За что нужно наказывать ребенка? — Дети
Вот примеры детских поступков, за которые родители часто наказывают детей или как-то их ограничивают.
Исследовательский интерес. Когда ребенок подрастает и начинает активно передвигаться по квартире, ему все интересно, даже (и порой особенно) то, что нельзя: розетки, грязная обувь, домашние животные. Как правило, взрослые предпочитают крикнуть «Нельзя!», изолировать или даже шлепнуть. Но ведь если у ребенка есть потребность узнать больше об окружающем мире, а взрослые эту потребность ограничивают и еще за эту потребность наказывают, ребенок может вырасти абсолютно безынициативным и нелюбознательным человеком, который боится предпринимать малейшие самостоятельные шаги.
Задание родителям. Подумайте, может, все же что-то можно, но осторожно? Например, можно объяснить, что нужно помыть ручки после того, как малыш потискал собаку. Если малышу интересно влезть на диван, а вы боитесь, что он упадет, подложите подушку или подстрахуйте его сами. Или позвольте упасть, если высота небольшая. Так кроха, «наказав» сам себя, будет учиться осознавать опасность и самостоятельно делать выбор, что можно, а что нельзя. Так же можно дать малышу понять, что плита может обжечь, позволив прикоснуться к остывшей до безопасной температуры, но все еще горячей конфорке.
Читайте также: КАК РОДИТЕЛИ ДЕЛАЮТ ДЕТЕЙ НЕУДАЧНИКАМИ
Незнание законов окружающей действительности. Бывает, что ребенок взял мамину любимую чашку в свои маленькие ручки, а она вдруг упала и разбилась. Первая реакция мамы – накричать или наказать любым приемлемым ей способом. Малыш еще многого не знает о мире, в том числе и то, что чашка хрупкая, и может разбиться, если ставить на край стола или неаккуратно держать в руках. Ребенок в этот момент и так напуган и ощущает вину перед мамой, а мама своей негативной реакцией еще и увеличивает тревожность.
Getty Images/FotobankЗадание родителям. Больше объясняйте крохе, почему некоторые вещи нельзя брать в руки, почему нельзя играть в мяч возле серванта или телевизора, и многое другое о вещах в окружающем мире, тогда вам не придется испытывать разочарование, если малыш что-то разобьет или сломает. Вместо того чтобы резко хватать за руку и шлепать по попе, когда расшалившийся малыш пытается выскочить на дорогу, усадите его и терпеливо объясните, что выходить на дорогу без мамы опасно.
Прощупывание границ. Малыш может совершать заведомо «плохие» поступки, проверяя маму и папу на прочность, узнавая предел вседозволенности. Особенно это касается «кризиса 3-х лет». Например, кроха может подойти и ударить маму. Если при этом никак не реагировать, ребенок может ударить еще раз, сильнее, и будет делать до тех пор, пока не получит мамину реакцию.
Задание родителям. Не нужно сразу наказывать малыша, если он не слушал бабушку или покатился в истерике по полу в супермаркете. Покажите ему, что вам неприятно такое поведение. Очертив таким образом границы дозволенного, вы всего лишь можете предупредить шалуна, что в следующий раз за это же самое его ждет наказание. Тогда уже, если он вас не послушает, вы имеете право его как-то наказать.
Читайте также: НАКАЗЫВАЙТЕ ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНО
Перенос агрессии. Бывает, что ребенок грубит маме, ведет себя с ней агрессивно. В этот момент его, как правило, наказывают. Но ведь дети изначально все хорошие, не преступники и не отъявленные хулиганы, которые совершают плохие поступки, потому что в голову взбрело. За каждым поступком ребенка обязательно стоит причина. Часто у ребенка существует какая-то проблема, какой-то источник агрессии. Это может быть неприятна ситуация в школе, конфликтные отношения с друзьями, обида на учителя или на жесткого авторитарного папу. Эта агрессия требует выхода, и часто ребенок, сам не понимая, почему так происходит, выплескивает свой накопившийся негатив на человека, который его любит и с которым нельзя бояться быть самим собой. Конечно, это мама. Ребенок и так чувствует свою вину, потому что обидел любимую маму, а его еще и наказывают за это. Тогда агрессия может уходить внутрь и привести к аутоагрессии (агрессии, направленной на себя).
Задание родителям. Всегда старайтесь разобраться, что лежит за агрессивным поведением ребенка. Дайте понять, что злиться нормально, а также и то, что лично вам неприятно такое поведение. Можно так сказать: «Мне неприятно, что ты на меня кричишь. И я понимаю, что это, наверное, не ко мне. А тогда давай подумаем, на кого или на что ты злишься?» После предложите ребенку безопасный и необидный ни для кого способ выхода агрессии: поиграйте в «боксеров», побейтесь подушками и т.д.
У психологов есть правило: на 9 «да» должно быть всего одно «нет». Если вы что-то запрещаете, то должны 9 раз разрешить. Подумайте, что именно вы запрещаете. Запретов должно быть небольшое количество, и эти запреты не должны нарушаться никогда. Все остальное должно быть «можно, но осторожно». Тогда резко убавится поводов для наказания. А если вы будете больше разговаривать с ребенком, объяснять и пытаться выяснить причины его поступков, тогда и вовсе можно будет обойтись без наказаний.
Татьяна Корякина
Благодарим за помощь в подготовке материала детского и семейного психолога Евгения Полтенко (vashpsyholog.com).
Как и за что нельзя наказывать ребенка? А за что нужно наказывать?
В непростом деле воспитания ребенка рано или поздно встает вопрос о выборе методов наказания, которые родители применяют в случае детского непослушания. Не секрет, что малыши частенько своими проказами раздражают взрослых, хотя те в душе понимают, что через разрисованные обои, разбитые чашки и грязную одежду проходят все маленькие дети.
Давайте разберемся, нужно ли наказывать ребенка за случайный проступок, а какое поведение вообще стоит игнорировать?
Прежде всего, давайте разберемся, что же такое наказание? Это мера дисциплинарного воздействия на ребенка, который совершил какой-либо проступок. Иными словами, наказывая малыша, родители хотят добиться от него понимания недопустимости тех или иных действий.
Однако сначала необходимо определить, является ли детское поведение преднамеренным проступком и нужно ли за это наказывать.
Случайные или преднамеренные проступки?
Чаще всего дети ведут себя плохо (с родительской точки зрения) без злого умысла. Например, если двухлетний кроха снова и снова лезет в лужи, игнорируя ваши увещевания, он не хочет вам досадить. В этом случае срабатывает инстинкт маленького исследователя. Малышу интересно узнать глубину «водоема», понять, откуда в нем берется вода.
В подобных ситуациях уместнее переключить детское внимание, занять ребенка более приятной исследовательской деятельностью или же позволить побегать по лужам и увести домой просушиться.
Но если пятилетний дошкольник намеренно бросает камни в лужу, чтобы забрызгать прохожих, – это уже довольно серьезный проступок. И все равно, прежде чем наказать ребенка, следует ему объяснить, почему так поступать нельзя.
За что нельзя наказывать?
Психологи советуют мамам и папам выстроить своеобразную градацию детских провинностей, а, значит, и наказаний.
Лишь после этого вы поймете, за что детей не следует ни в коем случае наказывать, а когда нужно наказывать обязательно.
Безусловно, мы сейчас не говорим о физических мерах воздействия, так как они чаще всего неоправданны, однако определенные ограничения все-таки должны быть, поскольку организуют детскую жизнь.
К примеру, можно вывести малыша из игры за то, что он царапает и кусает других деток, лишить привилегии из-за обмана или воровства. Однако нельзя наказывать малышей:
- за стремление познавать окружающий мир – разборка предметов на запчасти, проба на вкус, изучение своего тела, отклеивание склеенных частей;
- за физиологические и возрастные особенности: гиперактивность, непоседливость, невнимательность, плохое произношение букв, нежелание читать книги, сложности с засыпанием, кормление или привыканием к горшку;
- за проявление естественных в его возрасте чувств: ревность к младшей сестре или братику, зависть к игрушкам приятеля, гнев из-за неудовлетворения его потребностей;
- за инстинктивное поведение, когда малыш боится темноты, опасается оставаться один в пустой квартире, пугается врача в белом халате, не желает расставаться с любимой мамой;
- за желание помочь, когда кроха наносит определенный ущерб маме с папой (к примеру, разбивает кружку), но потом выясняется, что он так поступил, руководствуясь самыми лучшими мотивами – хотел налить родителям чай;
- за обычную неосторожность – маленький непоседа испачкался во время прогулки, случайно пролил на себя или на ковер сок из бутылочки или кружки.
Таким образом, не стоит наказывать ребенка, если он исходил из добрых побуждений. Наоборот, его нужно поддержать, даже если за положительным поступком последовала какая-либо неприятность.
В этом случае малышу можно посочувствовать, а вместо дисциплинарных мер подсказать, как следует исправить досадную ошибку.
О чем следует помнить перед наказанием?
Ваш малыш опять шалит? Постарайтесь сделать глубокий вдох и переждать несколько секунд, перед тем как отреагировать на детскую проказу. Какую фразу вы произнесете – добрую или злую?
К сожалению, произнесенные слова взять обратно у вас уже не получится. О чем еще следует помнить взрослым?
- Детское непослушание не является личным выпадом в вашу сторону. Прежде чем наказать непослушного малыша, который разукрасил обои, поймите, что он не хотел этим поступком навредить любимой маме.
- Попробуйте сделать небольшой перерыв, когда вы чувствуете, что сейчас сорвете злость на своем провинившемся чаде. Вы можете выйти из комнаты, пролистать журнал, позвонить подруге, то есть сделать что-либо, что вас немного успокоит.
- Не требуйте невозможного от детей. Не следует ждать, что трехлетний карапуз станет вести себя столь же разумно, как семилетний ребенок. И наверняка первоклассник не сможет так же соответствовать вашим требованиям, как 14-летний подросток. Обязательно помните о возрастных нормах, тогда вам не придется расстраиваться по пустякам.
- Помните знаменитого проказника Эмиля из Леннеберги? Возможно, вам стоит порадоваться, что в вашей семье растет более послушный малыш. А еще лучше – научитесь смеяться над происходящим, в этом случае случайные детские проступки не будут казаться настоящей трагедией.
- Есть шуточное мнение, что седые волосы родителей – это проступки их детей. Поэтому постарайтесь вспомнить себя в детстве или попросите собственную маму или папу напомнить, какими были вы в возрасте своего чада. Возможно, проказы крохи померкнут перед вашими прежними проделками. А значит, разбитая тарелка уже не станет казаться столь сильным прегрешением.
- В любой ситуации руководствуйтесь любовью. Безусловно, довольно сложно любить маленького непоседу, который нарисовал сердечко фломастером на новом автомобиле или случайно разбил дорогую хрустальную вазу. Но именно в этот непростой момент крохе необходима ваша любовь и понимание.
Итак, постарайтесь запастись терпением и не теряйте чувство юмора. Обязательно поговорите со своим чадом, вероятно, после спокойной беседы вы поймете, что им двигало не желание навредить, а исследовательский инстинкт, желание творить и изобретать, а зачастую и обычная случайность.
Конечно, некоторые вещи очень дороги (и не всегда их ценность можно измерить деньгами), однако стоит ли вещь детских слез и обид?
Если же плохое поведение повторяется и его нельзя списать на случайность, соблюдайте определенную последовательность действий. Сначала объясните крохе, почему вы считаете его поступок нежелательным, расскажите о последствиях его поведения.
Если же ребенок не унимается, сделайте замечание и предупредите о возможном наказании. И лишь после всех перечисленных методов применяйте наказание.
Автор публикации:
Детский психолог
МДОУ № 53 Центр развития ребенка – детский сад Копейского городского округа Челябинской области, г. Копейск
5 важных причин, почему физическое наказание — провальный способ воспитания ребенка
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Физическое наказание — распространенный метод, который используют для воспитания избалованных или непослушных детей. Его придерживаются 4 из 5 родителей. А в 9 из 10 случаев такой способ практикует женщина — мама или опекун. Некоторые не задумываясь задают детям трепку. А самые решительные могут использовать то, что подвернется под руку, например ремень. Но, даже если взрослые думают, что таким образом учат детей чему-то правильному, и считают, что их действия безвредны, исследования показывают: это не просто вредно, но и бесполезно.
AdMe.ru объясняет, почему телесное наказание неэффективно и какие альтернативные методы лучше использовать для воспитания детей.
1. Это не работает, а только ухудшает ситуацию
Справедливо, что дети могут быть наглыми, а терпение родителей имеет свои пределы, но добиться желаемого результата шлепаньем невозможно. Ученые считают, что насилие как способ дисциплинирования не работает в долгосрочной перспективе, потому что так ребенок не понимает, почему то, как он ведет себя, неправильно. Насилие — это просто быстрый способ остановить действия ребенка.
2. Это путь к тому, чтобы стать агрессором для затравленного ребенка
Исследования показывают, что большинство случаев жестокого обращения с детьми началось со шлепков. Учитывая, что телесные наказания не работают, родители обычно увеличивают количество применяемой силы в каждый последующий раз, когда ребенок не ведет себя должным образом. Желаемый дисциплинарный эффект никак не достигается, и в результате родители доходят до такой силы исступления, на которую они никогда не считали себя способными.
3. Насилие порождает агрессию в будущем
Дети, которые подвергались физическому наказанию в течение всего детства, более склонны применять насилие в отношении собственных детей и партнеров. Они даже подвержены более высокому риску стать правонарушителями. Это неудивительно, ведь родительский пример оказывает наибольшее влияние на ребенка. И если мама или папа используют силу для разрешения конфликта, — это то, что ребенок будет запоминать и повторять.
4. Дети могут начать страдать от депрессии
Наказывать ребенка: за и против
Ребенок – это продолжение своей семьи. Сейчас уже многим известно, как полезно малышу, находящемуся в утробе матери, слышать музыку, ласковые слова и чувствовать поглаживания, так как нервная система ребенка начинает закладываться на второй-третьей неделе беременности. Уже тогда малыш получает положительные и отрицательные эмоции.Почему ребенок дерется
Что делать, если провокатором всех драк выступает именно ваш ребенок?
Евгения Лепешова
Читать далее
Некоторые родители и даже педагоги считают, что ребенка необходимо воспитывать в строгости, порой прибегая даже к телесным наказаниям. Психологи против подобной практики. Хотя и бывают ситуации, когда кажется, что несильный шлепок – единственный действенный способ объяснить ребенку неправильность его поступка. Но даже в этом случае возможно словесно разъяснить, в чем именно он не прав, а также дать ему понять, что его любят и всегда готовы понять и простить.Воспитательные меры
Но наказания бывают разными. Многим знакома ситуация, когда ребенок закатывает истерику – падает на пол, бьется ногами и головой, кричит. Часто такие сцены устраиваются в магазине, когда малыш хочет, чтобы ему приобрели ту или иную вещь. По своей натуре ребенок – хороший актер, и ему необходима публика. Если лишить его этого внимания, оставив в одиночестве – это послужит для него хорошим уроком и будет справедливым наказанием.
Детям-звездам приходится воспитывать дисциплину, ведь они выполняют взрослые задачи. Как справляются с ними взрослые? Смотрим видео!
Гуманным способом многие считают «угол». Поставить малыша в угол – значит, оставить его наедине с самим собой. «Зрители» не обращают на него внимания, и, следовательно, истерику устраивать больше нет смысла. К тому же, его лишили самого важного – общения, а это весомый аргумент задуматься над тем, что же он натворил. Но наряду с применением подобного наказания ребенку все равно необходимо разъяснить, в чем именно он был не прав.
Очень часто родители жалуются на то, что дети в песочнице (или в другом месте скопления ребят) начинают драться. Для многих детей это проявление своего «я», способ показать свою индивидуальность. Но они еще не понимают боли другого человека. В данной ситуации также следует отвести малыша в сторону и сказать: «Ты не можешь сейчас играть с другими ребятами, ты с ними дерешься». Ребенок почувствует, что одному ему скучно, ему не с кем играть. Благодаря этому осознанию в следующий раз он будет вести себя иначе.
Школьная пора
Проблемы в школе, нежелание готовиться к урокам – также распространенная проблема. Подчас родители наказывают своих детей за плохие оценки в школе, запрещают делать какие-то вещи в качестве наказания. А порой прибегают и к физическим наказаниям. Как избежать подобных историй и в то же время дать понять школьнику, что учиться необходимо? Школьная оценка, поставленная учителем, может быть не всегда объективной.
Педагог может поставить злополучную двойку не за знания, а за плохое поведение. Только поговорив с учителем и с самим ребенком, вы сможете понять причину и выяснить, что произошло. Вряд ли он целенаправленно шел в школу, чтобы получить двойку. Наверняка он что-то не сделал, что-то не выучил, но, опять же, это всегда можно обсудить и проговорить, а не просто сказать: «Ты получил двойку, ты наказан, за это сегодня не пойдешь гулять».
Причиной такой реакции на проступок вашего ребенка может стать то, что у нас часто срабатывают стереотипы, которые заложены еще нашими родителями: взрослые – это взрослые, а ребенок должен подчиняться. Но если вы действительно интересуетесь жизнью вашего ребенка, то почему бы вам просто не поговорить с ним и узнать, о чем он думает и что чувствует?
Воспитание – это вовсе не запреты. Не ленитесь тратить время на обсуждение проблем, разговоры по душам, разъяснения и анализ поступков. Приводите свои жизненные примеры. Будьте ребенку не только наставником, но и другом. Тогда воспитание будет даваться легко и приятно.