Виды лепки: Лепка в детском саду начиная с ясельной группы: виды, приёмы, методические вопросы – 34. Приемы и способы лепки

31. Виды и способы лепки в детском саду.

Во время занятий лепкой в детском саду существуют определенные задачи для воспитателей: воспитание детского творчества, обучение детей изобразительным и техническим умениям, развитие интереса к этому виду деятельности. Также лепка в детском саду имеет особое содержание. Практически всегда дети, в отличие от скульпторов, лепят не живых существ, а окружающие предметы. Ведь чаще всего дети лепят не объект эстетического наслаждения, а предмет, с которым после можно играть. При надлежащем обучении и наставлений воспитателя дети в процессе лепки используют стеку, осознанно производят подбор каркаса и употребляют их для соединения разрозненных элементов и для передачи специфических особенностей формы. Виды лепки в детском саду:

• предметную;

• сюжетную;

• декоративную.

Предметная лепка в детском саду предназначена для воссоздания отдельных предметов. Дети с увлечением лепят фигурки людей и животных. Только быстрее всего они овладевают изображением предметов растительной и конструктивной формы. В связи с этим фактом перед воспитателями детского сада появляется задание обучить детей способности изображать ключевую форму предметов в лепке и наиболее яркие, свойственные им признаки.

Сюжетная лепка в детском саду сопровождается большим объемом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями.

Воспитателю необходимо обучить детей умению изготавливать плотную, довольно объемную подставку и логично, красиво распределять предметы на ней. Это даст возможность успешно выполнить задачу создания композиционного сюжета.

Декоративная лепка в детском саду. Знакомство малышей с народным прикладным искусством является одним из способов эстетического воспитания, в процессе познания различных его видов, в частности и мелкой декоративной пластики народных умельцев, дети могут приобрести много полезных навыков. Хорошо и с удовольствием малыши лепят бусы и другие украшения для кукол, изготавливают декоративные сосуды: подставки для яиц, солонки и вазы для небольших весенних цветов, подносы и стаканы для ручек и карандашей. Декоративная лепка в детском саду способствует обучению детей предварительному обдумыванию темы работы, созданию заранее эскиза в качестве рисунка, обучает условно подбирать роспись и форму предмета. В процессе работы над декоративной пластинкой дети обучаются правилам обращения с инструментом, различным приемам лепки, а что более важно — красивому декоративному наполнению пространства.

32. Виды аппликации. Способы создания аппликационных работ.

Аппликация – один из самых доступных и понятных видов детского творчества. Ведь аппликация развивает моторику у детей, мышление, эстетический вкус и воображение. Кроме того, любой вид аппликации поможет вашему ребёнку изучить своими тактильные ощущения, особенно, если вы будете работать с различными видами аппликаций, и будете брать для своих поделок не только бумагу, но ткань, крупу, засушенные листья и цветы. Виды аппликации бывают.

Аппликация из бумаги — самый привычный способ сделать красивую детскую поделку.

Аппликации из семян и круп. Арбузные, тыквенные и кабачковые семечки лучше не выбрасывать, а немного подсушить и в дальнейшем использовать для создания чудесных аппликаций. Прежде всего, сам материал – крупа или семечки. Кроме того, вы можете сочетать разные крупы и семена и сделать довольно сложную оригинальную аппликацию. Ещё нужны карандаши или же фломастеры, лист бумаги или кусок картона, ватман и клей – лучше всего для наших целей подойдёт ПВА. Сначала на ватмане или картоне нужно сделать рисунок с помощью фломастеров или карандашей, потом те места рисунка, на которых должна быть крупяная аппликация нужно щедро промазать ПВА, а затем посыпать выбранной крупой.

Аппликации из соломки. Солома — известный поделочный материал. Игрушки из соломки и плётёнки, коврики и сумочки уже давно заняли свою нишу в прикладном искусстве. А об аппликации из соломки не знает только ленивый – ведь наверняка в каждом доме есть хоть одна рамочка или шкатулка, украшенная соломкой. Для того, чтобы работать с соломкой, нужно её подготовить должным образом – то есть, собрать в нужное время, затем отварить для получения гибкости и просушить. После этого необходимо срезать «узлы» соломки. После соломку разрезают и проглаживают утюгом для того, чтобы материал получил глянцевый, почти зеркальный блеск. Для того, чтобы получить различные оттенки соломы, нужно срезать её на различных стадиях зрелости – чем моложе солома, тем она светлее. Некоторые моменты работы должны выполнять только взрослые, но дети вполне могут вам помогать.

Аппликации из сухих растений. Работая с сухими растениями, можно сделать аппликации на природную тематику – деревья из соцветий, грибы и яблоки из листьев. Такие занятия способствую развитию детского творчества, фантазии и моторики. Просто соберите понравившиеся вам листья, цветочки. Соцветия и засушите их , переложив свежей зеленью листья старой и ненужной книги. Сохнут в таком виде примерно неделю – полторы. Но если очень хочется сделать аппликацию немедленно после сбора растений, то процесс сушки растений можно ускорить, взяв два листа газетной бумаги и положив между ними заготовки. Стоит только пару раз прогладить собранные материалы утюгом, и они будут готовы к работе.

Аппликации из ваты и тополиного пуха. С помощью аппликаций из ваты или же тополиного пуха можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить пух растений, облака – простор для фантазии весьма широк. Из маленьких ватных катышков можно выложить пуделя и барашка, из истончённых и разорванных кусков ваты — облака, из ватных дисков можно делать цыплят и цветы, снеговиков. Вату можно подкрасить акварелью либо гуашью, и тогда простор для творчества и фантазии увеличится в несколько раз.

Выбор для аппликации очень широк – можно использовать пуговицы, спички, мох, высушенный ягоды, бумагу, пенопласт, крышечки от бутылок, кусочки цветных стаканчиков от йогурта, пластилин, фольгу, специи, вырезки из журналов и газет, пряжу и многое другое.

Виды пластилина: современные варианты и их особенности

Сразу оговоримся – под пластилином в данной статье мы понимаем все виды пластичных материалов для детского творчества, будь то тесто для лепки, глина и любые другие разновидности. Из-за разнообразия материалов родители часто путаются и не знают, что именно нужно их ребенку. Мы постараемся разобраться во всех разновидностях пластичных материалов.

Лепка, моторика и развитие ребенка

Лепка – одно из первых творческих хобби

Любому ребенку с самого раннего возраста необходимо заниматься творчеством. Таким образом малыш устанавливает контакт с окружающем миром, познает его и учится выражать свои чувства и мысли. Недооценивать этот процесс нельзя.

Как правило, первые попытки самовыражения ребенка проявляются в играх и попытках рисовать. Также, с определенного возраста, малыш начинает нуждаться в развитии моторики. Тактильный контакт является еще одним способом познания мира. Кроме того, он тесно связан с общим развитием ребенка – зачастую отстающие малыши имеют те или иные проблемы с мелкой моторикой.

Для полноценного развития ребенка необходимо дать ему возможность создавать что-либо своими руками. Лепка идеально подходит в качестве способа задействовать тактильные ощущения ребенка и мелкую моторику.

Разновидности материалов для лепки

Все встречающиеся в продаже разновидности условного «пластилина» можно разделить на 10 позиций. Рассмотрим подробно каждую из них.

1. Пластилин отечественного производства

Отечественный пластилин

Знакомый всем нам с детства классический пластилин. Он доступен и повсеместно распространен. Достаточно прочный – с поделками из него можно долго играть не опасаясь, что они развалятся. Из-за его свойств отдельные элементы легко соединяются между собой, образуя устойчивую композицию.

Тем не менее, у классического пластилина масса известных минусов. В первую очередь, он очень твердый. Маленький ребенок не сможет сразу работать с ним, так как родитель должен предварительно размягчить материал, например, с помощью теплой воды. По этой же причине очищать загрязнения от классического пластилина очень сложно. Кроме того, все мы помним его тусклый и непримечательный цвет.

Обычный пластилин не подходит для первых экспериментов с лепкой, так как он недостаточно податлив и имеет состав, не рекомендованный для малышей. Использовать этот материал можно начиная с 3-летнего возраста.

2. Пластилин зарубежного производства

Набор для лепки из пластилина Play-Doh

Импортный пластилин отличается от отечественного исключительной мягкостью и яркостью, которую ему придают натуральные красители. Он не пачкает руки и одежду, легко очищается. Из-за его податливой фактуры и состава из растительных компонентов он рекомендуется для самых маленьких детей. Ярким и всем известным примером является Play-Doh.

Недостатки импортного пластилина заключаются в его мягкости. Поделки получаются не очень прочными и легко разваливаются. Отдельные детали плохо соединяются между собой.

3. Глина

Глина самоотвердевающая Fimo air basic Natural

Глина мягкая и приятная на ощупь. Она превосходно сохраняет форму, поэтому поделки могут храниться неограниченное время. Это недорогой и доступный материал, который, к тому же, можно раскрашивать.

Минусы глины – любая поделка требует сушки. Кроме того, сушка занимает определенное время, за которое маленький ребенок может потерять интерес к только что сделанной своими руками игрушке.

4. Паста для моделирования

Паста для моделирования Jovi

Паста для моделирования дарит приятные тактильные ощущения и напоминает глину. При этом ее не нужно сушить, так как она затвердевает при контакте с воздухом. И, точно так же, как изделия из глины, поделки из пасты можно раскрашивать.

Различные детали из пасты для моделирования не склеиваются между собой, а так как паста быстро сохнет, то поделку можно не успеть доделать. Материал однозначно не подходит для маленьких детей.

5. Тесто

Набор теста для лепки 1Toy Disney Winnie the Pooh

Популярный материал, отличающийся своей мягкостью и податливостью. Абсолютно безопасен – в состав входит мука, соль и вода. Иногда – цветные пищевые красители, если нет цели впоследствии раскрасить поделку. Не прилипает к рукам, отдельные детали легко склеиваются между собой. Готовое изделие можно сохранить на память. Тесто доступно, его вполне можно изготовить в домашних условиях.

Поделки из теста сохнут в течение 12-ти часов. Кроме того, они размокают при контакте с водой.

6. Шариковый пластилин

Пластилин шариковый Amos

Шариковый пластилин – превосходный материал для развития мелкой моторики. Он не прилипает к рукам и обладает яркими, сочными цветами. Чаще всего этот материал используется для декорирования (облепливания) формочек, фигурок и особенно детских поделок, так как отлично скрывает неровности и недостатки изделий.

К сожалению, шариковый пластилин рекомендуется только детям, достигшим 3-летнего возраста. При этом родители в любом случае должны следить за детьми, работающими с этим материалом. Сохнут поделки из шарикового пластилина около суток, сохраняя даже после высыхания хрупкость. Играть с такими поделками затруднительно.

7. Плавающий пластилин

Плавающий пластилин

Плавающий пластилин очень мягкий и податливый, поэтому чаще всего с ним работают малыши. Не пачкает одежду и легко очищается с рабочих поверхностей. Держится на воде.

Тем не менее, работа с плавающим пластилином – это самый начальный уровень лепки. Этот материал легко крошится, а детали из него плохо соединяются между собой.

8. Восковый пластилин

Набор воскового флуоресцентного пластилина Jovi Baramba

Восковый пластилин отличается исключительной мягкостью и отлично склеивается. При этом поделки из него долгое время сохраняют форму. Цвета, как правило, яркие и насыщенные. Не оставляет загрязнений на рабочем месте или одежде.

Выбирая восковый пластилин следует помнить, что он походит для лепки только самых простых поделок. Приобретать необходимо только те наборы, в которых каждый кусочек пластилина находится в индивидуальной упаковке, так как материал легко слипается.

9. Масса для лепки

Масса для лепки Jovi Blandiver 5 цветов

Масса для лепки – один из самых популярных и практичных материалов для детского творчества. Она очень мягкая и пластичная, не прилипающая к рукам и окружающим предметам. При этом готовые поделки высыхают за 8 часов, после чего ими можно достаточно долго играть. Любопытная особенность материала – до 12-ти часов с момента контакта с воздухом он может сохранять пластичность. Даже если 8 часов прошло, поделку можно сбрызнуть водой и исправить недостатки.

При всех достоинствах, масса для лепки стоит довольно дорого.

10. Домашняя песочница: кинетический, живой радужный песок

Набор «Космический песок»

Кинетический песок знаменит своим терапевтическим эффектом, благодаря которому снимается стресс как у ребенка, так и у взрослого. Он отлично развивает воображение и мелкую моторику. Кроме того, у малыша всегда под рукой своя маленькая песочница, независящая от погоды и времени года. Кинетический песок может иметь разные цвета.

Минус кинетического песка заключается в том, что с ним нельзя оставлять ребенка наедине. Песок прилипает к рукам и, соответственно, может попадать в глаза. Также необходимо стелить под домашнюю песочницу клеенку, так как песок попадает за ее пределы.

Мнение эксперта

«Выбирая подходящий материал для лепки и развития мелкой моторики, нужно исходить, в первую очередь, из возраста малыша. Очень важно выбрать ту разновидность материала, которая будет безопасна для ребенка и поможет ему развивать свои способности».

Специалист интернет-магазина «Дочки-Сыночки»
Леонович Юлия

Преимущества (+) Недостатки (-)
Пластилин отечественного производства
Низкая стоимость.Надежный материал для лепки. Фигурки, сделанные из него, могут долго сохранять форму, поэтому ребенок может играть с ними. Детали поделки из этого материала прочно соединяются друг с другом, поэтому поделка из пластилина отечественного производства не разваливается при первом касании. Пластилин слишком твердый, поэтому маленький ребенок не сможет размягчить его без помощи взрослого.
Материал нужно разогревать в теплой воде или на батарее перед работой. Не подходит для первого знакомства с пластилином. Пластилина имеет тусклые оттенки.
Пачкает руки. Трудно очистить без помощи стека или специальных средств рабочую поверхность после лепки. Состав материала не всегда подходит для маленьких детей, чаще всего пластилин рекомендован для детей от трех лет.
Пластилин зарубежного производства
Очень мягкий. Подходит для самых маленьких.
Сделан на натуральной растительной основе. Для окрашивания материала использованы натуральные красители. Не пачкает руки. Не прилипает к рукам.
Представлен в ярких цветах. Легко очищается с рук и рабочей поверхности.
Пачкает руки, но легко оттирается. Фигуры из этого материала плохо соединяются между собой.
Поделки из этого пластилина хрупкие, могут сразу же развалиться. Поделки легко деформируются.
Глина
Мягкий, приятный на ощупь материал для лепки. Долго сохраняет форму, может храниться в семье в качестве дорогих сердцу детских поделок долгие годы. Доступная цена.
Готовую поделку после высыхания можно раскрасить по своему желанию.
Любая поделка из глины требует сушки. Ребенок не сможет сразу поиграть со сделанной игрушкой, так требуется дополнительное время на сушку.
Паста для моделирования
Приятная на ощупь. Пластичная. По свойствам напоминает глину, но не требует сушки в духовке или микроволновке. Твердеет на воздухе. Поделку можно раскрасить красками или покрыть лаком. Нельзя склеить несколько деталей между собой. Из-за быстрого высыхания можно не успеть доделать поделку. Не предназначена для маленьких детей.
Тесто
Мягкое и пластичное, поэтому даже маленьким деткам работать с ним легко. Так как тесто засыхает поделку малыша можно сохранить на память. Тесто полностью безопасно. В его составе лишь вода, мука и соль. Если тесто цветное, то добавляются пищевые красители. Не прилипает к рукам. Легко смешивается. Можно использовать неокрашенное тесто, что является дополнительным благотворным полем для развития творчества. Высохшую поделку ребенок может раскрасить по своему желанию. Можно приготовить в домашних условиях. Высыхает в течение 12 часов. Размокает в воде.
Шариковый пластилин
Можно использовать для развития мелкой моторики. Пластилин разных цветов хорошо смешивается друг с другом. Чаще этот материал всего применяют для декорирования поделок, потому что он хорошо скрывает неровности и шероховатости на детских поделках. Шарики пластилина отлично соединяются между собой. Не липнет к рукам.Имеет насыщенные и яркие цвета. Не подходит для работы с малышами, до трех лет. А дети старше 3 лет должны работать с данным материалом строго под присмотром родителей. Поделки высыхают на воздухе в течение 24 часов. Даже высохшие поделки довольно хрупкие. В отличие от изделий из теста или массы для лепки трудно использовать в игре.
Плавающий пластилин
Мягкий материал, поэтому из него легко лепить. Не прилипает к рукам и одежде. Подходит для малышей. Держится на воде, что особенно радует детей. Крошится. Детали из этого материла плохо соединяются между собой.Пригоден только для самых простых поделок.
Восковый пластилин
Восковый пластилин как отечественного, так и зарубежного производства очень мягкий пластилин. Обладает очень хорошими склеивающими свойствами.Легко разминается. Держит форму. Выпускается в ярких цветах. Не окрашивает руки малыша.Не липнет к рукам. Покупать стоит только те наборы, где каждый брусочек пластилина находится в своем отделении или пакете, чтобы предотвратить слипание всех брусков в единый большой кусок.Мелкая расфасовка.Подходит для лепки только простых фигурок.
Масса для лепки
Мягкая, пластичная, хорошо растягивается. Не прилипает к рукам. Поделка из массы высыхает на воздухе за 8 часов. Если не полное высыхание (до 12 часов), то может восстанавливаться, если сбрызнуть водой. Это свойство хорошо тем, что можно исправить какие-либо недочеты в поделке. Поделки не деформируются, ребенок может играть ими довольно долго. Высокая цена.
Домашняя песочница: кинетический, живой радужный песок
Терапевтический эффект от занятий с материалом: расслабляет, снимает стресс. Подходит для игр для развития воображения. Стимулирует развитие мелкой моторики. Ребенок может довольно долго играть с данным материалом. Возможность для малыша играть в песочнице в любое время года и при любых погодных условиях. Не имеет неприятных запахов. Может быть как одного цвета, так и разноцветным. Никогда нельзя оставлять маленького ребенка наедине с песком. Песок остается на руках, маленький ребенок может натереть им свои глаза. Даже если играет ребенок в домашней песочнице, лучше подстилать клеенку или газету, так как после игры много песчинок могут остаться за пределами песочницы. Прилипает к пальцам ребенка и одежде.
Таблица 1. Виды материалов для лепки с детьми

Выводы

Имеющиеся в продаже материалы для лепки способны удовлетворить любые пожелания детей и их родителей. Выбор действительно впечатляет, и, разобравшись получше во всех вариантах, вы всегда сможете найти тот материал, который подойдет вашему ребенку.

Консультация по аппликации, лепке: Консультация «Виды, способы и значение лепки в развитии ребенка»

Филиал №2 МАДОУ детский сад № 18 г.Туймазы муниципального района  Туймазинский район  Республики  Башкортостан

Выступление на районном методическом объединение воспитателей,  работающих  в старших  группах на тему: «Лепка — средство  художественно- эстетического  развития  детей  дошкольного  возраста».

                                      Туймазы-2017    

Тема: «Виды, способы и  значение лепки  в  развитии ребенка»

Воспитатель: Кучмина Е.В.

Дата проведения: 15.03.2017.г.

Форма проведения: Выступление в сопровождении презентации.

Цель: Дать теоретическое обоснование выделения видов, способов и значения лепки в развитии ребенка.

Ожидаемый результат: Систематизация знаний  слушателей   по  образовательной  области «Художественно – эстетическое развитие»  в  соответствии с требованиями  ФГОС.

Ход выступления:

СЛ.1Лепка – вид  изобразительной  деятельности, согласно  ФГОС  ДО она  относится  к  образовательной  области  «Художественно- эстетическое  развитие». В  лепке  ребенок придает  форму  пластическому  материалу(глине, пластилину, тесту, снегу, песку) с помощью  рук и  вспомогательных  инструментов, создает  объемные  образы полной  или частичной трехмерности, которые  имеют высоту, ширину, толщину и  отображает воспринятое, свои  эмоции. Основное  назначение  лепки —  это  образное  познание   и  отражение действительности в  объемном способе  изображения предметов.

СЛ.2В  работе  с  детьми  используются  три  вида  лепки: предметная, сюжетная, декоративная.

Предметная – это лепка отдельно взятого   предмета.    Главная  задача  предметной  лепки- передача  пропорций, овладение  определенными  техническими  навыками;

СЛ.3Сюжетная лепка – это изображение действий  нескольких  предметов  во  взаимосвязи на  плоскости,т.е.создание  композиции из 2-3 персонажей на  определенной  платформе.Проводится в  старших  группах, так  как  для  сюжетной  лепки  нужен багаж  знаний и представлений;

СЛ.4 Декоративная.В целях  развития  художественного  вкуса, расширения  кругозора в  младших  группах дети  знакомятся с  народным  прикладным  искусством, с  разными  его  видами. В  старших  группах дети  создают  интересные  изделия, работают  с  инструментом. Лепка  сопровождается росписью по  изделиям.

СЛ.5Существуют следующие способы  лепки:

-конструктивный;

-пластический;

-комбинированный;

-рельефный;

— модульный.

СЛ.6Конструктивный — лепка предмета из отдельных частей.

Работа  начинается с  основной,  наиболее крупной части. При лепке животного сначала  лепится  туловище, затем ноги, голова, и т.д.

СЛ.7Пластический —  лепка  из  целого куска, т.е.детали предмета вытягиваются из целого куска пластилина  или  глины.

СЛ.8Комбинированный — сочетание в одном изделии лепки из  целого  куска  и  отдельных  частей.

СЛ.9Рельефная лепка- объёмное изображение, путем  наложения  формы  на  основу.

 СЛ.10Модульная  лепка   напоминает  составление  объемной  мозаики  из  большого  количества  одинаковых  деталей.

СЛ.11  По  способу  создания образа  выделяют  следующие   виды  лепки:

-с натуры;

— по  памяти;

— по  представлению;

— по   замыслу;

— по  рисунку;

—  по  схеме.

СЛ.12 Значение  лепки для  развития  ребенка  велико. Она  комплексно  воздействует  на  развитие  ребенка:

—  способствует тонкому  восприятию  сенсорных  эталонов, создает  условия  для самовыражения;

— формирует интерес  к  эстетической  стороне  окружающей действительности и   умение  планировать  работу  по  реализации замысла, предвидеть  результат и  достигать  его, при  необходимости  вносить  коррективы  в  первоначальный замысел;

— развивает общую  ручную  умелость, мелкую  моторику, синхронизирует работу  обеих  рук;

— воспитывает  усидчивость, трудолюбие, творческую  активность, умение  работать  на  результат, созидать по  законам  красоты.

СЛ.13Психолого — педагогические условия  организации  лепки:

 — отбор материала для лепки;

 — определение  содержания и приемов обучения;

-создание Центра по  образовательной  области:   «Художественно-  эстетическое развитие».

Обычно в детском саду, как  материал  для  лепки, используют глину и пластилин.

 

СЛ14 Глина — наиболее ценный материал, приятна в работе, гибкая, снимает нервное  напряжение, обладает  целебными  свойствами.

   Пластилин — упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой. Он может быть однотонным и цветным. Однотонный цвет  дает возможность лучше понять цельность формы и строения предмета. Цвет вносит разнообразие в работу, является дополнительным средством выразительности.

Пластилиновая лепка больше подходит для детей с развитой мускулатурой пальцев рук, в более старшем возрасте 5-7 лет, однако его использование должно ограничиваться лишь в небольшом количестве занятий.

К вспомогательным материалам лепки относят каркасы, обыкновенные палочки разной длины и толщины. С помощью каркаса фигуры становятся более устойчивыми, динамичными. Работы из глины, выполненные на каркасах, часто дают трещины, а поэтому, как только изделия подсохнут, каркас можно осторожно удалить, вытягивая его из формы, чтобы дальнейшее высыхание шло без него.

     В процессе лепки нужно уметь пользоваться стеками. Используется стека для обработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой, с ее помощью снимается лишняя глина с формы, делаются надрезы, передается   фактура  предмета.

СЛ.15  Для демонстрации модели в старшей и подготовительной группах хорошо применять высокие подставки (на 25-30  см выше  детского  стола) с вращающимся диском, чтобы можно было показать предмет со всех сторон, не загораживая его руками.

   Демонстрационный  материал, особенно для  лепки  с  натуры, должен  быть  ярким, иметь правильные  пропорции.

   В  приемной необходимо  выделить  место для  выставки  детских  работ, ребенку  важна  родительская  поддержка.

Большое  значение  имеет  организация рабочей зоны для организованной  образовательной  деятельности. Свет должен падать  слева  и  сзади, расстояние  между  столом  воспитателя и первым  детским  столом  составляет не  менее  1,5  м. дети  сидят  лицом к воспитателю.

    Мебель  должна  соответствовать  росту  ребенка, что  обеспечит  правильную  посадку  за  столом. Материал, которым  работает  ребенок  должен  отвечать  педагогическим и санитарным  требованиям.

    ООД «Лепка» проводится  начиная с 2-х  лет.

СЛ.16 Структура  ООД  включает  вводную, основную  и  заключительную  части.  

     Задача  вводной  части(3-5  минут)  — создание  мотивации  и  проблемной  ситуации, т.е  в  ООД приходит Красная  Шапочка и просит  слепить  пирожки   для  бабушки, так  как по  дороге  потеряла корзинку  с пирожками.

В  основной  части(15- 20 минут) педагог  использует  различные  приемы для  решения  проблемной  ситуации, задач ООД. Обеспечивает  эмоциональное  восприятие предмета, анализирует его  строение, пропорции через  использование  таких  педагогических  технологий, как  проблемное  обучение,  проектная  и исследовательская деятельность. В  целях  обеспечения  целостности  во  время  продуктивной  деятельности  не  проводится  физминутка, обязательное  условие  —  проведение перед  деятельностью  разминки  для  пальцев.  

  В  заключительной  части(3-5  минут) организуется  анализ  детских  работ  и  подводится  итог ООД. После  ООД дать  возможность  детям двигаться.

Анализируется:

-умение  ребенка  работать  в  соответствии  с  полученными  указаниями;

—  технические  и  изобразительные  умения и   навыки;

— есть  ли  сходство  между  изображением и    действительным  предметом;

— правильно  ли  передано ребенком   строение, пропорции предмета;

— отражение в речи ребенком результатов  деятельности.

    При подведении  итога ООД воспитателем осуществляется педагогическая  поддержка  детей (ты, Дима,   постарался, а  у  тебя Лена, в другой  раз получится  лучше и т.д.) и  дается общая  оценка       деятельности детей .

СЛ.17   Создание  психолого-  педагогических условий обогащает чувственный  опыт восприятия окружающего мира и обеспечивает усвоение детьми  сенсорной культуры  через  ознакомление его с  сенсорными  эталонами, способами  обследования, наблюдения, сравнения  предметов.

Лепка дает ребенку удивительную возможность ощутить гармонию окружающего мира, моделировать его и свое представление о нем в образе.

Спасибо  за  внимание!

Статья (аппликация, лепка, средняя группа) по теме: Выступление на семинаре: «Виды лепки»

Сегодня мы с вами поговорим о лепке в старшей группе. Давайте с вами вспомним, какие бывают виды лепки? ( предметная, сюжетная и декоративная).

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.

В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребенка является более простым, чем, например, в рисовании, так в лепке ребенок имеет дело с реальным объектом, и ему  нет  надобности,  прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. Однако они быстро овладевают  изображением предмета конструктивной, нежели, пластической формы. Вначале нужно подвести детей к изображению человека конструктивным, а затем пластическим способом.

Сюжетная лепка требует от детей большого объема работы, так как надо вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении на подставке или без неё, дополнить лепку деталями.

Для составления сюжетной композиции, прежде всего, следует подумать о подставке, её объёме и форме, а затем вылепить её, распределить и укрепить на ней предмет. Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов. Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того, как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действий

Основные задачи, при обучении сюжетной лепки следующие: научить детей задумывать и

изображать лепные композиции из 2-3 предметов; использовать во время лепки знания формы, пропорций предмета; учить творчески подходить к решению сюжета.

Декоративная лепка позволяет учить детей  предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись. К ней относится дымковские, филимоновские,  каргопольские глиняные игрушки. Работа над  декоративной пластиной учит детей обращению с инструментом, различным приёмам лепки, а главное — красивому декоративному заполнению пространства.

-Теперь мы с вами вспомним способы лепки, (конструктивный, пластический и  комбинированный)

Лепка предмета из отдельных частей (конструктивным способом) — наиболее простой способ лепки, когда предмет составляется из частей, вылепленных предварительно. Работу начинают с  основной, более крупной части. Например, сравнивают части по величине и соединяют, далее приступают к лепке конечностей. Мелкие детали лепят в последнюю очередь.

Лепка предмета пластическим способом — это лепка из целого куска. Приём более сложный. Он требует точных движений, хорошего глазомера и отчётливого представления о форме и пропорциях предмета. Поэтому, прежде чем приступить к лепке, надо нарисовать предмет, в процессе чего уточнить форму, пропорции и пластику перехода от одной части к другой. Комку глины  придается определенная  исходная форма. Так, исходной формой для лепки груши должен быть шар, для гуся, курицы — овоид , (яйцевидная форма), а белку легко вылепить из толстого валика, согнутого в дугу. Наметив основную форму животного, переходят к вытягиванию таких частей, как шея, голова, конечности, хвост. Всё время проверяется и уточняется правильность пропорций. После того как основные формы вылеплены, можно отработать более мелкие части и детали.

Комбинированный способ лепки  включает в себя оба вышеназванных способа. Из целого куска  лепятся те части, которые составляют основную массу предмета, например: туловище и толстые ноги медведя; голова, туловище и хвост лисы. Голову медведя и ноги лисы удобнее вылепить отдельно, так как, вытягивая их из общего куска, можно нарушить общую форму.

-Теперь мы  перейдем к практической части и на конкретных примерах рассмотрим виды и способы лепки.

— К конструктивному способу лепки относятся такие темы, как: « Наши любимые игрушки», «Кто под  дождиком промок», «Снежный кролик», « Мы поедем, мы помчимся», « Дедушка Мазай и зайцы» (Мы поедем, мы помчимся» и «Дедушка Мазай и зайцы»- это сюжетные композиции составляются).

А теперь мы на конкретном примере — на лепке кролика  рассмотрим этот способ лепки.

— У кролика какая  самая большая часть тела? (это туловище), оно напоминает яйцо

— А какая по величине голова? (небольшая, круглая, чуть сплюснутая)

— Какие  уши? ( длинные, на кончиках заострённые), а хвостик куцый — короткий и круглый, как снежок. Мой кролик лежит на животике, поэтому лапки чуть выглядывают из- под туловища.

-Давайте с вами подумаем, на сколько разных частей нужно разделить брусок пластилина, чтобы слепить кролика. Посмотрите, все ли части одинакового размера? Да, туловище самое большое, поэтому нужно отрезать стекой половину бруска пластилина. А из этого кусочка получатся все остальные части. Поделим его пополам: половинка для головы и ушей, половинка для лапок. Сколько у кролика лапок? Разделим этот кусочек на четыре равные части.

-Сейчас мы все вместе проверим, хорошо ли нам удалось подготовить материал для лепки кроликов. Покажите, из чего будете лепить туловище? (показывают самые большие куски) Найдите материал для лапок.(4 одинаковых кусочка) Что выйдет из оставшегося кусочка? (голова и уши.) Этот кусочек вы поделите на части сами, и сами придумаете, как лучше слепить голову и длинные уши.

-Молодцы! Начинаем лепить, только постараемся, чтобы кролик вышел, «как живой».

К пластическому способу лепки относятся такие темы, как: «Наш пруд», « Косматый мишка». На примере — водоплавающих птиц рассмотрим этот способ лепки,  (показываю композицию « Наш пруд»)

-Водоплавающие птицы имеют особое строение тела, чтобы легко было плавать и летать. А лепить их лучше всего особым способом — из целого куска пластилина, не деля его на части. Посмотрите: я беру кусок пластилина, разминаю его, чтобы он меня слушался, был мягким, « послушным». Задумываю птицу, представляю себе, как она выглядит, и начинаю лепить. Здесь у меня будет голова, а здесь хвост. От передней части оттягиваю пальцами небольшое количество пластилина, но не отрываю, а сразу начинаю лепить шею и голову — приподнимаю вверх, слегка изгибаю и закругляю. Клюв у уточки широкий — вытягиваю немного пластилина и округляю. Рассматриваю уточку со всех сторон. Вытягиваю хвостик и заостряю. Крылышки прорисую стекой. Лапок не видно, потому что моя уточка поплывёт. Смотрите, (помещаю на  пруд, изготовленный из фольги)

-Как вы думаете, как бы я лепила птицу, если бы задумала не уточку, а гуся или лебедя? (ответы) Да, этих птиц можно лепить точно также, только постараться во время лепки передать особенности внешнего вида: у гуся шея длиннее, чем у утки, и клюв с нашлёпочкой  вверху; а у лебедя шея тоньше, чем у гуся, и грациозно изгибается. Начинаем  лепить.

К комбинированному способу лепки относятся такие темы, как: «Собака со щенком», «На арене цирка», «Зимние забавы», « Топают по острову слоны и носороги», «Обезьянки на пальмах», лепка дымковских игрушек: «Лошадки», « Водоноски», «Козлики», « Бараны».

— На конкретном примере — на лепке собаки со щенком рассмотрим  этот способ лепки. Посмотрите у меня два цилиндра (валика). Как вы думаете, почему два, и почему они разного размера? (ответы) Из большого валика я буду лепить собаку, а из маленького — щенка. Валик нужно согнуть дугой и надрезать с двух концов стекой, чтобы получилось четыре лапы. Это туловище с  лапками. Осталось слепить голову и хвостик. Подскажите мне, как это лучше сделать? Щенка можно лепить точно так же, как собаку, только из маленького валика.  А как можно показать, что собака и щенок играют? (поднимаю лапку собаки и опускаю вниз) А теперь предлагаю вам слепить играющих собачек.

К декоративно- рельефной лепки  относятся такие темы, как: « Листья танцуют и превращаются в деревья», « Солнышко, покажись»,(отщипываются небольшие комочки и растягиваются пальцами, накладываются на цветной картон,  можно с предварительной прорисовкой простым карандашом.) «Весенний ковер» (плетение из жгутиков),  « Ветер по морю гуляет…»

— На примере «Весеннего коврика» рассмотрим этот способ лепки. Посмотрите, как мы будем выполнять свою работу. Сначала раскатаем жгутики – пять — семь одного цвета и столько же другого. Затем  подравняем жгутики по длине — выложим в ряд и отрежем лишние «хвостики» стекой, чтобы все-все наши «ниточки» были одинаковой длины. После этого возьмём картон и начнём ткать: сначала выложим «ниточки» одного цвета, размещая их сверху вниз — вот так, на небольшом расстоянии друг от друга, а потом будем брать по одной «ниточке» другого цвета и переплетать, чтобы было красиво. Когда коврик получится, его можно украсить узорами из цветов, ягод, солнышек. Цветы можно сделать так: раскатать шарики, сплющить в лепешки и надрезать стекой по краю, будто это лепестки.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.