Занятие про осень с детьми дошкольного возраста – План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему «Осень»

Содержание

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему «Осень»

Занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему «Осень».

 

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
1 Учить детей называть приметы осени, изменения в природе. 
2 Закрепить навык образования прилагательного от существительного и наречия.
3 Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
4 Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук
Материалы: картины с изображением осени, мягкая игрушка-зайчик, шапочка- лисичка, шкатулка, краски, лист бумаги А3, губки, листочки пластиковые.

 

Ход занятия:

 

Воспитатель: Дети, скажите, с каким настроением вы сегодня пришли в детский сад?
Дети: С весёлым, хорошим.
Воспитатель: Я очень рада. Послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.
Отрывок из рассказа О.Иваненко «Спокойной ночи»
«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто — то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»
— Ребята, о каком времени года здесь говорится? (об осени) ( открываю картины)
— А как вы догадались? (трава пожелтела, птицы стали улетать)
Правильно, Мы сегодня поговорим об осени. Вот и кончается осень! Много радостных, ярких красок принесла она нам. Давайте еще раз вспомним замечательные стихи про осень. 
«Игра с листочком» Вы знаете стихотворения об осени и сейчас их расскажете, рассказывать будете тогда, когда остановится музыка и у кого листочек окажется в руках.
Воспитатель: Молодцы, дети.
Вдруг раздается стук в двери. 
Воспитатель: Кто-то к нам пришел. Заходит зайчик с письмом. 
Воспитатель: Посмотрим кому и от кого же это письмо?(читает)
Детский сад « Солнышко» 
Письмо детям старшей группы « Радуга» .
Ребята, это письмо нам.
От кого же? Заячья поляна леса, от зайчиков.
Что же они пишут? Что случилось?
«Здравствуйте, дети! На нашей заячьей полянке состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение, пора-ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одни считают, что пора, а другая говорит, что рано. Мы не знаем, что нам делать. Посоветуйте! Ведь менять шубки дело для зайцев не простое ».
Вопрос даже очень интересный. Ты зайчик пришел вовремя. Мы с ребятами как раз говорим об осени. Дети, поможем зайчикам? Мы постараемся ответить и помочь зайчикам принять правильное решение.
Прежде всего давайте вспомним какие осенние месяцы вы знаете? (ответы детей)
Что происходит с природой осенью? 
Как называется явление, когда опадают листья?
Какого цвета листья бывают осенью? 
Как готовятся к зиме звери? (Звери строят норы, делают запасы. Барсуки собирают коренья, белочки делают запасы в дуплах. Зайцы начинают менять шубки, кроты и мыши собирают колоски.)
Как готовятся к зиме птицы? ( Птицы начинают улетать в теплые края.)
Все птицы улетают? Как мы называем птиц которые остаются?
Ребята, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды вы знаете?(ранняя, середина, поздняя)
Чем отличается середина осени от ранней осени? поздней?
Осень бывает разная, говорят даже, что на самом деле есть две осени. Одна — осень радостная, яркая, богатая урожаем, её ещё называют «Золотой», а другая — грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, поникшей, опадающей листвой, холодными ветрами, ночными заморозками, первым снегом. Этот период года зовут поздней осенью.
Какая погода бывает осенью?
Дидактическая игра « Скажи какая»
— Когда светит солнце- солнечная
— Когда идет дождь- дождливая,
-Когда дует ветер – ветренная,
— Когда холодно – холодная,
— Когда пасмурно – пасмурная,
— Когда сыро – сырая,
— Когда хмуро – хмурая,
-Когда ясно – ясная.
Молодцы!
Музыкальная физминутка: « Зайчики и лисичка»
Дидактическая игра: « Соберем приметы»
Издревне люди копили народные мудрости: пословицы и приметы всех времен года. Мы с вами тоже знакомились и знаем приметы и пословицы об осени.
В круг ребята становитесь,
Крепко за руки держитесь,
Мы шкатулочку возьмем,
И приметы соберем.
Дети берут копилочку и называют приметы:
« Коли ясно, то и осень прекрасна.
Осень идет и дождь за собой ведет.
Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.
Красна весна цветами, а осень пирогами.
Гром в сентябре- теплая осень.
Большие муравьиные кучи к мягкой зиме.
Когда гусь улетает – снег выпадает.
Дети вы все очень хорошо говорили, наша шкатулочка пополнилась народными пословицами и наблюдениями. Мне очень понравились ваши ответы. Вы много знаете об осени. Присаживайтесь.
Итерактивная игра: « Что лишнее»
Игра « Да или нет», объясним зайчику, что бывает осенью 
Осенью растут грибы? (да) 
Тучки солнце закрывают? (да) 
Колючий ветер прилетает? (да) 
Туманы осенью плывут? (да) 
Ну, а птицы гнезда вьют? (нет) 
А букашки прилетают? (нет) 
Урожай все собирают? (да) 
Птичьи стаи улетают? (да) 
Часто-часто льют дожди? (да) 
Достаем ли сапоги? (да) 
Можно детям загорать? (нет) 
Ну, а что же надо делать? 
Куртки, шапки одевать? (да) 
Очень хорошо, молодцы!
Ну что ж ребята, теперь подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.
«Заканчивается последний осенний месяц. Наступают холода. Опали листья с деревьев. Перелетные птицы улетели в теплые края. Насекомые спрятались. Пора и вам зайцы менять шубки серые на белые.»
Я рада. Что мы с вами нашли убедительные доказательства.
Давайте. Еще раз вспомним и полюбуемся красотой осенней природы
( показ слайдов, звучит музыка Пьеса «Октябрь. Осенняя песнь» П.И. Чайковского из цикла «Времена года» )
Дидактическая игра: «Осенние слова» 
Многие поэты, композиторы, художники любили это прекрасное время года, они писали стихи музыкальные произведения и картины об осени. Мы с вами тоже нарисуем вальс осенних листьев, порадуем себя и зайчиков, отправив им нашу картину. Много радостных, ярких красок принесла нам осень. Давайте, придумаем для осени такие же яркие и радостные слова. Осень, какая? Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени и нарисовать листочек в осеннем вальсе. ( Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая — творческая работа детей в коллективном выполнении картины « Вальс осенних листьев» в нетрадиционной технике рисования штампом под музыку пьеса «Октябрь. Осенняя песнь» П.И. Чайковского из цикла «Времена года» )
Итог занятия
— Ребята, Вы сегодня молодцы! Отлично показали свои знания, помогли зайчатам. Давайте проводим зайчика с вашим ответом зайчишкам и подарками. А я хочу угостить вас и остей дарами осени с моего сада – грушами. Спасибо!Занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему «Осень».

 

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
1 Учить детей называть приметы осени, изменения в природе. 
2 Закрепить навык образования прилагательного от существительного и наречия.
3 Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
4 Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук
Материалы: картины с изображением осени, мягкая игрушка-зайчик, шапочка- лисичка, шкатулка, краски, лист бумаги А3, губки, листочки пластиковые.

 

Ход занятия:

 

Воспитатель: Дети, скажите, с каким настроением вы сегодня пришли в детский сад?
Дети: С весёлым, хорошим.
Воспитатель: Я очень рада. Послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.
Отрывок из рассказа О.Иваненко «Спокойной ночи»
«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто — то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»
— Ребята, о каком времени года здесь говорится? (об осени) ( открываю картины)
— А как вы догадались? (трава пожелтела, птицы стали улетать)
Правильно, Мы сегодня поговорим об осени. Вот и кончается осень! Много радостных, ярких красок принесла она нам. Давайте еще раз вспомним замечательные стихи про осень. 
«Игра с листочком» Вы знаете стихотворения об осени и сейчас их расскажете, рассказывать будете тогда, когда остановится музыка и у кого листочек окажется в руках.
Воспитатель: Молодцы, дети.
Вдруг раздается стук в двери. 
Воспитатель: Кто-то к нам пришел. Заходит зайчик с письмом. 
Воспитатель: Посмотрим кому и от кого же это письмо?(читает)
Детский сад « Солнышко» 
Письмо детям старшей группы « Радуга» .
Ребята, это письмо нам.
От кого же? Заячья поляна леса, от зайчиков.
Что же они пишут? Что случилось?
«Здравствуйте, дети! На нашей заячьей полянке состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение, пора-ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одни считают, что пора, а другая говорит, что рано. Мы не знаем, что нам делать. Посоветуйте! Ведь менять шубки дело для зайцев не простое ».
Вопрос даже очень интересный. Ты зайчик пришел вовремя. Мы с ребятами как раз говорим об осени. Дети, поможем зайчикам? Мы постараемся ответить и помочь зайчикам принять правильное решение.
Прежде всего давайте вспомним какие осенние месяцы вы знаете? (ответы детей)
Что происходит с природой осенью? 
Как называется явление, когда опадают листья?
Какого цвета листья бывают осенью? 
Как готовятся к зиме звери? (Звери строят норы, делают запасы. Барсуки собирают коренья, белочки делают запасы в дуплах. Зайцы начинают менять шубки, кроты и мыши собирают колоски.)
Как готовятся к зиме птицы? ( Птицы начинают улетать в теплые края.)
Все птицы улетают? Как мы называем птиц которые остаются?
Ребята, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды вы знаете?(ранняя, середина, поздняя)
Чем отличается середина осени от ранней осени? поздней?
Осень бывает разная, говорят даже, что на самом деле есть две осени. Одна — осень радостная, яркая, богатая урожаем, её ещё называют «Золотой», а другая — грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, поникшей, опадающей листвой, холодными ветрами, ночными заморозками, первым снегом. Этот период года зовут поздней осенью.
Какая погода бывает осенью?
Дидактическая игра « Скажи какая»
— Когда светит солнце- солнечная
— Когда идет дождь- дождливая,
-Когда дует ветер – ветренная,
— Когда холодно – холодная,
— Когда пасмурно – пасмурная,
— Когда сыро – сырая,
— Когда хмуро – хмурая,
-Когда ясно – ясная.
Молодцы!
Музыкальная физминутка: « Зайчики и лисичка»
Дидактическая игра: « Соберем приметы»
Издревне люди копили народные мудрости: пословицы и приметы всех времен года. Мы с вами тоже знакомились и знаем приметы и пословицы об осени.
В круг ребята становитесь,
Крепко за руки держитесь,
Мы шкатулочку возьмем,
И приметы соберем.
Дети берут копилочку и называют приметы:
« Коли ясно, то и осень прекрасна.
Осень идет и дождь за собой ведет.
Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.
Красна весна цветами, а осень пирогами.
Гром в сентябре- теплая осень.
Большие муравьиные кучи к мягкой зиме.
Когда гусь улетает – снег выпадает.
Дети вы все очень хорошо говорили, наша шкатулочка пополнилась народными пословицами и наблюдениями. Мне очень понравились ваши ответы. Вы много знаете об осени. Присаживайтесь.
Итерактивная игра: « Что лишнее»
Игра « Да или нет», объясним зайчику, что бывает осенью 
Осенью растут грибы? (да) 
Тучки солнце закрывают? (да) 
Колючий ветер прилетает? (да) 
Туманы осенью плывут? (да) 
Ну, а птицы гнезда вьют? (нет) 
А букашки прилетают? (нет) 
Урожай все собирают? (да) 
Птичьи стаи улетают? (да) 
Часто-часто льют дожди? (да) 
Достаем ли сапоги? (да) 
Можно детям загорать? (нет) 
Ну, а что же надо делать? 
Куртки, шапки одевать? (да) 
Очень хорошо, молодцы!
Ну что ж ребята, теперь подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.
«Заканчивается последний осенний месяц. Наступают холода. Опали листья с деревьев. Перелетные птицы улетели в теплые края. Насекомые спрятались. Пора и вам зайцы менять шубки серые на белые.»
Я рада. Что мы с вами нашли убедительные доказательства.
Давайте. Еще раз вспомним и полюбуемся красотой осенней природы
( показ слайдов, звучит музыка Пьеса «Октябрь. Осенняя песнь» П.И. Чайковского из цикла «Времена года» )
Дидактическая игра: «Осенние слова» 
Многие поэты, композиторы, художники любили это прекрасное время года, они писали стихи музыкальные произведения и картины об осени. Мы с вами тоже нарисуем вальс осенних листьев, порадуем себя и зайчиков, отправив им нашу картину. Много радостных, ярких красок принесла нам осень. Давайте, придумаем для осени такие же яркие и радостные слова. Осень, какая? Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени и нарисовать листочек в осеннем вальсе. ( Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая — творческая работа детей в коллективном выполнении картины « Вальс осенних листьев» в нетрадиционной технике рисования штампом под музыку пьеса «Октябрь. Осенняя песнь» П.И. Чайковского из цикла «Времена года» )
Итог занятия
— Ребята, Вы сегодня молодцы! Отлично показали свои знания, помогли зайчатам. Давайте проводим зайчика с вашим ответом зайчишкам и подарками. А я хочу угостить вас и остей дарами осени с моего сада – грушами. Спасибо!

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в осень»

Конспект занятия с детьми старшей группы «Путешествие в осень»

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.
Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
Развивающая среда:
Стулья расставлены полукругом по количеству детей. Доска с таблицей, фломастер, шкатулка. Ларчик с овощами и фруктами, письмо, мячик. Две ветки в вазах. Иллюстрация картин «Ранняя осень», «Поздняя осень». Магнитофон, аудиозапись «звуки пробуждающегося леса».
Словарная работа


Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя.
ХОД НОД:

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:
Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима.
Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.
Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?
Детский сад детям старшей группы
Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.
Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано. Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. подскажите когда она будет в лесу. Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.
Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель записывает.
Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).
Игра «Погода осенью»
У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:
Когда идет дождь — дождливая.
Когда дует ветер – ветреная
Холодно – холодная

Пасмурно – пасмурная
Сыро – сырая
Хмуро – хмурая
Ясно – ясная
Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.
А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете? Дети: (Ранняя, поздняя)
Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)
: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени. Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?
Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.
: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.
: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.
Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.
Приметы осени
Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни,
На дорогу упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая куст малины,
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река —
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то
Ранним утром на поляны,
Лягут белые туманы.
А потом уж жди, не жди
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь
Значит, наступила осень.
У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да).

В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.
Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.
Пословицы
Коли ясно, то и осень прекрасна.
Осень идет, и дождь за собой ведет.
Красна весна цветами, а осень пирогами.
От осени к лету, поворота нету.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Грибок в кузовок — зимой будет пирожок.
Приметы
Осенью паутина на ясную погоду.
Гром в сентябре — теплая осень.
Если орехов много, а грибов нет — зима будет снежная, суровая.
Большие муравьиные кучи — к мягкой зиме.

Когда гусь улетает, снег выпадает.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

(Дети садятся на стульчики)
А сейчас прочитайте стихотворение «Осень», написанное на мнемотаблице.
Плакали ночью желтые клены,
Вспомнили клены, что были зелены.
С желтой березы тоже капало,
Значит, береза тоже плакала.

Воспитатель: Как вы думаете, почему плакала береза?

Дети: (Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки).

Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?

Дети: (Мало солнца, стало холодно)

Воспитатель: Дети, а можно ли что — либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?

Дети: (Приклеить, пришить).

Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?

Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут).

Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).
Физминутка «Листочки».
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.
Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.
Раскрась листья в соответствии со значками
Подойдите к столам и раскрасьте листья в соответствии со значками. Будьте внимательны, посмотрите где стоит значок.

Воспитатель: Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку. Вы точно определили листья. Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.
Игра осенние слова
Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.
Эхо лесное, спросить могу? Ау-ау-ау!
Куда это листья лесные пропали? Опали-опали-опали:
Птички певички, давно ли галдели? Летели, летели, на юг улетели:
Белки и зайцы, про вас не знаем? Линяем, линяем, линяем:
Так что же творится в лесу? — спросим. Осень, осень, осень.

Итог занятия

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.

Воспитатель

: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы можете раскрасить.

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект занятия в старшей группе «Осень наступила»

Конспект занятия в старшей группе «Осень наступила»

Интегрированное занятие в ДОУ на осеннюю тему. Старший дошкольный возраст

Описание: конспект занятия для дошкольников старшей группы,

Материал адресован воспитателям старшей группы.

Цель: Формирование умений различать изменения в погодных явлениях осенью. Развивать общие речевые навыки.

Задачи:

— учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы;

— развивать умение детей замечать изменения в природе, развивать логическое мышление;

— упражнять в составлении рассказов по схеме;

— воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы об осени, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций об осени, рисование деревьев, наблюдения за изменениями в природе, беседы, заучивание стихотворений С. Маршака, А. Фета, разучивание народных примет, пословиц, пение песен.

Материал и оборудование: Атрибуты и декорации, картинки, схемы-рассказа, трафареты листьев, мяч.

Словарная работа: Активизировать в речи словесные формы за счет прилагательных обозначающие признаки предмета. Обогащать словарный запас словами и выражениями– золотая осень, пасмурная, величавая, разноцветная.

Методы и приёмы: Использование художественного слова, сюрпризных моментов, создание проблемных ситуаций, загадки, физминутка, введение персонажа — «Осень», дидактические игры: «Листья и их тени», «Погода осенью», «Осенние слова».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Труд», «Художественная литература», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Музыка».

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Очень рада Вас всех сегодня видеть!

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Сейчас Вы послушаете песню и подскажете мне про что эта песня.

Звучит песня «Осень постучалась»

Дети: Про осень

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно мне подсказали.

Осень – удивительное время года. Мы любим ее удивительные краски, дары в виде фруктов, овощей и грибов. Осень приносит нам не только холода и дожди, но и чувство умиротворения

— Посмотрите, сколько листьев, разных, разных, жёлтых, красных, оранжевых.

— Листья солнцем наливались

Листья солнцем пропитались,

Налились, отяжелели

И по ветру полетели.

— Я предлагаю поиграть в игру: «Листья и их тень»

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру:

«Погода осенью» (о природных явлениях осени)с мячом.

У меня разноцветный мяч, мяч осенний и волшебный,будет в руки вам скакать

Дети: Например:

Листья на деревьях по желтели.

Часто идет дождь.

На улице похолодало.

Дни стали короче.

Птицы улетают в теплые кря.

Дует холодный ветер.

С деревьев падают листья, трава и цветы вянут.

Люди одеваются теплее.

Осенью собирают урожай.

Животные готовятся к зиме, утепляют свои жилища.

Дети собирают опавшие листья.

Осень в цвете золотом.

Осенью много овоще и фруктов.

Воспитатель: Спасибо, присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: А сейчас давайте отгадаем загадки.

Пустые поля, мокрая земля

Дождь поливает,

Когда — это бывает? (Осенью)

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла,

Что, скажите наугад!

Ну конечно (Листопад)

Слезы капают из тучи –

Плачет мастер невезучий.

Хмурой осени художник –

Хлюпает по лужам (Дождик)

Что весною мы сажали,

Потом летом поливали.

Все, что осенью на грядках

Поспевает: вкусно, сладко!

Не зевай и собирай

Наш осенний. (урожай)

Пальчиковая игра

Осень

Разбросала осень листья,

(делают волнообразные движения ладонями)

Разукрасила их кистью.

(делают плавные взмахи ладонями вверх- вниз)

Мы в осенний парк пойдем,

(шагают пальцами обеих рук)

В букеты листья соберем.

(скрещивают ладони с растопыриванием пальцев)

Лист кленовый, лист с осинки,

Лист дубовый, лист рябинки,

Рыжий тополиный лист

(поочередно загибают листья, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый лист)

На дорожку спрыгнул вниз.

(звонко хлопают в ладоши)

Гриб

Меж еловых мягких лап

(поглаживают ладонями обеих рук колени)

Дождик кап – кап – кап.

(постукивают по коленям пальцами обеих рук.)

Где сучок давно засох –

(постукивают ребром ладони по коленям)

Серый мох, мох, мох.

(«мнут мох», сжимая энергично обе ладони)

Где листок к листку прилип,

(хлопают ладонями)

Вырос гриб.

(сводят руки над головой)

Воспитатель: Послушайте небольшой рассказ «Осень в лесу»

Пришел сентябрь. После знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень.
По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опенки.
В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещенных солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.
Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчетливо разносятся голоса.
На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка.
По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие дни многие птицы готовятся к отлету. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли. (Соколов-Микитов И.С.)

Вопросы: О каком времени года говорится в рассказе?

Какие грибы можно встретить в осеннем лесу?

Какие птицы улетели первыми?

Какие ещё птицы готовятся к отлёту?

Дидактическая игра «Собери фрукты и овощи»

(дети собирают овощи в одну корзину, а в другую фрукты).

Ребята, а сейчас закрепим наше занятие. Чем мы с вами сегодня занимались? (говорили об осени, рассказывали стихотворения и отгадывали загадки). Что нового узнали? Назовите приметы осени (осенью собирают урожай, опадают желтые и красные листья, идет дождь).

Разработка интегрированного занятия «красавица осень» для детей старшей группы

Разработка интегрированного занятия с учётом возраста воспитанников старшей дошкольной группы и соблюдения программных требований ФГОС ДО.

Тема: (проект, событие) « Красавица осень».

Возрастная группа: старшая группа, дети 5-6 лет

Форма организации: групповая

Целевые ориентиры:

продолжать учить детей составлять описательный рассказ об осени по схеме;

-формировать знания о признаках осени, с помощью дидактических игр «С какого дерева листочек», « Назови ласково осеннее явление природы»;

— закреплять речевые и не речевые звуки, на какие группы они делятся;

— вызывать эмоциональный отклик на нетрадиционное художественное творчество;

— учить располагать предметы в пространстве на листе бумаги, выкладывать аппликацию из шерстяных ниток;

— развивать память, связную речь, внимание, речевое дыхание, умение слушать, отвечать на вопросы полным предложением, сосредоточенность.

— воспитывать бережное отношение к природе, интерес к занятию, усидчивость, товарищеские взаимоотношения.

Задачи:

— формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения;

— поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

— развивать монологическую форму речи.

— формировать умение связно, последовательно составлять описательный рассказ по схеме.

Предварительная работа: наблюдение на территории детского сада за деревьями, повторить названия деревьев; чтение рассказа И. Соколов-Микитов «Осень», беседа по рассказу; слушание звуков окружающей среды на территории ДОУ; рассматривание иллюстрации «Хвойный лес» и беседа по иллюстрации.

Оборудование: осенний букет, стимулирующий компонент — схема для составления описательного рассказа «Времена года»; муляжи овощей (огурец, морковь, лук, перец), корзина с орехами, трафареты ёлок ( большие и маленькие), мелко нарезанные шерстяные нити (зелёного цвета), кисточки для клейстера, салфетки, лист бумаги А4 .

Словарь: деревцо, каштановый, кленовый, липовый, дубовый, березовый, рябиновый, тополиный, хвойный.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

рассказ осеннего листочка.

Воспитатель: дети посмотрите, что я вам принесла. По дороге в детский сад, я собрала вот такие красивые листочки. И один из них рассказал мне свою историю. Послушайте ее.

Я маленький листочек, позолоченный осенью. Меня весело качает ветерок и будто зовет с собой. И вот я отрываюсь от веточки, взлетаю высоко, высоко…, как хорошо кружиться над землей. А когда устаю, спускаюсь на землю отдохнуть.

Воспитатель: дети, в какое время года приглашает нас этот листочек?

Дети: время года — осень.

  1. Основная часть:

Воспитатель: я предлагаю вам с листочком поиграть и какая осень ему рассказать.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Игра с мячом «Назови признаки осени». Воспитатель задаёт вопросы, а дети отвечают.

Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают в тёплые края.

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Воспитатель: дети, в какие краски расписала осень листочки?

Ответы детей.

Воспитатель: а все вместе они раз — но — цветные.

Воспитатель: дети, эти листочки необычные, каждый из них предлагает интересные игры — задания.

Задание от первого листочка: игра «Назови ласково осенние явления природы ». Воспитатель задаёт вопросы, а дети отвечают. Тот, кто ответит, садится на свое место.

Солнце осенью — осеннее солнышко.

Ветер осенью — осенний ветерок.

Дождь осенью — осенний дождик.

Листик осенью — осенний листочек.

Дерево осенью – осеннее деревцо.

Различие речевых и неречевых звуков.

Воспитатель: какие звуки вы знаете?

Дети: речевые звуки и не речевые звуки.

Воспитатель: назовите не речевые звуки?

Дети: звуки окружающей среды, например: как сигналит автомобиль, стук каблуков, пение птиц и т. д.

Воспитатель: на какие две группы делятся речевые звуки?

Дети: гласные и согласные.

Воспитатель: следующее задание от волшебного листочка.

Игра « Покажи и назови листок с дерева, которое я назову».

С каштана – каштановый лист.

С клена – кленовый лист.

С липы – липовый лист.

С дуба – дубовый лист.

С березы – березовый лист.

С рябины – рябиновый лист.

С тополя – тополиный лист.

Упражнение для развития речевого дыхания.

Воспитатель: а сейчас возьмите листочки и давайте покажем, какой сильный ветер бывает осенью. Глубоко вдохнули воздух через нос, подули на листочек и сказали «Ветер, ветер, ветерок».

Разминка. Физкультминутка:

Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап, кап, кап!

Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх

Где сучок давно засох,

Вырос серый мох, мох, мох!

Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками, кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз

Где листок к листку прилип,

Появился гриб, гриб, гриб!

Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку

Кто нашел его, друзья?

Дети стоят прямо, пожимая плечами

Это я, это я, это я!

Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой

В небе жаворонок пел.

Дети выполняют маховые движения руками, вращают кистями поднятых рук

Порезвился в вышине,

Спрятал песенку в траве.

Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз

Тот, кто песенку найдет,

Дети приседают, руками обхватывают колени

Будет весел целый год.

Дети, стоя весело хлопают в ладоши.

Воспитатель: следующее задание от волшебного листочка.

Игра« Назови погоду, которая бывает осенью»

. Когда дует ветер — ветреная погода.

• Холодно – холодная погода.

• Пасмурно — пасмурная погода.

• Сыро – сырая погода.

• Солнце – солнечная погода.

• Ясно – ясная погода.

Составление описательного рассказа по опорной схеме.

Следующее задание от волшебного листочка « Составь рассказ о поздней осени».

Пять – семь детей выходят и составляют описательный рассказ о поздней осени, воспитатель следит за правильностью выполнения задания.

Воспитатель: ребята, угадайте, что за гость к нам сей час придёт.

Загадка:

Листья желтеют, с деревьев слетают,

Прячутся звери в лесу.

Ветер холодный всех продувает,

Тучи нам дождик несут.

Солнце хоть светит,

Но все же не греет.

Не зеленеет трава.

Птицы все в стаи собрались скорее.

Что за пора к нам пришла?

Дети: осень

Звучит музыка, заходит Осень.

Осень: Я — Осень! Славная, милая, золотая!

Я в лесу побывала,

На огородах все собрала,

И к вам я пришла!

Воспитатель: здравствуй, осень дорогая!

Осень: здравствуйте, в добрый час!

Рада дети видит вас!

Не с пустыми руками к вам пришла,

что-то интересное принесла …

Осень: дети, попробуйте угадать, что в этой корзине?

1.Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,

Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец)

2.Он бывает, дети, разный –

Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй!

Угадали? Это(Перец)

3. Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели.

(Лук)

4.Корешок оранжевый под землей сидит,

Кладезь витаминов он в себе хранит,

Помогает деткам здоровее стать,

Что это за овощ, можете сказать? (морковь).

Молодцы ребята! Все загадки отгадали.

Осень вместе с детьми заводит хоровод.

Хоровод « Урожайный» 1 – й куплет.

Воспитатель: дети, зато, что осень нас развлекала, хороводы с нами водила, давайте её за это отблагодарим. Подарим картины которые сейчас с вами сделаем.

Дети садятся на места.

III. Заключительная часть.

Воспитатель объявляет тему аппликации.

Воспитатель: ребята, скажите, что растёт в хвойном лесу.

Дети: в хвойном лесу растут сосны, ели.

Воспитатель: сейчас мы создадим картину хвойного леса нетрадиционным способом.

Картина называется «Ёлочки».

Мы будем располагать вблизи большие ёлочки, а вдали маленькие.

Берём трафарет большой ёлочки, прикладываем на лист бумаги и обводим по контуру. Берём трафарет маленькой ёлочки, прикладываем на линию горизонта, обводим по контуру. Убираем трафареты. Ёлочки обильно намазываем клейстером, не выходя за контур. Насыпаем нитки на всю поверхность ёлочки. Прижимаем ладошкой, чтобы нитки хорошо приклеились.

После окончания работы дети дарят свои картины осени.

Осень: молодцы, ребята! Спасибо вам.

IV. Сюрпризный момент

Осень: отгадайте еще один осенний подарок.

Он совсем не хрупкий,

А спрятался в скорлупке,

Заглянешь в середину –

Увидишь сердцевину,

Из плодов он твёрже всех,

Называется

Дети: орех

Осень: правильно, это орех. В подарок я вам принесла целую корзину орехов. В этом году их уродилось очень много! В народе говорят: « Как буйно зародятся орехи — будет холодная зима».

Осень отдаёт корзину с орехами воспитателю.

Воспитатель: спасибо, тебе Осень!

Осень: до свидания ребята!

Дети: до свидания Осень.

Осень уходит.

V. Подведение итогов.

Воспитатель: ребята, о каком времени года мы с вами беседовали?

Дети: время года осень.

Воспитатель: как называется лес, в котором растут сосны и ели?

Дети: хвойный лес.

Воспитатель: с помощью чего мы создавали картины?

Дети: с помощью мелко нарезанных ниток.

Воспитатель: молодцы ребята! Вы сегодня были активными и старательными.

Воспитатель раздаёт детям орехи.

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект занятия в старшей группе «Осень»

Конспект занятия в старшей группе «Осень»

Вера Бесчастнова

Конспект занятия в старшей группе «Осень»

Задачи :

Расширять знания детей об осени и осенних явлениях природы. Формирование представлений о характерных  признаках  и  периодах осени . Познакомить детей с осенними месяцами и   осенними периодами. Обогащать словарь детей. Учить    устанавливать   элементарные и причинно-следственные связи и наблюдать явления природы  .Воспитывать у детей интерес к сезонным явлениям в природе.

Предварительная работа.

Наблюдения на участке. Чтение стихотворений об осени. Рассматривание иллюстраций об осени.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

— Ребята, я хочу загадать вам   загадку, если вы ее отгадаете, то узнаете тему нашего занятия.

Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю,
Но не касаюсь елочек и сосен,
Кто я такая?

— Правильно. Так о чем мы сегодня будем с вами говорить на занятии? Об осени.

— Осень очень красивое время года, которым все любуются, ее еще называют золотой. А как вы думаете, почему ее так называют? Листья деревьев меняют свой цвет.

Дождь идёт по земле,                    
Мокрая дорога…
Много капель на стекле,

А тепла немного.

Спят берёзы в серебре,

Ярче зелень сосен,

Потому что на дворе

Золотая осень.

—  Какие  приметы осени вы можете назвать? Что еще происходит в природе? Солнышко мало греет ,дни становятся короче, а ночи длиннее. Люди собирают урожай  ,птицы улетают  в теплые края, животные начинают готовится к зиме,   часто льет дождь и т. д., листопад

— Ребята, а какие осенние месяцы вы знаете? Сентябрь, октябрь, ноябрь.

-А первый у нас какой месяц? Сентябрь.

— Правильно, сентябрь . В этот период осень называют ранней. Дни  стоят ещё теплые, созревают овощи на огороде, солнышко еще немного греет, люди собирают урожай, ещё цветут цветы, деревья меняют свою листву.

— Октябрь – это середина осени, когда дни становятся хмурыми, серыми, погода можется меняться несколько раз в день, могут показаться и первые снежинки, а вслед за октябрем идет ноябрь, последний месяц осени, после него наступает зима.

Далее воспитатель обращает внимание детей на  3 различных изображения осени: ранняя, золотая, поздняя

— Ребята, а теперь посмотрите,  на эти три картины. Что вы видите на них?

Первая картинка солнечная, весёлая.

А на второй картинке?

 Эта картина уже не такая весёлая.

А на третьей картинке?

-Какое время года изображено на первой картине?

— А на этой?

— А какое время года на третьей картине?

— Почему про осень нарисованы три разных картинки?

— А сейчас мы с вами поиграем. Игра «Подбери слова»

Осень (Какая?) — золотая , тёплая, солнечная, красивая, яркая.

День(Какой?) – солнечный ,дождливый, пасмурный ,хмурый.

Деревья (Какие?) -красочные ,жёлтые, оранжевые., яркие, голые.

Ветер (Какой)-тёплый, холодный ,сильный, резкий.

Листья (Какие?)-разноцветные, ярко-красные. жёлто-красные ,сухие, мокрые

— Молодцы, много слов подобрали.

. Физминутка «Листочки».

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

А сейчас я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?   
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать  — куртки, шапки надевать?

Молодцы!

— А теперь мы с вами порисуем. Перед вами лежат раскраски, на которых изображены 4 времени года, вы должны выбрать ту картинку, на которой изображена осень и раскрасить ее. Но сначала подготовим свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Сороконожки»

Две сороконожки бежали по дорожке

Друг друга увидали, — крепко обнимались

Итог занятия.

— Ребята. Расскажите что мы с вами делали сегодня на занятии, какие игры вам понравились. Что нового вы узнали. Вы молодцы!

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: открытое занятие по теме » Осень»

НОД по теме: «Осень» (старшая группа)

Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.

Задачи:

Образовательные:

• уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;

• активизировать словарь детей по теме НОД;

• совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

• сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.

•.Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Развивающие:

• развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

• развивать интерес к выполнению заданий.

• развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Воспитательные:

• воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Здоровьесберегаюшие:

• создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Оборудование:

• Конверт с письмом и заданиями от Бабы-Яги

• Обручи для «кочек»

• Листочки из картона для дорожки;

• Овощи и фрукты, пазлы в конвертах.

Ход НОД:

Ребята сегодня утром, когда я открыла окно к нам с осенним ветерком залетело письмо. Что же в нём? Интересно? (открывает конверт, достаёт письмо и читает).

Письмо: «Не будет у вас Осени! Я, Баба яга, её похитила! А вы все такие хорошенькие, умненькие,  подарков от неё не получите… Я их себе все забрала, и у себя в избушке спрятала! Чтобы спасти Осень и получить подарки, выполните мои задания! АХА-ХА-ХА»

Воспитатель: Ой, ребятки, это проделки Бабы яги, И ЧТОЖЕ НАМ ДЕЛАТЬ?

Дети: Надо спасать осень!

Воспитатель: Тогда в путь, посмотрите тропинка из листочков, она приведёт нас к первому заданию.

(ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу).

Ну вот мы и добрались, перед нами первое задание: (читает задание)

1. Назовите, пожалуйста, времена года? (Зима, весна, лето, осень).

2. Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь).

3. Как называют осень в сентябре? (Ранняя, а почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).

4. А какая осень в октябре? (Золотая, а почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).

5. А в ноябре осень? (Поздняя, почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме сбрасывая последние листья).

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием!  Нам  путь преградило болото, ну мы же с вами не боимся трудностей? Что будем делать?

Дети: Идём дальше.

Воспитатель:  А вы помните как себя вести на болоте?

Дети: нужно наступать прямо на кочки и не оступиться, а то попадёте в болото, и засосёт трясина.

Воспитатель: Интересно сколько же здесь кочек?

(Проходят по кочкам, считая их про себя, спросить 2-3 человека сколько кочек насчитали).

Какие же вы ловкие преодолели и это препятствие. А вот и следующее задание, слушайте внимательно.

Воспитатель: какие осенние приметы вы знаете?

Ответы детей: – Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, перелётные птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов.

Предлагаю сделать привал, а здесь ещё одно задание (дети сами ищут отгадки в корзине и кладут на поднос, право- овощи, лево-фрукты).

1.Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
(Репка)

2.Сто одёжек и все без застёжек.
(капуста)

3.На высокой ветке зреет,
Словно лампочка желтеет,
И блестит, как после душа.
Этот милый фруктик (груша)

4.Апельсина жёлтый брат.
И никто не виноват,
Что ужасно кислый он,
Этот маленький (лимон)

5. Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
(Лук)

6. Лежит меж грядок, зелен и сладок.
(Огурец)

7. Апельсину он братишка,

Но поменьше, фрукт-малышка.

Тоже делится на дольки,

Но они поменьше только.

(Мандарин)

8. Этот овощ кисло-сладкий,

Круглый, сочный, мягкий, гладкий.

Щеки докрасна натер,

И зовется… (помидор).

 9. На пюре она годится,

В чай ее кладут едва ли.

До весны она хранится

В погребке или подвале.

Вы подумайте немножко.

Ой, да это же… (картошка).

10. Полюбуйся: что за сказка!

В грядку спряталась указка.

Ярко-рыжая плутовка!

А зовут ее… (морковка).

Как одним словом называется, то что лежит на красном подносе?

Дети: фрукты

А на зелёном?

Дети: овощи

Воспитатель: Какие вы молодцы и с этим заданием справились успешно. Хотите  немного поиграть. «Встаньте, дети, встаньте в круг; я твой друг и ты мой друг».

Физминутка

«Мы идем в осенний лес»

Мы идем в осенний лес. — маршируем на месте

А в лесу полно чудес! — разводим руки в стороны, «удивляемся»

Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук

Это очень хорошо. — хлопаем в ладоши

Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону

И в корзинку собирать. — сводят руки перед собой в «корзинку»

Вот сидят маслята, — загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Дружные сестрички. — делают манящие движения руками

«Подосиновик, груздок, — грозят указательным пальцем правой руки

Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками

Ну, а ты, мухомор, — встаем, разводим руками в стороны

Украшай осенний бор!»

Воспитатель: Где-то спряталось задание от Бабы яги. Только где же оно? (дети находят конверты на пеньках и несут воспитателю, он открывает, достаёт). Что делать не пойму? (дети объясняют, что надо делать) А у вас пазлы какой формы? Приготовились, начали! Что изображено на этих картинках? Какое время года?( Осень  — чудесное и очень красивое время года, многие дети идут в школу, в садах созрели яблоки, груши, сливы; в огороде- овощи).  

 Воспитатель: Какие вы умнички и с этим заданием справились, осталось совсем немного и мы освободим Осень из плена Бабы яги.

Воспитатель: а вот и очередное задание (садятся на ковёр) Внимательно!

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Молодцы, вы ловко справились со всеми заданиями и дошли до  избушки Бабы яги, но что-то она не спешит освобождать нашу пленницу (стучимся к нему).

Баба яга: Кто там? Зачем пришли?

Воспитатель: Осень освободить.

Баба яга: Мне тут сорока новости принесла, что вы со всеми заданиями справились, все загадки отгадали, болото перешли… Вы все были молодцы, а это нужно вознаградить! Так и быть, отпущу я Осень.

Баба яга выводит Осень и уходит.

Осень: Здравствуйте, ребята! Вам понравилось путешествие? (Ответы детей). Сегодня мы вспомнили, что осень бывает разной. Ответили на вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы! Что вы сегодня узнали? Кому помогли? В какие игры играли? Что вам больше нравится в осенней поре? Какие, вы, молодцы!  У меня ещё много дел, пора уходить,  но для вас есть подарок. Ой, а где же он? (находит корзину с подарком и прощается).

 

Игровое занятие «Осень» для детей 2-го года жизни

Конспект игрового занятия для детей второго года жизни, тема: «Осень»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна.

Цели:

Продолжать знакомить детей с цветами (красный, желтый, зеленый), понятиями «большой-маленький», «один-много», «верх-низ».
Учить детей повторять слова и действия по образцу взрослого.
Формировать навыки работы с пластилином.
Развивать мелкую и общую моторику.
Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма.

Оборудование:

Осенние листья большие и маленькие.
Вырезанные из картона листья желтого, красного и зеленого цветов и таких же цветов вазы (подносы, пакеты или т. п.), капельки голубого цвета.
Вырезанные из клеенки лужи.
Орехи, игрушка «белка», пластиковая бутылка с вырезанным «дуплом».
Пластилин желтого, красного и зеленого цветов, листы бумаги с нарисованным деревом.
Деревянные шпатели с прикрепленными к ним прищепками красного, желтого, зеленого цветов.
Вырезанные из клетки для яиц цветы и клумбы.
Листы бумаги с фоном «осень, стволы деревьев без кроны.
Металлофоны.
Аудиозаписи: «Вальс цветов» П. И. Чайковского, песня «Осень, осень наступила, листья осыпаются».

Ход занятия:

Приветствие «Здравствуй»

Здравствуйте ладошки – хлоп, хлоп, хлоп
Здравствуйте ножки – топ, топ, топ.
Здравствуйте щечки – плюх, плюх, плюх
Здравствуйте губки – чмок, чмок, чмок
Здравствуйте зубки – ам, ам, ам.
Здравствуй носик – бип, бип, бип.
Здравствуйте ребята – здравствуйте!

— Ребята! Сегодня мы отправляемся в осенний лес. Полюбуемся красотой осени.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, 
Будем листья собирать. 
(Сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы, 
(Загибают пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Красивый осенний букет соберём. 
(Вертят кистями рук с растопыренными пальцами)

Дидактическое упражнение «Большие и маленькие листочки»

Вот перед вами листочки. Они разные. Вот большой листок. А вот маленький листок. Покажите мне большой листок. Покажите маленький листок. Положите большой листок на стол. Положите маленький листок сверху на большой. А теперь положите маленький листок на стол и накройте его сверху большим листом. Спрятался маленький листок. Большой лист накрыл маленький так, что маленький лист не видно. Где маленький листок? Вот он, под большим листочком.

Физминутка «Деревья»

Ручки подняли и плавно помашем,
Ветер качает листву.
Вниз опустили, руки встряхнули,
Сбросив на землю листву.

Игра с прищепками «Ветер срывает листья с дерева»

— Вот подул осенний ветер. Подуйте, как ветер. Сорвал ветер с деревьев все листочки. Снимайте прищепки с палочки.

Игра «Собери листочки и разложи их по цвету»

— Вот сколько много у нас листочков разного цвета. Давайте соберем их и сложим в букет.
В эту вазу несите листочки вот такие. (Показ). Какого они цвета? Желтого. В желтую вазу соберем желтые листочки. Вот эта ваза какого цвета? Красного. В красную вазу будем собирать красные листочки. А вот эта ваза какого цвета? Зеленого. В зеленую вазу собирайте листочки зеленого цвета.

Динамическая пауза «Дует, дует ветер»

Дует, дует ветер, дует задувает.
(Протяжный выдох)

Желтые листочки с дерева срывает.
(Плавно опустить поднятые руки)

И летят листочки над лесной дорожкой.
(Махи руками)

Падают листочки прямо нам под ножки.
(Присесть)

Лепка барельефная «Листики осенние»

— Посмотрите, как грустно деревьям без листиков. Давайте сделаем нашим нарисованным деревьям листики из пластилина. Отрывайте маленькие кусочки, прикладывайте к веточке и прижимайте сверху пальчиком.

Игра «Капелька и ладошка»

Дождик-дождик, понемножку, 
Капай-капай на ладошку. 
(Пальчики стучат по ладошке как капельки дождя)

Возьмите в руку капельку, поднимите ее вверх, медленно опустите вниз, прямо на ладошку другой руки.

Игра «Резиновые сапожки надеваем мы на ножки»

Делаем движения, как будто надеваем настоящие сапожки. Надели «сапожки» — оправляемся ходить по «лужам» (стараемся идти так, чтобы наступать только на «лужи», не наступать на пол).

Посади цветы на клумбу

— Осень радует нас красивыми цветами. Давайте и мы с вами посадим цветы на клумбу. Возьмите цветочки (вырезанные из клетки для яиц) и посадите их — поставьте в ямки (секции от яичной клетки). А в серединку цветка опустите кусочек желтого пластилина и придавите его пальчиком. Вот какие красивые цветы выросли у вас на клумбе.

Слушание музыки

Дети слушают музыку («Вальс цветов» П. И. Чайковский), по желанию можно взять в руки цветы и подвигаться с ними.

Собери орешки для белочки

Посмотрите, кто это прыгает? Кто пришел к нам в гости? Это белка.

Скачет белочка по веткам.
Соберёт орешки деткам.
Все бельчата-сладкоежки
Обожают грызть орешки. 

— Давайте поможем белке собрать орехи. Вот у меня один орех. А сколько орехов у вас? Много орехов. Я возьму свой один орех и положу в дупло беличьего дерева. Вот так. А теперь вы складывайте орехи в дупло. У вас орехов много. Вот будет белка рада!

Музыкально-ритмическое упражнение «Осень, осень наступила»

Дети берут палочки и на металлофоне отбивают ритм под песенку.

Скачать конспект игрового занятия для детей 2-го года жизни «Осень»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *