Сюжетно ролевые игры на тему осень: Материал (старшая группа) по теме: Сюжетно-ролевая игра «Осенняя ярмарка» – «Осеннее путешествие в лес» (сюжетно-ролевая игра в доу)

Содержание

Материал (старшая группа) по теме: Сюжетно-ролевая игра «Осенняя ярмарка»

Ход игры:

Воспитатель:

Ребята, давайте устроим праздник — «Осенняя ярмарка». А что такое ярмарка?

Ответы детей: Место, где что-нибудь продают или покупают. Базар. Рынок. А пока вы наряжаетесь, подумайте, кто хочет быть продавцом, а кто покупателем, что нужно для продавцов, а что для покупателей.

Ну вот, теперь вы нарядные и красивые.

Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,

Ярмарка зовёт!

Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Народ собирается —
Наша ярмарка открывается.

Ни одна ярмарка не обходится без веселых песен и плясок. Сейчас, мы будем танцевать. «Осенний хоровод«

Вот какие дары принесла нам Осень, пора с ними познакомиться на нашей ярмарке. Продавцы проходите к прилавкам, а покупатели вооружайтесь корзинками и кошельками. Эй, ребята-детвора, подходите все сюда. Кто со мною собирался? Кто для ярмарки старался:

Посмотрите, с огорода заготовила природа
Массу вкусных овощей для супов, и для борщей!

 

А тут- яблочки румяные, сочные берите!
Вот морковка, вот лучок, помидорчик, кабачок,
А картошка – хлеб второй, это знаем мы с тобой.

Выходят дети, берут шапочки овощей.

Частушки на музыку «Во саду ли, в огороде»

(Русская народная мелодия.)

Хором:

Во саду ли в огороде были мы, ребятки.
Вам сейчас споем частушки, что растут на грядке.
Урожай у нас хороший уродился густо:
И морковка, и горох, белая капуста.

1 ребенок:

Про меня рассказ не длинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок,
Будешь ты здоров, дружок.

2 ребенок:

Самый вкусный и приятный
Наш любимый сок томатный.
Витаминов много в нем,
Мы его охотно пьем.

3 ребенок:

Надо свеклу для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свеклы нету.

4 ребенок:

Я – приправа в каждом блюде 
И всегда полезен людям.
Угадали? Я вам друг – 
Я простой зеленый лук.

5 ребенок:

Круглое, румяное яблоко на ветке
Любят меня взрослые и маленькие детки.

6 ребенок:

К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
А арбуз – он вместо гири,
Пусть поднимут силачи.

Хором:

Мы представили сегодня вам рекламу для борщей, 
Для здоровья и для силы ешьте больше…

Все: Овощей!!

Воспитатель: Фрукты тоже хороши!

Молодцы, хороший урожай. Вот только он весь перепутался, помогите разобрать овощи и фрукты.

Игра «Разбери овощи и фрукты».

Во время игры воспитатель ненавязчиво помогает детям расхваливать товар, договариваться о цене, выбирать нужное.

Воспитатель: Кто хочет прокатиться на ярморочной карусели?

Игра «Карусель»

Воспитатель: Ах, какая туча зависла над нами, видно дождик хочет нам помешать. Давайте спрячемся.  Ну вот и опустели наши овощные ряды. Покупатели пополнили свои осенние запасы. А продавцы славно потрудились и наверно хорошо заработали. А пока вы здесь выбирали овощи и фрукты, я купила пироги. После такого веселья можно и отдохнуть — попить чайку с пирогами. Мы не распрощаемся с Ярмаркой, ведь она бывает не только осенней. Впереди у нас большие русские праздники и Рождество, и Пасха, и Масленица. Скажем ярмарке, до свидания.

 

 

Осенние игры для детей: сюжетно-ролевые и логоритмические игры

Ну вот и миновали последние теплые деньки, и осень вступила в свои права. У многих людей она ассоциируется с унынием и скукой. Даже на великих поэтов осенняя пора нагоняла тоску. Например, А. Плещеев писал:

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…

Погода, безусловно, влияет на наше настроение, но прежде всего мы сами его создаем. Долой хандру! Проводить время с пользой помогут разнообразные осенние игры для детей, которые порадуют Вас и ваших непосед! Основной и самый увлекательный вид деятельности дошкольников – это сюжетно-ролевые игры.


Почему так важны сюжетно-ролевые игры?

Ролевая игра демонстрирует крохе окружающий мир во всех его проявлениях, учит использовать предметы по назначению.
В процессе игры происходит социализация, взаимодействие между взрослым и детьми, развитие коммуникативных способностей, речи.
Ребенок примеряет на себя определенную роль и пытается вживаться в нее,проявляя при этом фантазию и творческое начало.
Малыш учится действовать в рамках определенных правил, подстраиваться под заданный сюжет, подражать взрослым, овладевает новыми знаниями, умениям и навыками.

Играем на свежем воздухе

Представляем Вашему вниманию подборку простых осенних сюжетно-ролевых игр с детьми, которые требуют минимум реквизитов, просты в исполнении и помогут весело провести время на улице!
Игра «Угощения для гостей»
Что нужно: детская посудка, любые ягоды, веточки, камушки, орехи шишки и т.п.
Цель игры: научить кроху проявлять гостеприимство, вежливость и дружелюбие по отношению к другим, приобрести базовые навыки сервировки стола.
Описание: Приготовьте блюдо из ягод, суп из палочек или сделайте песочный пирог и украсьте его совместно с ребенком различными находками. Разложите на импровизированный стол салфетки из осенних листьев, пригласите в гости друзей и предложите попробовать угощения.
Сама идея не нова, но помните о том, что все гениальное – просто. Вы всегда можете разнообразить сюжет, добавив в него какую-то изюминку.
Например, можно организовать День рождения или поиграть в кафе, а можно устроить праздник в лесу. Пусть гостями будут животные, а малыш готовит им блюда в зависимости от предпочтений. Заодно, повторите, кто что ест.
Игра «Лесные звери»
Осенние игры для детейЧто нужно: фантазия и увлекательный сюжет, ягоды или орехи.
Цель игры: сформировать представления о различных животных, их поведении, привычках, среде обитания, питании.
Описание:
Походите по осенним дорожкам и поиграйте в лесных зверей. Вы, например, будете медведем, лисой или волком, а Ваш кроха– зайкой. Пусть зайка убегает от хищников и прячется под кустом. Задействуйте в игре других детей или используйте игрушечных животных. Пусть они помогают зайке найти укрытие, придумывают вместе, как перехитрить злодеев.

Спрячьте веточки с ягодами рябины под несколькими деревьями и попросите ребенка отыскать их для игрушечной птички и покормить ее. Пусть она в процессе игры активно общается с маленьким помощником. Или же поиграйте в белочек, которые ищут в лесу грецкие орехи (также предварительно разложенные под деревьями или спрятанные под листвой), а затем делают запасы на зиму.
Ваш непоседа с большим интересом и азартом начнет поиски!

Важно! Совсем крохам будет тяжело отыскивать мелкие ягоды и орехи, поэтому лучше упростить им задачу и использовать крупные муляжи овощей или реальные фрукты и овощи. Пусть, например, ищут морковку для зайки. Как вариант, можно разложить ягодки по одноразовым тарелочкам и стаканчикам. Это ускорит процесс поисков.

Игра: «Ветерок и листик»
Что нужно: хорошее настроение
Цель игры: развивать крупную моторику, фантазию, творческие способности, тренировать органы дыхания.
Описание:
Предложите ребенку поиграть в ветерок и листочек. Сначала он будет листиком, а Вы ветерком, а потом – наоборот.
Ветерок прилетел на лесную опушку и начал дуть, приговаривая:

Я – осенний ветерок,
Всех вокруг сбиваю с ног!
На листочек я подую,
Его в воздух подниму я.
В этот момент листочек начинает кружиться:
Листочек кружился, кружился –
На землю плавно ложился.


 Необходимо поочередно выбирать место, куда должен приземлиться листочек. Это может быть лавочка, пенек, кустик и т.д.
Данная игра не оставит малыша равнодушным, ведь она сочетает в себе и сюжетно-ролевую подвижную игру с элементами логоритмики, и дыхательную гимнастику.
Не забываем о логоритмических играх!
Кстати, логоритмика (сочетание двигательных и музыкально-речевых игр) весьма органично вписывается в любую сюжетно-ролевую игру.
Детки очень любят бегать, прыгать и танцевать. Активные движения в купе с сопутствующими стишками улучшают не только физические навыки, но и активно пополняют словарный запас, развивают творческие способности.
Игра «Осенние листочки»
Что нужно:
осенние листья и хорошее настроение
Цель игры: развивать крупную моторику, двигательную активность, координацию движений, речь, сенсорные навыки.
Описание: Покружитесь под веселый стишок, подбрасывая вверх листья:

Листопаду, листопаду
Детки очень-очень рады!
Листья в воздухе кружатся:
(подбрасываем осенние листья и кружимся)
Желтые и красные,
Плавно на землю ложатся
Листики прекрасные!
(в конце приседаем)

Можно использовать другой стишок, насыщенный разнообразными движениями, и побывать в роли деревьев, а потом опадающих листьев:

Деревья тихо шелестят:
Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш,
Как будто что-то говорят:
Ш-ш-ш-ш-ш–ш-ш-ш-ш-ш.
(трясем поднятыми верх кистями рук)

До них хотим мы дотянуться,
Чтобы к листочкам прикоснуться.
Мы на носочки встанем,
И ручки вверх потянем
(встаем на носочки и тянем руки вверх)
Деревья ветер закачал
И листики заколыхал:
(покачиваем поднятыми вверх руками в разные стороны)
Туда-сюда качаются,
Листочки осыпаются
(опускаем кисти рук и потряхиваем ими),
В воздухе кружатся, (кружимся)
На землю все ложатся!
(присаживаемся на корточки)

Игра «Дровосеки»
Что нужно: игрушечные или картонные пила, топор (можно импровизированные)
Цель игры: сформировать представление о дровосеках, научиться имитировать определенные движения, развивать мелкую и крупную моторику, фантазию.
Описание: Предложите ребенку примерить на себя роль дровосека и научите имитировать все его действия (пилить дерево, рубить дрова или ветки, катить бревно).

Я – дровосек, иду я в бор,
С собой несу большой топор.
Дрова там буду я рубить,
Чтоб ими печь потом топить.
Тук-тук- топориком стучу,
Вжик-вжик- пилою я пилю,
Бревно перед собой качу-
Огонь разжечь скорей хочу!

Ломайте вместе сухие веточки, перекатывайте небольшие бревна, изображайте, что разводите огонь.
Можно поиграть в дворников и позагребать листву, используя детские грабли, совок, веник. Эта игра не только познакомит кроху с еще одной профессией, но и продемонстрирует важность труда.
Подвижные осенние игры на свежем воздухе зарядят Вас и Ваших детей энергией и бодростью, и на скуку не останется времени. Играйте с интересом и удовольствием! Пусть осень вдохновляет и дарит хорошее настроение!

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Сюжетно-ролевая игра с элементами экологического развития в старшей логопедической группе «Путешествие в осенний лес».

   

Сюжетно-ролевая игра с элементами экологического развития в старшей логопедической группе «Путешествие в осенний лес».

 

Воспитатель Торопова Н.В.

  Задачи:

  Закрепить полученные знания.

  Совершить речевое общение детей в игре, расширять и обогощать словарь, поддерживать диалог в игре, развивать память , инициативу,воображение.

  Развивать правильное взаимоотношение детей в коллективе, согласовывать свои действия с действиями партнеров в игре.

   Обратить внимание детей на возможные источники опасности , В. Бианки,сформировать представление о способах безопасного поведения в данной и аналогичной ситуациях.

  Активировать словарь словами: береза, дуб,клен,осина,кондуктор; пойдем,подберем,поднимаем,покружимся,станем,подбросим,хвоя,хвойные,лиственные.

Предварительная работа:

  Пазнавать деятельность :Беседы на тему :»Дары леса», «Как сберечь природу», «Съедобные и несъедобные грибы», «Правила поведения в лесу».

Художественная литература: В. Бианки,»Синичкин календарь», Сладков Н.И. «Медвежья горка»,»Лесные тайнички»,Рассказы и сказки.

П/игры : «По узенькой тропинке», «С кочки и на кочку».

Оборудование:

  Макеты деревьев, атрибуты для имитации лесной чащи.Знаки.

Ход:

  Воспитатель предлагает детям подойти к ней.

— Ребята, я хочу предложить вам отправиться сегодня в удивительное путешествие.Но сначала вспомните Какая дочь сейчас гостит у матушки Земли?(ответы детей).

— Как вы догадались?(ответы детей).

— Какие изменения произошли осенью в жизни растений?(ответы детей).

— Какие периоды осени вы знаете? (ответы детей).

— Как называется второй период осени?Почему? (ответы детей).

— Я предлагая вам отправиться в осенний лес.Что нам нужно взять с собой в поход?(ответы детей.Дети обыгрывают поход в магазин за продуктами,в аптеку за лекарствами.)

— Как вы думаете на чем можно отправиться в путешествие?

-Я предлогаю выбрать сегодня автобус.

-Что нужно сделать, чтобы стать пассажиром автобуса?Я буду кондуктором и предлагаю вам купить билет, но он не простой.Нужно назвать дерево.(Назвавший проходит в салон автобуса.)

-Молодцы, все смогли купить билет и стать пассажиром автобуса.

-Пора в дорогу.(звучить музыка).

-Внимание- «Остановка-Лес».Выходите на лесную полянку.

-Ребята,приходилось ли вам гулять в лесу? Как вы это делали?(ответы детей)

-Я хочу проверить, какие правила поведения в лесу вы знаете.Я покажу вам картинку, а вы должны рассказать какое правило она обозначает. (работа с карточками-символами)Воспитатель предлагает детям присесть на полянку.)

-В лесу много разных деревьев,давайте поиграем в загадки.Слушайте внимательно, чтобы отгадать загадки о деревьях.( загадывает загадки).

Душистые почки,

Клейкие листочки,

Белая кора-

Догадаться пора!

Сладкие слезы у нашей…

***

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

***

Никто не пугает,

А вся дрожит.

***

Кудри в речку опустила,

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит

Никому не говорит.

***

Стоит у плотины

На коре морщина,

Крона густая,

Листва резная.

Кто растет тут?

Царь деревьев-…

— Вы ребята молодцы!Все загадки отгадали, и деревья все узнали.

-А где ещё растут деревья?(ответы детей).

-Чем похожи деревья?(ответы детей).Чем они отличаются?(ответы детей).

Посмотрите, на нашей полянке растет береза,давайте к ней подойдем.

Физминутка: Мы вокруг березы весело пойдем.

Разные листочки дружно подберем.

Сразу вверх поднимем,

Покружимся слегка.

А потом станем в ряд,

Подбросим листья,пусть летят.

— Назовите действия,которые мы совершали вокруг березы?( ответы детей)

-Ребята, а вы знаете, ведь деревья умеют говорить:

                    Опавший листвы

Разговор еле слышен:        

Мы с клёна, мы с яблонь

Мы с вязов, мы с вишен.

С осины, с черемухи,

С дуба, с березы

Везде листопад

На пороге морозы

Послушайте, как шумят листья…(звучит аудиозапись)

-Какой звук вы услышали? Попробуем произнести его- «ш-ш-ш».

-Молодцы!

Что-то шепчут листья.

Подойдем и спросим.

Листья отвечают:

«Осень!Осень!Осень!»

Листочки разговаривают,кружатся на ветру и плавно опускаются на землю.

— А теперь, давайте поиграем в мячь.Вставайте в круг.Игра назвается «Зимующие птицы».Будьте внимательны!(по слову воспитателя)

— Молодцы!Все дети были внимательны и ловки.

— А сейчас давайте все сфотографируемся у березки.

— Пришло время возвращаться в детский сад.Чтобы сесть в автобус нужно выполнить задание:»Назвать дерево ласково»(по слову воспитателя).(дети садятся в автобус).

-Поехали!(звучит тихо музыка) Ребята, давайте вспомнм, какую пользу приносят деревья?(ответы детей).Вам понравилось наше путешествие? Мы хорошо отдохнули и подумаем, куда нам еще можно поехать.  

План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Сюжетно-ролевая игра «Прогулка в осеннем лесу».

Сюжетно-ролевая игра «Прогулка в осеннем лесу».

Цель:  1) формировать знания об окружающем мире;

           2) развитие связной речи, ее выразительности;

           3)воспитывать доброту, чуткость, сострадание и умение сопереживать.

Ход занятия.

 — Ребята, отгадайте загадку?

«Несу я урожай, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек.
Я …» (Осень).

Сегодня я предлагаю отправиться всем вместе в осенний лес.

Физ. Минутка:

Большие ноги

Щли по дороге:

Топ, топ, топ.

(шагаем на месте.)

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ.

(бег на месте.)

Быстро наши крошки

Хлопают в ладошки.

(хлопаем в ладошки.)

Посмотрите, как красиво в осеннем лесу! (рассматривание иллюстраций).

 Давайте походим по осенним дорожкам. Послушайте, как шуршат листики под ногами.

Дыхательная гимнастика: давайте скажем шшш-шур-шур – несколько раз. Каждый ребенок произносит этот звук.

 Наши пальчики немножко замерзли, давайте их погреем

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Дети садятся отдохнуть «на лесной полянке» (сидят на стульях полукругом).

– А я про лесных зверей загадки знаю. Я вам буду загадывать, а вы отгадывать (после ответа появляется соответствующая игрушка).

1. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут её …(лиса).

 2. Что за зверь лесной,
Встал как столбик под сосной,
И стоит среди травы
Уши выше головы? (заяц)

3. Серый, зубастый,
По полям рыщет,
Телят, ягнят ищет (волк).

4. Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает (медведь)

— Ребята, лесные жители хотят с вами поиграть, а вы хотите?  Тогда, становитесь в круг.

Игра с медведем.

У медведя во бору

(шагаем на месте.)

Грибы-ягоды беру

(наклоняемся – «собираем грибы и ягоды».)

Грибок – в кузовок,

(делаем вид, что складываем грибы в кузовок.)

Ягоды в роток.

(делаем вид, что едим ягоды.)

— А кто знает, как мишка готовиться осенью к зиме?

Медведь: Медведь всю зиму спит в своей берлоге, находит место под вывернутым из земли деревом, выкладывает свой дом сухими листьями, зимой снег завалит берлогу – тепло. Запасов нет. Медведь накапливает подкожный жир, он сохраняет ему жизнь, когда он спит.

Игра с волком.

Шёл по лесу серый волк,

Серый волк – зубами щёлк!

Он крадётся за кустами,

Грозно щёлкает зубами!

(Широкий, пружинистый шаг с чуть наклоненным вперёд корпусом.

Руки попеременно вынести вперёд)

— А кто знает, как волк готовиться осенью к зиме?

Волк: Вырастает тёплый подшёрсток, запасов не делает. Волка ноги кормят:
зайчат, барсуков, лосят ищет.

Ига с лисой.

Впереди из-за куста

Смотрит рыжая лиса.

Мы лису перехитрим –

На мысочках убежим.

— А кто знает, как лиса готовиться осенью к зиме?

Лиса: Шубка к зиме у лисы тёплая становится, устраивает свой дом в норе, а как выйдет по свежему снегу на охоту, следы хвостом заметает, чтобы охотники не нашли. Охотится за молодыми тетеревами, куропатками. Мышкует. У лисы отличный слух.

Игра с зайчиком.

«Зайка серенький сидит и ушами шевелит

Вот- так. Вот – так

Зайке холодно сидеть

Нужно лапочки погреть

Хлоп-хлоп. хлоп-хлоп

Зайке холодно стоять

Нужно зайке поскакать

Скок-скок, скок- скок»

— А кто знает, как заяц готовиться осенью к зиме?

Заяц: Меняет шерсть, цвет, линяет. Питается корой деревьев, молодыми побегами, ветками

— Лесным жителям понравилось с вами играть, а вам понравилось в лесу? (да)  Придете еще? (да)

 Но им пора к себе домой — норки, а нам возвращаться в группу.

До свиданья, старый лес,

Полный сказочных чудес!

(Помахивание рукой, поворот вправо-влево с вытянутыми руками, ходьба)

По тропинкам мы гуляли,

На полянке поскакали,

Подружились мы с тобой,

Нам теперь пора домой.

(Прыжки, широко разводим руки в стороны, ходьба)

Сюжетно-ролевая игра в старшей группе на тему «Дары осени. Сад. Огород» (возраст 5-6 лет)

Сюжетно-ролевая игра в старшей группе на тему «Дары осени. Сад. Огород» (возраст 5-6 лет)

Автор:

Ракитина Екатерина Алексеевна.

Цель: обобщить и закрепить знания об овощных культурах и фруктах и их использовании.

Задачи:

1) Расширить знания об овощных культурах и фруктах.

2) Развивать диалогическую речь.

3) Воспитывать уважительное отношение к природе.

Предварительная работа: беседа об овощных культурах и фруктах, о способах выращивания, чтение художественной литературы на тему «Дары осени. Сад. Огород», отгадывание загадок об овощных культурах и фруктах, проведение сюжетно-ролевой игры «Магазин», уход за растениями в уголке природы.

Материал и оборудование: муляжи фруктов и овощей, билеты на самолёт, деньги (жетоны) на покупку овощей и фруктов.

Ход:

  1. Создание игровой ситуации.

— Ребята, о чём мы говорим на этой неделе? (Об овощах и фруктах.) А как вы думаете, куда мы можем отправиться, чтобы узнать ещё больше интересного об овощах и фруктах? (В сад, в огород.) А на чём мы туда можем отправиться? (На самолёте, на машине, на автобусе и т.д.) На самом деле, сегодня мы отправимся в наше путешествие на самолёте. А как называется человек, который работает в саду? (Садовник.) Вот сегодня я вам предлагаю попробовать себя в роли садовников. Вот вырастили садовники фрукты и овощи, а куда они потом их отправляют? (В магазин.) Совершенно верно. Поэтому я предлагаю вам сегодня быть не только садовниками, но и продавцами овощей и фруктов. Для того, чтобы нам отправиться в наше путешествие, что нам нужно, если мы летим на самолёте? (Билеты на самолёт.)

Детям выдаются билеты (жетоны) на самолёт, после чего они занимают свои места.

— Теперь, когда все готовы, отправляемся в путь! Вот мы и прилетели. Итак, сегодня у вас есть возможность поработать либо садовниками, либо продавцами, а может быть и садовниками, и продавцами одновременно. Прежде, чем мы распределим, кто кем будет работать, нам нужно отдохнуть, чтобы нам было легко трудиться.

Физкультминутка «Фрукты»

Будем мы варить компот. (Маршировать на месте.)

Фруктов нужно много. Вот. (Показать руками – «много».)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок. (Имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок.)

Варим, варим мы компот, (Повернуться вокруг себя.)

Угостим честной народ. (Хлопать в ладоши.)

Пальчиковая гимнастика «Друзья – садоводы»

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошёл. (Ладошка собрана в «кулачок». Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз.)

Указательный с порога

Указал ему дорогу. (Отгибаем указательный пальчик, далее «сгибаем-разгибаем».)

Средний палец самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки. (Отгибаем средний пальчик, «сгибаем-разгибаем» его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы.)

Безымянный подбирает, (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками.)

А мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает! (Отгибаем мизинчик.)

— А теперь нам предстоит распределить роли.

  1. Ход игры.

Дети делятся на три команды. Первая команда – садовники. Вторая команда – продавцы. Третья команда – покупатели. После распределения ролей, дети расходятся на свои места. Покупателям выдаются деньги (жетоны) на покупку овощей и фруктов. Садовники выращивают овощи и фрукты, после чего они отправляют их в магазин, где покупатели приобретают овощи и фрукты.

— Ребята, к сожалению, нам пора возвращаться в детский сад. Полетим на хорошо известном нам уже самолёте.

Детям снова выдаются билеты (жетоны) на самолёт. Дети рассаживаются на свои места.

  1. Итог игры.

— Вот мы и прилетели. Где мы сегодня были? (Мы были в саду, в огороде.) А что мы там делали? (Мы выращивали фрукты и овощи, мы их продавали и покупали.) Вам понравилось? Надеюсь, что вы ещё раз туда вернётесь.

Картотека Сюжетно-Ролевых игр — Дошкольное образование

Запеленать куклу.

• Погладить, обнять ее.

• Побаюкать на руках.

• Положить в кроватку, накрыть одеялом, покачать кроватку.

• Спеть колыбельную песенку или прочитать стишок, например, такой:

Вот тебе под спинку мягкую перинку.

Сверху на перинку

Чистую простынку.

Вот тебе под ушки

Белые подушки.

Одеяльце на пуху

И платочек наверху.

«Надо, надо умываться»

Искупать куклу в ванночке (вместо мыла и губки можно использовать кубик, шарик, кусочек поролона).

• Вымыть кукле голову шампунем (из пластмассовой баночки), вытереть салфеткой.

• Причесать куклу (расческой, палочкой), дать ей посмотреться в зеркальце.

• Умыть куклу из тазика.

• Почистить куклам зубки (можно использовать детскую зубную щетку или палочку)

• Посадить на горшок (для маленьких игрушек можно использовать крышку от флакона или нижнюю часть пластмассовой банки).

Игру можно сопровождать короткими стишками, например, такими как:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок

Кто у нас хорошая:

Кто у нас пригожая?

Катенька хорошая!

Катенька пригожая!

«Мы идем гулять»

Подготовка к прогулке (пеленание или одевание куклы). Укачивание ее на руках или в коляске. Прогулка на машине (в коляске). Катание с горки на машине или на дощечке. Куклу можно носить на руках. Если ребенок уже пользуется активной речью, предложите ему рассказать кукле, что она может увидеть.

Прогулку с куклой можно разыграть, используя элементы конструирования. Это можно сделать следующим образом.

Вы кладете на стол небольшую куклу и кубики (кирпичики), говорит ребенку: «Наша Лялечка скучает одна, хочет погулять. Давай построим для нее дорожку?». Берете один кирпичик, приставляете к нему другой, затем предлагаете ребенку продолжить дорожку. После того, как дорожка построена, вы вместе с ребенком шагаете по ней куклой, приговаривая: «Топ-топ, топает малышка» или: «Маленькие ножки идут по дорожке. Топ-топ-топ». Впоследствии игру можно усложнить, вводя в нее еще одну куклу, которая тоже гуляет и идет навстречу первой. Они встречаются, обнимаются, разговаривают друг с другом.

«Кукла заболела»

Жалоба куклы, расспросы о том, что болит, как болит, утешение ее. Отвезти куклу на машине в больницу. Послушать сердце (трубочкой; макарониной; пуговицей, нанизанной на веревочку; ухом) Измерить температуру (игрушечным градусником, палочкой, карандашом) Сделать укол (игрушечным или настоящим пластмассовым шприцем, палочкой, пальчиком). Дать таблетку (для этой цели подойдут бусина, пуговица, горошина или фасолина, листочек бумаги, пустая ладошка). Поставить горчичники (с помощью листочка бумаги, кусочка ткани, листика). Поставить банки (можно использовать маленькие крышки от флаконов или просто согнуть ладошку). Полечить горло (пополоскать его из чашечки, смазать палочкой с мазью).

Полечить ушко (закапать лекарство пипеткой или двумя сложенными пальчиками, смазать палочкой с мазью). Сделать повязку кусочком бинтика. Дать витамины (горошки, пуговички) Напоить горячим чаем с медом (с малиной) Уложить в кроватку. Спеть песенку, успокоить куклу.

«Добрый доктор Айболит»

В ходе этой игры следует прочитать ребенку отрывки из стихотворения К. Чуковского «Айболит», а затем разыграть соответствующие сценки с различными зверюшками, используя действия и предметы, перечисленные в игре «кукла заболела».

«В магазине»

Разложить на столике (на прилавке) овощи, фрукты, предметы-заместители. Взрослому или ребенку взять на себя роль продавца. Cпросить у продавца, какие продукты есть в магазине. Выбрать необходимые продукты и сложить их в корзинку (с использованием предметов-заместителей). Заплатить продавцу деньги (листочки бумаги, пуговицы, плоские детали от мозаики) Отнести корзинку домой, разложить продукты на столе. Вымыть овощи или фрукты. Поинтересоваться у кукол, что они хотят съесть. Предложить им морковку, яблочко, банан и пр. (использовать реалистические игрушки или рисунки). Сварить в кастрюльке суп. По завершении этой игры, можно предложить ребенку пригласить гостей (членов семьи или кукол) и угостить их продуктами, купленными в магазине. Игру можно сопровождать чтением стихотворения Ю. Тувима:

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!..

Вот овощи спор завели на столе

– Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Капуста? Морковка? Горох, Петрушка иль свекла? Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!..

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свекла. Ох!..

И суп овощной оказался не плох!

«Приходите в гости к нам»

Цель: Пригласить игрушки на праздничный обед (обойти вместе с ребенком комнату и предложить нескольким куклам и животным прийти в гости, побуждая ребенка к разговору с игрушками). Накрыть праздничный стол, расставить посуду по числу приглашенных гостей, угощенье (фрукты, овощи, конфеты и пр.). Рассадить гостей за столом. Предложить им угощенье, поинтересоваться, что каждый из гостей хочет съесть. Разложить угощенье на тарелки, покормить гостей. По окончании обеда поблагодарить гостей, проводить их домой. Гостями могут быть не только игрушки, но и члены семьи, сверстники.

«Домашние заботы»

Постирать куклам одежду (в тазике, в ванночке). Постирать одеяло, простынку (кусочек ткани, салфетку, платочек) Погладить белье (игрушечным утюжком или кубиком) Сложить белье в шкафчик, в ящичек комода (в коробку)

«В парикмахерской»

Усадить куклу на стульчик, завязать фартучек Вымыть кукле голову (можно использовать флакон из-под шампуня, кубик вместо мыла) Высушить волосы феном (можно водить над головой кубиком и жужжать). Причесать куклу (расческой, палочкой). Приколоть заколку, бантик. Побрызгать волосы лаком Посмотреться в зеркальце (можно в крышку от банки).

«У меня зазвонил телефон»

Разговор по телефону: С мамой, папой, бабушкой, дедушкой (рассказать о том, в какие игрушки играет, спросить, чем занимаются родные и пр.) С врачом (вызвать врача к больному ребенку или к себе, рассказать, что болит). После этого можно разыграть сюжет «Больница».

С продавцом (спросить, есть ли в магазине яблоки, конфеты, игрушки и пр.). После этого можно поиграть в сюжет «Магазин».

С парикмахером (узнать, работает ли парикмахерская, можно ли придти и сделать прическу и пр.). Разыграть сюжет «Парикмахерская».

Использовать в разговоре по телефону стихотворение К. Чуковского «У меня зазвонил телефон».

«Цирк»

Предложите ребенку отвести кукол и зверей в цирк. Усадите их на диванчик. На коврике перед диванчиком устройте «арену» цирка, на ней разместите «артистов». Ими могут быть и мягкие и заводные игрушки (например, кувыркающаяся обезьянка, «Дюймовочка» и др.), а также народные игрушки, которые приводятся в движение веревочками или палочками и имитируют действия взрослых (например, медведь рубит дрова, заяц играет на барабане и др).

Вы говорите: «Сейчас выступит обезьянка. Посмотрите, как она умеет кувыркаться». Затем заводите обезьянку и показываете, как она кувыркается. – «А теперь выступает мишка. Он умеет рубить дрова». Петушок может петь и красиво хлопать крыльями, заяц – бить на барабане и т.д. В этой игре можно использовать маски или полумаски разных животных, куклы-рукавички и пр. После каждого выступления вместе с ребенком похлопайте в ладошки.

«Укладывание игрушек спать»

В эту игру хорошо играть перед сном. Малыши не всегда охотно убирают игрушки на место. Старайтесь обыгрывать этот момент, помогая ребенку и разговаривая с игрушками. Например: «Мячик, ты устал кататься, ложись в коробочку, отдохни. А вы, кубики, бегом-бегом на полочку. Вот как красиво, ровно стоите! А тебе, Мишенька, тоже спать пора, давай положим тебя на скамеечку, укроем одеяльцем, а собачку – под скамеечку, пусть она тебя охраняет. Чашечки, встаньте на блюдечки, а то они скучают без вас». Так, беседуя с игрушками, вы сделаете скучное занятие интересным для малыша и разыграете новый сюжет.

«Я – шофер!» (игры с машинками)

Перевозка на грузовых машинках продуктов в магазин. Перевозка строительных материалов на стройку. Гонки на автомобилях. Починка автомобиля. Мытье автомобиля и пр.

Вариантами этой игры могут стать игры в летчиков, капитанов морских кораблей и пр. В эти игры хорошо включать элементы конструирования, предлагаемые ниже.

Разыгрывание сюжетов с элементами конструирования.

Сюжетно-ролевые игры с кубиками.

Дети очень любят играть с кубиками. Этот интерес можно использовать, включая элементы конструирования практически в любой сюжет.

Вот некоторые из таких сюжетов. Изготовление из кубиков мебели для кукол и животных (стульчика, кроватки, скамеечки и пр.). Изготовление больших и маленьких домиков, башенок, дорожек и пр. Строительство будки для собачки. Строительство башенки для петушка и пр. Строительство зоопарка. Строительство гаражей для больших и маленьких машин (в том числе ангаров для самолетов). Строительство причалов для лодок и кораблей.

В соответствии с выбранным сюжетом игрушки размещаются в тех или иных постройках (например, куклы могут выходить из своих домиков и отправляться в гости друг к другу, машины разъезжаться в свои гаражи и т.д.). Вот несколько примеров сюжетных игр, включающих элементы конструирования.

«Матрешки ходят в гости»

Сначала вы рассматриваете с ребенком двух- или трехсоставную матрешку, предлагаете разобрать ее, а потом говорите, что каждая матрешка хочет жить в своем домике. Обратитесь к малышу от имени большой матрешки: «Ванечка, построй мне, пожалуйста, домик. Только он должен быть большой, чтобы я могла в нем уместиться». Затем говорите за маленькую матрешку: «И мне тоже хочется жить в домике. Только мой домик должен быть поменьше». Если ребенок принимает игру, вы вместе с малышом строите в отдалении друг от друга два домика из кубиков и треугольной призмы (крыши), сажаете возле них матрешек. Взрослый говорит: «Вот сидят наши матрешки смотрят друг на друга. Большая матрешка говорит маленькой: «Мне скучно без тебя, приходи ко мне в гости». А маленькая отвечает: «Я бы пришла к тебе, да боюсь ножки замочить. Вот если бы Ванечка построил для меня дорожку. Построишь?» (обращаясь к Ване). Вы предлагаете ребенку выполнить просьбу матрешки. Затем строится дорожка из брусочков (кирпичиков), и маленькая матрешка идет по ней в гости к большой.

Если для ребенка не составляет труда делать различия между матрешками двух размеров, и если игра ему интересна, можно ввести в нее третью матрешку или другой персонаж (построить будку для собачки, берлогу для медвежонка и пр.)

Можно также включить в игру маленькую машинку и прокатить на ней матрешку по дорожке, если, к примеру, у нее заболела ножка.

«Петушок поет»

Покажите ребенку петушка: «Смотри, петушок проснулся, запел свою песенку «ку-ка-ре-ку», хочет всех разбудить. Он хочет крылышками помахать, высоко взлететь, чтобы все видели, какой он красивый, и слышали, как он поет. Он любит на заборе сидеть и петь. Давай, построим ему заборчик? Где наши кубики?». Обсудите, из каких кубиков лучше всего построить заборчик. Для начала его можно построить из нескольких кубиков, поставленных рядом друг с другом. Пусть петушок взлетит на заборчик, попрыгает по нему.

Затем обратитесь от имени петушка к ребенку: «Я хочу повыше заборчик» и прокомментируйте: «Слышишь, петушок хочет взлететь повыше? Давай построим высокий забор? Какие кубики возьмем?». Обсудите с малышом, как можно построить заборчик повыше. Это можно сделать, поставив кубик на кубик, а можно расставить высокие цилиндры или бруски. Предоставляя ребенку возможность самому построить забор, при необходимости помогите ему. После того, как заборчик готов, обратитесь к петушку: «Петя-петушок, вот какой высокий забор построил для тебя Андрюша. Теперь ты доволен? Взлетай высоко!» Завершите игру песенкой:

Рано утром на дворе

Просыпаюсь на заре, Ку-ка-ре-ку я кричу

— Разбудить ребят хочу.

Или: Петушок у нас горластый,

По утрам кричит он: «Здравствуй!»

На ногах его сапожки,

На ушах висят сережки.

На головке – гребешок,

Вот какой он, петушок! (Г.Бойко)

«Путешествие на машине»

Возьмите маленькую машинку и предложите ребенку покатать ее друг к другу. Немного поиграв с нею, скажите: «А теперь машинку нужно отправить в гараж, чтобы она отдохнула. Давай, как будто мы с тобой строители и строим для машины гараж? Гараж строят из кирпичиков. Где у нас кирпичики?» Помогите ребенку соорудить гараж, ворота, похвалите его. После того, как малыш построит ворота, предложите въехать через них в гараж. Предоставляйте ребенку возможность действовать самому, задавайте ему вопросы, побуждая к диалогу с машинкой. Малыш катает машинку столько, сколько ему захочется.

Если он хорошо и с интересом играет в такую игру, ее можно усложнить. Например, предложить ему отправиться на машине в лес. Для этого понадобится обозначить лес. Это можно сделать, поставив на дальнем краю стола высокие цилиндры (деревья).

Игрушечную машинку при желании можно заменить кубиком или палочкой. Можно построить также мост для машины или соорудить горку из кубиков и брусков. Такие постройки желательно на некоторое время оставлять нетронутыми. Ребенок может потерять к игре интерес, но через некоторое время, увидев постройку, снова вернуться к ней.

«Воробьиха»

Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль птиц.

Игровой материал. Предметы-заместители, игрушки.

Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками воробья по картинкам, иллюстрациям, чтение стихов и рассказов про воробьев.

Игровые роли. Воробьиха, воробьята.

Ход игры. Игру воспитатель может начать с наблюдения за воробьем на улице: «Посмотрите, на крыше соседнего дома сидит воробей. Он маленький. Посидел, посидел и стал прыгать. Остановился. Взмахнул крыльями, чирикнул и полетел».После этого педагог предлагает поиграть в игру. Воспитатель в роли воробьихи говорит: «У меня есть крылышки. Вот они, смотрите. Взмахну крылышками и лечу высоко, даже выше домов летать могу. А вот мой клювик. Я им зернышки клюю, водичку пью. Очень люблю есть хлебные крошки и червячков. Живу я на дереве с другими воробьями. А знаете, что я люблю больше всего делать? В луже купаться и чирикать: чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик. Целый день летаю и чирикаю, ишу своих деток. Хочу, чтобы прилетели ко мне мои воробышки. Чик-чирик, чик-чирик, воробышки, где вы? Отзовитесь, почирикайте. Я жду». (Если дети не отреагируют на предложение воспитателя, то можно сказать, что воробышки не слышат маму-воробьиху, далеко улетели). Затем педагог спрашивает, кто хочет быть воробышком. После этого игра продолжается аналогично игре «Лиса».

«Ветер и листочки»

Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль неодушевленного предмета. Воспитание любви к природе.

Игровой материал. Листики.

Подготовка к игре. Наблюдения за листьями и ветром на улице. Рассматривание иллюстраций, картин. Чтение стихотворений и рассказов о природе.

Игровые роли. Листочки, ветер.

Ход игры. Воспитатель начинает игру на прогулке и дает детям задания посмотреть, как лист-лодочка плавает в воде (в луже), поискать, что или кто прячется на земле под листьями, украсить листьями участок, труппу, свой шкафчик, себя, носить и перекладывать листья с места на место, возить за веревочку листик по луже.

После этого педагог предлагает повесить листья в сквозных проемах. Подвешенные таким образом, они мгновенно реагируют на малейшее дуновение ветерка, начинают кружиться, раскачиваться в разные стороны. Воспитатель обращает на это внимание детей: «Смотрите! Наши листики кружатся-кружатся, полетели-полетели и успокоились. Снова полетели-закружились и… успокоились».

Затем воспитатель говорит с малышами о ветре. «Кто это дует на наши листочки? – удивляется воспитатель. — Ты, Мишенька, не дул на листочки? А ты, Танечка? И я не дула на листочки. Кто же их поднимает в воздух?». Воспитатель ждет ответа, если ребята молчат, он продолжает: «Я знаю, кто поднимает листики, кто дует на них. Это ветер. Он, как и мы, любит играть с листочками. Разлетится, да как дунет — фу-фу-фу! Легкие листочки обрадуются и закружатся-закружатся, полетят-полетят и успокоятся».

После такого рассказа воспитатель предлагает поиграть. «Будем играть в ветер и листочки? Я — веселый ветер, а вы — красивые листочки». Детям можно предложить взять в руку по листику, можно украсить листиками одежду детей. «Какие красивые листочки!» — приговаривает воспитатель, украшая детей осенними листьями. Все «нарядились», можно играть».

Во время игры воспитатель все свои слова сопровождает показом. Дети ориентируются на его слова и действия. «Маленькие листики тихо сидят на своих веточках (дети и воспитатель сидят на корточках)». «Вдруг веселый ветер прилетел. Как дунет — фу-фу-фу! Листочки проснулись, глазки открыли, полетели (дети двигаются по игровой площадке, кто кружится, кто бегает, кто просто ходит)». «Ветер улетел, листочки успокоились, опустились .

«Ежиха»

Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль животного.

Игровой материал. Предметы-заместители, игрушки, иллюстрации.

Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками ежа и ежат по картинкам, иллюстрациям. Чтение стихов и рассказов про ежа и ежат.

Игровые роли. Ежиха, ежата.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть и берет на себя роль ежихи: «Я буду ежихой. У меня колючие иголки и длинненький носик, на конце с черной пипочкой. Лапки у меня хоть и маленькие, но бегаю быстро. Живу я в норке. Умею прятаться от лисы. Свернусь в клубок — ни головы, ни ножек не видно и лежу себе на лесной тропинке. (Можно показать иллюстрацию, где лиса пытается лапой дотронуться до свернувшегося в клубочек ежа). Она ходит, ходит вокруг меня и никак не может меня схватить. Клубочек-то весь в острых иголках. Лиса даже лапой боится до меня дотронуться. Вот только плохо – живу я одна. Нет у меня ежат. Скучно мне. Кто хочет быть моим ежонком?». Далее игра проводится аналогично игре «Лиса».

«Куклы»

Цель. Закрепление знаний о разных видах посуды, формирование умения использовать посуду по назначению. Воспитание культуры поведения во время еды. Закрепление знаний о названиях одежды. Закрепление у детей навыка правильно в определенной последовательности раздеваться и складывать свою одежду.

Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, картинки с изображением элементов картины «Игра с куклой».

Подготовка к игре. Рассматривание иллюстрации «Игра с куклой».

Игровые роли. Мама, повар, няня.

Ход игры. Подготовка к игре начинается с рассматривания картины «Игра с куклой». Дети сидят за двумя-тремя сдвинутыми в линию столами, лицом к воспитателю. Рассматривают картину, называют то, что видят («Купают куклу», «Девочка купает», «Смывает с куколки мыло», «Мальчик держит полотенце, чтобы вытереть куклу»).

После этого воспитатель обращается к детям: «Перед вами картинки (лежат изображением вниз), переверните их. Посмотрите на свои картинки и скажите, у кого ванночка, у кого мыло? у кого колготки?…» Ребенок, нашедший нужную картинку, кладет ее около большой картины.

Вот и помогли мы девочке в белом фартуке. Все приготовили для того, чтобы выкупать куклу». Педагог предлагает вниманию детей рассказ по этой картине: «Решили дети выкупать куклу. Принесли табуретку, поставили на нее ванночку, налили в ванночку теплой воды. Рядом, на красную скамеечку, положили зеленую губку и мыло. Раздели куклу.

Одежду ее аккуратно разложили на большом стуле, а малюсенькие синие ботиночки поставили под стул. «Сейчас, сейчас, потерпи еще немножко, —уговаривает куклу девочка в белом фартуке. — Смою с тебя мыло, а потом сухо-насухо вытру. Видишь, Илюша рядом стоит, большое белое полотенце в руках держит…». Воспитатель может использовать различные варианты игр с куклами.

1-й вариант. Кукла Катя обедает.

На столе стоит чайная, столовая и кухонная посуда. Кукла Катя сидит за столом. Воспитатель говорит: «Дети, Катю надо покормить обедом. Здесь стоит разная посуда. На стол перед Катей будем ставить лишь то, что нужно для обеда». Поочередно дети находят нужные предметы. Воспитатель спрашивает, что это и для чего. По просьбе воспитателя дети находят все предметы: тарелки, вилку, ложку, хлебницу, правильно их называют и красиво расставляют на столе, не забыв постелить скатерть и поставить салфетницу. Желают Кате приятного аппетита, после обеда убирают посуду.

2-й вариант. Подбери посуду для кукол.

Воспитатель ставит на стол три куклы: повар стоит у плиты, кукла-няня в халате готовит к обеду посуду, за столом сидит кукла-девочка. Воспитатель с детьми рассматривает кукол, беседует о том, что они делают, какая им нужна посуда. На столе возле воспитателя стоит разная посуда. Показывая предмет, воспитатель говорит, как он называется. Потом спрашивает об этом предмете у детей. Для поддержания интереса можно спрашивать так:

«А эта посуда, наверное, никому не нужна?». Половник, чайник, ложка нужны и повару, и няне. После этого педагог спрашивает каждого из детей, кем бы он хотел сейчас быть: поваром, няней или девочкой, собирающейся обедать. Предлагает детям самим поиграть.

3-й вариант. «Кукла хочет спать».

Педагог приносит куклу и говорит, что кукла очень устала и хочет спать, просит детей помочь ей раздеться. Дети поочередно по указанию воспитателя снимают с куклы одежду и, аккуратно сложив ее, кладут на кукольный стул. Так, один ребенок снимает фартук, другой — платье и т. д. Воспитатель руководит их действиями, помогая правильно сложить ту или иную часть туалета куклы, показывая, как надо правильно это сделать. Когда кукла совсем разделась (осталась лишь в рубашке), ей надевают тапочки и ведут ее к кровати. Уложив куклу в постель, воспитатель поворачивает ее набок, кладет ее руки под щеку, заботливо укрывает, нежно гладит по голове и говорит: «Спи!» Показав детям, что кукла заснула, воспитатель просит их вести себя тихо и, приложив палец к губам, на цыпочках, вместе с детьми покидает групповую, где спит кукла.

4-й вариант. Куклы проснулись.

На кроватках спят 2 куклы: большая и маленькая. На полочках шкафа лежит одежда. Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель: «Дети, посмотрите, кто спит на этой кроватке. Узнали ее? Да, это кукла Катя. А кто спит на этой? Это кукла Таня». Воспитатель обращается к одной кукле: «Катя, ты уже проснулась? Будешь вставать? Ребята, она говорит, что хочет встать, но сначала надо найти ее одежду. Что нужно, чтобы одеть Катю?». «Посмотрите внимательно на полочку. Вы видите одежду? Принесите платье. Примеряем платье, если маленькое, складываем у кроватки Тани. Платье сразу наденем или сначала надо надеть другие вещи? Ищем для кукол нижнее белье по размеру, другие вещи». Дети по очереди надевают одежду на куклу Катю, затем одевают Таню.

По окончании этой игры одетая с помощью детей кукла здоровается с каждым из детей, благодарит каждого из них за помощь, ласково гладит по голове, весело пляшет для детей, которые хлопают в ладоши и затем благодарят куклу за пляску.

При последующем проведении этой игры воспитатель побуждает детей играть самостоятельно.

Педагог должен обращаться с куклами, как с живыми существами. Так, если куклу роняют, воспитатель жалеет ее, успокаивает, чтобы не плакала, просит детей приласкать, успокоить и пожалеть куклу.

На прогулке воспитатель заботится о том, чтобы кукле не было холодно, чтобы она не замерзла: он аккуратно поправляет ее шапочку или шарфик, заботливо смотрит, не дует ли под одеяло, которым завернута кукла. Во время кормления следит за тем, чтобы ее не обжечь: остужает пищу.

Воспитатель включает кукол в жизнь детей, делает участниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с ней, гасят свет и на цыпочках уходят.

«Медвежата»

Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль животного.

Игровой материал. Конфеты, фрукты, пироги.

Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками медведя по картинкам, иллюстрациям. Чтение стихов и рассказов про мишку.

Игровые роли. Медвежата.

Ход игры. Предлагая детям игрушки, конфеты, фрукты, пироги и т. п., воспитатель говорит: «Посмотрите, ребятки, какой большой вкусный пирог испекла медведица и прислала к нам в группу. Она подумала, что у нас в группе есть медвежата – сладкоежки, которые обожают вкусные пироги, и решила угостить их. Кто у нас медвежонок? Кому медведица испекла сладкий пирог? Ты медвежонок, Саша? А где твои лапки, медвежонок? А шерстка у тебя есть, медвежонок? Как много медвежат у нас в группе. Хорошие медвежата! Пора раздавать им пирог!».

Затем воспитатель предлагает медвежатам встать вокруг большого стола (сделанного из сдвинутых столов) и посмотреть, как будет она торжественно разрезать пирог на равные части, чтобы всем досталось поровну. Таким образом может проходить обычный полдник. Раздавая пирог, воспитатель приговаривает: «Этому медвежонку .кусочек пирога и этому. Всем медвежатам поровну делю пирог медведицы. Всем медвежатам хватило пирога? Ешьте на здоровье!».

«Угощение»

Цель. Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел.

Игровой материал. Предметы-заместители, игровая посуда, игрушечные собачки, пушистый воротник.

Подготовка к игре. Чтение и обсуждение рассказа Н. Калининой «Помощники».

Игровые роли. Повар.

Ход игры. Воспитатель может использовать разные варианты игры в зависимости от того, на что направлены

игровые действия.

1-й вариант. Действия педагога направлены на детей.

Педагог спрашивает у ребят: «Кто хочет играть со мной? Приглашаю играть всех: Сашу, Павлика, Алену и Виталика. А Ирочка хочет с нами играть? Сейчас я буду печь вам булочки. Испеку булочки – буду вас кормить. Видите, у меня много теста в кастрюле». Показывает большую детскую кастрюлю, наполненную деталями строительного материала – желтыми или красными полусферами). «Булочек много получится, всем хватит. Садитесь вот сюда, на ковер, отдыхайте, а я буду готовить». Воспитатель рассаживает детей так, чтобы им были видны его действия. «Возьму большой лист (крышка коробки от настольно-печатной игры). Буду класть на него булочки. Эту булочку делаю Валюте (берет из коробки одну детальку, производит круговые движения, напоминающие скатывание шарика, и кладет ее на «лист»). Покатаю, покатаю тесто, готова булочка для Валюши. А эту булочку сделаю для Кирюши (называя имена детей, педагог удерживает их внимание на себе). Вот и все. Никого не забыла. Всем булочки сделала. Теперь их можно печь в духовке». Помещает «лист в духовку» и тут же его вынимает. «Все булочки уже испеклись» (ставит лист на стол, нюхает булочки). «Как вкусно пахнут. Сейчас понарошку попробую одну». Воспитатель показывает, как это надо делать в игре, говорит, что они вкусные, сладкие. Затем угощает каждого ребенка. Спрашивает детей, понравились ли им булочки. Сетует на то, что булочки получились слишком большими и . сразу всю не съесть. После этого педагог предлагает тем, кто наелся, положить оставшиеся кусочки на лист, чтобы доесть потом.

Затем воспитатель говорит: «А сейчас давайте поиграем в прятки. Вы будете хитренькими ребятками. Спрячетесь кто за стул, кто за шкаф, а кто-то даже, может быть, под стол спрячется. Вы спрячетесь, а я буду вас искать. Хотите так поиграть? Сейчас я закрою глаза руками и буду считать, а вы прячьтесь. Раз-два-три-четы-ре-пять, я иду искать».

Воспитатель ищет ребят, при этом радуясь, когда кто-нибудь находится. Игру можно повторить два-три раза.

Затем педагог приглашает детей снова покушать булочки, а то все наигрались и уже снова есть захотели. «Хотите кушать булочки?» — раздает детям булочки и говорит: «Вот сейчас доедите булочки — молочка дам вам попить. Кто наелся — кладите остатки вот сюда, на лист, и подходите ко мне. Я молочка вам налью». Каждому воспитатель дает чашечку и наливает воображаемое молоко. Можно предложить детям добавки – вторую чашечку

молочка.

В заключение воспитатель переключает детей на самостоятельную игру: «Вы наелись и напились, а теперь идите играть с игрушками».

2-й вариант. Игровые действия детей направлены на воспитателя.

Воспитатель предлагает детям: «Давайте, ребята, будем играть. Очень хочу поиграть с Ромочкой, с Виталиком…». Количество детей, участвующих в игре, может быть любым. Можно играть со всеми детьми или только с теми, кто подойдет к воспитателю. «Я как будто пришла с работы. Устала. И голова что-то болит. Не могу . даже приготовить себе еду. А есть очень хочется. Кто мне, ребятки, приготовит что-нибудь покушать?». Ребята отзываются на просьбу воспитателя. «Посмотрите, сколько у меня продуктов, целый ящик. Что же вы мне приготовите? Вот в ящике лежит капуста и морковка (показывает зеленый шарик и красный конус). Можно суп вкусный сварить. Я знаю, Маша умеет суп варить. Машенька, сваришь мне суп? Вот тебе овощи: капуста и морковка. Вот плита (большой кубик, перевернутая коробка). А кастрюльку сама найдешь, ладно? Саша, сваришь мне картошку? А кто еще будет варить мне картошку? А сколько здесь ягод?! Хороший компот получится! Кто сварит мне компот?».

После этого педагог помогает каждому индивидуально приготовить «еду», показывает детям не более одного двух игровых действий по приготовлению еды.

Затем воспитатель продолжает: «У кого готова еда, может меня покормить. Я уже руки вымыла и за стол села». «Что же ты, Верочка, мне приготовила? Суп? Наверное, очень вкусный. Можно я попробую? Налей мне, пожалуйста, тарелочку супа. Ой, как вкусно. Суп с морковкой, с капустой. Объедение! Я еще хочу съесть одну тарелку супа. Можно? Спасибо тебе, Верочка, большое-пребольшое. Ты сварила очень вкусный суп». Неважно, если эта процедура затягивается и остальные дети ждут своей очереди кормить педагога. Наблюдение за действиями воспитателя и действиями детей, игровое общение очень интересно им. Оно, несомненно, обогатит их опыт.

После кормления воспитатель выражает благодарность всем детям: «Какие молодцы — меня накормили. Я отдохнула, наелась. Да и голова перестала болеть. Ну, вот, а теперь можно и повеселиться. Хотите потанцевать?» (дети вместе с воспитателем танцуют под музыку).

Воспитатель побуждает детей к самостоятельному принятию игровой цели: «Ой! Что-то я потанцевала и опять есть захотела. Кто меня еще покормит? А чем ты меня будешь кормить, Саша?» Вновь повторяется процедура кормления и выражения благодарности.

Затем воспитатель завершает игру: «Я уже так наелась, что не могу съесть всю кашу, которую ты сварил, Алеша. Еще половина кастрюли осталась. Покорми кашей зайку. Он уже прибегал ко мне, узнавал, кто варил кашу». Педагог может предложить детям заняться другим видом деятельности, дает им, например, карандаши и бумагу и т. п.

3-й вариант. Игровые действия детей направлены на игрушки.

Воспитатель включает детей в игру: «Ребятки, идите скорее все сюда. Посмотрите, кто к там прибежал». Показывает собачек и предлагает познакомиться с ними, погладить. «Слышите, как они скулят. Давайте спросим у собачек, может быть, они хотят есть».

Оказывается, что они действительно голодны.

После этого педагог «успокаивает» собачек. Рассказывает им, какие вкусные супы, каши и прочее могут варить наши дети. «Не волнуйтесь, собачки. Видите, как много детей у нас в группе, и все они умеют очень хорошо готовить. Кто суп, кто кашу, кто картошку и даже компот… и яичницу умеют делать. Не переживайте, сейчас мы вас накормим. Ребята, вы хотите приготовить собачкам еду?».

Затем педагог побуждает каждого ребенка к принятию игровой цели: «Вот эта собачка выбрала тебя, Кирюша. Что ты ей приготовишь?». Если ребенок не справляется с поставленной перед ним задачей, воспитатель предлагает ему какой-нибудь свой вариант: «Я догадалась, что больше всего твоя собачка любит суп с косточкой». Собачка в знак согласия лает.

Так, по очереди, каждому ребенку педагог дает по собачке и способствует принятию индивидуальной игровой цели.

Когда все собачки нашли своих хозяев, воспитатель предлагает детям взять необходимые «продукты» из ящиков с предметами-заместителями. Во время того, как ребята готовят еду, педагог спрашивает у детей: «Как себя ведет щенок. Он слушается тебя, Нина, не мешает готовить? А что ты ему варишь? Он любит, чтобы каша была сладкая. Ты положишь в кашу сахар?». «Шарик, ты рад, что тебе Витя варит мясо? Вот здесь сиди и не лезь в кастрюлю, а то еще обожжешься — плита горячая». «Ты знаешь, Витя, твоя собачка такая чистюля. Она, когда покушает, бежит мыть мордочку и лапки. Ты поможешь ей потом умыться?».

Завершая процедуру кормления, педагог говорит: «Ребятки, послушайте, что вам хотят сказать собачки. Они говорят вам спасибо за то, что вы вкусно их накормили». «Собачки говорят, что теперь они захотели спать, что спать они любят на ковриках в тихом уголочке за шкафом или под стулом. Вот вам коврики». Дети укладывают собачек.

После этого воспитатель может познакомить детей с новой игровой целью — игрой в цирк. Шепотом подзывает детей к себе и говорит, чтобы они шли потихоньку, а то вдруг собачки проснутся. Сообщает, что в группу прибежала «мама» собачек. Она хочет показать детям собачий цирк. Спрашивает детей, видели ли они по телевизору, как выступают собаки в цирке. Рассказывает, как хорошо умеет выступать «мама» собачек. Воспитатель предлагает детям сесть на ковер и посмотреть собачий цирк. Педагог показывает два-три игровых действия с цирковой собачкой. Собака может прыгать через палочку, залезать на башню из кубиков, кувыркаться, считать ребят и т. п. Дети хлопают собачке. Для того, чтобы собачка стала цирковой, наденьте ей на шею красивый «пушистый» воротник.

После выступления «мама» собачек просит разбудить ее щенят и принести их. Воспитатель складывает щенят в коробку. Уносит ее. Собака «прощается» с детьми и «уходит». Воспитатель приглашает ее почаще приходить к детям.

План-конспект занятия по окружающему миру: Сюжетно-ролевая игра «Прогулка в осеннем лесу».

Сюжетно-ролевая игра «Прогулка в осеннем лесу».

Цель:  1) формировать знания об окружающем мире;

           2) развитие связной речи, ее выразительности;

           3)воспитывать доброту, чуткость, сострадание и умение сопереживать.

Ход занятия.

 — Ребята, отгадайте загадку?

«Несу я урожай, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек.
Я …» (Осень).

Сегодня я предлагаю отправиться всем вместе в осенний лес.

Физ. Минутка:

Большие ноги

Щли по дороге:

Топ, топ, топ.

(шагаем на месте.)

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ.

(бег на месте.)

Быстро наши крошки

Хлопают в ладошки.

(хлопаем в ладошки.)

Посмотрите, как красиво в осеннем лесу! (рассматривание иллюстраций).

 Давайте походим по осенним дорожкам. Послушайте, как шуршат листики под ногами.

Дыхательная гимнастика: давайте скажем шшш-шур-шур – несколько раз. Каждый ребенок произносит этот звук.

 Наши пальчики немножко замерзли, давайте их погреем

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Дети садятся отдохнуть «на лесной полянке» (сидят на стульях полукругом).

– А я про лесных зверей загадки знаю. Я вам буду загадывать, а вы отгадывать (после ответа появляется соответствующая игрушка).

1. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут её …(лиса).

 2. Что за зверь лесной,
Встал как столбик под сосной,
И стоит среди травы
Уши выше головы? (заяц)

3. Серый, зубастый,
По полям рыщет,
Телят, ягнят ищет (волк).

4. Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает (медведь)

— Ребята, лесные жители хотят с вами поиграть, а вы хотите?  Тогда, становитесь в круг.

Игра с медведем.

У медведя во бору

(шагаем на месте.)

Грибы-ягоды беру

(наклоняемся – «собираем грибы и ягоды».)

Грибок – в кузовок,

(делаем вид, что складываем грибы в кузовок.)

Ягоды в роток.

(делаем вид, что едим ягоды.)

— А кто знает, как мишка готовиться осенью к зиме?

Медведь: Медведь всю зиму спит в своей берлоге, находит место под вывернутым из земли деревом, выкладывает свой дом сухими листьями, зимой снег завалит берлогу – тепло. Запасов нет. Медведь накапливает подкожный жир, он сохраняет ему жизнь, когда он спит.

Игра с волком.

Шёл по лесу серый волк,

Серый волк – зубами щёлк!

Он крадётся за кустами,

Грозно щёлкает зубами!

(Широкий, пружинистый шаг с чуть наклоненным вперёд корпусом.

Руки попеременно вынести вперёд)

— А кто знает, как волк готовиться осенью к зиме?

Волк: Вырастает тёплый подшёрсток, запасов не делает. Волка ноги кормят:
зайчат, барсуков, лосят ищет.

Ига с лисой.

Впереди из-за куста

Смотрит рыжая лиса.

Мы лису перехитрим –

На мысочках убежим.

— А кто знает, как лиса готовиться осенью к зиме?

Лиса: Шубка к зиме у лисы тёплая становится, устраивает свой дом в норе, а как выйдет по свежему снегу на охоту, следы хвостом заметает, чтобы охотники не нашли. Охотится за молодыми тетеревами, куропатками. Мышкует. У лисы отличный слух.

Игра с зайчиком.

«Зайка серенький сидит и ушами шевелит

Вот- так. Вот – так

Зайке холодно сидеть

Нужно лапочки погреть

Хлоп-хлоп. хлоп-хлоп

Зайке холодно стоять

Нужно зайке поскакать

Скок-скок, скок- скок»

— А кто знает, как заяц готовиться осенью к зиме?

Заяц: Меняет шерсть, цвет, линяет. Питается корой деревьев, молодыми побегами, ветками

— Лесным жителям понравилось с вами играть, а вам понравилось в лесу? (да)  Придете еще? (да)

 Но им пора к себе домой — норки, а нам возвращаться в группу.

До свиданья, старый лес,

Полный сказочных чудес!

(Помахивание рукой, поворот вправо-влево с вытянутыми руками, ходьба)

По тропинкам мы гуляли,

На полянке поскакали,

Подружились мы с тобой,

Нам теперь пора домой.

(Прыжки, широко разводим руки в стороны, ходьба)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *