В чем суть ментальной арифметики – Ментальная арифметика – что это такое? Как научиться ментальной арифметике в домашних условиях?

Содержание

Что такое ментальная арифметика и зачем она нужна?

Мамсила

Елена Сай #журналист

Что такое ментальная арифметика и зачем она нужна?

О таком чуде (а для меня – филолога до мозга костей – это настоящее чудо!), как ментальная арифметика, я узнала случайно, увидев в интернете запись передачи «Удивительные люди».

5-летняя девочка с косичками молниеносно складывала в уме трехзначные цифры. Она складывала и вычитала в уме цифры, которые мелькали на экране с такой скоростью, что я даже не успевала их разглядеть!

Она считала и, одновременно, декламировала вслух стихотворение. Это было круче фокусов Копперфильда.

Эта удивительная малышка рассказала, что всем этим чудесам она научилась в школе ментальной арифметики. А теперь помогает старшей сестре с домашними заданиями и за пару секунд проверяет счет с мамой на кассе в магазине.

Ментальная арифметика родилась в Китае, оттуда ушла в Японию, а потом и в другие страны. Сейчас по всему миру открыто более 5 000 школ ментальной арифметики. В чем уникальность этой методики?

Левое полушарие отвечает за логику, анализ, факты, алгоритмы. А правое – за воображение, мечты, визуальные образы.

Ментальная арифметика в своих правилах задействует оба полушария одновременно, что и дает такой удивительный результат. Главный инструмент для ментального счета – абакус. Это деревянные счеты с 5 косточками на спицах.

Что такое ментальная арифметика и зачем она нужна?

Обучение ментальной арифметики состоит из 3-х основных этапов:

1. Дети учатся работать с абакусом, запоминают расположение косточек на спицах. Учатся складывать и вычитать на счетах. Тут важно передвигать косточки определенными движениями.

2. Работа с воображаемым (ментальным) абакусом. Дети представляют себе абакус и считают на нем, двигая пальцами.

3. Отработка навыков, повышение сложности задач. Складывание и вычитание двузначных и трехзначных чисел, складывание чисел одновременно с чтением стихотворения, выполнением спортивного упражнения.

На этом этапе уже можно записывать вдохновляющие видеоролики, удивлять родственников и друзей на вечеринках, участвовать в ТВ-шоу.

Мне повезло попасть на занятие по ментальной арифметике в Берлине. Маленький класс, всего 6 детей на занятии, тетради с заданиями, большой абакус, песочные часы, ноутбук на столе учительницы. Пока дети подтягивались в класс и раскладывали свои вещи для занятия, я успела задать им несколько вопросов: «Нравится?», «Не сложно заниматься?». Все дети дружно ответили: «Очень нравится!».

Сначала дети «разминали руки» – обводили одновременно двумя руками рисунки по контуру и раскрашивали их, делая упор на левую руку. Потом делали в тетрадях упражнения на концентрацию внимания. А потом начались чудеса. Учительница диктовала примеры в три действия на сложение и вычитание, дети бодро щелкали косточками своих абакусов и записывали в тетрадки ответ. Это завораживало. Через час после начала занятий мне пришлось уйти, но я смогла задать несколько вопросов учителю.  

– Любой ребенок может прийти на ментальную арифметику?

– Абсолютно любой ребенок с 4 лет до 12. Чтобы начать заниматься ментальной арифметикой, он должен понимать, что такое плюс и минус, и знать счет до 10.

– Почему при счете используется именно абакус?

– Абакус – это обычные счеты, только на спицах 5 косточек. Так массово начали использоваться именно эти счеты, а не привычные нам громоздкие деревянные, потому что человеческий мозг может запомнить не более 5-7 предметов.

– Т.е. если разложить на столе 7 различных предметов, человек сможет их запомнить, а 12 – уже нет?

– Да, именно так. 12 предметов человек сможет запомнить, только если он знает, КАК запоминать и какую методику использовать для запоминания. А в абакусе мы видим – сверху 1 косточка, снизу 4. Т.е. – вот они 5 предметов. Поэтому ментальная арифметика и переходит на счет именно ментально. А наши большие счеты это именно тактильный, сенсорный счет.

– Что дает ментальная арифметика ребенку?

– Главная цель ментальной арифметики – это развитие памяти и концентрации. Чтобы считать ментально, ребенок должен запоминать положение косточек на спицах. Это огромная тренировка памяти. На уроках он понимает, что за определенное время он должен успеть сделать задание. И это тренировка концентрации. Дети начинают быстрее соображать, развивается логическое мышление. Украинская школа ментальной арифметики даже запустила курс для взрослых «50+». И ученики этой школы отметили, что они стали запоминать списки продуктов, дни рождения друзей, свои дела и встречи. После опыта украинской школы другие школы тоже стали открывать курсы для взрослых.

– Но ментальная арифметика не поможет же ребенку на уроках математики в школе? Ее нельзя воспринимать как репетитора по математике?

– Ни в коем случае! Это самая распространенная ошибка родителей. Ментальная арифметика и школьная математика – совсем разные предметы. Ребенок не начнет сразу получать отличные оценки по математике, но он, безусловно, начнет со временем лучше успевать в школе. Потому что он станет более внимательным, научится концентрироваться, у него улучшится память. В итоге и по математике, в том числе, станут лучше оценки. Но вовсе не потому, что он начнет в школе считать ментально, нет!

Что такое ментальная арифметика и зачем она нужна?

– После занятий в школе ментальной арифметике ему не будет скучно на школьных уроках? Ведь он научится обычные примеры щелкать, как семечки, за доли секунды.

– Это совсем другой счет. В ментальной арифметике нельзя решить все примеры, которые задают в школе. И дети это понимают. В этом и вся суть. Ментальная арифметика – это сложно, это годы тренировок. На первом году обучения ребенок получает только примеры на сложение и вычитание. И только на втором году обучения – на умножение и деление.

Я жила долго в Китае, где ментальная арифметика – часть общеобразовательной программы. И преподавание ментальной арифметики в России и Китае очень сильно отличается. В Китае и Японии не гонятся за результатом – скорее научить ребенка быстро считать, сделать видео, выложить в ютуб. Там дети годами сидят и оттачивают свои навыки. Годами. У нас же родители хотят скорее увидеть результат, хотят вау-эффекта.

– А наоборот не получится? Что ментальная арифметика вдруг помешает школьной математике?

– Так не получится. Это совершенно разные системы. С помощью правил ментальной арифметики ребенок просто не сможет решить многие математические школьные примеры. В Китае в школах есть и математика, и ментальная арифметика. Это совершенно разные предметы, которые никак не пересекаются.

Что такое ментальная арифметика и зачем она нужна?

Получается, что быстрый счет в уме – это хотя и эффектный, но все-таки побочный эффект ментальной арифметики. И уж точно не ее самоцель. Развивая память, внимание, концентрацию, логическое мышление, ребенок со временем начинает считать быстрее калькулятора. По-моему, это отличный бонус!

Релевантные ссылки

Что такое ментальная арифметика и зачем она нашим детям?

Когда и где берет начало ментальная арифметика?

Родиной ментальной арифметики считаются страны Востока: Китай и Япония.

Началом ее существования можно считать изобретение счетной доски (суаньпань) в Китае более 5 тысяч лет назад. Те древние счеты представляли собой дощечку со специальными обозначениями и песком, разделенным на строки. Чуть позже в Египте, Древней Греции и Древнем Риме появились аналогичные приспособления для арифметических вычислений. Они больше походили на современные счеты, поскольку подсчет велся на доске не с помощью песка, а с использованием камней или косточек.

Известно, что в России в конце XV столетия были придуманы так называемые «русские счеты». Их особенностью было то, что в них применялась десятичная система счисления.

В XVI веке китайской счетной доской суаньпань заинтересовались в Японии. Японские счеты использовали пятеричную систему счисления и назывались соробан (абакус).

Современные японцы считают, что и сегодня обучение счету с использованием соробана имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с традиционным подсчетом на бумаге. Этот метод тренирует мозг, увеличивая количество нейронных связей, и способствует развитию интеллекта и творческих способностей.

С 1993 г. ментальная арифметика используется для обучения детей в 52 странах мира, начиная с Канады и заканчивая Великобританией. В некоторых из них методику рекомендуют для включения в программу школ. На своей родине — Японии, она включена в школьную программу как обязательный предмет.

Наибольшее распространение ментальный счет получил в государствах Ближнего Востока, а также в Китае, Австралии, Таиланде, Австрии, США и Канаде. Начинают появляться специализированные организации в Казахстане, Киргизии и России. Ментальный счет является одним из самых молодых и стремительно развивающихся способов, применяемых для детского образования. Благодаря этой методике можно без труда развить умственные способности ребенка.

Это методика тренировки головного мозга, благодаря которой, ребенок приобретает навыки правильного и быстрого счета в уме. Также ментальная арифметика нацелена на развитие обоих полушарий мозга, помогая ребенку в дальнейшем воспринимать и запоминать большой объем информации, правильно обрабатывать усвоенное, мыслить логично и быстро принимать решения.

 

Польза или вред ментальной арифметики?

Человеческий мозг поделен на левое и правое полушарие. Как показывают научные исследования, у каждого полушария имеются свои функции. Правое отвечает за интуицию и творческое мышление, в то время как левое способствует абстрактному мышлению и логике. Принято считать, что левая сторона мозга преобладает над правой. В идеале же, нужно, чтоб оба полушария использовались одинаково.

 

За что отвечает левое и правое полушарие

Деятельность полушарий активизируется в тот момент, когда человек начинает работать руками. Если активна правая из них, то начинает работать левое полушарие. И наоборот. Человек, работающий левой рукой, способствует активизации работы правого полушария.

Наша задача — заставить весь мозг принимать участие в образовательном процессе. Как же достигнуть таких результатов? Это возможно при выполнении математических операций на абакусе обеими руками. В конечном итоге это способствует освоению быстрого счета, а также развитию и совершенствованию аналитических навыков. Ученые сравнили калькулятор с абакусом и пришли к однозначному выводу, что первый из них расслабляет активность мозга. Абакус же, напротив, оттачивает и тренирует полушария.

Есть также мнение, что ментальная арифметика портит развитие ребенка так как не дает реальных математических знаний. Но ментальная арифметика это не математика, это не изучение формул, теорем. Это в первую очередь тренажер который развивает мозг, его функции и активность.

 

В чем суть обучения ментальной арифметике?

Суть обучения ментальной арифметики состоит в том, чтоб развивать интеллектуальные способности, которые являются основой для будущих учебных успехов и личностного развития. Ведь главное это умение пользоваться своим интеллектом, добытыми знаниями по пути осуществления желаемых целей.

 

Благодаря обучению ваш ребенок:

  • осваивает быстрое решение математических действий, таких как сложение, вычитание, умножение и деление без помощи калькулятора
  • развивает воображение и раскрывает творческие способности
  • становится более наблюдательным, повышается скорость и точность реакции
  • развивается фотографическая память
  • концентрируется внимание, как следствие улучшение успеваемости в школе
  • помогает ребенку стать более целеустремленным и обрести уверенность в себе
  • развивается память, ребенку легче запоминать стихотворения и учить иностранные языки

 

Навыки которые развивает ментальная арифметика

 

Нынешняя образовательная система устроена таким образом, что обучение больше направлено на точные науки, которые развивают левое полушарие мозга. Правая часть, которая отвечает за творческий потенциал, особо не задействована, так как упор идет на развитие логики и интеллекта. Левое полушарие позволяет мыслить более стереотипно, и поэтому ребенку иногда трудно найти выход в довольно простой ситуации.

На первичном этапе обучения ребенка, упор делают на работу со счетами — Абакус. Для лучшей стимуляции как правого так и левого полушария мозга при работе со счетами, ребенок использует две руки разу. Малыша обучают сразу 4 видам математических операций таких как: умножение, деление, сложение и вычитание. Для более эффективного процесса деятельности используется равная работа обоих полушарий одновременно.

Далее по ходу обучения уменьшается работа со счетами, благодаря чему начинает развиваться воображение, с помощью которого ребенок сможет делать простейшие математические операции у себя в голове, представляя счеты.

Ребенок, который занимается ментальной арифметикой, при решении задачи по математике, воспринимает числа как картинки и соответственно каждое число будет напоминать про определенное изображение на косточках счетов.

 

Что из себя представляют эти счеты — Абакус?

Абакус, или счеты для ментального счета, очень напоминают старые советские «костяшки». Весьма схожим является и принцип работы на этих двух приспособлениях. В чем же отличие этих счетов? Оно заключено в количестве костяшек, находящихся на спицах и в удобстве эксплуатации.

Стоит сказать о том, что для получения результата абакус потребует сделать большее количество движений руками. Как же устроен этот древний предмет, пришедший к нам из Китая? Он представляет собой рамку, в которую вставлены спицы. Причем их количество может быть разным. На спицах находится по пять штук нанизанных костяшек.

 

Абакус

 

По длине каждую спицу пересекает разделительная планка. Над ней находится одна костяшка, а под ней, соответственно, четыре. Методика ментального счета предусматривает определенное движение человека пальцами. Из них задействуются только указательный и большой. Все движения должны быть доведены до автоматизма, чему содействует их многократное повторение. Интересно, что данный навык легко может быть утерян. Именно поэтому при освоении методики не стоит пропускать занятия.

 

Азы счета в ментальной арифметике

Для того чтобы освоить данную методику, необходимо знать, как располагаются на абакусе числовые линейки. В его правой стороне находятся единицы. После этого идут десятки, затем сотни, после тысячи, десятки тысяч и так далее. Каждый из этих разрядов располагается на отдельной спице. Костяшки, расположенные под разделительной планкой, это «1», а над ней – «5».

Например, для того, чтобы на абакусе набрать число 3, понадобится отделить три костяшки, расположенные под разделительной планкой на спице, находящейся правее остальных. Рассмотрим пример с двойными числами, например, с 15. Для его набора на абакусе следует поднять вверх одну костяшку на спице десятков и опустить одну, находящуюся над верхней планкой на спице единиц.

 

Попробуем выполнить сложение

Посмотрим, чему будет равна сумма чисел 22 и 13. Для начала понадобится отложить по две костяшки на спицах десятков и единиц, расположенные внизу разделительной планки. Далее к двум десяткам добавим еще один. Получится 30. Теперь приступим к сложению единичек. К двум прибавим еще три. Получится число «пять», которое обозначается костяшкой вверху разделительной планки. В итоге получается 35. Для освоения более сложных операций понадобится тщательным образом изучить специальную литературу. После освоения самых простых примеров рекомендуется потренироваться на абакусе. Таким образом, обучение становится максимально интересным.

 

Второй этап обучения

После того как операции на абакусе не будут вызывать затруднений, можно приступить к устному счету ментальной арифметики. Это следующий уровень обучения. Он предполагает ментальный счет, то есть произведенный в уме. Для этого понадобится сделать для ребенка картинку абакуса.

 

Движение пальцев на Абакусе

 

Самым простым вариантом является распечатка изображения этого предмета, которое затем должно быть наклеено на картон (можно взять его от коробки из-под обуви). По возможности картинка должна быть цветной. Это позволит ребенку легче представить ее в своем воображении. Во избежание ошибок стоит помнить о том, что ментальный счет должен производиться слева направо. Что необходимо предпринять, чтобы отложить на абакусе двухзначное число? Для этого ребенку следует вначале левой рукой набрать костяшки, соответствующие десяткам, а после правой отделить на спице нужные единицы.

Так, для набора 6, 7, 8 и 9 следует использовать «Щепоточку». Этот процесс представляет собой сведение вместе указательного и большого пальца к разделительной планке и сбор костяшек, обозначающих цифру 5, и необходимого их числа на спице, которая расположена в нижней части абакуса. Вычитание чисел производится аналогичным образом. Той же «Щепоточкой» одновременно отбрасываются «пятерочки» и нужное количество косточек внизу.

 

Почему ментальной арифметике необходимо обучать своих детей с раннего возраста?

Обучение ментальной арифметике — мыслительный процесс, предполагающий интенсивное наращивание нейронных связей. Поэтому обучаться данной технике рекомендуется детям от 4 до 16 лет, то есть в период активного формирования клеток мозга. После 16 лет процесс освоения займет больше времени.

Дети, которые не интересуются точными науками или неуверенно чувствуют себя, решая примеры по математике, найдут в занятиях ментальной арифметикой творческое начало, которое поможет им заинтересоваться учебой и проявить себя. Специфическое умение считать в уме необычным способом придает уверенности и смелости, чтобы справляться с трудностями в учебе.

А еще активное развитие мышления поможет ребенку повысить успеваемость в школе и стать усидчивее.

 

Как проходит обучение ментальной арифметике?

Как правило, первые результаты обучения ментальной арифметике заметны через 2–3 месяца после начала еженедельных занятий и выполнения ежедневных коротких домашних заданий. Чтобы полностью освоить технику, ребенку потребуется примерно 2 года постоянных занятий.

В первый год ребенок освоит действия на сложение и вычитаний чисел, а второй большой этап — умение умножать и делить.

Поскольку обычно дети начинают обучаться с раннего возраста, занятия построены в игровой форме. Педагоги стремятся увлечь ребенка и дать ему мотивацию к тренировкам.

Что такое ментальная арифметика

Разберемся, действительно ли ментальная арифметика полезна детям, и каких результатов можно добиться с ее помощью?

Что такое ментальная арифметика

Каждый человек развивается с момента рождения, первые навыки и знания прививают ему родители, но со временем появляется больше потребностей, удовлетворить которые способны профессиональные педагоги. Важно не просто оценить уровень знаний ребенка, но и направить его в нужное русло. В этом помогает ментальная арифметика, ее еще называют менар. Это современная методика образования, благодаря которой дети развивают свои умственные способности, в частности, математические, им становится под силу быстро решить любую задачу. Обучаться можно дома, но в последнее время многие стали спорить о целесообразности такого подхода к обучению. Данную методику разработал Халит Шен – известный турецкий исследователь. За основу он взял абакус – древнейшие счеты, созданные китайцами и модифицированные японцами, мы называем такие счеты калькулятором.

Некоторые считают, что калькулятор не помогает детям развивать математические способности, а напротив, мешает процессу обучения. Но в ментальной арифметике счеты применяются, причем очень успешно. Впервые обучение детей по этой методике состоялось в 1993 году. Сейчас по всему миру действует около 5000 учебных заведений, где практикуется обучение устному счету.

 

Зачем нужна эта методика?

Считается, что правое полушарие головного мозга ответственно за образное мышление, а левое – за логику. Если человек часто работает левой рукой, активируется деятельность правого полушария и наоборот.

При одновременной работе обоих полушарий ребенок активнее развивается во всех отношениях. И основной целью ментальной арифметики является включение всего мозга в образовательный процесс, а сделать это удается за счет абакуса, поскольку работать на нем приходится обеими руками.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Обучать детей менару лучше начинать с возраста 4 лет. Процесс обучения проходит легче до 12, иногда 16 лет, когда мозг находится в наиболее активном состоянии. Именно поэтому детей в возрасте с 4 до 16 лет специалисты рекомендуют активно обучать иностранным языкам, игре на различных музыкальных инструментах и прочим видам деятельности.

Что такое ментальная арифметика

Суть методики, цели и результаты

Система менара включает два основных этапа:

1. Освоение техники счета на косточках обеими руками, что позволяет активировать работу одновременно двух мозговых полушарий. С помощью абакуса дети быстро учатся выполнять математические действия, в том числе и сложные.

2. Счет в уме. Это позволяет стимулировать воображение, в правом полушарии создается образ косточек, а в левом – цифр.

Такая техника обучения действительно интересная и увлекательная.

Главными целями менара являются развитие:

  • воображения;
  • логики;
  • памяти;
  • внимания;
  • творческих качеств.

Эффективность методики доказана на практике. Дети, прошедшие обучение, могли легко в уме выполнять простые и сложные математические действия, причем быстрее, чем дети, которые выполняли расчеты на обычном калькуляторе.

Подписывайтесь на Эконет в PINTEREST!

Владение данной техникой позволяет ребенку не только быстрее считать и решать задачи, но и ощущать себя более уверенно в обществе и эффективно использовать собственные ресурсы.

Где учат менару

Обучение данной методике проходит в специализированных центрах по всему миру и длится 2-3 года. Помимо основных 2 этапов ученики проходят 10 ступеней обучения, продолжительность каждой из которых составляет 2-3 месяца. Учащихся разделяют на отдельные группы, обучение проводится дипломированными специалистами, имеющими опыт не только в сфере педагогики, но и психологии.

Для тех, кто не имеет возможности обучаться в других странах, есть хорошая новость – можно приобрести все необходимые материалы для самостоятельного обучения. Специалисты центров разрабатывают простые и понятные авторские методики с учетом возрастных, психологических и когнитивных способностей детей. Это и позволяет достичь отличных результатов при условии домашнего обучения.

Ментальная арифметика помогает ребенку развиваться всестороннее, что создает прочный фундамент для вступления во взрослую жизнь.опубликовано econet.ru.

Подписывайтесь на наш youtube канал!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

В два счёта! Что такое ментальная арифметика? | Здоровье ребенка | Здоровье

Уникальную методику четверть века назад придумал турецкий исследователь Халит Шен. Сегодня работает уже более пяти тысяч центров обучения этой премудрости, расположенных в 5 десятках стран мира.

Наперегонки с калькулятором

Дети, владеющие ментальной арифметикой, кажутся окружающим вундеркиндами  – ведь они с лёгкостью в уме жонглируют многозначными числами: складывают, вычитают, делят, умножают буквально за секунды. Именно поэтому их приглашают на телешоу, ими хвалятся перед знакомыми. Но не стоит думать, что ментальная арифметика нужна только для удовлетворения родительских амбиций. Ведь, как утверждают преподаватели таких школ, быстрый счёт в уме – лишь «побочный эффект» обучения. Цель методики куда обширнее. И пригодиться она может не только технарям, но и гуманитариям.

Спицы и костяшки

Основателя метода вдохновили древние китайские счёты, известные более 5 тысяч лет. В Поднебесной это устройство называют абакус, в Японии – соробан. Кстати, в Стране восходящего солнца и по сей день их используют для обучения устным вычислениям в начальной школе.

Счёты для ментальной арифметики представляют собой прямоугольную раму с рядами спиц, которые обозначают единицы, десятки, сотни и так далее. На каждой спице по 5 косточек, разделённых по всей длине перекладиной. Считать полагается слева направо, то есть, чтоб получить двузначное число, надо сначала левой рукой откладывать десятки, а потом правой – единицы. Со временем движения рук доводятся до автоматизма.

Представьте себе

Когда ребёнок хорошо овладевает вычислениями на абакусе, он переходит к следующему этапу. Перед глазами юного математика остаётся лишь изображение счётов (так называемая ментальная карта). Глядя на неё, ребёнок учится передвигать костяшки не наяву, а в воображении. Затем необходимость и в этой карте отпадает, и тогда абакус дети лишь представляют в уме. На этом этапе развиваются уже не только мелкая моторика, зрительная память и быстрота реакции, но и воображение, фантазия, интуиция. Всё обучение занимает 10 ступеней, каждая из которых длится 2–3 месяца. Весь курс можно пройти за 2–3 года.

Логика и образы

Ментальная арифметика, по мнению разработчика метода, позволяет активизировать оба полушария головного мозга, при этом формируя устойчивые связи между ними. Считается, что это помогает мозгу развиваться более гармонично. Как известно, левое полушарие отвечает у нас за логику, а правое – за образное мышление. Соответственно методика, при которой сначала задействуются обе руки (а значит, оба полушария мозга), а потом ещё и воображение, развивает не только логику и способность к математическим вычислениям, но и умение мыслить творчески, нетривиально.

Развивая синхронно оба полушария мозга, ребёнок становится более внимательным и уверенным в себе, легче запоминает любой материал, что пригодится ему в учёбе по всем предметам. Да и в жизни тоже.

И внукам, и бабушкам

Лучше начинать обучение ментальной арифметике с 4 до 12 лет, когда мозг наиболее пластичен. Впрочем, эта методика не будет бесполезной и для взрослых, а особенно пожилых. Ведь это один из способов профилактики старческого слабоумия. 

Занятия проводятся 1–2 раза в неделю. В группе должно быть не больше 10 человек. Уроки построены в игровой форме. У малышей есть возможность не только считать, но и двигаться, рисовать, отгадывать ребусы и головоломки. Ведь если ребёнку тяжело или неинтересно, толку от занятий не будет. Поэтому преподаванием на таких курсах должны заниматься только дипломированные педагоги и психологи. Но всё же лучше сначала посетить первое пробное занятие (во многих школах оно бесплатное). Понравится ребёнку и вам – хорошо, а если нет – отдавайте своё чадо в музыкальную школу или на шахматы, пользы от этого будет ничуть не меньше.

Мнение специалиста

За

Психолог Марина Богомолова:

– Обучение счёту в виде занимательной игры лучше для развития мотивации, чем что-то скучное и серьёзное. Полезным представляется и наличие постепенного перехода от оперирования материальными объектами к счёту в уме, что позволяет гармонично перенести навык на другие виды деятельности.

Против

Доцент РГГУ, кандидат экономических наук Михаил Гладков:

– Метод достаточно спорный, так как главным образом направлен на получение вычислительного результата, а не на решение проблемы. У обучаемых может потеряться понимание смысла действий. Впоследствии могут возникнуть проблемы с логическими построениями и решением уравнений. В любом случае это неуниверсальная методика.

История возникновения ментальной арифметики

Когда родители впервые сталкиваются с таким способом развития интеллекта ребенка, как ментальная арифметика, история возникновения этого нестандартного подхода занимает их наравне с вопросом эффективности и результативности данной методики. История создания ментальной арифметики очень древняя и интересная.

История возникновения

История ментальной арифметики берёт своё начало в Древней Греции и Месопотамии (около 5 000 тысяч лет назад). Именно тогда появился невероятный способ, который стимулирует развитие обоих полушарий головного мозга, позволяет развить память, внимание и устный счет до фантастических результатов.

В основе методики лежат древние счеты-абакус. В Китае они называются суаньпань, а в Японии – соробан. Это самый главный инструмент, который был придуман для того, чтобы люди научились быстро и правильно считать. Можно сказать, что абакус — это прародитель современного калькулятора. Только калькулятор не развивает интеллект и не заставляет человека думать, а вот абакус устроен таким образом, что умение считать на нем тренирует мозг, развивает нейронные связи между обоими полушариями, творческие способности и интеллект.

Во многих странах Азии ментальная арифметика является обязательным предметом, с которого дети начинают обучение в школе. Очень активно применяют техники ментальной арифметики в Турции, Казахстане, Малайзии и странах Северной Америки. А, например, в России, уже несколько лет активно распространяется франшиза детского развивающего центра AMAKids, благодаря которой тысячи детей по всей стране получили возможность доступно заниматься ментальной арифметикой и развивать свой интеллект.

ментальная арифметика история возникновения, история создания ментальной арифметики

Как устроен абакус

Ментальная арифметика и история её возникновения неразравно связаны с абакусом. Внешне счёты выглядят как прямоугольник с вертикальными спицами (их тринадцать, но бывает еще и усеченный абакус с меньшим количеством спиц), разделенный горизонтальной длинной перегородкой. В каждом ряду абакуса находится пять косточек: верхняя косточка — это цифра пять (как говорили японцы — «небесная косточка») и под перегородкой — четыре «земные» косточки, каждая из которых равна единице.

Когда дети только начинают изучать ментальную математику, тренеры обязательно рассказывают им историю возникновения методики и абакуса. Родителям и детям важно и интересно знать, почему этот простой, но очень эффективный инструмент устного счета помогает не только решать математические примеры, но и развивать уверенность в себе и навык многозадачности.

ментальная арифметика история возникновения, история создания ментальной арифметики

Цели и результаты

Цель ментальной арифметики – развить оба полушария головного мозга ребенка одновременно и научить его быстро считать в уме сложные арифметические примеры. Известно, что правое полушарие мозга ответственно за фантазию, воображение, интуицию, творчество, музыкальные способности. Левое отвечает за логику, скорость реакции, память, аналитическое мышление, концентрацию вниманию. Если у человека развиты оба полушария, то он лучше работает, ему легче учиться, он быстрее и эффективнее запоминает информацию. Благодаря гармоничному развитию обоих полушарий ребенок может решить задачу двумя способами: аналитическим и творческим.

После обучения ментальной арифметикой у ребенка:

  • Улучшается память;
  • формируется концентрация внимания;
  • развивается воображение;
  • улучшается успеваемость в школе;
  • проявляются творческие способности;
  • выявляется самостоятельность, ответственность и организованность;
  • появляется быстрый устный счёт;
  • стимулируется работа всего мозга.

ментальная арифметика история возникновения, история создания ментальной арифметики

Школа ментальной арифметики AMAKids

«Академия развития интеллекта AMAKids» рада принять детей от 5 до 16 лет, чтобы научить их ментальной арифметике. Наша компания имеет Лицензию Департамента Образования, а разработки, методические материалы и учебники одобрены экспертами Роскомнадзора. Более 800 центров уже работают в 14 странах мира.

Ученики AMAKids занимаются в группах по максимум 10 человек. Это позволяет найти к каждому ребенку индивидуальный подход. Группы сформированы по возрастному признаку: младшая (5-6 лет), средняя (7-10 лет) и старшая (11-16 лет). Занятия проходят в два урока по 35 или 45 минут в зависимости от возраста детей.

Несмотря на то, что тренировка в «Академии развития интеллекта AMAKids» проходит раз в неделю, заниматься дома нужно ежедневно. Для этого наши специалисты создали уникальную онлайн-платформу, на которой можно выполнять домашнее задание, смотреть расписание, соревноваться с другими учениками и участвовать в олимпиадах.

Ментальная арифметика от AMAKids — это основа для успешной подготовки и учебы в школе, а также уверенность в будущем вашего ребенка!

Что такое арифметика? Ментальная арифметика для детей :: SYL.ru

Наверняка в последнее время многие слышали о ментальной арифметике. Практически в каждом городе открываются кружки, на занятиях в которых детей обучают особому способу складывать, умножать, делить и вычитать порой огромные цифры. Но не каждый знает о методах вычисления и истории возникновения этой науки. В статье рассмотрим, что такое арифметика.

Учитель объясняет пример

Описание арифметики

Арифметика — это раздел математики, который изучает числа, их свойства и взаимосвязь. Наука исследует измерения, вычислительные процессы, приемы счета. Это одна из древнейших частей математических наук, она тесно сопряжена с алгеброй и геометрией. Каждый ребенок в школьной программе обучения получает базовые знания о том, что такое арифметика.

Древние ученые с помощью чисел пытались объяснить все происходящие в мире явления и закономерности. С развитием цивилизации открывались новые законы арифметики, проводились открытия, совершенствовалась система счета.

Умножение в математике

Ментальная арифметика — что это?

Это наука, зародившаяся в Японии в V веке до н. э. Она обучает детей от 4 до 12 лет особому методу счета в уме, начиная с единиц и заканчивая пятизначными цифрами. Помимо математических способностей, занятия стимулируют развитие межполушарного взаимодействия и аналитического мышления, улучшают логику, концентрацию внимания, усидчивость, фантазию.

На начальных этапах обучения дети проводят расчеты на абакусе, ментальная арифметика на более продвинутой ступени требует проведения расчетов в уме.

Преимущества и недостатки

Многие родители интересуются, что это за предмет и стоит ли обучать этому детей. Для ответа на вопрос стоит оценить плюсы и минусы дисциплины.

Неоспоримые преимущества домашних занятий по ментальной арифметике — это:

  • отсутствие стресса у ребенка, занятия проводятся в спокойной игровой форме;
  • при планировании урока учитываются личные особенности ребенка;
  • экономия времени и средств;
  • саморазвитие для родителей и детей.

В качестве недостатков стоит отметить:

  • отсутствие педагогического опыта у родителей;
  • недостаточное количество необходимой информации, как правило, педагоги скрывают тонкости преподносимой информации, а книги по ментальной арифметике не всегда возможно приобрести.

На домашнее обучение малоизвестной науке довольно сложно решиться, определяющими факторами здесь должны быть наличие хорошей методологической подготовки родителей, желание, время и дидактический материал.

Как считать на абакусе?

Что такое абакус?

Абакус — это особые счеты, они облегчают обучение арифметике на начальном этапе. Выглядят они как привычный для нас прибор, только в перевернутом виде и с меньшим количеством бусин. В переводе на японский язык «абакус» звучит как «соробан». Он состоит из деревянной рамки и спиц с надетыми на них бусинами.

Счетная часть разделена на две, одну большего и другую, соответственно, меньшего размера:

  1. Верхний блок состоит из одной костяшки на каждой спице, называют их «братья». Каждый ряд равен 5.
  2. Нижний блок состоит из четырех костяшек на каждой спице, называют их «друзья». Каждый ряд равен 1 и имеет разряд цифр.

Начинают отсчет на абакусе в ментальной арифметике справа налево: единицы, десятки, сотни, тысячи и так далее. Во время счета разделительная полоса располагается сверху, горизонтально. Чтобы указать число, бусины поднимают вверх, если все костяшки находятся внизу, это число – 0.

Разобраться в этом приборе тяжело только теоретически, на практике же достаточно выставить несколько чисел, чтобы понять принцип работы с ним.

Учить детей считать

Подготовка к занятиям

Соблюдая все этапы подготовки к домашним занятиям, можно сделать процесс обучения ментальной арифметике для детей более продуктивным и интересным:

  1. Следует пройти азы предмета самостоятельно, усвоить и закрепить материал с помощью самоучителя.
  2. Необходимо приобрести счеты, обучающие пособия и книги.
  3. Желательно составить детальный план освоения программы на ближайшие 2 месяца.
  4. С первого же занятия ученик должен иметь возможность познакомиться с абакусом, потрогать, изучить.
  5. Не лишним будет посмотреть вместе с ребенком видеоурок о принципах ментальной арифметики для детей, о том, как складывать числа на абакусе.
  6. В тетради на каждом занятии следует зарисовывать схемы и комбинации чисел.
  7. Счет должен осуществляться большим и указательным пальцем.
  8. После освоения принципов работы приступают к складыванию простейших чисел.
  9. Не нужно торопиться. Начальный этап нужно как следует закрепить, только потом можно приступать к более сложному уровню.
  10. К вычитанию переходят после решения примеров сложения «на автомате».
  11. Уроки должны проводиться согласно расписанию, не следует переносить или пропускать намеченные занятия.
  12. В среднем урок ментальной арифметики длится около 30 мин.
  13. Необходимо уделять счету на пальцах по 10 мин. на каждом занятии.
  14. При составлении плана обязательно учитывать возраст ребенка и его математические способности.
  15. Умножение и деление проводятся на более сложных этапах.
  16. Самая продвинутая ступень – это визуализация, то есть счет без абакуса.
Пример счета

Сложение и вычитание

В ментальной арифметике только после того, как ребенок научился откладывать числа на абакусе и освоил принципы работы, можно приступать к сложению простых чисел.

Для начала нужно скачать примеры с Интернета, решить их и затем предложить ребенку попробовать самостоятельно сложить числа. Если в нижнем блоке недостаточно костей, необходимо использовать верхний блок – братья. В качестве подсказок всегда можно обратиться к видеоурокам.

Вычитать цифры на абакусе тоже довольно просто. Для начала нужно ознакомиться с дидактическим материалом, что такое арифметика, посмотреть соответствующее видео. Начать лучше с объяснения принципов вычитания:

  • счет начинают с большего разряда цифр (в трех- и двухзначных числах — это сотни и десятки соответственно).
  • нельзя забывать о верхнем ряде бусин.

Для облегчения счета можно распечатать схемы расчетов и пользоваться ими во время занятий, после усвоения принципов ребенок научится решать примеры без подсказок.

Пример счета

Умножение и деление на абакусе

Изучение основ умножения на этом приспособлении потребует больше усердия, нежели решение примеров на сложение и вычитание. Начинают умножать с больших чисел, постепенно двигаясь к меньшим значениям.

Изначально нужно освоить технику самостоятельно и только потом в более понятной форме преподавать арифметику для детей. Чтобы новый материал легче запоминался, необходимо проводить регулярные занятия, иначе полученный прогресс будет упущен, и придется начинать все сначала.

После тщательного изучения умножения можно переходить к делению. Принципы работы здесь такие:

  1. Расчетное поле мысленно делят пополам по ширине. Одна часть для — знаменателя, другая — для ответа.
  2. Цифра для деления находится справа, соответственно, ответ — слева.
  3. Итог деления пишется в крайнем столбце.

Первое время результат деления можно проверять с помощью калькулятора.

Пример счета

Считаем без абакуса

Заключительный этап обучения ментальной арифметике – это счет на пальцах без использования абакуса. Научить этому способу можно, начиная с элементарных упражнений. Счет на пальцах выполняют следующим образом:

  1. Мысленно представляют руку в роли абакуса.
  2. Пальцы левой руки – числа, кратные 10, большой палец равен 50.
  3. Пальцы правой руки — это единицы от 1 до 9, большой палец равен 5.
  4. Сжатые пальцы — это 0.

Именно к этому результату должно привести обучение данной дисциплине. Ребенок без использования в ментальной арифметике абакуса, калькулятора, ручки с бумагой должен уметь решать задачи из простых и сложных чисел. Со временем движения пальцами становятся автоматическими и вычисления производятся практически моментально.

Пример решений

Учебники по простой и ментальной арифметике

Обучение прогрессивным методикам невозможно без подбора соответствующей литературы. Ниже представлен перечень самых популярных книг, которые написаны просто и понятно:

  • «Матемагия. Секреты ментальной математики», автор Артур Бенджамин. После прочтения пособия родителям становятся более понятными методы работы с ребенком. Автор раскрывает некоторые математические хитрости, позволяющие научиться считать быстро и точно.
  • Решебник «Математика. Арифметика. Геометрия» Бунимович Е. А. В пособии представлены примеры решений домашних заданий в доступной форме.
Математика Бунимович
  • Блокнот-тренажер. «Не ментальная арифметика», автор Шамиль Ахмадуллин. По утверждению автора, следуя его методике, можно научить ребенка самостоятельному счету за 21 день. В книге есть теоретическая информация и пробные задания. Книга рассчитана на детей 8-12 лет.
  • «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание», автор С. Эрташ. Книга совмещает в себе тренажер и дидактический материал. В пособии доступно разъяснены принципы быстрого счета, и содержится много полезной информации для детей и родителей.
  • «Ментальная арифметика. Знакомство», авторы Р. Багаутдинов, Р. Ганиев. Данная книга предназначена для обучения детей с 5 лет. Здесь представлено множество иллюстраций с формулами вычитания и сложения, что дает возможность ребенку воспринимать информацию не только устно, но и зрительно.

В статье рассмотрено, что такое арифметика, ее подраздел, которому обучают японских детей. При желании эту технику счета может постичь любой человек.

Что такое ментальная арифметика для детей?

Понятие и изучение ментальной арифметики

Современные родители, стараясь вырастить из своих детей успешных людей, находятся в постоянном поиске новых методик обучения по всем направлениям. Не все методики связаны с новейшими технологиями, некоторые имеют древнюю историю, но доказывают свою жизнеспособность и в наш стремительно меняющийся век.

Одним из ярких примеров этого является ментальная арифметика. Этим термином обознается совокупность методов обучения математике с помощью применения рабочего инструмента – счёты.

Историческая справка

Для занятий ментальной арифметикой необходимы счёты, которые были непременным атрибутом каждого советского школьника. В данном случае они именуются абакус, разделены на 13 струн, на каждой размещается 5 косточек, абакус впервые появился в Китае около 5000 лет назад. Применять его для вычислений в торговле, геометрии, астрономии японцы стали примерно в XV веке.

Впоследствии этот предмет они назвали соробан, уже в XX веке зародилась современная методика работы с соробаном. Абакус считается предшественником нынешнего калькулятора.

Синонимом ментальной арифметики является слово «менар», первые упоминания о менар в современной форме относятся к началу 90-х годов XX века. Родоначальником внедрения новой методики был опять же азиатский континент, впоследствии ментальная арифметика прочно укоренилась в США, ряде европейских стран, Австралии, ближневосточных странах.

Среди республик бывшего СССР лидерами по развитию ментальной арифметики стали Казахстан и Киргизия. В Москве также активно появлялись места обучения детей ментальной арифметике.

Суть ментальной арифметики

Ментальная арифметика, прежде всего, направлена на детей с самого раннего возраста. Чаще всего советуют начинать изучение основ с четырёхлетнего возраста, когда ум маленького ребёнка восприимчив ко всему новому. Конечный возраст обучения не ограничен – заниматься ментальной арифметикой можно вплоть до окончания школы.

Ментальная арифметика не только способствует развитию счёта в уме, но и развивает творческие способности детей, настраивает оба полушария на плодотворную деятельность:

  • правое полушарие призвано решать логические задачи, оно развивается при работе правой рукой;
  • левое полушарие формирует воображение, развивает образное мышление, особенно это удаётся левшам.

Передвигая косточки на счётах обеими руками, дети не только познают премудрости математики, но и учатся усваивать большой объём информации.

Процесс обучения ментальной арифметике

Обычно познание ментальной арифметики разделено на два этапа:

  1. Благодаря выполнению разнообразных операций на абакусе ребята учатся быстро складывать, вычитать, умножать, делить и даже решать задачки с корнем. Так закладываются основы успешного устного счёта.
  2. Впоследствие появляется возможность производить математические операции в уме, что собственно и считается ментальной арифметикой. Ребёнок в уме рисует воображаемые счёты, делает вычисления. Происходит это постепенно – от простых заданий к более сложным.

Обучение может быть разбито на несколько уровней, каждый из которых характеризуется своей степенью сложности и занимает не менее двух месяцев. Конкретный план занятий должен разрабатываться исходя из способностей учеников.

Достоинства ментальной арифметики

  • концентрация внимания на одном предмете;
  • тренировка зрительной памяти;
  • формирование творческих навыков, развитие воображения;
  • развитие усидчивости, сосредоточенности на одном предмете;
  • улучшение успеваемости по школьным дисциплинам благодаря овладению навыками быстрого запоминания;
  • развитие мелкой моторики рук.

Как организовать занятия по ментальной арифметике

Многие родители мечтают видеть своих детей вундеркиндами, для этого они стремятся как можно раньше начать обучать их всевозможным наукам. При этом они не всегда учитывают желание ребёнка и его способности. Это положение абсолютно справедливо и в отношении ментальной арифметики. Родителям следует понять, к каким занятиям их ребёнок больше тяготеет, если он выраженный гуманитарий, то ментальная арифметика будет доставлять ему одни мучения. Вполне достаточно знаний в рамках школьной программы математики.

Если у ребёнка обнаружились незаурядные математические способности, то ментальная арифметика подойдёт ему. Предприимчивые родители могут организовать обучение на дому: понадобится абакус, приобрести который не всегда легко. Подойдёт и абакус, сделанный по шаблону из интернета.

Если ребёнок показывает хорошие результаты, то можно записывать его в кружки и секции по ментальной арифметике, количество которых постоянно растёт в российских городах. Занимаясь там, дети не только познают секреты математики, но научатся находиться в коллективе, а процесс обучения будет контролироваться опытным педагогом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *