Тексты для чтения в букварный период
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Акула.doc
библиотека
материалов
Когда появились акулы?
__________________________________________________________________________________________________
Почему акулу считают опасным хищником?
__________________________________________________________________________________________________
Где водятся акулы?
__________________________________________________________________________________________________
Выбранный для просмотра документ Африканский сомик.doc
библиотека
материалов
Почему сомика зовут африканским?
__________________________________________________________________________________________________
Почему живот у сомика темнее спины?
__________________________________________________________________________________________________
Почему сомик считается хищником?
_________________________________________________
Выбранный для просмотра документ Бабочки.doc
библиотека
материалов
НАЙДИ ОТВЕТ НА КАЖДЫЙ ВОПРОС И СПИШИ ПОДХОДЯЩЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ ТЕКСТА.
Какие бывают бабочки?
_________________________________________________
Какие бабочки ярче, привлекательнее?
__________________________________________________________________________________________________
Как выглядят ночные бабочки?
__________________________________________________________________________________________________
Выбранный для просмотра документ Барбус.doc
библиотека
материалов
НАЙДИ ОТВЕТ НА КАЖДЫЙ ВОПРОС И СПИШИ ПОДХОДЯЩЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ ТЕКСТА.
Где живут барбусы?
_________________________________________________
Как называется группа барбусов?
_________________________________________________
Где барбусы откладывают икру?
__________________________________________________________________________________________________
Выбранный для просмотра документ Божья коровка.doc
библиотека
материалов
НАЙДИ ОТВЕТ НА КАЖДЫЙ ВОПРОС И СПИШИ ПОДХОДЯЩЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ ТЕКСТА.
Как выглядит божья коровка?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему её считают хищным животным?
__________________________________________________________________________________________________
Почему её следует охранять?
__________________________________________________________________________________________________
Выбранный для просмотра документ В разведке.doc
библиотека
материалов
НАЙДИ ОТВЕТ НА КАЖДЫЙ ВОПРОС И СПИШИ ПОДХОДЯЩЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ ТЕКСТА.
Кто побывал в космосе первыми?
____________________________________________________________________________________________________
Запиши клички первых космонавтов.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зачем их послали в космос?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выбранный для просмотра документ Галка и ворона.doc
библиотека
материалов
НАЙДИ ОТВЕТ НА КАЖДЫЙ ВОПРОС И СПИШИ ПОДХОДЯЩЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ ТЕКСТА.
Подчеркни, кто крупнее: галка, ворона, они одинаковы по размеру.
У кого чёрное туловище?
_________________________________________________
У кого серое туловище?
_________________________________________________
Подчеркни, у какой птицы серая шея: у галки, у вороны, у обеих птиц,.
Что у галки и вороны одинакового цвета?
__________________________________________________________________________________________________
Выбранный для просмотра документ Глухарь.doc
библиотека
материалов
НАЙДИ ОТВЕТ НА КАЖДЫЙ ВОПРОС И СПИШИ ПОДХОДЯЩЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ ТЕКСТА.
Какой размер имеет глухарь?
__________________________________________________________________________________________________
Почему трудно найти глухаря?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выбранный для просмотра документ Гнездо чомги.doc
библиотека
материалов
НАЙДИ ОТВЕТ НА КАЖДЫЙ ВОПРОС И СПИШИ ПОДХОДЯЩЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ ТЕКСТА.
Кто такая чомга?
_________________________________________________
Где она гнездится?
_________________________________________________
Почему птенцам чомги тепло в гнезде?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выбр
Тексты для чтения по слогам 1 класс
Бе-лос-неж-ка
Бе-лос-неж-ка по ут-рам го-то-ви-ла гно-мам завт-рак. О-на го-то-ви-ла всё о-чень вкус-но. Бе-лос-неж-ка на-ли-ва-ла им чай с мо-ло-ком, пек-ла бли-ны со сгу-щен-кой и ва-рень-ем. Но о-на ни-ког-да не раз-ре-ша-ла са-дить-ся за стол с гряз-ны-ми ру-ка-ми. Гно-мы при-вык-ли и ста-ли мыть ру-ки пе-ред е-дой без на-по-ми-на-ния.
Но-вый год
Пе-ред Но-вым Го-дом в детс-ком са-ду на-ря-ди-ли кра-си-вую пу-шис-тую ё-лоч-ку. Де-ти са-ми ве-ша-ли на не-ё раз-ные иг-руш-ки, ша-ры, шиш-ки, гир-лян-ды и флаж-ки. А маль-чик Са-ша на-дел на ма-куш-ку ёл-ки крас-ную звез-ду. Де-ти с не-тер-пе-ни-ем жда-ли Де-да Мо-ро-за и друж-но кри-ча-ли: «Дед Мо-роз!». Дед Мо-роз при-шел к де-тиш-кам с боль-шим меш-ком по-дар-ков. По-дар-ков хва-ти-ло всем.
Ко-те-нок и ще-нок
Од-наж-ды ще-нок у-ви-дел ко-тён-ка. — Как те-бя зо-вут? – спро-сил ще-нок ко-тён-ка. -Гав, — от-ве-тил ко-тёнок. – Че-го ты драз-нишь-ся? – о-би-дел-ся ще-нок. — Это ме-ня так зо-вут – ГАВ! – сказ-ал ко-тё-нок. – Я не хо-тел те-бя о-би-деть. Да-вай дру-жить! Так Ко-тё-нок и Ще-нок ста-ли дру-зья-ми.
По-ле-вые цве-ты
Был жар-кий лет-ний день. Солн-це све-ти-ло яр-ко. Не-бо бы-ло го-лу-бое. Три де-воч-ки Ка-тя, Ма-ри-на и Ю-ля со-би-ра-ли в по-ле цве-ты. О-ни наб-ра-ли по бу-ке-ту раз-ных цве-тов: ро-маш-ки, ва-силь-ки, о-ду-ван-чи-ки. А по-том спле-ли из по-ле-вых цве-тов кра-си-вые вен-ки на го-ло-ву.
Как Са-ша у-ви-дел са-мо-лёт
Бы-ла вес-на, та-ял снег, тек-ли ру-чей-ки. Са-ша пус-кал по во-де бу-маж-ные ло-доч-ки. Вдруг ввер-ху что-то за-гу-де-ло. Са-ша по-ду-мал, что ле-тит пти-ца. Вот о-на у-же над го-ло-вой. Э-то был са-мо-лёт. Зас-мот-рел-ся Са-ша на са-мо-лёт, а ло-доч-ки уп-лы-ли.
Ко-тё-нок
Ма-ма с па-пой ку-пи-ли мне ко-тён-ка. Ко-тё-нок был ма-лень-кий. Я по-и-ла е-го мо-ло-ком. Ко-тё-нок спал и я е-го не бу-ди-ла. А ког-да про-сы-пал-ся – иг-рал со мной.
Ба-боч-ка
Бы-ла вес-на. Яр-ко све-ти-ло сол-ныш-ко. На лу-гу рос-ли цве-ты. Над ни-ми ле-та-ла жёл-тая ба-боч-ка. Вдруг при-ле-те-ла боль-шая чёр-ная пти-ца. У-ви-де-ла о-на ба-боч-ку и за-хо-те-ла е-ё съесть. Ис-пу-га-лась ба-боч-ка и се-ла на жёл-тый цве-ток. Ле-та-ла вок-руг пти-ца, ле-та-ла, но не у-ви-де-ла ба-боч-ку. Так и у-ле-те-ла ни с чем.
Лет-ние ка-ни-ку-лы
Нас-ту-пи-ло жар-кое ле-то. Ро-ма, Сла-ва и Ли-за с ро-ди-те-ля-ми по-е-ха-ли в Крым. О-ни ку-па-лись в Чёр-ном мо-ре, хо-ди-ли в зо-о-парк, ез-ди-ли на экс-кур-си-и. Ре-бя-та ло-ви-ли ры-бу. Бы-ло о-чень ин-те-рес-но. О-ни на-дол-го за-пом-ни-ли э-ти ка-ни-ку-лы.
В зо-о-пар-ке
У-че-ни-ки на-ше-го клас-са хо-ди-ли в зо-о-парк. О-ни ви-де-ли мно-го зве-рей. На солн-це гре-лись льви-ца с ма-лень-ким львён-ком. За-яц и зай-чи-ха грыз-ли ка-пус-ту. Вол-чи-ца с вол-ча-та-ми спа-ли. Мед-лен-но пол-за-ла че-ре-па-ха с боль-шим пан-ци-рем. Де-воч-кам о-чень пон-ра-ви-лась ли-си-ца.
Ку-би-ки
Ма-ма по-да-ри-ла Во-ве ку-би-ки. Ку-би-ки бы-ли кра-си-вы-ми, яр-ки-ми: жёл-тые, крас-ные, си-ни-е, злные. Во-ва был о-чень рад по-дар-ку! Он сра-зу стал стро-ить из ку-би-ков вы-со-кую баш-ню. Ве-че-ром Во-ва приг-ла-сил к се-бе в гост-и Ни-ки-ту. Маль-чи-ки вмес-те иг-ра-ли в стро-и-те-лей.
Гри-бы
Ре-бя-та пош-ли в лес за гри-ба-ми. Ро-ма на-шел под бе-рё-зой кра-си-вый под-бе-рё-зо-вик. Ва-ля у-ви-де-ла под сос-ной ма-лень-кий мас-лё-нок. Се-рё-жа раз-гля-дел в тра-ве ог-ром-ный бо-ро-вик. В ро-ще о-ни наб-ра-ли пол-ные кор-зи-ны раз-ных гри-бов. Ре-бя-та ве-сё-лые и до-воль-ны-е вер-ну-лись до-мой.
Доб-ра-я де-воч-ка (К.В. Лукашевич)
Сто-я-ла су-ро-ва-я зи-ма. Всё бы-ло пок-ры-то сне-гом. Тя-же-ло приш-лось от это-го во-ро-буш-кам. Бед-няж-ки ниг-де не мог-ли най-ти кор-ма. Ле-та-ли во-ро-быш-ки вок-руг до-ма и жа-лоб-но чи-ри-ка-ли. По-жа-ле-ла во-ро-быш-ков доб-ра-я де-воч-ка Ма-ша. О-на ста-ла со-би-рать хлеб-ны-е крош-ки, и каж-дый день сы-па-ла их у сво-е-го кры-леч-ка. Во-ро-быш-ки при-ле-те-ли на корм и ско-ро пе-рес-та-ли бо-ять-ся Ма-ши. Так доб-ра-я де-воч-ка про-кор-ми-ла бед-ных пти-чек до са-мой вес-ны.
Ё-жи-к
Же-ня и Зо-я наш-ли в ле-су ё-жи-ка. Он ле-жал ти-хо. Ре-бя-та ре-ши-ли, что ё-жик за-бо-лел. Зо-я по-ло-жи-ла е-го в кор-зи-ну. Де-ти по-бе-жа-ли до-мой. О-ни кор-ми-ли ё-жи-ка мо-ло-ком. За-тем от-нес-ли е-го в жи-вой у-го-лок. Там жи-вёт мно-го жи-вот-ных. Де-ти у-ха-жи-ва-ют за ни-ми под ру-ко-вод-ством у-чи-те-ля Зи-на-и-ды За-ха-ров-ны. О-на по-мо-жет ё-жи-ку выз-до-ро-веть.
,
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
Тексты для чтения. Обучение грамоте
1 лист
Ан – он – ун- ын- ян – ен – ин – ны
На – но – ну – ны – ня – ны – не – ню
Нан – нон – нун – нын – нин – нен нын
Он она оно они
Ня – ня ня – ни Ни-на Ин-на А-ня
Ан-на Я-на А-ни-но Нон-на Ю-но-на
У Ни-ны и А-ни ня-ня.
Я-на у А-ни-но.
У Ни-ны Нон-на.
А у Ин-ны Ю-но-на.
2 лист
тын нат нта тут
тин нят нти нет
нут нет тну тот
нют нот нтя тон
тян нит тня та
тен ныт тне
у-тя-та А-ню-ти-ны те-ни ни-ти
ан-тен-на ан-тен-ны но-ты но-та
тё-тя тё-ти юн-нат юн-на-ты
У Ан-то-на ан-тен-на. У Ти-ны То-ня.
Тут те-ни я-ны, А-ни, На-та-на.
У Ни-ны у-тя-та.
А-ню-та, Та-ня и Ан-тон – юн-на-ты.
У А-ню-ты но-ты.
-Ты Та-ня?
— На, Та-ня, но-ты!
У Та-ни А-ню-ти-ны но-ты.
3 лист
ак ок ук ык як ик ок як ык ек ёк юк
ка ко ку кы кя ке кё кю кя ки ке ко
нка нко нку нкы нкэ нкю кну кны тко ткы
тку ткы ткя тке как так тик так
ки-но о-ку-нёк ка-ток тка-ни то-нут кнут
ко-тё-нок — ко-тя-та
ки-тё-нок ны-тик Ни-ки-та Ка-тя О-ка
танк – тан-ки нит-ка — нит-ки
кот – ко-ти-ки кит – ки-ты
ка-нат – ка-на-ты ут-ка – ут-ки
тон-кие тон-ка-я тон-ко-е
ка-ка-я ка-ко-е ка-ки-е
та-ка-я та-ко-е та-ки-е
Ан-то-ни-на и Ан-тон на О-ке.
А-ню-та и Я-на на кат-ке.
4 лист
ка ко ку кы кя ке кё кю кя ки ке ко
как кек кок кук кык кик кан кен кун нок
нук ник нек кат кет тик тюк ток так тек
ки-но о-ку-нёк ка-ток тка-ни то-нут кнут
ко-тё-нок — ко-тя-та
ки-тё-нок ны-тик Ни-ки-та Ка-тя О-ка
У Ни-ки-ты и Ка-ти о-ку-ни. Тут как тут кот и ко-тя-та.
У Ан-то-на ка-нат. А у Та-ни тон-ки-е нит-ки.
У Ти-ны у-тё-нок.
А вот ут-ка и у- тя-та. Ка-ки-е у-тят-ки!
5 лист
6 лист
7 лист
8 лист
9 лист
10 лист
11 лист
12 лист
13 лист
14 лист
15 лист
16 лист
17 лист
18 лист
19 лист
20 лист
21 лист
22 лист
ам оро лом кар пта сви сты кра мыш соро
воро кор тиг при пре пру пры вело мост озеро
23 лист
24 лист
25 лист
Литературное чтение (азбука)- -тексты для читающих детей 1 класс
ДРУ-ЗЬЯ Ни-ки-та и Ле-ша – дру-зья. Они вмес-те хо-дят в дет-ский сад. У Ле-ши есть са-мо-кат. А у Ни-ки-ты – ру-жье. Не на-стоя-ще-е, а иг-ру-шеч-ное. Эти маль-чи-ки – мо-лод-цы. О-ни всег-да де-ля-тся иг-руш-ка-ми. И ни-ког-да не ссо-рят-ся. Вдво-ем иг-ра-ют и сме-ю-тся. Хо-ро-шо дру-жи-ть! |
КОНЬ Был у Пе-ти и Ми-ши конь. Стал у них спор: чей конь. Ста-ли они ко-ня друг у дру-га рвать. -Дай мне,это мой конь. -Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой. Приш-ла мать, взя-ла ко-ня, и стал конь ни-чей. |
КОШ-КА И ЖУЧ-КА Бы-ла дра-ка меж-ду Жуч-кой и Кош-кой. Кош-ка ста-ла есть, а Жуч-ка приш-ла. Кош-ка Жуч-ку ла-пой за нос. Жуч-ка Кош-ку за хвост. Кош-ка Жуч-ке в гла-за. Жуч-ка кош-ку за ше-ю. Тё-тя шла ми-мо, нес-ла вед-ро с во-дой и ста-ла лить на Кош-ку и Жуч-ку во-дой. |
ГАЛ-КА Хо-те-ла гал-ка пить. На дво-ре сто-ял кув-шин с во-дой, а в кув-ши-не бы-ла во-да толь-ко на дне. Гал-ке нель-зя бы-ло дос-тать. Она ста-ла ки-дать в кув-шин ка-муш-ки и столь-ко на-ки-да-ла, что во-да ста-ла вы-ше и мож-но бы-ло пить |
ВЕСНА При-шла вес-на, по-тек-ла во-да. Де-ти взя-ли до-щеч-ки, сде-ла-ли ло-доч-ку, пус-ти-ли ло-доч-ку по во-де. Ло-доч-ка плы-ла, а де-ти бе-жа-ли за нею, кри-ча-ли и ни-че-го впе-ре-ди се-бя не ви-да-ли и в лу-жу упа-ли. |
ЩЕНОК |
ХИТРАЯ ЛИСА |
НА ЛЫЖАХ |
СИНИЧКА |
МАЛЫШИ |
СОБАКА-САНИТАР |
ИСПУГАЛИСЬ |
КТО СПИТ ЗИМОЙ
Спать зи-мой ло-жат-ся
Ё-жик и Бар-сук.
В де-ре-ве трух-ля-вом
Спит у-са-тый Жук.
Спит мед-ведь в бер-ло-ге,
спит в но-ре Су-рок.
Ну а Зай-ка бе-лый
Спать зи-мой не лёг.
Не за-рыл-ся в листь-я,
Не за-лез в но-ру —
Бе-га-ет по -ле-су
Да гры-зёт ко-ру.
ПРО КО-РО-ВУ
На луг хо-ди-ла —
Всех на-кор-ми-ла:
Баб-ке Ма-ла-ше —
Да-ла прос-то-ква-ши.
Де-ду Его-ру —
Сме-та-ны го-ру.
Внуч-ке Е-лен-ке —
Мо-ло-ка с пен-кой
А лох-ма-то-му Друж-ку
Да-ла ко-ро-ва тво-рож-ку
ПРО ТИГ-РЁН-КА
У Зеб-рён-ка ма-лы-ша
О-чень доб-рая ду-ша.
И у ры-жих кен-гу-рят
То-же о-чень
доб-рый взгляд.
Лев, хоть злой,
но был с тиг-рён-ком
То-же лас-ков,
как с ре-бён-ком.
Бе-ге-мот всег-да ре-вёт,
Уж та-ков он, бе-ге-мот!
А вот встре-ча с кро-ко-ди-лом
Вряд ли кон-чи-лась бы миром.
Учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему: Тексты для чтения из АЗБУКИ 1 класс
Тексты для чтения из АЗБУКИ 1 класс
Константин Дмитриевич Ушинский
«Лиса Патрикеевна»
У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.
Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.
Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.
Роет норы, умница, глубокие; много ходов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленки, мягкой травушкой полы выстланы.
Всем бы лисонька хороша была хозяюшка, да разбойница-лиса — хитрая: любит курочек, любит уточек, свернёт шею гусю жирному, не помилует и кролика.
«Ветер и солнце»
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
— Посмотри, — сказал Ветер, — как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал, — и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
— Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.
Толстой Лев Николаевич
«Булька»
У меня была мордашка… Её звали Булькой. Она была вся чёрная, только кончики передних лап были белые.
У всех мордашек нижняя челюсть длиннее верхней и верхние зубы заходят за нижние; но у Бульки нижняя челюсть так выдавалась вперёд, что палец можно было заложить между нижними и верхними зубами. Лицо у Бульки было широкое; глаза большие, чёрные и блестящие; и зубы и клыки белые всегда торчали наружу. Он был похож на арапа. Булька был смирный и не кусался, но он был очень силён и цепок. Когда он, бывало, уцепится за что-нибудь, то стиснет зубы и повиснет, как тряпка, и его, как клещука, нельзя никак оторвать.
Один раз его пускали на медведя, и он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка. Медведь бил его лапами, прижимал к себе, кидал из стороны в сторону, но не мог оторвать и повалился на голову, чтобы раздавить Бульку; но Булька до тех пор на нём держался, пока его не отлили холодной водой.
Я взял его щенком и сам выкормил. Когда я ехал служить на Кавказ, я не хотел брать его и ушёл от него потихоньку, а его велел запереть. На первой станции я хотел уже садиться на другую перекладную, как вдруг увидал, что по дороге катится что-то чёрное и блестящее. Это был Булька в своём медном ошейнике. Он летел во весь дух к станции. Он бросился ко мне, лизнул мою руку и растянулся в тени под телегой. Язык его высунулся на целую ладонь. Он то втягивал его назад, глотая слюни, то опять высовывал на целую ладонь. Он торопился, не поспевал дышать, бока его так и прыгали. Он поворачивался с боку на бок и постукивал хвостом о землю.
Я узнал потом, что он после меня пробил раму и выскочил из окна и прямо, по моему следу, поскакал по дороге и проскакал так вёрст двадцать в самый жар.
«Два товарища»
Басня.
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется:
– Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?
– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
Корней Иванович Чуковский
«Путаница»
Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»
А за ними и утята:
«Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!»
Свинки замяукали:
Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали:
Ква, ква, ква!
Курочки закрякали:
Кря, кря, кря!
Воробышек прискакал
И коровой замычал:
Му-у-у!
Прибежал медведь
И давай реветь:
Ку-ка-ре-ку!
Только заинька
Был паинька:
Не мяукал
И не хрюкал —
Под капустою лежал,
По-заячьи лопотал
И зверюшек неразумных
Уговаривал:
«Кому велено чирикать —
Не мурлыкайте!
Кому велено мурлыкать —
Не чирикайте!
Не бывать вороне коровою,
Не летать лягушатам под облаком!»
Но весёлые зверята —
Поросята, медвежата —
Пуще прежнего шалят,
Зайца слушать не хотят.
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили.
А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит:
«Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!»
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами.
Прибегали два курчонка,
Поливали из бочонка.
Приплывали два ерша,
Поливали из ковша.
Прибегали лягушата,
Поливали из ушата.
Тушат, тушат — не потушат,
Заливают — не зальют.
Тут бабочка прилетала,
Крылышками помахала,
Стало море потухать —
И потухло.
Вот обрадовались звери!
Засмеялись и запели,
Ушками захлопали,
Ножками затопали.
Гуси начали опять
По-гусиному кричать:
Га-га-га!
Кошки замурлыкали:
Мур-мур-мур!
Птицы зачирикали:
Чик-чирик!
Лошади заржали:
И-и-и!
Мухи зажужжали:
Ж-ж-ж!
Лягушата квакают:
Ква-ква-ква!
А утята крякают:
Кря-кря-кря!
Поросята хрюкают:
Хрю-хрю-хрю!
Мурочку баюкают
Милую мою:
Баюшки-баю!
Баюшки-баю!
Виталий Валентинович Бианки
«Снежная книга»
Набродили, наследили звери на снегу. Не сразу поймёшь, что тут было.
Налево под кустом начинается заячий след. От задних лап следок вытянутый, длинный; от передних — круглый, маленький.
Пошёл заячий след по полю. По одну сторону его — другой след, побольше; в снегу от когтей дырки — лисий след. А по другую сторону заячьего следа ещё след: тоже лисий, только назад ведёт. Заячий дал круг по полю; лисий — тоже. Заячий в сторону — лисий за ним.
Оба следа кончаются посреди поля.
А вот в стороне — опять заячий след. Пропадает, дальше идёт… Идёт, идёт, идёт — и вдруг оборвался — как под землю ушёл! А где пропал, там снег примят, и по сторонам будто кто пальцами мазнул.
Куда лиса делась? Куда заяц пропал? Разберём по складам. Стоит куст. С него кора содрана. Под кустом натоптано, наслежено. Следы заячьи. Тут заяц жировал: с куста кору глодал. Встанет на задние лапы, отдерёт зубами кусок, сжуёт, переступит лапами, рядом ещё кусок сдерёт.
Наелся и спать захотел. Пошёл искать, где спрятаться.
А вот — лисий след, рядом с заячьим. Было так: ушёл заяц спать. Час проходит, другой. Идёт полем лиса. Глядь, заячий след на снегу! Лиса нос к земле. Принюхалась — след свежий!
Побежала по следу. Лиса хитра, и заяц не прост: умел свой след запутать. Скакал, скакал по полю, завернул, выкружил большую петлю, свой же след пересёк — ив сторону.
След пока ещё ровный, неторопливый: спокойно шёл заяц, беды за собой не чуял.
Лиса бежала, бежала — видит: поперёк следа свежий след. Не догадалась, что заяц петлю сделал.
Свернула вбок — по свежему следу; бежит, бежит — и стала: оборвался след! Куда теперь?
А дело простое: это новая заячья хитрость — двойка.
Заяц сделал петлю, пересёк свой след, прошёл немного вперёд, а потом обернулся — и назад по своему следу.
Аккуратно шёл — лапка в лапку.
Лиса постояла, постояла — и назад. Опять к перекрестку подошла. Всю петлю выследила.
Идёт, идёт, видит — обманул её заяц, никуда след не ведёт!
Фыркнула она и ушла в лес по своим делам.
А было вот как: заяц двойку сделал — прошёл назад по своему следу.
До петли не дошёл — и махнул через сугроб — в сторону.
Через куст перескочил и залёг под кучу хвороста.
Тут и лежал, пока лиса его по следу искала.
А когда лиса ушла, — как прыснет из-под хвороста — ив чащу!
Прыжки широкие — лапки к лапкам: гонный след.
Мчит без оглядки. Пень по дороге. Заяц мимо. А на пне… А на пне сидел большой филин.
Увидал зайца, снялся, так за ним и стелет. Настиг и цап в спину всеми когтями!
Ткнулся заяц в снег, а филин насел, крыльями по снегу бьёт, от земли отрывает.
Где заяц упал, там снег примят. Где филин крыльями хлопал, там знаки на снегу от перьев, будто от пальцев.
Улетел заяц в лес. Оттого и следа дальше нет.
Виталий Валентинович Бианки
«Терентий-Тетерев»
Жил в лесу Тетерев, Терентием звали.
Летом ему хорошо было: в траве, в густой листве от злых глаз прятался. А пришла зима, облетели кусты и деревья — и схорониться негде.
Вот звери лесные, злые, и заспорили, кому теперь Терентий-Тетерев на обед достанется. Лисица говорит — ей. Куница говорит — ей.
Лисица говорит:
— Терентий спать на землю сядет, в кусту. Летом его в кусту не видно, а нынче — вот он. Я понизу промышляю, я его и съем.
А Куница говорит:
— Нет, Терентий спать на дереве сядет. Я поверху промышляю, я его и съем.
Терентий-Тетерев услыхал их спор, испугался. Полетел на опушку, сел на макушку и давай думать, как ему злых зверей обмануть.
На дереве сядешь — Куница поймает, на землю слетишь — Лисица сцапает. Где же ночевать-то?
Думал-думал, думал-думал — ничего не придумал и задремал.
Задремал — и видит во сне, будто он не на дереве, не на земле спит, а в воздухе. Кунице с дерева его не достать и Лисице с земли не достать: вот только ноги под себя поджать, — ей и не допрыгнуть.
Терентий во сне ноги-то поджал да бух с ветки!
А снег был глубокий, мягкий, как пух. Неслышно по нему крадётся Лисица. К опушке бежит. А поверху, по веткам, Куница скачет и тоже к опушке. Обе за Терентием-Тетеревом спешат.
Вот Куница первая прискакала к дереву да все деревья оглядела, все ветки облазала, — нет Терентия!
«Эх, — думает, — опоздала! Видно, он на земле, в кусту спал. Лисице, верно, достался».
А Лисица прибежала, всю опушку оглядела, все кусты облазала, — нет Терентия!
«Эх, — думает, — опоздала! Видно, он на дереве спал. Кунице, видно, достался».
Подняла голову Лиса, а Куница — вот она: на суку сидит, зубы скалит.
Лисица рассердилась, как крикнет:
— Ты моего Терентия съела, — вот я тебе!
А Куница ей:
— Сама съела, а на меня говоришь. Вот я тебе!
И схватились они драться. Жарко дерутся: снег под ними тает, клочья летят.
Вдруг — трах-та-та-тах! — из-под снега чем-то чёрным как выпалит!
У Лисицы и Куницы от страха душа в пятки. Кинулись в разные стороны: Куница — на дерево, Лисица — в кусты.
А это Терентий-Тетерев выскочил. Он как с дерева свалился, так в снегу и заснул. Только шум да драка его разбудили, а то, наверное, и сейчас бы спал.
С тех пор все тетерева зимой в снегу спят: тепло им там и уютно и от злых глаз безопасно.
Самуил Яковлевич Маршак
«Разговор с первым классом»
Первый класс!
Первый класс!
Сколько грамотных
У вас?
Тридцать три!
Тридцать три!
Все раскрыли
Буквари!
— Кто из вас,
Кто из вас
Нынче в школе
Первый раз?
— Наши все
Ученики
В первом классе
Новички!
— Кто из вас,
Кто из вас
Опоздал сегодня
В класс?
— Тридцать три
Ученика
В класс явились
До звонка!
— Кто из вас,
Кто из вас
Не пришёл
Сегодня в класс?
— Иванов!
Иванов!
Он сегодня
Нездоров!
— Первый класс,
Первый класс!
Есть ли
Лодыри у вас?
— Есть один,
Есть один!
Это — Вася
Чекалдин.
Про него,
Про него —
Про лентяя
Одного —
Вы услышите
Рассказ, —
Только
В следующий раз!
«Друзья-товарищи»
День стоял веселый
Раннею весной.
Шли мы после школы
Я да ты со мной.
Куртки нараспашку,
Шапки набекрень,
Шли куда попало
В первый теплый день.
Шли куда попало
Просто наугад,
Прямо и направо,
А потом назад.
А потом обратно,
А потом кругом,
А потом вприпрыжку,
А потом бегом.
Весело бродили
Я да ты со мной,
Весело вернулись
К вечеру домой.
Весело расстались
Что нам унывать?
Весело друг с другом
Встретимся опять!
Самуил Яковлевич Маршак
«Вот какой рассеянный»
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейном!
Надевать он стал пальто
Говорят ему: не то.
Стал натягивать гамаши
Говорят ему: не ваши.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Однажды на трамвае
Он ехал на вокзал
И, двери открывая,
Вожатому сказал:
— Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у вокзала
Трамвай остановить?
Вожатый удивился
Трамвай остановился.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу
Покупать бутылку квасу.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Побежал он на перрон,
Влез в отцепленный вагон,
Внес узлы и чемоданы,
Рассовал их под диваны,
Сел в углу перед окном
И заснул спокойным сном…
— Это что за полустанок?
Закричал он спозаранок.
А с платформы говорят:
— Это город Ленинград.
Он опять поспал немножко
И опять взглянул в окошко,
Увидал большой вокзал,
Удивился и сказал:
— Это что за остановка
Бологое иль Поповка?
А с платформы говорят:
— Это город Ленинград.
Он опять поспал немножко
И опять взглянул в окошко,
Увидал большой вокзал,
Потянулся и сказал:
— Что за станция такая
Дибуны или Ямская?
А с платформы говорят:
— Это город Ленинград.
Закричал он: — Что за шутки!
Еду я вторые сутки,
А приехал я назад,
А приехал в Ленинград!
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Сторож . Осеева В. В детскомЛШсадуДШбылоПЕмного игрушек. ПоРНрельсамПНбегали КПзаводныеДпаровозы, вОГкомнатеАЕгуделиАЕсамолёты, вколясках лежалиТРнарядныеАЕкуклы. РебятаИПиграли всеИПвместе, иТвсем МПбылоАЕвесело. ТолькоЬОодинАЕмальчикТРнеИПиграл. Онсобрал ОГоколоЛБсебяНОцелуюПкучуОигрушек иОРохранялЩШихГРот ребят. – Моё! Моё! – кричалЕАон, закрываяМПигрушкиПТруками. ДетиРЬне ГОпорили – игрушекхваталоПнавсех. – КакОЬмыШОхорошоиграем! КакАнамвесело! –похвалилисьАИ ребятаЕПвоспитательнице. – АОмнеРОЬскучно! – закричалОЬизРЬсвоего углаДДмальчик. – Почему? – удивиласьАРвоспитательница. – У тебяОБтакАИмного игрушек! НоОГмальчикДШнеАТмогОЬобъяснить, почему емуЛБскучно. – ДаРИ потому, чтоТТонЛБнеЛБигральщик, а сторож, – объяснилиББзаСТнегоОБдети. | Просто старушка Осеева В. ПоРОулицеШАшлиЛОмальчикАПиЛОдевочка. А впередиКЕнихУВ шлаАРстарушка. БылоКЕоченьЬЛскользко. СтарушкаКЕ поскользнуласьЦАиЛОупала. – ПодержиЕНмоиКАкнижки! – крикнулмальчик, передаваядевочке УКсвойВАпортфель, и бросилсяОГнаСПпомощьОГстарушке. КогдаШОонНОвернулся, девочка спросилаЕНего: – ЭтоОГтвояАНбабушка? – Нет, – отвечалКЕмальчик. – Мама? – удивиласьШОподружка. – Нет! – Ну, тётя? ИлиУКзнакомая? – ДаКАнетКЕже,РНнет! – отвечалЛШмальчик. – ЭтоЫУпростоКЕстарушка. | Глоток молока . Пришвин М. ЛадаВАзаболела. ЧашкаОНсАПмолокомАКстоялаЛОвозле ЦАееБОноса, онаОЛотвертывалась. ПозвалиВАменя. – Лада, – сказалЫВя, – надоВУпоесть. ОнаЛНподнялаВУголовуУАиЦВзабилаЦУпрутом. ЯДОпогладил УВее. От ласкиЦАжизньЙАзаигралаЫВвФАееЛОглазах. – Кушай, Лада, – повторилЫУяЛЕиУАподвинулДОблюдцеКА поближе. ОнаВАпротянулаКУносУАкЦЕмолокуЫКиЛОзалакала. Значит, черезАПмоюЫВласкуКАейУКсилыЦАприбавилось. МожетОГбыть, именноАПэтиКЕнесколькоЫУглотковЛОмолокаАКспаслиВАее ТОжизнь. | Ворона и рак. Ушинский К. Д ЛетелаПРворонаКЕнадРЕозером; смотрит — рак ползет: цапЕНего! СелаКЕнаУКвербуПЕиПАдумает закусить. ВидитАПрак, чтоОЛприходитсяПЕпропадать, и говорит: — Ай, ворона, ворона! ЗналЛОяАПтвоегоКЕотцаУКи мать, чтоЕНзаЦУславныеЦУбылиПАптицы! — Угу! — говоритЫУворона, неПАраскрываяДОрта. — ИВУсестерЦУиБОбратьевСАтвоихВАзнал — отличныеФЫбылиРАптицы! — Угу! — опятьЕНговоритЛОворона. — ДаДОхотьАКхорошиеДОбылиНЕптицы, аКЕвсеВАже далекоУВдоФЫтебя. — Ara! — крикнулаТОворонаСАвоБОвесьВАротДОи уронила РакаЦАвБЕводу. |
Картотека по логопедии (1 класс) на тему: Таблицы слогов и слов для развития техники чтения у учащихся, страдающих дислексией.
Введение.
Интенсификация современного образования предполагает увеличение объема знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся. Письмо и чтение, являясь основными способами получения учебной информации, играют ведущую роль в процессе усвоения знаний.
Нарушения письма и чтения у детей – дисграфия и дислексия – составляют серьезное препятствие для этого процесса. По данным различных авторов, количество учащихся начальных классов, испытывающих трудности в обучении в результате неспособности овладеть навыками письма и чтения, достигает 20%.
ДИСЛЕКСИЯ встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в старшем возрасте.
Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают целые слоги у слов… Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких по звучанию звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им даются с трудом.
Дислексия – это общее название проблемы нарушения чтения. В связи с тем, что причины этих нарушений различны, сами нарушения тоже отличаются друг от друга. Следовательно, и пути исправления трудностей будут различны.
Ниже приведены виды дислексий, как их видят создатели «Логопедического словаря»:
Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дислексия аграмматическая -–дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи.
Дислексия вербальная – оптическая дислексия, которая проявляется в нарушениях при чтении слов.
Дислексия литеральная – оптическая дислексия, проявляющаяся в нарушениях при изолированном узнавании и различении буквы.
Дислексия мнестическая – дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.
Дислексия оптическая – дислексия, которая проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графически букв, а также их взаимных заменах. К оптической дислексии относят и зеркальное чтение.
Дислексия семантическая – дислексия, проявляющаяся в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.
Дислексия тактильная – дислексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.
Дислексия фонематическая – дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звукобуквенного анализа (у детей в ряде случаев могут быть недоразвиты функции фонематического восприятия, анализа и синтеза).
Из этого списка видно, насколько широка и разнообразна проблема дислексии и помощи при этом заболевании.
Хотя все факторы, влияющие на развитие болезни, ученым пока неизвестны, многие специалисты полагают, что дислексия имеет генетический характер. Проще говоря, в «архитектуре» мозга присутствует отличие, вызывающее трудность «раскодирования» смысла печатного слова.
Последнее исследование британских медиков показало, что многие богачи страдают дислексией. Это означает, что им крайне сложно собирать из отдельных букв слова, читать и писать.
Число дислексиков среди успешных в финансовом плане людей достигает 40%, в то время как в среднем этим синдромом страдает лишь каждый десятый человек, сообщает Dailyrecord. Методов лечения этого заболевания, к сожалению, пока не существует.
Дислексией страдало множество гениальных людей. В частности, ею болели Уинстон Черчилль, Ханс Кристиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Томас Эдисон, Альберт Эйнштейн. В прошлом году шведская наследная принцесса Виктория призналась в том, что не умеет читать.
Во всем мире сейчас создаются организации, объединяющие людей, не равнодушных к данной проблеме. Создана такая организация и у нас, в России (в 2004 году).
Российская ассоциация дислексии – некоммерческая общественная организация, объединяющая в своих рядах ведущих отечественных ученых, занимающихся проблемами нарушений письма и чтения у детей, таких, как О.Б. Иншакова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Г.В. Чиркина, и других, практикующих логопедов, учителей начальных классов, психологов, а также заинтересованных в деятельности ассоциации родителей, дети которых имеют трудности в обучении грамоте.
Почетным президентом Российской ассоциации дислексии избран академик РАН, доктор психологических наук профессор В.И. Лубовский. В попечительский совет Российской ассоциации дислексии входят ведущие общественные, политические деятели, представители культуры и искусства. Идея создания ассоциации поддержана Министерством образования Российской Федерации.
Российская ассоциация дислексии создана для координации деятельности педагогических и других образовательных учреждений, осуществляющих коррекционную помощь детям с дисграфией и дислексией, в интересах повышения уровня логопедической помощи и создания единого образовательного пространства.
Среди задач ассоциации – объединение усилий специалистов для обобщения и систематизации, накопленных в нашей стране и за рубежом экспериментальных данных по проблемам нарушения письма и чтения и создания на их основе единых качественно-количественных критериев диагностики дисграфии и дислексии, разработки и апробации коррекционных программ для преодоления нарушений письма и чтения у детей.
Изучив много различных материалов, мне стало понятней, как можно оказывать помощь детям. Поэтому мне захотелось обобщить накопленный опыт и знания и поделиться им с коллегами.
В данной работе я коснулась лишь одной стороны этой проблемы. Речь идет о детях, у которых нет нарушения звукопроизношения и фонематического слуха (хотя возможны случаи, когда эти нарушения ликвидированы в результате ранней логопедической помощи). У данных детей, как правило, нет нарушения пространственной ориентировки и зеркального отражения мира. С первого взгляда, это обычные здоровые дети. Вот только чтение им «не дается». Несмотря на постоянные тренировки и помощь со стороны взрослых, ребенок читает крайне медленно.
В моей практике встречалось несколько детей, которые под диктовку писали быстрее, чем читали текст.
Часто (но не всегда) речь этих детей замедленна. Они производят впечатление «неторопливых увальней», спокойно беседующих с вами, не спешащих никуда. Такие дети никогда не смогут читать быстро, в силу того, что скорость чтения не может быть выше темпа речи.
Подчас желание взрослых ускорить темп чтения у таких детей приводит к неврозам, стойкому нежеланию читать, суетливости и комплексам неполноценности.
Искусственно стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы), слоги. Техника чтения – это результат упорной работы.
Психоневролог может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты.
Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.
Описание методики.
На необходимость учитывать ритмическую и слоговую структуру слова при подборе текстов, предлагаемых детям на начальном этапе освоения чтения, указывал еще Л.Н.Толстой. Тексты из составленного им букваря являются наглядным тому примером. Не зря их так любят использовать при проверке техники чтения учителя начальных классов.
«По мнению Швачкина (1948) и Л.И.Румянцевой (1952), подбор текстов букваря должен производиться с постепенным усложнением ритмической и слоговой структуры слов.
Начинать следует с простых двусложных слов с хореической (ЛЕТО, ЛУЖА) и ямбической (ЛИСА, ВОДА) ритмической структурой, затем вводятся трехсложные слова с размером амфибрахий (КОРОВА, ПИЛИЛИ, БЕЖАЛА), затем – дактиль (ДЕРЕВО, ВЕСЕЛО) и анапест (БЕРЕГА, ПИРОГИ). В такой же последовательности вводятся слова со стечением согласных.
По данным Л.И. Румянцевой (1952), слова со структурой ГССГ (АРКА, ОКНО, ЕЛКА) вызывают при чтении бо′льшие затруднения, чем вышеприведенные СГСГ. Существенное значение имеет расположение стечения согласных по отношению к ударному слогу. Наиболее легкой конструкцией являются слова, в которых стечение согласных находится в предударной позиции. К сожалению, в учебных пособиях для чтения, предлагаемых даже в 1-м классе («Родничок» и т.п.), вышеуказанные характеристики практически не учитываются. Поэтому для работы с детьми, страдающими дислексией, необходимо специально подбирать и адаптировать тексты для чтения, согласуя их не с хронологическим возрастом и классом, в котором учится ребенок, а с «возрастом чтения»». (А.Н.Корнев «Нарушения чтения и письма у детей»).
Эффективным методом достижения этого является предлагаемая ниже методика, разработанная А.Н.Корневым в 1994-1996годах и опробованная им на большом количестве детей, страдающих дислексией.
На начальном этапе обучения, дети, не владеющие слогослиянием, пытаются угадывать нужный слог, опираясь на смысловой и звуковой контекст. Это порождает большое количество ошибок и тормозит развитие навыков чтения.
Чтобы избежать этого, Корнев А.Н. считает целесообразным на начальных этапах коррекции использовать преимущественно слоговой материал. В этом случае угадывание становится невозможным. При выполнении задания ребенок вынужден опираться только на навык слогослияния.
Опыт работы Корнева А.Н. и других специалистов в этой области показывает, что традиционными методами обучить их слиянию довольно трудно, а иногда и невозможно. В качестве альтернативы Корнев А.Н. предлагает полуглобальный метод. Его основное отличие от аналитико-синтетического метода заключается в том, что ребенку создаются условия для запоминания слогов целиком, как целостной единицы чтения, минуя процедуру слияния.
Для этого используются слоговые таблицы.
ма | ок | им | ба | со | ап | ел | ме | аш | ри | ам | ку | ле | ||
ум | ми | го | ле | ил | са | пу | ом | су | ве | и | ок | пи | ||
ко | ам | му | бу | ли | бе | зо | ту | ор | им | ля | ус | до | ||
ос | би | па | ас | ши | ук | ру | ве | ил | чу | |||||
ха | ди | ик | ли | ир | со | |||||||||
се | по | ша | ро | ми | ут |
Взрослый в случайном порядке называет слоги таблицы и предлагает ребенку максимально быстро указать соответствующий слог в таблице и прочитать его. При этом слитное прочтение найденного слога облегчается предшествующим называнием его взрослым. Требование быстро найти слог понуждает ребенка к глобальному его опознанию, что намного ускоряет поиск по сравнению с побуквенным прочтением каждого слога.
Корнев А. Н. советует, на начальном этапе у детей с тяжелыми нарушениями чтения для облегчения поиска использовать 9-клеточные таблицы, позднее – 16 и 36-клеточные.
В каждой таблице должны присутствовать как прямые, так и обратные слоги того же буквенного состава (например, МО и ОМ), с мягкими и твердыми согласными (МИ и МЫ, ЛА и ЛЯ).
(Обратные слоги со звонкими согласными следует исключить, т.к. при произнесении они оглушаются.)
В течение одного занятия ребенок работает с парой таблиц. Фиксируется время, затраченное на работу с одной таблицей.
Для удобства работы заранее составляются списки или таблицы тех же слогов, но расположенных в той последовательности, по которой взрослый диктует ребенку слоги.
Контроль выработки автоматизации осуществляется по показателю динамики времени, затраченного на одну таблицу. В процессе ежедневной работы с парой таблиц время поиска постепенно сокращается, а затем стабилизируется. После этого следует переходить к новой паре таблиц аналогичной сложности, но другого слогового состава.
Таблицы одного и того же уровня сложности даются на занятиях до тех пор, пока время поиска при работе с новой подобной таблицей (36-клеточной) не будет стабильно равно 3 минутам. Это будет означать, что данный тип слогов автоматизирован и можно перейти к тренировке комплексных слогов. Например – к таблицам с трехбуквенными слогами типа СГС:
шол | вит | чоп | гам | рич | фум | лом | кет | рас | пим | рук | мол | |
сил | кар | дыр | пут | сир | лаш | коч | бан | дел | выр | пит | тек | |
жем | пач | сет | ван | лом | так | сар | мап | кур | лич | шат | дим | |
пит | ким | фет | рум | сис | муф | чил | тип | сап | вул | гом | мек | |
мал | поч | дис | бел | лап | чих | гор | цык | таш | лис | шук | лиц | |
тес | кат | мих | роч | фаш | рет | хом | кем | лич | тас | фех | щат |
У разных детей на освоение одного типа слогов уходит разное количество времени: от 1 месяца до 1 года.
Подобные упражнения дают хороший эффект при регулярном применении (6-7 раз в неделю). Ежедневно работая с подобным материалом, ребенок непроизвольно запоминает слоги, входящие в таблицы. Как только ребенок начинает справляться с очередной таблицей достаточно быстро и без ошибок, следует переходить к следующей с новым составом слогов. Постепенно ребенок не только усваивает технику слогослияния, но и накапливает зрительный «словарь» слогов.
Далее последовательно отрабатываются открытые слоги со стечением согласных и слова со стечением согласных.
Таблица используется так же, но ее приходится чаще менять, т.к. ребенок быстро выучивает слова наизусть и тренировочный эффект пропадает.
2. Слоговые таблицы можно использовать и по-другому. Ребенку предлагаются таблицы и соответствующие им слова, состоящие из слогов, входящих в таблицу. В процессе работы педагог по очереди называет слова, а ребенок ищет слоги в таблице, в правильной последовательности (соответствующей порядку их следования в слове).
3. Следующий прием создает условия для целостного опознавания слов, стимуляции понимания прочитанного и развития кратковременной словесной памяти.
Материал для занятий включает текст и таблицу, составленную из слов, входящих в этот текст, но расположенных в случайной последовательности. Взрослый читает текст вслух по одному предложению, а ребенок отыскивает в таблице слова, входящие в данное предложение в соответствующей последовательности.
Тексты целесообразно подбирать, адекватные по слоговой структуре слов относительно оперативных единиц чтения, сформированных у ребенка.
Прекрасные рекомендации! Но как справиться с ними рядовому логопеду? Ведь на подбор речевого материала уйдет уйма времени.
Для решения этого вопроса, я обратилась к пособию Г.Г. Мисаренко Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. «Данное пособие предназначено для развития и автоматизации у младших школьников умения бегло и правильно читать слова разной слоговой структуры как изолированно, так и в составе словосочетаний и предложений… Систематизация слов основана на исследованиях классической и современной педагогической психологии» (Мисаренко Г.Г.).
Как раз то, чего не хватало в пособии Корнева А.Н. Однако, в пособии Мисаренко, слова расположены не в таблицах, а в столбиках. Это тоже неплохой тренировочный материал, с которым я работала достаточно долго.
Соединив эти два пособия, я получила рабочий материал, удобный для использования. При составлении таблиц я пользовалась рекомендациями обоих авторов и преследовала следующие цели:
- развитие техники чтения;
- закрепление зрительного образа слогов;
- закрепление деления слов на слоги;
- закрепление слоговой структуры слов;
- профилактика пропуска согласных при чтении и на письме;
- расширение и активизация словарного запаса;
- расширение поля зрения;
- развитие концентрации и распределения внимания.
Хочется немного пояснить. Про развитие техники чтения понятно. В результате регулярных занятий она должна повыситься.
Про закрепление зрительного образа слогов много сказано выше. Это основано на полуглобальном методе чтения.
Закрепление деления слов на слоги. Одной из проблем обучения письму является неумение детей делить слова на слоги. При хорошем знании всех теоретических правил, на практике ребенок не может с этим справиться, постоянно спрашивая: «Как можно перенести слово?». Работая с таблицами, где дано готовое решение деления слов на слоги, ребенок в дальнейшем при делении слова начинает видеть слог, как единицу слова.
Закрепление слоговой структуры слов. Это не описка и не повторение предыдущих пунктов. В практике логопедов часто встречаются дети с «нарушенной слоговой структурой слова». Этим детям трудно произносить 2-3 сложные слова. В них они пропускают слоги или переставляют их. Например, «бабаран» всесто «барабан», «чучительница» вместо «учительница», «телизор» вместо «телевизор». Для этих детей трудно понять звуковой образ слова, если его произносят быстро. Логопеды учат таких детей произносить слово по слогам. При работе со слоговыми таблицами с таким ребенком можно четко отработать образ каждого слова, разделенного на слоги. В результате ребенок начинает не только правильно выговаривать трудные слова, но и правильно их писать.
Профилактика пропуска согласных при чтении и на письме. Дети, с трудом овладевающие чтением, как правило, испытывают трудности и при письме. Особенно часто у них встречаются пропуски букв. При обычном произнесении слов, ребенок иногда «теряет» звук при стечении согласных, в результате чего пропускает его на письме. Например, «парта», «быстро». Запомнив зрительно эти слоги, ребенок уже не будет затрудняться в написании слов.
Расширение и активизация словарного запаса. В таблицах встречаются слова, не свойственные детской речи (баритон, фараон и т.д.). «Это объясняется тем, что данное пособие нацелено на развитие умения прочитывать любое слово не зависимо от того, знакомо оно ребенку или не знакомо, понятно или нет» (Г.Г. Мисаренко ). Любознательный ребенок встречая такие слова сам задает вопросы («Что это значит? Я не знаю такого слова.). Взрослый объясняет значение слов. Если ребенок пассивно относится к данной работе и не проявляет активного интереса, педагог сам может задавать вопросы: «Ты знаешь, что это такое? Объясни, что это значит». После этого можно также объяснять значение слов, вводя их тем самым в пассивный словарь ребенка. А если еще попросить ребенка составить словосочетание, предложение с этим словом, придумать про него рассказ или сказку, то есть шанс ввести данное слово в активный словарь ребенка.
Расширение поля зрения. У детей с дислексией встречаются и другие проблемы. Ребенок может читать медленно из-за узкого поля зрения. «Поле зрения – участок пространства, зрительно воспринимаемый человеком при отсутствии движений глазами и головой» («Словарь логопеда»).
Если у ребенка узкое поле зрения, то он не может видеть слово, как единицу чтения. Он видит, а, следовательно, и читает по буквам или по слогам. В более старшем возрасте этот недостаток зрения или компенсируется в результате тренировок или ребенок приспосабливается к нему. Тогда при чтении можно наблюдать, как ребенок водит головой из стороны в сторону. Это создает неудобство самому ребенку, вызывает быстрое утомление, головную боль, и, конечно, снижает скорость чтения.
В результате работы с таблицами ребенок вынужден переводить взгляд из стороны в сторону, отыскивая слоги, что тренирует глазные мышцы и расширяет тем самым поле зрения. Хочу обратить особое внимание педагогов, что в связи с данной проблемой нельзя разрешать детям искать слоги в таблице с помощью пальца. Нужно искать слоги только глазами, показывать слог указкой и тут же убирать указку, разыскивая следующий слог.
Развитие концентрации и распределения внимания. Еще одна из причин, мешающих быстрому чтению. Ребенок не умеет читать не отвлекаясь на посторонние раздражители. Ему трудно удерживать в памяти сразу множество необходимых задач – соотнести образ звука и буквы, слить буквы в слог, прочитав его с учетом твердости и мягкости, глухости и звонкости, поставив ударение в нужном месте, при этом выделив его голосом, понять смысл прочитанного …
Для этого нужно уметь сосредоточивать внимание на объекте, распределять его и переключать в нужный момент. Вот что говорит о внимании Логопедический словарь:
Внимания объем – количество элементов, одновременно отчетливо воспринятых за один акт восприятия; при восприятии множества простых объектов (букв, фигурок и т.п.) в течение 0,1 секунды объем восприятия у взрослого человека равен в среднем 5-9 элементам.
Внимания переключаемость – перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой. Переключаемость внимания может быть непроизвольной или произвольной.
Внимания распределение – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.
Внимания сосредоточенность – концентрированность внимания на одних объектах при одновременном его отвлечении от других.
Внимания устойчивость – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.
В результате работы со слоговыми таблицами тренируются и улучшаются все функции внимания.
Распределив группы слов, подобранных Мисаренко Г.Г. по таблицам, я получила множество таблиц со словами и текстами. Но это не предел. В процессе работы с данными таблицами стали появляться новые идеи их использования, подсказанные практикой работы с детьми и коллегами по работе. Попробую перечислить некоторые из них.
- Основной вид тренировок. Мы начали тренировки с детьми с простых заданий. Ребенок читает слово в правой таблице и находит его по слогам в левой таблице. Чтение слов происходит по столбикам или по строчкам, а можно чередовать эти виды заданий.
- Использовать слоговые таблицы для закрепления грамматических правил написания слов. У детей часто встречаются специфические (дисграфические) ошибки на письме. Ребенок стойко пропускает все «Ь», путает «А-Я», «Т-Д» и т.д. В таком случае одной из разновидностей работы над устранением данной проблемы можно использовать работу со слоговыми таблицами. Тогда слова подбираются таким образом, чтобы ребенок постоянно стоял перед проблемой выбора нужного слога. Опираясь не только на слуховой, но и на зрительный образ слога ребенок быстрее запоминает нужное правило.
бо | бы | бя | моль | ноль | рить | |
по | пы | пя | боль | нить | рять | |
бу | бе | би | соль | пить | нуть | |
пу | пе | пи | толь | дить | тать |
- Использовать слоговые таблицы для речевой разминки детей на уроке. Увеличенная до нужно размера таблица слогов вешается на доску. Учитель называет слово, ученики по очереди выходят к доске и показывают слоги в нужной последовательности. Таким образом, можно проводить соревнования между учащимися или группами учащихся. Можно просто читать слоги, не собирая из них слова. Это будет речевая разминка.
- Как вариант игры (морской бой). По краям таблицы проставляются цифры. Каждому ребенку дается шифр, разгадав который ребенок отгадает слова. (Продолжив эту игру можно дать задание с найденными словами составить словосочетания или предложения). Можно, наоборот, построить работу таким образом, чтобы ребенок сам зашифровал слова. Подобные игры делают тренировочные задания менее скучными, вызывают интерес у детей.
а | б | в | г | д | е | |||
1 | ло | дя | ной | те | зо | со | водяной | 3б-1б-1в |
2 | це | жи | вой | па | це | пу | годовой | 5д-3д-2в |
3 | ря | во | бой | но | до | голубой | 5д-6г-3в | |
4 | ты | ле | лой | ли | де | деловой | 4д-1а-2в | |
5 | не | ме | той | хо | го | золотой | 1д-1а-5в | |
6 | по | ти | ро | лу | ми | лицевой | 4г-2а-2в |
- Можно провести игру – самостоятельно составить из данных слогов как можно больше слов. Тоже интересная игра. Но проводить ее лучше на этапе закрепления чтения данного типа слогов.
Как видите, вариантов работы со слоговыми таблицами множество. Справедливости ради, хочу отметить, что подобные задания встречаются во многих пособиях. В работе с детьми я использовала следующие из них:
- Джежелей О.В. Помогайка. Книга для взрослых и детей/Худож. В.Сергеев. М.:АО «СТОЛЕТИЕ»,1994.-192 с.
- Зайцев Н.А. Письмо.Чтение.Счет/Худож. В.Григорьев.-СПб: Лань,1997.-224 с.
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие для обучения детей чтению.-К.:ГИППВ, 1998.-272 с.
В этих пособиях также даны слоговые таблицы или группы слогов, подобранных по степени сложности или степени изучения букв. Наиболее интересные задания в пособии Джежелей О.В.
Заканчивая, хочу пожелать своим коллегам-логопедам, а также учителям, родителям и детям удачи в освоении тяжелой, но увлекательной науки под названием «ЧТЕНИЕ». Пусть в дальнейшем, у вас не возникает трудностей.
В заключение, хочу сказать – работая над техникой, скоростью чтения, не забывайте о главном. Не забывайте научить ребенка ЛЮБИТЬ ЧИТАТЬ. Ведь при желании все трудности преодолимы, а желание появляется только тогда, когда появляется любовь. Читайте ребенку вслух! Пусть он слышит Ваш голос, наслаждается звучащей речью! Вот тогда ему и самому захочется читать!
Таблица 1.
ты | шо | вы | ло | лю | камера | колесо | барыня | |
ли | ги | ра | сы | ня | сирота | канаты | вера | |
жи | ме | ви | ле | яб | раковина | гора | вино | |
ки | ка | го | на | ца | берега | пара | дыра | |
га | ко | ве | ды | пи | пироги | волосы | ворота | |
со | по | му | но | мо | хорошо | лимоны | высота | |
бе | си | ро | во | кора | мужики | яблоня | ||
та | па | ны | са | пора | лисица | |||
ры | хо | ба | ре | сапоги | яблоки |
Таблица 2.
ди | ма | жа | лу | лы | дело | липа | ноты | |
ло | то | ка | со | па | дача |