Задание на тему осень: Картотека по окружающему миру на тему: Игры и задания по теме Осень – Учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему: Задания на тему осень

Домашнее задание по лексической теме: «Осень»

Тема: Осень **

Лексика

Словарь ребёнка должен включать слова: время года, осень, сезон, урожай, грибы (3-4 названия), листопад, сентябрь, октябрь, ноябрь; жёлтый, золотой, красный, багряный, жёлто — коричневый; ветер — пронзительный, холодный; птицы — перелётные; лить, светить, падать, улететь, моросить, собирать)
Вспомни и расскажи, что происходит осенью в природе
с погодой
растениями
листьями
насекомыми
птицами

Грамматический строй речи

1. «Ответь на вопросы» (употребление в речи глаголов в разных временных формах)

  Что делает? (дует)
ВЕТЕР Что сделает? (подует)
  Что делал? (дул)


(дождь льет, небо темнеет, листья желтеют, птицы улетают, трава вянет)

2. «Один — много» (словоизменение)
Ветер дует, а ветры дуют
Птица улетает, а … Лист желтеет, а …
Дождь моросит, а … Цветок увядает, а … Холод наступает, а … Лист падает, а ….

Урожай созревает, а …

3. «Большой — маленький» (словообразование)
Лист — листочек.
(гриб, птица, ветер, солнце, трава, дождь, дерево, сапоги, зонт, туча, облако, лужа, холод, цветок)

4. «Осенние картинки» (образование относительных прилагательных)
День с солнцем — солнечный день.
День с дождём — … Лист берёзы — …
Ствол ели- …. Голоса птиц — …
Небо без облаков- …. День с ветром- …

5. «Составь предложение» (работа с деформированными предложениями)
Дует, осень, ветер, холодный. Улетают, юг, на, птицы.
Мелкий, осень, моросит, дождь. Земля, трава, на, увядает.
Желтеют, на, листья, деревья.



Связная речь

Составь связный рассказ «Осень» по первым словам в предложении; перескажи:

Прошло лето и наступила …

Дни стали… Подул… Стало… Люди одеваются… На деревьях… На землю… Моросит…

вядает… На юг… Люди собирают… Скоро наступит …

Также домашнее задание по лексической теме:

Консультация по развитию речи (старшая группа) на тему: Советы родителям. Лексическая тема: Осень. Старшая группа.

На этой неделе говорим об ОСЕНИ

ЛЕКСИКА:

Существительные: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, время года, месяц, листопад, дожди, туман, сырость, ненастье, тучи, урожай, сад, деревья, заморозки, листья, лес, овощи, фрукты, птицы, погода, небо, пора.

Глаголы: падают, осыпаются, летят, шуршат, шелестят, наступает, приходит, прощаются, хмурится, улетают, убирают, собирают, срывают, выкапывают, готовятся, желтеют, сохнут, вянут.

Прилагательные: ранняя, поздняя, золотая, грустная, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, чистый, редкий, хмурая, сырая, багряная, голые, печальные.

Вспоминаем приметы осени:

– Стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди.

– Листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают.

– Начался листопад.

– Исчезли насекомые.

– Собираются в стаи и улетают на юг птицы.

– Дни стали короче, а ночи длиннее.

– С полей и из садов убирают урожай.

– Люди стали теплее одеваться.

– Дети пошли в школу.

Почему так говорят? Обсуждаем поговорки про осень.

Осенний день год кормит.

Осень — запасиха, зима – прибериха.

День прозевал — урожай потерял.

Осенью и у воробья пир.

Сентябрь пахнет яблоками, октябрь — капустой.

ОСЕННИЕ ЗАГАДКИ:

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

(сентябрь )

Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?

(октябрь )

Поле чёрно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало —

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

(ноябрь )

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает?

(дождь)

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет.

(Ветер)

ССЫЛКИ на видео:

ГРАММАТИКА:

«Один — много»

Ветер дует, а ветры дуют

Птица улетает, а … Лист желтеет, а …Дождь моросит, а … Цветок увядает, а … Холод наступает, а … Лист падает, а …. Урожай созревает, а …

«Скажи какой»

День осенью (осенний), погода, листья, солнце.

День, если идет дождь (дождливый), погода, настроение.

Погода, если светит солнце (солнечная), настроение, день, зайчики.

«Вставь словечко»

Лист упал ___ землю.

Шишка упала ___ дерева.

Грибок попал ___ корзину.

Солнце спряталось ___ тучу.

Заяц выглядывает ___ кустов.

Боровик прячется ___ листом.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:

«Закончи предложение»

Я люблю осень, потому что …

Мне не нравится осень, потому что …

«Составь рассказ об осени по схеме» (прилагается)

СКОРОГОВОРКИ:

Погода размокропогодилась.

Полпогреба репы, полколпака гороха.

СТИХИ ПО ТЕМЕ:

Берестов В.Д.

 

Вот на ветке лист кленовый.

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок? Постой!

Токмакова И.П.

 

Опустел скворечник-

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Всё летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

Е. Трутнева

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это

Улетает наше лето.

Ю. Каспарова

СЕНТЯБРЬ

Полетели в небе птицы.

Что им дома не сидится?

Просит их сентябрь: «На юге

Спрячьтесь вы от зимней вьюги».

ОКТЯБРЬ

Нам октябрь принёс подарки:

Расписал сады и парки,

Стали листья словно в сказке.

Где же взял он столько краски?

НОЯБРЬ

В ноябре лесные звери

Закрывают в норках двери.

Бурый мишка до весны

Будет спать и видеть сны.

ОСЕННЕЕ УТРО

Жёлтый клён глядится в озеро,

Просыпаясь на заре.

За ночь землю подморозило,

Весь орешник в серебре.

Запоздалый рыжик ёжится,

Веткой сломанной прижат.

На его озябшей кожице

Капли светлые дрожат.

Тишину вспугнув тревожную

В чутко дремлющем бору

Бродят лоси осторожные,

Гложут горькую кору.

Материал по логопедии (подготовительная группа) по теме: Образец домашнего задания по теме «Осень» (подготовительная логопедическая группа)

Домашнее задание по теме «ОСЕНЬ»

(подготовительная логогруппа)

  1. «Ответь на вопросы» (употребление в речи глаголов в разных временных формах)

Что делает?

Что сделает?

Что сделают?

Что делал?

Что делали?

Что делала?

Ветер дует

Дождь льет

Небо темнеет

Листья желтеют

Дождь моросит

Птицы улетают

Трава вянет

  1. «Один — много» (словоизменение) Ветер дует, а ветры дуют

Птица улетает, а ………………………………………

Лист желтеет, а …………………………………………..

Дождь моросит, а …………………………………

Цветок увядает, а ………………………………………..

Холод наступает, а ………………………………….

Лист падает, а …………………………………………

Урожай созревает, а ………………………………………

  1.  «Большой — маленький» (словообразование) Лист — листочек.

(гриб, птица, ветер, солнце, трава, дождь, дерево, сапоги, зонт, туча, облако, лужа, холод, цветок)

  1.  «Осенние картинки» (образование относительных прилагательных)

День с солнцем — солнечный день.    День с дождём — … ………………………………

Лист берёзы — ………………………………….Ствол ели- ……………………………………………. Голоса птиц — ……………………………….Небо без облаков- ………………………………… День с ветром- ……………………………………………………………………………

  1. «Составь предложение» (работа с деформированными предложениями)

Дует, осень, ветер, холодный. Улетают, юг, на, птицы.

Мелкий, осень, моросит, дождь. Земля, трава, на, увядает.

Желтеют, на, листья, деревья.

  1. Составь связный рассказ «Осень» по первым словам в предложении; перескажи:

Прошло лето и наступила ……………………..

Дни стали ………..……………Подул………………………….Стало……………………………….. Люди одеваются………………….. На деревьях……………………………………………….. На землю……………………….. Моросит………………………. Увядает…………………………. На юг………………………………………………………….. Люди собирают………………………………………

Скоро наступит ………………………………………….

Методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему: Домашнее задание по теме «Осень»

Тема «Осень»

1. Подбери признаки (не менее не менее трех признаков):

осень (какая?) – …__________________________________________

дождь (какой?) — … ________________________________________

солнце (какое?) — … ________________________________________

погода (какая?) — … _________________________________________

2. Подбери действия (не менее не менее трех действий):

солнце ( что делает?) – … ___________________________________

дождь (что делает?) — … ___________________________________

листья (что делают?) — … ___________________________________

3. Один – много (множественное число существительных):

туча – тучи

облако — … _______________________________________________

лист – … __________________________________________________

дерево — … ________________________________________________

лес — … ___________________________________________________

птица — … _________________________________________________

дождь — … __________________________________________________

туман — … __________________________________________________

4. Прочитать ребёнку рассказ, задать вопросы.

«Лес осенью»

Летом лес был зеленый. Теперь березки и клены желтые. Осины красные. Между ними елочки зеленеют. Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опустятся. Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения. (По Г. Скребицкому и В. Чаплиной)

Вопросы: 1. О каком времени года говорится в рассказе? 2. Какого цвета лес был летом? 3. Какого цвета стали березки и клены осенью? 4. Какого цвета осины осенью? 5. Какие деревья не изменили своего цвета? 6. Что происходит с цветами и травами осенью?

5. Нарисуй или наклей картинку с изображением осени. 

Тема «Осень»

1. Подбери признаки (не менее не менее трех признаков):

осень (какая?) – …__________________________________________

дождь (какой?) — … ________________________________________

солнце (какое?) — … ________________________________________

погода (какая?) — … _________________________________________

2. Подбери действия (не менее не менее трех действий):

солнце ( что делает?) – … ___________________________________

дождь (что делает?) — … ___________________________________

листья (что делают?) — … ___________________________________

3. Один – много (множественное число существительных):

туча – тучи

облако — … _______________________________________________

лист – … __________________________________________________

дерево — … ________________________________________________

лес — … ___________________________________________________

птица — … _________________________________________________

дождь — … __________________________________________________

туман — … __________________________________________________

4. Прочитать ребёнку рассказ, задать вопросы.

«Лес осенью»

Летом лес был зеленый. Теперь березки и клены желтые. Осины красные. Между ними елочки зеленеют. Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опустятся. Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения. (По Г. Скребицкому и В. Чаплиной)

Вопросы: 1. О каком времени года говорится в рассказе? 2. Какого цвета лес был летом? 3. Какого цвета стали березки и клены осенью? 4. Какого цвета осины осенью? 5. Какие деревья не изменили своего цвета? 6. Что происходит с цветами и травами осенью?

5. Нарисуй или наклей картинку с изображением осени. 

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: В помощь воспитателю. Домашнее задание на тему » Золотая осень»

Тема «Золотая осень»

1.  Мимические упражнения 

Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень.

Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.

2. Упражнения для мышц шеи 

Повернись и приглядись. Что мы увидели в осеннем лесу? Исходная позиция: сидеть на стуле, спина и шея прямые. При повороте головы в сторону — вдох носом, при возвращении в исходную позицию — выдох ртом.

3. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Шли-шли, к Мишкиной берлоге подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.

Брусничка. Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.

4. Упражнение для губ и щек

Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты).

Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.

Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубами.

5. Упражнения для языка

Язычок в чащобе. Показать, как Язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.

Пролезаем  через  бурелом. Губы в улыбке. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке — это тропинки в лесу.

Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.

Очень вкусная брусника. Еще раз полакомимся брусникой. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна.

Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу.

Почистим зубки. Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас «почистим» зубки. «Почистить» языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.

6. Развитие физиологического дыхания

Статическое  упражнение. Вдыхаем аромат  леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.

7. Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата

Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у-у-у-у-у» (Тихо.) Листочки (пальчики) едва шевелятся. Подул сильным ветер: «У-у-у-у-у-у!» (Громко.) Заблудились мы в лесу, закричали мы: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо.)

Осенние листочки на веточках висят, осенние листочки с нами говорят:  «А-о-у-и ».

8. Психогимнастика

Образные  перевоплощения

Изобразить осинку, дрожащую на ветру; могучий дуб, который не боится дождя и ветра; плакучую иву, который жалко расставаться со своей листвой.

В лесу осиновом

Дрожат осинки.

Срывает ветер

С осин косынки.

С осинок ветер

Косынки сбросит —

В лесу осиновом

Наступит осень.

В. Степанов

9. Речевая игра «Назови листок»

Назвать листья: лист березы – (чей?) березовый, лист дуба –…, лист липы –…, лист осины – …, лист клена – …, лист ивы – …, лист тополя – …, лист рябины – …, лист ольхи – …, хвоинка сосны – …, хвоинка ели – ….

10. Дидактическая игра «Что такое роща?»

Что такое роща? Роща – это небольшой лесок, в котором много одинаковых лиственных деревьев. Роща, в которой много берез, — это березовая роща. А как называется роща, в которой много осин?.. лип?… ольхи?… дубов? Каким красивым словом мы назовем дубовую рощу? (Дубрава).

Березовый лес еще называется … (березняк), дубовый – … (дубняк), осиновый лес – … (осинник), ольховый – … (ольховник), липовый – … (липняк), еловый лес – … (ельник), сосновый – … (сосняк).

Как еще называют еловый или сосновый лес? (Еловый и сосновый лес называют бор). Бывает еловый бор и бывает сосновый бор. Каких деревьев много в сосновом бору? (Сосен) А каких много – в еловом? (Елей)

11. Речевая игра «Скажи ласково»

Я буду говорить простые слова, а ты превращай их в ласковые (можно поиграть с мячом). Например, я скажу: береза, а ты скажешь ласково: березка или березонька;  

липа – липонька, ель – елочка, сосна – сосенка, дуб – дубочек, рябина – рябинушка, яблоня – яблонька, ива – ивушка, дерево – деревце, ветка – веточка, лист – листик, листочек, тополь – тополек.

Читаем и заучиваем стихи

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят…

И летят, летят, летят…

Почемy деpевья осенью сбpасывают листья?

— Почемy к зиме деpевья 
Раздеваются кpyгом? 
— А деpевьям тоже нyжно
Раздеваться пеpед сном!

Владимир Орлов

***

На деревьях
Листьев мало.
На земле —
Невпроворот.

Из лоскутьев 
Одеяло
На прощанье 
Осень
Шьёт.

Семен Островский

Девушка-осень

Девушка–осень
С рыжим зонтОм
Бродит меж сосен,
Плачет о том,

Что не случилось,
Что не сбылось,
Сердцем забылось,
С летом срослось…

А. Травяная

Из жизни зеленых листьев

Прохладное утро стучится в окно
Ветвями уставшего клёна.
И каждую осень мы смотрим кино
Об участи листьев зелёных.

Иные из них сон корней сторожат
Хрустящим сухим покрывалом,
Иные в полёте коротком кружат
Одетые в рыжем и в алом.

Иные на ветках теряют пигмент,
Желтеют и ждут вдохновенья,
Чтоб с радостью встретить из жизни фрагмент,
Свободного вальса – паренье.

И только один задержался в пути,
Ему тёплых дней не хватило.
И он продолжает упрямо расти,
И тянется утром к светилу.

Дождимир

Листопад

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…

И. Бунин

***

Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Под ногой они шуршат,
Скоро голый будет сад.

Любимое время года

Любимое время года.
Пришла увяданья  пора.
Вся в пышном убранстве природа.
Осень стоит у двора.
Наполнился мир ожиданьем.
Грустит в одиночестве лес.
К нему я иду на свиданье,
Ни звука не слышно окрест.
Листва шелестит позолотой,
Ласкает и сердце и взор.
Красивой и тонкой работой
Расписан кленовый узор.
Я листья возьму на прощанье,
Поставлю в хрустальный бокал.
От осени светлой посланье
Зимой согревать будет зал.

А. Калинина

***

Знаешь, как пахнут осенние листья,
Падая в травушку солнечным днем?
Нежностью лета и свежестью мыслей,
Пряностью звездной, луны серебром
С липовым вкусом, слегка сладковатым,
Терпкостью клена и вязью дубов…
Радугой летних рассветов, закатов
В них отражается солнца Любовь…

Елена Ольховик

Листопад

Опавшие листья шуршат под ногами,
Всю землю, укрыв разноцветным ковром,
И клёнов осенних холодное пламя
Сверкает на солнце прощальным костром.

А ветер играет рябиновой веткой
И гроздья мелькают в осенней листве.
В народе давно существует примета,
Что много рябины — к холодной зиме.

Последних ромашек глазки золотые
Напомнили вновь об ушедшем тепле
И капли росы, словно слёзы живые,
С их белых ресничек текут на заре.

И. Бутримова

Осенний вальс

Кружит листва в осеннем вальсе,
Играют блики на стекле,
Причудливым цветным узором
Ковер ложится на земле.

В нарядном осени убранстве
Берёза, ясень, липа, клён.
Рябины гроздья среди листьев
Рубиновым горят огнём.

Всех в этом вальсе осень кружит
И, не жалея доброты,
Как будто фея всем под ноги
Бросает золото листвы.

И словно чувствует дыханье
К нам приближающихся вьюг
В высоком небе крик прощальный
Птиц, улетающих на юг.

И. Бутримова

Прекрасная осень

И вправду осень так прекрасна!
И хризантемы в рост пошли…
Сияют солнышком небесным
Позолотевшие кусты..

Поют и радуются птицы,
Ловя последний теплый луч.
И вот к ногам твоим ложится
Кусочек радуги из туч…

И. Аржанникова

Я люблю тебя, осень

Я люблю тебя, осень, за красу небывалую,
За нарядные листья и тепло запоздалое,

За страду урожайную, паутину летящую,
За грибы и за дождик, за печаль настоящую,

За лазурную просинь, за седые туманы
И за плавно бегущие облаков караваны.

Александр Лысиков

Отгадываем загадки

Пришла без красок
B без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень)

Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)

Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно …
(Листопад)

Листья желтые летят, 
Падают, кружатся, 
И под ноги просто так 
Как ковер ложатся! 
Что за желтый снегопад? 
Это просто … 
(Листопад)

Падают с ветки золотые монетки

(Осенние листья)

Пальчиковая гимнастика

***

Ветер северный подул:

«С-с-с-с», все листья с липы сдул…

Пошевелить пальцами и подуть на них

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Покрутить кистями, опустить руки на стол

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»

Постучать пальцами по столу

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил.

Постучать кулаками по столу

Снег потом припорошил,

Плавные движения кистями рук вперед-назад

Одеялом их накрыл.

Ладони крепко прижать к столу

Е. Карельская

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише

Деревцо все выше, выше

(рунами машем себе в лицо)

(руки вверх и качаемся)

(медленно приседаем)

(медленно встаем, поднимаемся но носочки, руки верх)

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем листья собирать.

Листья березы, листья рябины.

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберём.

Маме осенний букет отнесём.

(Загибают пальчики, начиная с большого)

(Сжимают и разжимают кулачки)

(Загибают пальчики, начиная с большого)

(«Шагают» по столу средним и указательным пальцем)

«Осень»

Ветер по лесу летал.

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый.

Вот рябиновый резной.

Вот с березки — золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(Плавные, волнообразные движения ладонями)

(Загибают по одному пальчику на обеих руках)

(Спокойно укладывают ладони на стал)

Соедини по точкам

Математическая раскраска

План-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему: Интегрированное занятие на тему: «Осень».

Интегрированное занятие на тему: «Осень».

 (старшая группа)

Цель: продолжать развивать математические представления у детей старшей группы.
Задачи: Учить детей называть приметы осени, изменения в погоде, использовать для осени образные слова и выражения; учить сравнивать существенные признаки явлений. Расширять кругозор детей о природных изменениях осенью, о жизни птиц и диких животных.
Учить считать в пределах 10, сравнивать предметы, считать звуки в соответствии с данной цифрой. Закрепить знания детей о местоположении предметов слева и справа от объекта. Закрепить умения пользоваться приёмом поштучного сопоставления множеств для выяснения отношений больше, меньше, равно. Закрепить знания о цифрах. Развивать речь детей, память, мышление, воображение. Вызывать положительные эмоции детей. Воспитывать внимание, любовь к природе, заботливое отношение к животным, птицам, положительные качества характера.
Наглядности: Картины с изображением осени, диких животных и птиц, счётный материал, цифры, атрибуты к инсценировке.
Ход занятия:
Воспитатель:
Солнышко усталое,
Скупо греешь ты.
Жёлтые да алые кружатся листы.
В шелесте да в шорохе
Наш осенний сад
На дорожках ворохи
Пёстрые лежат
— Дети, кто скажет, кто знает, когда это бывает?
Дети: Осенью!
Воспитатель: Да, осенью.
Закружил осенний лист и упал под ноги
Кто же золотом решил вымостить дороги?
Дети: Осень!
Воспитатель: Да, правильно. Осень!
Сегодня мы с вами отправимся на прогулку, искать следы осени, куда мы отправимся, вы должны отгадать. Если отгадаете эту загадку, то окажетесь в необычном месте. Итак, готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: На горе шумит, а под горой молчит. Что это? 
Дети: Лес.
Воспитатель: Вот мы и очутились с вами в осеннем лесу.
Внимательно посмотрите вокруг на осенний лес. Сколько здесь деревьев и растений. Какие деревья растут в лесу? Какие листья на деревьях? Почему некоторые листья лежат на земле? Что происходит с листьями осенью? Как называется это явление? Какое небо бывает осенью? (оно серое, покрыто тучами) А какое солнце бывает осенью? (греет слабо, светит неярко, часто прячется за тучи.) А что происходит с травой? (трава вянет, сохнет, желтеет, отмирает, исчезает) 
Давайте присядем на траву. И отдохнем (дети садятся вкруг на палас).
Воспитатель: Ребята, назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь).
А какой сейчас месяц (октябрь). А как ещё называют октябрь? (золотая осень).
Почему октябрь называют «золотая осень»? (потому что листья на деревьях жёлтого цвета, они похожи на золото).
Воспитатель: А знаете ли вы стихи об осени?
(Дети читают стихи об осени).
Воспитатель: Замечательные стихи! В лесу растут деревья, травы, кустарники, грибы. А кто живёт в лесу? 
Дети: В лесу живут дикие животные и птицы
Воспитатель: Правильно. Осенью птицы собираются в стаи, т.к. становится холодно, часто идут дожди. Птицы готовятся к отлёту на юг, в тёплые страны. Эти птицы называются перелетные. Но не все птицы улетают в теплые страны, некоторые птицы остаются зимовать у нас- это зимующие птицы.
Дикие животные готовятся к зиме, они меняют свои летние шубки на зимние, более теплые и пушистые. Некоторые животные залегают в спячку до весны. Остальные животные готовят для себя запасы на зиму, чтобы в зимние холода им было, чем питаться.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем диким животным заготовить на зиму запасы.
Задание1:
Ежу нужно собрать яблоки, но он не может считать. Помогите ему.
— Ёж собрал яблоки с земли. Сколько он собрал яблок с земли? (3). А сколько яблок осталось на земле? Где больше яблок на земле или у ежа? На сколько больше? (меньше). А теперь ёж собрал все яблоки? Сколько их? (5).
Задание 2: 
Белке нужно собрать грибы. Сколько грибов находится справа от белки? (1). Сколько — слева? (3). Где больше: справа или слева? На сколько больше? (меньше). Что нужно сделать, чтобы грибов стало поровну? (добавить еще 2 гриба справа). Сколько теперь грибов? ( их по 3). Соберем грибы в корзинку для белки и сосчитаем их,(их 6).
Задание 3:
Посмотрите, какое необычное животное идет к нам на встречу. Кто это? (это лисенок). Почему он необычный? 
Дети: Он необычный потому, что состоит из геометрических фигур.
Воспитатель: Посмотрите на этого лисенка и скажите, из каких геометрических фигур он состоит. Назовите цвет геометрических фигур. (Ответы детей).
(Далее воспитатель показывает лягушонка, состоящего из геометрических фигур).
(Дети называют геометрические фигуры и их цвет).
Игра: 
— Сейчас мы поиграем с вами в игру. Я показываю вам цифру, а вы должны хлопнуть в ладоши в соответствии с этой цифрой.(Воспитатель показывает цифры 0,3,2,1).Дети выполняют хлопки.
Задание 4:
— Ребята, что лежит на земле? (листья). Давайте, соберем листья и посчитаем их. (Воспитатель разбрасывает листочки на пол, дети их собирают, считают.) (их 10).
Воспитатель: Вот вы и собрали осенние листья. Давайте с листочками станцуем вальс.
(группа девочек танцует вальс с листьями).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете песню об осени? Спойте её.
Дети исполняют «Осеннюю песенку».
Воспитатель: Осень- это щедрое время года. Она дарит нам богатые подарки. Что дарит нам осень?
Дети: Осень дарит нам урожай: овощи и фрукты.
Воспитатель: Назовите овощи. (Дети называют). А теперь назовите фрукты. (ответы детей). Воспитатель: Сейчас мы тоже сорвем один овощ. Этот овощ- репка, а сорвать его смогут только дружные ребята.
Инсценирование сказки «Репка». 

Воспитатель:Нашу землю украшай!
Вот собрали мы с ребятами наш богатый урожай!
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша прогулка в осенний лес. Нам пора возвращаться домой. Вам понравилось наше путешествие? Где мы сегодня побывали? Кого мы встретили в лесу? Кому помогли? Вы очень хорошо рассказали стихи об осени, спели песенки, станцевали замечательно вальс, сорвали репку и довольные вернулись в группу. Спасибо всем!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *