Игры на развитие мелкой моторики для детей 5 6 лет в детском саду – Развитие мелкой моторики рук у детей 6 — 7 лет: подборка упражнений — Дошкольное образование — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Содержание

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников (детей 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет)

Уже в девятнадцатом веке учёными-биологами была открыта связь умственных и творческих способностей человека с развитием умения воспроизводить точные движения пальцами и кистью рук (мелкой моторики). Впоследствии было установлено, что формирование речи у маленького ребёнка неотделимо от умения правильно повторять небольшие движения руками. Уроки письма и рисования, игра на музыкальных инструментах, развитие памяти, внимания и мышления, хорошая координация движений — всё это связано с развитием мелкой моторики. Кроме того, фаланги пальцев — основные инструменты трудовой деятельности представителей ряда профессий. Всё перечисленное указывает на необходимость уделять большое внимание этому вопросу при организации дошкольного обучения.

Теоретические аспекты проведения занятий по развитию мелкой моторики в ДОУ

Одной из проблем, вызванной ухудшением экологической ситуации на нашей планете, стало увеличение количества детей с различными нарушениями речевого развития. На настоящий момент эта цифра превысила 50 процентов, хотя в конце ХХ в. речь шла только о 17 процентах. Поэтому и воспитатели, и родители должны помогать ребёнку преодолевать недостатки в формировании правильной речи. Важной частью такой работы является использование упражнений для развития мелкой моторики. Этот вид заданий применяется для воспитанников всех возрастов в системе дошкольного образования, но имеет некоторые различия по отдельным группам.

С увеличением возраста дошкольника выполнение упражнений требует приложения большей физической силы, движения становятся более сложными, детали — более мелкими. Это направлено на улучшение ловкости пальцев, повышение точности и скоординированности движений.

Девочка, сидя за столом, перебирает крупуДевочка, сидя за столом, перебирает крупу

Перебирание крупы — увлекательнейшее занятие для малыша

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Автор:

В. А. Сухомлинский

Формирование и совершенствование тонкой моторики пальцев рук ребёнка усложняет строение мозга, развивает психику, речевые и интеллектуальные способности, способствует становлению личности дошкольника. Это и является основной целью занятий в детском саду.

Задачи занятий

  • Развитие умения ребёнка производить точные движения кистью и пальцами рук.
  • Развитие тактильной чувствительности рук.
  • Формирование способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  • Развитие речи, улучшение произношения звуков.
  • Развитие мышления, воображения, ориентировки в пространстве, памяти, внимания.
  • Овладение жизненно важными умениями, бытовыми навыками.
  • Подготовка руки к письму.
  • Развитие умения создавать поделки из различных видов материала (пластилина, бумаги, круп, пуговиц и т. п.).
  • Снятие психоэмоционального напряжения.
Мальчик рисует ладошкамиМальчик рисует ладошками

Рисование пальчиковыми красками развивает тактильную чувствительность

Простые движения рук помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ.

Таблица: приёмы, применяемые для развития моторики разных возрастных групп

Виды развития мелкой моторики ребёнка

Выделяют несколько видов психофизического развития дошкольника:

  • Зрительно-моторная координация обеспечивает визуальное восприятие движущихся предметов и соотносит его с движением тела, она определяет движение руки ребёнка во время письма или рисования, умение найти оптимальный способ выполнения графического задания, обеспечивает тактильную чувствительность.
  • Графомоторное развитие позволяет правильно удерживать ручку или карандаш, определяет положение пишущей руки, включает пространственную ориентацию, в том числе на листе бумаги, чувство ритма.
  • Психомоторное (двигательное) развитие включает вырабатывание не только мелкой, но и крупной моторики. Причём крупная моторика считается базовой, без её достаточного развития ребёнок не сможет правильно отрабатывать мелкие движения.
Девочка пишет в тетрадиДевочка пишет в тетради

Для овладения навыком письма важно, чтобы ребёнок правильно держал ручку

Система занятий по развитию мелкой моторики в дошкольном учреждении учитывает особенности всех видов развития ребёнка. Ежедневно в занятия включаются упражнения, направленные на решение этой задачи. Педагоги привлекают к работе и родителей, потому что отработку мелких движений с детьми нужно проводить постоянно: во время игр, выполняя несложные поручения по дому, одеваясь и раздеваясь самостоятельно.

Игры на развитие мелкой моторики в детском саду

Игра в жизни дошкольника — это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие. Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часто построены на повторении небольших движений пальцами. Ребёнку быстро надоест выполнять такую работу, если не подать её в виде игры. Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию, совместные игры с ровесниками пробуждают чувство коллективизма, а игры с участием родных объединяют семью. В детском саду упражнения по развитию мелкой моторики можно совмещать с разминкой занятия.

Для дошкольников старшего возраста можно включать в занятия представления из театра теней.

Сделанные своими руками дидактические пособия для игр с прищепкамиСделанные своими руками дидактические пособия для игр с прищепками

Такие игры с прищепками не только развивают мелкую моторику, но и закрепляют знание цветов

Таблица: картотека игр по развитию мелкой моторики в ДОУ

Фотогалерея: примеры игр для развития мелкой моторики

Игра «Два медведя»
Пальчиковая игра «Два медведя» направлена и на запоминание частей тела
Игра «Чижик-пыжик»
Дошкольники с удовольствием выполняют упражнение «Чижик-пыжик»
Игра «Царёв двор»
Игра «Царёв двор» требует хорошей координации движений
Игра «Зайка и ёжик»
Игра «Зайка и ёжик» подойдёт для самых маленьких воспитанников

Фотогалерея: театр теней

Театр теней: крокодил, голубь, олень, бык
С помощью театра теней можно показывать различных животных
Театр теней: заяц, волк, индеец, слон
Данные фигуры не так просты в исполнении, как кажется
Театр теней: петух, улитка, краб, белка
Ребёнок должен запомнить определённое положение рук для получения соответствующего образа

Занятия по развитию мелкой моторики в ДОУ

Как правило, те или иные упражнения по развитию мелкой моторики воспитатель включает в ежедневные занятия с детьми. Но можно провести полноценный урок, ориентированный на достижение этой цели. Как и любое занятие с дошкольниками в детском саду, оно состоит из 3 частей:

  1. Вводная часть: в неё включаются упражнения для разминки пальцев, кистей рук; здесь же происходит завязывание сюжета занятия, используются приёмы для повышения интереса детей к участию в уроке.
  2. Основная часть: используя развитие сюжета, включаются упражнения, соответствующие поставленным задачам.
  3. Заключительная часть: подводятся итоги занятия, проводится релаксация.

Подробнее о том, как составить план по развитию мелкой моторики, читайте в нашей статье — Как составить план самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников».

Дети изучают свойства кинетического пескаДети изучают свойства кинетического песка

Занятие может быть посвящено лепке из кинетического песка или солёного теста

Таблица: пример конспекта по развитию мелкой моторики во второй младшей группе

Таблица: пример конспекта коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе

Диагностика развития мелкой моторики рук в детском саду

Для правильного планирования работы педагог должен проводить диагностику развития мелкой моторики воспитанников ДОУ. Диагностика проводится по следующим критериям:

  • Статические нагрузки на мускулатуру кисти рук. Выполняются упражнения, в которых ребёнок должен удерживать пальцы в определённом положении при счёте до 10.
  • Динамические нагрузки. Даются задания с ножницами и по ровному отрыву бумаги (проверяется скоординированная работа обеих рук).
  • Тактильные ощущения. Дошкольник должен уметь определить методом ощупывания форму предмета и материал, из которого он сделан: металл, стекло, пластмасса, дерево.
  • Величина тонуса мышц кистей рук. Упражнение на сжатие двумя или одной рукой какого-то предмета, можно сжимать ладонь воспитателя.
  • Умение координировать движения руки. Вдевание нити в ушко иголки, упражнение на быструю смену двух статических положений кисти руки (кулак — ребро).
  • Работа щепоти руки. Анализируется, как ребёнок держит ручку, в какой руке, когда пишет; получается ли выполнить растирание комочка соли кончиками пальцев.
Дети сидят за столом, перед ними лежат выполненные аппликации из геометрических фигурДети сидят за столом, перед ними лежат выполненные аппликации из геометрических фигур

Для верного определения уровня развития ребёнка важно проводить диагностику в комфортной для малышей обстановке

Все диагностические упражнения выполняются детьми после показа воспитателем. Желательно фиксировать информацию в непринуждённой обстановке, создавая игровые ситуации.

Видео: диагностика мелкой моторики детей 4–5 лет

Развитие мелкой моторики начинается с первых месяцев жизни. Каждый новый предмет ребёнок стремится потрогать, подвигать, даже попробовать на вкус. Эти действия заложены самой природой. Взрослым нужно только помочь маленькому человеку получить больше информации из окружающего мира, научить его правильно двигаться, развивать речь, воспитывать характер. Ведь от этого зависит интеллектуальное и творческое развитие личности. И родители, и воспитатели должны сделать всё необходимое, чтобы ребёнок смог полностью раскрыть свой потенциал и в будущем стал успешным человеком.

Материал (старшая группа): Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук для детей 5-6 лет

Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук для детей 5-6 лет

  1. Игра «Разноцветные прищепки»

Цель: развивать мелкую моторику, воображение. Расширять знания об окружающем мире, Упражнять детей в умении считать и отсчитывать, закреплять знания о цвете. Учить правильно брать и открывать прищепки, находить местоположение по цвету. Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

Материал: плоскостное изображение предметов (солнце, самолет, гусеница, рыбка, репка, свекла, ананас, домик и другие), прищепки.

Ход игры: Педагог обращает внимание детей, что художник нарисовал предметы, но некоторые детали забыл прорисовать. Предложить детям помочь художнику и с помощью прищепок закончить изображение. При этом можно использовать художественное слово.

Солнышко утром рано встает,

Лучики тянет – тепло нам дает.

Ежик, Ежик, где гулял?

Где колючки потерял?

Ты беги скорей к нам ежик,

Мы сейчас тебе поможем.

Свеклу знают все ребята,

Этот овощ очень яркий.

Красным борщ окрасит свекла

Чтоб не выглядел он блекло.

Будет блюдо так красиво,

Да и вкусно всем на диво.

Вкусной выросла морковка,

Очень длинная головка

Оранжевого цвета

Солнечного лета.

Хвостик над землей торчит

И ребятам говорит:

Прояви сноровку,

Доставай морковку.

Под солнцем подсолнух

Сегодня расцвел.

Собрал на цветок всех

Букашек и пчел.

Рыбка, рыбку догоняла.

Рыбка хвостиком виляла,

Ткнулась в брюшко – Догнала!

– Эй, подружка! Как дела!

  1. Игра «Геометрик»

Цель: развитие мелкой моторики рук, памяти, воображения, логического мышления.

Материал: доска с гвоздями, резинки.

Ход игры: сказать детям, что на поле спрятались различные геометрические фигуры и предложить с помощью волшебной резинки их отыскать; предложить создать рисунок на ковре; выложить большой и маленький домик, цифры, буквы.

  1. Игра «Сухой дождь»

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, закрепление знаний о цвете, учить находить местоположение прищепки по цвету.

Материал: дуга, на которую прикреплены разноцветные атласные ленты, прищепки.

Ход игры: рассмотреть и потрогать с детьми ленточки. Сказать, что это дождь.

Дождик, дождик веселей,

Капай, капай не жалей,

Брызни в поле пуще ~

Станет травка гуще.

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!

Вспомнить в какое время года идут дожди. Например: «Зеленый дождь идет весной, он веселый и радостный, потому что распускаются почки на деревьях, появляется травка и т.д. Варианты ассоциаций: красный-лето, желтый – золотая осень, синий – холодный дождь поздней осени. Предложить найти прищепки соответствующего цвета и прикрепить их на ленту.

  1. Игра «Бусы»

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, различение предметов по форме, цвету, величине. Развитие концентрации внимания, усидчивости, аккуратности, творческого воображения. Обучение приемам работы по образцам и создание собственного произведения.

Материал: бусы разного цвета, формы, величины; лески, тесемки.

Ход игры: на первом этапе предложить детям просто собрать бусы. В том порядке, в каком они хотят. Затем предложить собрать бусы в определенной последовательности.

  1. Игра «Чудесный мешочек»

Цель: закрепить названия объемных геометрических форм, развивать у детей умения на ощупь определять объемную геометрическую форму.

Ход игры: предложить детям узнать на ощупь объемные формы лежащие в мешочке, называя признаки форм. Например: у куба — 8 углов и 6 сторон.

Усложнение: по указанию воспитателя выбрать конкретную форму и ее сопоставить с объектами окружающего мира. Например: «Достань из мешочка трехгранную призму. Какие предметы природного и рукотворного мира имеют такую же форму?»

  1. Игра «Цветочная поляна»

Цель: Развитие мелкой моторики рук, усидчивости, внимания.

Материал: полянка с нашитыми пуговицами, цветы из фетра разного цвета.

Ход игры: предложить детям посадить цветы на полянке. Можно придумать разные варианты цветов, украсить насекомыми.

  1. Игровое упражнение «Прикоснись, и что ты почувствуешь…?»

Цель: упражнять детей в различении различных качеств поверхностей гладкая, шероховатая. Развитие у детей осязания.

Ход игры: предложить детям дотронуться до гладкой и шершавой поверхностей. Спросить о том, что они почувствовали. Сравнить одинаковые ли на ощупь обе поверхности? Затем предложить детям найти что-нибудь в группе шероховатое, после гладкое.

Вопросы к детям: «Важно ли качество поверхности для разных предметов?» «Что было бы, если все вокруг было бы гладким. Что в этом хорошего и плохого».

  1. Игра «Нарисуй, что у тебя в руках».

Цель: развитие осязательной памяти.

Материал: вырезанные из картона различные формы.

Ход игры: предложить детям зарыть глаза и ощупать одну из форм, лежащую в мешочке, описать ее. Фигуру убрать, а ребенок должен по памяти нарисовать то, что он запомнил.

  1. Игра «На что похожа?»

Цель: развитие осязательной памяти, вариативности воображаемого образа.

Материал: кусочек меха, шерсть, кожа, бумага…

Ход игры: дать детям почувствовать прикосновение какого-либо материала и пофантазировать — что это может быть? Например: положить на детскую ладошку кусочек меха; предполагаемые ответы — вата, пух, мягкая игрушка, шерсть кошки и т.д.

  1. Игра «Жмурки».

Цель: уметь узнавать на ощупь друг друга, учить ориентироваться в пространстве.

Ход игры: выбирается среди детей «жмурка», который, с завязанными глазами, ловит бегающих детей. Поймав ребенка, он должен узнать его на ощупь по одежде. Если отгадывает — «жмуркой» становится другой ребенок.

Картотека (старшая группа): Упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 5-6 лет

Упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 5-6 лет

Упражнения на развитие руки ребенка

Данный материал будет полезен как для воспитателей, учителей начальных классов, а так же для родителей будущих первоклассников. Процесс овладения письмом — длительный и трудоемкий.

Большинство детей при поступлении в школу испытывают серьезные трудности в освоении навыка письма. Это связанно с неразвитостью двигательных координаций, зрительного восприятия, что приводит  к развитию негативного, тревожного состояния ребенка в школе. Работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в школу. Предлагаю вашему вниманию  несколько методических рекомендаций в игровой форме к упражнениям на развитие руки ребенка, которые я использовала на подготовительных курсах с будущими первоклассниками. Задания способствуют развитию точности, быстроты движения, развивают глазомер, воображение, речь ребенка). Учащиеся с интересом выполняют задания в игровой форме, развивая мелкую моторику руки.

1. Коврик для куклы

Предложите ребенку сделать коврик для куклы, украшенный геометрическим орнаментом. Например, в середине большой круг, сверху — 4 квадрата, снизу — 4 треугольника, справа — 2 квадрата, слева — 3 прямоугольника.

Варианты заданий:

— составить узор самостоятельно

— раскрасить узор элементами букв, семью цветными карандашами (по указанию  учителя, самостоятельно выбрав цвета).

2. Самолеты за облаками

Игра, обучающая ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим.

Учитель дает задание на заранее подготовленных карточках. Заштриховать облака так, чтобы одно было темное (и через него еле видно самолет), другое — светлое (самолет виден хорошо).

Варианты заданий:

— вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, машины на дорогах и т.д.

3. Тир

Игра развивает точность, быстроту движения, глазомер

Мишени могут располагаться на разных концах листа и на разном расстоянии друг от друга. Карандашная линия , изображающая полет пули , обязательно должна быть прямой. Можно попасть близко от цели, но лучше — в центр.

4. Узнай, кто я?

Игра развивает амплитуду движения, точность

Ребенку дается альбомный лист. Скажите ребенку, что в точках, нарисованных на листе, кто — то прячется. Чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией (не отрывая руки).

5. Волшебный лес

Игра развивает воображение, речь

Каждый ученик получает карточку, на которой сделаны незаконченные изображения. Детям предлагается дорисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю.

Варианты заданий:

— изобразить волшебное море, волшебную поляну и т.д.

6. Вниз по реке

Игра развивает точность, быстроту движения, глазомер

Ребенку предлагается карточка. Он должен провести свой кораблик так, чобы он не задел берег. Делать это надо, не отрывая карандаш от бумаги, не заезжая за линии, точно следуя за изгибами нарисованной реки.

Варианты заданий:

— дать указания, к какому берегу ближе провести кораблик

— самостоятельно придумать, как изобразить реку.

Картотека (старшая группа) на тему: Подборка пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста

Подборка пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста

Выполнила:

Михайлова Наталья Викторовна,

Старший воспитатель МКДОУ д/с №23

Коркинский муниципальный район

пос. Первомайский

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………..………………3

Глава 1. Педагогические условия проведения  пальчиковых игр как средства развития речи детей …………………………………………………………………………………………………….4

1.1. Принцип подбора игр…………………………………………………………………………………….4

1.2 Пальчиковые игры……………………………………………….………………………………………..6

Заключение …………………………………………………………………………………………..…11

Список литературы ……………………………………………………………………………………12

Введение

«Если руки неумелы,

Если пальчики несмелы,

Трудно ручку удержать,

Буквы ровно написать

Не удержишь карандаш –

Не получится пейзаж».

              В. Лирясова.

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период в жизни ребёнка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожными и деликатными в вопросах развития и образования малышей раннего возраста. Любящие родители, наверняка, заметили, с какой радостью малыш усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной мотивации с легкостью и азартом.

Развивать малыша с пелёнок – модно. Но педагоги – психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть? Просто играть с ребёнком. Согласитесь, это самое благодарное времяпрепровождение.

При выборе темы творческого отчёта возникло желание осветить и проанализировать не «сухие» страницы теории, а остановиться на какой-нибудь «детали», которая  в ходе работы с детьми дошкольного возраста имела далеко не «детальное» значение. И тут выбор пал на «пальчиковые» игры. Весёлое, увлекательное и полезное занятие, которое и обучением-то назвать сложно! Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель.[4,2]. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…»[4,5].

Как приятно родителю, когда у его ребёнка умелые пальчики: ловко держат карандаш. Аккуратно рисуют, строят из конструктора. А если ещё ребёнок чисто и правильно говорит – вдвойне приятно.                                                                                                                    

Почему же так важны для детей  игры, тренирующие мелкую моторику движения пальцев и кистей рук? Почему именно «пальчиковая» гимнастика стимулирует речь, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность?  Какую роль играют «пальчиковые» игры в развитии  речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста?

Цель нашей работы: определение  своеобразия «пальчиковых»  игр в развитии мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста;

создать условия для развития речи дошкольников через пальчиковые игры;

Задачи: выявить зависимость речи детей от развития мелкой моторики рук;

               изучить педагогические условия проведения пальчиковых игр как                     средства развития речи детей дошкольного возраста.

Глава 1. Педагогические условия проведения  пальчиковых игр как средства развития речи детей

1.1. Принцип подбора игр

Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика, лепка и т.д.) использует в основном движения сжимания, изредка – растяжения и почти никогда – расслабления. К тому же в эти занятия включена обычно только социальная зона руки – большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующие им двигательное поле – зона, несущая основную нагрузку в быту и в общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными. Эффективность таких занятий не слишком велика. Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:

  1. сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;
  2. использовались изолированные движения каждого из них.

Игра может быть построена на тренировке только одной из трёх двигательных составляющих (лучше второй и третьей), однако движения пальцев в любом случае должны быть изолированными.

На наш взгляд, наибольший интерес представляют игры:

  1.  на расслабление;
  2.  в которых активную роль играют безымянные пальцы и мизинцы;
  3. на разнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно, другой руки – другое).

Таким образом, приведём перечень некоторых игр (для игр со словами даны первые строчки текста, для игр без слов – краткое описание движений; помимо народных игр включены и авторские, имеющие широкое распространение).

  • Сорока-ворона кашу варила…
  • В гости к пальчику большому приходили прямо к дому…
  • Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая…
  • Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка…
  • Мальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил…
  • Мы капусту рубим-рубим, мы капусту трём-трём…
  • Этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл…
  • Утро настало, солнышко встало. Эй, братец Федя, разбуди соседей!..
  • Засиделись в избушке братцы. Захотел меньшой прогуляться…
  • «Мама, мама!» — «Что, что, что?» — «Гости едут!» — «Ну и что?..»
  • Стала Маша гостей созывать: «И Иван приди, и Степан приди»…
  • У бабы Фроси пять внучат. Все каши просят, все криком кричат…
  • «Тук-тук!» — «Кто там?» — «Два солдата пришли переночевать!..»
  • У Маланьи у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей…
  • Я по лавочке иду, перстенёчек хороню в матушкин теремок…                                                                                                                  
  • Вышел козёл из новых сеней. Наставил рожок: «Дай пирожок!..»
  • Маша-хозяйка сметлива была, всем в избе работу нынче задала…
  • Бабушка кисель варила на горушечке, в черепушечке…
  • «Чья копна на моей копне?» — «Моя!» — «Скинь долой, поезжай домой!..»
  • «В баньку впустишь?» — «Водички нет!..»
  • Сунь-ка пальчик – выскочит зайчик! (Она же  — «Колодчик».)
  • «Моя пашет!» — «И моя пашет!» — «Моя сеет!» — «И моя сеет!..»
  • На двери висит замок. Кто его открыть бы смог?..
  • Мы делили апельсин. Много нас, а он один…
  • Две сороконожки бежали по дорожке…
  • Прижми большак. Правые руки двоих играющих сцепляются. Большой палец каждого старается прижать сверху тот же палец соперника.
  • Паучок. Указательный палец левой руки смыкается с большим пальцем правой руки, указательный палец правой руки – с большим пальцем левой руки. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большим пальцем поочерёдно проделывают остальные пальцы.
  • Моторчик. Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся вокруг друг друга, всё быстрее и быстрее, не задевая ладонь.
  • Перетяжечки. Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника.
  • Камень, ножницы, бумага. Два игрока одновременно выбрасывают вперёд руки, сложенные в одной из трёх позиций: кулак – камень, ладонь – бумага, разведённый указательный и средний – ножницы. Камень сильнее ножниц, бумага сильнее камня, ножницы сильнее бумаги.
  • Колечки. Сомкнутые большой и средний палец правой руки – большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левый пальцы – малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочерёдно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой руке – большое.

1.2 Пальчиковые игры

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(пальцы рук соединяются ритмично в    «замок»). 

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(ритмичное касание одноименных пальцев  обеих

рук).

Раз, два, три, четыре, пять,

(поочередное касание одноименных пальцев,

начиная с мизинцев).

Начинай считать опять. 

Раз,два,три,четыре,пять.

Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями).

               

 «В гости»

В гости к пальчику большому

(выставляются вверх большие пальцы обеих рук).

Приходили прямо к дому («дом»):

Указательный и средний,

(поочередно называемые пальцы соединяются с

большими на обеих руках одновременно).

Безымянный и последний —

Сам мизинчик-малышок.

(пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только

мизинцы).

Постучался на порог.

(кулаки стучат друг о друга).

Вместе пальчики — друзья,

(ритмичное сжимание пальцев в кулаки). 

Друг без друга им нельзя.

           

 «Домик»

Раз,два,три,четыре,пять

(разжимание пальцев, по одному,

начиная с большого).

Вышли пальчики гулять.

(ритмичное разжимание всех пальцев одновре-

менно).

Раз,два,три,четыре,пять,

(сжимание по очереди широко расставленных

пальцев, начиная с мизинца).

В домик спрятались опять.

(ритмичное сжимание всех пальцев одновременно).

   

 «Прогулка»

(При выполнении этого упражнения дети сидят на

своих местах и ритмично, поочередно, скачками

двигают по поверхности стола от себя к его

противоположному краю прямые пальцы обеих

рук).

Пошли пальчики гулять,

(пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены

вниз и как бы прыжками двигаются по столу).

А вторые — догонять,

(ритмичные движения по столу указательных

пальцев).

Третьи пальчики — бегом,

(движение средних пальцев в быстром темпе).

А четвертые—пешком.

(медленное движение безымянных пальцев по

поверхности стола).

Пятый пальчик поскакал

(ритмичное касание поверхности стола мизинцами).

И в конце пути упал.

(стук кулаками по поверхности стола).

«Человечки»

Побежали вдоль реки

(движение указательных и средних пальцев по

поверхности стола от себя к краю).

Дети наперегонки.

(Повторить несколько раз.)

 

                   

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим,

(резкие движения прямыми кистями рук вниз и

вверх).

Мы морковку трем,

(пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к

себе и от себя).

Мы капусту солим,

(движение пальцев, имитирующее посыпание

солью из щепотки).

Мы капусту жмем.

(интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).

 «Замок»

На двери висит замок,

(ритмичные быстрые соединения пальцев рук в

«замок»).

Кто открыть его бы смог?

(повторение движений).

Потянули,

(пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть в одну,

потом другую сторону).

Покрутили,

(движение кистями рук со сцепленными пальцами

от себя к себе).

Постучали

(пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга).

И — открыли!

(пальцы расцепить, ладони в стороны).

                                       

 «В домике»

Стол стоит на толстой ножке,

(«стол»).

Рядом стульчик у окошка,

(«стул»).

Два бочонка под столом.

(«бочонки» обеими руками).

Вот такой я видел дом.

(«дом»).

 «Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,

(«цветок с закрытыми лепестками»).

Утром весенним раскрыл лепестки.

(развести пальцы рук).

Всем лепесткам красоту и питание

(ритмичные движения пальцами- вместе и врозь).

Дружно дают под землей корешки.

(«корни»).

«Зайцы»

Скачет зайка косой

(«зайчик» правой рукой).

Под высокой сосной.

(«дерево» правой рукой).

Под другою сосной

(«дерево» левой рукой).

Скачет зайка второй.

(«зайчик» левой рукой).

                   

«Козы»

Идет коза рогатая,

(«коза» правой рукой).

Идет коза бодатая.

К ней другая спешит,

(«коза» левой рукой).

Колокольчиком звенит.

(«колокольчик»).

 «Птички»

Птички полетели,

(«птички»).

Крыльями махали.

(махи ладонями с широко

 расставленными пальцами).

На деревья сели,

(«деревья»).

Вместе отдыхали.

(«птички»).

                           

«Кошка и собаки»

Вышла кошечка вперед,

(«кошка» правой рукой).

К нам идет, хвостом играет,

(левой ладонью машем у основания правой кисти).

Ей навстречу из ворот

(«ворота»).

Две собаки выбегают.

(«собаки» обеими руками).

       

 

                   

     

«Мышиная семья»

Это папа —  мышь.

( дети показывают большой палец)

Он красивый, как все мышки:

У него мягкая шкурка,

(дети гладят одной рукой кисть другой руки)

у него большие уши,

(рисуют в воздухе пальцем уши)

у него острый носик,

(дети складывают кончики пальцев вместе и  приставляют их к носу)

А хвост во-о-о-о-т такой!

(дети показывают отрезок примерно 30 см).

Повтор: для мамы мыши  — указательный палец, для брата мыши – средний палец, для сестры мыши – безымянный.

А это мышка-малышка.

(дети показывают мизинец)

Она совсем не похожа на других мышей!

(дети качают головой)

Шёрстка у неё гладкая, ушки маленькие, носик остренький,

а хвостик во-о-о-т такой!

(показывают руками всё, как и прежде, только меньших размеров, хвост примерно 5-7 см).

«Весёлый гном»

Жил да был весёлый гном

(дети показывают руки над головой, изображая колпачок)

с круглыми ушами.

(описывают руками большие круги вокруг ушей)

он на сахарной горе

(локти на столе, руки прямо, ладони сложены так, что образуется треугольник)

спал под воротами.

(пальцы изображают ворота)

Вдруг откуда ни возьмись великан явился,

(руки высоко подняты над головой)

съесть он гору  захотел,

(подносят руки ко рту)

только подавился!

(дети смеются)

Ну а что ж весёлый гном?

Так и спит глубоким сном!

(дети изображают спящего гнома)

Заключение

Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали фантастически популярны в наши дни?

Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео…) они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.

Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного  мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Список литературы

  1. Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали [Текст]: учеб, пособие для родителей и воспитателей / Г.Г. Агаян. – Дмитров: Карапуз, 2003. – 20 с., ил.
  2. Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. — №7. – (С. 33-37.)
  3. Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999. – 160 с., ил.
  4. Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000. – 18с., ил.
  5. Любина, Г. Как учить стихи… играючи [Текст] / Г. Любина // Дошкольное воспитание. – 2000. — №1. –( С. 56-58.)
  6. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. — №1. –( С. 60-64.)
  7. Соколова,  Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. — №6. – (С. 34-36.) 
  8. Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками [Текст] / Ю.А.Соколова. – М.: 2004.-20с.
  9. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]/ В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995. – 230с.

Игры и упражнения по развития мелкой моторики у дошкольников

Игры и упражнения по развития мелкой моторики у дошкольников

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Различные игры с пальчиками

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

способствует овладению навыками мелкой моторики;

помогает развивать речь;

повышает работоспособность головного мозга;

развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

развивает тактильную чувствительность;

снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «Сорока-белобока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

Моя семья

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

 

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю,  (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю,   (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем

                                              машинку».)

Пальчиковая гимнастика «Ягоды»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

С ветки ягодки снимаю,        (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить

                                                         каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с

                                                         него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю.          (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко,        (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной

                                                        ладошкой.)

Я попробую немножко.        (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой

Я поем ещё чуть-чуть,          достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Лёгким будет к дому путь!  (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках

                                                        «убегают» как можно дальше.)

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Красный-красный мухомор-  (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор.             (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки  

                                                           показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём!      (Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём!          (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Вышла осень погулять,   («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Стала листья собирать.   

(Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

Пальчиковая гимнастика «Деревья»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Здравствуй, лес,                  (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.)

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Пальчиковая гимнастика «Овощи»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я – зелёная капуста,              (Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто.  (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня,         (Разводим руки в стороны.)

И останусь только я!

Пальчиковая гимнастика «Фрукты»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Жёлтый-жёлтый наш лимон,  

(Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он.    (Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его положим                  (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и

                                                           «опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей.         (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения –

                                                          «помешиваем чай».)

Пальчиковая гимнастика «Овощи — фрукты»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

В огороде много гряд,          (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат,               (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород             (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я надену сапоги,       (Показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.  

И на руку каждую     (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру

                                          ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку.      (Смена рук.)

«Пальчиковые шаги»

hello_html_320a7cc9.jpghello_html_m32916b1f.jpghello_html_65e52d19.jpg

hello_html_50cf953b.jpghello_html_767b97eb.jpghello_html_100e92c9.jpghello_html_32365377.jpghello_html_6d6728e4.jpghello_html_fd5e65e.jpghello_html_m1fb8460b.jpghello_html_2309fc44.jpg
hello_html_m40bc3d7.jpghello_html_697f6f0c.jpg

Игры с предметами и материалом

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр и упражнений с такими предметами.

Игры с прищепками, скрепкамиhello_html_m6fead2d2.jpg

«Ёжик»

Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки растерял?

Ты беги скорей к нам, ёжик,

Мы тебе сейчас поможем.

«Морковка»

Прицеплю листочки ловко,

И получится морковка.

Пособие «Веселая полянка» ( с крабиками)

Ребенок закрепляет на ней полянке цветочки, бабочки («крабики» ). hello_html_m1b1879c7.jpg

Игры – шнуровки

(шнуровки, ленточки, замочки)

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками.

hello_html_m704d8d71.jpg

hello_html_553815ab.jpg

hello_html_68ba09c8.jpg

Игры с сыпучими материалами

Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).

В «сухой бассейн» помещаем горох или бобы, а также мелкие игрушки от киндер-сюрприза. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь найти иопределить игрушку. hello_html_ac29968.jpg

Дидактические игры «Накорми Колобка», «Накорми хрюшу», «Золушка»

hello_html_ma8da79d.jpg

Рисование по крупе.

На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу (манку). Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д) . hello_html_m7efc0463.jpg

Игры с пробками от бутылок

Берем две крышечки ложем резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» —

«Мы едем на лыжах,

мы мчимся с горы,

мы любим забавы снежной зимы»

hello_html_m72173ea7.png

Дидактические пособия «Цветочная поляна», «Волшебная коробочка»

hello_html_2269e199.jpg

«Комканье платка» 

Берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками. hello_html_m6f6d4b9b.jpghello_html_1cba85f9.jpg

«У меня живёт проглот –

Весь платок он скушал, вот! »

Ребенок комкает, начиная с угла, платочек так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Игра со спичечными коробками «Найди маму» hello_html_57b089be.jpg

К

Кто что ест? Игра с прищепками hello_html_m2e2bc8b2.jpg

Игры с бусинами, макаронами hello_html_14117379.jpg

hello_html_m6ae9b4c.jpg

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. П

Игры с пуговицами

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попросите ребенка выложить рисунок по образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д. hello_html_2b57a4a4.jpg

Теневой, пальчиковый театр

. hello_html_m5dc5664c.jpg

Развитие графической моторики

Рисование по трафаретам. Штриховка. Выполнение графических узоров. hello_html_m3ee0fd11.jpg

Конструирование и работа с мозаикой, пазлами. hello_html_ac1552f.jpg

Массаж рук грецким орехом

hello_html_42d645d5.jpg

(Катаем орех между ладонями)

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Научусь я два ореха между пальцами держать.

Это в школе мне поможет буквы ровные писать

Маленькая птичка принесла яичко.

Мы с яичком поиграем, мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

Игра с шестигранными карандашами hello_html_m148f304d.jpg

(Грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение).

«Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу»

Картотека по теме: Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика характеризуется способностью человека выполнять мелкие точные движения пальцами рук. Добиться качественного выполнения таких движений помогают скоординированные действия мышечной, костной и нервной систем человеческого организма.

Развитие мелкой моторики — естественный процесс, он берет свое начало уже в младенческом возрасте. Ребенок осваивает простые хватательные жесты, затем учится перекладывать предметы из рук в руку, постепенно осваивает «пинцетный захват». К двум годам ребенок уже способен самостоятельно и правильно пользоваться ложкой, держать карандаш, проявляет интерес к рисованию.

Начиная с самого раннего возраста, важно помогать естественному развитию мелкой моторики с помощью различных упражнений. При этом, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, важно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

* Дело в том, что на кистях рук имеются точки и зоны, которые связаны с различными зонами головного мозга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

* Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

* Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Следствие слабого развития мелкой моторики руки — общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием.

Предлагаю Вашему вниманию игры и упражнения с использованием различных пособий и материалов по развитию мелкой моторики рук, которые можно использовать во взаимодействии с детьми уже в раннем и младшем дошкольном возрасте.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *