Значение сюжетно ролевой игры в развитии дошкольника – Методическая разработка (старшая группа) на тему: Значение сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста.

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая

огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.

Вся жизнь дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Качественно новые социальные требования к системе образования в целом предполагают, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству. Вышеперечисленные качества современной личности формируются далеко не во «взрослой жизни». Как известно, фундамент мировоззрения, характера, привычек закладывается у человека с раннего возраста. Поэтому сегодня «развивающееся общество» особенное внимание уделяет системе образования в целом и дошкольному образованию в частности.

Весь педагогический процесс в условиях дошкольного учреждения строится на игровой деятельности. Через многообразие детских игр авторы образовательных программ, педагоги, психологи рекомендуют воспитывать, развивать и обучать ребенка-дошкольника.

Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Среди всех игр особое, ведущее место занимает сюжетно — ролевая игра. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими, игровых воображаемых условиях, воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой, условной ситуации. Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. При этом, он не просто называет себя именем соответствующего взрослого «Я — строитель», «Я — врач». Ребенок действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

Сюжетно – ролевая игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку». Ребёнок может забивать игрушечным молотком воображаемые гвозди; может быть «врачом» и «лечить» больных кукол. Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.

Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы, работе воспитателя, врача, шофёра и т д. В играх воспитывается уважение ко всякому труду, подчеркивается значимость и польза его, для общества, утверждается стремление самим принимать в нём участие.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В игре дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Сюжетно-ролевая игра имеет особое значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых. Практика действий, в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Какие условия необходимы для того, что бы дети имели возможность проявить творчество в сюжетных играх, что бы эти игры были привлекательны?

Во-первых, необходимо, что бы содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей, особенностям детской субкультуры.

Во-вторых, педагогическое сопровождение сюжетных игр должно строиться с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка.

В-третьих, предметно – игровая среда детского сада должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании должны принимать участие дети.

Известный исследователь детских игр Е.О. Смирнова нынешнее состояние игровой деятельности дошкольников сравнивает с экологическим бедствием – разладился механизм передачи игры. А значит, нужно помочь детям, ведь игра – это сама детская жизнь, инстинктивная, связанная с исследованием, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха («Декларация прав ребенка на игру»)

Ролевая игра представляет собой сложное образование, которое заключает в себе как элементы развития ролевого поведения, так и элементы взаимного согласования действий. Играя со сверстниками, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочению его интересов, развитию речи, а так же нравственному развитию ребенка.

По каким принципам должна строиться сюжетно-ролевая игра?
1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.
2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

Таким образом, воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать их. Игра может сделать ленивого — трудолюбивым, незнайку — знающим, неумелого — умельцем. Она помогает сплотить коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, а также правильно и объективно оценивать поступки других.

 

Список информационных источников.

  1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2004, — 128 с.
  2. Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие /Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова – М.: Айрис-пресс, 2008 – 128с.
  3. Гришина Г.Н. Любимые детские игры.- М.,1997.
  4. Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьёва Е.В. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов. М.: Воспитание дошкольника, 2002, 128 с.
  5. Игры дошкольника.- М., 1995.
  6. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребёнком. – М., 1990.
  7. Новосёлова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда детства. Мир «Квадро» // Дошкольное воспитание, 1998. № 4.
  8. Полякова М.Н. Построение развивающей среды в группах для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2004. № 1. с. 12-15.

Статья на тему: Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников

ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в дошкольном возрасте игра представляется тем видом деятельности, в котором формируется личность ребенка, обогащается ее внутреннее содержание. У ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Игра —  отображение жизни взрослых людей: играя, ребенок подражает им, моделирует разнообразные социокультурные ситуации и отношения.  Взяв роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, перевоплощение, игровая роль, игровая традиция, социокультурные ситуации, «социальный заказ».

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей.

Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра представляется тем видом деятельности, в котором формируется личность ребенка, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность [2].

Одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры, является самостоятельный характер деятельности детей. Игра – продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения [1].

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры.

Игра —  отображение жизни взрослых людей: играя, ребенок подражает им, моделирует разнообразные социокультурные ситуации и отношения. Но, пожалуй, впервые за много лет воспитатели, столкнулись с тем, что дети не знают, чем занимаются их родители. В графе «Сведения о родителях» появляются загадочные аббревиатуры, а в графе «должность»  —  риэлторы, менеджеры, дилеры, агенты, референты и т.д. Родители не могут внятно объяснить ребенку, чем они занимаются. Остаются только виды деятельности взрослых, непосредственно наблюдаемые в жизни. Но их очень мало. От детского непосредственного наблюдения ушли профессия продавца, почтальона, закройщика ателье и портного. А между тем условия для этих игр создаются, во многих детских садах существуют искусственно созданные игровые зоны. Но атрибуты для этих игр пылятся на полках, не вызывая у детей особого интереса [4].

Также одной из веских причин ухода игры из детских садов является наше желание «угодить» родителям,  в результате чего педагоги только и делают, что «занимаются» с детьми, пытаясь сообщить им как можно больше информации. Времени на игру практически не остается. При этом употребляется такая расхожая фраза, как «социальный заказ». По сути дела, этот пресловутый социальный заказ используется многими как отговорка, диктуемая нежеланием и неумением организовать детскую игру.

А между тем,  время на игру в дошкольных учреждениях есть — это заложено в нормативных документах. Другая проблема — восстановить у взрослых, у педагогов умение играть вместе с детьми и грамотно руководить детской игрой. Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями [5].

Следует обращать внимание на организацию педагогического процесса по отношению к игре, для которой взрослый создает условия, но непосредственно в нее не включается. Так организуя предметно-игровую среду, педагог может предусмотреть ситуацию индивидуальной игры; ситуацию игры рядом; ситуацию, способствующую взаимодействию детей; предметное взаимодействие.

Обогащение детей знаниями и опытом деятельности происходит в быту, на занятиях, на прогулке, во время чтения книг, просмотра передач ребенок усваивает назначение предметов, смысл действий людей, сущность их взаимоотношений, у него формируются первые эмоционально-нравственные оценки. Все это может служить источником возникновения замысла игры, постоянного обогащения её содержания.

Развивается и содержание игры. В играх старших детей наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. Мама проявляет заботу о дочке, причем не, только кормит, купает, одевает, но и воспитывает, читает книжки, ведет к врачу. В свою очередь врач не только делает уколы, ставит градусник, но и заботливо уговаривает, успокаивает больную. Постепенно в играх старшего дошкольника все большее место начинает занимать опосредованный опыт: знании, полученные из книг, рассказов взрослых (воспитателей, родителей). Меняется и характер непосредственного опыта (дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, в повседневной жизни) [3].

По мере развития содержания игры в ее структуре выделяется подготовительный период. Первоначально в подготовительный период дети только договариваются о теме игры («Во что будем играть?»), иногда распределяют роли. Постепенно в процессе договоренности дети начинают намечать (обсуждать) общую линию развития сюжета игры («Сначала покормим детей, погуляем, а потом будет праздник»). Это уже элементарное планирование. Оно способствует более полному развертыванию содержания игры и установлении правильных отношений в игре. Потребность в сговоре появляется в связи с развитием игры. Богатство жизненных впечатлений старших детей, многогранность отражаемых в играх событий требуют предварительной договоренности. Сговариваясь, дети могут обсудить и распределение ролей, исходя из интересов всех играющих. Во многих случаях в подготовительный период дети готовят игровую обстановку (подбирают игрушки, делают недостающие, сооружают постройки и т.д.).  Но необходимо не забывать, что основное условие использования этих приёмов – сохранение и развитие самостоятельности детей в игре [5].

Для развития игры характерно изменение требований, которые дети предъявляют к игрушке. Младшего дошкольника привлекает в игрушке возможность воспроизведения тех действий, которые составляют основное содержание игры. Игрушка может быть обобщенной, и наделена лишь некоторыми яркими чертами, позволяющими определить назначение ее и возможности действия с ней. Чем старше становятся дети, тем больше они предъявляют требований к соответствию игрушки игровому замыслу. Старший дошкольник предпочитает более сложную игрушку, приближающуюся к модели предмета.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте появляется коллективная игра, которая дает возможность быстрому развитию и изменению тематики, содержания и структуры игры, что связано с расширением их источников.

Список литературы

  1. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М.: Айрис-Пресс, 2011. 128 с.
  2. Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. М., 2002.  №4. С. 53-56.
  3. Дронова, Т.Н., Карабанова О.А., Соловьёва Е.В. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов – М.: Воспитание дошкольника, 2002. – 128 с.
  4. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М., 2000. 405с.
  5. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд-во: Феникс, 2013. 251с.

Статья: Значение сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста.

 В отечественной психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) принято рассматривать игру в дошкольном возрасте как деятельность ведущую, в процессе которой возникают основные психические новообразования. Как известно, игра имеет уникальное значение для детской личности. В сюжетно-ролевой игре ребенок приобретает опыт общения со сверстниками, овладевает способами взаимодействия, начинает осознавать разный характер отношения к нему окружающих людей и свое отношение к ним. Как никакая другая деятельность, сюжетно-ролевая игра приближает ребенка к миру взрослых, моделируя их отношения. Такое моделирование — практически единственное средство ориентации детей в задачах, мотивах и нормах деятельности взрослых, что имеет решающее значение в социальном развитии ребенка . 17 Воссоздание все более сложных действий и событий из жизни взрослых, их отношений, и невозможность реализовать их только через условнопредметные действия с игрушками влечет за собой переход к использованию изобразительных и воображаемых действий, совершаемых во внутреннем плане, в уме, к использованию речи как средства замещения реальных действий и предметов. Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова и другие исследователи выделяли в игре два плана отношений детей: ролевые и реальные. Ролевые отношения определяются принятыми ролями в игре, обусловлены ими. Эти отношения можно назвать изображаемыми. В процессе ролевых отношений дети используют такие важные умения, как обозначение словом принятой на себя роли и условных действий, обозначение предметов, которые дети наделяют игровым значением и используют для реализации игрового замысла (словарь), формулирование мыслей, желаний, переживаний (фразовая речь), налаживание, построение игрового и словесного взаимодействия с партнерами по игре и с воображаемыми партнерами — игрушками (диалог). Большое значение для сюжетно-ролевой игры имеют коммуникативные навыки ребёнка. Для возникновения интересной, содержательной сюжетно-ролевой игры необходимо: 1) договориться об игре; 2) построить яркий ролевой диалог. Когда у детей появляется потребность в игре, они начинают договариваться о ней с партнёром. При этом у детей формируются умения взаимодействовать со сверстниками, обсуждать, отстаивать свою точку зрения, идти на компромиссы, анализировать суждения партнёра. Принимая на себя роль в игре, ребенок вынужден реагировать на действия и речь партнеров, связанных по смыслу с его ролью, то есть уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от роли партнеров. При выстраивании ролевого диалога у детей активизируется словарный запас, развиваются такие коммуникативные навыки как: умение начинать и 18 завершать беседу, менять вслед за мыслью собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать определённый эмоциональный тон, следить за правильностью языковой формы, дети более активно в игре используют мимику и жесты. Постепенно дети подходят к тому этапу в развитии игры, когда главное внимание сосредоточенона создании сюжета. Иногда целые события, отдельные эпизоды игры создаются с помощью слова. Особенно велика роль слова в играх-фантазиях, играх-придумках. Такое придумывание разворачивается нередко как коллективный творческий рассказ. Реальные отношения в игре также претерпевают развитие. Оно выражается в переходе от «коллективного монолога» в играх рядом к эпизодическим актам диалога в процессе игрового взаимодействия в совместных сюжетно-ролевых играх и к появлению подлинных актов диалогического общения в процессе придумывания и развертывания игр-фантазирований. Игра выступает в качестве движущей силы, побуждающей ребенка черпать необходимые для нее речевые средства из разнообразных источников — из опыта общения со взрослыми и сверстниками, из опыта восприятия художественной литературы, в том числе из занятий по развитию речи. Наблюдения за самодеятельными играми детей показали, что существует взаимосвязь между речевыми умениями, формируемыми в процессе организованных игр-занятий, словесных дидактических игр парами, с одной стороны, и самодеятельными сюжетно-ролевыми играми – с другой. При этом самодеятельную сюжетно-ролевую игру дошкольников можно рассматривать как важную сферу их саморазвития, а также развития их коммуникативной компетенции. Самодеятельная игра — важнейшая область не регламентированной взрослым детской деятельности, в которой речь используется для развития сюжета, ролевого взаимодействия и как средство налаживания реальных отношений . 19 Важным для понимания развивающего значения игры представляется положение о том, что самодеятельная совместная сюжетно-ролевая игра (в ее развитой форме) формирует способность ориентироваться в сфере человеческих отношений и координировать действия с другими людьми. Известно, что каждая деятельность требует определенных, специфических для нее способностей и »создаёт условия для их развития. Это дает основание полагать, что самодеятельная сюжетно-ролевая игра может стать эффективной сферой саморазвития коммуникативной компетенции детей при условии обогащения (амплификации) их игрового опыта . Психолого-педагогические исследования и наблюдения за самостоятельными играми детей подтверждают, что игра является сложной, изменяющейся на протяжении дошкольного детства деятельностью. В 5—7 лет ребенок может развертывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам партнеров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия. Это высокий уровень игры, требующий владения не только сложными игровыми умениями, но и способами использования языка при формировании и формулировании мысли (построение высказывания, текста). Кроме того, ребенок должен уметь устанавливать речевое взаимодействие с партнером по общению . На протяжении дошкольного детства дети овладевают постепенно усложняющимися способами построения игры. Это положение нашло отражение в рамках концепции становления сюжетно-ролевой игры, разработанной Н.Я. Михайленко. Ее суть заключается в поэтапной передаче от взрослого детям усложняющихся игровых умений. Данный подход, а также педагогика игры, созданная Н. М. Аксариной, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Е.И.Жуковской и их последователями — С.Л.Новоселовой, Е.В.Зворыгиной и др., позволили получить представление о том, какие способы игры и в какой последовательности должны формироваться у ребенка, какими по характеру 20 должны быть формирующие воздействия взрослого и при каких условиях они будут эффективными. Касаясь организации сюжетной игры дошкольников, следует отметить, что на каждом возрастном этапе педагогический процесс; должен состоять из двух направлений: 1) формирования игровых, умений в совместной игре педагога с детьми, где взрослый является «играющим партнером», и 2) самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее. Однако не следует однозначно понимать позицию воспитателя. Зачастую дети приглашают взрослого поиграть с ними и предлагают ему какую-нибудь роль. Бывают и такие ситуации, когда необходимо или желательно включение взрослого в игру, организованную самими детьми. Сюжетно-ролевая игра является средством всестороннего воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста. В ней между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, побуждающие детей к общению. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создаёт благоприятные условия для коммуникативного развития детей.

Значение сюжетно-ролевой игры в воспитании дошкольников

Значение сюжетно-ролевой игры в воспитании дошкольников

Духовная жизнь ребенка полноценна

лишь тогда, когда он живет в мире игры,

сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он – засушенный цветок.

В.А. Сухомлинский

Игру мы считаем ведущей деятельностью дошкольника не потому, что он большую часть времени играет. Дело прежде всего в том, что игра вызывает значительные и глубокие изменения во всей психике малыша.

В жизни детского сада игра занимает одно из ведущих мест. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети играли не просто много, но и хорошо. Заботливо подбирают игрушки, создают такую обстановку, при которой ребенок мог бы поиграть с товарищами и один. Знакомят с доступными пониманию детей явлениями действительности. Обогащая содержание детских игр, стремятся, чтобы дети играли именно в такие игры, которые помогают развитию личности.

Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста, можно разделить на три основные группы. Первая группа – это подвижные игры. К ним относятся игры с мячом, со скакалкой, прятки и т.д. Подвижные игры – прекрасное средство физического воспитания дошкольников: играя, дети учатся следовать правилам, у них исподволь воспитываются навыки поведения в коллективе.

Ко второй группе относятся игры в лото, в разноцветные пирамидки и т.д. Они дают возможность познакомиться с различными предметами и явлениями действительности. У каждой такой игры своя образовательная задача. У дошкольников формируются представления, развиваются наблюдательность, восприятие, память, мышление. Такие игры имеют большое значение прежде всего для умственного развития детей.

Третью группу составляют наиболее типичные и вместе с тем важные для развития дошкольников сюжетно-ролевые игры, к которых дети изображают жизнь и труд взрослых людей.

С самого раннего детства ребенок овладевает различными умениями и навыками с помощью окружающих его взрослых.

Играть он также учится с помощью взрослых.

Детей в младшем дошкольном возрасте, да и позднее, привлекают орудия и предметы труда взрослых, их деятельность. Это желание ребенка делать то, что делают взрослые, и действовать теми же орудиями труда, которыми работают взрослые, и есть свидетельство стремления ребенка жить общей со взрослыми жизнью, участвовать в их работе.

В чем же малыш может осуществить это свое стремление? В ролевой игре. Именно в ролевой игре ребенок в особых, создаваемых им самим игровых условиях, самостоятельно воспроизводит общественные и трудовые функции взрослых. Играя, дети относятся к своему воображаемому труду, игрушкам и товарищам по игре так, как относятся к своему труду и друг к другу взрослые.

Ролевая игра, таким образом, – своеобразная форма участия дошкольников в жизни взрослых.

Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны. Они зависят от эпохи, в которую живут дети, быта семьи, географических и производственных условий, их окружающих. Чем меньше впечатлений они получают, тем беднее и однообразнее сюжеты их игр.

Понятно, что игра будет по-разному влиять на воспитание ребенка в зависимости от того, что именно, какие особенности поведения людей отражаются в ней. Важно, чтобы дошкольник отображал в игре то, что мы хотим впоследствии увидеть в его собственном поведении. Внимание к товарищам, доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, любовь к труду – все это должно быть воспитано у ребенка в правильно организованной игре.

Многие сюжеты игр детей младшего и старшего дошкольного возраста одинаковы. И те, и другие могут играть в «доктора», «метро», «войну», «семью», «театр», «магазин», «строительство». Психологи вводят поэтому еще и понятие «содержание игры» – оно может быть различным в играх с одинаковым сюжетом; оно зависит от того, что именно становится для ребенка главным в той деятельности взрослого, которая отражается в игре.

Так, содержание игры в «доктора» различно у малышей и старших дошкольников. У малышей главным содержанием такой игры является выслушивание, выстукивание «больного» и различные действия с трубкой, пинцетом, шприцем. Они подражают, главным образом, действиям взрослых с предметами. В среднем дошкольном возрасте дети воспроизводят уже отношения между доктором и сестрой, доктором и больным, то есть переходят к изображению определенных отношений между людьми. Наконец, у старших дошкольников на первый план выходит отображение в игре заботы доктора о больном – собственно то, что и составляет главную функцию врача в обществе.

Таким образом, содержание ролевых игр развивается. Сначала воспроизводятся действия взрослых с предметами, затем отношения между людьми. Наконец, в игре ребенок «схватывает» общественную сущность деятельности взрослых. В этом выражается все более глубокое знакомство ребенка с жизнью окружающих его людей.

Знакомя детей с окружающей действительностью, раскрывая им в доступной для них форме общественные функции людей и общественные отношения между ними, взрослые тем самым способствуют развитию игры, ее содержанию.

Подражая взрослым, ребенок практически воспроизводит те отношения, которые он наблюдает. Вместе с этим он сам проникается соответствующим отношением к другим людям. Если ребенок в игре жестоко обращается со своей куклой, грубо общается с «пассажирами», которых он «перевозит», не согласует своих действий с другими играющими, не уступает другим детям игрушки, то это приводит к тому, что у него образуются сначала плохие привычки, а затем и отрицательные черты характера – эгоизм, неряшливость, упрямство.

Наоборот, если в игре ребенок ласков со своей куклой, всегда убирает игрушки, выполняет взятые на себя обязанности и подчиняется игровым правилам, то у него в игре развивается бережное отношение к вещам, трудолюбие, дисциплинированность, общительность и другие ценные качества.

Ролевая игра в своих развитых формах – деятельность коллективная. Ни в чем другом коллективные взаимоотношения у дошкольников не достигают такого уровня, как в игре.

Дети трехлетнего возраста объединяются для игры в небольшие группы по два-три человека и продолжают игру 10–15 минут; 4–5-летние объединяются уже и по 6 человек и играют до 40 минут; 6–7-летние дети часто играют большими группами (до 15 человек), и игры их продолжаются иногда несколько дней.

Усложняются и взаимоотношения детей в игре. Младшие дошкольники еще не умеют четко распределять роли в игре. В среднем дошкольном возрасте роли распределяются уже более четко, но взаимоотношения детей еще целиком не определяются ими. У старших же дошкольников роли определяют все отношения в коллективе играющих; приняв роли, дети строят свои отношения в игре по типу отношений взрослых, учатся доступным для них формам коллективной жизни; выполнение взятой на себя роли и правил поведения, связанных с ней, контролируется всеми играющими.

Подражая в игре взрослому, ребенок-дошкольник создает игровую обстановку, использует в игре разнообразные предметы, необходимые для выполнения взятой на себя роли. Так, девочка, прежде чем начать играть в «семью», приготавливает все нужные игрушки; группа детей, решившая играть в «автобус», строит его из стульев, изготавливает «кассу», «билеты» и т.д.

Предметы, которые ребенок вовлекает в игру, используются не по-своему прямому назначению: они лишь заменители настоящих предметов, с которыми действуют взрослые. Например, при игре в детский сад листья деревьев могут изображать тарелки, палочки – вилки, различные виды мелкого строительного материала – разнообразную еду.

При подборе предметов для игры, при создании игровой обстановки ребенок учитывает, можно ли реально действовать с тем или иным предметом. Причем важно, чтобы можно было передать не технику действия, а лишь его общий смысл.

Какие же игрушки нужны дошкольнику? Основная игрушка – кукла. Это не просто игрушка, это товарищ в игре, особенно для детей, не имеющих дома сверстников, с которыми они могли бы играть. Кукла в игре заменяет человека, она также может играть ту или иную роль, причем не обязательно ребенка, за которым можно ухаживать, которого можно кормить, укладывать спать, баюкать, мыть, ходить с ним гулять. Кукла может быть учеником, а ребенок учителем; она может приходить в гости, быть пассажиром, кассиром и т.д.

Хотя кукла и основная игрушка, но ребенку в игре нужны разнообразные игрушки. Все их можно разделить на три большие группы: сюжетные, строительные, различные материалы.

К сюжетным игрушкам относятся такие, которые наталкивают ребенка на игру с определенным содержанием. Это игрушечные звери, домашние животные и птицы. Некоторые из этих игрушек заменяют кукол. Игрушечных животных можно кормить, укладывать спать, с ними может быть разыграна игра в «зоологический сад», в «птичник».

Кукольная мебель, посуда – игрушки, как правило, вспомогательные, но часто необходимые: с их помощью игра становится более развернутой, богатой по содержанию.

Известно, как любят дети технические игрушки: пароходы, паровозы, самолеты, автомобили, экскаваторы, тракторы.

Вторую большую группу составляют строительные игрушки: разборные домики и мелкий и средний строительный материал. Строительный материал необходим для творческой игры ребенка. Из него можно возвести кукольный дом, мост, изгородь, лестницу – да мало ли построек, которые могут оказаться необходимыми в игре!

Ролевая игра имеет важнейшее значение для всего психического развития дошкольника, для формирования его личности. Когда ребенок принимает на себя роль, исполнение ее становится для него основным. По ходу игры у него могут возникнуть другие желания, но он отказывается от них в пользу взятой на себя роли. При этом, во-первых, воспитывается умение подчинять одни желания другим; во-вторых, выделяются главные и второстепенные желания; благодаря соподчинению возникающих в игре желаний и принятой роли ребенок начинает понимать, какое из его желаний является более важным.

Умение подчинять одни желания другим – важнейшая предпосылка развития воли. Ребенок приучается делать то, что нужно, а не только то, что ему почему-либо сейчас хочется.

Воспитывая ребенка, взрослые (родители и воспитатели) сообщают ему ряд моральных норм поведения и требуют их выполнения. Сюда относятся самые разнообразные правила, связанные с взаимоотношениями между людьми, отношения детей к старшим, отношениями детей к вещам.

Таким образом, игра становится источником развития моральных качеств ребенка. Можно сказать, что для дошкольника игра – школа морали, но не моральных представлений, а морали в действии. Именно в этом заключается значение сюжетно-ролевой игры в ряду других средств морального воспитания ребенка.

Литература

1. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М., 1999.

2. Эльконин Д.Б. Ролевая игра – ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста // Элько-нин Д.Б. Детская психология. М., 2007. С. 105–135.

3. Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества: место игры в интеллектуальном развитии дошкольника: Метод. рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. М., 2006.

Д

Статья (старшая группа) на тему: Значение сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка старшего дошкольного возраста

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка старшего дошкольного возраста

         Детство каждого из нас прошло в играх, как самостоятельных, так и в играх со сверстниками, со взрослыми. Но мало таких взрослых, которые задумывались, почему же именно играя, они были счастливы? В чем же состоит значимость игры в жизни ребенка, и почему каждый проходит этот этап?

        Первое что приходит на ум в ответ на этот вопрос – играть очень весело, но играя, дети получают не только положительные эмоции, но и определенный жизненный опыт. Каждый педагог вам с уверенностью скажет, что лучше всего ребенок познаёт мир и совершенствует свои навыки непосредственно в игре. Советский педагог А.С. Макаренко указывал на большое значение игры для развития личности ребёнка, кем он станет, когда вырастет. Он писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». Основываясь на словах замечательного педагога, можно сделать вывод о том, что игра становится одним из этапов становления личности человека. Игр для детей великое множество, и все они разнообразны в своём роде, но всё же    решающее значение для развития дошкольника имеет сюжетно-ролевая игра.                          

        В сюжетно-ролевой игре ребенок развивает свои духовные и физические силы, внимание, память, воображение, дисциплинированность и ловкость. В процессе игры происходят значительные изменения в психике ребенка, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Ребенок, который был очень зависимым от взрослого, посредством игры учится самостоятельности, а так как он в дошкольном возрасте очень тесно связан с жизнедеятельностью взрослых, он начинает подражать родителям и окружающим его людям. Таким поведением ребенок выражает желание жить общей со взрослыми жизнью.

        Какова же роль педагога в развитии сюжетно-ролевой игры детей? Среди задач по сопровождению сюжетно-ролевой игры старших дошкольников выделяю следующие: обогащение игрового опыта детей, поддержание длительного интереса к игровому процессу, усложнение сюжета, развитие мотивации к самостоятельной деятельности.

        Очень часто можно увидеть, что дети в своих играх изображают различные профессии и трудовую деятельность взрослых, тем самым они учатся вести себя определенным образом в разных ситуациях, следовать определенным правилам, выстраивать общение с другими детьми. Наблюдая за игрой мальчиков в своей группе (детей шестого года жизни) я заметила, что они часто изображают строителей, водителей или полицейских инспекторов. Мальчикам  нравится придумывать правила к сюжетно-ролевой игр,  принимать на себя роль постового инспектора, строителя или изображать светофор. В группе ребята выстраивают дорожные магистрали, расставляют различные дорожные знаки, тем самым обговаривая правила вождения на дорогах, на некоторых участках дороги они могут проводить ремонтные работы: для этого тоже необходимы определенные знаки. Но как часто это бывает, мальчики — личности очень вспыльчивые и боевые, они могут начать споры о том, кто же будет играть самую главную роль в сюжетно-ролевой игре. В данном случае, воспитателю необходимо объяснить ребятам, что каждая роль в игре важна, будь то патрульный постовой или же его помощник, водитель или же его «штурман», ведь у водителя тоже должен быть помощник. Также в игры с автомобилями и светофорами можно ввести габаритные автомобили, например: бензовоз, бетономешалка, грузовые машины, скорая помощь, В этом случае у водителей габаритных автомобилей появляется ответственность за «груз», который они везут, им необходимо довезти «груз» до места доставки в том виде, в котором они его приобрели, иначе «заказчик» не примет их «груз», а у водителей скорой помощи появляется ответственность за жизнь человека в их автомобиле, а остальным водителям необходимо уступать дорогу автомобилю скорой помощи. Ребята делают вывод, что надо соблюдать правила поведения на дороге.

        В связи с появлением новых ролей, в игровую деятельность начинает включаться всё больше и больше игроков, и каждая роль становится важной в той или иной мере. Сюжетно-ролевые игры не заканчиваются на пороге группы, часто мальчики продолжают играть на прогулочной площадке. Они воображают, что карусель это автомобиль, а один из детей изображает светофор или патрульного постового.

        В дошкольном возрасте детям предстоит сделать для себя множество открытий, и познать, зачем люди нужны друг другу, в чем смысл той или иной человеческой деятельности. В течение нескольких лет дошкольник может играть с теми же игрушками, но с каждым годом его развития меняется характер игровых действий:  то как он играет и как  осознает свою роль. Осуществляя сопровождение сюжетно-ролевых игр, стараюсь не пускать игру на самотек, учу детей тому, как можно обогатить сюжет игры. Так, например, девочки старшей группы любят играть в «дочки-матери» совместно с мальчиками, то есть в семье есть папы, мамы, братья и сестры. Они обыгрывают ситуации, когда утром «родители» идут на работу, а «дети» в сад или школу. По возвращении родителей и детей домой, готовится ужин, обговариваются блюда, которые будут на ужин и завтрак. Дети воспроизводят в игре все действия взрослых с игрушками или с предметами. Я заметила, что девочки изображая своих мам, говорят по телефону с подругами, ходят с сумочками «по магазинам, за покупками». В ходе подобных игр предлагала девочкам продумать ситуации о том, что же они будут покупать и для чего будут нужны их покупки. Варианты предложений были разными: делались покупки для праздников (это были и дни рождения, и день матери, и новогодний праздник) и для повседневной жизни. В списки покупок входили как продукты питания, так и различные подарки мамам, папам, родным и друзьям. Старались разыгрывать день за днем разные ситуации, связанные с «семьей». Но больше всего девочкам и мальчикам нравилось обыгрывать дни рождения своих сверстников именно тогда, когда в этот день был день рождения кого-нибудь из ребят в группе. Ребята наряжали именинника, готовили ему праздничный стол, водили для него хороводы и по очереди,  высказывали свои пожелания имениннику.

        Игра ребенка насыщена эмоциями, иногда такими, которые в жизни ему еще не были известны. С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра  выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства.

        Сюжетно-ролевая игра в значительной степени развивает речь ребенка, но с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и таким образом осмысливает их; слова также используются ребенком для дополнения своих действий, выражения своих мыслей и чувств. Ребенок придумывает определенную роль, устанавливает правила для данной роли, и воспроизводит всё это в своих действиях. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует развитию творческого воображения ребенка.

         Игра является наиболее свободной, непринужденной, приносящей максимальное удовольствие  дошкольникам деятельностью. В игре дети делают только то, что хотят.

        Развитие игры прежде всего зависит от условий жизни и воспитания ребенка. Для того чтобы ребенок умел хорошо играть, и чтобы игра развивала ребенка, необходимо учить его играть, и, прежде всего, готовить к принятию игровой роли.

Методическая разработка (старшая группа) на тему: Значение сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста.

Значение сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста.

Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Игра — один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.

Исследования отечественных и зарубежных ученых — философов, социологов, историков культуры (Гайнц Либшер, Георг Клаус, К. Г. Юсупов, В. И. Истомин, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе и др.) рассматривают своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Игра — самовыражение человека, способ совершенствования.

Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности; ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,- это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжет, игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные — «как будто».

Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.

В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. д.).

Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.

Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой — с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.

        ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Дошкольное детство — самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг, себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются:

1. Соблюдение правил.

Правила регламентируют действия ребенка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Взрослым сложно сделать то, что им не нравится, а ребенку это в сотни раз сложнее. Просто так умение действовать по правилу у ребенка не появляется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.

Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное, отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

2. Социальный мотив игр.

Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре.- Игра — это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребенку становится недостаточно заменять отношения игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, — это пойти в школу.

3. В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.

Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Многие отечественные психологи задавались следующими вопросами: «Испытывает ли ребенок чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование морального облика ребенка?» А. Н. Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса игры, в самых ее истоках имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по правде». Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку-куклу, водитель Серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища.

Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский так же отмечал, что, хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. «Катя — мама» — говорит крошечная девочка, и, примеряя на себя новую роль, погружается в воображаемый мир. И, независимо от того, куплена ли ее «дочка» в дорогом игрушечном магазине или сшита заботливой бабушкой из Катиных же старых колготок, маленькая мама не просто повторяет за старшими манипуляции, которые положено совершать над младенцами, а испытывает настоящее чувство материнской любви к своему «ребеночку».

С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства. Когда ребенок подражает космонавтам, он передает свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. И. М. Сеченов дал физиологическое обоснование значения игры для формирования чувств, он доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что, сюжетно-ролевая игра — это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.

4. В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.

Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Некоторые игры (в «моряков», «летчиков», «космонавтов») продолжаются неделями, постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той же темы, как это бывает у малышей, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.

5. В сюжетно-ролевой игре развивается воображения и творчество.

Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Так, во время многодневного «морского путешествия» то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили их в зоопарк, в Антарктике кормили белых медведей. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и на четвертом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвертом и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях — все это помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи между разными явлениями жизни.

Для осуществления замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.

6. Развитие речи.

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.

Л. С. Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своем речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова. Особенно заметна роль слова в так называемых режиссерских играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит за них. Элемент режиссуры содержится в каждой игре с куклами. «Мама» говорит и действует и за себя, и за свою дочку-куклу.

Виды сюжетно-ролевых игр:

1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).

3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле — и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

5. «Режиссерские» игры, в. которых ребенок заставляет говорить выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ПЕДСОВЕТУ

«Сюжетно-ролевая игра как приоритетное средство развития дошкольника»

1. Солнцева О. «Играем в сюжетные игры», ж «Дошкольное воспитание» № 4, 2005 г. стр. 33

2. Короткова Н. А. Сюжетная игра старших дошкольников. ж «Ребенок в детском саду» № 5, 2006 г. стр. 83.

3. Либерман А, Репина О. Сюжетная игра в процессе подготовки к школе. Ж «Д/В» №6, 2008 г. стр. 28.

4. Либерман А, Репина О. Как развивать способность создавать игровой сюжет. Ж. «Д/В» №11, 2008 г., стр. 39.

5. Евдокишина О. Влияние игры на формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе. Ж «Д/В» №2, 2008 г. стр. 74.

6. Менджерицкая Д. В. Детские игры. Ж «Д/В» №5, 2008 г., стр. 10

7. Ануфриева Г. Воображение и творчество. Ж «Д/В» №12, 2008 г. стр. 50.

8. Воспитание детей в игре. / Сост. А. К. Бондаренко. М. Просвещение. 1983 г.

9. Игра дошкольника Под ред. Новоселовой С. Л., М. Просвещение, 1989 г.

10. Белая К. Ю. Сотникова В. М. Разноцветные игры. М., Линка-пресс. 2007 г.

11. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. М, Просвещение, 1982 г.

12. Развивающие игры с малышами до 3 лет. / Сост. Галанова Т. В. Ярославль, 1998 г.

13. Игрушки и пособия для детского сада. / Под ред. В. М. Изгаршевой. М., Просвещение, 1987 г.

14. Эйнон. Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. М., Педагогика-пресс, 1995 г.

Статья на тему: Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольника

ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА

Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста — сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. То есть в сюжетно-ролевой игре удовлетворяется потребность быть как взрослый. Сюжетно-ролевая игра — наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Основная характеристика игры — наличие воображаемой ситуации. Наряду с сюжетно-ролевой игрой развиваются и другие виды игр, генетически связанные с последней.

В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель — сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане.

 Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она освобождается от игры.

Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

Однако эта детская деятельность весьма экзотична и загадочна для психологов.

В самом деле, почему, как и зачем дети вдруг берут на себя роли взрослых и начинают жить в каком-то воображаемом пространстве? При этом они, конечно же, остаются детьми и прекрасно понимают условность своего “перевоплощения” — они только играют во взрослых, но эта игра приносит им ни с чем не сравнимое удовольствие. Определить сущность сюжетно-ролевой игры непросто. Эта деятельность содержит в себе несовместимые и противоречивые начала. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и познавательной.

Подготовила Воспитатель ГКП

МБОУ «Гимназия №3»

Волошина Т.С.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *