Грудничок 3 месяца развитие комаровский – Развитие ребенка 1 год 3 месяца: физические параметры, особенности питания и ухода за мальчиками и девочками, а также мнение доктора комаровского

Содержание

Развитие и уход за ребёнком в 3 месяца: что нужно знать

3 vtczwwf ht,tyre3 vtczwwf ht,tyre

В три месяца малыши уже многое умеют делать. Они продолжают быстро расти и постоянно удивляют своих близких новыми навыками. А родителей мучают постоянные опасения по поводу того, всё ли в порядке со здоровьем у их недавно появившегося на свет ребёнка, как они должны ухаживать за крохой и развивать его.

Основные физиологические особенности

Здоровый трехмесячный малыш умеет держать голову, пытается поворачиваться влево и вправо, изучает свои ручки и ножки, учится хватать предметы.

Вес и рост мальчиков и девочек

Очень важно знать, сколько весит трёхмесячный ребёнок, ведь именно эти данные позволяют определить, правильно ли организовано питание малыша. Надо учитывать, что все дети разные и весят по-разному. Всё зависит от пола, телосложения и прочих индивидуальных черт. Нормой считается, если малыш в 3 месяца поправляется на 800 грамм за месяц. Примерный вес:

  • мальчика — 6,4 кг;
  • девочки — 5,8 кг.

Конечно же, вес должен соответствовать росту крохи. Если малыш прилично вырос за месяц, то будет большая прибавка к весу. Дети, медленно прибавляющие в росте, наверняка наберут меньше в весе. Нормальная прибавка за месяц — 2,5 см. Приблизительный рост в 3 месяца:

  • мальчика — 61,4 см;
  • девочки — 59,8 см.
Таблица веса ребёнка в 3 месяца по данным ВОЗ
Таблица роста ребёнка в 3 месяца по данным ВОЗ

Как можно измерить окружность головы и груди

Ежемесячно измеряется не только вес и рост малыша, но и окружность головы и груди. Эти сведения говорят о гармоничности развития организма. Родители могут и самостоятельно контролировать эти параметры, регулярно замеряя окружность головы и груди своего ребёнка и сравнивая показания с предыдущими цифрами.

Измерение окружности головы ребёнкаИзмерение окружности головы ребёнка

Сантиметр должен оборачивать голову спереди по надбровной линии, а сзади — по затылочному бугру

Измерить голову можно, обернув её мягким сантиметром, проходящим спереди по надбровной линии, а сзади — по затылочному бугру. Приблизительная окружность головы у грудничков в 3 месяца — около 40,5 см:

  • у мальчиков — 40,9 см;
  • у девочек — 40 см.

На третьем — четвёртом месяце величина окружностей груди и головы становится одинаковой или же окружность головы ещё слегка превышает окружность груди.

Измерение грудной клетки проводится в самом широком месте: спереди на уровне сосков, сзади на уровне лопаток. Примерная величина в этом возрасте — 40,6 см:

  • у мальчиков — 41,3 см;
  • у девочек — 40 см.

Представленные данные трёхмесячного ребёнка являются приблизительными. Если значения вашего малыша немного отличаются, то не стоит волноваться. Если же разница значительная, то необходима консультация педиатра.

Время сна и бодрствования

В возрасте трёх месяцев ребёнок продолжает активно развиваться, а для этого важен качественный сон. Время бодрствования у крохи увеличивается. Он может не спать до двух часов подряд. Тем не менее сну посвящается значительная часть дня, примерно пятнадцать часов в течение суток. Идеально, если ночной отдых младенца будет составлять 8–10 часов, но для многих родителей это предел мечтаний. Дневной сон распределяется ориентировочно на 4 раза по 1,5–2 часа. Два дневных сна ребёнка желательно проводить на улице.

Предложенный режим сна является ориентировочным, и каждая мама должна обращать внимание на самочувствие ребёнка. Возможно, если он часто капризничает, укладывать кроху спать необходимо до пяти раз днём. Или, наоборот, если он спит всего три раза днём, но при этом активный, не плачет без повода, то беспокоиться не стоит. Помните, основным критерием всегда остаётся поведение ребёнка!

Примерный распорядок дня на третьем месяце жизни

Для маленьких детей большое значение имеет режим, он формирует биоритмы, способствует правильному функционированию организма. Примерный распорядок дня трёхмесячного младенца может выглядеть так:

  • 6:00–7:00 — пробуждение, утреннее кормление малыша, обязательные гигиенические процедуры (умывание, смена подгузника), воздушные ванны, гимнастика, активное бодрствование;
  • 7:30–9:30 — первый сон;
  • 9:30–11:00 — второе кормление, общение с мамой, развивающие игры, подготовка к прогулке;
  • 11:00–13:00 — сон на свежем воздухе;
  • 13:10–13:30 — возвращение с прогулки, третье кормление;
  • 13:30–15:00 — комплекс развивающих игр, приём воздушных ванн, общение с близкими;
  • 15:00–16:30 — вторая прогулка, знакомство с окружающим миром, сон в коляске;
  • 16:30–18:00 — четвёртое кормление, бодрствование, игры с членами семьи;
  • 18:00–19:30 — сон;
  • 19:30–21:00 — пятое кормление, спокойные игры в окружении домочадцев;
  • 21:00 — купание малыша;
  • 21:30–6:00 — кормление младенца, ночной отдых.

Навыки и умения ребёнка в 3 месяца

К трём месяцам большая часть младенческих рефлексов слабеет, и многие движения ребёнок выполняет уже осмысленно. В трёхмесячном возрасте детки начинают очень быстро развиваться. Сильно меняется их физическая, психическая и эмоциональная сфера.

Физическое развитие: что умеет делать малыш

В три месяца развитие ребёнка входит в активную фазу, кроха:

  • совершенствует двигательные навыки рук и ног. Ребёнок с интересом изучает свои ручки и ножки, старается сильнее ими дёргать, засовывает в рот, пробует достать находящиеся над кроваткой игрушки;Малыш изучает свои ножки, пытаясь засунуть их в ротМалыш изучает свои ножки, пытаясь засунуть их в рот

    В 3 месяцаребёнок активно изучает своё тело

    Лёжа на животе, опираясь на предплечья, малыш удерживает голову. Это новая поза для младенца, которая помогает формированию его мышц. В таком положении ребёнок может пробыть пока не более одной минуты;

  • развивает ползательные навыки. Уже довольно продолжительное время младенец может находиться на животе. В этой позе он, вероятно, будет пытаться делать первые ползковые движения. Разумеется, малыш ещё не ползает, но он уже может немного передвигаться, опираясь на руки. Бывает так, что некоторые детки уже в этом возрасте пытаются полноценно ползти. Родителей это очень тревожит. Известный педиатр Евгений Олегович Комаровский по этому поводу постоянно твердит о пользе ползания, в отличие от раннего высаживания или пребывания в специальных приспособлениях (прыгунки, ходунки), ставящих ребёнка в вертикальное положение;
  • поворачивает голову в разные стороны. Находясь на руках у кого-либо, малыш будет вертеть головой по сторонам. А если он чем-то заинтересуется, тогда попытается разглядеть понравившуюся вещь, сфокусировав на ней взгляд;
  • крепко упирается ножками. Обычно к трём месяцам ребёнок, если его придерживать под мышками, может упираться ножками в твёрдую плоскость. Однако если всё-таки нет упора на ноги, паниковать не стоит, возможно, это умение проявится чуть позже. Но консультация специалистов (педиатра, невролога) в этом случае необходима;
  • удерживает в руках небольшие игрушки. У ребёнка к трём месяцам исчезает хватательный рефлекс. Теперь его ладошки разжаты чаще и он пытается сознательно взять предмет. А если вложить в ладошку ребёнка небольшую погремушку, он некоторое время сможет её удерживать и с любопытством изучать;
  • пытается переворачиваться. Ребёнок в три месяца ещё не умеет переворачиваться со спины на живот, но это может получиться неосознанно. Поэтому в трёхмесячном возрасте деток не оставляют одних без наблюдения на незагороженной высокой поверхности.

Достижения в психическом развитии

В 3 месяца ребёнок уже должен многое уметь — малыш продолжает познавать окружающий мир:

  • прислушивается и наблюдает за происходящим. В 3 месяца зрение и слух ребёнка совершенствуются, он ещё активнее слушает и следит за тем, что происходит вокруг. На этом этапе развития дети, когда не спят, получают новые ощущения и эмоции, исследуя различные предметы, даже свои ножки и ручки;Младенец изучает новую игрушкуМладенец изучает новую игрушку

    На данном этапе развития детки с интересомисследуют различные предметы

  • пытается найти источник звука. Малыш поворачивает голову в сторону происхождения звука, а услышав голос мамы, улыбается и гулит ей в ответ;
  • провожает взглядом яркие красочные предметы. Когда игрушка исчезает, кроха ещё какое-то время смотрит в ту сторону, куда она пропала;
  • развивает коммуникативные навыки. Ещё недавно малыш общался с родными исключительно плачем, а сейчас он старается это делать посредством некоторых действий, звуков и мимики;Общение малыша с мамойОбщение малыша с мамой

    Трёхмесячный ребенок уже общается с близкими посредством звуков и мимики

  • гулит, издаёт разные звуки, в основном гласные. Это один из этапов развития его речи. С каждым новым днём слоги становятся чётче и разнообразнее, появляются другие звуки и интонации. Задача родителей — поддерживать разговор с крохой на его же языке.

Эмоциональное развитие: как ведёт себя малыш

Происходят заметные изменения в эмоциональной сфере:

  • кроха уже отличает близких ему людей от других. Ярко проявляется «комплекс оживления». Отмечается у новорождённых с третьей недели жизни, до 3–4 месяцев нарастает интенсивность компонентов. Он выражается в положительных эмоциях малыша при виде взрослых: улыбке, двигательном оживлении, радостных возгласах;«Комплекс оживления» при виде мамы у ребёнка 3 мес«Комплекс оживления» при виде мамы у ребёнка 3 мес

    «Комплекс оживления» — это особая эмоционально-двигательная реакция ребёнка, обращенная к взрослому

  • ребёнок привлекает внимание криком или тревожными движениями. В 3 месяца крик — это особенность коммуникации малыша. Так он может проситься на ручки или показывать, что не желает находиться в одиночестве;
  • малыш умеет плакать со слезами, смеётся, громко хохочет. В этом возрасте дети могут чувствовать и показывать целую гамму эмоций — обиду, радость, удивление и другие;
  • кроха проявляет интерес к определённым занятиям и вещам. Уже в этом возрасте можно наблюдать, что одни игрушки и развлечения ребёнку нравятся гораздо больше, чем другие.Малыш с погремушкойМалыш с погремушкой

    Малышу понравится яркая игрушка, он будет с интересом её изучать

Стоит всегда помнить, что не все дети развиваются одинаково. Какие-то способности проявляются раньше, какие-то позже. Не надо паниковать, если ваш малыш ещё что-то не умеет. Задача родителей регулярно посещать необходимых специалистов (педиатра, невролога и т. д.) и в игровой форме, а также собственным примером помогать формированию умений и навыков.

Должный уход за ребёнком

Необходимой частью психического и физического формирования являются ежедневные гигиенические процедуры, правильное питание, полноценный сон и прогулки на свежем воздухе.

Ежедневные гигиенические процедуры

Гигиена ребёнка — это непременный этап ухода за малышом. После того как ребёнок утром проснулся, ему требуется умыть лицо — протереть влажным тампоном. Чистым влажным тампоном следует обязательно протирать и глазки — у малыша уже работают слёзные железы. Носик и ушки требуется очищать ватными жгутиками. Затем необходимо произвести утреннее подмывание половых органов, учитывая физиологические особенности девочек и мальчиков. Не забывайте про младенческие складочки, после просыхания их смазывают специальным детским кремом или обрабатывают присыпкой.

В 3 месяца каждый день делаем ребёнку массаж — после утреннего туалета, перед кормлением. Или, как рекомендует педиатр Комаровский, во второй половине дня, перед купанием. Массаж включает в себя:

  • поглаживание. Тыльной частью кисти или ладони аккуратно гладят кожу младенца. Этим приёмом начинается и заканчивается любой массаж;
  • разминание. Начинают с ножек, далее переходят к верхним конечностям и животу. Заканчивается разминание на ягодицах.
Поглаживание стоп младенцаПоглаживание стоп младенца

Следует ежедневно выделять время для массажа

После массажа не забывайте про гимнастику. По времени всё вместе длится около 20–30 минут (по 10–15 минут на каждую процедуру). Строгая последовательность: сначала массаж, потом гимнастика и купание.

Суть гимнастики состоит в ненасильственных попытках гнуть все, что гнётся.

Е.О. Комаровский

http://www.komarovskiy.net/knigi/organizaciya-procedury-i-podgotovka-rebenka.html

Купать младенца по вечерам необходимо ежедневно. Процедуру надо проводить до кормления, при температуре 36–37 градусов. С мылом ребёнка нужно мыть не более двух раз в неделю.

Зарядка для трёхмесячного ребёнка — видео

Нормы питания

Ребёнка в трёхмесячном возрасте ещё ничем не подкармливают. Основное его питание — это грудное молоко, если это исключено, тогда специальная смесь. Норма на грудном вскармливании: 6–7-разовое питание и потребление 850–900 мл грудного молока в сутки. На искусственном вскармливании: пятиразовое питание, за один раз дети выпивают порядка 180 мл.

Прогулки с 3-месячным ребёнком

На свежем воздухе ребёнок должен проводить как можно больше времени, гуляйте с малышом в любую погоду. Единственное ограничение — это мороз ниже десяти градусов и жара выше сорока. Главное, избегать сквозняков и опасных прямых солнечных лучей. В жару необходимо прогуливаться в тенистых местах. Одевать ребёнка надо так, чтобы он не переохладился или не получил тепловой удар.

Помогаем малышу правильно развиваться

В возрасте 3 месяцев малыш уже сравнительно много времени проводит в состоянии активного бодрствования, так что есть время для развивающих игр и упражнений. Конечно же, занятия носят примитивный характер и проводятся в процессе повседневной деятельности и во время ухода за малышом.

Развиваем двигательные способности

В 3 месяца малышу необходимо делать не только гимнастику и массаж, но также нужно уже заниматься развитием его двигательных способностей.

Тренируем хватательный рефлекс

Предложите ребёнку взять в руку яркую погремушку. После того как он стиснет её в кулачке, необходимо слегка потрясти руку крохи, чтобы игрушка зазвенела. А если ребёнок уже хорошо берёт игрушки в руку, то есть возможность позаниматься с ним, передвигая погремушку и предлагая взять её с разных сторон.

Мама предлагает ребенку взять в руку яркую погремушкуМама предлагает ребенку взять в руку яркую погремушку

Для игр с малышом лучше использовать яркие, привлекающие его вниманиепогремушки

Помогаем развитию двигательной активности ручек и ножек

Хорошо разместить над кроваткой очень звонкие погремушки или колокольчики. Можно показать малышу, как вращается и звенит игрушка, достав рукой и ногой ребёнка до неё. Тем самым мы помогаем развитию двигательной активности, потому что детки быстро запоминают эту игру и принимаются бить по погремушкам изо всех сил.

Над ребёнком в коляске размещены звонкие игрушки-погремушкиНад ребёнком в коляске размещены звонкие игрушки-погремушки

Когда ребёнок пытается достать игрушку, происходит развитие двигательной активности рук

Учим переворачиваться со спины на живот и обратно

Необходимо формировать и укреплять это умение. Для этого надо подложить руку под плечико лежащего на спинке младенца и, раскачивая его, повернуть набок. А потом, слегка подтолкнув кроху, дать ему перевернуться на живот.

Помогаем малышу ползти

В три месяца уже можно научить кроху ползать. Для этого его нужно уложить на твёрдую плоскость и поставить перед ним яркую игрушку. Тем самым мы стимулируем ребёнка. В то же время создаём опору, приложив руки к ступням малыша. Таким образом мы помогаем ему оттолкнуться, поползти и добраться до игрушки.

Младенца уложили на твердую поверхность, положили перед ним яркую игрушкуМладенца уложили на твердую поверхность, положили перед ним яркую игрушку

Чтобы малыш совершил первые шаги ползком, его нужно уложить на твёрдую плоскость и положить перед ним яркую игрушку

Подготавливаем мышцы к сидению

Ребёнка надо положить на спинку, взять за ручки и потихоньку приподнять верхнюю часть туловища, а затем, не торопясь, опустить обратно. Это движение похоже на качание пресса. Со временем малыш будет самостоятельно хватать вас за руки и подтягиваться.

Крохе потихоньку приподнимают верхнюю часть туловищаКрохе потихоньку приподнимают верхнюю часть туловища

Потихоньку приподнимая и опуская верхнюю часть туловища ребёнка, мама развивает его мышечный аппарат

Развиваем сенсорные способности: с чего начать

Сенсорное воспитание — это залог умственного развития ребёнка. Поэтому необходимо формировать сенсорные способности с самого раннего возраста.

Тактильное восприятие

В трёхмесячном возрасте знакомство с окружающим миром состоит прежде всего с тактильных ощущений. Поэтому необходимо приобретать игрушки из разных материалов: ткани, шерсти, меха, пластмассы, дерева и т. д. Отличаться они должны и по цвету, и по форме. Если малыш не берёт игрушки самостоятельно, то следует вкладывать их ему в руки.

Кусочки разных материалов для развивающего коврика: ткань, шерсть, мех, поролон и т.дКусочки разных материалов для развивающего коврика: ткань, шерсть, мех, поролон и т.д

Можно знакомить кроху с новыми ощущениями, сделав развивающий коврик из кусочков разных материалов

Зрительное восприятие

Как и ранее, ребёнок в 3 месяца продолжает наблюдать за передвигающимися игрушками. Специалисты рекомендуют увеличивать амплитуду перемещений, их расстояние и направление. Благодаря таким занятиям поле зрения крохи будет увеличиваться. На этом этапе развития дети сосредотачивают взгляд намного лучше, чем раньше. Можно поиграть в «прятки». В скором времени вы обратите внимание, что малыш не отводит взгляд от предмета, за которым вы спрятались. Он будет ждать вашего появления оттуда, где видел вас в последний раз. Можно прятатьи игрушки.

Слуховое восприятие

Пытайтесь как можно чаще повторять звуки, которые издаёт ребёнок. Очень хорошо, если это будут делать все ваши близкие. Тогда младенец будет понимать, что одинаковые звуки можно произносить разными голосами. А в скором времени ребёнок уже будет повторять за вами.

Рассказывайте ему, чем сейчас занимаетесь, что будете делать потом. В общем, общайтесь с малышом, как со взрослым.

Включайте ему музыку. Она должна звучать тихо. Отдайте предпочтение классическим мелодиям. Хлопайте в ладоши под музыку. Пойте сами, малыши очень любят, когда мама поёт им песенки. Ничего не заменит исполненную мамой колыбельную на ночь.

Учите ребёнка находить источник звука. Позвоните погремушкой или колокольчиком рядом с малышом, если он повернул головку в правильном направлении, можно отойти немного дальше или в другую сторону.

Комаровский о развитии и воспитании

Популярный педиатр всегда подчёркивает, что счастливый ребёнок — это здоровый ребёнок. Поэтому главным направлением в воспитании должно быть физическое здоровье крохи.

Счастливый ребёнок — это, прежде всего, ребёнок здоровый и только потом уже умеющий читать и играть на скрипке.

Е.О. Комаровский

http://www.komarovskiy.net/knigi/znakomstvo.html

И ни один, даже самый замечательный врач не сделает ребёнка здоровым. Это обязанность родителей, которым не надо его кутать, перекармливать, баловать.

Ежедневные гигиенические процедуры, регулярные прогулки, правильное питание — основные составляющие в воспитании здорового ребёнка.

Доктор Комаровский акцентирует внимание и на том, что с самого рождения родители должны окружить кроху теплотой и любовью. То есть благополучный психологический климат в семье, гармония в отношениях между папой и мамой как раз и закладывают прочный фундамент для воспитания малыша. Главное, не перестараться и не избаловать ребёнка.

Календарь развития ребёнка в 3 месяца — видео

Каждый этап в жизни ребёнка — это важный период для его развития. И каким малыш станет в будущем, во многом зависит от тех условий, которые создадут ему мама и папа. Помните, что в атмосфере любви, обрамленной родительской требовательностью, дети живут счастливее и развиваются лучше.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

Развитие ребёнка в 3 месяца — что должен уметь малыш в этом возрасте

Вот и прошло 3 месяца с тех пор, как Человек родился! Малыш растёт, приобретая новые знания об окружающем мире и заботливой маме, а его достижения радуют родных. Семейная жизнь к этому времени вливается в определённое русло: мама привыкает к своему новому статусу, между ней и малышом устанавливается прочная связь, она уже понимает потребности ребёнка и различает его «позывной сигнал» — плач. Проходят большинство переживаний и сомнений, проявляется режим сна и бодрствования, процесс кормления становится обычным и приятным занятием, а прогулки приобретают свои маршруты и новых собеседниц. Как определить, правильно ли развивается ваш малыш в три месяца и что он должен уметь делать в этом возрасте?

Особенности физиологии трёхмесячного ребёнка

Со дня рождения малыш подрос и окреп, отлично удерживает головку, находясь на руках у мамы или лёжа на животе. Может даже приподниматься, опираясь на предплечья. Он становится более активным, общительным и улыбчивым. Ему теперь интересна окружающая обстановка, а ручки тянутся в нужном направлении.

Трёхмесячный малышТрёхмесячный малыш

В 3 месяца ребёнок с интересом познаёт окружающий мир

Развитие каждого ребёнка протекает индивидуально. Кто-то опережает своих сверстников, а кто-то не спешит покорять новые вершины. И небольшие отклонения от общепринятых норм и показателей не являются патологией, если в наличии хороший аппетит, активность и здоровье. Родителям не стоит паниковать, если их малыш не укладывается в рамки и сроки. Возможно, ему нужно просто немного помочь, и тогда результаты непременно будут.

Каждый месяц до года грудничка осматривает педиатр. На приёме обязательно измеряется рост, вес и окружность головы. По этим параметрам врач делает вывод о физическом развитии ребёнка.

Средние показатели роста и веса у мальчиков и девочек в три месяца — таблица:

С двух до трёх месяцев ребёнок прибавляет около 800 г массы тела, рост увеличивается примерно на 2,5 см, а окружность головы на 1 см.

В соответствии с календарём прививок ребёнку делают вакцинацию против гемофильной инфекции и вводят первую вакцину АКДС .

У большинства детей к этому времени проходит гипертонус мышц. Если мышцы всё же остаются в напряжении, и есть сопутствующие диагнозы, будет очень полезно пройти курс массажа (7–10 сеансов). Профессионального массажиста лучше всего искать по отзывам. Массаж в этом возрасте особенно благотворно воздействует на малыша. До начала курса необходимо посетить невропатолога, хирурга и ортопеда, все заключения необходимо предоставить массажисту с медицинским образованием. Во время массажа ребёнок не должен быть сильно напряжён и плакать от начала до конца, так как это снижает эффективность процедуры. Положительный показатель, если малыш расслаблен и спокоен. Хороший специалист учтёт все нюансы и поможет в решении многих проблем.

Нормы и сроки — мнение доктора Комаровского — видео:

Стул в этом возрасте становится более редким. У малышей на естественном вскармливании это событие происходит до 5 раз в сутки, у искусственников чуть реже. Пищеварение налаживается, а колики пропадают или становятся редким явлением. Если у ребёнка возникает запор, продолжающийся более 3 дней — это повод обратиться к врачу!

Зрение грудничка делается бинокулярным, то есть он начинает видеть общую картинку и может оценивать расстояние до предмета, также развивается слух.

Срыгивание у трёхмесячного ребёнка — нормальное явление. Если его объём небольшой (около 20 мл), не стоит беспокоиться. Причиной этому может послужить переедание или укладывание на живот сразу после трапезы. Когда кормление закончилось, желательно, спокойно подержать малыша некоторое время в приподнятом положении. Если же срыгивание обильное и частое, необходимо проконсультироваться со специалистом.

Рекомендации держать детей столбиком даются потому, что нахождение ребенка после кормления в вертикальном положении умеренно уменьшает вероятностью срыгивания. Неудивительно, что подобный метод весьма полезен для детей, которые из-за срыгиваний плохо набирают в весе. Всем остальным детям никакой надобности в вертикальном положении после еды нет. Более того — срыгивание является сплошь и рядом полезным, поскольку дети склонны к перееданию, но опять-таки, склонны к тому, чтобы лишнюю еду удалять посредством срыгивания.

Комаровский Е. О.

http://www.komarovskiy.net/faq/obyazatelno-li-posle-kazhdogo-kormleniya-derzhat-rebenka-stolbikom.html

Спит малыш около 16 часов в сутки, при этом на ночной сон приходится до 10 часов, оставшееся время отдыха ребёнок чередует с бодрствованием в дневное время. Обычно сон в дневные часы может длиться от 20 минут до 3 часов.

Врождённые рефлексы и приобретённые навыки

Малыш меняется на глазах, взгляд становится осмысленным, а мышцы набирают большую силу. Ненужные рефлексы угасают, зато появляются необходимые умения.

Основные рефлексы в 3-месячном возрасте — что должен уметь:

  1. Сосательный рефлекс — малыш начинает активно сосать, когда в его ротик попадает либо грудь, либо соска. Угасание рефлекса происходит к концу года.
  2. Поисковый рефлекс — если провести рукой по щеке грудничка, то его головка поворачивается в ту же сторону, а ротик ищет грудь матери. Рефлекс может ослабевать к трём месяцам, полное исчезновение происходит к году.
  3. Рефлекс Бабинского — если провести по наружному краю стопы к пальцам, то происходит расхождение пальцев. Некоторые врачи считают наличие этого рефлекса нормой до года, но есть мнение, что такая реакция стопы на раздражитель — это признак патологии, и требуется консультация специалиста.
  4. Ладонно-ротовой рефлекс — когда происходит нажатие большим пальцем на ладонь ребёнка, он поворачивает головку и открывает рот. Угасание рефлекса должно происходить к трём месяцам.
  5. Рефлекс Галанта — если провести вдоль позвоночника, малыш изгибает спину. Рефлекс не проявляется после 4 месяцев.
  6. Хватательный рефлекс — при прикосновении к ладони чем-либо, ребёнок захватывает и удерживает предмет. Рефлекс пропадает примерно в 4 месяца.
  7. Рефлекс Робинсона — малыш постоянно стремится что-нибудь захватить и удержать в ручках. К 3–4 месяцам формируется условный рефлекс, выражающийся в том, что ребёнок берёт игрушки целенаправленно.
  8. Рефлекс ползанья Бауэра — если к стопам ребёнка, находящегося на животе, приложить опору, появятся ползающие движения. Рефлекс исчезает к 4 месяцам.
  9. Хоботковый рефлекс — при лёгком прикосновении к губам ребёнка, они вытягиваются в форме хоботка. Рефлекс угасает к 3 месяцам.
  10. Рефлекс опоры — если малыша поставить на стол, он плотно упирается в него стопами. Рефлекс сохраняется до 2 месяцев, в 3 месяца в норме отсутствует.
  11. Шаговый рефлекс — когда ребёнка, «стоящего» на опоре, слегка наклоняют вперёд, появляются шаговые движения. После 2 месяцев рефлекс не проявляется.

Если какие-либо рефлексы проявляют себя не по срокам или отсутствуют, когда должны быть, — это повод показать ребёнка невропатологу, так как существует вероятность поражения нервной системы.

Бодрствование в этом возрасте становится активным. Малыш с радостью общается с мамой и близкими людьми, не любит оставаться один. Он уже многому научился и получает удовольствие от своих действий.

Навыки и умения малыша:

Трёхмесячный малышТрёхмесячный малыш

Ребёнок хорошо держит головку, приподнимаясь на предплечьях

  • уверенно держит головку;
  • лёжа на животе, приподнимается на предплечьях и может пробыть в таком положении несколько минут;
  • плавно следит за передвигающейся игрушкой;
  • поворачивает голову и направляет взгляд в сторону источника звука, даже когда кушает;
  • ручки становятся более послушными и двигаются в сторону объекта;
  • крик интонационно окрашен, появляется певучие гуление;
  • при общении с людьми возникает комплекс оживления;
  • узнаёт лицо мамы и других членов семьи;
  • улыбается сам или в ответ на улыбку другого человека, некоторые малыши начинают смеяться;
  • «подзывает» маму плачем;
  • рассматривает и тянет в рот собственные руки;
  • попадает руками по игрушкам, которые находятся рядом;
  • если удаётся что-то захватить в ручку, тянет это в рот;
  • переворачивается со спинки набок и обратно.

Если ребёнок ещё не освоил какие-то определённые навыки, но в целом его достижения радуют родителей, не следует беспокоиться. Возможно, массаж, гимнастика и дополнительные занятия с малышом помогут скорее заполнить некоторые пробелы.

Правильный уход за ребёнком в 3 месяца

Любящая мама знает, что утро малыша должно начинаться с улыбки, ласковых слов и, конечно, вкусного маминого молочка или смеси. Если у мамы обнаруживается лактационный криз, паниковать и докармливать ребёночка смесью не стоит. Периоды сниженной лактации встречаются периодически у кормящей женщины. Длится криз недолго, и молоко скорее прибудет, если соблюдать некоторые правила:

  • следить за рационом и есть не менее 5 раз в день;
  • пить много жидкости;
  • стараться высыпаться;
  • обязательно прикладывать ребёночка к груди чаще.

Для грудничков, находящихся на естественном вскармливании, рекомендуется кормление по требованию. Прикорм таким деткам можно не вводить до 6 месяцев при условии, что они хорошо набирают вес, и у мамы нет проблем с грудным вскармливанием.

Кормление ребёнкаКормление ребёнка

Грудное вскармливание — лучшая пища для трёхмесячного малыша

Малыши на искусственном вскармливании принимают пищу до шести раз в день через 3‑4 часа с перерывом на ночной шестичасовой сон. При недостатке веса периодичность кормлений увеличивается до 7 раз. Смесь подбирается индивидуально по рекомендации педиатра. Между кормлениями малышей допаивают кипячёной водой комнатной температуры. В 3 месяца деткам по совету врача можно вводить прикорм. Обычно начинают с нескольких капель яблочного сока, доводя до 25 мл в сутки. При этом необходимо следить за реакцией ребёнка на новый продукт. Следующий прикорм нужно давать не ранее, чем через 10 дней от предыдущего.

После утренней трапезы начинаются гигиенические процедуры:

  • личико умывают водой;
  • глазки протирают по направлению к носу отдельными ватными дисками, смоченными в кипячёной воде;
  • носовые ходы обрабатывают вращательными движениями с помощью чуть влажных ватных турунд;
  • ушки чистят раз в несколько дней по необходимости тем же способом, как и носик;
  • все складочки (на шее, подмышечные, паховые, подколенные) также протираются влажным ватным тампоном для предотвращения потницы.

После снятия подгузника ребёнка подмывают тёплой проточной водой (девочку спереди назад, мальчика в любом направлении), затем кожу промокают полотенцем и кладут малыша «проветриться». Продолжительность такого закаливания зависит от температуры в помещении и смелости мамы. Если есть такая возможность, воздушные ванны лучше устраивать почаще. Во время воздушных процедур мама может сделать массаж и позаниматься гимнастикой с малышом. Перед тем как снова одеть подгузник, складочки и кожу можно обработать специальным детским кремом для предотвращения опрелостей.

Каждая мама придерживается своего режима дня. Главное, чтобы ребёнок вовремя ел, достаточно спал и гулял на свежем воздухе минимум 1 раз в день. Длительность прогулок зависит только от мамы. Кто-то кормит и переодевает детей в тёплое время прямо на свежем воздухе, а кто-то возвращается домой, чтобы сделать необходимое. Никоторые груднички хорошо и долго днём спят только на улице. К третьему месяцу мама уже знает особенности своего ребёнка и подстраивается под них.

Купают малыша обычно вечером перед последним кормлением. Если на коже есть высыпания из-за потницы или подгузников, в ванночку можно добавлять отвары трав — календулы, череды или ромашки. После купания можно постричь нокоточки.

Занятия с трёхмесячным малышом

Ребёнок в этом возрасте начинает познавать мир. Его внимание могут привлечь самые разные предметы, яркие игрушки и движущиеся мобили. Он уже узнаёт лица родных людей и реагирует на них улыбкой и оживлением. Чтобы помочь малышу быстрее покорять новые вершины, расти здоровым и сильным, каждый день желательно начинать с массажа и зарядки. Для этого помещение должно быть без сквозняков, а температура воздуха не ниже 22 градусов. Занятия с ребёнком проходят на столе (или пеленальном столике), застеленном пелёнкой. Иногда для массажа используют детский крем или масло. Ребёнок должен быть здоров (без признаков ОРЗ), кожа чистая. Занятия проводят спустя 30 минут после приёма пищи.

Как делать массаж детям с 3 месяцев — видео:

Для подготовки мышц к занятиям мама может начать с массажа. Сперва нужны лёгкие поглаживания. Гладят в любом направлении по коже малыша. Далее, производят растирание кожи. Его производят по направлению тока лимфы. До поясницы малыша движения направляются к подмышечным впадинам, ниже поясницы растирание делается по направлению к попке. После этого можно применить вибрацию — очень лёгкие постукивания пальчиками по коже ребёнка. Каждый приём должен заканчиваться поглаживанием. Научиться правильным движениям можно, посмотрев видео или следя за работой массажиста. Перед массажем и гимнастикой обязательно проконсультироваться со специалистом, так как у ребёночка могут быть те или иные диагнозы.

Массаж оказывает на организм ребёнка разностороннее, исключительно благотворное воздействие. Под влиянием массажа с кожи по нервным путям направляются бесчисленные потоки импульсов, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее влияние на центральную нервную систему, в связи с чем улучшается её основная функция- контроль над работой всех органов и систем. Мощный тактильный раздражитель, каким является массаж, в грудном возрасте особенно важен: он оказывает существенное влияние на развитие положительных эмоций и становление двигательных реакций.

Справочное руководство/ Под ред. М. Ф. Рязанкиной, В. П. Молочного

http://spravka.komarovskiy.net/primernye-kompleksy-gimnastiki-i-massazha-rekomendovannye-dlya-zanyatij-fizkulturoj-s-detmi-rannego-vozrasta-pri-otsutstvii-protivopokazanij.html

Физические упражнения для детей с 3 месяцев

ГимнастикаГимнастика

Каждодневные упражнения благотворно сказываются на физическом развитии малыша

Когда мышцы ребёночка подготовлены к занятиям, можно провести упражнения:

  1. Скрещивание рук. Руки вложить в ладони малыша, обхватить кисти. Чуть встряхнуть ручки грудничка, развести их и скрестить на груди, поочерёдно меняя верхнюю руку.
  2. «Боксёр». Ребёнок лежит на спине. Большие пальцы необходимо также вложить в ладони ребёнка, придерживая его запястья. Сгибая и выпрямляя руки ребёнка, производить боксирующие движения.
  3. Скользящие шаги. Выпрямить ногу ребёнка и слегка встряхнуть её. Потом опять согнуть так, чтобы ножка плавно скользила по столу, не отрываясь от поверхности. Затем проделать такие же манипуляции с другой ногой.
  4. Сгибание ступней. При надавливании под пальчиками у ступни — малыш сгибает их. После с небольшим нажимом провести по наружному краю стопы, чтобы она распрямилась.
  5. Поворот на живот. Ребёнок лежит на спине. Одной рукой фиксировать малыша, а другой взять противоположную ручку ребёнка. Далее, повернуть таз грудничка набок. Малыш при этом поворачивается в том же направлении. Ребёнка следует задержать на боку в течение некоторого времени. Далее потянуть вперёд руку малыша, и он перевернётся на живот. Руки должны оказаться под грудью ладонями вниз. Проделать повороты в обе стороны.
  6. Присаживание. Из положения лёжа на спине слегка потянуть грудничка за руки. Плечи должны немного приподняться. Малыш удерживает головку. Сажать малыша запрещается.
  7. На фитболе. Грудничок лежит на животе, колени разведены в разные стороны, мяч при этом покачивают. Необходимо обеспечить безопасность ребёнка.
  8. «Самолётик». Взрослый кладёт руку под живот и грудь ребёнка, фиксируя ножки. Грудничка поднимают. Малыш удерживает головку и спинку.

Если ребёнок сильно напрягает мышцы и сопротивляется, необходимо добиться расслабления и только тогда продолжать занятия. Можно чередовать массажные движения с упражнениями.

Игры для развития детей в 3 месяца

В любой из периодов бодрствования можно поиграть с малышом:

  1. Если ребёнок произносит звуки или гулит, мама может повторять за ним. Можно произносить на певучий лад слова или отдельные гласные, давая малышу ответить. Звуки произносятся с чёткой артикуляцией. Такие «разговоры» благоприятствуют развитию речи.
  2. Игрушка подносится к малышу так, чтобы он мог взять её. При этом ребёнку можно помочь, направив его руку к игрушке. Эти действия закрепляют умения брать интересующий предмет.
  3. Мама даёт потрогать грудничку разные по тактильным ощущениям предметы или игрушки. Это благотворно сказывается на развитии нервной системы.
  4. Звуки музыки стимулируют слух и восприятие грудничка, конечно, мало кто оспаривает тут пользу классики.
  5. Мама берёт яркую игрушку и начинает плавно передвигать её пред малышом, наблюдая за его взглядом и стимулируя тем самым зрительный центр ребёнка. То же самое можно проделать со звучащей игрушкой, усиливая восприятие.
  6. Можно поставить перед малышом зеркало, это увлечёт его на некоторое время, активизируя зрительный центр.
  7. Для развития вестибулярного аппарата ребёнка кружат на руках и покачивают из стороны в сторону.
  8. Можно поиграть с ребёнком в «Ку-ку» либо закрывая и открывая глазки с помощью своей ладошки, либо прячась за что-нибудь. Игра развивает зрительное восприятие и мышление.
  9. Во время любого занятия мама должна разговаривать с малышом. Это способствует установлению контакта и развитию речевых центров ребёнка.

Все занятия и игры помогают малышу, благотворно сказываются на его здоровье и укрепляют связь с мамой.

Малыш ещё мал, но с удовольствием познаёт мир, становится активным и любознательным. Он уже уверенно держит головку и радуется, когда ему улыбаются. За первый год ему предстоит пройти большой путь, где будут и трудности, и первые победы, и свершения. И так хорошо, когда на этом пути у малыша есть добрая и уверенная поддержка — его семья…

Три месяца — Библиотека — Доктор Комаровский

Авторы: Мэрилин Сигал

МИР РЕБЕНКА

Четвертый месяц жизни ребенка наполнен волнующими событиями как для него самого, так и для его родителей. Поскольку теперь малыш бодрствует в течение долгого времени, у него появляется больше возможностей изучать окружающий мир. Он наблюдает за двигающейся игрушкой, висящей над кроваткой, следя за ней глазами справа налево и наоборот и внимательно рассматривая каждую ее деталь. Если папа трясет над ним погремушкой, ребенок смотрит на нее не отрываясь. Когда погремушка пропадает из поля зрения малыша, он продолжает смотреть на то место, откуда она исчезла. Что выражает его взгляд? Изумление от того, что ее больше не видно, или надежду, что таким образом можно вернуть ее обратно?
В этом возрасте любимая игрушка ребенка — он сам. Кажется, что малыш неустанно пытается понять, кто он такой, где находится и что чувствует. Он ощупывает пальцами свои глаза, нос, рот и подбородок. Он любит трогать свое лицо, похлопывая, пощипывая и даже иногда царапая его. К этому времени многие дети могут уже соединять вместе обе руки и попеременно играть каждой из них.

Во многих отношениях четвертый месяц — переходный период в жизни малыша. До сих пор большая часть энергии ребенка была направлена на то, чтобы научиться контролировать себя. В контактах с внешним миром он был сосредоточен лишь на восприятии информации. Малыш впитывал ее всем своим существом, используя зрение, слух, осязание. Теперь ребенок исследует окружающий мир путем непосредственного взаимодействия с ним. Он уже готов к действиям, и у него есть внутренний стимул для того, чтобы стать главным действующим лицом в соответствующих условиях. Мы видим это, прежде всего, в его целенаправленном поведении при контактах с окружающими. Он больше не ждет пассивно, когда с ним заговорят или ему улыбнутся. Он сам ищет лица, затем улыбается, лепечет и заставляет нас улыбаться в ответ.

Двигательные навыки

Одно из значительных достижений «переходного возраста» — способность ребенка сидеть. Правда, ему еще приходится опираться на что-нибудь. Находясь в сидячем положении, вместо постоянного лежания на спине или на животе, ребенок получает новые возможности наблюдать за окружающей обстановкой. Также важно и то, что благодаря этому малыш может более свободно обращаться с игрушками.
В этом возрасте ребенок делает попытки дотянуться до предмета, хотя с первого раза он часто промахивается и не достигает цели. Кроме того, большинство трехмесячных детей способны дотянуться и ударить по специальному подвесному устройству (подвеске), прикрепленному к кроватке. Их действия происходят в определенной последовательности: ребенок ударяет по подвеске, замирает, глядя на результат своего действия, а затем с возрастающей силой возобновляет удары.
Швейцарский психолог доктор Пьяже, — изучавший поведение детей до года, считает, что в первый раз ребенок задевает подвеску случайно. Затем он с любопытством наблюдает, как она начинает двигаться вверх и вниз. Малыш ударяет еще несколько раз, стремясь к тому, чтобы это интересное событие повторилось. В желании ребенка увидеть что-то новое, необычное проявляется его способность вести себя более осознанно и целенаправленно.
В этом возрасте дети заметно отличаются друг от друга, особенно по уровню развития двигательных навыков. В то время как активному ребенку уже удается переворачиваться с живота на спину, другие дети все еще ограничены в своих движениях: пока они могут лишь совершать движения руками и ногами, как это делает велосипедист. Поскольку невозможно точно предсказать, когда именно у ребенка появятся новые двигательные навыки, даже неумеющего переворачиваться малыша нельзя оставлять одного на пеленальном столике.

Способность видеть, слышать, чувствовать

У трехмесячного ребенка заметно возрастает интерес к собственным рукам и к любым вещам, попадающим в них. Теперь он способен дольше держать предмет в руках и внимательно изучать его. Он часто подолгу лежит спокойно на спине, пристально разглядывая то одну руку, то другую. Если положить ему в руку погремушку, он сначала рассмотрит ее, а после этого поднесет ко рту.

Когда вы держите какой-либо предмет прямо перед малышом, он пытается схватить этот предмет обеими руками.
В то же время ребенок уже способен предугадывать события, которые должны произойти. Всего несколько недель назад он продолжал кричать от голода до тех пор, пока соска не попадала к нему в рот. Теперь, увидев рожок, он тут же реагирует тем или иным способом. Он может либо замолчать, либо начать кричать еще громче. Очевидно, в сознании ребенка устанавливается связь, основанная на определенном стереотипе. Бутылочка, на которую он смотрит, — не просто зрительный образ, а предмет, который должен оказаться у него во рту и утолить чувство голода.
Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающих предметов (для чего эти предметы предназначены), он приобретает способность реагировать на их исчезновение. Малыш будет следить за двигающейся погремушкой и пристально смотреть на то место, где он видел ее в последний раз. Ребенок пытается восстановить в памяти траекторию движения погремушки, но он еще не понимает, что с помощью взгляда нельзя вернуть ее назад.
Поразительна способность трехмесячного малыша мысленно воссоздавать происшедшее событие; это особенно хорошо заметно, когда он вдруг начинает улыбаться. В определенной ситуации ребенок в возрасте шести недель чаще улыбается разговаривающим с ним родителям, чем незнакомому человеку. Трехмесячный малыш уже более осознанно будет чаще улыбаться своим родителям, чем другим людям. Теперь малыш встречает появление матери улыбкой, даже если она не произносит ни слова. Его улыбка означает, что он узнал мать и ее появление доставляет ему удовольствие.
В это же время в сознании ребенка уже установилась прочная связь между увиденным и услышанным. Он поворачивает голову на звук материнского голоса. Его внимание привлекает звон погремушки, и малыш может почти полностью повернуться, чтобы увидеть ее. Ему особенно нравится слушать музыкальные игрушки, радио, магнитофонные записи и даже стук метронома. Ребенок будет поворачиваться к любому источнику шума.
Кулачки малыша уже почти совсем разжались, и он начинает активно исследовать предметы руками. Чтобы продлить приятное ощущение, он будет тереть большим пальцем край мягкого одеяльца, по которому скользят его ладошки. Теперь ребенок не пассивно получает удовольствие, а сам активно ищет новые приятные ощущения.

Понимаем своего ребенка

К четвертому месяцу жизни у малыша устанавливаются контакты с окружающими людьми. Он реагирует на их внимание, радуется играм и разговорам, активно подает голос — «гулит» и лепечет. Все это является признаками желания и готовности к общению. Именно в этот период родители и дети проводят много времени в разговорах друг с другом. Взрослый говорит, улыбается, и ребенок в ответ «гулит» и тоже улыбается. Со стороны иногда даже трудно понять, кто из них более активен. В результате между ребенком и родителями устанавливается более тесная, чем когда бы то ни было, связь. Взрослые теперь не только могут понять, от чего плачет ребенок, но и определить гамму чувств, которые отражают эти звуки, — кричит ли он от голода, смеется ли от радости или просто спокойно «гулит». Ребенок в свою очередь узнает родителей не только, когда чувствует их прикосновения, но и когда видит их лица. Малыш готов улыбнуться каждому, но самые радостные улыбки предназначаются родителям. В период между третьим и четвертым месяцем жизни у малыша происходит очень быстрое развитие речевых навыков. Он проводит много времени, тренируя свои новые способности. Теперь в речи малыша легко различить гласные и согласные, и его репертуар включает такие звуки, как «л», «н», «м», «б», «п». Можно заметить, что, находясь в хорошем настроении, ребенок чаще произносит именно согласные звуки.

Хотя «разговоры» являются важным стимулом в развитии ребенка, тем не менее это не единственный способ общения с ним. И взрослый и малыш постоянно посылают друг другу сигналы языком жестов, выражением лица и различными действиями. Вот одно из сообщений, которое может посылать вам ребенок: «Не клади меня в кроватку, даже если я усну. Мне необходимо ощущать твое тепло». Мы уже говорили раньше о том, что не следует бояться «избаловать» младенца, постоянно укачивая его на руках. Не стоит беспокоиться по этому поводу и теперь, однако трехмесячному ребенку необходимо помочь в том, чтобы он приспособился засыпать самостоятельно. Иными словами, как только вы почувствуете, что ребенок подает сигнал: «Не клади меня, я хочу быть с тобой», со своей стороны вы также должны сообщить ему: «Я кладу тебя в кроватку, я люблю тебя, и все хорошо». В предыдущих главах речь шла о том, как важно приучить малыша к пустышке. Дети, которые любят сосать соску, в трехмесячном возрасте уже знают, как успокоиться и заснуть в кроватке без помощи мамы. Другой способ помочь малышу привыкнуть к тому моменту, когда из ваших рук он попадает в кроватку, — делать это, когда он спокоен и находится в хорошем настроении. Кладя его в кроватку, старайтесь говорить и улыбаться, наклоняйтесь близко к лицу малыша и смотрите ему в глаза. В некотором смысле он даже может читать по выражению вашего лица. Если вы спокойны, веселы и уверены в себе, он тоже будет спокоен и уверен.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Игрушки над детской кроваткой
В три месяца ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам.
Прикрепите к детской кроватке подвеску с разными игрушками (или просто используйте для этой цели веревочку). Лучше всего взять игрушки, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до них сначала руками, а затем ногами. Если прикрепить к подвеске пластмассовый кружок с нарисованным на нем лицом, это сделает игру еще более забавной.

Берите малыша на прогулку
Когда вы выходите на улицу вместе с малышом, это прекрасная возможность переменить обстановку и для вас и для него. Положите ребенка под дерево. Ему понравится слушать шелест листьев и наблюдать за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра. Малыш будет следить за полетом птиц, а также прислушиваться к шуму автомобилей и самолетов.
Разговаривайте с ребенком
Продолжайте разговаривать с ребенком, используя любую возможность. Старайтесь при этом изменять интонации, говорить громким и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Когда наступит его очередь «говорить», подождите, пока он закончит «фразу» и затем повторите то, что он «сказал». Чем чаще вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет «гулить». Старайтесь называть его по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова «детка, крошка» именем ребенка.
Пригласите гостей
Пригласите в гости какого-нибудь малыша. Разумеется, дети слишком малы, чтобы играть вместе, но они обязательно заметят друг друга. В то же время вам будет интересно поделиться опытом с другими родителями.
Пойте ребенку песни
Пение — одно из самых полезных занятий, которые мы постоянно рекомендуем родителям в течение первого года жизни ребенка. По мере того как ребенок будет взрослеть, вы заметите, что меняется способ и условия, при которых вы обычно поете. Укачивая новорожденного, вы крепко прижимаете его к себе и поете тихим, монотонным голосом. Трехмесячному малышу больше всего нравится, когда ему поют, то близко наклоняясь над ним, то отстраняясь от него.

Время игр

Игры и занятия, которые мы предлагаем для детей в период от момента рождения и до трехмесячного возраста, направлены на то, чтобы развивать слуховые, зрительные, осязательные и двигательные способности ребенка. Теперь, когда он может использовать свои навыки для знакомства с окружающим миром, предлагаемые нами упражнения помогут ему проявить их на практике.
Во время игр и занятий он будет делать открытия, предугадывать события, развивать координацию движений и решать новые задачи.
Делаем открытия
Наблюдение за домашними животными
Дайте малышу возможность понаблюдать за кем-нибудь из домашних питомцев. Особенно интересно смотреть на собак, кошек и птичек.
Новые перспективы
Возьмите ребенка на руки, поднимите вверх и опустите, так чтобы он мог рассмотреть ваше лицо.
Повесьте в манеже бусы
Манеж — прекрасное место для трехмесячного малыша. Здесь достаточно пространства для того, чтобы он мог двигаться и переворачиваться и чтобы можно было положить игрушки рядом с ним. Натяните в манеже бечевку с катушками. Малышу понравится слушать, как они стучат друг о друга, когда он задевает их ножками. (Если у вас нет манежа, бусы из катушек можно повесить между двух стульев.)
Познакомьте малыша с ритмичной музыкой
Ребенку нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте хлопать ладошками в такт музыке, или делайте это с помощью деревянных ложек, бубна или двух прищепок для белья. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время малыш научится замечать изменения в ритме.
Звон колокольчика
Наденьте малышу на запястье манжету с аккуратно пришитым колокольчиком. Осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжету на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Это упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.
Безопасная песочница
Наполните большую миску или небольшой тазик овсяной мукой. Поставьте на широкий поднос или на полиэтиленовую подстилку (чтобы ничего не запачкать). Сидя на полу и держа ребенка на коленях, опустите его ноги и руки в тазик. Объясните малышу, что он при этом ощущает. Покажите, как вы просеиваете муку сквозь пальцы. Благодаря этому занятию ребенок учится радоваться новым ощущениям.
Жужжащие пчелы
Чтобы малыш почаще «гулил» и произносил разные звуки, попробуйте спеть с ним вот эту песенку. Во время пения не забывайте смотреть ему в глаза.
Ты сначала мне скажи,
Как жу-жу пчела жужжит.
Потом я тебе скажу
Про пчелиное жу-жу.
Пусть малыш попробует произнести звук «ж».
Матерчатая перчатка
Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть малыш прикоснется к каждому пальцу.
Песенки с сюрпризом
Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их малышу. Прослушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Посадите малыша себе на колени. Трясите коленями, так чтобы малыш слегка подпрыгивал, и при этом пойте вот такую песенку:
По кочкам, по кочкам,
По рыхлым дорожкам.
Придерживая малыша, раздвиньте колени так, чтобы он неожиданно соскользнул вниз.
В ямку — бух!
Развитие координации
Упражнения для ног
Поднимите ножки малыша вверх, а затем опустите, одновременно приговаривая:
Хоп, хоп, Хлоп, хлоп.
Вверх-вниз
Возьмите малыша за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, затем бережно положите назад. Вот песенка, которую можно напевать во время этого упражнения:
Вот малышка мой садится,
Вот малышка мой ложится.
Смотрит он па погремушку,
Как качаются игрушки.
Эта игра укрепляет мышцы живота малыша и одновременно дает ему возможность по-новому увидеть окружающий мир.
Плыви, плыви, малыш
Положите малыша себе на колени. Поддерживая его спинку и голову, напевайте какую-нибудь песенку. Тихонько качайте малыша взад и вперед.
Подталкивайте ступни ребенка
Положите ребенка на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти вперед, отталкиваясь ногами от ваших рук. Такое упражнение поможет ребенку научиться ползать самостоятельно.
Колобок
В период между третьим и четвертым месяцем жизни большинство детей начинают переворачиваться. Сначала они обычно перекатываются с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите малышу развить эти новые для него навыки. Подложите руку под его плечи и осторожно покачайте его из стороны в сторону. Когда он лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует сам перевернуться.
Покачивайте малыша в ритме веселой песенки — подойдет любая мелодия. В этом возрасте некоторые малыши просыпаются ночью из-за того, что, перевернувшись во сне, не могут самостоятельно вернуться в прежнее положение. Если вы поможете ребенку научиться переворачиваться, это позволит ему легче справляться с трудностями.
Развитие мышления
Дайте ребенку погремушку
Продолжайте класть в руку ребенка погремушку с тонкой ручкой. При этом осторожно потряхивайте. Понаблюдайте, поднимет ли малыш руку, чтобы посмотреть, откуда доносится шум.
Наблюдение за мячиком
Положите ребенка на пол вниз животиком. На расстоянии 70-ти сантиметров от лица малыша покатайте из стороны в сторону яркий мячик. После небольшой тренировки малыш научится координировать движения глаз и рук и будет пытаться приблизиться к мячу.
Поиски колокольчика
Позвоните колокольчиком, так чтобы ребенок смог его заметить. Затем уберите колокольчик из поля зрения малыша и снова позвоните. Понаблюдайте, станет ли ребенок искать его глазами. Попробуйте так же поиграть с погремушкой или игрушкой, которая может пищать.
Игра с пляжным мячом
Надуйте большой пластмассовый мяч и привяжите к нему веревочку. Положите ребенка на спину и подержите над ним мяч. Интересно, удастся ли малышу достать его ножкой?
Карусель
Привяжите к яркому пластмассовому кольцу тесемку и медленно повращайте им в одном направлении вокруг малыша. Через некоторое время ребенок, ожидая появления кольца, будет искать его глазами.

Повседневные дела

Время кормления
Ласковые прикосновения
Ребенку необходимо, чтобы его держали на руках и крепко обнимали, когда он ест. Поэтому вам неудобно придерживать рожок. Во время кормления оставляйте руки малыша свободными, чтобы он мог ощупывать и исследовать то, из чего ест. Пусть он ощупывает ваше лицо, глаза, нос, рот и волосы.

Время купания
Пусть купание станет частью ваших ежедневных забот о ребенке. Как правило, распорядок бывает следующим: купание, массаж, одевание, кормление и пение перед тем, как положить его спать. Постарайтесь делать необходимые дела в том порядке, который был бы удобным и для вас и для малыша.
Песни в ванной
Во время купания помогайте малышу лучше узнавать себя. Пока вы моете его, спойте песенку о разных частях его тела. Попробуйте напеть на какой-нибудь веселый мотив эти слова или придумайте свои.
Голова и плечи, колени и пальцы,
Колени и пальцы, колени и пальцы.
Голова и плечи, колени и пальцы,
Глазки и ушки, рот и нос.
Игра с мячом
Положите несколько цветных мячиков в детскую ванночку. Когда ребенок начнет внимательно их рассматривать и тянуться к ним руками, он узнает, как выглядят плавающие предметы и каковы они на ощупь, когда мокрые и скользкие.
Купаемся вместе
Для того чтобы сделать перерыв и приятно отдохнуть, примите теплую ванну вместе с ребенком. Придерживая малыша за спину, покачайте его взад и вперед. Ему понравятся новые ощущения. Обязательно попросите кого-нибудь из родных помочь вам вылезти из ванной. Мокрый малыш может легко выскользнуть из рук.
Время одевания
Голыш
Время от времени позволяйте ребенку побыть голышом. Положите его на клеенку или на другую моющуюся поверхность во избежание всяких неожиданностей. Без одежды малыш лучше ощущает свое тело. В это время хорошо сделать ему легкий массаж.
Упражнения после ванны
Одевая малыша, попробуйте сделать несколько упражнений. При этом пойте ему какую-нибудь песенку.
Как разговаривают животные
Изобразите ребенку шепотом, как «говорят» разные животные: как мычит корова, лает собака, мяукает кошка, пищит мышка и т. д. Он начнет прислушиваться к этим необычным звукам, улыбнется и, может быть, даже расхохочется.

Время отдыха
Мыльные пузыри
Покажите ребенку мыльные пузыри. Используйте для этого специальную жидкость и соломинку. Малыш с удовольствием будет наблюдать за тем, как они медленно парят в воздухе.
Телефонный разговор
Во время телефонного разговора возьмите ребенка на руки и смотрите на него. Малышу понравится смотреть на вас и слушать — он даже подумает, что вы говорите с ним!
«Тик-так» тикают часы
Поставьте часы рядом с ребенком, и пусть он услышит их тиканье. Это познакомит малыша с чувством ритма и, может быть, поможет уснуть.

опубликовано 21/05/2007 13:03
обновлено 13/05/2011
— Педагогика и психология

Как развивать ребенка в 3 месяца Комаровский?

Skip to content

Все о детках

Open Button

Close Button

Развитие ребенка Комаровский

20.08.201920.08.2019| adminadmin|