Краски: виды красок и их особенности
Сегодня многие делают ремонт самостоятельно, и с каждым годом для этого становится больше возможностей. Как сделать так, чтобы в будущем краска не потускнела, не потрескалась и не вздулась? Что нужно знать перед покраской и как выбрать краску? Давайте разберемся с этими вопросами.
Итак, выбираем краску. Что нужно знать? Во-первых, возьмете себе за правило всегда подготавливать поверхность перед покраской. Берем тряпку и смываем все, что нам накопилось: жир, грязь, копоть. Ах, у вас и так чисто? А пыль? Ее удаляем тоже. Затем снимаем старую краску, особенно если она вздулась и потрескалась. Можно механически, а можно и специальной жидкостью для снятия старой краски. Шпаклюем неровности. А у кого стена часто чернеет, самое время обработать ее антисептиком. Есть множество способов защитить поверхность и сделать ее долговечной. Теперь приступаем к грунтовке. Она позволит краске держаться лучше и играет роль защиты. Грунтовку наносят как на новую поверхность, так и на старую краску (если слой тонкий и лежит она ровно). И только после полного высыхания можно приступать к покраске. Если поверхность не ровная, имеет трещины, бугорки и ямки, нужно воспользоваться шпатлевкой, причем после нанесения грунтовки.
Если вы хотите придать поверхности особые свойства, например, защитить от коррозии или сделать устойчивой к перепаду температур, или просто уберечь поверхность от воздействия различных микроорганизмов, например, плесени, грибков, лишайников, вам нужны антисептики и пропитки. Но иногда активные антисептические вещества содержатся и в самих красках.
Также следует учесть совместимость красок. Легче изначально подобрать совместимый материал, чем смывать старую краску «под ноль», нейтрализовать реакцию и только потом продолжать работу по алгоритму, как на новой поверхности. Незнание может привести к очень неприятному сюрпризу.
Как читать этикетку краски?
Краски условно разделяются на группы по типу пленкообразующей основы. Они бывают эмульсионные, алкидные, клеевые, силикатные. Но об этом чуть позже. Нужная информация указана в буквенно-цифровых кодах на банке. Первые две буквы указывают на природу пленкообразующей основы.
- Полиамиды (АД)
- Полиакрилаты (АК)
- Сополимеры полиакрила (АС)
- Ацетилцеллюлоза (АЦ)
- Битумы и пеки (БТ)
- Поливинилацетат (ВА)
- Поливинилбутераль (ВЛ)
- Винилы и винилацетаты (ВН)
- Сополимеры поливинилацеты (ВС)
- Глифталевые смолы (ГФ)
- Идиенкумароновые смолы (ИК)
- Канифоль (КК)
- Полиуретаны (УР)
- Кремнииорганические смолы (КО)
- Копалы (КП)
- Сополимеры карбинола (КС)
- Масла растительные (МА)
- Меломиноалкиды (МЛ)
- Алкидно- и масляно-стирольные (МС)
- Мочевиноформальдегидные смолы (МЧ)
- Нитроцеллюлоза (НЦ)
- Пентафталевые смолы (ПФ)
- Полиэфиры насыщенные (ПЭ)
- Фенолалкиды (ФА)
- Крезолформальдегиды (ФЛ)
- Фенольно-масляные смолы (ФМ)
- Фторопласты (ФП)
- Поли- и перхлорвинилы (ХВ)
- Сополимеры винилхлорида (ХС)
- Шеллак (ШЛ)
- Эпоксидные смолы (ЭП)
- Полиэтилен и полиизобутилен (ЭТ)
- Эпоксидноэфирные смолы (ЭФ)
- Этилцеллюлоза (ЭЦ)
- Янтарь (ЯН)
Далее следует цифровой код. Первые одна-две цифры подскажут о сфере применения. Остальные цифры — это заводской номер.
- атмосферостойкая (1)
- стойкость внутри помещения (2)
- для консервации металлоизделий (3)
- устойчивость к горячей воде (4)
- специального назначения, например, для кожи, меха (5)
- обладает стойкостью к нефтепродуктам (6)
- стойкость к агрессивным средам (7)
- термостойкость (8)
- электроизоляционные свойства (9)
- полуфабрикаты, а также лаки и грунты (0)
- шпаклевки (00)
В маркировке исключение составляют готовые масляные краски. Буквы МА — обозначают масляную краску, первая цифра — сфера применения, вторая — какая олифа использована в качестве основы:
- натуральная (1)
- оксоль (2)
- глифталевая (3)
- пентафталевая (4)
- комбинированная (5)
А теперь поговорим о группах красок и определим основные преимущества и недостатки тех или иных материалов для покраски.
Первая группа: водные краски
Эмульсионные краски
Эмульсионные краски разводятся водой (не растворяются), их связующая основа и красящие частицы распределены в водной среде, образуя устойчивую эмульсию. После высыхания водой не смываются. Зато от них легко отмыть руки и инструменты (пока материал не высох). Эмульсионные краски экономичны, отличаются своей экологичностью, пожаробезопасностью. Хорошо ложатся практически на любую поверхность. Металлические покрытия во избежание коррозии нужно предварительно загрунтовать. Эмульсионные краски нельзя наносить на поверхность, ранее покрашенную глянцевыми красками, клеевыми красками. Тоже можно отнести и к лакированным поверхностям. В свою очередь после эмульсионных красок можно использовать любые краски и эмали. Эмульсионные краски быстро высыхают и не имеют резкого неприятного запаха. Они устойчивы к щелочному воздействию.
Эмульсионные краски подразделяются на: водоэмульсионные, акриловые, поливинилацетатные (ПВА), латексные, водно-дисперсионные и силиконовые. Многие полагают, что водоэмульсионные и водно-дисперсионные краски — это одно и тоже. Все они не имеют особенности отслаиваться, проницаемы для воздуха и водяного пара, то есть «дышат». Подходят для помещений с повышенной влажностью, не морозоустойчивы, но долго сохраняют свой цвет (читайте подробный разбор, как выбрать цвет комнаты).
Но отличия все же есть. Матовые водоэмульсионные краски со временем постепенно смываются, а водно-дисперсионные влагостойки, а значит подходят для многократной мойки. К тому же водно-дисперсионные краски в основном имеют белый цвет, а водоэмульсионные поражают многообразием цветов. Водно-дисперсионные краски нельзя наносить при температуре ниже +5°С.
К тому же, есть водоэмульсионные краски, предназначенные для создания объемных эффектов — фактурные краски, которые еще называют структурными красками. Ими можно успешно декорировать поверхности, Такие покрытия отличаются также высокой прочностью. Они могут играть роль армирования для защиты поверхности от появления трещин. Зачастую фактурными красками называют декоративные штукатурки или фактурные штукатурки
Фактурные штукатурки
Связующим элементом для акриловых красок служат акриловые смолы. Эти краски высокоэластичны (приспособлены к специфике древесины) и имеют большую прочность. Качественные акриловые краски способны перекрывать волосяные трещины до 0,5 мм. Жаль, что стоят они довольно дорого. Их более дешевые собратья изготавливаются на базе акриловых сополимеров. Акриловые краски морозоустойчивы, но только после полного высыхания. Они обладают низкой газопроницаемостью, а потому могут хорошо защитить от коррозии, например, армированный бетон. Подходят для щелочных оснований, но на свежую штукатурку их можно наносить не раньше чем через месяц. Причина в низкой газонепроницаемости: в процессе затвердевания штукатурки участвует углекислый газ, и процесс этот довольно долгий.
Акриловые краски
Акриловые краски плохо подходят для зданий с сырыми стенами. Эти краски прекрасно колеруются и устойчивы ультрафиолету, прекрасно сохраняя цвет. Они также сочетают водоотталкивающую способность и паронепорницаемость. Обладают наивысшей механической стойкостью.
Латексные краски
Латексные краски — самые дорогие из эмульсионных красок. Они изготовляются с добавлением латекса. Это дает сильный водоотталкивающий эффект, и значит можно мыть поверхность сколько захочется. Они способны затягивать волосяные трещины до 1 мм. Латексные краски применяются на разных поверхностях: структурированные обои, стены (бетон, штукатурка, кирпич, гипсокартон), потолки. Высыхают за 20-60 минут. Но их светостойкость ниже, чем у эмульсионных акриловых красок и ПВА.
Поливинилацетатные (ПВА) краски
Поливинилацетатные (ПВА) краски, в отличие от латексных, являются самыми бюджетными. Однако они также обладают низкой водостойкостью, и при регулярном мытье покрытие постепенно смывается водой. Краска экологична, отличается высокой стойкостью к свету, воздействию масел и жиров, подходит для внутреннего применения, особенно для окраски потолков. Кстати, почитайте статью о том, как выбрать краску для потолка.
Силиконовые краски
Здесь связующим элементом служат эмульгированные силиконовые смолы. Силиконовые смолы иногда даже добавляют в акриловые краски. Силиконовые краски по высыханию образуют водоотталкивающую поверхность, однако прекрасно пропускают воздух и водяной пар. Они имеют высокую эластичность и способны перекрывать волосяные трещины до 2 мм. Силиконовые краски можно наносить на свежую штукатурку уже через 48 часов (а не через 30 суток как акриловые). Силиконовые краски можно применять для всех видов минеральных поверхностей.
Они совместимы с акриловыми латексными и минеральными красками. Их даже можно наносить на старую силикатную краску. Силиконовые покрытия устойчивы к загрязнениям, а также предупреждают развитие микроорганизмов. Их единственный недостаток — это высокая стоимость. Поэтому их используют в основном для декора, особенно, если хотят подчеркнуть престиж здания.
Вторая группа: краски на органическом растворителе
Алкидные краски
Связующим элементом алкидных красок является алкидная смола. К алкидным краскам относятся эмалевые и масляные краски. Подходят для окрашивания оштукатуренных поверхностей, а также деревянных и металлических оснований (например, металлических радиаторов отопления). После высыхания не токсичны, водонепроницаемы.
Масляные краски
Популярные в прошлом масляные краски изготавливаются на основе олифы. Разбавителями служат уайт-спирит, скипидар, сольвент-нафта или бензин. Они достаточно мало стоят, однако очень долго сохнут (до нескольких суток). При высыхании выделяют вредные вещества, поэтому больше подходят для наружных работ. Существенный их недостаток в том, что с годами окрашенная поверхность желтеет.
Эмалевые краски
Эмалевые краски изготовлены на основе лака и именно благодаря этому обладают высокой глянцевостью и очень красиво смотрятся. Эмалевые краски применяются для окраски металла, приборов, деревянных поверхностей, стен (проштукатуренных и прошпаклеванных) и так далее. Их можно использовать и для внутренних и для наружных работ. Нитроэмалевые очень быстро сохнут — 15-45 мин. Эмалевые краски водонепроницаемы и обладают стойкостью к ржавчине и воздействию света.
Третья группа: силикатные краски
Силикатные краски
Силикатные краски изготавливаются на основе жидкого стекла, их можно отнести к разряду минеральных. Это один из лучших способов защиты фасада. Характеристики силикатных красок: паро- и воздухопроницаемость, повышенная устойчивость к температурным перепадам и ультрафиолету, рыхлость, слабая реакция на воду. Стоит учитывать, что силикатные краски не просто устойчивы, они практически несмываемы. Силикатные краски разводятся водой и содержат щелочь — берегите глаза и кожу. Их нельзя наносить на поверхности, прежде окрашенные акриловыми или алкидными красками, а также наносить на стеклянные, керамические, каменные, металлические поверхности. Зато они подходят для щелочных поверхностей, к примеру, штукатурок. Грунтовка перед окраской тоже должна быть силикатной.
Силикатные краски не могут защитить стены от атмосферной влаги. При обильных дождях вода, хоть и ненадолго, задерживается в стенах. Однако при плохой гидроизоляции фундамента они очень полезны, если влажность в стенах выше атмосферной. Цветовая гамма силикатных красок ограничена из-за содержащейся в составе щелочи.
Группа четвертая: клеевые краски
Клеевые краски
Изготовлены из органических полимеров на водной основе. Экологичны, поскольку в составе нет токсичных или вредных химических соединений. Их свойства сходны с эмульсионными красками, но клеевые краски менее устойчивы к влаге, поэтому фронт применения сильно ограничен — такие материалы подходят только для окраски сухих помещений. Клеевые краски выпускаются в сухом виде и непосредственно перед использованием разводятся водой.
Казеиновые краски
В основе казеиновых красок лежат белковые компоненты, такие краски пригодны и для наружных, и для внутренних работ. Хорошо ложатся на штукатурку, бетон, кирпич. Из всех клеевых красок казеиновые самые стойкие и красивые.
Декстринированные краски
Декстринированные краски на костном клее могут использоваться только для внутренних работ, так как обладают слабой водостойкостью. Краски удобны в обращении, экологичны и хорошо сохраняются при сухом климате, выпускаются в многообразии цветов. Однако, как и все клеевые составы, разрушаются при действии углекислого газа и влаги. В плохо проветриваемых помещениях и при повышенной влажности органический состав клеевой краски становится средой обитания для различных микробов и плесени. И поверхности быстро портятся.
Как видите, выбор современных красок большой! Подобрать материал более детально под свои задачи вы можете с помощью подбора по параметрам или с помощью продавца-консультанта в любом из магазинов торговой сети «Мир Красок».
Фото: pinterest.com
Живопись водяными красками: техника
Живопись возникла в глубокой древности. Водяными красками пользовались художники античной Греции, позже в Византии, Древней Руси. В этой технике работали великие мастера Италии, Франции, Германии и других стран.
Живопись водяными красками – это одна из основных техник росписи стен. Она неразрывно связана с архитектурой. До наших дней «дожили» работы великих живописцев, работавших в этом стиле. Среди многих великие творения Микеланджело, Рафаэля, Рублева и других мастеров.
Фресковая живопись
Декоративная, орнаментальная или тематическая роспись водяными красками по известковой штукатурке называется фресковой живописью. Она отличается стойкостью цвета и долговечностью, если выполнена по всем правилам.
Такая техника с древних времен применялась для росписи стен внутри помещений. Фрески не препятствуют «дыханию» штукатурного слоя. Они не закрывают пор, поэтому и стена, и роспись на ней находятся в нормальном функциональном состоянии.
Живопись по штукатурке водяными красками выполняется по поверхностям с двумя или тремя слоями, причем толщина финального, лицевого, должна быть не менее 8 мм. Основание подготавливают, чтобы оно было ровным и сухим, хорошо изолированным от влаги.
Для работы подходят стены из песчаника, известняка, пористой керамики. С бетонными основаниями можно работать после обеспечения хорошей адгезии штукатурки к поверхности.
Неправильно называть любую настенную живопись фреской.
Живопись по мокрой штукатурке
Традиционная фреска – это техника росписи по сырому известковому штукатурному слою. Он может быть гладким или иметь некоторую зернистость. Для работы у мастера есть всего лишь около десяти минут, пока свежая штукатурка впитывает пигменты краски. Как только кисть теряет плавность мазка, можно заканчивать работу.
В этот период на поверхности штукатурки начинает образовываться тончайшая пленка, которая препятствует проникновению пигмента в толщу слоя. Она же впоследствии, после высыхания, закрепляет живопись и сохраняет ее на долгие годы.
Живопись водяными красками – это, возможно, самый трудоемкий вид росписи. Он предполагает небывалую собранность и постоянное творческое напряжение.
Из-за ограниченного времени процесса живописи подготовительные операции играют важную роль. Заранее заготовленные шаблоны и кальки помогают быстро и точно перенести эскиз на поверхность стены или потолка.
Как называется живопись водяными красками по сухой штукатурке
Сухая фреска (фреско-секко) – разновидность настенной росписи. Она отличается меньшей сохранностью и долговечностью. Изображения получаются несколько разбеленными из-за специфики технологии замешивания пигментов. Считается облегченной техникой фресковой живописи.
Сухая штукатурка перед работой шлифуется пемзой. При этом тонкая консервирующая пленка углекислой извести удаляется, открываются поры. Поверхность размачивается водой заблаговременно, поддерживается в таком состоянии или дополнительно увлажняется за час до росписи.
Сухая фресковая живопись водяными красками – это работа с пигментами, затертыми на «молоке» выдержанного известкового теста или свежего раствора «кипелки». Разбеленные цвета часто обогащают, добавляя поверх мазки темперой.
Акварель
Как называется живопись водяными красками по бумажной основе? Это акварель. Она также известна с древних времен, применялась для декорирования церковных рукописных, а позже и печатных книг. В этом стиле раскрашивали орнаменты, выделяли заглавные буквы, выполняли миниатюрные живописные картины.
До 17 века ее не считали даже видом техники живописи. Однако работы Васнецова, Врубеля, Репина и многих других выдающихся художников, творивших в этом стиле, сделали ее таковой. С 19 века акварель определяется как самостоятельный вид.
Акварельная живопись водяными красками – это также и различные приемы работы с палитрой и холстом. К примеру, лессировка дает возможность при наложении одного полупрозрачного цветного слоя на другой получать третий.
Техника «по сырому» предполагает работу с постоянно смачиваемой рабочей поверхностью бумаги. При растекании краска дает разводы и плавные переходы тональности. В работе «по сухому» недостаточно увлажненной кистью пишут густыми мазками. В «алла прима» краски предварительно смешивают на палитре.
Приемы могут использоваться отдельно и сочетаться вместе в одной работе. Белого цвета в акварели нет, его роль выполняет бумага. Краски высыхают уже через 5 минут, отличаются прозрачностью.
Водяные краски
Палитра фресковой живописи ограничена и насчитывает не больше 20 цветовых тональностей. Водяные краски, используемые для живописи по штукатурке, должны обладать светостойкостью и не образовывать активных соединений со щелочной средой извести.
Акварель – отличаются прозрачностью, легко смывается. В ее составе порошок пигмента, водный раствор меда, сахара или другого связующего с антисептиком и поверхностно-активным веществом.
Гуашь – обладает большей кроющей способностью. Состоит из пигмента с примесью белил и водного клеевого раствора крахмала, декстрина или гуммиарабика.
Темпера – обычно замешивается на эмульсии из воды и яичного желтка (белка). При высыхании она не трескается, образует слегка блестящую поверхность.
Клеевая краска – это суспензия пигмента в водном растворе поливинилового спирта, эфира целлюлозы, крахмала или казеина. Такой материал может использоваться для декоративной отделки внутри и снаружи помещения.
Акриловые краски быстро сохнут, образуют несмываемый слой с легким блеском, не требующий дополнительного покрытия лаком.
Краска на водной основе для дерева: виды и их особенности
При отделке деревянных поверхностей краска на водной основе для дерева является лучшим вариантом среди всех лакокрасочных материалов (ЛКМ). Разные виды водорастворимых красок подходят для внутренних и наружных работ. Они отличаются от масляных, алкидных и нитрокрасок тем, что в их составе нет токсичных веществ, благодаря чему они безопасны для здоровья и не пахнут. Кроме того, эмаль на водной основе позволяет поверхности дышать — окрашенная ею древесина не потрескается со временем.
Какой из видов водорастворимых материалов лучше использовать при работе с деревом?
Виды красок на водной основе
Все краски на водной основе являются водно-дисперсионными, то есть связующий компонент в них вместе с пигментом растворен в обычной воде, тогда как в ЛКМ других видов вместо нее используются химические растворители. Если связующий компонент жидкий, краска для дерева называется водоэмульсионной.
При производстве водно-дисперсионных красок используются латексы — либо натуральный каучук, либо искусственные полимерные смолы. По мере высыхания покрытия вода испаряется, а молекулы латекса склеиваются, создавая стойкую пленку на окрашенной деревянной поверхности.
В зависимости от того, какое вещество является связующим в составе краски, водно-дисперсионные ЛКМ делятся на разные виды. Они отличаются эксплуатационными характеристиками — одни подходят только для внутренних работ по дереву, так как неустойчивы к влажности, другие пригодны и для наружной отделки.
Акриловые
Акриловые краски — это лучший вариант по соотношению цена/качество. В их состав входят полиакрилаты, пигменты, наполнители для создания ровной поверхности и защиты поверхности от плесени и других микроорганизмов, а также вспомогательные добавки — антипирены, пеногасители и т. д.
Преимущества акриловых красок:
- Низкая цена по сравнению с другими водно-дисперсионными ЛКМ.
- Универсальность.
- Высокая скорость высыхания — в течение дня можно нанести до 3 слоев материала.
- Долговечность.
- Возможность добавления любых колеров.
- Сохранение текстуры древесины — покрытие ложится тонким слоем. Это, однако, является и недостатком материала — вместе с текстурой на покрытии проступают все дефекты поверхности.
Плотный слой акрила, образующийся при высыхании поверхности, устойчив к механическим воздействиям, ультрафиолету, влаге и перепадам температур, поэтому данный вид ЛКМ может использоваться как внутри помещений, так и для наружных работ по дереву.
При выборе акриловой краски следует учитывать, что при высыхании она меняет свой оттенок. Чтобы не ошибиться, после колеровки нужно нанести материал на небольшой участок поверхности и посмотреть, как будет выглядеть окрашенная древесина.
Латексные
Строго говоря, полиакрилаты — это тоже синтетический латекс, но на рынке ЛКМ под термином «латексная краска» понимается материал на основе бутадиен-стирола. Такие продукты на водной основе дешевле акриловых, но создают менее прочное покрытие.
Бутадиен-стирол достаточно устойчив к влажности, износостойки и эластичны — его можно использовать при отделке неровных поверхностей, окрашенную деревянную стену или потолок можно мыть, а прослужит покрытие довольно долго. Однако использовать латексную краску рекомендуется только внутри помещений — она желтеет под действием ультрафиолета, а от перепадов температур трескается.
Материалы на основе чистого латекса встречаются редко — обычно разные виды искусственного каучука смешиваются, чтобы снизить стоимость продукта при сохранении его качества. Так, акрил-латексная краска, в которой акрилаты соединены с бутадиен-стиролом, может использоваться и при наружной отделке.
Силиконовые
В состав силиконовых красок входят полиорганосилоксаны, или силиконы. Этот класс полимеров наиболее устойчив к влаге, и даже более того — он создает на деревянной поверхности гидрофобную самоочищающуюся пленку, из-за чего силиконовые ЛКМ лучше всего подходят для отделки фасадов.
Есть у этого вида лакокрасочных материалов и другие достоинства:
- эластичность;
- стойкость к поражению древесины микроорганизмами;
- паропроницаемость;
- антистатичность;
- устойчивость к экстремальным температурам — покрытие не расширяется при замерзании и не размягчается при нагреве;
- большой срок службы (до 25 лет), на протяжении которого сохраняется первоначальная яркость и насыщенность цвета;
- универсальность.
Как и акриловые краски для наружных работ, силиконовые ЛКМ поставляются в белом цвете, придаваемом им оксидом титана, но могут быть окрашены любым колером из палитры RAL.
Чистый силикон — весьма дорогой материал, поэтому для массового потребления производятся обычные акриловые ЛКМ с добавлением небольшого количества полиорганосилоксанов. Это улучшает эксплуатационные характеристики стандартной водной дисперсии, незначительно повышая ее стоимость.
Поливинилацетатные
Поливинилацетатная водная краска — это один из лучших материалов для отделки деревянных поверхностей внутри помещения. Свойства ПВА варьируются в зависимости от добавленных пластификаторов, но общие их характеристики таковы:
- простота нанесения;
- устойчивость к огню;
- эластичность;
- стойкость перед воздействием прямых солнечных лучей;
- износостойкость;
- наиболее яркий цвет среди всех латексных материалов;
- хорошая адгезия с поверхностью из древесины;
- стойкость к химическим веществам;
- низкая цена.
Стоит, однако, учитывать и относительно широкий список недостатков. Главный из них — низкая устойчивость к влаге. Тогда как другие водно-дисперсионные краски растворяются в воде только до высыхания, ПВА-материалы легко смываются даже через много лет после нанесения на поверхность. Из-за этого и боязни низких температур поливинилацетатные ЛКМ категорически не подходят для наружных работ.
Кроме перечисленных материалов, при производстве водно-дисперсионных красок могут использоваться изопрен, уретан и другие синтетические виды каучука, а также различные комбинации этих полимеров — свойства ЛКМ от этого меняются незначительно. Все они отлично проявляют себя при работе с деревом, не дают ему гнить, легко меняют цвет и не отравляют воздух, поэтому являются идеальным отделочным материалом.
Вместо краски может использоваться еще один водорастворимый материал — морилка. Она не защищает древесину от повреждений, но придает ей красивый оттенок, сохраняя текстуру дерева, поэтому может использоваться как отделочный материал. Дополнительно окрашенную морилкой поверхность нужно покрыть лаком.
Живопись водяными красками – это техника для мастеров и начинающих художников
Живопись возникла в глубокой древности. Водяными красками пользовались художники античной Греции, позже в Византии, Древней Руси. В этой технике работали великие мастера Италии, Франции, Германии и других стран.
Живопись водяными красками – это одна из основных техник росписи стен. Она неразрывно связана с архитектурой. До наших дней «дожили» работы великих живописцев, работавших в этом стиле. Среди многих великие творения Микеланджело, Рафаэля, Рублева и других мастеров.
Фресковая живопись
Декоративная, орнаментальная или тематическая роспись водяными красками по известковой штукатурке называется фресковой живописью. Она отличается стойкостью цвета и долговечностью, если выполнена по всем правилам.
Такая техника с древних времен применялась для росписи стен внутри помещений. Фрески не препятствуют «дыханию» штукатурного слоя. Они не закрывают пор, поэтому и стена, и роспись на ней находятся в нормальном функциональном состоянии.
Живопись по штукатурке водяными красками выполняется по поверхностям с двумя или тремя слоями, причем толщина финального, лицевого, должна быть не менее 8 мм. Основание подготавливают, чтобы оно было ровным и сухим, хорошо изолированным от влаги.
Для работы подходят стены из песчаника, известняка, пористой керамики. С бетонными основаниями можно работать после обеспечения хорошей адгезии штукатурки к поверхности.
Неправильно называть любую настенную живопись фреской.
Живопись по мокрой штукатурке
Традиционная фреска – это техника росписи по сырому известковому штукатурному слою. Он может быть гладким или иметь некоторую зернистость. Для работы у мастера есть всего лишь около десяти минут, пока свежая штукатурка впитывает пигменты краски. Как только кисть теряет плавность мазка, можно заканчивать работу.
В этот период на поверхности штукатурки начинает образовываться тончайшая пленка, которая препятствует проникновению пигмента в толщу слоя. Она же впоследствии, после высыхания, закрепляет живопись и сохраняет ее на долгие годы.
Живопись водяными красками – это, возможно, самый трудоемкий вид росписи. Он предполагает небывалую собранность и постоянное творческое напряжение.
Из-за ограниченного времени процесса живописи подготовительные операции играют важную роль. Заранее заготовленные шаблоны и кальки помогают быстро и точно перенести эскиз на поверхность стены или потолка.
Как называется живопись водяными красками по сухой штукатурке
Сухая фреска (фреско-секко) – разновидность настенной росписи. Она отличается меньшей сохранностью и долговечностью. Изображения получаются несколько разбеленными из-за специфики технологии замешивания пигментов. Считается облегченной техникой фресковой живописи.
Сухая штукатурка перед работой шлифуется пемзой. При этом тонкая консервирующая пленка углекислой извести удаляется, открываются поры. Поверхность размачивается водой заблаговременно, поддерживается в таком состоянии или дополнительно увлажняется за час до росписи.
Сухая фресковая живопись водяными красками – это работа с пигментами, затертыми на «молоке» выдержанного известкового теста или свежего раствора «кипелки». Разбеленные цвета часто обогащают, добавляя поверх мазки темперой.
Акварель
Как называется живопись водяными красками по бумажной основе? Это акварель. Она также известна с древних времен, применялась для декорирования церковных рукописных, а позже и печатных книг. В этом стиле раскрашивали орнаменты, выделяли заглавные буквы, выполняли миниатюрные живописные картины.
До 17 века ее не считали даже видом техники живописи. Однако работы Васнецова, Врубеля, Репина и многих других выдающихся художников, творивших в этом стиле, сделали ее таковой. С 19 века акварель определяется как самостоятельный вид.
Акварельная живопись водяными красками – это также и различные приемы работы с палитрой и холстом. К примеру, лессировка дает возможность при наложении одного полупрозрачного цветного слоя на другой получать третий.
Техника «по сырому» предполагает работу с постоянно смачиваемой рабочей поверхностью бумаги. При растекании краска дает разводы и плавные переходы тональности. В работе «по сухому» недостаточно увлажненной кистью пишут густыми мазками. В «алла прима» краски предварительно смешивают на палитре.
Приемы могут использоваться отдельно и сочетаться вместе в одной работе. Белого цвета в акварели нет, его роль выполняет бумага. Краски высыхают уже через 5 минут, отличаются прозрачностью.
Водяные краски
Палитра фресковой живописи ограничена и насчитывает не больше 20 цветовых тональностей. Водяные краски, используемые для живописи по штукатурке, должны обладать светостойкостью и не образовывать активных соединений со щелочной средой извести.
Акварель – отличаются прозрачностью, легко смывается. В ее составе порошок пигмента, водный раствор меда, сахара или другого связующего с антисептиком и поверхностно-активным веществом.
Гуашь – обладает большей кроющей способностью. Состоит из пигмента с примесью белил и водного клеевого раствора крахмала, декстрина или гуммиарабика.
Темпера – обычно замешивается на эмульсии из воды и яичного желтка (белка). При высыхании она не трескается, образует слегка блестящую поверхность.
Клеевая краска – это суспензия пигмента в водном растворе поливинилового спирта, эфира целлюлозы, крахмала или казеина. Такой материал может использоваться для декоративной отделки внутри и снаружи помещения.
Акриловые краски быстро сохнут, образуют несмываемый слой с легким блеском, не требующий дополнительного покрытия лаком.
«Водоэмульсионная и акриловая краски — это одно и тоже или нет?» – Яндекс.Знатоки
Акриловая краска входит в группу водоэмульсионных.
Водоэмульсионные бывают и на других основах (латекс,силикон,)
Достоинства водоимульсионной краски.
На сегодняшнее время водоэмульсионная краска является довольно популярной и востребованной. Она включает в себя множество преимуществ.
Краска имеет длительный срок эксплуатации, не теряет цвет и не отшелушивается.
В процессе окрашивания вы не будете испытывать дискомфорт от запаха, потому что она не имеет неприятного запаха. А когда краска высыхает, то не трескается. Высыхает она так же быстро и легко, как и наносится.
Заключительные преимущества в ее цене и цвете. Цена довольно доступная. А разнообразие цвета (колеры), которых в строительных магазинах большое количество, поможет добиться желаемого цвета и оттенка.
Разновидности.
На полках в строительных магазинах можно найти разные виды водоэмульсионной краски. Они отличаются присутствием в них полимеров.
Акриловая водоэмульсионная краска имеет в своем составе акриловые смолы в качестве главного компонента. Её используют профессионалы и любители делать ремонт сами.
Тем людям, которые решили делать ремонт в помещении с высокой влажностью подойдет силиконовая водоэмульсионная краска. Она имеет противопаровые свойства из-за силиконовой смолы, которая находится в ее составе. Ещё ее значительное качество – борьба с появлением грибка.
Для людей, которые хотят надолго покрасить что-либо, подойдет силикатная водоэмульсионная краска. Так как ее отличительной особенностью является долговечность (20 лет). В ее составе находятся смеси воды и жидкого стекла, что и позволяет этой краске так долго сохранять внешний вид.
Минеральные водоэмульсионные краски преимущественно используются для покраски внутренних бетонных и кирпичных поверхностей. В их составе находится цемент или гашеная известь. Но, увы, она отличается недолговечностью.
Недостатки.
Все эти виды водоимульсионных красок по-своему хороши. Но у каждого из них, конечно, есть недостатки, либо это недолговечность или может быть цена. Кроме того, все чаще попадаются подделки, которые имеют ужасный запах, плохо ложатся, или просто смываются, когда на них попадает вода. Из-за этого потребители часто разочаровываются в водоэмульсионных красках. Чтобы этого избежать, стоит серьезно подойти к выбору красок, места их покупок или просто обращаться к профессионалам.
Водяная кисть для акварели: инструкция, преимущества и недостатки
Водяная кисть — это удобный и полезный инструмент для занятий живописью. Она предназначена для работы с акварельными красками. Использование такой кисточки избавляет от необходимости носить с собой баночку с водой, что особенно удобно во время рисования на открытом воздухе. Однако многим профессиональным живописцам и художникам-любителям этот инструмент кажется непривычным. В чем достоинства и недостатки такой кисти? И что необходимо учитывать при ее использовании? Эти вопросы мы рассмотрим в статье.
Описание
Водяная кисть для акварели состоит из следующих частей:
- пластмассового контейнера для воды:
- пучка ворсинок из синтетического волоса;
- съемного колпачка для защиты ворса.
Контейнер и пучок волокон соединены между собой резьбой. Вода из резервуара поступает к ворсинкам через поролоновую губку. Этот процесс происходит непрерывно. Поэтому волоски кисточки во время работы постоянно смачиваются и никогда не высыхают. На контейнере имеется специальная кнопочка, с помощью которой можно приостановить подачу жидкости после окончания рисования.
Это приспособление для рисования также называется кистью с резервуаром для воды или Waterbrush. Производятся изделия с разными размерами и формой ворсинок. Следует обращать внимание на габариты. Например, ширина пучка водяной кисти Schreiber может составлять от 1 до 5 мм. Эта величина обозначается номерами от 1 до 5. Чем больше цифра, тем более широкий мазок оставляет на бумаге кисточка. Размер кисти также обозначается буквами: S, L, M.
Пучок волосков имеет удлиненную форму, поэтому внешне кисть напоминает карандаш или ручку. С помощью этого инструмента очень удобно рисовать четкие линии, однако использование Waterbrush требует небольшой тренировки.
Водяная кисть предназначена только для рисования акварелью. Ее нельзя использовать для работы с гуашью, тушью или масляными красками. Следует различать Brashpen и Waterbrush. Эти кисти похожи внешне, но имеют разное назначение. В Brushpen резервуар заполнен чернилами, этот инструмент используется для каллиграфии и создания рисунков в стиле аниме. В контейнере Waterbrush находится только чистая вода, которая необходима для работы с сухой акварелью.
Плюсы
Водяные кисти имеют немало достоинств по сравнению с обычными инструментами для рисования акварелью. Рассмотрим основные плюсы Waterbrush:
- Удобство. При использовании Waterbrush нет необходимости иметь при себе баночку с жидкостью. Кнопка на резервуаре и специальный колпачок предотвращают протекание. Поэтому водяную кисть для рисования можно класть в карман или в сумку.
- Прочность. Кисточки из натурального волоса со временем осыпаются. В Waterbrush используется только прочный ворс из синтетических материалов. Кроме этого, искусственные волоски в меньшей степени царапают бумагу.
- Длительность применения. Даже при интенсивном использовании кисть с резервуаром служит очень долго. Однако не следует забывать регулярно промывать ворсинки и следить за чистотой воды. Такие кисточки не требуют сложного ухода.
Ассортимент этих изделий очень широк. Можно легко подобрать инструмент с необходимой толщиной пучка ворсинок. Рисунки водяными кистями получаются хорошо проработанными в мелких деталях.
Минусы
Кисти с резервуаром легки в использовании. Однако они имеют и свои недостатки:
- Непривычность. В первое время художники могут столкнуться с трудностями в применении такой кисточки. Им кажется непривычной постоянная подача воды. Нередко это служит причиной отказа от Waterbrush. Использование таких кистей требует небольшой тренировки.
- Невозможность заправки резервуара красящими жидкостями. В контейнер кисти можно заливать только чистую воду. Ни в коем случае нельзя заправлять резервуар тушью или чернилами. Контейнер изготовлен из пластика, который впитывает пигменты. После такой заправки кисть уже нельзя использовать для работы с акварелью.
- Трудности в создании больших заливок. Для такой техники рисования лучше использовать обычные кисти с объемным пучком ворсинок. Waterbrush в данном случае не подходит.
- Необходимость использования салфетки и листа бумаги. Во время рисования нужно всегда иметь под рукой сухую салфетку. Она необходима для удаления избытка воды с ворсинок. Также полезно иметь при себе кусочек плотной бумаги, чтобы сводить излишек краски с кисти.
- Изнашивание пучка ворсинок. Кончик кисти изготовлен из прочных синтетических волосков, которые не осыпаются. Но при неправильном использовании пучок может растрепаться. Таким инструментом будет невозможно делать тонкие линии. Поэтому на кисточку нельзя надавливать слишком сильно.
Чтобы оценить все достоинства и недостатки кистей с резервуаром, следует самостоятельно протестировать этот инструмент. Художники редко создают картины только лишь с помощью Waterbrash. Однако это приспособление можно применять для прорисовки мелких деталей или размывки в комплексе с другими видами инструментов.
Регуляция подачи воды
Как пользоваться водяной кистью? Перед началом рисования в контейнер нужно залить воду. Важно следить за чистотой жидкости и вовремя ее заменять, иначе рисунок получится грязным.
В обычных условиях ворсинки кисточки постоянно увлажены. Если необходимо усилить подачу жидкости, то нужно слегка сдавить контейнер. Для этого двумя пальцами нажать на центр резервуара.
Иногда возникает ситуация, когда жидкость плохо выходит наружу, и кисть остается сухой. В этому случае нужно добавить воду в резервуар. Когда контейнер полностью заполнен, то жидкость поступает гораздо легче.
Чем сильнее нажатие на баллончик, тем больше влаги поступает на ворсинки. Волоски водяной кисти способны удерживать довольно большое количество жидкости перед стеканием на бумагу.
Во время сдавливания контейнера нужно постоянно перемещать инструмент над бумагой, иначе может образоваться лужа. Если необходимо размыть краску на бумажном листе, то не следует слишком сильно нажимать на резервуар. Убрать излишек воды можно с помощью сухой кисти или кусочка ткани. Со временем вы натренируетесь правильно регулировать подачу воды к ворсинкам.
Заправлять контейнер можно обычной водой из-под крана. Можно также опустить резервуар в миску или кастрюлю с жидкостью. Если вы занимаетесь рисованием на природе, то следует захватить с собой бутыль с водой для заправки.
Работа с акварелью
Водяная кисть предназначена в первую очередь для работы с сухой акварельной краской в кюветах. Рассмотрим разные техники рисования этим инструментом:
- Если вам не требуется делать большую размывку, то нажимать на контейнер не нужно. Достаточно просто опустить кисть в краску. Сухая акварель заберет немного влаги с ворсинок. Этого количества пигмента хватит на 2 — 3 мазка. Нужно помнить, что синтетические волоски хуже удерживают краску, чем натуральные. Поэтому окунать кисть в кювет с акварелью придется довольно часто.
- Если вам необходимо добиться более насыщенного оттенка, то следует слегка нажать на резервуар. Увлаженная кисть заберет больше пигмента у краски, и цвет получится более ярким.
- Если вам нужно сделать цвет менее насыщенным, то необходимо сильно надавить на контейнер. В этом случае вода разбавит краску, и оттенок получится менее ярким.
Прежде чем отправляться на плэнер, следует потренировать управлять контейнером на отдельном листе бумаги. Умение добиться необходимой насыщенности цвета приходит с опытом.
Техника градуированной размывки
Как делать градуированную размывку с помощью водяной кисти для рисования? Waterbrush идеально подходит для такой техники живописи. Нужно просто набрать краску и нанести на бумагу. Затем водить кистью по пятну, закрашивая его. При этом не нужно добавлять ни воду, ни краску. Влага будет проникать из кисти на бумагу и создавать плавный переход оттенков.
Во время размывки ни в коем случае нельзя давить на резервуар. Иначе рисунок превратится в лужу.
Использование с акварельными карандашами
Как рисовать водяной кистью и акварельными карандашами? Это требует небольшой практики. Можно набирать краску непосредственно с поверхности карандаша и наносить на бумагу кистью. В первое время очень трудно точно рассчитать необходимое количество пигмента, этот навык приходит с опытом. Однако если вы набрали избыточное количество краски, то всегда можно ее размыть.
С помощью Waterbrush можно также сделать размывку рисунка, сделанного акварельным карандашом. Для этого нужно провести кончиком кисточки по штриховке. Благодаря влажности ворсинок, карандашный рисунок превратится в картину акварелью. Удобство кисти заключается в том, что ее не нужно постоянно окунать в воду. Линию можно провести без отрыва, и она получается четкой и ровной.
Правила ухода
Кисть с резервуаром не требует сложного ухода. После окончания работы нужно обязательно промывать ее ворсинки, чтобы в них не скапливались остатки краски. Для этого следует удалить остаток пигмента с волосков салфеткой или кусочком ткани. Затем необходимо нажать на контейнер, выдавить воду и снова промокнуть ворсинки. Эту процедуру проделывают несколько раз, пока волоски не станут чистыми.
Воду в контейнере необходимо периодически заменять на свежую. Не следует использовать для рисования застоявшуюся жидкость. Также нужно не допускать растрепывания волосков во время работы. Если следовать этим несложным правилам, то кисточка прослужит долго.
водяная краска — с русского на все языки
Краска — получить на Академике активный купон COSMASI.RU или выгодно краска купить по низкой цене на распродаже в COSMASI.RU
водяная краска — акварельная краска … Cловарь химических синонимов I
КРАСКА — жен. красный цвет, краснота, краснина. | Всякое вещество, служащее для крашения, для окраски во все цвета. Краска масляная, водяная или клеевая; краски сухие, карандаши. Отдать платье в краску. | Румянец, кровь. Ушибся до краски, до крови. На… … Толковый словарь Даля
акварельная краска — водяная краска … Cловарь химических синонимов I
ТУШЬ — (нем. Tusche). Черная краска в брусочках; особенно китайская черная краска. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТУШЬ нем. Tusche, франц. touche, от toucher, трогать. Черная краска в брусках. Объяснение… … Словарь иностранных слов русского языка
бистр — I. БИСТР I а м bistre m., ит. bistre > нем. Bister. живоп. Водяная краска коричневато желтоватого цвета. Сл. 18. Бистр краска деланная из сажи и употребляется обыкновенно в рисунках. 1776. Д. А. Голицын. // Каганович 311. Потом смешав краски… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Гуашь — (франц. gouache, от итал. guazzo водяная краска), краски, состоящие из тонко растёртых пигментов с водно клеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстрин др.) и примесью белил, а также произведения искусства, выполненное этими… … Художественная энциклопедия
АКВАРЕЛЬ — (ит. aquarello, от лат. aqua вода). Живопись водяными красками на бумаге; а также самая картина писанная акварельными красками. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АКВАРЕЛЬ живопись водяными красками.… … Словарь иностранных слов русского языка
Швейфуртская зелень — Ш. зелень представляет выдающуюся по красоте и яркости оттенка зеленую краску, применение которой, однако, сильно ограничивается ее ядовитостью. По составу Ш. зелень представляет двойную соль, соединение средней уксусно медной соли с мышьяковисто … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
тушь — и; ж. [нем. Tusche] 1. Чёрная или цветная водяная краска специального приготовления (употребляется для черчения, рисования, письма). Обвести чертёж тушью. Перья для туши. Штрихи тушью. Разбавить т. 2. Желеобразное или твёрдое, разбавляемое… … Энциклопедический словарь
ГУАШЬ — guazzo, от guazzare, мыть, купать; фр. gouache. Рисунок водяными красками, разведенными на растворе вишневого клея. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ГУАШЬ… … Словарь иностранных слов русского языка
акажу-лак — acajou > нем. Acajoulack. 1.Темнокоричневая краска, употребляемая как масляная и водяная краска для имитации под красное дерево. Коренблит 1934 1 57. 2. Акажу гумми, камедь, собираемая в Бразилии со стволов деревьев. Коренблит 1934 1 57 … Исторический словарь галлицизмов русского языка