Раннее развитие 4 года – а также рост и вес мальчиков и девочек, подходящие занятия и игры, какие звуки умеет произносить, особенности речи и мышления

Содержание

☀ Развивающие интересные ☀ занятия для детей 4 5 лет ☀

Занятия для детей 4 лет обязательно должны быть не только развивающими, но и захватывающими. Помните, что в 4 года малыш еще не способен долго сидеть на одном месте (обычно рутинные тесты, требующие для прохождения более 40-50 минут, служат тяжелым испытанием для ребенка), поэтому наличие физкультминуток (приблизительные упражнения можно посмотреть ниже) обязательно. Какие же мероприятия рекомендованы ребенку 4 лет?

Занятия с ребенком 4-5 годаЗанятия с ребенком 4-5 годаЗанятия с ребенком 4-5 года будут интересными и родителям

Математические

Именно в этом возрасте стоит заняться подготовкой ребенка к школе. Чтобы уроки в учебном заведении легко усваивались детьми, рекомендуется потратить время на освоение следующих тем:

Базовая геометрия

Развивающие занятия должны быть направлены на изучение основных геометрических фигур (обязательно знание круга, ромба, квадрата, прямоугольника, овала и треугольника) и их положения в пространстве (например, если фигуры расположены в ряд, то малыш должен уметь сказать, какая фигура находится до или после выбранной).

Геометрические фигурыГеометрические фигурыИзучение геометрических фигур

Материалы, которые помогут для занятий: рисунки геометрических фигур по точкам, красочные таблицы геометрических фигур с примерами из жизни (например, треугольный кусок торта, круглая пуговица и так далее), таблицы с группами геометрических фигур, игра «найди лишнюю фигуру».

Цифры и числа

Ребенку необходимо научиться считать, как минимум, до десяти (лучше, если в прямом и обратном направлении), а также писать числа максимально аккуратно. Обычно для обучения дома используются следующие материалы: прописи, пазлы, несложные примеры. Для того, чтобы научить ребенка соотносить абстрактное число с реальными предметами, лучше использовать любимые игрушки детей (например, машинки для мальчиков и куклы для девочек), либо специальные счетные палочки, из которых можно складывать всевозможные фигурки.

Изучение цифрИзучение цифрИзучение счета с помощью разноцветных цифр

Равенства и неравенства

Малышу требуется понять основные принципы сравнения (больше, меньше или равно) и научиться самостоятельно создавать равные множества. Как и в предыдущем случае, лучше использовать не скучные черно-белые развивающие тесты, а любимые игрушки, активно используемые детьми (например, можно разыграть с детьми сказку, в которой главные герои попадают на праздник, где есть только два стола, и надо разделить всю группу на две равные части).

Логические

Развитие логики крайне важно, поскольку ребенку осталось 2-3 года до школы (согласно мнению психологов, 4 года — это наиболее подходящий возраст для освоения ребенком необходимых логических понятий).

Логические рядыЛогические рядыЗадание Логические ряды

Педагоги рекомендуют родителям выполнять развивающие упражнения по следующим темам:

Похожи или отличаются

Малыш должен уметь находить на картинке совпадения или различия. Очень хорошим материалом для занятий на эту тему послужат любые картинки (желательно с небольшим количеством элементов, чтобы не путать ребенка), аккуратно исправленные в графическом редакторе, прослужат Вам 1-2 года (необходимо просто заменять элементы на исходном изображении).

Если Вы не хотите изготавливать материалы самостоятельно, можно приобрести специальные развивающие книжки.

Найти общее

Малыш должен находить общее качество какой-то группы предметов (посуда, предметы голубого цвета, предметы на определенную букву и так далее), а также вычислять лишний предмет (например, дикое животное из группы домашних). Для занятий дома в качестве материалов обычно используется комплект развивающих карточек. Если же вы хотите проводить уроки на природе, то используйте в качестве примеров всю окружающую среду: например, зеленая ель будет лишней в группе желтых берез.

Задание "Найди отличие"
Задание "Найди отличие"логическое задание «Найди отличие»

Найти ошибку

Малыш должен находить ошибки как на картинках, так и в произносимом тексте (например, «летом я люблю кататься на санках»). В качестве обучающих материалов можно использовать как самостоятельно изготовленные рисунки (лучше брать картинки для возраста 2-3 года, поскольку они не содержат много мелких деталей), так и специальные развивающие пособия.

Концентрация внимания и памяти

Малыш не должен отвлекаться от выполняемого ими задания в течение 5-10 минут (при этом уроки по продолжительности не превышают 40-50 минут), кроме того, малыш должен помнить недавно прочитанную или услышанную информацию. Если вы хотите заниматься дома, то можно использовать самостоятельно сделанные карточки (желательно, чтобы изображения были максимально простыми. Для начала подойдут разноцветные или черно-белые геометрические фигуры): сначала малыш некоторое время смотрит на них, а потом по памяти перечисляет изображенные предметы.

Запоминания предметовЗапоминания предметовКарточки на запоминание предметов

Для занятий на улице дополнительные материалы не понадобятся: в любое время года можно воспользоваться окружающими Вас предметами: зимой — слепленными снеговиками, осенью — разноцветными листьями.

Речевые

В 4 года малышу особенно необходимо общение. Именно поэтому стоит обратить внимание на выполнение упражнений по следующим темам:

Понятная речь

Ребенку необходимо владеть, как минимум, тысячей слов (если вы не уверены в словарном запасе малыша, можно пройти тесты на его определение), а также построением несложных предложений. Удобно заниматься этой темой с помощью словесных игр (например, загадки, шарады, данетки и так далее).

Развитие речиРазвитие речиЗадания на развитие речи

Соблюдение грамматических норм

Малыш не должен путаться в предлогах, родах и числах предметов. Если Вы наблюдаете у ребенка «западающие» слова, то лучше всего исправлять ошибки с помощью использования карточек.

Изучение буквИзучение букв
Изучение и написание букв

Переход к иностранному языку

Если ребенок делает успехи в родном языке, можно начать заниматься с ним основами иностранного (обычно родители решают учить вместе с ребенком английский или немецкий). Иностранный язык можно изучать как дома, так и в специальных группах для дошкольников.

Спортивные

Спортивное развитие малыша обязательно должно присутствовать, поэтому, если у Вас нет возможности отдать сына или дочку в спортивную секцию, то выполняйте развивающие упражнения дома.

Спортивные занятияСпортивные занятияСпортивные занятия дома

Рекомендуются игры с мячом, выполнение зарядки, несложных танцев и подвижных игр.

Помните, что все дети развиваются в разном темпе, поэтому, если у малыша что-то не получается, не стоит ругать его. Лучше предложите ребенку интересные игры, с помощью которых он сможет развить тот или иной навык.

Видео. Интересные занятия с детьми 4-5 лет

Ребенок в 4 года / Календарь развития ребенка

день 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

месяц январь февраль март

помогаем малышу наладить контакт с миром

В этой статье:

От 4 и до 6-7 лет возраст ребенка принято считать дошкольным. Именно в это время наступает познавательное развитие ребенка, которое вытекает в попытку наладить контакт с миром. В 4-5 лет малыш активно развивается физически и интеллектуально.

Физиологические изменения

Физическое развитие дошкольника с 4 до 5 лет характеризуется активным ростом мышц и скелета. Наиболее заметными становятся половые признаки. У мальчиков расширяются плечи, таз становится более узким, у девочек — наоборот.

По функциональности и надежности позвоночник и сердечно-сосудистая система ребенка 4-5 лет максимально приближается к показателям взрослого человека. Малыш становится более выносливым, координированным, гораздо меньше болеет, чем в первые годы жизни. развитие ребенка от 4 до 5 летСтановится больше и мозг малыша, масса которого по сравнению с массой при рождении увеличивается втрое.

Ближе к пяти годам ребенок становится особенно ловким, чувствительным и энергичным. Он отлично бегает, в том числе и преодолевая препятствия, катается на велосипеде без вспомогательных колес, может освоить скейт, коньки, лыжи и ролики.

Достаточно активно протекает и развитие мелкой моторики. С 4 до 5 лет дети уверенно управляются с карандашом, ножницами, способны выполнять простые задания в тетради, например раскрашивать, не выступая за контуры, обводить по пунктиру и пр.

Эмоциональное развитие дошкольника

Эмоциональная сфера дошкольника, вернее ее развитие с 4 до 5 лет, сыграет важную роль в процессе его дальнейшего развитие ребенка от 4 до 5 летстановления как личности. Дети после четырех более тонко и глубоко воспринимают действительность. Малыши способны проявлять:

  • симпатию;
  • чуткость;
  • доброту.

Но самое важное — это проявление совестливости. Ребенку с 4 до 5 лет бывает искренне жалко животных, людей, героев мультфильмов, он умеет стыдиться за свои проступки, остро ощущает несправедливость.

В 4-5 лет у детей может развиться обостренное чувство тревоги и даже страхи. Больше всего на свете малыши боятся потерять близких. Они часто думают о жизни и смерти, считают, что те, кого они любят, никогда не должны умирать.

Отдельно стоит сказать о развивающемся чувстве вины у детей в возрасте 4-5 лет. Способствуют этому исключительно взрослые, а именно родители, которые намеренно вызывают у малыша чувство вины, высмеивая его поведение, отмахиваясь от вопросов, считая, что таким образом он будет лучше поддаваться воспитанию. На самом деле это не лучший метод развитие ребенка от 4 до 5 летвоздействия на ребенка, который впоследствии может привести к развитию целого букета комплексов.

Чтобы ребенок рос эмоционально гармоничной и развитой личностью, он должен иметь возможность выбирать, проявлять инициативу. Кроме того, развитию его будет способствовать постоянное доверительное общение с родителями, готовыми отвечать на вопросы, принимать участие в играх и забавах.

Особенности развития игровой деятельности

Чтобы развитие дошкольника от 4 до 5 лет протекало по запланированному графику, он должен иметь время для обычных детских игр. Казалось бы, чем еще заниматься ребенку в этом возрасте, как не играть? На самом деле современные родители порой настолько увлекаются развитие ребенка от 4 до 5 летинтеллектуальным и физическим развитием своего чада, что просто забывают о часах отдыха, которые он мог бы посвятить игре.

В 4-5 лет большая часть игр у детей носит сюжетно-ролевой характер. Малыши с удовольствием объединяются в группы и стараются моделировать поведение взрослых, заранее придумывая диалоги, распределяя роли, разрабатывая сюжет. Каждая игра имеет свои правила, и дети четко следят за тем, чтобы участники их не нарушали. Это одно из важнейших качеств, приобретаемых в этом возрасте: умение слышать и соблюдать правила игры.

Чему дошкольник может научиться во время игры? В первую очередь ребенок учится быть:

  • внимательным;развитие ребенка от 4 до 5 лет
  • терпеливым;
  • настойчивым;
  • усидчивым;
  • креативным;
  • сообразительным.

В процессе игры дети учатся строить первые социальные связи, проявлять личностные качества. Уже на этом этапе можно увидеть, кто из детей предпочитает быть ведомым, а кто примеряет на себя роль лидера.

Особенности мышления дошкольника

До 4 лет у детей отмечают развитие наглядно-практического мышления, что помогало им научиться строить причинно-следственные связи, обобщать, классифицировать. В тот период малыш получал настоящее удовольствие от возможности контактировать с предметами. С 4 до 5 лет развитие дошкольника переходит развитие ребенка от 4 до 5 летна новый уровень, когда преобладающим является образное мышление, тесно связанное с развитием речевых навыков.

Взрослые могут стимулировать развитие образного мышления, предлагая малышу принять участие в играх, основанных на геометрических фигурах. Занимаясь таким образом, дошкольник научится моделировать, ускорится развитие его пространственного мышления. Обычно ребенок в период с 4 до 5 лет способен:

  • складывать несложные пазлы, число частей которых постепенно можно увеличивать;
  • собирать конструкции из отдельных геометрических фигур;
  • собирать конструктор «Лего» по образцу;развитие ребенка от 4 до 5 лет
  • создавать орнамент с помощью мозаики, как по образцу, так и самостоятельно.

Регулярно занимаясь таким образом (занятия должны проходить в позитивной игровой атмосфере), малыш не только получит возможность ускорить развитие образного мышления, но и усовершенствует мелкую моторику. К перечисленным выше вариантам игр можно добавить пластилин и мягкую глину, из которых дети смогут лепить не только фигурки, но и целые картины.

Знакомство с миром азбуки

Нормально развивающийся ребенок в возрасте 4-5 лет начинает проявлять живой интерес к буквам и цифрам, пытаясь понять, по какому принципу люди читают и считают. Задача родителей на этом этапе — поддержать интерес малыша и не уничтожить его мотивацию, заставляя учить буквы и цифры.

Психологически созревший для чтения малыш сам проявит интерес к кубикам с буквами и карточкам, получая удовольствие от возможности изучать буквы. Если же малыш при всем его интересеразвитие ребенка от 4 до 5 лет к чтению пока не готов тратить время на азбуку, стоит отложить эти занятия еще на несколько месяцев.

Для чего нужно обучать малыша в дошкольном возрасте чтению? Самая основная причина в том, что это подготовит его к учебе в школе, куда сегодня приходят дети, в большинстве своем умеющие достаточно уверенно читать. Кроме того, освоенные навыки чтения ускорят развитие символического мышления у ребенка. Один из эффективных методов научить дошкольника читать по слогам — использование специальных кубиков с буквами и картинками.

Помимо занятий по чтению, с малышом от 4 до 5 лет время от времени можно играть в словесные игры, которые будут стимулировать развитие слухового анализатора. Это означает, что в таком раннем возрасте ребенок уже научится не только слышать, но и вслушиваться, понимая, о чем речь, анализируя и пересказывая.

Детские страхи: что о них нужно знать взрослым?

Помимо страха потерять близкого человека, дети боятся еще много чего и кого. К этому нужно отнестись с пониманием. Один из основных — страх перед отрицательными сказочными персонажами, которые так или иначе встречаются детям в книгах, в мультиках, в сказках. Этот страх пройдет сам по мере взросления малыша, однако родители помогут помочь ему справиться развитие ребенка от 4 до 5 летс ним, поддерживая и успокаивая, оставляя на ночь включенным ночник, избегая мест в сказках, где описываются монстры и чудовища.

Если страх от 4 до 5 лет не проходит и мешает жизни ребенка, можно предложить ему избавиться от него с помощью коррекционных игровых методик. Одна из них – «рисование чудовищ».

В ходе занятия ребенку будет предложено нарисовать самого главного героя своего страха, сделав его максимально красивым, придумать с его участием смешную и позитивную историю. В этом случае малыш начинает воспринимать героев своих страхов более положительно и со временем избавляется от фобии.

Родители, сами того не подозревая, часто провоцируют появление и закрепление страха у детей следующими поступками:

  • пугают ребенка разными монстрами и чудищами;
  • перегружают его воображение не соответствующими возрасту игрушками;
  • позволяют смотреть не отвечающие уровню развития мультфильмы и фильмы.

Часто страхи являются следствием дефицита информации у ребенка, в развитие ребенка от 4 до 5 летрезультате чего он подключает собственную фантазию, которая иногда рисует ему далеко не позитивные картинки.

Именно поэтому так важно, чтобы родители, которые мечтают о том, чтобы развитие малыша в возрасте 4-5 лет протекало гармонично, усвоили, что пугать малышей непонятными для них отрицательными персонажами нельзя, ведь простого «бабайку» они могут представить в виде кошмарного монстра, готового уничтожить все живое!

Особенности развития речи дошкольника

В возрасте от 4 до 5 лет речь детей становится более грамотной и логичной.развитие ребенка от 4 до 5 лет Дети строят сложные предложения, правильно склоняя части речи, в словарном запасе у большинства из них уже несколько тысяч слов.

В свою очередь развитие речевых навыков стимулирует детей к более активному общению, как с одногодками, так и с более старшими ребятами и взрослыми. Дети понимают, что они достаточно хорошо говорят, могут объяснить все, что необходимо, и главное — не будут подняты на смех или не поняты из-за неправильного произношения слов.

В 4-5 лет, несмотря на богатый словарный запас, далеко не все дети справляются с заданием описать какой-либо предмет, рассказать о его функциях. Если малыши чего-то не понимают, они могут сердиться и расстраиваться.

Особенность речи младших дошкольников — это так называемые авторские слова, которые дети придумывают, чтобы лучше описать свойства, назначение, особенности предметов, животных и т.д.

Например, нет ничего удивительного, если общее полотенце ребенок назовет «всехним», а червяка —развитие ребенка от 4 до 5 лет «ползунком». Все это забавно и мило, но должно деликатно исправляться взрослыми для того, чтобы новые слова не закрепились в речи ребенка.

Во второй половине пятого года дети с удовольствием уделяют время разучиванию стихов и целых сказок. Происходит это в игровой, непринужденной форме. Родители каждый день читают дошкольнику его любимые стихи, со временем предлагая заканчивать сначала отдельные строчки, а потом и целые куплеты. Как правило, дошкольники в возрасте 4-5 лет имеют хорошую память и очень гордятся собой, когда могут продемонстрировать ее близким, декламируя стих.

Младшие дошкольники говорят эмоционально, подкрепляя слова жестикуляцией.

Успешным развитие речи младшего дошкольника сможет быть только в случае нормального развития слуха. Ребенок должен уметь не только слышать и вслушиваться в слова, но и интересоваться источниками других звуков, которые взрослые часто оставляют без внимания. Развивать слух малыша можно, обращая его внимание на такие простые вещи:

  • капающий кран;
  • стук двери;
  • шум дождя;
  • стук ножа по разделочной доске;
  • шум мотора стиральной машины или холодильника;
  • скрип паркета под ногами;
  • щелчок выключателя и пр.

Постоянное ненавязчивое акцентирование внимания ребенка на звуках такого рода с описанием их характера и происхождения улучшит развитие его слуха, воображения, а впоследствии и речи.

Занятия для ребенка 3-4 лет

Ребенок в возрасте 3-4 лет становится очень активным. Многие мамочки мучаются вопросом: «Чем занять своего ребенка?». Ведь малыш должен проводить время с пользой. В этом возрасте детей надо развивать, прививать им навыки общения.

Конечно, детки все разные по характеру и темпераменту. Кто-то в возрасте 3-4 лет может целый день играть одной игрушкой, а кому-то необходимо разнообразие в деятельности.

Обратите внимание! Занимая дома ребенка 3-4 лет каким-либо делом, будьте обязательно рядом. Малышей в этом возрасте нельзя оставлять без присмотра. Будьте поблизости, организуйте свои дела так, чтобы между Вами и ребенком было небольшое расстояние.

Какие особенности данной возрастной группы надо учитывать

3-4 года – это период, когда малыш начинает осознавать себя. У него становится более совершенной система координации движений, двигаться он начинает более плавно.

У детей проявляются музыкальные способности, им нравится танцевать и петь.

Малыши уже могут играть в компании, сами себя занимают играми, у них проявляется интерес к конструированию, словарный запас стремительно растет.    Ребенок начинает употреблять слова, которые услышал от взрослых, обороты речи становятся сложнее, он начинает высказывать свое мнение.

Дети 3-4 года играютДети 3-4 года играютДети в 3-4 года уже играют со сверстниками

В этот период формируются взаимоотношения с ровесниками, взрослыми. Он становится участником совместных игр, начинает воспринимать правила поведения в играх.

У детей в этом возрасте возникает много вопросов, они нарабатывают жизненный опыт. Информация, которую может впитывать ребенок в этот период – просто колоссальна по своим объемам.

И, конечно, задача родителей и педагогов, подобрать такие развивающие игры, которые бы помогали формированию личности и навыков ребенка, как в детском учреждении, так и дома.

Что интересно малышам в возрасте 3-4 лет

Возраст 3-4 лет  — это прекрасное время для того, чтобы развивать творческие способности детей.  Можно лепить из пластилина или соленого теста. Для ребенка в возрасте 3-4 лет интересны занятия рисованием. Юные художники с одинаковым удовольствием рисуют карандашами и малюют красками, нравятся им фломастеры и цветные мелки.

Игры на развитие моторикиИгры на развитие моторикиИгры на развитие моторики рук и фантазию

Обратите внимание! Сами рисовать в этом возрасте дети не могут, а вот раскрашивать им по душе и по силам. В продаже есть специальные книги для раскрашивания, можно распечатать раскраски и из интернета.

Родителям художников надо быть внимательными, потому, что в возрасте 3-4 лет рисовать дети любят не только на бумаге. Нравятся им стены и двери. Интересным вариантом могут быть доски для рисования. Такую доску удобно установить дома – места она занимает мало.

Отличная идея - мозаикаОтличная идея - мозаикаОтличная идея — мозаика — игра для творчества

В этом возрасте занять детей можно конструкторами. Для 3-4 лет подойдут конструкторы из пластмассовых деталей. Особенно интересуют детей башни и домики, которые они с удовольствием строят. Дома можно позволить детям создавать домики и из подручных материалов – подушек, стульев, пледов.

В период, когда ребенок достигает 3-4 лет, родители начинают задумываться о дополнительном развивающем обучении.

Мамы и папы подбирают для своей крохи развивающие занятия, кружки или секции. Детей водят на плавание, гимнастику. Если начать занятия по изучению иностранного языка, то результат будет очень хорошим.

Но заниматься с детьми можно и вне дома. Ребенку 3-4 лет полезно пребывание на воздухе. 

Игры в песочницеИгры в песочницеИгры в песочнице любят все дети

Занятия на улице разнообразны. Детей  такого возраста привлекает песочница, где они с удовольствием играют, строят. Игровая площадка – это место, где ребенок сможет поиграть и отдохнуть с комфортом.

Мелкая моторика: малыши 3-4 лет с удовольствием выкладывают мозаичные узоры, рассматривают картинки в книгах. Интересуют их движущиеся игрушки.

Какие виды занятий можно использовать дома

Дома ребенка можно занять следующим:

Практически все предложенные варианты – развивающие: малыши не только заняты увлекательным и полезным делом.

Если мама что-то готовит из теста, то дайте ребенку кусочек – пусть он внесет свой вклад.

Есть еще интересное занятие: возьмите крупную фасоль, макароны и немного гороха, смещайте и поручите ребенку разобрать в три емкости. Обыграйте, как необходимую помощь вам по дому. Обязательно похвалите.

Вообще, кухня притягивает и девочек, и мальчиков – фантазируйте, и у вас маленький помощник с удовольствием будет выполнять задания.

Дети на кухнеДети на кухнеДети на кухне с удовольствием будут помогать

Чем занять малыша вне дома

Часто, находясь вне дома, малыши 3-4 лет мучаются от того, что не знают чем заняться.

В летнее время детей 3-4 лет привлекает песочница. Все игры с песком – развивающие. Строя разные фигурки, прорывая канавки, кроха через руки познает формы и объемы. Воздействие через руки оказывает благотворное влияние на речевую активность. На песке играть интересно и очень удобно:

  • из влажного песка можно «налепить» много фигурок при помощи формочек. К примеру, предложите ребенку создать песочный парк или приготовить пирожки для кукольного обеда;
  • на ровной поверхности можно «нарисовать» картину из песка.

Расставьте на поляне пластмассовые кегли или бутылки, пусть ребенок учиться «водить» мяч между ними.

Отличная идея для дачиОтличная идея для дачиОтличная идея для дачи — самодельные дорожки

На детских площадках есть мини-кольцо, дайте мяч и предложите забросить его в корзину, причем,  с разного расстояния.

Дайте ребенку цветные мелки – пусть рисует на асфальте. Покажите, как нарисовать клетки – прыгать по ним малыш будет с удовольствием.

Чем занять малыша на даче

На даче в летнее время занять малыша просто:

Чем занять малыша в парке

В осеннем парке предложите малышу собрать коллекцию осенних листьев. Перед прогулкой подготовьте пакетик или коробку, куда он будет складывать свои сокровища.

Еще один вариант подвижной игры – это предложить малышу пробежки, например, до зеленой скамейки, до большого камня, до рябины и т.д

.

Как можно поиграть с малышом в зимнем парке?

Чем увлечь ребенка 3-4 лет в дороге

Бывает, что семья с ребенком такого возраста должна отправиться в поездку. Непоседливым малышам в транспорте трудно усидеть спокойно. Чем его отвлечь?

  •  В машине можно поиграть так: кто первый увидит машину, например, красного цвета или синюю крышу.
  • Можно просто попросить называть те предметы, которые он видит.
  • Предложите малышу наблюдение за облаками – на что они похожи, как изменяются.
  • Подготовьте коробочку с мелкими игрушками, пусть он их разбирает и играет. Попросите рассказать о каждой.
  • Поиграйте в «да-нет». Например, котенок гавкает? Ребенок отвечает: «нет».
  • Почитайте в дороге стихи, вспомните песенки для детей.
Игры в дорогуИгры в дорогуИгры в дорогу можно купить комплектом

В поезд можно смело брать фломастеры и альбомы – пусть ребенок нарисует то, что видит в окно или изобразит поезд. Дайте ребенку влажную салфетку – пусть протрет стол и двери.

В самолете надо дать ребенку осмотреться. Места для детей лучше выбирать у прохода. Так будет место, чтобы встать в случае необходимости. Покажите ему подушку, ремни, иллюминатор, складной столик.

Можно занять малыша магнитными пазлами – они предназначены специально для поездок – не рассыплются. Посмотрите в детских магазинах игры в дорогу – это карточки и специальные задания.

Нужно прочитать: Как развить творческое ⚱️ воображение у дошкольников

Советы родителям по организации занятий

  1. Заниматься  с ребенком 3-4 лет  нужно в форме игр.
  2. Вашему малышу должно быть интересно.
  3. Задания надо формулировать в простой и доступной для его возраста форме.
  4. В игровые сюжеты надо добавлять развивающие элементы.
  5. Прежде чем занять малыша какой-либо деятельностью, убедитесь, что он сыт и не хочет спать.
  6. Ребенок в этом возрасте концентрирует внимание на одном виде деятельности 15 минут, затем Вам необходимо поставить ему новую задачу.
  7. Место, где играет или занимается ребенок, должно быть комфортным.
  8. Не сердитесь, если ребенок не справляется с заданием – лучше помогите и все сделайте совместно.

    Деревянный конструкторДеревянный конструкторМесто для игры должно быть комфортным

Что должны знать родители малыша 3-4 лет

  • Для малыша в этом возрасте покой — это возможность двигаться, быть активным.
  • Конечно, занятия и задания надо постепенно усложнять, но все же к занятиям простого типа надо тоже возвращаться. К примеру, если ребенок болеет, у него плохое самочувствие, то сложные задания придумывать для него не надо.
  • Учтите, что ребенок в этот период жизни наделяет сознанием неживые предметы.
  • У ребенка формируется понимание мира, поэтому старайтесь, чтобы основополагающие понятия сформировались правильно.
  • Не торопите малыша – он все постепенно поймет и усвоит.
Игры с крупамиИгры с крупамиИгры с крупами развивают фантазию

Ребенку нужна любовь, терпение родителей и их внимание. Тогда любое задание он выполнит с удовольствием.

Дошкольное развитие ребенка 4 5 лет: как обучать малыша играючи

В этой статье:

Четыре-пять лет — один из самых интересных и важных этапов развития ребенка. Дошкольники (а именно так их уже принято называть) в этом возрасте умеют самостоятельно себя обслуживать, связно говорят, используя известные им части речи, слушают и запоминают поступающую информацию, решают задачи на логическое мышление.

Большинство детей в этом возрасте дошкольное развитие ребенка 4 5 летуже как минимум год ходят в детский сад или занимаются в школах раннего развития. Это означает, что период адаптации в дошкольных учреждениях пройден и малыши уже успели освоить навыки общения со сверстниками и воспитателями.

В 4-5 лет развитие ребенка связано в первую очередь с совершенствованием мыслительной деятельности. Дети проявляют повышенный интерес к окружающему их миру, учатся распознавать и показывать собственные эмоции. К этому возрасту они чуть ли не впервые сталкиваются с новыми требованиями к себе со стороны взрослых, стараются оправдать доверие и проявить себя взрослыми и ответственными — готовыми к школе.

Основные критерии оценки умственного развития ребенка в 4-5 лет

Психологами и педагогами был сформирован перечень основных умений, которыми должны обладать дети 4-5 лет. Родители могут самостоятельно протестировать своего ребенка и определить, насколько гармонично протекает его развитие и будет ли он готов к поступлению в школу через год или два. Итак, вот что должен уметь четырех- или пятилетний малыш.

  1. Четко и разборчиво называть данные родителей и близких родственников (фамилии, имена), адрес проживания.
  2. Знать названия геометрических фигур и отличать их друг от друга.
  3. Понимать значения слов (кошка, игрушка, стол и пр.).
  4. Перечислять профессии, предметы мебели, группы овощей и фруктов и т.д.
  5. Считать до пяти.дошкольное развитие ребенка 4 5 лет
  6. Знать друзей по имени.
  7. Определять правую и левую стороны, понимать, где верх, а где низ.
  8. Различать множественное и единственное число.
  9. Раскрашивать, не выходя за контур.
  10. Слушать и пересказывать услышанное.
  11. Собирать конструкторы и паззлы с крупными деталями.
  12. Надевать пуговицы или бусины на нить.
  13. Отличать предметы по внешним признакам (высоте, ширине и т.д.).
  14. Различать времена года по погодным признакам.
  15. Отличать время суток.
  16. Определять цвета.
  17. Описывать увиденное с использованием прилагательных.
  18. Вести диалог.

Чтобы лучше оценить развитие ребенка в 4-5 лет, тестировать его нужно ненавязчиво, в виде игры. Скажем, проверить, помнит ли малыш имена друзей, можно простым способом: предложив ему посоревноваться, кто назовет больше друзей. Также играючи можно выяснить, насколько хорошо ребенок знает геометрические формы.

Например, дошкольное развитие ребенка 4 5 летпредложите ему найти квадрат на картинке, при этом притворитесь, что не знаете, как он выглядит, и нуждаетесь в помощи. Малыш будет рад проявить себя и показать, что осведомлен в этом деле не хуже взрослого.

Не стоит слишком переживать, если малыш не справляется со всеми заданиями. Возможно, ему не уделялось достаточно внимания на более ранних этапах развития. Еще не поздно наверстать упущенное и привить крохе необходимые знания и навыки. Нелишним будет обратиться к детскому психологу, который поможет составить план занятий с таким малышом.

Развивающие занятия: домашнее обучение для старта

Если ребенок ходит в детский сад или в школу раннего развития, то его развитие возьмут на себя педагоги. Родителям останется только периодически подталкивать малыша к чему-то новому в свободное время. Для «домашних» деток все складывается несколько иначе.

То, насколько их развитие будет соответствовать возрасту, во многом зависит именно от родителей, которые должны находить время для домашних занятий.
Речь идет как о физическом, так и о психологическом развитии малыша с целью раскрытия его природного потенциала.

Родителям важно осознавать разницу между стремлением к развитию ребенка и желанием превратить его в гения. Напор, с которым сталкивается дошкольник у родителей, мечтающих о вундеркинде, губителен для его психического и физического здоровья.

Психологи рекомендуют разрабатывать план занятий с дошкольное развитие ребенка 4 5 летребенком, меняя его как можно чаще, чтобы занятия не надоедали малышу. Естественно, что обучение и развитие крохи должно проходить только в игровой форме и по обоюдному желанию. Дошкольник должен с нетерпением ждать нового занятия и с удовольствием принимать участие в предложенных играх – только в этом случае получится положительным образом повлиять на его развитие, не вызывая отвращения к учебе в будущем.

Формировать план занятий на каждую неделю правильнее всего на основе плана за предыдущую неделю и после анализа достижений и провалов. Скучные либо слишком сложные (простые) игры можно заменить более интересными и полезными.

Ни в коем случае не принуждайте ребенка делать то, что у него не получается. Лучше отложить это задание на следующий раз, когда кроха забудет о неудаче.

Используйте логические задачки и игры по различным методикам (например игры Никитиных) для стимуляции развития памяти, образного мышления и логики малыша.

Примерный план занятий

Принимая во внимание особенности развития малыша в возрасте 4-5 лет, составьте оптимальный план для занятий с ним. В качестве примера можно взять предлагаемый ниже вариант.

  1. Физическое развитие.дошкольное развитие ребенка 4 5 лет
  2. Моторика.
  3. Творческие занятия.
  4. Игры для развития логики, памяти и мышления.
  5. Обучение счету и развитие речи.

Планируя физическое развитие, родители в первую очередь должны определиться с поставленными целями. Чего они добиваются? Подготовить малыша к занятиям профессиональным спортом в будущем или же просто привить ему любовь к физическим упражнениям? Так или иначе, начинать нужно с обязательных пунктов, к которым относятся:

  • зарядка;
  • бег и ходьба;
  • плавание;
  • подвижные игры.

На начальных этапах занятий важно проявлять чувство меры, не настаивая на выполнении малышом абсолютно взрослых упражнений (отжиманий, качания пресса и пр.). Даже если родители мечтают о карьере профессионального спортсмена для своего ребенка, 4-5 лет — это не тот возраст, когда нужны серьезные нагрузки.

Физическое обучение должно проходить в игровой форме, вызывать у малыша интерес и желание двигаться. Если у него уже есть приоритеты, то желательно строить программу физического обучения на их основе. Так, например, дошкольное развитие ребенка 4 5 летдошкольнику, который любит бегать, можно придумать беговые упражнения с соревновательными элементами, а деткам с развитым чувством ритма можно предложить попробовать себя в танцах.

Важный этап занятий связан с развитием мелкой моторики рук ребенка. Придумайте для крохи так называемые пальчиковые игры. Предложите ему сложить мелкие детали конструктора, построить замок или слепить пирожные из кинетического песка, сделать аппликацию из ракушек или зерен крупы. Таких игр существует множество – включайте в план те, которые будут вызывать у малыша наибольший интерес.

Говоря о творческих занятиях, стоит обратить особое внимание на создание поделок своими руками. Малыша в возрасте 4-5 лет можно учить рисовать, клеить, вырезать, выкладывать композиции, проявляя усидчивость, терпение и, конечно, фантазию. В этом возрасте детки уже вполне дошкольное развитие ребенка 4 5 летуверенно пользуются кистью, ножницами и клеем, способны нестандартно мыслить и копировать картинки из окружающего мира.

Тренировать память и логику можно с помощью специальных развивающих игр по методике Никитиных. С их помощью вы сможете научить ребенка увереннее ориентироваться в цветах, формах и объемах. Дополнительно время от времени можно развлекать кроху настольными играми, например «на желание» или «приз победителю».

Развитие речи с попутным обучением счету и чтению по слогам — обязательный пункт в плане занятий с ребенком 4-5 лет. Помните о том, что уже через год или два крохе нужно будет идти в школу, и то, насколько хорошей станет у него успеваемость, будет зависеть от степени его подготовки. Используйте кубики с буквами и картинками для обучения малыша чтению (играя, формируйте слоги и короткие слова), учите цифры (можно использовать магнитную доску), вместе разучивайте веселые и интересные песенки и стихи.

Дополнительные пункты плана для усердных родителей

Особенно старательным и ответственным родителям, которые во что бы то ни стало намерены ускорить развитие малыша в 4-5 лет, стоит задуматься об уроках этикета с крохой. Очень важно мягко подводить дошкольника к тому, чтобы он предлагал родителям помощь по хозяйству, имел свои обязанности в доме, правильно вел себя в коллективе и за столом.

Если есть время и желание, можно включить в план обучения малыша поверхностное знакомство с самыми интересными науками, дошкольное развитие ребенка 4 5 летнапример с астрономией (расскажите крохе о космосе, звездах, созвездиях), географией (можно вместе изучить карту мира или детский атлас), биологией (покажите малышу строение человека с помощью простых детских картинок, проанализируйте мир флоры и фауны). Дополнительно можно начинать изучать единицы измерения, применяя навыки на практике.

В заключение отметим, что развитие малыша в 4-5 лет — это сложный и важный процесс. Но это совсем не означает, что следует превращать его в некий культ знаний, требуя от малыша все больше и больше. Развивайтесь вместе с крохой в игровой форме, получайте удовольствие от новых достижений ребенка, и благодаря вашим стараниям к моменту поступления в первый класс его тяга к знаниям лишь усилится!

Занятия для ☀ детей 3 4 лет: ⛅️ правила, формы, методы

Это только кажется, что малыш 3 лет меньше требует к себя внимания, ведь не нужно менять памперсы, кормить из ложки. На самом же деле теперь перед родителями стоит не менее важная задача-вырастить развитую, гармоничную личность, которая умеет мыслить.

У детей в возрасте 3-4 лет начинается период дошкольного развития, они многое умеют, но самое главное – они стремятся узнать, как можно больше.

В данной статье мы расскажем о том, на что должны быть направлены занятия для детей данного возраста.

Каковы правила организации работы с детьми?

Ни для кого не секрет, что занятия для детей с 3 лет должны проводиться в игровой форме, однако родители должны понимать, что действия крохи только становятся целенаправленными. Ему довольно сложно идти к цели, он регулярно отвлекается, не может длительно удерживать внимание.

Интерес у детей можно развить, если проводить работу при помощи новых и ярких предметов. Однако нужно помнить, что данный интерес может как быстро возникнуть, так и пропасть.

Место для занятияМесто для занятияМесто для занятия не должно отвлекать малыша

Чтобы упражнения, проводимые дома, давали максимальную эффективность, родители должны знать 3 простых правила:

  1. Игрушки и предметы, используемые в работе, не должны использоваться в повседневной жизни. Это необходимо для того, чтобы у них не пропал интерес к данным предметам.
  2. Во время работы на столе не должно находиться посторонних предметов, все ненужное следует убрать с поля зрения детей. Это важное условие для того, чтобы их внимание удерживать в нужном русле.
  3. Не следует преувеличивать время работы с детьми. Урок должен быть коротким и несложным. Это необходимо для того, чтобы кроха приучался начатое дело доводить до конца.

В какой форме нужно проводить уроки?

Занятия для детей, не достигших 5 лет, должны проходить исключительно в форме игры. Это необходимо из-за психических особенностей малыша, потому что игра для него является ведущей деятельностью. Данный возраст уже позволяет крохе придумывать сюжеты, играть действия, находиться в роли режиссера, то есть он сам придумывает правила игры.

Игровая форма занятийИгровая форма занятийИгровая форма обучающих занятий наиболее подходит для детей 3-4 лет

Игровая атмосфера может создаться за счет ярких, красочных и интересных материалов. Именно на это необходимо делать акцент при выборе книжек. Книги должны иметь понятные и цветные картинки. Черно-белые иллюстрации могут навести на кроху скуку, а слишком броские и яркие цвета будут его отвлекать.

Нужный эмоциональный фон можно создавать за счет игрушек, приходящих на урок: «К нам сегодня пришел Буратино и принес разные фигуры».

Также можно подзадоривать детей соревновательным моментом, например, кто быстрей из множества геометрических фигур выберет круги, квадраты.

Естественно не нужно забывать хвалить кроху.

Выбираем время и место для работы

Для того, чтобы развивающие занятия для детей 4 лет дали результаты, они должны быть регулярными. Желательно дома выбирать одно и тоже время и место. Выбирая время необходимо учитывать, чтобы карапуз был бодр, сыт и активен. Следует методом эксперимента понаблюдать, какое время наиболее подходящее.

Психологи рекомендуют утро или после дневного сна. Нужно стараться, чтобы работа становилась частью режима дня.

Многие родители задаются вопросом, сколько времени следует заниматься с крохой. Структура головного мозга, развитие самоконтроля малыша 3-4 лет позволяют ему выдерживать 15 минутные уроки. Однако, при правильно поставленной работе и адаптации к упражнениям некоторые детки легко выдерживают не менее получаса.

Игра с фигуркамиИгра с фигуркамиПервые уроки должны быть не дольше 15 минут

Первые занятия обычно не превышают 10 минут, начинать необходимо с малого. Как только малыш адаптируется, можно потихоньку увеличивать время, сначала до 15 минут. Если он спокойно выдерживает его и после этого остается бодра и весел, то можно попробовать увеличить до 20 минут.

Выбирая место для ежедневной работы, прежде всего нужно обращать внимание на удобство. Рабочее место должно быть удобным как для малыша, так и для его мамы, может быть это детский стульчик со столом или коврик, на котором проходит работа.

Составляем план

Важным условием результативности является планирование. Оно необходимо для того, чтобы не запутаться и не забыть что-нибудь важное. Во время работы следует придерживаться составленного плана. Для организации интересных уроков, нужно таким образом спланировать работу, чтобы один вид деятельности сменялся другим.

План занятийПлан занятийПроще всего составить себе план занятий и придерживаться его

Желательно планирование проводить еженедельно, при этом опираясь на результат, полученный на предыдущей неделе.

Это нужно для того, чтобы понять какой вид упражнений крохе кажется простым, а кокой-сложным или скучными. Если ему что-то сложно и недоступно, то пока нужно это упражнение отложить и попробовать приступить к нему через пару недель.

Примерный план занятий

Конечно каждый родитель решает сам как проводить развивающие занятия дома с детьми, однако можно взять за основу ниже предложенный план, выбрав из него, то что необходимо его малышу в 3-4 года.

Физические упражнения

Ни одно развитие не может быть полноценным без физических занятий с ребенком. Данный пункт может включать в себя все что угодно, это связано с данными ребенка, с учетом его и родительских желаний.

Домашняя физкультураДомашняя физкультураДомашняя физкультура не менее эффективна, чем в спортивном зале

Все должно проводиться в веселой и легкой обстановке, хорошо было бы включать музыку, потому что таким образом кроха будет учиться двигаться под нее.

Главное в данном вопросе – не переусердствовать, хотя это касается всех областей развития.

К тому же, именно дома можно определить тот вид деятельности, который нравится и получается у малыша. Можно увидеть его наклонности и отдать в соответствующую секцию.

Развитие мелкой моторики рук

Развивающие упражнения этого пункта очень важны, потому что именно развитие мелкой моторики напрямую влияет на развитие головного мозга. Ни для кого не секрет, что руки напрямую связаны с головой.

Очень хорошо для детей 3-4 лет собирать конструкторы, мозаику, кубики, к тому же здесь можно сразу повторить цвета и формы.

Помимо моторики очень хорошо развивают воображение рисунки при помощи природных материалов: камушек, песка, ракушек.

Развивающие игрушкиРазвивающие игрушкиРазвивающие игрушки для моторики рук

На сегодняшний день имеются умные магазины, которые предложат заботливым родителям богатый ассортимент, помогающий проводить развивающие уроки дома.

Творческие уроки

Творчество хорошо развивает воображение, к ним относятся: лепка, поделки, аппликации, рисование, в том числе и пальчиковыми красками, различные ролевые игры, постановка спектаклей, кукольный театр, театр теней. Данные виды можно перечислять бесконечно, и дети 4 лет очень любят подобные виды деятельности.

Тренировка внимания и памяти

Очень важно тренировать память и внимание. Для этого превосходно подойдут шахматы, шашки, всевозможные домино. Хорошо дома тренировать внимание во время игры, для этого можно разложить 4-5 зверушек и менять их местами, при этом ребенку следует отвернуться. Повернувшись малыш должен отгадать, кто поменялся местами с медвежонком.

Игры для тренировки памятиИгры для тренировки памятиНастольные игры для тренировки памяти

Чтение

Дети в 3 года могут начинать знакомиться с буквами и звуками. Это очень важный момент. Хорошо ребятам во время знакомства с буквой для лучшего ее запоминания находить ее в книжке, слепить из пластилина, выложить из камушек. Неплохо было бы находить ее с закрытыми глазами в пластмассовом варианте. По мере знакомства магнитные буквы можно прикреплять на холодильник, чтобы они находились на глазах. Также магнитные и пластмассовые буквы хорошо использовать для собирания слогов и слов.

Важно! Во время проведения занятий родители должны учить ребенка буквам, при этом называя их звуки, то есть не «ЭЛ», а «Л», не «БЭ», а «Б», так будет проще малыша научить чтению.

Счет

Развивающие упражнения на 3-4 года должны включать обучение счету, то есть ребенка можно познакомить с порядковым счетом до 10. Он также может выкладывать цифры из подручных материалов, составлять несложные задачки. В данном возрасте математика основывается на элементарной логике, то есть можно с крохой поискать пару предмету, найти лишний предмет.

Наблюдения за окружающим миромНаблюдения за окружающим миромНаблюдения за окружающим миром должны быть активными

Знакомство с окружающим миром

В возрасте 3-4 лет необходимо давать ребенку элементарные понятия об окружающей нас среде, нужно его познакомить с животными, затронув тему домашние и дикие, с временами года, днями недели, осадками, съедобными и несъедобными предметами.

Следует обратить внимание на такие понятия, как узкий – широкий, высокий – низкий, большой – маленький, длинный – короткий.

К тому же, на примере сказок следует затронуть тему добра и зла.

Развитие ребенка – это очень важный процесс, который нужно проводить в дружеской и свободной форме, если ребенку будет интересно, тогда обучение будет происходить быстрей и эффективней.

особенности, нормы, программы и методики

День за днем малыш становится все более смышленым. Он много знает и умеет. После года, благодаря навыкам ходьбы, окружающий мир для ребенка становится более доступным и интересным. В два года чадо уже может помогать маме, самостоятельно есть, надевать некоторые вещи и многое другое. А что происходит дальше? Каково развитие детей 3-4 лет?

Трехлетний маленький взрослый

В этом возрасте ребенок готов к освоению требующих хорошей координации движений навыков. Например, можно его обучать кататься на трехколесном велосипеде, на лыжах и коньках, учить плавать, играть в футбол. Умственное развитие детей 3 лет требует усложненных заданий и как можно больше доступной возрасту информации.

развитие детей 3 4 летОсобенности развития детей 3 лет связаны с выходом мамы на работу и посещением детского сада, а также с «кризисом трех лет». Вместе с тем это время рождения фантазий и осознания себя личностью. Ребенок хочет показать себя взрослым и очень ревностно отстаивает свое мнение. Отличительными чертами являются упрямство, своеволие и отрицание. Малыш отказывается есть, спать, убирать за собой, часто возникают истерики. Контролировать проявление эмоций ребенок еще неспособен, а потому и сам страдает от излишних их проявлений.

Детский сад тоже оказывает влияние на развитие детей 3 лет. Чадо вынуждено подстраиваться под требования воспитателей, соблюдать более строгий режим, а также налаживать связи с другими детьми. Поэтому задача родителей — найти «золотую середину» в общении и в воспитании своего ребенка с учетом сложной психологической нагрузки.

Дети в 4 года

Исходя из средних показателей того, что должен уметь ребенок в этом возрасте, можно выделить следующие навыки:

  1. Называть геометрические фигуры и сравнивать их с окружающими предметами.
  2. Давать название объектам и определять их в группы (мебель, животные, транспорт и другие).
  3. Знать особенности некоторых профессий.
  4. Уметь ориентироваться в пространстве (различать «право», «лево», «впереди» и так далее).
  5. Уметь сравнивать объекты по параметрам величин.
  6. Уметь раскрашивать рисунки, не заходя за линии.
  7. Определить исчезнувший из ряда предмет.
  8. Развитие речи детей 4 лет уже позволяет пересказывать содержания сказок.
  9. Определять времена года, суток, а также различать погодные явления.
  10. Уметь составлять описание предмета из нескольких предложений.

Перечисленные знания и умения усредненные. Некоторые дети обладают данными навыками уже до исполнения четырех лет, кто-то чуть позже, но все это варианты нормы.

Развивающие занятия дома

развитие детей 3 летРазвитие детей 3 лет сопровождается упражнениями на совершенствование мелкой и крупной моторики. Благодаря такому роду занятий происходит успешное формирование головного мозга. Идеальным примером упражнений является лепка. Обучив ребенка делать шарики и колбаски, можно создавать несколько различных предметов на любые темы. Например, слепить овощи и фрукты, что поможет закрепить знания о них, а также развить пальчики. Ребенок в 3 года с удовольствием будет опускать предметы в емкости либо находить их в россыпи зерен, макарон, семян.

Если чадо уже хорошо говорит, то можно занять его описанием изображений в книгах и журналах. Этот прием успешно используют на прогулке. Например, периодически спрашивая: «А что делает дядя?», «Что в руках у тети? Куда она идет?» Ребенок с удовольствием участвует в ролевых играх. Например, с радостью уложит спать мишку, станет строителем и построит башню или превратится в парикмахера и сделает прическу кукле. Развитие речи детей 3 лет идет своими темпами, но родители в состоянии его ускорить.

Развивающие занятия на дому с четырехлетним ребенком

развитие речи детей 4 летТехники лепки и рисования усложняются. Чадо можно научить рисовать фигуры, обводить по контуру картинки, работать с трафаретом. Помимо пластилина используется глина, из которой создаются композиции на разные темы. Для аппликации малыш может уже сам вырезать нужные фигуры.

Развитие ребенка в 4 года сопровождается простыми математическими действиями – сложением и вычитанием. Для лучшего их усвоения используют спички, палочки, пальчики, то есть все подручные средства. Развитие речи детей 4 лет сопровождается упражнениями на запоминание слогов.

Программа развития ребенка 3-4 лет

Некоторые родители предпочитают работать со своими детьми по плану, а не в свободном стиле. Стандартная программа развивающих занятий для данного возрастного периода содержит следующие пункты:

  1. Упражнения по развитию звуковой культуры речи.
  2. Навыки чтения.
  3. Знакомство с окружающим миром.
  4. Занятия творчеством (рисование, лепка, аппликации).
  5. Математические действия.
  6. Музыкальное развитие.

Остановимся на каждом пункте подробнее.

Звуковая культура

В данной области ребенку показывают, как правильно произносит определенные звуки. Ближе к 4 годам обучают написанию обозначающих их букв в тетради. Конечно, записи будут нечеткими, но такие упражнения способствуют развитию мелкой моторики и работе кисти. В процесс вовлекают артикуляционные задания, которые становятся намного сложнее. Дети запоминают много стихов, потешек, песен, тем самым, пополняя словарный запас и укрепляя возможности речи.

Изучение окружающего мира

ребенок в 3 годаУпражнения направлены на исследование природных явлений, усвоения разницы времен года и особенностей экологии. Например, наблюдая за перелетными птицами осенью, ребенку указывают на данную особенность их отлета в теплые края как одного из признаков времени года. Параллельно знакомят с названиями птиц, которые улетают в теплые края, и с теми, которые остаются зимовать. При наблюдении за погодой используют разные прилагательные и глаголы, тем самым обогащая речь ребенка. Например, на улице может быть дождливо, солнечно, ветрено, а дождь может моросить, стучать, лить. Гуляя, обращают внимание на деревья и кусты, на их внешний вид, названия. Из природного материала делают разные поделки. К 4 годам ребенок уже должен называть основные цвета и некоторые оттенки, находить их в окружающих предметах. Нелишним будет обращать внимание на правила дорожного движения. Развитие детей 3-4 лет идет быстрыми темпами. Ребенок хорошо усваивает интересную информацию, особенно если она подкреплена примерами в окружающем мире.

Обучение математике

развитие ребенка в 4 годаВ возрасте трех лет ребенок успешно осваивает геометрические фигуры и разные формы. К 4 годам занятия усложняются, чадо способно группировать предметы по разным внешним признакам (по цвету, величине). Ребенок усваивает понятия «меньше», «больше», «равно» на подручных средствах. Хорошо считает до трех. Математическое развитие ребенка в 4 года проявляется в способности совершать элементарные действия счета. Основным пространственным направлениям легко обучить в игре, например, пряча игрушку и давая определенные подсказки («Иди вперед, повернись налево…»). К четырем годам ребенок может определить, что начинается раньше, что позже. Например, сначала идет утро, после него день, дальше вечер и ночь.

Развитие речи

Ребенок в 3 года способен запомнить небольшие стишки, подпевать. Родители обучают алфавиту, готовят руку к письму. Ближе к четырем годам можно начинать учить слоги, пробовать читать первые простые книги. К этому возрасту ребенок запоминает загадки, пословицы и поговорки.

Нормальное развитие речи детей 4 лет проявляется в составлении фраз из 5-6 слов. Чадо часто задает вопросы: «Почему?», «Откуда?» Ему все интересно и все нужно знать. Чтобы речевое развитие детей 3-4 лет шло быстрыми темпами, родителям необходимо отвечать на все вопросы ребенка, но доступным для него языком.

речевое развитие детей 3 4 лет

Развитие с помощью творчества и музыкальных инструментов

К четырем годам ребенок может рисовать многими инструментами. Если трехлетний малыш нечетко чувствует границу рисунка, то старший по возрасту уже старается не выходить за пределы и использует множество цветов. Фигурки для аппликации ребенок в 4 года способен уже вырезать сам, склеивая их в объемные композиции. В три года чадо лепит шарики и колбаски, а спустя год оно способно соединять палочки в кольцо, создавать причудливые формы, напоминающие героев сказок. С трех лет начинает активно проявляться фантазия, к четырем годам она уже воплощается в рисунках и в играх с пластилином.

Что касается музыкального развития, то здесь важно научить слушать музыку и описывать ее характер (грустная или веселая, быстрая или медленная). Необходимо поддерживать желание чада петь и танцевать. Можно знакомить с музыкальными инструментами и звуками, которые они издают, а также с разницей в звучании нот.

Методики развития детей

особенности развития детей 3 летСуществуют различные авторские сценарии занятий по ускоренному развитию. Многие родители сомневаются в пользе применения развивающих упражнений, мотивируя тем, что это вредно, этому все равно будут учить в саду и в школе. Но любые знания, особенно полученные ненавязчиво, во время игры, лишними не будут. Рассмотрим наиболее часто применяющиеся методики по развитию детей:
  1. Программа Никитиных. Основным правилом работы по данной методике является, во-первых, свобода в занятиях. Детям разрешается неограниченно играть с понравившимся предметом или игрой, сочетая разные виды деятельности. Во-вторых, в квартире должна быть спортивная обстановка, особое внимание уделяется закаливанию. В-третьих, родители должны участвовать в детских играх, а главное, в жизни ребенка. Нельзя давить на малышей, а следует ориентироваться на их желание и самочувствие. Педагоги акцентировали внимание на «опережающие» условия развития.
  2. Методика Марии Монтессори. Главный постулат педагога – пробудить у ребенка интерес к действиям с предметом, а не заставлять. Основа программы заложена в индивидуальном подходе к чаду. При планировании занятий ориентируются на то, что малышу нравится, а что нет. Ребенок выполняет упражнения самостоятельно, изредка прибегая к помощи педагога.
  3. Методика Гленна Домана. Важную роль педагог уделяет физическому совершенствованию ребенка, без которого, по его мнению, «не будет развитого интеллекта». Речевое развитие детей 3-4 лет начинается с показа набора карточек, на которых целиком написаны слова. Ребенку в течение небольшого времени показывают набор карт, называя написанное. Навыки счета малыш приобретает тоже с помощью карточек, на которых изображено разное количество точек. В этом случае необходимо называть число точек, быстро меняя карты. Таким же способом ребенка знакомят со знаниями в области искусства, истории, музыки и так далее.

Выбор методики остается за родителями. Развитие детей 3-4 лет всегда сопровождается огромным числом вопросов и любознательностью. Родители могут и не придерживаться определенного плана в занятиях. Главное – быть открытым источником информации для ребенка, а также активно участвовать в его жизни.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о