Структура сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте: Структура сюжетно-ролевой игры дошкольника – 2.Структура сюжетно-ролевой игры, ее развитие. Уровни развития игры у дошкольников

Структура сюжетно-ролевой игры дошкольника

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Значение сюжетно-ролевой игры и ее специфические особенности

Значение сюжетно-ролевой игры определяют ее особенности как деятельности, как средства воспитания и как приема обучения.

Определяя значение сюжетно-ролевой игры как деятельности, Л.А. Венгер исходил из положения о том, что каждая конкретная деятельность требует определенных специфических для неё способностей и создает условия для их развития. Игра предъявляет к ребенку следующие требования:

умение действовать во внутреннем воображаемом плане, т. е. создавать воображаемую или мнимую ситуацию;

ориентироваться в системе человеческих отношений, так как игра направлена на их воспроизведение;

согласовывать свои действия с другими людьми.

Для проявления и формирования этих умений или способностей сюжетно-ролевая игра создает все необходимые условия.

1. Характерной особенностью игры является использование в ней внешних действий замещения, выступающих в качестве исходной материальной формы при образовании действий внутреннего плана. В игре ребенок принимает на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке. При этом действия изображаемых персонажей он воспроизводит через игровые действия, реальные предметы замещает игрушками и другими предметами (использует предметы-заместители).

2. Игра создает внешнюю модель социальных отношений, которые, воссоздаются детьми. Основное содержание этих взаимоотношений состоит в различных комбинациях соподчинения ролей.

3. Помимо ролевых, в игре возникают реальные отношения детей. Совместная игра не возможна без согласования действий. Первоначально такое согласование устанавливается в самом процессе игры и носит характер внешнего взаимодействия. Оно становиться исходной формой для развития у детей «качеств общественности» (А.П. Усова), которые обеспечивают высокий уровень общения дошкольников.

Названные особенности определяют значение, которое имеет сама сюжетно-ролевая игра и ее компоненты. Л.А. Венгер назвал его специфическим развивающим значением. Оно проявляется только в ситуациях, когда игра выступает как самостоятельная деятельность. Поэтому имеет наибольшую ценность, и должно максимально быть использовано в педагогических целях. При этом, специфическое значение игры реализуется не автоматически, а под влиянием руководства взрослого, которое должно носить особый, косвенный характер.

Когда игра выступает как средство воспитания, то развивающий эффект достигается за счет конкретного содержания, которое специально вносится в детские игры. В этом случае функции организации и регулирования ее хода в значительной мере осуществляются взрослым.

Особое значение имеет игра как прием обучения: сюжетное содержание вносится в формулировку учебных заданий, предусматриваются возможности выигрыша, выполнение заданий организуется в игровой форме. Это способствует усвоению программного материала, формированию у детей психических качеств. Однако в подобных ситуациях, по мнению Л.А. Венгера, имеет место не сама игра, а отдельные её компоненты (сюжет, правила, мотив). Значение, которое имеет игра как средство воспитания и прием обучения, Л.А.Венгер назвал неспецифическим. В этих случаях педагог влияет на развитие ребенка через игру и с помощью игровых приемов.

Источники детских игр

Игры детей возникают под влиянием социальных факторов и зависят от впечатлений и знаний, которые они получают из самых разных источников: каждодневного опыта и специально организованного ознакомления с явлениями окружающей действительности. Детям читают книги, показывают диафильмы, водят на экскурсии, обращая внимание на то, как трудятся люди в разных сферах культурно-бытового обслуживания (магазине, библиотеке, аптеке), на производстве (строительстве, ателье и т. п.). Чем ярче впечатления, богаче знания, тем содержательнее сюжеты детских игр и сильнее воспитательное воздействие на ребенка (Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая).

В последнее время в психолого-педагогических работах отечественных и зарубежных исследователей отмечается снижение уровня развития ролевой игры у дошкольников (). Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более однообразны и примитивны. Данный факт объясняется отдалением ребенка от родителей, отсутствием возможности непосредственно наблюдать труд взрослого человека и, соответственно, непониманием его деятельности, незнанием трудовых и личных отношений. Получается, что при наличии большого количества разнообразных игрушек, у детей отсутствует содержание для игр. Современные дошкольники много времени проводят у телевизоров, осваивают компьютерные программы и игры. Это сокращает число совместных детских игр и приводит к существенным изменениям в их содержании. Дети воспроизводят в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, берут на себя не производственные или профессиональные роли взрослых, а роли телевизионных героев. Таким образом каждодневный жизненный опыт чаще определяет содержание игр, чем влияние специальных мероприятий, проводимых воспитателями детских садов для обогащения содержания сюжетов. Данный факт был еще установлен в работах Д.В. Менджерицкой.

В исследованиях Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой сделан вывод о том, что глубина впечатлений и знаний ребенка в большей степени зависит от того места, которое отводится ему в деятельности окружающих взрослых. Были выделены три типа ситуаций, отличающиеся по степени активности и включенности в них ребенка дошкольного возраста:

1. Ситуации, в которой ребенок активно действует наравне со взрослым (моет посуду, убирает игрушки).

2. Ситуации, в которые ребенок непосредственно включен в деятельность, но он является объектом направленных на него действий (его лечат, везут на машине, ведут в музей).

3. Ситуации, в которых дети не являются участниками деятельности, а только наблюдают её (строители возводят дом, водитель управляет автобусом), либо узнают о ней из рассказов, сказок, диафильмов, телепередач.

Сюжеты детских игр отражают все три названные ситуации. Однако большая часть сюжетов, по мнению исследователей, связана с воссозданием содержания ситуаций второго типа. В них наиболее ярко проявляется противоречие между желаниями и возможностями ребенка. С одной стороны, ситуации непосредственно представлены ребенку в плане как действий, так и отношений между людьми, а с другой — действия взрослого в них реально недоступны ребенку. Это противоречие и находит свое разрешение в игре (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).

Структура сюжетно-ролевой игры дошкольника

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя трудовые и общественные функции взрослых людей и в специально создаваемых самими детьми игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Сюжетно-ролевую игру отличает от других видов игр прежде всего наличие сюжета. Сюжет игры — эта та область действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты детских игр чрезвычайно разнообразны и зависят от условий, в которых живут дети (с. 111).

Исследования Е.А. Аркина, Д.В. Менджерицкой, Д.Б. Эльконина показывают, что содержание сюжетов детских игр изменяется с возрастом. Дети 2-4 лет преимущественно отображают жизнь семьи, детского сада, старшие дошкольники -профессиональную деятельность взрослых, их отношения друг с другом и общественные события. По мнению Д.В. Менджерицкой, деление игр на бытовые, производственные и общественные достаточно условно. В одной и той же игре часто сочетаются элементы быта, труда и общественной жизни.

Сюжеты детских игр отличаются не только по тематике, но и по структуре. Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой были выделены следующие элементы сюжета игры: действие, предметная ситуация, персонаж. В зависимости от количества элементов и типа связи между ними различают следующие структуры сюжетов:

1. Сюжеты, включающие в себя один персонаж и одно действие в одной предметной ситуации

2. Сюжеты, включающие в себя несколько персонажей с одинаковыми видами действий в одной предметной ситуации.

3. Сюжеты, включающие два взаимодополняющих персонажа, действующих в одной предметной ситуации.

4. Сюжеты, в которых заданы не только функциональные взаимодействия персонажей, но и отношения между ними.

Выделение структуры сюжетов игры позволяет характеризовать сложность игры детей не только с точки зрения тематики, но и с точки зрения структуры сюжета.

Кроме сюжета в каждой игре присутствует содержание — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности взрослого. Содержание детских игр прямо зависит от глубины познания ребенком деятельности взрослого. Дети могут воспроизводить предметную сторону труда взрослого, отношения между людьми, смысл человеческой деятельности. При этом содержание детских игр будет различаться. В первом случае деятельность ребенка будет заключаться в манипулировании орудиями труда, во втором — передаче характера отношений со своими партнерами по игре, выполняющими различные роли, в третьем —

Таким образом, одна и та же по своему сюжету игра может иметь различное содержание:

Центральным элементом сюжетно — ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. Важен тот факт, что дети не только называют себя именем соответствующего взрослого человека ( «Я — мама», «Я — моряк», «Я — врач»), но и действуют как взрослые люди, роли которых они на себя взяли. Действуя, как взрослые, дети отождествляют себя с ними. Таким образом, роль является связующим звеном между ребенком и деятельностью взрослого. По данным А.П. Усовой, роли могут осуществляться в простом движении, мимике, речи или разговоре без всякого сопровождения действием или в действии с речевыми высказываниями. Роль может выполняться ребенком «за себя», «за куклу» или одновременно «за себя и игрушку». Дети могут брать на себя роли сказочных персонажей («Я — Золушка», «Принцесса на горошине», «Страшила»), животных (черепаха Тортилла, серый волк), а могут изображать себя как действующее лицо какого-нибудь события (). По характеру взаимосвязи выделяют два типа ролей:

взаимодополнительные, требующие взаимодействия с другой ролью (мама — дочка; капитан — матрос; библиотекарь — читатель) и независимые, имеющие опосредованную связь с другими ролями (водитель, строитель, космонавт).

Роль выполняется ребенком посредством игровых действий с предметами и партнерами по игре. Игровые действия существенно отличаются от предметных. Основное отличие состоит в том, что они носят обобщенный и свернутый характер. Эта особенность игровых действий позволяет ребенку сосредоточить свое внимание на передаче характера отношений между людьми. Обобщению и сокращению действий в игре способствует слово, которым ребенок поясняет свои действия: «приехали», «уже поспали». Именно роль и органически связанные с нею действия Д.Б. Эльконин назвал основной единицей игры.

Детские игры побуждаются различными мотивами. В психолого-педагогических исследованиях Т.В. Антоновой, О.М. Гостюхиной, Н.Я. Михайленко, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина выявлены следующие мотивы: воссоздание эмоционально значимых реальных событий; воссоздание действий эмоционально значимого взрослого, сверстника, старшего ребенка; общение со сверстником; фантазирование, придумывание, создание в игре особой действительности. Наиболее характерным мотивом детских игр, по мнению Н.Я. Михайленко, является, фантазирование. В нем реализуется одна из основных особенностей детской игры –относительная независимость от внешних обстоятельств, возможность комбинировать события, менять места и отношения действующих персонажей.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

Структура сюжетно-ролевой игры. Характеристика структурных элементов.

Игра – вид детской деятельности и, как всякая деятельность, имеет свою структуру. Ей присущи все компоненты структуры деятельности: мотив, цель, планирование, средства реализации, игровые действия, результат. Сюжетно-ролевая игра, являясь творческой, накладывает свою специфику на структурные компоненты.

Т.А.Куликова в сюжетно-ролевой игре выделяет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роли, игровые действия.

Сюжет игры представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. Сюжеты игр разнообразны: бытовые игры в семью, детский сад, производственные, отражающие профессиональный труд людей, игры в больницу, магазин и т. д., общественные игры в празднование дня рождения города и т. п.

Одними из основных средств реализации сюжета являются игровые действия. В. И. Логинова, П. Г. Саморукова выделяют два вида игровых действий: оперативные и изобразительные – «как будто».

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. В. Менджерицкой, П. Г. Саморуковой и Д. Б. Эльконина) показали, что основным содержанием сюжетно-ролевых игр является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях: действия и отношения взрослых к предметам, содержание их труда, отношения и общение людей в быту, труде и т. д.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени, соответствующим образом используя те или иные предметы, вступая в разнообразные отношения с други­ми играющими.

Проблемами развития роли в игре занимался Д. Б. Эльконин. На основе исследований он сделал вывод о том, что центральным в игре является выполнение роли, взятой на себя ребенком. В ходе развития меняется осознание ребенком своей роли, появляется критическое отношение к проигрыва­нию этой роли или исполнению ролей товарищами по игре, изменяется содержание роли – от отображения действий к изображению отношений между людьми.

В. И.Ядэшко, В. Я. Сохин выделяют еще такие компоненты сюжетно-ролевой игры: игровой замысел, правила.

Игровой замысел – это общее определение того, во что и как будут играть дети: в магазин, в детский сад и т. д.

Правила в процессе игры устанавливаются самими детьми, а в некоторых играх – взрослыми, они призваны определять и регулировать поведение и взаимоотношения играющих. Они придают игре организованность, устойчивость, закрепляют содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение от­ношений и взаимоотношений.

Анализ различных литературных источников по проблеме позволяет выделить в сюжетно-ролевых играх следующие структурные компоненты: игровой замысел, сюжет, содержание, роли, игровые действия, правила. Эти компоненты, их разворачивание детьми в совместной деятельности со взрос­лыми и другими детьми образуют многообразные сюжетно-ролевые игры, занимающие значительное место в жизни детей на всех этапах дошкольного детства.

СТРУКТУРА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: мотив, тема, игровой замысел, сюжет, роль.

Мотив: Первоначально в этом качестве выступает ролевое действие, возникающее по мере овладения ребенком предметным миром. В процессе развития сюжетно-ролевой игры он меняется. Постепенно мотивом сюжетно-ролевой игры становиться возможность взаимодействия – игрового, невербального, вербального – с другими участниками игры.

Тема: представляет собой ту область социальной действительности, которая содержится в игре. Тематика сюжетно-ролевых игр меняется в соответствии с возрастом играющих детей, а так же с содержанием программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Игровой замысел: это общее определение темы игры, определение, во что и как будут играть дети.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.

Сюжет игры — это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.

При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т.д.) — одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т.д.), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.).

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет.

Роль: это средство реализации сюжета через ролевое действие, ролевой диалог, ролевые действия и ролевую речь.

Для ребенка роль — это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботиться о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая и требует внимания на ее уроках.

Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо и играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. То есть, для дошкольников роль — это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное

Ролевая речь: это те слова словосочетания, предложения, монологи и диалоги, которые ребенок использует для обозначения своей роли и при ролевом взаимодействии с партнерами по игре.

Игровые действия: это те действия, которые ребенок выполняет в соответствии с взятой ролью и по ходу (логике) сюжета.

—          Отобразительными  —  копирует  действия     реальной   жизни.

—          Изобразительными    —    действия более свернутые, используются слова как будто.

Игровой материал: та предметно-игровая среда, которая помогает ребенку реализовать игровой замысел.

3. Структура сюжетно-ролевой игры. Характеристика структурных элементов

 

Игра – вид детской деятельности и, как всякая деятельность, имеет свою структуру. Ей присущи все компоненты структуры деятельности: мотив, цель, планирование, средства реализации, игровые действия, результат. Сюжетно-ролевая игра, являясь творческой, накладывает свою специфику на структурные компоненты.

Т.А. Куликова в сюжетно-ролевой игре выделяет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роли, игровые действия.

Сюжет игры представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. Сюжеты игр разнообразны: бытовые игры в семью, детский сад, производственные, отражающие профессиональный труд людей, игры в больницу, магазин и т.д., общественные игры в празднование дня рождения города и т.п.

Одними из основных средств реализации сюжета являются игровые действия. В.И. Логинова, П.Г. Саморукова выделяют два вида игровых действий: оперативные и изобразительные – “как будто”.

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д.В. Менджерицкой, П.Г. Саморуковой и Д.Б. Эльконина) показали, что основным содержанием сюжетно-ролевых игр является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях: действия и отношения взрослых к предметам, содержание их труда, отношения и общение людей в быту, труде и т.д.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени, соответствующим образом используя те или иные предметы, вступая в разнообразные отношения с другими играющими.

Проблемами развития роли в игре занимался Д.Б. Эльконин. На основе исследований он сделал вывод о том, что центральным в игре является выполнение роли, взятой на себя ребенком. В ходе развития меняется осознание ребенком своей роли, появляется критическое отношение к проигрыванию этой роли или исполнению ролей товарищами по игре, изменяется содержание роли – от отображения действий к изображению отношений между людьми.

В.И. Ядэшко, В.Я. Сохин выделяют еще такие компоненты сюжетно-ролевой игры: игровой замысел, правила.

Игровой замысел – это общее определение того, во что и как будут играть дети: в магазин, в детский сад и т.д.

Правила в процессе игры устанавливаются самими детьми, а в некоторых играх – взрослыми, они призваны определять и регулировать поведение и взаимоотношения играющих. Они придают игре организованность, устойчивость, закрепляют содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.

Анализ различных литературных источников по проблеме позволяет выделить в сюжетно-ролевых играх следующие структурные компоненты: игровой замысел, сюжет, содержание, роли, игровые действия, правила. Эти компоненты, их разворачивание детьми в совместной деятельности со взрослыми и другими детьми образуют многообразные сюжетно-ролевые игры, занимающие значительное место в жизни детей на всех этапах дошкольного детства.

 

Консультация на тему: Консультация для педагогов: «Структура сюжетно-ролевой игры»

Консультация для педагогов: «Структура сюжетно-ролевой игры»

Теория игры, ее роль в развитии личности ребенка.

Основой любого вида деятельности ребенка является игра. Начиная с простых потешек, игры в «ладушки», ребенок познает окружающий мир. Все мы, рано или поздно, играем. С помощью игры у ребенка развивается речь, познание, мышление, воображение, память и другие высшие психические функции.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; » Игра имеет важное значение  в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,  в игре… «

К. Д. Ушинский доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка: «Не думайте, что все это пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанами: весьма вероятно, что из этого свяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые со временем, если какое-нибудь сильное, страстное направление чувства и мысли не разорвет и не переделает их на новый лад, свяжутся в одну обширную сеть, которая определит характер и направление человека».

В создании современной теории игры особенно велика роль Н. К. Крупской, она дала новое решение таким основным вопросам, как причины потребности ребенка в игре, ее сущность, связь игры с трудом, значение игры для всестороннего развития детей.

 Н. К. Крупская считает игру потребностью растущего организма и объясняет это двумя факторами: стремлением ребенка познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью.

Игра — это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Человечество вновь и вновь создает свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы. Узы, которые связывают игру и красоту очень тесные и многообразные. Всякая игра, это, прежде всего свободная, вольная деятельность.

Игра протекает ради нее самой, ради удовлетворения, что возникает в самом процессе исполнения игрового действия.

Игра — это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает.

Именно в мире впервые формируется необходимость влияния на окружение, изменить его, когда у человека возникает желание, которое невозможно сразу реализовать создаются предпосылки игровой деятельности.

В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью.

Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д. Б. Эльконин, в игре интеллект направляется за эмоционально — действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой деятельности.

Поскольку игра является основой дальнейшей жизни человека, то мы и поговорим о игре как таковой.

Сюжетно-ролевая игра, ее структура и особенности развития.

В игре ребенок обучается действовать в ситуации, которая требует познания, а не только непосредственно переживается. Действие в придуманной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием предмета или реальных обстоятельств, а и смыслом ситуации, ее значением. Возникает новое качество отношения человека к миру: ребенок уже видит окружающую действительность, что не только имеет разнообразную окраску, многообразие форм, но и знание и смысл.

Случайный предмет, который ребенок раздваивает на конкретную вещь и ее воображаемое значение, воображаемую функцию становится символом. Ребенок может любой предмет пересоздать на что угодно, он становится первым материалом для воображения. Дошкольнику очень трудно оторвать свою мысль от вещи, поэтому он должен иметь опору в другой вещи, для того, чтобы вообразить себе коня, ему необходимо найти палку, как точку опоры. В этом символизирующем действии происходит взаимное проникновение, переживание и фантазия.

Возникает сюжетно – ролевая игра в случаях нормально развивающегося ребенка в конце раннего возраста. Первоначально игра возникает в предметной деятельности ребенка, когда некоторые предметные действия начинают выполняться с предметами, для этого не предназначенными (или вовсе без предметов), теряют свой практический смысл (т.е. направленность на получение результата) и превращаются в изображение настоящих действий. Но это еще не сюжетно-ролевая игра. В ней нет ни сюжета, ни ролей, и она называется изобразительной (предметно – манипулятивной деятельностью) игрой. В этот период ребенок может играть с кастрюлями мамы, но при этом не делать вид, что он варит что-то, а использовать их как ванну для кукол или как музыкальные инструменты. Очень часто кастрюля превращаются в своеобразный гимнастический снаряд для ребенка, на котором он может прыгать, пинать его или просто залезть туда сам.

Переход от изобразительной игры к сюжетно-ролевой включает связывание отдельных игровых действий в более или менее целостный сюжет (т.е. изображение определенного события) и приятие ребенком на себя той или иной роли (мамы,  врача, учительницы и т.д.)

 Возникновение изобразительной игры и ее переход в сюжетно-ролевую игру включат ряд последовательных этапов. Первоначально взрослые обычно показывают простые действия с сюжетными игрушками – куклами, животными. Ребенок эти действия повторяет так же, как и любые другие предметные действия, «качает» куклу, «кормит» Мишку, но никакого игрового смысла этим действиям не придает. Это хорошо видно из того, что действия выполняются только с теми предметами, на которых они были показаны.

 Первый шаг в развитии изобразительной игры состоит в том, что ребенок начинает переносить показанные ему действия с игрушками или те действия, которые он научился выполнять с настоящими вещами, на другие предметы. Перенос действий на новые предметы приводит к тому, что ребенок начинает действовать и с такими предметами, которые вообще не могут быть использованы для получения реального результата. Он может мерить температуру палочкой или карандашом, варить палочкой суп или кашу из песка, при этом угощая приготовленным «блюдом» окружающих.

Постепенно ребенок начинает в изобразительной игре ставить себя на место другого человека, принимает на себя его роль. Принятие роли проходит те же этапы, что и использование предметов-заместителей, но это происходит обычно несколько позже. Сначала ребенок выполняет действия другого человека, но называет себя своим собственным именем. Ребенок может взять папин инструмент и начать чинить и без того исправленные вещи, например, машину или раковину. Потом возникает словесное обозначение роли, но только после того, как ребенок уже изобразил действия другого человека. Ребенок сначала играет. Потом как бы узнает в своих действиях действия взрослого и называет себя его именем. Переход изобразительной игры в сюжетно-ролевую завершается, когда ребенок принимает на себя роль раньше, чем начинает игровые действия. Обычно это происходит в дошкольном возрасте. В этом возрасте ребенок может одеть мамин рабочий халат (если она медик) и взяв, какие либо предметы, заменяющие медицинский инструмент, сообщить родным, что к ним пришел доктор всех лечить.

Ролевые игры имеют следующие особенности:

1.   Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

2.   Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).

3.   Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.

4.   Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.

5.   Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка.

6.   В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.

7.   Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается. При систематическом руководстве со стороны педагога игра может изменяться:

а) от начала к концу;

б) от первой игры к последующим играм той же группы детей;

в) наиболее существенные изменения в играх происходят по мере развития детей от младших возрастов к старшим. Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей.

Средства игры:

1. Знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, выраженное в образах речи, в переживаниях и действиях ребенка;

2.     Предметы игры;

3. Способы действия с определенными предметами в определенных обстоятельствах;

4. Те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.

Строение игры:

  1. тема (например, семья, политика, школа, магазин)
  2. выбор собственной роли ребенка
  3. сюжет игры (девочка кормит куклу, потом укладывает ее спать и убирает посуду)

Существует также еще одна классификация строения игры, именуемая «лесенкой успеха»:

  1. задумка
  2. материал
  3. инструмент
  4.  последовательность
  5.  результат

Младшие дошкольники играют, как правило, в одиночку. Они еще не умеют договариваться между собой, распределять роли, игровой материал. Темы их игр обычно берутся из впечатлений собственной жизни, из непосредственного окружения. Это – «дочки-матери», «детский сад», «езда» на машине, «лечение». Сюжеты игр однообразны. Это чаще всего многократное повторение одних и тех же игровых действий.

Особенность игр младших дошкольников состоит в том, что среди игровых действий преобладают внешние действия, по возможности точно, буквально воспроизводящие действия изображаемых людей. Так, играя «в доктора» после того, как в детском саду побывал врач и сделал детям прививки, младшие дошкольники стараются точно повторять внешние действия врача.

В играх трехлетних детей словесные игровые действия используются сравнительно редко. Но можно их этому специально обучить.

Непосредственным толчком к началу игры у младших дошкольников служит либо совет взрослого, либо недавно полученное впечатление (например, поход в зоопарк, катание на каруселях или по реке), либо новая игрушка. Поэтому в этом возрасте полезны игрушки и комплекты игрушек, относящиеся к доступным пониманию детей видам человеческой деятельности.

На протяжении младшего и среднего дошкольного возраста происходит значительное изменение сюжетно-ролевой игры. Это, прежде всего, переход от одиночных игр к совместным. Происходит оно постепенно. Сначала ребенок проявляет интерес и внимание к игре другого ребенка, эпизодически включаются в нее на короткое время. Пока игра заключается лишь в выполнении элементарных действий с игрушками, она не дает оснований для устойчивого общения. Дети могут меняться игрушками, помогать друг другу, но потом снова расходиться, и каждый играет сам по себе.

При более длительном общении дети начинают вступать по мере развития игровых умений и более детального знакомства с жизнью взрослых людей. Стремление воспроизвести в игре не только действия взрослых, но и взаимоотношения приводит к тому, что ребенок начинает нуждаться в партнерах, которые играли бы вместе с ним. Возникает необходимость организовывать игру, включающую несколько ролей, договориться с другими детьми. В среднем дошкольном возрасте в условиях детского сада начинают возникать небольшие группки детей, часто играющих вместе. Их объединяет к одним и тем же темам игр.

Вместе с переходом от одиночной к совместной игре расширяется тематика детских игр и усложняются их сюжеты. Главным в сюжетах детских игр становится воспроизведение отношений между людьми. В играх исчезает многократное повторение одних и тех же действий. А сами эти действия совершаются для того, чтобы выразить отношение к другому человеку в соответствии со взятой ролью

Дети стараются вести игру так, чтобы соблюдать известные им правила поведения людей в той или иной ситуации, которую отражает сюжет игры. Например, девочка в роли учительницы ведет урок и ругает мальчика, который не выучил домашнее задание. Мальчик молчит. Но уже на «перемене», пользуясь тем, что пока игра прервалась, говорит, что ему не нравится учительница и он не хочет, чтобы она в следующий раз играла эту роль. Однако со «звонком» на урок мальчик снова садится за парту и играет роль ученика.

Совместная игра создает необходимость в развитии реальных взаимоотношений между играющими детьми. Они должны научиться договариваться между собой, решать возникающие споры и недоразумения. Однако в три-четыре года это вызывает у детей существенные трудности, из-за которых может нарушиться ход игры. Поэтому большое значение имеет руководство игрой со стороны взрослого. Руководство должно заключаться в организации обсуждения и решения вопросов, возникающих по ходу игры, самими детьми. Но стоит помнить, что правильно обучить ребенка игре можно не с помощью правил, а с наводящими вопросами, например «А ты уверен, что продавец так может ответить покупателю?», «А разве правильным будет ругаться на пациента, если он боится? Разве его не надо успокоить?» и т.д.

Постепенно организация и руководство играми переходят к самим детям. Но не все они в одинаковой мере в этом участвуют. Обычно наиболее активные и инициативные дети, знающие много сюжетов игр, становятся их организаторами, другие же участники остаются более пассивными.

Особенности сюжетно – ролевой игры:

  1. коллективность – дети уже не играют в одиночку, а небольшими группами по несколько человек;
  2. разнообразие тематики, сложности и развернутости сюжетов – сюжеты могут быть разнообразны, например, игра в «город»;
  3. планирование игры в коллективе – дети предварительно договариваются между собой как и во что будут играть, что можно делать в игре, а что нет;
  4. условное обозначение некоторых действий – например, обед обозначается несколькими взмахами ложки, сон – просто полежать несколько секунд;
  5. точное соблюдение правил и ролей;
  6. выделение организаторов игр – в этом возрасте можно выделить явных лидеров в игре, мнение которых весомо для остальных детей.

Помимо сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте большое значение приобретают другие виды игр – подвижная и дидактическая (обучающая). Такие игры не возникают в самостоятельной деятельности детей. Их придумываю и предлагают взрослые в целях совершенствования движений или выработки у детей различных знаний и навыков. Некоторые подвижные игры передаются из поколения в поколение (прятки, лапта) и переходят к младшим детям от старших. Подвижные и дидактические игры сходны с сюжетно-ролевой игрой в том отношении. Что содержат в себе ее элементы – иногда сюжет (например, игры типа «путешествия» с выбрасыванием очков при помощи кубика), иногда – привлекательный игровой материал (игры типа лото) и почти всегда – явные или скрытые роли. В таких играх, как «Гуси- гуси, домой», «Казаки и разбойники», роли обозначены прямо. Но они фактически есть и в прятках (роли прячущегося и ищущего), и в салочках (роли догоняющего и убегающих), и во многих других подвижных и дидактических играх (роли водящего и идущего и т.п.).

        Общая особенность подвижной и дидактической игр состоит в том, что это – игры с правилами. Их основной смысл для ребенка сводится к строгому выполнению правил и выигрышу. Игры с правилами становятся любимыми играми старших дошкольников, и готовит их к этому сюжетно-ролевая игра, когда они учатся выполнять правила, определяемые ролью.

        Исходя из всего вышесказанного следует сделать вывод, что именно игра способствует развитию личности дошкольника, его мышлению, воображению, памяти, речи, формирует его поведение, умение слаженно работать в коллективе. С помощью игры можно определить будущий характер дошкольника, его ценности.

        Начинаясь с предметно – манипулятивной деятельности, игра за столь короткий промежуток времени (всего 3-5 лет) претерпевает колоссальные изменения. Она становится основой для учебной деятельности, поэтому при обучении в начальной школе сохраняются элементы игры. Да даже в старших классах дети очень часто просят провести с ними какую-нибудь игру (в основном, дидактическую), чтобы разнообразить процесс обучения.

        Даже Я. А. Коменский рассматривал игру как необходимую для ребенка форму деятельности. Он требовал, чтобы родители не мешали детским играм, а сами принимали в них участие, направляя их в правильное русло: «Пусть они (дети) будут теми муравьями, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, тащат, складывают; нужно только помогать детям, чтобы все, что происходит, происходило разумно». Подчеркивая образовательное значение детской игры, Каменский писал: «Во время игры ум все-таки чем-либо напряженно занят и часто даже изощряется». Он указывал и на воспитательную роль игры в деле сближения ребенка с его сверстниками и рекомендовал родителям организовывать и поощрять совместные игры и развлечения детей друг с другом.

        А родителям стоит помнить, что очень часто в игре дети отражают ситуации, которые происходят у них дома.

        «Ребенок учится тому,

         Что видит у себя в дому.

         Родители – пример ему.

         И оттого, что видят дети,

         Мы за дела свои в ответе.»

                        С. Брант

Список литературы.

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1987.
  2. Дошкольное образование в России. Министерство образования РФ. — М.; Изд.АСТ, 1997
  3. Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология» / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. — М.,1988
  4. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. — 2006. — №2. — С. 84 — 87
  5. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. — 2006. — №3. — С. 81 — 85
  6. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. — 2006. — №4. — С. 79 — 87
  7. Мацкевич М. Изобразительное творчество и игра в пространстве музея// Дошкольное воспитание. — 2006. — №6. — С. 90 — 95
  8. Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. — №4. — С. 70 — 74
  9. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений / Г.А.Урунтаева. — М., 2001.

План-конспект урока на тему: «Характеристика сюжетно-ролевой игры»

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ  

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Теоретические и педагогические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

НА ТЕМУ: «Характеристика сюжетно-ролевой игры»

Цель-

  • Изучить: Сущность и структура сюжетно-ролевой игры и особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

Задачи-

  • Развитие представлений студентов о сюжетно-ролевой игре дошкольников
  • Воспитывать у студентов желание активно работать на уроке
  • Вызывать интерес к изучаемому материалу
  • Формировать умение анализировать материал, отвечать на поставленные вопросы

Материал-

  • Конспект лекции
  • Литература по теме (книги)
  • Комплект (по количеству студентов) учебника Козловой С.А., Куликовой Т.А. «Дошкольная педагогика».

План:

  1. Литература и исследователи данной проблемы
  2. Сущность и структура сюжетно-ролевой игры
  3. Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
  4. Домашнее задание:
  1. Повторить лекцию и ознакомиться с литературой по данной проблеме.
  1. Литература:
  • Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. средних пед. учеб. заведений. –М. : Издательский центр «Академия», 2001
  • Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста Ростов н/Д.: Феникс,2010

Исследователи:

  • Л.С.Выгодский
  • С.Л.Рубинштейн
  • А.Н.Леонтьев
  • Ф.И.Фрадкина
  • А.П.Усова
  • Д.Б.Эльконин
  • Д.В.Менджерицкая
  • Р.И.Жуковская
  1. Сущность сюжетно-ролевой игры.

Итак, что же такое сюжетно-ролевая игра?

Сюжетно-ролевая игра – это творческий вид игровой деятельности, наиболее характерный для детей дошкольного возраста. Основой этой деятельности является мнимая или воображаемая ситуация, заключающаяся в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Характеризуя сюжетно-ролевую игру, Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослым.

Как вы думаете, что же за «источник», который «питает» сюжетно-ролевую игру ребенка? (окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослого и сверстников).

Самое главное – в сюжетно-ролевой игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

На эту особенность указывал Ушинский: «…в игре же дитя – зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Творческий характер игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевопложения.

Структура сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты:

  • Сюжет
  • Содержание
  • Роль

Задание: из учебника (Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. средних пед. учеб. заведений. –М. : Издательский центр «Академия», 2001) кратко выписать характеристику структурных компонентов сюжетно ролевой игры.

(Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. 

Сюжет игры — это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутит руль автомашины, готовит обед, учит рисовать учеников и др.) — одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:

  • бытовые (игры в семью, детский сад),
  • производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, животноводческую ферму),
  • общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу, полет на Луну).

На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Так, в играх детей народов Севера отражаются охота на тюленей, моржей, труд оленеводов. Дети, живущие в приморских регионах, играют в кораблестроителей, работают в порту, встречают туристов.

Но, кроме того, в каждую эпоху происходили серьезные, иногда экстремальные события, которые существенно отражались на жизни людей, вызывали эмоциональный отклик у детей и взрослых. Такие события всегда порождали новые сюжеты детских игр. На протяжении многих лет дети нашей страны играли в Великую Отечественную войну (в сражения, бомбежки, эвакуацию мирных граждан, госпиталь, партизан, блокаду Ленинграда, парад Победы и др.). После полета Юрия Гагарина в космос (12 апреля 1961 г.) дети многих стран мира стали играть в освоение межпланетного пространства (строят ракеты, отправляются на Марс, Луну, работают на космической станции Мир).

В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, лечение больных и др. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержанием, как отличаются и в самой жизни.

Содержание игры, отмечает Д. Б.Эльконин, — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. Например, дети младшей группы, изображая в игре врача, многократно повторяли одни и те же действия: измеряли температуру, смотрели у больного горло. После того как малышам сделали прививки, в игровом изображении врача прибавились новые действия. Дети старшей группы, договариваясь об игре в больницу, уточняли, какие специалисты будут лечить больных: хирург, окулист, детский врач. В зависимости от специализации врача каждый играющий выполнял специфические действия, при этом врачи ласково разговаривали с пациентами, уговаривали их не бояться укола, операции, перевязки, смелее принимать лекарства. Таким образом, в содержании игры выражены разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослых. Первоначально «схватывается» в реальной жизни и отражается в игре только внешняя сторона деятельности (с чем человек действует: «человек — предмет»). Затем, по мере понимания ребенком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношения людей («человек — человек»), а сами предметы легко заменяются (кубик — кусок мыла, хлеб, утюг, машинка) или только мысленно представляются («как будто у меня акваланг и я опускаюсь на дно океана»).

По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливает логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр, как отмечала А.П.Усова, отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом: покормил мишку — уложил спать; снова покормил- и снова уложил спать. А.П.Усова охарактеризовала такие игры как игры- действия. Причем интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка. Например, Оля усадила своих дочек за стол, пошла готовить обед, увлеклась действиями с кастрюльками, сковородками, а дочки так и остались ненакормленными.

Однако на границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра, диафильмов.

На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдаются целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам, в которые они играли и раньше (в семью, больницу, строителей, транспорт и др.). Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый вносит что-то свое, индивидуальное. Например, Сережа, папа которого капитан речного парохода, предлагает «воспитательнице» покатать детей по Москве-реке. Получив согласие, строит из стульев пароход, встречает пассажиров на его борту. В этом возрасте начинаются обобщение и усечение изображаемых в игре ситуаций, которые хорошо освоены ребенком в реальной жизни и не вызывают у него особого интереса. Так, если малыши, играя в детский сад, долго едят, пьют из чашек, то дети пятого года жизни завершают обед едва поднеся ко рту ложку. Иногда дети ограничиваются символическими действиями: матрос плавает по комнате, которая стала «как будто море».

Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов родителей и др. В настоящее время распространены игры в путешествия, в том числе и космические: расширилась сфера отображения труда взрослых (обслуживающий труд в банке, на транспорте, служба охраны и правопорядка и др.).

В старшем и дошкольном возрасте продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий (положил голову на ладошку — уснул) дети активно используют речевые комментарии («Все как будто поспали — и сразу идем в зал на праздник!»; «Давайте так: мы уже прилетели в Африку!»). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.

Таким образом, на протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:

  • усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связности изображаемого;
  • постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений).

Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет.

Роль — средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Для ребенка роль — это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботится о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая, требует, чтобы все ее слушали, не шалили на уроках. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо из играющих от этих правил вызывает протесты у партнеров по игре: «С капитаном нельзя спорить!» или: «Капитаны громко приказывают, а ты просишь матроса помыть палубу!» Таким образом, для дошкольников роль — это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста. На третьем году жизни наблюдается эмансипация ребенка от взрослого. Одновременно у дошкольника растет стремление действовать самостоятельно, но как взрослый. Тогда, играя, малыш начинает выполнять отдельные действия, характерные для какого-либо взрослого (укладывает куклу спать, как мама), хотя и не называет себя именем взрослого. Это и есть первые начатки роли. К ним следует отнести и еще один признак: ребенок «озвучивает» игрушку, говоря от ее лица.

На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я — мама, я — шофер, я — врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиям с предметами: мама выбирает для игры игрушки или предметы, которые необходимы для приготовления обеда, купания ребенка; врач подбирает для лечения карандаш-градусник, рвет бумажки для горчичников, из бутылочки наливает воображаемое лекарство и т. п. Дети предпочитают исполнять роли тех взрослых, деятельность которых требует определенной атрибутики: у мамы — набор предметов быта, у врача — медицинские инструменты, лекарства, у шофера — транспортное средство. Таким образом, разыгрывая роль, дети младшего дошкольного возраста используют игрушки, реальные предметы (ложка, тазик для купания куклы), а также предметы-заместители (карандаш или палочка становится в игре ножом, ложкой, градусником, шприцем). Ролевое взаимодействие между играющими осуществляется посредством предметно-игровых действий: врач лечит больного, измеряя температуру, делая уколы и т. п.

В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника 4-5 лет заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны (воспитательница заботится о детях, капитан ведет корабль, следит, чтобы матросы хорошо работали, чтобы пассажирам было удобно). Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов. В этом возрасте ролевая речь становится средством взаимодействия. Поскольку у детей формируется избирательное отношение к тем или иным ролям, их распределение до начала игры — процесс довольно эмоциональный. Помощь педагога необходима.

В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу. Так, мальчики отказываются исполнять роль воспитателя, заведующей дошкольного учреждения, в игре в школу соглашаются быть только учителем физкультуры. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий (есть свободная полоса на аэродроме, значит, самолет может приземлиться), сколько смысл социальных отношений (полоса свободная, но надо запросить диспетчера, чтобы не случилось аварии)).

  1. Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте:
  1. Соблюдение правил (регламентирование того, что делают ребенок и воспитатель.) Просто так, из ниоткуда, действие по правилам не возникает. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослого, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образцу жизни людей.
  • Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.
  1. Социальный мотив игр. Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений.
  2. В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие. Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны.

На ваш взгляд, ребенок отличает игру от действительности? Обоснуйте свою позицию. (отличает, о чем говорит наличие в его речи высказываний типа «как будто», «понарошку», «по-правде», однако ребенок не притворяется, а действительно переживает все).

Игра и выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства. Сеченов доказал, что игровые переживания ребенка оставляют глубокий след в сознании малыша.

  • Сюжетно-ролевая игра – школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир ребенка.
  1. В ходе сюжетно-ролевых игр происходит развитие интеллекта. Некоторые игры продолжаются неделями, постепенно развиваясь («Моряки», «Путешествие»…).
  • Продолжительное пребывание ребенка в одной и той же роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.
  1. В сюжетно-ролевой игре развивается воображение и творчество.
  2. В сюжетно-ролевой игре происходит интенсивное развитие речи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *