какие функции выполняет, за что отвечает
Мозг управляет процессами жизнедеятельности организма, крупной и мелкой моторикой, когнитивными функциями – ориентацией в пространстве, мыслительной деятельностью, способностью к обучению. Мозг координирует работу внутренних органов, мышц, желез внутренней секреции, систем: дыхания, кровообращения, пищеварения. Чтобы получить представление о влиянии конкретных мозговых центров на работу организма, важно разобраться, за что отвечают доли, отделы, участки мозга, в том числе левое полушарие.
Функции левого полушария
Мозг разделен бороздой на две части. Полушария покрыты слоем серого вещества – корой мозга. Они состоят от отделов, которые отвечают за выполнение узких задач. В левом полушарии находятся затылочная, теменная, височная, лобная доли, что полностью повторяет структурное деление головного мозга с правой стороны.
Два полушария наделены однотипными и кардинально отличающимися функциями. Левое полушарие у женщин и мужчин отвечает за мыслительные процессы, что определяет важную роль этого участка мозга в общей иерархии процессов психического регулирования.
От качества работы левого полушария зависит физическая деятельность правой половины туловища, навыки чтения, письма и речи, способность к логическому мышлению и решению задач математического типа. Когда человек поднимает правую руку, сигнал воспроизвести действие поступает из левой половины мозга. Основные функции левого полушария головного мозга:
- Логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Анализ происходящих событий и свершившихся фактов.
- Прагматизм, рационализм. Способность к планированию будущих ситуаций.
- Смысловое восприятие речевой информации. Понимание буквального смысла слов и выражений.
- Воспроизведение речи.
- Способность к письму, чтению, счету. Левое полушарие мозга у взрослых и детей отвечает за идентификацию математических чисел и буквенных символов.
- Самосознание.
- Положительные эмоции, чувство счастья.
Обработка данных выполняется поэтапно. Затылочная доля с левой стороны воспринимает, обрабатывает и хранит знаковые и кодовые системы – буквы, цифры, дорожные знаки. Височная доля в левой половине головы дифференцирует звуки родного и иностранного языков, сохраняет в памяти слова и фразы. Теменная доля несет ответственность за артикуляционные навыки.
Произнесение разных звуков сопровождается определенным положением языка, губ, щек. Подвижные элементы челюстно-лицевого аппарата перемещаются относительно неба, гортани, зубов. В результате образуются разные звуки, из которых складываются слова и речь. Теменная доля левого полушария – участок головного мозга, который выполняет математические операции.
Лобная доля в левой половине головы регулирует речевую функцию – подбирает слова и определяет порядок их сочетания в рамках предложения для передачи необходимой смысловой информации. Лобная доля прогнозирует результат какого-либо действия, координирует работу всех отделов мозга, которые участвуют в процессе восприятия, обработки и хранения информации, поступающей из окружающего пространства.
Последствия сбоев в работе левой половины мозга
Если в левом полушарии происходят патологические изменения, мозговые центры работают некорректно. В результате человек частично или полностью теряет способности, которые регулируются левосторонними отделами мозга. Нарушения проявляются симптомами:
- Утрата навыков речи.
- Ухудшение мыслительной деятельности и когнитивных способностей.
- Необъективная оценка внешней информации, неспособность к логическим выводам.
- Искажение функции самосознания. Человек не ощущает двигательных и речевых нарушений, не стремится к выздоровлению.
При тяжелых поражениях мозговой ткани в левой части головы, развиваются правосторонние парезы, параличи и ухудшение сенсомоторных навыков – освоенных до состояния автоматизма комплексов движений.
Как развивать левое полушарие мозга
Многие люди мечтают улучшить и развить способности, которые регулируются левым полушарием мозга, понимая, как подобное самосовершенствование отразится на качестве жизни и личных достижениях. Людям, у которых левосторонние отделы работают интенсивно, без сбоев, проще учить иностранные языки. Им легко даются исследования в области медицины и точных наук, аналитическая деятельность, составление обзоров, научное прогнозирование.
Для развития левого полушария в детском возрасте врачи рекомендуют тренировать мелкую моторику. Детям дают мелкие предметы, из которых нужно собрать конструкцию, головоломки для выкладывания цепочек, изображений, пазлов. Малышам предлагают рисовать, выводить карандашом знаки, лепить из пластилина, заниматься плетением.
Благодаря подобным упражнениям развиваются мозговые структуры в левой половине головы. Принцип и подход к задаче, как развивать мозг в области левого полушария у ребенка или взрослого – идентичен. Врачи советуют больше нагружать мозговые структуры, увеличивать объем работы, на который ориентированы мозговые центры, расположенные слева. Несколько упражнений для тренировки мозга:
- Зеркальное рисование. Берут лист бумаги и два карандаша, рисуют на листе одновременно обеими руками одинаковые цифры, буквы, символы, знаки.
- Кольца. Смыкают кончик большого пальца поочередно с кончиками всех других пальцев рук, чтобы получалось замкнутое кольцо. Упражнение делают быстро, сначала одной правой рукой, затем вместе обеими руками.
- Знаки пальцами. Правой рукой показывают знак «Виктория» («V»), поднимая вверх прямые указательный и средний пальцы, сжимая в кулак остальные. Левой рукой показывают знак «Ок», смыкая кончики указательного и большого пальцев, поднимая остальные пальцы прямо вверх. Выполнять быстро, менять руки.
Упражнения тренируют внимание, память, способность быстро переключаться на выполнение разноплановых задач. Оттачивается координация движений и мелкая моторика, развиваются соответствующие отделы мозга.
Математические задачи
Чтобы заставить левое полушарие интенсивно работать, врачи рекомендуют поступать, как с тренировкой мышц – повысить нагрузку на этот отдел мозга. Он отвечает за мыслительную деятельность, навыки вычисления, математические операции с числами. Математические и логические задачи помогут улучшить деятельность мозговых центров слева. Несколько заданий:
- Быстро сложить сумму всех целых числе от 1 до 100 без использования калькулятора. Ответ: В границах промежутка от 1 до 100 всего 49 пар чисел, которые в сумме дают 100 (1 и 99, 2 и 98, 3 и 97 и т.д.). Чтобы быстро высчитать искомую сумму нужно 49 умножить на 100 и прибавить два числа без пары – 50 и 100. Получится 5050.
- Отцу и двоим сыновьям нужно перебраться через реку. На плоту одновременно могут разместиться или два сына или один отец. Как перебраться всем троим? Ответ: Сначала на противоположный берег перебираются оба сына, затем один возвращается к отцу, другой – остается на причале. Отец пересекает реку и оказывается на противоположном берегу. Сын, который оставался на причале, возвращается за братом. Они оба преодолевают водную преграду.
- 5-литровая банка заполнена соком. Как отлить из 5-литровой банки ровно 1 литр, используя две пустые банки объемом 2 и 3 литра. Ответ: Отливают из 5-литровой банки 3 литра в трехлитровую, затем из 3-литровой доверху наливают 2-литровую банку. В 3-литровой банке остается 1 литр. Из 2-литровой банки выливают сок обратно в 5-литровую, где получилось ровно 4 литра.
Кроссворды
Чтобы активировать свои собственные умственные способности, эксперты советуют разгадывать кроссворды, сканворды, филворды, судоку и другие формы интеллектуальных игр с цифрами и словами.
Физические упражнения
Чтобы заставить работать отделы головы слева, нужно выполнять физические упражнения правой частью тела – вращать, совершать движения правыми конечностями, прыгать на правой ноге. Занятия йогой и танцами улучшают координацию движений, положительно влияют на деятельность мозга.
От корректной работы левой половины головы зависят важные функции: речь, мышление, логический анализ, объективное восприятие информации, поступающей из внешнего мира. Чтобы улучшить когнитивные способности, нужно развивать мозг в левом полушарии.
Просмотров: 610
За что отвечают правое полушарие мозга — Области головного мозга
Полушария головного мозга
Головной мозг управляет всей деятельностью центральной нервной системы. До сих он слабо изучен и таит в себе множество загадок для ученых. Многие из нас еще со школьного курса биологии знают, что наш мозг имеет два полушария, каждое из которых выполняет свои функции. Далее мы рассмотрим, за что именно они отвечают, и более подробно остановимся на правом полушарии мозга.
Начнем с рассмотрения того, за что отвечает левое полушарие. Левое полушарие мозга отвечает за то, что связано с логикой. Его деятельность связана с вербальной коммуникацией, с памятью, с оперированием числами, фактами, с абстрактным мышлением. При обработке опыта оно проводит анализ, классификацию, систематизацию происшедшего и на основе этого делает общий вывод. Левая часть мозга хороший помощник там, где требуется аналитическое мышление, нужно установить причину события и его следствие. Она позволяет заниматься деятельностью по этапам, постепенно переходя от одного пункта плана к другому. За счет нее мы воспринимаем смысл сказанного буквально. Люди с развитым левым полушарием имеют хорошие способности к языкам и обычно знают несколько иностранных языков. Левому полушарию подчиняется правая половина тела.
Функции правого полушария
Ниже мы рассмотрим, за что отвечает правое полушарие нашего мозга.
- обработка невербальной информации. Правое полушарие мозга обрабатывает сигналы, которые поступают к нам в виде символов, образов, жестов, знаков, звуков, цветов и другими способами. Определения предметов в этом случае слиты с их сущностью, а не просто обозначают их;
- способности к искусству. Музыкальные, художественные способности также связаны с работой правой половины. Сюда же относятся и способности в других сферах творческой деятельности (танцы, лепка и др.). Благодаря правому полушарию мы можем воспринимать музыкальные произведения, картины, танцевальные номера и другие произведения искусства, наслаждаться ими. При этом те люди, у которых оно развито хорошо, могут не только эмоционально реагировать на шедевры других людей, но и создавать свои собственные;
- ориентация в пространстве. Правое полушарие головного мозга помогает нам определить свое местоположение относительно других объектов, а также расстояние до этих объектов. Все это помогает нам не заблудиться в незнакомом городе, добраться до места назначения;
- восприятие метафор. За счет работы правой части мозга мы способны понимать иносказательный смысл слов, что помогает нам во взаимодействии с окружающими людьми. Благодаря ей, мы улавливаем смысл устойчивых выражений, пословиц и поговорок. Сюда же относится чувство юмора, способность посмеяться над шуткой;
- воображение. Правая часть мозга позволяет нам придумывать свои собственные истории. Мы можем создавать самые невероятные сплетения сюжета и мысленные образы, которые далеки от нашего реального опыта. Один из примеров такой генерации образов – это сновидения. Еще один пример: мечты и фантазии;
- эмоции. Эмоции тесно связаны с правым полушарием. За счет его работы мы можем эмоционально воспринимать происходящие события, распознавать эмоциональные сигналы от других людей. Мы можем понимать скрытые причины поступков других людей, что помогает при установлении контактов и защищает от возможных опасностей, т.к. дает почувствовать обман;
- одновременная обработка множества блоков информации. Правое полушарие работает одновременно с большим количеством информации. Оно воспринимает информацию как целое. Такое комплексное восприятие позволяет эффективно решать задачи. Это можно сравнить с увиденным планом города в целом, а не с переходом от дома к дому. При таком способе обработки решение задачи может выглядеть как интуитивное озарение;
- распознавание лиц. Работа правой части мозга позволяет нам распознавать лица, узнавать наших знакомых;
- правому полушарию подчиняется левая половина тела.
Принцип того, как работают полушария мозга, особенно заметен при наблюдении за человеком, которому удалили одно из них. Люди, у которых удалена правая половина мозга, с трудом ориентируются даже на небольшом пятачке, им требуется помощь, чтобы добраться до места назначения. Такой человек воспринимает все сказанное буквально, т.к. не может воспринять иносказательный смысл слов. Он не реагирует на эмоции других людей и сам выглядит неэмоциональным. Он не может наслаждаться музыкальными произведениями. Однако, восстановительные способности нашего организма таковы, что впоследствии оставшаяся половина берет на себя часть функций удаленной. Особенно это касается тех случаев, когда операция была проведена в детском возрасте.
к содержанию ^Какая половина доминирует?
Какое из двух полушарий является ведущим? Раньше ученые считали, что левое. Однако сейчас известно, что левое и правое полушарие нашего головного мозга работают в содружестве, а доминирование одного из них связано с природой конкретного человека. Вам, наверное, интересно, какое полушарие у вас доминирует. Для определения этого вы можете пройти специальные тесты. Также вы можете проанализировать, какие виды деятельности вам удаются лучше, к чему вы проявляете способности. Для того, чтобы полушария мозга работали гармонично, полезно выполнять специальные упражнения, повышающие потенциал более слабого из них.
В детские годы у нас более активна правая часть мозга. Мы воспринимаем мир с помощью образов. Однако вся наша система образования и стиль нашей жизни развивают функции левой. Таким образом, правое полушарие часто неактивно, его функции не получают должного развития и постепенно оно теряет свой потенциал. Такой перекос в дальнейшем негативно сказывается на нашей жизни.
Способность достигать больших успехов благодаря гармоничной работе полушарий показывают нам примеры гениальных людей. Например, Леонардо да Винчи отлично владел двумя руками. Известно, что он был не только прекрасным художником и скульптором, но и ученым. Работа полушарий его мозга была гармонична. Их развитие было равномерным, благодаря чему он смог создать такие открытия и изобретения, которые меняют жизнь не только конкретного человека, но и общества в целом.
к содержанию ^Что нам даст развитие правого полушария
Делая общий вывод, отметим, что деятельность левой части мозга связана с обработкой предыдущего опыта и генерацией решений, основанных на нем. Однако все мы знаем, что невозможно составить что-то новое, руководствуясь только прежним опытом. Правая половина мозга выходит за рамки опыта, создает то, чего не было. Она дает нам целостное восприятие информации, а не увязание в деталях. Комплексный взгляд на проблему позволяет создать решение, которое было бы невозможно, если бы мы сконцентрировались только на ее части.
Конечно же, благодаря развитию правого полушария вы далеко продвинетесь в сфере коммуникации, будете лучше понимать желания и мотивы других людей. Это улучшит ваши отношения в семье и на работе. Вы сможете легко устанавливать контакты с людьми, обращаться к внутреннему миру человека.
Деятельность правого полушария позволяет эффективно решать возникающие проблемы в личной и профессиональной жизни, найти свое место в изменяющемся мире.
Благодаря согласованной деятельности обоих полушарий жизнь становится гармоничной.
Загрузка…За что отвечает правое полушарие мозга? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ
Американские нейрохирурги Джозеф Боген и Филип Фогель, а также нейропсихолог Роджер Сперри в середине ХХ века установили, что правое и левое полушария мозга выполняют разные познавательные функции. Однако результаты их исследования многими были неправильно поняты, из-за чего возникло убеждение, что у всех людей преобладает одно из полушарий мозга: правое отвечает за логику и рассудительность, а левое — за образное мышление и творческие способности.
На самом деле все люди практически в одинаковой степени используют как правое, так и левое полушарие головного мозга. Однако каждое из них обеспечивает разные принципы восприятия действительности, организации речи и распознавания цвета.
Восприятие действительности
Правое полушарие воспринимает информацию в целом, обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами. Оно работает сразу по многим каналам и способно восстанавливать целое по его частям, в частности, отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию.
Организация речи
Правое полушарие мозга формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает образное мышление, создает ассоциации. Оно опирается на метафорическое отображение предметного мира.
Распознавание цветов
Правое полушарие мозга человека обеспечивает восприятие и словесное кодирование основных, простых цветов, таких как синий, красный и др. В целом правое полушарие ответственно за формирование жестких связей между предметом и цветом, цветом и словом.
Как работает правое полушарие мозга у левшей?
По подсчетам социологов, от 5 до 15% жителей Земли — левши. Ученые установили, что использование ими левой руки в качестве ведущей связано с особенностью функционирования их мозга. Считается, что правое полушарие мозга этих людей отвечает за те задачи, с которыми справляется левое у правшей, и наоборот. Отчасти это так, но есть и свои особенности. Например, при движении ведущей рукой мозг правшей активизируется локально в левом полушарии, тогда как у левшей — в обоих. В состоянии спокойного бодрствования полушария мозга у правшей работают более синхронно, чем у левшей. А вот при переходе от бодрствования ко сну картина меняется: у правшей нарушается синхронность в работе полушарий, а у левшей она изменяется незначительно.
За что отвечают левое и правое полушарие нашего мозга
Экология жизни: Мозг — сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально важная часть ЦНС. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Высшая функция, выполняемая мозгом — мышление.
Мозг — сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально важная часть ЦНС. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Высшая функция, выполняемая мозгом — мышление.
Можно легко протестировать, какое из полушарий мозга у Вас активно в данный момент. Посмотрите на эту картинку.
Если девушка на картинке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у вас больше активно левое полушарие мозга (логика, анализ). Если же она поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие (эмоции и интуиция).
В какую сторону девушка вращается у вас? Оказывается, что некоторым усилием мысли, можно заставить девушку вращаться в любую сторону. Для начала, попробуйте посмотреть на картинку расфокуссированным взглядом.
Если вы смотрите на картинку одновременно со своим партнером, другом, подругой, знакомым, очень часто бывает, что вы одновременно наблюдаете, как девушка вращается в две противоположные стороны – один видит вращение по часовой стрелке, а другой против. Это нормально, просто в данный момент у вас активны разные полушария мозга.
Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга
Левое полушарие |
Правое полушарие |
|
---|---|---|
Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при выполнении следующих функций. Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание. Аналитическое мышление: Буквальное понимание слов: Последовательная обработка информации: Математические способности: Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария. |
Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций. Обработка невербальной информации: Пространственная ориентация: Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки. Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие. Метафоры: С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто-то скажет: «Он висит у меня на хвосте», то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек. Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос «А что, если…» также задает правое полушарие. Художественные способности: Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству. Эмоции: Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое. Секс: За секс отвечает правое полушарие, если вы, конечно, не слишком озабочены самой техникой этого процесса. Мистика: За мистику и религиозность отвечает правое полушарие. Мечты: Правое полушарие отвечает также и за мечты. Параллельная обработка информации: Контролирует движения левой половины тела: Когда вы поднимаете левую руку, это означает, что команда поднять ее поступила из правого полушария. |
Схематично это можно представить следующим образом:
Это, конечно, шуточный тест, но он имеет долю правды. Вот еще один вариантов вращающейся картинки.
После просмотра этих картинок особый интерес представляет изображение с двойным вращением.
Как еще можно проверить, какое из полушарий у вас больше развито?
- сожмите ладони перед собой, теперь сплетите пальцы рук и заметьте, большой палец какой руки оказался сверху.
- похлопайте в ладоши, отметьте какая рука сверху.
- скрестите руки на груди, отметьте какое предплечье сверху.
- определите ведущий глаз.
Как можно развить способности полушарий.
Существует несколько простых способов развития полушарий. Самый простой из них — увеличение объема работы, на которой ориентировано полушарие. Например, для развития логики Вам необходимо решать математические задачи, отгадывать кроссворды, а для развития воображения посещать художественную галерею и т.п.
Следующий способ – максимально задействовать сторону тела, контролируемую полушарием – для развития правого полушария необходимо работать левой частью тела, а для проработки левого полушарий — с правой. Например, вы можете рисовать, прыгать на одной ноге, жонглировать одной рукой.
Развить полушарие поможет упражнение, на осознание правого и левого полушария мозга.
1. Подготовка к упражнению.
Сядьте прямо, закройте глаза. Дыхание должно быть спокойным и равномерным.
Зрительно представьте себе Ваш мозг, состоящий из двух полушарий и разделенный на две половины с помощью мозолистого тела. (См. рис выше) Сконцентрируйтесь на своем мозге.
Пробуем (в своем воображении) установить связь со своим мозгом, попеременно заглядывая левым глазом в левое полушарие мозга, а правым — в правое. Затем, обоими глазами смотрим внутрь, на середину мозга с мозолистым телом.
Это Вам будет интересно:
Факты о психологических особенностях человека, которые Вас удивят
Как молитва меняет кровь
2. Выполнение упражнения.
Медленно вдыхаем, наполняемся воздухом и задерживаем дыхание ненадолго. Во время выдоха направляем поток нашего сознания, как прожектор, на левое полушарие и «смотрим» на эту часть мозга. Затем снова делаем вдох, задерживаем дыхание и на выдохе направляем прожектор на правое полушарие головного мозга.
Представляем себе: слева — четкое логическое мышление; справа — мечта, интуиция, вдохновение.
Слева: вдох, пауза, выдох связан с проекцией числа. Справа: вдох, пауза, выдох связан с проекцией буквы. Т.е. слева: число «1» число «2» число «3» и т.д. Справа: буква «А» буква «Б» буква «В» и т.д.
Эту комбинацию чисел и букв продолжаем до тех пор, пока она вызывает приятные ощущения. Буквы и числа можно поменять местами, или заменить их чем-то другим — например, лето — зима, белый — черный.опубликовано econet.ru
За что «отвечают» левое и правое полушарие нашего мозга
Мозг — сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально
важная часть ЦНС. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую
от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление
движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Высшая
функция, выполняемая мозгом — мышление.
Можно легко протестировать, какое из полушарий мозга у Вас активно в данный
момент. Посмотрите на эту картинку.Если девушка на картинке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у
вас больше активно левое полушарие мозга (логика, анализ). Если же она
поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие
(эмоции и интуиция).
В какую сторону девушка вращается у вас? Оказывается, что некоторым усилием
мысли, можно заставить девушку вращаться в любую сторону. Для начала,
попробуйте посмотреть на картинку расфокуссированным взглядом.
Если вы смотрите на картинку одновременно со своим партнером, другом,
подругой, знакомым, очень часто бывает, что вы одновременно наблюдаете, как
девушка вращается в две противоположные стороны – один видит вращение по
часовой стрелке, а другой против. Это нормально, просто в данный момент у вас
активны разные полушария мозга.Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга
Левое полушарие | Правое полушарие | |
Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при выполнении следующих функций. Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание.
Математические способности: Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария. Контроль за движениями правой половины тела. Когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого полушария. | Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций.
Пространственная ориентация: Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки.
Контролирует движения левой половины тела: Когда вы поднимаете левую руку, это означает, что команда поднять ее поступила из правого полушария. |
Схематично это можно представить следующим образом:
Это, конечно, шуточный тест, но он имеет долю правды. Вот еще один
вариантов вращающейся картинки.
После просмотра этих картинок особый интерес представляет изображение с
двойным вращением.
Как еще можно проверить, какое из полушарий у вас больше развито?
— сожмите ладони перед собой, теперь сплетите пальцы рук и заметьте,
большой палец какой руки оказался сверху.
— похлопайте в ладоши, отметьте какая
рука сверху.
— скрестите руки на груди, отметьте
какое предплечье сверху.
— определите ведущий глаз.
Как можно развить способности полушарий.Левое полушарие мыслит логически. Правое помогает
создавать новое, генерировать идеи, как это сейчас модно говорить. Однако можно
быть математиком с хорошо развитым левым полушарием и при этом ничего нового не
выдумать. А можно быть творцом и сыпать идеи налево и направо и ни одну из них
не реализовать из-за непоследовательности и нелогичности своих действий. Такие
люди тоже встречаются. И не хватает им только одного: работы над
совершенствованием своего мозга, приведения его в гармоничное состояние.
А тем временем психофизиологи уже давно разработали систему упражнений для
этого. Хорошо в этом отношении музыка нтам, например, пианистам. Их с раннего
детства уже делали гармоничными. Ведь самый главный инструмент для развития
мозга — это руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария.
Итак, перейдём к упражнениям. Многие из них нам хорошо известны с детства.
1. «Ухо-нос». Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой — за
противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в
ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». Я
пробовала, в детстве получалось лучше.
2. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги,
возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками
зеркально-симметричные рисунки , буквы. При выполнении этого упражнения вы
должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной
работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.
3. «Колечко». Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук,
соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец.
Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.
Теперь вспомним уроки физкультуры. Недаром нас заставляли делать упражнения, в
которых нужно было левой рукой доставать до правой ноги и наоборот. Они ведь
тоже развивают наши полушария, и помогают им работать согласованно.
Замечательно помогает развивать полушария мозга нейролингвистическое
программирование, сокращённо НЛП. Мне понравилась одна из техника НЛП, которая
называется «Скорая помощь».
Она помогает снимать эмоциональное напряжение, улучшает работоспособность, развивает
внимание, мышление и межполушарные связи. Выполнять это упражнение трудно и при
этом интересно.
Объясняю порядок действий. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти
всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается,
а нижняя обозначает движение руками. Л — левая рука поднимается в левую
сторону, П — правая рука поднимается в правую сторону, В — обе руки поднимаются
вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать
одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к
последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.
А Б В Г Д
Л П П В Л
Е Ж З И К
В Л П В Л
Л М Н О П
Л П Л Л П
Р С Т У Ф
В П Л П В
Х Ц Ч Ш Я
Л В В П Л
Глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее цвета, которыми
написаны слова.
Вот так можно развивать свой драгоценный мозг на
благо себе. Тренируйтесь на здоровье и с удовольствием! А главное, почувствуйте
разницу между собой прежним и собой натренированным!
В завершение этой темы, хочу продемонстрировать еще одну уникальную
возможность Вашего мозга — прочтите текст с картинки:
http://www.vedamost.info/2013/07/blog-post_4752.html
Если нарушить связи левого и правого полушарий мозга,: wowavostok — LiveJournal
человек не будет понимать того, что он видит или слышит.
Что дает синхронизация мозга?
• образование новых нейронных связей,
• повышенную концентрацию и внимание,
• нахождение в сознании «Здесь и Сейчас»,
• остановку внутреннего диалога (схоже с медитацией),
• повышение интеллектуального уровня,
• успехи в учебе, самообразовании,
• продвижение по карьерной лестнице, реализация себя,
• поддержание молодости и ясности ума многие годы,
• профилактика многих заболеваний головного мозга.
Ментальные Законы: попытавшись нарушить законы природы, вы будете пойманы каждый раз без исключения.
Скачать свободно журнал о Ментальных Законах с Яндекс-диска
.exe https://yadi.sk/d/h8sPnbNDi-fN…
.html. .zip https://yadi.sk/d/lttDkagp2Nki…
.pdf https://yadi.sk/i/UnqVQ9WF3T6v…
Синхронизация полушарий головного мозга при помощи упражнений
Головной мозг человека принято сравнивать с компьютером. Он выполняет множество функций и обладает большими возможностями. Но люди используют его ресурсы лишь частично.
За что отвечает левое и правое полушарие мозга
Вы прекрасно знаете, что наш мозг состоит из двух полушарий — правого и левого — каждый из которых имеет свои функциональные особенности:
> Левая сторона отвечает за логическое мышление, анализ, рациональность, речь и языковые способности.
> Сферы специализации правой стороны головного мозга — творчество, генерирование идей, воображение, нестандартные решения, интуиция, эмоции.
Как правило, у одних людей лучше развито левое полушарие, у других — правое.
Выигрывают же те, у кого их работа синхронизирована.
Ведь часто встречаются люди с хорошим аналитическим умом, но без единой собственной идеи. А есть креативные личности, переполненные интересными и творческими идеями, ни одна из которых не реализовалась в жизнь. Поэтому так важно развивать гармоничную работу головного мозга, а не зацикливаться на одной из его половинок.
В 1981 году американский нейропсихолог, профессор психобиологии Роджер Сперри получил Нобелевскую премию за исследования в области межполушарной специализации мозга. Благодаря его работам ученые пришли к выводам, что когда человек в своем обучении задействует технологии по гармонизации его левой и правой части, то увеличивается продуктивность и результативность самообразования.
Что еще дает синхронизация мозга?
• образование новых нейронных связей,
• повышенную концентрацию и внимание,
• нахождение в сознании «Здесь и Сейчас»,
• остановку внутреннего диалога (схоже с медитацией),
• повышение интеллектуального уровня,
• успехи в учебе, самообразовании,
• продвижение по карьерной лестнице, реализация себя,
• поддержание молодости и ясности ума многие годы,
• профилактика многих заболеваний головного мозга.
Также замечено, что люди с развитой мозговой деятельностью редко болеют и быстро восстанавливаются. А упражнения по синхронизации полушарий положительно сказываются на двигательных способностях человека.
Заманчиво? Тогда начинаем переходить к способам тренировки и изменения работы мозга.
Как развить полушария мозга. Синхронизация полушарий
Очень важным органом, отвечающим за мышление человека, является шишковидная железа — эпифиз. Она расположена между полушариями, несет ответственность за работу всей эндокринной системы и выработку мелатонина (гормона молодости).
Во многих эзотерических учениях ее активизации придается очень большое значение. Так в даосизме (китайском традиционном учении) существуют такие понимания как «центр мозга», его «взращивание», «оперирование» им, что сводиться к элементарным понятиям концентрации. Сколько бы не шла речь о сосредоточенности и фокусировке, если сознание не синхронизировано, человек не будет владеть ими в полной мере. Он может лишь обладать наблюдением, связанным с работой того или иного отдела мозга.
Чтобы привести к гармонии работу обеих его частей, следует выполнять определенные упражнения, разработанные психофизиологами. Главным инструментом здесь играют руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария.
Упражнения для синхронизирования полушарий мозга
Сначала выполнять упражнения будет сложно, поэтому не торопитесь. Когда начнет получаться — ускоряйте темп. Делать их надо ежедневно. Количество повторений каждого упражнения минимум 30 раз.
«Кулак-ладонь». Поставьте руки перед собой: левая сжата в кулак, ладонь правой смотрит вниз и расположена на уровне противоположного запястья. Теперь одновременно меняем их положение. Сверху всегда должен быть кулак, снизу-ладошка.
«Ухо-нос». Пальцами правой руки возьмитесь за кончик носа, а левой — за правое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и теперь возьмитесь левой рукой за нос, правой — за ухо.
«Капитан». Одну руку ставим «козырьком» около лба, следите чтобы большой палец был спрятан, а не торчал в сторону. Пальцы на другой сложите в знак «класс». Как и в предыдущих упражнениях надо одновременно менять положение рук.
Для усложнения можно добавить хлопок перед сменой рук.
«Победитель». Пальцы на правой руке показывают знак «мир», на левой — «ок». Ваша задача заключается синхронно менять положение пальцев.
«Колечко». Соедините кончик большого пальца правой руки с кончиком указательного левой. То же самое с большим пальцем левой руки с указательным правой. Таким образом образуется «кольцо».
Большие пальцы — ведущие. Нижние пальцы отсоедините друг от друга, сделайте переворот вверх и снова их соедините. Повторите несколько раз.
Когда упражнение начинает получаться, усложняем его: большой палец правой руки уже касается не указательного, а среднего левой руки; большой палец левой руки — среднего пальца правой руки… и т.д. Доходим до мизинцев и обратно.
Полная версия видеоупражнений.
Развитие полушарий мозга: упражнения для мозга
Как тренировать мозг и память? Как развить внимание? Как учить языки быстро и легко? Как овладевать новыми навыками быстро? На эти вопросы ответит в серии обучающих роликов руководитель Центра развития «Орфей» Татьяна Гринчук.
Упражнение «Колечко» в исполнении А.Палиенко:
3 минуты урок на всю жизнь! Гармонизация правого и левого полушария мозга
«Восьмерки». Руки прямые, вытянуты параллельно полу. Одновременно рисуйте ими встречные горизонтальные восьмерки (знак бесконечность). Повторите 15-20 раз.
Теперь однонаправленные восьмерки (в одном направлении) — 15-20 раз. Сначала в левую сторону, потом в правую.
После это правая рука продолжает рисовать восьмерку горизонтально — «х», а левая вертикально — «8». Повторить 15-20 раз и поменять: левая — «х», правая -«8».
Образовательная кинестетика. Гимнастика мозга. Ленивые восьмерки
«Работаем локтями». Это упражнение, пожалуй, самое простое. Возьмите чистый лист бумаги формата А4. Нарисуйте на нем крест «+». Повесьте листок и встаньте перед ним. Смотрите на нарисованные перекрещенные линии и выполняйте следующие упражнения:
— Спина прямая, левым локтем коснитесь правого колена, потом правым локтем левого колена. Количество повторений 15 раз.
— Спина прямая, левым локтем коснитесь левого колена, потом правым локтем правого колена. Количество повторений 15 раз.
— Повторите 15 перекрестных движений, а затем 15 параллельных и снова 15 перекрестных.
После выполнения упражнений вы заметите, как ваш ум прояснился, мозг «разгрузился».
Перечисленный комплекс упражнений очень важно выполнять каждый день, чтобы достичь положительных результатов. Главный их смысл — бросить вызов себе и победить! Синхронизация полушарий головного мозга поможет вам изменить свое мышление и жизнь. И это не пустые слова. При регулярном выполнении комплекса вы начнете замечать изменения: появляются новые идеи, решения задач приходят быстро, они креативны и логичны.
источник
Науке давно известно, что человеческий мозг разделен на два полушария, функции которых разительно отличаются друг от друга. Левое полушарие используется для речи и чтения, решения задач, рассуждений, запоминания подробностей и других действий. Оно представляет собой источник логического рационального мышления, это наш интеллектуальный аналитический отдел.
Правое полушарие представляет собой центр возникновения идей, ориентации в пространстве, интуиции, музыкальности, эмоциональности и многого другого. Оно отвечает за восприятие формы и пространства, чувство прекрасного и за все прочее, что левое полушарие не в силах постичь и систематизировать, включая любовь, дружбу, вдохновение. Это центр духовного развития…
Научные теории утверждают, что в повседневной жизни человеческое сознание постоянно мечется между правым и левым полушариями в зависимости от обстоятельств, утверждая принцип мирного сосуществования. Например, когда человек решает задачу, превуалирует левое полушарие. Если вы слушаете музыку, первенство переходит к правому полушарию…
Психофизиологические и электрофизиологические исследования, приоткрывая тайны работы мозга, доказали, что способы и скорость обработки информации в обоих полушариях также различны.
Левое полушарие работает медленнее по дискретному, последовательному принципу отражения и анализа. Оно строит черно-белый образ как логическую схему (скелет).
Правое полушарие обрабатывает сигналы целостно, мгновенно; оно строит образ фактурно, в объеме и цвете и в других признаках голографического изображения. Но схема построения образа берется правым полушарием из левого в виде смысла или понятия.
Если нарушить связи левого и правого полушарий мозга, человек не будет понимать того, что он видит или слышит.
А пики работоспособности мозга приходятся на те мгновения, когда мышление обоих полушарий синхронизируется».
источник
Материалы первого выпуска флэш-медийного журнала «Наследие Владимира Кирюшина как спусковой механизм запуска ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕЛОВЕКА» с эффектом перелистываемых страниц и возможностью просмотра видео и прослушивания аудио.Материалы первого выпуска флэш-медийного журнала «Наследие Владимира Кирюшина как спусковой механизм запуска ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕЛОВЕКА» с эффектом перелистываемых страниц и возможностью просмотра видео и прослушивания аудио.
Благодаря Интонационно-слуховым упражнениям для развития абсолютного звуковысотного музыкального слуха, мышления и памяти мозг постепенно становится другим, способным к освоению очень сложных вещей. — В.В.Кирюшин.
Скачать свободно с Яндекс-диска
Интонационно-слуховые упражнения для развития абсолютного звуковысотного музыкального слуха, мышления и памяти..zip (742 МБ)
В архив входят следующие файлы:
1.Упражнения (с голосом) для прослушивания и подпевания
2. Фонограммы (без голоса) для самостоятельного пения
3. Картинки
ПОДСКАЗКА. В случае проблемы со скачиванием можно сохранить на свой Яндекс-диск и скачать потом оттуда.
Открытая группа ВКонтаке «Наследие Владимира Кирюшина как спусковой механизм запуска ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕЛОВЕКА»предназначена для восстановления, структуризации и популяризации наследия педагога-новатора Кирюшина В.В. и его учеников с возможностью читать, смотреть, слушать и скачать себе.
ИСТОЧНИК
строение, функции, за что отвечают
Лобные доли занимают около 28% всей площади корковых структур. Их масса составляет приблизительно половину веса всего мозга – около 450 г. Лобные доли – находящиеся во фронтальной плоскости головного мозга структуры, которые отвечают за психическую деятельность человека, что предопределяет их важнейшую роль в формировании и использовании разума. Функции лобных долей, находящихся в головном мозге, включают способность размышлять, анализировать, абстрагироваться и обобщать.
Особенности строения
Лобные доли – отдел головного мозга, который несет ответственность за коммуникативные навыки (умение разговаривать, мыслить, запоминать). Анатомическое строение лобной доли предполагает четкое ограничение со стороны височных областей боковыми бороздами. С фронтальной стороны лобная часть отделяется от теменного участка центральной бороздой. Нижний край отдела ограничивает сильвиевая борозда.
Основные извилины, находящиеся в лобной доле, включают вертикальную прецентральную и верхнюю, среднюю, нижнюю, пролегающие горизонтально. Извилины разделены бороздами. В период бодрствования нейроны и нейромедиаторы в этой области более активны, чем во время сна.
Участок префронтальной коры функционально связан и активно взаимодействует с отделами лимбической нервной системы – мозговыми структурами, находящимися по обеим сторонам таламуса. Лимбическая система задействована в регуляции обоняния, работы внутренних органов, проявления эмоций, режима сна и бодрствования, запоминания.
Гипоталамус, входящий в лимбическую систему, управляет при помощи гормонов вегетативной нервной системой, благодаря чему человек чувствует жажду и голод, просыпается и засыпает в соответствии с заложенными природой биологическими часами, испытывает половое влечение к представителям противоположного пола. Гиппокамп участвует в процессе формирования базы долговременной памяти. Эта структура ответственна за восприятие, анализ и хранение информации пространственного плана.
Лобная доля считается корковым участком лимбической системы. В лобной части мозга находятся ассоциативные зоны, где происходит обработка и сравнение поступающей извне информации с данными, которые хранятся в памяти. Анатомия этой мозговой структуры предполагает деление на отделы:
- Моторный.
- Премоторный.
- Дорсолатеральный префронтальный.
- Медиальный префронтальный.
- Орбитофронтальный. Является пересечением нейронных путей, по которым передается информация в ассоциативные зоны коры – место тесного взаимодействия префронтальной и лимбической системы.
Префронтальная область регулирует сложные формы и модели поведения, обеспечивая взаимосвязь мотивационных, эмоциональных и мыслительных процессов. Отдел участвует в оценке окружающей обстановки, с учетом обстоятельств формирует порядок планируемых действий, анализирует последствия намеченных поступков, вырабатывает типичные для конкретных ситуаций модели поведения.
Основные функции
Лобные доли, расположенные во фронтальной плоскости головного мозга, выполняют много важных функций, включая прогнозирование, планирование, регуляцию и контроль над психо-эмоциональной деятельностью человека. Лобные доли, состоящие из правой и левой части, отвечают за слаженную работу всех отделов в головном мозге, что указывает на их ведущую роль. Основные функции:
- Принятие решений, перспективное планирование, реализация целенаправленных действий.
- Выполнение произвольных движений всеми отделами тела. Импульсы произвольной двигательной активности перемещаются по пирамидному пути. Экстрапирамидная система помогает выполнять произвольные движения, задействует заученные, типовые двигательные схемы, поддерживает и перераспределяет мышечный тонус при выполнении движений.
- Двигательные механизмы речевой функции. Иннервация органов, принимающих участие в воспроизведении звуков (язык, лицевые мышцы, губы), обеспечивает работу речевого аппарата. Центр Брока координирует передачу нервных импульсов к органам речи от двигательного анализатора, который осуществляет восприятие и анализ информации, синтез определенных раздражений.
- Индивидуальные особенности личности. Характер, тип темперамента, мировоззрение, манера поведения, инициативность, критическая самооценка, особенности коммуникации с другими членами социума.
Левая и правая лобные доли, находящиеся в головном мозге, частично отвечают за вертикальное положение туловища, что позволяет заподозрить поражение мозгового вещества в этой зоне, если у человека появляется семенящая, неуклюжая походка или он начинает сильно сутулиться, стоит и ходит с полусогнутой спиной.
Корковая часть лобных долей несет ответственность за произвольные движения глазами в любом направлении, в том числе в противоположную сторону от курса, по которому совершается перемещение тела. Повреждение тканей в левой доле сопровождается нарушениями вербального поведения (вербальные реакции типа говорение, понимание и запоминание слов, реагирование на фразы), в правой доле – к невербальным расстройствам.
Симптомы поражения тканей в лобной доле мозга
В числе наиболее тяжелых поражений тканей лобных долей отмечаются ишемические, атрофические изменения тканевой структуры, инсульт с очагом ишемии или геморрагии в этой области. Нарушение кровоснабжения этого участка мозга негативно отражается на когнитивных способностях. Основные причины ухудшения, прекращения кровотока в этой зоне:
- Обострение артериальной гипертензии.
- Атеросклеротические повреждения сосудистых стенок.
- Аномалии развития и приобретенные дефекты элементов кровеносной системы (сосудистые мальформации, аневризмы).
- Расстройство в работе системы гемостаза (повышенное тромбообразование, нарушение свертываемости крови).
Синдром лобной доли возникает на фоне поражения тканей префронтальной области, отвечающей за многоступенчатые мыслительные процессы, поведение и когнитивные способности. Общемозговые симптомы патологии:
- Острая боль во фронтальной плоскости головы.
- Тошнота, часто приводящая к приступам рвоты.
- Головокружения, помрачения сознания.
- Иногда повышение температуры тела.
Синдром лобной доли в международной медицинской классификации болезней относится к органическим расстройствам личности. Часто развивается на фоне других патологий – болезни Пика и Альцгеймера, опухоли мозга, травмы в области головы, поражения сосудистой системы в этой зоне. Специфические признаки заболевания:
- Активация рудиментарных рефлексов (сосания, хватания, поиска). Происходит при поражении обширного участка тканей.
- Потеря самоконтроля, неспособность планировать и управлять действиями.
- Утрата осознания собственной личности.
- Моторная и речевая дисфункция.
- Невозможность абстрактного мышления и планирования.
- Персеверация. Бессознательное многократное повторение одного слова, фразы, действия.
- Нарушение функций концентрации внимания и памяти.
Подобные расстройства нередко наблюдаются у пациентов с болезнью Альцгеймера, у которых происходят патологические структурные изменения в тканях – формирование белковых структур вокруг нейронов, препятствующих и нарушающих взаимосвязи между нервными клетками. Болезнь Альцгеймера часто становится причиной деменции.
Последствия повреждения лобной доли
При поражении этих мозговых структур человек становится беззаботным, ему свойственны переменчивость настроения, бессмысленные, нелогичные поступки и стремления. Атрофия мозгового вещества в этой области сопровождается утратой мотивации, что приводит к пассивности, равнодушию, апатии, отсутствию интереса к окружающему миру. Состояние часто ошибочно принимают за лень, не осознавая, что причина изменения поведения связана с гибелью нервных клеток в области лба.
Последствия лобного инсульта развиваются по двум типам – абулическому и расторможенному. В первом случае преобладают такие симптомы, как безразличие, апатия, отсутствие инициативы, утрата творческого мышления и любознательности. Во втором наблюдается импульсивное поведение, действия теряют осмысленность и логичность, человек не способен предвидеть результат своих поступков.
Лобные доли – структуры, которые управляют психической деятельностью и поведением индивида. При поражении этих отделов мозга индивид теряет способность взвешенно оценивать себя, как личность, объективно воспринимать события и реагировать на ситуацию, планировать и совершать целенаправленные действия.
Просмотров: 361