в) обеими ладонями одновременно.

При этом меняем темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его. Затем ребенок выполняет упражнение сам. Если у ребенка все получается, то при этом можно одновременно произносить веселые стихи.

  • Ладонь – кулак – кольцо

Тоже самое, только рука стоит на локте , вместо «ребра» большой и указательный палец образуют «кольцо».

Поднимаем вверх ладошки обеих рук и начинаем перебирать пальцы на обеих руках, соединяя в кольцо с большим пальцем поочередно указательный, средний, безымянный и др. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими. Ведущий меняет темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его.
Можно использовать при этом тексты любых детских стихотворений.

  • Пальчики здороваются

На правой руке пальцы соединяются поочередно с большим пальцем, начиная с указательного, на левой – начиная с мизинца. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими. Ведущий меняет темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его.
Можно использовать при этом тексты любых детских стихотворений.

  • Кулачки (ладошки) с  хлопками

Поочередно меняем положения кистей на столе: сжимаем обе руки в кулак – хлопок – ладошки. Постепенно убыстряем темп.

Ладони ставим перпендикулярно друг другу, поочередно меняя руки.

Поочередно загибаем пальцы на правой руке – от большого к мизинцу, на левой руке – наоборот. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими. Ведущий меняет темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его.

Пальцы сжимаем в кулак. Начинаем вращение кулаком и кистью:

а) правой руки;
б) левой руки;
в) обеими руками одновременно.

Сначала вправо, затем влево, при этом ведущий меняет темп выполнения. Для дошкольников рекомендуется при этом одновременное чтение веселых стихов. Например:

Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.

  • Зеркальное рисование

На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, мы предлагаем ребенку рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы, цифры. Рекомендуется при выполнении этого задания использовать музыку.

Скрещивая руки, беремся за нос и за ухо разными руками – на счет: раз, на счет: два – делаем хлопок и меняем руки. Постепенно убыстряем темп.

Правая рука совершает вращательные движения вперед параллельно туловищу, а левая – назад. Сначала выполняем одной правой, затем – одной левой, после этого – синхронно обеими руками.

  • Вертолетик (тоже самое над головой)

   

  • Пальчики шалят

Ладошки плотно лежат на столе. Начиная с мизинца поднимаем по    одному пальцу:

а) на правой руке;
  б) на левой руке;
  в) на обеих одновременно.

Меняем темп выполнения упражнения, то убыстряя его, то замедляя. В     усложненном варианте добавляем игру «Путаница»:

а) просим: «Делаем то, что слышат наши ушки, а не то, что я показываю»,    – при этом мы сидим рядом с ребенком и работаем вместе с ним;

б) даем установку: «Делаем то, что видят глазки, а не то, что слышат ушки». В этом случае мы активизируем слуховое и зрительное внимание ребенка, работаем над формированием самоконтроля в деятельности.

  • Веселые карандаши

На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак:

а) правой рукой;
б) левой рукой;
в) обеими одновременно.

Затем по одному выкладываем карандаши на стол:

а) правой рукой;
б) левой рукой;
в) обеими руками одновременно.

  • Измени позу (привычные позы воспроизводим наоборот, меняя ноги и руки)
  • Оригами
  • Жонглирование

Консультация на тему: Левое и правое полушарие мозга. Развиваем мозг ребенка равномерно.

        


Левое и правое полушарие мозга. Развиваем мозг ребенка равномерно.

Каждая из долей мозга отвечает за собственные функции. Полушария мозга не взаимозаменяемы, а дополняют друг друга. У большинства людей одно полушарие развито лучше, чем другое, причем это различие начинает формироваться еще в утробе матери, ведь ребенок, обычно повернут таким образом, что одним ухом он лучше улавливает звуки извне, а значит, одно полушарие стимулируется лучше другого.

Общеизвестно, что левое полушарие отвечает за абстрактное мышление, творчество, вербальное мышление и речь, в то время как правое полушарие – за конкретное образное мышление, музыкальный слух, пространственную ориентацию. В определенной мере полушария мозга способны нести те или иные функции, но при повреждениях одной половины мозга человек может почти полностью утратить, например, творческие способности или способность к аналитическому мышлению.

Задача родителей – с самого детства провоцировать и развивать обе части мозга равномерно, чтобы ребенок получал самые большие возможности и мог максимально использовать потенциал своего мозга. Развитие определенного полушария мозга целенаправленно – это целое искусство, ведь мозг – вершина творения природы, сложнейший механизм. При одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

Развитие социальных навыков

Дети, которые имеют сильно развитое правое полушарие мозга, обычно имеют проблемы в общении с другими людьми. Родители могут помочь ребенку, предлагая ему занятия и игры для развития левого полушария мозга.

В первую очередь это словесные игры, расширение его словарного запаса. Выберите игры, в которых вы будете складывать слова из слогов или изучать значение новых слов. Обращайте внимание на то, чтобы ребенок разговаривал не отдельными словами, а предложениями. Обогащайте его речь дополнительными словами и выражениями. Учите ребенка говорить не «Дай молока», а «Пожалуйста, дай мне чашку молока». Дети с развитым левым полушарием имеют более совершенные речевые навыки, они раньше начинают говорить и лучше выражают свои мысли.

Большое значение для развития левого полушария имеют также ролевые игры. Вы можете играть в больницу, организовать собственное почтовое отделение, изображать пожарных, ковбоев и т.д. Мир ролевых игр с детьми просто безграничен.

Увеличение творческого потенциала

Творческий потенциал делает нас людьми, а не бездушными роботами. Именно в творческом потенциале скрыты безграничные возможности к созиданию. За творческий потенциал отвечает правое полушарие мозга. Дети с преобладающей развитой левой областью мозга обычно страдают от нехватки способностей к творчеству.

Для того чтобы исправить ситуацию и развивать левое полушарие мозга есть простой и проверенный способ – лепка из теста, глины, пластилина. Лепка развивает не только воображение, но и зрительно-моторную координацию движений.

Разработка мелкой моторики способствует развитию творческого потенциала. Если не уделить этому время и внимание в раннем детстве, то в дальнейшем у ребенка возникнут проблемы с письмом. Характерно, что почти все творческие люди, художники, скульпторы и даже фотографы, имеют сильные и хорошо развитые пальцы.

Вы можете также предложить маленьким детям простую игру для развития мелкой моторики пальцев рук – пусть они щипают траву по одной травинке, сидя на газоне. Это простое упражнение дает колоссальные результаты при регулярном использовании. И, конечно же, важно рисование красками, карандашами, мелками, пальчиковыми красками и т.д.

И при этом у кого-то функционирует лучше левая часть, у кого-то правая, а у самых счастливых обе. Выигрывают, естественно, последние, использующие своё богатство максимально. Левое полушарие мыслит логически. Правое помогает создавать новое, генерировать идеи, как это сейчас модно говорить. Однако можно быть математиком с хорошо развитым левым полушарием и при этом ничего нового не выдумать. А можно быть творцом и сыпать идеи налево и направо и ни одну из них не реализовать из-за непоследовательности и нелогичности своих действий. Такие люди тоже встречаются. И не хватает им только одного: работы над совершенствованием своего мозга, приведения его в гармоничное состояние

 А тем временем психофизиологи уже давно разработали систему упражнений для этого. Хорошо в этом отношении музыкантам, например, пианистам. Их с раннего детства уже делали гармоничными. Ведь самый главный инструмент для развития мозга — это руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария. Итак, перейдём к упражнениям. Многие из них нам хорошо известны с детства.

 1. «Ухо-нос». Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой — за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». Я пробовала, в детстве получалось лучше.

2. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

3. «Колечко». Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками. Теперь вспомним уроки физкультуры. Недаром нас заставляли делать упражнения, в которых нужно было левой рукой доставать до правой ноги и наоборот. Они ведь тоже развивают наши полушария, и помогают им работать согласованно. Замечательно помогает развивать полушария мозга нейролингвистическое программирование, сокращённо НЛП. Мне понравилась одна из техника НЛП, которая называется «Скорая помощь». Она помогает снимать эмоциональное напряжение, улучшает работоспособность, развивает внимание, мышление и межполушарные связи. Выполнять это упражнение трудно и при этом интересно. Объясняю порядок действий. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л — левая рука поднимается в левую сторону, П — правая рука поднимается в правую сторону, В — обе руки поднимаются вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.

А Б В Г Д

Л П П В Л

                    Л М Н О П

                    Л П Л Л П

                                          Р С Т У Ф

                                          В П Л П В

                                                              Х Ц Ч Ш Я

                                                              Л В В П Л  

Вот так можно развивать  драгоценный мозг ребенка на благо ему. Тренируйтесь на здоровье и с удовольствием вместе с ним! А главное, почувствуйте разницу между  прежним и  натренированным мозгом!

 

  1. Лимонникова Н. И. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-2088/
  2. http://mamaclub.ua/rannee-razvitie/material/1-3311.html

     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *