«Осень. Признаки осени. Названия деревьев. Природа родного края».
Лексическая тема «Осень. Признаки осени. Названия деревьев. Природа родного края». 24.09. – 28.09
1. Артикуляционная гимнастика (5 раз каждое упражнение):«Бегемотик», «Щенок», «Слоненок», «Собачка устала»,
«Щенок»-«Слоненок».
2. Мимическая гимнастика
Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени веселое настроение. Она радостная, щедрая, добрая, красивая.
Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная.
Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний день. Показать, какое у вас настроение в дождливый, хмурый осенний день.
3. Дыхательная гимнастика:
1. Вдох-носом, выдох-носом; Вдох-ртом, выдох-ртом;
Вдох-носом, выдох-ртом; Вдох-ртом, выдох-носом.
2. «Ветер – ветерок – буря»
«На улице подул ветер. Сначала слабый, потом всё сильнее и сильнее, и вскоре началась буря». Ребёнок спокойно вдыхает, затем плавно начинает выдыхать, имитируя ветер: сначала выдох 1. лёгкий, почти неслышный, 2. затем струя выдыхаемого воздуха становится сильнее. 3. При выдохе произносить звук [у]. Щёки не надувать.
4. Пальчиковая гимнастика «ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. («Шагают» по столу пальчиками.
Лексико-грамматический строй
5. Дидактическая игра «Один-много»
Взрослый предлагает детям поиграть в мяч. Взрослый бросает мяч и называет одно дерево, а дети ловят мяч, бросают взрослому и называют много деревьев. Например: дуб — дубы.
Далее в ходе игры взрослый называет следующие деревья: береза (березы), каштан (каштаны), ель (ели), клен (клены).
Фонетико-фонематические представления
7. Дидактическая игра «Угадай, что звучало» Взрослый слушает с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало?
8. Дидактическая игра «Хлопни»
Сейчас я буду произносить разные слова. Если услышите короткое слово, то хлопните в ладоши.
Взрослый произносит слова: «листопад», «колокольчик», «дом», «кот», «Чебурашка», «велосипед», «гном», «мяч», «нос», «белоствольная». Дети хлопают, когда услышат короткое слово.
Связная речь
Картинки осени». Знакомство с признаками осени.
Взрослый показывает детям по одной предметной картинке и произносит начало предложения. Дети должны его закончить, опираясь на картинку. Затем они повторяют предложение полностью.
Осенью бывает… (дождь).
Осенью бывает… (листопад).
Осенью бывает… (холод).
Осенью бывает… (ветер).
Осенью бывают… (овощи).
Осенью бывают… (фрукты).
Осенью бывают… (грибы).
Осенью бывают… (желтые листья).
Осенью бывают… (красные листья).
10. Физ. минутка
Капля раз, Прыжок на носочках, руки на поясе.
Капля два, Прыжок на носочках, руки на поясе.
Очень медленно сперва. 4 прыжка на носочках, руки на поясе.
А потом, потом, потом 8 прыжков на носочках, руки на поясе.
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.
От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом.
Конспект лексико-грамматического занятия на тему «Осень»
Конспект лексико-грамматического занятия по теме «Осень» на основе пособия В.М. Акименко «Развивающие лексико-грамматические занятия».
Цель: приобретение навыков лексико-грамматического оформления монологического высказывания с применением интеллектуальных карт.
Задачи:
1. Развитие навыков речевого общения.
2. Активизация словаря по тем «Осень».
3. Формирование навыка построения предложений и связных монологических высказываний.
4. Развитие навыков самоконтроля за построением связных высказываний.
5. Активизация психических процессов (памяти, мыслительных процессов, воображения).
Оборудование: интеллектуальные карты, картинки.
Содержание занятия
1. Организационный момент.
2. Введение в тему. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Осенние листья».
Опустел скворечник
Улетели птицы
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
Загадки про осень.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень)
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто… (листопад)
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный… (дождь)
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду… (лужи)
3. Речевая гимнастика. «Угадай звук». Назвать первый и последний звук в слове: осень, дожди, холода, заморозки, ветер, пальто, иней.
«Отхлопай слово». Выхлопывание слоговой структуры слова : лис-то-пад, дожд-ли-вый, вет-ра, ту-ман, хо-ло-да, ту-ча.
4. Лексико-грамматический анализ темы. Упражнения по подбору существительных, прилагательных, глаголов, антонимов, синонимов по теме.
Лексика: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, ветер, листопад, заморозки, туман, дождь, иней, туча, сырость, непогода, первое сентября, школа, урожай, наступать, желтеть, опадать, моросить, срывать, хмуриться, срывать, вянуть, лить, дуть, холодный, мокрый, хмурый, осенний, дождливый, сухой, серый, моросящий, проливной, пасмурный, золотая (осень), унылый, мокро, пасмурно, ненастно, холодно.
Задание 1. Подбери слово и составь словосочетание.
холодный утро
морозное одежда
густой день
тусклое туман
тёплая заморозки
ранние солнце
короткий ветер
Задание 2. Образование мн.ч. сущ. в им.п и род п.
Образец: лужа – лужи — много луж. Слова: туман, дерево, птица, ветер, лист.
Задание 3. Подбор антонимов.
Весна тёплая, а осень… (холодная).
Летом день короткий, а осенью… (длинный).
Летом солнце яркое, а осенью… (тусклое).Весной перелётные птицы прилетают, а осенью… (улетают).
Весной листья на деревьях распускаются, а осенью… (опадают).
Задание 4. «Четвёртый лишний»: ветер, дождь, капель, листопад; холодный, туманный, мокрый, летний; сапоги, валенки, перчатки, пальто; утеплять, загорать, опадать, вянуть.
Задание 5. «Скажи правильно».
Образец: осень холоднее весны. Что теплее? (панама или шапка, сапоги или сандалии). Что холоднее? (ветерок или ветер, ветер или вьюга). Что наступает позже? (осень или весна, зима или осень). Что сильнее? (дождик или ливень).
5. Физкультминутка. Дети стоят в кругу, взрослый бросает мяч по очереди каждому ребенку. Дети ловят мяч и, бросая его назад, называют любое слово по теме.
6. Работа по интеллектуальной карте. Ребята, мы сегодня говорим об осени. А как мы догадываемся, что осень наступила? Какие вы знаете осенние месяцы? Какие признаки имеет осень? Давайте составим с этими словами предложения. (Дети составляют предложения по каждой ветви ).
7. Составление связного высказывания по интеллектуальной карте.
Наступила осень. Стало холодно. Часто идут дожди. Дни стали короче. С деревьев опадают листья. На юг улетели перелётные птицы. На огородах собирают урожай овощей. Осенью надо одеваться теплее.
8. Закрепление знаний по теме с помощью синквейна.
Осень
Поздняя, холодная, ветреная
Наступает, холодает
Осенью дует сильный ветер
Туман, заморозки, ветер, лёд, дождь
Дождь
Сильный, холодный, проливной, моросящий
Стучит, льёт, капает, идёт
По крыше стучит сильный дождь
Капли, туча, лужи, ветер, зонт
Ветер
Сильный, осенний, северный, слабый
Дует, срывает, воет
От сильного ветра опадают листья
Листопад, осень, дождь, холод
Конспект открытого урока. Тема: «Осень. Признаки осени»
ГОУ ЯО Багряниковская специальная (коррекционная) школа-интернат
для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья.
Конспект открытого урока.
Тема: «Осень. Признаки осени»
Составила
учитель-дефектолог
Ахламова И.В.
д. Багряники
2017 г.
Класс: групповое коррекционно-развивающее занятие на учащихся 3-4 классов.
Тема урока: «Осень. Признаки осени»
Цель урока: формировать представления об осени и ее признаках. Учить составлять описательные предложения. Формировать навыки работы с сюжетными картинками. Формировать понятия «дождь», «тепло-холодно», «погода» и др.
Задачи урока:
Предметные:
1. повторить и проговорить времена года, их последовательность;
2. учить узнавать времена года по признакам;
3. учить составлять описательные предложения;
4. формировать навыки работы с сюжетными картинками;
5. формировать понятия «дождь», «тепло-холодно», «погода» и др.;
6. продолжать учить правильно держать карандаш;
Метапредметные:
1. развивать артикуляционный аппарат.
2. развивать мелкую моторику рук;
3. развивать мыслительные операции;
4. увеличивать словарный запас учащегося;
Личностые:
1. формировать познавательный интерес;
2. воспитывать умение слушать преподавателя и четко выполнять инструкцию к заданиям;
3. прививать любовь к самостоятельному чтению.
Тип урока: открытие нового знания.
Методы и приемы: упражнения, беседа, иллюстрации, практический метод.
Оборудование: плакаты, карточки для самостоятельной работы, индивидуальные бланки с заданиями.
ПЛАН И ЭТАПЫ УРОКА.
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. (Организационный момент.)Приветствие учителем учеников. Настрой на работу и позитивное настроение во время урока.
Проведение дыхательной гимнастики и гимнастики для мелкой моторики рук.
«Долгожданный дан звонок —
Начинается урок!»
«Ребята, сегодня у нас с вами урок особенный. К нам пришли гости. Давай поздороваемся с ними»
«Прежде чем мы начнем наше занятие, нам нужно подготовиться, а для этого я предлагаю вам выполнить дыхательную гимнастику и гимнастику для нашего ротика и язычка»
Дыхательная гимнастика.
1. «Поворот».
Вправо, влево повернемся и друг другу улыбнемся.
2. «Ушки».
Ушки слышать все хотят, про ребят и про зверят.
3. «Удивимся».
Удивляться чему есть, в мире всех чудес не счесть.
Пальчиковая гимнастика «Шишка»
Мишка по лесу ходил,
Много шишек находил,
Много шишек находил,
Жене шишку подарил!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем с шишкой мы играть!
Будем с шишкой мы играть,
Между ручками катать!
В ручку правую возьмём
И сильней её сожмём!
Руку быстро разжимаем,
На столе её катаем.
В ручку левую возьмём
И сильней её сожмём!
Руку быстро разжимаем,
На столе её катаем.
Мы закончили катать,
Будем пальчики считать!
Раз, два, три, четыре, пять!
На другой руке считаем,
Пальцы быстро загибаем.
Раз, два, три, четыре, пять!
1, 2, 3, 4, 5!
Мы закончили играть.
Пальцы мы не потеряли,
Очень весело играли!
Пальчики свои встряхнём
И немного отдохнём!
Проверка своей готовности к уроку. Настрой на активную и продуктивную работу
Учащиеся выполняет вместе с учителем дыхательные упражнения и гимнастику для мелкой моторики рук.
Постановка учебной цели занятия
Умение правильно выполнять двигательное действие.
Умение распознавать двигательное действие.
2
Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (Актуализация знаний).
Проведение дидактического упражнения
«Что сначала, что потом?»
Повторение ранее изученного материала.
«Ребята на ваших партах лежат ораньжевые конвертики, достаньте карточки, которые находятся внутри их. Давайте попробуем разложить деревья по порядку- что было сначала, а что потом»
Задание 1. «Загадки».
«Скажите, вы узнали времена года изображенные на картинках? Назовите их.
Сейчас я буду читать вам загадки, а вы поднимайте карточку с тем временем года про которое эта загадка».
1. Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весна)
2. Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (зима)
3. В небе — радуга-дуга.
На грядке — ягода-нуга,
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться … (лето)
4. Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я … (зима)
5. Я раскрываю почки, в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня … (весна)
6. Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… (осень)
Учащиеся выполняют задание
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся отгадывают загадки.
Умение воспроизводить временную последовательность событий.
Умение внимательно слушать.
3.
Этап выявления места и причины затруднения. (Определение темы и цели урока).
Определение темы урока.
Беседа.
«Ребята, а какое сейчас время года?»
«По каким признакам вы определили, что это осень?»
(листопад, листья меняют цвет, появление большого количества осадков в виде дождей и снега, птицы улетают в теплые края, замерзают водоемы, исчезают насекомые, животные начинают готовиться к зимовке, люди собирают урожай) Сегодня мы с вами будем разговаривать про осень.
«Сколько осенних месяцев вы знаете?» (3)
«Какой месяц первый, второй, третий?»
«Какой месяц наступает за октябрем, сентябрем?»
«Какой месяц идет перед ноябрем, октябрем?»
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Умение определять время года.
4.
Этап построения проекта выхода из затруднения.
Задание 2. «Запомни рисунок»
«Итак, самый первый и самый важный признак того, что осень приближается- это то, что на деревьях начинают желтеть листья и начинается листопад.
«Давайте мы с вами возьмем конвертики желтого цвета и достанем листья, которые я для вас приготовила. Выложите их на парту перед собой. Сейчас я буду показывать вам картинки. Ваша задача, внимательно запомнить, как листья расположены на рисунке и повторить у себя на парте. Сначала попробуем вместе со мной».
Учитель демонстрирует пример выполнения задания.
Демонстрация 4х картинок для запоминания.
Задание 3. «Лабиринт»
«Следующий признак осени, это подготовка животных и птиц к зимовке. Как животные готовятся к зиме? (собирают плоды)
Возьмите красные конвертики и достаньте задание. Давайте возьмем карандаш и поможем белочке добраться до орешков».
Учащиеся внимательно запоминают расположение листьев на рисунке.
Учащиеся выполняют задание «Лабиринт»
Универсальные логические действия: анализ и синтез.
Умение зрительно оценивать, запоминать и воспроизводить информацию.
Умение зрительно оценивать ситуацию затруднения и решать ее.
Физкультминутка
«Звуки дождя»
«Следующий признак осени, это выпадение осадков. Это значит, что начинаются частые дожди. Сейчас мы с вами будем изображать звуки дождя. Когда я буду к вам подходить, вы должны будете повторить то движение, которое я вам показываю.
1. трем ладошки.
2. щелкаем пальцами.
3. стучим ладошками по ногам.
4. топаем ногами.
5. стучим ладошками по ногам.
6. щелкаем пальцами.
7. трем ладошки.
8. «дождик закончился»
Учащиеся повторяют движения за учителем.
Умение повторять двигательные движения по сигналу учителя.
5.
Этап реализации построенного проекта.
Развитие умений применения полученных знаний.
Задание 4. «Подбери одежду».
«Еще один признак осени, это то, что на улице становится холодно и люди одеваются теплее. Давайте возьмем коричневые конвертики. Выберите ту одежду, которую нужно одевать осенью».
Задание 5. «Собираем урожай»
«Следующий признак того, что наступила осень, это сбор урожая. В зеленых конвертиках я приготовила для вас овощи и фрукты. Сейчас мы по очереди будем выходить к доске и складывать наш урожай в корзины»
Учащиеся выполняют задание.
Умение мыслить логически и выбрать одежду подходящую для погодных условий.
Умение отличать овощи от фруктов и наоборот.
6.
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Составление рассказа о времени года по схеме.
Задание 6. «Составь рассказ».
«А сейчас мы с вами расскажем по схеме, что такое осень»
Демонстрация схемы, объяснение условных обозначений.
Учащиеся составляют описательный рассказ по схеме.
Умение составлять рассказ опираясь на схему.
7.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Работа на листочках.
Задание 7. «Найди признаки осени».
«Возьмите белые конверты и карандаш. Соедините картинки с временами года. Работаем самостоятельно»
Учащиеся выполняют работу на листах.
Умение работать самостоятельно.
8.
Этап включения в систему знаний и повторения.
Подведение итогов.
Домашнее задание.
«Итак, наш урок подходит к концу. Про что сегодня мы говорили? (про осень). Что такое осень? (время года). Назовите признаки осени.
Учащийся вспоминают тему урока и отвечают на вопросы учителя.
Умение отвечать на вопросы учителя.
Умение повторять и проговаривать учебное содержание.
9.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Рефлексия.
Какое задание на уроке вам понравилось больше всего?
Какое задание было для вас самым сложным?
Оцените свою работу на уроке.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Умение оценивать свою работу и работу одноклассников.
Интегрированное занятие на тему ОСЕНЬ
Интегрированное занятие
на тему «Осень»
Задачи:
Систематизировать знания детей об осенних месяцах, перелетных птицах;
развитие кругозора, речи и мышления;
развитие слухо-моторной координации и внимания;
упражнять в счете до 10, и порядковом счете;
повышение уровня школьной компетентности;
развитие групповой сплоченности;
введение логического слова «вне»;
воспитание бережного отношения к природе.
Материалы:
Сшитая кольцом узкая лента, карточки с заданием на каждого ребенка, игровой кубик, конверты с запрещающими знаками (поведение на природе), зонт, мешочек с мелкими игрушками, синий и красный обручи, листочки разного размера, цвета, от разных деревьев, картинка скворечник.
В группе на спинки стульчиков прикрепляются геометрические фигуры различные по цвету, форме и размеру. У детей пригласительные билеты (карточки с кодом геометрической фигуры). Дети входят в группу, находят свой стульчик и садятся
Звучит музыка П.И.Чайковского «Осенняя песнь»
В группу входит воспитатель в осеннем наряде (Осень)
Осень: Здравствуйте дети!
Очень в гости к вам спешила
И котомку прихватила.
А в котомке той, ребятки,
Игры, шутки и загадки.
Вот вам первая загадка: Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек
Я …..(осень)
Дети исполняют песню «Осень –царица»
Осень:
— А знаете ли вы, что давным-давно, в старинные времена, на Руси год представляли в виде колеса, медленно совершающего движение по Солнцу? Отсюда и название КРУГЛЫЙ ГОД.
Круглый год разделен на четыре части.
— Как вы думаете почему?
— Что обозначают эти четыре части? (зима, лето, весна и осень)
У каждого времени года есть три сына:
— Что это за сыновья? (месяцы)
— А как зовут сыновей Осени? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Ребята, в старину осенние месяцы назывались совсем по-другому :
Сентябрь — рябинник, хмурень, листопадник.
— Как вы думаете , почему сентябрь называют рябинником? ( в сентябре , с наступлением мороза, поспевает рябина)
— А почему сентябрь хмурень? ( небо чаще хмурится)
— А листопадник? (начинается листопад)
— Второй месяц осени октябрь в народном календаре называется листобой, мокрохвост, грязник, свадебник .
-Как вы думаете, почему?
— А ноябрь называли — подзимник, грудень, ворота зимы
— Почему ноябрь – «подзимник»? (последний месяц осени, последний перед зимой, ворота зимы)
— А почему ноябрь – «грудень»? (название «грудень» пошло от того, что смерзшаяся земля еще не покрытая снегом лежит грудами, кучами)
Осень (подзывает всех детей к себе)
— Русский народ, постоянно наблюдая за жизнью природы, подметил приметы осени. А какие приметы осени вы знаете, ребята?
— Если в лесу много рябины – осень будет дождливая, если ж мало – сухая.
— Гром в сентябре предвещает теплую погоду.
— Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.
— В октябре семь погод на дворе.
Молодцы дети!!!
2 воспитатель: (готовит «кочки» с цифрами от 1 до 10) Входит с зонтом.
— Ой, ребятки на улице прошел такой сильный дождь! Всю дорогу залило. Пришлось по кочкам прыгать, чтобы ноги не замочить. А я вам хотела что-то показать (загадочно). Пойдете со мной? Только надо по кочкам скакать, чтобы не замочить ног. Начинать надо с кочки под № 1, потом под № 2 и т.д. Ну что пошли? Друг за другом. В конце дороги показывает детям картинку скворечник.
Осень:
— Ребята, чей же это домик? ( скворца)
— А почему же он пустой? Куда подевался певец-скворец? (улетел в теплые края)
— Как называются птицы, которые улетают на юг? (перелетные)
— Какие птицы улетают первыми? ( стрижи и ласточки, они питаются только насекомыми. С наступлением холодов насекомых становится меньше и меньше, им не хватает корма)
— Какие улетают чуть позже? (журавли, кукушки и грачи, потому что они могут охотно поменять свой корм на ягоды, плоды и зерно)
— Какие птицы улетают последними? (гуси, утки и лебеди – пока водоемы не начнут замерзать, корма им хватает)
2 воспитатель:
— Когда видишь в небе стаи улетающих птиц, хочется сказать им «спасибо» за песни красивые и радостные, за то , что деревья защищали от вредителей. Птицам ведь очень жалко расставаться со своими гнездами, со своими родными местами.
Ребята! Давайте поиграем в веселую игру.
Проводится игра на внимание и знание птиц «Птица — не птица.»
Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал – хлопать в ладоши. Обязательно спрашиваем ребенка, что неправильно. Уточняем:
«А муха — это кто?»
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.,
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки,
лебеди и утки —
и спасибо шутки.
Осень:
— Знаете , ребята, а ведь я обнаружила кое-что интересное. Давайте, поставим рядом первые буквы осенних месяцев.
Первый месяц – «Сентябрь» — ставим букву «С»
Второй месяц – «Октябрь» — ставим букву «О»
Третий месяц — «Ноябрь» — ставим букву «Н»
Давайте прочтем, что у нас получилось:
С О Н
это слово будет нашим «осенним» словом. Я думаю, что это не случайно. А вы как считаете? (вся природа готовится ко сну, к отдыху)
2 воспитатель:
— Да, перед долгим зимним сном деревья раздеваются, снимают свой красивый разноцветный наряд.
И в нашем зале мы устроим
Настоящий листопад.
Пусть закружатся листочки
И летят, летят, летят.
Осень и 2 воспитатель: разбрасывают разноцветные листья.
— Хотите поиграть?
— Возьмите каждый по одному листочку, посмотрите какие красивые! У тебя от какого дерева листочек? (спросить несколько детей)
Дидактическая игра с листьями – «Блоки Дьенеша» (дети распределяют листья по кольцам по определенному коду, учитываются 3 признака: цвет, размер и от какого дерева)
2 воспитатель:
— Дорогая осень, а что еще интересное у тебя в корзине?
Осень (достает из корзины мешочек с игрушками)
— В мешочке волшебные игрушки-зверюшки. Кто игрушку найдет, тот и сказ поведет, как этот зверь к зиме готовится.
Проводится дидактическая игра «Волшебный мешочек»
2 воспитатель: (ставит игрушки в ряд на столе)
— Все игрушки встали в ряд, не шевелятся, стоят.
— Ты скажи- ка нам Сережа, сколько здесь всего зверят? ( 6 )
— Кто стоит второй слева?
— Какой по счету стоит волк?
— Какой по порядку медведь?
— Кто стоит шестым по счету? (еж)
— Ежик очень огорчился, что последним очутился. Ежик лучше не скучай, а с ребятами поиграй.
Музыкальная игра солнышко и дождик.
Осень:
— Ребята, а как вы думаете зачем в лес ходят? (собирать грибы, ягоды, отдохнуть, послушать пение птиц, подышать свежим воздухом)
— Существуют ли правила поведения в лесу, на природе? (да)
— Вы их знаете? (да)
— Сейчас проверим.
Проводится дидактическая игра «Правила поведения в лесу»
В конвертах под номерами находятся запрещающие знаки. Дети бросают кубик, считают сколько точек на грани кубика, выбирают конверт с соответствующей цифрой, достают знак и объясняют, что он означает.
Осень:
-Дети, а что еще происходит осенью 1 сентября? (дети идут в школу). Расскажите мне, что вы знаете о школе.
Проводится игра «Паутинка» — все дети встают в круг и берутся за ленту. Осень задает вопрос, если ребенок правильно отвечает, он переходит на другое место круга, не отпуская ленты. Образуется паутина.
1. Что такое класс? (Класс — это комната, где проходят занятия. Там стоят парты, учительский стол, доска, на которой мелом пишут задание и выполняют упражнения. Еще классом называют всех учеников, которые вместе посещают занятия)
2. Что такое урок? (Урок — это время, когда узнают много нового, слушают объяснение учителя и выполняют различные упражнения. Иногда словом «урок» называют выполнение какого-либо задания, например «выучить уроки» — это значит выполнить упражнения, которые были заданы на дом.)
3. Что такое каникулы? (Каникулы — это перерыв на несколько дней, когда в школе нет занятий. Летние каникулы длятся все лето.)
4. Как можно узнать, что пора идти на урок? (Звенит звонок на урок, коридоры пустеют, а все дети спешат занять свое место за партой в классе.)
5. Что такое перемена и для чего она нужна? (Перемена — это перерыв между уроками, когда можно отдохнуть, поиграть, сходить в столовую или в туалет.)
6. Что такое отметка? (Отметка — это оценка того, как ученик выполнил задание или работал на уроке. Отметки исчисляются в числах от одного до пяти.)
7. Какие отметки хорошие, а какие — плохие? ( 1 — «единица» — самая плохая отметка; 2 — «двойка» — плохо; 3 — «тройка» — посредственно, удовлетворительно, не очень хорошо; 4 — «четверка» — это хорошая отметка; 5 — «пятерка» — отлично. Про того, кто учится на пятерки, говорят, что он отличник, а тот, кто учится на двойки, — двоечник; он учится плохо.)
8. Что такое школьный дневник и для чего он нужен? (Дневник — это такая специальная тетрадка, в которой есть расписание уроков. Там дети записывают домашнее задание, а учитель ставит туда отметки.)
19. Как в школе называют стол, за которым сидят дети? (Дети сидят за партами.)
2 воспитатель: (предлагает детям сесть за столы и выполнить задание на карточках)
Проведите замкнутую линию так, чтобы только красные цветы оказались вне ее.
Осень: — Ай да детки, молодцы!
На прощанье буду рада
Вам, друзья, вручить награду.
За доброе к природе отношение,
У ОСЕНИ ДЛЯ ВАС ЕСТЬ УГОЩЕНЬЕ!
Осень угощает детей яблоками.
Разработка урока на тему «Осень»
Коммунальное Государственное учреждение «Опорная школа (ресурсный центр) на
базе Карсакбайской общеобразовательной средней школы №15 имени Жамбыла Жабаева»
На тему: «Осень»
3 класс
Провела: учительница русского языка
Садвакасова С.А
2014-2015 учебный год
3 кл Тема: открытый урок « Осень»
Цели и задачи работы:
1.Закрепить знания учащихся о признаках осени.
2.Прививать интерес к происходящим вокруг явлениям природы.
3.Уточнение, расширение и обогащение словарного запаса.
4.Стимулирование слуховой памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, мышления.Любовь к природе
Оборудование: Слайдовая презентация к уроку,кроссворды,таблицы,видеоролики
Тип урока: комбинирован урок
Методы: словесный,наглядный,проблемный
Ход урока
1.Организационный а) Психологический настрой
момент: Здравствуйте дорогие ребята,
Сегодня у нас на уроке присутствуют дорогие гости!
Повернитесь гостям ,поприветствуйте их ,
передайте им хорошее настроение.
А У НАС СЕГОДНЯ КАКОЕ НАСТРОЕНИЕ ?
Наш урок состоится из нескольких страниц.
а) Учитель: 1-я страница решение кроссворда.
У каждого времени года свой любимый цвет. О каком времени года и какого цвета мы разгадаем кроссворд.
Время года, следующее за осенью.(Зима)
Явления природы, моросит что?….(дождь)
Деревья наряжаются в красивые уборы, а затем сбрасывают листву. (Листопад)
Ноябрь какой месяц года? (Осень)
Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе, а иногда на белую непрозрачную стену. Что это? (Туман)
День короткий, а ночь какая?….(длинная)
7 Осенью птицы улетают в тёплые края. Они собираются в большие группы.
Как называется такая группа? (Стая).
Какое же слово получилось по вертикали?
Прочитаем хором. (Слово «Золотая» в кроссворде пишется красным цветом)
На доску вывешивается картина «ОСЕНЬ» Тетради записываем число и тему.
Учитель: 2-я страница
ВВОДНАЯ БЕСЕДА: Сегодня мы будем говорить об осени. Рассмотрим как «осень» изображают композиторы, поэты. И все это у нас будет на уроке.
Звучит музыка П.И Чайковского из сборника «Времена года» ,«Закружила осень золотая» дети слушают музыку.
Учитель: Внимательно послушайте стихотворение Плещеева.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях, Озимь- КҮЗДІК ЕГІСТІК
Туча небо кроет,
Солнце не блестит
Ветер в поле воет
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья
Птички улетели
В тёплые края.
Какое время года описывает автор в своём стихотворении?
Докажите.
Запись в тетради :Зад: Поставьте ударение в словах.
Осень, ветер ,листья, холодно, птицы ,
Зад: Составьте предложения
Осенью бывают холодно. Птицы улетают. В поле собирают урожай. Идет дождь.Қыркүйек ,қазан,қараша күз айлары.
Мы переходим к 3-ей странице «осень глазами поэтов»
Есть ли ещё поэты написавшие стихи об осени? Многие поэты считают осень своим любимым временем года кого вы знаете?
Поэт любил безумно осень,
И лес осенний он любил.
Он часто меж берёз и сосен
Ходил и лесом любовался,
И свежим воздухом дышал
И на ходу стихи писал….
Сұр бұлт түсті суық қаптайды аспан,
Күз болып,дымқыл тұман жерді басқан,
Білмеймін тойғаны ма, тоңғаны ма,
Жылқы ойнап,бие қашқан,тай жарысқан.
ЗАДАНИЕ: Какие стихи про осень вы знаете наизусть:
Физминутка Давайте отдохнем и представим картину осени:
«Ветер подул: У-У-У (Все дуют)
Кусты низко нагнул (наклоняются)
Листья запорхали (машут руками)
Как бабочки на карнавале (кружатся)
Учитель : 4-я страница . Работа со словарем «Что лишнее?»
А) Күз-осень,құс-птица,сары жапырақтар-Желтые листья;
Жер-земля,очень холодно-өте суық ,Улетели –ұшып кетті;
Выглянула солнце- күн шықты,собака лает- ит үреді,летние цветы- жазғы гүлдер.
Б) «Ответ на вопрос» — Диалог
1 Қазір қай жыл мезгілі? — Сейчас осень
2 Күз айларын ата? -осенние месяцы это сентябрь,октябрь,ноябрь.
3 Күзде ауа райы қандай? — очень холодно,бывают дожди,дует холодный ветер.
4 Құстар қай жаққа ұшып кетеді? — птицы улетают теплые края.
5 Сіздер күз мезгілін ұнатасыңдар ма?- да мне очень нравится осень.
АНАГРАММЫ (правильно переставить буквы)
Лтаипдсо (Листопад)
Джьод (дождь)
Несг (снег)
Ожуйра (урожай)
Еястньбр –(сентябрь)
Подведение итогов:
РЕФЛЕКСИЯ
Что нового для себя вы сегодня узнали об осени?
Мне было на уроке …………
Красный- легко
Желтый –не очень
Ребята,сегодня мы много говорили об осени и ее признаках,в том числе т о таком признаке как листопад.Посмотрите на наше дерево,на нем всё ещё висят листочки.Я предлагаю вам сейчас самим поучаствовать в осеннем листопаде.
— Сорвите красный листочек – если все понятно.было интересно!
Желтый листок – если не все понятно вам требуется еще объяснение учителя .
Комментирован оценок:
Дом зад: напишите рассказ на тему «осень».
План конспект урока по Миру природы и человека на тему: «Осень. Осенние месяцы»
Урок-конспект по теме: «Осень. Осенние месяцы»
Цель: научить детей распознавать признаки осени и находить изменения в осенний период времени.
Задачи:
1. Обучающие
— продолжать учить находить характерные признаки субъектов природы, углубляя представления детей об окружающем мире;
— уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире;
— упражнять в определении состояния погоды.
2. Коррекционно-развивающие
— развивать познавательный интерес, внимание, наблюдательность, речь, эстетическое восприятие природных явлений.
3. Воспитательные
— воспитывать любовь к природе и уважение к труду людей в осенние месяцы.
Оборудование: Компьютер, картинки осени, развивающий мультфильм, карточки.
Организационный момент
Добрый лень дорогие ребята, сегодня у нас будет интересная тема урока, а для того чтобы узнать тему вам предстоит разгадать загадку.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья… (Осень). Ответы детей.
Молодцы ребята, угадали верно. Наша сегодняшняя тема занятия «Осень. Осенние месяцы».
Скажите, пожалуйста, какие признаки осени вы знаете? (Ответы детей)
Хорошо справились с данным заданием, давайте посмотрим на картинку и сравним все ли признаки осени мы назвали.
А сейчас проведем с вами пальчиковую гимнастику про осень. Повторяйте за мной.
Пальчиковая гимнастика
Ребята, а какие три месяца у осени. А для того чтобы узнать их, вам предстоит разгадать загадки:
Кто за августом приходит,
Лето красное проводит,
Бабье лето зазывает,
В школу деток отправляет?
(Сентябрь)
Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?
(Октябрь)
Самый хмурый месяц года,
Хочется домой, —
Скоро сонная природа
Встретится с зимой.
(Ноябрь)
Конечно, у осени три месяца и их кличут сентябрь, октябрь и ноябрь. Скажите, какая погода в осеннее время?
А сейчас мы посмотрим мультфильм, который называется «Как на поляну осень пришла».
Обсуждение мультфильма.
Физминутка
«Гриб»
Гриша шел — шел — шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два — грибок, (Наклоны вперед.)
Три — грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)
Продолжаем дальше перед Вами лежат карточки с одеждой, выберите из них какую одежду нужно одеть осенью, выходя на улицу.
Молодцы с этим заданием вы тоже справились успешно.
Последнее задание собрать разрезные картинки на тему «Осенние месяцы».
Ребята, вы большие молодцы! Справились со всеми заданиями.
Давайте еще раз повторим признаки осени и осенние месяца.
Итог урока:
Что вы узнали сегодня на уроке?
Понравилось занятие вам?
Домашнее задание.