Упражнения с мячом для детей – Методическая разработка по теме: Проект «Оздоровительная направленность упражнений с фитбол – мячами на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Спортивные упражнения и подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Спортивные упражнения и подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Инструктор по физической культуре Зудина Ольга Степановна Москва 2018-2019 ГБОУ Школа № 1467 г. Москва

Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности в нашем детском саду был организован спортивный кружок «Школа мяча» который предусматривает разнообразную деятельность с мячом с учетом возраста детей.

На занятиях создаются условия для своевременного и правильного физического и полноценного психического развития, дается возможность раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка. Рационально распределяется двигательная нагрузка дошкольников: с учетом физиологической реакции детей, соответствие нагрузки их возрастным и индивидуальным возможностям, уровнем подготовленности.

На занятиях дети с удовольствием катают мячи, забрасывают их в ящик, корзину. Эти движения нравятся детям своей доступностью. Бросать, катать, метать можно мячи большие и маленькие, резиновые и надувные. Упражнения выполняются стоя, сидя, лежа и в разных направлениях. Таким образом, кружок

«Школа мяча» предусматривает разнообразную деятельность детей, дает возможность раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, выявить и развить его интересы, а также способствует эмоциональной смене деятельности. После многочисленных упражнений и игр появляется своеобразное «чувство мяча». К концу года дети научились самостоятельно действовать с мячом, у них обогатился двигательный опыт, они научились играть в коллективе.

 

В представленном далее материале собраны игровые упражнения, и подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста которые могут быть использованы при проведении физкультурных занятий, спортивных развлечений, во время прогулок и способствуют развития у детей ловкости, координации движений и других полезных физических качеств.

Обучения детей играм с мячом лучше начать с подводящих упражнений.

Подводящие упражнения для игры с мячом.

Упражнения с мячом в колонне, шеренге, в кругу, в парах.

Прежде чем приступить к упражнениям в парах, предложите детям проделать несколько индивидуальных заданий:

  1. И.П. стойка ноги врозь, мяч впереди. Подбрасывание и ловля мяча двумя руками. То же в соревновании «Кто выше», «Жонглер».
  2. И.П. — ноги на ширине плеч. Бросок мяча вверх, хлопок перед собой, ловля двумя руками. То же, но ловля после отскока об пол. То же но с двумя хлопками подряд, или хлопок перед собой и за спиной «Хлопушка».
  3. И.П. — мяч в левой руке. Передача мяча перед собой в правую, а за спиной в левую (по кругу). То же в другую сторону.
  4. И.П. — руки в стороны мяч, в правой руке. Удар мяча об пол под ногой, поймать мяч левой рукой. То же в другую сторону.

В парах:

Расстояния в парах между детьми в игре с мячом 2-2, 5 м. далее можно его увеличить.

  1. Сед ноги врозь лицом к друг другу. Перекаты мяча партнеру. Расстояние постепенно увеличивать, перекатывать мяч прямолинейно «Тяни — толкай».
  2. «Покатили — покатили»: перекаты мяча друг другу одной рукой.
  3. «Карусель»: передавать мяч друг другу из рук в руки, сидя спиной друг к другу, в одну и другую сторону.
  4. «Карусель стоя»: то же, но в сойке ноги врозь. Увеличивая расстояние до трех шагов, передавать мяч броском.
  5. «Не упусти мяч»: стойка ноги на ширине плеч лицом к партнеру, броски двумя руками от груди. Постепенно увеличивать расстояние.
  6. «Хлоп-скок»: и.п. ноги на ширине плеч. Броски мяча партнеру с ударом об пол. Постепенно увеличивать расстояние.
  7. «Точно в руки» ноги на ширине плеч. Броски мяча двумя руками из-за головы партнеру. Постепенно увеличивать расстояние.
  8. «Дриблинг» ведение мяча на месте двумя руками поочередно одной другой рукой (по три раза каждой) с последующей передачей партнеру.
  9. «Останови мяч»: перекат по полу партнеру, который должен внутренней стороной стопы остановить катящийся мяч.
  10. «Щечка»: передача мяча партнеру ударом внутренней стороны стопы.
  11. «Вратарь»: перекат или бросок мяча в ворота, партнер ловит или отбивает мяч.
  12. «Мяч на ниточке»: ведение мяча одной ногой по площадке. Вокруг партнера.

В шеренге:

  1. Передача мяча над головой в шеренге из рук в руки. То же в двух шеренгах, стоящих напротив друг друга в форме соревнования «Гонка мячей».
  2. Передача мяча в шеренгах, друг другу: 1- й 2-ому, 2-ой -3-ему и т.д. до последнего, который с мячом бежит на место первого и продолжает игру пока вся шеренга поменяется местами.

В колонне:

1. Передача мяча над головой от первого до последнего, то же между ног (не катить а передавать). В двух и более колоннах проводится в форме соревнований.

В кругу:

  1. Передача мяча вправо (влево) друг другу. То же с двумя, тремя мячами одновременно. Изменять направление. Увеличивать расстояние между детьми.
  2. «Кошка и собака»: два мяч с противоположных сторон круга. По сигналу дети начинают передавать мячи по часовой стрелке (один мяч убегает от другого)
    . Тот ребенок у которого окажется два мяча выбывает из игры.
  3. Дети строятся 3-4 круга по 5 человек в каждом. Передача мяча по часовой стрелке от одного до трех мячей сразу

Считалки для выбора водящего.

1. Раз, два, три, четыре! Жили мыши на квартире.

Чай пили, чашки били, по три денежки платили.

Кто не хочет платить, тому водить!

2. Как у нас на сеновале две лягушки ночевали.

Утром встали, щей поели, а тебе водить велели.

3. Пчелы в поле полетели, зажужали, загудели.

Сели пчелы на цветы, мы играем, ты води!

4. Прялочка пришла, никого не нашла.

Кого первого найдет, тот за прялочкой пойдет.

5. Катилось яблочка мима сада, мимо огорода, мимо частокола.

Кто его поднимет, тот вон выйдет.

Заяц белый, куда бегал?

В лес дубовый. Что там делал?

Лыку драл. Куда клал?

Под колоду. Кто украл?

Родион. Выйди вон!

6. Катись горох по блюду, ты води. А я не буду!

7. Шла кукушка мимо сети, а за нею малы дети.

Кукушата просят пить, выходи, тебе водить.

8. Раз, два, три, четыре, мы сидели на квартире.

Чай пили, булки ели, позабыли с кем сидели.

9. Я пойду куплю дуду, я на улицу пойду.

Громче дудочка дуди. Мы играем, ты води.

Игры с передачей и ловлей мяч

«Мячик к верху»

Описание игры: Считалкой выбирается водящий. Дети встают в круг близко друг к другу, водящий идет в его середину в очерченном для него кругу, и бросает мяч вверх после слов: «Мячик кверху!» Игроки в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все игроки должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный игрок становиться водящим. Водящий бросает мяч как можно выше и только после слов:

«Мячик кверху!» Водящему разрешается ловить мяч и после отскока от земли. Если водящий роняет мяч или мяч уходит, то прежде, чем крикнуть «Спой!», ему нужно поймать мяч и вернуться на свое место. Если кто – то из игроков после слова «Стой!» продолжает двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Убегая от водящего, игроки не должны прятаться за деревья и постройки.

«Гонка мячей»

Описание игры: Дети встают по кругу на расстоянии одного шага друг от друга лицом в центр, рассчитываются на первые и вторые номера. Так они делятся на две команды. В каждой группе считалкой выбирается ведущий. Они должны стоять на противоположных сторонах круга. По сигналу ведущие начинают перебрасывать мяч только игрокам своей группы, в одном направлении. Выигрывает группа, в которой мяч раньше вернулся к ведущему. Дети выбирают другого ведущего. Игра повторяется, но мячи перебрасываются в обратном направлении. По договоренности игру можно повторить от 4 до 6 раз.

Правила игры: Начинать игру ведущим нужно одновременно по сигнал

«10 передач»

Описание игры. Дети становятся парами на расстоянии 1,5-2 м один от другого. У каждой пары — мяч. По сигналу дети начинают передавать мяч друг другу заданным способом, стараясь не уронить его на землю. Побеждает пара, быстрее сделавшая 10 передач без падения мяча на пол (землю).

Вариант. 1. Пара, уронившая мяч выходит из игры. Выигрывают те дети, которые дольше удерживают мяч.

Вариант. 2. Выигрывают те пары, которые быстрее сделают 10 передач, не роняя мяча на землю (пол).

«Мяч водящему»

Описание игры. Дети делятся на несколько групп, которые образуют круг. В центре каждого круга- водящий с мячом. По сигналу водящие каждого круга поочередно бросают мяч своим игрокам и получают его обратно. Когда мяч обойдет всех игроков кружка

(два три раза), водящий поднимает его вверх. Побеждает команда, меньшее число раз уронившая мяч.

Вариант. Побеждает команда, быстрее закончившая игру и меньшее число раз уронившая мяч.

«Мяч сквозь обруч»

Описание игры. Шесть детей в вытянутых в стороны руках держат по обручу (всего пять обручей). Двое играющих проходят вдоль цепочки из обручей справа и слева и перебрасывают друг другу мяч через каждый обруч.

(мяч должен пролететь в обруч, если пройдет мимо или игрок его не поймает, бросок следует повторить. Побеждает пара меньше число раз уронившая мяч.

Вариант. Побеждает пара, быстрее закончившая игру и меньшее число раз уронившая мяч.

«Займи свободный кружок»

Описание игры. Все дети за исключением водящего, становятся в кружки диаметром 50 см. начерченные на земле в разных местах на расстоянии

1. 5 -2 м. один от другого (в помещении можно использовать обруч). Находящиеся в кружках перебрасывают мяч друг другу в разных направлениях. Водящий, находясь между кружками, старается поймать мяч на лету или хотя бы коснутся рукой (когда мяч на лету). Если водящему удается это сделать, воспитатель дают сигнал. По сигналу игроки, находящиеся в кружках, меняются местами, а водящий старается занять любой из кружков. Кто не успеет занять кружок, становится водящим. Игра продолжается. Побеждают те дети, которые ни разу не были водящими или выполняли эту роль меньшее число раз.

«Догони мяч»

Описание игры. Играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в сторону рук. Водящий располагается за кругом. Место его в кругу остаются свободным. Ребенку стоящему вправо от водящего, дается мяч. Дети хором говорят: «Раз, два, три — беги!» — и передают мяч вправо по кругу. Водящий бежит за кругом в том же направлении, стараясь добежать до своего места раньше, чем дойдет мяч. Мяч передавать только соседу; передавать и бежать после слова «беги»; уронивший мяч поднимает его.

«Встреча»

Описание игры: На площадке проводятся две линии на расстоянии 4 -6 метров. Игроки делятся на две команды с равным количеством игроков и, встают друг против друга за линиями. По сигналу все одновременно прокатывают мячи, но так, чтобы они встретились. Игрокам в паре, чьи мячи встретились, инструктор дает фишку. Выигрывает пара, у которой в конце игры окажется больше фишек. Количество повторений игры проходит по желанию игроков.

Правила игры: Площадка, где проводится игра, должна быть ровной. Увеличивать расстояние между игроками нужно постепенно. Детям нужно подсказать, что, чем больше расстояние прокатывания, тем энергичнее должен быть толчок мяча.

«Кого назвали, тот и ловит»

Описание игры. Дети ходят или бегают по площадке. Взрослый держит в руках мяч. Он называет имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и снова бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо не слишком высоко и в направлении ребенка, имя которого называют.

«Кто быстрее»

Описание игры. Дети самостоятельно распределяются по трое. Двое из них становятся на расстоянии 2-3м и перебрасывают мяч друг другу. Третий встают между ними и старается поймать мяч или коснуться его рукой. Водящий, коснувшийся мяч, меняется местом с тем, кто бросил мяч. Водящий также может догнать укатившийся мяч после неудачного броска.

Игры с ведением мяча

«Мотоциклисты»

Описание игры. На площадке чертится улица шириной 2-3м, длинной 4-5м. Все дети-мотоциклисты. Они свободно ведут мяч по площадке одной рукой. Посреди улицы стоит регулировщик. Он с зеленым и красным флажком регулирует движение на улице. Мотоциклист, доехавший до улицы, если регулировщик показывает красный флажок, останавливается, но мотор не выключает- он ведет на месте. Если регулировщик поднимает зеленый флажок, мотоциклисты могут проехать улицу без остановки — провести мяч бегом. Движение по улице происходит в одном направлении.

«Мяч о пол»

Описание игры. Дети строятся в четыре колонны: две с одной стороны площадки, две — напротив. Первые в двух колоннах получают мяч и по сигналу идут или бегут, отбивая мяч о землю (пол). Добежав до первых в противоположных колоннах, передают им мяч. А сами встают сзади. Получивший мяч без промедления бежит обратно. Когда все поменяются местами, воспитатель отмечает колонну, которая выполнила задание лучше и быстрее. Мяч отбивать; если потерял догнать и вновь отбивать; добегать с мячом до черты, за которой стоит колонна.

«Ловец с мячом»

Описание игры. Дети с мячами свободно передвигаются по площадке, один из них — водящий. Цель его, ведя мяч, осалить рукой кого — либо. Если ему это удается — осаленный становится водящим, а водящий игроком. Вначале роль водящего выполняет воспитатель, в дальнейшим — ребенок, свободно управляющий мячом.

«Эстафета с ведением мяча»

Дети делятся на команды по 5-6 человек и располагаются. Вокруг каждой команды- чертится круг или кладется большой обруч. воспитатель указывает направление движения. После сигнала воспитателя первые игроки команд ведут мячи вокруг круга, закончив возвращаются в команду передают мяч следующему игроку а сами встают в конец колонны. Побеждает команда, первая закончившая ведение мяча.

«Метко в кольцо»

Дети распределяются на команды по числу щитов на площадке и становятся и становятся на указанное место перед щитом. У первых в руках- мяч. По сигналу воспитателя первые ведут мячи к щиту одной рукой, останавливаются и бросают мячи двумя руками от груди, ловят мяч и передают его следующему игроку по команде. Выигрывает команда, сделавшая больше попаданий.

Игры с мячом через сетку.

«У кого больше мячей»

Описание игры. Дети делятся на две команды, у каждого игрока мяч. Площадка разделена сеткой на высоте 120-150см. по сигналу игроки обеих команд стараются перебросить мяч на сторону соперника. Выигрывает команда, которая после сигнала имеет меньше мячей на своей площадке.

Вариант 1. Игра идет одним мячом, который команды стараются перебросить на противоположную сторону, так чтобы он не был пойман. В этом случае команде начисляется очко. Если мяч поймали, его бросают обратно. При большом расстоянии от сетки бросающий может сделать три шага к сетке. Задача команд- набрать больше очков за определенный отрезок времени или играют до 10-15 очков.

Вариант 2. Две команды стоят в шеренге перед сеткой лицом к друг другу. Игрок команды, у которой находится мяч перебрасывает мяч игроку стоящему первым в другой команды, а сам уходит в конец колонны. То же проделывают игроки обеих команд, пока капитан команды не окажется вновь впереди. Выигрывает команда, которая меньше теряла мяч.

Русские народные игры с мячом.

«Мячик к верху»

Участники игры встают в круг, водящий идет в середину круга и бросает мяч со словами: «Мячик кверху!» Играющие в это время стараются как можно дольше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой» все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим: идет в центр круга, бросает мяч кверху — игра продолжается.

Правила игры. Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова: «Стой» — продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за встречающиеся на пути предметы.

«Большой мяч»

Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадает в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется.

Правила игры. Играющие не берут в руки мяч в течении всей игры, они перекатывают его только ногами.

«Блуждающий мяч»

Все играющие, кроме водящего, встают в круг на расстоянии вытянутой руки. Они передают друг другу мяч. Водящий бегает вне круга, старается дотронуться да мяча рукой. Если это ему удалось, то он идет на место того игрока, в руках которого находится мяч, а играющий выходит за круг. Игра повторяется.

Правила игры. Передовая мяч, играющие не должны сходить с места. Нельзя мяч передавать через одного, можно только рядом стоящему игроку. Водящему запрещается заходить в круг. Мяч можно передавать в любую сторону. Передача мяча начинается с того игрока, за которым стоит водящий перед началом игры. Играющий, уронивший мяч, становится водящим.

«Выгони мяч»

На противоположных сторонах площадки отмечают две коновые линии. Расстояние между ними 5-10 м.

Играющие делятся на две команды. Встают друг против друга за линиями. По жребию одна из них начинает игру. Дети поочередно сильным ударом ноги посылают мяч в сторону своих противников. Те стараются не пропустить мяч за черту кона, отбивают его ногой. Если мяч не докатился до линии кона, то играющие передают его руками. Так мяч переходит от команды к команде, пока не пройдет за линию кона. Играющий. Пропустивший мяч, штрафуется (сзади него кладут любой предмет) выигрывает команда, набравшая меньше всего штрафных очков.

Правила игры. Встречая мяч, играющий может выйти за коновую линию только на один шаг. Если мяч послан слабо и не докатился до кона, играющий также штрафуется.

Игры с мячом у стены.

  • «Лови мяч» ударить мяч о стену, потом поймать его с отскока от стены.
  • «Зайца гонять» бросить мяч о землю так, чтобы он ударился о стенку и поймать его с отскока от стены.
  • «Пришлепы» ударить мяч о стену, отскочивший от стены мяч ударить руками так, чтобы он опять ударился об стену, после чего его поймать.
  • «Через ножку» — поднять правую ногу согнуть в колене, из под согнутого колена мяч ударить об стену, затем поймать его двумя руками. Потом так же, но с левой ногой.
  • «В ладошки» — ударить мячом в стену, хлопнуть в ладоши и поймать мяч.
  • «По коленям» — ударит мячом о стену, хлопнуть ладонями по коленам и поймать мяч.
  • «Нитки наматывать» — ударить мячом о стену, сделать быстрое движение «наматывание ниток» и поймать мяч.
  • «С одеванием» — ударить мячом о стену, сделать быстрое движение «при надевании шапки», поймать мяч. Затем также, но одеть сапог и т.д.
  • «Вокруг себя» — ударить мяч о стену повернуться вокруг себя на 360 градусов и поймать мяч двумя рукам.
  • Эстафета «Брось- поймай» — команды строятся в колонны лицом к стене. Первый бросает мяч о стену и бежит в конец колонны, второй ловит мяч, бросает его о стену и т.д. до последнего игрока. Подсчитывается количество потерь мяча и начисляются штрафные очки.

Используемая литература.

  1. Адашкявичене Э.И. Баскетбол для дошкольников. М.: просвещение, 1983.
  2. Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и игровые упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1992.
  3. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателей дет. сада. — М.: Просвещение, 1983.
  4. Гришин В.Г. «Игры с мячом и ракеткой: пособие для воспитателя ст. групп дет. сада. – М.: Просвещение, 1982.
  5. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001
  6. Кенеман А.В., Кистяковская М.Ю., Осокина Т.И. физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе. Москва «Просвещение» 1980.
  7. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. для учащихся пед. уч-щ «Воспитание в дошкольных учреждениях» — М.: Просвещение, 1984.
< Предыдущая   Следующая >

Тренируем ловкость и сноровку: 5 упражнений с мячом для детей | Здоровье ребенка | Здоровье

Упражнения взяты из арсенала спортивных секций по футболу и баскетболу и подходят как мальчикам, так и девочкам 6–12 лет. Они развивают у детей ловкость, координацию, чувство равновесия. Если какие-то движения у младших детей не получаются, попробуйте их в следующем году.

Играть надо на площадке с плотным покрытием, чтобы мяч хорошо отскакивал.

Еще один совет: не объясняйте ребенку словами, что именно надо сделать, а покажите. Личный пример папы, бабушки или деда куда лучше стимулирует ребенка делать любые упражнения, чем назидательные речи!

Инфографика Фото: АиФ

1. Соколиный глаз

Нарисуйте на стене или заборе на уровне головы квадрат (чем младше ребенок, тем квадрат должен быть больше, а для детей старше 9 лет – уже небольшой, только чтобы мяч умещался). Если нарисовать нель­зя, наклейте малярный скотч. Возьмите мяч обеими руками, встаньте в 5–10 шагах от квадрата (чем ребенок старше – тем дальше). Кидайте мяч от живота и из-за головы так, чтобы он попал в квадрат, отскочил от него в площадку, а от площадки – опять в руки. Не стойте, двигайтесь, ловите. Когда начнет получаться хорошо (удастся поймать 5–6 раз подряд), увеличивайте расстояние.

Упражнение выполняется 5–8 минут.

2. Меткая нога

Квадрат опустите на уровень бедер или нарисуйте его на земле. Мяч положите на землю в 3–5 шагах. Отойдите на 5 шагов от мяча, потом подбегите и ударьте по нему ногой так, чтобы он попал в квадрат. При этом ногой надо бить не абы как, а чередуя следующие положения:

  • внутренней стороной стопы,
  • внешней стороной стопы,
  • носком (пыром). Для этого упражнения нужны кроссовки с плотной тканью на носке, а не сандалии!
  • наружной частью стопы (подъемом, почти щиколоткой).
    Отдельно попробуйте ударить пяткой, для этого подбегайте к мячу со стороны квадрата и ударяйте назад.
    Сразу делайте каждый вид удара по очереди и правой, и левой ногой. Когда начнет более-менее получаться, усложняйте: отодвигайте мяч на 8, 10 и более шагов.

Упражнение рассчитано на 10–20 минут.

3. Ведение мяча рукой

Это движение всем знакомо: стучать мячом об землю так, чтобы он никуда не улетел.

Постучите мячом и правой, и левой рукой по 1–3 минуты.

1–3 минуты стучите мячом попеременно – то правой, то левой рукой.

Теперь попробуйте двигаться, «ведя» мяч правой рукой. Повторите это же левой рукой.

Для усложнения можно поставить на земле так называемые фишки – яркие одноразовые стаканчики. И вести мяч, обходя их.

Упражнение рассчитано на 10–20 минут.

4. «Чеканка»

Итак, мы добрались до высшего пилотажа, которым в совершенстве владеют футболисты! Пришла пора подкидывать мяч ногой или, как выражаются мальчишки, «чеканить». Для девочек, кстати, это тоже полезно: улучшает координацию и укрепляет бедра, с возрастом меньше шансов на появление целлюлита. Чем дольше сможете удержать мяч в воздухе, тем лучше. Но, если он коснулся земли, не опускайте сразу руки и ноги, а постарайтесь «подхватить» мяч и продолжить без пауз. Старайтесь при этом использовать то, чему научились в упражнении 2, то есть подкидывать мяч разными сторонами стопы. Работайте поровну обеими ногами!

Упражнение рассчитано на 5–15 минут.

5. Ведение мяча ногами

Осталось соединить упражнения 2 и 4 – «провести» мяч, подталкивая его одной или двумя ногами, на некоторое расстояние. Двумя ногами, конечно, намного интереснее, это уже полноценный футбол! Умения ударить левой ногой никто не ждет, и тот, кто за лето научился ею работать, станет настоящим дворовым королем футбола.

Смотрите также:

Методическая разработка по физкультуре (младшая группа) на тему: Игровые упражнения и игры с мячом для детей второй младшей группы (3-4 года)

Игровые упражнения и игры с мячом для детей второй младшей группы (3-4 года)

Для детей 3-4 лет упражнения с мячом являются самыми интересными, веселыми и активными. Дети с удовольствием играют с мячом, если упражнения не требуют сложных действий. К наиболее простым и доступным упражнениям с мячом для детей 3-4 лет является прокатывание мяча. Дети учатся прокатывать мяч в прямом направлении, друг другу, в ворота. Прокатывание из различных исходных положений сидя ноги врозь, сидя на пятках, стоя ноги врозь. Однако, не смотря на простоту прокатывания мяча в прямом направлении, у ребенка возникают трудности в энергичном отталкивании мяча от себя, а также выполнения отталкивания в нужном направлении – прямо.

Упражнения  для обучения прокатыванию мяча в прямом направлении.

  1. Прокатывание мяча прямо от ориентира.
  2. Прокатывание мяча, по скамейке придерживая его рукой.
  3. Скатывание мяча по наклонной скамейке.
  4. Прокатывание мяча в ворота.
  5. Прокатывание мяча между предметами, поставленными на ширине 60 см.
  6. Прокатывание мяча в цель (боулинг).

Наиболее сложные упражнения для детей 3-4 лет являются бросание мяча вверх. Бросание мяча воспитателю, бросание мяча о землю (в пол). Самыми сложными будут упражнения в метании мячей в цель и на дальность. При выполнении броска мяча воспитателю дети допускают следующие ошибки: слабый бросок, нерешительность выполнить бросок, нередко воспитателю приходится несколько раз сказать ребенку «Бросай!» При ловле мяча дети как правильно выставляют руки вперед, а поймав мяч, крепко прижимают его к себе. В результате постоянных и регулярных повторений упражнений, бросок мяча у детей 3-4 лет становится заметнее увереннее, достаточно сильный, выдержанный по направлению. Однако, навык еще не крепко сформирован, поэтому необходимо постоянно уделять внимание этому виду двигательной деятельности.

Броски мяча вверх и ловля, так же являются сложными в выполнении для детей 3-4 лет. Ребятам не всегда удается подбросить мяч на нужную высоту, мяч, как правило, летит высоко, в результате поймать его не всегда удается. При бросании мяча о землю детям так же не удается скоординировать свои действия, а слабо развитый глазомер не позволяет им выполнить бросок около ног (у носков). Во время выполнения бросков мяча в пол воспитатели как правило, прибегают к помощи зрительных ориентиров- цветные квадратики, плоские разноцветные обручи и т.д.

Упражнения для обучения броскам и ловле мяча.

В упражнениях с бросками и ловлей можно использовать мячи разного размера и диаметра, а так же мячи из разных материалов.

  1. Бросок мяча вверх.
  2. Бросок мяча вверх до ориентира. (Ориентиром может служить ладонь воспитателя)
  3. Бросок мяча вперед-вверх.
  4. Бросок мяча воспитателю.
  5. Бросок мяча в пол.
  6. Бросок мяча в ориентир.
  7. Бросок и ловля мяча в паре с воспитателем.
  8. Бросок мяча в стену и ловля после отскока от пола.

Подвижные игры с мячом.

 «Догони мяч».

Воспитатель катит мяч вдоль зала и предлагает детям догнать его. Затем педагог переходит на другую сторону и снова прокатывает мяч, дети догоняют. Игра повторяется 2—3 раза. Вариант игры: можно приготовить мячи по количеству детей. Воспитатель кладет мячи в корзину и предлагает каждому догнать мяч, взять его и принести.

В данной игре, воспитывается умение действовать по сигналу воспитателя, бегать в прямом направлении.

«Оттолкни и догони».

Дети стоят на одной стороне площадки, на полу перед каждым мяч. Присев или наклонившись, дети толкают мяч и бегут за ним, догоняют и поднимают мяч.

«Сбей кеглю».

Дети стоят на оной стороне площадки, у каждого в руках мяч. Напротив каждого ребенка  на расстоянии 1,5-2 метров установлены 3 кегли. По команде воспитателя дети катят мяч, стараясь сбить кегли.

«Лови мяч»

Дети становятся в круг. Воспитатель с большим мячом стоит в центре круга и по очереди бросает мяч, называя имя ребенка: «Вова, лови мяч!». Тот, кого назвали, ловит мяч и бросает его воспитателю.

«Мячик кверху»

Считалкой выбирается водящий. Дети встают в круг близко друг к другу, водящий идет в его середину в очерченном для него кругу, и бросает мяч вверх после слов: «Мячик кверху!» Игроки в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все игроки должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный игрок становиться водящим. Если же водящий промахнулся, то остается и проводит еще раз игру. 
Водящий бросает мяч как можно выше и только после слов: «Мячик кверху!» Водящему разрешается ловить мяч и после отскока от земли. Если водящий роняет мяч или мяч уходит, то прежде, чем крикнуть «Спой!», ему нужно поймать мяч и вернуться на свое место. Если кто – то из игроков после слова «Стой!» продолжает двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Вначале водящим может быть воспитатель.

«Мяч в кругу»

Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Педагог (взрослый) дает одному из участников игры мяч-Колобок (на нем нарисованы или приклеены глаза, нос, рот) и читает стихотворение.                                                                   

Колобок, Колобок,

У тебя румяный бок.

Ты по полу покатись

И Катюше (ребятам) улыбнись!

По просьбе педагога  («Катенька, покати мячик Диме») девочка прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени, и т.д.

Мяч нужно отталкивать посильнее, что бы он докатился до другого участника игры, а также подавать выкатившийся из круга мяч.

«Прокати и догони»

Ребенок с мячом в руках подходит к обозначенному месту (шнур, полоска пластыря, цветной кружочек) и выполняет действия в соответствии со стихотворным текстом.

Наш веселый, звонкий мячик (толкает мяч двумя руками)

Мы прокатим далеко             (смотрит, куда он покатился),

А теперь его догоним.            (бежит за мячом, догоняет его.)

Это сделать нам легко!          (поднимает мяч над головой: «Поймал!»)

В зависимости от диаметра мяча ребенок может прокатывать его одной рукой, чередуя правую и левую руку, если маленький (диаметром 5-8 см) или двумя руками, если большой (диаметром 18-20 см).

Ребёнок смотрит вперед, прежде чем катит мяч. Не бежит за мячом сразу, а дожидается речевого сигнала.

«Сбей кеглю»

Педагог (взрослый) ставит две-три кегли на расстоянии 1-1,5 м от ребенка,  дает ему большой мяч.

Ребенок приседает на корточки, наклоняется, ставит ноги чуть шире плеч в обозначенном взрослым месте (цветной кружок или шнур), прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить кегли. Затем идет за ним, поднимает и возвращается.

Педагог (взрослый)сопровождает свой показ такими словами:

Посмотри, какие кегли.          (педагог указывает на кегли)

Ровно-ровно в ряд стоят!

К ним направим мяч умело  (толкает мяч двумя руками)

И они уже лежат!                 (обращает внимание на сбитые кегли)

«Салют»

Дети берут мячи разных цветов и свободно располагаются по залу. Взрослый вместе с детьми произносит:

Это не хлопушки:

Выстрелили пушки.

Люди пляшут и поют.

В небе — праздничный салют! (дети подбрасывают мячи и ловят их).

По сигналу взрослого: «Закончился салют!» дети перестают бросать мячи вверх.

Подбрасывать мяч вверх можно только после команды «Салют».

«Веселые мячи»

 Дети с мячами в руках выстраиваются  на исходной линии в шеренгу. Педагог произносит слова:

Раскатились все мячи, покатились.  Дети бросают мячи из-за  головы    и бегут за ними. Вот распрыгались мячи, разыгрались.  Прыгают на двух ногах на месте с мячами в руках.

Наши яркие мячи, разноцветные мячи.

В уголок бегут мячи, убегают.                   Дети бегут на исходную линию.

Там попрятались мячи, отдыхают.              Присаживаются на корточки.

Действовать согласно тексту стихотворения.

«Найди и промолчи»

Дети стоят на одном конце зала лицом к воспитателю. Педагог показывает мячик и говорит, что они должны найти его. Тот кто найдет, должен подойти к педагогу, тихо сказать на ухо, где он увидел мячик, и отойти  на свое место, а игра будет продолжаться до тех пор, пока все дети не найдут мячик.

Затем педагог предлагает всем  повернуться лицом к стене и закрыть глаза, а сам в это время прячет мячик. По сигналу «Готово!» дети открывают глаза и расходятся по комнате в поисках мячика. В конце игры отмечается тот, кто первый увидел мячик, а также те дети, которые проявили наибольшую выдержку, наблюдательность, сообразительность.

Вариант: кто первый найдет  мячик вместе с воспитателем, прячет его, а дети ищут.

Тот, кто найдет, должен подойти к воспитателю, тихо сказать на ухо, где он увидел мячик, и отойти  на свое место.

 «Игра в мяч»

Взрослый  произносит слова:

Кач, кач, кач.                          Дети берут мячи и встают в круг.

Поиграть хотим мы в мяч

Из корзины, где игрушки,

Поскорей его достань

И играть со всеми встань

Кач, кач, кач.                         Дети бросают мяч двумя руками

Высоко подбросим мяч!           вверх и ловят его.

А потом его поймаем

И подбросим снова ввысь.

Только мячик наш держись.

Кач, кач, кач.                         Бросают мяч двумя руками о пол 

Мы о пол ударим мяч!                      и ловят его.

А потом его поймаем

И ударим снова в низ.

Только мячик наш держись.

Кач, кач, кач.

Утомился бедный мяч.             Дети кладут мячи  в корзину.

Закатился в уголок.

И тихонечко умолк.

Выполнять движения согласно тексту.

«Лови, бросай»

Дети стоят в кругу, взрослый — в центре. Он перебрасывает мяч и ловит обратно, говоря: «Лови, бросай, упасть нe давай!».

Текст произносит не спеша, чтобы успеть поймать и бросить мяч. Расстояние постепенно увеличивается: от 1 до 2 м и более.

Ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно взрослому двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.

Консультация (младшая группа) на тему: Значение упражнений и игр с мячом для детей дошкольного возраста

Значение  упражнений  и игр с мячом для детей дошкольного возраста.

                                                                                               Кто ловко бьёт по мячу,

                                                                                      тому всё по плечу.

                                                                                    (русская пословица)

                               

                                                                                         

Во всестороннем развитии ребенка большое значение уделяется играм с мячом. Мяч, пожалуй, стоит отнести к самым универсальным и многогранным игрушкам. Многие почему-то отдают ему только спортивную роль. Однако эта игрушка не только развивает ловкость, координацию движений ребенка, но и учит мыслить, развивает наблюдательность, является средством общения между людьми.

Основной целью игры с мячом является: ударить, кинуть, отбить мяч определенным образом, например, забить его в ворота или отбить так, чтобы противник не смог его поймать. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п. Поэтому можно сказать, что игры с мячом — специальная  комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке. Основная задача ДОУ — научить всех детей владеть мячом на достаточно высоком уровне.    Необходимо учить детей энергично отталкивать мяч руками, ловить мяч кистями рук. Развивать умение бросать мяч двумя руками, обучать броскам маленького мяча в цель, учить попадать мячом в висящую корзину и совершенствовать точность передачи мяча друг другу снизу, из-за головы, от груди.

Игры с мячом — незаменимое средство и в подготовке к школе. Разнообразные манипуляции с мячом требуют контроля действий кисти руки, а её двигательная активность напрямую связана с развитием интеллекта. Владение мячом стимулирует формирование произвольности и самостоятельности — таких качеств личности, которые необходимы для саморегуляции любого вида деятельности.

Сегодня мяч многолик.

                               

Это  футбол, массажный мяч, пластмассовый шар, резиновые мячи разных размеров и т. п. Разные по размерам и материалам мячи позволяют ребёнку знакомиться с множеством вариантов движений: играть одному и в паре, тройке, выполнять броски, катать, отбивать, вести мяч. Игры, игры-упражнения с мячом развивают и укрепляют мышцы плечевого пояса,  мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости.
В играх с мячом развиваются физические качества: быстрота, прыгучесть, сила, ловкость. Такие игры благотворно влияют на работоспособность ребенка. Игры с мячами различного веса и объема увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей рук.

 При  ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы,
а систематические игры и упражнения с мячом активно влияют на совершенствование основных свойств нервной системы.

Видовое разнообразие позволяет использовать мяч для поддержания активности. У детей малоактивных интерес вызывают мячи больших размеров, которые стимулируют желание катать, ловить, бросать, выполнять действия способствующие увеличению амплитуды движения.

Для  гипер активных детей больше подойдут набивные мячи, они требуют меткости и сосредоточения при выполнении движения. Благодаря таким заданиям ребёнок учится «останавливать» свой темперамент, соотносить «взрыв» действий с намеченной целью, которую ставит не взрослый, а он сам.

Мягкие сенсорные мячи приятны детям, подходят для любой игры и эффективны для борьбы с агрессией.  Они безопасны при выполнении бросков, киданий, метаний и других упражнений для снятия напряжения. С такими мячами играют даже застенчивые ребята.

В повседневной жизни в детском саду при всем многообразии традиционных форм обучения  наиболее эффективными являются:

-использование мячей на утренней гимнастике;

-использование упражнений и игр с мячом на физкультурных занятиях;

-игры с мячом на прогулках;

-совместные досуги, спортивные праздники и развлечения вместе с родителями.

 К сожалению, многие родители не знают игр с мячом, соответственно, не могут научить этому своих детей.

Если ваш ребенок совсем не владеет мячом, сделайте с ребенком несколько начальных упражнений:

  • покатать мяч по полу ладонью вправо – влево. Затем перекатывать мяч по полу из одной руки в другую.

Мяч обычный дали нам, нам он очень нравится.
Посмотрите, как легко мячик наш катается.

  • покрутить мяч вокруг своей оси по часовой и против часовой стрелки.

Учим новую игру – мяч раскрутим на полу.
Он кружится, как, волчок, если ощутит толчок.

  • толкнуть мяч по полу к стене и посмотреть, какова будет отдача от неё.

Рекомендации родителям для совместных детских игр с мячом.

1. Покажите ребенку, как Вы играете в мяч: катаете, бросаете… Попробуйте научить этому своего малыша;
2. Не принуждайте малыша к выполнению того или иного движения;
3. Не упрекайте его за рассеянность, невнимание, неумение;
4. Не превращайте обучение в скучную повинность. Играйте только в хорошем настроении;
5. Проявите фантазию, изобретательность в играх с мячом;
6. Постепенно вовлекайте его во все новые виды игр, систематически повторяя их;
7. Не забывайте о возрасте своего малыша и его физических возможностях;
8. Представьте себе, что Вы сами ребенок;
9. Хвалите и подбадривайте своего ребенка, ведь для Вас это маленький успех, а для него «Победа!»
 

Вспомните игры своего детства, научите своих детей играть в «Вышибалы», «Лапту», «Съедобное – несъедобное» или просто погоняйте мяч на лужайке в футбол или в хоккей на траве с друзьями, соседями, родственниками. Устройте веселые соревнования с теннисными мячиками, воздушными шарами. Стоит только захотеть, и у вас все получится. А в подарок вы получите море удовольствия и позитива!
 

Упражнения с фитболами для детей старшей группы (в таблице)

НазваниеСодержаниеДози-
ровка
Организационно
методические
указания
«Качелька»И.п. — стоя на коленях, руки на мяче.

Выполнить перекат на мяче, лёжа на животе, с опорой на ладони и стопы

6—8 разПри перекате ноги вверх не поднимать, сохранять равновесие

 

«Улиточка»И.п. — то же.

Перекат вперёд на мяче, с несколькими шагами вперёд на руках. Вернуться

в и.п.

6—8 разНоги не должны падать с мяча, смотреть вперёд

 

«Лягушка»И.п. — стойка на руках, ноги, согнутые в коленях, обхватывают мяч. Сгибая и разгибая руки в локтях, отжиматься от пола8—10 разПлечи не опускать, смотреть вперёд

 

«Звёздочка»И.п. — лёжа спиной на мяче, руки в стороны5—6 разСпину прогнуть, голову положить на мяч, ноги не отрывать от пола

 

«Мостик»И.п. — лёжа спиной на мяче,  стараться достать руками пола, не теряя равновесия и не отрывая стоп от пола

 

5—6 разЕсли положение неустойчивое, то падать с мяча надо боком

 

«Кроко-
дильчики»
И.п. — лёжа на мяче, на животе, держаться руками за рейку гимнастической стенки. Выполнить перекаты на мяче вперёд и назад, сгибая и разгибая руки в локтях

 

8—10 разДержаться нужно за третью рейку снизу. Мяч лежит на расстоянии 50 см от гимнастической стенки

 

«Обезьянки»И.п. — то же, выполнить перекат на мяче вперёд, поднимаясь руками вверх по гимнастической стенке5—6 разПрогнуться и стараться не отрывать ноги от мяча
«Рыбка»И.п. — лёжа на мяче, на боку с опорой на ноги. Стараться дотянуться до пола руками, не теряя равновесия5—6 разНоги от пола не отрывать
«Паучок»

 

И.п. — лёжа на мяче, на животе, раскинув ноги и руки в стороны. Раскачиваться на мяче вправо-влево6—8 разНеобходимо доставать руками и ногами до пола
«Часики»И.п. — сидя на мяче, руки за головой. Наклоны туловища вправо-влево8—10 разСпина прямая, ногами делать «пружинки»
«Пружинка»И.п. — то же, руки внизу. Делая пружинки ногами, хлопать в ладоши8—10 разОтталкиваться тазом от мяча и ногами от пола
«Колобок»Прокатывание мяча по полу8—10 разМяч катать двумя руками, меняя направление
«Бегемотики»И.п. — лёжа на полу, на спине, зажав мяч между ног, руки за головой. Поднимать и опускать мяч ногами5—6 разНоги в коленях не сгибать
«Кузнечики»И.п. — сидя на мяче, руки внизу. Приставным шагом перемещаться вправо и влево, хлопая в ладоши8—10 разТаз от мяча не отрывать
«Пенёчки»И.п. — сидя на мяче, руки в стороны, на голове — мешочек. Стараться сохранять равновесие и не уронить мешочек5—6 разГоловой не шевелить, смотреть в одну сторону

Подвижные игры

«Колобки

и лиса»

Дети — «колобки» —  катают мяч по полу, а «лиса» сидит в домике. По сигналу «колобки» прячутся в домики, а «лиса» их догоняет3 раза«Колобки» убегают с мячами в руках, а «лиса» догоняет их без мяча
«В траве сидел кузнечик»«Кузнечики» прыгают на мячах под песенку «В траве сидел кузнечик». «Лягушка» сидит на мяче в домике. По сигналу «кузнечики» прыгают от «лягушки» на мячах в домик3—4 раза«Лягушка» догоняет «кузнечиков», прыгая на мяче и стараясь кого-нибудь запятнать
«Лошадки и волк»«Лошадки» прыгают на мячах, а «волк» сидит в домике. По сигналу «Волк!» «лошадки» прячутся за мячики. «Волк» их ищет4—5 раз«Лошадкам» нельзя шевелиться — кто пошевелится, того «волк» забирает в свой домик
«Лошадки с хвостиками»Дети одевают «хвостики» (ленточки) и садятся на мяч так, чтобы хвостик лежал на мяче. «Лошадки» прыгают по залу, а ловишка догоняет их и старается сорвать «хвостик»3 раза«Лошадка», у которой сорвали «хвостик», садится на скамейку
«Мы — весёлые ребята»Дети сидят на мячах
на одной стороне зала. Ловишка сидит на мяче в центре зала. Дети говорят считалку:Мы — весёлые ребята,Любим бегать и скакать,Ну — попробуй нас догнать!Раз, два, три — беги!С последними словами дети прыгают на мячах на другую сторону зала, а ловишка старается их запятнать
4 разаТот, кого запятнали, выбывает из игры
«Хитрая

лиса»

Дети сидят на мячах в кругу с закрытыми глазами. Руководитель идёт по кругу и выбирает «лису», незаметно дотронувшись до плеча рукой. Дети три раза произносят: «Хитрая лиса, где ты?»

«Лиса» выпрыгивает в круг и отвечает: «Я здесь!»

3—4 разаДети прыгают на мячах по залу, а «лиса» их догоняет тоже на мяче, стараясь запятнать

 

«Ловишка

с мячом»

Дети прыгают на мячах по залу, а ловишка догоняет их тоже на мяче. Одной рукой держится за «рожки», а во второй держит волейбольный мяч3 разаЛовишка старается бросить мяч и попасть в кого-нибудь из игроков. Пойманные игроки выбывают из игры
«Фитбол-

футбол»

Дети прыгают на фитболах и выполняют ведение маленького мяча ногой, стараясь забить гол в ворота2 минДети считают забитые голы
«Фитбол-

волейбол»

Дети делятся на две команды и сидят на мячах по разные стороны волейбольной сетки. Одной рукой держатся за «рожки», а во второй держат волейбольный мяч. По сигналу команды начинают перебрасывать мячи на сторону соперника, стараясь, чтобы на своей половине было как можно меньше мячей3—4 раза

 

По свистку игра останавливается, и подсчитывается количество мячей на каждой стороне. Выигрывает команда, на половине которой оказалось меньше мячей. Во время игры с мяча вставать нельзя
«Прятки»Мячи лежат в центре зала, дети бегают вокруг них, а по сигналу прячутся за мячи и не двигаются4 разаТот, кто пошевелился, выбывает из игры
«Охотники

и утки»

Два «охотника» на мячах располагаются по разные стороны зала, держа в одной руке волейбольный мяч. Между ними находятся «утки». «Охотники» бросают мяч в «уток»3 разаТа «утка», в которую попали, садится на скамейку
«Кто

быстрее»

Дети играют по 3 человека. Каждый игрок садится на мяч в условленном месте. По свистку прыгают на мячах до поворотной стойки и обратно2 разаВыигрывает тот, кто первый допрыгает до своего места
«Догонялки»Дети на мячах сидят на одной стороне зала, а водящий — «догонялка» находится на расстоянии 2 м от игроков. По сигналу «Догоните меня!» водящий прыгает в другую сторону зала, а дети догоняют его, прыгая на мячах. По сигналу «Убегайте от меня!» дети прыгают обратно, а «догонялка» пытается их запятнать4 разаЧтобы догнать игрока, надо дотронуться до его мяча
«Придумай

движение»

Дети прыгают на мячах в колонне друг за другом по залу. Руководитель называет имя одного из играющих, дети останавливаются. Названный игрок прыгает в центр круга и показывает любое движение, а дети его повторяют5—6 разДвижения не должны повторяться, каждый новый игрок показывает новое движение

Статья «Игры и упражнения с мячом для развития мелкой моторики и речи детей старшего дошкольного возраста» (5

Статья

«Игры и упражнения с мячом для развития мелкой моторики

и речи детей старшего дошкольного возраста»

Автор: Карпукас Надежда Николаевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 83»

города Бийска Алтайского края

Игры и упражнения с мячом для развития мелкой моторики

и речи детей старшего дошкольного возраста

Я работаю более двадцати лет в детском саду компенсирующего вида с детьми логопедической группы по программе Нищевой Н. В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет».

Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является необходимая коррекция отклонений в развитии ребенка. Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, обнаруживается замедленность движений.

Детям логопедической группы необходима частая смена действий. Ребенок не может долго сосредоточиться на одном виде деятельности. Смена видов деятельности даёт возможность расширить объем внимания, преодолеть гиподинамию.

Мяч может быть полезным предметом в работе с детьми. Игры с мячом помогают заинтересовать детей, отвлечь от однообразной деятельности; развивают внимание, воображение, умение быстро находить правильный ответ; развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве. Использую мяч на физкультурных занятиях.

Провожу физкультурные занятия по программе Кирилловой А., Лебедевой М.Е., Жидковой Н.Ю. «Интегрированные физкультурно – речевые занятия для дошкольников с ОНР 4 — 7 лет». На интегрированных занятиях появляется возможность решать и коррекционные, и образовательно-воспитательные задачи, а также задачи по расширению двигательной активности детей, развитию музыкально-ритмических способностей. Структура занятий такова, что в одну сюжетную линию вплетаются различные игровые задания и упражнения: дидактические и развивающие игры; упражнения на развитие пальчиковой моторики, координации речи с движением; элементы мнемотехники и моделирования; загадки, стихотворения; упражнения на развитие дыхания; подвижные игры; а также специализированные компоненты музыкального и физкультурного занятий.

Игры с мячом я использую не только на занятиях, но и в свободной деятельности детей. В дидактических играх с мячом дети имеют возможность постоять, подвигаться, попрыгать. Данная особенность игр позволяет снимать усталость, которая проявляется у большинства дошкольников на обычных занятиях, помогает поддерживать внимание, что, в конечном счёте, ведёт к более глубокому и прочному пониманию изученного материала. Дети моей группы с удовольствием играют в игру «Назови 5 предметов» (транспорта, овощей, фруктов и т. д.).

Игры с мячом способствуют развитию мелкой моторики, тем самым подготавливая руку ребенка к письму. Включение данных игр в коррекционные занятия, где речь сочетается с движениями, помогает детям эмоционально и непринужденно усваивать речевой материал. Например, ребёнок отбивает мяч и говорит слова:

«Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь,

Жёлтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!»

С. Маршак.

Игровые действия с мячом, шариками всегда были любимыми средствами организации и надежными помощниками в коррекционной работе. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении движений с предметом круглой формы, усиливают эффект занятий. Сейчас можно купить самые разнообразные мячи или шарики: резиновые, пластмассовые, тряпичные, каучуковые, деревянные, мячи — массажёры. Я использую мяч в коррекционной работе с детьми. Приведу пример нескольких игр.

Упражнение с массажным мячиком «Месим тесто»

Месим, месим тесто, (сжимаем массажный мячик в одной руке)

Есть в печке место (перекладываем и сжимаем мяч другой рукой).

Я для милой мамочки (сжимаем мяч двумя руками несколько раз)

Испеку два пряничка (катаем мяч между ладонями).

Игра с массажным шариком «Зайцы на лужайке»

На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями)

Целый день скакали зайки (прыгать по ладошке шаром)

И катались по траве, (катать вперед – назад)

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром)

Но напрыгались, устали (положить шарик на ладошку).

Мимо змеи проползали, (вести по ладошке)

«С добрым утром!» — им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать. (гладить шаром каждый палец)

Игра с массажным шариком «Горка»

Руку положить на колено ладошкой кверху. Пальцы плотно сжаты между собой. На руку положить мячик. Другой рукой начинать поднимать мячик до шеи. Затем мячик слегка прижать наклоненной головой. Подержать на счет до 5, а затем «спустить» мячик вниз. Счет постепенно увеличить до 10. То же упражнение выполняется другой рукой. Важно проследить за тем, чтобы ребенок прокатил мячик по всей длине руки.

Это же упражнение можно выполнить, повернув одну руку тыльной стороной ладошки кверху. Можно выполнять упражнения ногами, сидя на стуле.

Провожу игры-упражнения по разделам коррекционно-логопедической работы: усвоение грамматических конструкций, автоматизации и дифференциации звуков, развитие фонематического слуха.

Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха

• «Мяч кидай, звук называй» — определить и назвать первый (последний) звук в слове.

• «Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем» — назвать слово на заданный звук.

• «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» — если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх.

• «Мяч лови – слово собери» — составление слова из названных звуков

( [д], [о], [м]; [у], [т], [к], [а]) или слогов (ма, ши, на; мо, ло,ко).

• «Найди звук» — если услышишь звук [у], стукни мячом об пол.

• «Стукни раз, а может два, по частям скажи слова » — разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол.

• «Мяч кидай, где звук узнай» — определить позицию заданного звука в слове.

• «Мячик ловко бросай, мягкий звук называй» — назвать мягкий согласный звук.

• «Мы играем – раз, два, три, мяч бросаем, посмотри» — подбросить мяч столько раз, сколько звуков в заданном слове.

• «Разноцветные мячи по порядку собери» — составить звуковую схему слова.

Игры с мячом для закрепления правильного произношения

и дифференциации звуков

• «С мячиком иду играть, звуки, слоги повторять» — автоматизация звуков, слогов.

• «Мяч передавай, слово со звуком [б] называй» — повторение слов с определённым звуком.

• «Мяч скорей лови, чистоговорку повтори» — проговаривание чистоговорок.

• «Лови да бросай, слово новое узнай» — заменить один звук на другой и узнать новое слово (лак – рак, усы – уши).

• «Раз, два, три – слоги повтори» — повторить цепочку слогов (слов).

• «Мяч поймай – слово добавляй» — договорить слово в стихотворении.

• «Мяч лови, лишнее слово назови» — определить лишнее слово, в котором нет заданного звука (санки, сапоги, шум, сова).

Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи.

• «Я назову пять названий овощей» — назвать соответствующие слова.

• «Мяч бросаю, диких животных называю».

• «Мяч передаю, деревья назову».

• «Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова» — образование притяжательных прилагательных (у волка — волчья, у лисы – лисья).

• «Мы волшебники немного: был один, а станет много» — назвать существительное во множественном числе.

• «Вот предмет, а из чего люди сделали его?» — образование относительных прилагательных (стул из дерева – деревянный, ножницы из железа – железные).

• «Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи» — образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

• «Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи» — согласование существительных с местоимениями.

• «Никогда мы не забудем, что умеют делать люди» — назвать глагол, обозначающий, что умеет делать человек названной профессии.

• «Умеют многое зверюшки: собаки, лошади и хрюшки» — обогащение глагольного словаря.

• «Чтоб наоборот сказать, надо мячик мой поймать» — назвать слова-антонимы.

• «Что бывает, а что нет, дайте быстро мне ответ» — закрепление активного словаря и развитие логического мышления.

• «Мяч бросаю, не зевай – одним словом называй» — назвать обобщающим словом предложенные слова.

Игры с мячом для развития мелкой моторики

• «Крепко мячик мой сожми и по дорожке прокати».

• «Шарик пальчиком кати и фигуру обведи» — катать массажный шарик по контуру рисунка.

• «Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» — прокатывать мячик по спирали.

• «Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» — прокатывать мяч по кругу.

• «Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» — перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку.

• «Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» — катать массажный мячик по каждому пальцу.

• «Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» — с силой сжимать мячик каждой рукой.

Предложенные игры с мячом позволяют расширить знания, умения и навыки детей, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание, память, мышление.

Дети с удовольствием используют дидактические игры с мячом в самостоятельной деятельности (в режимных моментах, на прогулке). Наиболее любимы детьми моей группы игры «Назови пять предметов», «Летает – не летает», «Закончи предложение».

Игры с мячом учат мыслить, развивают наблюдательность, является средством общения между людьми. Игры с мячом позволяют сменить пассивную позицию ребёнка на сознательно активную, стимулирует рост познавательной активности, что даёт им возможность получить и усвоить большее количество информации.

Список использованной литературы

1. Кириллова А., Лебедева М.Е., Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно – речевые занятия для дошкольников с ОНР 4 – 7 лет.

2. Интернет — ресурсы: https: //infourok.ru/

Игровые упражнения с мячом для дошкольников

«ЭТИ РАЗНЫЕ МЯЧИ»

(педагогический проект)

Мастер — класс «Школа мяча»

Спортивный зал МАДОУ № 583

hello_html_7954e008.png

Авторы: Давыдова Е.А. инструктор

физкультуры ВКК МАДОУ №583,

г. ЕКАТЕРИНБУРГ

31 марта 2016г

Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы «растут» вместе с ребенком, составляя огромную радость детства. 
Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша. 

Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребенка. 
Движения рук способствует также развитию речи ребенка. Современные научные данные подтверждают эти положения: области коры головного мозга, «отвечающие» за артикуляцию органов речи и мелкую моторику пальцев рук, расположены в одном иннервационном поле, т.е. непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от двигающихся рук стимулируют расположенные по соседству речевые зоны, усиливая их активность. Малыши, знакомясь со свойствами мяча и выполняя разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др.), получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей). У детей активизируется весь организм. Даже, казалось бы, обычное подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребенка. Можно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке. 
Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ. 
Можно только удивляться, замечая какое разнообразие впечатлений и действий может давать малышу обычный мяч! Простейшие, на наш взрослый взгляд, действия в действительности оказываются, исключительно полезны. Развивают наблюдательность, концентрацию внимания, чувства, движение и даже мышление. И зачастую, малыш самостоятельно подмечает и отыскивает многообразные тайны и сюрпризы. А это как раз и есть столь желанная для родителей самостоятельность и волевая активность. 

hello_html_m60fb60e3.jpg

«Детские игры с мячом»

hello_html_m1a99ca54.jpghello_html_5f96a694.jpg

hello_html_37592722.jpghello_html_4dfc13e1.jpg

hello_html_m4e871ddc.jpghello_html_444d4239.jpg

hello_html_66411552.jpghello_html_m55bc7a70.jpg

hello_html_m37d4f79b.jpghello_html_m550079da.jpg

История не знает ни точного места, ни времени возникновения мяча и игр с мячом. Известно лишь, что мяч возник в глубокой древности и за свою историю существования претерпел много изменений. 
Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. 
В России игры с мячом также были известны издавна. 
Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и физически.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *