Задания про осень – Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ «ОСЕНЬ»

Викторина «Осень золотая!»

Цель: Обобщить знания детей об осени.

Задачи:

  • Закрепить знания о явлениях живой и неживой природы осеннего времени года.
  • Активизировать психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, воображение.
  • Формировать навык коллективного общения и активности.
  • Создать настроение весёлых состязаний.

Предварительная работа: (Приложение 1)

  • Беседа с детьми по группам о текущем времени года.
  • Уточнение знаний о признаках осени.
  • Пословицы и поговорки, народные приметы об осени.
  • Выучить физ.минутки.
  • Придумать от группы загадку, касающуюся осенней тематики.

Материалы:

  • На листах ребусы из предметных картинок- 4 штуки (по количеству команд).
  • Ручка шариковая- 4шт. (по количеству команд).
  • Осенние листья (формат А4): дубовые-8 шт.
    осиновые-8 шт.
    берёзовые-8 шт.
    ивовые-8 шт.
    тополиные -8 шт.
  • Конверты для заданий- 8 шт. (Приложение 2)
  • Разрезные картинки осенних цветов- 4 шт. (по количеству команд).
  • Газета- 6 шт.
  • Жетоны – листочки кленовые (в осенних красках) 30-40шт.
  • Медали для награждения команд-4 шт. (по количеству команд).
  • Подарок каждому участнику — 40 шт. (по количеству детей). (Приложение 3)

Ход викторины

Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем викторину, это конкурсы, где вы проявите свои знания об осени, смекалку и сообразительность. За правильный ответ, каждая команда получит жетон.

А начнем мы с разминки ума:

«Доскажи словечко» Разминка (ответы хором)

У избы помоет крышу.
Отведет в берлогу Мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы её тихонько спросим:
— Кто ты? – И услышим? …(осень)

Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я…(капуста)

И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом… (картошка).
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (репка)

Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка,
Ядовитый … (мухомор).

На грядке привалился на бочок
Солидный, крутолобый… (

кабачок)

Ведущий: Молодцы! Отлично справились с заданием. Думаю, каждая команда заслужила по жетону.

-А сейчас мы превратимся в осенние листочки…проводится физкультминутка «Листья» на координацию речи и движения (Приложение 1)

Подул осенний ветерок и листья полетели к стульям и превратились в ребятишек…

-Скажите, а кто знает пословицы или поговорки об осени?

-Ну, тогда выходите в середину зала (от каждой команды по несколько поговорок) и поделитесь с нами своими знаниями.

Пословицы и поговорки об осени:

  • Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.
  • Сентябрь холоден, да сыт.
  • Осенней озими в закром не сыплют.
  • Осенняя муха больнее кусает.
  • Осень — запасиха, зима — подбериха.
  • Осенью и воробей богат.
  • Осень не лето в листву одета.
  • Осенью и у кошки пирог.
  • Осень прикажет, а весна своё скажет.
  • Осенью серенькое утро, красненький денёк.
  • Ноябрь с гвоздём, декабрь с мостом.
  • Не расти траве после осени, не цвести цветам зимой по снегу.
  • Дождливое лето, хуже осени.
  • Весна да осень, на дню погод восемь.
  • Весна богата цветами, а осень снопами.
  • В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.
  • В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, сверху льёт, снизу метёт.
  • Гром в сентябре предвещает тёплую осень.
  • Пчелка мала, да и та работает.
  • Будет дождь, будут грибы.

Ведущий: — Здорово! Получите свои заслуженные жетоны…

-Ребята, посмотрите (на овощи с грузовиками), что это? …Правильно — «овощи»

-Как вы думаете, чем мы сейчас займемся? ….Конечно же — поиграем!

Игра: «Перевези с поля урожай»

В одной стороне стоят три грузовика, в другой лежат овощи. По сигналу ведущего трое играющих везут грузовики в противоположную сторону, заполняют их овощами и везут назад. Выигрывает тот, кто быстрее и больше перевезет овощей.

Игра: «Собери осенний букет»

Задание в конвертах, каждой группе индивидуально нужно собрать букет цветов из разрезных картинок

Игра: «Осенние листья»

В зале на полу лежат осенние листья разных цветов листья (бардовый, желтый, красный, зелёный). Листья разных деревьев (осина, дуб, берёза, тополь, ива). Каждая группа делится на пять команд (по два человека) и на скорость собирают листья в букеты. Одна команда собирает осиновые, вторая дубовые, третья берёзовые, четвертая тополиные и пятая ивовые листья.

Ведущий проводит блиц-опрос:

  • Какие животные питаются грибами?
  • Какую рыбу называют санитаром? (щуку, она ест ослабленную, больную рыбу в первую очередь)
  • Какой вред наносит сбор сока? (без сока дерево засыхает)
  • Какого жука называют — «опасным преступником»? (колорадского)
  • Какая птица умеет считать годы? (кукушка)
  • Кого называют санитаром леса? (волка)
  • Кого называют лесным доктором? (дятла)
  • Из какого дерева делают спички? (осина)
  • Что такое тихая охота? (сбор грибов)
  • Назвать второй осенний месяц.
  • Перечислить перелетных птиц.
  • Кто из животного мира впадает в зимнюю спячку? (медведи, ежи, барсуки, змеи и т.д.)
  • Почему осень золотая?
  • Как называется явление с вальсирующими листьями? (листопад)
  • Перечислите съедобные грибы.

Ведущий: — Молодцы, и с этим заданием справились отлично!

(раздать жетоны тем группам, кто отвечал на вопросы правильно)

-Ребята, кажется, дождик собирается!

физкультминутка «Дождик» для координации речи и движения (Приложение 1)

Ведущая: Скажите ребята, а вы загадки отгадывать умеете?

-А вот я сейчас проверю…

Загадки об осенних явлениях:

Неизвестно, где живёт.
Налетит, деревья гнёт.
Засвистит — по речке дрожь
Озорник, а не уймёшь. (ветер)

Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой …(тучи)

Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья. (осень)

Прошла по лугам,
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима! (осень)

Опустел в деревне сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

Всё мрачней лицом природа:
Почернели огороды, оголяются леса,
Мокнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (октябрь)

Поле черно – белым стало;
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (ноябрь)

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (осенью)

Осень в сад
К нам пришла.

Красный факел
Зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (рябина)

Шёл долговяз,
В землю увяз. (дождь)

Ведущий: Здорово, и с этим заданием вы справились! Получайте свои жетоны. Группа, которая придумала свою загадку (домашнее задание), получает дополнительный жетон.

Ну, а теперь мы поиграем!

Игра «Перепрыгни через лужи»

Дети (каждая группа делится на две команды) по сигналу прыгают через «лужи» (развернутые газеты). Побеждает та команда, которая была быстрее (наступать на лужи нельзя)

Ведущий: У нас осталось последнее задание.

Задания в конвертах (Приложение 4)

Ведущий: А сейчас мы подсчитаем свои жетоны.

-Победителем считается та команда, у которой больше всех жетонов.

Проводится подведение итогов конкурсов и награждение всех команд медалям

  • «Самые активные»
  • «Самые дружные»
  • «Самые внимательные »
  • «Самые любознательные»

ВедущийБлагодарит детей за отличную работу и дарит на память подарки-задания

(Приложение 3)

Список литературы:

  1. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы, для детей с общим недоразвитием речи», Детство-Пресс, 2009 г.
  2. Никонова Н.О., Талызина М.И. «Экологический дневник дошкольника», Санкт-Петербург 2007г.
  3. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А., Дмитриева О.И. «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»», Москва, 2003г.
  4. Горькова Л.Г., Когергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии к занятиям по экологическому воспитанию», Москва 2005г.
  5. Чохонелидзе Т.А. «Задания по развитию речи у детей дошкольного возраста», Москва 2009г.
  6. «1000 загадок» Популярное пособие для родителей и педагогов, Ярославль 1997

Интересная викторина про осень с ответами

Осень – это такой период в жизни природы, когда все вокруг в последних ярких красках и засыпает на зиму. Однако нам не стоит грустить, ведь впереди еще целых три месяца осени, последние теплые деньки и дожди. Осенью все дети идут в школу, их родители снова выходят на работу, а жизнь идет своим чередом. Но нам нельзя грустить, можно повеселиться и «размять» мозги, расслабившиеся за лето. Викторина про осень с ответами сделает любое 1 сентября немного веселее.

Загадки для детей и взрослых

1.В школу идет первоклассник,

И тащит под мышкой букварь,

Теперь он учится в 1 классе,

Становится старше каждый … (Сентябрь).

2.Есть 4 сестрицы на свете

Первая холодная и снежная,

Вторая вся в зеленом цвете,

Третья – разноцветная, солнечная.

А четвертая сестра самая красивая,

Надевает на себя золото,

Дает нам дни дождливые.

Все урожаи собраны, все зерно перемолото. (Осень)

3.Рыжий кораблик осенний

Поплыл по холодной воде

Таких же маленьких творений

Осенью полно везде.

Их дети потом собирают,

Любуются, сушат, хранят,

И в школу поделки относят

Из этих оранжевых ребят. (Осенние листья)

4.Листья с веток опадают

Чуть подует ветерок,

И как маленькие птички всю осень летают.

Почему под нашими ногами из них получился ковер? (Листопад)

Загадки – это самое лучшее полезное развлечение как для детей, так и для взрослых, ведь многие школьники и их родители не прочь поотгадывать небольшие и несложные загадки. Это напомнит им, как важно развивать память и логику. И совсем неважно, викторина про осень для старшеклассников или же для детей из детского сада — каждый ребенок с радостью отгадает все перечисленные загадки.

Вопросы про осень

Каждое 1 сентября принято проводить в школах викторины или небольшие блиц-опросы с классом, в детских садах проводят специальные Праздники осени, где также дети могут блеснуть знаниями об этом времени года. Родители же, как самое знающее поколение, до поры до времени молчат, но им тоже, как детям, хочется поиграть и ответить на загадки. Вопросы викторины про осень несложные, однако требуют немного времени для размышлений перед тем, как отвечать.

  1. Какие лесные животные питаются дарами осени? Белки и ежи – ягодами и грибами, медведи – малиной, зайцы едят капусту и овощи.
  2. Всем известно, что в лесу – дятел является «скорой помощью», а кто знает, какая речная рыба работает осенью санитаром во всех реках нашей страны? Щука, ведь она съедает больных и слабых рыб, которые лишь загрязняют воду и не дают остальным речным жителям спокойно жить.
  3. Весной многие вешают на березы баночки. Для чего это? Чем вредит дереву такое действие? Баночки вешают для сбора сока, чаще всего пьют березовый. Но если переусердствовать, дерево без влаги может засохнуть.
  4. Какой жук есть картошку и если его не собирать, к осень от кустов картофеля ничего не остается? Колорадский жук.

Обычно дети не могут долго сидеть на месте и вообще заниматься одним делом на протяжении хотя бы десяти минут, поэтому, дабы настроить их на рабочий лад, можно рассказать им историю появления колорадского жука. Викторина про осень для школьников обязательно должна содержать какую-либо обучающую информацию.

Факт: Колорадский жук, как многие считают, «родился» не в американском штате Колорадо. Его родиной называют Мексику, именно там современные ученые борцы с этой напастью нашли целых 50 видов этого вредителя! Однако вскоре после того, как он «понял», что в Мексике кушать нечего, пополз искать картофельные поля и нашел их в вышеупомянутом штате Колорадо. Кстати, жук этот может не только ползать, но если сильно захочет, даже полетит.

После такого лирического отступления, викторина про осень для взрослых и детей снова может продолжаться.

5.Какое дерево используется для производства спичек? Осина.

6. У грибников тоже есть свой особый сленг, как вы думаете, что на их языке обозначает словосочетание «тихая охота»? Сбор грибов.

Осенние стихотворения

1.Природа последние капли

Своей красоты отдает,

И темная туча, как клякса,

По небу корабль свой несет.

2.Осень!

Деревья листья сбросили.

Осень!

На зиму сено косим.

Осень!

Лето, вернись, мы тебя просим!

3.Первоклассник не забыл тетради и пенал,

Пятиклассник даже в школу не опоздал,

Только старший класс несет, не торопясь, в руках пустую сумку,

Ведь с тяжелой ношей нелегко в школе грызть науку!

Викторина шуточная про осень также хорошо впишется в праздник, забавные стихотворения как раз разрядят обстановку и настроят детей на новую волну. После них они снова готовы отвечать на каверзные и сложные вопросы.

Тест про осень

  1. Какое дерево дольше всего не сбрасывает листву? Дуб, береза или клен? Дуб.
  2. Какой эпитет обычно подбирают к слову «осень»? Красная, желтая, золотая или разноцветная? Золотая.
  3. Почему осенью холоднее, чем летом? Либо потому что солнышко не так часто выходит из-за тучек, либо потому что деревья становятся лысыми и дают холоду прорваться на землю, или же по причине большого количества туч на небе? Солнце реже появляется, погода чаще всего пасмурная.
  4. Каким орудием труда стоит пользоваться осенью? Граблями, лопатой или же метлой? Граблями.
  5. Куда не хотят идти дети после летних каникул? На этом месте дети, не дожидаясь окончания задания, прокричат: «В школу!».

На этом тест заканчивается, но викторина для детей про осень должна не только содержать вопросы и всевозможные задания, нужно периодически разряжать обстановку.

Шуточные пословицы и поговорки про осень и их толкование

В осеннее ненастье семь погод на дворе. Эта пословица обозначает переменчивость осенней погоды: то светит солнышко, то неожиданно загремит гроза и пойдет ливень.

Весна красна цветами, а осень снопами. Весной распускаются цветы, природа дышит и живет, а весной все наоборот — растения увядают, трава сохнет, поэтому ее собирают в снопы. Раньше на полях яблоку негде было упасть, так много было сена!

От осени к лету назад поворота нету. Раз уж началась осень – не стоит ждать больше тепла и солнышка, однако погода нас очень часто радует бабьим летом.

Осень – запасиха, зима – подбериха. Осенью в садах собирают урожай, запасая его на зиму, но уже к концу зимы ничего из этих запасов не остается.

Осенью и воробей богат. Возвращаясь к теме осенних запасов, хочется отметить, что каждое живое существо осенью находит, чем поживиться, будь то грибы, ягоды или любые другие плоды.

Анекдоты про осень

Самое первое занятие в школе – викторина про осень. С ответами ребят нельзя не согласиться, хотя порой они не совпадают с правильными, а так как дети – это достаточно обидчивые и эмоциональные существа, начинаются обиды и слезы. Чтобы немного развеселить ребят и их родителей, на викторине можно прочитать парочку анекдотов, определенно, каждый из присутствующих узнает в них себя.

Осенью каждому из нас как-то по особенному сильно хочется вернуть ушедшее безвозвратно лето.

Летом пенсионеры набираются сил на даче и возвращаются в поликлиники, а школьники, так и не прочитав ни единой книги за каникулы, — в школу.

«Осень, тяжелые капли дождя с самого утра капали на мокрый асфальт, точно слезы маленького ребенка на платье матери. В такую погоду так и хотелось завернуться в одеяло и никуда не ходить…», — писал Вовочка в объяснительной причину пропуска школы.

Отец звонит сыну: «Сынок, как прошел экзамен?», а сын ему отвечает: «Отлично, учителя просят повторить осенью».

Интересные осенние факты наоборот

Викторина про осень с ответами – это, конечно, хорошо, а давайте сделаем так, чтобы дети сами сотворили историю? Ну или хотя бы придумали свои осенние факты. Задача ведущего — прочитать занимательный факт об осени, а дети должны его перевернуть с ног на голову. Например:

Осенью в листьях исчезает пигмент хлорофилл, именно поэтому они желтеют и опадают. – Осень в листьях настолько много хлорофилла, что листья становятся еще зеленее и крепко держатся на ветвях.

То же нужно проделать со следующими высказываниями:

Осень наступает, когда Солнце пересекает земной экватор.

Поймать падающий лист осенью – к удаче.

Осенью 5% населения находится в депрессии.

Недостаток витаминов осенью может вызвать потерю или большой подъем массы тела.

Как проводить викторину?

Викторина про осень с ответами – это очень интересное занятие, которое поможет настроить детей на учебный лад. Каждый из них поучаствует и получит жетоны, которые потом можно будет обменять на приз. Дети – это такие существа, которым нужно что-либо пообещать, прежде чем просить их о действиях. Поэтому разделите их на команды, и за каждый правильный ответ давайте по одному жетону. За минимальное количество жетонов может получить небольшие утешительные призы, к примеру, ручку или ластик, за среднее – сладости, а самое высокое количество дает детям возможность получить 5 по биологии или любому другому предмету.

Если же викторина проводится в детском саду – подарите всем детям маленькие призы, а всей группе – торт, который все вместе скушают за чаепитием после праздника.

Викторина про осень с ответами или без них все равно будет интересной, взрослые вспомнят молодость, а дети применят свои знания в области биологии.

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ «ОСЕНЬ»

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ «ОСЕНЬ»

Осень. Признаки осени.

Пальчиковая гимнастика.

«ВЫШЕЛ  ДОЖДИК  ПОГУЛЯТЬ»
Раз, два, три, четыре, пять,        (удары по столу пальчиками обеих   рук,

Начиная с мизинцев)
Вышел дождик погулять.        (беспорядочные удары по столу пальчиками

обеих рук)

Шел неспешно, по привычке,        («шагают» указательным и средним

А куда ему спешить?        пальчиками обеих рук по столу)

Вдруг читает на табличке:        (ритмично ударяют то ладонями, то

«По газону не ходить!»        кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько:        (пожимают плечиками)

— Ох!        (один хлопок)

И ушел. Газон засох.        (кладут ладони на стол)

Диалог.

Цели: Работа над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи. Работа над повествовательной и вопросительной интонацией.

  • Солнце, солнце,
    Ты откуда?
  • Я из тучки золотой.
  • Дождик, дождик,
    Ты откуда?

-Я из тучи грозовой.

  • Ветер, ветер,
    Ты откуда?
  • Я из дальней стороны.

После разыгрывания диалога воспитатель проводит с детьми беседу о приметах осени.

Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»

Цель: Обогащение словаря прилагательными и глаголами ( подбор детьми

слов-определений и слов-действий )

а) Небо   осенью ( какое? ) — хмурое, серое…

Солнце осенью ( какое? ) — …

Дождь осенью ( какой? ) — …

Ветер осенью ( какой? ) — …

Листья осенью ( какие? ) -…

б) Осенью листья ( что делают? ) -краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

Осенью дождь (что делает? ) -…

 Осенью птицы ( что делают? ) -…

Осенью колхозники (что делают? ) -…

«Четвертый лишний.»

Цели: Учить дифференцировать признаки осени от признаков других времен года. Развивать связную речь (употребление сложноподчиненных предложений ).   Развивать зрительное внимание.

Ход игры: Воспитатель помещает на наборное полотно четыре картинки, на трех из которых одно время года, а на четвертой — другое . Дети рассматривают картинки и составляют предложения. Например: Здесь лишняя вторая картинка, потому что на ней нарисовано лето, а на остальных картинках изображена осень. И т.п.

Упражнение «Скажи наоборот»

Цель: Обучение детей образованию слов-антонимов.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям помочь ей закончить предложение,

а затем повторить его целиком.

-Летом солнце яркое, а осенью …

-Летом небо светлое, а осенью …

-Летом день длинный, а осенью …

-Летом тучки ходят высоко, а осенью …

-Летом деревья стоят одетые в листву, а осенью …

-Летом дует теплый ветер, а осенью …

Отгадай загадки и объясни, что тебе помогло их отгадать.

Цели: Развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки )

Дождик с самого утра, Птицам в дальний путь пора, Громко ветер завывает. Это все когда бывает?                      (Осенью)

Целый день он шлепал, шлепал, Ямы лужами заштопал. (Дождь)

Пальчиковая гимнастика.

ОСЕНЬ.

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:        (Плавные, волнообразные движения ладонями.)

Вот дубовый,        (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки — золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.    (Спокойно укладывают ладони на стол.)

Упражнение «Дождик»

Цель. Координация речи и движения.

К нам на длинной тонкой ножке        (Прыжки на одной ноге по кругу.)

Скачет дождик по дорожке.

В лужице — смотри, смотри! —        (Дети стоят лицом в круг; ритмичные

Он пускает пузыри.        приседания.)

Стали мокрыми кусты,        (Руки вверх, потряхивания кистями.)

Стали мокрыми цветы.        (Наклон, потряхивания кистями.)

Мокрый серый воробей        (Встали, руки вдоль тела, потряхивают

Сушит перышки скорей.        кистями.)

Упражнение «Какое слово не подходит?»

Цели. Развитие слухового внимания. Совершенствование грамматического строя

речи.

Ход игры.

Дождь, дождевик, дождливый, подожди, дождевой.

Ива, ивовый, пиво, ивняк.

Осень, осенний, синий.

Жёлтый, желтеть, жёсткий, желтизна.

Капля, капать, копать, капелька, накапало.

Исправь предложение.

На клёне желтеют берёзовые листья. Когда идёт дождь, на улице сухо.

           Чтение, ответы на вопросы, пересказ.

                                               ЛЕС ОСЕНЬЮ.

              Летом лес был зеленый. Теперь березки и клены желтые. Осины красные.

           Между ними елочки зеленеют. Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе,

           словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются. Травы и цветы вянут.

           Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые

            растения.

                                                                                       По Г.Скребицкому и В.Чаплиной

           Вопросы:

           1)   О каком времени года говорится в рассказе?

           2)   Какого цвета лес был летом?

 3)   Какого цвета стали березки и клены осенью?

 4)   Какие деревья не изменили своего цвета?

 5)   Какого цвета стали осины осенью?

           6)   Как кружатся листья осенью?

Задания к тематическим неделям

Познание

1. Загадайте детям загадки.

1) Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и листы.
А как сумерки настали,
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придет
И польет наш огород.
(Дождь)

2) Тучи нагоняет, 
Воет, задувает. 
По свету рыщет, 
Поет да свищет. (ветер)

3) Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят 
И летят, летят, летят… (осень)

4) Он не снег, но тоже белый,
А в тени немного синий.
Что же это, в чем тут дело!?
На траве белеет… (иней)

Обсудите, что еще бывает осенью (листопад, лужи и слякоть после дождя, сбор урожая, грибы в лесу, первый снег и т.п.)

2. Выучите с ребенком названия осенних месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Прочтите стихи:

Сентябрь

Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря — 
И открылась школа.

Октябрь

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.

(С. Маршак)

Ноябрь
Татьяна Керстен

Мокрые деревья голые стоят, 
И прибит дождями наш осенний сад.
За окном то дождик, то холодный снег.
Мрачно, неуютно на душе у всех. 

Только ты не хмурься, на ноябрь не злись,
Ты своей улыбкой с другом поделись.
Он тебе ответит, станет вам тепло.
Будет в душах ваших мирно и светло.

Выучите одно из стихотворений.

Художественное творчество

ОСЕННЕЕ ДЕРЕВО

Материалы:
— листы бумаги
— краски
— кисточки
— шаблоны

 Ход работы:

Нарисуйте и вырежьте по шаблонам (в архиве с письменными заданиями) листья. Предложите детям раскрасить листья красками. Используйте палитру, чтобы смешивать цвета. Пока листья сохнут, на листе бумаги формата А3 (два стандартных листа) нарисуйте дерево. Предложите детям приклеить листья на дерево.

 Письменные задания. 

скачать (997 кб)

 Домашнее задание. 

Осенью в природе можно встретить самые разные листья: желтые, красные, коричневые, оранжевые, зеленые. А каких листьев в природе не бывает? В кружочек? В полосочку? Или, может быть, со смешными рожицами? Нарисуйте.

Дорогие ребята!

Предлагаем вам поиграть в интересные  «осенние» игры.

http://games-for-kids.ru/tematicheskie-igry/razvivauschie-igry-osen.php

 

 

 

 


Развивающие игры на тему осень Развивающие игры этого раздела посвящены осенней тематике. В наших играх онлайн развивающих использованы такие привычные всем атрибуты осени как: осенние листья, желуди, орехи, шишки, грибы и т.п. Ваш ребенок сможет с пользой провести время дождливым осенним днем: потренироваться в устном счете, решить логические задачки, поиграть в игры на развитие внимания, памяти, мышления. Развивающие игры этого раздела рассчитаны на детей дошкольного и младшего школьного возраста (от 5 до 8 лет).


 

 

   

                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интеллектуальная игра-викторина «Осень» для учащихся начальных классов

Библиотека КГУ «Школа-лицей» отдела образования акимата города Лисаковска

Интеллектуальная игра-викторина

для учащихся начальных классов

ОСЕНЬ В ГОСТИ

К НАМ ПРИШЛА…

hello_html_7780e89a.gif

Автор-составитель Дроздова И.Н., зав.библиотекой

Приложение:

  1. Электронная презентация

  2. Музыка (осенние мелодии)

Интеллектуальная игра-викторина

ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА…

Для учащихся начальных классов

Цели: Развитие познавательной активности учащихся; знание детской литературы; расширение кругозора. Развитие умения принимать решения самостоятельно и группой. Развитие внимательности, аккуратности, быстроты мышления.

Задача: развитие умений применять полученные знания по теме «Осень».

Оборудование /оформление: электронная презентация, проектор, экран, задания в конвертах. Столы для двух команд, стулья для зрителей. Стол для жюри.

Ход игры

Добрый день дорогие гости и участники нашей игры «Осень в гости к нам пришла»!

Уже давно закончилось веселое и жаркое лето. Но и сейчас стоит прекрасная пора – осень. Когда наступает пора золотой осени, вся природа преображается. Листья становятся разноцветными. Многие деревья стоят словно золотые, такие у них красивые желтые листочки!

И сегодня наше интеллектуальное состязание будет посвящено теме «Осень».

Игра состоит из следующих номинаций:

  1. Осенняя поэзия

  2. Сказочная осень

  3. А знаешь ли ты?

  4. Осенний огород

  5. Золото мудрости народной

  6. Любимые мультфильмы

  7. Вопросы на засыпку

Оценивать ответы команд будет жюри в составе:

1.

2.

3.

Итак, мы начинаем! Номинация «Осенняя поэзия».

Ребята, перед вами строки из стихотворений. И дано 3 варианта ответов. Команды по очереди называют автора написанных поэтических строк.

Кто написал следующие строки:

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей…

А) Пушкин А.+++ Б) Тютчев Ф. В) Майков А.

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

А) Пушкин А. Б) Успенский Э. В) Майков А.+++

Капли жемчужные, капли прекрасные,

Как хороши вы в лучах золотых,

И как печальны вы, капли ненастные,

Осенью черной на окнах сырых…

А) Пушкин А. Б) Тютчев Ф. В) Есенин С.+++

Превращаются леса в расписные паруса.

Снова осень, снова листья

Без начала, без конца

За рекой и у крыльца…

А) Пушкин А. Б) Степанов В.А. +++ В) Есенин С.

Переходим к номинации «Сказочная осень». В этой номинации вас ждут задания по сказкам. Кто много читает, тот легко справится с вопросами. (вопросы задают командам по очереди)

  • В какой сказке тыква превратилась в карету? («Золушка»)

  • Какие птицы взяли с собой в южные края лягушку-путешественницу? (утки)

  • Что сажали мужик и медведь в русской народной сказке «Вершки и корешки»? (Иногда эту сказку называют «Мужик и медведь») (ответ: репа, пшеница)

  • Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (собака Жучка)

  • Знаете ли вы, как звучит слово «луковица» по-итальянски?
    Именно так называется одна из сказок Джанни Родари. (Чиполлино)

  • Кто был врагом Серой шейки? (лиса)

А знаете ли вы… — в этой номинации вопрос для всех зрителей.

Ребята, а знаете ли вы, почему осенние месяцы называются
сентябрь, октябрь, ноябрь? Названия месяцам дал римский календарь. Septem, octo, novem – значит, седьмой, восьмой и девятый. Это порядковый номер каждого месяца, потому что в римском календаре год начинался с марта.

«Осенний огород»так называется наша следующая номинация. Ребята, вам предстоит отгадать загадку.

  • Раскололся тесный домик
    На две половинки.
    И посыпались оттуда
    Бусинки-дробинки. (горох)

  • В огороде, на дорожке,
    Под моим окошком
    Расцвело сегодня солнце
    На высокой ножке. (подсолнух)

  • Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

На грядке выросла …. (капуста)

  • Растет она – в земле,
    Известна – в целом мире.
    Частенько на столе
    Красуется в мундире. (картофель)

  • Я вырос на грядке,
    Характер мой гадкий:
    Куда ни приду,
    Всех до слез доведу. (лук)

  • Зелены да колки,

Годны для засолки.

Тем, кому не утерпеть,

Можно свежими хрустеть. (огурцы)

  • Красный нос в землю врос,
    А зеленый хвост снаружи.
    Нам зеленый хвост не нужен,
    Нужен только красный нос. (морковь)

  • Он большой, как мяч футбольный,
    Если спелый — все довольны.
    Так приятен он на вкус!
    Что это за мяч? (арбуз)

Молодцы, ребята! Хорошо отгадывали загадки.

А мы тем временем подошли к номинации «Золото мудрости». У каждой команды на столе лежит конверт. Достаньте его содержимое. Видите, все слова рассыпаны. Ваша задача: за 1 минуту собрать народную пословицу.

(звучит музыка).

  1. Цыплят по осени считают

  2. Осень идет, за собою дождь ведет.

Все мы с вами получаем огромное удовольствие от просмотра мультфильмов. Следующая номинация посвящена любимым мультфильмам про осень.

Ваша задача: дать правильное название мультфильма. (на слайдах – изображения из м/ф).

  1. «Маша и медведь. Праздник урожая»

  2. «Мешок с яблоками»

  3. «Трям. Осенние корабли»

  4. «Смешарики»

А сейчас мы переходим к самой сложной номинации «Вопросы на засыпку».

  1. Что осенью называют «тихой охотой»? (сбор грибов)

  2. Не секрет, что у зайцев появляются зайчата несколько раз в год. Весной рождаются зайчата-настовички, летом – травнички. А кто рождается осенью? (листопаднички)

  3. «До весны не будить!» Вопрос: кого не надо будить до весны? (Животные, которые спят в зимний период: медведи, еноты, барсуки, тушканчики, ежи, хомяки, бурундуки и другие животные)

  4. Что за Снежные Королевы есть среди животных, которые на зиму могут превратиться в ледышку, и им это нипочём? (Есть животные, которые на зиму могут превратиться в ледышку, и им это не страшно. Весной они продолжают свою обычную жизнь! Это лягушки, змеи, ящерицы.)

  5. Куда осенью прячутся бабочки?  (в кору деревьев)

  6. Осенью частые гости – это холод и дождь. Пора надевать свитера и куртки! Что теплее: свитер двойной толщины или два тонких свитера, надетые разом? (ответ: Два свитера теплей: между ними есть прослойка воздуха, она хорошо сохраняет тепло).

На этом наши вопросы закончились. Жюри подводит итоги.

Все участники большие умнички!

Читайте больше книг для хорошего настроения в дни золотой осени!

Фото на память

Использованная литература:

  • Жаданова К.Х. Литературное чтение: Учебник для 4 класса. Часть 1.- Алматы: Алматыкитап, 2015.

  • Козловский Е. Нам слово скука незнакомо.- М.: Молодая гвардия, 1990.

  • Павленко В.К., Баянбаева Ж.А. Литературное чтение: Учебник для 3 класса. Часть 1.- Алматы: Алматыкитап, 2014.

Урок-игра на тему «Золотая осень»

Урок – игра: «Золотая осень»

Автор: Коровина Валентина Васильевна

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

Цель: Учить находить и устанавливать связи между явлениями природы.

Образовательные задачи:

1.Самостоятельно находить признаки осени.

2.Закрепить умение моделировать соотношение признаков осени и эмоциональных переживаний посредством цвета.

Развивающие задачи:

1.Развивать наблюдательность, диалогическую речь, умение обосновывать или аргументировать свои ответы.

2.Развивать мелкую моторику рук.

3.Упражнять в нахождении звука в слове.

4.Развивать умение работать по картинно- графическому плану.

5.Формировать симпатию к сверстнику, чувства взаимопонимания, взаимопомощи.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Материал: План путешествия, индивидуальные карточки для развития мелкой моторики рук, осенние листья, разноцветные кружки по количеству учащихся, цветные и простые карандаши.

Ход занятия:

У: Ребята, как всегда наше общение начинается с приветствия «Почувствуй друга». Я напоминаю вам правило: «Называя свое имя, подаете ладошку рядом стоящему ребенку, после того, как круг замкнется, передаем импульс и желаем друг другу удачи.

-Сейчас мы проведем игру «Имена». Вы произнесете свое имя и назовете первый звук. Мы попробуем по первому звуку охарактеризовать вас. Я перечислю некоторые качества личности, а вы выберете то, которое, по вашему мнению, подходит. (Дети произносят имена и выделяют первый звук).

Лена- [л]- (любимая, ласковая, любознательная)

Таня [т]- (трудолюбивая, талантливая, терпеливая)

Даша — [д]- (добрая, доверчивая, дружелюбная)

Света- [с]- (симпатичная, смелая, справедливая)

Наташа — [н]- (нежная, находчивая, настойчивая)

Маша — [м] — (милая, мудрая, мечтательная)

У: Молодцы! Теперь мы еще больше осознали друг друга и можем заниматься совместной деятельностью. Путешествовать мы будем по плану. Рассмотрите его на доске. (План на доске).

-На каждой остановке, вы выполните интересные задания и дадите ей название. Готовы?

(Дети садятся за столы)

У: Какое сейчас время года? (Осень). А какая погода? (Ясная, солнечная).

-Правильно, солнечная. Перед вами карточки- раскраски. Раскрасьте солнышко. (Дети показывают выполнение работы).

-Скажите, что было бы, если бы солнце светило всегда? (Лето)

-А если бы не было солнца совсем? (Не было бы жизни на земле). Молодцы!

Игра «Кто больше». Кто больше подберет слов- определений к слову «солнце», тот победит и получит приз. При ответе прикрепляйте на доску цветные магниты.

-Итак, солнце, какое? (Яркое, теплое, искристое, ласковое, жгучее, южное, северное, летнее, желтое, осеннее).

-Посчитайте свои магниты и обозначьте их количество цифрой. (Награждение победителя)

-Вы хорошо справились с заданием. Дайте название нашей первой остановке. «Солнечная».

У: Продолжаем наше путешествие по плану. Послушайте стихотворение о дожде и, определите, в какое время года он бывает таким?

Шустрый дождь на длинных ножках И с травою еле слышно

Пробежался по дорожкам. Пошептался, погрустил,

Он ладони вымыл листьям, А потом ударил в крышу

Птицам перышки почистил, И в сторонку отскочил.

(ответы детей)./Летом/.

-Как вы догадались? (Ладони вымыл листьям, птицам перышки почистил и с травою пошептался). Правильно.

Скажите, а что такое дождь? (Капельки воды, падающие с неба).

-Выполните следующее задание. Перед вами лежат рисунки тучка и лужа. Соедините капельки с лужей так, чтобы каждая капелька попала точно в лужу.

Игра «Рисуем дождь».

Дайте название этой остановке. «Дождливая».

Путешествие продолжается. (Дети садятся).

-Посмотрите, как много листьев на столе. Все листья принадлежат разным деревьям. Я называю дерево, а вы показываете листья.

Покажите листья березы, тополя, дуба, клена, рябины. Отлично. Молодцы!

-Когда опадают листья? (Осенью). Как называется явление природы, когда осыпаются листья с деревьев? (Листопад).

-Дайте название этой остановке. «Лиственная».

-Мы приближаемся к последнему пункту нашего путешествия. Здесь мы попытаемся понять, что происходит с природой осенью. С чего начинается осень? (Солнышко светит меньше, становится холоднее).

-Как изменяется долгота дня? (Дни становятся короче).

-Что приходит с холодами? (Дождь, желтеют и облетают листья с деревьев).

-Что происходит с животными? (Насекомые исчезают, птицы улетают на юг, некоторые меняют шубки на теплые).

-Что случается после того, как медведь засыпает в берлоге? (Выпадает снег и наступает зима).

-А сейчас я буду называть осенние явления, а вы выразите свое отношение к ним с помощью «масок-эмоций»: Поспевают ягоды и фрукты (показ), желтеют листья, все становится золотым, можно бегать по опавшим листьям, дети идут в школу, идет затяжной дождь, мама не пускает гулять на улице грязь и дует сильный ветер.

Игра «Продолжи стихотворение».

-Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось?

-Если да, то мы сейчас нарисуем «Дерево Дружбы», которое символизирует нашу симпатию, взаимопонимание и дружбу. (Рисунок выполняется ладошками).

-Посмотрите, какое красивое дерево получилось.

-Я рада была вас видеть. Спасибо! До встречи!

Материал по теме: Задания для родителей на тему «Осень»

Р Е Б Ё Н О К     Д О Л Ж Е Н     З Н А Т Ь

ПРЕДМЕТЫ:   ОСЕНЬ, СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ, МЕСЯЦ, ВРЕМЯ ГОДА, ЛИСТОПАД, ДОЖДИ, ТУМАН, СЫРОСТЬ, НЕНАСТЬЕ, ТУЧИ, ОТЛЁТ, УРОЖАЙ, САД, ДЕРЕВЬЯ, КУСТЫ, ЗАМОРОЗКИ, ЛИСТЬЯ, ЛЕС, ОВОЩИ, ФРУКТЫ, ПТИЦЫ, СЛЯКОТЬ, ОЗИМЬ, ПОГОДА, МГЛА, НЕБО, ПОРА.

ДЕЙСТВИЯ:   ПАДАЮТ, ОСЫПАЮТСЯ, ЛЕТЯТ, ШУРШАТ, ШЕЛЕСТЯТ, НАСТУПАЕТ, ПРИХОДИТ, ПРОЩАЮТСЯ, ХМУРИТСЯ, УЛЕТАЮТ, ПОКИДАЮТ, УБИРАЮТ, СОБИРАЮТ, СРЫВАЮТ, ВЫКАПЫВАЮТ, ГОТОВЯТСЯ, СОХНУТ, ЖЕЛТЕЮТ, ВЯНУТ, МОРОСИТ.

ПРИЗНАКИ:   РАННЯЯ, ПОЗДНЯЯ, ЗОЛОТАЯ, ГРУСТНАЯ, УНЫЛАЯ, ПРОЩАЛЬНАЯ, ТУМАННЫЙ, УВЯДШИЕ, ДАЛЬНИЙ, ТРУДНЫЙ, БОГАТЫЙ, ДЛИННАЯ, КОРОТКИЙ, ЧАСТЫЙ, РЕДКИЙ, ХМУРАЯ, НЕНАСТНАЯ, СЫРАЯ, БАГРЯНАЯ, ГОЛЫЕ, ПЕЧАЛЬНАЯ, ДИВНАЯ.

*Подчеркнутые слова для детей подготовительной группы.


Р Е Б Ё Н О К     Д О Л Ж Е Н     У М Е Т Ь

ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:

ОСЕНЬ (КАКАЯ?) – РАННЯЯ, ЗОЛОТАЯ, ПОЗДНЯЯ, ГРУСТНАЯ, ДОЖДЛИВАЯ, СЫРАЯ, ХОЛОДНАЯ…

ДОЖДЬ (КАКОЙ?) – МЕЛКИЙ, МОРОСЯЩИЙ, ХОЛОДНЫЙ, ЧАСТЫЙ, КОРОТКИЙ, УНЫЛЫЙ, СИЛЬНЫЙ…

ДЕРЕВЬЯ(КАКИЕ?), ПОГОДА(КАКАЯ?), НЕБО(КАКОЕ?)…

ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ:

ОСЕНЬ – ПРИХОДИТ, НАСТУПАЕТ, НАВОДИТ ГРУСТЬ…

ДОЖДЬ – ЛЬЁТ, МОРОСИТ, ИДЁТ, НАКРЫВАЕТ…

ЛИСТЬЯ – КРАСНЕЮТ, ЖЕЛТЕЮТ, ОПАДАЮТ, ШУРШАТ…

ПОДБИРАТЬ ПРЕДМЕТЫ К ПРИЗНАКАМ:

ОСЕННИЙ – ДЕНЬ, ВЕЧЕР, ДОЖДЬ, ВЕТЕР, ЛЕС…

ОСЕННЯЯ – ПОГОДА, НОЧЬ, НЕПОГОДА, ОДЕЖДА, СЫРОСТЬ…

ОСЕННЕЕ – НЕБО, ПАЛЬТО, ДЕРЕВО, НЕНАСТЬЕ…

ОСЕННИЕ – КАНИКУЛЫ, ЛИСТЬЯ, ПЕРЧАТКИ, ЗАМОРОЗКИ…

                       В М Е С Т Е     С     Р Е Б Ё Н К О М:

СХОДИТЕ НА ПРОГУЛКУ В ОСЕННИЙ ЛЕС И СОСТАВЬТЕ РАССКАЗ ПРО ОСЕНЬ ПО ПЛАНУ:

  • ПОСЛЕ КАКОГО ВРЕМЕНИ ГОДА НАСТУПАЕТ ОСЕНЬ?
  • НАЗОВИТЕ ОСЕННИЕ МЕСЯЦЫ
  • ЧТО ПРОИСХОДИТ ОСЕНЬЮ В ПРИРОДЕ, В ЖИЗНИ ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ?
  • ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ ЛЮДИ В ПОЛЯХ, САДАХ И ОГОРОДАХ?
  • КАКУЮ ОДЕЖДУ И ОБУВЬ НОСЯТ ОСЕНЬЮ? ПОЧЕМУ?
  • КАКИЕ ПРАЗДНИКИ ОТМЕЧАЮТ ОСЕНЬЮ?

ПРОЧТИТЕ РЕБЁНКУ СТИХИ ОБ ОСЕНИ:

А.С. ПУШКИН, «УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ…».

                            «УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО…».

Ф.И. ТЮТЧЕВ, «ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ…».

А.Н. ПЛЕЩЕЕВ, «ОСЕНЬ НАСТУПИЛА, ВЫСОХЛИ ЦВЕТЫ…».

А.А. ФЕТ, «ОСЫПАЛ ЛЕС СВОИ ВЕРШИНЫ…».

А.К. ТОЛСТОЙ, «ОСЕНЬ! ОБСЫПАЕТСЯ ВЕСЬ НАШ БЕДНЫЙ САД…».

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ ОБ ОСЕНИ:

ПУСТЫ ПОЛЯ, МОКНЕТ ЗЕМЛЯ

ДОЖДЬ ПОЛИВАЕТ. КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?

                                        КРАСА ПО ЛЕСУ ГУЛЯЕТ

                                        И ДЕРЕВЬЯ РАЗДЕВАЕТ.

ВСЕ ДЕРЕВЬЯ ОБЛЕТЕЛИ,

ЗЕЛЕНЕЮТ ТОЛЬКО ЕЛИ,

ДНЁМ И НОЧЬЮ ДОЖДИК ЛЬЁТ

ГРЯЗЬ И ЛУЖИ У ВОРОТ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *