Пальчиковая гимнастика для малышей до года (стихи и аудио) | Happymomsplace
Дорогие родители, тема этой статьи: «Пальчиковая гимнастика для малышей до года». И ниже представлены стихи и аудио Екатерины Железновой и Ермаковой С. О. для проведения пальчиковой гимнастики.
Пока малыш маленький, ему самому еще сложно выполнять пальчиковую гимнастику, поэтому любимая мама или папа могут ему в этом помочь, проделывая различные манипуляции с ручками и пальчиками ребенка.
Если Вы еще не знаете, что такое пальчиковая гимнастика, нужна ли она Вашему ребенку, какова ее польза и общие рекомендации к проведению занятий, читайте обязательно об этом всем в двух следующих статьях:
1. «Пальчиковая гимнастика для детей. Это нужно Вашему ребенку?!»
2. «Пальчиковая гимнастика для детей. Рекомендации к проведению занятий»
Пальчиковая гимнастика для малышей до года (стихи и аудио)
Екатерина Железнова
Пальчиковые игры у Железновой идут от 1,5 года. Я незначительно адаптировала занятия, чтобы родители могли заниматься с ребенком до года. Так как пальчиковые игры с детьми до 1,5 лет проводятся, как показ или как пассивная гимнастика руки и пальцев ребенка. А детям старше 1,5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе с родителями.
Выбирайте стишок, который понравиться Вам и Вашему малышу, а также подходит по возрасту ребенку, и наслаждайтесь веселой и полезной для здоровья пальчиковой гимнастикой:)
1. ЛАДОШКА
Твоя ладошка – это пруд,
По ней кораблики плывут.
(медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке малыша, рисуя волну)
Твоя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок.
(дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки ребенка)
Твоя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать
(указательным пальцем «нарисовать» кружек и др.)
Твоя ладошка, как окно,
Его помыть пора давно.
(потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак)
Твоя ладошка, как дорожка,
А по дорожке ходят кошки.
(осторожно переступать пальчиком или пальцами по ладошке малыша)
2. ПАЛЬЧИКИ
(1) Наш массаж сейчас начнём,
Каждый пальчик разотрём:
(1. растирать каждый палец, начиная с мизинца, от основания пальца к кончику)
Этот — всех красивей,
Этот — всех ленивей,
Этот пальчик — всех длинней,
Этот пальчик – всех умней,
Этот пальчик – всех сильней,
(2) Вместе – это пять друзей
(2. погладить сразу все пальчики)
(3) Пальцы растянуть хочу,
Каждый пальчик покручу,
(3. взяв палец ребенка за кончик и приподняв, осторожно вращать)
Этот — всех красивей,
Этот — всех ленивей,
Этот пальчик — всех длинней,
Этот пальчик – всех умней,
Этот пальчик – всех сильней,
Вместе – это пять друзей
(погладить сразу все пальчики)
(4) Каждый пальчик мы возьмем и
И сожмём, сжимаем, сожмём,
(4-поочерёдно пальчики в кулачок сожмём, начиная с большого)
Этот — всех красивей,
Этот — всех ленивей и т.д…
Вместе – это пять друзей
(погладить сразу все пальчики)
(5) Каждый пальчик мы возьмём,
На подушечку нажмём
(5. нажимаем кончиком указательного пальца на подушечку пальчика малыша)
Этот — всех красивей,
Этот — всех ленивей и т.д…
Вместе – это пять друзей
(погладить сразу все пальчики)
Так как стишок длинный, поочередно, на каждый новый куплет, работайте с разной ручкой малыша. А то, вдруг, ребенок посредине стишка уже не захочет заниматься, а так мы позанимаемся чуть-чуть, но с каждой ручкой:)
3. РИСОВАНИЕ
Мы кружок нарисовали
Наши пальчики устали,
Мы руками потрясём,
Рисовать начнём.
Мы черту нарисовали.
Наши пальчики устали,
Мы руками потрясём,
Рисовать начнём.
Мы волну нарисовали.
Наши пальчики устали,
Мы руками потрясём,
Рисовать начнём.
Точки мы нарисовали.
Наши пальчики устали,
Мы руками потрясём,
Рисовать начнём.
(Мы рисуем на ладошке у малыша соответствующую фигуру, а затем слегка трясем ручкой. Сначала работаем с одной ручкой, а затем с другой)
4. ЧЕРВЯЧКИ
2 раза: Первый раз работаем с одной ручкой малыша, второй раз – с другой.
Раз, два, три, четыре, пять
Червячки пошли гулять
(перебираем по очереди пальчики малыша первой руки, нажимая на подушечки пальчика)
Раз, два, три, четыре, пять
Червячки пошли гулять
(перебираем по очереди пальчики малыша первой руки, нажимая на подушечки пальчика)
Вдруг ворона подбегает,
(бежим своими пальцами по ладошке малыша)
Головой она кивает
(взрослый кивает головой)
Каркает, вот и обед
(закрываем все пальчики ручки малыша в кулачок)
Глядь, а червячков уж нет.
(раскрываем кулачок).
5. АПЕЛЬСИН
Мы делили апельсин.
Мы делили апельсин.
Мы делили апельсин.
Ведь много нас, а он один.
Эта долька — для утят.
Эта долька для котят.
Эта долька — для ужа.
А эта долька — для ежа.Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
(на каждую строчку стиха перебираем и разминаем пальчики малыша, от основания пальца к кончику, начиная с большого на 2-х ручках)
Он сердит на нас — беда!!!
Все разбегайтесь кто куда!
(в конце слегка потрясем ручками малыша)
6. ВОЛК
(1) Нам очень хочется сейчас, пойти гулять в лесочек,
(1. берем одну ручку малыша и читаем стишок)
И чтоб нас серый волк не съел,
(2) Пойдем вдвоем, дружочек
(2. прислоняем вторую ручку малыша к первой и сразу откладываем одну ручку в сторону)
(3) В час – волка нет
В два – волка нет
В три – волка нет
В четыре – волк бежит,
И громко рычит
(3. на каждую строчку стиха, пальчики второй руки по очереди покачиваем аккуратно вперед и назад)
7. ЛАДУШКИ
(1) Ладушки, ладушки,
Где были? — У бабушки!
Что ели? — Кашку.
Кашку — малашку.
Кашка — сладенька.
Бабушка — добренька.
Кашку поели, и полетели!
(1. хлопаем в ладоши, придерживая ручки малыша своими).
(2) Полетели! Полетели! Полетели! Полетели!
(2. взрослый имитирует руками крылья птиц)
(3) На головку сели.
(3. взрослый ладони кладет на голову малыша)
И снова запели…
(можно повторить сначала)
8. ДЕСЯТЬ МЫШЕК
(1) Одна мышка, две мышки, три мышки вышли,
Четыре мышки, пять мышек, шесть мышек вышли,
Семь мышек, восемь мышек, девять мышек вышли,
Десять мышек вышли погулять.
(1. Ручка сжата в кулачок. Сначала разгибаем пальчики по очереди на одной ручке, а затем на второй, начиная с большого).
(2) Десять мышек, девять мышек, восемь мышек только,
Семь мышек, шесть мышек, пять мышек только
Четыре мышки, три мышки, две мышки только,
Одна мышка, нет никого.
(1. Сначала сгибаем пальчики по очереди на одной ручке, а затем на второй, начиная с мизинца).
9. ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТВОЙ ДОМИК
Пальчик, где твой домик,
Как тебя зовут?
Я большой пальчик,
А дом мой тут.
Пальчик, где твой домик,
Как тебя зовут?
Я указательный
А дом мой тут.
Пальчик, где твой домик,
Как тебя зовут?
Я средний пальчик
А дом мой тут.
Пальчик, где твой домик,
Как тебя зовут?
Я безымянный,
А дом мой тут.
Пальчик, где твой домик,
Как тебя зовут?
Я мизинчик,
А дом мой тут.
(Когда поете песенку, разминайте пальчики малыша подушечками своих пальцев, начиная с большого, а на слово «тут», покачивайте слегка пальчик вперед/назад. Песенка повторяется 2 раза с каждой ручкой)
Пальчиковая гимнастика для малышей до года (стихи)
Ермакова С. О.
У Светланы Олеговны Ермаковой пальчиковая гимнастика от года, поэтому я, как и в предыдущем случае, чуть-чуть адаптировала занятия пальчиковой гимнастика, чтобы родителям можно было заниматься с ребенком до года.
1. НА ЛУЖКУ
Раз, два, три, четыре, пять —
Вышли в садик погулять.
(1–2 строчки – взрослый пальцем своей руки считает пальцы на ручке малыша, слегка нажимая на подушечки)
Ходим-ходим мы по лугу,
Там цветы растут по кругу.
(3–4 строчки – взрослый указательным пальцем своей руки выполняет круговые поглаживания ладони малыша).
Лепесточков ровно пять,
Можно взять и посчитать.
Раз, два, три, четыре, пять.
(5–7 строчки – считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их)
Затем читаем стихотворение снова и повторяем все движения на другой руке.
2. ПОМОЩНИКИ
Всех помощников опять
Надо быстро сосчитать:
(1–2 строчки – поглаживаем все пальчики малыша)
Этот брат дрова рубил,
Этот братец щи варил,
Этот брат готовил кашу
На семью большую нашу.
Этот веником махал,
Чисто-чисто подметал.
Ну а этот маленький
Спал у нашей маменьки.
(3–8 строчки – в соответствии с текстом стихотворения, взрослый пальцами своей руки растирает пальчики руки малыша, начиная с большого, так, чтобы у «маменьки» «спал» мизинец)
Затем повторяем все для другой руки.
3. СПОРТСМЕНЫ
Нарядили ребятки
Свои пальчики в перчатки.
(берем ручку малыша в свою)
Раз, два, три, четыре, пять —
Надо всех пересчитать.
(3–4 строчки – повторяем дважды и во время счета сгибаем поочередно пальцы малыша на двух ручках, начиная с мизинца)
Десять пальцев – как отряд,
И костюму каждый рад.
(5–6 строчки – повторяем дважды и поглаживаем все пальчики малыша)
Стать сильными стараются,
Спортом занимаются.
(7–8 строчки – повторяем дважды и сжимаем ладони малыша в кулачки, а затем разжимаем)
4. ШАЛУНЫ
Пляшут в кухне на стене
Солнечные зайчики,
(1–2 строчки – взрослый пальцами своей руки поглаживает ладонь малыша)
А у Маши расшалились
Маленькие пальчики.
(3–4 строчки – взрослый руками нажимает аккуратно на подушечки пальцев ручки ребенка)
Быстро бегают они
По Машиной ладошке.
(5–6 строчки – взрослый пальцами своей руки «бегает» по ладони малыша)
Успокойтесь, шалуны,
Отдохнем немножко!
(7–8 строчки – поглаживаем все пальчики малыша)
Сначала проделываем все действия для одной ручки, а затем повторяем для второй ручки.
5. ТИМОШКА
Маленький Тимошка
Гладил ладошки.
(1–2 строчки – взрослый указательным пальцем своей руки круговыми движениями поглаживает ладонь руки малыша)
И у каждой руки
Сосчитал бугорки:
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем на другой считать:
(5–6 строчки – обводим бугорки у основания каждого пальца малыша)
Раз, два, три, четыре, пять.
Начинай считать опять.
(7–8 строчки – делаем то же самое для другой руки)
6. ЦВЕТОЧКИ
Наши руки как цветочки,
Пальчики как лепесточки.
Солнце просыпается —
Цветочки раскрываются.
(1–4 строчки – раскрываем ладонь руки ребенка и шевелим поочередно каждым пальцем-«лепестком»)
В темноте они опять
Будут очень крепко спать.
(5–6 строчки – сжимаем ручку в кулачок)
Сначала проделываем все действия для одной ручки, а затем повторяем для второй ручки.
7. ПЧЕЛКА
Пчелка села на цветок,
Распрямила хоботок,
Собрала пыльцы немножко
Прямо в сумочки на ножках.
(1–4 строчки – раскрываем ладонь и указательным пальцем руки выполняем спиралевидные круговые поглаживания по всей поверхности ладони малыша)
8. КУКЛА-НЕВАЛЯШКА
Кукла-неваляшка,
Пестрая рубашка,
По сторонам качается,
Всем мило улыбается.
(1-4 строчки – расправляем ладони малыша и наклоняем кисти рук то вперед, то назад).
9. ЦВЕТЫ
Расцвели в саду цветы
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветочки,
Пять волшебных лепесточков.
(1-4- синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами)
Веселых игр и здоровых малышей Вам!
Подготовила материалы: Акопджанян Е.В. (Мама Алена:))
Источники:
1. Екатерина Железнова «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы…», «Музыка с мамой (Пальчиковые игры)» http://www.m-w-m.ru/
2. Ермакова С. О. «Пальчиковые игры для детей от года до трех лет».
3. Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов».
(Visited 55 762 time, 6 visit today)
Вас все учат жить?! Знание – сила! Читайте нас! Будьте умной, уверенной и счастливой!
Пальчиковая гимнастика для малышей до года (стихи и аудио) — пальчиковая гимнастика для малышей — запись пользователя Алена (id1347149) в сообществе Развитие от рождения до года в категории Пальчиковые игры
Делюсь с Вами своей статьей! Надеюсь материалы будут Вам полезны! Играйте на здоровье!
Дорогие родители, тема этой статьи: «Пальчиковая гимнастика для малышей до года». И ниже представлены стихи и аудио Екатерины Железновой и Ермаковой С. О. для проведения пальчиковой гимнастики.
Пока малыш маленький, ему самому еще сложно выполнять пальчиковую гимнастику, поэтому любимая мама или папа могут ему в этом помочь, проделывая различные манипуляции с ручками и пальчиками ребенка.
Если Вы еще не знаете, что такое пальчиковая гимнастика, нужна ли она Вашему ребенку, какова ее польза и общие рекомендации к проведению занятий, читайте обязательно об этом всем в двух следующих статьях:
1. «Пальчиковая гимнастика для детей. Это нужно Вашему ребенку?!»
2. «Пальчиковая гимнастика для детей. Рекомендации к проведению занятий»
Пальчиковая гимнастика для малышей до года (стихи и аудио)
Екатерина Железнова
Пальчиковые игры у Железновой идут от 1,5 года. Я незначительно адаптировала занятия, чтобы родители могли заниматься с ребенком до года. Так как пальчиковые игры с детьми до 1,5 лет проводятся, как показ или как пассивная гимнастика руки и пальцев ребенка. А детям старше 1,5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе с родителями.
Выбирайте стишок, который понравиться Вам и Вашему малышу, а также подходит по возрасту ребенку, и наслаждайтесь веселой и полезной для здоровья пальчиковой гимнастикой:)
1. ЛАДОШКА
Твоя ладошка – это пруд,
По ней кораблики плывут.
(медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке малыша, рисуя волну)
Твоя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок.
(дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки ребенка)
Твоя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать
(указательным пальцем «нарисовать» кружек и др.)
Твоя ладошка, как окно,
Его помыть пора давно.
(потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак)
Твоя ладошка, как дорожка,
А по дорожке ходят кошки.
(осторожно переступать пальчиком или пальцами по ладошке малыша)
2. ПАЛЬЧИКИ
(1) Наш массаж сейчас начнём,
Каждый пальчик разотрём:
(1. растирать каждый палец, начиная с мизинца, от основания пальца к кончику)
Этот — всех красивей,
Этот — всех ленивей,
Этот пальчик — всех длинней,
Этот пальчик – всех умней,
Этот пальчик – всех сильней,
(2) Вместе – это пять друзей
(2. погладить сразу все пальчики)
(3) Пальцы растянуть хочу,
Каждый пальчик покручу,
(3. взяв палец ребенка за кончик и приподняв, осторожно вращать)
Этот — всех красивей,
Этот — всех ленивей,
Этот пальчик — всех длинней,
Этот пальчик – всех умней,
Этот пальчик – всех сильней,
Вместе – это пять друзей
(погладить сразу все пальчики)
(4) Каждый пальчик мы возьмем и
И сожмём, сжимаем, сожмём,
(4-поочерёдно пальчики в кулачок сожмём, начиная с большого)
Этот — всех красивей,
Этот — всех ленивей и т.д…
Вместе – это пять друзей
(погладить сразу все пальчики)
(5) Каждый пальчик мы возьмём,
На подушечку нажмём
(5. нажимаем кончиком указательного пальца на подушечку пальчика малыша)
Этот — всех красивей,
Этот — всех ленивей и т.д…
Вместе – это пять друзей
(погладить сразу все пальчики)
Так как стишок длинный, поочередно, на каждый новый куплет, работайте с разной ручкой малыша. А то, вдруг, ребенок посредине стишка уже не захочет заниматься, а так мы позанимаемся чуть-чуть, но с каждой ручкой:)
3. РИСОВАНИЕ
Мы кружок нарисовали
Наши пальчики устали,
Мы руками потрясём,
Рисовать начнём.
Мы черту нарисовали.
Наши пальчики устали,
Мы руками потрясём,
Рисовать начнём.
Мы волну нарисовали.
Наши пальчики устали,
Мы руками потрясём,
Рисовать начнём.
Точки мы нарисовали.
Наши пальчики устали,
Мы руками потрясём,
Рисовать начнём.
(Мы рисуем на ладошке у малыша соответствующую фигуру, а затем слегка трясем ручкой. Сначала работаем с одной ручкой, а затем с другой)
4. ЧЕРВЯЧКИ
2 раза: Первый раз работаем с одной ручкой малыша, второй раз – с другой.
Раз, два, три, четыре, пять
Червячки пошли гулять
(перебираем по очереди пальчики малыша первой руки, нажимая на подушечки пальчика)
Раз, два, три, четыре, пять
Червячки пошли гулять
(перебираем по очереди пальчики малыша первой руки, нажимая на подушечки пальчика)
Вдруг ворона подбегает,
(бежим своими пальцами по ладошке малыша)
Головой она кивает
(взрослый кивает головой)
Каркает, вот и обед
(закрываем все пальчики ручки малыша в кулачок)
Глядь, а червячков уж нет.
(раскрываем кулачок).
5. АПЕЛЬСИН
Мы делили апельсин.
Мы делили апельсин.
Мы делили апельсин.
Ведь много нас, а он один.
Эта долька — для утят.
Эта долька для котят.
Эта долька — для ужа.
А эта долька — для ежа.
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
(на каждую строчку стиха перебираем и разминаем пальчики малыша, от основания пальца к кончику, начиная с большого на 2-х ручках)
Он сердит на нас — беда!!!
Все разбегайтесь кто куда!
(в конце слегка потрясем ручками малыша)
Больше стихов и аудио читайте здесь.
Железнова: песни для детей
Немного о самих авторах
Екатерина и Сергей Железновы создали музыкальную методику раннего развития, которая предназначена для самых маленьких детей и для детей старшего дошкольного возраста, которая так и называется «Музыка с мамой« Е.Железновой.
Занятия, которые предлагает методика Железновых, включают в себя коротенькие песни — инсценировки, под которые Вам нужно или подпевать простые припевы, или использовать пальчиковые игры, или играть на простейших музыкальных инструментах.
Екатерина Железнова — автор музыкальной методики раннего развития детей.Все песенки для детей Екатерина Железнова, ее «Музыка с мамой» предлагают очень короткие, веселые и простые для понимания даже для самых маленьких малышей. Играя, под песни Екатерины Железновой, Ваш малыш не только будет развивать мелкую моторику пальцев рук, но и соответственно, речь, музыкальный слух, воображение, настроение, не дает малышам задумывать о своих детских страха и многое другое. Екатерина Железнова, ее «Музыка с мамой» — отличный выбор для развития малыша.
Какие диски предлагает автор?
Для самых маленьких
Хочу посоветовать всем, если Вам интересна методика, которую предложили Екатерина и Сергей Железновы, берите сначала самые простые песни для малышей с 6 месяцев записи Екатерина Железнова, ее «Музыка с мамой». Правда, на диске написано, что он рассчитан для детей от 1 года до 5 лет, но занятия можно вести с 6 месяцев, и уже буквально за 2 месяца ребенок достигнет очень хороших результатов. Екатерина Железнова, ее «Музыка с мамой» принесет отличные плоды. Слушать Екатерина Железнова, ее «Музыка с мамой» и смотреть видео уроки можно на сайте. Поем песенки вместе!
Екатерина и Сергей Железновы предлагают такие песни, как:
- «Села мушка на ладошку» — под веселую мелодию малыш, используя пальчиковые игры, должен показывать, как маленькая мушка садится на его ладошку;
- «Котенок» — малыш учится подражать котенку, подпевает припев мяу-мяу;
- «Бычок» — малыш подражает бычку, раскачивается из стороны в сторону, показывает рукой, как бычок машет хвостиком;
- «Лошадка» — малыши скачут на палке-лошадке;
- «Машинка» — с помощью кольца от пирамидки малыш изображает, как едет на машинке и рулит;
- «Мишка» — малыш подражает мишке, который стучит ложечкой по чашке, играет на барабане и на дудочке;
- «Дождик» — малыш, используя пальчиковые игры, изображает, как он будет прятаться от дождика под зонтиком, а потом в сапожках бегать по лужам;
- «Едем-едем на лошадке» — малыш стучит в ложечки;
- «Мыли мылом ручки» — малыш изображает, используя пальчиковые игры, как будет намыливать ручки;
- «Кукла с кубиком идет» — малыш в нужный момент должен бросить кубик;
- «Паровозик чух-чух-чух» — малыш изображает поезд, и как стучат его колесики;
- «Ножки побежали по дорожке» — малыш бегает по комнате, в нужный момент он должен присесть;
- «Лягушка» — малыш прыгает и показывает ручками, используя пальчиковые игры, как квакает лягушка;
- «Щенок» — малыш подпевает припев песенки;
- «Часы» — малыш стучит в ложки;
- «Гуси-гуси — га-га-га» — малыш показывает ручками, как гогочут гуси;
- «Та-та, два кота» — малыш бъет в такт погремушку;
- «Сидит зайка серенький» — малыш изображает зайку — прыгает и шевелит ушами;
- «Две маленьких картошки» — малыш учится ходить на мысочках.
Екатерина и Сергей Железновы предлагают маленьким слушателям свое творчество: именно эту запись «Гав-гав и Мяу» Железнова, ее «Музыка с мамой», потому что это самые простые и легкие для понимания песни, которые сочинила Екатерина Железнова.
Из личного опыта использования
Очень хорошая песенка «Села мушка на ладошку» — моя дочка буквально с пятого занятия начала сама показывать, как на ее ладошку садится мушка.
В песенке «Мыли мылом ручки» дочка стала показывать, как моет ручки, кроме того, уже через несколько недель занятий стала очень много подпевать. Так что всем очень советую.
Скачать «Музыка с мамой» Е.Железновой можно здесь.
Для детей старше 1 года
Екатерина Железнова, ее «Музыка с мамой» и другие видео уроки и занятия для детей постарше:
Веселая гимнастика
Пальчиковые игры, которые предлагают Екатерина и Сергей Железновы, или веселая гимнастика для малышей — очень интересные подвижные игры для пальчиков малышей, рассчитанные на возраст от двух лет. Занятия «Веселая гимнастика» пойдут для детей от 2-х лет и старше, из своего личного опыта могу сказать, что даже для 2-х лет большинство песен, которые дает автор в этом сборнике, были еще сложные для понимания, т. е. если Вам уже есть два, советую брать по несколько мелодий из этого диска, который записала автор, и разучивать их, а потом переходить на другие песни, не старайтесь за раз усвоить как можно больше материалу, так как ребенку может быстро надоесть.
Главными героями этих игр становятся детские пальчики, которые изображают бабочек, гусениц, солнышко, поросят и других героев.
В этот диск входят следующие песенки, которые сочинили Екатерина и Сергей Железновы:
- гимнастика «Мои вещи» — изображаем пальчиками любимые вещи ребенка;
- разминка «Дом» — изображаем пальчиками домик, всех его жителей и все что, его окружает;
- гимнастика »У кошечки» — каждый пальчик превращается в котенка, игра с пальчиками;
- разминка «В лесу» — песенка про лесной домик его жителей,
- гимнастика «Цветочек» — песенка про цветочек, на который приползла гусеница, пчелка и мотылек,
- разминка «Пять поросят» — песенка Железновой про веселых поросят, поросята — это пальчики,
- гимнастика «Мальчик с пальчик» — песенка про маленького мальчика и его братьев,
- разминка «Гусеница» — песенка Железновых про гусеницу, которая потом превратилась в бабочку,
- гимнастика «Левая и правая» — песенка про две руки, обучаем малыша в непроизвольной форме понятиям «левая» и «правая»,
- разминка «Чашка» — сложная песенка, деткам нужно показывать пальчиками чашку и чайник,
- гимнастика «Маленькая Катя» — песенка Железновых о девочке Кате и о ее помощниках,
- разминка «Утята» — аналог английской песенки про утят, которые уплывали от мамочки утки и по очереди не возвращались, а потом вернулись все вместе,
- гимнастика «Ракушки» — морская песенка про пропадающих под волной ракушек,
- разминка «Шарик» — песенка про озорного шарика, который летал и садился то на головку, то на носик садился, а потом вдруг лопнул,
- гимнастика «Зайка» — та же песенка про зайца с диска «Гав-гав и мяу», но теперь мы обыгрываем зайчика пальчиками, а не ручками,
- разминка «Мишка косолапый» — изображаем маленьких косолапых мишек — очень хорошая песенка,
- гимнастика «Мышь и часы» — аналог английской песенки про мышку, которая бегала смотреть, который час и падала с часов,
- разминка «Играем с бубном» — отрабатываем чувство ритма у малышей,
- гимнастика «Как котята» — изображаем котят — песенка исполняется в паре,
- разминка «Я еду» — прыгаем на надувном шаре, крутим бубен или колечко от пирамидки и изображаем, как едем на машине,
- гимнастика «Сороконожка» — песенка для группового использования, все встают друг за другом и изображают сороконожку,
- разминка «Соседи» — песенка Железновых тоже для группового использования — все садятся рядом с друг другом в круг и тихонечко толкают друг друга и щекочут — очень веселая игра.
Краб
Интересной покажется и веселая песенка «Краб». Это гимнастика, где изображается забавный краб.
Спросите малышей, как может выглядеть краб?
Если хорошо постараться, то краб может получиться из наших пальчиков. Краб – необычное животное, и дети их очень любят изображать. Песенка «Краб» может отлично применяться как гимнастика для малышей детского сада.
Скачать музыку, которую предлагает Екатерина Железнова, «Весёлые пальчики» можно здесь.
Зарядка
На сайте предлагается и зарядка. Е. Железнова сочинила ее специально для малышей.
Музыкальный букварь
Также можно предложить «Музыкальный букварь» Железновых.
Скачать его можно здесь
Есть еще увлекательная игра, которую предлагает Железнова «Наш автобус». Дети берут в ручки колеса и изображают движущийся автобус. Е.Железнова и автобус с песенкой очень нравятся малышам. Слушать песенку можно на сайте.
Веселая логоритмика
Кроме записи Е.Железнова ее «Музыка с мамой», где представлены песни для детей на видео, Екатерина и Сергей Железновы предлагают запись «Веселая логоритмика». Смотреть, скачать и слушать это видео можно на сайте.
«Веселая логоритмика» в серии Екатерина Железнова ее «Музыка с мамой» представляет собой короткие песенки и инсценировки, которые необходимо петь по слогам. На диске «Веселая логоритмика» представлены любые слоги, особенно те, которые вызывают затруднения в детей. Если вам понравилась «Веселая логоритмика», занимайтесь с детьми каждый день. «Веселая логоритмика» позволит развить четкость произнесения звуков, улучшит артикуляцию малыша. «Веселая логоритмика» может быть рекомендована и детям до года, и тем малышам, которые испытывают затруднения в говорении. «Веселая логоритмика» — это прекрасные занятия под музыку без логопеда.
Скачать диск с логоритмикой бесплатно можно здесь
У жирафа пятна-пятна
Песенки-шумелки
Екатерина и Сергей Железновы предлагают песенки-шумелки и видео «Погремушка». «Шумелки» и «Погремушка» не случайные игрушки для детей. «Шумелки» и «Погремушка» развивают чувство ритма, музыкальный слух. Песенками «Шумелки» и «Погремушка», которые дают Екатерина и Сергей Железновы для малышей, способствуют совершенствованию чувства ритма. Песенки «Шумелки» и «Погремушка» очень нравится детям. Погремушка и шумелки – любимые игрушки маленьких детей. Скачать и слушать «Шумелки» и «Погремушка» можно на сайте.
Сказки
Также малышам предлагаются из серии сказки в серии «Музыка с мамой» Е.Железновой. Сказки созданы специально для малышей. Эти сказки и инсценировки не занимают много времени, но будут очень полезны детям. Слушать онлайн, смотреть и скачать сказки Е.Железнова «Музыка с мамой» можно на сайте. Сказки под музыку развивают воображение, фантазию.
Какие же сказки предлагают Железновы?
- «Лягушонок»,
- «Курочка Ряба»,
- «Мы хотим строить дом» и другие.
Все эти сказки взяты из фольклора и хорошо знакомы ребятам, но дополняются новыми деталями и музыкальным сопровождением.
Где же наши ручки?
Интересной для малышей может быть песенка «Где же наши ручки?», которая помогает детям выучить части тела и развивает музыкальный слух.
Пальчиковые игры «Где же наши ручки?» исполняется под медленную музыку, чтобы дети успели понять ее смысл. В процессе игры дети показывают наши ручки, ушки, щечки и т.д. Ребята вытягивают «наши ручки» вперед, разводят «наши ручки» в стороны, затем используют «наши ручки», чтобы показать другие части тела. Игра на видео «Где же наши ручки?» может успешно применяться в детском саду. Скачать, смотреть и слушать видео уроки можно на сайте.
Поем песенки вместе!
Пальчиковая гимнастика для малышей до года (стихи и аудио) — запись пользователя Алена (id1347149) в сообществе Раннее развитие в категории Пальчиковые игры
Делюсь с Вами своей статьей! Надеюсь материалы будут Вам полезны! Играйте на здоровье!
Дорогие родители, тема этой статьи: «Пальчиковая гимнастика для малышей до года». И ниже представлены стихи и аудио Екатерины Железновой и Ермаковой С. О. для проведения пальчиковой гимнастики.
Пока малыш маленький, ему самому еще сложно выполнять пальчиковую гимнастику, поэтому любимая мама или папа могут ему в этом помочь, проделывая различные манипуляции с ручками и пальчиками ребенка.
Если Вы еще не знаете, что такое пальчиковая гимнастика, нужна ли она Вашему ребенку, какова ее польза и общие рекомендации к проведению занятий, читайте обязательно об этом всем в двух следующих статьях:
1. «Пальчиковая гимнастика для детей. Это нужно Вашему ребенку?!»
2. «Пальчиковая гимнастика для детей. Рекомендации к проведению занятий»
Пальчиковая гимнастика для малышей до года (стихи и аудио)
Екатерина Железнова
Пальчиковые игры у Железновой идут от 1,5 года. Я незначительно адаптировала занятия, чтобы родители могли заниматься с ребенком до года. Так как пальчиковые игры с детьми до 1,5 лет проводятся, как показ или как пассивная гимнастика руки и пальцев ребенка. А детям старше 1,5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе с родителями.
Выбирайте стишок, который понравиться Вам и Вашему малышу, а также подходит по возрасту ребенку, и наслаждайтесь веселой и полезной для здоровья пальчиковой гимнастикой:)
1. ЛАДОШКА
Твоя ладошка – это пруд,
По ней кораблики плывут.
(медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке малыша, рисуя волну)
Твоя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок.
(дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки ребенка)
Твоя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать
(указательным пальцем «нарисовать» кружек и др.)
Твоя ладошка, как окно,
Его помыть пора давно.
(потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак)
Твоя ладошка, как дорожка,
А по дорожке ходят кошки.
(осторожно переступать пальчиком или пальцами по ладошке малыша)
2. ПАЛЬЧИКИ
(1) Наш массаж сейчас начнём,
Каждый пальчик разотрём:
(1. растирать каждый палец, начиная с мизинца, от основания пальца к кончику)
Этот — всех красивей,
Этот — всех ленивей,
Этот пальчик — всех длинней,
Этот пальчик – всех умней,
Этот пальчик – всех сильней,
(2) Вместе – это пять друзей
(2. погладить сразу все пальчики)
(3) Пальцы растянуть хочу,
Каждый пальчик покручу,
(3. взяв палец ребенка за кончик и приподняв, осторожно вращать)
Этот — всех красивей,
Этот — всех ленивей,
Этот пальчик — всех длинней,
Этот пальчик – всех умней,
Этот пальчик – всех сильней,
Вместе – это пять друзей
(погладить сразу все пальчики)
(4) Каждый пальчик мы возьмем и
И сожмём, сжимаем, сожмём,
(4-поочерёдно пальчики в кулачок сожмём, начиная с большого)
Этот — всех красивей,
Этот — всех ленивей и т.д…
Вместе – это пять друзей
(погладить сразу все пальчики)
(5) Каждый пальчик мы возьмём,
На подушечку нажмём
(5. нажимаем кончиком указательного пальца на подушечку пальчика малыша)
Этот — всех красивей,
Этот — всех ленивей и т.д…
Вместе – это пять друзей
(погладить сразу все пальчики)
Так как стишок длинный, поочередно, на каждый новый куплет, работайте с разной ручкой малыша. А то, вдруг, ребенок посредине стишка уже не захочет заниматься, а так мы позанимаемся чуть-чуть, но с каждой ручкой:)
3. РИСОВАНИЕ
Мы кружок нарисовали
Наши пальчики устали,
Мы руками потрясём,
Рисовать начнём.
Мы черту нарисовали.
Наши пальчики устали,
Мы руками потрясём,
Рисовать начнём.
Мы волну нарисовали.
Наши пальчики устали,
Мы руками потрясём,
Рисовать начнём.
Точки мы нарисовали.
Наши пальчики устали,
Мы руками потрясём,
Рисовать начнём.
(Мы рисуем на ладошке у малыша соответствующую фигуру, а затем слегка трясем ручкой. Сначала работаем с одной ручкой, а затем с другой)
4. ЧЕРВЯЧКИ
2 раза: Первый раз работаем с одной ручкой малыша, второй раз – с другой.
Раз, два, три, четыре, пять
Червячки пошли гулять
(перебираем по очереди пальчики малыша первой руки, нажимая на подушечки пальчика)
Раз, два, три, четыре, пять
Червячки пошли гулять
(перебираем по очереди пальчики малыша первой руки, нажимая на подушечки пальчика)
Вдруг ворона подбегает,
(бежим своими пальцами по ладошке малыша)
Головой она кивает
(взрослый кивает головой)
Каркает, вот и обед
(закрываем все пальчики ручки малыша в кулачок)
Глядь, а червячков уж нет.
(раскрываем кулачок).
5. АПЕЛЬСИН
Мы делили апельсин.
Мы делили апельсин.
Мы делили апельсин.
Ведь много нас, а он один.
Эта долька — для утят.
Эта долька для котят.
Эта долька — для ужа.
А эта долька — для ежа.
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
(на каждую строчку стиха перебираем и разминаем пальчики малыша, от основания пальца к кончику, начиная с большого на 2-х ручках)
Он сердит на нас — беда!!!
Все разбегайтесь кто куда!
(в конце слегка потрясем ручками малыша)
Больше стихов и аудио читайте здесь.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ. Пальчиковые игры по методике Е. Железновой.
Значение пальчиковых игр для развития детей и рекомендации по их проведению.
Пальчиковые игры по методике Е. Железновой.
В дошкольном возрасте движения доставляют детям мышечную радость – это фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их гармоничного развития; важнейшее средство и условие общего развития ребенка, формирования его психики, способностей, жизненной активности; и, наконец, основа основ физического, умственного, эстетического и трудового воспитания.
Развитие мелкой моторики ребенка – тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. Мелкая моторика способствует концентрации внимания, тренировке памяти, развитию воображения, восприятия, поддерживает познавательную активность и благотворно влияет на формирование способностей ребенка.
В процессе воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста развитию движений кистей и пальцев рук без предметов с давних времен придавалось большое значение в народной педагогике. Эта традиция в силу своей эффективности продолжается и в современной педагогической практике.
Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Сейчас очень широко используются пальчиковые игры Екатерины Железновой.
Пальчиковые игры Железновой предназначены для малышей от 2 до 5 лет. Все игры сопровождаются забавными стежками и песенками.
Прежде, чем переходить к описанию пальчиковых игр Железновой, хотелось бы рассказать, какую роль они играют в развитии мелкой моторики ребенка и в развитии в целом. Играя, в пальчиковые игры Железновой, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, он учиться сосредотачиваться на конкретном занятии, развивает внимательность.
При помощи таких игр у Вас с малышом сформируются добрые взаимоотношения, и Вы получите массу положительных эмоций!
Персонажи пальчиковых игр Железновой – это зайчик и коза, паучок и бабочка, солнышко и дождик – нравятся ребятам с полутора – двух лет. Они учат малыша счету, помогают лучше осознать понятия ниже и выше, снизу и сверху, лево и право.
Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей 3-5 лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть. Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.
С некоторыми играми, в которых требуется действовать пальчиками поочередно, например, «Два толстых поросенка», «Два рыжих таракана», самостоятельно справятся дети 4 – 5 лет, а если ваш малыш младше, то такие игры он сможет выполнить только с Вашей помощью.
- Стишки для пальчиковых игр следует произносить выразительно: то повышая, то понижая голос, а движения выполняйте синхронно с текстом.
- Предложенные стишки можно пропевать под любую мелодию.
- Выполнять все упражнения следует вместе с ребенком, демонстрируя увлеченность. Это поможет малышу не только запомнить и правильно выполнять упражнения, жесты, но и создаст необходимый настрой!
- При проведении повторных занятий Вы заметите, что ребенок сначала начинает повторять за вами отрывки фраз, а в дальнейшем и все стихотворение, соотнося слова и движения. Не требуйте от него выполнения непосильных задач, например, произносить стихотворение и выполнять движения. Все это у него получиться постепенно, главное сейчас не отбить охоту заниматься!
- Начинать следует с двух или трех игр, постепенно дополняя их новыми. Таким образом, у ребенка появятся любимые игры, к которым Вы будете возвращаться снова и снова.
- Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
- Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что – то неправильно, поощряйте успехи.
Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:
1. Взрослый сам выполняет движения — ребёнок смотрит.
2. Взрослый выполняет движения ручками ребёнка.
3. Ребёнок выполняет движения своими ручками.
Картотека (младшая, средняя группа) по теме: пальчиковые игры Е.Железновой
Пальчиковые игры Е.С. Железновой.
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.
Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Персонажи и образы: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других — ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью.
Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.
Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Вы можете пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:
· Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, при этом сразу отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволит не только подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
· Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
· При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
· Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
· Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
· Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
· Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Предлагаемые пальчиковые игры создавались для своих маленьких учеников, но, надеемся, пригодятся родителям и другим педагогам.
ЗАЙЦЫ
Десять серых зайцев | Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. |
«Вдруг выстрелит он — «Бах»?» | Хлопаем в ладоши. |
И десять серых зайцев | Бежим пальчиками по столу или коленям. |
ЖУЧОК
Этот маленький жучок по земле* гуляет, | Перебирать пальцами по ступням |
И его кусает. | Щипать ступни |
Чтоб ещё листочек съесть, | Перебирают пальчиками по ногам (со ступней до коленей) |
Этот маленький жучок по траве* гуляет… | Перебирать пальцами по коленям |
Этот маленький жучок по кустам* гуляет… | Перебирать пальцами по животу |
Этот маленький жучок | Перебирают пальцами по груди |
Вот он ямочку нашёл, | «Жучок заползает» в ямочку на плече у шеи |
Лёг и отдыхает. | Пальчики сжимаются в кулаки |
Он не будет вас кусать, | Опускаем голову вниз, глаза закрываем |
ШАРИК
В процессе игры поочерёдно используются обе руки. Сначала «шарик» правая рука, затем — левая. |
Вот шарик маленький смешной, | Кончики пальцев соединить (шарик). «Показывают» шарик (вращательные движения кистью). |
Он вверх летел, он вниз летел | Движения в соответствии с текстом |
…И на твой носик шарик сел… |
|
Игла явилась раз, два, три. | Вытянуть указательный палец другой руки |
И вот один короткий взмах, | Кольнуть «шарик» |
Игла кольнула, шарик — бах! | Хлопнуть в ладоши |
ДВОЕ ТОЛСТЫХ ПОРОСЯТ
Поставить ладони ребром на стол, как закрытые ворота, большие пальцы приподнять. |
Двое толстых поросят | Сгибать и разгибать пальцы в ритме текста. |
Двое толстых поросят | Большие пальцы просунуть между мизинцами и безымянными. |
Бегают туда — сюда: | Поднять большие пальцы, качать ими. |
Двое толстых поросят | Стучать большими пальцами по ладошкам. |
Вдруг открылась эта дверь: | Ладони немного раскрыть, не отрывая от стола. |
«Можно выбежать теперь!» | Большие пальцы стучат по столу. |
Двое толстых поросят | Вращать большими пальцами |
«Вот корыто, да, да, да, | Сложить ладошки как корытце, большие пальцы внутри»корыта», гладить ладони. |
ЧЕРВЯЧКИ
Ладони лежат на коленях лежат или на столе. | Раз, два, три ,четыре, пять, |
Идём по столу указательным и средним пальцами | Вдруг ворона подбегает |
Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз | Каркает:»Ну, вот обед !» |
разводим руками | Глядь |
Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди. | а червячков уж нет! |
ДОМ
Я хочу построить дом,
Руки над головой «домиком»
Чтоб окошко было в нём,
Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко»
Чтоб у дома дверь была,
Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями
Рядом чтоб сосна росла
Пальцы растопырены. Руки тянем вверх
Чтоб вокруг забор стоял,
Руки перед собой кольцом, пальцы соединены
Пёс ворота охранял.
Одна рука «пёс» мизинец отсоеденить от других пальцев
Чтоб на травке жил жучок,
«Бегаем» пальчиками по ладони второй руки
Бегал быстрый паучок.
Поменяв руки, «бегаем» по второй руке до локтя вверх — вниз
Солнце было,
Скрестить кисти рук, пальцы растопырены
дождик шёл,
«Стряхивающие» движения
И тюльпан в саду расцвёл
Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх
Чтоб флажок на доме был, (показываем « флюгер» одной рукой) А за домом ежик жил. (руки — в « замок, пальцы –вверх)
ЗАГАДКА.
Как дерево высокий,
Встать на носочки, поднять руки вверх
Как бегемот широкий,
Опустившись на всю ступню, руки развести в стороны
Маленький как мышка,
Присесть, сжавшись в комочек
Тоненький как книжка.
Встаём на ноги, ладони прижимаем друг к другу
РАДУГА
Гляньте: радуга над нами,
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение)
Над деревьями,
Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты
Домами,
Руки сложены над головой крышей
И над морем, над волной,
Нарисовать волну рукой
И немножко надо мной.
Дотронуться до головы
КРОЛИК
Маленький кролик с большими ушами,
Кисти прижать к голове, как ушки
Розовым носом,
Указательными пальцем дотронуться до носа
Смешными усами
Указательные пальцы прижаты к губам
Норку глубокую роет себе
Сильными лапками в мягкой земле.
Роем норку (колени)
Чистит он шёрстку себе
«Чистим шёрстку»
Или спит.
Руки складываем, кладём под щёку
Кролик ушами всегда шевелит.
Шевелим «ушами»
Слышит шаги и лисиц, и волков,
Прячется в норку свою от врагов
Сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки
ГВОЗДИ.
Бом, бом, бом,
По гвоздям «гвозди»-рука с разведенными пальцами локтем опирается о колено или стол
бьем молотком «молоток»-кулак другой руки
Гвозди не вбиваются, «молоток» стучит поочередно по каждому «гвоздю»
Только загибаются. пальцы-«гвозди» согнуты в кулак
Значит клещи надо взять, «клещи» — большой и указательный пальцы смыкаются кончиками в кольцо
Будем гвозди вырывать.
Я тянул, тянул , тянул, поочередно тянем « клещами» согнутые « гвозди», выпрямляя их.
И все гвозди разогнул.
МЫШКА.
Маленькая мышка
По городу бежит, пальцы обеих рук «бегут» по столу
Глядит во все окошки складываем ладошки «окошком»
и заглядываем в него.
И пальчиком грозит. Грозим пальчиком
« А кто не лег в кроватку, ладошки под правую щеку- «спим».
А кто не хочет спать? ладошки под левой щекой
Такого непослушного я буду щекотать!» взрослый щекочет то одну ладошку ребенка , то другую.
В ГНЕЗДЕ.
В гнезде спит ночью птичка. Кулак правой руки лежит на ладони левой.
Лисичка спит в норе. Руки переворачиваются, левая рука
сжимает правый кулачок.
Жучок спит под листочком. Левая ладошка выпрямляется над правым кулачком, как « листочек»
Собачка — в конуре. Руки сложены « домиком» над головой, шея вытянута.
МОИ ВЕЩИ
Вот это — мой зонтик ,
Я в дождь хожу с ним
Поднимаем правую руку над головой,
сгибаем её (зонтик)
Пусть дождь барабанит —
Останусь сухим.
«Барабаним» пальцами левой руки по
правой (зонтику)
А вот моя книжка,
Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты
Могу почитать,
Раскрываем ладони «книжечкой»
Могу вам картиночки
В ней показать.
Руки вытягиваем, ладони открыты.
Вот это — мой мяч,
Очень ловкий, смешной
Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки
Его я бросаю
Над головой.
«Мячик прыгает» над головой, ударяясь
о ладонь другой руки/ладонь партнёра по игре
А вот мой котёнок,
Я глажу его,
Мурлычет он так
Для меня одного.
Поочерёдно гладим одну руку другой.
Методическая разработка по логопедии ( группа) на тему: Пальчиковые игры Екатерины Железновой.
Пальчиковые игры
Екатерина Железнова
Пальчиковые игры для малышей от 2 до 5 лет
часть 2
Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:
- Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Этоне только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
- Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
- Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
- Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
ЧАСЫ Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки Мышь полезла в первый раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом!”, Один хлопок над головой. Мышь скатилась кувырком. Руки «скатываются» на пол. Мышь полезла второй раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” Два хлопка. Мышь скатилась кувырком. Мышь полезла в третий раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” Три хлопка. Мышь скатилась кувырком. ПЕРЧАТКА Весёлая мышка Перчатку нашла, Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх. Гнездо в ней устроив, Складываем ладоши «ковшом» Мышат позвала. Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест) Им корочку хлеба Дала покусать, Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков. Погладила (отшлёпала) всех Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному). и отправила спать. Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим). КОТЯТА Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол. У кошечки нашей есть десять котят, Покачиваем руками, не разъединяя их. Сейчас все котята по парам стоят: Два толстых, два ловких, Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых И самых красивых. Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу). ТАРАКАНЫ За буфетом под пакетом десять тараканов. (2 раза) Ладони раскрываем, прижимаем к боковой поверхности стола, пальцы рук («тараканы») растопырены, шевелим ими. Самый храбрый таракан побежал к тебе в карман. Бежим пальцами рук по туловищу, имитируем заползание «за шиворот». За буфетом под пакетом девять тараканов. Загибаем один из пальцев, крутим остальными, показывая, что теперь осталось девять тараканов. За буфетом под пакетом девять тараканов. (2 раза) Движения повторяются аналогично первому куплету, только теперь пальцев (тараканов) не десять, а девять. У ЖИРАФОВ У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями. На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. Щипаем себя, как бы собирая складки. На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки) На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. ПОРОСЯТА Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков. Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, Мизинцы. Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. Безымянные. Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю «Фонарики». Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю Сжимаем и разжимаем кулачки. Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, Средние. Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. Указательные. Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю Сжимаем и разжимаем кулачки. Этот толстый поросёнок — лежебока и нахал, Большие. Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь. ДВА КОЗЛИКА На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные. Как-то раз к кому-то в гости Шёл козлёнок через мостик, Держим кисти горизонтально, сближаем руки. А навстречу шёл другой, Возвращался он домой. На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха. Два рогатых глупых братца Стали на мосту бодаться, Не желая уступить И другого пропустить. Долго козлики сражались, Разбегались и толкались. Вот с разбега лбами — бух! На слово «бух» — хлопаем в ладоши. И с моста в водичку — плюх! Роняем руки на колени. ЗАЙЦЫ Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших. Десять серых зайцев Дремали под кустом, И двое вдруг сказали: “Вон человек с ружьём” Двое закричали: “Давайте убежим!”, Двое прошептали “Давайте помолчим!”, Двое предложили: “Мы спрячемся в кустах!” А двое вдруг спросили: «Он может сделать “Бах”?» “Бах” — выстрелил охотник, Хлопаем в ладоши. Нажав ружья курок, Бежим пальчиками по столу или коленям. И десять серых зайцев Пустились наутёк. РАЗМИНКА Выполняем подражательгые движения в соответствии с текстом. Головами покиваем, Носиками помотаем, А зубами постучим И немножко помолчим. Прижимаем указательные пальцы к губам. Плечиками мы покрутим И про ручки не забудем. Пальчиками потрясём И немножко отдохнём. Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками. Мы ногами поболтаем И чуть-чуть поприседаем, Ножку ножкой подобьём И сначала всё начнём. Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Головами покиваем, … Плечиками мы покрутим, … ВЕСНА Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими. Стучат всё громче дятлы, Синички стали петь. Ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены. Встаёт пораньше солнце, Чтоб землю нашу греть. Движения повторяются. Встаёт пораньше солнце, Чтоб землю нашу греть. Бегут ручьи под горку, Растаял весь снежок, Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз). А из под старой травки Ладони сомкнуты «ковшом». Уже глядит цветок… Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка) А из под старой травки Уже глядит цветок Движения повторяются. Раскрылся колокольчик Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак. В тени там, где сосна, Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика). Динь-динь, звенит тихонько, Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь». Динь-динь, пришла весна. Динь-динь, звенит тихонько, Динь-динь, пришла весна. |
Далее (часть 3) >>>
ЖУЧОК
Этот маленький жучок
По земле* гуляет,
Перебираем пальцами по ступням.
Листик сладенький найдёт
И его кусает.
Щипаем ступни.
Чтоб ещё листочек съесть,
Хочет он повыше влезть.
Перебираем пальчиками по ногам (со ступней до коленей).
Этот маленький жучок
По траве* гуляет…
Перебираем пальцами по коленям.
Этот маленький жучок
По кустам* гуляет…
Перебираем пальцами по животу.
Этот маленький жучок
Выше залезает,
Перебираем пальцами по груди.
Вот он ямочку нашёл,
«Жучок заползает» в ямочку на плече у шеи.
Лёг и отдыхает.
Пальчики сжимаем в кулаки.
Он не будет вас кусать,
Хочет он чуть-чуть поспать.
Опускаем голову вниз, глаза закрываем.
СЕРЕНЬКИЙ КОЗЁЛ
Как- то серенький козёл
В огород поесть зашёл.
Указательные пальцы выпрямлены,
пальцы приставлены ко лбу. Идём вперёд.
Посмотрел по сторонам —
Есть еда и здесь и там.
Поворачиваемся то в одну, то в другую сторону.
Под копытами — трава,
Опускаем подбородок.
А над головой — листва.
Поднимаем подбородок вверх.
Наклонись — капусту кушай,
Наклоняемся вниз.
А вверху — большие груши.
Встаём на носочки, тянемся вверх.
Сзади огурцы растут,
Поворачиваемя назад.
Впереди кусты цветут,
Возвращаемся обратно.
Слева — молодой лучок,
Справа — вкусный кабачок.
Полуобороты вправо-влево.
Здесь — сто ягодок, там — двести,
Наклоны вправо-влево.
Козлик крутится на месте.
Крутимся.
И, пока он выбирал,
Пёс его в сарай прогнал.
Наклонив голову, убегаем от «пса».
ЗМЕЙКА
Одна рука — «змея». Пальцы сомкнуты в щепоть. Руки взрослого или другого ребёнка — «дорожка».
Посмотрите-ка, друзья,
У меня живёт змея!
Медленно вращаем кистью руки.
По дивану, по коврам
Может ползать тут и там.
Выполняем рукой медленные волнообразные движения. «Змея» ползёт по дорожке, первый палец отведён вниз (рот). Сначала ползет медленно, а потом постепенно ускоряя темп (в соответствии с произносимым текстом).
Хоть и нет у змейки ножек,
Очень быстро по дорожке,
Широко открыв свой рот
За лягушками ползёт.
Пальцы вновь сомкнуты в щепоть. Крутим кистью руки (как бы оглядываясь).
Нет у этой змейки глаз
И поймала в этот раз
Не лягушек, не стрекоз,
Волнообразные движения рукой.
А ребёночка за нос.
«Змея» хватает за нос партнёра по игре.
ГВОЗДИ
Одна рука — «молоток» (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука (или рука партнёра по игре) — гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены. «Молоток» стучит по «гвоздям» — по очереди по каждому пальцу.
Бом, бом, бом, бом,
По гвоздям бьём молотком.
Гвозди не вбиваются,
Только загибаются.
Пальцы — гвозди — согнуты. Пальцы другой руки — клещи. Смыкаются в кольцо (первый-второй, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих) и «вырывают гвозди» — поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.
Значит, клещи надо взять,
Будем гвозди вырывать.
Я тянул, тянул, тянул,
Все я гвозди разогнул.
ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ
Эти пальчики щипают,
Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).
Эти пальчики гуляют,
Указательный и средний «идут» по другой руке.
Эти — любят поболтать,
Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).
Эти — тихо подремать,
Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться.
Крутим большим пальцем вокруг мизинца.
В КОМНАТЕ
Наша-то Катюша умная была:
В комнате работу всем зверям дала.
Чашечки собачка моет язычком,
Левая рука — чашечка, скребём пальцами правой руки по её ладони движение «от себя» тыльной стороной пальцев.
Мышка подбирает крошки под столом.
Хватательно-щипательные движения правой руки с ладони левой.
Кошка коготками лавочку скребёт,
Скрести согнутыми пальцами (коготками) ладонь левой руки.
Курочка рябая пол крылом метёт.
Скользящее движение ребром ладони одной руки по другой.
Катя варит кашу для зверят своих
Указательным пальцем правой руки вращательные движения в ладони левой руки.
Кашки наварила, с ложки кормит их
«Зачерпываем кашку из кастрюльки» левой рукой (ложкой), протягиваем левую руку вперёд (кормим зверят).
ДОМ
Я хочу построить дом,
Руки над головой «домиком».
Чтоб окошко было в нём,
Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко».
Чтоб у дома дверь была,
Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.
Рядом чтоб сосна росла
Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.
Чтоб вокруг забор стоял,
Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.
Пёс ворота охранял.
Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев.
Солнце было,
Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.
Дождик шёл,
«Стряхивающие» движения
И тюльпан в саду расцвёл
Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.
КРОЛИК
Маленький кролик с большими ушами,
Кисти прижать к голове, как ушки.
Розовым носом,
Указательными пальцами дотронуться до носа.
Смешными усами
Указательные пальцы прижаты к губам.
Норку глубокую роет себе
Сильными лапками в мягкой земле.
Роем норку (колени).
Чистит он шёрстку себе
«Чистим шёрстку».
Или спит.
Руки складываем, кладём под щёку.
Кролик ушами всегда шевелит.
Шевелим «ушами».
Слышит шаги и лисиц, и волкОв,
Прячется в норку свою от врагов
Сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки.
ЧЕРЕПАШКА
Рука сжата в кулак. Большой палец сверху.
Моя черепашка в коробке живёт,
Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре).
Купается в ванне,
Волнообразные движение кулаком в воздухе.
По полу ползёт.
«Черепашка» ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре).
Её на ладошке я буду носить,
Руки возвращаются в исходное положение.
Она не захочет меня укусить
Отрицательный жест головой.
ГОРШОК
Под крышкой —
Сомкнуть пальцы, ладонь повернуть вниз.
Маленький горшок,
Прижать к ладони кулак другой руки. Большой палец внутри.
Открыли крышку —
Поворачиваем «крышку» ладонью вверх.
Мышка — скок!
Резко поднимаем большой палец.
РАДУГА
Гляньте: радуга над нами,
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
Над деревьями,
Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
Домами,
Руки сложены над головой крышей.
И над морем, над волной,
Нарисовать волну рукой.
И немножко надо мной.
Дотронуться до головы.
МОИ ВЕЩИ
Вот это — мой зонтик,
Я в дождь хожу с ним
Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик).
Пусть дождь барабанит —
Останусь сухим.
«Барабаним» пальцами левой руки по правой (зонтику).
А вот моя книжка,
Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты.
Могу почитать,
Раскрываем ладони «книжечкой».
Могу вам картиночки
В ней показать.
Руки вытягиваем, ладони открыты.
Вот это — мой мяч,
Очень ловкий, смешной
Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки.
Его я бросаю
Над головой.
«Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь партнёра по игре).
А вот мой котёнок,
Я глажу его,
Мурлычет он так
Для меня одного.
Поочерёдно гладим одну руку другой.