За что «отвечают» левое и правое полушарие нашего мозга.
За что «отвечают» левое и правое полушарие нашего мозга.
За что «отвечают» левое и правое полушарие нашего мозга.
Мозг — сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально важная часть ЦНС. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Высшая функция, выполняемая мозгом — мышление.
Можно легко протестировать, какое из полушарий мозга у Вас активно в данный момент. Посмотрите на эту картинку.
Если девушка на картинке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у вас больше активно левое полушарие мозга (логика, анализ). Если же она поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие (эмоции и интуиция).
В какую сторону девушка вращается у вас? Оказывается, что некоторым усилием мысли, можно заставить девушку вращаться в любую сторону. Для начала, попробуйте посмотреть на картинку расфокуссированным взглядом.
Если вы смотрите на картинку одновременно со своим партнером, другом, подругой, знакомым, очень часто бывает, что вы одновременно наблюдаете, как девушка вращается в две противоположные стороны – один видит вращение по часовой стрелке, а другой против. Это нормально, просто в данный момент у вас активны разные полушария мозга.
Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга
Левое полушарие | Правое полушарие | |
---|---|---|
Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при выполнении следующих функций. Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание. Аналитическое мышление: Буквальное понимание слов: Последовательная обработка информации: Математические способности: Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария. Контроль за движениями правой половины тела. Когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого полушария. |
Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций. Обработка невербальной информации: Пространственная ориентация: Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки. Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.Метафоры: С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто-то скажет: «Он висит у меня на хвосте», то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек. Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос «А что, если…» также задает правое полушарие. Художественные способности: Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству. Эмоции: Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое. Секс: За секс отвечает правое полушарие, если вы, конечно, не слишком озабочены самой техникой этого процесса. Мистика: За мистику и религиозность отвечает правое полушарие. Мечты: Правое полушарие отвечает также и за мечты. Параллельная обработка информации: Контролирует движения левой половины тела: Когда вы поднимаете левую руку, это означает, что команда поднять ее поступила из правого полушария. |
Схематично это можно представить следующим образом:
Это, конечно, шуточный тест, но он имеет долю правды. Вот еще один вариантов вращающейся картинки.
После просмотра этих картинок особый интерес представляет изображение с двойным вращением.
Как еще можно проверить, какое из полушарий у вас больше развито?
— сожмите ладони перед собой, теперь сплетите пальцы рук и заметьте, большой палец какой руки оказался сверху.
— похлопайте в ладоши, отметьте какая рука сверху.
— скрестите руки на груди, отметьте какое предплечье сверху.
— определите ведущий глаз.
Как можно развить способности полушарий.
Существует
несколько простых способов развития полушарий. Самый простой из них —
увеличение объема работы, на которой ориентировано полушарие. Например,
для развития логики Вам необходимо решать математические задачи,
отгадывать кроссворды, а для развития воображения посещать художественную галерею и т.п.
Следующий способ – максимально задействовать сторону тела, контролируемую полушарием – для развития правого полушария необходимо работать левой частью тела, а для проработки левого полушарий — с правой. Например, вы можете рисовать, прыгать на одной ноге, жонглировать одной рукой.
Развить полушарие поможет упражнение, на осознание правого и левого полушария мозга.
1. Подготовка к упражнению.
Сядьте прямо, закройте глаза. Дыхание должно быть спокойным и равномерным.
Зрительно представьте себе Ваш мозг, состоящий из двух полушарий и разделенный на две половины с помощью мозолистого тела. (См. рис выше) Сконцентрируйтесь на своем мозге.
Пробуем (в своем воображении) установить связь со своим мозгом, попеременно заглядывая левым глазом в левое полушарие мозга, а правым — в правое. Затем, обоими глазами смотрим внутрь, на середину мозга с мозолистым телом.
2. Выполнение упражнения.
Медленно вдыхаем, наполняемся воздухом и задерживаем дыхание ненадолго. Во время выдоха направляем поток нашего сознания, как прожектор, на левое полушарие и «смотрим» на эту часть мозга. Затем снова делаем вдох, задерживаем дыхание и на выдохе направляем прожектор на правое полушарие головного мозга.
Представляем себе: слева — четкое логическое мышление; справа — мечта, интуиция, вдохновение.
Слева: вдох, пауза, выдох связан с проекцией числа. Справа: вдох, пауза, выдох связан с проекцией буквы. Т.е. слева: число «1» число «2» число «3» и т.д. Справа: буква «А» буква «Б» буква «В» и т.д.
Эту комбинацию чисел и букв продолжаем до тех пор, пока она вызывает приятные ощущения. Буквы и числа можно поменять местами, или заменить их чем-то другим — например, лето — зима, белый — черный.
В завершение этой темы, хочу продемонстрировать еще одну уникальную возможность Вашего мозга:
За что отвечают правое и левое полушария головного мозга
Мозг человека является сложной неделимой системой центральной нервной системы, без которой функционирование последней невозможно. Немалое количество исследований и наблюдений позволило выяснить, за что отвечают правое и левое полушарие мозга, где локализуются и как работают нейроны. Более подробно сейчас мы попробуем разобраться с тем, за что отвечают полушария мозга и как улучшить их работу.
Разница в работе правого и левого полушарий
Согласно физиологическим особенностям строения человека, организм имеет два полушария мозга. Выделяют левую и правую часть органа. Полушария головного мозга соединяются друг с другом при помощи мозолистого тела, передней и задней спаек и спайки свода. О том, как они работают сейчас мы и поговорим.
Левое полушарие отвечает | Правое полушарие отвечает |
За получение вербальной информации. Благодаря его функционированию человек способен говорить удерживать в памяти необходимую информацию (важные даты, правила написания слов).
| За прием невербальной информации, восприятие символов и образов. |
За мышление аналитического характера, логику, анализ фактов и распознавание чисел.
| За воображение. Благодаря его функционированию человек способен мечтать, придумывать истории. От степени его развития зависят способности к музыке и искусству. |
За обработку и анализ поступающей информации последовательно. | За способность обрабатывать много информации сразу.
|
Кроме этого правая часть мозга отвечает за функционирование левой половины тела, а левая часть наоборот. У людей с хорошо развитым левым полушарием наблюдается высокий уровень способностей к языкам.
Особенности функционирования больших полушарий головного мозга очень заметны в поведении личностей, которым было удалено одно из них. Люди без правого полушария не способны ориентироваться в пространстве, они воспринимают все слова буквально, не способны проявлять свои эмоции.
За что отвечает левое полушарие
Данные проведенных наблюдений свидетельствуют о том, что левое полушарие отвечает за прием вербальной информации, а именно за обучение, изучение иностранных языков, письмо и чтение. Нейроны, которые находятся в этой части мозга, позволяют осознавать написанное, выражать мнение и разговаривать.
Левое полушарие мозга отвечает за такие функции как логическое мышление, анализ информации, умение делать выводы и установление причинно-следственных связей. У ребенка оно начинает функционировать после годовалого возраста, в период формирования речи и слуха.
Мужчины воспринимают информацию именно с помощью левого полушария, у женщин же связи между двумя полушариями развиты лучше, поэтому они воспринимают язык двумя частями мозга и способны решать несколько задач.
За что отвечает правое полушарие
Правое полушарие несет ответственность за обработку сигналов, а также определение предметов и слияние их с сущностью. От развития этой стороны мозга человека также зависят способности к искусству и творческой деятельности, например, рисованию, лепке. Благодаря ей мы можем воспринимать музыку, произведения искусства, танцевальные номера, а также получать удовольствие или неудовольствие от них. Люди, у которых правая часть развита хорошо, могут еще и самостоятельно создавать свои шедевры.
Функции правого полушария:
- Отвечает за пространственную ориентацию. За счет его работы человек способен определять расположение объектов относительно себя и расстояние к ним. В результате человек запоминает дорогу, минимизируется риск заблудиться даже в незнакомых местах.
- Позволяет воспринимать аллегорию и реагировать на нее. Человек способен воспринимать пословицы, поговорки, анализировать их, делать выводы и реагировать на них. Сюда относят также чувство юмора и способность посмеяться над анекдотом или шуткой, а не воспринимать все буквально.
- Отвечает за воображение. Мы можем сочинять истории, мысленные образы, а также мечтать и фантазировать. Примером тут могут служить сновидения.
- Позволяет эмоционально реагировать на события, происходящие вокруг, слова и обращения других людей. Мы можем догадываться о том, что нас обманывают, о негативных поступках других людей и защищать себя от возможной опасности.
- Помогает узнавать людей по черте лица и различать чужих людей, от знакомых.
Оно также обладает способностью обрабатывать одновременно большое количество информации и воспринимать ее как одно целое. В результате человеку удается с легкостью решать поставленные перед ним задачи.
Синхронизация работы полушарий
Среди людей существует распространенное мнение о том, что необходимо заниматься упражнениями, направленными на развитие памяти, улучшение интеллектуальных способностей, внимания и совершенствования всего тела в целом. Однако в данной ситуации, прежде всего, необходимо обращать внимание на деятельность самого головного мозга, ведь именно от его функционирования зависит развитие всех перечисленных факторов. Нужно понимать, что тело и умение не будут совершенствоваться, если на это не настроен главный орган человеческого организма.
В одной категории людей лучше развито правое полушарие мозга, в другой — левое. Однако существуют и такие личности, которым повезло и у них одинаково хорошо работают обе половины головного мозга. Тем, кто не относится к этой группе счастливчиков, рекомендуется заниматься упражнениями, которые помогут улучшить их синхронизацию.
Благодаря многолетнему труду психофизиологов, который заключался в изучении строения и функций полушарий головного мозга, удалось разработать комплекс упражнений направленных на их гармоничную работу. Легче всего сделать это музыкантам, ведь они с ранних лет учатся гармонично воспринимать окружающие события. Объясняется это и тем, что у них хорошо развиты руки, они гармонично взаимодействуют, ведь именно эта часть тела является основным инструментом, направленным на развитие мозга. Представим вашему вниманию упражнения на синхронизацию полушарий, некоторые из них могут быть знакомы еще с детских лет.
Зеркальное рисование
Необходимо разместить на столе лист бумаги и вооружиться двумя простыми карандашами. Нужно одновременно, синхронно рисовать изображения, буквы или цифры. В конечном итоге должно появиться ощущение расслабления глаз и рук.
Колечко
Быстрыми последовательными движениями необходимо соединять в кольцо большой палец со всеми другими. Выполнять сначала на каждой руке поочередно, затем одновременно.
Эффективным также является упражнение знакомое всем еще со школьных лет, с уроков физического воспитания. Необходимо попеременно доставать рукой ногу. Выполнение этой задачи позволяет избавиться напряжения эмоционального характера, улучшает внимание и мышление. Кроме этого упражнение является достаточно полезным даже для фигуры.
Что даст развитие каждого из полушарий
Развитие левого полушария увеличивает вероятность того, что человек, а возможно и его профессия будет тесно связана с языком (он может быть языковедом или переводчиком), точными науками или работой, которая требует хорошо развитого аналитического мышления. Данные проведенных наблюдений и исследований свидетельствуют о том, что можно простимулировать левое полушарие (его развитие), особенно в детском возрасте. Все что необходимо это развивать мелкую моторику рук.
Положительно на развитие левого полушария у человека влияет составление конструктора, вязание, вышивание, плетение. Наилучший эффект от выполнения перечисленных упражнений будет наблюдаться в детском возрасте. Однако и взрослые могут достичь успеха, если будут регулярно и настойчиво заниматься хотя бы по три часа в сутки.
Работа левого полушария направлена на обработку полученного опыта и принятие определенных решений (на его основе). Однако познать что-то новое, основываясь только на полученном опыте невозможно. Именно здесь на помощь приходит правое полушарие. Ведь оно создает то, чего не было и позволяет воспринимать информацию в целом. В результате удается принять какое-то единственно правильное решение.
Развитие правого полушария делает человека более коммуникабельным, ему становится легче общаться с другими людьми, понимать их намерения, желания и мотивы. Будет наблюдаться улучшение отношений в семье и коллективе. Оно позволяет быстро находить выход из проблемных ситуаций на работе и в личной жизни.
Простые упражнения на развитие мозговой деятельности
Гимнастика мозга может проводиться и упражнениями физического характера, они будут приносить пользу всему организму. Выполнение упражнений позволяет лучше учиться, повысить интеллектуальный уровень и способности. Кроме этого правое полушарие мозга начинает сотрудничать с левым, в результате становится лучше память, внимание, техника чтения и каллиграфия. Эффективным считается выполнение таких упражнений как:
- Кнопки мозга. Необходимо занять положение стоя, и проводить массирование углубления, которое локализуется под ключицей с правой или левой стороны. В это время другая рука должна располагаться на поверхности живота, около пупка. Движения должны быть круговыми, выполнить их нужно по десять раз. Положение верхних конечностей необходимо менять.
- Колено-локоть. Данное упражнение стимулирует активизацию работы обоих половин мозга. Необходимо занять стоячее положение, ноги на ширине плеч. Поочередно нужно поднимать и сгибать ноги в колене, касаясь коленом локтя противоположной руки. Повторить по десять раз для каждой стороны.
- Кулак — ребро — ладонь. Выполнение упражнений стимулирует умственную деятельность, улучшает память, повышает уровень концентрации внимания. Исходное положение, сидя, руки при этом должны находиться на поверхности стола. Поочередно необходимо менять положение руки. Сначала нужно сжимать ладонь в кулак, после этого размещать ее ребром по отношению к поверхности стола. Третье положение это положить руку распрямленной ладонью на плоскость стола. Количество повторов составляет 8-10 для каждой руки.
- Слон. Рекомендовано занять положение, стоя со слегка согнутыми в коленях ногами. Голову нужно наклонить на плечо и вытянуть руку этой стороны вперед, ею необходимо нарисовать в воздухе восьмерку. Повторить упражнение пять раз. Аналогичные движения повторить с другой рукой.
Подводя итог, хочется акцентировать внимание на том, что мозг человека является очень важным органом, обеспечивающим нормальное функционирование всего организма. Для того чтобы человек был развит всесторонне необходима синхронность работы больших полушарий головного мозга. Они должны дополнять друг друга. Нужно помнить, что улучшить работу мозга и простимулировать его работу никогда не поздно, заняться этим можно даже в 60 лет. Выбор того что делать и каким образом развивать свой головной мозг и свои способности остается только за вами.
Видео: доминирование одного полушария над другим
Межполушарная асимметрия — Википедия
Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон. |
Межполушарная асимметрия мозга (др.-греч. α- — «без» и συμμετρια — «соразмерность», лат. asymmetria — несоразмерность) — одна из фундаментальных закономерностей организации мозга не только человека, но и животных[1][2]. Проявляется не только в морфологии мозга, но и в межполушарной асимметрии психических процессов.
В рамках проводимых исследований основное внимание уделяется вопросам связи межполушарной асимметрии с психическими познавательными процессами и влиянию поражений отдельных структур и областей мозга на протекание этих процессов.
В «популярной» психологии нередко делаются некорректные обобщающие утверждения о том, что одно из полушарий отвечает за «логику» (левое), а другое за творчество (правое). Такое жесткое разделение не подтверждается исследованиями[3]. Оба полушария участвуют и в логическом, и в творческом мышлении[4].
Вместе с этим всё ещё не выясненными остаются вопросы соотношения ведущей руки и ведущего речевого полушария, связи межполушарной асимметрии с эмоциональной сферой и такими психическими познавательными процессами, как память и воображение.
Межполушарная асимметрия психических процессов — характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга[5]. Более чем вековая история анатомических, морфофункциональных, биохимических, нейрофизиологических и психофизиологических исследований асимметрии больших полушарий головного мозга у человека свидетельствует о существовании особого принципа построения и реализации таких важнейших функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь.
В настоящее время проблема межполушарной асимметрии изучается, прежде всего, в рамках функциональной специфичности больших полушарий. Функциональная специфичность больших полушарий — это специфика переработки информации и мозговой организации функций, присущая правому и левому полушарию головного мозга, которая определяется интегральными полушарными факторами. Иными словами, это специфика того вклада, которое вносит каждое полушарие в любую психическую функцию[5].
В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется — происходит латерализация функций головного мозга. Анатомические данные, полученные Московским Институтом Мозга РАМН, а также результаты зарубежных авторов свидетельствуют, что уже у животных (крыс, кошек, обезьян и др.) имеются анатомические различия в строении левого и правого полушарий мозга. Наиболее отчетливы они в височной области.[6] При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга.
Межполушарная асимметрия мозга у взрослого человека — продукт действия биосоциальных механизмов. Как показали исследования, проведенные на детях (Э. Г. Симерницкая, 1985 и др.), основы функциональной специализации полушарий являются врожденными, однако по мере развития ребенка происходят усовершенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия[6]. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования, и только в определенном возрасте (как правило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции[7].
- В 1836 году врач Марк Дакс выступил с докладом на заседании медицинского общества. Он обнаружил признаки повреждения левого полушария у наблюдавшихся больных с потерей речи. Случаев потери речи при поражении правого полушария ему выявить не удалось.
- 1844 год: А. Ваган привлек внимание общественности, написав «Трактат о двойственности мозга». Он считал человека существом двойственным. «Рассогласованность в работе двух полушарий ведёт к помешательству» (в тот период каждое полушарие считалось отдельным мозгом, идея асимметрии ещё не возникла).
- В середине XIX века отмечено бурное развитие афазиологии (науки о нарушениях речи). Идея Франца Галля: разные функции контролируются разными областями мозга. Джордж Буйо связывал афазию при поражении левого полушария с правшеством у большинства людей.
- 1861 год: Обуртен повторил утверждение Галля о том, что центр, контролирующий речь, находится в лобных долях мозга. Через несколько месяцев Поль Брока сформировал правило, связывающее левшество с представительством речи в правом полушарии. Через 10 лет после наблюдений Брока концепция, известная в наши дни как концепция доминантности полушарий, стала основной точкой зрения на межполушарные отношения. В этом же году Брока исследовал больного с грубым нарушением речи — пациент понимал, но ничего не говорил (моторная афазия). У наблюдаемого была разрушена в левом полушарии моторная зона, отвечающая за речь. Брока посчитал, что открыл центр речи.
- 1869 год: Дж. Джексон сформулировал идею ведущего полушария: «Для важнейших и главнейших процессов обязательно должна быть одна ведущая сторона».
- 1874 год: Немецкий психиатр Карл Вернике первым зафиксировал иной вид афазии — сенсорную афазию. Это был случай, противоположный случаю Брока: больной мог говорить, но ничего не понимал.
Современные представления о межполушарной асимметрии[править | править код]
В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга изучается прежде всего как проблема функциональной специфичности полушарий, то есть как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию. Эти представления строятся на нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций, сформулированной А. Р. Лурией (1969, 1973 и др.)
Таким образом, межполушарная асимметрия имеет не глобальный, а парциальный характер: правое и левое полушарие принимают различное по характеру и неравное по значимости участие в осуществлении психических функций. Также важно отметить, что в различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков.
Важное место среди научных дисциплин, исследующих проблему межполушарной асимметрии занимает нейропсихология. В современной нейропсихологии наметились два основных направления в изучении проблемы межполушарной асимметрии мозга:
-первое направление — это экспериментальное изучение специфики нарушений отдельных (вербальных и невербальных) психических функций при поражении симметричных отделов левого и правого полушарий мозга.
-второе направление — сопоставление целостных нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении симметрично расположенных структур левого и правого полушарий[6].
Эволюционная теория асимметрии[править | править код]
Единая теория, объясняющая с эволюционных позиций многие аспекты межполушарной функциональной асимметрии у животных и человека была предложена В. А. Геодакяном в 1993 г.[8] Согласно этой теории, латеральная асимметрия возникает в результате асинхронной эволюции полушарий мозга и контролируемых ими сторон тела[9][10][11].
Происхождение (точнее, оформление) леворукости связывают с действием трех групп факторов — средовых (включая культурные), генетических и патологических.
Одна из первых генетических моделей наследования рукости опиралась на закон Менделя и предполагала, что это качество определяется действием одного гена. Однако было обнаружено, что почти половина детей двух леворуких родителей оказываются праворукими, что противоречит данной модели. Другая модель (М. Аннет) основана на том, что рукость является функцией двух генов, один из которых определяет локализацию центров речи (L — в левом полушарии и доминирует, l — в правом полушарии, рецессивный), а другой определяет, какой рукой будет управлять речевое полушарие — контрлатеральной или ипсилатеральной (соответственно С и с).
И, наконец, третья модель (Дж. Леви и Т. Нагилаки) основана на гипотезе о существовании отдельного гена «правостороннего сдвига» и его рецессивного аллеля. Наличие этого гена обеспечивает изначальную предрасположенность человека к тому, чтобы у него доминировала правая рука, а центр речи располагался в левом полушарии. Таким образом, данный ген определяет не только рукость, но и церебральное доминирование. Последняя модель в наибольшей мере охватывает факты, накопленные в области изучения асимметрии.
Альтернативными «генетическим» представляются гипотезы возникновения межполушарной асимметрии, базирующиеся на признании главенствующей роли культурных условий. Сторонники данной концепции рассматривают левшество и правшество как результат социального воспитания, опыта, условий жизни.[5]
Объяснение с точки зрения этологии[править | править код]
Этология считает возникновение и развитие межполушарной асимметрии следствием естественного отбора. Асимметрия есть свойство всего живого, которое по-разному проявляется — в тропизмах, направлении завертывания молекулярной спирали и т.д. В физиологии животных используют понятие «лапость» (аналогично «рукости»), и наблюдения показывают, что у млекопитающих также все парные органы имеют ту или иную степень асимметрии, существуют доминирующие и подчиненные конечности[5]. Весьма вероятно, что её возникновение было связано с речевой деятельностью и групповым взаимодействием[12]. Но, как отмечает В. Дольник, «границу между разумом и неразумом» на основе асимметрии полушарий провести не удалось[13].
Основные функции полушарий и связь между ними[править | править код]
Логика и распознавание образов[править | править код]
Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за логический компонент в мышлении.
Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами. Таким образом, логика левого полушария без правого окажется ущербной.
Распознавание цветов[править | править код]
Ряд исследований показал, что имеются различия функций полушарий мозга в цветоощущении: полушария головного мозга асимметричны в восприятии и обозначении цветов.
Правое обеспечивает словесное кодирование основных цветов с помощью простых высокочастотных названий (синий, красный). Здесь характерны минимальные латентные периоды названия и точное соответствие названий физическим характеристикам основных цветов. В целом правое полушарие ответственно за формирование жестких связей между предметом и цветом, цветом и словом, словом и сложным цветным образом предметного мира.
Левое полушарие обеспечивает словесное кодирование цветов с помощью относительно редких в языке, специальных и предметно соотнесенных названий. При угнетении левого полушария из лексикона исчезают такие названия цветов, как оранжевый, терракотовый, вишневый, цвет морской волны и т. п.
Организация речи[править | править код]
Каждое полушарие формирует свои принципы организации речи:
- правое формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает эмпирическое и образное (метафорическое) мышление, создает ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений о предмете; левое полушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов;
- формирование структуры лексикона человека происходит за счет суммирования разных слоев лексики: правое полушарие опирается на образное отображение предметного мира, левое — на точные, дословно воспринимаемые обозначения, «слова-концепты».
90% взрослого населения имеет локализацию речевых функций в левом полушарии, более 95% правшей и около 70% левшей имеют локализацию речи в левом полушарии. Люди, у которых речевые функции сосредоточены в правом полушарии, сохраняют фонемные и семантические способности, но имеют дефицит синтаксических способностей.[14]
Люди с повреждённым правым полушарием в большей мере испытывают сложности с улавливанием смысла из контекста фразы, с пониманием метафор или юмора, со следованием смыслу воспринимаемого разговора и т. п. Правое полушарие связано с семантическими характеристиками речи.
Так как межполушарное взаимодействие служит основой осуществления высших психических функций, нарушение этого взаимодействия у взрослых может приводить к формированию синдрома «расщепленного мозга».
Этот синдром проявляется в нарушении сенсорных, речевых, двигательных и конструктивно-пространственных функций. Нарушения, произошедшие в раннем возрасте, могут быть частично скомпенсированы.
Асимметрия мозга тесно связана с полом. Среди детей, страдающих заиканием, косоглазием, дислексией, неврозами[какими?], недержанием мочи и кала на каждую девочку приходится около пяти мальчиков.[источник не указан 559 дней]Известно, что существует определенная зависимость между этими явлениями, и все они тесно связаны с асимметрией мозга. Например, при насильственном переучивании леворуких детей письму правой рукой у них часто появляются перечисленные аномалии, умственная отсталость, психозы, дефекты речи. Представления о половых различиях в работе мозга основаны, прежде всего, на результатах клинических и поведенческих исследований. При повреждениях левого полушария в результате кровоизлияния, опухоли или при оперативном удалении части височной доли по поводу эпилепсии, дефицит вербальных функций у мужчин бывает гораздо больше, чем у женщин. Аналогичные повреждения правого полушария также приводят к большему дефициту функций невербального характера у мужчин по сравнению с женщинами[15][16]. Афазия вследствие повреждения левого полушария возникает у мужчин в три раза чаще, чем у женщин, и имеет более тяжёлый характер. Поэтому был сделан вывод, что у женщин языковые и пространственные способности представлены более симметрично, чем у мужчин[16][17].
Психологический половой диморфизм — разные способности и склонности мужчин и женщин, разная профессиональная пригодность и предпочтение, разная обучаемость и сообразительность — может быть связан как с половыми различиями в латерализации мозга, так и с социальными факторами. Например, по вербальным способностям: речи в целом, скорости и беглости речи, правописанию, навыкам чтения, кратковременной памяти, конформности мышления — во всех возрастных группах выше уровень у женщин[15][16][18][19][20]. У женщин гораздо лучше развито и с возрастом меньше атрофируется обоняние. У мужчин сильнее развиты пространственно-зрительные способности. У мужчин значительно чаще, чем у женщин, обнаруживается также преимущество правого уха при дихотическом прослушивании и левой руки у праворуких при тактильном узнавании предметов дигаптическим методом[17]. Обнаружен половой диморфизм по соотношению длин левой и правой височных плоскостей[21]. Половые различия отмечаются в анатомических, клинических, дихотических, тахистоскопических, электрофизиологических и психологических исследованиях полушарий.
В настоящее время[когда?] подавляющее большинство авторов поддерживает точку зрения, что асимметрия мозга чётче выражена у мужчин. Например, Леви считает, что женский мозг подобен мозгу мужчины-левши, то есть отличается пониженной асимметрией полушарий[22]. В большом критическом обзоре, специально посвященном половым различиям по асимметрии мозга, Мак-Глон пришла к выводу, что «существует впечатляющее скопление данных, позволяющее допустить, что мужской мозг может быть организован более асимметрично, чем женский, как по вербальным, так и невербальным функциям. Эти тенденции редко наблюдаются в детстве, но часто существенны для взрослого организма»[16]. Вительсон исследовала тактильное узнавание предметов левой и правой рукой у 200 праворуких детей и пришла к выводу, что мальчики уже в шесть лет имеют правополушарную специализацию, а девочки показывают билатеральное представительство до 13 лет[23]. Это и ряд других исследований позволяют заключить, что в онтогенезе асимметрия мозга усиливается. Споры, в основном, о возрасте завершения латерализации. Одни считают, что она завершается в период полового созревания, когда утрачивается способность, находясь в соответствующей среде, овладеть новым языком и говорить на нём без акцента[24]. Другие — что это происходит примерно к пяти годам, а третьи считают, что асимметрия закладывается ещё раньше, что мозг новорожденного по степени асимметрии не отличается от мозга взрослого[17]. Последнюю точку зрения можно отбросить, так как нельзя говорить об асимметрии функции мозга новорожденного, когда нет ещё самих функций, а только их зачатки.
Половые различия в асимметрии мозга. Гипотезы[править | править код]
Для объяснения половых различий было высказано несколько гипотез. Вейбер предположила, что они связаны не с полом как таковым, а с разными темпами развития мужчин и женщин[25]. Такая трактовка может объяснить, в лучшем случае, половой диморфизм у детей и подростков, но не у взрослых. Леви предположила, что в основе половых различий лежат социальные факторы: мужчины занимались охотой и руководили переселениями, что могло привести к лучшему развитию у них пространственных способностей, а вербальные превосходства женщин могли быть обусловлены тем, что они воспитывали детей, а это требовало словесного общения[22]. Эта гипотеза опровергается основным законом генетики количественных признаков — черты, находящиеся под влиянием естественного отбора, наследуют оба пола. Единственной причиной, по которой женщины не смогли бы унаследовать лучшие пространственные способности, а мужчины, соответственно, вербальные, является явный вред их организму, который эти способности причинить не могут[26].
Существующие трактовки связывают половой диморфизм по асимметрии мозга в основном с чисто человеческими или социальными факторами. Однако имеются данные, свидетельствующие о том, что не только асимметрия мозга, но и половой диморфизм по ней распространены среди животных. Например, есть сообщения о большей степени асимметрии мозга у самцов по сравнению с самками у крыс, кошек, китообразных[1][2].
- ↑ 1 2 Бианки В. Л. (1985) Асимметрия мозга животных. Л.: Наука. 295 с
- ↑ 1 2 Walker S.F. (1980) Lateralization of Functions in the Vertebrate Brain. Brit. J. Psychol. 71 P. 329—367.
- ↑ Nielsen, Jared A., Brandon A. Zielinski, Michael A. Ferguson, Janet E. Lainhart, and Jeffrey S. Anderson. «An Evaluation of the Left-Brain vs. Right-Brain Hypothesis with Resting State Functional Connectivity Magnetic Resonance Imaging.» PLOS ONE, 14 Aug. 2013. Web. 30 Aug. 2013.
- ↑ Westen et al. 2006 Psychology: Australian and New Zealand edition. John Wiley p.107
- ↑ 1 2 3 4 Кондрашихина О.А. Дифференциальная психология. Уч.пос. (неопр.). Psyera. Психологическое сообщество. Киев, «Центр учебной литературы». (2009).
- ↑ 1 2 3 Е. Д. Хомская. НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ / Главный редактор Е. Строганова. — 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. с. — ISBN 5-469-00620-4.
- ↑ Аршавский В. Межполушарная асимметрия большого мозга человека и некоторые проблемы педагогики (неопр.) (недоступная ссылка). SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS (2007). Дата обращения 7 июня 2015. Архивировано 1 июля 2015 года.
- ↑ Геодакян В. А. (1993) Асинхронная асимметрия. Журн. высшей нервной деятельности. 43 вып. 3. С. 543—561.
- ↑ Геодакян В. А. (1992) Эволюционная логика функциональной асимметрии мозга. Докл. РАН. 324 № 6. С. 1323—1326.
- ↑ Геодакян В. А., Геодакян К. В. (1997) Новая концепция леворукости. Докл. Акад. Наук. 356 № 6. С. 1-5.
- ↑ Геодакян В. А. (2003) Homo sapiens на пути к асимметризации (Теория асинхронной эволюции полушарий и цис-транс трактовка левшества). Антропология на пороге Ш Тысячелетия. Москва, 1 с. 170—201.
- ↑ Виктор Дольник, «Непослушное дитя биосферы»
- ↑ Там же, глава «Путешествие в мир предков».
- ↑ Gazzaniga, M. S., & Hutsler, J. J. Hemispheric specialization. In R. A. Wilson & F C. Keil (Eds.), The MIT encyclopedia of the cognitive sciences (pp. 369-372). Cambridge, MA: MIT Press. 1999
- ↑ 1 2 McGlone J. (1978) Sex Difference in Functional Brain Asymmetry. Cortex. 14 P. 122—128.
- ↑ 1 2 3 4 McGlone J. (1980) Sex Difference in the Human Brain Asymmetry: a Critical Survey. Behav. and Brain Sci. 3 No. 2. P. 215—263.
- ↑ 1 2 3 Спрингер С., Дейч Г. (1983) Левый мозг, правый мозг. М.: Мир. 256 с
- ↑ Buffery A., Gray J. (1972) Sex differences in the development of spatial and linguistic skills. Gender differences, their ontogeny and significance / Ed. C. Ounsted L Edinburg, P. 123—158.
- ↑ Harris L.J. (1978) Sex Differences in Spatial Ability. Asymmetry of the Function of the Brain. (Ed. Kempbel). L.: Cambridge.
- ↑ Maccoby E., Jacklin C. (1974) The Psychology of Sex Difference. Stanford.
- ↑ Wada J. A., Clark R., Hamm A. (1975) Cerebral hemisphere asymmetry in humans. Arch. Neurol. 32 P. 239—246.
- ↑ 1 2 Levy J. (1978) Lateral differences in the human brain in cognition and behavioral control. Cerebral correlates of conscious experience. № 1.
- ↑ Witelson S. F. (1976) Sex and the single hemisphere. Science. 193 P. 425—427.
- ↑ Lenneberg E. Н. (1967) Biological foundations of language. N. Y. Wiley.
- ↑ Waber D. (1976) Sex differences in cognition: a function of maturation rate. Science. 192 P. 572—573.
- ↑ Clint, Edward K.; Sober, Elliott, Garland, Jr., Theodore, Rhodes, Justin S. Male Superiority in Spatial Navigation: Adaptation or Side Effect? (англ.) // The Quarterly Review of Biology (англ.)русск. : journal. — University of Chicago Press (англ.)русск., 2012. — December (vol. 87). — P. 290—313. — DOI:10.1086/668168.
[1]
Использованная литература[править | править код]
Рекомендуемая литература[править | править код]
Статьи[править | править код]
Сайты[править | править код]
<ref>
; для сносок :0
не указан текстЗа что отвечает правое и левое полушарие мозга: тесты, развитие
Функциональными отделами головного мозга являются ствол, мозжечок и конечный отдел, который включает в себя большие полушария мозга. Последний компонент является самой объемной частью — он занимает около 80% от массы органа и 2% от веса тела человека, при этом на его работу тратиться до 25% всей энергии, вырабатываемой в организме.
Полушария головного мозга незначительно отличаются между собой размером, глубиной извилин и функциями, которые они выполняют: левое отвечает за логическое и аналитическое мышление, а правое — за моторику. При этом они взаимозаменяемы — если одно из них повреждается, то другое способно частично взять на себя выполнение его функций.
Изучая мозг известных людей специалисты заметили, что от того, какая из половин конечного отдела развита больше, зависят способности человека. Например, у художников и поэтов чаще всего развито правое полушарие, так как эта часть мозга отвечает за творческие способности.
Чем образована поверхность полушарий головного мозга
Основные аспекты физиологии больших полушарий или как еще их называют гемисфер, на примере развития головного мозга у ребенка с момента его зачатия.
Центральная нервная система начинает развиваться практически сразу после оплодотворения яйцеклетки и уже на 4 неделе после имплантации эмбриона в слизистую матки, она представляет собой 3 соединенных последовательно мозговых пузырька. Первый из них является зачатком переднего отдела головного мозга и, следовательно, его больших полушарий, второй — среднего мозга, и последний, третий формирует ромбовидный отдел мозга.
Параллельно этому процессу происходит зарождение коры мозга — вначале она выглядит как небольшая длинная пластинка серого вещества, состоящего главным образом из скопления тел нейронов.
Далее происходит физиологическое созревание основных отделов головного мозга: к 9 неделе беременности передний отдел увеличивается, и образует 2 больших полушария, соединенных между собой с помощью особой структуры — мозолистого тела. Так же как и меньшие нервные комиссуры (верхняя и задняя спайка, свод мозга) оно состоит из большого пучка отростков нервных клеток — аксонов, расположенных преимущественно в поперечном направлении. Такое строение впоследствии позволяет моментально передавать информацию из одной части мозга в другую.
Зачаток коры, покрывающей белое вещество полушарий, в это время также претерпевает изменения: происходит постепенное наращивание слоев и увеличение площади покрытия. При этом верхний корковый слой увеличивается быстрее нижнего, благодаря чему появляются складки и борозды.
К 6 месячному возрасту эмбриона, например, левое полушарие мозга имеет все основные первичные извилины: боковую, центральную, мозолистую, теменно-затылочную и шпорную, при этом рисунок их расположения зеркален правому полушарию. Затем формируются извилины второго ряда, и одновременно происходит увеличение числа слоев коры головного мозга.
К моменту рождения конечный отдел и соответственно большие полушария головного мозга человека имеют привычный всем вид, а кора насчитывает все 6 слоев. Рост количества нейронов останавливается. Увеличение веса мозгового вещества в дальнейшем является результатом роста уже имеющихся нервных клеток и развитием глиальных тканей.
По мере развития ребенка нейроны образуют еще большую разветвленную сеть межнейрональных связей. У большинства людей совершенствование головного мозга заканчивается к 18 летнему возрасту.
Кора головного мозга взрослого человека, покрывающая всю поверхность больших полушарий, состоит из нескольких функциональных слоев:
- молекулярного;
- наружного зернистого;
- пирамидального;
- внутреннего зернистого;
- ганглионарного;
- мультиморфного;
- белое вещество.
Нейроны этих структур имеют разное строение и функциональное предназначение, но при этом они образуют серое вещество головного мозга, которое является неотъемлемой частью больших полушарий. Также с помощью этих функциональных единиц кора головного мозга осуществляет все основные проявления высшей нервной деятельности человека — мышление, запоминание, эмоциональное состояние, речь и внимание.
Толщина коры не однородна на всем протяжении, так, например наибольшего значения она достигает в верхних участках предцентральной и постцентральной извилины. При этом рисунок расположение извилин строго индивидуален — на земле не существует двух людей с одинаковыми мозгами.
Анатомически поверхность больших полушарий подразделяется на несколько частей или долей, ограниченных наиболее значимыми извилинами:
- Лобная доля. Сзади ограничивается центральной бороздой, внизу — латеральной. В направлении вперед от центральной борозды и параллельно ей залегают верхняя и нижняя прецентральные борозды. Между ними и центральной бороздой располагается передняя центральная извилина. От обеих прецентральных борозд отходят под прямым углом верхняя и нижняя лобные борозды, ограничивающие три лобные извилины — верхнюю среднюю и нижнюю.
- Теменная доля. Эта доля впереди ограничена центральной бороздой, снизу — латеральной, а сзади — теменно-затылочной и поперечной затылочной бороздами. Параллельно центральной борозде и впереди от нее идет постцентральная борозда, которая разделяется на верхнюю и нижнюю борозды. Между нею и центральной бороздой расположена задняя центральная извилина.
- Затылочная доля. Борозды и извилины на наружной поверхности затылочной доли способны менять свое направление. Наиболее постоянная из них — верхняя затылочная извилина. На границе теменной доли и затылочной располагается несколько переходных извилин. Первая окружает нижний конец, который выходит на наружную поверхность полушария теменно-затылочной борозды. В задней части затылочной доли находятся одна или две полярные борозды, имеющие вертикальное направление и ограничивающие на затылочном полюсе нисходящую затылочную извилину.
- Височная доля. Эта часть полушария ограничена спереди латеральной бороздой, а в заднем отделе — линией, соединяющей задний конец латеральной борозды с нижним концом поперечной затылочной борозды. На наружной поверхности височной доли находятся верхняя, средняя и нижняя височные борозды. Поверхность верхней височной извилины образует нижнюю стенку латеральной борозды и делится на две части: оперкулярную, покрытую теменной покрышкой, и переднюю — инсулярную.
- Островок. Располагается в глубине латеральной борозды.
Таким образом получается, что кора мозга, покрывающая всю поверхность больших полушарий — это главный элемент центральной нервной системы, который позволяет обрабатывать и воспроизводить информацию, полученную из окружающей среды посредством органов чувств: зрения, осязания, обоняния, слуха и вкуса. Также она участвует в формировании кортикальных рефлексов, целенаправленных действий и участвует в формировании поведенческих особенностей человека.
За что отвечает левое и правое полушарие мозга
Вся поверхность коры переднего мозга, который включает в себя конечный отдел, покрыта бороздами и валиками, разделяющими поверхность больших полушарий мозга на несколько долей:
- Лобная. Находится в передней части больших полушарий, отвечает за выполнение произвольных движений, речь и психическую деятельность. Также контролирует мышление и определяет поведение человека в обществе.
- Теменная. Участвует в понимании пространственной ориентации тела, а также анализирует пропорции и размер сторонних предметов.
- Затылочная. С ее помощью головной мозг обрабатывает и анализирует поступающую зрительную информацию.
- Височная. Служит анализатором вкусовых и слуховых ощущений, а также участвует в понимании речи, формировании эмоций и запоминании поступающих данных.
- Островок. Служит анализатором вкусовых ощущений.
В ходе исследований специалисты установили, что кора больших полушарий воспринимает и воспроизводит информацию, поступающую от органов чувств зеркально, то есть когда человек задумал пошевелить правой рукой, то в этот момент начинает работать моторная зона левого полушария и наоборот — если движение производится левой рукой, то работает правая гемисфера мозга.
Правое и левое полушарие головного мозга имеют одинаковое морфологическое строение, но, несмотря на это, они выполняют разные функции в организме.
Если говорить кратко, то работа левого полушария направлена на логическое мышление и аналитическое восприятие информации, при этом правое является генератором идей и пространственного мышления.
Сферы специализации обоих полушарий подробнее рассмотрены в таблице:
Левое полушарие | Правое полушарие | |
---|---|---|
№ п/п | Основной сферой деятельности этой части конечного отдела является логика и аналитическое мышление: | Работа правого полушария направлена на восприятие невербальной информации, то есть поступающей из внешней среды не на словах, а в символах и образах: |
1 | С его помощью человек развивает свою речь, пишет, и запоминает даты и события из его жизни. | Оно отвечает за пространственное положение тела, а именно за его местонахождение в данный момент. Такая особенность позволяет человеку хорошо ориентироваться в окружающей среде, например в лесу. Также люди с развитым правым полушарием недолго разгадывают ребусы и легко справляются с мозаиками. |
2 | В этой части мозга происходит аналитическая обработка поступившей информации от органов чувств и ищутся рациональные пути решения в сложившейся ситуации. | Правая гемисфера определяет творческие способности индивида, например восприятие и воспроизведение музыкальных композиций и песен, то есть человек, у которого развита эта зона восприятия, слышит фальшивые ноты при пении или игре на музыкальном инструменте. |
3 | Распознает только прямой смысл слов, например, люди у которых повреждена эта зона, не могут понять смысл шуток и пословиц, так как они требуют формирования мысленной причинно-следственной связи. При этом данные поступившие из окружающей среды прорабатываются последовательно. | С помощью правого полушария человек постигает смысл пословиц, поговорок и другой информации преподносимой в виде метафоры. Например, слово «горит» в стихотворении: « В саду горит костер рябины красной», не должен восприниматься в буквальном смысле, так как в этом случае автор сравнил плоды рябины с пламенем костра. |
4 | Эта часть мозга является аналитическим центром поступившей зрительной информации, поэтому люди, у которых развито это полушарие, проявляют способности к точным наукам: математике или, например, физике, так как они требуют логического подхода при решении поставленных задач. | С помощью правого полушария человек может мечтать и придумывать развитие событий в различных ситуациях, то есть, когда он фантазирует со словами: «представь, если…» то у него в этот момент включается в работу именно эта часть мозга. Также эта особенность используется при написании сюрреалистических картин, где требуется богатое воображение художника. |
5 | Контролирует и дает сигналы для целенаправленного движения конечностями и органами правой стороны тела. | Эмоциональная сфера психики хоть и не является продуктом деятельности коры мозга, все же в большей степени подчиняется правому большому полушарию, так как зачастую основополагающую роль в формировании чувств играет невербальное восприятие информации и ее пространственная обработка, требующая хорошего воображения. |
6 | — | За чувственное восприятие сексуального партнера отвечает также правое полушарие головного мозга, при этом процесс совокупления контролируется левой частью конечного отдела. |
7 | — | Правое полушарие отвечает за восприятие мистических и религиозных мероприятий, за мечты и установку определенных ценностей в жизни индивида. |
8 | — | Контролирует движения с левой стороны тела. |
9 | — | Известно, что правое полушарие головного мозга способно одновременно воспринимать и обрабатывать большое количество информации, не прибегая к анализу ситуации. Например, с его помощью человек распознает знакомые лица и определяет эмоциональное состояние собеседника по одному только выражению лица. |
Также кора левого и правого полушария мозга участвует в появлении условных рефлексов, характерной особенностью которых является то, что они формируются в течение всей жизни человека и не является постоянными, то есть могут пропадать и вновь появляться в зависимости от условий среды.
При этом поступающая информация обрабатывается всеми функциональными центрами больших полушарий: слуховым, речевым, двигательным, зрительным, что позволяет организму давать ответную реакцию, не прибегая к мыслительной деятельности, то есть на уровне подсознания. По этой причине у новорожденных детей нет условных рефлексов, так как они не имеют жизненного опыта.
Левое полушарие головного мозга и связанные с ним функции
Внешне левая часть мозга практически не отличается от правой — у каждого человека месторасположение зон и количество извилин одинаково с обеих сторон органа. Но при этом она является зеркальным отражением правого полушария.
Левое полушарие мозга отвечает за восприятие вербальной информации, то есть данных передаваемых с помощью устной речи, письма или текста. Его моторная зона отвечает за правильное произношение звуков речи, красивый почерк, предрасположенность к письму и чтению. При этом развитая височная зона будет свидетельствовать о способности человека к запоминанию дат, цифр и других письменных символов.
Также помимо основных функций, левое полушарие головного мозга выполняет ряд задач, определяющие те или иные черты характера:
- Способность мыслить логически накладывает свой отпечаток на поведении человека, поэтому бытует мнение, что люди с развитой логикой эгоистичны. Но это не от того, что такие люди во всем видят выгоду, а потому, что их мозг ищет более рациональные пути решения поставленных задач, иногда в ущерб окружающим.
- Любвеобильность. Люди с развитым левым полушарием благодаря своей настойчивости способны добиваться объекта влечения различными способами, но, к сожалению, после обретения желаемого быстро остывают — им просто становиться не интересно, в силу того большинство людей предсказуемы.
- Благодаря своей пунктуальности и логическому подходу во всем, большинство «левополушарных» людей обладают врожденной вежливостью к окружающим, правда для этого им в детстве приходится часто напоминать о тех или иных нормах поведения.
- Люди с развитым левым полушарием практически всегда рассуждают логично. По этой причине они не могут точно интерпретировать поведение других, особенно когда ситуация не относится к разряду обыденных.
- Так как индивиды с развитым левым полушарием последовательны во всем, то они редко делают синтаксические и орфографические ошибки при написании текстов. В связи с этим их почерк отличается правильностью написания букв и чисел.
- Они быстро обучаются, так как могут сконцентрировать все свое внимание на одном деле.
- Как правило, люди с развитым левым полушарием отличаются надежностью, то есть на них можно положиться в любом вопросе.
Если человек проявляет все вышеперечисленные качества, то это дает основание предполагать что его левое полушарие более развито по сравнению с правой частью мозга.
Правое полушарие головного мозга и его функции
Специализацией правого полушария головного мозга является интуиция и восприятие невербальной информации, то есть данных выражающихся в мимике, жестах и интонации собеседника.
Примечательно, что люди с развитым правым полушарием способны проявлять свои способности в тех или иных видах искусства: живописи, лепке, музыке, поэзии. Это объясняется тем, что они способны мыслить пространственно, не зацикливаясь на малозначимых событиях в жизни. Их фантазия богата, что проявляется при написании картин и музыкальных произведений. Еще о таких людях говорят: «Витает в облаках».
Люди с развитым правым полушарием также обладают рядом характерных черт:
- Они излишне эмоциональны, при этом их речь богата эпитетами и сравнениями. Нередко такой оратор проглатывает звуки, стараясь как можно больше внести смысла в произнесенные слова.
- Люди с развитым правым полушарием целостны, открыты, доверчивы и наивны в общении с окружающими, но в то же время их легко обидеть или задеть. При этом они не стесняются своих чувств — могут плакать или приходить в гнев за считанные минуты.
- Действуют по настроению.
- Правополушарные люди способны находить нестандартные пути решения поставленных задач, это объясняется тем, что они рассматривают всю ситуацию в целом, не заостряя внимание на чем-то одном.
Какая половина мозга доминирует
Так как левое полушарие мозга отвечает за логичность и рациональный подход во всем, то ранее считалось, что оно является ведущим во всей центральной системе. Однако это не так: у человека оба полушария мозга участвуют в жизнедеятельности практически в равной степени, просто они отвечают за разные сферы высшей психической деятельности .
Примечательно, что в детском возрасте у большинства людей правое полушарие обычно больше левого. По этой причине окружающий мир воспринимается несколько иначе, чем во взрослом состоянии — дети склонны к фантазиям и восприятию невербальной информации, им все кажется интересно и загадочно. Также фантазируя, они учатся общаться с окружающей средой: проигрывают в уме разные ситуации из жизни и делают свои собственные выводы, то есть набираются опыта, который так необходим во взрослом состоянии. Впоследствии эта информация откладывается по большей части в левом полушарии.
Однако со временем, когда основные аспекты жизни выучены, активность правого полушария угасает и организм отдает предпочтение левой стороне мозга, как накопителю полученных знаний. Такая разобщенность работы частей мозга негативно сказывается на качестве жизни человека: он становится невосприимчив ко всему новому и остается консервативным во взглядах на будущее.
То, какая часть мозга работает в данный момент можно определить, сделав элементарный тест.
Посмотрите на двигающееся изображение:
Если оно вращается по часовой стрелке, то это означает что в данный момент активно левое полушарие головного мозга, которое ответственно за логику и анализ. Если же оно двигается в обратном направлении, то это значит, что работает правое полушарие, отвечающее за эмоции и интуитивное восприятие информации.
Однако если приложить усилие, то картинку можно заставить вращаться в любую сторону: для этого вначале нужно посмотреть на нее расфокусированным взглядом. Видите изменения?
Синхронизированная работа обоих полушарий
Несмотря на то, что два полушария конечного мозга по-разному воспринимают окружающий мир, для человека крайне важно, чтобы они слаженно работали между собой.
Анатомически это взаимодействие полушарий головного мозга осуществляется за счет мозолистого тела и других спаек, содержащих большое количество миелиновых волокон. Они соединяют симметрично все зоны одной части конечного мозга с другой, а также определяют слаженную работу несимметричных областей разных полушарий, например лобных извилин правого с теменными или затылочными левого. При этом с помощью особых структур нейронов — ассоциативных волокон, соединяются разные участки одного полушария.
Центральная нервная система человека имеет перекрестное распределение обязанностей — правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое – правой, при этом сотрудничество обеих половин можно наглядно продемонстрировать, попытавшись поднять одновременно параллельно полу руки под прямым углом — если это получилось, то это свидетельствует о взаимодействии обоих полушарий в данный момент.
Известно, что при помощи работы левого полушария мир выглядит проще, при этом правая часть воспринимает его таким, какой он есть. Такой подход позволяет человеку находить все новые и новые пути решения в сложных ситуациях, не усложняя себе задачу.
Так как правое полушарие отвечает за эмоциональное восприятие , то без него бы люди оставались бездушными «машинами», способными приспосабливать окружающий мир под нужды своей жизнедеятельности. Это конечно не правильно — ведь человек не был бы человеком, если бы у него не было, например чувства прекрасного или сострадания к окружающим.
У большинства людей доминирует левое полушарие, при этом в детском возрасте оно развивается посредством восприятия информации правой частью мозга, что позволяет существенно расширить полученный опыт и сформировать некоторые реакции организма на окружающий мир.
Так как головной мозг способен воспринимать и запоминать поступающую информацию практически всю жизнь, за исключением случаев, обусловленных специфическими заболеваниями, то это позволяет человеку самому участвовать в развитии этого органа.
Что даст развитие каждого из полушарий
В начале подведем итог: любая деятельность человека начинается с сопоставления новых данных с прежним опытом, то есть в этом процессе задействовано левое полушарие. При этом на принятие окончательного решения влияет правая часть мозга — физически невозможно придумать что-то новое, основываясь только на прежнем опыте.
Такое целостное восприятие действительности, позволяет не зацикливаться только на общепринятых нормах и соответственно двигает личностный рост человека вперед.
Развитие правой гемисферы поможет человеку легче вступать в контакт с окружающими, а левой — будет способствовать правильности выражения мыслей. Такой подход благотворно влияет на приобретение успехов не только в профессиональной деятельности, но и в других занятиях связанных с общением внутри социума. Поэтому благодаря согласованной деятельности обоих полушарий жизнь человека становится гармоничней.
Чтобы развить эти способности, специалисты рекомендуют несколько раз в день делать простые упражнения, активизирующие мозговую деятельность:
- Если человек плохо дружит с логикой, то ему рекомендуется как можно больше заниматься умственной работой — разгадывать кроссворды или сковороды, а также отдавать предпочтение решению математических задач. Если же требуется развивать творческие способности, то в таком случае можно попытаться понять смысл в художественной литературе или живописи.
- Активизировать работу одного из полушарий можно с помощью увеличения нагрузки на ту сторону тела, за которую оно отвечает: например, для стимуляции левого полушария необходимо работать правой частью тела, и наоборот. При этом упражнения не обязаны быть слишком сложными — достаточно просто попрыгать на одной ноге или попробовать вращать предмет рукой.
Примеры простых физических упражнений на развитие мозговой деятельности
«Ухо-нос»
Правой рукой нужно прикоснуться до кончика носа, а левой — за противоположное правое ухо. Затем одновременно их отпускаем, хлопаем в ладоши и повторяем действие, зеркально меняя положение рук: левой держимся за кончик носа, а правой — за левое ухо.
«Колечко»
Это упражнение знакомо практически всем с детства: нужно быстро поочередно соединять в кольцо большой палец с указательным, средним, безымянным пальцем и мизинцем. Если все получается без заминки, то можно попробовать делать упражнение 2 руками одновременно.
«Зеркальное рисование»
Присядьте, положите на стол большой лист белой бумаги, а в каждую руку — по карандашу. Затем нужно попробовать одновременно нарисовать любые геометрические фигуры — окружность, квадрат или треугольник. Со временем, если все получается, то можно усложнить задачу — попробовать рисовать более сложные изображения.
Примечательно, что комплексный подход к усовершенствованию деятельности коры больших полушарий поможет не только улучшить коммуникативные способности человека, но и замедлит возрастные изменения в психике — как известно, активный образ жизни и умственная работа позволяют человеку оставаться молодым в душе и сохраняют его интеллектуальные способности.
Видео: Тест на доминирующее полушарие
За что «отвечают» левое и правое полушарие нашего мозга
Мозг — сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально важная часть ЦНС. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Высшая функция, выполняемая мозгом — мышление.Можно легко протестировать, какое из полушарий мозга у Вас активно в данный момент. Посмотрите на эту картинку. Если девушка на картинке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у вас больше активно левое полушарие мозга (логика, анализ). Если же она поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие (эмоции и интуиция). В какую сторону девушка вращается у вас? Оказывается, что некоторым усилием мысли, можно заставить девушку вращаться в любую сторону. Для начала, попробуйте посмотреть на картинку расфокуссированным взглядом. Если вы смотрите на картинку одновременно со своим партнером, другом, подругой, знакомым, очень часто бывает, что вы одновременно наблюдаете, как девушка вращается в две противоположные стороны – один видит вращение по часовой стрелке, а другой против. Это нормально, просто в данный момент у вас активны разные полушария мозга. Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга
Левое полушарие | Правое полушарие | |
Основной сферой специализации левого полушария
является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это
полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при
выполнении следующих функций. Левое полушарие мозга отвечает за языковые
способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает
факты, имена, даты и их написание. Аналитическое мышление: Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием. Буквальное понимание слов: Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов. Последовательная обработка информации: Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам. Математические способности: Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария. Контроль за движениями правой половины тела. Когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого полушария. | Основной сферой специализации правого полушария
является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за
выполнение следующих функций. Обработка невербальной информации: Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах. Пространственная ориентация: Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки. Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие. Метафоры: С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто-то скажет: «Он висит у меня на хвосте», то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек. Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос «А что, если…» также задает правое полушарие. Художественные способности: Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству. Эмоции: Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое. Секс: За секс отвечает правое полушарие, если вы, конечно, не слишком озабочены самой техникой этого процесса. Мистика: За мистику и религиозность отвечает правое полушарие. Мечты: Правое полушарие отвечает также и за мечты. Параллельная обработка информации: Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое. Контролирует движения левой половины тела: Когда вы поднимаете левую руку, это означает, что команда поднять ее поступила из правого полушария. |
После просмотра этих картинок особый интерес представляет изображение с двойным вращением. Как еще можно проверить, какое из полушарий у вас больше развито?
— сожмите ладони перед собой, теперь сплетите пальцы рук и заметьте, большой палец какой руки оказался сверху.
— похлопайте в ладоши, отметьте какая рука сверху.
— скрестите руки на груди, отметьте какое предплечье сверху.
— определите ведущий глаз.
Как можно развить способности полушарий.
Левое полушарие мыслит логически. Правое помогает создавать новое, генерировать идеи, как это сейчас модно говорить. Однако можно быть математиком с хорошо развитым левым полушарием и при этом ничего нового не выдумать. А можно быть творцом и сыпать идеи налево и направо и ни одну из них не реализовать из-за непоследовательности и нелогичности своих действий. Такие люди тоже встречаются. И не хватает им только одного: работы над совершенствованием своего мозга, приведения его в гармоничное состояние.
А тем временем психофизиологи уже давно разработали систему упражнений для этого. Хорошо в этом отношении музыка нтам, например, пианистам. Их с раннего детства уже делали гармоничными. Ведь самый главный инструмент для развития мозга — это руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария.
Итак, перейдём к упражнениям. Многие из них нам хорошо известны с детства.
1. «Ухо-нос». Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой — за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». Я пробовала, в детстве получалось лучше.
2. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки , буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.
3. «Колечко». Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.
Теперь вспомним уроки физкультуры. Недаром нас заставляли делать упражнения, в которых нужно было левой рукой доставать до правой ноги и наоборот. Они ведь тоже развивают наши полушария, и помогают им работать согласованно.
Замечательно помогает развивать полушария мозга нейролингвистическое программирование, сокращённо НЛП. Мне понравилась одна из техника НЛП, которая называется «Скорая помощь».
Она помогает снимать эмоциональное напряжение, улучшает работоспособность, развивает внимание, мышление и межполушарные связи. Выполнять это упражнение трудно и при этом интересно.
Объясняю порядок действий. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л — левая рука поднимается в левую сторону, П — правая рука поднимается в правую сторону, В — обе руки поднимаются вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.
А Б В Г Д
Л П П В Л
Е Ж З И К
В Л П В Л
Л М Н О П
Л П Л Л П
Р С Т У Ф
В П Л П В
Х Ц Ч Ш Я
Л В В П Л
Глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее цвета, которыми написаны слова.
Вот так можно развивать свой драгоценный мозг на благо себе. Тренируйтесь на здоровье и с удовольствием! А главное, почувствуйте разницу между собой прежним и собой натренированным!
В завершение этой темы, хочу продемонстрировать еще одну уникальную возможность Вашего мозга — прочтите текст с картинки:
Как определить, какое полушарие мозга у вас доминирует
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Еще в 1981 году ученые из СССР придумали тест, который позволяет с невероятной точностью определить доминирующее полушарие мозга человека. Разные полушария отвечают за разные действия, мышление и подход к решению задач.
Зная, какое полушарие лучше развито, можно выбрать наиболее подходящую профессию или обьяснить свое странное, казалось бы, поведение в какой-либо ситуации. А родители могут определить навыки и таланты ребенка и в зависимости от этого решить, отдать его в шахматную секцию, например, или на рисование.
AdMe.ru предлагает вам пройти этот тест, а в конце расскажет несколько интересных фактов о вас.
Перед тем как начать, подготовьтесь
Возьмите 2 листа бумаги: на одном вы будете записывать результаты, а второй понадобится вам для выполнения некоторых пунктов. После прохождения каждого задания отмечайте результат, записывая его на бумаге. На весь тест у вас уйдет не более 7 минут.
1. Переплетите пальцы
Сложите руки вместе и переплетите пальцы. Большой палец какой руки оказался сверху?
Если левой руки, то поставьте на листе букву «П», если правой руки — букву «Л».
- Тут нет ошибки. Каждое полушарие мозга управляет противоположной стороной тела, поэтому, если доминирует правая рука, то это левое полушарие, и наоборот.
2. Проба Розенбаха
Возьмите в руку карандаш и вытяните его перед глазами, как на картинке. Теперь посмотрите на кончик карандаша и «прицельтесь». Закройте сначала один глаз, затем другой. При закрытии какого глаза изображение смещается сильнее?
Если при закрытии правого глаза изображение смещается сильнее, то поставьте на листе букву «Л», если левого — «П». Если изображение смещается одинаково, то поставьте «ноль».
3. Поза Наполеона
Встаньте и скрестите руки на груди, как на картинке. Кисть какой руки лежит сверху? Если кисть левой руки — ставьте «П», если правой — «Л».
4. Аплодисменты
Похлопайте в ладоши и обратите внимание на то, какая рука при этом оказалась у вас сверху.
Если левая ладонь — ставьте букву «П», если правая — букву «Л».
5. Положите ногу на ногу
Присядьте, закинув ногу на ногу. Какая нога оказалась сверху? Если правая — поставьте букву «Л», если левая — букву «П».
за что отвечает, основные функции
Правое полушарие включает в себя височную, лобную, теменную, затылочную доли головного мозга, отвечает за восприятие, обработку и формирование неречевой информации, накопленный, пространственный опыт, что определяет его решающую роль в развитии определенных навыков и умений человека. Отделы с правой стороны мозга регулируют сексуальную активность. Вера человека в божественное начало и сверхъестественное связана с работой правосторонних мозговых структур. Если у человека хорошо развито правое полушарие мозга – это значит, что он наделен способностью абстрактно, нестандартно мыслить.
Функции правого полушария
Высшая мозговая функция – мышление. На мозг возложена ответственность за планирование, принятие решений, эмоции и чувства. Чтобы определить, какое полушарие ведущее, достаточно сделать несколько простых тестов. Похлопав в ладоши или скрестив руки на груди, нужно обратить внимание на ладонь или плечо, которые в указанных ситуациях оказались сверху. Функции правого полушария возложены на отдельные участки головного мозга:
- Затылочная доля. Обработка и хранение сведений, поступающих из окружающего пространства. Благодаря работе затылочных мозговых структур, человек различает форму и цвет предметов, распознает мимику, манеру жестикуляции, индивидуальные черты лица других людей.
- Височная доля. Обработка и хранение информации о характере и признаках неречевых звуков, к которым относится шум моря и ветра, шелест листьев, пение птиц, технический стук и грохот, музыкальные аккорды. Височный участок мозга воспринимает тембр и высоту голоса, звуковую интонацию и особенности речевого произношения.
- Теменная доля. Отвечает за накопление пространственного опыта. База данных формируется с раннего детства и включает двигательные навыки (умение самостоятельно надеть одежду, пользоваться столовыми приборами, умываться, ходить, держать иголку и шить, ездить на велосипеде). Управляет осязательной функцией, позволяет с закрытыми глазами, наощупь идентифицировать предмет благодаря тактильным ощущениям при контакте с ним.
- Лобная доля. Контролирует выполнение невербальных действий.
Если у человека развиты отделы мозга справа, у него проявляются творческие способности. Правое полушарие отвечает за все виды творчества: поэтические, танцевальные, изобразительные, актерские, художественные задатки и навыки. Основные функции правой части мозговых структур:
- Обработка неречевой информации. Восприятие, анализ, интерпретация сведений, которые выражаются не в словесной форме, а в виде символов и образов.
- Воображение. Благодаря мозговым структурам, расположенным в черепной коробке справа, человек обладает способностью мечтать, воображать и фантазировать. Правосторонние отделы мозга дают нам умение музицировать, рисовать, создавать предметы изобразительного искусства.
- Ориентация в пространстве. Человек объективно оценивает свое месторасположение. Благодаря работе правой стороны мозга удается находить дорогу в лесу или мегаполисе, складывать цельные изображения из мелких, разрозненных фрагментов (пазлы, мозаика).
- Контроль двигательной активности в левой половине тела (у правшей) – движения левой рукой, левой ногой.
- Образное мышление. Одновременная переработка большого объема разнородной информации и формирование пространственного представления об окружающем мире. Любая задача или объект рассматриваются в целом и с разных точек зрения.
Правое полушарие мозга отвечает за интуицию, что у женщин проявляется в виде способности подсознательно выявлять суть ситуации, особенности личности, причины поступков других людей. У женщин правая часть мозга обычно доминирующая, что выражается в повышенной чувствительности и преобладании интуитивной оценки событий.
Правое полушарие мозга отвечает за понимание иносказательных фраз – метафор, что у мужчин проявляется умением адекватно интерпретировать аллегорические, фигуральные высказывания. У мужчин чаще более развито левое полушарие, преобладает логический, взвешенный подход к решению задач и восприятию факторов внешней среды.
Симптомы сниженной активности мозга в правом полушарии
Люди, у которых слабо развита правая часть мозга, испытывают сложности в творческих начинаниях – рисовании, придумывании историй, писательстве, освоении игры на музыкальных инструментах. При серьезных повреждениях мозговых структур справа, здоровье и качество жизни человека значительно ухудшается. Вероятные симптомы:
- Не узнает знакомых людей.
- Не может найти дом.
- Теряет связь с реальностью.
- Утрачивает способность ориентироваться в пространстве и времени.
Многие люди хотят активировать отделы мозга правого полушария, рассматривая задачу, как способ раскрыть собственный творческий потенциал. Специальные упражнения помогут развить отделы головного мозга правого полушария, чтобы сделать жизнь полноценной и насыщенной, как бы наполненной яркими красками.
Возможные последствия нарушений в работе правого полушария
При недостаточном развитии правосторонних мозговых структур страдают виды психической активности, зависящие от образного мышления. Человек неадекватно воспринимает интонацию речи и музыкальные композиции, испытывает трудности при написании сочинений, рисовании. Чтобы улучшить пространственное мышление, развить интуицию и воображение, нужно знать, как тренировать структуры мозга правого полушария.
Как развить мозг в правом полушарии
Чтобы заставить лучше работать конкретное полушарие, нужно увеличить объем возложенных на него нагрузок, постоянно стимулировать активность, постепенно усложнять задачи. Упражнения для развития структур мозга правого полушария:
- Физические упражнения, которые выполняются левыми рукой и ногой – прыжки, жонглирование, махи.
- Выполнение части домашней и офисной работы левой рукой. Рисование, размешивание сахара в кружке с чаем, управление мышью компьютера постепенно перекладывают на левую руку с доведением движений до автоматизма.
- Визуализация. Закрыть глаза, представить белый фон. Мысленно вывести на нем собственное имя. Фантазировать, меняя цвет букв и фона, детально представляя каждый вариант изображения.
- Звуковые фантазии. Мысленно представить, как звучат любимые мелодии, расслышать каждый звук и музыкальный нюанс.
- Мысленное восприятие предметов. Представлять поочередно предметы, животных, продукты питания, элементы окружающей природы. Рисуя в воображении определенный предмет, пытаться различить его запах, вкус, форму и ощущения, которые обычно возникают при тактильном контакте.
Развивать правое полушарие у ребенка можно, предложив ему освоить зеркальную технику рисования. При этом одновременно рисуют обеими руками, воспроизводя в итоге гармоничное, цельное изображение. Полезное занятие в детском возрасте – придумывать рассказы, истории, сочинять стихи. Любая работа с текстовыми документами может превратиться в тренировку мозговых структур справа. С этой целью рекомендуется:
- Использовать цветные маркеры, ручки, карандаши. Выделять цветом заголовки, подзаголовки, цитаты, важные моменты.
- Визуализировать текст, вставляя в него картинки, подходящие по смыслу.
- Подчеркивать эмоциональную окраску предложений и абзацев – ставить «смайлики» и другие символы, которые ассоциируются с определенным настроением и эмоциями.
- Добавлять в текст метафоры, аллегории, образные выражения.
Тренировки для развития отделов правого полушария стимулируют творческие навыки у взрослых людей и детей. Для достижения ощутимого результата упражнения выполняют систематически. Чтобы улучшить у взрослых и детей работу правосторонних мозговых структур, посещают художественные галереи и выставки изобразительного искусства.
Активная работа правого полушария наделяет человека неординарными творческими задатками, умением ориентироваться в пространстве, способностью к воображению, абстрактному мышлению. Несложные упражнения помогут развить мозговые структуры в правой половине головы и открыть в себе новые таланты.
Просмотров: 507