Занятия для детей с задержкой речевого развития – Методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) по теме: Развитие двигательных способностей у детейс задержкой речевого развития

Содержание

Как заниматься с ребенком с задержкой речевого развития дома, если он не говорит совсем

Вопрос: «Как заниматься с ребенком с задержкой речевого развития дома», — волнует многих родителей неговорящих детей. На какие параметры стоит обратить внимание, что является наиболее важным залогом успешного занятия?  С чего надо начинать?

Контакт – основа развития речи. Это фундамент, с которого и начинается работа по развитию речи у детей с задержкой речевого развития. В данной статье я разберу более подробно почему важен контакт, как его устанавливать, и что он дает родителям, детям и специалистам.

Содержание статьи

  • Что такое контакт и почему он важен в работе с детьми с задержкой речевого развития?
  • Как преодолеть трудности в занятиях по развитию речи?
  • Как создать и удержать контакт длительное время?
  • Почему важен мотив общения?
  • Работа с ощущениями. Что имеется в виду?
  • Контакт установлен. Что дальше?

Что такое контакт и почему он важен в работе с детьми с задержкой речевого развития

Контакт это желание и способность ребенка общаться с другим человеком и поддерживать это общение длительное время. Общение может быть при помощи слов и предложений (идеальный вариант), но также при помощи отдельных звуков или жестов или действий.

Речь – это инструмент общения. Сама по себе речь не ценность. Она нужна для того, чтобы один человек мог сообщить какую-то информацию другому. Поделиться радостью, эмоциями, знанием, рассказать о своих чувствах или о каких-то событиях и т.д.

Контакт – желание общаться. Это основа, на которой и появляется речь. Разве будут говорить два человека в лифте, которые незнакомы и безразличны друг другу? Нет, даже если они умеют разговаривать и речь для них не составляет сложности.

А теперь представьте маленького ребенка, которому говорить сложно, даже на физическом уровне, поскольку эта деятельность для него новая. И если просто требовать от него этих усилий – ничего не получиться.

Ему будет скучно либо не комфортно на занятиях. И эффект от таких занятий будет нулевой либо с отрицательным знаком. Малыш всей своей душой станет ненавидеть такие занятия или избегать речи.

Как преодолеть трудности в занятиях по развитию речи?

Нужна его внутренняя мотивация. Чтобы он сам хотел осваивать этот способ общения и прилагал серьезные усилия на занятиях. Чтобы занятия и общение стали для него игрой, интересной и увлекательной.

Вспомните себя – ведь в детстве каждый из нас мог играть бесконечно долго в интересные игры: футбол, казаки-разбойники, прятки, догонялки, пекаря, резиночки…  До потери сил, до полного внутреннего опустошения, без перерыва на обед, пока есть хоть секунда свободного времени, пока мама не позвала домой… Вот где мотивация, вот где мы сами прилагали все свои возможные усилия!

Установленный контакт помогает создать условия, в которых ребенок сам проявляет инициативу в обучении и освоении речи. После установки контакта следующий этап – развитие активной речи. Более подробно этот вопрос описан в статье «Занятия по развитию речи дома». А сейчас предлагаю детально рассмотреть методы по созданию и удержанию контакта.

Как заниматься с ребенком с задержкой речевого развития дома — так, чтобы было интересно и ребенку и родителям.

Как создать и удержать контакт длительное время?

Чтобы создать и удержать контакт нужно следовать за ребенком в его деятельности, в его игре. Не важно, чем он занимается, вы можете разделить его интересы в полной мере. Сесть рядом с ним и понаблюдать, что он делает. Подождать инициативы от него – когда повернется к вам, либо придвинет игрушку, либо обратиться к вам словом, звуком, жестом, действием (например касанием).

Можно повторять его действия. Успешный результат считается если возник обмен улыбками, действиями, либо совместная игра. После этого контакт надо удержать и увеличить во времени совместные игры. Сделать это можно за счет инициативы и желания продолжить игру.

Можно следовать за ребенком и переключаться вместе с ним на его игры. Можно самому подобрать несколько игр, которые ему интересны. И чередовать их одну за другой, самому проявлять эту инициативу. Это также позволит увеличить общее время в совместном игровом процессе.

Задача при увеличении времени контакта в игре переходить от мимики и жестов к игре с предметами или действиями. Если это результат достигнут – большую часть занятия вы можете провести в игре со своим ребенком, и эти игры его увлекают, он включается в общение с вами.

То можно переходить к следующему этапу – к пониманию речи. Если же контакт срывается, то к следующему этапу переходить рано, нужно вернуться на шаг назад. Снова начать работу по созданию и удержанию контакта.

Вот некоторые виды игр, которые позволяют установить контакт на первоначальном этапе. Это список далеко не окончательный, но поскольку он составлен из опыта других родителей, высока вероятность что и в вашем случае он сработает:

  • Обниматься, целоваться и нежиться
  • Надувать мыльные пузыри
  • Подкидывания и катания на одеяле
  • Преодоление препятствий, лазить и скакать через подушки и диван
  • Догонялки, совместный бег, я тебя сейчас поймаю
  • Перетягивание веревки
  • Прыжки на большом фитболе
  • Кинетический песок
  • Рисование на полу красками или кремом
  • Сенсорные игры

Подчеркиваю — очень важно установить контакт и удерживать его во времени! Без освоения этого этапа нет смысла переходить к пониманию речи, ребенку будет просто скучно, либо он начнет саботировать занятия – уйдет в себя, либо выйдет из себя. В любом случае занятие с принуждением будет не эффективно, особенно в отдаленной перспективе.

Почему важен мотив общения?

Существуют разные мотивы общения. В том случае, если этих мотивов нет, то и общения нет. Самый простой мотив – «я хочу…». Я хочу шоколадку, игрушку, гулять, играть на планшете и т.п. Однако , как только ребенок получил желаемое – желание общаться закончится.

Для того, чтобы двинутся дальше, нужно чтобы у ребенка появился мотив поделится эмоциями, информацией. Что это значит? Это когда ребенок, увидев что-то новое или интересное, принесет вам это и поделится с вами своими открытиями, или расскажет о них, как умеет.

Иногда это просто один выразительный взгляд, красноречиво вопрошающий — «Ты это видел!?!». Вот это и есть выход на другой уровень общения, когда ребенок начинает делиться эмоциями и ждать от Вас ответных.

Так как заниматься с ребенком с задержкой речевого развития дома — нужно обмениваться эмоциями, ощущениями, идеями. Радоваться, умиляться, восхищаться и удивляться вместе с ним. В том случае, если ребенок не включается в общение и есть проблемы с установлением и удержанием контакта, важно именно вот это умение обрадоваться тому, что ребенок сам пришел к вам. Сам обратился, обернулся, посмотрел или просто принес что-то. Пусть для вас это будет и абсолютно не важный, обычный предмет, например расческа или моток ниток.

Любой предмет можно сделать интересной взаимной игрой. Когда ребенок что-то показывает вам, а вы безумно радуетесь тому, что он принес, и начинаете искать необычное в обычных вещах. Развивайте свою фантазию, способность видеть волшебство мира детскими глазами. Тогда вы становитесь не просто источник ресурсов для ребенка, а становитесь ему другом — интересным, увлекающим, понимающим его чувства. Тогда мотивы общения начинают усложняться, и речь начинает обогащаться

Как потребность в общении развивается у детей раннего возраста?

Развитие ребенка идет по определенным этапам. Через движения, через двигательные навыки, когда ребенок начинает открывать для себя зрительное пространство, сначала на животе, потом сидя на четвереньках, далее стоя. Раскрытие зрительного пространства приводит к появлению потребности пообщаться, потребности поделиться, в том числе и получить желаемое или от чего-то хотелось бы отказаться.

Поэтому на первоначальных этапах диалог может быть неречевым, и происходить в двигательной коммуникации. Это тоже можно рассматривать, как первые проявления речи. Поэтому так важна работа с ощущениями, это смена ролей, смена очередности в игре. Это повторяемость сценария, это сенсорные игры на движение с меняющимся темпом.

Работа с ощущениями. Что имеется в виду?

Если посмотреть сенсорные особенности детей (это можно сделать через наблюдения, через сенсорный опросник), то вы увидите те движения и те двигательные занятия, которые детям наиболее интересны. И нужно подходить именно с позиции этих занятий и с позиции ощущения. В этом случае мы найдем те точки соприкосновения, которые будут развивать общение.

Сразу же приходит на ум пример. Для ребенка, который умеет и любит бегать и врезаться в предметы, одно из простых занятий — взять за руку и начать вместе бегать врезаться вместе с ним в подушки или поролоновые конструкции. Такая сенсорная игра может провоцировать на контакты и коммуникацию.

Если мы концентрируемся не на речи, а на ощущениях, то мы обязательно выйдем на речь.

Вестибулярные (слуховые) ощущения отвечают за умение поворачиваться на источник звука. Умение произносить отдельные звуки – это проприоцептивные и тактильные ощущения. Умение включаться в контакт — это тактильные проприоцептивные вестибулярные ощущения.

Опираясь на вестибулярные, тактильные, проприоцептивные ощущения можно спровоцировать появление первых звуков. Подвижные и сенсорные игры позволят сконцентрироваться на речи, потому что — это базовые ощущения, на которых начинает формироваться речь.

Контакт установлен. Что дальше?

Для установления и поддержания контакта вам нужно пройти три этапа:

  • следовать за ребенком
  • дождаться инициативы либо повторять его действия
  • удержать контакт и увеличивать длительность совместной игры во времени

Настройтесь на длительную работу, все это потребует массу вашего времени и сил, но результат того стоит. И он обязательно будет, если вы подойдете к работе системно и целеустремленно.

После установления контакта следует шаг – понимание речи. А понимание речи следующий шаг к взаимопониманию, способности удерживать интерес на каком-то одном объекте и умении быть в контакте внутри этого интереса.

Я бы выделил три шага по развитию понимания речи:

  1. Желание общаться через совместные игры.
  2. Использование жестов мимики и речи, это ваши помощники в развитии понимания речи.
  3. Игры с предметами

Для развития понимания речи, важно пройти первый этап – установить контакт, и уметь его удерживать. Без освоения первого этапа вы не сможете пройти второй. Ребенку просто будет не интересно с вами и он уйдет.

Если контакт кратковременный и часто обрывается, то есть ребенок расстраивается, уходит. Бывает и так. Тогда нужно сделать еще одну попытку, помните каждая следующая  попытка продвигает вас вперед к появлению речи вашего ребенка.

Понимание речи начинается с желания общаться в совместных играх. Когда такое желание есть, можно переходить ко второму шагу – использование жестов и мимики.

Тут немного проще – представьте, что ваш малыш гость из другой страны или с другой планеты. И общение жестами в сопровождении речи сильно вам обоим облегчит ведение совместных игр. Поскольку речь у вас пока разная, а вот жесты они как правило универсальные.

Я знаю одного уже взрослого мужчину, который занимается туристическим бизнесом. Он очень часто летает за границу, из иностранных языков, знает только русский ругательный. Но он уже 15 лет путешествует по всему миру, общаясь исключительно жестами и показывая цифры на телефоне.

Учить английский он категорически отказывается – говорит «а зачем мне?». То есть язык жестов понятен и прост, и может использоваться, как дополнительное средство при освоении речи.

Желание общаться, использование жестов и мимики нужны для перехода к предметным играм, сенсорным играм, совместным играм с ребенком. Главный критерий успеха на данном этапе — выполнение ваших просьб и желание играть с вами в игры с предметами. Продолжительность игр вначале не так важна, со временем она возрастет.

Ниже представлены некоторые игры помогающие улучшить понимание речи:

  • массаж и щекотки;
  • раз,два,три побежали! Догоняшки;
  • полоса препятствий из подручных материалов;
  • строим дом из стульев, стола и одеяла;
  • кегли;
  • игры в ванной;
  • перекидывание мячей и воздушных шариков;
  • игры с предметами;
  • совместный просмотр мультиков , чтение книг и игры с игрушками;
  • танцы;

Почему так много сенсорных игр? В играх важна динамика, важны движения, которые развивают координацию, проприоцептивную сферу. способствуют общению. А самый динамический и интересный субъект в комнате для ребенка это вы!)))

 

Скачать электронную книгу – «Путеводитель по речи». Эта книга написана для родителей детей, у которых есть сложности с развитием речи или с общением. Если у Вас родился ребенок. И Вас что-то беспокоит в его поведении, в развитии, то эта книга для Вас.

 

В этой статье мы более подробно рассмотрели ответ на вопрос — как заниматься с ребенком с задержкой речевого развития дома.

Присоединяйтесь к on-line школе развития речи и мы с вами обязательно придумаем, как можно развивать речь ребенка весело и интересно.

Переходите на сайт и и оставляйте заявку на занятия в школе развития речи.

Читайте также статьи:

как прийти к положительному результату

В этой статье:

В задержке речевого развития у детей дошкольного возраста нет ничего страшного. Главное — вовремя диагностировать задержку и принять меры. Регулярные занятия и правильные упражнения, направленные на стимуляцию развития речи, обязательно приведут к положительным результатам.

Когда пора бить тревогу?

Признаками задержки речевого развития в дошкольном возрасте можно считать:

  • словарный запас менее 20 слов и неспособность их занятия для детей с задержкой речевого развитиякомбинировать для составления фраз;
  • невнятное произношение и искажение слов;
  • отсутствие желания общаться и играть с детьми;
  • отсутствие реакции на простой вопрос из-за непонимания и неспособности ответить;
  • неумение дать название простым предметам в окружении;
  • неспособность назвать имена членов семьи.

Если у двухлетнего ребенка имеется один или несколько из перечисленных признаков, то имеет смысл проконсультироваться у специалиста, не откладывая дело в долгий ящик. Врач обязательно проверит слух малыша, который мог ухудшиться, например после недавно перенесенной инфекции или вируса.

Если проблема не в ухудшении слуха, то врач может предположить небольшое отставание в развитии. Он предложит понаблюдать за крохой на протяжении года, чтобы определить целесообразность лечения. В этот период родителям нужно будет оказать малышу посильную помощь в развитии.

Как заниматься с ребенком самостоятельно?

Детские сады очень часто отказываются принимать детей с зафиксированными задержками в речевом развитии. Поэтому родителям в таких случаях приходится заниматься коррекционным обучением ребенка самостоятельно. Не занятия для детей с задержкой речевого развитияимеющим опыта родителям рекомендуется заручиться поддержкой логопедов, которые помогут составить план занятия и подберут специальные корректирующие упражнения для ребенка.

Естественно, что все занятия должны проводиться в игровой форме. Целью работы с дошкольником должна стать стимуляция развития артикуляционного аппарата с итоговым «вызовом» речи, попутным пополнением пассивного и активного словарей.

Лучшие стимуляторы развития речи детей — это игры, которые можно охарактеризовать как «недопонималки». То есть, если малыш пытается заменить слова жестами и мимикой, требуя, чтобы его попытались понять и удовлетворили требования, родители должны на них не занятия для детей с задержкой речевого развитияреагировать, проявляя терпение, даже если кроха будет переходить на крик. Такие «недопонималки» нужно практиковать как можно чаще.

Еще один способ развития речи детей в дошкольном возрасте — это артикуляционная гимнастика, проведение которой должно быть ежедневным в случае задержки речевого развития. Изначально занятия с артикуляционной гимнастикой не должны быть дольше 10 минут. Это должны быть упражнения, которые не будут вызывать негатива и сложностей у малыша.

Начинать можно с простых упражнений. Попросите малыша широко улыбнуться, выполнить «забор» со смыканием зубов и открытым ртом, поиграть в «прятки с губами», когда поочередно прячется каждая из губ, или сделать «блинчик» — с плоском языком на нижней губе.

Со временем можно будет усложнить упражнения «часиками», когда язык касается поочередно каждого из уголков рта, «качелями» с движением языка вверх и вниз, «лошадкой» с характерными цокающими звуками. Правильным будет артикуляционная гимнастикавыполнять такие задания перед зеркалом, где дети смогут наблюдать за своим отражением и движениями артикуляционного аппарата.

Еще один эффективный прием для развития речи у детей — это дыхательные упражнения. Например, можно предложить малышу выдувать мыльные пузыри, погасить пламя свечки, дуть на кусочки ваты или бумаги, пытаясь сдвинуть их с места.

Не помешает в домашнюю программу включить и упражнения для развития моторики. С малышом можно и нужно заниматься физическими упражнениями, работая над развитием памяти и совершенствованием сенсорных навыков.

Как стимулировать желание говорить у малыша?

Вызов желания говорить у детей с задержкой речевого развития является главной проблемой и первоочередной целью в работе с ними. Часто сложности в процессе связаны с неправильно построенным общением ребенка со взрослыми, которые не дают ему возможности говорить, предугадывая все его действия и желания.

Очень важно поощрять любые попытки малыша говорить, особенно если он любит подражать взрослым. Стимулировать речевую активность детей нужно постоянно, дома и на прогулке.
Предлагайте малышу помяукать, как кот, или полаять, как собака, поурчать, как стиральная машина, или погудеть, как пылесос.

Дополнительно в работе с малышом можно использовать музыкальные инструменты, предлагая ему отгадывать по звуку с завязанными глазами, какой инструмент звучит. Также в игре можно задействовать спрятанные музыкальные игрушки, предлагая крохе найти их по звуку.

Отлично стимулирует речь у детей совместное чтение с родителями, с договариванием последних слов, а потом занятия для детей с задержкой речевого развитиястрочек и куплетов любимых стихов. Для развития речи можно и нужно играть с крохой, используя подручные предметы и игрушки. Например, кукольный театр. Здорово, если в представлении будут принимать все члены семьи. Обыгрывать в домашнем театре лучше хорошо знакомые малышу сказки и рассказы. В ходе представления важно дать малышу такую роль, чтобы он смог озвучивать героев, принимать участие в диалоге.

Отличный способ для стимуляции развития речи — это арт-терапия: игры с песком, музыка, рисование – словом, творческие занятия. В период работы над развитием речи ребенка важно запастись терпением и не ждать быстрых результатов. Эффект будет, если следовать рекомендациям логопеда и регулярно работать с малышом, поощряя любые, даже незначительные достижения.

Полезные советы по работе с детьми с ЗРР

Ниже приведено несколько полезных рекомендаций, придерживаясь которых, родители смогут ускорить процесс развития речи у малыша:

Обратитесь к опытному невропатологу. Возможно, что проблема задержки речевого развития имеет отношение к сбоям в работе нервной системы малыша. Также не помешает обследоваться у таких специалистов, как:занятия для детей с задержкой речевого развития

  • психолог;
  • сурдолог;
  • стоматолог.

Вполне вероятно, что задержки развития речи связаны с особенностями строения языка, нарушениями работы слуха или кровоснабжения, головным мозгом. Комплексное обследование поможет определить истинную причину появления задержки речевого развития у вашего малыша.

  1. Обязательно обратитесь к иммунологу, чтобы проверить иммунитет ребенка. Частые болезни могут тормозить развитие речи. Правильные витамины укрепят иммунитет малыша и улучшат его мозговую активность.
  2. Не помешает провести курс фотохромотерапии и парафинотерапии в области шеи.
  3. Постоянное открытое общение с малышом обязательно приведет к положительным результатам. Общаться нужно так, чтобы малышу было интересно и хотелось принять участие в разговоре.занятия для детей с задержкой речевого развития
  4. Чтение ребенку с проявлением эмоций также ускорит развитие речи. Читать можно не только книжки, но и комиксы, комментируя картинки.
  5. Совместные занятия пением также помогут ускорить развитие речи у малыша. Кроме того, песни будут способствовать развитию памяти, повышению настроения.
  6. Развивайте дыхательную систему крохи с помощью духовых музыкальных инструментов: дудочки, свистка, губной гармошки.
  7. Поработайте над развитием пальцев на руках малыша с помощью массажера, который также можно заменить простой сосновой шишкой.

В заключение отметим, что развитие речи у мальчиков, как правило, происходит не так активно, как у девочек. Словом, мальчики могут начать нормально говорить на полгода и даже на год позже девочек, но это совсем не означает, что нужно откладывать на потом занятия по развитию речи и обследование ребенка. Своевременная диагностика заболеваний, провоцирующих задержку речи, позволит решить проблему до того, как она станет слишком серьезной.

План-конспект по теме: Логопедические занятия для детей с задержкой речевого развития

№ этапа

Название

Задачи

Инструкции

1.

Рассматривание картинок в альбоме «Игрушки»

Закрепить в речи обобщающее понятие – игрушки.

— Покажи Мише картинки.
 Скажи ему, что это (кубики, машинка, пирамидка, самолет, зая, юла, мяч, шарик). Это игрушки. С ними можно играть.

2.

«Четвертый лишний»

Развивать мышление, учить обобщать группу предметов.

Мишка решил поиграть и принес куклу, кубики, мяч, носки.

— Что не подходит. С чем не играют?  
Обобщить: кукла, кубики, мяч — игрушки, а носки —  не игрушки (одежда).

3.

«Послушные игрушки»

Учить выполнять задание по инструкции, отражать в речи произведенные действия.

Построить стул, кроватку.

— Я говорю, а игрушки делают:
— Мишка сидит.  (Говори: Кто, что делает?)

—  Поросенок  спит. Машина едет. Зайка прыгает. Катя бежит. И т.д.

4.

Физ. мин.

Закреплять умение произносить слова с движениями. (повторение)

Зайка скок-скок-скок,
Мишка топ-топ-топ,
А Лисичка хлоп-хлоп. (2-3 раза)

5.

Д/и «Запомни и повтори»

Учить понимать мн.ч. муж. рода с оконч. ы/и

Посади игрушки.
-Кто? (Медведь) – 3 раза. – Это Медведи. Посади на синий круг.

-И т.д. (Петух, Зайка).

6.

«Посмотри и скажи»

Учить самостоятельно образовывать сущ. муж. рода мн. числа с окончанием ы/и

1 вар.  Переверни картинку. Кто?  (Дедушка – дедушки, дядя – дяди, Медведь – Медведи, Петух – Петухи, банан-бананы, шарик-шарики).

2 вар. Картинки лежат  хаотично на столе. Разложить  все картинки парами (банан-бананы, дядя-дяди …), а потом сказать, что изображено.

7.

Пальчиковая гимнастика

Повторение «Жили-были зайчики…»,
«Семья»: Ладонь в кулаке, постепенно отгибаем пальцы, начиная с большого и говорим:
Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папа, этот пальчик мама, этот пальчик я – вот и вся наша семья (сжимать и разжимать  пальцы в кулак).

8.

«Смотри и говори»

Учить произносить фразу 3 модели с глаголом  пьет

Новикова – Иванцова Т.Н. стр.2,

— Это семья. Это папа, баба, деда, мама, Катя, Вова.
— Папа что делает? Папа пьет чай.
— Мама что делает? Мама пьет чай. И т.д.

9.

«Лото»

Самостоятельное произнесение фразы с глаголом «пьет».

Дима пьет молоко (сок, компот, воду, чай).

10.

«Дождик»

Учить рассказывать про изображение на картинке, развивать графические навыки.

Посмотри на картинку.
— Что на небе? (показать).
Сережа: На небе тучи.
— Что капает из туч?
Сережа: Капает дождик.
Нарисуй дождик.

Как стимулировать речевую активность у детей с ЗРР. Игры и упражнения

Авторы: Ирина Горелова, Анна Иванова

Задержке речевого развития (ЗРР) часто сопутствуют агрессия, тревожность, трудности с социализацией. В статье – приемы, которые помогут решить эти проблемы и стимулировать речевую активность у детей. 

В последние годы в детский сад часто поступают дети с задержкой речевого развития (ЗРР). Дети легко взаимодействуют с гаджетами, но не говорят. Планшет, телефон, телевизор не слышат, не задают вопросов, не стимулируют искать ответ, и говорить ребенку незачем. 

Задержка развития речи ведет к замедлению темпа интеллектуального развития, так как память, внимание, восприятие, мышление, воображение, целенаправленное поведение развиваются с прямым участием речи. Это может тормозить и искажать психическое развитие ребенка. 

Важно 
Напоминайте родителям, что для изменений нужно время и терпение, не надо форсировать события; если речевых изменений долго нет, надо обратиться к специалистам.

Маленьким детям нужна наглядность. 


Чем старше ребенок, тем меньше нужно показывать и больше побуждать действовать по слову взрослого. Если ребенок не разговаривает или говорит мало, нужно предлагать ему занимательные игры с предметами и картинками. 

Что делать в семье. 

Родители должны больше разговаривать с ребенком, побуждать использовать слова, предложения, обеспечить чувство психологической защищенности, информативную и доступную по возрасту предметно-игровую среду. 

Расскажите родителям, что до 5 лет интенсивно развивается мозг, и это влияет на развитие речи. Помочь развитию мозга можно, если ребенок будет больше гулять в течение светового дня, делать физические упражнения, находиться в хорошо проветренных помещениях, желательно с ароматами хвои или цитрусовых, менять деятельность, есть разнообразную пищу, не переутомляться. Также важно, чтобы родители не курили при ребенке и он не вдыхал запах сигаретного дыма. 

Упражнение «Массаж мозга» 

Ребенок каждый день за час или полчаса до завтрака 5 минут активно полощет рот кипяченой водой комнатной температуры. Взрослый при этом приговаривает: «Просыпаются щеки, просыпаются губы, просыпается язык! Просыпайся, ум! Пробуждайся, речь!» 

Что делать в детском саду

Чтобы активизировать малоговорящих детей, нужно предлагать им задания, которые учитывают их склонности, эмоции. Воспитатели должны предусматривать в календарном плане занятия с рассказами детей о любимой игрушке и т. п. 

Задание к теме «Рассказ о любимой игрушке»

Ребенок может нарисовать ее или заранее принести в детский сад и показать детям и воспитателю. Взрослый помогает вопросами: «Как зовут твою игрушку? Умеет ли она лаять? Как она злится? Как радуется?». 

Папки с картинками, альбомы, книги в речевом уголке группы следует менять в соответствии с темой недели. Вывешивать лучше крупные картины, так как это активизирует желание рассказывать. 

Задержка речевого развития в 2-3 года: норма, игры, упражнения

Родители часто переживают об умственном развитии ребенка. Но в первую очередь помните, что умственное развитие зависит от речевых навыков, а не наоборот. Если у малыша задержка речевого развития, то и дальнейшее обучение окажется бесполезным.

Обычно в течение первых двух лет жизни человек наблюдает за окружающим миром, изучает его, а после двух лет у него начинается всплеск разговорной речи. Это связано с тем, что за 2 года формируются мышцы, отвечающие за разговорные умения, и клетки головного мозга. Иногда речь малыша запаздывает, тогда имеет место диагностика задержки речевого развития.

Причины задержки развития речи

Причины проблемы обозначают методики, с помощью которых эти причины устраняются. Различают такие причины задержки речевого развития:
А Слабо развиты мышцы лица. Это выражается в том, что малыш не любит твердую еду, роняет ее, невнятно говорит и дышит с помощью рта. В этом случае помогут игры. Научите малыша надувать мыльные пузыри, дуть на перышко, свистеть, пить жидкость через узкую трубочку. Научите изображать звуки, которые издают животные или транспортные средства;
Б Ребенок плохо усваивает из-за недостаточной внимательности. Чтобы избавиться от проблемы, читайте с малышом книги, разговаривайте с ним, обращайте внимание на окружающие предметы, шутите и заинтересовывайте малыша;
В Малыш плохо слышит. С проблемами со слухом не помогут справиться игры и упражнения. Обратитесь к квалифицированному врачу, который проведет диагностику слуха с помощью качественного оборудования. Норма – когда малыш реагирует на хлопки в радиусе двух метров. Если он этого не слышит, есть повод для беспокойства.

Если вы обнаружили у крохи проблемы с речью, то не впадайте в панику. Разработаны специальные методики, направленные на помощь маленьким детям.

Немного о мультфильмах

Мультики – это фактор, который влияет отрицательно на речевое развитие человека. Часто родители считают, что мультики развивают мозговую деятельность детей, но это не так. Мозг маленьких детей не обучается с помощью цифровых технологий.

Как показывает практика, дети, которые постоянно смотрят мультики, не уделяя внимание чтению и общению с окружающими людьми, обладают бедным словарным запасом, не умеют составлять элементарные предложения.

Поэтому мультики – плохой вариант развития малыша. Мультики – это развлечение, не полагайте на них большие надежды.

Эксперты считают, что мультики – это отсутствие общения между ребенком и взрослым. Малыш лишен возможности задать вопрос и сразу получить на него ответ. Он не слушает сказки, которые обсуждает с мамой или папой. Поэтому ограничивайте время, которое дано на мультики.

Если малыш любит мультики, то введите правила, которые он будет соблюдать во время просмотра:

  • Удобная поза, которая не вредит осанке и зрению;
  • Не более, чем 1 мультик в день;
  • Мультики с пропагандой добра;
  • Вы смотрите мультики вместе с малышом.

Чтобы привести речевое развитие в норму, применяйте специальные методики.

Лечение задержки развития речи

Если речь ребенка в 2 года не соответствует возрасту, а малыш нуждается в помощи, то нужна комплексная терапия. Занятия с логопедом не помогут избавиться от задержки в речевом развитии, если не закрепить их другими методами. Итак, лечение проблемы включает в себя:

  • Лечение лекарственными препаратами. Их назначает доктор, самостоятельно прибегать к методу нельзя;
  • Лечение процедурами, которые проводятся с помощью профессионального оборудования. Но такое лечение имеет недостаток: у него слишком много противопоказаний;
  • Занятия с детьми. Дефектолог играет в игры с детьми, использует специальные упражнения;
  • Логопедический массаж. Эта процедура включает воздействие на точки лица. Массаж способен запустить нервные окончания головного мозга;
  • Игры и упражнения. Эти занятия проводятся в домашней обстановке. Подходит заучивание скороговорок, пение песенок, чтение сказок и подражание звукам. Чтобы выбрать игры и упражнения для малыша, посоветуйтесь с врачом, который его наблюдает долгое время.

Лечение задержки речевого развития не обходится без родительского вмешательства, но и самолечением тоже не занимайтесь. Играйте с детьми в игры, делайте упражнения, но параллельно с этим состояние детей контролирует врач.

Книги Колесниковой: программа лечения детей 2 лет

Колесникова Елена Владимировна – это известный педагог. Колесникова выпустила множество книг по развитию дошкольников. Программа лечения детей рассчитана на особенностях возраста. Дети до 2 лет нуждаются в персональном подходе.

Упражнения и игры, которые описаны в книгах, не похожи на занятия. Это, скорее, смешные и потешные игры, которые ребенку интересны. Книги помогают предотвратить задержки речевого развития детей, а также устранить их на начальной стадии.

Колесникова – психолог и педагог с мировым именем и огромным стажем работы, ее книги пользуются популярностью среди родителей, которые имеют маленьких детей от 2 лет.

Когда речевые дефекты будут устранены, книги автора помогут развивать малыша дальше. Колесникова пишет пособия, которые будут сопровождать развитие детей до самой школы.

Норма – когда детей интересуют книги и живое общение, когда они стараются и активно изучают окружающий мир, когда они хорошо слышат и реагируют на резкие звуки вблизи, когда по ним заметно, что ребята развиваются. Если этого не происходит, нужна врачебная диагностика. Одновременно с врачебным лечением играйте с малышом в игры, проводите домашние занятия.

Лечение задержки речевого развития в домашних условиях

Занятия для детей проводите в форме игры. Периодически консультируйтесь с врачом, чтобы убедиться в правильности своих действий. Обязательные занятия для детей 2 лет:

  • Упражнения — недопонималки. Вы при разговоре с ребенком делаете вид, что не понимаете, о чем он говорит. Сначала малыш попытается объяснить вам свои мысли с помощью жестов или плача. Позже он будет вынужден начать разговор;
  • Занятия гимнастикой. Артикуляционная гимнастика назначается врачом, а выполняете вы ее дома;
  • Занятия для развития внимания, упражнения с дыханием, упражнения на развитие мелкой моторики будут полезны для малыша.

Норма для детей 2 лет – быстрое восстановление речевых навыков. Если норма не наступает, то врач обязан сменить методы лечения.

Таким образом, развитие речи детей до 2 лет – очень важный фактор. Занимайтесь с ребенком, чтобы не допустить отставания, но если это произошло, не медлите с лечением. У вас есть все шансы быстро исправить этот недостаток.

Рабочая программа по логопедии (младшая группа) на тему: Система занятий по задержки речевого развития у детей третьего и четвертого года жизни

Система занятий по задержки речевого развития у детей третьего и четвертого года жизни    

Составила:

Беляева Анна Владимировна воспитатель

с. Святогорье

2015-2017

Содержание:

  1. Пояснительная записка.
  1. Требования к усвоению программы для детей 3 года жизни.
  1. Требования к усвоению программы  для детей 4 года жизни.
  1. Перспективный план занятий для детей 3 года жизни.
  1. Перспективный план занятий для детей 4 года жизни
  1. Диагностический инструментарий для детей 3 года жизни.
  1. Диагностический инструментарий для детей 4 года жизни.
  1. Литература.

Пояснительная записка.

Проблема развития речи дошкольника является основополагающей в свете оценки развития детей дошкольников, особенно детей младшего дошкольного возраста. Основная задача речевого развития детей овладение нормами и  правилами родного языка, определяемыми для каждого возраста и развитие коммуникативных способностей.

В младшем дошкольном возрасте формируется способность давать комплексные ответы (движение, действия и слова). Теперь, когда активная речь начинает сопровождать деятельность ребенка и выполняет функции репродукции, воспроизведения, судят об уровне понимания, восприятия, мышления по его высказываниям.

Развитие речи детей осуществляется на основе и в процессе ознакомления с окружающим. Освоение речи позволяет ему активно осваивать окружающий мир, знакомясь с новыми вещами, ребенок учится обобщать, анализировать. При разработке занятий предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим речь, музыку, движение.

В своих занятиях для развития речи детей младшего дошкольного возраста мы используем игровую форму занятий, ввели музыкальные игры, слушанье музыкальных произведений, музыка сопровождает все действия и речь взрослого и детей.

В игровой форме дети осваивают и закрепляют словарь, понятие величины, формы, цвета, предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, выполняют артикуляционные упражнения, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.

Сложно-тематическая организация занятий в сопровождении музыки позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, максимально реализующие потенциальные возможности детей. Комплексно игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое восприятие занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно поднимает результативность усвоения знаний.

Каждое занятие включает в себя пальчиковые игры, подвижные, артикуляционные упражнения, элементарное музицирование на инструментах, дидактические игры. Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных поэтов. Сюжеты занятий основаны на знакомых сказках, окончание которых дети стараются придумать сами.

Все упражнения проводятся по подражанию. В процессе повторений дети заучивают тексты и движения.

Занятие является интегрированным, продолжительность их 9 мин. в группе третьего года жизни, 15 мин в группе четвертого года жизни.  Занятие проводится логопедом совместно с музыкальным руководителем.

Требования к усвоению программы детьми

третьего года жизни.

Развитие речевых навыков – основная задача развития ребенка и одна из самых трудных.  Решение этой задачи  предполагает освоение ребенком определенных речевых навыков, уровень овладения которыми различный. Данная программа предполагает три уровня развития умений и навыков.

 Высокий уровень – использует в речевом общении сложные предложения, участвует в обыгрывании обучающих игр, активно использует слова, обозначающие действия и свойства,  движения и слова песен выразительны. Артикуляторные упражнения выполняются  в полном  объеме.        

 Средний уровень – ребенок отвечает предложениями, но предложения  простые, нераспространенные. Словарь существительных,  глаголов, наречий снижен.   Воспроизводит ритмический рисунок мелодии стиха (равномерный ритм). Артикуляторную и пальчиковую гимнастику выполняет не в полном объеме.

Низкий уровень – ребенок понимает речь,   отвечает   жестом, одним словом, испытывает затруднения в  подборе слов,  воспроизводит ритмический рисунок мелодии и стиха беспорядочными хлопками.  Движения  пальчиковой и артикуляторной гимнастики вызывают затруднения.        

                       Требования к усвоению программы детьми

                                    четвертого года жизни.

Развитие речевых навыков – основная задача развития ребенка и одна из самых трудных.  Решение этой задачи  предполагает освоение ребенком определенных речевых навыков, уровень овладения которыми различный. Данная программа предполагает три уровня развития умений и навыков.

 Высокий уровень – использует в речевом общении  предложения, участвует в обыгрывании обучающих игр, активно использует слова, обозначающие действия и свойства,  движения и слова песен выразительны. Пальчиковая гимнастика  выполняются  в полном  объеме.        

 Средний уровень – ребенок легко понимает речь, отвечает предложениями, но затрудняется в их оформлении, не называет некоторых  животных.   Воспроизводит ритмический рисунок мелодии стиха (равномерный ритм).  Пальчиковую гимнастику выполняет не в полном объеме.

Низкий уровень – ребенок понимает речь,   отвечает   жестом, одним словом, испытывает затруднения в  подборе слов,  воспроизводит ритмический рисунок мелодии и стиха беспорядочными хлопками.  Движения  пальчиковой  гимнастики вызывают затруднения.  

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН  ЗАНЯТИЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

                

Тема

           Цели  занятия

Программное содержание

1. Наш огород

1.Формировать знания об овощах.

2.Вввести в активный словарь детей названия овощей,  их цвет, форму, вкус.

3.Развивать мелкую моторику.

4.Формировать правильную артикуляцию.

Дид.  игра  «Что  в корзинке».

Пальчиковая игра «Зайцы».

Подвижная игра «Огород».

Сказка о веселом язычке. Ритмическая игра «Дождик».

3. Наш

сад.

1.Активизировать словарь детей по теме «Фрукты».

2.Формировать умение соотносить  муляж с картинкой.

3.Развивать координацию движений.

4.Формировать правильную артикуляцию.

Дидактическая игра»Угостим  гостей фруктами».

Музыкальная игра «Собери в корзинку».

Ритмическая игра «Дождик веселей».

Пальчиковая игра «Этот пальчик».

4. Кто как кричит.

1.Развивать умения детей соотносить голоса животных  и образ, называть их.

2.Вызвать желание договаривать  слова в стихотворениях.

3.Учить  выражать в движениях образ животных.

Музыкально-дид. игра «Пастушок»

Рассказывание сказки «День рождение у кошки».

Изображение животных под соответствующие мелодии.

5. Осенний дождик

1.Упражнять детей в умении  договаривать слова песенок, сопровождая их движениями.                                      2.учить различать и называть цвета.        

  3.Формировать правильную артикуляцию.

Массаж бедер «Дождик».                       Мимическое упр. «Тучка улыбается и сердится.»                                            Двигательные упр «Осенние листочки»                                              Танец- игра с листьями.

6. Дере-венски дворик

1.Ввети в активный словарь детей названия домашних животных.      

   2.развивать умение координировать слово и движение.                                 3.Формировать правильную артикуляцию.

Двигательные упражнения «Кто повстречался».                                     Дидакт.  игра «Найди свою маму»      Русская народная игра «Щенок Митрошка».

7. Кто    живет    в лесу.

1.Активизировать в речи детей названия обитателей леса и их детенышей.                                             2.Развивать умение координировать слово и движение.                                

3. Формировать правильную артикуляцию.

Двигательное упражнение «Поезд».   Песня –инсценировка «Случай в лесу»                                                              Дид.  игра «Поможем белочке».               Подвижная игра «Зайцы и волк».

8. Магазин игрушек.

1.Активизировать словарь  об игрушках, их  качествах, действиях.  

2.Учить выполнять действия в соответствии с текстом.                    3.Учить правильно брать дыхание, правильно произносить гласные звуки.

Двигательное упражнение  «Мы едем на машине».                              Дид.  игра « Какая  у тебя игрушка».  Дыхательное упр.»Ветер».                        

Дид.  игра «Какая игрушка спряталась».

9.Летят снежинки.

1.Развивать умение договаривать стихотворения.                                      2.Учить соотносить слова и движения.                                                   3.Формировать артикуляцию, правильно брать дыхание.

Дыхательные упр. «Снежинки».  Чтение стихотворения о зиме, сопровождая его движениями.                         Музыкальная игра «Игра в снежки»

10.Что принес   Д.М.

1.Закреплять умение договаривать предложения, отбирая нужное слово.                                                        2. Формировать умение соотносить слова и движения.                                    3.Формировать правильную артикуляцию.

Игра » Снежинки и Дед мороз»         Муз игра «Как у дедушки  мороза». Дид.  игра «Что принес Д.М.».                 Пальчиковая игра «Наряжаем елку».                                                    

11. Магазин  посуды

1.Ввести  в активный словарь детей названия посуды и действия с ней.    

2. Учить строить предложения.         3.Формировать правильное дыхание, чувство ритма.

Дид. игра « Помоги кукле купить посуду».                                                Дыхательное упр. «Горячий чай».       Пальчиковая игра «Ладушки».

12. Кто где живет.

1.Активизировать словарь детей  о местах жительства животных.           2.Закреплять умение договаривать стихотворения.                                  3.Формировать умение соотносить текст и движения.

Упр. на дыхание «Гудок».                  Русская народная игра «Зайка».             Сказка «Как зайка искал свой дом».   Пальчиковая игра  » Есть у каждого свой дом».

13.Животные  и  детеныши.

1.Учить называть детенышей животных.                                            2.Развивать мышление путем соотнесения детенышей и их мам.

3.Формировать умения изображать взрослых  животных и детенышей.

Муз – двигательная игра «Кого мы встретили».                                           Дид. игра «Помоги малышам найти свою маму».                                          Танец «Котятки».

14.Чья     мама.

1.Ввести в активный словарь детей названия животных и их детенышей.                                                   2.Развивать звуковысотный слух.  3.Закрепить умение договаривать стихотворения.

Пальчиковая игра «Расскажи про кошку».                                                     Музыкально- дидактическая игра «Кошка и котенок».                                   Слушание стихотворений о животных и их малышах.

15.На чем люди  ездят.

 1.Ввести в активный словарь детей названия и назначение различного вида транспорта.                                  2.Учить строить предложения.             3.Развивать чувство ритма.

Фонопедическое упр «Машины».             Дид игра «Кто на чем едет».             Музыкально-дид игра «Едем, летим, плывем».      

16.Что подарим маме?

1.Формироать умение выражать словами признаки предметов.               2.Развивать умение соотносить текст и движения.                                    3.Развивать умение переключаться с одного движения на другое.

Дид игра «Что любит мама».             Пальчиковая игра  « Мамочка».         Музыкально – ритмическое упражнение  «Красивое движение»

 17.Сол-нечный   зайчик.

1.Активизировать словарь детей  о весенних явлениях.                                2.Формировать умение  строить предложения.                                          3.Развивать  умение согласовывать речь и движения.

Ритмическая игра «Капель».           Упражнение  «Солнышко».             Двигательное упр. «Солнечные зайчики».                                               Песня «Весна»              

18.При-летели     птицы.

1.Закрепить умение отражать в речи признаки весны.                              

2.Развивать умение согласовывать слова и движения

3.Формировать правильную артикуляцию.

Мимическое упражнение «Солнышко  веселое и грустное»

Дид.  игра « Расскажем мишке о весне».                                     Массаж пальцев «Воробьи».

19.Зоопарк

1Развивать  навыки детей отражать в речи знания о животных.

2.Закреплять навыки построения предложений.

3.Продолжать формировать умение изображать животных.

Дыхательное упр. «Поезд».

Показ движений  животных с музыкальным  сопровождением.

Дид.  игра «Кто живет в зоопарке».

20.Рас —   цвели цветы.

1.Ввести в активный словарь детей названия цветов, их частей.

2.Закрепить знания о природных явлениях  весной  и отразить  в речи.

3.Развивать мелкую моторику.

Двигательные упр. «Дети на полянке».

Дид.  игра «Прогулка куклы Кати».

Пальчиковая игра «Цветок».

21.Весенние забавы.

1.Закреплять умение строить предложения.

2.Расширить знания о занятиях детей весной.

3.Формировать способность согласовывать речь и движения.

Двигательное упр. «Поездка в парк».

Рассматривание картинок о занятиях детей в парке весной.

Пальчиковая игра «Цветок».

22.Насекомые

1.Активизировать словарь детей  о насекомых.

2.Воспитывать бережное отношение к природе.

3.Формировать правильную артикуляцию.

Пальчиковая игра «Цветы».

Подвижная игра «Жуки».

Дыхательное упр. »Бабочка».

Перспективный план занятий для детей 4 года жизни.

                

Тема

           Цели  занятия

Программное содержание

1.Солнечный дождик

1. Обогащать знания детей о природных явлениях осенью

2. Активизировать словарь детей

3. Развивать чувство ритма

4. Формировать умение слушать музыкальные произведения до конца

5. Развивать мелкую моторику

Пальчиковое упр. «Прогулка»

Двигательное упр. «Ноги и дождик»

Пьеса «Дождик»

Игра «Прогулка и дождик»

Игра на колокольчиках «Дождик сильный и слабый»

2. Тучка

1. Обогащать словарь детей о природных явлениях осенью

2. Формировать навыки  совмещать речь и движение

3. Развивать мыслительные операции детей

4. Активизировать мелкую моторику

Пальчиковая игра «Дружба»

Стихи «Непослушный дождик»

Ритмо-игра «Капли»

Шумовой оркестр

3.Тучки по небу гуляют

1. Обогащать знания детей об осенних явлениях

2. Активизировать словарь детей (гром, радуга, молния, тучи)

3. Развивать мимику детей

4. Формировать чувство ритма

Пальчиковая игра «Дружба»

Двигательные упражнения «Ножки»

«Тучка улыбается и сердится»

Ритмослоги «Капли большие и маленькие»

Игра «Шаги большие и маленькие»

4. Грибной дождь

1. Обогащать знания детей об осени

2. Формировать умение совмещать текст и движение

3. Развивать чувство ритма

4. Формировать умение соотносить и действия

Двигательные упражнения «Прогулка в лесу»

Массаж тела

«Грибной дождик»

Упражнение «Лягушата»

Ритмическая игра «Туча»

Игра «Собираем грибы»

5. Осенние листья

1. Расширить знания об осенних явлениях в природе

2. Формировать умение соотносить текст стихов и движения

3. Активизировать словарь детей

4. Воспитывать отзывчивость на художественные произведения

Двигательные упражнения «Кто повстречался».                                     Чтение стихов «Тучка»

Рисование тучки руками

Песня о дождике

Массаж ног «Сапожки»

Стих «Падают листья»

Ритмическая игра «Падают листья»

Двигательные упражнения «Опиши листья»

Упражнение «Грибы большие и маленькие»

Слушание музыки и сбор листьев под музыку

«Осенняя песенка» Александровой

Пальчиковая игра «Осенний букет»

Танец с листьями

6. Осенний огород

1. Расширить представление детей об овощах

2. Формировать умение изображать овощи

3. Развивать чувство ритма

4. Развивать мелкую моторику рук

5. Активизировать мимику детей

Слушание русской народной потеши «Ладушки»

Ритмическая игра «Дождик веселей»

Комплекс общеразвивающих  упражнений «Овощи»

Упражнение «Помидоры большие и маленькие», «Морковки большие и маленькие»

Пальчиковая игра «Зайцы»

Динамическая пауза «Был у зайки огород»

Подвижная игра «Огород»

Упражнение «Едем-едем мы домой»

7. Зима в лесу

1.  Расширить знания о зиме

2. Обучать выполнять образные движения

3. Формировать умение слушать музыкальные произведения до конца

4. Формировать фонетический слух

Чтение стихотворения о зиме

Слушание песни о зиме

Стихотворение и движение «Валенки»

Физминутка «Метель»

Стихи и движения «Зимняя игра»

Слушание «Вальс Кобалевский»

Ритмические упражнения «Снежок»

Танец снежинок

Ритмическая игра «Следы зверей»

Дыхательное упражнение «Волк»

Игра «Догонялки»

Пальчиковая игра «Пальчик – мальчик»

Упражнение «Салочки»

8. Дед мороз спешит на елку

1. Формировать умение отвечать на вопросы распространенными предложениями

2. Развивать умение двигаться в соответствии со спокойным или бодрым характером музыки

3. Воспитывать эмоциональный отклик на предполагаемые упражнения

4. Развивать слух и двигательную память

Стихотворение Артюхова «Дед мороз»

Упражнение на дыхание «Вьюга»

Физминутка «Дед мороз»

Ритмическое упражнение «Снежинки»

Хоровод

Выкладывание узора из снежинок

Стихи и движения «Снежинки и Дед Мороз»

Песня о зиме

Песня «Как у дедушки мороза» с движениями

Русская народная потешка«Морозушка – мороз» с движениями

«Зимняя игра»

9. Наступает Новый год

1. Обогащать представление детей о Новом годе

2. Формировать умение соотносить текст песни и движения

3. Развивать память детей

4. Развитие пальчиковой моторики

Стихотворение о новогодней елке

Новогодний хоровод

Пальчиковая игра «Наряжаем елку»

Ритмо игра «Ритмическое эхо»

Ритмическая игра «Зажигаем огоньки»

Речи и движения «Дед Мороз»

Песня о Деде Морозе

Игра на музыкальных инструментах кукол

Музыкальная игра «Снежки и Дед Мороз»

Игра на погремушках (русская народная мелодия)

Русская народная игра «Колпачок»

10. Снеговик

1. Обобщать представление детей о зимних явлениях

2. Активизировать ответы детей из опыта

3. Формировать умение соотносить речь и движения

4. Воспитывать эмоциональную выразительность

Русская народная потешка «Зима» с движениями

Игра «Метелица»

Массаж «Снеговик»

Показ лепки снеговика пальцами

Игра на ложках, народная мелодия «Гопак»

Физминутка«Попляшите»

Общий танец

Игра на развитие чувства ритма «Снеговик и снежинки»

11. Котята и щенок

1. Активизировать образный словарь детей с помощью русских народных потешек

2. Формировать умение отгадывать загадки

3. Развивать интонационную выразительность

4. Развивать мелкую моторику

Пальчиковая я игра « Расскажи про кошку»

Русская народная потешка «Как у нашего кота»

Танец котят

Чтение стихотворения И.Демьянова «Разговор»

Игра «Киса и мышка»

Показ движений – котенок улыбается

Дидактическая игра «Познакомься»

Ритмическая игра «Котенок и щенок»

Русская народная потешка«Кисонька – мурысонька»

Песня с движениями «Ладушки»

12. У бабушки в гостях

1. Обогащать словарь детей через русские народные потешки и игры

2. Формировать навыки соотношения признаков с реальными предметами

3. Формировать умение соотносить слово и выразительное движение

4. Развивать чувство ритма

Двигательные упражнения «В гости к бабушке»

Народная пальчиковая игра «Бабушка и внучка»

Ритмическое упражнение «Ладушки – ладушки»

Русская народная песня «Ладушки»

Русская народная игра «Щенок Митрошка»

Русская народная загадка

Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»

Ритмическая игра «Оркестр»

Игра «Киса и мишка»

Песня «Ладушки»

Песня «Бабушка»

Колыбельная

Русская народная пестушка

13. В гости к нам пришла матрешка

1. Формировать умение соотносить речь и движения

2. Развивать мелкую моторику

3. Развивать чувство ритма

4. Воспитывать эмоциональную выразительность

Ритмическая игра «Бубен»

Песня «Ладушки»

Стихи и движения «Матрешки и мишки»

Танец «Матрешки»

14. Весеннее солнце

1. Обогащать представление детей о весенних явлениях

2. Развивать эмоциональную выразительность

3. Развивать чувство ритма

4. Поощрять умение высказываться на тему из личного опыта

Речь и движения «Солнышко»

Игра психопластика «Солнышко грустное – веселое»

Двигательное упражнение «Солнечные зайчики»

Ритмическая игра «Сосульки»

Массаж пальцев «Воробьи»

15.Прилетайте птицы

1. Обогащать представление детей о весне

2. Активизировать словарь детей

3. Упражнять в умении двигаться по сигналу

4. Развивать мелкую моторику

Песня «Капель»

Музыкально-двигательная игра «Колокольчики»

Ритмическая игра «Строители»

Русская народная игра «Замри»

Хороводная игра «Мишка»

16. Кораблик

1. Обогащать знание детей о весенних явлениях

2. Развивать умение соотносить тест и движения

3. Развивать восприятие чувства ритма

4. Расширять словарный запас детей

Весенний хоровод

Песня «Речей»

Танец «Кораблики»

Ритмическая игра «Лягушка»

Хороводная игра «Зайка»

Дыхательное упражнение «Ветер»

17. Цветы на полянке

1. Обогащать представления детей о природе

2. Формировать умение двигаться под музыку

3. Воспитывать эмоциональную выразительность

Двигательные упражнения «Цветок расцветает»

Дидактическая игра «Какие цветы собрали»

Пальчиковая гимнастика «Вырос цветок на поляне»

18. Поездка в лес

1. Формировать знание детей о лесных животных

2. Развивать умения показывать виды транспорта

3. Воспитывать любовь к природе

Двигательные упражнения «Машина и поезд»

Дидактическая игра «Встреча на лесной полянке»

Пальчиковая игра «Ежик»

Диагностический инструментарий для выявления уровня и качества усвоения программного материала детьми третьего  года жизни

  1. Изучение особенностей развития словаря ребенка.        

Задачи: выявить наличие в активном словаре ребенка слов, обозначающих  диких и домашних животных, где они живут, чем питаются.                

Методика: показать детям картинки с изображением животных – корова, лошадь, коза ,овечка , волк, белка, лиса, жираф, лев, тигр, обезьяна.

Вопросы:  Кто это?   Где живет? Чем питаются?

Если ребенок затрудняется с ответами предложить ему показать  определенное животное, задать дополнительные вопросы.

Высокий —  называет всех животных, как называется их дом, чем питается.

Средний — называет  животных, определяет дикие они или домашние. Затрудняется с  называнием места проживания.

Низкий — показывает животных,  затрудняется  в определении места жительства, в типах питания.

2. Изучение  особенностей связной речи ребенка.

Задачи: выявить использование в речи ребенка сложных предложений,         

Методика: Предложить ребенку картинки с изображением профессий летчика, машиниста, строителя.

Вопросы:  предложить внимательно посмотреть на картинку и сказать кто это и что делает.  Если ребенок затрудняется с ответом, предложить ему показать профессию, которую называет логопед.

Высокий — ребенок  говорит  по каждой предложенной  картинке сложным предложением.

Средний  — ребенок  говорит одним словом, отвечает на дополнительные вопросы.

Низкий  —  ребенок отвечает одним словом , отказ от ответов.                        

3. Изучение особенностей восприятия характера музыки и текста.

Задачи: выполнять выразительно и эмоционально движения, соответствующие тексту песни и характеру музыки. Передавать в движениях ритм  музыки и текста.        

Методика:  прослушать музыку или песню и подобрать к ней соответствующие движения: идет медведь, скачет зайка-трусишка, танцует лисичка-сестричка, сердитый волк.  

Прослушать музыку и передать ее ритмические особенности хлопками в ладоши,  игрой на детских музыкальных инструментах (бубен, погремушка, металлофон, барабан).        

Высокий —  выразительно  и эмоционально откликается на музыку различного характера, передает в движениях образы песни или музыки.

Средний —  задание выполняет с помощью взрослого: по словесной инструкции и по показу.

Низкий — задание выполняет после неоднократных показов  педагогом или отказ.                         

Диагностический инструментарий для выявления уровня и качества усвоения программного материала детьми четвертого  года жизни.

  1. Изучение особенностей развития словаря ребенка.        

Задачи: выявить наличие в активном словаре ребенка слов, обозначающих   животных, их части производимые действия.                

Методика: показать детям картинки с изображением животных – корова, лошадь, коза, овечка , волк, белка, лиса, жираф, лев, тигр, обезьяна.

Вопросы:  Кто это?   Что делает? Что это у данного животного?

Если ребенок затрудняется с ответами предложить ему показать  определенное животное, задать дополнительные вопросы.

Высокий —  называет всех животных, части тела, действия.

Средний — называет  не всех животных, затрудняется в назывании действий.

Низкий — показывает животных,  затрудняется  в  показе частей тела,         не называет действия.

2. Изучение  особенностей связной речи ребенка.

Задачи: выявить использование в речи ребенка  предложений, соотнести свои высказывания с сюжетом картинки.         

Методика: Предложить ребенку картинки с изображением профессий:  шофера, доктора, повара.

Вопросы:  предложить внимательно посмотреть на картинку и сказать: Кто это и что делает.  Если ребенок затрудняется с ответом, предложить ему показать профессию, которую называет логопед.

Высокий — ребенок  говорит  по каждой предложенной  картинке  предложением.

Средний  — ребенок  говорит одним словом, отвечает на дополнительные вопросы.

Низкий  —  ребенок отвечает одним словом, отказ от ответов.                        

3. Изучение особенностей восприятия характера музыки и текста.

Задачи: выполнять выразительно и эмоционально движения, соответствующие тексту песни и характеру музыки. Передавать в движениях ритм  музыки и текста.        

Методика:  прослушать музыку или песню и подобрать к ней соответствующие движения: идет медведь, скачет зайка-трусишка ,танцует лисичка-сестричка, сердитый волк.  

Прослушать музыку и передать ее ритмические особенности хлопками в ладоши,  игрой на детских музыкальных инструментах (бубен, погремушка, металлофон, барабан).        

Высокий  —  выразительно  и эмоционально откликается на музыку различного характера, передает в движениях образы песни или музыки.

Средний —  задание выполняет с помощью взрослого: по словесной инструкции и по показу.

Низкий — задание выполняет после неоднократных показов  педагогом или отказ.                         

Рекомендации по коррекция речи для детей 3-х лет с задержкой речевого развития

Консультация для родителей (школа логопеда «Речевичок»).

Тема: «Рекомендации по коррекция речи для детей 3-х лет с задержкой речевого развития»

В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 1 до 4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка.

Что же ребенок должен уметь к 3-м годам?

  1. Словарный запас детей 3-х лет состоит из 1000 слов.
  2. Ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов (н-р, бибика, аф-аф, ту-ту).
  3. Он умеет строить предложение с соблюдением норм грамматического оформления (н-р, ребенок изменяет слова в речи по числам, одна игрушка; по родам, моя игрушка; по падежам, нет игрушки).
  4. Ребенок 3-х лет может пересказать содержание простой сказки.
  5. Задает много вопросов (возраст почемучки).
  6. Употребляет все части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие.
  7. Ребенок проговаривает свои действия, когда он играет один со своими игрушками.
  8. Говорит: здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо.

Это показатели нормального развития речи, но наша с вами цель своевременно увидеть отклонение в речевом развитии и поэтому хочу обратить ваше внимание на особенности развития ребенка при временной задержки речи.

Задержка речевого развития – замедленное развитие речи у детей до 3-х лет.

Дети с диагнозом ЗРР имеют особенности поведения:

  • Либо гипервозбудимы, либо пассивны.
  • Внимание таких детей неустойчивое, ребенок быстро отвлекается.
  • Игровая деятельность носит монипулятивный характер действий (н-р, возит машинку туда сюда, нет сюжета в игре).
  • Мелкая моторика рук развита слабо.
  • Артикуляционная моторика развита слабо, они не могут точно выполнить движение губами, языком.
  • Они ориентируются в существительных, но названия действий (н-р, идет, бежит, стоит не различают).
  • Активный словарь состоит из 5-10 слов как правило 1, 2-х слогов, н-р, мама, баба, на. Иногда вместо слова ребенок воспроизводит 1 слог – ударный.
  • Они не могут передать интонацию слова.
  • Интересной особенностью их речи является стремление к употреблению открытых слогов (н-р, мяч, мя или мятя).
  • Существительные произносятся со множеством звуковых пропусков (н-р, иня – машина, кука — кукла).

Работа по ранней коррекции речи должна проводится комплексно и в детском саду и дома.

Я приготовила для вас рекомендации по развитию речи детей 3-го года жизни:

Обогащение словарного запаса.

Старайтесь давать определение предметам по их родовой принадлежности, н-р: хлебница – посуда для хлеба, называя слова обобщения: посуда, одежда, мебель, обувь и т.д. Применять их можно в форме просьбы «Сложи свою одежду аккуратно».

На прогулках обращайте внимание детей на растение, цветы, деревья, птиц. Обогащайте словарь ребенка их названиями.

Вводите слова – названия основных цветов, н-р: сейчас наденем красные штанишки; в какую чашку налить чай синюю или белую.

Знакомьте детей со словами, которые обозначают форму предмета: круглый, квадратный, треугольный, овальный, н-р: часы круглые, а кубики квадратные.

Расширяйте понятие размера словами: широкий, узкий; длинный, короткий; высокий, низкий, называя признаки окружающих вещей: длинный карандаш, короткая веревка, высокий человек, низкий куст.

В быту легко познакомить детей с прилагательными, обозначающими разные свойства предметов: холодное мороженое, горячий чай, теплый свитер, сухие носки, чистые руки.

Чем больше малыш умеет делать, тем больше он знает и слов – действий или глаголов. Называть действие выполняемое ребенком нужно точно, с использованием приставок, н-р: воду из чашки перелили, в чайник воду налили, из ведра воду вылили.

Нужно показать разницу между настоящим временем и прошедшим (н-р, мама кашу варит, мама кашу сварила). Помогает усвоению глаголов подвижные игры с речевым сопровождением. Также развивается слуховое внимание, понимание речи, общая моторика, координация движений.

Развитие грамматического строя речи.

Работа над грамматическим строем речи должна стать ведущей в этом возрасте.

Один из главных приемов – беседа при рассматривании иллюстраций к сказкам (н-р, по сказке «Колобок»). Задавайте вопросы: Откуда скатился колобок? С кем сначала встретился Колобок? Просите ребенка отвечать полными предложениями, н-р: Колобок встретился с зайцем.

Большое внимание следует уделить работе над предлогами. При обучении детей пользованию предлогами в речи интонационно выделяют предлог, н-р: игрушка лежит на столе, под столом, убрал со стола.

Развитие связной речи.

В этом возрасте можно говорить лишь о подготовке детей к расказыванию. Дети учатся слушать взрослых. При совместном рассматривании игрушки, взрослый описывает ее, называет основные детали, обращает внимание на его признаки, н-р: мишка плюшевый – большой; у него есть голова, туловище, лапы; на голове ушки, нос, глаза, рот, затем спрашивает какой мишка? Что есть мишки? Покажи где у мишки лапы? Во время разговора игрушка должна находится в руках у ребенка.

Обязательно нужны упражнения мышц артикуляционного аппарата или артикуляционная гимнастика. С ее помощью укрепляются мышцы органов артикуляции и звуки появляются быстрей и звучат более четко.

Развитие дыхания.

Не маловажную роль в развитии речи играет правильная постановка дыхания. Лучше этот делать с использованием игрушек: вертушки, шарики, губные гармошки, дудочки, мыльные пузыри.

Пальчиковая гимнастика.

Очень важна пальчиковая гимнастика, т.к. мелкие мышцы пальцев на прямую связаны с речевым центром, а если она сопровождается стихотворным текстом, то развивается слуховое внимание и умение выполнять действия по инструкции.

Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья.

Очень полезно загадывать детям загадки, они развивают мышление и фонематический слух, т.е. то, без чего не возможно развитие речи.

Хитрая плутовка – рыжая головка
Пушистый хвост краса
Кто это? – лиса

Встает на заре
Поет во дворе
На голове гребешок
Кто же это? – петушок

Какие книги читать ребенку.

Книга должна быть похожа на игрушку, объемная раскладушка большого формата с крупными красочными картинками.

Правила для родителей читать ребенку каждый день!

Важно что читать малышу: обязательно народные сказки:

«Колобок», «Теремок» или сказки в стихах «Мойдодыр», «Айболит», «Муха — цокотуха».

Власова А.А.,
учитель-логопед

 Loading …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *