5 способов увеличить скорость чтения у школьников за 15 минут в день
Олеся Ахмеджанова
Умение читать — одно из главных требований к первокласснику сегодня. В начальной школе детей поджидает срез по технике чтения: с её помощью учитель проверяет, как быстро школьник вникает в текст и может ли воспринимать его без ошибок. Вместе с преподавателем Полиной Булатовой выбрали способы, которые помогут улучшить скорость чтения в начальной школе всего за 10-15 минут в день.
Источник
Скороговорки
Польза скороговорок очевидна: ребёнок буквально учится «скоро говорить». А увеличивая скорость речи, начинает быстрее читать и даже думать.
Самое классное, что скороговорки можно запоминать где угодно: по дороге в школу, на музыку, танцы и карате или утром, во время завтрака.
Примеры скороговорок
Вот несколько скороговорок, которые можно выучить с детьми.
- У Сени и Сани в сенях сом с усами. У осы не усы, не усища, а усики.
- Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
- Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
- Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
- Карл у Клары украл коралл, Клара у Карла украла кларнет. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
- Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
- Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Ещё больше примеров можно найти на специальных сайтах или в приложении «Скороговорун», где есть скороговорки, стихи, упражнения, слоговые таблицы и даже дыхательная гимнастика.
Дыхание
Иногда причина медленного чтения — неправильное дыхание. Например, ребенок произносит фразу на вдохе.
Источник
Попробуйте делать вот такие дыхательные упражнения.
- Пусть ребенок сделает глубокий вдох и на выдохе произносит как можно больше слов.
- Если первое упражнение дается легко, подключайте списки слов. Методика та же: ребёнок делает вдох, а на выдохе читает текст или список слов.
Таблицы Шульте
Скорость чтения во многом зависит от того, как быстро двигается взгляд от строчки к строчке. У некоторых детей не получается читать текст последовательно: они «перепрыгивают» через строчку, пропускают слова, постоянно возвращаются в начало предложения. Исправить эту проблему помогут таблицы Шульте.
Обычно это квадратная таблица 5×5, в ячейках которой размещены числа от 1 до 25. Иногда столбцов и строк бывает больше. Суть проста: нужно быстро и последовательно находить числа в таблице.
Так ребёнок расширяет угол зрения, тренирует внимание и учится быстрее воспринимать информацию.
«В интернете есть много сайтов с таблицами Шульте, — рассказывает педагог по скорочтению Полина Булатова. — Но удобнее скачать приложение на мобильный телефон (AppStore, GooglePlay) и тренировать навык, как появится время: в очереди к врачу, в паспортном столе или магазине».
Целые слова
Как быть, если школьник все ещё читает по слогам? Нужно помочь ему перейти к чтению целых слов. Выход простой, но очень эффективный: расставьте в словах ударения.
Если он будет обращать внимание на ударение, читать по слогам не получится.
Попробуйте сами: с ударением вы не сможете произнести «ко-то-фей», а скажете «котофе՛й».
Приклейте дома стикеры или карточки со словами, где стоят ударения. На стол, холодильник, зеркало, чайник, книжку с любимым героем. Там, где ребенок точно увидит надпись. Начинайте с простых слов из двух слогов, а затем переходите к сложным — из четырех-пяти.
Лесенки из слов
Ещё один простой способ улучшить скорость чтения — лесенки слов. Лесенка — это когда постепенно увеличивается длина фразы. Например:
- коты
- коты смотрят
- коты смотрят в окно
- коты смотрят в окно на облака
Лесенки также помогают тренировать дыхание. Самая ощутимая сложность — придумывать лесенки нужно самим. Зато можно включить фантазию и сочинить веселые и даже сказочные тексты, которые понравятся именно вашему школьнику.
Источник
Ключ к космической скорости чтения — в регулярной практике.
Занимайтесь с ребёнком каждый день и скоро вы увидите первые результаты. Только не забывайте, что чтение должно приносит радость. Превратите занятия в игру и не забывайте хвалить вашего школьника. Советы для детей постарше есть в книгах «Скорочтение» и «Скорочтение на практике».
Обложка поста отсюда
Картотека по русскому языку (3 класс): Стихи для запоминания ударений в словах
Стихи для запоминания ударений в словах
Для запоминания ударений в словах приходят на помощь стихи. Часто их рассказывают в детском саду и в начальных классах. Они могут быть полезны не только детям.
Весёлые фразы и стишки были придуманы И. Агеевой, С. Белорусцем, П. Синявским и другими поэтами.
алфави́т
Заучив весь алфавит,
Он имел усталый вид.
апостро́ф
1. Зря он писал так много строф,
Не там поставил апостроф.
2. Ох, сколько ж это катастроф —
Не там поставлен апостроф.
афе́ра
Кто ни в чём не знает меры,
Тот способен на аферы.
балова́ла
Мама сына баловала,
Вместо супа торт давала.
бало́ванный
1. Он очень образованный,
И вовсе небалованный.
2. Он был немного скованный,
И капельку балованный.
ба́нты
1. Девочки надели банты
И играют дружно в фанты.
2. Если есть в тебе таланты,
Завяжи на праздник ба́нты.
Без талантов если ты,
Повяжи себе банты́.
(И. Агеева)
бла́гами
1. А жизнь бежит зигзагами
И одаряет благами.
2. Вы не машите флагами,
Нас одарите благами.
блоки́ровать
1. Реклама начала шокировать,
Пора её блокировать.
2. Как ни старались мы варьировать,
Пришло время блокировать.
бряца́ние
На мониторе — мерцание,
От гитары — бряцание.
букси́ровать
— Вагон дезинфицировать?
— Давай его буксировать!
взята́
1. У неё была мечта,
Из книжки сказочной взята.
2. Самолётом высота
Хорошо была взята.
включи́м
1. Время телевизору мы отдадим
На диван приляжем и его включим.
2. Нам телефон необходим,
Быстрее мы его включим.
восприня́ть
1. Тогда я смог понять —
Мне этого не воспринять.
2. Так больно было всё принять
И эту правду воспринять.
газопрово́д
1. Возле нас шумит завод,
А под ним газопровод.
2. Ох, добавил мне хлопот,
Во саду газопровод.
герба́
Двойка — была его судьба,
Ведь он не знал страны герба.
гербы́
1. Щедрою волей моей судьбы
Достались мне фамильные гербы.
2. Есть у каждой страны
Символические гербы.
граффи́ти
Нет, вы только посмотрите!
На стене опять граффити.
грунтовы́е
Утекают чаевые,
Словно воды грунтовые.
диспансе́р
Все, кто болеют корью, например,
Помещены в больничный диспансер.
догово́р
Чтобы вдруг не вышел спор,
Заключите договор.
докуме́нт
Он — начальник
И в момент
Нам подпишет документ.
доне́льзя
Что ж некуда мне деться —
Упрям он был донельзя.
доска́
1. Этот сон просто тоска —
Снилась школьная доска.
2. Хочется тёплого песка,
А под ногами лишь доска.
досу́г
1. У меня хороший друг,
Проводим вместе мы досуг.
2. Позову своих подруг,
Вместе проведём досуг.
3. Здесь на даче все вокруг
Украшает мой досуг.
дремо́та
Как работать неохота!
Одолела нас дремота.
жалюзи́
1. Поскорее привези
Для окошек жалюзи!
2. Ты нам шторы не вози,
Мы повесим жалюзи.
зави́дно
Есть при всех конфеты — стыдно!
Поделись, ведь нам завидно!
занята́
1. Что мне вся эта суета?
Ведь я делами занята.
2. Не жди меня, моя мечта,
Ведь я сегодня занята.
заперта́
1. Есть у неё заветная мечта,
Но дверь к мечте той заперта.
2. В доме нашем царит пустота —
Дверь в наш дом давно заперта.
звоня́т
Он звонит, они звонят.
Очень встретиться хотят.
зубча́тый
1. Не полетит наш самолёт крылатый,
Ведь потерялся механизм зубчатый.
2. Шёл по лесу медведь мохнатый
И винтик он нашёл зубчатый.
ико́та
Икота, икота,
Уходи на Федота.
С Федота на Якова,
С Якова на всякого.
и́ксы
1. Играли весело ремиксы,
А мы все вычисляли иксы.
2. По улице гуляли фиксы,
Мы в школе вычисляли иксы.
инжене́р
Вот, у Коли, например,
Мама — милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы — инженеры.
инструме́нт
Предъявите документ —
Мы дадим вам… (инструмент).
и́скра
Отлетела от костра
И погасла быстро —
Коль неверно, то искра́,
Если верно — и́скра!
(С. Белорусец)
катало́г
1. Ударение в слове каталог
Падает всегда на третий слог!
2. Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный каталог.
3. Подарок выбрать мне помог
Один хороший каталог.
кварта́л
1. Мы прошли немало —
Целых два квартала.
2. В бухгалтерии аврал —
Завершается квартал.
3. День отчётности настал,
Время закрывать квартал.
кладова́я
— Что стоишь, завхоз, зевая?
— Опустела кладовая.
кла́ла
1. Ох, горький чай, не ожидала,
Ведь ложку сахару я клала.
2. Бережно я книги протирала,
Потом в коробочку их клала.
ко́гтя
В бочке есть и ложка дёгтя:
Кошки нет без остренького ко́гтя.
коры́сть
Всё мыши смогут перегрызть,
Коль будет с этого корысть.
краси́вее
1. Чем человек счастливее,
Тем выглядит красивее.
2. Тот из нас счастливее,
В ком душа красивее.
креме́нь
1. Этот камень очень сильный
И достаточно красивый.
Бей его хоть целый день.
Не расколется кремень.
2. Я купил себе ремень
Крепкий, будто бы кремень.
ле́ктор
Будет новый «лектор» —
Предупредил проректор.
ло́ктя
1. Царапинка у локтя
От кошачьего когтя.
2. А собачка не без когтя —
Вот царапина у локтя!
ломо́та
Тяжела была работа —
В теле всём теперь ломота.
ломо́ть
Жалко весь, но дайте хоть
Хлеба вашего ломоть.
мастерски́
Лишь потёр слегка виски,
Выпил виски мастерски.
мозаи́чный
Подарок мозаичный,
Вполне себе приличный.
мусоропрово́д
На площадке — хоровод,
Чистят — мусоропровод.
нача́в
Я понял весь устав,
Только читать начав.
нача́вший
1. Он был уже уставший
И отступать начавший.
2. Хоть он и много повидавший,
Но чувством проникаться был начавший.
нача́вшись
1. Мы разошлись не попрощавшись,
Окончился роман и не начавшись.
2. Ты ушёл, её и не дождавшись,
Встреча закончилась и не начавшись.
новорождённый
Я ужасно утомлённый,
Брат не спит новорождённый.
Не смыкает ночью глаз,
Криком громким будит нас.
(И. Агеева)
новосте́й
1. Я жду своих гостей
И с ними новостей.
2. Услышать я хочу вестей,
Хороших добрых новостей.
облегчи́ть
Непросто ударенья заучить!
Стихи задачу могут облегчить!
опто́вый
1. Построили в городе новый
Красивый магазин оптовый.
2. Возле улицы садовой
Магазин открыт оптовый.
оркестро́вая
Была уже совсем не новая
В театре яма оркестровая.
осве́домить
Чтоб территорию исследовать,
Жильцов надо осведомить.
парте́р
1. В доме — чудесный интерьер,
Возле него цветной партер.
2. Премьера фильма про модерн,
Билеты взяли мы в партер.
плодоноси́ть
1. Хочу я у тебя спросить:
Будет ли яблоня плодоносить?
2. Дерево можно исцелить,
Будет оно плодоносить.
пломбирова́ть
1. Кухня в воде, чего же ждать?
Надо трубу пломбировать!
2. Зубик болит. Не горевать!
Пошли его пломбировать!
позвони́шь
1. Ну, почему же ты молчишь,
Ведь я спросила: позвонишь?
2. Ему ты этим отомстишь,
Если ему не позвонишь.
премирова́ть
1. Директор должен написать:
Кого, за что премировать.
2. За труд не надо забывать
Работников премировать.
прину́дить
1. Свет солнечный её разбудит,
Гулять на улице принудит.
2. Холодный ветерок остудит,
Одеться потеплей принудит.
при́няли
Всё они предприняли,
Решение уже приняли.
развите́е
1. Учись-ка ты быстрее,
И будешь развитее.
2. Считай, читай скорее,
И будешь развитее.
реме́нь
Я купил себе ремень
Крепкий, будто бы кремень.
свёкла
1. Мы у тёти Фёклы
Ели борщ из свёклы!
2. Свёкла плакать начала,
До корней намокла:
— Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, свёкла.
(П. Синявский)
сверли́т
1. У соседей голова болит —
Он стену целый день сверлит.
2. Он на лавочке сидит,
Взглядом все её сверлит.
сли́вовый
1. Несу в корзине ивовой
Пирог с начинкой сливовой.
2. Сок я сливовый купил,
Дома банку я открыл.
Оказался сок томатный,
Ничего мне не понятно.
сори́т
Тот природу не хранит,
Кто на улице сорит.
столя́р
Красит здания маляр,
Мебель делает столяр.
танцо́вщица
Не пришла к ней ещё бессонница,
Не устала ещё танцовщица.
тво́ро́г
Бабка испекла пирог
Да забыла про творог.
то́рты
1. В музее — натюрморты:
На них — цветы и торты.
2. Не налезли шорты —
Часто ели торты.
3. Сперва —
Их на кусочки режьте.
А следом —
Открывайте рты —
И с наслажденьем
То́рты ешьте!
Ошибкой будет
Есть торты́!
(С. Белорусец)
трансфе́р
1. Запотел секундомер —
Столь тяжёлым был трансфер.
2. Грустил дядя офицер,
Не прибыл его трансфер.
ту́фля
Слово «туфля» я прочту
С ударением на «ту».
убыстри́ть
Рисуй, умеешь ты творить!
Известность надо убыстрить.
углуби́ть
1. Чтобы было легче жить,
Знания нам нужно углубить.
2. Корабли не смогут плыть —
Канал здесь нужно углубить.
украи́нский
Харчо — суп грузинский,
А борщ — украинский.
уме́рший
1. Он был какой-то потускневший,
Как лебедь в опере умерший.
2. И сад был полностью сгоревший,
Наверное, он был уже умерший.
фено́мен
1. Вынесли приговор: он невиновен.
Столь странный это был феномен.
2. Зверь этот был просто огромен,
Такой загадочный феномен.
фети́ш
1. Нет, ему не угодишь.
Думает, что он — фетиш.
2. А куда ты так спешишь?
Ведь работа не фетиш.
хво́я
1. Елкё не было покоя —
Нравилась котёнку хвоя.
2. После солнечного зноя
Свежестью одарит хвоя.
цеме́нт
Для строителей в момент
Машина привезёт цемент.
ша́рфы
А у нашей Марфы —
Все в полоску шарфы.
шасси́
Для приземления проси
Пилота выпустить шасси.
щаве́ль
1. Прилетел мохнатый шмель
И уселся на щавель.
2. Срубили ель,
Сорвали щавель.
щавеля́
На обед с тобой не зря
Варим щи из щавеля.
Материал по теме: Несколько упражнений по технике чтения «Чтение в радость»
Как научить ребенка быстро читать?
Навык чтения – это основа всего обучения, одно из условий успешной учебы в школе. Уроки данной статьи помогут Вашему ребенку, значительно поднять уровень, и скорость чтения. Процесс чтения очень сложен для детей — в нем участвуют память, воображение, слуховые и звуковые катализаторы. Скорость чтения должна приближаться к скорости речи. В школе ребенку с низкой скоростью чтения будет тяжело усваивать новый
материал, пока он будет читать условие задачи, быстро читающий ребенок уже все перепишет в тетрадь. Скорость чтения является важным фактором успеваемости. Существует понятие «оптимальное чтение», чтение в темпе 120-150 слов в минуту, считается, что именно в этом темпе достигается лучшее усвоение материала.
Основными причинами замедленного чтения у детей являются:
1.Низкий уровень внимания и памяти (ребенок, читая четвертое слово, уже не помнит первого и соответственно не может понять смысла прочитанного).
Внимание – двигатель процесса чтения. Ребенок, который медленно читает, переключает внимание на посторонние мысли, интерес к читаемому тексту пропадает, чтение становится механическим, смысл не доходит до сознания. Дома, родители систематически должны проводить работу по развитию памяти.
2. Пониженный объем оперативного поля зрения (ребенок охватывает взглядом не целое слово, а две, три буквы).
3. Маленький словарный запас.
4.Регрессия – возвратные движения глаз. Многие дети, сами не замечая читают слово дважды, как бы для верности.
5. Не развитый артикуляционный аппарат.
6. Не по возрасту подобранные произведения.
Как же все — таки научить ребенка читать сознательно, быстро и выразительно? Мы рекомендуем следующие методы и упражнения:
1. Вовлекайте своего ребенка в процесс чтения.
Читая ему, остановитесь на интересном моменте и, сославшись на усталость, попросите прочитать небольшой кусочек произведения. Обязательно спросите, что он прочитал, какие слова несколько раз повторялись? Объясните непонятные слова.
2.Чтение – необходимо для жизни.
Пишите ребенку записки, открытки, списки дел, которые Вы его просите сделать.
3. Просмотр диафильмов.
Медленная смена кадров, короткие подписи, удобные для чтения- то, что нужно для совершенствования техники чтения.
4. Параллельное чтение.
Приготовьте два одинаковых текста, Вы текста, а ребенок вслед за вами, ведя пальцем по строчкам. Читая, наращивайте скорость, но следите за тем, чтобы ребенок успевал. Читайте и медленно и быстро. Поинтересуйтесь у ребенка, заметил ли он смену скорости?
5. Чтение за определенное время.
Выберите несложный текст, засеките время, например минуту, посчитайте прочитанные слова. Начинайте опять читать этот текст, засекая время, прочитанных слов будет уже больше. Сделайте так не больше трех раз. Это задание покажет ребенку, что он может читать быстрее.
6.Чтение не вслух, а про себя.
При чтении вслух глаза читают текст, сигнал идет в мозг, подготавливаются органы речи, проговаривается текст, уши воспринимают. Потеря скорости при таком чтении очевидна, прошептвание — та же история. При чтении про себя – глаза забегают вперед, ребенок понимает смысл прочитанного текста.
7. Игры с ударением.
Выбирайте любое слово и ставьте ударение по очереди на все слоги, так ребенку понятнее, о чем идет речь. Поинтересуйтесь, как же все — таки правильно.
8. Спотыкание об согласные.
Дети часто спотыкаются при чтении, видя несколько согласных букв подряд. Ваша задача написать такие слова на листе бумаги и периодически давать ребенку их читать, не ленитесь писать новые.
9. Жужжащее чтение.
Ребенок читает про себя и одновременно жужжит, как пчела.
10. Развитие зоркости.
Напишите ряд гласных букв (пять, шесть штук), вставьте согласную, спросите какая буква лишняя? Варьируйте.
11.Пишите слова, отличающиеся одной буквой: кот – кит, кот – рот, лес – вес. Спросите, чем отличаются и чем похожи эти слова.
12. Артикуляционная гимнастика.
Совершенствует произношение, ставит дыхание, делает речь четкой.
Читайте скороговорки по — разному: шепотом и медленно, громко и уверенно, следите за прочитыванием окончаний слов, они должны четко проговариваться. Сюда же входит чтение пословиц и поговорок.
13. Развитие поля зрения.
Начертите таблицу, в каждой клетке напишите по одной букве, пусть ребенок, про себя указывая карандашом на букву, прочитает их все, стараясь читать быстро. Ребенку нужно запомнить расположение следующих друг за другом букв или слогов. Буквы или слоги можно читать сверху вниз, составлять из них слова.
14. Антиципация (смысловая догадка).
Читая текст, ребенок боковым зрением ловит контур следующего слова, на основании прочитанного может догадаться, какое слово будет следующим.
Упражнение на развитие антиципации: напишите слова с пропущенными буквами или слогами, пусть ребенок допишет буквы.
15. Чтение с закладкой.
Читая текст, ребенок движет закладкой не под строкой, а закрывая уже прочитанное слово- это исключает повторы и наращивает темп.
16. Чтение слов написанных разными шрифтами.
17. Наращивание слов.
Пишите столбиком на листе бумаги:
Кот лес дом
Котик лесок домик
Котеночек перелесок домишко
18. Чтение «канон».
Один человек начинает читать текст, другой читает этот же текст, но с опозданием на три, четыре слова.
19. Ребенок на максимальной для него скорости, читая незнакомый текст, плотно сжимает зубы и губы. После чтения отвечает на вопросы по тексту. Проводится такое упражнение перед чтением вслух каждого текста.
20. Чтение со звуковым сопровождением — когда играет музыка.
21. Простукивание ритма.
Ребенок читает незнакомый текст и стучит карандашом заранее выученный ритм.
22. Поиск.
Ребенок на максимальной скорости читает текст и находит ответы на вопросы, это учит его находить в тексте главное.
23. Ежедневные пятиминутки чтения.
В режиме жужжащего чтения ребенок читает пять минут, проводить 4 урока в день.
23. Устраивайте в своей семье различные игры в слова и буквы. Такая тренировка поможет легко ориентироваться в пространстве букв и читать незнакомые слова.
24. Чтение согласных.
Ребенок делает вдох и на выдохе читает 15 согласных, любой набор, например с,т,п,г,в,ж,к,н,ш,щ,л,г,н,ф.
25. Складывание слов из двух половинок.
Берете несложное слово, пишете его на двух карточках, заготовьте около 10 слов на один урок, ребенку предложите сложить карточки, чтобы получилось слово. Карточки постоянно меняйте.
26. Чтение с выражением при переходе на новую часть текста.
Ребенок читает небольшой кусок текста, потом читает сначала, но медленней и с выражением. Ребенок читает уже прочитанный отрывок и начинает читать дальше. Смысл в том, что выработанный повышенный темп на знакомом тексте не спадает на переходе на незнакомую часть.
27. Тренируем внимание.
Ребенок читает текст, по команде «остановись», отрывает голову от книги, закрывает глаза и отдыхает, по команде «начинай» ребенок должен найти то место в книге, где он закончил читать.
28. Очередь
Ребенок читает на максимальной скорости молча небольшой абзац, следующий абзац начинает читать вслух, затем опять про себя.
29. Ролевое чтение.
Предложите читать с разной интонацией: волк – грубо, зайка – тихо.
30. Перевернутый текст.
Лист с текстом переворачивается и так читается, это способствует запоминанию целостных эталонов букв, сочетать буквенный анализ со смысловым окончанием слова.
31. Набор деформированных предложений.
Меняйте слова в предложении, например: ко — мне на праздник пришли друзья, пишите: друзья ко праздник пришли мне. Напишите на листе с десяток таких предложений, пусть ребенок распутывает.
32. Поиск заданного слова.
Говорите любое слово, которое есть в тексте, кто быстрее его найдет. Это игра сформирует способность увидеть целостный образ слова и разовьет словесную память.
33. Таблицы Шульте.
Это случайно расположенные числа для быстрого нахождения их по порядку, применяется для развития скорости зрительно поисковых движений, расширяет поле зрения. Начертите квадрат 20-25см, разбейте на 30 ячеек, впишите беспорядочно числа от 1до 30. Искать цифры нужно беззвучным счетом про себя. Найденные цифры указывать карандашом. Перед началом упражнения ребенок должен зафиксировать взгляд в центре, чтобы видеть таблицу целиком. Горизонтальные движения глаз запрещены.
Обязательным условие улучшения техники чтения является систематичность и позитивный настрой.
Скоростью чтения занимаются специалисты: академик Андреев, Н. Зайцев, И.Федоренко , И.Пельченко, Е.Заика и д.р.
Как видите, умение бегло читать это не самоцель, а необходимость, без которой ребенку будет трудно учиться дальше. Дети быстрее усваивают материал, готовы к творчеству. Успех рождает радость. Не забывайте хвалить своих учеников.
Подборка литературы по теме скорочтения- 10 книг скачать 5мб.doc.
Книги по скорочтению А.Шилин; С.Поварнин скачать 5мб.djvu
Тони Бьюзен — Супермышление скачать 22мб.pdf
Игры с буквами скачать 5мб.doc
10 слов с ударениями, которые над нами просто издеваются
Ударения — больное место даже грамотного человека. Правописание слов можно запомнить, заучить, вызубрить. Как минимум есть время на «подумать». С устной речью, увы, такие фокусы не пройдут. Рассказываем о самых неоднозначных ударениях, которые, кажется, над нами издеваются.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Правильно: квартАл
Вынуждены развеять один из мифов ударения русского языка. Откуда-то взялось поверье, что если мы говорим о части года, то будет квАртал, а если о части города — квартАл. На самом деле всё не так. Правильно произносить «квартАл» с ударением на последний слог во всевозможных его значениях.
Правильно: договОр
Хладнокровно перечёркиваем вариант с ударением на первый слог, хотя, безусловно, такое ударение допустимо в бытовой речи. И это даже не новая норма последних пяти-десяти лет, как многие думают. Вариант «дОговор» встречается и в словарях прошлого века. Но мы за грамотность, а значит, лучше (и нужно) произносить в любых обстоятельствах, даже в неформальной беседе, именно «договОр».
Правильно: фетИш
И добавим немного фетиша! Слово пришло к нам из французского языка. Даже если вы говорите только на английском, немецком или эсперанто, то наверняка краем уха где-то слышали, что во французском ударение (в основном) падает на последний слог. К счастью, оригинальное ударение сохранилось. Почему к счастью? Потому что нам не придётся запоминать очередное внеплановое ударение, которое не соответствует правилам. Главное, помнить, что фетиш — это что-то французское. И тут же вспомним распространённое ошибочное слово «жАлюзи». Слово французское, поэтому ударение падает вновь на «и»: жалюзИ.
Правильно: вероисповЕдание
В Конституции Российской Федерации есть немало полезных статей, которые нам не мешало бы знать. Например, статья 28, гарантирующая свободу вероисповедАния. Или всё же вероисповЕдание? Так вот захочешь свои права зачитать и споткнёшься. В общем, запоминайте: у нас есть свобода вероисповЕдания. И только так.
Правильно: фенОмен
Вот тут, как говорится, всё сложно. Есть слова, которые необходимо просто выучить наизусть. И «феномен» из их числа. В некоторых словарях разделяют употребление слова: «фенОмен» — это исключительно научный термин, а когда мы говорим о чем-то необычайном или о ком-то с выдающимися способностями, талантами, то варианты могут быть разные — фенОмен и феномЕн. Но всё же предпочтительный вариант — с ударением на второй слог вне зависимости от значения. Будьте фенОменами, говорите это слово правильно.
Правильно: каталОг
Век каталогов с косметикой и одеждой вытеснили интернет-магазины, но проблема с произношением слова осталась. Никаких стилистических различий нет. Единственно правильный вариант в прошлом и сегодня — каталОг.
Правильно: в аэропОртах
Заядлые и отчаянные путешественники не дадут обмануть: в аэропортАх — распространённая ошибка среди посетителей этих мест. Можно, конечно, запретить всем, кто неправильно произносит, переступать порог аэропорта, но это слишком суровые меры. Давайте просто запомним. У слова примерно такая же проблема, как и во множественном числе «тОртов» или «шАрфов» (с «бАнтами» в придачу). Очень хочется перенести ударение на последний слог, и многие даже в этом себе не отказывают. Только не мы! Правильно говорить у аэропОрта, в аэропОртах, а если мы хотим обозначить наше местонахождение внутри, то будет в аэропортУ — с буквой «у» на конце, да и ещё ударением на неё же. Впрочем, об этом «Мел» подробно писал.
Правильно: новорождЁнный
Тот случай, когда игнорирование буквы Ё приводит к ошибке. Если бы её писали, то вопрос — куда ставить ударение — не возникал. Единственно правильный вариант: новорождЁнный.
Правильно: красИвее
Комплименты надо говорить правильно! А то вдруг перед вами тайный граммар-наци. В прилагательном «красивый» ударение падает на второй слог. То же ударение сохраняется в его кратких формах и в сравнительной степени. Так что запомнить не так уж и сложно. И не забывайте, что на письме никакого «красивеЙ», да и в речи лучше не злоупотреблять «й» на конце.
Правильно: одноврЕменно
Правильно: одновремЕнно
Наречие «одновременно», как и прилагательное «одновременный», — удивительное слово, в котором ударение в современном русском языке может падать и на третий, и на четвёртый слог, то есть варианты равноправные. Об этом же писал в одноимённой пьесе (так и называется «Одновременно») драматург Евгений Гришковец.
В словаре «Русское словесное ударение» М. В. Зарвы, который рекомендуют для сотрудников СМИ, правильными вариантами считается «одноврЕменно». Такие же варианты дают старые словари Даля и Долопчева. Но уже современный Орфоэпический словарь русского языка и Словарь трудностей русского языка называют допустимыми две формы произношения — одноврЕмЕнно. Главное, не одновремЁнно. Хотя если вам придётся выбирать, то рекомендуем всё-таки «одноврЕменно».