Учебно-методический материал: Сюжетно-ролевая игра в соответствии с возрастом детей по ФГОС.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад №89 «Парус»
План-конспект педагогического мероприятия с детьми младшего дошкольного возраста
Разработала: Николаева Анна Владимировна
Должность: Воспитатель
Якутск 2018 г.
Сюжетно-ролевая игра в соответствии с возрастом детей по ФГОС.
С принятием ФГОС игра становится содержанием и формой организации жизни. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками, то есть, мы –педагоги должны максимально насытить жизнь игрой и эмоциональными событиями и направить стратегию педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой к стратегии ее педагогического сопровождения.
Цель: повысить значимость организации сюжетно-ролевой игры в воспитательно — образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС
Задачи: Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для успешной социализации ребенка. Способствовать использованию в практике современных требований к организации сюжетно-ролевых игры.
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Рассмотрим виды сюжетно-ролевых игр:
1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И в этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, полиция, пожарные, цирк, театр, зоопарк).
3. Игры на патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
4. Игры на темы литературных произведений, мультфильмов «Сказка о глупом мышонке», «Репка», «Колобок», «Муха Цокотуха» и тд. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
Развитие в условиях ФГОС. Усложнение игрового мастерства ребёнка проходит три фазы: сначала воспитатель является инициаторами игры и авторам сюжетного замысла, затем требуется только подсказка, наконец, ребёнок совершенствует свои игровые навыки до уровня полной самостоятельности.
Средства педагогической поддержки самостоятельных игр в соответствии с возрастом детей:
Первая младшая группа — предметная игра, построенная вокруг незамысловатого сюжета, постепенное введение ребёнка в осмысленную игру в контексте конкретной ситуации.
Вторая младшая группа — понимание условного характера игры, развитие индивидуальных умений, обучение игровому взаимодействию в малых группах.
Средняя группа — расширение диапазона игр, поддержка понимания необходимости соблюдения правил, поощрение самостоятельных действий, обогащение игрового опыта посредством усложнения сюжета.
Старшая группа — дальнейшее усложнение разнонаправленных игр в совместной с воспитателем деятельности.
Подготовительная группа — построение детского коллектива на принципах игрового сотрудничества и солидарности, поддержка инициативности и самоорганизации, включение элементов ролевого диалога, творческого фантазирования в условиях самодеятельной игровой среды.
Этапы сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста:
1 этап: предварительная работа (чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, фотографий, беседы, отгадывание загадок)
2 этап: создание игровой обстановки, внесение атрибутов, новых игрушек и предметов, обучения игровым действиям.
3 этап: обучение ролевым действиям, ролевому диалогу, распределение ролей, разыгрывание игровых эпизодов.
4 этап: самостоятельная игра детей, расширение сюжета игры.
Принципы организации сюжетно-ролевой игры:
— воспитатель должен играть вместе с детьми;
— воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения;
Таким образом, игра подлинная социальная практика, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальна для дошкольной педагогики проблема использования игры в целях все стороннего развития ребенка, формирование его положительных личностных качеств и социализации как сообщество людей. Игра ориентирует ребенка на соблюдение определенных правил взрослой жизни. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего создания окружающий его мир.
В качестве примера, хочу предложить Вашему вниманию, подборку сюжетно-ролевой игры «Больница» её изменения и дополнения в соответствии с возрастной категорией детей. Это пригодится и опытным педагогам и начинающим.
Сюжетно-ролевая игра в 1 младшей группе «Больница»
Цели: — Формировать у детей умение принимать на себя игровую роль (доктор, пациент).
— Побуждать детей обыгрывать сюжет знакомой игры «Больница», используя знакомые медицинские инструменты (игрушечные).
— Способствовать возникновению ролевого диалога.
— Формировать бережное отношение к своему здоровью, умение проявлять чуткость, заботу к заболевшему человеку.
Оборудование: костюм доктора, набор для игры в больницу, куклы.
Предварительная работа: чтение сказки «Айболит» К. И. Чуковского, рассматривание медицинских игровых инструментов
Сюжетно-ролевая игра во 2 младшей группы «Больница»
Цели: — закрепить ранее полученные знания о труде врача, обогащать словарь, развивать речь детей;
— формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре;
— обучить новым игровым действия;
— формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия;
— поддерживать интерес к участию в игре и девочек, и мальчиков, выполняя определенные роли: (девочки — мамы, медсестра; мальчики — папы, врач)
Оборудование: белый халат, шапочка, баночки или коробочки из-под лекарств, оклеенные цветной бумагой, набор медицинских инструментов (градусник, шприц, вата, фонендоскоп, предметы-заместителей (вата – кусочек поролона, таблетки – рисунок на картоне).
Предварительная работа: экскурсия в медицинский кабинет с целью наблюдения за работой медицинской сестры в детском саду; чтение: К. Чуковский «Айболит», В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок»; рассматривание иллюстраций «Больница», «Аптека»; прослушивание песни «Кукла заболела» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
Сюжетно-ролевая игра «Больница» в средней группе
Цели: — Ознакомление детей с деятельностью медицинского персонала; закрепление названий медицинских инструментов.
— Формировать умения творчески развивать сюжет игры.
— Ознакомление детей с реализацией игрового замысла; использование в игре предметов – заместителей.
— Воспитание уважения к профессии врача. Взаимодействие в игре друг с другом.
— Развивать умение брать на себя роль.
Оборудование: Игровой набор «Кукольный доктор», игрушки – зверюшки, скамеечка для машины «скорой помощи», куклы, посуда чайная для кафе, халат и шапочка для врача, шапочки с красным крестом для медицинского персонала, две игрушечных машины.
Предварительная работа: Экскурсия в кабинет врача детского сада. Чтение художественной литературы: «Больной» Ю. Яковлева, «С человеком беда» Ю. Синицына, «Человек заболел» И. Туричина, сказки «Доктор Айболит», «У меня зазвонил телефон» К. Чуковского. Рассматривание иллюстрированного материала по теме. Просматривание мультфильма: «Айболит». Изготовление атрибутов для игры. Проигрывание игры – ситуации «У зубного врача»; «В травматологическом пункте»; «Вызов на дом»; «Процедурный кабинет».
Игровые роли: Врач в поликлинике, врач скорой помощи, медицинская сестра, санитары, шофёр, работник аптеки, работник кафе, работник зоопарка.
Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» в старшей группе.
Цели: — Расширить представления детей о профессиях врача, медицинской сестры. Прививать детям чувство благодарности к человеку за его труд.
— Закрепить знания социальных отношений, обучение навыкам поведения в поликлинике.
— Развивать игровой диалог, игровое взаимодействие. Активизировать и расширять словарный запас.
Словарная работа: Жаловаться, фонендоскоп, шпатель, регистратура, регистратор.
Предварительная работа: Чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит»; беседа о работе врача, медсестры; сюжетно-ролевая игра «Больница».
Оборудование: 1. Одежда: 3 халата, 3 шапочки (на детей) ;
2. Медицинские инструменты: шприцы, фонендоскоп, пузырьки, шпатель, вата, градусник, бинт.
3. Документация: Медицинские карты на каждого «больного». У каждого ребёнка-пациента надеты пейджики с геометрическими фигурами.
Сюжетно-ролевая игра «Медицинский центр» в подготовительной к школе группе.
Цель: — побуждать детей более широко и творчески использовать в игре знания об окружающей жизни, о специалистах медицины. Развивать инициативу, организаторские и творческие способности.
— помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.
Словарная работа: окулист, стоматолог, педиатр, хирург.
Игровое оборудование: халат и шапочка врача, рецепты, направления, набор «Доктор», лекарства.
Роли: Доктор – ведет прием, прослушивает, смотрит горло, измеряет давление, выписывает рецепт.
Медсестра – помогает вести прием больных, выполняет назначение врача, делает уколы, ставит горчичники.
Пациент – приходит на прием к врачу, рассказывает, что его беспокоит, выполняет рекомендации врача.
Фармацевт – работает в аптеке, отпускает лекарства по рецепту врача
Консультация (старшая группа) на тему: Сюжетно-ролевые игры в ДОУ
Сюжетно-ролевые игры детей среднего дошкольного возраста
Для сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет характерно, во-первых, возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными ребенком из художественной литературы, из рассказов взрослых, из теле- и радиопередач и др. (игры в путешествия, в корабль, моряков, военных, строительство, почту). Во-вторых, возросший интерес детей к книге, к окружающему способствует обогащению содержания прежних игр. У ребенка этого возраста повышается интерес к взаимоотношениям людей в труде. Дети начинают понимать, что в совместном коллективном труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательными, добрыми; у них возникают представления о дружбе, товариществе. Эти представления находят отражение в игре. Однако порою в играх детей можно наблюдать проявление негативных сторон нашей жизни. Воспитатель должен вовремя направить ход игры в положительное русло.
Особого внимания педагога требуют игры с новым содержанием. Важно, с одной стороны, поддержать интерес детей к игре, с другой — направить их общение.
В игровой деятельности ребенка 4-5 лет находит свое место и театрализованная игра. Дети с удовольствием драматизируют знакомые сказки («Колобок», «Лиса и Заяц», «Кот, Петух и Лиса»), стихи К. Чуковского «Телефон», «Путаница», «Айболит» и др. В возрасте 5 лет у ребенка возникает интерес к смелым, отважным поступкам. Ему нравится драматизировать рассказы на эту тему.
Драматизируя литературные произведения, дети стремятся к правдивому изображению героев, эмоционально переживают все описанные события. Игровой образ, созданный по литературному произведению, находит выход и в других играх, что характеризует уровень развития творчества у детей, их способность отражать в игре главное, типичное.
Дети этого возраста любят совместные игры, объединяясь в небольшие — по 6-7 человек- группы на основе личных симпатий, привязанностей. Однако в коллективных играх наблюдаются некоторые противоречия. С одной стороны, накопленный запас знаний и желание использовать их в играх, поделиться ими со сверстниками способствуют зарождению увлекательных игровых замыслов, реализация которых требует в большинстве случаев определенного количества участников. С другой стороны, возможности для проявления чуткости, доброты, отзывчивости, для согласованности игровых действий у детей 4-5 лет еще невелики. Такое расхождение между желанием развернуть коллективную игровую деятельность и практическим его осуществлением связано с недостаточным уровнем развития нравственных чувств. Знания, представления о том, что такое хорошо, что такое плохо, что включает в себя понятия «зло», «добро», почему необходимо оказывать друг другу помощь и т. д., ребенок имеет, но у него мал жизненный опыт, нет устойчивости в проявлении нравственных чувств, недостаточно развито умение поступаться своими желаниями, интересами в пользу другого, учитывать возможности сверстника, оценивать его положительные качества. Отсюда вытекает неумение детей согласовывать свои замыслы. Одному кажется, что интереснее его выдумка, другому — что увлекательнее его предложение.
Часто неумение согласовывать замыслы приводит к распаду игры, разрушению дружеских контактов. Данную особенность следует учитывать при руководстве игрой. Необходимо помогать детям из многих предложений выбирать самое интересное и в то же время использовать по мере возможности и другие, воспитывая тем самым умения уважать замыслы друг друга, быть внимательными, поступаться личными желаниями.
В формировании у дошкольников умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний друг друга эффективны такие приёмы, как раскрытие перед детьми лучших, положительных качеств каждого ребенка, поддержка его предложений, а также создание практических ситуаций, где бы воспитанники могли проявить чувство ответственности за выполнение роли, доброту, чуткость, отзывчивость, знание нравственных норм поведения.
Если на одну роль претендуют несколько детей, воспитатель должен прийти им на помощь так, чтобы по возможности были удовлетворены все заявки. Исходя из особенностей развития игры, в средней группе методы руководства должны быть направлены на обогащение детей впечатлениями, знаниями о событиях, происходящих в нашей стране, о социальной сущности коллективного труда взрослых, их добросовестном отношении к своему делу. При ознакомлении с окружающим необходимо использовать методы и приемы, помогающие ребенку эмоционально пережить ту ситуацию трудовых действий, с которой его в данный момент знакомят. Связь эмоций с мышлением и воображением в процессе познания помогает сосредоточить внимание ребенка на восприятии конкретных фактов, образов, поступков, усиливает переживаемые детьми чувства, способствует зарождению желания действовать самим. Инсценировка литературных произведений в процессе этических бесед, встречи с людьми разных профессий, дидактические игры, экскурсии обеспечивают не только накопление знаний, но и развитие чувств детей, формирование положительного отношения к труду взрослых, к профессиям.
Наряду с общими методами ознакомления с окружающим необходимо использовать специфичные, непосредственно влияющие на развитие игрового замысла, творчества, усложнение содержания игры, обогащение игровых образов. К таким методам следует отнести рассказ педагога с демонстрацией иллюстративного материала на тему игры.
На 5-м г. жизни у детей появляются любимые роли. Изображая в игре конкретное или придуманное лицо, ребенок стремится реализовать собственные знания, представления о его поступках чувствах, мыслях, делах. И на протяжении многих игр он передаёт через любимую роль личностные качества, свое отношение к той или иной профессии и пр.
Выполнение любимой роли в различных игровых ситуациях увеличивает продолжительность и силу чувств, переживаемых ребенком, закрепляет складывающиеся дружеские взаимоотношения.
Немаловажное значение приобретают беседы воспитателя по поводу дальнейшего хода игры, беседы-рассказы о возможных действиях детей в той или иной роли. Такие беседы способствуют формированию самостоятельности в выборе темы игры, развитии ее содержания. Дети ставятся перед необходимостью сговариваться между собой, спокойно выслушивать мнение друг друга и выбирать наиболее интересное, увлекательное. У них воспитывается способность самостоятельно продумывать дальнейший ход игры, планировать, что нужно сделать, какие игрушки им необходимы, как использовать строительный материал.
Особого внимания со стороны педагога требует оказание ребёнку помощи в создании игрового образа. Для того, чтобы каждый воспитанник сумел в ролевом исполнении передать динамику действий изображаемого лица, его эмоциональные проявления, поступки, отношения с людьми, мысли, дела, нужно путем специального подбора литературных произведений дать ему знания, представления, обогащающие игровой образ. Благотворное влияние создание детьми игровых образов оказывают индивидуальные беседы по поводу выполнения роли, индивидуальные задания, поручения.
Педагог, участвуя в играх, может брать на себя главную, ведущую роль или быть одним из рядовых участников, но в любом случае он должен руководить игрой, направлять инициативу и творчество детей.
Дети не всегда удовлетворяются готовой игрушкой, у них нередко возникает желание самостоятельно изготовить атрибуты для игры. Игрушка, сделанная своими руками, доставляет ребенку творческую радость, воспитывает интерес к созидательному процессу и, естественно, способствует развитию содержания игры. Предлагаю вашему вниманию некоторые конспекты игровых – занятий по созданию детьми атрибутов для сюжетно – ролевых игр.
Магазин
Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».
Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.
Игрушки у врача
Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».
Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.
Парикмахерская
Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.
Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера – расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем
Парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.
На дорогах города
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.
Оборудование: игрушечные машины, флажки для регулировщика – красный и зеленый.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место для постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим легко справятся водители на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движением машин управлял регулировщик. Выбираем Регулировщика. Он становится в кружок. В руках у него красный и зеленый флажки. Красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет движением.
Семья
Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.
Методическая разработка на тему: Организация сюжетно – ролевой игры в условиях ДОУ
«Организация сюжетно – ролевой игры в условиях ДОУ»
(методические рекомендации)
Содержание
Введение
1. Значение сюжетно-ролевой игры в педагогическом процессе
2. Развитие игры в дошкольном возрасте
2.1. Организация игры в первой младшей группе
2.2. Организация игры во второй младшей группе
2.3. Организация игры в средней группе
2.4. Организация игры в старшей и подготовительных группах
3. Диагностика и развитие воображения
3.1. Диагностика воображения.
3.2. Развитие воображения.
Введение
В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. д.).
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.
Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.
Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой — с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения. Своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры также является одной из ее важнейших особенностей. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королевой и др.) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.
1. Значение сюжетно-ролевой игры в педагогическом процессе
Для проведения обучающих занятий воспитатель располагает конспектами, конкретными руководствами, которые определяют, какие задачи следует ставить перед детьми и как осуществлять контроль за их выполнением.
Современный дошкольник имеет мало шансов приобрести опыт в игровых умениях, так как неформальные разновозрастные группы в настоящее время большая редкость. Раньше они существовали в виде дворовых, соседских групп, или группы братьев и сестёр одного возраста, в одной семье. Сейчас дети данного возраста разобщены. В детском саду их подбирают в группу по одновозрастному принципу, в семьях очень часто есть только один ребёнок, а дворовое и соседское общение становится редким из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости школьников в школе, специализированных кружках.
Воспитатель должен заменить дошкольнику недостающих братьев и сестёр, старших товарищей, должен помочь ребёнку овладеть игровыми умениями, втягивая его в игру. Сильным фактором разобщения детей является и телевизор, у которого они проводят много времени.
А что же происходит с игрой?
Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры — действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».
Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем — изобразительные, речевые и воображаемые действия(совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).
Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.
Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.
Именно исключительное сочетание объективного развивающего значения игры и субъективного ощущения внутренней свободы ребёнка в ней заставляет отводить важное место игре в педагогическом процессе детского сада. Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.
В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность не возникает у ребёнка спонтанно, сама собой, а передаётся другими людьми, которые уже владеют его — «умением играть».
Каким же образом передаётся ребёнку игра? Оказывается, ребёнок овладевает ею, как бы втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей.
Сформулируем первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого во время игры. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребёнка, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя — взрослого, которому в любом случае надо подчиниться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнёра.
Для формирования игровых умений можно использовать следующий путь -строить игру с детьми таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе они сразу ставились перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ построения игры. В этом случае дети сначала как бы «открывают» и используют новый способ в «чистом» виде в совместной игре со взрослым, а затем переносят его в самостоятельную игру с различным конкретным содержанием.
Второй принцип организации сюжетной игры воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения. Комфортная жизнь ребёнка в условиях детского сада во многом зависит от того, сумеет ли он при желании развернуть совместную игру со сверстниками. Чтобы успешно играть с кем-то, ребёнку необходимо понимать смысл действий партнёра и самому быть им понятым. Для этого смысл условного действия с предметом, момент принятия той или иной роли, развёртываемое в игре событие должно быть пояснены партнёру. Взрослый, играя с ребёнком, должен пояснить игровые действия сам («Я буду купать мишку, это у меня мыло», и стимулировать к этому ребёнка). Но чтобы такие пояснения ребёнок по собственной инициативе обращал к партнёру — сверстнику, взрослый должен как можно раньше ориентировать его на сверстника, втягивая в игру нескольких детей. У детей очень рано обнаруживается стремление к совместным действиям и уже с раннего возраста можно научить в игровое взаимодействия друг с другом на доступном им уровне построения игры.
Третий принцип — начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла партнёрам — взрослому или сверстнику. Для того чтобы втягивать детей в игру, играть с ними вместе, воспитатель должен сам научиться свободно развёртывать сюжет того или иного строения в «живом» процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. Воспитатель должен владеть игровой «грамотой», игровой культурой. Дети должны быть обеспечены в любом возрасте временем, местом и материалом для самостоятельной игры.
Роль педагога должна ограничиваться лишь созданием условий для активизации игры детей.
В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные составляющие: совместную игру воспитателя с детьми в процессе которой формируется новые игровые умения, и самостоятельную детскую игру, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её активизации и использовании детьми имеющихся в их арсенале игровых умений.
Эмоциональное развитие
Игра оказывает важное воздействие на эмоциональное развитие ребенка. Дети привносят в не то, что они знают о жизни: свои знания и заблуждения, свои страхи и пожелания, а порой болезненные воспоминания, с которыми они пытаются совладать. Маленькие дети, языковые возможности которых ограничены, часто используют игру как средство осознания своего мира.
Через сюжетно-ролевую игру дети пробуют множество ролей. Они могут переодеться и стать теми, кем хотят, подражая речи и манерам лиц, роли которых играют.
Возможность выразить негативные чувства, которые ребенок еще не может воплотить в слово и достаточно ясно осознать, помогает ему в дальнейшем совладать с реальными жизненными проблемами.
В игре дети ведут себя творчески, актуализируя свое воображение. Они проигрывают жизненный опыт, отбирая и организуя роли и события в соответствии со стремлением сохранить эмоциональное благополучие. Благодаря игре у детей повышается понимание своих сильных и слабых сторон, своих привязанностей и антипатий, способности лидировать и убеждать или же подчиняться, может быть согласовывать интересы. Все это способствует развитию самосознания.
Интеллектуальное развитие
Сюжетно-ролевая игра — занятие в значительной мере умственное. Дети используют память: они вспоминают о людях и событиях и затем воспроизводят их. Они апробируют идеи, планируют и реализуют свои планы, формируют представление о прошлом, настоящем и будущем.
В игре дети творят, используя материалы и игрушки совершенно новыми способами. Кроме того, они совершенствуют разговорные навыки, что чрезвычайно важно для мышления и способности обмениваться информацией. Игра является не только средством формирования абстрактного мышления, но и фактором расширения знаний о предметных областях.
Развитие математических представлений
В процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие многих математических представлений. В игре ребенок сталкивается с различными группами и подгруппами материалов и вещей. Дети обучаются классифицировать предметы, используют понятия типа «больше — меньше», «шире — уже», «тяжелее — легче».
Развитие научных понятий
Игра способствует также развитию понятий и методов научного характера. Дети наблюдают, пробуют и экспериментируют, проверяют, анализируют, сравнивая вещи в отношении сходства и различия, ставят вопросы и обобщают ситуации. Все эти действия имеют основополагающий характер в работе ученого.
Подготовка к чтению
Обогащение словаря и развитие понятий — важная предпосылка успешного чтения и понимания. Общаясь в игре, дети используют родной язык, увеличивая гибкость речи, расширяя словарь, осваивая новые понятия. Приведение в порядок материалов и предметов в соответствии с их сходствами и различиями обостряет способность наблюдения. Выявления сходства и различия крайне важно для опознавания букв и слов при чтении. Обыгрывание какой-либо темы заставляет детей организовывать свои представления. В дальнейшем это облегчает им понимание текстов, где следует учитывать логическую последовательность событий.
2. Развитие сюжетно-ролевой игры
2.1 Организация игры в 1 младшей группе
Полноценное развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходит её освоение в период раннего возраста. К 3-3,5 годам у детей необходимо сформировать азы сюжетной игры — умение осуществлять разнообразные игровые действия. Формирование сюжетной игры должно осуществляться на фоне поставленной организации воспитателем условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом. Задача педагога — сформировать у ребёнка к 3 годам умение развёртывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом — заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 действия в смысловую цепочку словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие начатое партнёром -взрослым, а затем сверстником.
Почему ребёнок ломает игрушки? Необходимо избегать недолговечных игрушек. Дети ломают игрушки, так как устают от однообразия и перенасыщения.
Сюжетно-ролевая игра почти всегда предполагает участие нескольких детей, поэтому она является важнейшим фактором социального развития ребенка. Игра часто включает элементы совместного планирования и кооперации. Игра обеспечивает практику разрешения конфликтов. Дети могут спорить и огорчаться, но они привыкают иметь дело с интересами других. По мере того, как им приходится материалами и снаряжением, у них развивается эмпатийное отношение к людям. Одновременно они начинают понимать, что играть и заниматься со сверстниками интересно и приятно.
2.2 Организация игры во 2-ой младшей группе
Какими умениями должны овладеть дети, чтобы в полной мере использовать роль как специфический способ построения игры?
Прежде всего, ребенку нужно уметь принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. Однако, чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку необходимо не только уметь осуществлять специфические для роли условные предметные действия, но и уметь развертывать специфическое ролевое взаимодействие — ролевой диалог. Более того, уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров; уметь менять игровую роль в зависимости от развертывания сюжета. Все эти умения формируются постепенно. Для детей 4го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера — игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером — сверстником.
Задача воспитателя при работе с детьми 4го года жизни — построить совместную игру таким образом, чтобы ее центральным моментом стало именно ролевое поведение.
Цель — не унификация, приведение к единообразию игры для всех детей в рамках «заданных» сюжетов и ролей, а развитие игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы. Показателями успешного формирования ролевого поведения у детей 4-го года жизни являются следующие:
· развертывание детьми в самостоятельной деятельности
специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на
кукольных персонажей;
· парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее
называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.
Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала.
2.3 Организация игры в средней группе
Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни — переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.
Эти умения — залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.
Каким же образом можно формировать эти умения у детей? Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе. Игра должна развертываться особым образом, так чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета.
Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:
1. Использование многоперсональных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;
2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников.
На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Воспитатель не рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предполагая ему основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Если у ребенка возникают собственные предположения в ходе игры -необходимо их принять. Воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации.
Тем не менее, игра воспитателя с каждым из детей и с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену ролей, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. В совместной со сверстником и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей. При этом дети широко и творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами — заместителями, соединяя, условные ранее игровые умения с новыми. У них появляется вкус к динамическому развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним — двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером — игрушкой, с воображаемым партнером, т.е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре.
2.4. Организация игры в старшей и подготовительной группах
Для того чтобы действительно переводить детей на новую высокую ступень сюжетной игры надо хорошо представлять дальнейшую ее революцию.
Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников — игра-фантазирование. Старшие дошкольники готовы к ее освоению. В сюжетной игре не свойственно предварительное планирование и жесткое следование плану. В этом проявляются ее специфические черты -необязательность, свобода выбора действий. Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение более новым сложным способом построения игры — совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров сверстников: обозначать для них, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров; умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.
Каким же образом можно сформировать эти сложные умения у детей?
Оказывается, эффективным средством формирования является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, нежели на предыдущих возрастных этапах.
Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей. И, что очень важно, несмотря на конкретное разнообразие волшебных сказок, все они имеют общую сложную схему:
1. обнаруживается желание иметь какой-то объект, вследствие чего герой сказки отсылается за ним;
2. герой встречается с «дарителем» волшебного средства и для получения последнего проходит предварительное испытание;
3. герой получает от «дарителя» волшебное средство или волшебного помощника, при помощи которого достигает искомый объект;
4. герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание;
5. герой побеждает противника и получает искомый объект;
6. герой возвращается домой и получает заслуженную награду.
При преобразованиях сказки можно использовать весь арсенал известных сказок, а затем и из реалистических историй, кинофильмов.
Как конкретно начинать игру-придумывание с детьми?
Прежде всего, надо сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. Это можно сделать, «вспоминая» вместе известную сказку. Пересказ должен происходить в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований точности рассказа. Важно лишь, чтобы ребенок передал общий смысл очередного события сказки.
3.Диагностика и развитие воображения
3.1 Диагностика воображения
Цель: выявление уровня активности процесса воображения у детей старшего дошкольного возраста.
1.Расскажите детям следующую историю.
Однажды маленький мальчик шел из школы домой. Ступая по тротуару, он очень внимательно смотрел себе под ноги, чтобы быть уверенным, что не наступит ни на одну букашку. Это был очень добрый мальчик. Он не хотел никому причинять вреда. Неожиданно он остановился. Прямо у его ног лежала, сверкая под лучами солнца, абсолютно новая монета.
«Ух ты!» — воскликнул мальчик и поднял монету. «Сегодня, должно быть, счастливый день», — подумал он. А монета была действительно красивой — на одной ее стороне было изображено дерево, а на другой диковинная птица. На самом деле это была волшебная монета, но мальчик, конечно же, об этом не знал. Как только он опустил монету к себе в карман, то почувствовал что-то весьма странное. Ему показалось, что он становится все меньше и меньше, и это чувство не покидало его, пока он не сделался совсем крошечным человечком — ростом в пять сантиметров.
2. Спросите детей:
«Если бы вы были этим маленьким мальчиком, о чем бы вы сразу подумали?»
После того как ребенок предложит свои варианты, продолжите таким образом:
«Вы предложили очень интересные догадки, но я сейчас вам расскажу о том, что же подумал наш мальчик на самом деле. Мальчик начал думать прежде всего о том, как же он теперь будет добираться домой, но так как в этой истории ничего не говорится о том, что предпринял этот мальчик, вы можете выдвинуть свои гипотезы». Иначе говоря, вы должны размышлять и фантазировать вместе с ребенком. Продолжайте: «Итак, каким образом он может добраться до своего дома? Не забывайте, что рост у мальчика всего пять сантиметров».
Запишите все предложения ребенка.
3. Задайте вопрос относительно последствий, с которыми может столкнуться человек, имеющий такой рост. Постарайтесь заинтересовать ребенка и получить от него максимальное количество ответов. Советуем воспользоваться следующими вопросами, хотя можете придумать и свои собственные.
a) Что произойдет, когда мальчик попадет домой? Что подумают его родители? Что подумают его братья и сестры? Его собака и кошка?
b) Как он сможет пользоваться городским транспортом? Как он сможет готовить уроки, есть, чистить зубы?
c) Какую разницу он почувствует в ночное время и когда проснется утором?
Старайтесь получить несколько ответов от одного ребенка. Принимайте все ответы, даже те, которые покажутся вам совсем нелепыми.
4 Продолжайте:
«Вы высказали достаточно много интересных предложений. А теперь подумайте, как будут обстоять дела мальчика в школе?» ребенок должен назвать минимум два предложения.
5. Напомните детям о содержании рассказанной вами истории.
«Итак, после того как мальчик стал маленьким, прошли целые день и ночь. И он решил опять стать таким, каким он был раньше». Попросите детей высказать предположения относительно того, как он сможет этого добиться. Затем расскажите окончание истории.
«Мальчик решил положить волшебную монету обратно на тротуар в надежде снова вырасти и стать прежним. Он положил монету вверх той стороной, на которой было изображено дерево. В тот момент, когда монета коснулась земли, мальчик почувствовал, что становится все больше и больше. Но волшебная монета не знала, какого роста должен быть нормальный мальчик, и он все рос и рос, пока его рост не достиг трех с половиной метров. Это было больше высоты потолка в его комнате».
Попросите ребенка перечислить проблемы, с которыми может столкнуться человек подобного роста. Постарайтесь сделать так, чтобы ответов было как можно больше.
«Ясно, что мальчику не хотелось быть великаном, точно так же как не хотелось быть совсем крошечным. Он очень хотел быть обычным мальчиком его возраста».
Снова прервитесь и предложите ребенку высказать свои соображения по поводу того, каким образом мальчик сможет это сделать.
6. Закончите занятие:
«В нашей истории мальчик решил снова вернуться на то место, где нашел волшебную монету. На этот раз он положил ее той стороной вверх, на которой была изображена птица. Как только он это сделал, он почувствовал, что быстро уменьшается в размерах. Вдруг настал момент, когда он перестал уменьшаться, он оглянулся вокруг и заметил, что снова стал нормальным мальчиком».
В заключение можно предложить ребенку высказать предположение, чем бы еще могла закончиться эта история. Чем активнее вел себя ребенок в процессе работы, чем больше он предлагал вариантов, тем активнее развито у него воображение. Если вы работали с группой детей, то можно провести количественную сравнительную оценку результатов простым подсчетом предлагаемых каждым вариантов. Чем больше величина, тем лучше сформировано и актуализировано воображение данного ребенка по сравнению с другими.
По окончании игры проанализируйте ее результаты, ответив на следующие вопросы:
· Заметили ли вы, в чем выражается процесс воображения в работе
ребенка?
· Насколько необычные и оригинальные идеи предлагает ребенок в
развитии сюжета рассказа?
· Сколько таких идей предложено ребенком?
· Сколько времени потребовалось ему на работу с рассказом?
· Насколько ему понравилась эта игра?
· Испытывал ли он трудности и в чем в работе над сюжетом?
Для ответа на два первых вопроса необходимо учитывать конкретные формы выраженности процесса воображения у детей. Ребенок, включенный в творческий процесс, характеризуется следующими моментами:
1. Ребенок подробно и четко формулирует новые идеи, развивающие сюжет.
2. Ведет активный диалог со взрослым, задает уточняющие
содержание вопросы.
3. Дает подробное описание содержания и объектов сказки.
4. Вводит новых героев.
5. Меняет направление развития сюжета.
6. Демонстрирует хорошую память.
7. Использует жесты и мимику.
8. Проявляет высокий уровень речевой выразительности.
3.2 Развитие воображения
Упражнение «Тропинка»
Игра строится на активизации воображения и сопровождающих его положительных эмоций. Очень эффективно влияет на формирование личности и оптимистичного чувствительного фона. Возрастных ограничений не имеет. Предлагаем такую игру. Все дети (можно работать и индивидуально с ребенком) выстраиваются в затылок и идут в помещение змейкой по воображаемой тропинке. По команде взрослого они переходят воображаемые препятствия. Начали. «Спокойно идем по тропинке… Вокруг кусты, деревья, зеленая травка… Птицы поют… Шелестят листья… Вдруг на тропинке появились лужи. Обходим лужи… Одна… вторая… третья… Снова спокойно идем по тропинке… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила… Спокойно идем по тропинке… тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз… Два… Три… Четыре… Перешли болото, снова идем спокойно. Перед нами овраг. Через него переброшено бревно. Переходим овраг по бревну… Осторожно, идем!.. Ух! Наконец-то перешли… идем спокойно!… Что это? Тропинка вдруг стала липкой от мокрой раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней… еле-еле отдираем ноги от земли… идем с трудом… А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! … Перелезаем через упавшее дерево… идем спокойно по тропинке… Хорошо вокруг! … вот и пришли! Молодцы!»
Текст необходимо читать спокойно, с соответствующими интонациями. Для начала можно читать по книге, но затем, по мере опыта, целесообразно «комментировать» тропинку наизусть.
Можно отходить от предлагаемого образца, импровизировать препятствия и условия («тропинку засыпало песком», «посредине лежит огромный камень», «заросла крапивой» и т.п.). Эта игра проводится в комнате или на асфальтированной дорожке. Она очень хорошо воспринимается детьми и активно стимулирует образное двигательное представление и воображение. Вариантом этой игры, еще более пробуждающим фантазию детей, является «Путешествие по другой планете». Попросите детей самих придумать, какие препятствия возникают у них на пути, преодолеть их, описать.
Упражнение «Волшебники»
Используется для развития чувств на базе воображения. Хорошо воспринимается детьми, начиная с 5 лет.
Вначале ребенку предлагают две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Его задача дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебника. Для девочек можно заменить «волшебников» на «волшебниц».
Теперь вторая часть задания. Ребенок должен сам нарисовать «доброго» и «злого» волшебников, а также придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».
Если в работе участвовала группа детей, целесообразно сделать выставку рисунков и оценить, чей волшебник лучше.
Эмоции имеют очень яркую форму выражения через мимику и пантомимику. Когда у ребенка «работает» воображение, то эмоциональное отношение к воображаемым образам также можно увидеть на его лице.
Упражнение «Неоконченный рассказ»
Это упражнение развивает образное и воссоздающее воображение ребенка. Оно с большим интересом воспринимается детьми и доступно им с 5 лет.
Ребенку читают начало рассказа. «Темнело. Шел нудный дождь. По улице семенила старушка под большущим зонтиком. Вдруг…»
Необходимо продолжить и закончить рассказ. Более лучший вариант, когда в игре участвует несколько детей, которые по очереди продолжают рассказ, пока не придут к развязке.
Поскольку это развивающее упражнение, оно не имеет строгой оценки, но целесообразно обратить внимание на фантастичность, оригинальность, комизм предложенного сюжета.
Игра «Сказка наизнанку»
Вспомнить с детьми знакомую сказку и предложить поменять характер у ее героев: положительный характер на отрицательный, и наоборот. Предложить подумать как изменятся герои и их характер, поступки.
1. Злая волшебница заколдовала героев.
2. В сердце доброго героя попал кусок льда, а злому стало жарко и он
подобрел.
3. Совершил герой один добрый поступок и ему так понравилось.
4. Например, красная шапочка злая, а волк добрый; золушка
непослушная девочка довела до белого каления добрую мачеху, все время издевается над смирными сестрами.
Игра «Салат из сказок»
Предложите детям соединить знакомые персонажи из других сказок в одну и придумать новую. Интересно сочинить сказку, используя морфологический ящик.
Красная шапочка | Красная шапочка | Волк | Бабушка | Дровосек | Ласточка |
Мальчик- с-пальчик | Мальчик-с- пальчик | Жук | Отец | Дети людоеда | Мышь |
Дюймовочка | Фея | Круть | Жаба | Сын жабы | Ружье |
Колосок | Петух | Баба | Внучка | Мельница | Пироги |
Репка | Дед | Дед | Заяц | Жучка | Лиса |
Колобок | Колобок |
|
|
|
|
В качестве наглядного материала можно использовать иллюстрации из книг, рисунки детей.
Игра «Хорошо — плохо»
Для игры выбирают объект, не связанный с людьми. Это может быть карандаш, шкаф, книга, лампа.
Например, настольная лампа.
Хорошо, что красивая, плохо, что не устойчивая; хорошо -стеклянная, плохо — может разбиться.
Лекарство.
Плохо — горькое, хорошо — можно быстро вылечиться. Лекарство невкусное, зато, когда я его выпью, меня все хвалят.
Снегопад.
Снег закрывает поля и деревья, но плохо, если на всходы и первые цветы. Хорошо играть в снежки, но плохо кататься на коньках.
Игра «Фантастический бином»
Детям даются слова, на основе которых они должны придумать историю (5-6 слов из сказки и одно постороннее).
Цель. Развивать способность детей реагировать на новый неожиданный элемент; учить использовать его в известном сюжете.
Ход.
Предложить детям 5-6 картинок с изображением сказки. Определив из какой сказки, дети должны рассказать сказку. И вдруг «появляется» новая. Например, ребенок выбрал 5 карточек: девочка, волк, бабушка, лес, цветы + вертолет.
Первый вариант — сначала ребенок рассказывает настоящую сказку, а ближе к концу вводит новый персонаж.
Второй вариант — сразу вместе с набором карточек вводите тут же незнакомый объект в сказку.
Список литературы
1. Краснощекова Л.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. — Ростов н/Д.: Феникс.
2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия Развития, 1996.
3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. — М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
4. Романов А.А. Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. Альбом диагностических и коррекционных методик. М.: «Принт», 2000.
5. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия Развития, 1996.
6. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / серия «Справочник» Ростов Н/Д: «Феликс», 2004.
Методическая разработка (старшая группа): Методическое пособие для воспитателей ДОУ « Сюжетно — ролевые игры в старшем дошкольном возрасте»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ДЕТСКИЙ САД №1 «УЛЫБКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО — ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСЁЛОК СОЛНЕЧНЫЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ
« СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
Составила: воспитатель
Аксенова Л.В.
2018 г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………………..…3
1.Теоретические основы организации и руководства сюжетно-ролевыми играми..…..3
1.1 Общая характеристика сюжетно- ролевой игры………………………………………3
1.2 Основные направления развития сюжетных игр детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………………..4
1.3 Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников…………………..5
2. Планирование и тематика сюжетно-ролевых игр……………………………………….6
2.1. Примерное планирование сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возраст…6
2.2 Сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте……………………………..8
Заключение………………………………………………………………………………..…..21
Список используемой литературы…………………………………………………………..22
Введение.
Сюжетно — ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. К сожалению, с каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «войну», прыгали на скакалках. Сейчас редко увидишь детей играющих вместе. Современное поколение предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные.
Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В ФГОС ДОигра рассматривается как один из сквозных механизмов развития ребенка, как важное средство его социализации. При этом одним из целевых ориентиров выступает » на этапе завершения дошкольного образования» ребенок должен овладеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам».
Все выше сказанное определяет актуальность развития игровой деятельности детей дошкольного возраста
1.Теоретические основы организации и руководства сюжетно-ролевыми играми
1.1 Общая характеристика сюжетно- ролевой игры
Игра — один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Из всех детских игр особое место занимает сюжетно-ролевая игра — деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых или каких-либо сказочных персонажей и от имени этих ролей проигрывают воображаемые сюжеты, т.е. вступают в отношения с другими от имени этих персонажей. Сюжетно- ролевая игра имеет особенно важное значение для развития ребенка. С одной стороны — это свободная эмоциональная деятельность, котораявсегда приносит удовольствие. С другой стороны – сюжетно-ролевая игра — это школа произвольного поведения. Именно в этой игре ребенок начинает подчинять свои действия правилам и вести себя так, как принято, как положено в обществе.
Четко обозначить возрастные границы перехода к сюжетно-ролевой игре нельзя. При условии сформированности сюжетно-отобразительной игры ребенок начинает принимать на себя роли примерно к трем годам, но в зависимости от индивидуальных особенностей кто-то из детей готов к этому раньше, а кто-то позднее. К 5-6 годам сюжетно-ролевая игра достигает своего пика. Подражание взаимоотношениям взрослых в их общественной жизни усиливается в связи с расширением представлений детей об окружающем мире, дальнейшем развитием игровых умений, усложнением игровых замыслов.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры — это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих.
В сюжете раскрывается содержание игры — то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности.
Роль — игровая позиция, ребенок отожествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры, выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
1.2 Основные направления развития сюжетных игр для детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте все сюжетно-ролевые игры носят совместный, коллективный характер. Дети объединяются в группы. Нередко этими же группами дети организуют разные игры. Такие устойчивые объединения детей строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Сюжетно-ролевые игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время.
Тематика игр меняется: от игр на бытовые темы к играм с трудовым, производственным сюжетом, а затем к играм, в которых отображаются различные общественные события и явления. В играх старших детей наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. Мама проявляет заботу о дочке, причем не только кормит, купает, одевает, но и воспитывает, читает книжки, ведет к врачу. В свою очередь врач не только делает уколы, ставит градусник, но и заботливо уговаривает, успокаивает больную.
Это происходит потому, что постепенно в играх старшего дошкольника все большее место начинает занимать опосредованный опыт: знании, полученные из книг, рассказов взрослых (воспитателей, родителей). Меняется и характер непосредственного опыта (дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, в повседневной жизни). Расширение тематики игр, углубление их содержания приводят к изменению формы и структуры игры.
В игре ребенка старшего возраста четко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а также изготовление игрушек-самоделок совместно с воспитателем. Постепенно в процессе договоренности дети начинают намечать (обсуждать) общую линию развития сюжета игры («Сначала покормим детей, погуляем, а потом будет праздник»). Это уже элементарное планирование. У детей возникает потребность обсуждать сюжет, распределение ролей, исходя из интересов всех играющих. Сговор требует многих организаторских умений, знания возможностей друг друга, поэтому сговариваться начинают раньше дети, которые чаще всего играют вместе. Во многих случаях в подготовительный период дети готовят игровую обстановку (подбирают игрушки, делают недостающие, сооружают постройки и т.д.). Эти умения формируются под руководством воспитателя. Участвуя в сговоре детей о предстоящей игре, воспитатель должен направлять их внимание на подбор основного игрового оборудования, оказывать помощь в изготовлении недостающего, приучать к элементарному планированию игры, самостоятельной организации игровой обстановки. По ходу игры педагог может давать детям советы, задавать вопросы, привлекая внимание играющих к той или другой стороне игры, и т.
С возрастом количество играющих увеличивается. Если в младших группах в игре участвуют 2-3 ребенка, то в старших группах количество вовлеченных в игру увеличивается до 5-7 человек.
Для развития игры характерно изменение требований, которые дети предъявляют к игрушке. Чем старше становятся дети, тем больше они предъявляют требований к соответствию игрушки игровому замыслу. Старший дошкольник предпочитает более сложную игрушку, приближающуюся к модели предмета.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте появляется коллективная игра, которая дает возможность быстрому развитию и изменению тематики, содержания и структуры игры, что связано с расширением их источников
1.3 Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников
Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры. Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением. Педагогическое руководство бывает прямое и косвенное.
Прямое педагогическое руководство это когда педагог проводит организацию игровой деятельности по заданному замыслу, сюжету, ролям, в ходе, которой происходит либо выработка, либо тренировка игровых действий и обогащение игрового опыта между взрослым и ребенком, между детьми.
Косвенное руководство — это когда педагог создает условия, способствующие возникновению, развертыванию и преобразованию игровой деятельности по инициативе детей с учетом обогащения игрового опыта между детьми.
Комплексное руководство игрой включает четыре внутренне связанных общим содержанием компонента, которые одинаково важны в процессе формирования игры:
-ознакомление с окружающим миром в активной деятельности;
-обогащение игрового опыта детей;
-организация предметно-игровой среды;
-активизирующее общение воспитателя с детьми.
Большое значение для обогащения содержания игры имеет первый компонент комплексного руководства. Основополагающим документом в определении содержания знаний об окружающем мире является программа, по которой работает дошкольное учреждение. В соответствии с программными требованиями воспитатели планируют расширение кругозора своих воспитанников. Работу по ознакомлению с окружающим миром нужно организовать так, чтобы дети без принуждения со стороны взрослого захотели отображать полученные впечатления в своих играх. Поэтому материал должен подаваться эмоционально, с опорой на наглядность. В игре впечатления об окружающем мире отображаются особыми игровыми способами. На воспитателя возложена сложная функция – сформировать у ребёнка игровой опыт, познакомить его с игровой условностью. Развитие игрового опыта проходит несколько этапов:
-усложнение содержания;
-усложнение игровых действий;
-взаимодействие с партнером;
-самостоятельность и творчество.
Неизменными спутниками детских игр являются игрушки и другой игровой материал, поэтому при планировании сюжетно-ролевой игры нужно не только определить цель и разработать игровые действия, но и составить список оборудования для создания предметно-игровой среды. В группах обязательно должны быть всевозможные атрибуты для сюжетно-ролевых игр разного характера, иллюстративный материал для бесед, книги о профессиях, предметы изготовленные для игры детьми совместно со взрослыми. Предметно-игровая среда должна быть организована так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др. Это позволяет предоставить детям возможность самостоятельно находить новые повороты сюжета и игрового взаимодействия. Детей также надо привлекать к посильному участию в оснащении игровой среды. Например, совместно изготовить атрибуты для игр.
Немаловажную роль в руководстве сюжетно-ролевыми играми играет активизирующее (побуждающее) общение воспитателя с детьми. Активизирующее общение осуществляется с использованием специальных методов руководства, например, совета, напоминания, поощрения и т д. руководство сюжетно – ролевой игрой должно быть хорошо продумано, своевременно, ненавязчиво. Воспитательное участие взрослого в играх детей должно быть гибким и непринуждённым.
2.Планирование и тематика сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте.
2.1.Примерное планирование сюжетно ролевых игр в старшем дошкольном возрасте.
Месяц | Программное содержание | Примерная тематика |
Сентябрь | Формировать представления о школьной жизни, режиме. Помочь создать в группе сюжетно- игровую обстановку. Закрепить представления детей о разных профессиях, о труде людей осенью. Учить детей руководить играми других детей | «Школа» «Военные» «Сбор урожая» «Строители» |
Октябрь
| Закреплять представления о качествах и свойствах, целевом назначении и функциях предметов одежды. Обогатить жизненный опыт детей, содействуя появлению разнообразных замыслов. Приобщать к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Воспитывать уважение к труду и желание трудиться. | «Ателье» «Модельная библиотека», «Кафе Макдональдс» «Продовольственный рынок» |
Ноябрь | Развивать умение свободно общаться со взрослыми и детьми. Способствовать отражению в игре элементов социальной действительности, побуждать находить выход из возникшей конфликтной ситуации, воспитывать культуру общения. Познакомить профессиями «экскурсовод», «эксперт-оценщик», «архивариус», «хранителя музея», «художник — реставратор» Совершенствовать у детей умение самостоятельно разворачивать сюжет. | «Дорожно патрульная служба» «Салон сотовой связи» «Музей» «Исследовательская экспедиция» |
Декабрь | Формировать умения детей совместно строить и творчески развивать сюжет игры. Углубленное ознакомление с трудом работников связи, формирование уважения к профессии почтальона. Развивать умение свободно общаться со взрослыми и детьми. Формировать у детей понимание разных эмоциональных состояний людей. | «Пираты Карибского моря» «Главпочтамт» «Модельное агентство» «Снова праздник Новый год» |
Январь | Формировать положительное отношение к детскому саду. Формировать представления о новых профессиях, формировать трудовые умения, формировать умения использовать усвоенные нормы и правила поведения в игре. Развивать творческое воображение. | «Зимняя экскурсия по территории детского сада» «Банк» «Медицинский центр диагностики, профилактики и лечения» |
Февраль Февраль | Воспитывать желание приносить радость другим людям. Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения Воспитывать патриотизм и чувство товарищества Учить организовывать игры на небольшом пространстве. | «Студия дизайна» «Таксопарк» «Военные моряки» «Химчистка» |
Март | Развивать представления о разных видах растений, семян, воспитывать бережное отношение к природе. Развивать творческое воображение, речь Обучать детей развивать и реализовывать сюжет игры; Закреплять знания о видах транспорта, правилах безопасного поведения на улице | «Экологи» «Редакция журнала «Непоседа» «Салон красоты» «Улица» |
Апрель | Формировать представления о новых профессиях, формировать трудовые умения, формировать умения использовать усвоенные нормы и правила поведения в игре. Развивать творческое воображение. Упражнять в умении распределять роли, понимать воображаемую игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Воспитывать культуру поведения. | «Служба 112» «К нам приехал цирк» «Путешествие в космос» «Супермаркет» |
Май | Воспитывать положительное отношение к спорту. Воспитывать заботливое отношение к животным. Воспитывать желание приносить радость другим людям Поддерживать инициативу детей. | «Олимпиада» «Клиника для животных» «Кукольный театр» «Рыбалка» |
Сюжетно-ролевой игре предшествует большая подготовительная работа: чтение литературы, использование различного типа наглядности, проведение экскурсий. Хорошо, когда в группах есть картинки и иллюстрации для бесед с целью обогащения содержания игры. Такой материал особенно полезен, когда нет возможности совершить экскурсию или пригласить в детский сад представителя той или иной профессии. 2.2 Сюжетно – ролевые игры в старшем дошкольном возрасте |
ТЕМА: «ШКОЛА»
ЦЕЛИ: — учить отбирать необходимые для игры атрибуты;
— учить распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли;
— учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции ;
— учить моделировать ролевой диалог;
— расширять и углублять знания детей о школе, как учебном учреждении и её назначении, о профессиях существующих в школе.
ОБОРУДОВАНИЕ: школьные принадлежности необходимые для учёбы, указка, журнал, звонок, медицинские атрибуты (по необходимости)
РОЛИ И РОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
Учитель:ведёт урок, спрашивает детей, пишет на доске, проверяет тетради, ставит оценки.
Ученики:сидят за партой, пишут в тетрадях, на доске, отвечают на вопросы, поднимают руку.
Директор:даёт распоряжения учителям, направляет на уроки, пишет расписание уроков, распределяет учеников по классам.
Охранник: охраняет школу от хулиганов, следит за дисциплиной на переменах, проверяет сменную обувь.
Библиотекарь: выдает детям книги,заполняет формуляры
Медсестра: осматривает больного, выписывает справку о состоянии здоровья
Павар: готовит обед, накрывает на стол
ТЕМА: «Клиника для животных»
ЦЕЛИ:
— -формировать умения развивать сюжет на основе знаний, полученных детьми при восприятии из окружающей действительности, из литературных произведений;
— распределять роли в соответствии с сюжетом, подготавливать необходимые условия для ее проведения, атрибуты;
-совершенствование ролевой диалогической формы речи у дошкольников; обогащение словаря детей через узнавание новых терминов (когтерезка, переноска для животных, защитный колпак для кошек и собак)
-расширять представления детей о профессиях; обогащать знания о деятельности медицинского персонала в процессе лечения животных.
-расширять знания воспитанников о домашних животных
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
ОБОРУДОВАНИЕ: телефон, медицинские халаты и шапочки, журнал для регистрациикорм и витамины для животных из бросового материала и пластилина, аксессуары для животных, переноска, носилки для животных, ветеринарные паспорта, табличка «Клиника для животных», медицинские инструметы для осмотра.
РОЛИ И РОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
Ветеринар: выслушивает жалобы поситителей, осматривает больного питомца, назначает лечение и процедуры, лекарства, дает рекомендации по уходу за животными.
Регистратор:отвечает на звонки, ведет запись на прием, направляет посетителей на прием к ветеринару.
Медсестра:делает уколы и прививки, обрабатывет раны, проводит гигиенические процедуры: чистка зубов, ушей, обрезка когтей.
Посетители с животными:обращаются за помощью к ветеринару, консультируются по питанию и уходу за животными.
ТЕМА: «Музей»
ЦЕЛИ:
-формировать умения создавать сюжет игры, развёртывать действия, связанные с профессией экскурсовода, эксперта-оценщика, хранителя музея;принятие роли и игровой ситуации, образа;построение сюжета согласно темы;
-развитие речи, богащение активного словаря детей новыми словами;
-закрепление правил поведения в общественных местах;
-воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству.
ОБОРУДОВАНИЕ: билеты, экспонаты: детские рисунки, предметы декоративно-прикладного искусства, лупа, краски, кисти, мольберт, указка для экскурсовода, таблички и подписи для обозначения разделов выставки, детский фотоаппарат.
РОЛИ И РОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
Директор: принимает на работу музейных работников. Организует работу, контролирует
Экскурсовод: встречает экскурсантов, рассказывает об экспозициях, отвечает на вопросы, демонстрирует экспонаты
Реставратор: проводит осмотр выставки, отбирает экспонаты для реставрации, работает над экспонатами.
Архивариус: учитывает весь музейный фонд, вносит новые работы, списывает убывшие из экспозиции, создаёт перечень работ в выставках
Эксперт – оценщик: оценивает работу, проводит экспертизу её подлинности, выясняет, из чего создан экспонат.
Художники, скульпторы: создают свои работы, передают их в музей на выставку
Экскурсанты: приходят на выставку в музей, слушают экскурсовода, задают вопросы об экспозиции, фотографируют экспонаты, делятся впечатлениями от увиденного.
Хранители музея: принимают на хранение экспонаты, не участвующие в выставке, хранят их, создают каталоги работ, выдают работы для создания новой экспозиции
Билетёр: продаёт билеты, бронирует места для организованных экскурсий,
Гардеробщик: забирает одежду, выдает номерок и бахилы.
Заключение.
Наши дети растут в непростое время, и все же они – надежда и опора родителей! Они должны получить хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. А начинается развитие детей в игре; с её помощью он познает окружающий мир и учится в нем ориентироваться. В игре ребенок становится равноправен с нами, ведь в повседневной жизни, хотим мы этого или не хотим, нам приходится руководить им, а ему подчиняться или сопротивляться.
Игра – это чудесный мир, который позволяет нам общаться с ребенком напрямую, легко преодолевая благодаря условностям громоздкие формы нашего существования
Литература:
Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников», М: Айрис-пресс, 2009г.
Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду», М: Мозаика-синтез, 2006г
Комарова Н.Ф. «Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду», ОО «Издательство «Скрипторий 2003», 2010г.