Как работает японская система обучения детей: aleks070565 — LiveJournal
В 1954 году жил-был в Японии учитель математики Тору Кумон, и однажды его сын Такеши принес из школы двойку по арифметике. Г-н Кумон не растерялся и стал каждый день давать сыну простые задания на сложение, которые умещались на одном листочке. Вскоре Такеши стал лучшим в классе, а родители одноклассников повели своих детей на занятия к его отцу.
…Прошло 60 лет. Теперь обучающие центры KUMON расположены почти в 50 странах мира. Более 4 миллионов детей в них занимаются по специальным рабочим тетрадям.
Тору Кумон
О том, как работает эта методика развития детей, мы поговорили с Анастасией Креневой — руководителем детского направления «Манн, Иванов и Фербер».
Анастасия Кренева
— Что такое KUMON и в чем их «фишки»?
— KUMON — это японская методика развития навыков, которые обычно должно быть сформированы у ребенка к школе. В центрах KUMON учат держать карандаш, проводить линии, вырезать, клеить, считать, писать цифры и буквы.
Всего в серии, которую мы издаем, более 50 рабочих тетрадей — каждая для конкретного навыка и возраста. В тетрадях по 40 заданий, и они рассчитаны на месяц-два занятий. Главное — заниматься каждый день, последовательно и понемногу. Это очень важно. Ключевой принцип всей методики — последовательное усложнение. Сначала всегда самое простое, потом сложнее и сложнее. Именно этим они отличаются от большинства отечественных изданий.
Так, например, нередко можно встретить такое: открываешь тетрадь для подготовки руки к письму, а там одним из первых задание — обвести по пунктирной линии цветочек или солнышко. И сразу возникает вопрос: как 2-летний ребенок, который еще даже карандаш толком держать не умеет, сможет это сделать?
Это же сложно — нужно окружность нарисовать и прямые линии, выходящие под разными углами. Не каждый взрослый хорошо справится. В KUMON по-другому. Все начинает с очень и очень простых вещей. Сначала ребенок учится вести короткую линию, в следующем задании линия удлиняется, потом появляется один изгиб, затем несколько и т. д. То есть, по логике японцев, задание с солнышком стояло бы в самом конце тетради…
Другая особенность в том, что KUMON — это не только механическая отработка навыка. Эти тетради приучают ребёнка к самостоятельности. Участие родителей здесь сводится к нулю. Благодаря иллюстрациям, дизайну страниц все задания интуитивно понятны ребенку. Он открывает тетрадь и сам все делает, без подсказок.
Плюс японцы постоянно повторяют родителям, что детей нужно обязательно хвалить. Когда вы хвалите детей, это повышает их самооценку, они начинают верить в свои силы, а сами занятия вызывают у них только положительные эмоции. Они сами хотят заниматься каждый день. А это очень важно — ведь так у ребенка еще и вырабатывается полезная привычка к занятиям.
Тетради Kumon
— Я слышала, что японцы продумывают даже толщину бумаги для детей. Это так?
— Да, они продумали все, что только можно. Тетрадки для детей 2 лет — маленького формата; тетрадки для детей постарше — большого. Плотность бумаги тоже разная. Например, в тетрадках для малышей используется самая плотная бумага. Чем старше ребенок, тем бумага тоньше. Всё делается для того, чтобы ребенку было удобно писать.
В 2 года ему еще трудно держать карандаш и вести линию, поэтому он сильно давит на бумагу. Если бумага будет тонкой, она порвется, а это расстроит малыша. Удовлетворения от выполненного задания не будет. И в следующий раз ему не захочется заниматься.
Другой пример продуманности, причем далеко не очевидный, в иллюстрациях к заданиям. В начале тетради задания очень простые, а иллюстрации к ним яркие, со множеством деталей. Ребёнок воспринимает это всё как игру и погружается в неё. Чем дальше, тем задания сложнее. А картинка при этом становится менее насыщенной и красочной. Почему? Тут тоже очень просто: чем сложнее задание, тем сильнее ребенку нужно концентрироваться. Его ничто не должно отвлекать.
Как японцы учат детей математике. Тетради KUMON. Японская методика обучения детей
ДУШАНБЕ, 9 фев — Sputnik, Фатима Яхяева. Более 60 лет назад огорченный двойкой своего сына известный математик из Японии Тору Кумон разработал уникальную методику логического решения арифметических задач. Благодаря ей в кратчайший срок ученому удалось не только подтянуть своего сына, но и открыть целую школу Кумон.
© Sputnik
Сегодня по его методике обучаются более 4 миллионов детей в 49 странах мира. Малышей из Таджикистана Кумон тоже не обошел стороной: экономист Парвина Турсунова стала первой, которой удалось внедрить эту редкую методику в Душанбе. Об успехах детей здесь и о важности вклада в «своих» она рассказала в интервью Sputnik Таджикистан.
От легкого к сложному
Математика, по словам девушки, зачастую становится первым и большим препятствием учеников на пути знаний и успехов в школе. Именно она является той самой дробной чертой, делящая детей в классе на способных и безнадежных, сильных и слабых.
«Это происходит в то время, когда ментальная и логическая арифметика уже давно доказала, что раскрыть гения в каждом ребенке так же легко, как сложить цифры 2 и 2. Но, как говорят, всему есть свое время — логической арифметикой тоже желательно начать заниматься уже в период раннего развития ребенка», — подчеркивает Парвина Турсунова.
Именно поэтому, по ее словам, она, открыв в Душанбе образовательный центр «Сёма» (франшиза российской сети детских образовательных клубов), решила сделать ставку на Кумон, ключевым принципом которой является последовательное усложнение — переход с легкого на сложное.
«Вы, наверное, тоже заметили, что, например, в тетради для подготовки руки к письму, первое задание — это обведение по пунктирной линии солнышка или цветочка. Вам кажется это очень легко, а вот для 2-3-летнего ребенка, который еще не умеет толком держать карандаш, это непосильная задача. Заставляя ребенка браться за такое, мы зарождаем в нем не только чувство неуверенности в себе, но и убиваем в нем всякое желание учиться дальше. Особенно остро этот вопрос стоит в период кризисного возраста, когда в 3 года ребенок только начинает познавать свое «я» и интересоваться чем-то новым вокруг», — делится девушка.
© Sputnik
Дети в образовательном центре «Сёма» в Душанбе
А по методике Кумон, как подчеркивает Парвина, аналогичная тетрадь началась бы с задания, где ребенок учится вести только короткую линию. Позже эта линия бы удлинилась, а к середине тетради добавился бы первый изгиб, и только в заключительном задании перед ребенком бы стоял вопрос обведения солнца или цветка.
«Этот метод приучает к самостоятельности и сводит к нулю участие родителя в выполнении заданий. Все показано настолько просто и понятно, что ребенок даже не обращается за помощью к старшим. Чтобы правильно запустить эту методику и у нас, мы сперва определенное время поработали с другими школами Кумон. В итоге за всего 5 месяцев работы нашего центра в Душанбе нам удалось добиться очень хороших результатов. Дети не только с большим желанием бегут к нам за новыми знаниями, но они еще и стали очень самостоятельными, что сильно удивляет их родителей», — с гордостью отмечает Паривна Турсунова.
Себе — на радость, людям — на пользу
Сама девушка, кстати, всего год назад не была столь близка к педагогике и уж тем более к такой уникальной методике. Но теперь со всей уверенностью твердит, что в душе она больше учитель, нежели экономист.
«Ранним развитием детей я заинтересовалась недавно: была подписана на один портал, где часто публиковались статьи о психологии детей, особенности их воспитания, методиках обучения и о проблемах развития. Меня все это так затянуло, что я уже начала болеть идеей открытия образовательного центра, где я могла бы внедрить мировой и современный опыт работы с детьми. Хотя на тот период я жила и работала в Москве, реализовать задуманное мне сразу захотелось у себя на родине, в Таджикистане», — улыбается девушка.
Свою любовь к Таджикистану она действительно скрыть не может — глаза сверкают, когда начинает рассказывать о своих планах на будущее, которые целиком и полностью связаны с ее родиной.
«Знаю, многие нынче, наоборот, покидают Таджикистан. Я, правда, не понимаю, зачем они это делают. Ведь тот, кто готов развиваться и развивать может сделать это и у себя дома. Необязательно для этого переезжать куда-то. Знаю, кто-то может задаться вопросом, а насколько атмосфера здесь благоприятна для таких начинаний и добрых порывов души, а вот мой опыт показывает, что наша страна очень хорошо поддерживает тех, кто готов вкладываться в развитие. Я чувствую сильную поддержку, как со стороны правительства, так и нашего Министерства образования и главы района Шохмансур, на территории которого я реализовала свою мечту. И, кстати, идею поддержать решил даже местный предприниматель Эрадж Бафаев. Помощь чувствовалась отовсюду», — подчеркивает девушка.
Сама Парвина до возвращения в Таджикистан жила и работала в Москве. В Россию, по ее словам, она перебралась еще в детстве. Тому была воля родителей, а сама девочка тогда проплакала все свои слезы в тоске по своему родному краю.
© Sputnik
Дети в образовательном центре «Сёма» в Душанбе
«Сами скажите, разве в других странах солнце светит так, как у нас? Нет ведь. Здесь все другое: солнце другое, люди другие, среда другая. Здесь живешь! В Москве, например, вечные пробки, расстояния безумные, холод. Говорят, в странах, где много солнца, люди чувствуют себя счастливее, — смеется девушка. — Вот и я вернулась за своим счастьем в «, — говорит Парвина, подчеркивая, что не перестает быть благодарной России, которая дала ей качественное образование и бесценный опыт работы.
«Но она ведь такая самодостаточная страна. Там есть все, а здесь — нет. Там у детей столько возможности, столько выбора, чего нет у наших. Мы говорим, что наша страна находится на стадии развития, но почему-то не все готовы стать частью этого развития. Я решила сыграть свою роль в этом, как говорится, себе на радость, людям на пользу», — подчеркивает девушка.
Так, по ее словам, на раннем развитии детей она не намерена останавливаться. В ближайшем будущем Парвина готовится внедрить новые и современные методики, благодаря которым такие предметы, как химия и биология, принесут местным школьникам одну радость, а кулинария и ремесло могут стать для молодых таджичек весьма прибыльным занятием.
«Я верю, вкладываться всегда нужно в «своих», ведь лучшего достоин только ближний», — уверяет девушка.
Сейчас в ее образовательном центре по самым передовым методам более 100 местных . Учатся они не только арифметике по методике Кумон, но изучают английский язык, ходят на балет, развивают в себе театральное мастерство, проходят курс песочной терапии, а также познают окружающий мир по методике Марии Монтессори.
Последнее, кстати, по словам Парвины, дает детям право на свободу выбора пути развития и формирует в них стремление к лучшему. Именно в этих качествах, уверена она, нуждается новое поколение , которое вскоре тоже поймет, что такое жить себе на радость, а людям на пользу.
Сейчас родителям, уделяющим большое внимание развитию своих детей, доступно просто невероятное количество самых разных методик. В этом «педагогическом море» несколько особняком стоят и при этом вызывают огромный интерес труды японских специалистов.
Любовь — основа всего
Первый постулат Макото Шичида может удивить: профессор уверен, что в основе успешного развития любого ребёнка всегда лежит огромная . Учёный отмечает: дети очень часто считают, что их любят недостаточно, в то время как родители уверены в обратном. И этот ощущаемый ребятами и не замечаемый родителями недостаток любви самым пагубным образом сказывается на развитии и воспитании детей всех возрастов. Для того чтобы такого не произошло, профессор предлагает использовать следующие способы:
- Частые и крепкие объятия
Даже незначительные успехи малыша или ребёнка п
Как японцы учат детей математике. Это интересно! Японская методика обучения детей! В Японии счет на абакусе включен в официальную школьную программу
В 1954 году жил-был в Японии учитель математики Тору Кумон, и однажды его сын Такеши принес из школы двойку по арифметике. Г-н Кумон не растерялся и стал каждый день давать сыну простые задания на сложение, которые умещались на одном листочке. Вскоре Такеши стал лучшим в классе, а родители одноклассников повели своих детей на занятия к его отцу.
Прошло 60 лет. Теперь обучающие центры KUMON расположены почти в 50 странах мира. Более 4 миллионов детей в них занимаются по специальным рабочим тетрадям.
В России тетради центра KUMON выпускает издательство «Манн, Иванов и Фербер». Мы поговорили с руководителем детского направления «МИФ.Детство» Анастасией Креневой о том, чем отличается японская методика развития детей от российской; чему и как учат тетради KUMON и какие еще развивающие пособия для детей есть в России.
Что такое KUMON и в чем их «фишки»?
KUMON — это японская методика развития навыков, которые обычно должно быть сформированы у ребенка к школе. В центрах KUMON учат держать карандаш, проводить линии, вырезать, клеить, считать, писать цифры и буквы.
Всего в серии, которую мы издаем, более 50 рабочих тетрадей — каждая для конкретного навыка и возраста. В тетрадях по 40 заданий, и они рассчитаны на месяц-два занятий. Главное — заниматься каждый день, последовательно и понемногу. Это очень важно. Ключевой принцип всей методики — последовательное усложнение. Сначала всегда самое простое, потом сложнее и сложнее. Именно этим они отличаются от большинства отечественных изданий.
Так, например, нередко можно встретить такое: открываешь тетрадь для подготовки руки к письму, а там одним из первых задание — обвести по пунктирной линии цветочек или солнышко. И сразу возникает вопрос: как 2-летний ребенок, который еще даже карандаш толком держать не умеет, сможет это сделать? Это же сложно — нужно окружность нарисовать и прямые линии, выходящие под разными углами. Не каждый взрослый хорошо справится. В KUMON по-другому. Все начинает с очень и очень простых вещей. Сначала ребенок учится вести короткую линию, в следующем задании линия удлиняется, потом появляется один изгиб, затем несколько и т.д. То есть, по логике японцев, задание с солнышком стояло бы в самом конце тетради…
Другая особенность в том, что KUMON — это не только механическая отработка навыка. Эти тетради приучают ребёнка к самостоятельности. Участие родителей здесь сводится к нулю. Благодаря иллюстрациям, дизайну страниц все задания интуитивно понятны ребенку. Он открывает тетрадь и сам все делает, без подсказок. Плюс японцы постоянно повторяют родителям, что детей нужно обязательно хвалить. Когда вы хвалите детей, это повышает их самооценку, они начинают верить в свои силы, а сами занятия вызывают у них только положительные эмоции. Они сами хотят заниматься каждый день. А это очень важно — ведь так у ребенка еще и вырабатывается полезная привычка к занятиям.
Я слышала, что японцы продумывают даже толщину бумаги для детей. Это так?
Да, они продумали все, что только можно. Тетрадки для детей 2 лет — маленького формата; тетрадки для детей постарше — большого. Плотность бумаги тоже разная. Например, в тетрадках для малышей используется самая плотная бумага. Чем старше ребенок, тем бумага тоньше. Всё делается для того, чтобы ребенку было удобно писать. В 2 года ему еще трудно держать карандаш и вести линию, поэтому он сильно давит на бумагу. Если бумага будет тонкой, она порвется, а это расстроит малыша. Удовлетворения от выполненного задания не будет. И в следующий раз ему не захочется заниматься.
Другой пример продуманности, причем далеко не очевидный, в иллюстрациях к заданиям. В начале тетради задания очень простые, а иллюстрации к ним яркие, со множеством деталей. Ребёнок воспринимает это всё как игру и погружается в неё. Чем дальше, тем задания сложнее. А картинка при этом становится менее насыщенной и красочной. Почему? Тут тоже очень просто: чем сложнее задание, тем сильнее ребенку нужно концентрироваться. Его ничто не должно отвлекать.
То
Японские методики раннего развития — Мать-ехидна
Если что-то сделано в Японии — 90%, что это качественно и современно. Педагог Татьяна Темралеева специально для нашего блога подготовила обзор популярных японских методик раннего развития: Кумон, Шичида, Ибука, Сузуки — и поделилась впечатлениями от занятий по ним со своими детьми.
Методика доктора Сузуки.
Сузуки заметил, что маленькие дети очень легко усваивают информацию, например, они с легкостью могу изучить иностранный язык. Тогда доктор решил попробовать обучить малышей музыке. Маленькие дети очень любят подражать и копировать взрослых. Именно это наблюдение легло в основу методики.
Уже через несколько лет Сузуки создал отряд скрипачей 4-5 лет, которые чудесно исполняли довольно сложные музыкальные произведения. Секрет успеха методики, по мнению автора, заключается в
- убежденности в том, что все люди на земле обладают музыкальными способностями (вопрос только в том, успели ли они развить эти способности в детстве)
- искреннем желании взрослого (родителя) помочь
- вовлеченности взрослого в учебный процесс.
Рекомендации доктора просты: ежедневные посещения музыкальных уроков, занятия дома и, желательно, личный пример родителей.
В школах музыки Сузуки обучаются дети с 2 лет. Первый год они проходят подготовительный курс: поют песенки, слушают мелодии, осваивают разные инструменты, чтобы впоследствие осознанно выбрать инструмент. Заканчивается обучение в школе по достижении 12-14 лет (в зависимости от выбранного инструмента).
Эту методику я сама не пробовала, но в поддержку могу сказать, что верю в её эффективность. Мой папа очень любит музыку. Сам выучился игре на гармошке, баяне, гитаре. Он играет своим внукам с рождения, они танцуют и поют. Так вот Лиза (старшая внучка, 8 лет), глядя на деда, с маленькими подсказками без проблем научилась на гармошке играть вальс и частушки. Думаю, если бы их занятия были не раз-два в неделю, а каждый день, то инструмент она освоила бы быстро.
Методика Шичиды
Макато Шичида также считал, что все дети имеют врождённую гениальность и одаренность. Задача родителей — развить эти качества и способности, обеспечить ребёнку такие условия, чтобы его мозг в максимально развивался. Шичида уверен, что мозг ребёнка в возрасте от полугода до трёх лет способен накапливать неограниченное количество информации.
Основная идея метода — развитие правого полушария головного мозга. Именно оно отвечает за долговременную память, быстро накапливает информацию, которая поступает в мозг в виде изображений. Шичида утверждает, что до 3 лет у детей доминирует правое полушарие, поэтому именно это время необходимо использовать родителям.
После трёх лет всё активнее проявляет себя левое полушарие, которое отвечает за логику и мышление, а также развивается благодаря длительному заучиванию и многократному повторению. К 6 годам левое полушарие начинает доминировать, и занятия уже не будут настолько эффективны.
На занятиях по методу Шичиды важна теплая и благожелательная атмосфера, положительный настрой, вера в способности ребёнка. В процессе занятий используются игры на развитие памяти, воображения, интуиции, мелкой моторики, фантазии, творческих способностей.
Наш опыт занятий по этой методике очень недолгий. Хотя я купила готовые занятия, занимались мы недолго: времени постоянно не хватало на регулярные занятия. Начнем — бросим, так как появляются какие-то другие дела, игры, проблемы. Плюс для меня подводным камнем стали флешкарты: картинки надо показывать ребёнку каждый день, а повторяться они могут не раньше, чем через полгода. В интернете бесплатных презентаций для занятий по методу Шичиды не так уж много — всё нужно покупать. Для меня это стало проблемой. Поэтому на данный момент мы иногда просматриваем с младшим картинки, делаем какие-то отдельные задания, но комплексно занятия не проводим.
Методика воспитания Масару Ибука
В 70-х годах прошлого столетия Масару Ибука создал уникальную книгу «После трёх уже поздно».
Основная идея книги заключается в том, что ребёнка необходимо развивать и воспитывать ещё до его рождения, ну или, как минимум, с самого рождения. Ибука говорил, что мозг ребёнка именно в этом возрасте активно развивается, в нём появляется множество нейронных связей. При этом автор методики не дает каких-то конкретных рекомендаций для родителей. Принципы его методики будут близки любому любящему родителю: любить ребёнка, ценить его, чувствовать его потребности и желания, замечать его особенности. Исходя из этого родитель может подбирать упражнения, игры и задания для малыша.
Самые простые упражнения этой методики: прослушивание классической музыки, разговор с ребёнком на иностранном языке, игры на развитие мелкой моторики и др.
И в этой методике есть рациональное зерно. Со старшей у меня было много свободного времени, я слушала классику, будучи беременной, читала сказки. С самого рождения Лизы мы рассматривали картинки и просто проглатывали книги Чуковского. Возможно, благодаря этому у Лизы хороший слух и вокальные данные, она рано начала говорить.
Методика Кумон
Основной принцип метода «От простого к сложному». Основа метода Кумона – самообучение, самостоятельные занятия дома, когда помощь взрослого заключается в том, чтобы проверить домашнее задание. Программа ориентирована на самостоятельное приобретение навыков. Она воспитывает в детях привычку к систематическим занятиям, что необходимо для успешной учёбы. Занятия по системе Кумон позволяют ребёнку почувствовать, что он может многого добиться сам. Поэтому ребёнок вновь и вновь готов к новым достижениям. Насколько я знаю, тетради с заданиями Кумон предлагаются детям от 2 лет и старше.
Тетради мне очень понравились. У Лизы есть тетради по обучению счёту, определению времени, лабиринты, вырезанию. У младшей, Вари, – учимся рисовать, считать, простые лабиринты. Если говорить кратко, нам тетради «пошли». Дети с удовольствием вырезали, рисовали, проходили лабиринты. Лиза, пройдя тетрадь по счёту, быстро всё освоила и запомнила. Её от заданий приходилось оттягивать, дабы дать отдых глазам и рукам. Варвара сама выполняет несколько страниц с задачками, потом отдыхает. Но, насколько я знаю, не всем детям эти тетради нравятся — надо пробовать.
Во всех восточных методиках есть много общего. Рекомендуется:
- Начинать развивать и воспитывать ребёнка с младенчества, тогда это будет максимально эффективно.
- Любить, ценить ребёнка, не кричать, создавать благоприятную атмосферу на занятиях.
- Верить в своего ребёнка, доверять ему.
- Учитывать особенности и способности ребёнка.
В любой методике важны периодичность и постоянство. Если вы решили развивать детей, например, с помощью музыки, то не бросайте на полпути, идите до конца (ну или хотя бы дальше, чем «полпути»:). И результаты обязательно появятся. И, конечно же, какую методику бы вы ни выбрали, на чём бы ни остановились, помните, что самое главное — родительская любовь и поддержка.
Татьяна Темралеева работает с маленькими детьми уже 6 лет, организовала собственную небольшую школу раннего развития. Ведёт блог и инстаграм, где рассказывает о занятиях с детьми.
Rating: 5.0/5. From 1 vote.
Please wait…
От простого к сложному: как работает японская методика обучения детей
Олеся Ахмеджанова
Как воспитать ребенка, который любит учиться, уверен в себе и не боится трудностей? Задачка не из простых. Правда, в Японии так не считают: именно там 60 лет назад придумали методику, которая помогает детям освоить самые сложные навыки и стать успешными. В чем ее преимущество и для чего нужны специальные рабочие тетради KUMON, рассказывает бренд-менеджер KUMON Ксения Курбетьева
— Что такое KUMON и в чем их особенности?
— KUMON — это японская методика индивидуального развития. Её основная особенность: постепенное нарастание сложности. Ребенок выполняет задания самостоятельно, начиная с самых простых. Затем сложность от задания к заданию увеличивается, и постепенно при регулярных занятиях малыш осваивает нужный навык.
Я бы описала KUMON тремя словами: самостоятельность, эдьютейнмент и регулярность.
Эдьютейнмент — обучение через игру — особенно стоит выделить. Ведь ребенок будет регулярно и увлеченно делать только то, что ему нравится. Также по KUMON готовят к поступлению в ВУЗы во всем мире. Есть даже занятия для пожилых людей. Если методика универсальная, то и адаптировать её достаточно легко.
— Кто автор этой методики?
— Как и многие важные вещи, она родилась из родительской любви. Тору Кумон увидел двойку по математике у своего сына Такеши и решил помочь ему разобраться с предметом. Он давал ему задания, где сложность увеличивалась совсем по чуть-чуть, и вскоре Такеши догнал и обогнал сверстников.
Тору Кумон
К Тору начали обращаться другие родители — так и зародилась методика.
— На какой возраст рассчитаны тетради KUMON? Какие затрагиваются темы?
— С тетрадями можно заниматься в возрасте от двух лет. Они охватывают самые разные навыки: вырезание, подготовку руки к письму, математику, поделки. Сейчас насчитывается уже более 80 видов пособий, поэтому, чтобы все разложить по полочкам, можно пользоваться картой KUMON.
Открыть в полном размере
Одновременно можно проходить 2-3 тетради, но не больше. Если какой-то навык пока не дается, можно отложить тетрадь, перейти к другой теме, а потом снова вернуться.
— Какие задания включают в себя тетради?
— Задания зависят от темы тетради. При этом все они строятся по принципу постепенного усложнения.
Тетради KUMON достаточно толстые, ведь заданий должно хватить для того, чтобы сформировать навык. А это обычно 3-4 недели занятий.
— Существуют ли какие-то подтверждения эффективности этой системы?
— Мы проводили апробацию методики — это был большой эксперимент в детском саду. Дети занимались по тетради «Учимся вырезать», в которой 40 заданий для развития мелкой моторики и пространственного мышления. Многие испытывали сложности в начале эксперимента: один мальчик не мог держать ножницы, бумага рвалась, из-за этого ребенок расстраивался. Но уже на 7 занятии наметился прогресс.
А после полутора месяцев все дети, которые занимались по тетрадям, научились правильно вырезать фигуры, пользоваться ножницами, улучшили мелкую моторику.
Всего за 1,5 месяца они научились делать то, что некоторые осваивают за полгода.
— Заниматься нужно ежедневно или можно выбрать свой темп?
— Выполнять задания нужно 5 раз в неделю не дольше 20-30 минут. Также важно, чтобы у малыша были 1-2 свободных дня. Чтобы соблюсти этот режим, внесите занятия в распорядок будней, а в выходные отдайте предпочтение совместному отдыху и творчеству.
Если ребенок ходит в садик или школу, каждый раз внимательно смотрите на уровень усталости малыша, прежде чем давать ему задания. Не нужно заставлять ребёнка заниматься через силу, ведь из-за рассеянного внимания будет получаться хуже, малыш начнет расстраиваться и может вообще отказаться от занятий. Пусть занятия будут не 5 раз в неделю, а 2-3, но приносят удовольствие и помогают укрепить веру в себя!
Самое важное в занятиях по методике KUMON — это регулярность.
Именно от того, насколько регулярно вы будете заниматься по методике, зависит и скорость освоения навыков, и выработка усидчивости
— Нужно ли покупать все тетради или можно начать с одной-двух?
— Выбирать тетради следует по возрасту ребенка. Сначала достаточно 2-3 тетрадей. А потом можно расширять и закреплять наборы навыков.
— Что если ребёнок не захочет выполнять какие-то задания? Как заинтересовать выполнять задания из тетрадей?
— Чаще всего такого не возникает. Ребенок сам просит новую страничку.
— Что делать, если ребёнок ошибается?
— Малыш учится и тренируется, а значит, ошибки неизбежны. Не стоит сразу одергивать ребенка. Подождите, пока он доделает эту страничку, укажите, на что ему нужно обратить внимание при работе со следующим листом. После этого обязательно проговорите, что у ребенка получилось лучше, чем в прошлый раз.
— Когда тетрадь пройдена, что делать дальше?
— Во-первых, отметьте пройденную тетрадь на карте KUMON, чтобы видеть, насколько вы уже продвинулись. Во-вторых, мы рекомендуем сразу выбрать новую тетрадь. Если вы только начали развивать какой-то навык, лучше перейти к тетради следующего уровня сложности с аналогичными заданиями. Например, те, кто освоил тетрадь «Давай вырезать!», могут приступить к тетради «Давай вырезать! Веселые истории», чтобы закрепить и развить навык работы с ножницами.
Если вы прошли все тетради для своего возраста, развивающие данный навык, не торопитесь двигаться вперед по «дорожке возраста». Лучше освоить остальные навыки и сформировать «полный набор» умений.
Если вы хотите попробовать позаниматься с ребенком по методике KUMON, посмотрите, какие есть тетради, можно тут.
Японская методика обучения детей
Место общества и семьи в образовании
Образование в Японии представляет собой культ, который поддерживается семьей, обществом, государством.
До пяти лет японцы обращаются со своими детьми, «как с королями», в возрасте с пяти до пятнадцати лет – «как с рабами», а после пятнадцати – «как с равными». В этой стране считается, что подросток пятнадцати лет — это взрослый человек, четко знающий свои обязанности, безукоризненно подчиняющийся правилам.
Дом и семья с самого детства воспринимаются как место психологического комфорта, а его олицетворением является мать.
Дошкольное обучение и воспитание
Японцы являются сторонниками раннего развития детей. В разном возрастном периоде, акценты делаются на разных проблемах:
- один год — пробуждение уверенности в себе;
- два года – приобщение к прикладному творчеству и ручной работе;
- три года — воспитание обязанностей;
- четыре года – знакомство с понятиями добра и зла;
- пять лет — воспитание лидерских качеств.
Мальчики и девочки воспитываются по-разному: мальчиков учат преодолевать трудности, а девочек готовят к работе дома.
В три года ребенка отдают в детский сад. Есть в Японии и ясли, но воспитание в них детей не приветствуется.
Замечание 1
Каждые шесть месяцев в детских садах меняется состав групп и педагогов. Если у ребенка не складываются отношения в одной группе, можно исправить положение в другой.
Особенности японской системы образования
В Японии придерживаются принципа пожизненного найма, что дает человеку только одну попытку занять в обществе достойное место. Хорошее образование — гарантия того, что эта попытка окажется успешной.
Японская система образования выпускает в жизнь молодых людей, которые великолепно разбираются в технике и математике.
Замечание 2
Главная задача японской педагогики заключается в воспитании человека, умеющего слажено работать в коллективе. Это необходимо для жизни в японском обществе.
Еще совсем недавно в японской педагогике ставился знак равенства между способностями и образованностью. Сегодня же в японской педагогике подчеркивается наличие острой потребности в творческих личностях.
Принципы обучения в японской школе
Дети для японского учителя все равны. Среди них отсутствует деление на слабых и сильных, есть только прилежные и ленивые. Нет специальных программ для одаренных и отстающих детей.
В школах нет «второгодников», так как репетиторские школы («дзюку») помогают выравнивать детей.
Репетиторские школы более ориентированы на индивидуальный подход, на объяснение того, что ребенок не понял в массовой школе.
Принципы воспитания в японской школе
Детей в Японии учат избегать прямого соперничества, так как победа одного ребенка неминуемо приведет к «потере лица» другого.
Хоровое пение и коллективные спортивные игры помогают воспитывать в детях чувство единства с коллективом.
Стандартизации в школе подлежат одежда, школьные принадлежности и даже мысли.
Дети поочередно убирают свой класс, коридоры, туалеты и школьный двор. Цель такой деятельности — формирование трудолюбия, старания, умения преодолевать себя, управлять своими эмоциями, подчинять свои чувства интересам коллектива.
Задача средней школы заключается в воспитании, а задача старшей школы в передаче знаний для поступления в ВУЗы.
Здоровье японских детей
В каждом учебном заведении Японии работает коллектив медицинских работников:
- доктор,
- стоматолог,
- медицинская сестра,
- фармацевт,
- куратор здоровья.
Очень тщательно разрабатывается меню для учеников. Тщательно рассчитывается витаминно-минеральный состав блюд, их калорийность.
Японский метод закаливания состоит в том, что дети должны быть максимально приближены к природе: зимой переносить холод, а летом жару. Детей приучают к чистоте.
Учимся у японцев: как воспитывать ребенка
Экология жизни. Дети: Всему миру известно, что японские дети умны, прилежны, ответственны и во многом опережают своих сверстников из других стран…
Всему миру известно, что японские дети умны, прилежны, ответственны и во многом опережают своих сверстников из других стран. Закономерный вопрос: почему? Чем система японского воспитания отличается от нашей?
Все дело в особом подходе к обучению. Японские дети занимаются по методике Kumon, разработанной учителем математики Тору Кумоном для своего сына. Сегодня по этой методике учатся дети от 2 до 17 лет в 47 странах мира. В Японии обучение в школе Kumon считается путевкой в жизнь и гарантирует успешную карьеру. В России же и странах СНГ эта методика появилась два года назад и уже завоевала любовь родителей и профессионального педагогического сообщества.
В таких школах детей учат по специальным тетрадям, которые помогают освоить самые разные навыки: чтение, счет, письмо, рисование, логику и так далее.
Простые принципы Kumon
Школа готовит к экзаменам, а Kumon готовит к жизни, — таков девиз знаменитой методики. В ее основе лежат несколько простых, но очень эффективных принципов.
От простого к сложному
Все задания в тетрадях Kumon усложняются постепенно — каждое задание немного сложнее предыдущего. Но секрет успеха в том, что ребенок не переходит к следующему типу заданий, пока не освоит текущую тему или навык.
Например, дошкольник при освоении навыка вырезания сначала вырезает по прямым, затем по изогнутым, волнистым, зигзагообразным и круговым линиям. К концу тетради он уже виртуозно владеет ножницами.
Индивидуальный подход
Тетради Kumon бывают разных уровней сложности. То есть каждая тетрадь подбирается индивидуально для каждого ребенка в зависимости от того, что он умеет на данный момент, а не от возраста. И с этой отправной точки следует начинать занятия. Только тогда малыш сможет освоить все темы, и у него не появится пробелов в знаниях.
Понять все от «а» до «я»
Занятия по методике Kumon предполагают однотипные повторяющиеся задания. Малыш должен выполнять то или иное задание до тех пор, пока стопроцентно не усвоит навык. На занятия уходит не больше 20 минут в день, поэтому малыш не устанет и не потеряет мотивацию к учебе.
Секрет совершенства – в практике
Тетради Kumon предполагают ежедневные занятия. Благодаря этому малыш не только учится считать и писать, но и становится дисциплинированным, усидчивым, самостоятельным и ответственным.
Награда как способ мотивации
По методике Тору Кумона детей принято хвалить и награждать за каждый, даже самый небольшой успех. Во всех тетрадях предусмотрены специальные сертификаты, которые вручаются ребенку, а также другие способы поощрения. Тору Кумон советовал родителям как можно чаще хвалить ребенка и никогда не ругать его за ошибки. Именно так формируется мотивация к учебе.
Обучение по японской методике помогает правильно и последовательно учить и развивать ребенка. Занятия в тетрадях яркие и увлекательные, поэтому нравятся ребятам. Они понятны и доступны всем детям, а значит вселяют уверенность в себе и желание учиться.опубликовано econet.ru
Автор: Вера Трахимович
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet