Вальдорфская педагогика. Плюсы и минусы вальдорфской школы.
28 Сентября 2016
Вальдорфская педагогика что это такое. Плюсы и минусы. Отзывы родителей.
Вальдорфская педагогическая система была основана в начале 20 века немецким ученым и философом Рудольфом Штайнером. Разработанная для детей работников табачной фабрики «Вальдорф-Астория» в Штутгарте, вскоре она приобрела поклонников по всей Германии, а позже и Европе, где начали открываться вальдорфские школы и детские сады. Вальдорфская педагогика, ставящая своей целью воспитание свободной, творчески мыслящей личности, проповедует всестороннее развитие ребенка путем максимальной близости к природе и народным традициям, а также отказом от ранней интеллектуализации.
Основные принципы вальдорфской философии
Одной из основ вальдорфской педагогики является принцип неопережения, то есть соответствия изучаемой информации тому, что мозг ребенка может воспринимать в данный момент. Именно поэтому система выступает против досрочной интеллектуализации и специализации, раннего изучения абстрактных понятий, таких как буквы и цифры, заучивания информации. Развивающие занятия в первую очередь основаны на интересах ребенка на данном этапе, на том, что его привлекает и захватывает, такие занятия дают малышу более осмысленные знания, которые легче запоминать. Например, детям младшего возраста интересны активные игры, сказки, поэтому развивающие занятия проходят в игровой форме или в виде сказочно-театрализованной постановки.
Вальдорфская философия выделяет в человеке интеллектуальное, эмоциональное (творческое) и волевое (практическое) начало. Развитию каждого из них уделяется особое внимание в определенный, наиболее подходящий для этого, период становления личности ребенка, воля — в младшем возрасте, эмоции — в среднем и разум — в старшем. Только равномерное развитие всех этих трех составляющих ведет к гармоничному росту и становлению полноценной личности. Особый упор на интеллектуальные занятия отрицательно влияет на физическое здоровье ребенка, поэтому вальдорфский ритм дня основан на постоянном чередовании умственной, творческой и физической активности.
Особая роль в вальдорфской философии и педагогике уделяется комфортной окружающей среде, где ничто не мешает гармоничному развитию ребенка. Малыша окружает интерьер в спокойных тонах, мебель и игрушки из натуральных материалов. Особая роль в гармонизации окружающей среды отдана воспитателю, именно от его поведения зависит, будет ли ребенок чувствовать себя уверенно и свободно, установится ли доверительная атмосфера в группе и сплоченный детский коллектив. Воспитатель должен найти индивидуальный подход к каждому ребенку, и учитывать его особенности при построении ритма занятий в группе. Именно воспитатель является образцом подражания для ребенка, поэтому к его поведению предъявляются особые требования.
Основы организации вальдорфских учебных заведений
Одной из важнейших особенностей организации учебного процесса в вальдорфской школе и детском саду является интеграция изучаемых предметов, то есть сближение информации из различных уроков при помощи темы года, месяца, недели (так называемые эпохи). До 7-8 класса большинство предметов в школе ведет один и тот же учитель, что позволяет найти к каждому ученику индивидуальный подход в изучении конкретной темы. В каждом классе существует свой главный урок, информация из которого преподается в течение длительного времени (от 2 до 4 недель), параллельно сопровождаясь музыкальными, творческими занятиями на ту же тему. Это позволяет ученикам глубже проникнуть в суть изучаемых предметов, изучить тему с разных сторон, последовательно и вдумчиво.
Каждое занятие построено в определенном ритме, где сменяются фаза вдоха и выдоха. День начинается с «выдоха», то есть свободной игры. Игра является важнейшим видом деятельности для ребенка, поэтому в вальдорфском саду ей уделяется особое место, дети играют только в то, что им самим интересно. Воспитатель не вмешивается в ход игры, а старается лишь заинтересовывать ребенка и поддерживать этот интерес.
В процессе игры дети конструируют, играют в ролевые игры. Вальдорфцы предпочитают игрушки из натуральных материалов, минимально указывающие на свою основную функцию, что максимально развивает фантазию и воображение. Это могут быть шишки, орехи, желуди, камушки, морские раковины, отрезы ткани, деревянные брусочки, спилы, рукотворные деревянные или вязаные человечки, гномы, животные. Отрицаются современные пластиковые и компьютерные игрушки. Далее идет «вдох», это главный урок, музыкальное, творческое, ритмическое занятие или сказка. В вальдорфской школе
Вальдорфская система воспитания является безоценочной до 7 класса, ребенка не сравнивают с другими детьми, а оценивают лишь относительно его собственных предыдущих результатов. В вальдорфском детском саду разновозрастные группы, что побуждает малышей подражать старшим, а взрослых детей учит ухаживать за младшими. Огромная роль в вальдорфском образовании отдана родителям, они активно участвуют в жизни сада или школы, помогают готовить праздники, наводить порядок в группе, изготавливать игрушки.
Вальдорфская школа отзывы родителей
Нам в школу еще не скоро, но периодически я задумываюсь о ее выборе. Не так давно знакомая, которая преподавала в одной из таких школ сказала, что ни за что не отдаст своего ребенка туда. Я решила разобраться, почему же такой, казалось бы, идеальный педагогический подход подойдет единицам.
«Когда поступали в первый класс впечатление было очень хорошее, нестандартный подход, особое отношение к детям, все по-домашнему, уютное помещение и хорошие, добродушные педагоги. Порадовало в тот момент отсутствие системы оценок, отсутствие учебников и стандартной школьной программы. Все это казалось нестандартным и привлекательным. Проучившись год ребенка я забрала оттуда, на следующий год мы пошли в обычный первый класс (потеряли год). То, что на первый взгляд привлекало и казалось привлекательным, в дальнейшем только пугало.»
«Отсутствие программы приводит к тому, что невозможно вообще понять, что дети изучали, а что — нет. В третьем классе дети не умеют, например, писать письменными буквами, не знают таблицы умножения. Хотя учителя и убеждали в том, что постепенно эта разница в знаниях и уровне подготовки сглаживается, и дети догоняют сверстников из обычных школ, но работая в классах со второго по шестой я этого не заметила, дети явно отставали в общеобразовательном плане от учеников школ со стандартной программой.»
«В школу частенько приводят детей с проблемами интеллектуального и психического характера, которые не смогли учиться в обычной школе. Учиться вместе с такими детьми не так то просто. Если ваш ребенок среднестатистический, и воспитывали вы его до этого привычными методами, не советую отдавать в такую школу.»
«Ваша семья должна полностью разделять философию
Рудольфа Штайнера. Педагоги как правило очень категоричны в этом вопросе. Нет просмотрам телевизора, современным мультикам и компьютерным играм, ярким игрушкам, роботам и т.д. Да деревянным, тряпочным, самодельным игрушкам, вязанию и чтению только народных сказок. По всем правилом в вашем доме должно быть все деревянное, натуральное,сделанное своими руками, минимум техники, чтобы ребенок не ощущал резкого контраста между домом и школой. Первое время это кажется правильным, но все-таки мы живем в современном мире и ребенка от всего этого не спрячешь. Постоянное навязывание этих правил может лишить ребенка той самой свободы выбора.«На мой взгляд, одно дело учиться в Германии в вальдорфской школе, другое в России. Любую методику нужно хорошенько адаптировать под наш менталитет. А то как в поговорке, «заставь дурака Богу молиться…». В интерпретации российских педагогов и директоров получается совершенно иная методика.
К слову сказать, Рудольф Штайнер — ученик и последователь Блаватской, основатель собственного учения — антропософии. В Германии родители, которые отдают своих детей в вальдорфские школы сами являются антропософами, для них постоянно проводятся семинары, лекции по воспитанию, лекции по антропософии. На одном из таких семинаров занимаются «медитативным письмом» — переписывание красивым почерком изречений Рудольфа Штайнера. Если планируете отдавать своего ребенка почитайте подробнее об этом учении.
В такую школу стоит идти если:
- вы сами являетесь поклонниками философии Штайнера (вальдорфской педагогики),
- у ребенка большие психологические проблемы в обычной школе,
- у вас очень нестандартного ребенка, который точно не впишется в обычную школьную систему образования,
- вы и ваш ребенок не будет придавать значения общепринятым нормам успеваемости и т.д.,
- у вас творческий ребенок с гуманитарным складом ума, вы видите его исключительно в творческой профессии (художника, писатель, актер и т.д.).
При всей неоднозначности вальдорфской педагогики, её гуманитарной направленности, эта философия приобретает все больше сторонников, а её элементы довольно часто применяют в работе сотрудники детских садов и школ со стандартной формой обучения.
Вальдорфская педагогика Википедия
Вальдóрфское образовáние («штайнеровская» или «вальдорфско-штайнеровская педагогика») — альтернативная[1]педагогическая система, основанная на антропософских представлениях.
Вальдорфская педагогика основывается[1][2][3] на выделившемся из теософии[4] религиозно-мистическом[4][5][6][7] учении Рудольфа Штайнера — антропософии.
Эксперт по Вальдорфской педагогике В. К. Загвоздкин заявляет, что антропологический педагогический подход Р. Штайнера противопоставляет себя традиционализму и прагматизму, использует язык «антропософской антропологии»[3].
Вальдорфские школы являются общеобразовательными[8]. В младших классах отсутствуют оценки и преподавание ведётся преимущественно без учебников[9]
Первая вальдорфская школа была создана в 1919 году. В настоящее время (март 2017) в мире насчитывается 1092 вальдорфские школы, находящихся в более 70 странах[10], и 1857 детских садов в 65 странах[10], признанных Международным форумом вальдорф/штайнеровских школ (Гаагским кругом), Педагогической секцией Свободной Высшей школы гуманитарных наук Гётеанума и Друзьями вальдорфского образования[11]. Название «вальдорфская школа» является зарегистрированной международной торговой маркой, права на её использование принадлежат Союзу независимых вальдорфских школ (СНВШ)(Германия)[12][13][14][15].
Вальдорфская методика также используется как в «вальдорфски ориентированных» школах, в том числе финансируемых государством, так и в среде домашнего обучения[16]. Она была также принята учителями некоторых других государственных и частных школ[17][18][19].
В программных документах Вальдофских школ и в СМИ утверждается, что антропософия, являющаяся прямой основой применяемых в них педагогических приёмов, содержания образования учеников, управления школой и образования учителей[2], не преподаётся детям ни отдельным предметом, ни как религиозное верование[20][21]. Некоторые критики считают эти утверждения неверными или, как минимум, вводящими в заблуждение[22][23][24]. Религиоведами[источник не указан 2199 дней], а также некоторыми критиками[24] централизованное и направляемое Антропософским обществом движение вальдорфских школ рассматривается как часть нового религиозного движения (НРД) антропософии или как подобное НРД движение.[источник не указан 2140 дней][значимость?]
7 принципов вальдорфской педагогики — Телеканал «О!»
Вальдорфская педагогика — очень популярная во всем мире образовательных систем. Сегодня школы, практикующие ее, открыты более чем в 60 странах мира, в том числе и в России. Чем отличается этот педагогический подход от того, что используется в обычных массовых школах? В чем ее преимущества? Об этом рассуждает выпускница московской вальдорфской школы имени Анатолия Пинского, педагог Антонина Лизякина.
Антонина Лизякина, выпускница вальдорфской школы, преподаватель физики и английского языка в «Живой школе»
Вальдорфская образовательная система появилась в начале ХХ века в Германии и была разработана философом и педагогом Рудольфом Штайнером для детей работников табачной фабрики «Вальдорф Астория». Во главу угла своей системы Штайнер поставил не стремление заложить в ребенка обязательную программу, а его развитие, реализацию талантов. Из этой идеи особенного отношения к ребенку проистекают основные принципы вальдорфской педагогики.
Разностороннее развитие личности
У ребенка в такой школе должны быть все условия для развития интеллекта, эмоциональной и физической сфер, или, на языке вальдорфской системы, мышления, чувства и воли. На каждом этапе обучения доминирует один элемент: в младших классах — воля, или движения, в среднем звене — эмоции, чувства, в старших классах — мышление.
Эстетическое воспитание важно так, как и интеллектуальное. Это проявляется даже в учебном расписании: там есть уроки не только музыки, как и везде, но и живописи, театра, ремесла, рукоделия, эвритмии, то есть искусству отражения звуков движением тела. Детей учат видеть красоту, искусство в том, что они изучают, будь то математика или русский язык. Даже в танце можно увидеть математические закономерности — этому тоже учат. Ученики оформляют свои тетради рисунками, учатся «чувствовать» и таблицу умножения, и разницу между частями речи. Для этого педагоги подбирают специальные упражнения. Например, геометрические фигуры малыши изучают… водя хороводы: они двигаются вместе так, чтобы составить квадрат, прямоугольник и так далее.
Особое внимание уделяется лингвистической подготовке: еще с начальной школы преподается сразу два иностранных языка. При этом ученики знакомятся с фольклором: изучают народные песни и стихи на иностранном языке.
Разностороннее развитие дает опору для самоопределения. Так, ребенок, которому не дается математика, знает, что у него есть склонности к музыке.
Эпохальность
Основные предметы в вальдорфской школе преподаются эпохами. Эпоха — это раздел курса, имеющий завершенный вид. Материал в таком курсе концентрированный, ребенок изучает его при по 3−4 недели. Как это происходит? Каждый день проводится полуторачасовой урок по одному и тому же предмету, когда изучается основной материал. Дети его не забывают, поскольку отрабатывают изученное на регулярных уроках.
Кстати, учебников в привычном нам понимании в таких школах нет. Основное учебное пособие — это тетрадь, которую ученик составляет и ведет сам, систематизируя знания, полученные на уроке и самостоятельно.
Проживание, осмысление, закрепление
Вальдорфская педагогика отрицательно относится к попыткам загрузить память и интеллект ребенка. Именно поэтому в детские головы не вкладывают готовых знаний.
Учитель старается дать детям возможность сначала «пережить материал» при помощи движения или искусства, потом обсуждает его с классом и только после этого записывает правила. В этом отличие от классического подхода, где в учебниках сразу после правила идут примеры.
Уроки истории — это не просто лекции. Ученики принимают участие в рыцарских турнирах, межшкольных олимпийских играх, проникаются духом этих событий — все это способствует осмыслению и закреплению материала.
Современные дети, быт которых автоматизирован, часто не имеют никакого представления о том, как растет пшеница, как пекут хлеб, как делают ткань. Ученики вальдорфских школ осмысляют эти процессы на собственном опыте: например, в моей школе сеяли, собирали и мололи пшеницу.
Безоценочность
В вальдорфских школах не сравнивают детей друг с другом, в том числе и по оценкам. Дети не гонятся за пятерками и не переживают из-за двоек: оценки появляются только ближе к государственным экзаменам, при подготовке. Успеваемость ребенка оценивается иначе: как «зачет» или «незачет» и комментариями учителя о том, что хорошо получается, а над чем еще стоит работать. Такой подход позволяет детям полнее раскрыться и не чувствовать себя среди отстающих, если что-то не получается. Они выполняют работу не ради оценки, а ради закрепления знаний.
Ритмичность
В вальдорфской школе невозможна ситуация, когда ученики весь день только записывают за учителем и переходят из кабинета в кабинет. Здесь каждый день, каждый урок построен с чередованием активной и пассивной деятельности. После активного обсуждения материала следует пассивная запись в тетрадь, после чтения ритмичного стихотворения — спокойное, после урока математики — музыка или рукоделие.
У года тоже есть свой ритм: за буднями следуют праздники. В вальдорфских школах отмечают общехристианские Пасху и Рождество, традиционно русскую Масленицу, немецкий день святого Михаила и день фонариков.
Внимание к потребностям ребенка и конкретного класса
Материал подбирается так, чтобы дети увлеченно, с удовольствием и интересом занимались. В младшей школе много времени посвящено играм и сказкам, в средней — мифам и истории древнего мира, что позволяет осознать понятие героизма, в старшей — вопросам, которые ставит перед подростком реальный взрослый мир.
С 3 класса дети как бы погружаются в исторические эпохи, которые, по мере их взросления детей, продвигаются к современности, куда и попадает выпускник. Таким образом, ребенок, изучая культуру, понимает эволюцию человеческого сознания от древних времен к современности. Его сознание проходит тот путь, по котором двигалось человеческое общество. Отсутствие учебников позволяет учителю подбирать материал специально для конкретных детей.
Естественность, натуральность и практичность
Материалы, окружающие детей максимально, натуральны. Шторы — льняные или шелковые, парты и карандаши — деревянные. Когда малыши занимаются лепкой, они используют пчелиный воск, а не пластилин.
Для интеллектуальной работы подбирается максимально аутентичный материал. Например, дети даже разучивают фрагменты из Илиады на греческом языке. Если они проходят средневековую музыку, то пробуют ее самостоятельно воспроизвести на музыкальных инструментах; если народные песни, то поют их. На уроках ремесла и рукоделия ученики делают исключительно практичные вещи: прихватки, варежки и даже рюкзаки.
Многое из этого может показаться спорным, сомнительным, а кому-то даже вредным, поскольку разительно отличается от общепринятой системы образования. Но выпускники вальдорфских школ не уступают сверстникам в обычных школах, точно так же успешно сдают вступительные экзамены в российские и зарубежные вузы и находят себя в жизни. Например, я успешно окончила Московский инженерно-физический институт — учебное заведение с одной из самых сложных программ, и связала свою жизнь с педагогикой.
Читайте также:
Личный опыт: мой сын — на домашнем обучении
21 удивительный факт о том, как учатся дети в разных странах мира
Что делать, если утром ребенок не хочет идти в школу
Фото: stockfour/Iakov Filimonov/kravik93/YanLev/Shutterstock.com
Вальдорфский детский сад: 8 главных особенностей альтернативного подхода к развитию ребенка
Для своей двухлетней дочки Анастасия Галанина, одна из основательниц Organic Woman, выбрала детский садик с вальдорфской педагогикой. Почему именно вальфдорфский садик и что особенно ей нравится в этой педагогической системе, она рассказывает в своей статье.
На этой неделе неожиданно для себя я отправила ребенка первый раз в сад. Планировали ждать до трёх лет, но ребенок оказался готов раньше, да и повезло найти место на неполный день в Вальдорфском детском садике. Меня очень привлекло, что главная задача воспитателя в этом садике – помочь ребенку развить природные таланты и дать веру в собственные силы. Мне захотелось узнать, за счет каких средств пытаются этого достигнуть и, если откликнется, попробовать перенять и перенести что-то в свою семью.
С вальдорфской педагогикой и вообще антропософией как объемлющей её духовной наукой я познакомилась ровно год назад. Пройдя обучение в специализированном центре и погрузившись в труды их основателя Рудольфа Штайнера.
Я перестала бояться не успеть чему-то научить, опоздать с подготовкой к школе… Зато еще раз уверилась, что самое главное – это гармоничное раскрытие потенциала ребенка в трех областях: мышления, чувств и воли.
Кстати, в 2019 году Вальдорфской системе исполнится ровно 100 лет. Я бы хотела познакомить с ней тех, кто о ней пока не знает. Я не буду приводить все особенности вальдорфских школ и садиков, а также отличия в учебных программах по сравнению с государственными школами. Отличий огромное множество. Но опишу основополагающие принципы воспитания детей младшего возраста, которые вы можете использовать и у себя дома.
Вальдорфская педагогика: основные принципы и акценты
Основа – стремимся познать и понять индивидуальность ребенка
Ребенок не является «чистым листом», на котором можно написать что вздумается. Ребенок – индивидуальность. Он обладает с рождения определенными свойствами, склонностями и предрасположенностями. Любой ребенок неповторимый! Мы должны иметь это в виду и не стараться подтянуть каждого под общепринятые стандарты, а больше слушать, обращаться как с равным себе взрослым. Быть открытым и принимающим.
Обучаем через свой пример
Подражание как внутренний импульс заложен во всех изначально. Самым основным человеческим умениям – ходьбе, речи и мышлению – ребенок научается благодаря подражанию. Всё, что происходит с ребенком, производит на него глубокое впечатление, но одновременно побуждает его воспроизвести это самостоятельно. Люди, окружающие ребенка, всё время служат ему примером – и в движении, и в речи, и в понимании, и в действии. И если люди хотят добра ребенку, всё – движение, речь, осознание и действия –должно быть осмысленными, красивыми, добрыми – то есть заслуживающим повторения.
Вырабатываем ритм дня и даём пространство (временное и физическое) для свободной игры
Действие в подражании станет навыком только при многократном его повторении. Это возможно при четком режим дня. И привычная последовательность действий сформирует у ребенка чувство безопасности, здоровый сон и пищевые привычки.
«Свободная игра» – это время, когда ребенок свободно играет доступными материалами и игрушками. В такой деятельности ребенок реализует свою фантазию, тренирует образное мышление, высвобождает зажатые эмоции и проигрывает ситуации и действия окружающих, которым ему хочется подражать.
В это время мы, родители, должны заниматься своей деятельностью. И желательно выбирать занятия, где ребенок может увидеть труд ваших рук: рукоделие, творчество, хозяйственная работа и дела по дому – а также, повторять одно дело в течение нескольких дней подряд. Главное – чтобы дети видели взрослых работающими, могли поработать вместе с ними и перенести в свою игру элементы взрослой трудовой жизни.
Даём возможность реализовать свою волю, пробовать самому и совершать ошибки, если необходимо
Ребенок, как, наверное, и вы сами, гораздо лучше учится не через объяснения, а через действия. При сформированной воле у нас появляется глубокая склонность к действию, стремление перевести свои желания и мечты в конкретные намерения и поступки. Действуя, узнавать. Ему хочется все потрогать, проверить, рассмотреть, испытать.
Наша задача – предоставить ребенку широкие возможности для собственных опытов, не бояться за него там, где нет угрозы безопасности, а вселять уверенность в собственных силах.
А для подкрепления силы воли ребенка обычно используется легкий, но регулярный и увлекательный трудовой процесс или уборка и помощь родителям.
Наблюдаем ритмичность смен времен года
С ребенком мы наблюдаем, как естественно следуют один за другим природные эпохи. И переносим эти наблюдения, утверждаем их в игровой жизни.
Характерный набор песен, сказок, блюд на столе, творческой или ремесленной деятельности, а также элементы декоративного оформления пространства определяются текущим временем года.
А праздники как определенные вехи служат кульминацией сезона, помогают преодолеть холодные месяцы или служат точкой изменений в трудовой деятельности, помимо того, что они выполняют другие важные социальные функции. Под них сочиняем истории, песни, мастерим игрушки, накрываем стол со своими специальными сезонными блюдами.
Добавляем общение с разновозрастными детьми
Всё решается естественным путем в семьях, где много детей. Если это не ваш случай, приведите ребенка в группы детей, где старшие дети вынуждены общаться с младшими.
Среди детей разного возраста ребенок последовательно и гармонично переживает свое взросление. Ребенок постарше, глядя на малышей, может оценить, каким он был раньше. На примере более старших понимает, каким будет через год – сильнее ловчее, сообразительнее. Он знает, что у старших ребят есть свои взрослые обязанности, но им разрешается то, что не разрешено младшим.
Мягко убираем из обихода игрушки, которые «диктуют» игру, и оставляем игровые предметы из натуральных материалов
Мне кажется, Вальдорфская система – пример для подражания всем, кто стремится к осознанному потреблению. В нашем садике не встретишь игрушек из пластика – только природные натуральные материалы: дерево, кора, спилы веток, шишки, каштаны, косточки, шерсть, воск и т. д. Игрушки и вообще всё декоративное оформление дети и взрослые делают своими руками: панно и игрушки, валяные из шерсти, одежда на них из имеющихся обрезков тканей и др.
Воображение стимулируют все игрушки с пространством для творческой мысли: неоформленные кусочки деревьев, куклы с непрорисованными чертами лица, спилы веток, которые могут быть одновременно и колесом, и столешницей, и пирогом.
Все игрушки приятные на ощупь и довольно спокойных оттенков, кроме каких-нибудь мячиков для активных игр, кстати, тоже из натуральных материалов или связанных вручную.
Участие семьи в жизни ребенка очень важно, с точки зрения Вальдорфской педагогики.
Этот тезис мне хочется оставить без комментариев.
Это то, что больше всего поразило меня в этой педагогике. То, что хочу дать своему ребенку. Буду рада, если откликнется и вам.
Если ваши детки ходили или ходят в Вальдорфский садик или школу, напишите мне, как поменялась ваша жизнь в семье с тех пор, как ребенок стал учиться в подобной среде? Мне это очень интересно.
Фото
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.
Вальдорфская педагогика | Творчество с детьми
Вальдорфская педагогика ориентируется на личность ребенка. В этой педагогике нет специально разработанных приемов и занятий – это просто жизнь детей в особом семейном климате, благоприятном для развития внутреннего мира ребенка, и в особой обстановке, наполненной натуральными материалами, заряжающими жизненной силой и дающими толчок для фантазии:дощатые полы, столы и стулья, самотканые ковры на полах, тряпичные сшитые куклы, вязаные гномики, деревянные лошадки, соломенные бычки. Вальдорфская система против раннего обучения детей, так как целенаправленное интеллектуальное развитие лишает ребенка детства и притупляет его интуицию и воображение. Вальдорфская система делает акцент на приобщении детей к народной культуре, творчестве, духовном развитии и воспитании.
Историческая справка
Вальдорфская педагогика была основана Рудольфом Штайнером. В 1907 году он издал книгу «Образование ребенка», в которой раскрыл основные принципы обучения. А 7 сентября 1919 года открыл первую школу, а затем и детский сад для детей, чьи родители работали на табачной фабрике «Вальдорф-Астория» в Штутгарте (Германия). Именно от названия фабрики и произошло название методики – вальдорфская.
Вскоре подобные детские сады и школы были открыты и в других городах Германии, а также США, Великобритании, Швейцарии, Голландии, Норвегии, Австрии и Венгрии и др. На данный момент по всему миру насчитывается около 2000 вальдорфских садов и 800 вальдорфских школ. В России первые вальдорфские сады и школы начали появляться с 1990 года, в основном в них работали и работают православные педагоги, получившие специальную подготовку.
О методике
У Рудольфа Штейнера был свой взгляд на развитие детей. Он одним из первых заявил, что детство – уникальный период жизни человека, а потому дети как можно дольше должны оставаться маленькими, а задача родителей и воспитателей — помочь им насладиться всеми прелестями раннего возраста.
Вальдорфская система образования основана на уважении к детству и работает по принципу «неопережения», т.е. предоставляет ребенку возможность развиваться в собственном темпе.
Цель вальдорфской педагогики — развивать природные способности каждого ребенка и укреплять его веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Во главу угла эта школа ставит не передачу знаний, воспитание.
Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности.
Для вальдорфцев очень важно созвучие в ребенке души и тела. Иными словами, ребенок – это целостный и гармоничный человек во всех проявлениях — интеллектуальных, эмоциональных, духовных, социальных и физических.
Основные принципы вальдорфской педагогики:
Организация пространства. Индивидуальность ребенка может развиваться свободно, если её ничего не подавляет. Поэтому для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы в вальдорфской группе организовано игровое пространство (столы, плетеные стульчики, вдоль стен стоят деревянные открытые полки, на них — корзины с шелковыми и хлопчатобумажными лоскутами и т.д.), подготовлено разнообразное оборудование (самодельные игрушки) и художественно оформлены помещения (стены и занавески – нежно-розового цвета, на стенах — панно из тканей и природных материалов, репродукции икон и картин, на столах – льняные скатерти и т.д.). Вальдорфская среда не предусматривает наличие телевизора, радио и компьютеров.
Вальдорфские игрушки. Вальдорфцы не признают пластмассовые, электронные и механические игрушки. Предпочтение отдается упрощенным игрушкам исключительно из природных материалов. Игрушки только намекают на свою возможную функцию и позволяют вариативно использовать себя в игре. Считается, что именно такие рукотворные игрушки заставляют ребенка фантазировать, додумывать образы и придумывать с ними свои сюжеты. Так, например, куколкой может стать завязанный по-особому носовой платок или веточка, листик дерева. Строительным материалом здесь выступают деревянные брусочки, поленья, чурбаны, спилы веток и стволов, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры, камни, ракушки и т.п. Руками родителей и самих детей создаются красиво сшитые куклы, гномы, животные, эльфы, набитые непряденой шерстью, вязаные куры и овечки, подвижные деревянные игрушки по типу загорских (кузнец стучит по наковальне) и т.п.
Подражание. Первые семь лет малыш постигает мир опытно — подражательным, а не рассудочным путем. Взаимодействуя с родителями и другими людьми, играя, рисуя, кушая, ребенок подсознательно впитывает окружающую действительность и приобретает огромный опыт, который проходит через его руки, голову и сердце и закладывает основу его чувств, мыслей, поступков и стремлений. Именно подражательный инстинкт и естественное любопытство, а не зубрежка и формальные требования взрослых сохраняют и приумножают в детях искреннюю любовь к учению.
Игровая деятельность. Самой важной деятельностью для ребенка – является свободная игра. Наверно ни в одном саду дети не играют столько, сколько в вальдорфском саду. При этом детям не задаются правила игр, они играют только в то, что им интересно (в основном это сюжетно – ролевые игры), а задача взрослых как можно меньше вмешиваясь в саму игру, а просто побуждать, поддержать и развить интерес ребят к игровой деятельности. Помимо игровой деятельности дети подражают и помогают взрослым в ухаживании за садовыми растениями, варке компота, резке салатов, выпечке хлеба, пирогов и печенья, уборке группы и т.д. Т.е. дети занимаются осмысленным, настоящим и полезным делом, получая тем самым широкое и глубокое представление об окружающем мире.
Всему своё время. Вальдорфские педагоги противники раннего целенаправленного обучения — они избегают нагрузок на память и интеллект детей. Они считают, что от вложенных в ребенка готовых знаний нет никакого прока. Процесс обучения должен быть тесно связан с индивидуальными, возрастными и духовными особенностями развития детей и выстроен так, чтобы определенные знания дети получали именно в тот период, когда им действительно это интересно. Для маленького ребенка будет более естественным постигать мир в игре, через эмоции, а не изучать абстрактные понятия в виде букв и цифр. С детьми раннего возраста в вальдорфской системе в основном уделяется внимание лепке, развитию мелкой моторики, азам вышивания. А со старшими — пошиву игрушек, резьбе по дереву, обработке камня.
Ритм и повторения. Вся наша жизнь пронизана ритмом и повторениями (части суток, неделя, времена года и т.д.). И наши предки всегда жили в согласии с ритмами природы. Поэтому в вальдорфской педагогике жизнь детей в соответствии с их ритмическими циклами — считается одним из условий их гармоничного развития. У последователей Штайнера ритм дня представляет собой чередование фаз «вдоха» и «выдоха». Фаза «выдоха» — это свободная творческая игра ребенка, в которой он выражает и проявляет себя. Она сменяется фазой «вдоха», когда дети впитывают в себя что-то новое, занимаясь с воспитателем. Ритм недели состоит из чередующихся занятий – в понедельник дети рисуют, во вторник – лепят из воска, в среду – занимаются прядением, в четверг – пекут, в пятницу у них генеральная уборка. Годовой ритм связан с изменениями погодных условий – весной дети делают грядки на садовом участке, летом – плетут венки из цветов, зимой – лепят из теплого воска. Жизнь в ритме дает ребенку уверенность и спокойствие.
Занятия. При избытке умственной деятельности ухудшается здоровье детей, поэтому по вальдорфской программе в течение дня идет плавный переход от «трудовых» видов деятельности (шитье, вязание, прядение, валяние, резьба по дереву, обработка камня и металла) к «художественно-эстетическим» (живопись, музыка, лепка, игра на музыкальных инструментах, эвритмия (образная пластика), ритмические игры, гимнастика, традиционно-народные игры).
Индивидуальность. В вальдорфской системе все равны – тут нет «хороших» и «плохих» детей,«толстых» и «злых», отсутствует разделение детей по материальному, социальному, национальному, религиозному статусу, нет цифровых отметок (безоценочная система) и соревнований. Данный подход позволяет детям наиболее полно раскрыть свои способности и избежать ощущения неполноценности.
ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА — Направление в педагогике, разработанное Р. Штайнером на основе его философско-антропософских концепций человека, истории и общества.
На принципах Вальдорфской педагогики организованы детские сады, школы, специальные и высшие школы по подготовке учителей, воспитателей и социальных работников. Первая вальдорфская школа была основана в 1919 году в Штутгарте (Германия) при фабрике «Вальдорф-Астория» (отсюда название).
Традиционализму и прагматизму в педагогике Р. Штайнер противопоставляет антропологический подход, согласно которому цели, содержание и методы образования следует черпать «из познания человека и его индивидуальных задатков»; необходимо преодолеть идеал «человека знающего» в пользу целостного человека с развитой эмоциональной, моральной, эстетической и волевой сферами.
Воспитание и образование должны ориентироваться на особенности каждой возрастной ступени. Эти особенности в Вальдорфской педагогики описываются на языке антропософской антропологии, которая претендует на целостное описание сущности человека: личностное (духовное) бытие человека, характеризующееся свободой и ответственностью, рассматривается в контексте психическое, психосоматическое, чувственных и телесных условий его раскрытия и формирования.
Воспитание ребёнка-дошкольника строится на принципе подражания и ритма через игровые формы.
Обучение в школе начинается с 7-летнего возраста и рассчитано на 11–12 лет. В начальной школе классическими предметам уделяется немного внимания. Начальное обучение ведётся медленно, преимущественно используются различные образные формы, которые применяются и на старших ступенях. Чтению не учат до 2-го класса, хотя детей знакомят с буквами (в 1-м и 2-м классах). Постепенно вводятся предметы из области искусства. Обучение двум иностранным языкам ведётся с 1-го класса так же, как и родному – с самых простых слов, стихов, песенок, игр. С 1-го по 8-й класс главной фигурой является классный учитель, который обучает, наблюдает, опекает детей и остаётся с классом на протяжении 8 лет обучения – преподаёт все осн. предметы: родной язык, литературу, живопись, математику, физику, зоологию, ботанику, историю, географию и т.п. Основные учебные предметы преподаются «эпохами»: в течение 3–5 недель преподаётся один предмет, затем другая «эпоха» – другой предмет и т.д. Так называемый главный урок идёт два часа утром, каждый день. Учебники в общепринятом смысле не применяются, необходимые записи ученики делают в самостоятельно оформляемых тетрадях «по эпохам». Оценки не выставляются. Ученики проходят аттестацию на выходе из младшей, средней и старшей школы.
Вальдорфские учреждения управляются педагогическим советом при участии родителей. Консультативными и координационными центрами являются национальные союзы стран. На интернациональном уровне вальдорфские детские сады представляет Интернациональное объединение вальдорфских детских садов (Штутгарт, ФРГ), вальдорфские школы — Гаагский координационный совет.
В России действуют «Ассоциация вальдорфских школ России» и «Содружество педагогов вальдорфских детских садов». Издаётся ряд педагогических журналов, в т.ч. «Искусство воспитания» («Erziehungskunst», Штутгарт, с 1927 года).
К начале XXI века насчитывалось около 900 вальдорфских школ, 2000 детских садов в 67 странах мира, в т.ч. в России – 20 школ и 80 детских садов.
В российском обществе отношение к вальдорфским учреждениям колеблется от безоговорочного признания до полного неприятия. Критика Вальдорфской педагогики касается как антропософских взглядов Р. Штайнера, так и организации учебного процесса. Отмечаются медленное развитие детей в начальной школе, запоздалое начало целенаправленного развития интеллекта и абстрактного мышления, высказываются сомнения в возможности вальдорфских школ обеспечить минимум соответствия требованиям образовательных стандартов. С другой стороны, отмечаются отсутствие у детей стрессов, позитивное влияние учебного процесса на здоровье учащихся, высокие результаты обучения по тестовым заданиям.