За эмоции какое полушарие отвечает – Левое и правое полушарие мозга. Тестируем и развиваем. — Мои статьи — развивающие интересные статьи читать онлайн

Содержание

Роль полушарий в формировании и опознании эмоций

Большое внимание уделено изучению роли правого и левого по­лушария головного мозга в формировании эмоций.

Левое полушарие рассматривалось ранее как «неэмоциональная структура». Другая точка зрения: левое полушарие специализирует­ся на обработке положительных эмоций, а правое — отрицательных. Большинство современных исследователей склоняется к тому, что

оба полушария вносят свой вклад в эмоциональные переживания причём правое полушарие в большей степени вовлечено в механизм регуляции эмоций, особенно отрицательных. Такая роль правого по­лушария обусловлена тем, что диэнцефальные структуры имеют пре­имущественную функциональную связь с правым, а стволовые — с левым полушарием. Правое полушарие более тесно связано с вегета­тивными реакциями, чем левое, вследствие чего пациенты более осве­домлены об отклонениях в реакциях на левой стороне.

М. Н. Русалова (2004) полагает, что относительно постоянная спе­циализация полушарий в отношении знака эмоций относится к тони­ческим эмоциям, создающим эмоциональный фон состояния, настрое­ния, в то время как фазические эмоции — эмоциональные реакции — независимо от знака могут формироваться как в левом, так и в правом полушариях мозга. Наиболее высокий общий уровень активации мозга соответствует преобладанию активности левой лобной области, а наи­меньший- при превалировании активности правой затылочной области.

Снижение активности правого полушария и правополушарные нарушения у пациентов сопровождаются беспричинной эйфорией, индифферентным настроением, легкомысленностью или смехом; ос­лабление функции левого полушария или его нарушения ведут к бес­покойству, озабоченности, пессимистическому настроению и плачу. Правая фронтальная область играет главную роль в хроническом бо­левом синдроме у пожилых людей.

У лиц с преобладанием активации левого полушария наблюда­лась негативная окраска эмоций (по показателям омега-потенциала), а с преобладанием повышенной активации правого полушария домини­ровала положительная окраска эмоционального фона. Эти группы от­личались и по уровню личностной тревожности.

Наряду с этим явлением наблюдается снижение когнитивных и психологических функций, сопряженных с правым полушарием.

Больные с депрессией и деперсонализацией отличаются сниже­нием функционирования височно-теменных областей правого полу­шария и передне-лобных отделов левого полушария. Исчезновение межполушарной асимметрии обнаруживается при альтернативных

состояниях сознания, как вызванных медикаментозно, так и достиг­нутых в результате ментального тренинга.

Депрессивное состояние характеризуется сдвигом баланса меж­полушарной активации в сторону правого полушария, а маниакальное состояние и параноидная шизофрения — в сторону левого. Психотроп­ные препараты обладают латерализованным действием на полушария мозга: действие антидепрессантов связано с угнетением патологичес­ки активированного правого полушария, а действие нейролептиков — с угнетением левого полушария.

Эмоциональные состояния благодушия, безответственности, беспеч­ности, возникающие под влиянием алкоголя, связывают с его воздействи­ем на баланс полушарной активности. Фармакологический препарат гли­цин способен сглаживать патологические межполушарные различия.

Нарушение информационных процессов после отключения одно­го из полушарий сказывается на эмоциогенных механизмах. Выклю­чение левого полушария делает ситуацию непонятной, невербализуе- мой и, следовательно, эмоционально-отрицательной, выключение правого — простой, ясной, понятной, что вызывает преобладание по­ложительных эмоций.

Латерализация отмечена не только для проявления, но и для вос­приятия эмоций, например, при восприятии зеркально перевернутых лиц правое полушарие быстрее опознает эмоционально выразитель­ные лица независимо от качества эмоции.

Распознание эмоционально-лицевой экспрессии сопровождается пос­ледовательной активацией передних отделов коры с первоначальной акти­вацией зон правого полушария и последующим вовлечением зон левого. Высокий уровень синхронности в протекании процессов в симметричных точках наблюдается в норме, нарушение этой последовательности, как и снижение синхронности, приводит к ошибкам в распознании эмоций.

Асимметрия распределения биологически активных веществ и химических элементов отмечена при сравнении полушарий.

Когнитивные медиаторы — дофамин, ГАМК, ацетилхолин — тяго­теют к левому полушарию, а мотивационно-эмоциональные-серото-

нин и адреналин — к правому.

Эмоции. Как ими управлять? Как суметь остановить себя до беды?

Эмоции (от латинского emovere — возбуждать, волновать) — это особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни.

Умение справиться с эмоциями — один из важнейших навыков для любого человека, так как наша жизнь полна сюрпризов, разнообразных событий и переживаний. Чтобы полноценно разобраться принципах владения эмоциями, зайдём слегка издалека.

эмоции и логика

Головной мозг человека состоит из двух полушарий, правого и левого. Каждое их них выполняет

свою роль и функции. Правое полушарие отвечает за эмоциональные переживания, фантазирование, воображение, мечтательность, образное, трёхмерное и целостное восприятие, за творчество в любых его проявлениях.

Левое полушарие — это логика, анализ, операции с числами, структурированность, формулы, линейные последовательности, чёткий расчёт, доказательность суждений. Когда работает одно полушарие, то второе тихо дремлет.

Приведу всем знакомый пример ситуации на экзамене

Когда за несколько минут до входа в экзаменационный класс испытываешь сильное волнение и пытаешься что-то вспомнить, то приходит ощущение, что ты ничего не знаешь. Ну вот просто напрочь всё вылетело из головы. Начинаешь судорожно перечитывать страницы конспектов в попытке вспомнить хотя бы элементарное…

И вот приходит пора входить в экзаменационный класс. Ты тянешь билет, подходишь к своему столу, садишься и начинаешь вдумываться в вопросы. Поначалу может возникнуть паника, что даже буквы кажутся незнакомыми, но по мере вчитывания, начинает приходить прояснение.

А когда берёшь ручку и начинаешь записывать вспоминающиеся тезисы, то с каждой минутой приходит понимание, что вовсе не такой уж ты и беспамятный, что в голове всё таки есть информация для ответа (конечно, если она туда хоть однажды попала).

Подготовившись, идёшь отвечать экзаменатору и получаешь свою законную положительную оценку.

Выйдя из кабинета, наталкиваешься на своих сокурсников, которые ещё только готовятся войти и мастерски отвечаешь на все их вопросы, касаемые сданного предмета.

Как расценить эту ситуацию? Что это за провал памяти до и гениальность после сдачи экзамена? Ответ кроется в работе мозга.

Когда человек сильно нервничает, переживает и находится в стрессе, то в этот период активно работает правое полушарие. Оно берёт на себя ведущую роль в работе всего мозга и… паникует. То есть, как можно максимально активнее выдает свой потенциал.

Но как только человек сознательно переключает внимание на что-то требующее точности, расчёта, чётких алгоритмизированных действий, то происходит постепенное (а у некоторых резкое) переключение доминанты с правого полушария на левое. В этот момент затихают эмоции, человек смиряется с неизбежным (уже на экзамене, уже взял билет и узнал вопросы) и начинается процесс осознанного осмысления происходящего, поиск чёткого алгоритма к дальнейшим действиям и само действие. Тут уже не до эмоций, тут руководство всем мозгом предаётся в левое полушарие и идёт процесс логического анализа и простраивания возможных вариантов действия.

Как только экзамен сдан и нервное напряжение позади — мозг начинает работать в спокойном, обычном для него режиме.

эмоции недовольство

Но бывают ситуации и иные, когда человек с доминирующим левым полушарием идёт, например, на концерт или в театр. И вместо того, чтобы наслаждаться происходящим действием и получать удовольствие от созерцания (активное правое полушарие), начинает считать негорящие лампочки, высматривать недостатки в постановке или в одежде актёров, замечать кусочки отколотой плитки в санузле и так далее.

Ещё один пример

Мамочка внезапно обнаруживает у своего малыша высокую температуру тела. Что происходит дальше? Для мамочки болезнь ребёнка — это, как правило, стресс. У неё в голове возникает очень быстро масса всякого разного: Что делать? Как быть дальше? Чем помочь? А смогу ли я помочь? Я не справлюсь! Мне вообще может никто не помочь!!! С моим ребенком может случиться непоправимое!!! Что я буду без него дальше делать?!!! И далее масса предположительных страшных прогнозов и вероятных последствий. И если не остановиться на первых трёх вопросах, а пойти дальше по расписанному сценарию, то, мы теперь чётко понимаем, что функцию дальнейшего руководства мозгом берёт на себя правое полушарие, то есть, эмоции. Что будет  далее? Правильно, паника. Напрочь вылетает из головы любая здравая мысль и прокручиваются только самые красочные негативные картины.

Но если успеть затормозить себя до входа в доминирование правого полушария и перевести сценарий дальнейших действий в левое, то, отбросив эмоции (которые в данном случае только мешают), можно найти ответы на первые вопросы: что делать (например, позвонить участковой медсестре или доктору), как быть дальше (применить меры для нормализации температуры тела, соблюдать правильный водный и санитарный режим), чем помочь (выполнять адекватные меры лечения).

То есть, наши эмоции — это активная работа правого полушария головного мозга. И чтобы держать их под контролем требуется научиться вовремя переключать доминирование в левое полушарие.

перестать ходить по кругу

Очень важно вовремя остановиться и перестать переливать из пустого в порожнее, задавая себе риторические вопросы такие как, «Почему это произошло со мной?», «За что мне это Бог послал?», «Неужели я ему настолько безразлична, что он меня так обижает?»), а начать конструктивно мыслить.

Зная о том, за что отвечает левое полушарие, можно каждому человеку подобрать именно его «якорёк» — такой индивидуальный механизм, который заставит угомониться правое полушарие и принудительно включит левое.

Повторимся, левое полушарие у нас отвечает за логику, алгоритмы, осознанные  прямолинейные действия и воспоминания, счёт, формулы, любые математические операции, детальный анализ и расчёт.

Таким образом, нужно выработать в себе привычку, что как только начинается волнение и чувствуем, что «заводимся» — включать тот самый «якорь», который позволит переключиться с эмоций в спокойное рассуждение и анализ.

Примеры таких «якорей»:

  • Упражнения по математике. Вспоминаем хоть таблицу умножения, хоть сложение/вычитание. Очень важно, чтобы это были действия вразброс, чтобы думать перед дачей ответа, а никак не автоматические действия (как мы заучивали в школе подряд, 2х2, 2х3, 2х4 и т. д.). Потому что если действия будут автоматизированными, то параллельно с нашим счётом мы сможем думать ещё мысли (как правило, волнующие нас больше, чем математика), а мы хотим как раз от этого избавиться.
  • Любые пункты из своих любых списков. Например, покупок в магазине, перечень документов для отчёта на работе, перечисление запланированных дел на ближайшее время и прочее.
  • Как устроен двигатель внутреннего сгорания автомобиля, что за чем нужно соединять при установки розетки, какие предметы понадобятся при поклейке обоев и так далее.
  • Любые формулы: как вычислить площадь прямоугольника, какова формула для вычисления объёма вытесняемой жидкости, что с чем нужно смешать чтобы получить соль или кислоту…
  • Глубоко вдохнуть и на выдохе медленно и осознанно посчитать от 1 до 10, или от 10 до 1, или считать только чётными числами, или только нечётными…
  • Сказать самому себе любую фразу, которая вас явно переключит со взвинчивания эмоций на спокойный тон. Мне, например, помогает фразочка: «Спокойно, Константин, сегодня мы никого не убиваем».
  • Если сразу не получается включить левое полушарие мозга, то пробуем сознательно и принудительно направить свои мысли на приятные воспоминания, никак не связанные с объектом всплеска ваших негативных эмоций. И потом, успокоившись, всё же переходим в стабильную работу логического и аналитического полушария (это нам дальше будет очень нужно).

Предупреждаю сразу, что переключение исключительно на физическую работу (упал — отжался, потаскал железо, вымыл квартиру, разобрал шкаф, перебрал двигатель машины и прочее) — совсем не работает. Во время упражнений мышцы находятся в адекватной нагрузке, а мозг продолжает думать то, что для него важно и значимо. Другими словами, нам нужно занять иной работой именно мозг, переключить его с одних мыслей на другие.

«Якорем» мы останавливаем себя от захвата нас эмоциями и можем продолжить диалог в конструктивном направлении.

Самое главное, нам нужно передать руководство из правого полушария головного мозга в левое, а каким именно способом это сделать — подбирает каждый себе сам по своему выбору.

Но что делать, если неприятное событие уже произошло и сейчас мы полны негативных эмоций?

эмоции конфликта

Выход тоже есть

Для начала, нам нужно решить для себя: «Мои психи сейчас принесут мне спокойствие (умиротворение, получение желаемого, принятие верного решения…)? Нет? Тогда зачем я нервничаю? Тогда лучше приступить к решению возникшей проблемы. (Ну, а если в кайф посмаковать страдания, то возвращайтесь к этому месту только тогда, когда надоест заниматься мазохизмом).

Первое, что нужно сделать, это выделить себе время для полноценного анализа произошедшего, чтобы мы смогли в полном объёме уделить внимание себе любимым без ограничения во времени (через 5 минут бежать в садик за ребёнком или через 2 остановки выходить из транспорта).

Начинаем с того, что необходимо забрать доминирование у эмоционального полушария и переключить его на логическое. Приводим себя в баланс всё теми же «якорями». Максимально вовлечённо производим какие-то алгоритмизированные действия до появления ощущения внутреннего спокойствия и отвлечённости.

кто руководит нашими эмоциями?

Таким образом, мы отстраняемся от психотравмирующей ситуации, начинаем воспринимать все произошедшие события как бы со стороны. Я называю это: «выйти в зрительный зал» и «быть в состоянии нуля». Словно ты сидишь в театре на зрительском месте и смотришь какую-то постановку. И тебе при этом без разницы всё происходящее перед тобой — полный ноль, нет никакой эмоциональной заинтересованности ни в чём.

Теперь в своём воображении начинай воспроизводить на сцене то самое действие, которое хочешь проанализировать. При этом ты сидишь в зрительном зале и на подиуме идёт игра актёров (те самые участники, что и были в реальности вместе с вами). Получается некое расщепление себя: Я и зритель, и актёр.

НО !ВАЖНО! На сцене ты — физическое тело, выполняющее все те действия и воспроизводящее все те фразы, что были в реальности, а вот в зрительном зале сидишь ты — наблюдатель и аналитик. Там — марионетки, куклы, а тут — в кресле зала — разумное существо.

Теперь происходит самое важное!

1) Наблюдай: кто что говорит, какие слова употребляет, с какой интонацией произносит, какая мимика при этом, что говорит пантомимика каждого участника конфликта. Если нужно, пусть проиграется сценка ещё и ещё несколько раз.

2) Посмотри и почувствую себя: на какие именно слова и фразы ты  давал/давала эмоциональную реакцию, что именно тебя задело, после каких слов «что-то пошло не так». То есть, что именно явилось пусковым механизмом для перехода обычного разговора в конфликт?

3) Попробуй теперь «войти» в своего оппонента и почувствовать всё то, что он чувствовал во время ссоры, о чём он думал тогда, чем руководствовался, когда высказывал тебе неприятные вещи… «Выйди» из него.

«Входи» и «выходи» в себя и в него до тех пор, пока не придёт понимание произошедшего. А именно, пока не появятся ответы на вопросы (без всяких эмоций, чистые логика и анализ):

  1. Какие именно слова и фразы (может жесты или пантомимические реакции) меня настолько задели, что разговор перешёл в конфликт?
  2. Для чего мне собеседник сказал то, что сказал? Какую цель ОН преследовал, говоря это? Какую информацию ОН хотел до меня донести? Да, она может быть высказана малоприятными словами, но важна именно информация (содержание, суть).

И вот теперь мы владеем информацией, которую необходимо проанализировать для принятия решения: как уригулировать созданный конфликт.

Результаты анализа могут быть самыми разнообразными и неожиданными для нас самих

Анализ первого пункта покажет нам наше слабое место. Значит мы сами о себе так думаем, раз нас цепляет сказанное. Например, если девушка целый день, находясь дома, стирает, моет, чистит, гладит, готовит кушать, наводит порядок и уют, а вечерочком сядет почитать книгу и при этом услышит от своего партнёра, что она ленивая, то это будет, конечно неприятно, но без катастрофы, так как она сама о себе так совсем не думает. (Неприятно будет уже из-за того, что вовсе не замечается её работа и вклад с семейный очаг, но это уже другая история).

детские эмоции

А вот если той же девушке сказать, что она мало уделяет время воспитанию ребёнка, то это заденет её гораздо сильнее, так как она сама понимает, что за всеми хозяйственными делами она, действительно, мало играет с ребёнком и сама считает себя не самой лучшей матерью (как научиться избавляться от чувства вины можно прочитать в этой статье).

И раз мы выявили в себе это слабое место, то теперь решаем: что с этим можно сделать и ДЕЛАЕМ! Мало просто знать, нужно обязательно действовать!

Анализ второго пункта даст нам суть информации, которую нам говорили и !ОЧЕНЬ ВАЖНО! Для чего нам это говорили! Это может быть недовольство нами так как мы сами себя не бережём и человек таким образом проявляет заботу о нас. А может это попытка оппонента показать свою значимость за счёт унижение нас и таким образом потешить свои амбиции. А может это его защитная реакция, так как мы в споре задели ЕГО слабое место и так далее, вариантов много.

Теперь, нам остаётся сделать выбор: обсудить проведённый нами анализ с остальными участниками конфликта и принять совместное решение о дальнейших действиях или ходить дуться друг на друга, испытывая разрушающие негативные эмоции.

Мне очень нравится фраза: «Даже если тебя сожрали, есть как минимум два выхода». И только нам самим решать каким образом дальше быть: действовать или мучить себя и других.

Успехов всем в освоении новых знаний, качественного анализа и плодотворных действий.

В следующей статье хочу порассуждать на тему любви с эзотерической точки зрения. Какая она бывает? Как каждый из нас её чувствует и ощущает? Почему партнёры говорят друг другу: «Значит ты меня не любишь?», чем они руководствуются, бросаясь такими словами и так далее.

Читайте также:

Тайна слова «должен».

Тайна частички «не».

Ухудшение памяти или неумение жить «здесь и сейчас».

Смерть близкого человека. Как сказать об этом детям разных возрастов?

С уважением, Елена Мацуга.

 

почему мы стыдимся висками, а боимся миндалинами — T&P

Откуда в человеке берутся чувства? Известно, что за них отвечает наш головной мозг, — но в каких его областях рождаются те или иные эмоции? Т&P публикуют перевод статьи и составляют «эмоциональную карту мозга», чтобы понять, чем мы чувствуем, отчего гнев похож на счастье и почему человек не может жить без нежных прикосновений.

Вина и стыд: височные доли

Нам легко понять, как память или счет могут быть процессами, протекающими в головном мозгу. Однако с чувствами все не так гладко — отчасти потому, что в речи мы используем фразы вроде «разбить сердце» для описания грусти или «залиться краской» для описания стыда. И все же чувства — это явление из области нейрофизиологии: процесс, проходящий в тканях главного органа нашей нервной системы. Сегодня мы может отчасти оценить его благодаря технологии нейровизуализации.

В рамках своих исследований Петра Михль и несколько ее коллег из Университета Людвига-Максимилиана в Мюнхене недавно сделали серию МРТ-снимков. Они стремились найти зоны мозга, которые отвечают за нашу способность чувствовать себя виноватыми или пристыженными. Ученые выяснили, что стыд и вина, похоже, являются соседями по «кварталу», хотя для каждого из этих чувств и предусмотрена своя анатомическая область.

Специалисты попросили участников эксперимента вообразить, будто они ощущают вину или стыд, и в обоих случаях это активировало височные доли мозга. При этом стыд задействовал в них переднюю поясную кору, которая следит за внешней средой и сообщает человеку об ошибках, и парагиппокампальную извилину, ответственную за запоминание сцен из прошлого. Вина, в свою очередь, «включала» латеральную затылочно-височную извилину и среднюю височную извилину — центр вестибулярного анализатора. Кроме того, у пристыженных людей начинали работать передние и средние лобные извилины, а у тех, кто ощущал вину, активизировались миндалевидные тела (миндалины) и островковая доля. Последние две зоны мозга входят в лимбическую систему, которая регулирует наши базовые эмоции из серии «бей или беги», работу внутренних органов, кровяное давление и другие параметры.

Сравнив МРТ-снимки мозга людей разного пола, ученые обнаружили, что у женщин вина затрагивала только височные доли, а у мужчин параллельно начинали работать лобные доли, затылочные доли и миндалины — одни из самых древних элементов мозга, которые отвечают за чувство страха, гнева, паники и удовольствия.

Страх и гнев: миндалевидное тело

Во время внутриутробного развития эмбриона лимбическая система формируется сразу после ствола, который организует рефлексы и связывает головной мозг со спинным. Ее работа — чувства и действия, которые нужны для выживания вида. Миндалины — важный элемент лимбической системы. Эти области располагаются вблизи гипоталамуса, внутри височных долей, и активизируются, когда мы видим пищу, сексуальных партнеров, соперников, плачущих детей и так далее. Разнообразные реакции организма на страх — тоже их работа: если ночью в парке вам кажется, будто за вами следует незнакомец, и ваше сердце начинает бешено колотиться, это происходит благодаря активности миндалин. В ходе нескольких независимых исследований, проведенных в различных центрах и университетах, специалистам удалось выяснить, что даже искусственная стимуляция этих областей вызывает у человека чувство приближения неминуемой опасности.

Гнев — это во многом тоже функция миндалевидных тел. Однако он разительно отличается от страха, печали и других негативных эмоций. Человеческий гнев удивителен тем, что похож на счастье: как радость и удовольствие, он заставляет нас двигаться вперед, в то время как страх или горе вынуждают отстраниться. Как и другие эмоции, гнев, злоба и ярость охватывают самые разные участки мозга: ведь чтобы реализовать их импульс, этому органу нужно оценить обстановку, обратиться к памяти и опыту, отрегулировать выработку гормонов в теле и сделать многое другое.

Нежность и утешение: соматосенсорная кора

Во многих культурах грусть и потрясение принято скрывать: например, в британском английском даже существует идиоматическое выражение «keep a stiff upper lip», которое означает «не выдавать своих чувств». Тем не менее нейробиологи утверждают, что с точки зрения физиологии мозга человеку просто необходимо участие других людей. «Клинические эксперименты показывают, что одиночество провоцирует стресс больше, чем любой другой фактор», — рассказывает немецкий ученый, автор книги «Наука счастья» Стефан Кляйн. «Одиночество — это бремя для мозга и тела. Его результатом становится беспокойство, беспорядок в мыслях и чувствах (следствие работы гормонов стресса) и ослабление иммунной системы. В изоляции люди делаются печальными и больными».

Одно исследование за другим показывает, что дружеское общение полезно для человека физически и духовно. Оно продлевает жизнь и улучшает ее качество. «Одно прикосновение того, кто вам близок и заслуживает вашего доверия, облегчает печаль», — говорит Стефан. «Это следствие работы нейромедиаторов — окситоцина и опиоидов, — которые высвобождаются в моменты нежности».

Недавно британским исследователям удалось подтвердить теорию полезности ласки с помощью компьютерной томографии. Они выяснили, что прикосновения других людей вызывают сильные всплески активности в соматосенсорной коре, которая и так работает постоянно, отслеживая все наши тактильные ощущения. Ученые пришли к выводу, что импульсы, которые возникают, если кто-то нежно касается нашего тела в тяжелые минуты, связаны с процессом вычленения из общего потока критически важных стимулов, способных все для нас изменить. Специалисты также заметили, что участники эксперимента переживали горе легче, когда их держал за руку незнакомец, и намного легче, когда их ладони касался близкий человек.

Радость и смех: префронтальная кора и гиппокамп

Когда мы испытываем радость, переживаем счастье, смеемся или улыбаемся, в нашем мозгу «зажигается» множество разных участков. В процесс создания и обработки положительных эмоций вовлекаются уже знакомое нам миндалевидное тело, префронтальная кора, гиппокамп и кора передней островковой доли большого мозга, так что чувство радости, как гнев, печаль или страх, охватывает весь мозг.

В радостные моменты правая миндалина становится намного активнее левой. Сегодня распространено мнение, что левое полушарие нашего мозга отвечает за логику, а правое — за творчество. Однако с недавних пор мы знаем, что это не так. Для выполнения большинства функций мозгу требуются обе части, хотя асимметрия полушарий существует: например, крупнейшие речевые центры располагаются слева, в то время как обработка интонации и акцентов больше локализуется справа.

Префронтальная кора — это несколько областей лобных долей мозга, которые находятся в передней части полушарий, сразу за лобной костью. Они связаны с лимбической системой и отвечают за нашу способность определять свои цели, вырабатывать планы, достигать нужных результатов, менять курс и импровизировать. Исследования показывают, что в счастливые моменты у женщин префронтальная кора левого полушария активнее, чем та же область справа.

Гиппокампы, которые находятся в глубине височных долей, вместе с миндалинами помогают нам отделить важные эмоциональные события от незначительных, чтобы первые можно было сохранить в долговременной памяти, а вторые — выкинуть. Иными словами, гиппокампы оценивают счастливые события с точки зрения их значимости для архива. Кора передней островковой доли большого мозга помогает им делать это. Она тоже связана с лимбической системой и активнее всего ведет себя, когда человек вспоминает приятные или печальные события.

Похоть и любовь: не эмоции

Сегодня человеческий мозг изучают тысячи нейробиологов по всему миру. Тем не менее пока науке не удалось точно определить, что такое эмоция и чувство. Нам известно, что многие чувства рождаются в лимбической системе — одном из самых древних элементов мозга. Однако, возможно, не все, что мы традиционно признавали эмоциями, действительно является ими. Например, вожделение с точки зрения физиологии мозга не похоже на страх или радость. Его импульсы формируются не в миндалинах, а в вентральном стриатуме, который еще называют «центром вознаграждения». Эта область также активизируется во время оргазма или поедания вкусной пищи. Некоторые ученые даже сомневаются в том, что вожделение — это чувство.

При этом вожделение отличается от любви, которая активирует дорсальный стриатум. Любопытно то, что ту же зону мозг задействует, если человек употребляет наркотики и попадает в зависимость от них. Тем не менее в периоды влюбленности мы определенно испытываем счастье, страх, гнев и печаль чаще, чем в спокойные периоды, — а это означает, что любовь, возможно, стоит считать суммой эмоций, желаний и импульсов.

Иконки: Pham Thi Dieu Linh

правая сторона мозга отвечает за эмоции, а левая за логику….а вы какую половину мозга больше используете?

Доказано, что у мужчин больше развито левое полушарие, а у девушек они развиты одинаково.. . Это и в правду так.. . Например, в основном, конструкторы, изобретатели, архитекторы, инженеры и т. п. — это мужчины…

мозг? что это? где это?

Чаще всего у меня ни правое ни левое не работает: -D

Мои мозги на полную мощность работают… работа творческая… а по-жизни люблю логически подумать! Да это тяжелее… а кто сказал, что будет легко… Но зато как интересно жить! Никогда не скучно и пить не надо и так дури хватает и оптимизм зашкаливает !

Храню в холодильник про запас.

Судя по вашим схемам, мой мозг спит мертвецким сном (((

я обычно двумя полужопиями (нижние полушария) пользуюсь….

Правое полушарие

J8%,?=#5yВаъ37ё8+*:4ь\….Ой, не то полушарие использовал для письма. ….оо…. оо…. ооо…. оо…. оооо…. ….о.. о.. о.. о…. о…. о…. о…. о…. о…. ….о…. о…. о…. о…. о…. о…. о…. ….о…. о…. о…. о…. о…. о…. о…. ….о…. о…. ооо…. оо…. о….

я обычно никакое полушарие не включаю

Эмоциональная карта мозга: где живут наши чувства?

​​​​​​​Как связаны эмоции, чувства — и наш мозг? Одинаково ли это происходит в мозгу мужчин и женщин? Мы постараемся составить «эмоциональную карту мозга», чтобы понять, чем мы чувствуем, отчего гнев похож на счастье и почему человек не может жить без нежных прикосновений.

Вина и стыд: височные доли

​​​​​​​Нам легко понять, как память или счет могут быть процессами, протекающими в головном мозгу. Однако с чувствами все не так гладко — отчасти потому, что в речи мы используем фразы вроде «разбить сердце» для описания грусти или «залиться краской» для описания стыда. И все же чувства — это явление из области нейрофизиологии: процесс, проходящий в тканях главного органа нашей нервной системы. Сегодня мы может отчасти оценить его, благодаря технологии нейровизуализации.

В рамках своих исследований Петра Михль и несколько ее коллег из Университета Людвига-Максимилиана в Мюнхене недавно сделали серию МРТ-снимков. Они стремились найти зоны мозга, которые отвечают за нашу способность чувствовать себя виноватыми или пристыженными. Ученые выяснили, что стыд и вина, похоже, являются соседями по «кварталу», хотя для каждого из этих чувств и предусмотрена своя анатомическая область.

Специалисты попросили участников эксперимента вообразить, будто они ощущают вину или стыд, и в обоих случаях это активировало височные доли мозга. При этом стыд задействовал в них переднюю поясную кору, которая следит за внешней средой и сообщает человеку об ошибках, и парагиппокампальную извилину, ответственную за запоминание сцен из прошлого. Вина, в свою очередь, «включала» латеральную затылочно-височную извилину и среднюю височную извилину — центр вестибулярного анализатора. Кроме того, у пристыженных людей начинали работать передние и средние лобные извилины, а у тех, кто ощущал вину, активизировались миндалевидные тела (миндалины) и островковая доля. Последние две зоны мозга входят в лимбическую систему, которая регулирует наши базовые эмоции из серии «бей или беги», работу внутренних органов, кровяное давление и другие параметры.

Сравнив МРТ-снимки мозга людей разного пола, ученые обнаружили, что у женщин вина затрагивала только височные доли, а у мужчин параллельно начинали работать лобные доли, затылочные доли и миндалины — одни из самых древних элементов мозга, которые отвечают за чувство страха, гнева, паники и удовольствия.

Страх и гнев: миндалевидное тело

Во время внутриутробного развития эмбриона лимбическая система формируется сразу после ствола, который организует рефлексы и связывает головной мозг со спинным. Ее работа — чувства и действия, которые нужны для выживания вида. Миндалины — важный элемент лимбической системы. Эти области располагаются вблизи гипоталамуса, внутри височных долей, и активизируются, когда мы видим пищу, сексуальных партнеров, соперников, плачущих детей и так далее. Разнообразные реакции организма на страх — тоже их работа: если ночью в парке вам кажется, будто за вами следует незнакомец, и ваше сердце начинает бешено колотиться, это происходит благодаря активности миндалин. В ходе нескольких независимых исследований, проведенных в различных центрах и университетах, специалистам удалось выяснить, что даже искусственная стимуляция этих областей вызывает у человека чувство приближения неминуемой опасности.

Гнев — это во многом тоже функция миндалевидных тел. Однако он разительно отличается от страха, печали и других негативных эмоций. Человеческий гнев удивителен тем, что похож на счастье: как радость и удовольствие, он заставляет нас двигаться вперед, в то время как страх или горе вынуждают отстраниться. Как и другие эмоции, гнев, злоба и ярость охватывают самые разные участки мозга: ведь чтобы реализовать их импульс, этому органу нужно оценить обстановку, обратиться к памяти и опыту, отрегулировать выработку гормонов в теле и сделать многое другое.

Нежность и утешение: соматосенсорная кора

Во многих культурах грусть и потрясение принято скрывать: например, в британском английском даже существует идиоматическое выражение «keep a stiff upper lip», которое означает «не выдавать своих чувств». Тем не менее нейробиологи утверждают, что с точки зрения физиологии мозга человеку просто необходимо участие других людей. «Клинические эксперименты показывают, что одиночество провоцирует стресс больше, чем любой другой фактор», — рассказывает немецкий ученый, автор книги «Наука счастья» Стефан Кляйн. «Одиночество — это бремя для мозга и тела. Его результатом становится беспокойство, беспорядок в мыслях и чувствах (следствие работы гормонов стресса) и ослабление иммунной системы. В изоляции люди делаются печальными и больными».

Одно исследование за другим показывает, что дружеское общение полезно для человека физически и духовно. Оно продлевает жизнь и улучшает ее качество. «Одно прикосновение того, кто вам близок и заслуживает вашего доверия, облегчает печаль», — говорит Стефан. «Это следствие работы нейромедиаторов — окситоцина и опиоидов, — которые высвобождаются в моменты нежности».

Недавно британским исследователям удалось подтвердить теорию полезности ласки с помощью компьютерной томографии. Они выяснили, что прикосновения других людей вызывают сильные всплески активности в соматосенсорной коре, которая и так работает постоянно, отслеживая все наши тактильные ощущения. Ученые пришли к выводу, что импульсы, которые возникают, если кто-то нежно касается нашего тела в тяжелые минуты, связаны с процессом вычленения из общего потока критически важных стимулов, способных все для нас изменить. Специалисты также заметили, что участники эксперимента переживали горе легче, когда их держал за руку незнакомец, и намного легче, когда их ладони касался близкий человек.

Радость и смех: префронтальная кора и гиппокамп

Когда мы испытываем радость, переживаем счастье, смеемся или улыбаемся, в нашем мозгу «зажигается» множество разных участков. В процесс создания и обработки положительных эмоций вовлекаются уже знакомое нам миндалевидное тело, префронтальная кора, гиппокамп и кора передней островковой доли большого мозга, так что чувство радости, как гнев, печаль или страх, охватывает весь мозг.

В радостные моменты правая миндалина становится намного активнее левой. Сегодня распространено мнение, что левое полушарие нашего мозга отвечает за логику, а правое — за творчество. Однако с недавних пор мы знаем, что это не так. Для выполнения большинства функций мозгу требуются обе части, хотя асимметрия полушарий существует: например, крупнейшие речевые центры располагаются слева, в то время как обработка интонации и акцентов больше локализуется справа.

Префронтальная кора — это несколько областей лобных долей мозга, которые находятся в передней части полушарий, сразу за лобной костью. Они связаны с лимбической системой и отвечают за нашу способность определять свои цели, вырабатывать планы, достигать нужных результатов, менять курс и импровизировать. Исследования показывают, что в счастливые моменты у женщин префронтальная кора левого полушария активнее, чем та же область справа.

Гиппокампы, которые находятся в глубине височных долей, вместе с миндалинами помогают нам отделить важные эмоциональные события от незначительных, чтобы первые можно было сохранить в долговременной памяти, а вторые — выкинуть. Иными словами, гиппокампы оценивают счастливые события с точки зрения их значимости для архива. Кора передней островковой доли большого мозга помогает им делать это. Она тоже связана с лимбической системой и активнее всего ведет себя, когда человек вспоминает приятные или печальные события.

Похоть и любовь: не эмоции

Сегодня человеческий мозг изучают тысячи нейробиологов по всему миру. Тем не менее пока науке не удалось точно определить, что такое эмоция и чувство. Нам известно, что многие чувства рождаются в лимбической системе — одном из самых древних элементов мозга. Однако, возможно, не все, что мы традиционно признавали эмоциями, действительно является ими. Например, вожделение с точки зрения физиологии мозга не похоже на страх или радость. Его импульсы формируются не в миндалинах, а в вентральном стриатуме, который еще называют «центром вознаграждения». Эта область также активизируется во время оргазма или поедания вкусной пищи. Некоторые ученые даже сомневаются в том, что вожделение — это чувство.

При этом вожделение отличается от любви, которая активирует дорсальный стриатум. Любопытно то, что ту же зону мозг задействует, если человек употребляет наркотики и попадает в зависимость от них. Тем не менее в периоды влюбленности мы определенно испытываем счастье, страх, гнев и печаль чаще, чем в спокойные периоды, — а это означает, что любовь, возможно, стоит считать суммой эмоций, желаний и импульсов.

Иконки: Pham Thi Dieu Linh

Статус, авторитет, влияние

Какое полушарие за что отвечает

Структура

Масса органа у взрослого равняется примерно 1400 г. Располагается он в полости черепной коробки, сверху покрыт оболочками (мягкая, твёрдая, паутинная). Можно выделить 3 наиболее значимые части: гемисферы, мозжечок, ствол. Полушария мозга регулируют высшую нервную деятельность, в них находятся отделы, отвечающие за зрение, слух, речь, письмо. обеспечивает равновесие, в стволе заложены центры управления дыханием и сердцебиением.

Между большими полушариями проходит продольная щель, в глубине которой располагается . Последнее соединяет обе гемисферы и позволяет им координировать работу друг друга. Из уроков анатомии многие помнят, что каждое из полушарий управляет противоположной стороной тела. Из этого следует, что левое полушарие отвечает за правую половину туловища.

Мозг имеет 4 доли (ниже будет рассказано о них). Разделены доли тремя основными бороздами: Сильвиева, Роландова и теменно-затылочная. Кроме борозд, мозг имеет много извилин.

Само вещество мозга делится на серое (кора) и белое. Серое состоит из нейронов и выстилает мозг сверху. Толщина коры примерно 3 мм, а количество нейронов около 18 млрд. Белое вещество – это проводящие пути (волокна нейроцитов), которые занимают всю оставшуюся часть мозга. Именно кора контролирует всю жизнь человека от сна до проявления эмоций.

У взрослых мужчин и женщин общая масса органа составляет около 1,3-1,5 кг. Мужской и женский мозг по весу различаются мало (у женщин он немного легче), в то время как у новорожденных вес органа составляет не более 350-400 г, а у 12-летнего ребенка – ~800-1000 г. Расположен мозг в черепной коробке и закрыт тремя оболочками.

Правое и левое полушарие мозга ответственны за регулирование высшей нервной деятельности, т.к. в них расположены отделы, которые отвечают за письмо, речь, слух, зрение. Благодаря мозжечку обеспечивается равновесие, а ствол содержит в себе развитые центры, управляющие дыхательной и сердечно-сосудистой системами.

Между двумя половинами органа идет продольная щель, основу которой составляет мозолистое тело, соединяющее полушария, обеспечивающее координацию их работы между собой. Еще со школьных времен из анатомии мы знаем, что половины отвечают за работу противоположных сторон тела. Например, правая половина отвечает за функционирование левой стороны туловища.

Функции левого полушария

Большие гемисферы не оторваны от других составляющих нервной системы, они работают вместе с подкорковыми структурами. Помимо этого, при повреждениях одного полушария, другое может частично взять на себя функции первого, что говорит о совместном обеспечении работы движений, чувствительности, высшей нервной деятельности и органов чувств.

Кора разделена на зоны, отвечающие за определённые функции (зрение, слух и другие), но и они не функционируют по отдельности. Чтобы что-то сказать, человеку нужно сначала подумать, проанализировать, просчитать. Во время разговора люди проявляют эмоции (печаль, радость, тревогу, смех), жестикулируют, то есть задействуют кисти рук, мышцы лица.

Внешне левая часть мозга практически не отличается от правой — у каждого человека месторасположение зон и количество извилин одинаково с обеих сторон органа. Но при этом она является зеркальным отражением правого полушария.

Левое полушарие мозга отвечает за восприятие вербальной информации, то есть данных передаваемых с помощью устной речи, письма или текста. Его моторная зона отвечает за правильное произношение звуков речи, красивый почерк, предрасположенность к письму и чтению. При этом развитая височная зона будет свидетельствовать о способности человека к запоминанию дат, цифр и других письменных символов.

Также помимо основных функций, левое полушарие головного мозга выполняет ряд задач, определяющие те или иные черты характера:

  • Способность мыслить логически накладывает свой отпечаток на поведении человека, поэтому бытует мнение, что люди с развитой логикой эгоистичны. Но это не от того, что такие люди во всем видят выгоду, а потому, что их мозг ищет более рациональные пути решения поставленных задач, иногда в ущерб окружающим.
  • Любвеобильность. Люди с развитым левым полушарием благодаря своей настойчивости способны добиваться объекта влечения различными способами, но, к сожалению, после обретения желаемого быстро остывают — им просто становиться не интересно, в силу того большинство людей предсказуемы.
  • Благодаря своей пунктуальности и логическому подходу во всем, большинство «левополушарных» людей обладают врожденной вежливостью к окружающим, правда для этого им в детстве приходится часто напоминать о тех или иных нормах поведения.
  • Люди с развитым левым полушарием практически всегда рассуждают логично. По этой причине они не могут точно интерпретировать поведение других, особенно когда ситуация не относится к разряду обыденных.
  • Так как индивиды с развитым левым полушарием последовательны во всем, то они редко делают синтаксические и орфографические ошибки при написании текстов. В связи с этим их почерк отличается правильностью написания букв и чисел.
  • Они быстро обучаются, так как могут сконцентрировать все свое внимание на одном деле.
  • Как правило, люди с развитым левым полушарием отличаются надежностью, то есть на них можно положиться в любом вопросе.

Если человек проявляет все вышеперечисленные качества, то это дает основание предполагать что его левое полушарие более развито по сравнению с правой частью мозга.

Какое полушарие за что отвечает

Какое полушарие за что отвечает

Специализацией правого полушария головного мозга является интуиция и восприятие невербальной информации, то есть данных выражающихся в мимике, жестах и интонации собеседника.

Примечательно, что люди с развитым правым полушарием способны проявлять свои способности в тех или иных видах искусства: живописи, лепке, музыке, поэзии. Это объясняется тем, что они способны мыслить пространственно, не зацикливаясь на малозначимых событиях в жизни. Их фантазия богата, что проявляется при написании картин и музыкальных произведений. Еще о таких людях говорят: «Витает в облаках».

Люди с развитым правым полушарием также обладают рядом характерных черт:

  • Они излишне эмоциональны, при этом их речь богата эпитетами и сравнениями. Нередко такой оратор проглатывает звуки, стараясь как можно больше внести смысла в произнесенные слова.
  • Люди с развитым правым полушарием целостны, открыты, доверчивы и наивны в общении с окружающими, но в то же время их легко обидеть или задеть. При этом они не стесняются своих чувств — могут плакать или приходить в гнев за считанные минуты.
  • Действуют по настроению.
  • Правополушарные люди способны находить нестандартные пути решения поставленных задач, это объясняется тем, что они рассматривают всю ситуацию в целом, не заостряя внимание на чем-то одном.

Ниже мы рассмотрим, за что отвечает правое полушарие нашего мозга.

  1. обработка невербальной информации.
    Правое полушарие мозга обрабатывает сигналы, которые поступают к нам в виде символов, образов, жестов, знаков, звуков, цветов и другими способами. Определения предметов в этом случае слиты с их сущностью, а не просто обозначают их;
  2. способности к искусству.
    Музыкальные, художественные способности также связаны с работой правой половины. Сюда же относятся и способности в других сферах творческой деятельности (танцы, лепка и др.). Благодаря правому полушарию мы можем воспринимать музыкальные произведения, картины, танцевальные номера и другие произведения искусства, наслаждаться ими. При этом те люди, у которых оно развито хорошо, могут не только эмоционально реагировать на шедевры других людей, но и создавать свои собственные;
  3. ориентация в пространстве.
    Правое полушарие головного мозга помогает нам определить свое местоположение относительно других объектов, а также расстояние до этих объектов. Все это помогает нам не заблудиться в незнакомом городе, добраться до места назначения;
  4. восприятие метафор.
    За счет работы правой части мозга мы способны понимать иносказательный смысл слов, что помогает нам во взаимодействии с окружающими людьми. Благодаря ей, мы улавливаем смысл устойчивых выражений, пословиц и поговорок. Сюда же относится чувство юмора, способность посмеяться над шуткой;
  5. воображение.
    Правая часть мозга позволяет нам придумывать свои собственные истории. Мы можем создавать самые невероятные сплетения сюжета и мысленные образы, которые далеки от нашего реального опыта. Один из примеров такой генерации образов – это сновидения. Еще один пример: мечты и фантазии;
  6. эмоции.
    Эмоции тесно связаны с правым полушарием. За счет его работы мы можем эмоционально воспринимать происходящие события, распознавать эмоциональные сигналы от других людей. Мы можем понимать скрытые причины поступков других людей, что помогает при установлении контактов и защищает от возможных опасностей, т.к. дает почувствовать обман;
  7. одновременная обработка множества блоков информации.
    Правое полушарие работает одновременно с большим количеством информации. Оно воспринимает информацию как целое. Такое комплексное восприятие позволяет эффективно решать задачи. Это можно сравнить с увиденным планом города в целом, а не с переходом от дома к дому. При таком способе обработки решение задачи может выглядеть как интуитивное озарение;
  8. распознавание лиц.
    Работа правой части мозга позволяет нам распознавать лица, узнавать наших знакомых;
  9. правому полушарию подчиняется левая половина тела.

Полезно узнать:
Извилины и борозды находящиеся в головном мозге: строение, функции и описание

Принцип того, как работают полушария мозга, особенно заметен при наблюдении за человеком, которому удалили одно из них. Люди, у которых удалена правая половина мозга, с трудом ориентируются даже на небольшом пятачке, им требуется помощь, чтобы добраться до места назначения. Такой человек воспринимает все сказанное буквально, т.к.

не может воспринять иносказательный смысл слов. Он не реагирует на эмоции других людей и сам выглядит неэмоциональным. Он не может наслаждаться музыкальными произведениями. Однако, восстановительные способности нашего организма таковы, что впоследствии оставшаяся половина берет на себя часть функций удаленной. Особенно это касается тех случаев, когда операция была проведена в детском возрасте.

Полушария мозга взаимосвязаны с остальными частями центральной нервной системы, поэтому функционируют совместно с подкорковыми структурами.

В коре имеется сразу несколько зон, которые отвечают за выполнение конкретных функций. Эти зоны работают только сообща. К примеру, если человек хочет о чем-то сказать, то он думает, анализирует, просчитывает, а потом только говорит. В процессе общения люди выражают эмоции: печалятся, радуются, тревожатся, смеются и т. д., жестикулируют, задействовав для этого лицевые мышцы и руки. Подобная работа обеспечивается общим функционированием:

  • нескольких зон коры;
  • подкорковыми ядрами;
  • спинальными и черепными нервами.

Лобная доля левого полушария мозга

Функции

Функции

Отвечает за движение, способность говорить, индивидуальность, мышление. – это часть мозга, отвечающая за эмоции, поведение, мышление.

Отвечает за активность поперечно-полосатой мускулатуры правой половины тела, координированность точных движений, ориентирование на местности. В этот отдел идут импульсы от внутренних органов. При её повреждении возникает атаксия, парез конечностей, расстройство работы сердца, сосудов, дыхания. Ниже на картинке представлена топическая принадлежность органов и частей тела к прецентральной извилине.

Обеспечивает работу мышц лица для произнесения сложных слов, фраз. Другими словами, она отвечает за формирование речи. У всех правшей речедвигательная зона в левом полушарии занимает большую площадь, чем в правом.

При разрушении этой зоны человек теряет способность говорить, но может кричать или петь без слов. А также утрачивается чтение про себя, формулировка мыслей, а вот способность понимать речь не страдает.

Если говорить о том, за что отвечает левое полушарие, то сначала следует рассказать о лобной доли, за счет которой обеспечивается способность говорить и мышление человека. Это одна из важнейших частей головного мозга. Благодаря ей появляются и проявляются эмоции, контролируются поведение и мыслительные процессы.

Затылочная доля – зрительная зона

Позволяет обеспечить нормальное функционирование лицевых мышц, что необходимо для произнесения сложных фраз и слов. Выражаясь по-другому, благодаря речедвигательной зоне у человека в целом формируется речь. Если тот правша, то в левой гемисфере речедвигательная зона занимает куда больше места, чем в правой, а если левша – всё ровно наоборот.

Если зона будет разрушена или сильно повреждена, то автоматически утрачивается способность говорить. При этом человек сможет петь и кричать без слов. Также при повреждении теряется способность чтения про себя, формулирования своих мыслей. На функции понимания речи других людей такие повреждения никак не сказываются.

Левое и правое полушарие содержат моторную зону коры, необходимую для обеспечения активности поперечнополосатой мускулатуры. В левой гемисфере контролируется активность правой стороны туловища, координация точности движений, ориентация на местности. В эту зону внутренние органы отправляют свои импульсы.

Если моторная зона коры будет повреждена, то наблюдаются следующие проблемы:

  • нарушения в работе сердечно-сосудистой системы, дыхательных органов;
  • парез конечностей;
  • атаксия.

Зрительные волокна на основании мозга также перекрещиваются, как и слуховые. Таким образом, в зрительную часть левого полушария идут импульсы с обеих сетчаток глаз. Поэтому при повреждении этой зоны полная слепота не наступает, а страдает только половина сетчатки слева.

Затылочная часть мозга также отвечает за зрительный центр речи, способность узнавать написанные буквы и слова, поэтому люди могут читать текст. На картинке представлены отделы мозга, отвечающие за поведение, память, слух, осязание.

Теменная доля

Тут располагается зона чувствительности кожи, мышц, суставов. В левую гемисферу идут импульсы с рецепторов кожи рук, ног, туловища справа. При повреждении этой зоны возникает нарушение чувствительности в некоторых частях кожи, способность определять предметы на ощупь. Утрачивается осязание, изменяется восприятие температуры, боли правых конечностей, а также туловища справа.

Здесь располагается зона чувствительности мышц, суставов, кожных покровов. В левое полушарие поступают импульсы от рецепторов правой стороны тела.

Если эта зона будет повреждена, то, в большинстве случаев, у человека наблюдаются нарушения чувствительности на некоторых участках тела, он утратит способность определять вещи на ощупь. Также происходит утрата осязания, восприимчивости температуры окружающей среды, не чувствуются болевые ощущения в правой части тела.

Височная доля

Слуховая зона отвечает за слух, вестибулярную чувствительность. При разрушении зоны слева наступает глухота с правой стороны, а также резко снижается способность слышать на левом ухе, движения становятся неточными, возникает пошатывание при ходьбе (см. ). Рядом расположен слуховой центр речи, благодаря которому люди понимают обращённую речь и слышат свою.

Зона вкуса и обоняния работает вместе с желудком, кишечником, почками, мочевым пузырём, а также половой системой.

Её основные функции – вестибулярная чувствительность и слух. Если зона повредится, то правое ухо слышать перестанет, утратиться способность левого уха нормально слышать. Человек будет двигаться менее точно, при ходьбе начнет шататься. Неподалеку от височной доли располагается слуховой центр речи, за счет которого мы можем понять обращенную речь и слышать собственную.

Затылочная доля – зрительная зона

На основании головного мозга происходит перекрещивание зрительных и слуховых волокон. Поэтому в зрительную зону левой гемисферы поступают импульсы от сетчатки правого и левого глаза. При этом если область будет повреждена, то полной слепоты у человека не возникнет – нарушения наблюдаются только в левом глазу.

Какое полушарие за что отвечает

Какое полушарие за что отвечает

Затылочная часть головы также необходима для обеспечения нормальной работы зрительного речевого центра – с его помощью мы распознаем написанные слова и буквы, читаем.

Специализации полушарий

Левое и правое полушарие мозга отвечают за определенные функции.

Главная специализация левой гемисферы – логическое мышление, поэтому раньше было активно распространено мнение, что именно левая сторона является доминирующей. Но доминирование левой гемисферы наблюдается только при осуществлении определенных функций:

  • Языковые способности, обеспечение контроля речи, возможности читать и писать, память (запоминание фактов, имен, дат и т.п., их написание), изучение иностранных языков.
  • Понимание слов (левое полушарие может понимать смысл сказанного только буквально).
  • Аналитическое мышление (распознание чисел и математических символов, логика, анализ фактов).
  • Последовательная обработка информации (левая гемисфера выполняет обработку получаемой информации поэтапно). Левой стороной рассматриваются все имеющиеся детали – она не видит картину в целом, в отличие от правой стороны, поэтому не способна собрать воедино полученную информацию.
  • Математические способности (левая сторона распознает символы, числа, для решения математических задач используется логический и аналитический подход, которые также обеспечиваются этой гемисферой).
  • Контроль правой стороны туловища (если приподнять правую ногу, то это будет указывать на то, что соответствующая команда поступила с левого полушария).

Полушария человеческого головного мозга находятся во взаимодействии друг с другом, поэтому при мыслительной деятельности центральная нервная система задействует их вместе. Происходит синхронизация функционирования двух полушарий. Активирует их и соединяет полученные результаты центральная нервная система. Но всё равно принято четко разделять их психические функции.

Существует точное разделение определенных функций. Правое полушарие отвечает в большей степени за интуицию, поэтому доминировать оно не может. К его основным функциям также можно отнести:

  • Обработка невербальной информации (символы, образы).
  • Пространственная ориентация. Гемисфера позволяет человеку ориентироваться в пространстве, правильно воспринимать своё месторасположение. За счет работы этой стороны мозга человек способен грамотно находить путь в нужное место, принимая во внимание различные факторы, создавать мозаичные изображения-головоломки.
  • Метафоры. Благодаря работе полушария люди могут правильно воспринимать метафоры, отгадывать загадки, распознавать результаты деятельности воображения другого человека. Если левое полушарие позволяет нам буквально понять и проанализировать смысл того, что было написано, то правая гемисфера применяет творческий подход. Например, если мы услышим такую метафору: «Простой, как валенок», то за счет работы полушария мы поймем то, что до нас хотели донести.
  • Мистика. Религия, мистические явления, суеверия и многое другое из этих областей – за всё это отвечает правое полушарие нашего мозга.
  • Музыкальность. Творчество относят также к сфере деятельности правого полушария. Таланты в сфере музыки, способность восприятия музыкальных произведений и многое другое, связанное с музыкой и другим творчеством, обеспечивается работой этой стороны мозга. Интересно отметить, что за получение музыкального образования будет отвечать не правая, а левая гемисфера.
  • Воображение. Благодаря правой стороне мозга мы можем мечтать, воображать, фантазировать. Полушарие полностью контролирует эти процессы, позволяет нам придумывать всевозможные истории, развивает мысли, связанные с придумыванием новых решений и путей, давать прогнозы, соединять воспоминания в единое целое и т.п. К примеру, именно правая сторона задает вопросы, наподобие «А что, если?» и многие другие, связанные с творческим мыслительным процессом.
  • Эмоции. Если говорить о том, за что отвечает наше правое полушарие, то к списку также можно отнести эмоции, которые, по сути, продуктом деятельности данной гемисферы не являются. Одновременно с этим, они связаны с правой стороной намного больше, чем с левой, что уже давно смогли доказать ученые.
  • Художественные способности. Рисовать, создавать скульптуры, заниматься дизайном и другим творчеством, связанным с изобразительным искусством, позволяет нам именно правая гемисфера. Она развивает умственные способности людей в этом направлении.
  • Половая жизнь. За сам факт совершения полового контакта несет ответственность именно правая сторона мозга. С другой стороны, если человек особое внимание уделяет технической стороне этого действа, то у него начинает сильно реагировать на процесс уже левая сторона. Если всё происходит на чувствах и эмоциях, то отвечает правая гемисфера, поэтому оба полушария одинаково важны в этой области.
  • Параллельная обработка информации. За счет работы правого полушария человек способен рассмотреть вопрос в целом, не применяя для этого аналитических способностей левой стороны мозга. Мы можем узнавать лица других людей, собирая характерные черты в единое целое.
  • Контроль движений левой стороны туловища. К примеру, если человек двигает левой ногой, то это указывает, что правая гемисфера дала соответствующую команду.

Определить, какое из полушарий мозга доминирует, можно с помощью специальных тестов.

Какое полушарие мозга у вас главное — Записки преподавателя

У девяноста пяти процентов людей обработкой вербальной информации занимается левое полушарие. Оно «знает», как действовать логично и всё анализировать, но оно никоим образом не связано с работой интуиции и воображения. И интуиция, и воображение — это сферы, на которых специализируется правое полушарие.

В нашем обществе логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие, весьма ценят, а на интуицию и образное мышление, курируемые правым полушарием, не обращают особого внимания. У значительной части взрослого населения такая функция правого полушария, как воображение, практически не используется — взрослые разучились мечтать и фантазировать. Однако с помощью специальных упражнений можно развить скрытые возможности правого полушария, в частности воображение.
М. Зденек

Можно легко протестировать, какое из полушарий мозга у Вас активно в данный момент. Посмотрите на эту картинку.

Если девушка на картинке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у вас больше активно левое полушарие мозга (логика, анализ). Если же она поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие (эмоции и интуиция).

В какую сторону девушка вращается у вас? Оказывается, что некоторым усилием мысли, можно заставить девушку вращаться в любую сторону. Для начала, попробуйте посмотреть на картинку расфокуссированным взглядом.

Если вы смотрите на картинку одновременно со своим партнером, другом, подругой, знакомым, очень часто бывает, что вы одновременно наблюдаете, как девушка вращается в две противоположные стороны – один видит вращение по часовой стрелке, а другой против. Это нормально, просто в данный момент у вас активны разные полушария мозга.

ЛевоеПравое
Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при выполнении следующих функций.

Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание.

Аналитическое мышление:
Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Буквальное понимание слов:
Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Последовательная обработка информации:
Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Математические способности: Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария.

Контроль за движениями правой половины тела. Когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого полушария.

Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций.

Обработка невербальной информации:
Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Пространственная ориентация: Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки.

Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.

Метафоры: С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто-то скажет: «Он висит у меня на хвосте», то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек.

Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос «А что, если…» также задает правое полушарие. Художественные способности: Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.

Эмоции: Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.

Секс: За секс отвечает правое полушарие, если вы, конечно, не слишком озабочены самой техникой этого процесса.

Мистика: За мистику и религиозность отвечает правое полушарие.

Мечты: Правое полушарие отвечает также и за мечты.

Параллельная обработка информации:
Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое.

Контролирует движения левой половины тела: Когда вы поднимаете левую руку, это означает, что команда поднять ее поступила из правого полушария.

Как еще можно проверить, какое из полушарий у вас больше развито?

— сожмите ладони перед собой, теперь сплетите пальцы рук и заметьте, большой палец какой руки оказался сверху.
— похлопайте в ладоши, отметьте какая рука сверху.
— скрестите руки на груди, отметьте какое предплечье сверху.
— определите ведущий глаз.

Как можно развить способности полушарий.

Существует несколько простых способов развития полушарий. Самый простой из них — увеличение объема работы, на которой ориентировано полушарие. Например, для развития логики Вам необходимо решать математические задачи, отгадывать кроссворды, а для развития воображения посещать художественную галерею и т.п.

Следующий способ – максимально задействовать сторону тела, контролируемую полушарием – для развития правого полушария необходимо работать левой частью тела, а для проработки левого полушарий — с правой. Например, вы можете рисовать, прыгать на одной ноге, жонглировать одной рукой.

Развить полушарие поможет упражнение, на осознание правого и левого полушария мозга.

1. Подготовка к упражнению

Сядьте прямо, закройте глаза. Дыхание должно быть спокойным и равномерным.

Зрительно представьте себе Ваш мозг, состоящий из двух полушарий и разделенный на две половины с помощью мозолистого тела. (См. рис выше) Сконцентрируйтесь на своем мозге.

Пробуем (в своем воображении) установить связь со своим мозгом, попеременно заглядывая левым глазом в левое полушарие мозга, а правым — в правое. Затем, обоими глазами смотрим внутрь, на середину мозга с мозолистым телом.

2. Выполнение упражнения

Медленно вдыхаем, наполняемся воздухом и задерживаем дыхание ненадолго. Во время выдоха направляем поток нашего сознания, как прожектор, на левое полушарие и «смотрим» на эту часть мозга. Затем снова делаем вдох, задерживаем дыхание и на выдохе направляем прожектор на правое полушарие головного мозга.

Представляем себе: слева — четкое логическое мышление; справа — мечта, интуиция, вдохновение.

Слева: вдох, пауза, выдох связан с проекцией числа. Справа: вдох, пауза, выдох связан с проекцией буквы. Т.е. слева: число «1» число «2» число «3» и т.д. Справа: буква «А» буква «Б» буква «В» и т.д.

Эту комбинацию чисел и букв продолжаем до тех пор, пока она вызывает приятные ощущения. Буквы и числа можно поменять местами, или заменить их чем-то другим — например, лето — зима, белый — черный.

CC BY 4.0 Какое полушарие мозга у вас главное, опубликовано К ВВ, лицензия — Creative Commons Attribution 4.0 International.


Респект и уважуха

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *