Для развитие речи – Учебно-методическое пособие по развитию речи: Игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста

Развитие речи — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 октября 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 октября 2018; проверки требует 1 правка.

Разви́тие ре́чи (или онтогенез речи, ср. также англ. Language development) — широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

Ребёнок без специального обучения со стороны взрослых осваивает язык к четырём годам. На доречевом этапе у него наблюдаются крик, гуление, лепет и модулированный лепет. Развитие фонематического слуха позволяет ребёнку усваивать фонемы. В полтора года у него появляются звукоподражательные слова, к двум годам — двусловные фразы и начинается освоение грамматики. К трём годам словарь ребёнка увеличивается многократно.

Критический возраст[править | править код]

Дети, лишённые человеческого общения, могут адаптироваться к социуму даже в том случае, если они возвращаются в общество будучи старше 6 лет (но не позднее 12 лет)[1].

Речевые ошибки при освоении языка[править | править код]

При освоении языка ребёнок делает множество ошибок, которые обусловлены тем, что он пытается применить ко всему говоримому наиболее общие правила. Возникает даже так называемый «промежуточный язык». Многие ошибки детей типичны, и зависят от их возраста и уровня языкового развития. Словотворчество детей отражает творческий характер усвоения языка и также подчиняется определённым закономерностям.

Синтаксис детской речи[править | править код]

Освоение синтаксиса начинается с однословных предложений, затем появляются двусоставные, где можно выделить «опорные» слова и слова «открытого класса».

Овладение значением слова[править | править код]

Овладение значением слова начинается с вычленения наглядного компонента (фоносемантического), затем слово становится для ребёнка более конкретным, и только по мере освоения предметного мира в общении со взрослыми ребёнок проникает в смысловую природу слова. Интериоризация значений слов происходит в общении и деятельности.

В психолингвистике последних лет изучение детской речи выделилось в отдельную отрасль: онтогенез речи ребёнка или онтолингвистика, англ. developmental psycholinguistics. По этой проблеме проводятся международные симпозиумы, пишутся специальные учебники.

  • Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. М., 1994.
  • Флейвелл Дж. Х. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967.
  • Пиаже Ж. Теория Пиаже. Разд. III: Теория стадий // История зарубежной психологии. 30-е — 60-е годы XX века. Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. С. 232—292.
  • Пиаже Ж. Комментарии к критическим замечаниям Л. С. Выготского на книги «Речь и мышление ребёнка» и «Суждение и рассуждение ребёнка» // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., 1981.
  • Цейтлин С. Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. М.: Владос, 2000.- 240 с.
  1. ↑ Белянин В. П. Психолингвистика. — М.: Флинта, 2009, с. 59.

Развитие речи ребенка. Игры и упражнения для развития речи » Сайт для детей и родителей

Речевые игры и упражнения
Подборка пальчиковых игр

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В 5—б лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.

Наша задача — воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребенка с коллективом. Сделать все для того, чтобы дети возможно раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.

В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому, чем раньше вы научите ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Особую значимость вопрос о чистоте речи приобретает с приходом ребенка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, и недостатки речи обнаруживаются сразу.

Особенно важное значение имеет правильное чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной.

Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как они говорят. Среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей косноязычных.

На что же следует обращать внимание в организации домашних занятий? Как правильно помочь ребенку?

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно, произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2—3 года учить правильно, произносить шипящие, звук р), читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы — взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.

Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными иди ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.

Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребенка нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание и т. п.), взрослый же за это время подготовится к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Игры и стихи, упражнения, которые вы можете использовать дома, служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, развивать мелкую мускулатуру пальцев, что способствует подготовке руки ребенка к письму.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата

«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабления язык лежит на нижней губе.

Раз-два-три-четыре-пять,

Мы идем, идем гулять,

Все лопаточки возьмем

И в песочницу пойдем.

У меня лопатка —

Широка да гладка.

«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Ты любишь пить чай?

Тогда не зевай!

Рот открывай,

Чашку доставай.

«Стрелочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Раскрывай пошире рот

И тяни язык вперед.

Раз, два, три, четыре, пять —

Стрелку будем выполнять.

Динамические упражнения для языка

«Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Цок-цок-цок!

Мы все сказали,

Как лошадки поскакали.

Вот лошадки поскакали,

Язычок, поцокай с нами

Эй, а где ж улыбка?

Зубки и «прилипка».

«Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

У Антошки есть гармошка.

Поиграй-ка нам немножко.

«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

Старательно красим: назад и вперед,

Я улыбаюсь, а язык не поймет,

Как твердое небо он выкрасит в срок?

Давайте покрасим скорей потолок!

Маляр торопился

И кисть уволок.

«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Ох, какое объеденье!

Очень вкусное варенье!

Язык широкий положи

И края приподними.

Оближем верхнюю губу —

Варенье очень я люблю.

Всем на удивление

Вкусное варенье.

Кто любит варенье,

Делает движение —

Губу оближи,

Язычок покажи.

Упражнения для губ

«Заборчик». Зубы сомкнуты. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Улыбнись и ты,

Покажи зубки крепкие твои.

Мы покрасим дощечки

И поставим вот так.

За забором утки ходят

И кричат кря-кря!

Шире рот открыли мы,

Зубы показали

Губы растянули,

В улыбке утонули.

«Трубочка». Выпячивать губы вперед бочкой.

Чи-чи-чи, как трубачи,

Все потянем губочки

И покажем трубочки.

«Хоботок». Вытягивать сомкнутые губы вперед.

Посмотрите, это кто? Это слоник с хоботком.

Упражнения для пальчиковой гимнастики

«Дом». Разведенные книзу пальцы опираются на стол.

«Зайчик». Указательный и средний пальцы разведены, безымянный и мизинец полусогнуты и наклонены к большому.

Указательный и средний пальцы подняты вверх — это ушки; оставшиеся пальцы собраны в кулак — туловище.
Комплексы пальчиковой гимнастики (в играх и упражнениях)

«Строим дом». Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх — это молоток. В течение всего стихотворения молоток заколачивает гвозди (движение сверху вниз большим пальцем — сначала прямым, затем согнутым).

Взрослый читает стихи:

Целый день тук да тук.

Раздается звонкий стук.

Молоточки стучат,

Строим домик для зайчат.

Молоточки стучат,

Строим домик для бельчат.

Этот дом для белочек,

Этот дом для зайчиков.

Чукомина Н.В.
Воспитатель АУ ДО «Детского сада Берёзка
Уватского муниципального района» Тюменская обл., с. Уват.

Упражнения для развития речи по возрастам

Во взрослом возрасте люди, не задумываясь, произносят предложения, выступают перед аудиторией. А ведь речевой поток – это сложный двигательный процесс, в котором задействованы разнообразные артикуляционно-мимические движения губ, языка, челюсти. С самого рождения начинается речевое развитие. Если оно по каким-либо причинам задерживается или продвигается неправильно, обязательно применяются упражнения для развития речи. В этой статье рассмотрим занятия, с помощью которых развивают речь, начиная с первого года жизни.

СодержаниеСвернуть

Для чего нужно развивать речь?

Развитие речи − комплексный процесс

Дети рождаются как чистый лист бумаги, не наполненный никакими знаниями. Освоение родной речи – важнейший навык, помогающий ребенку успешно проходить процесс социализации, усваивать новые знания, обмениваться информацией с другими людьми.

Освоение речи ребенком является определяющим фактором для оценки развития мозговых структур, успешного обучения и получения профессии. Что включает в себя понятие «правильная речь»?

  • Правильное произношение всех звуков.
  • Правильное употребление слов в предложении по смыслу.
  • Правильное изменение частей слов, согласно грамматическим правилам родного языка.

Для взрослого человека развитие устной речи включает в себя богатство словарного запаса, четкость и выразительность текста.

Развитие речи в первый год

За первый год жизни здоровый ребенок делает большущий шаг в развитии физическом, психическом и речевом. У него появляются важные навыки общения, которые начинаются уже с первых дней. Рассмотрим, какие важные этапы общения должны быть у детей первого года:

  • Первые три недели. По мнению взрослых, ребенок еще ничего не понимает. Действительно, инициативы в общении у новорожденного нет, но взрослые должны обеспечивать зрительный контакт и эмоциональное общение с ним. Это определяющий момент для развития речи в дальнейшем.
  • Конец первого месяца – начало второго. Младенец постепенно начинает проявлять инициативу в общении. Появляется «комплекс оживления»: он гулит, улыбается и радостно дергает ручками, ножками при виде взрослого. Родителям важно реагировать на такое оживление – это и является основным «занятием по развитию речи» в данный период. Маме важно организовывать зрительный контакт и эмоциональное положительное общение – приветливый разговор, улыбка на лице дают младенцу ощущение безопасности. Когда он плачет – это не всегда плохо, таким образом новорожденный может просить об общении с ним.
  • 2-4 месяца. Малыш активно гулит, произносит слоги: «агы», «бу», «гы», «ага» и другие. Эти задненебные звуки – предпосылки правильной речи. Для поощрения развития речи младенца родителям нужно повторять эти звуки, давать «выговориться», улыбаться и восхищаться разговором ребенка.
  • 6-12 месяцев. Наступает период освоения родного языка. Этот этап носит название лепет, или послоговая речь. Малыш учится понимать обращение к нему, приучается к тому, что каждое слово имеет свое значение. Приблизительно в 8 месяцев малыш начинает повторять легкие слова взрослых, сокращая их: собака – «ав-ав», кошка – «мяу» и другие.

Этапы развития речи ребенка

Второе полугодие – период развития слухового внимания. Ему нужно уделить особое внимание, так как от этого зависит произношение и понимание слов в дальнейшем. Малыша можно стимулировать: под музыку приплясывать с ним, петь песенки, издавать звук в разных направлениях, чтобы он поворачивался и искал источник звука. В этот период можно покупать игрушечные музыкальные инструменты и повторять за звуком какую-либо букву: «ш-ш-ш», «з-з-з», «а-а-а» и другие.

После первого полугодия уже можно начинать развивать речь с артикуляционных упражнений: щелкать языком, улыбаться (активизируются губные мышцы).

Для годовалых детей важны: пальчиковая гимнастика: «сорока-белобока», массаж кистей – разминается фаланга каждого пальчика, катание мячиков, складывание пирамидки, игры в кубики, ощупывание неровных предметов.

Речь на втором году

В этот период можно использовать основные упражнения по развитию речи. Годовалый малыш уже понимает названия основных предметов и некоторые повелительные глаголы. В течение всего года происходит накопление активного словарного запаса, постепенно приходит понимание значения слов.

Важной деятельностью для формирования личности и психических процессов является наглядно-действенное общение: в практической деятельности, совместной игре ребенок учится разговаривать, ухаживать за собой и изучает окружающий мир. Взрослый в ходе игры обучает малыша, называет все задействованные предметы, их форму, цвет.

Для формирования понятийного аспекта предмета родителям важно стимулировать малыша к активным действиям. Когда ребенок изучает предмет «расческа», это для него просто новое слово. Но если родитель говорит взять, положить ее, расчесать ею, провести по пальчикам и выполнить другие действия, малыш уже понимает значение расчески для себя, взрослого. Через время уже не нужно будет говорить девочке: «возьми расческу, дотянись до волос, проведи расческой сверху вниз». Достаточно будет просто сказать: «расчешись».

Годовалый ребенок расчесывает волосы

Важной составляющей речевого развития является способность ребенка объединять предметы в группы.

Этот навык формируется на втором году жизни. В этот период появляются группы звуков: некоторые свистящие и шипящие, губные.

Занятия для развития речи в этом возрасте ограничиваются мотивированием малыша к общению, игрой на слуховое внимание, элементами артикуляционной гимнастики. Эффективно упражнение «Лошадка» − ребенок поднимает язык к небу, затем резко, щелкая, опускает его.

Третий год речевого развития

Третий год богат процессами интеллектуального развития детей. Младший дошкольник начинает изъясняться в правильных грамматических формах, появляются падежи. Активный словарный запас в среднем составляет уже 1200 слов. В лексике преобладают глаголы и существительные. Прилагательные ему даются сложнее. Может наблюдаться изменение мест слогов в слове.

  • В этом возрасте формируются важные навыки грамматической речи, пространственного восприятия. Важно работать над связной речью, соединением слов в предложение. Опишем несколько упражнений для развития общения:
  • Формирование пространственного восприятия. Необходимо дома взять предмет и с соответствующими предлогами производить с ним действия: кукла НА столе, кукла ПОД столом, кукла ЗА столом, кукла ПЕРЕД столом. Можно использовать другие предлоги.
  • Развитие артикуляции. Для этого важно проводить занятия с использованием язычка: язычок поселился в домике – малыш показывает его, язычок выбегает из домика – «бегает» по губкам, язычок чистит зубки – нужно провести им по внутренней и наружной стороне зубов, язычок пошел в гости к щечкам – направить в одну сторону, затем в другую, спрятать за щеками.
  • Развитие мелкой моторики. Для развития интеллекта в целом, а также речи, важны задания для пальчиков. Это могут быть потешки с их участием:

«Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул,

Встали пальчики – «Ура!»,

В детский сад идти пора».

Также важно использовать подручные средства: катать шарики, собирать мозаику, лепить из пластилина, делать поделки.

Если у ребенка появляются проблемы с общением, речью, он не хочет говорить, важно вовремя обратиться за логопедической помощью.

Общение ребенка в четыре года

В этот период важно работать над четкостью и внятностью произношения – дикцией. Важно, чтобы родители подавали пример правильной речи. Кроме этого, определяющее значение имеет подготовленность речевого аппарата к четкому звукопроизношению: голосовых связок, глотки, носа, носоглотки и рта. Если ребенок не может выговаривать звуки, стоит обратиться к логопеду, чтобы узнать причину.

Для формирования правильной речи в возрасте 4 лет нужна тренировка дома.

  • Усвоение правильной речи происходит в общении взрослого и дошкольника. Нужно совместно читать сказки, объяснять и отвечать на вопросы.
  • На каждый неправильный звук есть блок упражнений, развивающий мышцы артикуляционного аппарата. Артикуляционную гимнастику родители должны проводить и дома с детьми.
  • В этом возрасте обращается внимание на дыхание во время произношения слов, чтобы ребенок не заикался. При этом восстанавливается ритм и происходит увеличение объема вдоха. Дыхание определяет выразительность и легкость речи и чтения. Проводятся лишь элементы дыхательной гимнастики.

Если произношение большинства букв неправильное, твердые согласные сложные для малыша, произносятся мягко, нужно обратиться к логопеду или педагогу дефектологу.

Пятый год общения

Мать читает с ребенком

Этот возраст постепенно стирает такие недостатки произношения, как мягкость твердых согласных, изменение мест слогов, пропуск звуков в слове. Трудно еще выговаривать слова с большим количеством твердых согласных. В этот период можно развивать речь с помощью следующих упражнений на развитие речи:

  • Игра: скажи слово на букву «П», «А» и другие. Это способствует улучшению восприятия звуков на слух. Развитие речевого слуха – залог успешного овладения чтением, возможности различать интонации, темп и громкость звуков.
  • Заучивание стихов. С помощью коротеньких четверостиший развивается не только память, но и грамматически правильная речь, пополняется активный словарный запас. Чтобы развивать понятие слоговой структуры слова, нужно давать возможность ребенку заканчивать стишок:

«Идет бычок …,

Вздыхает на …,

Вот доска …,

Сейчас я …» и другие.

  • Разучивание чистоговорок – стишков, направленных на проговаривание конкретного звука:

«Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас».

«Са, са, са – укусила в нос оса,

Со, со, со – стал мой нос как колесо».

Если до конца пятого года у ребенка много звуков отсутствует, нужно срочно обращаться к логопеду. Дошкольник впитывает звуковое оформление разговорной речи. Важно развивать фонематический слух – способность слышать и узнавать звуки. Это влияет на понимание речи, управление звуками. Если он не развит, в школьном возрасте будут проблемы с грамотным написанием слов. Ребенок по слуху должен различать разницу в словах «мишка» − «мышка», «ветка» − «сетка» и другие.

Речевое развитие дошкольника в 6 лет

Развитие речи ребенка в шесть лет

В этом возрасте присутствуют почти все звуки, ребенок может формулировать сложные предложения. Он может выстраивать правильные грамматические конструкции из слов, присутствуют сложносочиненные, сложноподчиненные предложения. Словарный запас составляет до 3500 слов, это свидетельствует о развитии мышления. Что помогает развивать речь?

  • Беседы о прочитанной книге, просмотренном мультфильме, действиях в течение дня. Нужно следить, чтобы шестилетний ребенок описывал действия не одним словом, а давал развернутые ответы на вопросы.
  • Совместное чтение художественной литературы. Важно, чтобы ребенок понимал смысл прочитанного. Родитель должен следить за выразительностью собственной речи, изменять интонацию, замедлять темп, повышать и понижать голос.
  • Плохое запоминание прочитанного можно дублировать рисунками-схемами. Рисовать рисунки можно к каждому предложению. Стоит просить пересказывать то, что прочитали.
  • Продолжаем развивать фонематический слух, делать артикуляционную гимнастику, учить стишки, скороговорки и чистоговорки.

Шестой год развития – это подготовительный период к школе. У будущего школьника уже должны быть сформированы основные навыки произношения звуков и их отличия в устной речи. В этот момент важно определить уровень готовности ребенка к школе, чтобы за оставшееся время подготовить его. Но в подготовке даже важно не чтение, письмо и счет – этому он научится в школе. Основное значение имеет психологическая готовность – понимание ребенком своей позиции в обучении, навыки общения с окружающими, способность контролировать свои эмоции. Важна физиологическая и интеллектуальная готовность.

Подростки и речь

Подростки читают

В школьном возрасте определяющее значение имеет четкость общения, способность формулировать и выражать мысли. Развивать дикцию у подростков помогут скороговорки, разучивание большого количества стихов.

Для формулирования мыслей и выражения их подростку нужно давать возможность общаться в семье, выступать перед аудиторией, советоваться и прислушиваться к мнению подрастающего человека. Конечно, неоценимое влияние на развитие речи имеет чтение книг в любом возрасте.

Учебно-методическое пособие по развитию речи: Игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста

Игры и упражнения на развитие речи

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУДРОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1»

Игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста

Выполнила: Меренкова Елизавета Владимировна

2019


Игры и упражнения для развития речи детей младшего дошкольного возраста


«Угадай игрушку»

Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Взрослый показывает ребенку 3—4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: «Это… (заяц, лиса, утенок)». Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.


 «Скажи какой»

Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная».

«Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный».

«Это огурец». — «Он… продолговатый, зеленый, хрустящий»).


«Кто больше увидит и назовет»

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно… ухий (длинноухий). А хвост у зайца… (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она… белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).


 «Какая кукла»

Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.

Взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и все рассказать о ней, какая она красивая.

— Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Взрослый начинает: «Наша Таня… (самая красивая). У нее… (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)».

От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению (например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно, а какой апельсин?»; «Сравните апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?»).


 «Кто назовет больше действий»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.

— Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)

За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.


Игры и упражнения для развития речи детей среднего дошкольного возраста


«Найди первый звук»

Цель: учиться четко выделять в слове первый звук.

Для этой игры нужна машина и разные игрушки, но среди них обязательно должны быть слон и собака.
Взрослый предлагает ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука «с» (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука «с», то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, кооошшшкааа.

Взрослый сажает в машину гуся, машина не едет.

— Машина не поедет, потому что в слове гусь звук «сь», а не «с».

Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Причем такие упражнения можно проводить параллельно с подбором звуков в словах и фразах.


«Громко — шепотом»

Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Взрослый говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са — прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально):
— Су-су-су — кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно).

Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: са-са-са… (там летит оса), су-су-су… (я боюсь осу).

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения), который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.


«Кто больше слов скажет»

Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.

Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.


«Кто заблудился?»

Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

— Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)
— Закончите предложения. Если зайчик потерялся… (мы поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы… (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).

Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине; подбирают не только действия к предмету (лейка, утюг, молоток… нужны для того, чтобы…), но и предметы к тому или иному действию (поливать можно… цветы, грядки на огороде; гладить можно… платье, брюки… одежду).
Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения (игры «Какое что бывает?», «Что умеет делать… ветер, вьюга, солнце?»). Одновременно можно развивать у детей понимание многозначного слова, ориентировку в сочетаемости разных слов («идет» можно сказать про человека, автобус, поезд, часы, мультфильм).
Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы). Например: дети, ребята, мальчики и девочки; сладкий—горький, старый—новый.

«Расскажем про белочку»

Цель: составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.

— Давай еще раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи, какая была белочка? (Смелая, веселая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый, недобрый.) Я начну рассказывать, а ты заканчивай. Как-то раз белочка побежала погулять… (и шишек набрать). Она залезла… (на высокую сосну). А на сосне шишек… (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку… (увидела волка). Но белочка… (не испугалась). Она бросила… (шишку прямо на волка). На лбу у него… (выросла шишка). Давайте нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

Приведем пример занятия, в котором сочетаются разные речевые задачи: формирование грамматического строя речи, словарная работа, развитие связной речи.


Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста


«Найди звук»

Цель: находить слова с одним и двумя слогами.

— Найди слова с одним и двумя слогами. Сколько слогов в слове «цыпленок»? (Слово «жук» состоит из одного слога, «шуба», «шапка», «жаба», «забор», «цапля» — из двух, «цыпленок» — из трех.)
— Какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки.

(Слова «шапка» и «шуба» начинаются со звука «Ш», слова «жук» и «жаба» — со звука «Ж», слова «забор», «замок» — со звука «З», слова «цыпленок», «цапля» — со звука «Ц».)

— Назови овощи, фрукты и ягоды со звуками «Р» (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), «РЬ» (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), «Л» (баклажан, яблоко, кизил), «ЛЬ» (малина, лимон, апельсин, слива).


 «Картина — корзина»

Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.

Вместе с ребенком взрослый рассматривает рисунок, на котором изображены: картина, ракета, лягушка.
— Сколько слогов в словах «картина», «лягушка», «ракета»? (Три.)

— Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: «картина» (корзина, машина), «лягушка» (подушка, кадушка), «ракета» (конфета, котлета), «вертолет» (самолет), «береза» (мимоза).

— Что делает лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мчится), картина (висит)?

Ребенок произносит все слова и говорит, что у каждого из этих слов по три слога.


«Это правда или нет?»

Цель: находить неточности в стихотворном тексте.

— Послушай стихотворение Л.Станчева «Это правда или нет?». Надо внимательно слушать, тогда можно заметить, чего на свете не бывает.

Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» — пел соловей.

— Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?
— Послушай, как говорили другие дети, подумай, можно ли так сказать, и скажи, как надо сказать правильно:
«Тетя, посмотри: у лошадки два хвостика — один на голове, другой на спинке»; «Папочка, это лошадке подметки подбивают»; «Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются»; «Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом»; «Мамочка, я тебя громко-громко люблю».

— Можешь ли ты придумать небылицы или путаницы, чтобы другие дети или взрослые их распутали.


«Найди другое слово»

Цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.

— Папа решил сделать детям качели, Миша принес ему веревку. «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Миша принес ему другую. «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку сначала принес Миша? (Тонкую, ветхую.) А затем? (Крепкую, прочную.)
— Качели папа делал летом. Но вот наступила… зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по-другому? (Прочный, нехрупкий.) Мороз крепчал (становился сильнее).
— Как ты понимаешь выражение «крепкий орешек»? (Его трудно разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: «крепкий духом» (значит, сильный, стойкий человек).

— Объясните, что значат слова: «крепкая ткань» (прочная), «крепкий сон» (глубокий), «крепкий чай» (очень крепкий, не разбавленный кипятком). Какие выражения со словом «крепкий» вам встречались в сказках и в каких? (В сказке «Козлята и волк» коза крепко-накрепко (очень строго) приказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь.)
— Придумайте предложения со словом «крепкий».

«Составь описание»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

— Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый… помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт… гранат».)

Приведем пример занятий, где тесно переплетаются все речевые задачи: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *