Занятие деревья для детей – Изучаем деревья (конспект занятий + комплект материалов раздача) — запись пользователя Мама зануда (Mamazanuda) в сообществе Раннее развитие в категории Изучаем окружающий мир (тематические занятия и циклы занятий)

Изучаем деревья (конспект занятий + комплект материалов раздача) — запись пользователя Мама зануда (Mamazanuda) в сообществе Раннее развитие в категории Изучаем окружающий мир (тематические занятия и циклы занятий)

Материал для цикла из 3-4 занятий для детей от 2,5-3 лет. Я опробовала несколько подходов к предоставлению информации о деревьях для Яны. Ей сейчас 3,5 года и интерес к подобной информации вызвать достаточно сложно. Привожу для вас конспект самого удачного, на мой взгляд, варианта знакомства с деревьями для маленьких детей.

Конспект занятия

  1. Планирование. На этапе планирования выбираем несколько объектов (деревьев) для подробного знакомства. Я остановилась на 4-х. Думаю, изучая в год по 4-5 деревьев, к школе можно сформировать хорошую базу знаний. Для изучения можно взять популярные деревья. Мне этот вариант не подошел, так как дубы и березы в нашем городе единичное явление и знакомить с ними трехлетку занятие сомнительное. Ёлочку и её способность круглый год оставаться зеленой Яна уже отлично знает.

    Самые популярные деревья

    Я для изучения выбрала деревья, которые наиболее часто встречаются в окрестностях нашего дома:

    Деревья, часто встречающиеся в городском озеленении

    Стыдно признаться, но до последнего времени я сама не знала названий этих деревьев, за исключением тополя. Думаю, я не одна такая, поэтому написала небольшой ликбез, по опознаванию экземпляров этого списка (ликбез читайте в конце поста). После определения списка изучаемых деревьев, планируем цикл тематических прогулок с беседами о деревьях и поиском заданного дерева. При первых знакомствах с деревьями за одну прогулку лучше прорабатывать 1-2 дерева. Мы первую прогулку провели по вязу, вторую по клену, третью по тополям. Следующая прогулка будет по всем деревьям вместе.
  2. В ходе прогулки находим и показываем экземпляры заданного рода деревьев:

    2.1. Если есть желание можно напечатать карточки с листьями деревьев и вооружить ими ребенка для поиска по образцу. Фотографии листьев, которые мы нашли на прогулке, я разместила по ссылке ниже.

    2.2. Объявляем ребенку о поисках заданного дерева в разном возрасте. Обращаем внимание, что с возрастом у дерева увеличивается его высота, длинна и диаметр - «толщина» ствола. Первоначально находим сами один экземпляр дерева и объясняем его возраст (без конкретики, ограничимся маленький, молодой, взрослый, старенький). Я при этом провожу аналогии. Показывая молодые ростки, можно их сравнивать с малышами. Рядом растущие, взрослые деревья можно объявлять родителями дерева-малыша. В этом случае ребенка можно попросить найти маму или папу маленького ростка или наоборот малышей крупных деревьев. В целом у нас стоит задача продемонстрировать ребенку разнообразие размеров дерева в зависимости от возраста: маленькие деревца - ростки или деревья - подростки высотой около двух метров, взрослые деревья разного размера и деревья гиганты.

    2.3. Акцентируем внимание на текущих изменениях у деревьев связанных с временами года. Рассказываем (или напоминаем) как дерево изменяется в течение года. Разглядываем какого цвета листва на дереве. Ищем на земле опавшие листья и обсуждаем их цвет и состояние (начинающие желтеть, пожелтевшие, но еще не засохшие, сухие). Из листьев разной степени зрелости можно выложить последовательность.

    2.3. Находим различные варианты формирования кроны (естественное формирование и деревья со стрижкой).

    Длительность беседы и поисков должна зависеть от интереса ребенка. Если ребенок «включился» в поиски и активно находит экземпляры заданного рода, можно побегать от дерева к дереву 15-30 минут. Если ребенка тема особо не заинтересовала, 10 минут достаточно.

  3. После каждой прогулки демонстрируем видеокадры ускоренной съемки развития дерева, предложенные ниже. Если вы запланировали цикл бесед из 3-4 прогулок, в итоге у вас получится 3-4 просмотра одних и тех же видеороликов. Для детей важны повторы, они позволяют лучше понять и усвоить материал.
  4. После просмотра видео можно переходить непосредственно к решению заданий комплекта. Задания лучше поделить на количество планируемых прогулок. Например, так: складывание последовательности, сбор пазла с цифрами, раскрашивание или «дорисовывание».

Состав комплекта заданий

  1. Задания на выкладывание упорядоченной последовательности карточек по изменению в течение года дерева и цветка;
  2. Задания на изучение изменений деревьев в зависимости от сезона. Выкладываем упорядоченную последовательность, соотносим карточки этого задания с карточками первого задания.
  3. Последовательность изменений листа в течение его жизни. Выкладываем упорядоченную последовательность, соотносим карточки с карточками второго задания.
  4. Задания на автоматизацию запоминания цифр 1-5 с помощью пазлов с нумерованными деталями. Эти задания лучше подходят для детей, которые умеют считать до 5, но не помнят, как выглядят цифры.Задания на автоматизацию запоминания цифр 1-10 с помощью пазлов с нумерованными деталями. Предлагать задания, после того как ребенок комфортно справляется с заданиями на цифры 1-5.
  5. Раскраски. В комплекте предложен набор раскрасок с крупными изображениями для малышей. В более старшем возрасте раскрашенные листья можно предложить вырезание раскрашенных листьев и склеивание из них гирлянды.
  6. Материал для дорисовывания креативных деревьев.

Ссылка на скачивание: комплект заданий.

Детям о деревьях |Ссылки на полезные видеоматериалы

Делюсь полезными ссылками на видеоматериалы с youtube. Видео с ускоренной съемкой длительных процессов, таких как жизненный цикл растений, поможет понять суть происходящего ребенку значительно лучше, чем все задания вместе взятые:

Рост дерева ускоренная съемка:


Рост дерева качественная познавательная анимация:


Незнакомые знакомцы - вяз, американский (ясеневидный) клен, тополь серебристый (белый)

  • Вяз. В одном из источников я видела, что вяз используется в 70% от общего объема для озеленения городов. Не буду вдаваться в подробности характеристик дерева, так как это не поможет вам идентифицировать его визуально. Просто посмотрите на пару кадров, которые позволят вам узнать это дерево максимально быстро. Обратите внимание, что вязы могут быть самой разной формы. Некоторые вязы достигают высоты тополей, некоторые остаются небольшими кустарниками. Они являются отличным материалов в ландшафтном дизайне и узнать их при этом можно только по форме листьев.
  • Клен ясеневидный (американский). Еще одно очень распространенное дерево на городских улицах. Крона американского клена разнообразна и подвергается формированию, поэтому фото дерева в полный рост в процессе идентификации мало поможет. Сейчас в городских пейзажах можно встретить живые изгороди из американского клена. При свободном росте американский клен вырастает до 10-15 метров высотой. Часто его побеги становятся сорняками на близлежащих участках. Привожу ряд фото для опознания:
  • Тополь серебристый (белый). Сейчас появляется все больше модификаций тополей: пирамидальный, серебристый и т.п. Листья серебристого тополя с лицевой стороны имеют глянцевый блеск, а с внутренней стороны светлую бархатистую фактуру. Крупные листья серебристого тополя по форме напоминают листья клена, небольшие — листья осины. Из моих наблюдений, более крупные листья имеют более резные края. Из приведенных ниже экземпляров, нижний правый лист самый крупный, он практически в 2 раза крупней других. Серебристые тополя зачастую имеют крону пирамидальной формы.

    Слева сверху — лист обычного тополя. Три другие листа с одного экземпляра дерева — серебристого тополя. Сверху справа — маленький лист серебристого тополя. Я его масштабировала, чтобы было хорошо видно рисунок прожилок и текстуру. Он очень похож на лист осины. Снизу справа расположен крупный лист серебристого тополя. Его размер около 15 см. и он очень похож на лист клена. Масштаб листьев на фото не соблюден.

На этом у меня всё. Всем интересных занятий!

Другие мои посты с раздачами:

Игра имитация + апгрейд кубиков (Раздача материалов);

Рисуем в лабиринтах (раздача материала 2+).

видео знакомства на улице

Материал по окружающему миру на тему: Конспект занятия «Деревья»

 

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

(«Познание»,  «Коммуникация», «Социализация»)

С использованием ИКТ,  здоровьесберегающих технологий

 

 

Программное содержание:

Цель: Знакомить с особенностями внешнего вида и названиями деревьев леса.  Упражнять в различении деревьев по внешним  признакам.

Задачи:

Образовательные: Учить сравнивать деревья по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа).

Развивающие:

Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы.  Развивать  связную речь у детей.

Воспитательные: Воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений. Учить беречь природу.  Способствовать формированию коммуникативных навыков.

Методы: Практический, игровой, наглядный, словесный, слуховой.

Приемы: Рассказ- беседа,  игры,

Предварительная работа:

Ежедневные наблюдения на прогулке, изобразительная деятельность по теме «Деревья».  Составление загадок о деревьях.    

Чтение стихов  и рассказов о деревьях. Рассматривание иллюстраций о лесе.

Материал: Стихи, пословицы, поговорки о деревьях, ветки деревьев с листьями, картинки с грибами.

Оформление: Иллюстрации  и картинки с деревьями.

Аппаратное обеспечение : магнитофон.

Реализация Федеральных государственных требований: интеграция полученных умений и навыков   образовательные  области

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», « Здоровье», использование игровой ситуации на протяжении всего занятия.

Внедрение развивающих технологий в работе с детьми.

Образовательные ресурсы: Программа «От рождения до школы»

Н.Е.Вераксы,  Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой

Интернет ресурсы:

1. http://viki.rdf.ru/item/1497/

 2. http://viki.rdf.ru/cat/okrujaushiy_mir/?page=10#list

Ход занятия:

Организационный момент:

Дети входят в группу, где звучит пение птиц

Воспитатель: Ребята куда это мы попали?

Дети: В лес.

В: В  лесу много деревьев.

Отгадайте загадку: «Нам в дождь и зной поможет друг

                                    Зелёный и хороший.

                                   Протянет нам десятки рук

                                   И тысячи ладошек»          (Дерево)

Игра с мячом «Назови дерево»

Чем похожи деревья между собой?

Дети: У них есть корень, ствол, ветки, листья.

Где ещё растут деревья? ( В парке, в саду, вдоль дорог.)

Основная часть:

Загадывание загадки: «Русская красавица,

                                       Стоит на поляне,

                                       В зелёной кофточке

                                       В белом сарафане»  (Берёза)

                                     

                                       «Стоит красавица на поляне

                                        В белом сарафане, в желтом одеянии.

                                        Летом цветёт, зимой греет.

                                        Настанет весна   — истечёт слеза»   (Берёза)

Просмотр презентации « Русская береза»        

«Что такое берёза?»

 «Цвет осени»

 « Поздняя осень»

  «Зимняя берёза»

  «Весенняя берёза»

   «Плакучая Берёза»

    «Берёза лекарь»

    «Что же даёт человеку берёза?»

Физкультминутка «Березки». Дети изображают деревья в разное время года, следуя словами воспитателя:

Лето. Берёзки разговаривают друг с другом, шелестя листочками, помахивая веточками.

Осень. Опадают листья на берёзах.  Все чаще дует сильный,

порывистый ветер, который раскачивает деревья из стороны в сторону.

Зима.  Веточки на берёзах дрожат от холода.  Снег прибегает их к земле.

Весна.  Снег тает. Ветки поднимаются вверх.  Набухшие  почки лопаются, и появляются нежные листочки.

Игра:  «Чьи детки с ветки?»

Дети называют листья к картинке-дереву.                          

Лист березы —   к берёзе

Лист кленовый —  к клёну

Лист  дубовый —  к дубу

Лист осиновый  — к осине

Лист ивовый – к иве

Лист тополиный – к  тополю

А кто подруга берёзы?  (осина)

Послушайте загадку.  «Если дунет ветерок,

                                       Задрожит её листок,

                                       Ветерок совсем не сильный,

                                        Но дрожит листок осины»

В. Как вы думайте, чем отличаются берёза от осины?

Дети. У них разный цвет ствола. У берёзки ствол белый с чёрными черточками, а у осины серо- зелёный.                                                    В. Как можно сказать, одним словом о белом стволе берёзы? Белоствольная берёза.

Берёза – единственное в мире дерево с белой корой.

В. Ребята, для чего берёзе черные черточки?

Оказывается, берёза дышит через них и называются они чечевички.

Чем ещё отличаются эти деревья?

Обратите внимание листья одинаковые?

Разные. Лист осины круглый, с волнистыми краями, а у берёзы листья с зубчиками.

В. Давайте рассмотрим ветки, потрогаем их и сравним.

 У осины ветки прочные, крепкие, а у берёзы, гибкие, нежные. Люди говорят, что коса, есть у берёзы.

Как вы думайте, почему так говорят?

Когда дует ветерок, ветки у березы как косы заплетаются.

Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.    

Посмотрите, как много растет берёзок – подружек.  Рассматривание иллюстрации. Такой лес называется берёзовой рощей или березняком.  Лес, в котором растут только осины – осинник.

Лес, где растут – берёзы, осины и другие деревья, имеющие листву, называются лиственными.

Упражнение на дыхание «Деревья и ветер»

Дети делятся на две группы: первая команда – ветер,  вторая -деревья.  

Команды встают друг против друга.  

Воспитатель напоминает правило: дышим правильно.

Ветер дует тихо, качаются веточки – пальчики, ветер набирает силу – качаются большие веточки – руки,  подул сильный ветер — качаются стволы деревьев.

Стараемся дышать правильно.

Комплексное занятие «Мир деревьев»

Комплексное занятие «Мир деревьев»

Григорьева Лариса Вячеславовна Воспитатель МБДОУ №36 п. Титан Мурманской области Кировского р-на

Задачи:

  • способствовать расширению и углублению представлений детей о природе
  • расширять словарный запас детей
  • воспитание любви к природе, бережного отношения к природе
  • дать представление о деревьях, не произрастающих в нашей местности (дуб, клен)
  • закрепить знания о деревьях нашей местности
  • воспитывать аккуратность в работе с ножницами, клеем.

Материал:

Иллюстрации леса, демонстрационный материал «Деревья», гербарий, карточки о правилах поведения в лесу, бумажные листья деревьев для под. игры, ватман, карточки с изображением деревьев, запись песни «Мы едем, едем, едем» С. В. Михалкова

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций, картин о лесе.
  • Чтение познавательной литературы: С. Есенин, Пришвин и т.д
  • Наблюдение на прогулке
  • Рассматривание гербария

Ход занятия:

— Ребята сегодня я предлагаю вам отправиться на прогулку в лес, где мы с вами много узнаем о деревьях.

— Так как наш лес далеко, то мы с вами поедем на автобусе. Вы согласны?

Но сначала мы повторим с вами правила поведения в лесу:

— сильно не шуметь, а то напугаем всех лесных жителей, а они любят добрых детей

— ветки деревьев не ломать, травку просто так не рвать, от этого они сохнут и погибают.

— не пробовать на вкус ягоды растений, особенно грибы

— не оставлять мусор в лесу (выкладываем карточки о правилах поведения в лесу)

— А теперь поехали.

Включается песня «Мы едем, едем, едем»

Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.

— Ребята, лес – это страна чудес, где растет много деревьев, растений, много птиц и разных животных. Но самыми главными жителями леса являются деревья, их много и они разные.

— Ребята, а какие части дерева вы знаете? (ствол, ветви, листья).

— У каждого дерева есть корни, одни уходят глубоко в землю, а другие расположены не глубоко и раскинуты во все стороны.

— Через них деревья питаются, забирая воду и другие питательные вещества.

— Ствол дерева покрыт корой, которая защищает дерево от холода и жары.

— А ветви и листья образуют крону деревьев.

— Для чего нужны ветви и листья? (ответы детей)

— Ребята, а какие деревья вы знаете? (ответы детей)

— Правильно, деревьев великое множество — это и березы и рябины, осины, ель, сосна, дуб, клен.

— А как мы можем узнать берёзу? (ответы детей)

— Какие у берёзы листочки? (листья округлой формы)

— А кто знает, чем отличается рябина от березы? (ствол, листва, гроздья ягод и т.д)

— Есть даже такая примета – «Если в лесу много рябины — к дождливой осени»

Красненькую ягоду
Мне дала рябина.
Думала, что сладкую,
А она — как хина.

То ли эта ягодка
Просто недозрела,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела?

— А как вы думаете, какое дерево встречается чаще – береза или рябина? (ответы детей)

Создается проблемная ситуация.

Детям раздается гербарий с незнакомыми для детей листьями (клена, дуба)

Дети спрашивают:

— С какого дерева листок?

-Какого размера?

— Какой формы?

Дети приходят к выводу, что таких листьев у нас нет, значит, такие деревья у нас не растут.

Детям показываются изображения этих деревьев. Воспитатель рассказывает, где они растут, какого размера. Идет рассматривание изображений, сравнение.

Физ. минутка:

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.

— А теперь ребята, посмотрите внимательно и найдите деревья не похожие на остальные? (Даются картинки, изображающие сосну, ель, березу, клена, дуба). (Дети находят сосну)

— Ребята, а что вы знаете о сосне? (ответы детей)

— Сосна считается самым стойким деревом, она не боится ни морозов, ни жары. Ее хвоинки держатся на дереве три года, а затем желтеют и опадают.

— А вы знаете, чем отличается сосна от ели?

— А теперь, мы с вами, рассмотрим хвоинки сосны и ели.

— У сосны иголки длинные, а у елки короткие.

— Давайте возьмем линеечки и измерим длину хвоинок.

— Сосна любит свет, а ель, напротив, хорошо растет в тени, особенно молодая. Сосна растет быстро, а ель медленно.

— А как вы думаете, для чего нам нужны деревья? Для того, чтобы мы дышали свежим воздухом, потому что листочки деревьев выделяют кислород, которым мы дышим. На некоторых деревьях образуются ягоды, которыми питаются птицы, а также, чтобы вокруг нас было красиво.

Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, а весной вместе с родителями сажать новые молодые деревца.

Подв. игра с листьями:

Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,

Листья клена,
Листья дуба
Мы соберем,
И маме мы свой букет отнесем.

Воспитатель подбрасывает вверх листья деревьев, а дети их ловят, собирают и называют с какого дерева листок. (Составляют букет).

Коллаж леса.

Дети по желанию вырезают лиственные и хвойные деревья, приклеивают на лист ватмана.

(Создается пейзаж леса, который используется на следующем занятии).

< Предыдущая   Следующая >

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: Конспект занятия «Краса леса — деревья»

1.

Организационный момент

  • создание игровой мотивации;
  • сюрпризный момент

Вводная часть. Она составляет 3-4 мин. 

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. А куда — отгадайте:                (Слайд 1)

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом —
Чудеса увидишь в нем.

Дети: лес

Воспитатель: Да, ребята, в лес. Сегодня мы с вами  рассмотрим красоту природы. Если мы говорим о природе, то, прежде всего, имеем в виду лес. Нет такого произведения, где бы ни описывалась природа.  Там, где лес, — там чистый воздух. Это дом для зверей и птиц, это грибные поляны и душистая, вкусная земляника. (Слайд 2)

Создание игровой мотивации – заинтересовать, мотивировать детей.

Введение детей в тему занятия – формировать представление о лесе

Дети отгадывают загадку

2.

Основная часть

разрешение проблемы с помощью:

  • описания методов и приемов совместной деятельности педагога и воспитанника для решения проблемы;
  • использования здоровьесберегающих технологий;
  • использования коррекционно-развивающих технологий

Беседа

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое природа?

Дети: Природа – это то, что существует независимо от человека

Воспитатель: А что мы не можем назвать природой?

Дети: Мы не можем назвать природой то, что сделано руками человека

Воспитатель: Ребята, вы правильно сказали, что природа существует независимо от человека.

Природа еще бывает живой и неживой. И прежде чем отправиться в путешествие, мы должны это знать.

Скажите, что мы отнесем к живой природе?

Дети: К живой природе мы отнесем птиц, животных, насекомых, рыб.

Воспитатель:  Почему вы их отнесли к живой природе?

Дети: Потому что они  рождаются, питаются, дышат, размножаются, двигаются,  умирают

Воспитатель: Вы ответили правильно, но это еще не все, что относится к живой природе.

Есть такие представители природы, которые не умеют двигаться, всегда стоят на одном месте, но они тоже живые. Они рождаются из маленького семечка, растут, едят, пьют, вырастают очень большие и приносят нам с вами огромную пользу.

Вы догадались, о чем я говорю?

Дети: Вы говорите о деревьях

Воспитатель:  Правильно, я говорю о деревьях. Но не только деревья мы относим к живой природе, а и все растения тоже.

Что относиться к неживой природе?

Дети: камень, песок, земля

Экспериментирование

Воспитатель:  Правильно, неживая природа – это вода, снег, камни, земля.

Посмотрите на ваши столы, на них кусочки мела и стаканчики – один пустой, другой с водой. Возьмите мел и разломите его. Что стало с мелом? Он перестал, быть мелом или нет?  

Дети: нет

Воспитатель:  Правильно, мел остался мелом, только кусочки его стали меньше. Возьмите воду и перелейте часть воды в другой стаканчик.

Что стало с водой, она перестала быть водой или нет?  

Дети: нет

Воспитатель:  А что будет с бабочкой, жучком, цветком, деревом, птицей, если мы их разделим на части?

Дети: Они погибнут

Игра «Живое – неживое»  Если объекты живой природы, то дети двигаются, если объекты неживой природы – дети стоят. (Слайд 3)

Воспитатель:  Итак, мы отправляемся в лес. Но вначале нам нужно вспомнить правила, как вести себя в лесу.

Поиграем в игру «Можно-нельзя» (Если можно, то вы хлопаете в ладоши, если нельзя, то вы топаете ногами).  (Слайд 4)

• Ломать деревья и ветки.

• Сажать больше деревьев.

• Ходить и топтать на лугах цветы.
• Ходить только по тропинкам.
• Рвать большие букеты цветов.
• Любоваться ими.
• Оставлять мусор в лесу.
• Собрать мусор в яму и закопать.
• Разжигать костры в лесу.

• В лесу шуметь.

Воспитатель:   А теперь можно отправиться в лес. Для этого нам достаточно только закрыть глазки. (Звучат «Звуки леса»)

Вот мы с вами и в лесу. 

(Слайд  5)
Воспитатель: Ребятки, лес не каждому открывает свои двери. Он открывает только добрым   людям. Давайте с лесом поздороваемся.

Здравствуй, лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою,      

Что нам шепчешь на заре?
Кто в глуши твоей таится?
Все открой! Не утаи,
Ты же видишь, мы свои…

Воспитатель: А  что такое лес?  Как вы его себе представляете?

Дети: где много деревьев

Воспитатель:  Ребята!  Лес – это целый мир! Есть вещи, которые кажутся нам   настолько обычными, что мы их не замечаем. А если и замечаем, то не задумываемся над ними.

Например:  Человек дышит воздухом. Что тут особенного? Иначе ведь и быть не может. Как жить без воздуха? Чистый воздух, насыщенный кислородом, — богатство всей планеты Земля.

Воспитатель: Но, откуда, же берется чистый воздух? Как вы думаете?

Дети: нам дают его деревья

Воспитатель: Да, ребята, правильно – нам дают  деревья. Зеленое вещество в листьях растений  – хлорофилл на свету поглощает избыток углекислоты и выделяет чистый кислород. Этот процесс называется фотосинтезом. И выдающая роль в этом процессе принадлежит деревьям.

Воспитатель: А какие деревья вы знаете?

Дети: берёза, дуб, осина, ёлка

Воспитатель: Ель – это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба-Яга, Леший и другие герои сказок, потому что даже в жаркий день в еловом лесу прохладно и темно. (Слайд 6)

Белоснежная береза  — Многие части берёзы используются в хозяйстве: древесина, кора, берёста (поверхностный слой коры), березовый сок. Почки и листья применяют в медицине. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 л сока.  (Слайд 7)

Дуб — Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. Посев желудей является основным способом восстановления дубовых лесов. Жёлуди служат хорошим кормом для животных. (Слайд 8)

Сосна – удивительное дерево. Растет она быстро, не боится  ни заморозков, ни ветра, живет долго. Сосны вечнозеленые, хвойные, богатые  смолой деревья. (Слайд 9)

Вопросы к детям:  (Слайд 10)

  • Ребята, а что общего у всех деревьев? (ствол, корни, ветви, лист, плод с семенами)
  • Какие части растений расположены под землей, над землей?
  • Что нужно для роста растений?
  • Знаете ли вы, что даёт нам лес? Как человек использует его?

Воспитатель:  Лес — это книжки с картинками, тетради для учеников, это паркет и мебель в квартирах. Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель, спички, различные изделия.  Вот видите, ребятки, какую пользу приносят нам деревья. Значит, их надо беречь. А ведь лес является еще и домом птиц и животных. Истребляя деревья, мы разрушаем их дом.

Физкультминутка

А мы  по лесу гуляли,

 И лисичку повстречали.

 Под кустом она сидит –

 Видно, зайку сторожит.

 А мы  по лесу гуляли,

 И зайчонка повстречали.    

 Зайка скачет по дорожке,

 Быстрые у зайки ножки.  

 А мы  по лесу гуляли,                  

 Ёжика мы повстречали      

 По дорожке он идет,

 На спине грибок несет.              

А мы  по лесу гуляли,                

Белочку мы повстречали.

Белка кушает без спешки,  

Зубками грызет орешки.

А мы  по лесу гуляли,  

И медведя повстречали.  

Мишка по лесу шагает,

Ребятишек он пугает.

Мы от страха задрожали,

И от мишки убежали.

Воспитатель:   Гуляя по лесу много разных животных мы повстречали. Ребята, а как называются животные, которые живут в лесу? (Слайд 12)

  • Чем питаются животные?
  • Как готовится к зиме медведь?
  • Как готовится к зиме белка?
  • Что случится, если волк и лиса не будут, есть зайцев?

Воспитатель: В наших лесах живут дикие животные. Эти животные приспособились к нашему климату, одни из них питаются растительной пищей, другие – едят животных, и мы их называем хищниками. Если разведется много зайцев, то они уничтожат все деревья, кусты, траву, они объедят всю кору, и деревья погибнут. А ведь деревья – это  самое главное богатство леса.

Воспитатель: А  сейчас, ребятки, мы с земли поднимемся в небо. (Слайд 13)

  • Кто живет в воздухе?
  • Чем отличаются птицы от животных?
  • Как называют птиц, которые улетают на зиму?
  • Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?
  • Почему птицы улетают?
  • Чем питаются птицы?

Воспитатель:  Среда обитания птиц – воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют всегда или на земле, или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют – пернатые. Одни птицы с наступление холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать, называются зимующими. Они могут найти корм самостоятельно, но мы должны им помогать.

Воспитатель:  Посмотрите, как много здесь нарисовано небольших существ.

  • Назовите их. (Дети перечисляют)
  • Как можно назвать одним словом всех, кто тут нарисован?

Дети: Насекомые

  • Кому нужны насекомые на земле?  

Дети: Насекомые нужны птицам. Они ими питаются.

Воспитатель:  Что будет, если исчезнут все насекомые? ( Ответы детей)

 Исчезнут насекомые, исчезнут все птицы, которыми питались насекомые. Не будет птиц, погибнут деревья, потому что их съедят вредители. Не будет деревьев, негде будет жить животным. Высохнут все маленькие ручейки, обмелеют и исчезнут реки. Не будет воды на земле, будет пустыня, и погибнет человек. Звери, птицы, насекомые не могут жить без растений, а растения не могут жить без насекомых, птиц, зверей. Насекомые опыляют растения, птицы и животные помогают разносить их семена по земле.

Задаёт вопрос – развитие мышления у детей

Развитие умений детей  отвечать на вопросы полным предложением

Обобщение знаний детей о живой и неживой природе

Формирование представлений о лесе

Развитие воображения детей, экспериментальных способностей

Развитие наблюдательности у детей

Умение анализировать, делать выводы

Умение детей различать живые и неживые природные объекты

Воспитание бережного отношения к природе, правил поведения в природе

Развитие внимания

Снятие психоэмоционального напряжения

Развитие речи детей

Формирование представлений о лесе, деревьях, растущих в нём

Задаёт вопросы – развитие мыслительных процессов, умение устанавливать причинно-следственные связи

Закрепление знаний детей о деревьях

Обобщение, уточнение  знаний детей о деревьях

Расширение знаний  детей о предметах, сделанных из дерева

Развитие двигательной активности детей

Закрепление знаний детей о животных леса

Умение детей устанавливать пищеварительные цепочки

Закрепление знаний детей о птицах

Закрепить знание детей о перелётных и зимующих птицах, о среде обитания

Развитие речи детей, пополнение словарного запаса, умение обобщать

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети экспериментируют с мелом

Дети переливают воду

Ответы детей

Дети играют в игру

Дети перечисляют правила поведения в лесу

Дети играют в игру

Дети имитируют движения

Дети здороваются с лесом стихотворным текстом

Слушают воспитателя

Отвечают на вопросы

Дети отвечают на вопросы

Дети выполняют физкультминутку

Дети отвечают на вопросы

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: Открытое занятие «Деревья»

Конспект  

непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 6 – 7 лет на тему: « Деревья».

Цель: закрепить знания детей о деревьях, их строении и пользе.

Задачи:

  1. Образовательная: расширять представление о деревьях, их качествах, свойствах; закреплять знания детей о хвойных и лиственных деревьях.
  2. Развивающая:  развивать память, мелкую моторику, творческие способности.
  3. Воспитательная:  воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним и природе.      

  Материал и оборудование: картины с изображением деревьев хвои, листьев,  шишки ,спилы деревьев,  коллекция коры и брусков, посуда с водой, гвозди, кормушка, красная книга, модели деревьев, картина, наглядное пособие «Времена года, деревья», презентации на тему: «Лиственные и хвойные деревья».

Ход непосредственной образовательной деятельности

 Воспитатель: ребята, отгадайте  загадку.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню земляникой,

Таню костяникой,

Машеньку- орешками,

Петю- сыроежками,

Катеньку- малинкою,

Васю- хворостинкой.

                                                                            ( Лес.)

Дети: это лес.

Воспитатель: Ребята, вы любите гулять в лесу? Что вы видели в лесу?   Какие деревья растут в лесу?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете деревья живые или не живые?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, они живые, потому что они растут, дышат. А какие бывают деревья?

Дети: лиственные и хвойные.

Воспитатель: правильно, а почему они так называются?

Дети: у лиственных деревьев есть листья, а у хвойных хвоинки.                                                                                                     

Показ слайдов

Воспитатель: посмотрите, ребята на экран и назовите лиственные деревья и

 хвойные деревья.

Показ слайдов с изображением  деревьев

Воспитатель:  

Где  растут одни ели этот лес называют –ельник.

Где растут одни сосны – сосновый бор.

Воспитатель: а теперь, ребята давайте посмотрим и расскажем про лиственные деревья.

показ моделей деревьев:                                                                                                                весеннее с цветом,  летнее с яблоками, осеннее с желтыми листьями, зимнее с снегирям).

Воспитатель: Ребята, какую пользу приносят деревья?  

Ответы детей.

Воспитатель: А без чего дерево не может жить ? (без корня).  

Показ слайда строение дерева

 -А зачем дереву корень?

— А что   есть ещё у дерева ?

— Для чего нужны дереву ветки ?

 — Для чего нужна кора?

— Авы знаете что находится под корой ? (древесина)

Показ слайда спил дерева                                                                                        

— Как вы думаете по коре можно определить возраст дерева?  

— Зачем нужно знать возраст дерево ?                                                                                     Показ образцов  древесины, коры                                                                   Воспитатель: предлагаю определить качество материала гладкий,  попробовать переломить его  не получается- значит прочный.                                                                                                                                                                                                                                                 Опыт «Тоне-не тонет»                                                                                                                                                           (с кубиком, гвоздём — кубик лёгкий  гвоздь   металлический  тяжелый).

Воспитатель: какие вы знаете предметы  из дерева?

— А от чего болеют деревья ?

Показ слайда

—  Как вы думаете, кто лечит деревья? (дятел )

Показ слайда

— Правильно у него язычок с зазубринками и липкий,  когда он продолбит носом дырку в стволе, то высовывает свой  язычок, и насекомые накапливаются на языке или прилипают к нему и дятел вытаскивает их из ствола.

— Кто знает как называют дятла ?( лесной доктор).

Физ. минутка « Выросли деревья в поле»

Выросли деревья в поле

Хорошо расти на воле!( потягивание- руки   в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется ( потягивание, руки вверх)

Вот подул  весёлый ветер,

Закачались тут же  ветки,(дети машут руками)

Даже толстые стволы,

Наклонились до земли.( наклоны вперёд)

Вправо-влево, взад- вперёд

Так деревья ветер гнёт.( наклоны вправо-влево, вперёд-назад)

Он и вертит, он и крутит,

Да когда же отдых будет? (вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина.( дети садятся).

— Ребята, многие деревья  занесены в «Красную книгу», их нельзя спиливать.                                                                                                                                                    Показ красной книги

— Многие художники  любовались красотой деревьев и рисовали чудесные картины.

Вот мы сегодня с вами будем делать  необычную картину из среза берёзы (коллективная работа).

Дети подходят к столам, где находятся спилы деревьев разного диаметра и разных деревьев. На заготовленной рамке дети делают картину.

Воспитатель: посмотрите, ребята, какая великолепная картина у нас получилась. Расскажите мне, что вам больше всего сегодня понравилось, что вы запомнили.

Ответы детей.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *