Ребенок в 11 месяцев жизни
Первый год жизни приближается к концу. Развитие ребенка в 11 месяцев отличается новыми показателями в физическом развитии, появлением эмоциональных и личностных черт. В одиннадцать месяцев ребенок может обрадовать вас первым словом или первым шажком. При этом он продолжает эмоционально развиваться и закреплять освоенное.
Что нового в физическом развитии?
За этот месяц малыш может прибавить от 300 до 400 г и вырасти на 1 – 1.5 см. В 11 месяцев ребенок имеет вес 8.5 – 10.5 кг (±1 кг), рост 72 – 76 см (± 3 см).
Что умеет ребенок в 11 месяцев:
- Ребенок в 11 месяцев может стоять уверенно, держась за опору или за вашу руку. Может ходить, держась за игрушку–каталку или за стену. Некоторые дети могут стоять самостоятельно или даже сделать несколько шажков, держа в руке игрушку для равновесия.
- Малыш еще с трудом, но уже садится из положения стоя.
- Ребенок в 11 месяцев уверенно ползает на четвереньках, продолжительное время уверенно сидит.
- При хватании предмета, ручка раскрывается в соответствии с его размером.
- Умеет показывать пальчиком на интересующий предмет.
- В одиннадцать месяцев ребенок может держать ложку в ручке и подцепить ею еду. Держит чашку двумя руками.
- Малыш полностью освоил хватание двумя пальчиками, может поднять очень мелкие предметы. Пытается один кубик поставить на другой.
- У большинства детей в одиннадцать месяцев имеется 4 зуба: нижние и верхние центральные резцы. Могут начать расти первая пара коренных зубов снизу и сверху. Но у некоторых детей может не быть еще зубов – это не страшно, не переживайте и подождите до года. Если в 1 годик их не будет – посоветуйтесь с детским врачом.
Подробно: что умеет ребенок в 11 месяцев
Что нового в психическом развитии:
- Малыш произносит первые простые слова, в которые вкладывает обобщенный смысл, например, называет всю еду: «ам-ам», под этим же словом подразумевает желание покушать. Ребенок в 11 месяцев знает несколько слов, повторяет новые за родителями.
- Малыш стал понимать, что мамой можно манипулировать. Например, сообразив, что на плач она приходит быстрее и становится добрее, ребенок может начать хныкать специально. При этом вы заметите некую хитринку в глазах, при полном отсутствии слез.
- Ребенок в 11 месяцев понимает уже многое из разговора родителей. Он отзывается на просьбы: дай, возьми, покажи, брось, кушай. Может качать головой как «нет», так и «да».
- Малыш настойчиво способен добиваться своей цели, несколько раз повторяет, если желаемое не получается. Сделав что-то, ждет одобрения и похвалы.
- Когда вы играете вместе с крохой, он старается обрадовать вас своим поведением или даже насмешить. Теперь ребенок понимает, что «прятки», «коза рогатая» — это игры.
- Малыш стал сообразительным: он может одним предметом спихнуть другой со стула, перевернуть коробку с игрушками, чтобы достать все сразу.
- У детей в одиннадцать месяцев появляются признаки простейшей сюжетной игры: качает куклу, кормит мишку.
Тест на развитие детей в 11 месяцев
- Малыш в 11 месяцев должен уметь хорошо сидеть, стоять у опоры, ползать на четвереньках.
- Покажите ребенку коробочку с игрушкой, несколько раз откройте ее. Затем спрячьте игрушку. Малыш должен заметить исчезновение предмета и выразить удивление.
- Ребенок должен уметь пользоваться некоторыми предметами по назначению: пить из чашки, есть ложкой, подносить расческу к голове, повторяя движения взрослых.
- Покажите малышу, как строить из кубиков башню. Ребенок должен уметь поставить хотя бы 2 – 3 кубика друг на друга. Пирамидки пока сложны для малыша, а вот надевать большие колечки на палочку он уже может.
- Кроха уже умеет различать предметы по общим признакам, например, попросите показать ему машинки или кукол, среди нескольких игрушек. Ребенок должен пальчиком показать на них.
Развитие ребенка по месяцам — 11 месяцев видео
Как кормить детей в 11 месяцев?
Время прикормов прошло, и ребенок может присоединиться к общему столу при определенных условиях приготовления пищи: она должна быть сварена или потушена, содержать минимум соли, сахара и приправ. Мама теперь может не готовить отдельно для малыша, а всего лишь измельчать для него приготовленную для всех пищу. В сутки ребенок в 11 месяцев съедает примерно 1 – 1.2 л пищи – это без учета жидкости. Питание остается пятиразовым, так будет примерно до 2-х лет. Все основные продукты уже введены, но нужно быть осторожными с аллергенными: апельсины, манго, помидоры. Нельзя пока давать грибы, шоколад, мед, орехи, чай, кофе и коровье молоко.
Если кроха пока на грудном вскармливании, то получает грудь утром и вечером перед сном, а также ночью по требованию. Некоторые мамы, готовясь отучать малыша от груди в 1 год, к 11 месяцам доводят до минимума количество кормлений: один раз в сутки перед сном. Но если вы планируете кормить еще долго, то продолжайте давать малышу грудь, когда он захочет.
Режим – сон и бодрствование
Малыш стал спокойней спать по ночам, даже если вы продолжаете кормить грудью. Теперь он может попросить ночью молока до 2-х раз, и это действительно подарок для мамы, которой приходилось просыпаться до 5 раз за ночь. Многие дети могут проспать до 10 – 11 часов ночью. Днем так же присутствует два сна по 1.5 – 2 часа. Режим у каждого ребенка индивидуален: дети, которые любят поспать подольше, соответственно позже ложатся спать и днем, и наоборот. Маме следует подстраиваться под биоритмы крохи, так как малейшие изменения в режиме могут лишить малыша аппетита или негативно сказаться на психике. Нужно приучать кроху к распорядку дня.
Как помочь малышу развиваться
- Продолжайте по возможности брать малыша на руки. Несмотря на то, что карапуз скоро пойдет и прекрасно ползает, он все равно нуждается в психологической близости с матерью.
- Всячески поддерживайте развитие речи. Если ребенок произнес какое-то непонятное слово, попытайтесь понять, что это и вместе с ним отыскать этот предмет. Играйте в речевые игры:
- Соберите в мешочек разные игрушки и называйте их, когда достаете оттуда перед ребенком. Хорошо, если игрушки близки друг к другу тематически, например: машинка и колесико, кукла и кроватка. В мешочек можно положить любые домашние предметы: ложку, нитки, книгу, то есть все то, с чем малыш соприкасается ежедневно.
- Показывайте тематические карточки Домана.
- Лучше всего дети запоминают слова, когда они что-то делают, поэтому наилучшим способом обучения остается игра. Комментируйте все действия во время игры, делайте упор на существительные – именно они являются первыми словами.
- Разыгрывайте сценки из жизни с речевыми конструкциями, например: «на, возьми», «дай, пожалуйста» — протягиваете или даете предмет, «пока-пока» — помашите рукой, «здравствуй!» — пожимаете руку. Сценки нужно проводить неторопливо, несколько растягивая слова.
- Обращать внимание малыша на процесс приготовления пищи. Рассказывайте, что и из чего вы готовите, как вы это делаете: чистите, моете, кладете, варите, горячее, холодное, вкусное, горькое, сладкое.
- Часто малыши, которые плохо говорят, еще и плохо едят. Связано это со слабостью челюстного аппарата. Давайте ребенку погрызть сухарик, морковку.
- Читайте вместе книжки с картинками.
Развитие речи взаимосвязано с мелкой моторикой, поэтом продолжайте с ребенком занятия, развивающие активность пальчиков:
- Насыпьте овсяных хлопьев в одну небольшую чашку и покажите малышу, как пересыпать их в другую емкость. То же самое можно делать с водой во время купания. Упражнения хорошо развивает мышцы рук и обучает синхронности в движениях.
- Во время водных процедур можно предложить ребенку ловить ковшиком разные маленькие предметы. Для реалистичности купите пластмассовых рыбок и поиграйте в рыболова. Игра хорошо разовьет зрительную и моторную координацию.
- На поднос ровным слоем насыпьте мелкую крупу или муку. Возьмите палец ребенка в свою руку и порисуйте. Затем позвольте малышу самостоятельно нарисовать что-нибудь.
- Возьмите кольцо, в которое пройдет ваша рука. Наденьте сначала себе на руку, потом – ребенку. Потом предложите малышу надеть вам или себе на руку кольцо, при этом первые разы помогайте ему, ведите его руку в колечко. Навык попадания рукой в кольцо приобретается со 2 – 3 занятия.
- Проводите с ребенком занятия лепкой и рисованием. Не покупайте малышу толстые фломастеры и карандаши, лучше выберете маленькие и тонкие, с минимальным количеством цветов в комплекте.
Для лепки пока будет достаточно 1 – 2 кусочков пластилина. Сделайте из него колбаску, затем вместе с крохой порежьте ее на равные части и слепите небольшие горошины. Покажите ребенку, как прикреплять их к доске или картонному листу.
Часто бывает, что дети, которые научились хорошо ползать, позже начинают ходить.
В конце одиннадцатого месяца можете начинать готовиться с знаменательному событию. Ровно через месяц вашему малышу будет 1 год: первое день рождения, первый тортик, первые друзья. Подумайте, как сделать этот день незабываемым для вас, интересным и не утомительным для крохи.
Полный календарь развития ребенка:
Развитие до года по месяцам >>>← 10 месяц 12 месяц →
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал
11 навыков, что должен уметь, 7 способов развития ребенка
Последнее обновление статьи:
Развитие ребёнка в 11 месяцев
- Младенец отлично сидит без поддержки. Может сесть из положения стоя и пытается или уже встаёт из положения сидя.
- Ребёнок в 11 месяцев отлично ползает. Часто бывает так, что малышу проще передвигаться на четвереньках и он не хочет учиться ходить. В таком случае торопить кроху нельзя. Ведь ползая, малыш чётче ощущает своё тело в пространстве, учится ориентировать. Этап ползания крайне важен для дальнейшего развития опорно-двигательного аппарата и мускулатуры.
- Одиннадцать месяцев – тот возраст, когда ребёнок начинает самостоятельно стоять без опоры. Кто-то из детей стоит буквально секунд десять, кто-то делает это уже намного уверенней, дополняя самостоятельными шагами.
- Малыш в 11 месяцев хорошо освоил движения мелкой моторики и без проблем манипулирует пальцами рук. Особенно нравится крохе перебирать мелкие предметы, вкладывать их в более крупные, ставить друг на друга кубики и нанизывать кольца пирамидки. Знакомые действия ребёнок выполняет по памяти, слушая просьбу взрослых.
Если игрушка крохе не знакома, можно сразу не показывать, какие конкретные действия с ней можно совершать, а понаблюдать, что придумает младенец. Так у ребёнка будет развиваться фантазия и важный навык — самостоятельно играть и придумывать новые игры со знакомыми игрушками. Если ребёнок не знает, что делать, как играть, обязательно покажите несколько вариантов.
- Малыш проявляет интерес к другим детям, живо реагирует на их появление. В общении может чётко показать, кто ему по нраву, а кто нет, тем самым дифференцируя своё отношение.
- По инструкции взрослых малыш с удовольствием выполняет порученные действия с игрушками – кормит куклу, укладывает её спать, выгуливает собачку.
Эти игровые элементы в определённой ситуации станут для родителей хорошим подспорьем. Если малыш отказывается кушать по причине проявления характера, предложите ему сначала покормить собачку (или целый зоопарк, если игрушек много) и поесть за компанию. Очень редко в таких ситуациях дети отказываются от приёма пищи. Если кроха не хочет спать, создайте ритуал на основе игры. Расскажите малышу, что его звери (куклы) хотят спать и их надо уложить. Когда ребёнок всех уложит, почитайте малышу сказку, дайте вечернюю порцию смеси или покормите грудью, если кроха ещё грудничок, приглушите свет. Младенец вскоре заснёт.
- Малыш с большей долей вероятности уже говорит слова «мама», «папа», «баба» или активно пытается их произнести. Дети 11 месяцев также очень любят рассматривать картинки животных, слушать, кто как говорит, и повторять. Пусть не совсем точно, но слога «гав-гав», «мяу», «ква-ква» прекрасно дополнят словарь активных слов, внеся разнообразие в речь.
- Ребёнка на 11 месяце можно учить самостоятельно кушать и пить. К этому времени малыш должен крепко держать поильничек и осваивать ложку.
Конечно, для того чтобы привить навык кушать и пить без посторонней помощи, родителям надо постараться, запастись терпением, детскими фартучками и передниками. Но поверьте, в последствии вы избавите себя от колоссального объёма работы и облегчите малышу жизнь.
Что должен делать ребёнок на 11 месяце жизни в обязательном порядке?
Если у 11 месячного младенца отсутствуют определённые навыки, необходимо обратиться к специалисту для выяснения причины:
- ребёнок ещё не сидит, или сидит с опорой;
- малыш не пытает вставать у опоры;
- младенец не может хоть какое-то время стоять у опоры;
- ребёнок не ползает или делает это по-пластунски;
- малыш не пытается делать первые шаги;
- ребёнок не узнает близких, не отличает их от других людей;
- младенец не реагирует на своё имя;
- ребёнок не различает интонаций, не проявляет эмоций, не радуется, не смеётся.
Физическое развитие
Масса тела ребёнка в 11 месяцев варьируется в пределах 8 — 10 килограммов. Всё зависит от исходной массы тела при рождении, пола и питания малыша. За текущий месяц ребёнок набирает около 350 — 400 граммов.
Рост ребёнка в 11 месяцев за одиннадцатый месяц увеличивается на 1 — 1.5 сантиметра.
У подавляющего большинства детей к этому времени появляются зубы. В среднем в 11 месяцев их уже четыре. Но всё индивидуально.
Если ещё нет ни одного зуба, не переживайте. Спросите у бабушек и дедушек, во сколько вылезли первые зубки у вас. Этот факт во многом определяет сроки прорезывания у вашего чада.
Питание и уход
Кушает ребёнок уже практически за общим столом. Разница заключается в том, что пища будет более измельчённая, исключены жареные, приправленные блюда и полуфабрикаты.
Смесь и грудное молоко остаются важной частью младенческого рациона. Малыш употребляет их перед сном, ночью, часто после пробуждения. Грудничок, скорее всего, к груди будет прикладываться чаще. Особенно это будет ему необходимо во время болезней и прорезывания зубов.
Даже если у младенца нет зубов, давайте крохе тефтельки, детские печеньки и приготовленные мелко порезанные овощи. Так ребёнок будет развивать навык жевания. Об отсутствии зубов не переживайте. Десны у малыша очень плотные и крепкие для того, чтобы справиться с нетвёрдыми кусочками пищи.
Ребёнку будет полезно и познавательно сидеть за общим столом и трапезничать в компании родных. Таким образом будет прививаться культура питания и правильные пищевые привычки.
Уход за ребёнком включает в себя ежедневные утренние и вечерние процедуры (умывание, чистка зубов), купание, стрижку ногтей и волос. После сна и еды высаживайте малыша на горшок.
Если кроха сопротивляется, выгибается дугой и отказывается садиться на горшок, не настаивайте. Отложите это дело на месяц — другой.
Как развивать 11 месячного ребёнка
- стимулируйте развитие малыша методом игры. Не навязывайте ему занятия, которые ещё неинтересны или непонятны. Всегда наблюдайте за ребёнком, отмечайте для себя его любимые занятия;
- развивайте ребёнка физически. Делайте с ним зарядку, упражняйтесь в плаванье, занимайтесь на фитболе;
- не увлекайтесь ходунками и прыгунками. Для развития навыка ходьбы лучше использовать игрушки-каталки и собственную коляску. Кроха будет держаться за них ручками, что придаст дополнительную уверенность в собственных силах;
- при посещении детской площадки не упускайте возможность пообщаться с другими детками;
- читайте вместе с малышом. Разрешите ему переворачивать странички, рассказывайте, что нарисовано, изобразите, какие звуки издают различные животные;
- танцуйте с ребёнком;
- на формирование мелкой моторики большое влияние окажет рисование, лепка, игры с кубиками и пирамидкой.
Для рисования лучше всего подойдут пальчиковые краски. Также крохе будет интересно рисовать на поверхности, припылённой мукой или манкой.
Начинать лепить лучше из мягкого воскового пластилина. Покажите ребёнку простейшие приёмы – как сделать жгутик, шарик, как можно «слепить» целую картину.
Возможно, некоторые занятия покажутся сложными. Но дети, как известно, не перестают развиваться ни на минуту. И то, что покажется неосуществимым сегодня, легко сделается завтра.
Оценка статьи:
Загрузка…Развитие ребенка в 11 месяцев
Содержание статьи
Впереди у ребенка – первый юбилей. Если подумать, то новорожденный через 4 недели после рождения и малыш в 11 месяцев – почти ровесники. Но как ощутима разница! Что можно сказать о развитии ребенка в 11 месяцев? Чем он может порадовать родителей и себя? Своей активностью, природной пытливостью, усовершенствованием полученных за эти месяцы навыков и кое-чем новеньким.
Физическое состояние
Основной момент, который может вызвать тревогу слишком мнительных родителей, – в последние месяцы ребенок стал меньше расти и набирать вес. Но это совершенно нормально, учитывая, что он сейчас похож на маленький вездеход на батарейках: двигательная активность с того момента, как малыш встал на четвереньки, выросла в разы. Так что к 11 месяцам кроха вырос всего на 1 см и набрал где-то граммов 300. Сейчас его рост может быть от 66 до 80 см, вес – между 7 и 12 кг.
Физическая активность сейчас достигла такого уровня, что родителям постоянно нужно быт начеку: малыш может бесконечно падать, оступаться, терять равновесие, «не вписываться» в двери. Поэтому следует максимально обезопасить для крохи доступную ему территорию, оснастив доводчиками, держателями и заглушками все, что возможно, убрав с пути ребенка все опасное, мелкое, все электрошнуры, «ездящие» коврики, стеклянные предметы.
Что же умеет 11-месячный малыш?
- Уверенно и подолгу сидеть с ровной спинкой без опоры.
- Садиться, вставать из положения сидя, лежа, на четвереньках.
- Много и уверенно ползать – это сейчас любимое занятие малыша.
- Подниматься по ступенькам, держась за опору.
- Залезать на кровать или диван, спускаться с них правильно, доставая до пола ножками.
- Ходить около опоры, иногда отрываться от нее и самостоятельно стоять какое-то время.
- Координация стала намного лучше: теперь, чтобы поднять с пола упавшую игрушку, крохе не обязательно плюхаться на попу: он может наклониться или присесть, а чтобы взять игрушку, раскрывает ладошку по размеру этой игрушки.
- Более совершенной стала крупная моторика: кроха сам держит чашку, может собрать пирамидку, башенку из 2–3 кубиков, перекладывать различные предметы из одной емкости в другую.
- Прогресс произошел и в развитии мелкой моторики: ребенок уже самостоятельно держит ложку, умеет брать предметы пальчиками, поэтому может поднять с пола, например, едва заметную крошку. Может отрывать кусочки от листа бумаги, отщипывать небольшие кусочки пластилина.
Совет
Во время подобных занятий не оставляйте кроху одного, чтобы он не проглотил вредные частицы.
Ели говорить о режиме дня, то здесь видимых изменений за последние 2 месяца не произошло. Малыш спит примерно 13-14 часов в сутки, кушает 5 раз, как было и на 9-м месяце. Его рацион все больше похож на рацион взрослого человека.
Здесь стоит помнить 2 важных момента.
- Для полноценного развития ребенку необходимо проводить на воздухе не менее 4 часов ежедневно. Если не позволяет погода, можно проветривать помещение.
- За 1,5–2 часа до сна важно прекратить все бурные и шумные увеселения, подвижные, эмоциональные игры, чтобы к ночи психика крохи успела настроиться на сон.
Психическое развитие
В этой сфере тоже произошел настоящий прорыв. Например, сейчас малыш может многократно повторять одно и то же действие, добиваясь результата (скажем, нанизывать на стержень непослушное колечко пирамидки или залезать и слезать с табурета). Такая способность к концентрации внимания свидетельствует о правильном развитии психики.
Развитие 11-месячного ребенка в психоэмоциональном плане поистине впечатляет.
- Сейчас кроха больше доверяет людям, к которым родители проявляют расположение.
- Может выполнить разнообразные простые просьбы (подай, подними, покажи, дай, принеси, помаши ручкой, скажи то-то, сделай как мама).
- Находит и приносит названную игрушку.
- Активно подражает взрослым во всем, копируя не только их звуки или интонации, но и модели поведения. В своих играх, которые становятся уже сюжетно-ролевыми, 11-месячные дети имитируют стереотипы поведения папы или мамы, которые у них уже сложились. Теперь это не просто груднички, а маленькие члены общества: мальчики стараются вести себя как мужчина, девочки – как женщина (хотя еще не осознают свою принадлежность к определенному полу). Первые водят машинки, возят грузы, что-то строят или ремонтируют, проявляют силу и ловкость, лазая по стульям или тумбочкам; вторые – готовят, качают и кормят кукол, убирают в игрушечном домике, наряжаются в мамины вещи, красят лицо ее косметикой.
- Подражая взрослым, малыш с удовольствием играет с ними в пальчиковые игры («ладушки», «сорока-ворона»). Ребенок хлопает в ладошки, загибает пальчики, развивая тем самым мелкую моторику, способствующую развитию речи.
Совет
Сейчас самое время воспользоваться подражательным этапом развития детской психики, чтобы своим примером приучать ребенка, например, умываться и чистить зубки каждое утро, здороваться и прощаться (пока на доступном уровне).
- Память тоже совершенствуется. Ребенок теперь может запомнить людей, приходящих в гости не так часто; помнит, что эта игрушка сломалась вчера, а после обеда пора идти гулять; помнит и узнает на фото своих родных; помнит, что, если взять кнопку, уколешься.
- Также кроха стал более внимательным. Он может выбрать из трех игрушек названную, понять, какой из трех игрушек не стало (мама убрала). Вообще игра в «прятки — ку-ку» стала оной из самых любимых. Спрятанный предмет малыш будет искать, понимая, что он все равно есть, а найдя спрятавшуюся маму, придет в неописуемый восторг.
- Скачок произошел и в развитии логического мышления. В 11 месяцев маленький человечек уже в состоянии производить такие сложные мыслительные операции, как конкретизация и обобщение. То есть он имеет представление о похожем множестве и может выделить из него отдельный предмет по конкретному признаку: например, из всех машинок – пожарную, понимая при этом, что все остальные – тоже машинки. Но если не назвать конкретный признак («подай птичку»), он может подать любую игрушку или картинку, которая в его понимании является птичкой (цыпленок, курочка, сорока, воробей).
- Основным и самым главным стимулом к достижению какой-либо цели для крохи этого возраста является родительская похвала. Если он что-то сделал неправильно или нарушил какой-либо запрет, родители должны спокойно и дружелюбно объяснить ему, почему это неправильно или нельзя, и помочь все сделать как надо. А вот когда у него получится – искренне и эмоционально похвалить его за это.
Автономная речь на пути к совершенству
Кто будет спорить с тем, что ребенок этого возраста не просто «энерджайзер», но еще и неумолчный тараторка? Теперь он не просто лепечет, а умеет объяснить маме, чего хочет, так, чтобы она его поняла. Хотя посторонним понять их «диалоги» бывает трудно. Такая «автономная речь», понятная только членам одной семьи, является неотъемлемым этапом на пути к освоению полноценных навыков говорения.
Уже сейчас на этом пути заметен очевидный прогресс.
- В активном лексиконе крохи есть несколько простых слов: на, дай, ам, бай-бай, да. Возможно, малыш уже произносит «мама» и «папа».
- Пассивный словарь его намного шире (то, что ребенок пока не может произнести, но уже понимает). Кроха понимает обращение к нему, простые просьбы, знает названия многих предметов и действий, животных, растений, игрушек. Развитие пассивного словарного запаса – необходимое условие для совершенствования его разговорной речи, ведь постепенно, по мере развития речевого аппарата все эти слова перейдут в речевой актив ребенка.
- Активно развивается звукоподражание. Малыш воспроизводит многие звуки: голоса птиц, животных, звук разных видов транспорта, шум ветра, дождя и т. д. Без этого также невозможно развитие речевых навыков. Помочь ребенку можно в игровой форме, прося изобразить тот или иной звук. Ведь играть детки любят больше всего.
- Речевая жестикуляция – верный признак того, что мозг крохи уже готов к обучению говорению. Если во время общения с окружающими он требовательно протягивает ручку вперед, то все идет как надо. Ему сейчас пока еще сложно выразить все, что хочется, и активная жестикуляция несколько компенсирует речевое несовершенство. Поэтому даже если малыш пока не говорит, но во время «общения» со взрослыми делает специфические жесты ручками, – он готов к тому, чтобы научиться. Ему нужно только помочь.
Как помочь заговорить?
Есть несколько полезных действий, которые будут способствовать развитию речевых умений ребенка.
- Активная речевая среда вокруг него. Очень важно, чтобы малыша постоянно окружала речь: правильная (без «сюсюканий» и слов-паразитов) и активная. Нужно рассказывать ему обо всем, что есть рядом, что сделано или планируется, какие свойства у предметов, для чего они нужны и т. д.
- Речевая провокация. Одним из важнейших стимулов развития речи ребенка является необходимость донести до взрослого какую-то свою потребность. Поэтому чем меньше мама или папа в этот момент будет демонстрировать понимание «пролепетанного», тем больше крохе придется изощряться в формулировании своего желания.
Второй момент провокаций заключается в том, чтобы постоянно побуждать малыша отвечать взрослым. Вопросы могут быть любыми: что ты хочешь сегодня на обед? Зачем ты это берешь? Посмотри, какое сегодня небо? Тебе нравится мячик? Какой он? - Тренировка мелкой моторики – давно доказанный способ развития речевых центров мозга. Этому способствуют всевозможные манипуляции с мелкими предметами или деталями: собирание конструктора, мозаики, перебирание круп, рисование пальчиками по песку или рассыпанной муке, лепка, отрывание бумаги или пластилина, развитие тактильной чувствительности (то есть восприятия на ощупь текстур с разными свойствами — гладкое, пушистое, шершавое, твердое, мягкое, липкое, шерстяное, колючее и т.д.).
- Пальчиковые игры. Всевозможные детские потешки, в игровой форме заставляющие ребенка производить мелкие манипуляции с пальцами: сгибать, хлопать, растопыривать и т. д. Хорошей игрой может стать массаж ладошек и пальчиков шипованным мячиком, твердыми круглыми предметами (орехами, к примеру).
- Артикуляционная гимнастика – упражнения, развивающие силу и подвижность органов речи. Это могут быть специальные упражнения или те же игры на звукоподражание (животным, транспорту, погоде). Или игры перед зеркалом, когда мама просит ребенка повторять за ней звуки, которые при этом усиленно артикулирует. Ребенок видит в зеркале сразу и маму, и себя, контролируя правильность своих действий.
Как помочь малышу в развитии?
Чтобы ребенок развивался гармонично, важно на каждом возрастном этапе помогать ему в этом, обращая внимание на его двигательные навыки, манипуляции с предметами, логику, речь, мышление, социализацию. Следующий блок советов поможет расставить нужные акценты.
- Физическая форма. Ее укреплению способствует максимальная подвижность. Пусть кроха на прогулке толкает перед собой свою коляску, а возвращаясь, поднимается по ступенькам, держась за руку взрослого или перила. Пусть преодолевает на игровой площадке посильные препятствия. Кроме этого, важно проводить с ребенком укрепляющую гимнастику, состоящую из упражнений на поднимание туловища из положения лежа, сгибание-разгибание ручек и ножек с их круговыми движениями; а также наклонов, поворотов, приседаний.
- Социализация. Ей способствует общение с ровесниками, детками постарше и взрослыми, например, на прогулке. Пусть кроха учится взаимодействовать без конфликтов (в этом должны помочь родители).
Способствуют навыкам поведения в социуме и сюжетно-ролевые игры, в которых проигрываются различные роли женщин и мужчин. Для этого полезно приобрести недостающие игрушки: набор детской мебели, посуды, инструментов. - Крупная моторика развивается при различных манипуляциях с большими предметами: кубиками, пирамидами, мячами.
- Развитию логического мышления, памяти, мелкой моторики способствуют игрушки-сортеры, матрешки, вкладыши, рисование, лепка, мозаика.
На этом этапе очень важно установить с малышом доверительные, дружелюбные отношения. Избегать криков, необоснованных запретов, наказаний. Чаще эмоционально хвалить, обнимать, выказывать свою любовь, несмотря на какие-то оплошности крохи. В ближайшее время поддержка и понимание родителей малышу ох как понадобятся. Ведь впереди у него – не только первый юбилей, но и первый в жизни возрастной кризис: он будет учиться принимать себя как самостоятельную личность, со своей личной территорией, правами и желаниями.
11 месяцев: развитие речи — Дети Mail.ru
Физиология
Большинство детей к этому возрасту совершает свои первые шаги. Малышу не нужна обувь для ходьбы дома. Если он ходит босиком по поверхностям с разными фактурами – кафель, паркет, ковер, это полезно для гармоничного развития его ног.
ЮлияПара вопросов или нужен совет бывалых))Девочки, такое дело, не знаю что и делать. Будет много букв, уж извините. Вообщем родилась моя Милашка 3740 (лежала малышка 8 дней под капельницами с антибиотиками в ОПН), вообщем 30.01 нам будет 4 месяца. Голову держим хорошо, гулим, смеемся, правда пока не переворачиваемся (но думаю массаж это исправит). Все бы ничего, но вес мы набираем очень плохо. В первый месяц еще нормально 800г, а вот дальше по 300 еле еле. Решила я обследовать крошку в связи с этим хочу знать, как вы собирали кал у крошки? Мы собрали с памперса на копрограмму в первый раз и результат пришел хороший, но набора нет большого. Сегодня вот собрали опять с памперса. Не знаю правда достоверно ли будет. Она какает в разное время, предугадать сложно. И еще вопрос. Малышка стала спать целыми днями практически не просыпаясь (правда ночью короткие сны и почти не спит) Может бодроствовать несколько часов кряду, потом поспать минут 30 и снова фестивалить. Засыпает в 9-11 утра и спит весь день, не добудешься хоть из пушки стреляй. Проснется, немного поест и спит на бутылочке (мы на ИВ). Месяц назад сдавали кровь, все хорошо. Какие анализы еще сдать чтобы понять причину такого долгого сна (спит по 10-12 часов) практически не просыпаясь( если у кого так было подскажите как поступали. Есть подозрение, что от Элькара это (нам назначили 10 кап. 3 раза в день, по показаниям). Вообще, буду рада любому ответу)
51Сейчас в физическом развитии ребенка появляется танец. Конечно, это пока некое подобие движений под музыку, но это ведь только начало! Чаще включайте веселую музыку и пойте с ним.
Сон малыша так же достаточно длительный. Многие дети к возрасту 11 месяцев спят уже два раза днем, некоторые всего один раз.
Улучшаются моторные навыки, в частности – мелкая моторика. Ребенок умеет уже переворачивать странички картонной книги, мнет и разрывает бумагу, пусть не аккуратно, но – переворачивает страницы обычной книги.
В питании тоже происходят изменения – ребенок может самостоятельно есть мягкие фрукты. Не давайте ребенку самостоятельно кушать твердые фрукты или овощи куском (яблоко, морковь), ребенок может откусить кусочек, прожевать не сможет (зубов жевательных нет пока, а десны не разомнут твердый фрукт) и аспирировать (вдохнуть) его. Твердые фрукты пока давайте в измельченном виде, в то время как мягкие (например, банан) научат ребенка откусывать и жевать.
Психология
Ребенок стал более самостоятельным. Он учится понимать, чего он хочет и чего не хочет. Его действия становятся целенаправленными. Маленькому исследователю интересно абсолютно всё. Надеюсь, вы уже закрыли всю бытовую химию под амбарный замок и убрали всё острое, хрупкое подальше от его цепких ручек.
С каждым месяцем игра ребенка становится все сложнее. К возрасту 11 месяцев – 1 года он готов к первой сюжетной игре. Малыш каждый раз ждет вашей похвалы. Можете в игровой форме учить его помогать вам. Например, складывать разбросанные игрушки в корзину. Этому никогда не рано начинать учить.
Ребенок активнее общается. Он активно использует звукоподражание и простые слова. Чтение книжек с яркими картинками – полезное и увлекательное занятие. Часто дети сами рассматривают картинки в книжке, переворачивая плотные картонные страницы – это 5 минут свободного времени для мамы. Используйте его!
Навыки и умения
♦ Самостоятельно вставать у опоры, ходить вдоль нее.
♦ Взбираться на небольшое возвышение и спускаться с него.
♦ Показывать части тела на других людях (нос, рот, глаза).
♦ Надевать кольца на пирамидку без правильной последовательности.
♦ Переворачивать страницы картонной книги.
♦ Самостоятельно пьет из поильника или кружки.
♦ Некоторые дети ходят без посторонней помощи.
♦ Подает знакомую игрушку по просьбе.
Еще один важный момент, который нужно обсудить в семье, – дисциплина. Самая эффективная дисциплина – это просто последовательные действия. Если что-то запрещается – это запрещается всегда, вне зависимости от того, просит или плачет ребенок и, конечно, от настроения родителя. Если один родитель запрещает что-то, то другой родитель не должен это разрешать. У ребенка в голове не должно быть путаницы.
Как играть
Чем лучше развита координация движений ребенка и мелкая моторика, тем сложнее развивающие игры. Сейчас уже можно использовать различные пазлы-вкладыши, усложнять сортеры. Обычно малыш неплохо справляется уже с 2-3 формами (круг, квадрат, треугольник) и пытается сложить остальные.
Сюжетные игры отлично подходят подросшему малышу. Обычно дети повторяют за взрослыми то, что видят ежедневно: выкладывают белье в тазик, складывают его обратно в стиральную машину, стучат игрушечным молотком и разговаривают по телефону. Всегда помните: «Дети – видят, дети – делают».
Ребенок уже хорошо запомнил, где у мамы нос, рот и глаза. А теперь покажите, где у него самого эти части тела. Расширяйте его кругозор.
Книжки. Дети с удовольствием их слушают и рассматривают картинки. Старайтесь во время чтения сажать малыша не на колени, а садиться напротив него, чтоб он видел вашу мимику и артикуляцию. Эмоции – очень важная деталь сказки.
Чему можно научить
Простая помощь по дому – вот то, что сейчас получится у ребенка лучше всего. Конечно, пока это совсем помощью назвать крайне сложно, однако, он может помогать вам собирать свои игрушки и складывать их в ящик.
Учите его правильно говорить слова, проговаривайте свои действия.
Что чувствует и как ведет себя
Ребенок – это маленький экспериментатор. Он пробует на вкус все новое. Многим нравится экспериментировать с едой и новыми вкусами. Другие, напротив, не жаждут новой еды. Подталкивайте, предлагайте, но не заставляйте.
Слух у ребенка очень чуткий. Он отлично слышит и легко откликается на свое имя.
Малыш уже умеет злиться, расстраиваться, веселиться, скучать. И это далеко не весь спектр его эмоций.
Как развивается речь
Если к возрасту 1 года у ребенка в речи есть хоть 1 полноценное слово, значит, нервно-психическое развитие малыша в норме. Не сравнивайте, пожалуйста, своего ребенка со сверстником-болтуном. Это разные дети и они имеют право на индивидуальное развитие. Сравнивайте своего ребенка с ним самим.
Сейчас малыш начинает использовать упрощенные слова («ням-ням», «бух», «да», «надо», «дай»), активно использует звукоподражание. Чаще разговаривайте с ним – это будет пополнять его словарный запас, и он охотнее будет делиться с вами новыми словами.
Автор текста: педиатр Екатерина Потеряева
Развитие ребенка в 11 месяцев. Что должен уметь, питание, сон, как развивать
Ребенок к 11 месяцу жизни становится активным и любопытным. Местонахождение малыша необходимо сделать безопасным и в то же время комфортным. Разнообразные геометрические фигуры, яркие и разноцветные, мягкие и твердые предметы игровой деятельность помогут развивать малыша.
Содержание статьи:
Физические данные ребенка в 11 месяцев
Развитие ребенка — процесс не из легких, родителям следует запастись терпением, так как малыши 11 месяцев начинают все больше интересоваться окружающим миром, пытаться дотянуться до предметов, находящих на высоте. К 11 месяцу жизни малыши могут самостоятельно стоять 5 секунд, размахивая руками, а ноги при этом расставлены на ширине плеч.
После чего присаживаются, не опираясь и не держась за бытовые предметы. Первые самостоятельные шаги дети совершают в этот же возрастной период. Число шагов достигает 2-х. Активно передвигаются приставными шагами, придерживаясь за бытовые предметы.
Дети активно тренируются, усовершенствуют и закрепляют приобретенные навыки. Несмотря на то что, дети активно учатся ходить, желание ползать не теряется, данный способ передвижения все еще является приоритетным.
Развитие ребенка (11 месяцев – это возраст, когда значительную часть времени в период бодрствования ребенок уделяет игровым действиям) должно быть разносторонним.
В перечень освоенных действий входят:
- Вертикальная установка кубиков.
- Разбор пирамиды.
- Частичный сбор пирамиды, установка нескольких колец на стержень.
- Ударяет палочками по барабану.
- Складывает игрушки в коробочку.
- Вытаскивает игрушки из коробочки.
- По просьбе взрослого ищет игрушку.
- По просьбе взрослого подает или забирает игрушку.
- Перекатывает мяч.
- Сдавливает мягкие резиновые игрушки для возникновения звука.
Показатели физического развития ребенка в 11 месяцев
Показатели физического развития/ Половая принадлежность | Женский пол | Мужской пол |
Вес, кг | 8900 — 9700 | 9500 — 10200 |
Рост, см | 72 — 73 | 73 — 75 |
Окружность головы, см | 45,5 – 46,5 | |
Окружность груди, см | 47,5 – 48,5 | |
Количество зубов, шт | от 4 |
Масса тела – нестабильный показатель. Вес меняется в период болезни, при нарушении режима дня.
Причины недостаточной массы тела:
- Неполноценный рацион.
- Недокорм.
- Наследственность.
- Питание не по режиму.
- Частые болезни.
- Отсутствие гимнастики и развивающего массажа.
- Нарушение работы органов ЖКТ.
Причины избыточного веса:
- Несоблюдение режима дня.
- Перекармливание.
- Наследственность.
- Нарушение работы органов ЖКТ.
Окружность груди – это показатель развития мышц грудной клетки, подкожно-жирового слоя.
Окружность головы – показатель роста черепа.
Темпы развития высокие и индивидуальные у каждого ребенка. Небольшие отклонения от указанных цифр не должны вызывать панику у родителей, если причина для тревоги обоснованная, следует обратиться к педиатру.
Потребности ребенка в 11 месяцев во сне
Соблюдение режима дня благотворно сказывается на состоянии ребенка:
- Хороший аппетит.
- Своевременный сон.
- Отсутствие капризности, уравновешенность.
Развитие ребенка (11 месяцев – это ранее детство) зависит от грамотного чередования сна и бодрствования.
Характер дневного сна:
- Неглубокий.
- Непродолжительный.
- Легко прерываемый.
В дневное время 11 месячного ребенка необходимо укладывать 2 раза.
Время отдыха, час | Количество, час | |
Сон в первой половине дня | 9.00 – 12.00 | 1,5 – 2 |
Сон во второй половине дня | 14.30 – 17.00 | 1,5 – 2 |
Ночной сон | 21.00 – 8.00 | 8 – 10 |
Дневной сон на свежем воздухе полезен:
- Большая продолжительность.
- Закаливание, повышение защитных сил организма.
- Улучшение обменных процессов в организме.
- Снятие нервного напряжения.
В теплое время года сон на улице можно организовать в коляске или специальном гамаке, в зимнее время место для сна – веранда, балкон с возможностью проветривания.
В период бодрствования ребенок должен быть активным, чтобы к моменту наступления сна он немного уставал. К 11 месяцу жизни у большинства малышей вырабатывается индивидуальный режим дня, не совсем тот который устанавливают родители, тем не менее сон должен являться обязательной частью.
Питание ребенка в 11 месяцев
Режим кормления важен как для ребенка, так и для мамы. Точное время для кормления дает возможность родителям за ранее подготовить трапезу. Питание можно использовать как промышленного производства, так и готовить самостоятельно. Ребенок охотно ест твердую и полутвердую еду. Обращает внимание на питание взрослых людей.
Примерный режим кормления ребенка в 11 месяцев:
Время кормления | Меню |
6.00 | Грудное вскармливание или адаптированная молочная смесь на основе коровьего или козьего молока |
10.00 | Каша (овсяная, гречневая, рисовая, кукурузная, мультизлаковая). В кашу можно добавлять кусочки фруктов, ягод. Яичный желток |
14.00 | Пюре из овощей (картофель, морковь, кабачок, брокколи, цветная капуста) Пюре из говядины, мясо птицы Рыбное пюре Хлеб |
18.00 | Творог Молочный кисель, кефир, биолакт Печенье, сухари Пюре из фруктов |
22.00 | Грудное вскармливание или адаптированная молочная смесь на основе коровьего или козьего белка |
Средняя норма потребления продуктов для ребенка в 11 месяцев:
Название продуктов | Норма (г, мл) |
Пюре из овощей | 200 |
Каша на основе молока | 200 |
Пюре из фруктов | 90-100 |
Фруктовый сок | 90-100 |
Творог | 50 |
Желток, шт | 0,5 |
Пюре из мяса | 60-70 |
Рыбное пюре | 30-60 |
Кисель, кефир, биолакт | 200 |
Печенье, сухари | 10-15 |
Хлеб пшеничный | 10 |
Масло подсолнечника | 6 |
Сливочное масло | 6 |
Причины плохого аппетита:
- Отсутствие режима питания.
- Однообразная пища.
- Отвлечение на посторонние занятия.
- Перекусы печеньем между основными приемами пищи.
- Поочередное выставление блюд перед ребенком.
- Вирусные или респираторные заболевания.
- Наличие гельминтов.
- Нестабильность нервной системы.
Ребенку в достаточном количестве должны поступать следующие витамины:
- Витамин А (400 мкг).
- Витамин D (10 мкг).
- Витамин К (10 мкг).
- Витамин Е (4 мг).
- Тиамин (0,4 мг).
- Рибовлавин (0,5 мг).
- Пиридоксин (0,6 мг).
- Аскорбиновая кислота (35 мг).
- Никотиновая кислота (6 мг).
Между кормлениями ребенка следует обеспечить водой, иногда можно давать травяной чай.
Развитие ребенка (11 месяцев – это возраст, когда растущий организм будет получать витамины своевременно, что будет являться залогом хорошего здоровья) станет полноценным, если рацион будет богатым.
Познавательное развитие ребенка в 11 месяцев
Дети в возрасте 11 месяцев обладают рабочей памятью. В процессе игровых действий по просьбе взрослого человека могут искать игрушки. На поиски игрушки ребенок тратит около 7 секунд, время зависит от частоты подобных занятий, а также способностей детей.
Ребенок может ненадолго самостоятельно организовать свой досуг. Рассматривать игрушки и находить им применение. В процессе игр малыши совершенствуют двигательные навыки. Подражают взрослым и другим детям. Хорошо воспринимают новую информацию, быстро учатся и приспосабливаются к окружающей среде.
Очень часто дети в этом возрасте интересуются бытовыми предметами, заглядывают на низко расположенные полки, пытаются вытащить вещи или предметы со шкафов или доступных для них емкостей. В ходе познавательного процесса дети учатся брать предметы в руки, собирать, разбрасывать.
Чаще всего дети используют метод «от обратного», если взрослый складывает, то ребенку интереснее вытащить. Детей притягивают кухонные предметы: ложки, поварешки, ковши, кастрюли.
Социально-эмоциональное развитие детей в 11 месяцев
Дети в 11 месяцев могут проявлять разные эмоции:
- Смех.
- Радость.
- Страх.
- Плачь.
- Боль.
Для детей важно постоянство окружающих, со страхом и недоверием относятся к гостям. Часто возникает чувство страха, при появлении незнакомых людей.
Тяжело переносят расставание с человеком, которым контактирует постоянно, например: мама, папа, старший брат или старшая сестра. Дети побуждают взрослых совершить определенные действия с окружающими предметами, при этом внимательно наблюдают за происходящими действиями.
Если действие привлекло ребенка, то он пытается повторить. Ребенку нравится похвала со стороны взрослого, после чего он старается еще больше. Свое недовольство ребенок может проявить при помощи плача, крика или кряхтенья. Малыши радуются, если понимают, что речь идет о близком человеке, игрушке или другом предмете, но в данный момент они не могут найти его взглядом.
Эмоции много могут рассказать о психике ребенка и состоянии его нервной системы. Чем чаще ребенок улыбается, тем лучше его эмоциональное состояние. Благотворно на детей влияют совместные игры, купание, общеразвивающие массажи.
Критерии социально-эмоционального развития:
- Самостоятельное использование игровых предметов.
- Копирование взрослых.
- Улыбка приятному собеседнику.
- Во время общения использование жестикуляции.
- Проявление интереса к окружающим людям, животным и неоживленным предметам.
Речевое развитие ребенка в 11 месяцев
Ребенок 11 месяцев учится произносить отдельные простые буквы, слоги, например:
«па-па, ма-ма, ба-ба, а-а-а, ля-ля, дя-да». Активное развитие звукоподражания приносит положительные эмоции малышу. Ассортимент понимаемых слов постоянно необходимо расширять, как можно чаще указывать на бытовые предметы, проговаривая их название. Обучающие карточки не будут лишними.
Упражнения, развивающие речь:
- Стучать игрушечным молотком по табурету с фразой «тук-тук».
- Подавать игрушку, а потом просить «дай-дай». Затем прятать игрушку и спрашивать где игрушка или просить повторить «дай-дай».
Развитие ребенка в 11 месяцев не исключает возможности говорить несколько слов
- Поиграть с резиновой игрушкой в виде животного (кошка), затем спрятать ее, а рядом положить карточку с изображением такого животного и спрашивать «где мяу?».
В этом возрасте ребенок должен учиться понимать слово «нельзя». Оно произносится с особой интонацией, указывающей на опасность или запрет.
Бытовые навыки детей в 11 месяцев
Обучение бытовым навыкам – важный процесс в развитии детей. Так как ребенок умеет координировать свои движения, можно доверить ему ложку и тарелку. Не ругать за ложку, пронесенную мимо рта, а наоборот помочь и похвалить за старание. Чем больше ребенку доверять бытовые предметы, тем раньше он научится самостоятельно кушать и облегчит нагрузку родителям.
Малыши умеют снимать обувь, носки, развязывать шапку, снимать шапку.
Родителям необходимо активно приучать детей к горшку.
Основные правила:
- Усаживать ребенка на горшок перед сном и после сна.
- Усаживать малыша на горшок перед кормлением и после кормления.
- После смены намоченного белья указывать на горшок, напоминать о необходимости проситься в туалет.
Ребенок постоянно закрепляет приобретенные навыки и показывает свое умение взрослым. Чем быстрее ребенок научится пользоваться предметами первой необходимости, тем легче будет окружающим выполнять домашние дела.
Занятия с ребенком в 11 месяцев
Заниматься с 11 месячным ребенком необходимо не меньше 3 раз в день. Временной отрезок для занятий занимает от 30 до 60 минут.
Дети быстро устают, после занятий и игр необходимо ребенку отдохнуть:
- сон;
- перекус;
- прогулка на свежем воздухе.
Развитие ребенка (11 месяцев – это возраст, когда родители должны помогать познать мир) заключается в проведение занятий, целью которых является:
- Координация движения.
- Ознакомление с новыми предметами;
- Развитие речи.
- Развитие внимания.
- Развитие слуха.
Физические упражнения выполняются совместно с взрослым человеком.
Название упражнения | Описание | Количество раз |
Ходьба с опорой | Совместное перемещение ребенка и взрослого. Малыш держится за руки и пытается пройти вперед, а взрослый придает ходьбе стимул, располагает перед ребенком яркие игрушки. Максимальное количество шагов – 4. | 3 |
Самостоятельная ходьба | Исходное положение – стоя. Постепенно руки взрослого отдаляются от тела ребенка. Он без опоры совершает шаги в одном направлении. Впереди перед ребенком игровой предмет. | 3 |
Вставание | Держа малыша за левую руку, необходимо предложить встать самостоятельно. | 2 |
Доставание игровых предметов | Исходное положение – лежа на животе. Взрослый обхватывает бедра ребенка руками, приподнимая над поверхностью. Ребенок встает на руки. Передвигая руки вперед, дотягивается до предмета. | 2 – 3 |
Передвижение за игровыми предметами | Исходное положение – четвереньки. Ребенок должен ползти за игрушкой, которую перед ним держит взрослый. | 2 – 4 |
Положение сидя | Исходное положение – лежа на спине. Придерживая малыша в районе бедер, предложите ему присесть на ягодицы. | 2 – 3 |
Приседания | Исходное положение – стоя. Взрослый придерживает 11 месячного ребенка за туловище, побуждая согнуть колени и присесть. | 5 |
Стояние без опоры | Исходное положение – стоя. Постепенно взрослый отводит руки от туловища ребенка, но страхует его, чтобы избежать падения. | Время выполнения упражнения 30 секунд |
Покачивания | Занятие лучше выполнять под ритмичную музыку. Исходное положение – стоя. Ребенок должен не полностью приседать, а потом вставать. | Время выполнения упражнения 60 секунд |
Упражнения, развивающие игровые действия:
1 задание. Предлагается ребенку открыть коробку или другую емкость (шкатулка). Заранее в емкость положить игрушку, так чтобы ребенок заметил действия взрослого и заинтересовался. Упражнения такого типа направлены на формирование поисковых навыков, а также выявление скрытых свойств объектов.
2 задание. Ребенку предлагается наблюдать за тем, как перекатывается мяч. После мяч передается малышу, чтобы он смог подражать взрослому.
3 задание. Необходимо две одинаковых резиновых игрушки, первую держит взрослый, вторую – ребенок. Взрослый сжимает игрушку, которая при этом издает звук. Ребенок пытается повторить эти же действия.
4 задание. Снятие и нанизывание колец со стержня пирамиды. Кольца должны быть разноцветными. Данное упражнение развивает последовательность действий малыша.
5 задание. Взрослому необходимо соорудить небольшую горку при помощи кубика и прямой жесткой поверхности. С наклонной поверхности ребенку необходимо показать, что можно скатывать шарики или машинки, а предметы остроугольной формы не скатываются. Игра направлена на изучение предметных свойств.
6 задание. Совместное рисование мелками на мольберте, а также стирание рисунков влажной губкой. Изучение появления и исчезновения изображений.
7 задание. Понадобится заводная игрушка, с несложной системой включения: рычаг, кнопка. Игрушка устанавливает рядом с ребенком и демонстрируется ее назначение, после чего игрушку предлагают ребенку.
8 задание. Ребенку демонстрируется пальчиковые куклы и всевозможные с ними манипуляции, после совместная игра в кукольный театр.
Важным является своевременное развитие мелкой моторики.
Манипуляции для развития моторики:
- Соединение и разъединение крупных пластиковых пазлов.
- Снятие шариков с ленты.
- Перемещение косточек на счетах.
- Выкладывание шариков из ведра.
- Попытки отвинчивания крышек с бутылочек.
Можно давать ребенку бумагу, он с удовольствием будет ее рвать и пытаться сжать в комок. Необходимо следить, чтобы кусочки бумаги ребенок не брал в рот. Большинство упражнений получаются не с первого раза, малышу необходимо время и постоянные тренировки, чтобы отточить свое мастерство.
Упражнения, направленные на развитие слухового внимания ребенка 11 месяцев:
- Пение песен с простыми слогами (ла-ла, ля-ля, та-та, лю-лю).
- Демонстрация бубна.
- Демонстрация барабана.
- Игра на детской гармони.
Список песен с протяжными слогами:
- Во поле береза стояла.
- Гуленьки.
- Далеко, далеко.
- Помогатар.
Дети хорошо воспринимают музыкальные композиции, теория и практика проводится одновременно. Ребенок сначала смотри и слушает, затем повторяет. Пение песен и прослушивание музыки необходимо сопровождать обильными жестами.
Плавные и ритмичные мелодии необходимо чередовать, чтобы малыш понимал разницу между быстрыми и плавными движениями, чувствовал ритм. Музыку можно создавать самостоятельно при помощи бубна или трещотки, а также включать фонограмму.
Упражнения, развивающие понимание взрослой речи, специально не проводятся. Взрослому человеку необходимо все свои действия комментировать. Одевая куклу, необходимо проговаривать все действия вслух. Умывая ребенка, проговариваются все действия.
Данная схема касается всех действий, которые совершает взрослый на протяжении дня в присутствии ребенка. Речь должна быть эмоционально окрашена, некоторые фразы необходимо произносить с восклицанием.
Упражнения для ребенка 11 месяцев являются комплексными, которые направлены на обучение самостоятельному передвижению, развитию игровых манипуляций, слуха и речи. Если у ребенка отсутствует желание играть или обучаться, настаивать не следует, возможно у него проявился интерес к другому занятию.
Процесс развития ребенка в 11 месяцев двусторонний, настроение ребенка зависит от настроения родителей. Познавательный процесс должен быть всеохватывающим. Внимательное отношение родителей к ребенку поможет быстрее познакомиться ребенку с окружающей средой. Хорошее отношение между родителями и детьми – это залог эмоциональной стабильности в семье.
Оформление статьи: Владимир Великий
Видео о развитии ребенка в 11 месяцев
Каким должен быть ребенок в 11 месяцев:
Особенности развития ребенка в 11 месяцев – что умеет малыш в этом возрасте?
До первого дня рождения вашего малыша осталось совсем немного. Чего достиг ребенок к 11 месячному возрасту, а чему он еще должен научиться? Рассмотрим, что должен знать и уметь маленький человечек, вплотную приблизившийся к годовалому возрасту.
Смотрите, подробный календарь развития ребенка с рождения до 3 лет по месяцам
Физиологические показатели ребенка в 11 месяцев — вес и рост малыша в одиннадцать месяцев
В таблице приведены основные физиологические параметры 11 месячного малыша. Однако не все детки должны обязательно укладываться в эти рамки, поскольку развитие каждого ребенка индивидуально, кроме того, играют роль и наследственные факторы.
МАЛЬЧИКИ | ДЕВОЧКИ | |
Рост, см | 70,0 — 79,0 | 67,5 — 78,0 |
Вес, кг | 7,6 — 11,7 | 7,0 — 11,2 |
Окружность головы, см | 43,0 – 48,3 | 41,9 — 47,3 |
В этом возрасте дети имеют 6 и более зубов. Пищеварительная система полностью сформировалась и готова к переходу от пюре образной к более грубой пище.
Сенсорное развитие и моторика малыша в 11 месяцев
Основная задача сенсорного развития малыша – получение знаний о форме, цвете, фактуре и размерах различных предметов.
Сенсорика ребенка на первом году жизни играет важную роль в познании окружающего мира и общем развитии, поэтому ей уделяется особое внимание.
В возрасте 11 месяцев малыш продолжает изучение окружающих предметов, пробуя их на ощупь и вкус. Он с удовольствием играет с коробочками, ведерками и другими емкостями различной величины, вкладывает одни предметы в другие. Дети охотно играют с сумками, имеющих много кармашков. Методом проб и ошибок они складывают туда подходящие по размеру предметы. При этом происходит развитие сенсорной памяти – малыш запоминает, какие предметы он положил в то или иное место.
В 11 месяцев кроха с удовольствием «читает» книжки с яркими картинками, самостоятельно перелистывая страницы. Не меньше удовольствия малышам доставляет вытягивание шнурков из обуви.
В этом возрасте дети могут быстро вывести из себя взрослых, беспрерывно стягивая с себя носочки. Не стоит ругать любознательного человечка, просто таким способом он познает новые движения и действия.
Изучение свойств, размеров и формы предметов происходит при активном движении рук и развитии мелкой моторики. Малыш сжимает резиновые игрушки, катает мячик, берет двумя пальчиками мелкие игрушки, осваивая пинцетный захват, вкладывает маленькие предметы в крупные, успешно пользуется ложкой и самостоятельно пьет из чашки.
В 11 месяцев совершенствуются и другие моторные навыки: В 11 месяцев ребенок успешно пополняет свой как пассивный, так и активный словарный запас. В этом возрасте малыш активно подражает услышанным звукам, поэтому при общении с малышом не стоит сюсюкать и коверкать слова. Кроха должен слышать правильную, плавную и разборчивую речь.Развитие речи ребенка в возрасте 11 месяцев
Пополняем пассивный словарный запас Для общего гармоничного развития малыша, в том числе и его речи, нужно проводить с ребенком как можно больше времени. Пока кроха не умеет разговаривать, он, слушая обращенную к нему речь близких людей, пополняет свой пассивный словарный запас. Чтобы расширить набор знакомых малышу слов, нужно постоянно знакомить его с новыми предметами, явлениями или действиями. Для этого больше разговаривайте с малышом, комментируя как свои, так и его действия, читайте ему новые сказки, знакомьте с новыми героями. Общение с папой В 11 месяцев ребенок уже хорошо понимает интонации разговаривающего с ним человека. У мужчин звуки речи моделируются на более низких частотах и имеют особый тембр звучания. В речи папы звучит больше деловых и побуждающих ноток, чем в эмоциональном разговоре мамы. Тембр голоса и интонация, с которой папа общается с малышом, также важен для развития речи и интеллекта малыша, как и общение с мамой. Речевое подражание Родители должны поощрять лепетание ребенка и побуждать его произносить новые звуки. Это поможет быстрее пополнять активный словарь малыша. Сначала малыш учится произносить слова, состоящие из одинаковых слогов. Конечно же, первые слова малыша – это «мама» и «папа». Но в 11 месяцев кроха осваивает и другие звуки и слова, к примеру, кукла «ля-ля», курочка «ко-ко», собачка «ав-ав». Чем больше вы общаетесь с ребенком, тем быстрее и лучше он заговорит в дальнейшем.
Первые самостоятельные шаги малыша в 11 месяцев
К 11 месяцам мышцы малыша уже достаточно развиты, поэтому большинство малышей делают попытки ходить без посторонней помощи именно в этом возрасте. Если передвигаться по кроватке или в манеже, стоя на ножках, малыш начинает с 8-9 месяцев, то сделать самостоятельно первые шаги по полу ему достаточно сложно. Это связано с тем, что у детей нет врожденного чувства равновесия и недостаточно развита координация движения.
Чтобы удержаться в вертикальном положении без поддержки, малыш многократно повторяет одни и те же движения, пытаясь найти точку равновесия. При этом происходит развитие вестибулярного аппарата и координации движений. Кроха на практике познает законы гравитации, неоднократно поднимаясь, делая пару робких шажков, и шлепаясь на мягкое место.
Когда малыш учится ходить, нужно находиться рядом с ним, чтобы подстраховать в случае падения вперед или на спину. Так как малыш при падении не умеет подставлять ручки, он может разбить себе нос или затылок.
Игры с ребенком 11 месяцев для развития равновесия
Чтобы малыш почувствовал себя увереннее, можно использовать несколько простых упражнений на развитие равновесия:
Двигаемся по «бревну» | В качестве бревна используют обычную гладильную доску, находящуюся на уровне пола. Малыша усаживают или ставят на ножки с одного ее край, а на другой кладут игрушку. Задача малыша по доске добраться до второго края. |
Позвеним, постучим | Любой звучащий предмет (бубен, колокольчик или барабан) нужно подвесить на доступной для ребенка высоте. За ручку подведите кроху к игрушке и покажите, как можно постучать по предмету или позвонить в колокольчик. Страхуя ребенка, встаньте у него за спиной и отпустите его ручку. Увлекшись игрушкой, малыш сможет простоять без поддержки несколько секунд или же сделать первый самостоятельный шажок. |
Побуждение к ходьбе | Возьмите ребенка за ручку и толкните перед ним надувной мячик, побуждая малыша пойти вслед за ним. Как только малыш доберется до цели, перекатите мяч в другую сторону. Можно для побуждения малыша использовать его любимую игрушку. В этом случае в игре участвуют двое взрослых. Один страхует ребенка, а другой, показывая игрушку, зовет кроху к себе. Желание непременно завладеть игрушкой притупляет страх малыша и побуждает сделать первые шажки. Если малыш, сделав шаг, шлепнется на попу, поднимите его и в качестве поощрения дайте поиграть с любимой забавой. |
Покачаемся! | Хорошо развивает вестибулярный аппарат и способствует развитию равновесия катание крохи на лошадке-качалке. Кроме того, обрести чувство равновесия поможет катание малыша на большой игрушечной машинке или другой игрушке. Такое занятие очень нравится деткам, и чтобы удержаться и не упасть, они мобилизуют все свои силы. |
Социально-эмоциональное развитие малыша в одиннадцать месяцев
К 11 месяцам дети осваивают новые социальные навыки. Малыш постепенно перестает бояться малознакомых людей, активнее идет на контакт. Ребенок с любопытством наблюдает за теми, кто ему симпатичен, старательно копирует их мимику и жесты.
Малыш пытается спровоцировать взрослых на те, или иные действия и наблюдает за их реакцией на его поведение. К каждому члену семьи он относится по своему, и чтобы чего-то добиться от взрослых, выбирает разные модели поведения.
К 11 месяцам малыш становится более развитым эмоционально. Теперь он выражает свои чувства не только плачем или улыбкой, а целой гаммой различных чувств. У малыша проявляются свои предпочтения к тем или иным людям, игрушкам, продуктам. Малыш уже умеет ревновать или злиться, проявлять любовь к близким людям. Кроха становится целеустремленным, старается любым путем добиться намеченной цели. Малыш очень любит, когда его хвалят. О своих чувствах и переживаниях он сообщает мимикой, жестами, разнообразными эмоциями и интонацией.
Рацион питания ребенка в 11 месяцев
Кормить малыша нужно полезной, сбалансированной и богатой витаминами и минералами пищей.
В целом рацион ребенка мало чем отличается от меню 10-ти месячного человечка. Чтобы развивать челюстной аппарат и давать работу зубкам, нужно уменьшать количество протертой пищи. Такие продукты, как тушеные овощи и свежие фрукты нужно давать ребенку в виде кусочков. Малыш должен научиться откусывать и пережевывать пищу.
Распорядок дня малыша в возрасте 11 месяцев
Режим малыша в 11 месяцев мало отличается от распорядка дня ребенка 9-10 месяцев. Днем дети все еще спят по 2 раза, а кушают 4 или 5 раз в день. Если ночью ребенок спит спокойно, то от ночного кормления пора отказаться.
У каждого малыша имеются свои биологические часики, поэтому распорядок дня индивидуален для каждого маленького человечка. Наблюдая за ребенком, мама может составить для него идеальное чередование сна и бодрствования.
Главное, этот режим поддерживать, не нарушая его без веских причин.
Большое значение для здоровья и развития малыша имеют прогулки на свежем воздухе. Собираясь гулять, позаботьтесь о правильной одежде для крохи.
В 11 месяцев организм ребенка еще не имеет собственного механизма терморегуляции. Поэтому в прохладную погоду следите, чтобы малыш не замерз, а в жаркую – не допускайте перегрева.
Гулять с ребенком нужно не менее 2 раз в сутки по полтора-два часа. На улице кроха не только дышит свежим воздухом, но и знакомится с окружающим миром, получая при этом массу новых впечатлений, которые необходимы для гармоничного развития.
Календарь 3-го месяца — 1 год
Развитие малыша с трех месяцев до года по месяцам
Поделитесь с друзьями:все о физическом состоянии, особенностях речи, питания, ухода, а также о том, что умеет делать малыш
Дети растут быстро, и наблюдать за ними не только увлекательно и интересно, но и полезно – можно вовремя выявить отставания в развитии и устранить их.
Каждый возраст малыша должен соответствовать определенным навыкам и успехам, что же должен быть малыш в 1 год и 11 месяцев?
Об это речь пойдет далее.
Важно! Родители должны понимать, что каждый ребенок индивидуален, и не впадать в панику при несоответствии с приведенными ниже параметрами, но при существенной разнице нужно проконсультироваться с педиатром.
Физические параметры
Если говорить о росте и весе детей в 1 год и 11 месяцев, в среднем параметры следующие:
- мальчики – рост — 86,5 см, вес – 12,2 кг, окружность головы 48 см, окружность груди -51 см;
- девочки – рост – 85 см, вес – 12 кг, окружность головы – 46 см, окружность груди – 50 см.
Что умет делать малыш?
- В этом возрасте ребенок очень подвижен, он не просто хорошо стоит на ножках, но и бегает, прыгает, кружится, а, следовательно, часто падает. Если малыш слышит ритмичную музыку, он подтанцовывает, машет ручками, и даже может подпевать.
- В 1 год и 11 месяцев ребенок может построить башню из кубиков, бросить в цель мячик, что свидетельствует о том, что малыш научился хорошо владеть своими пальчиками.
- Дети в этом возрасте могут проявлять интерес к велосипеду, они нажимают на педали, но крутить их еще не получается. А вот с ездой на самокате ребенок уже может справиться.
- К этому возрасту малыш может самостоятельно надевать носки и штаны, а некоторым удается даже справляться с простыми застежками на вещах.
- Ребенок уже может самостоятельно пользоваться горшком.
- Как правило, к в это время становится понятно, какая рука у малыша доминирующая – правая или левая.
Справка! Психологи не советуют переучивать ребенка, если он более активно пользуется левой рукой.
Посмотрите еще полезное видео:
Особенности психоэмоциональной сферы
- У ребенка в 1 год и 11 месяцев психологическая сфера продолжает активно развиваться, но происходит это немного медленнее, чем это было на первом году жизни. Длительность бодрствования увеличивается до 4-5 часов.
- Малыш становится более независимым и начинает проявлять свой характер.
- Некоторые дети капризничают – сжимают губы, если не хотят чистить зубы и кушать нелюбимую еду, отказываются мыть голову шампунем и так далее. Родители должны научиться договариваться с ребенком, не кричать, но и ни в коем случае не потакать капризам.
- К этому возрасту у ребенка обостряется чувство свободы. Малыш может убегать от взрослого при каждой удобной возможности, но, если он увидит, что его никто не ищет, а родителей нет в поле зрения, он может почувствовать себя брошенным и сильно испугаться.
- Малыш этого возраста в семье – это время, когда родители должны быть очень терпеливыми и понятливыми, ведь бунтарство и борьба – это естественный этап развития человека, в результате чего ребенок вырабатывает в себе привычку к устоям социума.
Речевые способности
Высокий познавательный интерес у ребенка в этот период жизни делает его очень восприимчивым к любой информации, которая исходит от взрослых.
Любознательный малыш в это время задает вопрос «почему». И взрослый человек должен правильно отреагировать на этот вопрос, и завязать доброжелательный и терпеливый диалог.
В лексике малыша к этому возрасту присутствует около 130-170 слов, ребенок может объединять их, создавая фразы и предложения.
В этом возрасте нужно больше читать ребенку сказок, учить вместе с ним детские стишки, чтобы не только развивать артикуляционный аппарат, но и увеличивать словарный запас.
Интеллект
Дети в этом возрасте много говорят, смеются и радуются, когда с ними общаются близкие люди. Улучшаются моторная ловкость, координация.
Основным видом деятельности для ребенка 1 года и 11 месяцев является предметная деятельность – он знакомится со свойствами предметов, развивается сенсорное развитие. Малыш учится перемещать предметы в пространстве, а также действовать предметами относительно друг друга.
Память тоже претерпевает изменения – у ребенка формируются воспоминания. Сначала они возникают на наглядной ситуации, малыш может увидеть чашку с отбитой ручкой, и сказать, что это он уронил чашку и она разбилась, или если ребенку предложить пойти гулять, он будет искать одежду и обувь для прогулки.
Что касается речевых навыков, до полутора лет ребенок учится понимать речь, к двум годам его словарный запас увеличивается, а также обогащается мимика и жестовая речь. Формируется речевое мышление – ребенок производит действия и обозначает их словами.
Ребенок начинает подражать взрослым – «читать газету», «разговаривать по телефону», «наряжаться» и так далее.
Однако потребность малыша в общении со взрослыми остается большой. То есть его эмоциональное состояние, активность и интеллектуальное развитие напрямую зависит от того часто ли играют и разговаривают с ним взрослые.
Рацион питания
В этом возрасте ребенка надо кормить не только полезно, но и вкусно.
Фрукты и овощи должны обязательно присутствовать в рационе, перетирать их уже не нужно – малыш уже может справляться с твердой пищей.
Просто сварить брокколи без соли – уже не вариант.
Наверняка ребенку понравится одно из следующих блюд:
- Суп с фрикадельками. В 150 мл бульона добавить мелко нарезанный картофель, пассированные лук, перед и морковь, и сварить до готовности. Чтобы приготовить фрикадельки потребуется измельченный кусочек говядины, соль, перец, половина яйца. Фрикадельки отварить, перед подачей положить в суп, и украсить блюдо зеленью.
- Банановые оладья. Замесить на кефире или молоке тесто для оладий, добавить в него пюре из измельченных бананов, хорошо перемешать. Выпекать на растительном масле. Оладья можно полить сметаной или медом, если у ребенка нет аллергии на продукты пчеловодства.
Особенности гигиены и ухода
В 1 год и 11 месяцев ребенок может частично сам следить за своей гигиеной – мыть руки перед едой или после прогулки. Но все остальное пока еще лежит на плечах родителей.
Чтобы гигиенические навыки закрепились нужно каждый день купать ребенка, помогать ему чистить зубы, причесывать, периодически стричь ногти и чистить ушки. Какие-то процедуры, например, чистка зубов, можно доверить малышу, но родители при этом должны внимательно следить, и помочь ребенку довести начатое до конца, если он не справляется сам.
Ребенка надо регулярно стричь, перед тем как впервые идти с ребенком в парикмахерскую, нужно проиграть с ним эту ситуацию – «постричь» куклу или зайца, так малыш будет чувствовать себя увереннее в незнакомой обстановке.
Режим дня и сна
Правильный режим дня ребенка в 1 год и 11 месяцев выглядит так:
- 7.30 — пробуждение и гигиенические процедуры;
- 8.00 – завтрак;
- 9-10.30 – прогулка;
- до 12.00 – творческие занятия дома;
- 12.00 – обед;
- до 15.00 – сон;
- до 16.00 – спокойные игры дома;
- 16.00 – полдник;
- до 18.00 – прогулка;
- 18.30 – ужин;
- до 20.30 – спокойные игры дома;
- 20.30 – гигиенические процедуры;
- 21.00 – сон.
Массаж
Профилактический массаж нужен не только детям, у которых есть патологии и отклонения в развитии, но и совершенно здоровым малышам. Но к в это время заставить лежать малыша спокойно сложно, поэтому проводить массаж нужно в игровой форме, например, придумать сказку и проводить массаж в соответствии с действиями сказочного героя, или дать малышу игрушку, чтобы он делал массаж одновременно с родителями.
Массаж ребенка данного возраста предполагает использование следующих приемов:
- поглаживания;
- растирания;
- разминания;
- легкие поколачивающие движения.
Справка! Правильно сделанный массаж оказывает положительное влияние на дыхательную, опорно-двигательную и нервную систему, систему кровообращения. Кроме того, улучшается обмен веществ, повышается иммунитет.
Гимнастика
Гимнастику для детей нужно поводить с учетом особенностей физического и психического развития. За основание берется ходьба, игры с мячом, флажками и другими предметами, которые могут заинтересовать ребенка. Кроме того, малышу будет полезно лазать, проходить упражнения на преодоление преград и препятствий.
Важно помнить, что у ребенка в этом возрасте преобладает игровая деятельность, поэтому все упражнения нужно сочетать с игровой деятельностью.
Занятия с малышом
Развивающие занятия с ребенком должны проводиться регулярно, так как в этом возрасте мозг малыша активно развивается, и ребенок готов получать и усваивать информацию.
Обязательно нужно читать ребенку книжки, и обязательно анализировать прочитанное и отвечать на вопросы. Очень полезно учить детские стихи, важно заинтересовать ребенка, поэтому читать стихи надо с паузами и эмоциями.
Учить малыша цифрам конечно рано, но некоторыми математическими понятиями он конечно уже должен владеть – мало, много, большой, аленький и так далее. Можно научить ребенка считать до трех, а также дать понятие о простых геометрических фигурах.
С этого возраста можно учить ребенка лепить из пластилина, дать ему краски и карандаши. Лучше всего покупать раскраски с простыми рисунками, где все детали большие.
Для развития мелкой моторики можно заниматься с ребенком пальчиковой гимнастикой – как вариант «Ладушки», «Сорока-белобока».
Ребенок к 1 году и 11 месяцам начинает испытывать потребность в общении со сверстниками, родители должны учить ребенка правильно строить отношения, не ссорится, учиться играть вместе.
К этому возрасту ребенку будут интересны игрушки из следующих категорий:
- развивающие – лото, мозаика, пазлы, краски,
- обучающие – игрушечная посуда, лего, конструкторы с крупными деталями,
- для активных игр – мячи, мини-кегельбаны, железные дороги, мини-баскетбол на липучке,
Кроме того, малыш будут с удовольствием играть с различными говорящими и музыкальными игрушками, мальчики в этом возрасте любят играть с машинками, наборами инструментов, девочкам придется по душе кукольный домик, гладильная доска, посудка, игрушечный медицинский набор.
Советы родителям
Дети в 1 год и 11 месяцев уже начинают осознавать свою половую принадлежность, потому мальчиком нужно объяснять о том, что обижать и драться с девочками недопустимо, а девочкам нужно прививать навыки готовки и ведения домашнего хозяйства – купить набор детской посуды и учить «готовить».
Очень важно в это время развивать ребенка разносторонне, воспитание должно быть эстетическим, моральным, интеллектуальным и физическим. Если ребенок не очень любит чтение, не стоит его заставлять слушать сказки, замените их обучающими мультфильмами. Если родители будут настаивать на книгах, впоследствии у ребенка может развиться стойкое нежелание читать.
Родители должны понимать, что у малыша в этом возрасте уже есть свой темперамент.
- Сангвиники – это беспроблемные дети, но при этом хитрые и их невозможно заставить делать то, чего они не хотят.
- Меланхолики – ранимые дети, которые склонны к обидам. На них нельзя кричать, особенно в присутствии других детей.
- Флегматики – медлительны и сонливы, с такими малышами нужно постоянно заниматься совместной деятельностью и стараться вовлекать их в активные игры.
- Холерики – подвижные и шумные дети, которые могут проявлять агрессию к сверстникам – наказывать физически за это нельзя, но и игнорировать тоже.
Основной задачей родителей является формирование характера малыша, который сгладит минусы темперамента. Только индивидуальный подход позволит сделать это максимально мягко и эффективно.