Развитие мелкой моторики у детей до года – особенности, отклонения и нормы формирования навыков,польза аппликации и лепки, календарь развития и примеры упражнений, советы логопеда

Содержание

Методики развития мелкой моторики у малышей до года: игры и упражнения

Развивающие игры для малышей

Существует множество игровых занятий для развития данного навыка малышами до года, при этом самые простые и результативные из них представлены ниже.

Игра учит младенцев полностью распрямлять пальцы и хлопать в ладоши, а также мягко массировать поверхность рук.

  • Разрывание бумаги.

Детям примерно с 7 месяцев можно давать листы цветной бумаги, которые они будут с удовольствием мять, щупать и рвать на кусочки.

Младенцы любят перебирать маленькие предметы, поэтому им непременно понравится играть с бусами, особенно ярких цветов и разных размеров.

Следует насыпать в удобную емкость любую крупу и позволить малышу перебирать ее ручками и просыпать сквозь пальчики. Это отличное занятие для развития мелкой моторики и тактильных ощущений.

  • Рисование на песке.

Необходимо насыпать на поднос чистый песок, взять своей рукой пальчик ребенка и рисовать им простейшие фигуры — отрезки, овалы, квадраты и т. п.

  • Завинчивание крышек.

Многие малыши обожают раскручивать и закручивать крышечки разных банок, бутылок и пузырьков. Следует лишь внимательно следить, чтобы емкости были чистые и ранее в них не содержались ядовитые вещества.

Отличное занятие для малышей любого возраста. Лепить можно из пластилина, глины и даже обычного теста. Если в доме планируется что-то печь, обязательно стоит позволить крохе поучаствовать в процессе — вымесить маленький кусочек теста и слепить свое собственное кулинарное изделие.

  • Рисование и раскрашивание.

Одно из самых любимых занятий многих малышей до года — это рисование пальчиками. В процессе такого досуга отлично массируются ладошки детей и улучшается мелкая моторика.

Игры и упражнения, развивающие мелкую моторику малышей до года, должны проводиться с обязательным участием взрослых и под их неусыпным контролем. Особенно, если используются мелкие предметы, которые ребенок способен проглотить, засунуть в нос или ухо. Также важно соблюдать регулярность и систематичность занятий. Ежедневные развивающие упражнения помогут ребенку улучшить свои способности и выполнять мелкие движения более точно и скоординированно.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Развитие мелкой моторики у малышей: подборка самых эффективных упражнений

Время на чтение: 8 минут

АА

Последнее обновление статьи: 29.03.2019

Мозг человека – это сложная система организма, посылающая сигналы к действию. Центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, находятся в непосредственной близости друг от друга. Таким образом, развитие мелкой моторики у детей, стимулируют зону речи, а также помогает контролировать свои действия при помощи зрения.

Игры на развитие мелкой моторики

Игры на развитие мелкой моторики

Мелкая моторика – это координация и контроль движения пальцев рук либо всей кисти разными системами организма: нервной, костной, мышечной, зрительной.

Чем раньше, любящие родители начнут стимулировать моторику рук, тем быстрее будет проходить развитие крохи. Маленький человечек приходит в наш огромный мир без каких-либо знаний и навыков. Даже движения пальцами он совершает неосознанно, мышцы ребенка слабы и неразвиты.

Одна из первостепенных задач родителей – это помочь своему малышу освоиться, сформировать необходимые навыки:

  •  развитие памяти и речи;
  •  освоение рисования и письма;
  •  формирование логического мышления;
  •  развитие ловкости;
  •  расширение кругозора;
  •  развитие воображения и фантазии;
  •  подготовка к навыкам ручного труда.

Читайте также: Особенности развития мелкой моторики у ребенка раннего возраста


Как развивать моторику у детей до года

Существует мнение, что крохам до года нет необходимости развивать моторику пальцев рук. Но не следует забывать, что новорожденный стремится познать окружающий мир, который постепенно расширяется вокруг него.

К трем месяцам у ребенка формируется хватательный рефлекс. Сначала он тянется всей ручкой к яркому пятну, затем начинает хватать и сжимать пальчиками все что попадется.

Развитие мелкой моторики у ребенка до года

Развитие мелкой моторики у ребенка до года

Что могут сделать родители для развития мелкой моторики у ребенка до года?

  1. Каждый день выполнять нежный массаж пальчиков и ладошек. При кормлении, осторожно поглаживать сжатые кулачки, аккуратно разжимая каждый пальчик. Малыш до года хорошо запоминает эмоции – положительные и отрицательные, поэтому приятное поглаживание будет действовать на него успокаивающе.
  2. Новорожденные всегда стараются ухватиться за протянутые пальцы рук, через некоторое время, почувствовав свою силу, они смогут приподниматься с помощью родителей и опираться только на свои пальчики.
  3. Когда у ребенка появится достаточно сил удержать игрушку, необходимо приобрести погремушку с волнистой поверхностью, которая станет первым помощником в развитии мелкой моторики.
  4. Детям до года очень нравится шелест бумаги. Покажите, что газетные листы и салфетки можно скручивать, мять, рвать.
  5. Полугодовалым детям уже можно покупать кубики, большой конструктор, пирамидку. Играя, малыши развивают свои пальчики.
  6. Для малыша от 6-7 месяцев до года большой интерес представляет все предметы на кухне. Позвольте ему поиграть под вашим присмотром с фасолью, макар

upakovochnye-korobki-svoimi-rukami - запись пользователя Карина (id1457995) в сообществе Развитие от рождения до года в категории Пальчиковые игры

39 способов развития мелкой моторики собранных по интернету. Буду рада если вы дополните мой список.

1. Пальчиковые игры. Одно но! В этом возрасте дети очень часто просто не дают их делать, тогда достаточно в игре легонько покусывать пальчики и поглаживать, когда ребенок чем-то увлечен.

2. Массаж пальчиков зубной щеткой и мягкой кисточкой попеременно.

3. Магниты. Все дети очень любят их обдирать с холодильника, желательно иметь плоские и плотно прилегающие к холодильнику.

4. Наклейки. Примерно тоже самое что и магниты, единственное надо следить, что бы ребенок их не съел.

5. Сенсорные коробки. Можно использовать крупный материал, например разную на ощупь ткань, крышки от бутылок или фигурки конструктора (деревянного, Lego, игольчатого) или мелкий: крупы, макароны, пуговицы, фасоль, но тут надо быть предельно внимательными.

6. Шариковый пластилин. Прекрасно массажирует пальчики.

7. Ленты и шнурки. Даем в руки разные по фактуре ленты или шнурок с узелками, ждем когда малыш сожмет добычу и медленно вытягиваем из пальцев.

8. Рваная бумага. Малыш поднимает с пола мы сразу забираем.

9. Каша. Насыпаем немного вареных зерен (рис, гречка) на столик для кормления и ребенок поднимает по одному и сует в рот.

10. Крем. Выдавливаем на тарелку немного детского крема, пальчиковых красок, йогурта или пюре и даем ребенку размазывать.

11. Книги с глазками. Ребенок пытается через дырочки добраться до глазок.

12. Кукла. Закрываем глаза указательным пальцем.

13. Пирамидка. Даем по очереди разные по размеру колечки и ребенок по разному открывает руку, также даем их в разных положениях.

14. Лабиринты с прорезями.

15. Лабиринты с бусинами или счеты.

16. Игрушки с кнопками, рычагами, вертушками и т.п.

17. Бусы.

18. Соленое тесто. Учим отщипывать.

19. Коробка с прорезями. Вырезаем в коробке пару круглых дырок, заматываем ее скотчем и внутрь кладем разные игрушки. Ребенок с интересом будет доставать сокровища из дырки. Можно усовершенствовать коробку и внутрь наклеить разный на ощупь материал: ткань, наждачную бумагу, жесткую губку, упаковочный материал с пузыриками и т.п. А еще пропустить через маленькие дырочки шнурки или ленты с нанизанными бусинками.

20. Книги. Антивандальные - учим перелистывать страницы.

21. Пришитые пуговицы. Ну или бусинки пришиваем к подушке (коврику, одеялу) и ребенок их крутит-вертит.

22. Коробка с плотно прилегающей крышкой. По типу обувной, учим открывать, а потом и закрывать. Можно использовать матрешку.

23. Сминание бумаги

. Лучше использовать пергаментную.

24. Разрывание бумаги.

25. Выжимание губки, сжимание резиновой груши или пищащих игрушек.

26. Гитара. Дергаем струны.

27. Массажный мяч или мяч из зоомагазина.

28. Фольга. Обматываем фольгой яблоко (вареное яйцо, картошку и т.п.) и даем ребенку сдирать ее.

29. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

30. Висы на пальцах или перекладине.

31. Рисование фломастером, толстой кистью или восковыми мелками. Месяцев с 8 ми можно начинать пробовать потихоньку.

32. Обматывание пальчиков ниткой или лентой. Ребенок будет перебирать пальцами пытаясь освободится.

33. Рамки и вкладыши. Обводим пальчиком фигуру и отверстие под фигуру. Лучше геометрические вкладыши. Вытаскиваем за пимпочку.

34. Мешочки с разными наполнителями. Пока у ребенка не вылезли зубы можно использовать воздушные шарики.

35. Игры с водой. Хлопаем и брызгаемся.

36. Рисуем по манке или муке.

1. Микро массаж детских ручек: насыпьте крохе в ладонь немного гречки (можно брать и рис, но форма гречневой крупы больше подходит для этого занятия). Насыпали? А теперь своей рукой покатайте крупу на детской ручке - так как будто Вы моете ему руку. Делайте это осторожно, чтобы не вызвать боли. Попробуйте этот массаж и для себя, он приятно воздействует на биологически активные точки, которых на ладони великое множество.

2. Липкая лента. Приклейте кусочек липкой ленты к тыльной стороне детской ладони. Ребенку будет интересно отрывать эту ленту.

3. Веселые прищепки. Одевайте прищепки на различные предметы, цветные карточки, ленточки, шнурки, ткани и т.д., а малыш пусть их снимает.

Вроде все) Буду рада, если поделитесь своими методами.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

младенец лежит на спинке

Мелкая моторика у детей развиваться начинает еще в утробе матери и продолжается после рождения. Это непрерывный процесс, где развивается всё последовательно шаг за шагом.

Моторика считается нормально развитой, если оценка уровня развития ребенка соответствует его хронологическому возрасту. Новорожденные, как правило, развиваются предсказуемо, а затем каждый ребенок особенный и развивается в своем собственном темпе, но задержки в развитии должно быть не более трех месяцев, только в этом случае можно говорить о моторной неполноценности.

Задержка в развитии двигательных функций хорошо прогнозируема и во многих случаях устраняется без особых трудностей, если во время обнаружит и среагировать.

Развитие моторики

От рождения до 3-х

девочка лежит и смотрит

Для того что бы признать нарушения в развитии мелкой моторики ребенка, в первую очередь родители должны быть знакомы с ходом нормального развития до года. Все основные этапы нормального развития у деток происходят в течение первого года жизни.

После рождения малыш может слегка приподнимать голову, опираясь на нижнюю части живота в положении лежа на животе.

С четвертой недели добавляются некоторые силы в мышцах шеи. Теперь если он лежит на животе может поднять голову и удерживать ее в течение нескольких секунд на уровне кровати.

В три детишки могут занимать устойчивое положение, поднимая голову и грудь на 45 градусов от поверхности упираясь на предплечье и локоть.

Это время развития, когда ребенок лежа на спине осматривает достопримечательности своих рук и пытается попробовать их на вкус. 

Мелкая моторика от четырех до шести

ребенок сам селВ четыре детишки в положении лежа на спине тянутся ручками во все стороны, пытаясь дотянуться до игрушек.

С наступлением возраста пяти месяцев малыш может левой рукой тянуться направо и наоборот, правой рукой в левую сторону.

Малыш начинает переворачиваться с позиции лежа на животике на спину и в обратном направлении.

В шесть месяцев малыш может крутится вокруг своей оси туловища, ловить ногу и тянуть ее в рот. К этому возрасту развивается моторика у детей до возможности обхвата пальцами предметов. Они могут толкать на расстоянии предметы держа их в обеих руках и постепенно будет развиваться такой захват еще сильнее.

Развитие у детей от семи до двенадцати

ребенок встает самостоятельноМалыш семи месяцев может самостоятельно принять положение сидя (следует отличать размещения малыша в сидячем положении на способности сделать это самостоятельно из положения лежа).

Безопасность и стабильность малыша в сидячем положении со временем прогрессирует.

Поэтому он

  • может удержаться от падения на бок в возрасте от шести до восьми, но
  • от падения назад в возрасте от восьми до десяти.

Малыши в возрасте от семи до девяти могут занимать «четвероногую» позицию и начинает ползать.

Малыш девяти или десяти месяцев начинает предпринимать попытки стоять. Сначала малыш встает аккуратно с целью изучения с поддержкой, а затем самостоятельно, опираясь на полную стопу.

Хождение разрабатывается от десять и до четырнадцати месяцев, сначала при сторонней поддержке, а затем самостоятельно.

В то время как у большинства детей мелкая моторика развивается по описанной выше программе, некоторые без любого стороннего вмешательства в моторном развитии двигаются немного раньше или чуть позже.

Будьте осторожны! Не рекомендуется детям находиться в сидячем или стоячем положении преждевременно, так как их позвоночник и ноги еще могут быть не готовы нести свой вес.

В помощь как развивается моторика у деток смотрите видеоролик.


С этой статьей также читают

Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет

От того, насколько ловко малышу даются движения пальчиками и кистями рук, зависит развитие мыслительных процессов и умственных способностей. Вот почему так важно уделять внимание развитию мелкой моторики ребёнка.

Развитие мелкой моторики – ключ к познанию мира

Мелкая моторика – это скоординированная работа мышечной, костной и нервной систем. И направлена она на развитие ловкости пальцев и кистей рук, их гибкости и силы. Ребёнок, находясь в состоянии постоянного беспрерывного познания мира, развивается и учится ловкости. А руки – это его главное орудие для приобретения логически выстроенной речи, хорошей памяти, развитого внимания.

Многие педагогические системы выстроены на принципе «ум находится на кончиках пальцев» (Монтессори).

Польза и ценность развития мелкой моторики

На руках и ногах человека находится несколько тысяч биологически активных точек, воздействие на которые дает определенную реакцию в головном мозге и внутренних органах.

Мелкая моторика:

  • помогает развивать речь;
  • повышает работоспособность головного мозга;
  • развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
  • развивает тактильную чувствительность;
  • снимает тревожность.

Игры для развития мелкой моторики у детей

Безусловно, ребёнок самостоятельно способен выполнять манипуляции руками, ощупывать предметы. Главная задача взрослых – сделать развивающие игры для детей максимально полезными и при этом увлекательными.

  • В первые дни жизни для малыша отлично подойдут пальчиковые игры (не только на ручках, но и ножках). Происходит массаж активных точек на пальчиках и ладошках, которые связаны с центрами головного мозга.  Например,  «Ладушки-ладушки», «Сорока–белобока». Это увлекательная и эмоциональная для ребёнка инсценировка сказок или историй, воссозданная пальчиками.
  • Позже интерес начинают вызывать самые разные предметы окружающего мира. Тогда практически любое бытовое действие можно оформить в развивающую игру для детей. Попробуйте вместе пересыпать любые мелкие предметы, складывать коробочки, закрывать молнии, нажимать на кнопки, открывать и закрывать ящики, рвать бумагу, складывать различные предметы в ёмкость, застегивать пуговицы и т. д.
  • Чтобы малыш мог сколько угодно манипулировать предметами, ничего не сломав при этом - сделайте панно. Приклейте на него всё, что есть «ненужное» - всё, что гремит, трещит, звенит, открывается. Фантазия родителей очень важна!
  • В 1,5 -2 года у ребёнка начинают вызывать интерес рисование и лепка. А в качестве занятий для развития мелкой моторики они незаменимы. Начать можно с пальчиковых красок в ванной (малыш рисует ручками на бумаге или в ванной) и лепки простейших фигурок и форм из воскового (не сильно прилипает) и «съедобного» пластилина. 
Попробуйте заняться аппликацией. В раннем возрасте достаточно того, что ребенок рвет бумагу, мнет ее и разглаживает. Такие действия носят и  терапевтический характер, положительно влияя на нервную систему.

Что важно во время занятий по развитию мелкой моторики

  • Положительный эмоциональный фон. Играть лучше, когда малыш в хорошем настроении. Перед сном или сразу после отдыха ребёнок может капризничать.
  • Не допускать переутомления. Поскольку оно может привести к негативизму.
  • Соблюдать последовательность.  Игры и занятия должны соответствовать возрасту ребёнка, переходить нужно от простого к сложному.
  • Понимать, что в развитии важна систематичность. Формирование того или иного навыка и доведение его до автоматизма происходит не сразу, а только через многократные повторения.
Развитие мелкой моторики происходит на всех этапах развития ребёнка. Но чем раньше вы начнете, тем положительнее будет её влияние на формирование важных навыков.

 

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

методы развития детей от 3 до 8 лет (видео и фото)

Просмотров: 220

Активная двигательная функция кистей рук и пальцев является залогом того, что ребенок обладает способностью логического мышления, рассудительностью, концентрацией внимания, воображением. Он находится в состоянии готовности дальнейшего развития памяти, устной речи, объективно воспринимать окружающий мир.

Школьные учителя начальных классов подтверждают, что развитая мелкая моторика позволяет ребенку быстро осваивать разговорную речь, правописание, развивать логику мышления.

Содержимое обзора:

Дадим определение мелкой моторике

Синхронизированные и четко слаженные движения пальцев и кистей рук, координируемые нервной и мышечной системой, органами зрения и слуха, специалисты называют мелкой моторикой.

Развитие речи и мышления ребенка, находится в прямой зависимости от уровня развития мелкой моторики. Развивать эту способность рекомендуют сразу после рождения ребенка.

Почему важно развивать моторику?

Каждый ребенок развивается индивидуально. Впервые увидев свои руки, ребенок с любопытством их разглядывает, затем совершает неуверенные попытки сжимания и разжимания кистей рук, хватая игрушку.

Уровень развития кистевой активности рук ребенка самым непосредственным образом влияет на качество его дальнейшей жизни:

  • способность совершать скоординированные действия руками, это необходимый элемент комфортной повседневной жизни;
  • двигательная активность кистей рук и пальцев крайне важна для формирования нормальной психики ребенка;
  • развитая мелкая моторика, это основной критерий, по которому можно судить о степени подготовки ребенка принимать знания;

Низкая кистевая и пальцевая активность может иметь для ребенка негативные последствия:

  • ребенку непросто интегрироваться в школьный учебный процесс, трудно усваивается новая тема;
  • заметен низкий уровень концентрации внимания, невысокая творческая активность, примитивная фантазия, мыслительные процессы идут замедленно;
  • связь между мозговым центром рукой слабая, вследствие чего, ребенку сложно провести ровную линию, распределить на листе фигуры;

С рождения развиваем моторику ребенка

Развитие моторики ребенка включается в активную фазу, как только появился на свет маленький человек. На каждом определенном этапе своего возраста ему нужно уметь выполнять определенные упражнения.

Это своего рода диагностика, ее проводит опытный детский психолог. Наблюдая за выполнением конкретных предложенных упражнений, психолог диагностирует уровень пальцевой и кистевой активности рук.

Рассмотрим эти упражнения по возрастным группам:

До полугода

Проявляя рефлекс, совершает беспорядочные движения ногами и руками. Ребенок с любопытством хватает игрушку одинаково левой и правой рукой. Координирует повороты головы и своего взгляда. Поворачивает голову в сторону голоса родителя.

До года

Теперь движения рук и ног становятся более скоординированными. Он может переложить игрушку из одной руки в другую, а размер ее может намного меньшим.  Может толкать и бросать игрушки одной рукой или ногой, листать страницы книг.

До двух лет

Мышцы спины достаточно укрепились у малыша, для поддержания устойчивого равновесия во время сидячих игр. Возрастает активность пользования руками, как левой так и правой во время игр. В конце этого периода, как правило, определяется какая рука будет доминирующей.

До трех лет

Ребенок в этом возрасте лучше контролирует свое тело. Задействуют чаще мышцы предплечья и кисти. В этом возрасте ребенок должен с помощью ножниц разрезать произвольно лист бумаги, рисовать окружности, линии, пытаться создавать рисунок.

До четырех лет

Малыш создает рисунки, используя две руки. Доминантной рукой он держит правильно карандаш, а вспомогательной придерживает бумагу. Также он должен в течении непродолжительного времени пальцем рисовать в воздухе примерно одинаковые фигурки.

Далее следует упражнение, в котором ребенку предлагается расстегнуть и застегнуть пуговицу и зашнуровать ботинок. Можно считать, что ребенок готов осваивать письменность.

До пяти лет

Развитие активности пальцев, позволяет ребенку не задействовать предплечье при раскрашивании, а обходиться кистью и пальцами.

При раскрашивании кистью, нет выхода за контур фигуры. Ребенку предлагают выполнить упражнение, при котором он соединяет в форме кольца большой и указательный пальцы, а остальные направленны вверх.

До шести лет

В этом возрасте видна координация и гармония движения рук ребенка. Теперь ножницы, кисть, карандаш ребенок держит по-взрослому. Уделяет внимание раскрашиванию мелких деталей рисунка.

В случае, если по результатам проведенной диагностики будет выявлено отставание в развитии функции движения рук, следует уделить внимательность в этом случае, получить у специалиста необходимые упражнения и проводить занятия с ребенком самостоятельно, развивая двигательную активность пальцев.

Рекомендации различных видов упражнений

Представленные упражнения помогают развить ловкость, точность, координацию движения пальцев рук.

Массирование

Каждый день тщательным образом делаем ребенку массирующими движениями массаж каждого пальчика, ладони, кисти руки и предплечья. В процессе массажа происходит активация речевых центров головного мозга, повышается иммунитет, укрепляется контакт с ребенком.

Бобовые ванночки

Очень забавное занятие, которое дает хорошие результаты, развивая координацию пальцев. В емкость насыпают любые имеющиеся дома бобовые: горох, фасоль, чечевица, бобы и в глубине схоронить мелкие игрушки. Ребенок, погружая кисти рук в бобовые, отыскивает игрушки.

Лепнина

Исходным материалом может быть все доступное из перечисленного: пресное тесто, синтетическая пластическая масса, природная пластическая масса глинистых отложений и других подручных материалов.

Малыш, занимаясь лепкой, творчески само выражается в своих творениях, проявляет и развивает фантазию. Кроме этого происходит развитие гибкости и подвижности пальцев, влияет на улучшение речи.

Игра с крупами

Вполне доступное для любого дома занятие. Смешиваем горох, фасоль и бобы в одной емкости. Ребенок садится и перебирает каждую в отдельную посуду. При перемешивании круп, растирая в руках, происходит активное массирование биологически активных точек на ладонях рук.

Портрет-мозаика

Занятие подобными играми оказывают положительный эффект, улучшая двигательную активность пальцев и кистей рук, у ребенка развивается сообразительность мышления, раскрывается творческий потенциал.

Пальцевая игра

Гимнастика для пальцев рук может быть любой, которая понравится. Это и свободные похлопывания вместе и порознь кистями рук по столу, а также постукивание пальцами обеих рук и каждой поочередно по столу, можно имитировать игру на баяне, гитаре, фортепиано. Можно катать между ладонями карандаш или маленький шарик.

Зашнуровать и расшнуровать

Сегодня в специализированных торговых центрах, развивающие игрушки представлены богатым ассортиментом игр со шнурками. Для дальнейшей жизни ребенка важно освоить этот опыт шнуровки кроссовок. Прекрасно развивается двигательная активность пальцев и кистей рук, вырабатывается терпение.

Пуговицы

Такая игра будет способствовать не только развитию моторики, но ребенок научится сенсорным путем понять где большая пуговица, а где маленькая. Нанизываем на нитку поочередно пуговицы и бусинки.

На отдельную ткань пришиваем пуговицы разного размера, а на другую ткань делаем петли разного размера. Это занятие будет развивать у ребенка сообразительность и ловкость рук.

Фото способов развития моторики у детей

Помогите проекту, раскажите друзьям:     Спасибо за лайк;)  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *