тематическое занятие осень | МОЯ ЛЯЛЯ
Сегодня, несмотря на то, что на улице весь день льёт проливной дождь, мы вместе с Андрюшей окунулись в прекрасную золотую осень!
Ниже я приведу комплекс игр для детей одного года (некоторые можно предлагать малышам намного раньше). Обращаю Ваше внимание на то, что это не план одного занятия, а комплекс игр, в которые можно играть месяцами. Количество игр в день Вы определяете сами, возвращаетесь к ним, когда хочется Вам и Вашим малышам.
Знакомство с понятием «осень»
Подносим ребенка к окну и описываем происходящие природные явления: деревья жёлтые или без листочков, идёт дождь, дует ветер или светит солнце, если летят птицы – обращаем на это внимание. В ходе рассказа несколько раз повторяем – «Сейчас осень!».
Из нашего окна сегодня был виден дождь. Мы дотрагивались пальцами до стекла и говорили вместе «кап-кап!». Так же я обратила внимание сына на ветер – «Ветер дует – ууууу! Как дует ветер?». Сын повторял. Подобным образом можно заниматься после 3 месяцев – знакомя ребенка с гласными звуками.
Творчество
Увиденный дождь мы решили отразить на листе бумаги. Мольбертом юного художника послужил лист из многоразовой водной раскраски Fix Prais – отличное подспорье для первых шедевров малютки. Ручки мы смачивали при помощи опрыскивателя для цветов.
Мы дотрагивались мокрым пальчиком бумаги, и когда оставался след говорили слово «кап».
Дыхание
Здесь мы почувствовали себя в роли ветра. Я на принтере распечатала различные вариации осенних листьев, склеила так, чтобы рисунок был с двух сторон, прикрепила к ним нити и подвесила на люстру. Андрюшке очень нравится дуть на листочки, приводить их в движение.
К слову сказать, дыхательные упражнения мы начали делать, когда сыну было около девяти месяцев. А началось все так: к крещению Андрюши я сделала по такому же принципу гирлянду из ангелов на люстру. Сын с интересом наблюдал, как они колышутся при открытом окне. Тогда я стала дуть на них сама, очень быстро ко мне присоединился ребенок. Первое время сын заливисто хохотал, когда у него получалась силой дыхания управлять фигурками.
Мелкая моторика
Один из признаков осени – падение листьев. Чтобы наглядно показать ребенку этот процесс, я распечатала изображение дерева с небольшим количеством листьев. Сверху, на рисунок выложила листочки из ткани (подобные продают в отделах для творчества и магазинах тканей). Как мы играем с листочками я писала в статье «Развитие мелкой мотрики или Как заниматься, если ребенок все тянет в рот?». Андрюша сразу сообразил, что к чему, и стал кидать листочки на пол.
Логоритмика
Нижеприведенный стихотворный текст кому-то может показаться несуразным. Поясняю: все логоритмические песенки и стихи я придумываю конкретно для своего ребёнка, используя в тексте те слова, звуки и звукоподражания, которые доступны сыну для повторения. Сегодня у нас песенка про осень:
Птицы улетают (машем ручками, имитируя полет птиц)
Пока! Пока! Пока! (машем кистью вверх-вниз (жест прощания))
Листья опадают (плавные движения кистей)
Вот так! Вот так! Вот так! (приседаем)
Ветер их уносит –
Ууууу! (прямые руки перед собой водим из стороны в сторону)
«Осень наступила!» —
Тихо я шепчу. (указательный палец подносим к губам, шепчем)
Дождик за окошком
Капает кап-кап! (хлопаем в ладоши)
В резиновых сапожках
Я пойду. Вот так! (шагаем на месте)
Знакомство с окружающим миром. Осенние дары
Сегодня на повестке дня у нас два героя: орех и тыква! Большее количество даров осени включать не стала, будем знакомиться с ними постепенно, благо осеннего времени еще много.
Нам крупно повезло – накануне дедушка привез большую тыкву. Её мы сегодня и нюхали, и гладили, и смотрели, какая она большая! После я показала тыкву на карточках, для лучшего соотнесения, причем два разных сорта – вытянутую, как у нас, и круглую, какие чаще можно встретить в книгах для детей (про ту же Золушку!). На обед мы полакомились кашей с тыквой (ели впервые). Когда сын ел, я несколько раз ему напомнила, что это каша с тыквой.
С грецким орехом мы уже были знакомы.
В этот день мы его сравнивали с тыквой: тыква большая, а орех маленький, тыква гладкая (у нас была гладкая), а орех нет. Затем и орех занял почетное место с соответствующими карточками.
Небольшое оступление: изучать понятия «Большой-маленький» отлично помогает сказка «Три медведя». Обратите внимание на статью «Сказка-игра «Три медведя».
Массаж ладоней
Для массажа нам понадобится грецкий орех. Для орехового массажа я придумала вот такой стишок:
Солнце вышло из-за тучки (ладонь ребенка направлена вверх, выносим орех снизу, из-под кисти)
Бух! – орешек прямо в ручку! (кладем орех в центр ладони ребенка)
По ладошке – кать-кать-кать! (катаем орех по ладони)
И за тучку снова спать! (прячем орех под ладонь)
Артистизм
Предлагаем малышу покружиться как листочки. Если малыш еще маленький и не умеет ходить – берем его на руки и качаемся из стороны в сторону – имитируем осенние деревья.
Лепка
Мама катает шарики из теста, прикладывает их хаотично к листу бумаги. Затем пальчиком малыша прижимаем шарики к бумаге. Голубые кусочки теста могут символизировать дождь, желтые и красные – летящие листья.
Андрей лепку пока не воспринимает, поэтому это задание мы отложили на потом.
Аппликация
Подготавливаем заранее тучки из синей бумаги и белый лист. Мама обрабатывает клеем-карандашом тучки, ребенок – прижимает аппликацию ладонью.
Игры с прищепками
К картонной тучке крепим прищепки (капельки). Задача малыша – снять все прищепки (падают капельки).
Другой вариант этой игры — к силуэту дерева из картона присоединяем прищепки-листочки (снимаем прищепки – листья осыпаются).
Закрепление знаний
На прогулке обращаем внимание на опавшие желтые листья, голые деревья, улетающих птиц, холодный осенний ветер и капли дождя. Здорово, если вы позволите малышу в резиновых сапожках пробежаться по луже, собрать букет из осенних листьев, пройтись по опавшей листве, ощущая великолепный аромат осени!
СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ
Дорогие друзья!
Напоминаю, что материалы авторские!
Предоставляются только для личного использования!
В коммерческих целях использование материалов ЗАПРЕЩЕНО!!!
Выкладывать материал на своих сайтах, блогах, группах и т.д. без активной ссылки на мой сайт и без моего согласия НЕЛЬЗЯ!!!
С уважением, Оксана Иващенко!
Возможно, Вам будет интересно:
Комплексное коррекционно-развивающее занятие на тему «Осень в гости к нам пришла»(для детей раннего младшего возраста
Тематическое занятие «В гости осень к нам пришла»
( комплексное коррекционно-развивающее занятие для детей раннего и младшего возраста).
Цель. Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений, активизация внимания.
Оборудование. Большой зонт, магнитофон, кассеты с записями спокойной музыки, шума дождя, рельефные дорожки, пульвилизатор, синие пластмассовые шарики, контейнер с водой.
Раздаточный материал:
кленовые листья, подвеска из маленьких кленовых листьев для упражнения на дыхание, маленькие подушки-игрушки; альбомные листы с изображением тучки, пальчиковые краски, влажные салфетки.
Педагог здоровается с детьми и предлагает посмотреть, что происходит за окном. Он обращает внимание малышей и мам на предметы осени (желтеющие листья, пасмурное небо, на льющийся дождик).
Педагог: Представьте, что мы идем гулять в осенний лес. Внимательно слушайте слова. Старайтесь двигаться дружно.
Зашагали ножки — топ-топ-топ —
Прямо по дорожке: топ-топ-топ.
Ну-ка веселее: топ-топ-топ.
Вот как мы умеем: топ-топ-топ.
Побежали ножки
По ровненькой дорожке,
Убегают, убегают,
Только пяточки сверкают. Имитация движений по тексту.
Ребята, посмотрите , вот и пришли мы с вами в осенний лес. Смотрите, сколько на полянке лежит осенних листочков . .Давайте, поднимем и поиграем с ними.
Ход занятия:
Педагог: Ребята, вот и пришли мы с вами на лес. Смотрите, какие деревья здесь растут, и на полянке листья лежат. Давайте поднимем листочки. Дети вместе с мамами берут в руки листья.
Пришла осень — пора листопада, ветер сорвал листочки с деревьев, и они закружились, а мы вместе с ними.
Включается кассета с записью спокойной музыки. Мамы в паре с детьми кружатся с листочками в руках.
Листопад, листопад,
Листья желтые кружат,
Под ногой шуршат, шуршат.
Скоро станет голым сад. (Листочки подбросить вверх.)
Игра «Собери листочки»
Педагог:
Ребята, а посмотрите, листочки у нас разные по цвету, одни листики желтые (педагог берет и поднимает желтый лист, а другие листочки красного цвета. Вот сейчас мы с вами будем их собирать. Желтые листики соберем в желтую корзинку, а красные в красную.
Дыхательная гимнастика «Подуй на листики»
Педагог: Ребята, а посмотрите, у меня есть еще и вот какие красивые маленькие листочки. Показывает маленькие листики, подвешенные на нитку в виде гирлянды. Мы с вами собирали большие листочки. Где они ? Покажите пальчиком.
А сейчас будем дуть вот на эти маленькие листики. Посмотрите, как делаю это я. Губки вытянули в трубочку и подули, как ветерок. Молодцы!
Игра «Солнышко и дождик»
Включается фонограмма записи звука дождя.
Педагог:
Ой, слышите, дождик льется. Давайте, спрячемся под зонтик.
Малыши с мамами бегут под зонт, который держит кто-нибудь из взрослых, и прячутся под ним. Можно барабанить пальцами по поверхности зонта, имитируя звук дождя или слегка обрызгивать зонт из пульвилизатора. Шум дождя прекращается и звучит веселая плясовая музыка.
Дождик закончился, солнышко выглянуло, пойдемте гулять.
Звучит веселая, плясовая музыка.
Игра повторяется 2 раза.
В конце игры педагог предлагает детям потрогать зонт ладошками.
Педагог: Посмотрите, какой наш зонтик мокрый. Дождик его намочил. Мы потрогали ручками зонт и они стали тоже мокрыми.
Физкультминутка «Дождик»
Капля первая упала — кап! Мама указательным пальчиком ребенка касается его
И вторая прибежала — кап! другой ладошки.
Мы на небо посмотрели, Вместе смотрят вверх, стоя рядом.
Капельки «кап-кап» запели,
Намочили лица.
Мы их вытирали. Мама своей ладошкой вытирает лицо ребенка,
ребенок вытирает лицо мамы своей ладошкой.
Туфли, посмотрите, Показывают руками на ноги и смотрят вниз.
Мокрыми вдруг стали.
Плечами дружно поведем Вместе выполняют движения плечами.
И все капельки стряхнем.
От дождя убежим, Мама берет за руку своего ребенка, и все бегут
Под зонтом посидим. под большой зонт, который открыл педагог.
Игра «Собери капельки»
На ковре рассыпать синие мячики.
Педагог: Ребята, смотрите, какие синие шарики.
Второй педагог: Это не просто шарики, а это шарики-капельки. Сейчас мы их будем
бросать в лужу (синий, пластмассовый контейнер).
Пальчиковая гимнастика
Паучок
Пау-паучина Поглаживаем ладонь другой рукой
Паутинку шил. Делаем пальчиком круговые движения по ладони
Вдруг закапал дождик, постукиваем пальцем , то по одной ладошке, то по другой.
Паутинку смыл. Мягко поглаживаем ладошки
Солнышко всходит, Показываем широко расставленные упругие пальчики
Стало припекать. Трем ладони.
Пау-паучина Снова указательным пальцем круговые движения.
Трудится опять.
Рисование пальчиками «Тучка »
Дети садятся за столы. Педагог раздает краски и листы с изображением тучки.
Педагог: Посмотрите, ребятки, какая синяя тучка. Сейчас мы с вами обмакнем указательный пальчик в синюю краску и нарисуем под тучкой дождик, синие капельки, которые льются с тучки.
После рисования педагог прощается со всеми до следующей встречи.
План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Тематическое осеннее развлечение для детей 2-3 лет
ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС
(Тематическое осеннее развлечение)
Цели: развивать восприятие речи взрослого, звукоподражание; имитацию движений, соответствующих слову воспитателя; развивать воображение, память, мышление; развивать координацию движений, ориентированию в пространстве; оздоровление детей, проведение дыхательной гимнастики; подпевание песен, рассказывание стихов вместе с воспитателем.
Методические приемы: сюжетный рассказ взрослого, предвосхищающий действия детей.
Ход развлечения
Гудок паровоза «ту-ту».
Воспитатель. Ребята, сегодня мы поедем в осенний лес на паровозе.
Игра «Паровоз», сопровождаемая песенкой «Загудел паровоз», муз. З. Компанейца, сл. О. Высоцкой. Дети подпевают, повторяют «чух-чух», «чох-чох».
Воспитатель. Мы приехали на лесную полянку, выходите и посмотрите, как здесь красиво! Посмотрите, какой ковер из осенних листьев. Какого цвета листочки в осеннем лесу?
Воспитатель помогает, если ребенок затрудняется.
Воспитатель. Ребята, а давайте возьмем в руки по листочку и станцуем танец?!
Воспитатель вместе с детьми исполняет танец под песню Ляйли Хисматуллиной «Листики дубовые».
Воспитатель. А вот ручеек течет, перешагните через него, только не намочите ножки в водичке.
Дети по очереди перешагивают через ручеек и оказываются среди елочек и березок. Воспитатель предлагает детям подышать чистым лесным воздухом (дыхательная гимнастика).
Воспитатель. Под большой елочкой сидят зайцы, которые хотят поиграть с ребятами. Играем в игру «Зайцы серые сидят».
Идем по лесу дальше. Вдруг поднялся сильный ветер. Как дует ветер? У-у-у! Деревья закачали веточками.
Игра. Дети машут руками, поднятыми вверх.
Воспитатель. Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер, тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Ветер утих и птички, которые прятались в ветвях маленькой елочки, полетели. Как птички летят?
Игра «Птенцы летят и машут крыльями».
Воспитатель. А вот под этими деревьями спит мишка (игрушка). Давайте его разбудим и поиграем с ним.
Мишка, мишка, полно спать,
Выйди к нам поиграть.
Здесь нас много – ты один,
Спать тебе мы не дадим.
Воспитатель. А теперь простимся с мишкой. Он останется в лесу, а нас зовет паровозик – ту-ту!
Дети садятся в паровоз и возвращаются в группу.
Занятие на тему осень
- Подробности
- Автор: Наливайкина Людмила
- Опубликовано 10 Август 2017
Продолжаем проводить занятие на тему «Осень». В этой статье — третий день осенней тематической недельки. Ссылки на предыдущие дни занятия: День первый, День второй.
Простые детские стихи про осень.
Почитаем с малышом короткие и простые детские стихи про осень. Чтобы ребенок не заскучал, я сделала презентацию с красочными осенними картинками к стихам. Скачать ее можно по этой ссылке. Презентация открыта к редактированию (можно что-то менять по своему вкусу), поэтому если вы случайно открыли ее «не в том режиме» —
Веселая гимнастика «Осенние листики».
Мы — осенние листочки. (Машем головой вправо-влево.)
Мы на веточках сидели. (Медленно поднимаем руки вверх, затем плавно опускаем вниз.)
Дунул ветер – мы цепочкой (Дети поворачиваются в сторону водящего.)
Друг за другом полетели. (Бегаем по комнате за мамой на носочках.)
Полетели, полетели,
И на землю сели. (Присаживаемся на корточки.)
Ветер снова набежал (Встаем на носочки, тянемся вверх руками.)
И листочки все поднял,
Повертел их, покрутил, (Кружимся вокруг себя на месте.)
И на землю опустил. (Снова садимся на корточки.)
Я ужасно не люблю учить стихи к пальчиковым играм и гимнастикам. Поэтому, если нужно провести «стихотворное преставление», я просто пишу текст стиxа крупными буквами на листе А4 и располагаю его на видном месте — шапаргалка для веселой гимнастики готова!
Учимся считать.
Распечатываем таблицу и карточки (там все очень просто, поэтому если нет принтера, все можно нарисовать вручную, уж листочки желтым карандашом сможет нарисовать любая мама ). Их можно скачать здесь.
Таблица:
Работа с таблицей:
Считаем листочки, водя по ним пальчиком ребенка или указкой. Листочки расположены традиционной лесенкой – в такой форме легче всего усвоить отличия одного числа от другого. Хорошо бы повесить такую таблицу на стену в комнате и периодически пересчитывать листья с малышом. Для непосед, которым ну очень скучно считать какие-то там листочки (моя дочь именно такая), можно сделать сказочную инсценировку. Пусть в гости придет ежик или зайчик, заинтересуется табличкой и весело посчитает листочки (мы например рассказывали сказку, в которой ежик пришел к гости к зайчику (мягкие игрушки), и зайчик рассказал как он ходит в лесную школу и учит там математику. Ежик заинтересовался и попросил научить его считать, что звери и сделали, используя таблицу).
Закрепление темы «урожай».
Осень — это время сбора урожая, закрепляем эту тему в развивающей игре.
Понадобятся настоящие овощи и фрукты, которые есть в доме. Попробуйте поиграть именно с настоящими овощами и фруктами, а не с их имитациями — детям это очень нравится.
Если есть необходимость – проговариваем названия овощей (хотя наверное в возрасте 2-3,5 года это уже пройденный этап ).
Затем сажаем их в огород (складываем вместе на полу):
Закапываем (накрываем полотенцем).
Поливаем (понарошку конечно же ).
Светим солнышком — закрепляем в сознании, что для произрастания живого нужно солнышко (мы взяли желтую подушку, которой потрясли над огородом). Можно взять все что угодно желтое или посветить фонариком.
Наконец пришла пора собирать урожай – осень же! Собираем его так: малыш просовывает руку под полотенце, нащупывает там овощ или фрукт и, не вытаскивая, должен определить «на ощупь» что за овощ он нашел.
Эта игра развивает сенсорику (думаю что и логика тут тоже хорошо работает ).
Осенний магазин.
После того, как мы собрали все овощи из огорода (из предыдущей игры) устраиваем осеннюю ярмарку урожая — покупаем и продаем осенние овощи и фрукты. Вместо денег – карточки с листочками (картошка стоит один листик, морковка – два листика и т.п.). Вместо карточек можно использовать настоящие монетки. Пусть продавцом будет веселый ежик или зайчик (мягкая игрушка), а покупателем малыш.
Когда мы играли, я выложила карточки с листиками в ряд перед «прилавком» в возрастающем порядке, чтобы ребенку было легче в них сориентироваться:
В нашем возрасте (2 и 11) мы уверено считаем только до двух. Счет до трех-четырех – пока только осваиваем – видно ребенок еще не готов (у нас очень хорошо усваивается счет, если мы играем с монетками в магазин). Но в этой игре с числом «три» стало получше — Даша довольно уверено стала находить три листочка (наверное благодаря предыдущим играм в магазин), и даже четыре листочка без подсказки самостоятельно нашла (я удивилась! Ведь 4 мы еще не проходили ! Видно сообразила сама, поскольку карточки 1,2,3 не подошли под описание).
Прогулка по осеннему лесу – веселая зарядка:
1. «Поворот головы вправо-влево». Прогуливаясь по лесу, смотрим в стороны – какой наш осенний лес?
2. Работаем над силой голоса, «разминаем артикуляционный аппарат»:
Превратимся в осенний ветерок и тихо-тихо подуем (тихим голосом) «у-у-у-у». Листочки на деревьях (пальчики) чуть-чуть шевелятся.
Подуем как сильный ветер «У-у—у!» — громко! Деревья закачались от такого сильного ветра (подняли руки вверх и закачались как деревья).
Мы заблудились в лесу, кричим «Ау!». Сначала кричим тихо, потом погромче, потом совсем громко!
Подошли к берлоге медведя. Мишка уже готовится к зимней спячке. Он зевает! (открываем и закрываем рот несколько раз).
Собираем осенние ягоды в лесу (имитируем движения пальцев). Пробуем ягодки (делаем жевательные движения).
Как весело и хорошо в лесу (улыбаемся!)
По дороге нам повстречался хомячок! У, сколько зернышек он набрал за щеки (надуваем щечки как у хомячка!)
Вот белочка грызет орешки! (стучим зубами).
Но белка испугалась нас и убежала – только хвостиком махнула (язычок машет, как беличий хвостик – высовываем язычок между зубами, шевелим язычком как хвостиком).
Белочка решила угостить нас орешками. Мы орешки погрызли (снова стучим зубами), а после орешков нужно почистить зубки!!! (обводим языком верхние и нижние зубы).
Поделка «Осеннее дерево из листочков».
Выполнена в технике аппликация, листопад на земле — салфетки и туалетная бумага («рвем и мнем комочки»).
Это последний день развивающей недельки «Осень». Напоминаю, что остальные части занятия на осеннюю тему можно найти здесь: День первый. День второй.
Удачи Вам в Ваших развивающих играх!
Понравилось занятие? Не забудьте отложить в закладки, использовав кнопку своей любимой социальной сети.
Добавить комментарий
План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект комплексного игрового занятия «Золотая осень» Открытое мероприятие
Конспект комплексного игрового занятия
«Золотая осень»
Открытое мероприятие
Составила и провела: Коршунова О.А.
Воспитатель отделения « Кроха»
ГБУ СРЦ «Вера»
Санкт-Петербург 2017 год
Программное содержание:
- Закреплять знания детей о времени года – осени, её особенности, приметы и природные явления.
- Развивать связную речь, побуждать детей к собственным высказываниям.
- Развивать память и логическое мышление при помощи мнемотаблицы.
- Упражнять детей в практическом усвоении конструкций сложносочинённого предложения с союзом «И».
- Развивать эмоциональную отзывчивость и двигательную активность с помощью подвижных дидактических игр.
- Формировать умение ориентироваться в пространстве, выполнять движения по показу, развивать умение координировать речь с движением.
- Воспитывать желание помогать природе, бережно относиться к объектам природы, совершать добрые поступки.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, способствовать налаживанию положительных эмоциональных контактов между детьми.
- Развивать потребность в самопроявлении и самовыражении, способность к сотрудничеству с детьми и взрослыми.
- Развивать умение сосредоточенно и целенаправленно заниматься, чувствовать себя равноправными членами детского общества и осознавать себя частью коллектива.
Материалы:
кленовый венок, маски: дождик, ветер, гриб, листок, птичка, ягода, солнышко; мнемотаблица для рассказывания стихотворения; волшебная палочка, кисточка, игра И.А.Чистяковой «Солнышко проснулось»; картонные грибы; корзинка; картонные капельки; бумажные кленовые листья; фонограмма.
Ход занятия:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы полетели,
Если небо хмуро, часто дождик льётся
Это время года осенью зовётся.
Воспитатель: У осени особенный характер. Она бывает солнечная и ласковая, добрая и весёлая. А может быть хмурой и холодной, сердитой и раздражительной. А то вдруг примется плакать. Капризная и непостоянная осень. Давайте расскажем про осень красивое стихотворение.
Воспитатель достаёт мнемотаблицу и вместе с детьми рассказывает стихотворение «Золотая осень».
Ребята, сегодня у нас день превращений, я буду золотой осенью (Воспитатель надевает венок из кленовых листьев на голову).
Посмотрите, какой у меня красивый венок. У осени есть волшебная палочка, взмахнёт на деревья и покрасит их в золотой, жёлтый, красный цвет. Хотите, чтобы осень вас тоже в кого-нибудь превратила?
Дети: Да.
Воспитатель: Сейчас я взмахну волшебной палочкой, и вы превратитесь в помощников осени. Ведь она одна не справится со своими делами. Воспитатель взмахивает палочкой и одевает детям на головы маски.
Первый помощник дождик – Петя.
Второй помощник ветерок – Артём.
Третий помощник грибок – Белек.
Четвёртый помощник листок – Настя.
Пятый помощник птичка – Миша.
Шестой помощник ягодка – Кристина.
Седьмой помощник солнышко – Олеся.
Воспитатель: И мы сегодня узнаем, чем же вы сможете помочь золотой осени. Давайте сейчас с вами отправимся в путешествие в осенний лес.
Дети: Давайте.
Дети идут за воспитателем к «солнышку» и выполняют упражнение с движениями. На полу обозначение солнца с лучиками, у каждого лучика лежит сюжетная картинка.
Воспитатель: По солнышку, по солнышку Дети идут по кругу
Дорожкою лесной.
Идём по мягкой травушке Идут на носочках
Осеннею порой.
Шуршат листочки жёлтые, Трут ладони друг о друга
Порхают на ветру. Машут руками
Мы много интересного
Найдём сейчас в лесу. Разводят руки в стороны
Дети останавливаются напротив солнечных лучей.
Воспитатель: Что же мы видим на полянке? Дети отвечают.
Солнышко выглянуло и всем стало веселей.
Хотите поиграть с солнышком? Когда солнышко просыпается, обязательно что-то происходит. И мы сейчас узнаем, кому же помогает солнышко.
Мы будем составлять красивые предложения, и начинать их со слов «Солнышко проснулось». А составить предложение нам поможет маленькое слово «И».
Воспитатель приводит пример: «Солнышко проснулось, и зайчик вышел пощипать травку». Проводится игра И.А.Чистяковой «Солнышко проснулось».
Дети начинают по очереди составлять предложения по предложенным сюжетным картинкам.
-Солнышко проснулось и лошадка побежала гулять.
-Солнышко проснулось и девочка стала делать зарядку.
-Солнышко проснулось и петушок запел песенку.
-Солнышко проснулось и птичка вылетела из гнезда.
-Солнышко проснулось и расцвели цветочки.
-Солнышко проснулось и ребята пошли гулять.
-Солнышко проснулось и зайчик начал грызть морковку.
Воспитатель: Молодцы мои помощники, порадовали вы осень, очень красивые предложения у вас получились. Солнышко хочет вас поблагодарить, закройте глазки и солнечные лучики вас погладят.
Дети закрывают глаза, воспитатель подходит к каждому ребёнку и гладит кисточкой (по щеке, по носу, по шее, по руке, по лбу).
Воспитатель: Туча прячется за лес, смотрит солнышко с небес.
Если б мы его достали, мы б его расцеловали!
Посылаем воздушный поцелуй солнышку.
Скажем солнышку « Спасибо, солнышко» Говорят все дети.
Воспитатель: Но, осень капризная. Вдруг закрыли небо тучи, начал капать дождь колючий. Давайте спрячемся от дождика.
Дети садятся на стулья.
А когда идёт дождик, в лесу происходит чудо. Какое чудо, ребята, может быть вы знаете?
Дети отвечают: вырастают грибы.
Воспитатель: И у нас на полянке выросли грибы.
Воспитатель раскладывает картонные грибы.
Вот тут — то осени помощники очень нужны. А какие и зачем вы можете сказать?
Дети: — дождик нужен, чтобы грибы подросли,
— ветерок нужен, чтобы с грибочков слетели опавшие листочки,
— солнышко нужно, чтобы грибы быстрей выросли.
Воспитатель задаёт наводящие вопросы, стимулирующие ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы много знаете.
Сейчас я вам раздам дождевые капельки и мы поиграем с дождиком. Воспитатель раздаёт картонные капельки. Включает музыку. Дети на носочках ходят между грибами. Как только музыка заканчивается – закрывают капельками грибы.
Воспитатель: Молодцы мои помощники, помогли грибочкам, теперь они будут ещё лучше расти. А сейчас грибок, солнышко, птичка и дождик соберут грибы в корзинку.
Дети собирают грибы в корзинку.
Воспитатель: Ну что мои детки, давайте ещё раз пройдёмся по нашему осеннему лесу.
Дети встают и вместе с воспитателем выполняют речевую гимнастику.
Мы шли, шли, шли Шагают
Много клюквы нашли Разводят руками
Раз, два, три, четыре, пять Хлопают в ладоши
Мы опять идём искать.
Стихотворение повторяется несколько раз с заменой слов: много листьев, много шишек, много деревьев, много птичек.
Воспитатель задаёт наводящий вопрос: «Что ещё можно найти в лесу?»
Дети отвечают.
Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь покажите мне свои ручки и закройте глазки, я хочу с вами ещё поиграть.
Ветер с листьями играет,
Листья с веток обрывает.
Листья жёлтые летят
Прямо на руки ребят.
Воспитатель раздаёт детям кленовые листья, включает музыку П.Мориа «Осенняя сюита». Дети выполняют танец под музыку. После танца отдают листья воспитателю. Садятся на стулья.
Воспитатель: Наше путешествие закончилось, сейчас я взмахну волшебной палочкой и вы опять превратитесь в детишек.
Воспитатель снимает маски с детей.
Молодцы ребята, вы сегодня сделали много добрых дел, помогли мне навести в лесу порядок: и листики собрали, и грибочки вырастили, и солнышко позвали. Очень вы меня порадовали. И я вам принесла осенние угощения из леса, они очень полезные для здоровья. Вот вам спелые орешки и волшебные ягодки, которые вам помогут быть всегда здоровыми и сильными.
По желанию дети могут зарисовать свои впечатления на бумаге.
Заранее можно подготовить листы бумаги, кисти, стаканчики с водой и краски.