Сын 7 лет стал неуправляемым – Психологи, помогите справиться с 6-летним ребенком! — 6 летний ребенок не слушается — запись пользователя Екатерина (katyushatim) в сообществе Психология в категории Посоветуйте психолога!

Содержание

как справиться с неуправляемым ребенком

7 лет – возраст, когда ребенок идет в школу, заводит новые знакомства, начинает учебу, кардинально меняет свой образ жизни. Он начинает меняться на глазах: отказываться от помощи, не слушается, не отвечает на просьбы, плохо относиться к критике. В этом возрасте случается так называемый “кризис семи лет”. Наша статья поможет родителям помочь ребенку преодолеть все трудности, пересмотреть свои нормы воспитания и научиться слышать своего малыша.

1

Потребность в самостоятельности

Ребенок переходит от дошкольной жизни к школьной, он адаптируется к иной среде, развивает новые навыки и способности. Он чувствует себя очень взрослым и самостоятельным, начинает отказываться от детских игр, не реагировать на просьбы и отвергать помощь.

Начинается период, когда он ищет грань между “можно” и “нельзя”, обретает самостоятельность и учиться на своих ошибках.

Чтобы помочь, нужно:

  1. Дать понять, что самостоятельность ведет за собой обязательную ответственность.
  2. Отказаться от гиперопеки.
  3. Предоставлять возможность выбора, если это возможно.
  4. Приучить совершать одному такие действия, как подготовка ко сну, сон, ванные процедуры.
  5. Не кричать и не ставить ультиматумы.

2

Неправильное воспитание

Воспитание ребенка – дело невероятно сложное. Родители порой не могут найти золотую середину между гиперопекой и безнадзорностью, жесткостью и вседозволенностью, повышенной моральной ответственностью и детским безразличием.

Как воспитывать:

  1. Полюбить его таким, какой он есть.
  2. Никогда не унижать и не оскорблять.
  3. Играть вместе. Это развивает, успокаивает. К тому же, вы начнете проводить время вместе.
  4. Быть хорошим примером. Вы не будете авторитетом, если говорите одно, а делаете другое.
  5. Защищать от психологических и физических проблем. В этом вопросе нельзя переусердствовать, иначе все может превратиться в гиперопеку.
  6. Дарить позитивные впечатления. Он не должен жить только серыми буднями, иначе начнет искать новые способы развлечения, крича и ругаясь.

Почитать в тему:

3

Недостаток внимания

Синдром дефицита внимания характеризуется:

Возникновению болезни может способствовать:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Травмы головного мозга;
  • Употребление алкоголя во время беременности.

Если у вашего ребенка синдром дефицита внимания, то стоит обратиться к врачу.

4

Физическая усталость

Усталость, которая проявляется у ребенка в течении дня. Он может заснуть посреди дня, быть невнимательным, неактивным, агрессивным и без настроения. Иногда эти проявления связаны с гриппом, анемией. Но чаще всего такое происходит не из-за болезни.

Почитать в тему:

5

Врожденные особенности развития

Это определенное психофизиологическое расстройство. Обычно специалисты диагностируют гиперкинетический синдром. Его симптомами являются избыточные непроизвольные движения, а причинами – нарушение обменных процессов в нейромедиаторах. В таком случае, необходимо лечение у доктора.

6

Возрастной кризис

Такие кризисы бывают у всех детей. Они обусловлены новым этапом в жизни ребенка. Он хочет быть похожим на взрослых, манерничает, спорит, огрызается.

Советы родителям:

  1. Прежде, чем отдавать ребенка в школу, родители должны быть уверены, что он к ней готов. Тогда кризис будет протекать в более легкой форме.
  2. Стоит рассказывать о том, что иногда нужно уступать в споре, учиться подчиняться общим правилам.
  3. Не вмешиваться лишними советами в жизнь ребенка. Если ему нужна будет помощь – он попросит. Сейчас он хочет стать самостоятельным.
  4. Попробовать дать возможность почувствовать себя взрослым.

7

Психологическое неблагополучие ребенка

Оно может быть вызвано школьной дезадаптацией:

  • Новый режим;
  • Новые люди;
  • Знания, которые могут быть не интересны.

Окружение:

  • Отсутствие чувства безопасности;
  • Беззащитность;
  • Потеря близкого человека;
  • Большие требования и др.

Для решения данной проблемы лучше пойти к психологу. Он применит психодиагностическую методику с клиническим методом.

8

Большое количество запретов

Они приводят к тому, что ребенок отвечает на них протестом. Дети всегда очень чувствительны к тому, что происходит вокруг. Они понимают, где родители за них беспокоятся, а где реализуют свою значимость.

  1. Научитесь доверять своему ребенку.
  2. Уменьшите количество запретов.
  3. Обязательно честно с ним поговорите.

9

Неуважение детской личности

Если вы некорректно или необоснованно критикуете ребенка, это приводит к его агрессивным реакциям, непослушанию и неуправляемости.

Такое неуважение к нему, унизительные оскорбления в его адрес порождают низкую самооценку, большие комплексы, неуверенность в себе. Помимо того, что он будет агрессивен, он не будет вас уважать.

10

Конфликты в семье

В семье время от времени случаются ссоры. Хуже обстоит дело, если они повторяются снова и снова, становятся все громче и громче.

Причины:

  • Финансовые проблемы;
  • Низкая самооценка;
  • Вспыльчивость;
  • Неумение иначе проявлять свои чувства.

Все это плохо влияет на ребенка, который становится невольным зрителем и участником таких перепалок. Он начинает думать, что постоянные ссоры – это норма общения. Вам нужно прекратить это делать, особенно при ребенке.

  1. Если он стал свидетелем такой ситуации, поговорите с ним, спросите, как он, скажите, что вы его любите.
  2. Никогда не настраивайте его против одного из родителей.
  3. Следите за его эмоциональным состоянием.

11

Неуправляемость как проявление гиперактивности

Гиперактивность – это психологическое расстройство. Причинами могли послужить любые проблемы во время беременности. Гиперактивным можно назвать импульсивного, вспыльчивого, агрессивного ребенка, у которого быстро меняется настроение и постоянно не хватает внимания. С таким заболеванием стоит обращаться к невропатологу. Но родителям стоит не забывать проводить с детьми утреннюю зарядку, массаж, активные игры.

12

Чего нельзя делать

  1. Не спорьте с ребенком на повышенных тонах. Нужно отстаивать свою точку зрения, но только спокойно и аргументировано. Еще лучше – постараться найти компромисс.
  2. Не заставляйте делать то, что он не хочет или к чему не готов. Поймите, что он не может быть идеальным.
  3. Никогда не унижайте.
  4. Не устанавливайте ненужные запреты.
  5. Не забывайте о его собственном мнении. Всегда дайте ему высказаться.
  6. Не пресекайте на корне попытки самовыражения.

13

Частые «вопросы-ответы»

  • Какая психология у 7 летнего мальчика?

    7 лет – это кризис в жизни ребенка. Ломаются сложенные в раннем детстве стереотипы, жизнь разделяется на внутреннюю и внешнюю. Меняется самооценка и отношение к взрослым, появляется хитрость для создания собственной выгоды, нарушаются привычные установки. Становится важной самостоятельность. Теряется непосредственность поведения, привносится интеллектуальный момент, что проявляется в замкнутости и конфликтности.

  • Очень психованный ребенок что делать?

    Скорректировать поведение родителей – уделяйте больше внимания, подружитесь с ним, доведите модель воспитания до единства, больше акцентируйте на социализации малыша, послабьте контроль и ищите компромисс, не ссорьтесь. Если не помогает – обратитесь за советом к психологу или неврологу.

  • Ребенок хамит взрослым, что делать?

    Хамство – это не норма, и такое поведение требует немедленного пресечения. Но не грубостью – показывайте пример своей спокойной и уважительной речью в подобных ситуациях. Можно сказать: «Я вижу, что ты чем-то расстроен, но твой тон меня обижает. Ты можешь сказать мне всё, только спокойно». И часто обнимайте, даже за проступки. «Профилактируйте» хамство – прививайте красивые манеры, внимательно слушайте его мнение, храните тайны, не унижайте в обществе.

  • Что делать, если ребенок переговаривается с родителями?

    Возможно, он копирует Ваше поведение или отзеркаливает состояние, что Вы в себе даже не замечаете. Или он банально пытается обратить на себя внимание. Проработайте свой авторитет – он должен быть безупречен. Так же, как и границы дозволенного: спокойный запрет – объяснение – повторение – выполненное наказание.

  • Что делать, если сын спорит и не слушается?

    Не пытайтесь заставлять согласиться с Вами – это даст обратный эффект. Попробуйте эмоциональную аргументацию — расскажите о своих чувствах, примените твердый тон голоса, не обвиняйте. Как дополнение – дайте совершить ошибку (если она не критична), игнорируйте попытки начать спор.

  • Как вести себя, если ребенок психует?

    Выяснить причину, научить или помочь управлять эмоциями, поддерживать, разговаривать – позволять выплескивать эмоции, обсуждать ситуацию, контролировать давление на малыша, настроить договорные отношения, нагрузить ребенка интересными совместными занятиями.

  • Почему ребенок стал агрессивным, 7 лет?

    Это второй кризис в его жизни. Он проявляет темперамент, сигнализирует о проблемах, его новое видение жизни не совпадает с моделью, полученной в раннем детстве. Грамотно помогите ему.

  • Как заставить ребенка слушаться в 7 лет?

    Станьте неопровержимым примером и авторитетом, хвалите, акцентируйте внимание на хороших вещах, используйте аргументированные, «правильные» наказания.

  • Почему ребенок 7 лет огрызается?

    В период ломания внутреннего мира ребенок прощупывает возможные границы «можно» и Вашего терпения. Предоставьте ему твердость, но не забывайте и о нежности.

  • Ребенок нервничает и психует 7 лет, что делать?

    Если ребенок упорно не идет на контакт, Вы не можете выяснить причину поведения, а грамотное воспитание не помогает, стоит обратиться к специалистам за советом, безвредными процедурами и терапией.

  • Что делать, если ребенок стал агрессивным, 7 лет?

    Это второй кризис в его жизни. Он проявляет темперамент, сигнализирует о проблемах, его новое видение жизни не совпадает с моделью, полученной в раннем детстве. Грамотно помогите ему.

  • Как заставить ребенка слушаться в 7 лет?

    Станьте неопровержимым примером и авторитетом, хвалите, акцентируйте внимание на хороших вещах, используйте аргументированные, «правильные» наказания.

  • Ребенок 7 лет огрызается, что делать?

    В период «ломания» внутреннего мира ребенок прощупывает возможные границы «можно» и Вашего терпения. Предоставьте ему твердость, но не забывайте и о нежности.

  • Что делать, если ребенок нервничает и психует, 7 лет?

    Если ребенок упорно не идет на контакт, Вы не можете выяснить причину поведения, а грамотное воспитание не помогает, стоит обратиться к специалистам за советом, безвредными процедурами и терапией.

Заключение

Заключение

Неуправляемый ребенок – упущение родителей или действие болезни. Не кричите и не ставьте ультиматумы. Поговорите с ним, найдите компромисс или оба сходите к психологу.

Видео к материалу

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась инструкция?

16 Да Нет 2

Еще инструкции на эту тему:

Неуправляемые дети — проблема неврологии или воспитания?

Ребенок не слушается, не реагирует на замечания или даже делает «назло», вредничает, капризничает, истерит, бросается с громким криком на пол, разбрасывает и ломает игрушки, вещи в чужой квартире, с громкими криками бегает по торговому центру, и не поддается никаким уговорам вести себя прилично. Родители таких детей обычно пребывают в полной растерянности: окружающие начинают делать замечания, родственники упрекают в плохом воспитании, а мама боится быть жестокой и не знает, что можно сделать.

Одна из причин неуправляемости ребенка – синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Такой диагноз могут поставить ребенку психиатр, невролог, а в младенческом возрасте СДВГ может заподозрить и педиатр. Так что, если ребенок хотя бы иногда посещал детскую поликлинику, то об этом родители, скорее всего, должны знать. В этом случае нужно строго следовать рекомендациям врачей, запастись любовью и терпением.

Иногда от родители рассказывают психологу о резком изменении поведения ребенка, который, как будто еще вчера вел себя идеально, но вдруг стал строптивым, капризным, непослушным. Тогда можем предположить вторую причину детского непослушания – возрастной кризис. Симптомы кризиса детского развития могут (подчеркну — могут) проявиться в 1 год, ближе к трем, в 6,5-7 лет и при переходе в подростковый возраст. Внезапно испортившееся поведение ребенка – это сигнал «Я хочу быть взрослым! Я могу сам!» Ребенок таким поведением пытается освободиться от опеки, добиться другого к себе отношения, добиться личностной свободы (даже если этой личности 1 год!). Иногда достаточно и одной встречи с психологом чтобы перестроить свое отношение к взрослеющему чаду. Возрастной кризис не обязательно может проявиться в ухудшении поведения: если родители своевременно и постепенно дают возможность ребенку взрослеть, быть самостоятельным, принимать решения (соответственно возрасту, конечно), то негативных проявлений кризиса можно будет благополучно избежать.

Наиболее распространенной причиной неуправляемости ребенка (если исключить, конечно, физиологический фактор) являются неправильно построенные детско-родительские отношения: родители своим собственным поведением и отношением к ребенку провоцируют его капризы, истерики или даже потакают им. Если в семье является нормой орать друг на друга и при любом конфликте бросаться друг в друга предметами, то и дети, копируя поведение родителей, будут делать то же самое. Часто родители даже не осознают, что они предъявляют ребенку противоречивые требования (мама/бабушка разрешает все, а папа не разрешает ничего), и тогда ребенок, не понимая, что же правильно, просто отказывается выполнять хоть какие-то правила. В некоторых семьях чрезмерная любовь или забота (гиперопека) сменяется равнодушием, и ребенок пытается любыми способами привлечь к себе внимание. Такие семьи очень нуждаются в помощи психолога, который смог бы проанализировать проблему и помочь перестроить отношения родителей к ребенку.

Последней причиной неуправляемости можно назвать внутренний душевный дискомфорт у ребенка, наличие внутренней проблемы, когда своим поведением ребенок пытается привлечь внимание к своему неблагополучию, «кричит» о помощи. Нужно постараться понять, что же тревожит или выбивает из равновесия ребенка. Подростков в этих случаях спасает «горячая линия» психологической помощи, поскольку обращаться напрямую к психологу или учителям им неловко. А вот детям помладше, конечно, нужны встречи с психологом.

Наверное, ответ в духе «срочно, срочно к неврологу» многих бы успокоил. Классная возможность переложить ответственность за состояние ребенка на дорогую медицину. К сожалению, в большинстве случаев все же «выстреливает» не неврология, а психология. Или вещи, с ней смежные. 

И потом, что значит «неуправляемые»? «Он меня не слушается», «кричит «НЕТ!» по любому поводу», «топает ногами и валится на землю», просто «все время кричит и плачет», проявляет агрессию? Парадокс в том, что очень часто родители, которым бы хорошо было пересмотреть кое-какие свои воспитательные установки, легко принимают точку зрения, что у ребенка неврологические проблемы (капельки-таблеточки ведь не так энергозатратны, как смена собственных убеждений и моделей поведения), а родители, которым бы как раз именно невролог (ну, или гомеопат, или остеопат – для любителей аллопатических методов) мог очень помочь, безропотно переживают ненужные детские срывы. 

Если уж стоит вопрос об «управляемости/неуправляемости», то давайте сразу проясним: психологически благополучный ребенок и не должен быть управляемым (извне). Он может быть сговорчивым и доброжелательным (и то не во всяком возрасте) и по большей части уметь выходить из своих негативных состояний, даже интенсивных. «Послушность» — отнюдь не показатель благополучия, как и «непослушность» — не есть четкий признак отклонений. В первый раз родители обычно сталкиваются с этим, когда ребенку исполняется годика полтора. И тот, кто еще вчера делал все,
чего вы от него хотели, слушался папу и маму с полуслова, вдруг открывает для себя новую опцию – «нет»… Это – норма. И норма – что ребенок лет эдак с 3 до 5 с поразительным упорством стремится командовать родителями и насаждать вокруг свои порядки, а в случае неповиновения – по-разному папу-маму наказывает. И норма, что ребенок бурно реагирует на напряжение, нервозность родителей, особенно мамы, и щедро отреагирует мамины негативные эмоции – когда криком и слезами, а когда болезнью. Поэтому о неврологических проблемах у ребенка мы будем говорить (сперва чисто гипотетически) только в тех случаях, когда: 

1) У родителей хорошие, благожелательные, лишенные напряжения отношения друг с другом и близкими родственниками, живущими рядом; 
2) У матери (в первую очередь), а также у других людей, постоянно и непосредственно общающихся с ребенком, стабильное, позитивное, спокойное состояние, она (они) легко отреагирует возникающие негативные эмоции способами, неразрушительными для отношений, т.е. без скандалов и битья посуды; 
3) У людей, воспитывающих ребенка, единая линия воспитания, нет двойных стандартов и противоречивых рамок; 
4) У ребенка есть возможность легально «покомандовать» своим близким окружением и почувствовать себя главным. В тех случаях, когда это физически возможно, на его просьбы и требования поступает ответ «да» — 

А ребенок все равно эмоционально взрывается, регулярно, постоянно. 

Если перечисленные условия не соблюдаются, то всякие неудобства, которые родители или другие воспитатели испытывают в общении с ребенком, связанные с агрессией или чрезмерным выражением негативных эмоций, непослушанием, прежде всего могут быть связаны с психологическими проблемами. И тогда и решать их нужно соответственно. 

У каждого малыша есть своя выстроенная линия поведения. И с каждым взрослым эта линия меняется и выстраивается по-новому. Но мы часто с сталкиваемся с детскими криками, истериками и скандалами. И в общественных, и в домашних условиях. Откуда и почему это берется? Есть несколько объяснений и причин данному поведению.

Во-первых, это возрастные кризисы, которые присутствуют у каждого ребенка в определенный период. Это время, когда ребенок не понимает, что с ним происходит и не может описать своих чувств. И мы, родители, должны непременно помочь нашим деткам разобраться с этим.

Вторая причина — это врожденные особенности в развитии ребенка. В таких ситуациях необходимо лечение.

Третья причина — это проблемы в семье. И они делятся на два типа:
1. Непонятый и несчастный ребенок. Он своими криками пытается привлечь внимание родителей.
2. Поведение родителей. Далеко не все знают подход к своему чаду. И неправильное поведение родителей может вызвать данную реакцию.
Самое главное в работе над конфликтами — это учиться разговаривать и слушать своих детей. Понять истинную причину этой неуправляемости.
Понять данную ситуацию могут только внимательные родители, которые следят за поведением, развитием и характером своего ребенка. У вас все получится, любви и терпения.

Это был один из вопросов, который обсуждали специалисты (психологи) на организованном социальном проекте “Мой любимый непоседа”, который прошел в Краснодаре 16 декабря. Цель проекта и состояла в том, чтобы помочь родителям иметь осознанность в воспитании детей, создавать доверительные, теплые поддерживающие отношения между родителем и ребенком. Почему это важно? Так как на развитие ребенка влияют различные перемены в обществе, такие как занятость обоих родителей, доступность современных технологий (гаджеты) и неконтролируемое время их использования. 


Хорошие родители первыми замечают, что ребенок переживает сложные чувства и первыми могут прийти на помощь. Родители должны понимать, что только от них зависит, какими вырастут их дети. 

Проект проходил в формате «консультация-игра». Три рабочих зоны, в каждой из которых психолог использовал методики различного рода: ассоциативная методика, арт-терапия и т.д. 

Дети в силу своей чувствительности первыми своим поведением сигнализируют о возникших сложностях в семье, в отношениях между родителями. Поведение ребенка в этом случае — это симптом. 

Основной запрос в семьях «как договориться с ребенком». Отношения — это про то, как важно договориться, сохранив уважение, индивидуальность и уникальность друг друга.  Семьи изначально пришли с целью получить знание, как договориться со своими детьми. Родители пришли из видения будущего их отношений с ребенком и увидели, что договоренности важно менять в процессе роста и развития своих детей. 

При использовании гаджетов, насколько нужно их ограничивать? Нужно. Но родителям важно понимать, что нужно быть знакомыми и знать возможности мобильных устройств. Но границы использования простраивает родитель, потому что есть сон, питание, основные жизненные позиции. Гаджеты это такая штука, которая засасывает ребенка и он уходит в них и там нет времени, нет контроля, в результате эмоциональное истощение. Когда он выходит оттуда, он не знает, что он делал в это время. Ничего не произошло за это время, и вокруг контроль потерян. И ему очень трудно вернуться и восстановиться в реальную жизнь. 

Родителям очень понравилось, и многие выразили желание продолжить совместное сотрудничество с психологами.



Все чаще ко мне обращаются родители с запросом: что делать с ребенком, он совершенно неуправляем?
Давайте попробуем разобраться в причинах возникновения такого поведения у детей. 

Причина «плохого» поведения ребенка может быть напрямую связана с нарушением функций центральной нервной системы. Все чаще встречается диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) поставленный врачом неврологом. При наличии СДВГ ребенку трудно контролировать свое поведение, концентрировать и удерживать внимание. В основе лежат функциональная незрелость или нарушения работы подкорковых структур головного мозга и лобных областей коры головного мозга. 
Напряженность и частые конфликты в семье, нетерпимость и излишняя строгость к детям также вносят свою лепту в развитие этого синдрома. 

Помимо СДВГ, со стороны неврологии, могут так же быть и другие причины, влияющие на поведение ребенка. Поэтому, регулярное посещение врача невролога поможет выявить причины нежелательного поведения у детей на ранних сроках. 

На формирование расстройств поведения влияют неблагоприятная атмосфера в семье: разлады между родителями, враждебность, направленная на малыша, недостаток теплого отношения, внимания и участия. Это одновременно может являться как реакцией на нежелательное поведение ребенка, так и его причиной. 

Так же, имеют место быть, непоследовательность в воспитательном процессе, когда родители не могут договориться и занять одну позицию в отношении ребенка. Это похоже на игру в «доброго и злого полицейского», когда один разрешает, а другой запрещает. Ребенку трудно находиться в постоянно изменяющихся правилах и, своим поведением, он как будто прощупывает границу дозволенного. 

Важен также противоположный аспект – слишком суровая дисциплина – когда ребенку не дают права голоса и права выбора, наказывают за малейшие проступки. 

Поэтому, прежде чем винить себя в неправильном воспитании или ребенка в том, что он какой-то не такой — я рекомендую пройти обследование, чтобы исключить возможные нарушения непосредственно влияющие на поведение и самочувствие малыша. 

Первый год жизни ребёнка (сейчас не о качестве мед.услуг) контролируется медицинским учреждением. Если Вы родили здорового ребёнка и вопрос о врождённых изменениях снят, обращаете свои взоры на воспитание.

Хочется тут вставить перефразированную истину «Всё плохое поведение от нервов».

Взволнованные (неудовлетворяющим их представлениям) плохим поведением ребёнка, родители задают себе вопрос (формулировка разная, смысл тот же) «Как хорошо мы воспитываем своё любимое чадо?» Честнее и продуктивнее было бы задать себе вопрос «На сколько я осознанный родитель?»

И тут начинаются разночтения смысла слова «осознанный».У каждого родителя свой смысл. И, как результат — поведение детей в приблизительно одинаковых ситуациях разное.

На поведение ребёнка, как и на поведение взрослого влияет многое. Это и возраст, от которого зависят нейро-физиологические возможности ребёнка взаимодействия с внешним миром; это приобретённый в семье поведенческий опыт общения и взаимодействия с близкими значимыми для ребёнка людьми (родителями, бабушками-дедушками, братьями-сёстрами…). Это опыт с поддержкой/не поддержкой от значимых людей при знакомстве с чем-то любым новым, с внешним миром…

Часто эти знания у родителя имеются в качестве информации для разговоров и подтверждения своей эрудиции в этом вопросе.А если использовать эти сведения, как осознанный ценностный наполнитель отношений с растущим ребёнком, тогда, очевидно, поведение ребёнка становится не плохим или хорошим, а понятным и доверительно обсуждаемым. 

Гиперактивность, импульсивность, повышенная активность — чаще всего это многоплановое расстройство функционирования мозга. Особенности поведения такого ребенка не имеют отношения к плохому воспитанию. К так называемым «неуправляемым» детям нужен особый подход и бесконечное терпение. Они больше других нуждаются в нежности, заботе и внимании. Спокойствие и доброжелательность взрослого помогают ребёнку справиться с его эмоциональным возбуждением.

Хороший вопрос. Однако здесь стоит понимать, что «неуправляемость» может быть вариантом возрастной нормы, коими являются кризис трех лет или пубертатный период, а может быть проявлением серьезного неврологического или психического нарушения. Как разобраться в первопричинах нарушения поведения у ребенка взрослому человеку, который столкнулся с данными сложностями? Здесь однозначно не обойтись без помощи специалистов и в приоритет, несомненно, нужно поставить исключение заболеваний у ребенка. Если со стороны физического и психического здоровья у ребенка проблем нет, то лишь в этом случае мы можем сказать об упущениях допущенных взрослыми в процессе воспитания последнего. 

врет, грубит и хамит родителям

Случается, что ваш замечательный малыш вдруг начинает вести себя неподобающим образом: обманывает, раздражается, хамит, а вы теряетесь и не знаете, что делать. Сразу уточним, что внезапно поведение ребёнка не меняется. Всегда есть предшествующая причина, подтолкнувшая его к этому. Поняв её, вам будет легче устранить нежелательные проявления в поведении крохи. Конкретный алгоритм действий в подобных ситуациях разберём дальше. 

Ребёнок в 7 лет плохо себя ведёт: причины

Давайте подумаем, почему малыш капризничает, не слушается, устраивает скандалы? Чего он хочет добиться? Такое поведение должно говорить родителям о стремлении ребёнка получить определённую реакцию с их стороны. А эта реакция и есть ключ к пониманию причин происходящего.
Например, часто дети предоставлены сами себе, пока мама и папа заняты своими делами. Отчаявшись получить их внимание, они начинают проказничать: прыгать на диване, ломать вещи. Родители тут же подскакивают и начинают ругать. Цель достигнута. Если взрослые регулярно игнорируют потребность крохи в общении, этот сценарий повторится ещё не раз. Впоследствии, негативное поведение может закрепиться, и ребёнок превратится в неуправляемого и сложного подростка.  
Самое лучшее решение – предотвращать подобные ситуации. Как? Наладить контакт с ребёнком: чаще общаться, спрашивать его мнение, поддерживать, помогать, выражать свою любовь и безусловное принятие. Каждый раз, когда ваш малыш начнёт провокационные действия, спросите себя: что им движет сейчас? Какую потребность он пытается удовлетворить? Как я могу помочь ему прямо сейчас? Ни в коем случае не повышайте голос, не произносите обидных и унизительных слов в адрес ребёнка. Ваша задача не только в том, чтобы искоренить плохое поведение как неприятный симптом, но и помочь малышу справляться со своими эмоциями и находить спокойные пути решения конфликтов.

Детские споры и неуправляемое поведение

Случается, подрастающие дети, особенно, мальчики, в 7 лет начинают активно отстаивать свои позиции и всегда спорить. В ответ на это взрослые раздражаются, переходят на крик и могут даже дать затрещину. В итоге, у ребёнка складывается ощущение, что его не слышат, не принимают, унижают и, что самое страшное, появляется уверенность, что применение силы – весомый аргумент в решении конфликтов. Впоследствии, именно такое поведение малыш будет воспроизводить в более старшем возрасте. Как этого не допустить? Во-первых, давайте разберёмся, почему дети спорят:

  • проверяют границы дозволенного, пытаются расширить их;
  • стремятся самоутвердиться;
  • привлекают внимание.

В первом случае могут помочь чёткие правила: мыть руки перед едой, заправлять постель, не драться и т.д. Это те постулаты, которые нарушать просто нельзя, и их придерживается вся семья. Если спор касается других моментов, покажите ребёнку, как правильно достигать компромисса.
Ещё один неприятный вариант детского поведения – неуправляемость. Когда мы говорим, что ребёнок 7 лет стал неуправляемым, имеется ввиду регулярное непослушание. Чаще всего, причина тому — недостаток внимания и неправильные формы поведения, заданные в семье. Постарайтесь понять кроху, будьте на равных, уделяйте ему больше времени, проявляйте интерес к его жизни, обнимайте и говорите, что любите. Помогут, опять же, правила, о которых говорилось выше, и твёрдый режим дня. Проследите за климатом внутри семьи: если взрослые часто выясняют отношения на повышенных тонах на глазах у ребёнка, это наносит серьёзный вред его психике и даёт право копировать такой стиль общения. Проанализируйте свой авторитет: всегда ли слова сходятся с делом, не позволяете ли вы малышу вольностей в общении со взрослыми (пресекаете ли грубость, попытки ударить).  

Почему ребёнок в 7 лет врёт и что с этим делать?

Обычно, детки обманывают, когда боятся наказания. И чем больше ругать их за враньё, тем больше они будут обманывать. Замкнутый круг. Где же выход?

  • Будьте спокойны и адекватны – крик, обидные фразы, угрозы и наказания не отучат ребёнка от вранья, а побудят к ещё большей скрытности из-за страха;
  • Ищите причину обмана – вежливо выразите своё сомнение в словах малыша: «Эта история кажется не очень правдоподобной, вероятно, ты почему-то не можешь рассказать, что было на самом деле. Ты чего-то боишься? Давай вместе обсудим ситуацию»;
  • Пообещайте, что не будете ругаться, когда узнаете правду, и сдержите своё слово;
  • Хвалите за честность, даже если сначала была ложь;
  • Научите ребёнка позитивно смотреть на ошибки – подумайте вместе, как можно поступить, чтобы в следующий раз всё сложилось иначе;
  • Говорите крохе о своей любви, обнимайте и целуйте его;
  • Показывайте правильный пример – не позволяйте себе мелкой бытовой лжи и выполняйте обещания, данные ребёнку;
  • Не вешайте ярлыки – обидные названия («врунишка», «обманщик»), повторяемые из раза в раз, закрепляются в памяти детей, и они ведут себя в соответствии с ними;
  • Воздержитесь от критики ребёнка, особенно на людях.

Что делать, если ребёнок в 7 лет грубит и хамит родителям?

Зачастую, хамскую модель поведения дети берут из семьи. Обратите внимание, как вы общаетесь между собой, что и каким тоном говорите. Не реагируйте на грубые слова ребёнка, а покажите правильный пример поведения («Мы продолжим разговор, когда ты успокоишься»). Постарайтесь наладить контакт – выслушайте претензии крохи, спросите о проблемах, проводите больше времени вместе и будьте ласковы и дружелюбны с ним.  
Помните, что ребёнок ведёт себя так, как мы ему позволяем. Ни один малыш не рождается плохим или вредным, таким делает его наше воспитание. Поэтому, первостепенная задача – сблизиться с крохой и дать ему правильные ориентиры и нормы поведения.

Теги по теме: воспитаниедети 3-7

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

что делать если ребенок 7 лет не слушается советы психолога

Провожая ребенка в первый класс, многие родители облегченно выдыхают: давешний кроха вырос, стал самостоятельным, самое время расслабиться… Но покладистый малыш внезапно начинает перечить взрослым, поступать вопреки их просьбам, всячески проявлять характер. Не стоит пускать процесс на самотек, но и хвататься за голову, а тем более за ремень не спешите — кризис семилетнего возраста нормальное явление, редкое чадо он обходит стороной. Так что же делать, если ребенок не слушается в 7 лет? Советы психолога помогут вам вновь наладить отношения в семье.

Тревожные признаки

Часто родители, заметив неприятные изменения в поведении ребенка, стремятся любой ценой отстоять свой авторитет, не особенно вникая в ситуацию: жестко отчитать, лишить сладкого, шлепнуть по попе. Возможно, в случае обычного каприза ребенка это бы помогло, но сейчас все повторяется: кризис 7 лет обычно затягивается на несколько месяцев. О его приходе можно догадаться по характерным признакам:

  • Исчезновение детской непосредственности. Ребенок, достигший школьного возраста, всегда обдумывает свои поступки заранее, что несвойственно малышам, действующим по настроению;
  • Манерность. Как порой раздражают кривляния ребенка, например, его новая привычка говорить писклявым голосом! Другая крайность — постоянные умничанья, рассуждения о «взрослых» проблемах, встревания в разговор;
  • Скрытность. Если трехлетку кто-то обидит в песочнице, об этом тут же узнает весь двор. Первоклассник — другой случай, очень часто родители и не подозревают о внутренних переживаниях и страхах своего ребенка, настолько умело он прячет негативные эмоции, понимая взрослость как умение самому решать проблемы;
  • Непослушание. Отпрыск делает вид, что не слышит указания взрослых или демонстративно поступает наоборот. В 7 лет ребенок может внезапно отказываться мыть руки, идти спать или обедать, убрать игрушки, хотя раньше споров по этим вопросам не возникало.

Обнаружив у ребенка подобную симптоматику, наберитесь терпения — это пройдет. Потакать капризам нельзя, но превращать конфликты в настоящую войну не стоит. Обдумывая тактику действий, родители должны четко понимать, почему так изменился их всегда послушный ласковый малыш.

Причины кризиса 7 лет

Когда ребенок не слушается, ведет себя вызывающе и грубо, сложно сохранить спокойствие, так и подмывает хорошенько шлепнуть наглеца. Не стоит этого делать — доверие будет потеряно окончательно. Задумайтесь, зачем чадо привлекает к себе внимание. Психологи выделяют несколько причин, объясняющих сложности возраста 7 лет:

  • Физиология. Замечали, как вытягиваются за одно лето будущие первоклашки? Примерно в 7 лет начинается очередной скачок роста, иногда настолько стремительный, что организм воспринимает непривычное состояние как стрессовое.
    Плюс ко всему продолжается смена молочных зубов коренными, что тоже причиняет ребенку некоторый дискомфорт;
  • Смена социальной роли, ведущей деятельности. Раньше ребенок был просто сыном (или дочкой), а большую часть его времени занимали различные игры. Теперь ему необходимо освоить новую роль, стать учеником и прилежно учиться, отодвинув развлечения на второй план. Смена привычного уклада вызывает у маленького человека растерянность;
  • Желание угодить. Очень просто начинать что-то новое, но со временем любое занятие приедается. Так происходит в 7 лет со школой: горящий энтузиазмом ребенок становится апатичным, плаксивым. Малыш помнит, какие надежды возлагают на него родители, и ждет похвалы от учителя, хочет оказаться успешным учеником. Возникает противоречие между усталостью и стремлением отличиться;
  • Проявления индивидуальности. В 7 лет дети пересматривают позиции ближайшего окружения — семьи. Первоклашки ожидают, что с их взрослением будут считаться, их мнение будут учитывать. Именно этим объясняется упрямство и непослушание по мелочам. Ребенку просто не хватает внимания.

Капризы в ребенка 7 лет бывают спровоцированы обидой за не купленную игрушку или запрет на просмотр мультфильма. Время истерик по малейшему поводу прошло, теперь у детского негатива всегда есть скрытая причина.

Что делать — советы психолога

Детские психологи, говоря о кризисе 7 лет, всегда рекомендуют избегать физических наказаний и психологического давления. Подобные методы ожидаемых результатов не принесут, только усугубят ситуацию. Несколько советов помогут справиться со сложностями достойно:

  • Договаривайтесь. Умейте не только приказывать, но и слушать. Не ставьте ребенка перед фактом, обговаривайте те решения, которые непосредственно его касаются: необходимость посещать продленку, поездка к бабушке на каникулы, занятия в музыкальной школе. Заранее определите, какие вопросы обсуждению не подлежат – безопасность, здоровье. Всегда выполняйте свои обещания, данные ребенку;
  • Давайте поручения. Ребенок не слушается, стремясь к самостоятельности, уважению? Прекрасно, в 7 лет он способен помочь по дому — полить цветы, вытереть пыль, подмести. Такое доверие поднимет чаду самооценку без некрасивых сцен. Не забывайте похвалить ребенка, обязательно громогласно доложите всем домочадцам, как он выручил вас своей помощью, пусть почувствует себя значимым, авторитетным;
  • Не заостряйте внимание на неудачах малыша. Многие мамы и папы очень раздражаются, видя плохие оценки за элементарные ошибки. В 7 лет ребенок остро переживает родительское неодобрение, перестаньте бесконечно укорять его, с кем-то сравнивать. Вы же любите его не за успеваемость?;
  • Не озвучивайте поручения категорическим тоном. Пусть это будет настоятельная просьба. Встретив возражения, добавьте голосу твердости или используйте физический контакт: возьмите ребенка на руки, посмотрите в глаза, добейтесь ответного внимания. Обязательно спросите о причине отказа, найдите компромисс;
  • Выделите время на доверительную беседу. Даже будучи очень занятым человеком можно посвятить четверть часа собственному ребенку. Расспросите его, как прошел день, что нового в школе, с кем он дружит, с кем поссорился и почему. Привычка обсуждать с вами события личной жизни останется на долгие годы. Подростковый возраст тоже недалеко — готовьте почву заранее;
  • Пресекайте попытки манипуляции. Демократическое воспитание не меняет ведущих ролей, родители остаются высшей властью. Позволив манипулировать собой, взрослые теряют авторитет;
  • Не наказывайте ребенка показным равнодушием, оно ранит сильнее криков и ремня. Ваша злость скоро пройдет, а детская психика серьезно пострадает;
  • Будьте примером. Соблюдайте установленные правила, поддерживайте семейные традиции.

Беседуя с родителями первоклашек и давая им советы, психологи часто говорят, что беспрекословное послушание в этом возрасте куда подозрительнее постоянных проказ, поэтому не спешите огорчаться, если ребенок в 7 лет вас не слушается. Теперь вы знаете что делать, пусть советы психолога помогут сохранить доверительные отношения.

 

Кризис 7 лет у ребенка (возрастная психология): как вести себя родителям?

Кризис в возрасте 7 лет – очередная ступень развития ребенка, связанная с изменением социального статуса: дошкольник превращается в школьника. Основные черты этого переходного периода – проблемы с дисциплиной и соблюдением правил поведения в обществе. Как понять, что сын или дочка переживает кризис? Почему так происходит? Как вести себя маме и папе, чтобы помочь отпрыску? Рассмотрим ответы на эти вопросы с точки зрения возрастной психологии.

Кризис 7 летКризис 7 лет Кризис 7 лет связан с нежеланием ребенка подчиняться общепринятым дисциплинарным требованиям

Проявления кризиса

Переживая кризис 7-8 лет, ребенок готовится к новому этапу жизни, который начнется, когда он переступит школьный порог. Преодоление эмоциональных сложностей поможет ему стать полноценным членом новой среды, принять ее правила и осознать выгоды. Особенности этого периода:

  • привыкание к учебным нагрузкам;
  • изменения во взаимоотношениях со старшими членами семьи;
  • общение со сверстниками, каждый из которых в той или иной мере переживает кризис.

Для переходного этапа характерны определенные закономерности поведения ребенка, основные из которых:

  • наигранность;
  • вертлявость, неусидчивость;
  • вредные действия, мотивы которых не поддаются логическому объяснению;
  • передразнивание взрослых;
  • клоунада и паясничанье как способы привлечения внимания.

Перечисленные особенности поведения семилетки дополняются такими эмоциональными характеристиками, как:

  • повышенная утомляемость;
  • раздражительность;
  • вспыльчивость;
  • рассеянность, которая зачастую приводит к не очень хорошей успеваемости в школе;
  • агрессивность или противоположные черты – замкнутость, застенчивость.

В кризисный период дети начинают соотносить себя со сверстниками:

  • сравнивают себя с другими, часто недооценивая собственные возможности;
  • ищут авторитет – к сожалению, во многих случаях им оказывается ребенок, отличающийся не очень хорошим поведением;
  • кляузничают на приятелей, заискивают перед взрослыми, пытаясь «подняться» в их глазах.
Ребенок кривляетсяРебенок кривляется Кривляние и паясничание – характерные признаки кризисного периода

Самостоятельная диагностика

Определить, что ребенок столкнулся с кризисом, мама и папа могут, внимательно понаблюдав за его поведением. Упорядочить выводы и дать оценку эмоциональному состоянию отпрыска поможет следующая анкета. Отвечая на ее вопросы, следует ставить «2 балла», если перечисленные черты и особенности поведения проявляются постоянно, «1 балл» – заметны периодически, «0 баллов» – они вообще несвойственны ребенку.

Анкета, позволяющая выявить признаки кризиса 7 лет:

  1. В течение последних 6-12 месяцев ребенок кардинально изменился.
  2. Все время пытается «переговорить» старших, грубит.
  3. Утратил интерес к детскому саду, развивающим занятиям в детском центре.
  4. Стал безразличен к игрушкам, которые раньше сильно любил. Интересуется только играми с другими детьми.
  5. Ему больше нравится общаться со старшими ребятами, чем с малышами.
  6. Полюбил игру в школу, много спрашивает о ней.
  7. Часто ругается с родителями из-за мелочей.
  8. Упрямится, отстаивает свое мнение вопреки всему.
  9. Паясничает, кривляется, разговаривает «не своим» голосом.
  10. Подражает взрослым, пытается выполнять их обязанности.

После того как получены ответы на все вопросы, следует подбить сумму баллов, она получится в интервале от 0 до 20. Интерпретация результатов:

  1. 0-5 баллов. Для семилетки это слишком мало. Ребенок очень спокоен, но такое поведение может указывать на некоторое отставание в психоэмоциональном развитии.
  2. 5-10 баллов. Данный итог, скорее всего, не означает наличие кризиса. Плохое поведение может быть обусловлено индивидуальными особенностями характера или ошибками в воспитательном процессе.
  3. 10-20 баллов. Отпрыск переживает кризис 7 лет. Сгладить его проявления и помочь ребенку можно, изменив систему требований и отношение к нему. В противном случае кризис может затянуться и привести к формированию негативных черт характера.
Ребенок грубитРебенок грубит Грубые слова и проявления ребенка могут шокировать неподготовленных родителей

Причины кризиса

Кризисы подросткового возраста, трех, семи лет имеют одну общую черту – отрицание. Вместе с тем, каждый сложный период характеризуется своими особенностями.

Ребенок грубитРебенок грубит

В три года малыш борется за свою самостоятельность – возможность совершать поступки автономно. Семилетка начинает терять непосредственность, свойственную детству, между поступком и переживанием вклинивается интеллектуальный момент. Плюс подключается непростая адаптация к школе.

Конфликт между потребностями и окружающей средой

Ребенок 7-8 лет больше всего на свете хочет стать взрослым. К этому подталкивают его не только внутренние потребности, но и культурная среда. Большинству мальчиков и девочек старшие члены семьи внушают, что поход в первый класс означает взросление.

Начав посещать школу, ребенок искренне надеется, что он стал самостоятельным и приобрел новую социальную позицию. По его мнению, устоявшиеся бытовые правила, которые действовали в «прошлой детской жизни», должны претерпеть изменения. В результате он начинает им сопротивляться – хочет сам решать, когда и куда ему идти, что надевать и так далее. Ребенок убежден, что имеет полное право вести себя как взрослый.

Утрата детской непосредственности

Еще один аспект кризиса 7 лет – утрата ситуативности реакций и непосредственности. Поведение детей становится более произвольным, оно поддается меньшему влиянию внешних факторов. Именно поэтому появляется кривляние, наигранность, манерничанье.

Мальчик или девочка выбирает для себя роль и следует ее логике, при этом его позиция может абсолютно не соответствовать ситуации. В результате возникают беспричинные скачки настроения, непоследовательность эмоций, изменения в поведении, неестественность реакций на те или иные события.

Результат кризиса

Наряду с трудностями отпрыск переживает стремительное развитие. Сначала, в первый период кризиса, возникает дисгармония – ребенок и среда, которая его окружает, вступают в противоречие. Затем, на втором этапе, все стабилизируется. Как следствие, происходит психическое новообразование, которым является новая структура личности. Его суть для кризиса 7 лет – потребность и возможность функционировать в социуме. Отпрыск стремится к социальной позиции, в частности к позиции ученика школы.

Что делать родителям?

Что делать маме и папе «кризисного» ребенка? Прежде всего – не паниковать. Важно понимать, что критический период не продлится долго. В итоге вместо кривляния ребенок научится действовать по собственной воле в любой ситуации, учитывая внешние обстоятельства, но не слепо следуя им. Он обретет собственную позицию, свое мнение, свое отношение к различным перипетиям, которые будут возникать в жизни. Он сконструирует собственное «Я», свой внутренний мир с пространством для работы воображения и выбора действий.

Ребенок грубитРебенок грубит

Облегчить протекание кризисного периода под силу понимающим родителям. Следует изменить свое отношение к отпрыску, расширив границы его свободы. Необходимо дать ему возможность разобраться в себе. Важно меньше опекать и ограничивать сына или дочку – забота должна проявляться не в тотальном управлении жизнью ребенка, а в контроле и острожном наставлении.

Право на собственные решения

Основное поле для проявления негативных признаков кризиса семи лет – требования, предъявляемые к ребенку в школе и дома, которым он отчаянно внутренне сопротивляется. После того как прозвучит первый звонок, очень многие действия переходят в категорию «нужно делать», «должен». Как следствие, из уст отпрыска все чаще и чаще звучат слова «не хочу», «не буду».

Кризис 7 летКризис 7 лет В 7 лет ребенок уже хочет принимать многие решения самостоятельно

Маме и папе нужно проявлять хитрость. Следует формулировать требования так, чтобы сын или дочка захотел их выполнить по своей воле. Можно призвать в помощь авторитетного для ребенка героя, рассказав поучительную историю, в которой он оказался в аналогичной ситуации и поступил правильно.

К 7 годам отпрыск накапливает некоторое количество жизненного опыта, и часть решений он способен принимать, основываясь на нем. По возможности родителям следует апеллировать к этому опыту, а не давить на чадо своим авторитетом. Например, ребенок не хочет тепло одеваться. Ему нужно напомнить, как он недавно замерз, будучи экипированным не по погоде.

У семилетнего ребенка во многих вопросах уже есть собственное мнение. Нельзя его заглушать – наоборот, следует учить чадо аргументировано спорить, доказывая свою позицию. С одной стороны, это заставит его обосновывать свои требования или отказ от выполнения наставлений старших, а с другой – мама и папа научатся слышать и считаться с мнением своего ребенка.

Одна из главных проблем кризиса 7 лет – непослушание. Родителям необходимо пересмотреть свою позицию в общении с сыном или дочкой. Не должно быть приказов. Важно вести диалог на равных. Ребенку следует задавать вопросы, интересоваться его мнением, давать возможность принимать решения, а также отвечать за них. Например, если сын отказывается следовать установленному режиму дня, не нужно принуждать его. Лучше спросить, сколько времени ему требуется на то или иное дело, затем подкорректировать график вместе.

Непослушный ребенокНепослушный ребенок Чтобы ребенок стал послушным, лучше применять метод диалога, а не приказов

Сохранение детства

В кризисный период происходит переход на очередной этап становления личности, но отпрыск все еще остается ребенком. Не стоит забывать об этом. В сложные моменты можно использовать поучительные мультфильмы, сказки, истории. Сын или дочка будет с удовольствием следовать положительному примеру любимых героев. Маме и папе такой подход позволит сместить авторитарную роль с себя.

С началом школьной жизни появляется необходимость проводить много времени за уроками. Ребенку сложно полностью погрузиться в учебный процесс. В его жизни должно оставаться место для игр. Хорошо, если есть возможность вводить школьные предметы играючи – например, позволить сыну или дочке заняться любимым делом, а тем временем повторять слова или устно решать примеры. Буквы можно рисовать карандашами или мелками. Важно учиться вместе с чадом, так ему проще будет принять новые процессы и они станут гармоничной частью режима дня.

Базовые рекомендации

При условии правильного отношения родителей кризис 7 лет проходит почти незаметно. Более того, в этот период у ребенка могут сформироваться человеческие качества, которые затем будут помогать ему в жизни. Важно, чтобы взрослые члены семьи придерживались простых правил:

  • объясняли;
  • слушали;
  • советовались;
  • исключили насилие;
  • предоставляли личное время;
  • не относились к ребенку как к собственности.
Наказание ребенкаНаказание ребенка В воспитании ребенка элемент физического наказания должен быть полностью исключен

Объяснять

Разумеется, в жизни ребенка должны быть запреты, но перед тем как ввести «табу», следует объяснить, почему так нельзя поступать. Кроме того, стоит правильно формулировать правила – в виде совета или предостережения, а не приказа. Благодаря этому ребенок почувствует свое равенство со взрослыми.

Не нужно бояться, что такой подход приведет к потере родительского безусловного авторитета. Сын или дочка будут продолжать прислушиваться к словам старших на инстинктивном уровне.

Слушать

Маме и папе нужно внимательно слушать ребенка без критики. Пусть рассказывает истории, даже если в них присутствуют фантазийные элементы, делится тем, что ему интересно. Психологи отмечают, что боязнь публичных выступлений закладывается в детстве, когда старшие члены семьи не удосуживаются выслушать ребенка или, что еще хуже, смеются над ним (рекомендуем прочитать: что делать, если старший ребенок ревнует к младшему?).

Советоваться

Ребенок начинает постепенно осознавать себя новой частью социума, понимать важность своей роли в обществе. Не нужно лишать его значимости дома, он должен чувствовать себя полноправным членом семьи.

Ребенок грубитРебенок грубит

Следует интересоваться мнением сына или дочки – планируя досуг, совершая покупки. Важно привлекать отпрыска к составлению семейного бюджета. Это поможет ему понять ценность денег. В подростковом возрасте он не будет их требовать или самовольно брать у родителей.

Совместные покупкиСовместные покупки Когда родители советуются с ребенком и учитывают его мнение, конфликтов будет гораздо меньше

Исключить насилие

Нельзя проявлять насилие по отношению к чаду – ни моральное, ни физическое. Унижение способствует формированию низкой самооценки. Если ребенка очень строго наказывают за непослушание, то в будущем он не умеет говорить «нет» в ответ на просьбы других людей. Жесткие физические меры воздействия сеют в детской душе обиду, которая остается на всю жизнь.

Предоставлять личное время

Семилетке приходится подолгу пребывать в коллективе и находить общий язык с разными детьми. Разумеется, это требует много энергии и сил. Стоит предоставлять ему возможность побыть одному. Если ребенок закрывает в дверь в свою комнату, не нужно его беспокоить, пусть проведет время так, как ему хочется – порисует, потанцует, споет песню, пофантазирует.

Не относиться к ребенку как к собственности

Родителям, которые потратили массу времени и сил на взращивание ребенка, сложно отпустить его и перестать опекать. Однако он является не их собственностью, а отдельной личностью, которая имеет право на свои особенности, увлечения, мнения. Тяжелее всего кризис семи лет проходит у тех детей, родители которых усиленно пытаются взять их под свой контроль. Сыну или дочке нужна помощь и поддержка, а не нравоучения и ужесточение правил. Если ситуация очень сложная, стоит обратиться за консультацией к психологу, который поможет разобраться в родительских чувствах.

Совместные покупкиСовместные покупкиКлинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

Поделитесь с друьями!

норма или патология? Возрастной кризис у ребенка. Воспитание детей

К сожалению, многие родители сталкиваются с такой ситуацией, когда в один прекрасный момент замечают, что их ребенок стал неуправляемым. Это может произойти в любом возрасте: в год, три или пять лет. Родителям порой сложно выдержать постоянные капризы ребенка. Как себя вести с детьми в таких случаях и как повлиять на них? Давайте поговорим об этом более подробно.

Внешние проявления непослушания

Как выглядят неуправляемые дети? Внешние проявления могут быть очень разными. Дети весьма изобретательны в этом плане, и каждый малыш осознанно или неосознанно выбирает свою линию поведения. Наверняка каждый из вас видел, как ребенок орет без видимой причины и что-то требует от родителей, при этом он не слушает доводы старших и не собирается успокаиваться. Родители далеко не всегда могут в таких случаях успокоить свое чадо, особенно если подобные казусы происходят в людных местах. А, как правило, именно в общественных местах ребенок не слушается. Он пытается хватать предметы, которые брать нельзя, активно бегает, а на замечания посторонних людей реагирует не самым лучшим образом.

неуправляемые дети

Такие ситуации могут развиваться по-разному. Ребенок может успокоиться, но через некоторое время вновь повторить истерику. А бывает и так, что малыши примерно ведут себя в садике и на площадках, но зато дома изводят своим поведением всех родственников. Почему ребенок не слушается и демонстрирует окружающим свое непослушание? Откуда берутся неуправляемые дети?

Чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо разобраться в причинах.

Причины неуправляемости детей

Причины неуправляемости могут быть очень разными:

  1. Психофизиологические (врожденные особенности в развитии). В таких случаях специалисты указывают на присутствие у ребенка гиперкинетического синдрома, который проявляется в избыточных хаотичных и непроизвольных движениях. Подобная патология характеризуется расстройствами поведения. В таких ситуациях родители не торопятся обращаться к врачам, поскольку не знают о том, что такое состояние не норма и ребенка необходимо лечить.
  2. Возрастной кризис у ребенка. Если вы начали замечать, что малыш регулярно разбрасывает свои игрушки, не слушается вас, а на все замечания отвечает истерикой, то, вероятнее всего, что причина такой неуправляемости кроется в возрастном кризисе (кризис одного года, трех лет, шести-семи, подростковый период). Возрастной кризис у ребенка – это вполне нормальное явление. Этот этап проходят все нормальные детки. На все события в своей жизни малыши реагируют капризами и истериками, а в более старшем возрасте характерным проявлением является лень и упрямство. Дети растут и развиваются, они познают мир, открывая для себя много всего нового и неизведанного. В такие моменты родителям следует уделять больше внимания своим чадам.
  3. Несчастный ребенок. Неуправляемые дети порой своим поведением демонстрируют внутреннее неблагополучие. Их крики – это сигналы о помощи. Таким образом они пытаются показать, что у них есть проблемы.
  4. Неправильное поведение родителей. Взрослые, не имеющие достаточного педагогического опыта, создают неправильные условия воспитания детей. Порой родители сами провоцируют бунт в малыше или, наоборот, поощряют его капризы. Дети, как известно, не рождаются плохими. Они ведут себя так, как им позволяют это делать родители. На поведении наших чад сказывается абсолютно все: разрешаем ли мы им что-то или запрещаем, равнодушны ли мы к ним или внимательны. Неуправляемые дети, как правило, — результат безграмотного воспитания взрослых, не имеющих минимальных педагогических навыков. Такие родители не желают заниматься малышами и вникать в их детские проблемы.

Гиперактивные дети

Если ребенок устраивает истерики, что делать? Как мы уже упоминали, одной из возможных причин может быть гиперактивность малыша. Для детей с повышенной возбудимостью неуправляемость – привычное дело. Такие малыши, даже при огромном желании, не могут контролировать свое поведение. Что же делать родителям, которые столкнулись с такой проблемой?

1 ребенок

Вначале им необходимо изучить особенности поведения ребенка с повышенной возбудимостью. Нужно понимать, чем такие малыши отличаются от других. Но это не означает, что ваш сыночек или дочка должны устраивать истерики. Непослушание может проявляться в активном выражении эмоций, желаний, быстром передвижении, резкой смене деятельности. Ребенок может не реагировать на замечания или успокаиваться по вашей просьбе, но ненадолго. Проявления могут быть очень разными. Основная черта гиперактивных детей – неугомонность, которая доставляет лишние хлопоты родителям, и в то же время держит малыша в постоянном эмоциональном напряжении.

Методы борьбы с гиперактивностью

Если ваш ребенок орет, вы должны проявить максимальное спокойствие и понимание. Всегда помните о том, что ваша агрессия породит со стороны малыша ответную агрессию. Вам необходимо научиться проявлять тактичность и стараться договариваться с чадом, и неважно сколько ему лет: один годик или десять лет. Мы, как взрослые люди, должны уметь сдерживать свои эмоции, нам это под силу. А вот дети еще не умеют этого делать. Запомните, если ваш сын увидит, что вы абсолютно спокойны, то через некоторое время он тоже успокоится.

Специалисты рекомендуют ввести для гиперактивных детей строгий режим дня. Дело в том, что таким малышам необходимо постоянно чем-то заниматься. Соблюдение режима, длительный ночной сон и послеобеденный отдых позволят значительно снизить нервное напряжение. Ребенок четко должен понимать, чем он будет заниматься в каждый период времени. Такая загруженность поможет снизить проявления неконтролируемого поведения, когда от безделья начинаются капризы и проказы. Даже самому маленькому чаду можно вменить какие-либо обязанности, которые он должен самостоятельно выполнять.

Неврологи настоятельно рекомендуют отдавать гиперактивных детей в спорт. Такой метод борьбы с «проблемой» поможет найти полезное применение для избыточной энергии малыша. Ребенок должен полюбить спорт. Если ему не нравится один вид, можно переключиться на другой, и так до тех пор, пока малыш не найдет то, что ему по душе. Занятия в секции помогут не только выплеснуть лишнюю энергию, но и сбросить агрессию, а также научиться дисциплинированности.

ребенок орет

Кроме того, взрослые должны понимать, что при наличии признаков гиперактивности у вашего сына или дочки, нужно обратиться к таким специалистам, как детский невролог и психолог. Неврологи помогут разобраться имеются ли врожденные патологии со стороны нервной системы и головного мозга, а психолог может найти причины неуправляемого поведения.

Поведение родителей

Некоторые специалисты утверждают, что нет неуправляемых детей, просто есть родители, которые не умеют справляться со своими чадами. Даже 1 ребенок в семье с плохим поведением способен создать для взрослых большие проблемы.

Мы иногда не замечаем, как малыши быстро растут и начинают постепенно бороться за внимание к себе. Они хотят самоутвердиться. Как правило, это может проявляться в виде всевозможных протестов против излишней опеки, строгих правил поведения или, наоборот, безразличия взрослых. Порой родители ведут себя таким образом, что их поведение только стимулирует капризность и непослушание детей.

 возрастной кризис у ребенка

Самой распространенной причиной демонстративного и неуправляемого поведения детворы является нехватка внимания со стороны родителей. Взрослые могут не интересоваться делами своих отпрысков или совсем мало проводить с ними времени, что побуждает детей на неадекватные поступки. Ведь для человека нет ничего хуже, чем безразличие, тем более, когда речь идет о детворе. Они стараются обратить на себя внимание взрослых любыми способами.

Подобные проблемы возникают в тех семьях, в которых родители непоследовательны в своих требования: мама с папой говорят противоположные вещи, не сдерживают свои обещания и т.д. В таких семьях даже 1 ребенок быстро начинает манипулировать взрослыми, а двое детей вообще способны превратить жизнь в кошмар. И виноваты в такой ситуации сами родители. Все взрослые члены семьи должны договориться о единой тактике воспитания детворы.

Что чувствует мама?

Иногда очень жаль родителей неуправляемых малышей. Нередко посторонние люди безосновательно позволяют себе высказывать свое недовольство маме юного непоседы, которая не может совладать с чадом. Конечно, очень просто кого-то осуждать, когда не имеешь на это никаких оснований.

ребенок не слушается

Женщина, столкнувшаяся со сложным поведением своего ребенка, может по-разному реагировать. Ее реакция зависит, прежде всего, от ее психологических характеристик. Некоторые мамы на стресс реагируют вполне логичным торможением, а внешне людям может это казаться излишним спокойствием и даже безразличием. Другие же женщины, наоборот, начинают тщательно контролировать своего ребенка. Оба варианта не слишком удачные.

Если мама стыдится поведения ребенка – это неправильно. Конечно, она осознает проблему и пытается повлиять на ситуацию, ищет причины в себе самой. Но к ребенку нужно относиться с любовью и пониманием. Также ошибочным является поведение тех матерей, которые полностью оправдывают поступки своих чад, списывая всю вину на учителей, воспитателей, окружающих. Такая женщина может сформировать в ребенке очень искаженное представление о действительности.

ребенок устраивает истерики что делать

В любом случае окружающие люди должны с пониманием относиться к мамам детей с проблемным поведением.

Кризис 1-2 лет

Практически в любом возрасте с неконтролируемым поведением можно справиться при правильном подходе. Неуправляемый ребенок в год или в два — это не повод для сильного беспокойства. В таком нежном возрасте на малышей можно оказать влияние любыми способами: отвлечь любимыми игрушками, сладостями, интересными играми. К ребенку необходимо предъявить ряд требований, которые он должен исполнять: собирать игрушки в меру сил, кушать, спать, Малыш должен четко понимать слово «нет» и осознавать запрет.

Кризис 3-4 лет

В 3-4 года детки делают первые попытки научиться самостоятельности, они все пытаются делать сами. Маленькие исследователи залезают везде в поисках чего-то неведомого и нового. Если ребенок хорошо себя ведет, его нужно непременно похвалить и подбодрить улыбкой. А вот ругать малышей не стоит, необходимо мягко направить их в нужную сторону.

Кризис 6-7 лет

В 6-7 лет происходит интенсивное развитие познавательной деятельности ребенка. Дети начинают учиться, входят в новый режим и огромный социум. Задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку влиться в новый коллектив и научиться в нем жить. В этом возрасте дети получают первые серьезные коммуникативные уроки.

Подростковый кризис

В девять лет и более старшем возрасте начинаются гормональные изменения, которые в свою очередь оказывают влияние на поведение ребенка. Ученики быстро растут, развиваются, меняются их интересы. Подросткам необходимо уделять намного больше внимания, для них очень важно иметь поддержку родителей и чувствовать их понимание. Детей нужно воспитывать оптимистами. Стоит найти общие увлечения и проводить вместе время. И не стоит забывать о том, что вы должны быть авторитетом для своего сына или дочери.

Основные правила

Если вы столкнулись с детски неуправляемым поведением, то стоит придерживаться следующих правил:

 неуправляемый ребенок в год
  1. Необходимо быть последовательными в своих делах, поступках и обещаниях.
  2. Ребенок должен четко освоить запреты.
  3. С детьми необходимо общаться на равных, уважая их и считаясь с мнением.
  4. В любом возрасте ребенок должен соблюдать режим дня, это поможет воспитать в нем дисциплинированность.
  5. Нельзя кричать на детей и читать им нотации.
  6. Важным моментом является общение. Как можно больше времени, нужно проводить с детьми, интересуясь их делами и проблемами.

Вместо послесловия

Если вы столкнулись с неуправляемым поведением у вашего ребенка, то стоит задуматься о причинах возникшей ситуации. Внимательные родители, уделяющие много времени своему малышу, смогут привести в норму поведение. Но при этом не стоит забывать о том, что вы являетесь примером для вашего ребенка, поэтому старайтесь быть достойным для подражания человеком.

7 вопросов родителям. Гиперактивность и СДВГ

Содержание:

Реклама
Реклама

Продолжительные праздничные дни, когда родители не ходят на работу, а малыши — в детский сад, часто становятся серьезным испытанием для семьи. Ребенок, лишенный привычного дневного ритма, может быть настолько неуправляемым, что у родителей появляется сомнение: все ли с ним в порядке? Можно ли назвать двухлетнего непоседу гиперактивным?

Неуправляемый ребенок: 7 вопросов родителям

Как выглядит гиперактивный ребенок

Некоторых детей, которым вот-вот исполнится 2 года, иначе как гиперактивными не назвать. Порой кажется, что ничто не способно положить этому конец, напряжение в семье нарастает, родители просто сходят с ума. Вот описание гиперактивного ребенка. Узнали в нем своего?

Поль спит, и в доме тихо и спокойно. Увы, это длится недолго, так как Поль — та еще ранняя пташка: он редко остается в кровати после 7 утра. Тут-то и начинается веселье. Поль прыгает на кровати, бросается игрушками и кричит изо всех сил. Он умирает с голоду. И пошло-поехало!..

Во время завтрака, стоит маме отвернуться, как он переворачивает стакан с апельсиновым соком, а за ним и тарелку с кашей. Он отказывается купаться, его нужно позвать раз десять прежде, чем он соизволит вернуться. У родителей такое чувство, что он их игнорирует, и нужно все время кричать, если хочешь привлечь его внимание. После того, как его с горем пополам удалось искупать, он отказывается одеваться…

Самые обычные процедуры — кормление, одевание, поход в магазин, купание, прогулка, укладывание спать — он превращает в настоящую проблему, это испытание для всех членов семьи. А ведь день только начался.

Игры Поля со сверстниками нередко заканчиваются дракой, плачем и укусами. Стоит ему в чем-то отказать или прервать его занятие, и он впадает в ярость, катается по земле и вытворяет нечто невероятное; заканчивается все тем, что родители сдаются, опасаясь, что он может себе навредить. Он не слушается воспитателей, и кажется, будто он вообще не понимает, что ему говорят. Сколько его ни наказывай, толку никакого!

После ужина, к которому Поль даже не притронулся, начинается нескончаемый ритуал укладывания спать. Он по десять раз зовет родителей или встает с кровати, и день нередко заканчивается истерикой.

Существуют, разумеется, и такие моменты, когда Поль становится послушным мальчиком, полным задора и веселья, вызывающим всеобщее умиление. Хочется надеяться, что так теперь будет всегда, однако на деле надолго его не хватает.

Узнаете своего малыша?

Вы думаете, я преувеличиваю? Тем лучше: это значит, что ваш ребенок не ведет себя так. Если Поль просто невыносим, то многим детям его возраста свойственны те или иные черты характера, делающие жизнь с ними очень непростой. Если вы найдете хоть какое-то сходство со своим случаем, то знайте: нет ничего необратимого. Существуют эффективные способы научить малыша слушаться, чтобы сделать семейную жизнь спокойнее. Вам придется посмотреть на ситуацию со стороны, чтобы понять, как обстоят дела на самом деле.

Синдром детской гиперреактивности очень хорошо изучен. Среди характерных симптомов фигурирует также расстройство внимания. Тем не менее многие двухлетки, поражающие своей активностью и постоянно переключающиеся от одного занятия на другое, на самом деле не подвержены гиперреактивности как таковой.

В случае сомнений обратитесь к детскому психологу, который посоветует вам, какую стратегию воспитания выбрать. Давайте сразу оговоримся: затруднения в процессе обучения никак не связаны с уровнем умственного развития ребенка. Это лишь неблагоприятные последствия проблем с концентрацией внимания, которые можно побороть с помощью специальных упражнений.

Реклама

Три характерные черты

  • Ребенок ведет себя очень активно, постоянно двигается, будто никогда не устает; а в конце концов перевозбуждается и теряет над собой контроль. Он то и дело перескакивает с одного занятия на другое, и кажется, что он не способен слушаться или просто оставаться спокойно на одном месте хоть несколько минут. Задержать внимание на какой-то одной задаче — например, просмотре книжки с картинками — для него слишком.
  • В то же время он не выносит, когда вы пытаетесь оторвать его от какого-нибудь занятия или забрать у него что-то: он хочет сам решать, чем будет заниматься. Он не терпит принуждения, что делает практически невозможным соблюдение режима дня: укладывание в кровать, равно как и прием пищи, превращается в настоящую схватку. Проблемы с питанием и сном у такого ребенка — далеко не редкость.
  • А еще такие дети очень чувствительны. Они остро реагируют на любое изменение окружающей атмосферы: упрямятся, перевозбуждаются или ни с того ни с сего закатывают истерику. Некоторые в младенчестве плохо спали и много плакали. Согласно статистике американских исследователей, подобные черты характера встречаются у девочек в среднем вчетверо реже, чем у мальчиков.

Растить 2-летнего малыша непросто: держать себя все время в руках, не нервничать, делать множество вещей одновременно… и ни в чем себя не винить. Так что никогда не нужно бояться об этом говорить или даже обратиться за помощью.

Я не справляюсь

Жить с ребенком, напоминающим описанного выше, весьма непросто: это отражается и на его братьях и сестрах, и на родителях; однако в первую очередь страдает мама, которая всегда оказывается в эпицентре бушующего урагана. Ребенок постоянно играет на ее нервах, она же мечтает спокойно обнимать малыша и ждет от него понимания и участия. На деле же все свободное время ей приходится тратить на запреты и выговоры. У нее не получается заставить его слушаться, а сила его упорства выжимает из нее все соки.

Так зарождается чувство вины: «Я не могу с ним совладать, — думает мать. — Другие дети так себя не ведут…». Затем появляется злость: «Да он специально выводит меня из себя. Провоцирует меня при каждой возможности». Нередки случаи, когда другие семейные проблемы подливают масла в огонь, накаляя обстановку до предела и камня на камне не оставляя от терпения и доброй воли.

Неуправляемый ребенок: 7 вопросов родителям

Попробуйте разобраться

Ситуацию необходимо проанализировать. Вот вопросы, которые стоит себе задать.

  • Кто отвечает за общую атмосферу в семье? Кто в доме хозяин? Хорошо это или плохо?
  • Какие элементы поведения ребенка неприемлемы? А на какие можно не обращать внимания, нельзя же сражаться на всех фронтах? Согласны ли оба родителя по этому поводу?
  • Какое поведение ребенка заводит вас с пол-оборота? Попробуйте, прежде чем начать кричать, сделать три глубоких вдоха и выдоха. Может, найти более подходящую или более эффективную линию поведения?
  • В каких ситуациях все превращается в драму? Можете ли вы какое-то время их избегать? Например, перестать брать ребенка с собой в магазин или есть всем вместе за одним столом?
  • Ведет ли ребенок себя более приемлемо, когда оказывается не с вами, а с другими взрослыми? Если это так, что они делают по-другому?
  • Какие рычаги вы могли бы использовать для управления малышом, помимо тех, что применяете сейчас и которые, судя по всему, показали себя неэффективными?
  • Какой план действий, отличный от того, что у вас есть, вы могли бы придумать после совместного обсуждения с партнером, чтобы исправить ситуацию?

Как себя вести

Особенно активные и непослушные дети нуждаются в повышенном внимании и уверенности. Вы должны сделать их жизнь как можно более стабильной. Избежать большинства конфликтов вы сможете, только установив четкий порядок и повседневные ритуалы. Стоит доверить ребенку определенный круг задач, которые он смог бы выполнять сам. Это не только поможет ему обрести уверенность в себе, но и позволит почувствовать себя полезным и ответственным за что-то.

Ну криками тут уж точно не чем не поможешь, старайтесь с ним больше гулять и он со временем начнет просто уставать

29.03.2016 11:36:21, elenapopova

Раньше не понимала, когда мамочки кричали на своих деток на улице или где-то еще, но теперь будучи мамой Гиперактивного ребенка, я им только сочувствую.
Мое дите порой устраивает такие показные истерики, что без крика успокоить невозможно. Проверяла вариант «успокоить», «оставить одного»…. Но тогда истерика может длиться более часа, что намного вреднее, чем я раз крикну и прекращу ее.

25.06.2015 23:58:51, Дубровная Алена

Ох, надо взять на заметку. В последнее время много гиперактивных детей стало, вижу, как мамашки с ними мучаются. Только я думала, что им специальные препараты назначают, успокоительные, и что это лечится. Оказывается, ребенок всегда таким будет, нужны особые подходы к воспитанию.

13.02.2015 15:05:34, ЛОЛОчка

Всего 3 сообщения Прочитать обсуждение полностью.

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о