Занятие на тему осень – План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Итоговое занятие на тему «Осень»

Конспект открытого занятия на тему «Осень»

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города новосибирска

центр внешкольной работы «пашинский»

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ПАРУС»

План — конспект

открытого занятия

по окружающему миру

по теме: «Осень»

hello_html_145b3341.jpg

Педагог дополнительного образования:

Панфилова Л.И.

Новосибирск 2018

План-конспект занятия «Осень»

Дата 21.11.2018г.

Возраст учащихся: 5 лет, 3 год обучения

Место проведения: актовый зал.

Начало занятия: 18-00

Цель: Закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:
1 Учить детей называть приметы осени, изменения в природе. 
2.Развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
3 Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

Музыкальный фон.

Столы, стульчики

Слайды на осеннюю тему, осенний листок, бутафорская тыква, шкатулка.

Принципы подачи учебного материала:

добровольности – без принуждения педагога посещение занятия ребенком;

доступности – излагаемый материал по уровню сложности должен быть доступен пониманию ребёнка;

принцип личностного подхода — личность каждого ребёнка является непреложной ценностью;

принцип единства интеллектуального и эмоционального восприятия окружающей среды

— предполагает формирование целостноговосприятия природы, осознания её гармонии, единство человека иприроды, её охраны;

принцип природосообразности — предполагает учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей, обучающихся при включении их в различные виды деятельности)

Методы обучения:

Объяснительный — четкое, доступное объяснение педагога.

Иллюстративный – просмотр слайдов на тему «Осень».

Практический – совместная работа с детьми.

Игровой – игровая деятельность с детьми.

Ход занятия

(Педагог вводит детей в зал, приветствует ребят и гостей открытого занятия).

Ребята, посмотрите, сколько пришло к нам гостей. Давайте поздороваемся. Мы очень рады видеть вас! А как еще можно выразить свою радость?

(Улыбнуться). Давайте улыбнемся гостям и друг другу и покажем, что мы очень рады нашей встрече! Скажите, с каким настроением вы сегодня пришли в школу?

(Дети: С весёлым, хорошим).
Педагог: Давайте с хорошим настроением начнем занятие.

(Педагог приглашает детей занять рабочие места).

1 мин.

Основная часть:

Разговорная речь

Педагог: Послушайте рассказ-загадку и скажите о каком времени года говорится?
(Педагог зачитывает отрывок из рассказа О. Иваненко «Спокойной ночи»).
«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто — то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям».

— Ребята, о каком времени года этот рассказ? (Об осени).

-Какие слова из рассказа нам подсказали, что это осень? (Трава потемнела, цветы увяли и засохли, птицы стали улетать).
-Правильно, сегодня мы будем говорить об осени. ( На экране появляется картина осенней природы).
Вот и заканчивается осень! Посмотрите на экран и вспомните, какой была осень.

(Звучит осенняя мелодия).

Педагог:

Упал листочек на тропинку,
Исполнив вальс прощальный свой…
Я ладошку протяну К нам скорей его возьму. (Педагог с экрана снимает листок дерева).

Пока звучит мелодия, передавайте этот листок друг другу и называйте, какая была осень. (Педагог проводит игру с листочком).

Педагог: Молодцы, дети.

Вдруг раздается стук в двери. 

Педагог: Да, да, войдите!

(Входит зайчик с письмом). 
Заяц: Здравствуйте, ребята! Вам письмо!

hello_html_m7c7d7281.jpghello_html_e2bdd6a.jpg

Педагог: Посмотрим, что это за письмо? (Читает).
Школа раннего развития «Юнга» 
Ребята, это письмо нам.
От кого же? Заячья лесная поляна, от зайчиков.
Что же они пишут? Что случилось?

«Здравствуйте, дети! На нашей заячьей полянке состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение, пора-ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одни считают, что пора, а другие говорят, что рано. Мы не знаем, что нам делать. Посоветуйте! Ведь менять шубки для зайцев дело не простое».
Вопрос даже очень интересный. Ты зайчик пришел вовремя. Мы с ребятами как раз говорим об осени. Дети, поможем зайчикам принять правильное решение?

Прежде всего давайте вспомним какие осенние месяцы вы знаете? (Ответы детей)
Что происходит с природой осенью? 
Как называется явление, когда опадают листья?
Какого цвета бывают листья осенью? 
Как готовятся к зиме звери? (Звери строят норы, делают запасы. Барсуки собирают коренья, белочки делают запасы в дуплах. Зайцы начинают менять шубки, кроты и мыши собирают колоски.
Как готовятся к зиме птицы? ( Птицы начинают улетать в теплые края.)

Все птицы улетают? Как мы называем птиц которые остаются зимовать?
Ребята, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая?

Осень бывает разная, говорят даже, что на самом деле есть две осени. Одна — осень радостная, яркая, богатая урожаем, её ещё называют «Золотой», а другая — грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, поникшей, опадающей листвой, холодными ветрами, ночными заморозками, первым снегом. Этот период года зовут поздней осенью.
Педагог:

Ребята. У меня есть разноцветная тыква осенняя и волшебная,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

А вас я попрошу быстро отвечать.

(Педагог выстраивает детей в круг).

Дидактическая игра « Скажи какая»
Когда светит солнце- солнечная
Когда идет дождь- дождливая,

Когда дует ветер – ветренная,
Когда холодно – холодная,
Когда пасмурно – пасмурная,
Когда сыро – сырая,
Когда хмуро – хмурая,
Когда ясно – ясная.
Молодцы!

16 мин

Физминутка

Физминутка

«Мы идем в осенний лес»

Мы идем в осенний лес. — маршируем на месте

А в лесу полно чудес! — разводим руки в стороны, «удивляемся»

Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук

Это очень хорошо. — хлопаем в ладоши

Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону

И в корзинку собирать. — сводят руки перед собой в «корзинку»

Вот сидят маслята, — загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Дружные сестрички. — делают манящие движения руками

«Подосиновик, груздок, — грозят указательным пальцем правой руки

Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками

Ну, а ты, мухомор, — встаем, разводим руками в стороны

Украшай осенний борhello_html_m60a28da1.jpg

1-2 мин.

Основная часть:

Дидактическая игра: « Соберем приметы»
Издревна люди копили народные мудрости: пословицы и приметы всех времен года. Мы с вами тоже знакомились и знаем приметы и пословицы об осени.
В круг ребята становитесь,
Крепко за руки держитесь,
Мы шкатулочку возьмем,
И приметы соберем.
Дети берут шкатулку и называют приметы:

« Коли ясно, то и осень прекрасна.
Осень идет и дождь за собой ведет.
Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.
Красна весна цветами, а осень пирогами.
Гром в сентябре- теплая осень.
Большие муравьиные кучи к мягкой зиме.
Когда гусь улетает – снег выпадает.
Дети вы все очень хорошо говорили, наша шкатулочка пополнилась народными пословицами и наблюдениями. Мне очень понравились ваши ответы. Вы много знаете об осени. Присаживайтесь и поиграем, объясним зайчику, что бывает осенью 
Игра «Да или нет».
Осенью растут грибы? (да) 
Тучки солнце закрывают? (да) 
Колючий ветер прилетает? (да) 
Туманы осенью плывут? (да) 
Ну, а птицы гнезда вьют? (нет) 
А букашки прилетают? (нет) 
Урожай все собирают? (да) 
Птичьи стаи улетают? (да) 
Часто-часто льют дожди? (да) 
Достаем ли сапоги? (да) 
Можно детям загорать? (нет) 
Ну, а что же надо делать? 
Куртки, шапки надевать? (да) 
Очень хорошо, молодцы!
Ну что ж ребята, теперь подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.
«Заканчивается последний осенний месяц. Наступают холода. Опали листья с деревьев. Перелетные птицы улетели в теплые края. Насекомые спрятались. Пора и вам зайцы менять шубки серые на белые.»
Я рада. Что мы с вами нашли убедительные доказательства.
Давайте. Еще раз вспомним и полюбуемся красотой осенней природы
(показ слайдов, звучит музыка «Октябрь. Осенняя песнь» П.И. Чайковского из цикла «Времена года» )
Педагог: Ребята, предлагаю вам присесть за столы и обратить внимание на конверты, которые лежат у вас на столах, это не простые конверты, они с сюрпризом, но чтобы время года отгадать, нужно картинку нам собрать. Итак, будьте внимательными. Приготовились, начали! Скажите мне пожалуйста, что изображено на этих картинках? Какое время года? Что люди делают 
осенью
? (собирают урожай и делают заготовки, какие овощи и фрукты вы знаете? (ответы детей).

Педагог: Какие вы умнички и с этим заданием справились. hello_html_m28e8cc8b.jpg

hello_html_2c7497e7.jpg

7-9 мин.

Заключительная часть,

подведение итогов

Подведение итогов.

Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями, весело играли.

Отлично показали свои знания, помогли зайчатам. Давайте проводим зайчика в лес. Спасибо!

2 мин.

21 ноября в школе раннего развития «Юнга» для обучающихся группы 5/2 – 3 год обучения, было проведено открытое занятие по окружающему миру на тему «Осень». На занятии присутствовали начальник отдела социально – педагогического направления Лысых О.В., начальник структурного подразделения «Парус» Захаренко И.Ю., методист Старкова Л.В., педагоги, родители. На занятии были использованы различные формы и принципы подачи учебного материала. Дети вели себя непринужденно, отвечали на вопросы педагога, называли характерные признаки осени и осенних явлениях, были активны. В заключении ребятам было предложено собрать разрезную картинку, угадать время года и изображенные действия. Все ребята отлично справились с заданием. Поставленная цель была достигнута.

Директор «ЦВР «Пашинский» __________________ Е. В. Веремьянина

План-конспект на тему: Занятие «Осень»

Конспект занятия «Осень»

Цель: закрепить представления детей о признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

1. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.

2. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

3. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

4. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

5. Расширять представления детей об осенних изменениях в природе, учить отвечать на вопросы по содержанию, активизировать словарь.

Предварительная работа.

– Наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой.

– Заучивание стихов об осени.

– Рассматривание пейзажных картин художников.

– Составление гербария из осенних листьев и др.

Оснащение: мультимидийный проектор, листья осенние, ваза сделанная руками детей из природного материала и семян.

Форма проведения: Открытое занятие.

Возрастная категория: 4-6 лет.

Ход занятия

1. Организационный момент:

— Добрый день! Сядьте по удобнее: спинки прямые, ноги вместе, руки на колени. Мы отправляемся в путешествие.

2. Сообщение темы:

— Ребята, посмотрите вокруг. Что вы видите? Что необычного вы увидели в нашей группе?

-Да наша группа украшена листьями. А где мы взяли эти листья?

Утром мы во двор идём, листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят и летят… летят… летят…

Пролетают паутинки, с паучками в серединке,

И высоко от земли пролетают журавли.

Всё летит! Должно быть, это улетает наше лето.

— А лето, это что?

— Да конечно – это время года.

— А какие времена года вы знаете?

-А если у нас улетело, прошло лето, то какое время года наступило?

А как мы узнаем, что наступила осень? (Ответы детей)

-Да, конечно мы увидим изменения в природе.

Мы украсили нашу группу листочками, потому, что на улице осень и

наше занятие об осени и называется: «Золотая Осень».

3. Актуализация опорных знаний:

Ребята, а сейчас я хочу узнать у вас знаете ли вы, какая погода бывает осенью.

Игра «Погода осенью»

— Дети, а какая бывает погода осенью:

Когда идет дождь — дождливая.

Когда дует ветер — ветреная

Холодно — холодная

Пасмурно — пасмурная

Сыро — сырая

Хмуро — хмурая

Ясно — ясная

Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

Игра: «Осенью». (с мячом)

Ребята, я предлагаю вам игру с мячом, которая называется «Осенью».

— Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают.

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

— Молодцы, правильно ответили на вопросы, а теперь мы будем играть с нашими листочками.

Физминутка: «Осенние листочки».

Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.

Мы, листики осенние, на веточках сидел, ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели и на землю тихо сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял.

Повертел их, покружил и на землю опустил.

(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся).

-Молодцы! А теперь давайте соберём наши красивые листочки в букет и поставим в нашу вазу, которую мы сделали из семян и ракушек.

4. Приобретение новых знаний

Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы.

Ребята, давным — давно люди стали примечать, что всё в природе происходит не зря, а о чём то нас предупреждает и что то значит. И это всё стали называть приметами. Например, если птицы низко летают, значит будет дождь.

Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

Осень подойдет неслышно, тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни, на дорогу упадет.

Это первая примета, что от нас уходит лето.

А вторая куст малины, в нитях белой паутины.

Чуть короче станет день, потемнеют облака,

Словно их накроет тень, станет пасмурной река —

Третья верная примета: осень бродит близко где-то

Ранним утром на поляны, лягут белые туманы.

А потом уж жди, не жди пойдут сильные дожди.

Значит, наступила осень.

– Какие приметы осени перечислены в стихотворении?

– А какой сегодня день? (Ясный, солнечный, ветреный)

Воспитатель: Умницы. Я предлагаю вам посмотреть фильм.

Презентация: «Осень золотая»

С давних времен люди складывали стихи, песни, пишут музыку.

Ребята, а как называют людей, которые пишут стихи, …. рисуют картины… музыку?

Не знаете? Тогда слушайте. Стихи пишут – поэты. Картины рисуют художники, а музыку – композиторы.

Слайды (портрет П. И. Чайковского и картины русских художников)

Сегодня, я хочу познакомить вас с композитором П. И. Чайковский. (портрет).

Он создал музыкальный альбом о каждом времени года, который так и называется «Времена года». А, как вы думаете, сколько произведений в этом альбоме? Да, 12. А сколько произведений об осени? Да три. А как вы считаете, как они называются?

Сентябрь, Октябрь и Ноябрь. А сейчас у нас какой осенний месяц.

Правильно – октябрь.

И я вам предлагаю посмотреть картины русских художников под музыку П. И. Чайковского, которая называется Октябрь «Осенняя песня» .

Слушание произведения П. И. Чайковкого «Осеняя песня».

-Какие ощущения у вас возникли, когда вы слушали музыку? Как называется произведение? Кто его написал? (Ответы детей).

Сюрпризный момент.

— Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться.

Воспитатель: — Да, осень бывает прекрасна. (Стук в дверь, заходит Осень)

— Здравствуй, Осень золотая!

Осень: Здравствуйте, мои друзья! Веселья вам и радости!

Все кругом я нарядила, тёмный лес озолотила!

Стало в нем светло, как днем, Листья там горят огнём!

Осень: Ребята,а вы знаете игру: «Осень спросим».

Давайте поиграем.

Дети: — Здравствуй осень, здравствуй осень! Хорошо, что ты пришла.

— У тебя мы осень спросим: Что в подарок принесла?

Осень: — Принесла, я вам муки

Дети: — Значить будут пирожки.

Осень: — Принесла, я гречки.

Дети: — Каша будет в печке.

Осень: — Принесла вам овощей.

Дети: — И для каши и для щей.

Осень: Яблоки и мёд.

Дети: — На варенье и компот. Ты и яблок, ты и мёду нам в подарок принесла.

— А хорошую погоду нам в подарок припасла?

Осень: — Дождику вы рады?

Дети: Не хотим — не надо.

Воспитатель: А ребята знают стихи про тебя. Ты наверное устала, сядь, отдохни и послушай стихотворения.

Ребёнок: 1-й: Осень, твой красив убор!

Золотой на нем узор.

Сарафан с цветной каймой,

Разноцветной бахромой.

2-й: Разукрашен листьями

И рябины кистями

А из ягод алых

Бусы, как кораллы!

3-й: Осенью бывают ясные деньки,

Листики порхают, словно мотыльки.

4-й: Нити паутинки на кустах блестят,

Льется на тропинку жёлтый листопад.

Если день прозрачный, ясный

Осень, осень – ты прекрасна!

Осень: Какие вы ребята молодцы! Мне у вас очень понравилось, но мне пора в лес.

У меня ещё много дел в лесу. Обещаю всем вам я, что чудесные подарки ожидают вас, друзья! Спелых яблок вам даю и за все благодарю!

Воспитатель: Спасибо! До свидания Осень.

5. Заключительная часть

Наше занятие подходить к концу. Давайте вспомним, как называется наше занятие.

Что нового вы узнали сегодня на занятии? С каким композитором познакомились?

Какое произведение слушали? Что вам понравилось больше всего?

6. Итог.

Вот и закончилось наше занятие. Но мы ещё не раз будем возвращаться к временам год.

Будем наблюдать изменения в природе на экскурсиях. Будем слушать музыку П. И. Чайковского из альбома «Времена года», рисовать картины.

Ой, ребята, а я ведь забыла про гостинцы от Осени! Да как много, на всех хватит. (Раздаёт яблоки детям)

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Итоговое занятие на тему «Осень»

Конспект итогового занятия на тему: «Осень» в старшей группе

Цель: обобщить знания детей по теме «Осень».

Задачи:

Закрепить знание признаков  осени.

Учить детей отвечать на вопросы.

Закрепить знания об овощах, фруктах, грибах.

Уточнить, как ведут себя животные осенью.

Воспитывать наблюдательность и положительное отношение к природе.

Материал и оборудование: волшебная палочка, набор картинок по теме «Осень», листики, набор муляжей овощей и фруктов, картинки грибов, животных.

Предварительная работа:

чтение произведений об осени;

заучивание стихотворений;

наблюдение за осенними явлениями на прогулке;

рассматривание иллюстраций об осени и беседа по их содержанию;

дидактические игры по данной теме;

слушание музыки по данной тематике.

Ход занятия:

Дети встают в круг.

Воспитатель: Сегодня я расскажу вам сказку. Слушайте:

Жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. В волшебном мешочке (педагог показывает сумочку, украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное сокровище – волшебную палочку (педагог извлекает из сумочки большую мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой). Именно волшебная палочка помогала ей творить множество чудес. Дотронется она до листьев и сразу они меняют свой цвет. Какими становятся листочки?

Дети: Желтыми, красными, оранжевыми, коричневыми.

Воспитатель: Правильно! Осень – настоящая волшебница и очень добрая. Посмотрите, какие замечательные свои картины прислала нам она в подарок. Давайте их внимательно рассмотрим. Какую осень мы видим на этих картинах? Расскажите, что вы знаете об осени?

Дети рассказывают об осени.

Воспитатель: Давайте, поиграем в игру «Да или нет» (дайте правильный ответ):

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто — часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Молодцы! Ребята посмотрите, что лежит на столе?

Дети: Листочки.

Воспитатель: Когда листики желтеют, что с ними происходит?

Дети: Опадают.

Воспитатель: Правильно, они медленно кружатся и падают на землю. Как называется это явление природы?

Дети: Листопад.

Воспитатель: Правильно, листопад. А сейчас давайте поиграем в игру: «Листопад»

Листопад, листопад

Листья по ветру летят

Все летят, летят

Под ногами шелестят

Воспитатель: А еще осенью созревают?

Дети: Овощи, фрукты.

Воспитатель: Правильно, осенью созревают овощи и фрукты. Как можно сказать одним словом, что созревает осенью?

Дети: Урожай!

Воспитатель: Правильно, урожай. Сейчас, я загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать.

Загадки

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а лук.

Из земли за чуб плутовку

Тянем сладкую морковку.

Важен он, как господин,

Этот сочный апельсин.

Он круглый и красный,

Как свет светофора.

Среди овощей

Нет сочней помидора.

Кислый – очень кислый он!

В чай к нам просится лимон.

Хоть я и сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы? Я свекла.

Воспитатель: Молодцы! Поиграем в игру: «Соберем урожай». В синюю корзинку – фрукты, в желтую – овощи.

Воспитатель: Молодцы!

На столе стоит корзинка. Воспитатель обращает внимание.

Воспитатель: Кто — то оставил корзинку? Давайте посмотрим, что здесь?

Дети: Грибы.

Дети рассматривают и находят мухомор.

Воспитатель: Ребята а, какие грибы надо собирать! (Ответы детей). Давайте расскажем про мухомор.

Игровое упражнение «Мухомор».

Мухомор на тонкой ножке (дети ставят руки на пояс и встают на одну ножку)

Вырос на лесной дорожке (встают на носочки, поднимают руки вверх).

Ждет прихода грибников (подносят руку ко лбу и смотрят вдаль).

Кто сорвать его готов? (вопросительно пожимают плечами)

Знают грибники прекрасно, (грозят пальчиком),

Мухоморы есть опасно. (гладят животики, вытягивают руки вперед ладонями от себя).

Воспитатель: А мухомор можно пинать или топтать?

Дети: Нет!

Воспитатель: Почему?

Дети: Мухомором звери лечатся.

Воспитатель: Правильно, ведь все в природе взаимосвязано, все что растет и живет на земле, приносит пользу. Ребята, а скажите мне, пожалуйста, как готовятся осенью к зиме дикие животные? (Белка, медведь, заяц, ёжик).

Дети: Звери собирают запасы, меняют шубки.

Воспитатель: А как вы думаете, зачем меняют шубки зайчик. А мишка что делает? (Ответы детей).

Воспитатель: А как готовятся к зиме птицы?

Дети: Птицы улетают в теплые края.

Воспитатель: Ребята, сегодня вы много рассказали. Вам понравилось занятие? О каком времени года мы сегодня говорили? Во что вы сегодня играли? Вы сегодня очень замечательно работали на занятии, и королева Осень решила вам подарить свои дары осени.

Конспект занятия на тему «Осень»

Конспект занятия на тему «Осень»

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Дети заходят в зал и встают полукругом:

Воспитатель: Здравствуйте ребята, мы рады видеть вас и ваши добрые лица! Давайте улыбнемся друг другу, и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
(Все вместе говорят)

Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
— Доброе утро!
— Доброе утро
Солнцу и птицам!
— Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Молодцы, присаживайтесь на стулья
Ребята послушайте стихотворение которое вам прочтет Вика.

(Ребенок читает стихотворение)

3. Федоровская « Осень»
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень:
— Не жалейте лето!
Посмотрите — роща золотом одета!

Воспитатель: Спасибо Вика, присаживайся на свое место. Ребята, вам понравилось стихотворение которое прочла Вика, а о чем оно?

Ответ детей : об осени

Воспитатель: Правильно, давайте сегодня наше занятие мы посвятим осени (слайд осень)

Ребята скажите, а какое время года было перед осенью? (слайд Лето)
Какое время года наступит после осени? (слайд Зима)
Какое время года наступит после зимы? (слайд Весна)
А какое время года сейчас? (слайд Осень)

Воспитатель: Осень ребята, бывает разная: веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождиком и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками. Все мы любим осень за щедрый урожай, за красоту, за редкие солнечные, но славные денечки. Осень очень красивое разноцветное время года.

Воспитатель: Ребята, скажите, а вы знаете сколько месяцев длится осень?

Дети: Осень длится 3 месяца.

Воспитатель
: Скажите как называется первый осенний месяц?

Дети: Первый осенний месяц называется – СЕНТЯБРЬ (слайд)

Воспитатель: Правильно это – сентябрь, ранняя осень. Его называют по-разному: месяц прощания с Родиной, месяц — хмурень, месяц — ревень. Ведь все чаще хмурится небо, ревет ветер. В сентябре дни становятся все короче и короче, солнце уже не поднимается так высоко в небе, как летом. На небе часто собираются облака, тучи. Часто идут мелкие, моросящие дожди «Засентябрило», — говорят в народе. И вдруг — последний подарок лета — устанавливается сухая, тихая, теплая, ясная погода. Настает бабье лето. (Слайд) В это время очень приятно гулять в лесу и собирать осенние дары. Еще встречается брусника, поспел шиповник, богатый витаминами. На болотах поспевает клюква. И алеют гроздья рябины, боярышника, калины. На дубах поспевают желуди, на орешнике-орехи, растут грибы –белые, маслята, рыжики, опята, подосиновики и другие . Чаcто люди с корзинками отправляются в лес за грибами. Но если не знаешь гриб, лучше его не бери! А почему? (ответ детей)

Осенью, в сентябре у людей много работы. С полей и огородов собирают урожай: капусту, свеклу, морковь, тыкву, картофель. В садах убирают яблоки и груши, собирают виноград, облепиху.

Воспитатель: Ребята попробуйте отгадать загадки про «Дары осени» (Дети отгадывают загадки, ответы на слайдах)

Бусы красные висят,
Из ветвей на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (слайд рябина)

На колючем кустике
Желтенькие бусики.
Наступила осень тихо,
И созрела… (слайд облепиха)

В садочке есть плод,
Он сладок, как мёд,
Румян, как калач,
Но не круглый, как мяч,
— Он под самой ножкой
Вытянут немножко (слайд груша)

Он красивой розе брат,
Если ты не виноват,
Все равно имей в виду,
Может уколоть в саду.(слайд шиповник)

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.(слайд яблоко)

Над землёй зелёный хвост,
Под землёю красный нос.
Зайчик уплетает ловко…
Как зовут её? … (слайд морковка)

Ее тянут бабка с внучкой,
Кошка, дед и мышка с Жучкой.(слайд репка)

Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка.(слайд капуста)

Этот овощ вот уж диво,
Круглый, вкусный и красивый,
Приготовим с ним обед,
Запеканку, винегрет,
Цвет у яств совсем не блёклый,
Главная на кухне…(слайд свекла)

Он на юге вырастал
В гроздь плоды свои собрал.
А суровою зимой
Придет изюмом к нам домой.(слайд виноград)

Что за бусинка вот тут
На столбе повисла?
Глянешь — слюнки потекут,
А раскусишь — кисло!(слайд клюква)

Много ягоды в лукошках,
Тут и клюква, и морошка.
Вот чернеет ежевика,
Рядом – красная …(слайд брусника)

Он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупке,
Заглянешь в середину –
Увидишь сердцевину,
Из плодов он тверже всех,
Называется …(слайд Орех)

Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь давайте поиграем в игру «Собери урожай»

(Воспитатель раскладывает картинки урожая по ковру)
Мальчики собирают урожай который нам подарил лес и складывают его в корзину с синим бантом, а девочки собирают урожай который вырос в саду и в огороде и кладут его в корзину с красным бантом. (Проверяем правильное выполнение задания)
Хорошо присаживайтесь на свои места.

Воспитатель: Насекомых осенью становится меньше, поэтому готовятся к отлету стрижи, ласточки, мухоловки, не слышно песен иволги. Сентябрь заканчивается. На очереди второй осенний месяц который называется?

Дети
: Октябрь (слайд)

Воспитатель: Правильно наступил октябрь, а с ним и самая красивая пора Золотая осень. Ребята, отгадайте загадку:

Листья жёлтые кружатся,
На землю ковриком ложатся
Жёлтых листьев хоровод
Осенью случается.
Танец этот – каждый год.
Как он называется? (Ответ детей. Слайд листопад)

Воспитатель: Молодцы, правильно, в старину октябрь месяц называли «листопадом», Листопад – это очень красивое явление природы. Когда наступает осень, солнышко светит реже, становится прохладно, листики на деревьях «держатся» слабо, стоит подуть ветерку, и листочки срываются с веток, и плавно кружась, падают на землю.

Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко», я начинаю а вы заканчиваете

Осень в гости к нам пришла 
И с собою принесли…
Что? Скажите наугад!
Ну конечно… (листопад)

Мы у рыжих листьев
Потихоньку спросим:
 -Кто же вас раскрасил?
Отвечают: — …  (Осень!)

И осенью зеленый весь
Стоит густой, сосновый…(лес)

Есть у туч осенних серых
Свой сердитый вождь,     
Целый день пускает стрелы —
Серебристый… (дождь)

Сапоги надеть нам нужно:
От дождя, у дома… (лужа)

Чтобы было нам тепло,
Носим осенью…(пальто)

Летом от жары спасает
Легонькая шляпка,
Осенью нас согревает
Вязаная… (шапка)

А мы вам предлагаем еще поиграть и отдохнуть (игра-упражнение « Кружатся листочки»)
Выходите к нам и вставайте в круг.

Воспитатель:
Разбросала у окошка (Воспитатель раскладывает листья внутри круга)
Осень листья по дорожке
По дорожке мы пойдем (Идут по кругу и подходят к листьям)
И листочки соберем.

Раз, два, три, четыре, пять… (Дети собирают листочки)
Листики не сосчитать.
А теперь в кружочке нашем (Делают круг и машут листочками)
Листиками мы помашем

А теперь ко мне идите (Дети идут к воспитателю, поднимают руки и
И букет большой сложите. делают большой букет)
Красно-желто-золотой-
Вот какой букет большой!

Закружилась с листьями (Воспитатель кружится руки в стороны, дети от
Осень золотистая. Ходят назад)
Ветры с севера примчались, (Встают на носки и качают листочками)
И листочки закачались.

Разлетелись кто куда (Легко, на носочках бегут по кругу)
Легкие листочки
Полетали и присели (Садятся на корточки, листья перед собой)
На лесной пенечек.

Закружился листопад (Наклоняют голову вниз и накрывают листочками)
Он засыпал всех ребят

Воспитатель: Мы с листочками играли?
Дети: Да!
Воспитатель: С ними вместе танцевали?
Дети: Да!
Воспитатель: А теперь листья опять, в корзинку надо все собрать.
Дети собирают листья и садятся на свои места.

Воспитатель : Ребята в лесу растет много разных деревьев, и у каждого дерева свои не похожие на другие листья. Давайте поиграем в игру «Назови листок».
— Я называю дерево, а  вы называете какой это листок.

У берёзы листья …берёзовые.
У клёна листья…кленовые.
У дуба листья …дубовые.
У тополя листья…тополиные.
У осины листья…осиновые.
У липы листья… липовые.
У рябины листья…рябиновые.
У каштана листья.. каштановые.
У калины листья.. калиновые

Молодцы! Правильно !

Воспитатель: В октябре к зиме готовятся насекомые. Они прячутся под листьями и корой деревьев, зимуют в сухих пнях и корягах. В октябре продолжают улетать в теплые края птицы — скворцы, грачи, кукушки, журавли. Позже всех улетают водоплавающие птицы -гуси, чайки, утки, лебеди. (Слайд)

— А как называются птицы, улетающие от нас на зиму?
Дети: Такие птицы называются перелетными

Воспитатель: А вот воробьи, вороны, сороки, дятлы, синицы остаются зимовать в наших краях. На осень и зиму многие из них прилетают поближе к человеческому жилью. Здесь и корма побольше раздобыть можно, и есть куда от ветра и мороза спрятаться. А как называются такие птицы?
(Ответ детей) Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А как мы можем им помочь пережить холодную зиму? (Ответ детей) ( Слайд птицы у кормушек)

Воспитатель: Звери в лесу тоже усиленно готовятся к зиме: заготавливают пропитание на всю зиму, утепляют норы, шубки с летних меняют на зимние.
В конце октября по ночам бывают заморозки, и лужи затягиваются корочкой льда. Но характер у этого месяца переменчивый: он и плачет и смеется. За день погода может измениться несколько раз: то солнышко ярко светит, то дождик надоедливо моросит, а то и первые снежинки запорхают. В народе говорят «У осени семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт.»

Воспитатель: Вот какая у нас осень
«А какая ?» — мы вас спросим. Словесная игра «Подбери слова»

Погода осенью какая? (дождливая, туманная, хмурая, пасмурная, холодная и др.)
Лес осенью какой? (разноцветный, золотой, сказочный, красивый, большой, нарядный и др.)
Ветер осенью какой? (сильный, холодный, злой, пронизывающий и др).
Дождь осенью какой? (частый, холодный, долгий, мелкий и др.)

Физ-минутка «Осень, осень непогода!» хорошо присаживайтесь.

Воспитатель: Ребята как называется последний осенний месяц?

Дети : НОЯБРЬ

Правильно с наступлением ноября начинается поздняя осень.(Слайд) .
Называют его по-разному: Студень, Листогной, Полузимник.

Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют лишь по -прежнему ель и сосна.  

Дни становятся тусклыми, пасмурными. Поздно рассветает, рано смеркается. Часто идут холодные долгие дожди со снегом. Иногда выпадает снег, который быстро тает, становится очень грязно.

В конце ноября по ночам уже морозно. Серебряным звоном начинается зима. Звонко хрустит молодой лед на лужах, промерзла земля, звенят на ветру ветви деревьев. Эта пора в самом конце осени называется предзимьем или «серебряной осенью».

В лесу становится тихо. Птиц уже не слышно. Лесные жители уже попрятались. Медведь завалился в своей берлоге. Ежик, барсук попрятались в норы. Белочка в дупле сидит, грызет припасенные орешки. Заяц поменял шубку, прячется под кустами, ждет, пока выпадет снег.

Ноябрь открывает двери зиме.

Вот как много мы узнали про осень, давайте проверим что вы запомнили.

Словесная игра «Да- нет».
Воспитатель предлагает послушать рифмованные вопросы и соответствие смыслу давать положительные или отрицательные ответы.
Осенью растут цветы? (Нет)
Осенью растут грибы? (Да)
Тучки солнце закрывают? (Да)
Жаркий ветер прилетает? (Нет)
Туманы осенью плывут? (Да)
Ну а птицы гнезда вьют? (Нет)
К нам букашки прилетают? (Нет)
Звери норки закрывают? (Да)
Урожай все собирают? (Да)
Птичьи стаи улетают? (Да)
Часто – часто льют дожди? (Д)а
Достаем мы сапоги? (Да)
Солнце светит очень жарко? (Нет)
Можно детям загорать? (Нет)
Ну а что же надо делать –
Шорты, шляпки надевать? (Нет)
Или лучше в теплой куртке
Погулять по переулку? (Да)

Подведение итогов:
1.Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили?

Дети: Мы говорили о осени.

2. Назовите осенние месяцы.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

3. Вам понравилось наше занятие? А что вам понравилось больше всего?

Ответы детей.

Конспект занятия «Осень «

Конспект занятия на тему: «Осень» в средней группе.


Тема: Осень.

Дата проведения:12.10.17.

Тип занятия: обобщающее занятие.

Цели: 
Закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», характерные свойства овощей и фруктов, учить рассказывать о пользе овощей и фруктов; систематизировать знания о труде людей осенью; воспитывать бережное отношение к природе, уважение к сельскохозяйственному труду людей. располагать изображение по всему листу: выше, ниже, правее, левее; умение рисовать разнообразные деревья, используя разные цвета красок для стволов и различные приемы работы кистью;

Планируемые результаты:

-Закрепить знания о времени года Осень.

-Закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты»,

-Систематизировать знания о труде людей осенью; воспитывать бережное отношение к природе,

-Закрепляем умение рисовать разнообразные деревья, используя разные цвета красок для стволов и различные приемы работы кистью;

Основные термины: листопад, осень, фрукты, овощи.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, бумага размером А4, краски, кисти, салфетки.

Ход занятия:

1. Введение игрового момента.
— Предлагаю Вам отправиться в гости к Осени. Она приготовила удивительные подарки всем детям.
2. Ознакомление с дарами осени.
— Итак, ребята, я прочитаю стихотворение о таком времени года, как осень. А вы обратите внимание на то, какие дары она преподносит нам.
Здравствуй, здравствуй, осень золотая.
Осень- время сбора урожая.
Видишь, осень, как мы потрудились,
Как все лето в поле не ленились?
Здравствуй, здравствуй, осень золотая,
Соком сладких яблок налитая,
В огороде тоже все в порядке,
Много разных овощей на грядке.
Много спелой вишни и малины,
Много мёда в домиках пчелиных.
Всех рябят мы в гости приглашаем,
Чем богаты, тем и угощаем.

-Какие дары преподносит нам осень? Отгадайте загадки о дарах осени ( Просмотр презентации «все, что выросло на грядке — назовем мы по порядку!»).
— Молодцы! А теперь давайте с вами поиграем в игру «Осень спросим» ( стихотворение Елены Благининой)
Правила игры: дети по считалочке выбирают Осень и Дождик. «Дождик» прячется, а «Осень» выходит в середину круга . Дети начинают медленно ходить и петь:
Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень!
Хорошо, что к нам пришла.
У тебя мы, Осень, спросим, 
Что в подарок принесла?
Осень: Принесла я вам муки!
Дети (хором): Значит, будут пирожки!
Осень : принесла вам гречки!
Дети: Будет каша в печке!
Осень: Принесла вам овощей!
Дети: и для каши, и для щей!
Осень: рады ли вы грушам?
Дети: Мы их впрок насушим!
Осень: а уж яблоки — что мёд!
Дети: На варенье, на компот!
Осень: Принесла и мёду!
Дети (удивленно): Полную колоду!

После этого дети кружатся и поют:
Ты и яблок, ты и мёду.
Ты и хлеба принесла.
А хорошую погоду
Нам в подарок припасла?
Осень: Дождику вы рады? (хитро улыбается)
Дети (хором): Не хотим, не надо! (бросаются в рассыпную)
Выходит дождик, догоняет детей, приговаривая:
Кто под дождик попадёт,
Тот сейчас водить пойдёт.
Тот, кого он поймал, становится Дождиком, а Осень дети выбирают новую.
3. Рисование «Золотая осень»
— Давайте отблагодарим хозяйку Осень и нарисуем ее портрет. Как выглядят деревья в осеннем уборе? Какие разные деревья. Кусты вы видели? Изобразите картину «Золотая осень». Подумайте над композицией рисунка- положение листа бумаги, размещением изображений.
Дети изображают золотую осень самостоятельно по замыслу.
4 . Рефлексия.
-Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Осень благодарит нас за подарки и дарит каждому жетон-листок.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о