Занятия на тему осень: Коррекционно – развивающее занятие на тему «Осень. Признаки осени. Деревья» – План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект занятия в старшей группе Тема: «Золотая осень»

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект занятия в старшей группе Тема: «Золотая осень»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Хадаханский детский сад «Солнышко»

Конспект занятия в старшей группе

Тема: «Золотая осень»

Воспитатель: Е.С. Бужгирова

с. Хадахан 2014 г.

Цель: Закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи: 

Образовательные: Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.

Развивающие: Закрепить умение устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать вывод. Продолжать развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику рук через гиру и игровые упражнения. Активизировать речевую деятельность через пословицы, загадки, стихи.

 Воспитательные: Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, шкатулка, игрушка: белка, шаблоны, карандаши.

Здоровье — сберегающие технологии: пальчиковая гимнастика

Предварительная работа: наблюдение на участке детского сада за не живой и живой природой; рассматривание картин, беседы об осени; заучивание стихов, пословиц, труд на участке детского сада.

                                                  Ход занятия

Воспитатель: — Ребята, сегодня мы отправимся в сказочное путешествие в осенний лес. Давайте, займем свои места. Дима будет машинистом, я буду кондуктром. Сейчас я у всех проверю билеты и мы отправимся в путь.

 Вот поезд наш едет.

Колоса стучат

А в поезде нашем ребята сидят

Чу. Чу. Чу. Чу. Чу. Чу.

Бежит паровоз

Далеко, далеко, ребят он повез.

Воспитатель: Вот мы и приехали в лес, смотрите, что это?

Дети: Дерево

 — Как называется это дерево? (дуб).

 — А что это в дереве? (дупло)

 — Кто в дупле живет? (белка)

 — Правильно, белка.

В лесу надо вести себя тихо, а то белка испугается и убежит.

 — Ребята, белка хочет загадать вам загадки, слушайте внимательно:

«Птицы стаями летят

Грустно, дождь и листопад.

Ветер тучи в небе носит

Потому что это…. (осень)

Белка: Молодцы, ребята, правильно.

 — Ребята, а какие периоды осени вы знаете? (ранняя, золотая, поздняя).

 -Вы видите картины с изображением осени, какие периоды осени под каким номером? (дети)

 — Вы знаете, каждое время года состоит из трех месяцев. Назовите месяцы осени (сентябрь, октябрь, ноябрь)

 — Молодцы.

 — А что происходит с природой осенью? (погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают орехи, поспевают овощи, фрукты, ягоды, исчезли насекомые, птицы улетели, вянут цветы, земля промерзла)

 — Молодцы, вы правильно рассказали об изменениях в природе.

 — С давних времен люди складывали стихи, песни, сочиняли загадки и пословицы про осень.

 — У нас в д/ саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и загадки и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (да)

— Ребята, становитесь, крепче за руки держитесь я шкатулочку возьму и приметы соберу. (открываю крышку и подхожу к детям)

Коли ясно то и осень прекрасна

Осень идет и дождь за собой ведет

Красна весна цветами, а осень пирогами

От осени к лету, поворота нету

Лето со снопами – осень с пирогами

Грибок в кузовок – зимой будет пирожок

Приметы:

Осенью паутина – на ясную погоду

Гром  в сентябре – теплая осень

Если орехов много, а грибов нет – зима снежная, суровая

Большие муравьиные кучи – к мягкой зиме

Когда гусь улетает – снег выпадает

 — Вы замечательно говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями, мне понравились ваши ответы.

 — Теперь садимся за столы.

Пальчиковая гимнастика «Сороконожки»

Две сороконожки бежали по дорожке

Друг друга увидали, — крепко обнимались

 

— А сейчас, мы будем с вами будем обрисовывать по контуру фрукты и подарим нашей белке.

Правильно возьмите в руки карандаши, рисуем аккуратно, не выходим за контуры рисунка.

 — кто нарисовал, приносите к дубу.

Белка: спасибо. До свидания.

 Итог: Чем мы сегодня занимались? (рассматривали картины, называли приметы осени, рассказывали пословицы, загадки, стихи, мы пополнили шкатулку народными мудростями, рисовали для белки фрукты.

Анализ занятия

Тема занятия: «Золотая осень».

Цель данного занятия:

— Закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи: учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.

Закрепить умение устанавливать связь между признаками в природе, делать вывод. Продолжать развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику рук через игру и игровые упражнения. Активизировать речевую деятельность через пословицы, загадки, стихи.

  Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к природе.

Замысел данного занятия был предусмотрен перспективным планом. . На занятии я ввела элементы сказочных персонажей, чтобы привлечь внимание детей, нацелить на занятие, мотивировать детей к предстоящей познавательной деятельности. Во время занятия старалась взаимодействовать с детьми, рассказывала, обращалась к детям от имени белки. Заинтересовывала вопросами по ходу занятия. Провела дидактические  игры, так как, такие игры являются эффективным средством для развития памяти.

Для совместной работы с детьми создала необходимые условия: подготовила демонстрационный, раздаточный материал.

Проведение пальчиковой гимнастики, подготовило руки для рисования, настроило детей на работу, считаю, что это удалось.

Для активного осмысления предлагаемого материала использовала такие методические приемы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, важно научить детей задавать вопросы себе, товарищам, воспитателю. На данном занятии делала упор на развитие образного, логического мышления, что подталкивало детей к мыслительной деятельности.

 Для оценки деятельности детей использовала метод поощрения ответов, работу с шалонами. Это принесло детям чувство удовлетворения, повысилось личное достоинство детей.

Порадовало, что дети были активными, умеют опираться на имеющийся опыт, знания. Поведение детей показало их стремление к познанию нового. Считаю, что поставленные мною задачи были выполнены.

Спасибо за внимание.  

Конспект логопедического занятия на тему «Осень» (1 класс)

Конспект логопедического занятия

Тема «Осень»

(фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка)

Образовательные цели:

— закреплять и уточнять знания детей об осени, осенних изменениях в природе;

— расширять и активизировать словарь;

— совершенствовать грамматический строй речи (образовывать прилагательные от существительных, образовывать существительные в уменьшительно — ласкательной форме).

Коррекционно-развивающие цели: 

— развивать координацию движений с речью;

— развивать связную речь;

— развивать зрительное восприятие;

— развивать память, внимание, мышление, смысловую догадливость при отгадывании загадок.

Воспитательные цели:

— формировать навыки самостоятельности, активности;

— формировать навыки сотрудничества.

Оборудование: 

— раздаточный материал — картинки с осенними приметами;

— магнитная доска;

— рисунки с зашумленным изображением листьев по количеству детей;

— карандаши по количеству детей;

— мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие мы начнем с загадок. Слушайте внимательно.

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так,

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто … (Листопад)

Гнёт к земле деревья,

Тучи нагоняет,

Пыль с дороги тёмной

Нам в лицо бросает.

И в реке, и в море

Волны поднимает.

Кто о нем загадку,

Дети, отгадает? (Ветер)

Что это за птица?

Черная, большая.

Над землёй повисла,

Солнце закрывая.

Как она примчится,

Всё вокруг темнеет,

Чтобы не промокнуть,

Убегу скорее. (Туча)

Крупно, дробно зачастил,

И всю землю намочил.

(Дождь)

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует — оно задрожит.

(Лужа)

Время года отгадай

Собирают урожай,

Грибники в леса спешат,

Листья жёлтые летят,

Тучи по небу гуляют.

Птицы к югу улетают.

(Осень)

Логопед. Молодцы. Все загадки отгадали. А кто запомнил все отгадки и может их назвать?

Дети. Листопад, ветер, туча, дождь, лужа, осень.

Логопед. Как вы думаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить?

Дети. Мы будем говорить об осени.

2. Введение в тему занятия.

Беседа об осени с опорой на личный опыт детей. 

Логопед. Назовите осенние месяцы? Какой первый месяц осени?

1-й ребенок. Первый месяц осени сентябрь.

Логопед. Какой месяц наступит после него?

2-й ребенок. После сентября наступит октябрь.

Логопед. Какой месяц завершает осень?

3-й ребенок. Завершает осень ноябрь.

Игра «Приметы осени»

Логопед. А какие приметы осени вы знаете? Мы проверим, поиграем в игру «Приметы осени».

Логопед. У меня в шкатулке лежат картинки – приметы. Возьмите картинку, и узнает, какая примета осени изображена на ней.

Дети берут из шкатулки картинки с нарисованными приметами осени и называют их. Каждый ребёнок прикрепляет картинку – примету к магнитной доске.

Дети. Осенью солнышко светит меньше и совсем не греет. Холодает. День становится короче, а ночь длиннее.

Часто идут дожди. На дорогах лужи.

Дует сильный, холодный ветер.

Листья желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад.

С полей и огородов убирают урожай.

Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края.

На магнитной доске получается картинная схема рассказа об осени.

Игра «Какая погода»

Логопед. Осенью погода изменчивая. Подумайте, какая она бывает, поиграем в игру «Какая погода?».

Логопед. Если пошел дождь, значит погода какая?

Дети. Погода дождливая.

Логопед. Если светит солнце.

Дети. Погода солнечная.

Логопед. Если на улице холодно.

Дети. Погода холодная.

Логопед. Если дует ветер.

Дети. Погода ветреная.

Логопед. Когда дует ветер что происходит с листьями?

Дети. Падают с деревьев, кружатся.

Логопед. Как это называется?

Дети. Листопад.

Логопед. Сейчас мы пройдем на коврик отдохнем и поиграем.

Дети проходят на коврик и проводим физминутку

Физминутка

Листопад.
Листопад, листопад,

(выполняют волнообразные движения рук из стороны в сторону)
Листья осенние тихо кружатся,

(кружатся на носочках)
Листья желтые лежат,

(выполняют наклоны с движением рук)
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок —

(идут по кругу, шоркая ногами по полу, и произносят звук [Ш-Ш-Ш])
Папа, мама и листенок.

(имитируют подбрасывание листьев вверх)

Шурш, Шуршиха и Шуршонок —

(идут по кругу, шоркая ногами по полу, и произносят звук [Ш-Ш-Ш])
Папа, мама и листенок.

(имитируют подбрасывание листьев вверх)

Работа по картинке – загадке «Что ты видишь?».

Логопед раздает каждому картинку-загадку с зашумленными изображениями листьев.

Логопед. Мы поиграем в игру «Что ты видишь?». У каждого из вас на столе есть картинка, на которой изображены листья. Посмотрите внимательно, листья спрятались друг за друга. Определите и скажите, какие вы видите листья? Каждый называет по одному листочку и обводит его.

1-й ребенок. Я вижу кленовый лист.

Обводит изображение карандашом.

2-й ребенок. Я вижу березовый лист.

Обводит изображение карандашом.

3-й ребенок. Я вижу дубовый лист.

Обводит изображение карандашом.

4-й ребенок. Я вижу рябиновый лист.

Обводит изображение карандашом.

Логопед. Молодцы. Это было трудное задание. Вы отлично справились с ним.

Логопед. Сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру «Большой – маленький». Я буду бросать мяч, и называть большой предмет, а вы будете называть маленький.

Дети выходят на коврик и встают в круг.

Лист – листочек, листик, гриб — грибок, грибочек, ягода – ягодка

Дерево – деревце, куст – кустик, ветка — веточка

Солнце – солнышко, дождь – дождик, ветер – ветерок, туча — тучка

Логопед. Поиграли, молодцы.

Работа по составлению рассказа с опорой на картинки — схемы.

Логопед. А сейчас посмотрите внимательно на доску, на ней изображена картинная схема рассказа. Я предлагаю вам попробовать составить рассказ об осени вместе со мной, глядя (опираясь) на схему – подсказку.

Дети пробуют составить рассказ с помощью логопеда.

Наступила осень. Стало холодно. День становится короче, а ночь длиннее. Часто идут дожди, на дорогах лужи. Дует сильный, холодный ветер. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад. С полей и огородов убирают весь урожай. Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края.

Логопед. Молодцы, вам понравилось составлять рассказ по картинкам — схемам?

Завтра вы попробуете самостоятельно составить рассказы об осени, а помогут вам наши картинки – схемы.

3. Итог занятия.

Логопед. Что мы сегодня с вами делали на занятии? О каком времени года мы говорили? Что вам запомнилось? Как вы работали?

Логопед: Молодцы! Вы хорошо работали. Спасибо за работу.

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия»Осень в гости к нам пришла»

Тема: « Осень в гости к нам пришла»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе.

Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха).
2 .Уточнить и расширить словарный запас по теме, совершенствовать грамматический строй речи через согласование слов существительных с числительными, продолжать учить образовывать относительные прилагательные.
3. Развивать интонационную и мимическую выразительность речи, общую моторику рук.
4. Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности и любви к природе.

Предварительная работа: Беседы об осени с выделением признаков в разные периоды, наблюдения за изменениями в природе, чтение стихов, отгадывание загадок об осени, рассматривание иллюстраций по теме «Осень», беседа о перелетных птицах; различные дидактические игры, различные виды вырезывания из цветной бумаги.

Ход занятия:

Дети входят в группу, а на полу разбросаны разноцветные листики.

Воспитатель: Дети, что здесь произошло?

Дети: Наступила осень.

 Воспитатель (читает стихотворение)

Осень начинается,
Листья осыпаются.
Их веселый хоровод
Ветер кружит и несет.
Всё засыпано листвой
Желтой, красной, золотой.
Дети соберите  эти листочки и назовите, с каких деревьев они упали.
Д/игра «Скажи с какого дерева листья»
У берёзы листья …берёзовые.
У клёна листья…кленовые.
У дуба листья …дубовые.
У тополя листья…тополиные.
У осины листья…осиновые.
У липы листья… липовые.
У рябины листья…рябиновые.
У каштана листья… каштановые.

Воспитатель: Дети, а как называется явление природы, когда опадают листья?

Дети: Листопад

Воспитатель: Мы немного отдохнём и сделаем физминутку.

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Воспитатель:  Вы любите загадки отгадывать? Послушайте мою загадку.

Пришла без красок,

И без кисти,

И перекрасила все листья.

Воспитатель: Про какое время года эта загадка?

Дети: Осень.

Воспитатель: Осень прекрасное время года, у неё есть три периода, какие?

Дети: Ранняя, золотая, поздняя осень.

Воспитатель: Молодцы, а какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Сентябрь относится к ранней осени, октябрь к  золотой, а ноябрь к поздней осени.

 Дети, а что происходит с природой осенью, назовите приметы осени.

Дети: С деревьев начинают опадать листья, птицы улетают на юг, чаще идёт дождь, солнце не так уже греет, дни становятся короче, убирают урожай овощей и фруктов.

Воспитатель: Правильно. Птицы начинают улетать в октябре. А вы

Знаете, как называют птиц, которые улетают в тёплые края?

Дети: Перелётные

Воспитатель: Почему они улетают?

Дети: С наступлением холодов насекомые пропадают.

Воспитатель: У вас на столе части картины, соберите их в одну целую картину и скажите, какая примета у вас получилась.

Д/и «Собери картинку» (Дети работают парами, собирая разрезанную на части картинку с признаками осени)

(Воспитатель спрашивает, какие картинки у них получились?)

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на доску, что там изображено?

(на плакате нарисовано дерево)

Дети:  Дерево. 
Воспитатель: Мне кажется чего — то не хватает на дереве? 
Дети: листиков
Воспитатель: Дети,  вы вырежете разноцветные листочки  и наклеите  их на дерево и возле дерева. Давайте подготовим наши пальчики.

Пальчиковая игра «Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого пальца)

Будем листья собирать (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого пальца)

Листья рябины

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

(Дети  самостоятельно выполняют аппликацию)

Воспитатель: Молодцы ребята, посмотрите, какая у нас красивая картина получилась. Давайте эту картину мы подарим малышам.

 

Занятие на тему:Осенняя пора.

Тема: «Осенняя пора».

дидактическая: обобщение и систематизация наблюдений в природе, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход;

  • коррекционная: коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в составлении и тактильного восприятия на основе упражнения в узнавании и различении;

  • воспитательная: воспитание эмоциональной адекватности поведения, повышение мотивации к учению, желание познавать окружающий мир.

Оборудование: кабинет оформлен по теме «Осень», листочки для упражнения «Листопад», картинка с наложенными изображениями листьев, пословицы, загадки, разрезные  сюжетные картинки, предметные картинки фруктов и овощей, фланелеграф, картинки для фланелеграфа, звукозапись, шарики су – джок.

Ход занятия

1 Организационный момент

(звучит тихая музыка. В кабинет входят дефектолог с детьми)

Осенняя пора, очей очарование

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышные природы увядания,

Венец из золота одетые леса.

Д. Ребята, у нас сегодня гости.(Здравствуйте.)

В лес осенний на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключения

Нам, ребята, не найти.

Друг за другом становитесь,

Крепко за руки беритесь,

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдем,

Может быть, в лесу осеннем

Чудеса, друзья, найдем!

( Дети за дефектологом проходят между деревьев и садятся полукругом)

2 Основная часть.

Д. Ребята, давайте вспомним сегодняшнее число, день недели, месяц.

(Сегодня 10 число, день недели- вторник, месяц — октябрь).

Д. Октябрь — осенний месяц. Мы с вами в осеннем лесу. Как красиво вокруг, давайте вспомним признаки осени.

(Солнце греет меньше; похолодало; день стал короче, а ночь длиннее; листья на деревьях начинают желтеть и опадать; чаще идут холодные дожди, птицы улетают на юг, исчезают насекомые, первые заморозки).

Д.и. «С какого дерева, какой лист?»

 Работа над словообразованием.

Измените по образцу:

  • Лист клена – кленовый лист

  • Лист березы –

  • Лист дуба –

  • Лист осины –

  • Лист рябины –
    Д.— Осыпается весь наш бедный сад,
    Листья пожелтелые по ветру летят…
    Дефектолог берет приготовленные листья и предлагает детям назвать его цвет и с какого дерева он прилетел. Дети называют.

В конце игры букет поднимает вверх, бросает, листья летят на детей.

Листопад новое слово в лексиконе у детей.

Д.и.“Путаница”.
(Дефектолог обращает внимание на странную картину.)
Что — то здесь странное происходит, присмотритесь.

Давайте исправим ошибку.

( Кусты зеленые, как летом — меняем на кусты с осенними листьями.

Заяц рано оделся в белую шубу.

Цветы начинают только распускаться, как весной — меняем на осенние цветы.

Снег лежит у дерева, как зимой — убираем снег.

На елке растут кленовые листья — убираем с дерева лишнее.)

Д. Дети, сядьте поудобнее, закройте глаза, давайте послушаем звуки леса.

(Слышится шелест листьев, дуновение ветра).

С. (Вылезает обеспокоенный Старичок — лесовичок с корзинкой в руках) Здравствуйте, ребята! Я житель этого леса — Старичок — лесовичок.

Как я рад видеть вас. Ребята я к вам за помощью, у мня большая беда. Злая Баба — Яга хочет меня выжить из леса, портит мои запасы на зиму, заколдовала лес.

Д.и. «Собери овощи, фрукты».

(Нужно перебрать корзину С-Л и отсортировать овощи от фруктов. Дети показывают и рассказывают свой выбор С — Л).

Мелодия волшебства (мобильник )

Д. Старичок — лесовичок, вижу, дети справились. Работа была сложная, дети устали, давай отдохнем.

Физкульт минутка

Заходи в осенний лес!

(Дети выполняют ходьбу на месте).

Много здесь вокруг чудес!

(Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг).

Вот берёзки золотые стоят,

(Поднимают руки вверх).

Под берёзками грибочки

(Приседают и выполняют упражнение Грибок).

На нас глядят-

В корзинку прыгнуть хотят.

(Встают и выполняют упражнение Корзинка).

Н. Метельская

С.(С — Л спотыкается об камень) Баба — Яга заколдовала камень, все пробегающие звери спотыкаются, но убрать не можем.

Д. А, на камне какая — то напись.

Кто выполнит три задания, тот победит волшебство.

Д.и. а) Сосчитай и подбери подходящие цифры.

б) Найди пропажу1 2 3 4 5

Какая цифра находится между3 и 5; 2 и 4; 1 и 3.

Мелодия волшебства (мобильник)

Пальчиковая гимнастика

Листья осенние тихо кружатся,( плавные движения кистями рук слева направо)

Листья нам под ноги плавно ложатся( плавно опускаем ручки вниз)

И под ногами шуршат, шелестят,( трем ладошки друг о друга)

Будто опять   закружиться хотят.(поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)

Работа с фланелеграфом

Составление предложений по составленной картинке.

Посмотрите, какую картину мы с вами «нарисовали».

 Наступила осень. Дети вышли на улицу в курточках, сапожках. Рядом с домом был лес. В лесу на деревьях листья стали желтыми, красными, оранжевыми. Только елочки остались такими же зелеными. Мальчик собирает грибы в корзинку. Девочка собрала осенний букет. Маша с братом идут в школу. Под деревом сидит заяц. На небе плывет серая туча. Начался дождь.

Вопросы:

— Какое время года наступило?

 — Какую одежду и обувь вы видите на ребятах?

 — Куда пошли дети?

 — Какие листья на деревьях?

 — Что делают дети?

 — Кого увидели дети в лесу?

 — Почему детям пора домой?

 Гимнастика для глаз

Д. Ребята, солнышко выглядывает из — за тучи. Один лучик попадает прямо на наш лес, давайте понаблюдаем.

Д. Посмотрите, сама Баба Яга появилась, а вот и дом витнеется. Она сама хочет вас проверить на прочность.( Задание от Бабы Яги).

Итог

О каком времени года мы сегодня говорим?

Дети. Об осени.

Л. А именно о какой осени?

Дети. О золотой.

Давайте нашей осени подарим ковер из листьев, а какого цвета он будет, это зависит от вас.

Если вам сегодня было интересно и все понятно, то выберете листик желтого (золотого) цвета; если у вас остались вопросы или что-то осталось непонятным, то выберете листик оранжевого цвета, ну а если вам было неинтересно, скучно, то выберете листик красного цвета.

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Открытое занятие на тему: «Золотая осень». Познавательное занятие в старшей группе «Теремок»

Открытое занятие на тему: «Золотая осень».

Познавательное занятие в старшей группе «Теремок»

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

Обучающие:

1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

2. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения, художественное слово

Развивающие:

1. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

Воспитательные:

  1.  Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Развивающая среда:

• Стулья расставлены полукругом по количеству детей.

• Зайчик (кукольный театр), ширма.

• Письмо от зайцев. Фишки. Акварельные краски, кисти, шаблоны листочков на каждого ребенка.

• Иллюстрация картин «Ранняя осень», «Поздняя осень» , Мнемотаблицы к стихотворению.

• Магнитофон, аудиозапись «звуки пробуждающегося леса».

Словарная работа

• Термометр, золотая , величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя, диктор, осадки.

Педагогические технологии: ИКТ, музыкальное воздействие.

Предварительная работа:

— Праздник Осенний, просмотр познавательного мультфильма «Почему опадают листья», зучивание стихов про Осень, пословиц, чтение поговорок. Беседы , наблюдения на прогулках, занятиях об изменениях в природе

ХОД:

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.

Дети: Осень.

( звучит музыка из-за ширмы выглядывает Зайчик, здороваеться и говорит что случилось, зачем он к нам пришел, читает письмо которое написали зайцы с заячьей поляны пригородного леса

Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. подскажите когда она будет в лесу.

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель записывает.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Игра «Погода осенью»

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

• Когда идет дождь — дождливая.

• Когда дует ветер — ветреная

• Холодно — холодная

• Пасмурно — пасмурная

• Сыро — сырая

• Хмуро — хмурая

• Ясно — ясная

Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени (на мониторе ИКТ). Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют, аргументируют ответ почему так считают, кто согласен?)

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: А какой сейчас месяц? Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель: А сейчас Геворг и Никита расскажут нам стихотворения про осень.

Пролетают паутинки

С паучками в серединке

И высоко от земли

Пролетают журавли

Все летит, должно быть это

Пролетает мимо лето

На гроздья рябины дождинка упала,

Листочек кленовый кружит над землей

А, Осень, опять ты врасплох нас застала

И снова надела наряд золотой

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна.

Физкультминутка «Танец с листочками»

Воспитатель: А сейчас ребята я прочитаю вам стихотворение написанное, точнее нарисованное на таблице — схеме (мониторе)

Плакали ночью желтые клены,

Вспомнили клены, что были зелены.

С желтой березы тоже капало,

Значит береза тоже плакала

Воспитатель: Как выдумаете, почему плакала береза?

Дети: Жалела, что окончилась лето, что опадают листья.

Воспитатель: А почему у деревьев опадают листья? Вспомните мы с вами смотрели познавательный мультфильм «Почему опадают листья?»

Дети: Мало солнца, стало холодно, мало влаги

Воспитатель: Правильно ребята! Какие вы молодцы. А сейчас по вашему желанию я предлагаю подойти к столам кто куда хочет, присаживайтесь. И расскрасте листья которые лежат на столах. Но обратите внимание на столах стоят значки. Какого цвета значок ( зеленый, оранжевый, желтый) такого цвета вы и раскрашиваете листья.  

Воспитатель: Молодцы ребята какие красивые листья у вас получились.

Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.

Игра осенние слова ( за ответ ребята получают фишки. Кто больше назовет слов, у того больше фишек. Тот молодец) (считаем фишки)

Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу.

Итог занятия

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами.  Ребята, а какое настроение вызвало наше занятие, покажите гостям эмоциями лица, жестами рук.

Воспитатель: А теперь попросим гостей, тоже оценить нас.

На этом наше путешествие подошло к концу. Досвидания.

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Конспект занятия «Золотая осень»

Конспект занятия по теме «Золотая осень»

Цель:  закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

-Развивать связную речь детей, умение рассуждать. Воспитывать любовь и доброе отношение к природе.
-Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

-Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.

-Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

-Продолжать развивать память, внимание, мышление, логику  через игры и игровые упражнения.

-Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
-Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей

Развивающая среда:

Стулья расставлены полукругом по количеству детей.

Доска с таблицей, фломастер, шкатулка.

Ларчик с овощами и фруктами, письмо, мячик.

Две ветки в вазах.

Иллюстрация картин «Ранняя осень», «Поздняя осень».

Магнитофон, аудиозапись «звуки пробуждающегося леса».

Словарная работа:

Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя.

Педагогические технологии:  ТРИЗ, музыкальное воздействие.

Здоровьесберегающие технологии:  ароматерапия, динамическая пауза.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:
Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима.

Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.

Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?

Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город.  Подскажите, когда она будет в лесу.

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель записывает.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Игра «Погода осенью»

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

Когда идет дождь — дождливая

Когда дует ветер — ветреная

Холодно — холодная

Пасмурно — пасмурная

Сыро — сырая

Хмуро — хмурая

Ясно — ясная

Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет  моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни,
На дорогу упадет.

Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая куст малины,
В нитях белой паутины.

 Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река —

Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то
Ранним утром на поляны,
Лягут белые туманы.

А потом уж жди, не жди
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь

Значит, наступила осень.
У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да).

В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.

Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

Пословицы

Коли ясно, то и осень прекрасна.

Осень идет, и дождь за собой ведет.

Красна весна цветами, а осень пирогами.

От осени к лету, поворота нету.

Лето со снопами, осень с пирогами.

Грибок в кузовок — зимой будет пирожок.

Приметы

Осенью паутина на ясную погоду.

Гром в сентябре — теплая осень.

Если орехов много, а грибов нет — зима будет снежная, суровая.

Большие муравьиные кучи — к мягкой зиме.

Когда гусь улетает, снег выпадает.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

(Дети садятся на стульчики)

А сейчас прочитайте стихотворение «Осень», написанное на таблице.

Плакали ночью желтые клены,

Вспомнили клены, что были зелены.

С желтой березы тоже капало,

Значит, береза тоже плакала.

Воспитатель: Как вы думаете, почему плакала береза?

Дети: (Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки).

Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?

Дети: (Мало солнца, стало холодно)

Воспитатель: Дети, а можно ли что — либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?

Дети: (Приклеить, пришить).

Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?

Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут).

Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).

Физ. минутка «Листочки».

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.

«Раскрась листья в соответствии со значками»

Подойдите к столам и раскрасьте листья в соответствии со значками. Будьте внимательны, посмотрите, где стоит значок.

Воспитатель: Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку. Вы точно определили листья.

Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.

Игра  «Осенние слова»

Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

-Эхо лесное, спросить могу?

-Ау-ау-ау!

-Куда это листья лесные пропали?        

-Опали-опали-опали:

-Птички певички, давно ли галдели?

-Летели, летели, на юг улетели:

-Белки и зайцы, про вас не знаем?

-Линяем, линяем, линяем:

-Так что же творится в лесу? — спросим.

-Осень, осень, осень.

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.

Итог  занятия:

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы можете раскрасить.

Иллюстрации:

План-конспект занятия (средняя группа) на тему: Конспект на тему «Осень золотая»

Методическая разработка

Тема: «Осень золотая»

Халевинская Евгения Дмитриевна

Воспитатель ГБДОУ детский сад №2 Московского района г.Санкт-Петербурга

Нас окружает удивительный и разнообразный мир природы. Наша задача – не только расширять кругозор детей, но и развивать их познавательную активность.

В данной методической разработке представлен конспект непрерывной образовательной деятельности для детей среднего возраста «Осень золотая». Цель этой непрерывной образовательной деятельности для детей является знакомство детей с природным явлением «Осень.

Методическая  разработка будет интересна воспитателям детских дошкольных учреждений и студентам, обучающимся по специальности «Дошкольное образование»

Конспект непрерывной образовательной деятельности для среднего возраста «Осень золотая»

Цель:

Познакомить и закрепить представление детей о времени года «Осень»

Задачи:

Образовательные

— Дать детям представление о времени года «Осень».

— Создавать целостное представление детей о времени года «Осень».

— Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме.

Развивающие

— Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.

— Развивать умение детей отгадывать загадки.

— Развивать зрительно-двигательную координацию, память, речь, внимание.

— Продолжать развивать речь, как средство общения.

Воспитательные

— Соблюдать инструкции по безопасности.

— Дать представления о том, что в природе все взаимосвязано.

— Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

— Воспитывать интерес к живой природе.

— Воспитывать бережное отношение к природе.

Использование современных образовательных технологий:

— Триз – технология (Подвижная игра «Разложи по картинкам», «Капельки».  Дидактическая игра «Подбери по цвету»).

— Исследовательская технология  (Проведение опыта «Узнай листик, потрогав его»).

— Элементы психогимнастики (релаксационное упражнение «Ветерок»).

Материалы и оборудование:

Инвентарь для опытов: (Разнообразные листики с деревьев)

— Гербарий листиков,

— Картонные листики,

— Картинки с изображением времени года «Осень»,

— Картина И.Левитан «Золотая осень»,

— Электронная книга с рассказами и загадками,

— Аудио запись «Листья», «Дождик», «Ветер».

Предварительная совместная деятельность:

— Изготовление плаката «Осень золотая» (краски, листочки, восковые мелки, цветная бумага, ножницы, клей, кисточки).

— Чтение рассказов Л.Некрасов «Огородники», В.Бианки «Сентябрь», В.Шульжика «По грибы старик собрался».

— Разучивание стихов В. Бунин «Листопад», А.Плещеев «Тучи без конца», К.Бальмонт «Осень», В.Авдиенко «Ходит осень по дорожке».

— Разгадывание загадок познавательного характера (Туча, капли, лучик, лужа, небо).

— Рассматривание картин об осени. И.Левитан «Золотая осень».

— Беседы на тему: «Осень золотая», «Как осень узнаём?».

Ход непрерывной образовательной деятельности «Осень золотая»

1 часть — организационная

Дети сидят полукругом перед воспитателем.

Воспитатель: — Ребята, послушайте сейчас меня внимательно!

— Я сейчас причитаю вам стихотворение, а вы  скажите, о чём пойдёт речь на нашем мероприятии, как вы думаете?

-Читаю стихотворение К.Бальмонт «Осень»

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.  (Для подсказки можно использовать картинки) — «Осень»

Воспитатель: — Правильно ребята, «Осень» и сегодня речь у нас пойдёт об осени,  мы посмотрим, что знаете вы об этом времени года, и вы много узнаете нового и интересного.

2 часть – основная

Воспитатель: — Кто хочет рассказать стихотворение об осени?

Желающий ребёнок рассказывает ранее выученное всеми детьми стихотворение В.Бунин «Листопад»

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…

Воспитатель: — Ребята, а давайте вместе вспомним, как можно узнать, что осень наступила?

— Идёт дождь, падают листья, улетают птицы….

Воспитатель: — Молодца, а как называется одним словом, когда падают листья, напомните?

— Листопад

Умнечка мои!

Воспитатель: — Чтение рассказа В.Бианки «Сентябрь»

Всё чаще начинает хмуриться небо, ревёт ветер. Подошёл первый месяц осени. У осени своё рабочее расписание, как у весны, только наоборот. Она начинает с воздуха. Высоко над головой исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях. Как только листьям станет не хватать солнышка, они начинают вянуть и быстро теряют свой зелёный цвет. В том месте, где черешок сидит на ветке, образуется дряблый поясок. Даже в безветренный, совсем тихий день вдруг оборвётся с ветки тут — жёлтый берёзовый, там — красный осиновый лист и, легко покачиваясь в воздухе, бесшумно скользнёт по земле.                                                            Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, запиши у себя в дневнике: «началась осень». С этого дня, вернее с этой ночи, потому что первый заморозок всегда бывает под утро, — всё чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют ветры-листодёры, не сорвут с леса весь роскошный летний наряд.
Исчезли стрижи. Ласточки и другие летовавшие у нас перелётные собираются в стаи — и незаметно, по ночам, отбывают в дальний путь. Воздух пустеет. И холодеет вода: больше уж не тянет купаться.                                                                                                                                                 И вдруг — как память о красном лете — устанавливается вёдро: тёплые, ясные дни. В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки.  И радостно блестит в полях свежая молодая зелень.                                                                                                                                  — Бабье лето стаёт, — улыбаясь, говорит народ, поглядывая на жизнерадостную озимь. В лесу всё готовится к долгой зиме, вся будущая жизнь надёжно прячется, тепло укутывается — все заботы о ней прерваны до весны.
Одни зайчихи никак не могут успокоиться, всё ещё не могут примириться, что лето прошло; опять принесли зайчат! Листопадничков. Появились тонконожки-опёнки; лето кончилось.

— Вам понравился рассказ?

— Что нового и интересного вы услышали из рассказа?

— Ответы детей

Воспитатель: — А теперь напомните мне ребята, какого цвета бывают у нас осенние листья?

— Желтые, красные, оранжевые, коричневые.

Воспитатель: — А какое дерево вечно зелёное?

— Ёлка

Правильно, умнечка!

Воспитатель: — Дети скажите мне пожайлуста, какой урожай люди собирают  во время года «Осень»?

— Люди осенью собирают овощи, фрукты, ягоды, грибы.

Воспитатель: — Теперь я предлагаю вам поиграть, вы хотите поиграть?

— да, очень хотим!

Подвижная игра «Разложи по корзинкам» (Дети делятся на две команды, каждому из ребят предстоит разложить овощи и фрукты по своим корзинкам. Овощи – зелёная корзинка, фрукты – красная корзинка. Ребята соревнуются, чья команда быстрее соберет свой урожай).

— Молодцы ребята, вы отлично справились! И мне очень понравилось, что вы командно работали!

— А вам понравилась игра?

— Да!

— Дети возвращаются на свои места.

Воспитатель: — Скажите ребята, а вы знаете ещё стихи об осени?  

— Да! (Желающие детки рассказывают)

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета,

Затерялось где-то лето.

— Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клёна листья

сбросил.

Под ногами коврик новый,

Жёлто-розовый кленовый.

(В. Авдиенко)

— Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца.

(А. Плещеев)

— Очень интересные стихи и главное познавательные.

— Вы умнички.

Воспитатель: — Ребята давайте ещё поиграем?

— Да, да, да!

Дидактическая игра «Подбери по цвету».

— Подходите к столу. (Детки подходят к столу, на котором разбросаны разнообразные листочки, рассматривают, объясняют с какого дерева упал тот или иной листок, опираясь на цвет и форму листочка и прикрепляют к нужному дереву).

— Этот листик от берёзы, потому что он маленький и жёлтого цвета, круглоовальной формы.

— Этот листок кленового дерева, потому что листочек разноцветный, форма листика похожа на ладонь, сам листик большого размера.

— Этот листочек от дуба, потому что он овальной форы, коричневого цвета с овальными, резными краями.

— А это иголочки от елки, потому что зелёного цвета и с иголками.

— Какие вы сообразительные, вы справились!

Воспитатель: — Далее я предлагаю деткам немного отдохнуть и расслабиться (релаксационное упражнение «Ветерок»).

— Сядьте, пожалуйста, на ковёр в круг.

— Закройте глазки.

— Представьте себе солнечный день, и вы в сказочном  лесу.

— Летают птички, тёплый ветерок, листочки на деревьях все переливаются под лучами солнца.

— Красота, спокойствие, дышится легко, ровно, глубоко.

— Глазки потихонечку открываем и друг другу улыбаемся!

— Правда, здорово?

— Отдохнули немножко?

Воспитатель: — А теперь я хотела бы вам предложить сесть на ковер, так как вам удобно и закрывайте глазки.

Опыт №1

— Исследовательская технология  (Проведение опыта «Узнай листик, потрогав его»).

Цель опыта: Можно ли определить на ощупь по форме, какой листок, с какого дерева.

Детки садятся на ковёр, так как им удобно и закрывают глазки. Я произношу задание: каждому из вас я сейчас дам листик и попрошу  определить закрытыми глазами на ощупь, что за листик, с какого дерева. Если вы узнали, то поднимите руку, и я предложу вам ответить, после ответа вы сможете открыть глазки и проверить правильность ответа.

Вывод: Да, по ощущениям можно определить какой листок, с какого дерева. Т.к трогая можно сказать какой листочек крупный или мелкий, резной или форменный.

— Детки садятся на свои места.

Воспитатель: — Я приглашаю Вас поиграть размять косточки.

— Вы согласны? Вы готовы?

— Да, мы готовы!

Подвижная игра « Капельки»

(А теперь ребята я хочу с вами поиграть. Слушайте меня, хлопайте в ладоши каждый раз, когда слышите «кап», и выполняйте все, о чем я говорю).

Набежали тучки, спрятали солнышко, и вдруг начался дождик, забарабанил каплями по листьям и траве. Как капли закапали?

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва — Кап, кап, кап.

Дети сопровождают эти слова хлопками.

Стали капли поспевать,

Капля, капля догонять-

Кап, кап, кап.

Хлопки учащаются.

Зонтик поскорей раскроет,

От дождя себя укроем.

Дети поднимают руки над головой, имитируя  зонтик.

Но вот выглянуло солнышко, пригрело и капельки растаяли. А потом собрались вместе и стали ручейком, который побежал по камешкам, по пригорочкам. (Дети берутся за руки и образуют круг).

— Какие молодцы!

3 часть – заключительная

Воспитатель: — Детки скажите мне пожайлуста, вам было интересно? Что нового и интересного вы узнали сегодня о таком времени года, как осень?

Сюрпризный момент:

Воспитатель: Ребята, я приготовила вам подарок. Вот эти листочки с деревьев, они упали и потеряли свой цвет, я предлагаю вам оживить их и предать им их осенний окрас. Воспитатель раздает детям листики и предлагает детям приступить к работе.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Ну а теперь давайте украсим ими наш уголок природы, посмотрите, как он оживился, благодаря вам!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *