Сюжетные игры для детей: Картотека на тему: картотека сюжетно-ролевых игр – Первые сюжетные игры с малышом (от 9 месяцев до 2 лет)

Картотека по физкультуре по теме: СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

с мячом — фитболом.

1. ПУТЕШЕСТВИЕ В МОСКВУ

Дети сидят на мячах в кругу, имитирующем аэродром.

Ведущий произносит: «Я лечу в Москву, всех с собой возьму». Дети, оставив мячи, становятся за ведущим, который, используя основные движения (бег, ходьбу, поскоки и т. д.), водит детей за собой в различных направлениях и по всевозможным траекториям. По команде «Посадка» дети и ведущий должны как можно быстрее занять свой мяч. Ребенок, который остался без мяча, в последующей игре будет ведущим.

2. ПИНГВИНЫ НА ЛЬДИНЕ

Дети-«пингвины» бегают свободно по залу. Мячи-«льдины» в произвольном порядке разбросаны на полу. Водящий ребенок-«охотник» пытается поймать «пингвинов» и запятнать их. Если «пингвин» забрался на «льдину», то есть сидит на мяче, не касаясь при этом пола ногами, ловить его не разрешается

3. НЕ ПРОПУСТИ МЯЧ

Дети стоят по кругу, держась руками за плечи, образуя глухую стену. В центре этого круга водящий с мячом. Задача водящего — выбить мяч из круга.

4. БЫСТРАЯ ГУСЕНИЦА

Играют две команды детей. Каждая команда — это «гусеница», где все участники соединяются друг с другом с помощью мячей, которые они удерживают между собой туловищем. По команде, кто быстрее доберется до финиша, дети начинают движение гусеницы. Выигрывает самая быстрая команда, не разорвавшая «гусеницу» и не уронившая мяч.

5. ЦАПЛЯ И ЛЯГУШКИ

Длинной веревкой посреди зала обозначается болото. В нем живет «цапля». Другие дети группы — «лягушки» прыгают на мячах по болоту и говорят:

Мы веселые лягушки,

Мы зеленые квакушки,

Громко квакаем с утра:

Ква-ква-ква, Да ква, ква, ква!

«Лягушки» останавливаются, замирают и внимательно

слушают слова «цапли», которая ходит вокруг болота, высоко поднимая ноги, и говорит:

По болоту я шагаю,

И лягушек я хватаю.

Целиком я их глотаю.

Вот они, лягушки,

Зеленые квакушки.

Берегитесь, я иду,

Я вас всех переловлю.

После этих слов «цапля» должна поймать как можно больше прыгающих лягушек.

6. УГАДАЙ, КТО СИДИТ НА МЯЧЕ

Дети стоят в кругу. Ведущий с закрытыми глазами находится в центре круга. Играющие перекатывают мяч за спинами, при этом считая до десяти. Ребенок, который получил мяч на счет «десять», быстро садится на него. Ведущий пытается отгадать по форме рук и голосу, кто сидит на мяче.

Ведущий. Ну-ка, руки покажи, мячик у тебя, скажи?

Играющий ребенок (по возможности изменив голос). Ты глаза не открывай, а по слуху отгадай. Кто я?

7. БЕЗДОМНЫЙ ЗАЯЦ

Мячи врассыпную лежат по залу на один меньше, чем количество игроков в зале. Все дети: «зайцы» бегают по залу. По команде воспитателя «Все в дом!» — дети садятся на любой из мячей. «Бездомным зайцем» является тот ребенок, который не занял мяч. Он выбывает из игры. В каждой последующей игре количество мячей сокращается на один.

8. ПУСТОЕ МЕСТО

Играющие сидят на мячах, держась за плечи соседей.

Ведущий ходит за спинами детей по кругу и говорит: «Вокруг домика хожу и в окошечко гляжу. К одному я подойду и тихонько постучу: Тук-тук-тук…»

Ребенок. Кто пришел?

Ведущий (называет имя ребенка).

Ты сидишь ко мне спиной,

Пробежим-ка мы с тобой.

Кто из нас молодой

Прибежит домой?

9. ЛИСА И ТУШКАНЧИКИ

Выбирается один ребенок-«лиса», задача которого — переловить всех других детей — «тушканчиков». Воспитатель объявляет: «День!», и тогда все «тушканчики» прыгают на своих мячах по всему залу, кто куда хочет. Как только звучит команда «Ночь!» — все «тушканчики» замирают, приняв ту позу, в которой их застала команда. «Лиса» может съесть любого, кто шевелится.

10. УТКИ И ОХОТНИК

Двумя полосками на полу обозначается с одной стороны «озеро», с другой «камыши». В «камышах» сидит охотник. Дети-«утки» в положении на четвереньках толкают мяч головой до «камышей». Воспитатель при этом говорит следующие слова:

Ну-ка, утки, кто быстрей

Доплывет до камышей?

Самой ловкой за победу

Сладкое дадут к обеду.

После того, как ведущий проговорит все слова, «охотник» может сбивать «уток» своим мячом. Награждается та «утка», которая благополучно добралась до «камышей».

11. УЛИТКА, ВЕРЕТЕНО

Дети стоят в двух командах, удерживая мячи локтями (головой или другими частями тела). По сигналу «Начали!» команды сворачиваются в улитку. Чья команда быстрее завернется, та и считается выигравшей.

12. ДРАКОН КУСАЕТ ХВОСТ

Дети становятся друг за другом и крепко держатся за впередистоящего ребенка. В руках первого ребенка мяч-«голова дракона», последний ребенок — «хвост». «Голова» должна поймать свой «хвост», дотронувшись до него мячом. Важно, чтобы «тело дракона» при этом не разорвалось. Игра проходит гораздо интереснее, если в ней участвуют две команды, то есть «два дракона».

13. БАРМАЛЕЙ И КУКЛЫ

Злодей Бармалей хочет поймать множество кукол для своего театра. Все дети — «куклы» живут в своих домиках (сидят на своих мячах). Между домиками ходит Бармалей. Куклы дразнят Бармалея, перебегают из домика в домик со словами:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас поймать.

Задача Бармалея — поймать озорных кукол.

14. ЗАЙЦЫ И ОГОРОДНИК

Игра проводится на мячах с ручками («хопах»). Водящий ребенок — «огородник» — стоит в центре «заячьего» круга.

Огородник: Зайцы, вы куда пропали?

Зайцы: Мы в капусте отдыхали.

Огородник: А листочки не поели?

Зайцы: Только носиком задели.

Огородник: Вас бы надо наказать!

Зайцы: Так попробуй нас поймать!

После этих слов «огородник» пытается поймать «зайцев».

15. ГНОМ, МОРОЗ И ЕЛОЧКИ

Выбираются два игрока: «Мороз» и «Гном», остальные дети — «елочки». Задача «Мороза» — запятнать «Гнома», который ловко уворачивается и убегает. «Елочки» сидят на мячах, убегая, «Гном» может присесть на мяч к одной из «елочек», после чего она превращается в «Гнома» и продолжает убегать от «Мороза».

16. УСПЕЙ ПЕРЕДАТЬ

Дети стоят по кругу и по команде начинают передавать мяч из рук в руки. По команде «Стоп!» мяч останавливается на каких-либо двух играющих. Остальные дети хором кричат: «Раз, два, три — беги!». Один ребенок бежит вправо за кругом играющих, другой влево; считается выигравшим тот, кто быстрее вернется к мячу.

17. ЛОШАДКА, ОСЛИК И ПОДКОВА

Дети сидят на своих мячах и покачиваются в такт словам. Первые две строчки ведущий идет по кругу, на слове «ножку» дотрагивается до ближнего ребенка, который будет «осликом». На остальные слова «ослик» скачет за спинами детей, держа мяч-«подкову» над головой. С последним словом «ослик» останавливается между двумя играющими, которые бегут за спинами детей, кто быстрее схватит подкову.

Звонкою подковкой

Подковали ножку.

Выбежал с обновкой

Ослик на дорожку.

Новою подковкой

Звонко ударял

И свою подковку

Где-то потерял.

18.  БЫСТРАЯ ГУСЕНИЦА

Играют две команды детей. Каждая команда — это «гусеница», где все участники соединяются друг с другом с помощью мячей, которые они удерживают между собой туловищем. По команде, кто быстрее доберется до финиша, дети начинают движение гусеницы. Выигрывает самая быстрая команда, не разорвавшая «гусеницу» и не уронившая мяч.

Методическая разработка по теме: Каротека подвижных сюжетных игр

Сюжетные игры:

Прячем мишку

ХОД ИГРЫ: Взрослый прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка? Ищи мишку!», взрослый ищет его вместе с ребенком.

Когда ребенок найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы найти было сложнее. После игры с мишкой прячется сам взрослый, крича «Ку-ку». Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другое место. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.

Ау,ау!

ЦЕЛЬ: Развитие внимания, умение ориентироваться в пространстве, различать левую и правую стороны.

ХОД ИГРЫ: Ребенок прячется в комнате и время от времени говорит: «Ау, ау!», а другой ребенок ищет его. Взрослый читает стихи:

Я скажу тебе «Ау!»,

Угадай, где я стою?

Ты найди меня, найди,

Здесь я; где-то на пути?

Где я, где — реши скорей:

Иль левее, иль правей!

Повнимательнее будь,

Все облазить не забудь!

(А. Ануфриева) 

Наседка и цыплята

ЦЕЛЬ: Развитие внимания ловкости, быстроты.

МАТЕРИАЛ: Веревка или скамейка.

ХОД ИГРЫ: Дети сидят или стоят. На одной стороне площадки веревкой отгорожен «курятник», где помещаются «цыплята» (дети) с «наседкой». Сбоку в стороне находится «большая птица» (один из малышей). «Наседка» покидает «курятник», подлезает под веревку и отправляется на поиски корма.

Она зовет «цыплят»: «Ко-ко-ко», «цыплята» на ее зов подлезают под веревку и вместе с ней гуляют на площадке («клюют зернышки»: наклоняются, приседают и т. д.). При словах взрослого: «Летит большая птица!», «цыплята» убегают домой. Из игры выбывают «цыплята», пойманные «большой птицей».

Птичка

ЦЕЛЬ: Развитие внимания, умения быстро бегать.

ХОД ИГРЫ: Дети сидят на стульчиках или на коврике, один ребенок изображает птичку, он сидит на корточках впереди всех. Взрослый поет:

— Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко,

Посиди, не улетай.

Улетела — ай!

(А. Барто) 

После слов «Улетела — ай!» ребенок-«птичка» улетает, т. е. убегает, махая руками, как крыльями, и прячется. Взрослый предлагает детям найти «птичку». Все бегут, находят «птичку» и приводят к взрослому, после чего игра повторяется.

Чижик

ЦЕЛЬ: Развитие навыков общения, умение подражать движениям, чувство ритма.

ХОД ИГРЫ: Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В стороне стоит «чижик» (один из малышей).

Дети вместе со взрослым поют и играют.

Мы откроем все окошки,

Приготовим зерна, крошки.

Ты к нам, чижик, прилетай,

С нами, чижик, поиграй!

(Дети поднимают сцепленные руки — «окошки».)

Чижик к деткам прилетел,

Чижик песенку запел:

Клю-клю-клю, клю-клю-клю.

Очень крошечки люблю!

(«Чижик» прилетает в круг, дети сыплют воображаемые зерна, которые «чижик» «клюет», а дети постукивают пальчиками по полу.)

Чижик с детками все пляшет,

Чижик крылышками машет.

Веселятся детки с ним,

С птичкой чижиком своим.

(«Чижик» пляшет в середине круга, и дети подражают его движениям.)

Попрощаюсь с вами, детки,

Не хочу жить в вашей клетке.

Я в свой садик улечу,

Я на ветке жить хочу!

(А. Ануфриева) 

(«Чижик» «вылетает» из круга, машет ручкой, как бы прощаясь с детьми. Они в ответ также машут ручками.)

Вороны

ЦЕЛЬ: Развитие способности к подражанию, умения ритмично двигаться.

ХОД ИГРЫ: Дети изображают ворон, они стоят «стайкой» и подражают всем движениям взрослого, который поет или говорит нараспев:

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны.

«Кар-кар-кар!»

Целый день они кричали,

Спать ребяткам не давали.

«Кар-кар-кар!»

(Дети бегают по комнате, размахивают ручками, как крыльями.)

Только к ночи умолкают,

Спят вороны, отдыхают.

Тихо. «Кар-кар-кар!»

(А. Ануфриева) 

(Садятся на корточки, ручки под щечку — «засыпают».)

Воробушки

ЦЕЛЬ: Развитие быстроты, ловкости.

ХОД ИГРЫ: «Воробушки»-дети сидят в одном из углов комнаты и «спят». Взрослый поет, а дети двигаются в такт песенке:

В гнезде воробушки живут

И утром все встают.

«Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик» —

Так весело поют.

(«Воробушки» встают, машут «крылышками», «чирикают».)

Довольно в гнездышке сидеть,

Пора на солнышко лететь.

» Чирик-чик-чик, Чирик-чик-чик» —

И крылышки согреть.

(«Вылетают» из угла комнаты, кружатся, «чирикают».)

Вот возле домика есть сад,

Летите крошечки искать,

«Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик» —

И крошечки искать.

(«Летят» на другой конец комнаты. Садятся на корточки, постукивают пальцами по полу — клюют.)

Будь осторожен, воробей,

Крадется кошка из дверей.

«Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик» —

Все в гнездышко скорей!

(А. Ануфриева) 

(Появляется «кошка» (взрослый). Воробушки вскакивают и прячутся в «гнезде». «Кошка» за ними гонится.)

Пчелки

ЦЕЛЬ: Разаитие ловкости.

ХОД ИГРЫ: Дети изображают пчел, бегают по комнате, размахивая ручками-крыльями, «жужжат»» Появляется взрослый — «медведь» — и говорит:

— Мишка-медведь идет,

Мед у пчел унесет.

Пчелки, домой!

«Пчелки» летят в определенный угол комнаты — «улей». «Медведь», переваливаясь, идет туда же. «Пчелки» говорят:

— Этот улей — домик наш.

Уходи, медведь, от нас!

Ж-ж-ж-ж-ж!

(А. Ануфриева) 

«Пчелки» машут крыльями, прогоняя «медведя», «улетают» от него, бегая по комнате. «Медведь» ловит их.

Зайки

ЦЕЛЬ: Обучение прыжкам.

ХОД ИГРЫ: Дети стоят кружком, один в центре. Взрослый поет, а дети двигаются в соответствии со словами песенки:

Вышли дети на лужок,

Заглянули под кусток,

Увидали зайчика,

Поманили пальчиком.

(Дети прикладывают правую ладошку к глазам, «всматриваются». «Зайчик» сидит в центре на корточках, дети манят его пальчиком.)

Зайка, зайка, поскачи,

Твои лапки хороши.

Стал наш заинька скакать,

Малых деток забавлять.

(Хлопают в ладошки, «зайка» скачет.)

Вместе с зайчиком скорей

Мы подпрыгнем веселей!

(Все дети прыгают на своих местах, а «зайчик» — в центре круга.)

Появляется «волк» (взрослый), все дети убегают.

Шишки

ЦЕЛЬ: Развитие внимания, координации движений.

МАТЕРИАЛ: Корзина с шишками (могут быть мячики или другие небольшие предметы).

ХОД ИГРЫ: Ребенок сидит на стуле или на ковре. Взрослый приносит корзиночку и предлагает ребенку пойти с ней «в лес» за шишками. По полу рассыпают шишки, ребенок бежит «в лес» и «собирает шишки» в корзиночку под песенку.

Оля по лесу гуляла,

Оля шишки собирала.

Ай люли, ай люли!

Оля шишки собирала,

И в корзиночку их клала.

Ай люли, ай люли!

(После этого взрослый спрашивает, много ли шишек собрано, и просит показать наполненную корзиночку. Присев на корточки, малыш ставит на пол корзиночку и отдыхает.)

Села Оля отдыхать,

Захотелось ей поспать.

Баю-бай, баю-бай.

(А. Ануфриева) 

Появляется «мишка» (взрослый берет игрушечного мишку). «Мишка» рычит (не очень громко, чтобы ребенок не испугался) и спрашивает: «Где мои шишки?» Взрослый, обращаясь к ребенку, говорит: «Мишка за шишками идет, скорее высыпай шишки и беги домой!»

Ребенок высыпает шишки из корзиночки и убегает на свое место.

«Мишка» сначала идет медленно, чтобы дать возможность ребенку высыпать шишки, а затем догоняет ребенка, приговаривая: «Где мои шишки?» Ребенок показывает пустую корзинку и отвечает: «У нас нет шишек, уходи, мишка!» «Мишка» уходит, игра повторяется по желанию ребенка.

Бабочки

ЦЕЛЬ: Развитие умения двигаться красиво, подражать движениям бабочек.

МАТЕРИАЛ: Картонные ободки с нарисованными бабочками, колокольчик, мелки, картинки с ласточками.

ХОД ИГРЫ: Детям показывают картинки с изображением ласточек и рассказывают, какие они красивые и быстрые, например: «Птицы летают высоко над землей, их не надо ловить и обижать». Взрослый поет армянскую народную песенку «Ласточка»:

Ласточка — «Тивит, тивит» —

К нам в гости летит,

Ах, к нам летит!

А под крылышком ее

Весна сидит,

Ах, весна сидит!

Взрослый рассказывает, что весной начинают летать и яркие бабочки, надевает на головы детей ободки с бабочкой, а на асфальте мелом рисует цветы. Потом звонит в колокольчик, и по этому сигналу «бабочки» начинают «летать», резвиться. После следующего сигнала колокольчика «бабочки» садятся на нарисованные цветки (приседают на корточки).

Игра с мишкой

ХОД ИГРЫ: Взрослый ходит по комнате, переваливаясь, и изображает медведя. Ребенок стоит в противоположном конце комнаты. Взрослый говорит:

— Мишка по лесу гулял,

Нашу Машеньку искал.

Долго, долго он искал,

Сел на травку, задремал.

(«Мишка» садится на стул и «засыпает». Ребенок бегает вокруг.)Далее говорит:

— Стала Машенька плясать,

Стала ножками стучать.

Мишка, мишенька, вставай,

Нашу Машу догоняй!

(А. Ануфриева) 

(«Мишка» просыпается, «рычит» и догоняет ребенка.)

Игра с собачкой

ЦЕЛЬ: Воспитание чуткого отношения к животным, расширение словарного запаса, приобретение навыков простой сюжетной игры.

МАТЕРИАЛ: Игрушечная собачка, мисочка.

ХОД ИГРЫ: Взрослый держит в руках игрушечную собачку и говорит:

— Гав-гав!

— Кто там?

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

(А. Ануфриева) 

Затем идет с собачкой к кому-нибудь из детей и отдает ее. Ребенок держит собачку за лапу, а взрослый просит покормить ее. Собачке приносят мисочку с воображаемой едой. Собачка «ест суп» и «лает»: «Гав-гав!»

Взрослый говорит ребенку: «Это собачка говорит тебе «спасибо!»

Воронята

ЦЕЛЬ: Развитие способности к подражанию, внимание.

МАТЕРИАЛ: Игрушечная собачка, мисочка.

ХОД ИГРЫ: Дети-«воронята» сидят на стульях, расставленных полукругом. Дети «спят» (закрывают глаза, склонив головку на руки со сложенными ладошками) под стихотворение.

Воронята крепко спят,

Все по гнездышкам сидят.

А проснутся на заре,

Будут каркать во дворе.

(«Воронята» просыпаются, машут крыльями, кричат «кар-кар-кар», затем «летают» (бегают) по комнате, размахивая разведенными в стороны руками-крыльями. Во время «полета воронят» взрослый поет дальше.)

Полетели, полетели,

Воронята полетели, «Кар!» (2 раза)

Вышла тетя на дорожку,

Воронятам сыплет крошки.

(Выходит на середину и сыплет из чашки воображаемые крошки. Дети садятся на стульчики, а взрослый продолжает петь.)

Воронята прилетали,

Все до крошки поклевали. (2 раза)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук —

Клювами стучали. (2 раза)

(Дети подбегают к тому месту, где «насыпаны крошки», садятся на корточки и «клюют», стучат пальчиками о пол.) Взрослый говорит:

Тузик по двору гулял,

Вороняток испугал!

(А. Ануфриева) 

(Взрослый берет игрушечную собачку, «лает» и догоняет убегающих детей.)

В дальнейшем «сыплют крошки» и изображают собачку сами дети

Кот и мышь

ЦЕЛЬ: Развитие внимания, ловкости, быстроты.

ХОД ИГРЫ: Взрослый изображает кота, ребенок — мышку. Ребенок сидит «в норке» (за стульчиком), «кот» ходит по комнате, говоря при этом:

— Котик по двору идет,

Ищет мышек Васька-кот,

Ищет мышек кот.

Тихо мышка сидит,

На кота она глядит,

На кота глядит.

(Е. Тихеева) 

Взрослый садится на стул и закрывает глаза — «спит». Ребенок-«мышка» подходит на близкое расстояние, видит, что «кот спит», бегает и играет вокруг «кота». «Кот» потягивается, открывает глаза, «мяукает» и бросается ловить «мышку». Ребенок-«мышка» убегает в «норку».

Пес Барбос

ЦЕЛЬ: Развитие внимания, ловкости, быстроты.

МАТЕРИАЛ: Игрушечная собачка.

ХОД ИГРЫ: Взрослый сидит на стуле, в руках у него игрушечная собачка, которая «спит». Взрослый говорит:

— Вот сидит наш пес Барбос,

В лапы спрятал черный нос.

(Ребенок встает с места и подходит к собачке.)

Ну, Барбос, скорей вставай!

И Наташу догоняй!

(Е. Тихеева) 

Взрослый с собачкой бежит за ребенком и говорит: «Гав-гав!» Пойманный ребенок садится на место, и игра начинается снова.

Мишка-медведь

ХОД ИГРЫ: Дети сидят кружком, один из них в центре круга. Взрослый говорит:

— Выходи-ка, Мишенька, попляши, попляши.

Лапой, лапой, Мишенька, помаши, помаши.

А мы вокруг Мишеньки хороводом пойдем,

Песенку веселую запоем, запоем!

Будем, будем в ладушки ударять, ударять!

Будет, будет Мишенька нам плясать, нам плясать!

(А. Ануфриева) 

«Мишка» в центре круга пляшет, дети хлопают в ладошки.

Карусель

ХОД ИГРЫ: Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки, и говорят или поют:

— Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, а потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

(Е. Тихеева) 

В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем все медленнее и останавливаются.

Гуси

ХОД ИГРЫ: Взрослый («птичница») стоит на одном конце площадки, а ребенок-«гусь» — на противоположном.

Птичница говорит:

— Гуси, гуси!

Гуси:

— Га-га-га.

Птичница:

— Есть хотите?

Гуси:

— Да-да-да!

Птичница:

— Идите ко мне!

«Гусь» (или несколько «гусей») бежит к ней, раскинув руки-«крылья» в стороны, «клюет» воображаемые зернышки. Затем «птичница» говорит: «Кыш! А ну-ка, бегите в поле!»

Ребенок бежит, помахивая ручками-«крыльями», на прежнее место.

Игра повторяется снова.

Мотылек

МАТЕРИАЛ: Яркий сачок.

ХОД ИГРЫ: Взрослый поет, а ребенок изображает мотылька.

На зеленом на лужку

Мотыльки летают

И с цветочка на цветок

Весело порхают.

(Малыш бегает, руки в стороны — «мотылек летает».)

Тетя вышла на лужок,

У нее в руках сачок.

Берегись-ка, мотылек,

Улетай скорей, дружок!

(А. Ануфриева) 

(Взрослый держит в руках яркий сачок. После слов «Берегись-ка, мотылек» ребенок убегает, и взрослый «ловит» его сачком.)

Куры и петух

ХОД ИГРЫ: У одной из стен на стульчиках сидят ребята-«куры», а напротив них на большем расстоянии гуляет «петух». В одном из углов комнаты «кошкин дом», в котором сидит «кошка». Взрослый сидит с ребятами-«курами», показывает на гуляющего «петуха» и поет:

— Петя в желтых сапогах

Ходит по песку,

А потом как закричит:

«Ку-ка-ре-ку!»

(Ребенок-«петух» кричит.) Взрослый говорит:

— Выходите, курочки,

Собирайте крошки,

Жучков, паучков

На моей дорожке,

(«Куры» выбегают, машут «крыльями».) Взрослый говорит:

— Куры крыльями махали

«Ко-ко-ко-ко-ко-ко!»

Куры носиком стучали

» Ко-ко-ко-ко-ко-ко!»

Дай нам, Петя, крошки.

Крошек не жалей,

Дай еще немножко —

Будет веселей!

«Ко-ко-ко-ко-ко-ко!»

(«Куры» возле «петуха» стучат пальцами по полу, кричат «Ко-ко-ко!» Выходит «кошка», крадется к «петуху».) «Кошка» поет:

— Выйду, выйду на дорожку,

Мяу-мяу-мяу!

Там, где куры ищут крошки,

Мяу-мяу-мяу!

К петушку поближе подойду

И с собою Петю уведу.

(Хватает «петуха», уводит его в домик. «Куры» убегают к себе на стульчики.) «Кошка» говорит «петуху»: «Ты, Петя, посиди, а я еще за курочками схожу». «Кошка» уходит, «петух» убегает из домика и опять начинает ходить и собирать крошки. Игра повторяется. «Кошка» опять уводит «петуха» в домик и уходит, на этот раз «заперев» дверь на замок. Взрослый говорит «курам»: «Кошка ушла, пойдемте Петю спасать!»

— Куры громко закричали —

«Ко-ко-ко-ко-ко!»

И за Петей побежали —

«Ко-ко-ко-ко-ко!»

Выходи к нам, Петя,

Собирай-ка крошки,

Жучков, паучков

На своей дорожке!

(«Куры» отпирают дверь в домике. Выходит «петух».) Взрослый говорит:

— Вот все и собрались!

(Встают в круг, «петух» в середине.) Все вместе:

— А теперь скорей, дружок,

Соберемся мы в кружок.

Покажи нам ножку, Петя, поскорей,

Покружись ты с нами, Петя, веселей!

Ля-ля-ля-ля-ля!

(А. Ануфриева) 

Курочка-хохлатка

ХОД ИГРЫ: Взрослый и дети ходят стайкой по комнате. Взрослый изображает «курицу», дети — «цыплят». В стороне сидит старший ребенок — это «кошка». Взрослый говорит:

— Вышла курочка-хохлатка,

С нею желтые цыплятки.

Квохчет курочка «Ко-ко» —

Не ходите далеко.

(Взрослый приближается к «кошке».) Говорит:

— На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет!

(А. Ануфриева) 

«Кошка» открывает глаза, «мяукает» и бежит за «цыплятами», которые убегают в определенный угол комнаты — «курятник», к «курочке-маме».

«Курица» защищает «цыплят», разводя руки в стороны и говоря при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!»

Кот Васька

ЦЕЛЬ: Развитие быстроты, расширение словарного запаса.

ХОД ИГРЫ: Дети (мышки) сидят на стульчиках или на ковре. Один ребенок изображает кота, он прогуливается перед «мышками» (идет на носочках, оглядывается то вправо, то влево, мяукает). Взрослый и дети поют:

— Ходит Васька беленький,

Хвост у Васьки серенький,

Он бежит домой,

Он бежит стрелой!

(«Кот» бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты, и садится на него, «засыпает».) Взрослый поет:

— Глазки закрываются.

Спит иль притворяется?

Зубы у кота — острая игла!

(Одна «мышка» идет посмотреть, спит ли «котик». Рассмотрев, она машет руками, как бы приглашая других «мышек». «Мышки» подбегают и скребут по стулу, где «спит котик».) Взрослый говорит:

— Только мышки заскребут,

Серый Васька тут как тут.

Тише мыши, уходите,

Кота Ваську не будите.

Как проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод.

Вот проснулся Васька-кот —

Разогнал весь хоровод!

(Русская народная песенка) 

«Кот» догоняет «мышек», а они убегают от него.

Огород

ЦЕЛЬ: Развитие координации движений, умения действовать по команде.

ХОД ИГРЫ: Ребенок изображает курочку, а взрослый — дедушку-сторожа. На полу мелом проводят черту, объясняя ребенку, что за чертой «огород».

В огороде у ребят

Есть морковка и салат,

Все для ребят,

Все для ребят!

Старый дедушка ходил,

Он морковку сторожил.

Кыш, куры, кыш,

Кыш, куры, кыш!

(«Дедушка» с палкой ходит в «огороде».)

Старый дедушка устал,

Сел на травку, задремал.

Дедушка спит,

Дедушка спит.

(Садится, дремлет.)

Курочки бегут, бегут

И цыплят к себе зовут

Морковку щипать,

Морковку щипать.

(Дети-«курочки» выбегают на носочках.)

Дедушка нас услыхал,

Всех курочек прогнал.

Кыш, куры, кыш,

Кыш, куры, кыш!

(А. Ануфриева) 

(Щиплют «овощи», поглядывая на «дедушку». «Дедушка» просыпается и прогоняет «курочек».)

«Куры с цыплятами» убегают. Игра повторяется снова. «Дедушку» может изображать ребенок, а «курочку» — взрослый.

Солнечные зайчики

ЦЕЛЬ: Развитие ловкости.

МАТЕРИАЛЫ: Маленькое зеркальце.

ХОД ИГРЫ: Взрослый зеркалом делает солнечных зайчиков и говорит при этом:

— Солнечные зайчики

Играют на стене,

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

(А. Ануфриева) 

Затем по команде: «Лови зайчика!» — ребенок бежит и пытается поймать «зайчика». Игра обычно проходит шумно и весело, ее можно повторить 2-3 раза.

Сорви яблоко

ЦЕЛЬ: Обучение прыжкам.

МАТЕРИАЛ: Яблоки или шарики.

ХОД ИГРЫ: Взрослый изображает яблоню, в каждой руке он держит по яблоку или шарику. Руки вытянуты на уровне головы ребенка — это «ветки», которые шевелятся от ветра. Ребенку предлагают сорвать яблоко. Он протягивает руки к нему, но «яблоня» сразу не поддается: «ветки» качаются из стороны в сторону, вверх и вниз.

Ребенок подпрыгивает, стараясь схватить яблоко, и в конце концов это ему удается.

«Сорванные» яблоки остаются у ребенка, а взрослый берет другие яблоки и предлагает «сорвать» их.

Кот и мыши

ЦЕЛЬ: Развитие координации движений.

МАТЕРИАЛ: Часы или будильник.

ХОД ИГРЫ: Взрослый-«кот» сидит на стуле и «спит». Рядом стоят игрушечные часы или настоящий будильник. Ребенок-«мышка» бегает на носочках вокруг «кота». Взрослый говорит:

— Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон —

Убежали мышки вон!

(С. Маршак) 

Взрослый хлопает в ладоши, ребенок-«мышка» убегает в «норку», а «кот» гонится за ним.

Кто поймает?

ЦЕЛЬ: Развитие ловкости.

МАТЕРИАЛ: К палке-удочке привязан шнурок, на конце которого рыбка.

ХОД ИГРЫ: Взрослый водит удочкой над головой ребенка, то, приближая рыбку, то удаляя. Ребенок должен поймать рыбку. Когда ему это удается, ребенок танцует, а взрослый поет:

— Саша наш — молодец!

Саша наш — удалец!

Саша рыбку поймал,

А потом поплясал!

(А. Ануфриева) 

Зайки

ЦЕЛЬ: Развитие быстроты.

ХОД ИГРЫ: Ребенок изображает «зайчика», а взрослый — «волка». «Зайчик» делает то, о чем поется в песенке, а на последних словах песенки: «Волк идет!» — «волк» бежит за «зайчиком», который убегает от него.

Заиньки перебегают

То лужок, то лесок.

Землянику собирают,

Скок да скок! Скок да скок!

Здесь полянка мягче шелка,

Оглянись, оглянись!

Берегись лихого волка,

Берегись, берегись!

Заиньки уснули сладко,

Лес шумит! Лес поет! —

Убегайте без оглядки:

Волк идет, волк идет!

(Русская песенка) 

Кто умеет чисто мыться?

ЦЕЛЬ: Расширение словарного запаса.

ХОД ИГРЫ: Игра сопровождается движениями, описанными в тексте песни:

Кто умеет чисто мыться?

Кто водицы не боится?

Это мы! Это мы!

Кто не хочет быть грязнушкой,

Хорошенько моет ушки?

Это мы! Это мы!

Умываться мы умеем,

Мы мочалкой моем шею.

И вот так! И вот так!

А чтоб чисты были ножки,

Мы помыли их немножко.

И вот так! И вот так!

А потом помоем ловко

Мы над тазиком головку.

И вот так! И вот так!

Мы помылись, как большие,

Вот мы чистые какие!

Посмотри! Посмотри!

(А. Ануфриева) 

Бабушка и котенок

ЦЕЛЬ: Развитие ловкости.

МАТЕРИАЛ: Корзиночка с клубочками.

ХОД ИГРЫ: Ребенок изображает «котенка», который бегает, «умывается», затем садится на стульчик — » заборчик «. Входит «бабушка» в платочке, с очками на носу, с корзиной в руках, наполненной клубочками (клубочки можно сделать из яркой тесьмы или лоскутков). Взрослый говорит и вместе с ребенком выполняет соответствующие движения:

Наша бабушка идет

И корзиночку несет.

Села тихо в уголочек,

Вяжет деточкам чулочек.

Посидела, повязала

И тихонько задремала.

(«Бабушка» вяжет чулок. «Она роняет корзинку, и клубочки рассыпаются по полу.)

Вдруг котенок прибежал

И клубочки подобрал.

(«Котенок» выбегает из-за «заборчика», собирает клубочки и прячется обратно.)

Как же мне вязать чулочки?

Где же, где мои клубочки?

(А. Ануфриева) 

(«Бабушка» просыпается и ищет клубочки.)

«Бабушка» заглядывает за «заборчик», находит «котенка» и просит отдать ей клубочки. Собрав клубочки в корзину, «бабушка» садится и «вяжет чулочки». Затем опять «засыпает», и игра повторяется. В конце игры «бабушка» предлагает «котенку» поплясать с клубочками. Они держат клубочки и вместе танцуют.

Спрячу куклу Машу

ЦЕЛЬ: Обучение игре с куклой, развитие внимания.

МАТЕРИАЛ: Большая кукла.

ХОД ИГРЫ: Ребенок сидит на стульчике. Взрослый держит в руках куклу и говорит, что куколка Маша сейчас спрячется, а ребятишки будут ее искать. Ребенок идет в другую комнату, взрослый прячет куклу. Ребенок возвращается, взрослый поет:

— Спрячу куклу Машу,

Спрячу куклу нашу.

Оля к куколке пойдет,

Оля куколку найдет.

Ребенок находит куклу, взрослый хлопает в ладоши.

Если ребенок долго не находит куклу, взрослый ему помогает.

Птицы и автомобиль

ЦЕЛЬ: Развитие внимания, умения быстро бегать.

МАТЕРИАЛ: Игрушечный автомобиль.

ХОД ИГРЫ: Дети-«птички» «летают» по комнате, размахивая руками, как крыльями, а взрослый напевает:

— Прилетели птички,

Птички-невелички.

Летали, летали,

Крыльями махали.

(Дети-«птички» «летают».)

Так они летали,

Крыльями махали.

На дорожку прилетали,

Зернышки клевали.

(А. Ануфриева) 

(«Птички» прыгают на скамеечку и приседают на полусогнутых ногах, затем прыгают на пол, садятся на корточки, стучат пальчиком об пол — «клюют».)

Появляется взрослый с игрушечным автомобилем в руках, раздается гудок, и автомобиль, управляемый взрослым, едет. Взрослый приговаривает или поет:

— Автомобиль по улице бежит,

Пыхтит, спешит, в гудок гудит.

Тра-та-та, берегись, посторонись!

Дети-«птички» быстро убегают от автомобиля и встают на скамейку.

Ниточка

ЦЕЛЬ: Развитие умения действовать согласованно.

МАТЕРИАЛ: Катушка с нитками.

ХОД ИГРЫ: Детям показывают катушку и объясняют, как на них наматывают нитки. Малышам предлагают изобразить, как это происходит. Все берутся за руки: тот, кто стоит первым, будет исполнять роль «катушки». Он стоит в середине комнаты и крепко держит за руку второго малыша, а тот — третьего и т. д. Получилась «ниточка».

Взрослый, взяв за руку последнего малыша, ведет всех по кругу до тех пор, пока вся «нитка» не намотается на «катушку». Малыши двигаются приставным шагом и приговаривают: «Ниточка, ниточка, накручивается!»

Потом «ниточка» разматывается, дети идут назад, не отпуская рук, повторяя считалку:

— Ниточка, иголочка,

Ти-ти, улети.

Обратно ко мне прилети!

Игра в поезд

ЦЕЛЬ: Тренировка разных групп мышц, развитие умения действовать согласованно.

МАТЕРИАЛ: Две длинных рейки (или веревки).

ХОД ИГРЫ: Взрослый или один из детей — «паровоз», все остальные дети изображают вагоны. На полу лежат длинные рейки — рельсы. Дети сидят верхом на стульчиках друг за другом. «Паровоз гудит», и «поезд трогается». Дети могут двигать руками и произносить:

— «Чу-чу-чу!»

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде этом

Ребята сидят.

«Чу-чу-чу, чу-чу-чу» —

Пыхтит паровоз.

Далеко, далеко

Ребят он повез.

(А. Ануфриева) 

Дети идут друг за другом между рейками, «по рельсам». По сигналу «Быстрей!» — бегут, по команде «Стой!» «поезд» подходит к станции и останавливается. Дети выходят, гуляют по комнате, бегают. «Паровоз» уезжает за водой. По сигналу: «Поезд отправляется!» — все встают на свои места и продолжают коллективное движение.

На пути надо проехать по мосту, то есть пройти по скамейке, подняться на горку и спуститься с нее (подняться по наклонной доске и сбежать по другой такой же доске). Подъезжая к другой станции, «поезд» останавливается, дети снова могут погулять, «собрать цветы», затем «поезд» едет дальше.

Закончить игру можно большой остановкой: дети шагают на месте — «стучат колеса», шагают все медленнее и медленнее — «поезд останавливается».

В этой игре можно использовать другой текст песни:

Деток поезд к нам везет

В лес и на полянку,

Будут дети там гулять,

Повстречают зайку.

«Так-так-так, так-так-так» —

Все колесики стучат!

«Чу-чучу» — белку встретим и лису.

Едем, едем мы быстрей,

Не боимся мы зверей!

Паровоз идет потише —

Значит, остановка ближе —

«Ду-ду-ду», стоп!

Кошкин дом

ЦЕЛЬ: Развитие чувства ритма, умения разыграть простой знакомый сюжет.

МАТЕРИАЛ: Домик кошки (сделан из кубиков или стульев), ведерко, лейка, фонарик, лопатка, кусок красной материи («огонь»), колокольчик.

ХОД ИГРЫ: Ребенок идет по кругу, хлопает в ладоши, чтобы лучше воспринять ритм и согласовать с ним ходьбу. Взрослый поет песенку:

— Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Бежит курочка с ведром,

А лошадка с помелом,

А собачка с фонарем,

Серый заюшка с листом.

Взрослый громко звонит в колокольчик, дети бегут туда, где лежат ведерко, лейка и т.д., берут игрушки и «гасят пожар» (огонь изображается с помощью красной материи, наброшенной на кошкин домик).

Вместе с взрослым они произносят:

— Раз! Раз! Раз! Раз!

И огонь погас!

Игра с куклой

ЦЕЛЬ: Обучение игре с куклой.

МАТЕРИАЛ: Кукла.

ХОД ИГРЫ: Ребенок сидит на ступеньке, напротив взрослый, в руках у него кукла. Взрослый поет и делает с куклой движения, соответствующие словам песни:

Вот красивая игрушка —

Наша куколка Катюшка,

Может хлопать, может петь.

Кто желает посмотреть?

Ну, довольно веселиться,

Надо Кате спать ложиться.

Катя, глазки закрывай,

Баю-баю-баю-бай!

Катя, мой лицо и шейку,

Мылься мылом хорошенько.

Воду ты не разливай,

Сухо ручки вытирай.

Причесалась и умылась,

Всем ребяткам поклонилась.

(А. Ануфриева) 

Статья по теме: Сюжетные игры для развития дошкольников

Беспорно, что дидактические игры способствуют развитию речи малышей. Эти игры могут проводить как специалисты, так и родители. Сегодня мы предлагаем вам поговорить о сюжетных играх.

В древние времена, когда детство ребёнка заканчивалось, как только он вставал на ноги и мог помогать своим родителям, труд был первичен, а игра вторична. С развитием средств производства, удлинялось и детство. Увеличивался разрыв между миром взрослых и миром детей. Связующим звеном между взрослыми и детьми стала игра, в которой ребёнок мог реализовать свою потребность: быть таким как взрослый.

Большое значение для развития всех сторон психики ребёнка занимает сюжетно-ролевая игра, которая отображает ту или иную сторону жизни взрослых. Также стоит отметить, что в игре дети проигрывают своё видение взаимоотношений других людей, поэтому взрослые, поиграв с детьми, могут узнать многое о том, как ребёнок видит окружающий его мир, разглядеть за манерой поведения персонажей, в которых ребёнок играет, свои собственные манеры общения с людьми. Также через такую игру можно увидеть, как на ребёнка влияют мультфильмы и передачи, которые он смотрит.

Для успешного развития сюжета всегда необходимы новые атрибуты – это может напомнить уже увиденное или прожитое ребёнком ранее, что  вносит новый поворот в игру.  Подобным образом на развитие игры влияют игрушки «Домик» и «Семья», так как ролевая игра детей очень чувствительна к сфере человеческой деятельности и отношений между людьми, и именно эту сторону деятельности взрослых ребёнок воспроизводит в игре. Дети старшего дошкольного возраста переходят на более высокую ступень игры, где один ребёнок берёт на себя множество ролей сразу и поэтому они любят мелкие игрушки. Игра «Домик» и «Семья» как ни что другое подходят для игр старших детей. Дети сами или с помощью взрослого могут дополнить эту игру своими поделками.

Особое значение эта игрушка имеет для развития социальной и коммуникативной стороны жизнедеятельности детей, имеющих общее недоразвитие речи. Чтобы сюжет игры был развёрнутым, а дети прониклись содержанием и могли хорошо вжиться в роли, желательно провести подготовительный этап, состоящий из чтения сказок и рассказов, проведения бесед, таких, как «Мы с дедушкой на прогулке», «Кем работают мои родители», «Как мы ездили в гости», «Как мы отдыхали на даче», «Как мы убирали квартиру» и другие. Также хорошо провести дидактические игры, помогающие усвоить игровую культуру, такие как «Потому, что…» «Мама на меня обиделась, потому что…», «Мы не пошли в кино, потому что…».

Перед началом игры можно провести вводную беседу, обозначив права и обязанности членов семьи. После такой беседы педагог предлагает разыграть обычную жизненную ситуацию. Взрослый лишь направляет ход сюжета, давая детям возможность наполнять его своим содержанием. Взрослый, играя с детьми, выступая в какой-то роли, может и скорректировать модель поведения ребёнка, предложив или проиграв в игре действие героя по-другому, более эффективно и хорошо, нежели это умеет делать ребёнок. Полезно восхищаться и радоваться успешному развитию сюжета, если другие дети, партнёры по игре, предлагают интересные идеи и модели поведения, это помогает обратить на них внимание, лучше усвоить такую модель. Важно обратить внимание не столько на оценку ребёнка, сколько на то, как такой способ помогает успешно выйти из затруднительной ситуации. Так можно развить навыки успешного общения, подсказать детям как вести себя в сложных конфликтных ситуациях. Сюжетно-ролевая игра открывает для этого большие возможности.

Предлагаем для игры несколько вариантов:

  1. Дети идут в школу, в детский сад, мама их одевает, готовит им

завтрак, а папа приходит после утренней пробежки и идёт в душ, затем присоединяется к завтраку. Вот проснулся младший сын и требует к себе внимания, старшими детьми занимается бабушка. После завтрака папа должен отвезти детей в школу и детский сад, но машина сломалась. Что же делать?  …. Вдруг обнаружилось, что у младшего сына поднялась температура. Опять возникает вопрос: что делать? Подождать дедушку с ночного дежурства — он работает врачом в больнице,  пригласить участкового врача или вызвать  скорую помощь? 

  1. Вся семья поехала отдыхать на дачу. Во время поездки члены семьи  столкнулись

с трудностями: спустило колесо – опять вопрос: «Что делать?» — отправиться на автобусе, поймать попутную машину или подождать пока поставят новое? Приехали на дачу. Что будем делать на даче? Во время приготовления обеда обнаружилось, что забыли соль. Опять – Что делать? – пойти попросить у соседей, съездить в магазин?  

  1. Во время подготовки дачного участка к посадке овощей была

обнаружена бутылка, в которой находилась какая-то бумага. А что это за бумажка? – Карта, которая показывает место, где  спрятаны сокровища или просто записка.  Если это карта, то,  что с ней делать? Отыскать этот клад самим или сдать государству (или другое решение). Если члены семьи решили искать клад, то какие трудности встают перед ними? Что необходимо взять с собой в дорогу? На каком транспорте они отправятся? Или пойдут пешком?

Во время игры взрослый, взяв на себя одну из ролей, помогает детям развивать сюжет своими предложениями или задавая вопросы от лица своего персонажа.

Сюжетная игра это не только развлечение, но и закрепление определённых поведенческих структур, имеющих место в обществе, это возможность проиграть ситуацию

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка на тему: «Логико-математические сюжетные игры для детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №26 «Маячок» г. Воркуты

Методические рекомендации для педагогов

 «Логико-математические сюжетные игры

для детей дошкольного возраста»

                                                                                                                                                       

 Баракова Ирина Михайловна

                                                              воспитатель

 

      Логико-математические представления детей  дошкольного возраста

разнообразны и практически значимы для ребёнка в разных видах деятельности. Они являются средством успешного осуществления

игровых, конструктивных, простейших трудовых действий, приобщения

ребёнка к познанию и творчеству.

Наряду с дидактическими играми в детских садах бытуют увлекательные игры «в кого-нибудь» или «во что-нибудь»; в строителей, космонавтов, моряков, хлеборобов, в больницу, магазин, школу, ферму. Этим сюжетно-ролевым, творческим играм присуща свободная, активная, по личной инициативе ребёнка предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями. В сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и общественный характер. Поэтому советские психологи и педагоги характеризуют игру как форму практического познания окружающей действительности, как способа перехода от незнания к знанию.

Отражая в играх деятельность взрослых, в которой ребёнок практически ещё не может участвовать, он действительно воспроизводит наиболее для него интересные, запечатлевающиеся трудовые процессы взрослых.

«Игра, — писал выдающийся психолог А.В.Запорожец, — даёт возможность

воссоздать в активной наглядно-действенной форме неизмеримо более

широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной

практики ребёнка. В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздаёт труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними. Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребёнком этих новых областей действительности, а вместе с тем и для развития  соответствующих

способностей».

 Дошкольники в сюжете и содержании игр, а также в игровых действиях

отражают знакомую им область действительности: быт семьи, детского

сада, различные виды труда взрослых. В таких играх иногда создаются

ситуации, в которых, выполняя взятую на себя роль, ребёнок может производить разнообразные счётные и измерительные действия. Например,

в игре «Магазин» он пересчитывает предметы, записывает свои подсчёты,

измеряет ткань, ленты, верёвочки и др.

Чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно осуществлять

обучение ребят математическим основам, а именно операциям счёта и

действиям с мерами, необходимы игры особого рода. Они должны быть

организованы так, чтобы в них: во-первых, в качестве способа выполнения

игровых действий возникала объективная необходимость в практическом

применении счёта и измерения; во-вторых, содержание игры и практические действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей.

Иначе говоря, в такой игре должен быть развёрнутый сюжет, включающий

разнообразные роли, и необязательно с математическим содержанием, но

определённые игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных на занятиях математических знаний и предлагаться ребёнку в виде игровых правил. Речь идёт о сюжетно-дидактических играх, в которых дети, играя в профессии, постигают смысл труда и воспроизводят трудовую деятельность взрослых, а также одновременно учатся точному выполнению правил и математических действий в бытовой обстановке. Чтобы развернуть  эти игры с детьми, надо познакомиться с принципами их организации:

  • Отбор математических знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в играх дошкольников;
  • Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически

входят действия счёта и измерения;

  • Отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и

содержании игр;

  • Организация  коллективных игр. Привлечение каждого ребёнка к

выполнению ролей, включающих математические действия;

  • Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего

наряду с детьми игровую роль;

  • Индивидуальный подход к детям (учёт знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребёнка)
  • Переход от практического счёта предметов к действиям счёта в плане

представлений, а затем к операциям с числами.

 Сюжетно-дидактическая игра, организованная воспитателем после занятий,

даёт ребёнку возможность практически использовать, закреплять и уточнять

полученные на занятиях представления. Например, если на 3-4 занятиях

дети знакомятся с порядковыми числительными, то и основной целью

сюжетно-дидактической игры «Зоопарк», организованной вслед за занятиями, будет практическое использование порядковых числительных в

пределах 10. Таким образом, обеспечивается взаимосвязь между  содержанием занятий по математике и последующей игрой.

Сюжетно-дидактические игры под контролем воспитателя целесообразно

проводить 2-3 раза в неделю, в свободное от занятий время. Самостоятельно

в эти игры дети могут играть и в другие дни.

В сюжетно-дидактической игре одновременно могут быть заняты от 6-8

до 12-14 детей. Воспитатель, принимая в ней непосредственное участие, в то же время должен держать в поле зрения и остальных детей группы. Это

довольно сложно. Поэтому, организуя новые игры с группой детей, необходимо остальных занимать хорошо знакомыми играми («Семья», «Визажист»

и др.) Это позволит воспитателю принимать участие в новой сюжетно-дидактической игре.

В организации и проведении сюжетно-дидактических игр можно условно

      Выделить три этапа. На первом этапе  игра носит сюжетно-дидактический характер. Ведущая роль здесь принадлежит воспитателю.

Он направляет развитие сюжета, следит за сменой ролей  и выполнением  счётных и измерительных действий каждым ребёнком, развивает умение принимать эти знания в ирге. Например, дети играют в «Молочную ферму», доярки, надев фартуки, готовят корм для коров и телят, раскладывают его в стойла, чистят помещение, выгоняют стадо на пастбище, доят коров. Надоенное молоко нужно доставить  на молокозавод, а затем в детский сад, больницу, магазин, а значит, его нужно разлить во фляги.

 Теперь доярки, взяв различные условные мерки, разливают

молоко в одинаковые бидоны, устанавливая каждый раз зависимость числа

от величины меры (чем больше мерка, тем меньшее число раз она  уложится).

Второй этап. По мере овладевания счётом и измерением меняется содержание игр, характер их протекания, а соответственно и роль воспитателя. Ведущие роли начинают выполнять сами дети. Так, задумав развернуть игру в «Зоопарк», ребята предлагают роль директора зоопарка

Даниле: он не ошибается в счёте и всегда помогает другим. Взяв на себя роль организатора игры, дети стремятся выполнить её ответственно и добросовестно. Например, Данила, выполняя роль директора зоопарка, не только определяет задания проводникам, доставляющим в зоопарк животных, но и по ходу игры проверяет правильность их выполнения.

Третий этап. На этом этапе характерно развёртывание сюжетно-ролевых игр по инициативе самих детей. Какая же роль отводится здесь воспитателю?

Его роль сводится к контролю за ходом игры  и вовлечению  малоактивных

детей в коллективную игру. Воспитатель может участвовать в игре в качестве нейтрального лица (советчика), подсказывающего новые игровые ситуации, новые счётные задачи.

Дети с интересом выполняют все роли, но особенно увлечённо те, в которых они должны пересчитать, сравнить числа, измерить. Каждый стремится

правильно выполнить счётно-измерительные действия, иначе читатель не получит нужную корреспонденцию (игра в «Почту»), в заповеднике не

отловят нужное количество животных (игра в «Зоопарк»), на ферме не хватит корма (игра в «Молочную ферму») и т. д.  Войдя в роль,  ребята испытывают

чувство гордости от приобщения к труду, которым занимаются взрослые. Это содействует развитию у них понимания смысла труда взрослых и воспитания уважения к нему.

Самостоятельное творческое применение математических знаний свидетельствует о прочном усвоении детьми программного материала.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о