Статья по теме: Основные навыки и умения сформированные у детей 2-3 года жизни
2 год жизни ребенка
У детей второго года жизни слабо выражен интерес к окружающему, почти отсутствует реакция на новизну. Сенсорное восприятие крайне обеднено. Контакт с взрослыми устанавливается не сразу и носит формальный характер.
Внимание неустойчивое, поверхностное. Длительность сосредоточения, даже в организованной деятельности не превышает 1,5-2 минуты, что вызывает необходимость постоянного направления его извне. Моторная активность снижена, координация движений в той или иной степени нарушена. Отмечается слабость или недостаточность совместного взаимодействия руки и глаза. Захват предмета осуществляется всей кистью. Игровая деятельность не развита, игра манипулятивная.
Большинство детей находятся на уровне эмоционального общения, и лишь немногие ребята могут выполнить 2-3 стереотипные инструкции, подкрепленные указательным (поясняющим) жестом. Общение с взрослыми осуществляется с помощью жестов, сопровождаемых лепетными звуками или звуковыми комплексами, однообразными по своему звуковому составу и интонации и малопонятными для окружающих.
В результате занятий речь ребенка поднимается до уровня звукоподражаний, лепета и первых наиболее часто употребляемых слов «дай», «ляля» и т.п.
Пассивный словарный запас увеличивается на столько, что малыш может выполнять побудительные инструкции в определенной ситуации в сопровождении указательного жеста и без него.
В процессе игры дети овладевают целевыми действиями с предметами по инструкции: открой -закрой, надень — сними, достань — положи.
У них несколько улучшается зрительное и слуховое внимание, совершенствуется мелкая моторика рук, координация движений. Формируется функция противопоставления большого пальца остальным. Манипулятивная игра сменяется процессуальной.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
1. Играет в присутствии других детей, но еще не с ними.
2. С интересом рассматривает свое отражение в зеркале.
3. Следует двум или трем простым требованиям.
4. Выражает любовь (гладит, баюкает) к кукле или к плюшевому мишке.
5. Помогает при уборке игрушек.
6. Получает удовольствие от игры в салки (поймал — не поймал)
ЯЗЫК
1. Подражает шумам окружающей среды.
2. Повторяет за говорящим два простых слова.
3. При опросе показывает минимум одну часть тела.
4. Имеет активный словарный запас минимум из двух слов.
5. Показывает обувь, одежду, игрушку.
6. Имеет словарный запас из пяти слов.
7. Показывает три различные вещи на картинках.
8. Повторяет отдельные слова, однажды им услышанные.
9. Выражает два желания на вопрос: «Что ты хочешь?».
10. Называет при опросе три вещи из окружающей среды.
11. Употребляет выражения из двух слов.
12. Рассматривает картинки.
САМООБСЛУЖИВАНИЕ
1. Высоко держит руки, чтобы помочь при одевании.
2. Может снять колготки (носки, чулки), ботинки пока не может.
3. Пьет без помощи из чашки или стакана.
4. Ест самостоятельно ложкой (можно немного проливать).
5. Снимает одежду (расстегиваться необязательно).
КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
1. Ударяет двумя кубиками по столу.
2. Пытается подражать рисованию.
3. Вставляет цилиндры в доску с отверстиями.
4. Спонтанно рисует каракули.
5. Показывает на кукле четыре части тела.
6. Понимает назначение предметов домашнего обихода.
7. показывает по требованию двух человек из близкого окружения.
8. Барабанит двумя палочками.
9. Узнает шесть вещей в окружении или в книге с картинками (покажи мне).
10. Вставляет три пустотелых цилиндра один в другой (матрешка).
11. Показывает на кукле пять частей тела (глаза, нос, руки, ноги, волосы).
12. Понимает, что такое «больше» (хочет иметь чего-то больше).
МОТОРИКА
1. Недолго стоит один без поддержки.
2. Свободно идет на короткое расстояние.
3. Бросает или ударяет большой мяч (точность при броске значение не имеет).
4. Встает с пола из положения сидя без опоры на стены или мебель.
5. Занимается сам с собой.
6. Поднимается вверх по лестнице с поддержкой (ставя обе ноги на ступеньку).
7. Хорошо бегает и только иногда падает.
8. Играет в положении сидя на корточках, не опираясь при этом на руки.
9. Оттопыренным указательным пальцем тычет в замечаемые маленькие объекты.
10. Держит в руке карандаш, но не совсем правильно.
11. Бросает в стакан маленькие шарики по подражателю (воспитатель дает ребенку шарики).
12. Строит башню из трех кубиков.
13. Открывает сосуд.
14. Достает из упаковки кусок сахара.
15. Листает в книге страницу за страницей.
3 год жизни ребенка
В этот период в норме происходит формирование речевой деятельности, обогащение словаря; развитие пассивного словаря. Ребенок свободно пользуется частями речи (большинство слов-действий). Уровень усвоения слов характеризуется тем, что ребенок понимает слово, но не использует его в речи; узнает и называет предмет, действие, качество, но в определенных условиях; понимает и правильно использует слово-название в любых доступных ему связях и отношениях.
Идет становление лексико-грамматических отношений, освоение фразовой речи (составляет предложения из 3-х и более слов). Формируется потребность в ситуационном общении. Удельный вес инициативных высказываний, выражающих различные потребности, значительно возрастает. Развиваются основы диалогической речи. Вопрос «Почему?» — является основным в режиме активного общения.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
1. Избегает простых источников опасности (горячая печь).
2. Устно выражает желания.
3. Делится с другими, по просьбе.
4. Дает знать, когда хочет сходить в туалет.
5. Пытается помочь чем-либо по хозяйству (подметание полов, вытирание пыли).
ЯЗЫК
1. Называет два вида деятельности.
2. Называет свое имя, когда его спрашивают: «Как тебя зовут?».
3. Называет от четырех до пяти показанных предметов.
4. Различает понятия «большой» и «маленький».
5. Употребляет предложения из трех слов.
6. Повторяет два числа.
7. Называет десять очень часто употребляемых предметов.
8. Употребляет местоимения «я», «мне», «мое».
9. Слушает сказку в течение 5 минут.
10. Называет свое имя и фамилию.
11. Говорит предложения с пятью слогами (например: «Мишка хочет спать»).
12. Называет правильно 10 предметов из 15.
САМООБСЛУЖИВАНИЕ
1. Пьет с помощью пластиковой соломинки.
2. Вытирает себе руки.
3. Ест ложкой и немного проливает.
4. Ест вилкой, но еще немного пачкаясь.
5. Добровольно идет, чтобы вздремнуть или отдохнуть.
6. Снимает штаны, когда идет в туалет (днем и ночью).
7. Моет руки.
КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
1. Имеет понятие о собственности («мой», «мне»).
2. Вставляет круг, квадрат и треугольник в их шаблонные формы.
3. Имеет понятие о числе «один».
4. Упорядочивает три пары картинок лото.
5. Находит две спрятанные вещи.
6. Показывает на кукле шесть частей тела.
7. Понимает значение предлогов «на» и «под».
8. Знает функциональное название различных предметов (покажи, что мы едим, что можем одевать).
9. Укладывает в ряд пять кубиков.
10. сортирует фишки по двум цветам (красный и синий).
11. Показывает на часть тела, к которой прикоснулся (ребенок закрывает при этом глаза).
12. Показывает по требованию три цвета: красный, желтый и синий.
МОТОРИКА
1. Строит башню из шести кубиков.
2. Рисует горизонтальные и вертикальные полосы.
3. В трех случаях из четырех подхватывает катящийся мяч.
4. Строит небольшие конструкции из игрушечных конструкторов LEGO и др.
5. Нанизывает минимум 4 бусины размером 12 см.
6. Сгибает один раз пополам после того, как ему это показали.
7. Правильно держит пальцами карандаш (фломастер).
8. Раскатывает на столе «колбаски» из пластилина.
9. Стоя без поддержки, ударяет ногой по мячу («отфутболивает»).
10. Лазит по предметам мебели и преодолевает препятствия.
11. Поднимается по лестнице с поддержкой (одна нога на ступеньку).
12. Спускаясь по лестнице с поддержкой (одна нога на ступеньку).
13. Прыгает обеими ногами на одном месте.
14. Ходит на цыпочках после того, как ему это показали.
15. Стоит одну секунду на одной ноге.
16. Катается на трехколесном велосипеде.
ГУЗ «Тульский областной (специализированный)
Дом ребенка №1
Основные навыки и умения
сформированные у детей 2-3 года жизни
Тула 2009г.
Показатели развития ребенка к 2 годам
Содержание:
Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.
При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» (Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, М., 1997).
Познавательное развитие
Отличие предметов по форме, величине, цвету:
Соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением; накладывает на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске).
Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает трехместную матрешку и другие вкладыши после показа).
Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин (после показа).
Ориентируется в трех-четырех цветах; некоторые называет; подбирает к образцу.
Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый).
В рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии. Называет то, что рисует.
Игровые действия (сюжетно-отобразительные):
Проявляет сообразительность: достает (вылавливает) сачком из воды понравившуюся игрушку.
Производит несколько последовательных игровых действий или решает сам игровую ситуацию после предъявления игрового материала, находясь в проблемной ситуации (кормит куклу, если рядом посудка; строит гараж, если рядом кубики и машинка). Использует предметы-заместители.
Выполняет два последовательных сюжетных действия с игрушкой (баюкает, кормит куклу; возит, нагружает машину):
- по просьбе взрослого, без показа,
- по подражанию.
Подражает действию близкого взрослого (бытовому). «Роль» не берет.
Сооружает из кубиков знакомые постройки для мелких игрушек (забор, дом, дорожку, стул, диван, стол и др.)
- по просьбе взрослого,
- по образцу,
- самостоятельно.
Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.
Социально-эмоциональное развитие
Эмоциональное, активное, деятельное состояние.
Хорошо настроен при самостоятельных умелых действиях, при положительной оценке взрослого.
Упрямится, требуя недозволенного, настаивая на своем.
Недоволен, отказывается от действия при неудавшейся попытке.
Кричит, жестикулирует, капризничает:
- при нежелании выполнить просьбу взрослого,
- подражая близкому человеку, другому ребенку,
- для привлечения внимания.
Непослушен, злится при ограничении движений, в ответ на грубый тон взрослого.
Отказывается от общения (прячется) с незнакомым взрослым.
Долго плачет при уходе мамы, при испуге, при обиде.
Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка, ожидает похвалы.
Проявляет яркие эмоции при общении с близкими (мимика, возгласы, движения).
Улыбается, пользуется эмоционально окрашенной речью при совместных играх с детьми.
Получает удовольствие от самостоятельно произносимых слогов, слов.
Эмоционально заинтересован музыкой, пением, малыми фольклорными формами, подвижными играми, отношение к ним дифференцированное (активные движения, раскованность, зачарованность, заторможенность).
Восторженно относится к развлечениям, в том числе и к играм.
Проявляет эмоциональную память в знакомых ситуациях.
С интересом смотрит мультфильмы, детские телевизионные передачи.
Эмоционально предвосхищает результаты:
- собственного действия,
- действия взрослого.
Сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям:
- по примеру взрослого,
- по собственной инициативе (редко).
Эмоционально сдержан, способен подождать немного (после объяснения взрослого). Спокойно относится к указаниям: «Собери игрушки», «это можно», «этого нельзя». Понимает слова: «хорошо», «плохо».
Речевое развитие
Понимание речи:
Понимает короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях (о том, что делал на прогулке).
Отвечает на вопросы об этих событиях. Выполняет до трех поручений (возьми, отнеси, положи). «Жалеет», «помогает» по просьбе взрослого. Знает (показывает) названия деталей лица (губы, зубки, язык, лоб, уши, щеки и др.) и тела (руки, ноги, спина).
Активная речь (до 200-300 разнопроизносимых слов):
Использует предложения из двух-трех слов при общении со взрослыми и детьми, при констатации, в просьбах.
Фразы не оформлены. Начинает употреблять прилагательные и местоимения, предлоги, наречия. Может называть себя в третьем лице.
Договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает. В двух-трех предложениях рассказывает, что видит в данный момент. Задает вопросы. Называет предметы на картинке:
- по просьбе взрослого,
- самостоятельно (комментирует).
Облегченные слова заменяет правильными. Дает оценку себе: «хороший», «большой», «красивый». Говорит: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуйте» в индивидуальном произношении.
Бытовые навыки
Ест аккуратно, не обливаясь.
При умывании трет ладони, часть лица.
Вытирается с помощью взрослого.
Самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, обувь (с небольшой помощью взрослого)). Частично раздевается.
Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек. Пользуется носовым платком (при напоминании). Контролирует физиологические потребности.
Физическое развитие
Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:
Перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом. Удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу.
Поднимается и спускается по лестнице детской горки. Меняет темп: ходьбу на бег. Бегает семенящим шагом. Подпрыгивает.
Удерживает мяч одной или двумя руками. Бросает мяч в горизонтальную цель. Ловит мяч с близкого расстояния. Скатывает мяч с горки.
Из книги Е. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста»
(основные показатели), М.: «Линка-Пресс», 1999 г.
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
Ребенок в 3 года / Календарь развития ребенка
день 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
месяц январь февраль март апрель май
Навыки и умения детей 3-4 лет
Физическое развитие.
1. Ребенок умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
2. Ребенок приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослого) .
3. Ребенок пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой, туалетной бумагой).
4. Ребенок владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания.
5. Ребенок умеет ходить прямо, не шаркая ногами, в заданном направлении.
6. Ребенок умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя, сохраняет равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости.
7. Ребенок может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.
8. Ребенок энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см.
9. Ребенок может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы, ударять мячом о пол, бросать вверх 2-3 раза подряд и ловить.
10. Ребенок может метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.
Речевое развитие.
1. Ребенок отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.
2. Ребенок рассматривает игрушки, сюжетные картинки.
3. Ребенок использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
4. Ребенок пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, вопросы воспитателя.
5. Ребенок называет произведение (в произвольном изложении, прослушав отрывок из него.
6. Ребенок может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.
Формирование познавательных действий, конструктивно-модельная деятельность.
1. Ребенок знает, называет и правильно использует детали строительного материала.
2. Ребенок умеет располагать кирпичики, пластины вертикально.
3. Ребенок изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
4. Ребенок умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме.
ФЭМП
1. Ребенок может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
2. Ребенок умеет находить в окружающей обстановке один и несколько одинаковых предметов.
3. Ребенок правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов, понимает конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же».
4. Ребенок различает круг, квадрат, треугольник, предметы с углами и круглые формы.
5. Ребенок понимает смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, над – под; понятия времени суток: утро – вечер – день – ночь.
6. Ребенок называет знакомые предметы, объясняет их значение, выделяет, называет признаки (цвет, форму, материал).
7. Ребенок ориентируется в помещениях детского сада и на участке.
Формирование целостной картины мира и представлений о социальных ценностях.
1. Ребенок называет свой город (поселок).
2. Ребенок знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей.
3. Ребенок выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.
4. Ребенок проявляет бережное отношение к природе.
Социально-коммуникативное формирование позитивных установок к различным видам труда.
1. Ребенок может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками от имени героя.
2. Ребенок умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию, отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.
Социально-игровая деятельность.
1. Ребенок может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками от имени героя.
2. Ребенок умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию, отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.
3. Ребенок способен придерживаться игровых правил в дидактических играх.
4. Ребенок способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться.
5. Ребенок разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок.
6. Ребенок имитирует движения, мимику и интонацию воображаемого героя.
7. Ребенок может принимать участие в беседах о театре (театр – актеры – зрители, правила поведения в зрительном зале).
Формирование основ безопасного поведения.
1. Ребенок соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.
2. Ребенок соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.
3. Ребенок имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.
Музыкальная деятельность.
1. Ребенок способен слушать музыкальные произведения до конца. Узнает знакомые песни.
2. Ребенок различает звуки по высоте (в пределах октавы). Замечает изменения в звучании (тихо – громко, быстро – медленно).
3. Ребенок поет, не отставая и не опережая других. Испытывает удовольствие от пения.
4. Ребенок умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами.
5. Ребенок называет и различает детские музыкальные инструменты: погремушки, бубен, металлофон.
Изобразительная деятельность.
Рисование.
1. Ребенок изображает отдельные предметы, простые по композиции сюжеты.
2. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.
3. Правильно пользуется кистью, красками.
Лепка.
1. Умеет отделять от большого куска глины маленькие, раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями ладоней.
2. Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разные приемы.
Аппликация.
1. Создает изображения предметов из готовых фигур.
2. Украшает заготовки из бумаги разной формы.
3. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию, умеет аккуратно использовать материалы.