Выполнение аппликаций различными приемами вырезания из бумаги
Коммунальное государственное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18»
Выполнение аппликаций различными приемами вырезания из бумаги
(Методическое пособие)
Предлагаемое пособие содержит практический материал для занятий аппликацией с детьми младшего и среднего возраста. Представленные образцы способствуют развитию мелкой моторики, глазомера, ориентировки в пространстве; формируют навыки изготовления округлых форм и работы с моделями. Пособие снабжено большим количеством иллюстраций и цветных вкладок, призванных облегчить работу педагога по обучению детей аппликации.
Выполнил: Мухамедиев Ерсаин Исаинович, учитель изобразительного искусства и черчения, Восточно-Казахстанская область, город Семей
Аппликация – один из видов прикладного искусства.
Application – латинское слово, означает «прикладывание, накладывание». Для того чтобы сделать аппликацию, надо вырезанные из бумаги, ткани или других материалов элементы изображения приложить к основе из однотонной или цветной бумаги, картона, ткани.
Аппликации, сделанные из бумаги, были известны еще в Древней Греции (VI в. До н. э.). Позднее, в XVI-XVII в. появляются аппликации из ткани в Италии, Франции, Испании, Германии. Большое место аппликация занимает в искусстве народов Востока – Японии, Китая, Вьетнама.
Маска пекинской оперы, вырезанная из бумаги
Аппликация имеет много общего с другими видами искусства. С живописью ее сближает изображение на плоскости. По способу создания ближе всего к аппликации стоят инкрустация и мозаичные работы, где изображение также получается путем соединения отдельных частей на общем фоне.
Аппликационные изображения предметов всегда имеют более условные формы, чем в других видах искусства. Эти формы носят обобщенный характер, не выделяются мелкие детали как по контуру, так и внутри его, что может быть передано в живописи и скульптуре. Ограничено в аппликации и цветовое решение. Не может быть передано все богатство цветов и оттенков, которые мы воспринимаем в окружающем, цвета в аппликации в основном передают локальную окраску предметов без постепенных переходов то одного цвета к другому. Для праздничного оформления аппликационный способ изображения очень удобный, он создает большой эстетический эффект лаконичность и яркостью форм.
Приемы вырезания из бумаги
В процессе выполнения аппликационных работ можно использовать несколько приемов вырезания: вырезание правильных геометрических форм, вырезание из бумаги, сложенной вдвое, вырезание из бумаги, сложенной в несколько раз, вырезание из бумаги, сложенной «гармошкой», Вырезание по частям, силуэтное вырезание, вырезание по контуру, обрывание краев бумаги.
1. Вырезание правильных геометрических форм. Геометрические формы используются в основном в декоративных работах, причем важно, чтобы все они сочетались друг с другом по размерам. Например, прямоугольник должен соответствовать или двум квадратам или половине большого квадрата; треугольник – квадрату, разделенному по диагонали; сторона ромба должна быть равна стороне квадрата. Округлые формы получаются из прямоугольных путем закругления углов. При этом должны сохраняться их размеры, диаметр круга должен быть равен стороне квадрата, из которого вырезается круг.
Рис. 1. Приемы вырезания из бумаги геометрических фигур
Здесь показано вырезание разных геометрических форм, прием складывания из различного вида заготовок, а также приемы тиражирования фигур для узорных композиций. Так можно вырезать и два прямоугольника, и восемь. В первом случае заготовку в виде полоски делят на глаз пополам, а затем делают прямой поперечный разрез (рис. 1, 1). Во втором примере для получения восьми прямоугольников-полосок заготовку сгибают пополам трижды и разрезают по сгибам семь раз (рис. 1, 2). Такое тиражирование позволяет получить несколько одинаковых фигур. Это могут быть окна для многоэтажного дома или автобуса, флажки для составления гирлянды и т. д.
Квадрат вырезают также из полоски, предварительно рассчитав соотношение ширины и длины. Например, для получения двух фигур берут заготовку 4X8 или 3×6 см. Когда же требуется вырезать большее количество квадратов, то заготовку увеличивают по длине. Так, из полоски 4X16 см получают четыре фигуры, а из заготовки 4X32 см — вдвое больше (рис. 1, 3, 4).
Треугольник можно вырезать по-разному. Самым простым приемом является разрезание квадрата пополам по диагонали косым срезом от одного угла к противоположному (рис. 1, 5). Для тиражирования треугольников применяют тот же прием складывания полоски бумаги, но по-другому: сначала заготовку сгибают пополам по горизонтали два или три раза. Затем, держа левой рукой за сгиб, делают диагональный разрез, как и в первом случае (рис. 1, 6). Так, из полоски 4X16 см сразу получают семь треугольников.
Для изображения трапециевидной формы противоположные узкие стороны полоски соединяют друг с другом и по косой линии срезают угол (рис. 1, 7). А ромб можно вырезать двумя способами: сгибая прямоугольник пополам вдоль и поперек и отрезая после сгиба каждый угол с одного конца к другому (рис. 1, 8) или на полоске на одинаковом расстоянии друг от друга на глаз делают косые параллельные срезы по длине (рис. 1,9).
Чтобы более точно вырезать многоугольник (шести- и восьмиугольник), квадрат складывают пополам два раза по вертикали и горизонтали, затем, отступя от центра сгиба, отрезают угол (восьмиугольник — рис. 1,10). Для изображения шестиугольника квадрат складывают сначала пополам, а затем еще на три части. После складывания косым срезом от одного конца к другому снимают угол (рис. 1,11).
Округлые формы (круг, овал, эллипс) вырезают из квадрата, прямоугольника и полоски, плавно закругляя все четыре угла (рис. 1, 12—14).
2. Вырезание из бумаги, сложенной вдвое. Этот прием применяется при вырезании предметов симметричной формы: листьев, цветов, посуды (кувшины, вазы и др.). При вырезании фигур сложной формы этим же способом можно выбрать такое положение, при котором части будут расположены симметрично. Для фигуры человека это положение фас, для животного – спереди или сзади, бабочки, стрекозы – с распростертыми крыльями. Используя данный прием, необходимо соблюдать правильные пропорциональные соотношения по ширине предмета, так как, вырезая из бумаги, надо представить только половину предмета.
3. Вырезание из бумаги, сложенной в несколько раз. Этот прием дает возможность вырезать более сложные симметричные формы: все части расположены вокруг центра (салфетка, снежинка, ромашка, василек и др.).
Квадратный лист бумаги складывается по диагонали в три-четыре раза. Часть, приходящуюся на сгибе, надо вырезать вдвое, чтобы она соответствовала другим таким же по форме частям, вырезаемым без сгиба (вырезание ромашки, василька).
Существуют специальный прием складывания бумаги для вырезания предметов, имеющих пять частей, — звезда, лютик и др. Этот прием можно освоить по рисунку.
4. Вырезание из бумаги, сложенной гармошкой. Этот прием используется, когда надо сделать несколько одинаковых форм и для вырезания гирлянд. При выполнении одинаковых форм бумага складывается по ширине так, чтобы согнутая часть соответствовала по ширине половине вырезаемой формы; сгибов должно быть столько, сколько требуется форм. При выполнении гирлянд формы должны остаться соединенными между собой. На местах сгибов и с одной и с другой стороны должны остаться неразрезанные места – перемычки, соединяющие всю гирлянду в единое целое. На сгибах с одной или с двух сторон вырезают изображения половины предмета.
5. Вырезание по частям. Для вырезания предметов сложной конструкции или для получения частей разного цвета применяется вырезание каждой части отдельно. При вырезании по частям следует учитывать размеры бумаги для каждой части отдельно, чтобы сохранить правильные пропорциональные соотношения.
6. Силуэтное вырезание. Силуэты предметов несимметричной формы могут быть вырезаны на глаз, без заранее нарисованного контура. Вырезание проводится в два этапа. Сначала выполняется обобщенная форма больших размеров, а затем по краю ее вырезаются вес детали, присущие данному предмету, — иголки у ежа, плавники у рыбы и т.п. По мере овладения этими приемами можно вырезать всю форму сразу.
7.Обрывание краев бумаги. Этим приемом легко передать особенности поверхности некоторых предметов (пушистый мех, облака, снег, волны и т.п.). Форма создается на глаз или по контуру.
36.Способы и приемы вырезания
Вырезание деталей изображения
Вырезать детали и изображения нужно точно, не искажая формы. Необходимо стремиться к тому, чтобы линия среза была четкой, без зазубрин. При вырезании надо стараться не защипывать бумагу. (Чаще всего это бывает от тупых ножниц.) Прямые линии удобнее вырезать ножницами с прямыми концами. Отрезая бумагу по прямой линии, опустить ее вниз, одновременно продвигая ножницы вверх. При вырезании округлых и других форм ножницы в правой руке остаются почти неподвижными, а левой рукой бумага направляется по намеченным линиям изображения . Очень мелкие детали, дополняющие аппликации, следует вырезать небольшими ножницами.
Для того чтобы прорезать отверстие в бумаге, нужно сначала проколоть острым концом ножниц небольшое отверстие, а затем уже вырезать нужное изображение. Сделать это можно и по-другому: сначала надрезают бумагу, а затем вырезают серединку. После наклеивания линия надреза не будет видна.
Вырезание изображений симметричного строения из одноцветной бумаги.
К симметричным формам можно отнести листья, цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды, силуэты бабочек, ваз, посуды, платьев и т. д. В начале целесообразно выполнить несколько заданий, в которых предусмотрена передача отдельных изображений, имеющих симметричное строение, из одноцветной бумаги.Такие изображения будут носить силуэтный характер. Несмотря на это, они дают представление о способе изобразительной техники, развивают умение видеть и передавать форму изображения, соотношение высоты и ширины, сходство и различие изображений, близких по форме, правильно определять на глаз пропорции.
Вырезание из бумаги, сложенной в несколько раз.
Из бумаги, сложенной в несколько раз, или, как условно называют, гармошкой, получаются интересные и полезные вырезки. Их можно использовать как украшения помещений детского сада, костюмов. Прием вырезания из бумаги, сложенной в несколько раз, используют, когда надо получить много одинаковых изображений, например для разных орнаментов, наглядных пособий, дидактических игр, атрибутов к подвижным или творческим играм.
Вырезание из изображения части и подклеивание под нее подкладки.
Этот прием вырезания придаст аппликации выразительность и живописность. Делают это следующим образом. Готовят форму какого-либо изображения (цветка, листочка, вазы и т. п.), из этой формы вырезают определенную частичку и подклеивают под нее подкладку, таким образом, подчеркивают форму самого изображения.
Методы и приемы (по возрастным группам).
Младшая группа. При определении методов обучения следует выделить два основных направления работы воспитателя: подготовку к предстоящему занятию и обучение на занятии. В процессе подготовки необходимо использовать информационно-рецептивный (ознакомление с предметами, которые предстоит изобразить) и репродуктивный метод, когда дети упражняются в различении формы, цвета предметов. При подготовке к занятию важно развивать восприятие детей, обучать их умению видеть предмет, совершать осязательный и зрительный анализ. Поэтому особая роль отводится процессу обследования предмета, когда дети знакомятся с теми его качествами, которые важны для аппликационного изображения. До занятия можно рассматривать с детьми также иллюстрации, картинки. Особенно хороши те изображения, где форма предельно обобщена, приближена к силуэту. На занятии воспитатель должен организовать непосредственное восприятие игрушки, предмета. Дети рассматривают предмет, определяют форму его частей, величину, цвет, уточняют строение. Воспитатель задает детям вопросы, направляя их внимание на те или иные качества предмета, использует образное слово, обрисовывающий жест. Во второй младшей группе иногда используются образцы. Чаще всего в декоративной аппликации. Например, детям показывают закладку для книги. Образцы могут быть использованы и тогда, когда нет возможности показать детям сам предмет (при условии, что он знаком детям). Но использование образца не всегда является обязательным и не означает, что дети должны его копировать. Важным моментом в обучении детей на занятии является показ способов выкладывания и наклеивания. Процесс выкладывания нужно демонстрировать так, чтобы он был хорошо виден всем детям. Процесс наклеивания состоит из нескольких последовательных этапов, которые дети должны усвоить: правильно держать кисть в правой руке и брать достаточное количество клея, класть каждый элемент на клеенку вверх нецветной стороной, хорошо смазывать клеем всю поверхность и, положив кисть на подставку, осторожно перевернуть смазанный элемент, положить в определенное место на листе бумаги клеем вниз, прикрыть сверху салфеткой, прижать ладонью, промокнуть лишний клей. На последующих занятиях вместо воспитателя осуществлять показ приемов наклеивания может ребенок, вызванный к мольберту. Это повышает интерес детей к этапам работы и к качеству се выполнения, способствует активному усвоению приемов. В тех случаях, когда большинство детей усвоило приемы наклеивания, целесообразно опускать наглядный показ, заменив его словесным напоминанием или, что еще лучше, вопросом к детям.В работе с детьми данного возраста нельзя забывать об игровых приемах. Дети эмоционально реагируют на появление новых игрушек, охотно участвуют в предложенной игровой ситуации. Это повышает интерес детей к занятию, стимулирует их активность.
Средняя группа
Одним из ведущих методов обучения на занятии является информационно-рецептивный, включающий рассматривание и анализ предмета, который предстоит изобразить. Воспитатель активизирует детей, давая возможность им самим рассказать о предмете, его качествах и способах изображения. Составляя предметное изображение из отдельных частей, дети учатся вырезывать форму, передавать строение предмета, сохраняя при этом величинные соотношения (из большой бумажной заготовки вырезают большую часть, из меньшей — маленькую).
В средней группе впервые вводится вырезывание. Поэтому основное внимание направлено на освоение техники работы ножницами, используя показ приемов вырезывания (информационно-рецептивный метод).
Все показываемые действия воспитатель должен сопровождать четкими словесными пояснениями, указаниями, иногда прибегая к образным сравнениям: «Начну вырезывать овал с серединки маленькой стороны прямоугольника, буду плавно закруглять уголок до середины большой его стороны, так, чтобы уголок отпал…» В ряде случаев эффективным оказывается репродуктивный метод — упражнение в том или ином способе. Например, после показа педагога можно предложить всем детям правильно взять ножницы и сделать несколько раз легкое движение в воздухе: раскрыть, закрыть лезвия. .
Старшая группа
На занятиях важное место отводится восприятию и анализу предметов. Но если в предыдущей группе воспитатель активизировал детей вопросами, то теперь необходимо предоставлять больше самостоятельности самим детям. К использованию образов в старшей группе воспитатель прибегает в отдельных случаях, когда нужно показать детям конечный результат новой, сложной работы. Можно использовать вариативные образцы. Демонстрировать приемы вырезывания на каждом занятии не следует. Необходимо чаще опираться на самих детей, привлекая некоторых из них к показу наиболее трудных моментов работы, к объяснению того, как нужно выполнить аппликацию, какой использовать прием вырезывания. В тех случаях, когда вводится новый прием вырезывания, показ этапов и способов работы осуществляется самим воспитателем. Работая с детьми шестого года жизни, воспитатель должен чаще задавать им вопросы не только о том, как вырезать предмет той или иной формы, но и получить выразительную аппликацию: найти удачную композицию, передать несложное движение путем изменения положения отдельных частей, подобрать подходящую бумагу. Нужно чаще давать детям возможность самим выбрать цвет бумаги, предоставляя в их пользование больше вариантов. Воспитатель использует словесные методы обучения, так как дети имеют уже достаточный опыт изготовления аппликаций. Помимо вопросов, указаний и напоминаний, воспитатель применяет советы, направленные на развитие творческой активности детей. Воспитатель меньше опекает детей, больше стимулирует их индивидуальные творческие возможности, развивает самостоятельность. Не торопясь с подсказкой, педагог старается косвенно подвести ребенка к правильному решению.
Первые шаги в вырезании из бумаги.
Всем добрый день. Мне довольно часто доводится проводить занятия по технике «Вырезания из бумаги» и я придумала вот такое пособие,которое хочу вам показать и немного пояснить.
здесь я объясняю как можно складывать бумагу, вы видите четыре способа. Асиметрия,симетрия.складываем лист бумаги пополам и еще раз пополам, на 4 части и складываем полоску гармошечкой.
Складываем полоску гармошечкой.
Складываем полоску на половину (в длину) и еще раз на половину (в ширину) и получаем разного рода орнаменты.
Сложив лист бумаги пополам горизонтально и еще раз пополам вертикально. можно получить вот такую рамочку.
И конечно же вы знаете что есть еще очень много разных других способов складывания бумаги и вырезания. Это разного рода снежинки,салфетки. Вот такое пособие я себе сделала, которое меня очень выручает при проведении занятий.
Я у Вас первый раз выложила свою работу. еще не совсем знакома с величниной фото.И никак не могу поменять внвчале шрифт.Прошу меня простить,со временем исправлюсь.
Методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа) по теме: Альбом по аппликации. Способы и приемы вырезывания, рекомендуемые для дошкольников.
Альбом по аппликации. Способы и приемы вырезывания, рекомендуемые для дошкольников.
Виды занятий по аппликации в детском саду.
Предметная аппликация.
Дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения. Изображения носят несколько обобщенный, и даже условный характер, т.к. рекомендуются для дошкольников. Предметы простой формы (шар, мяч, кубик, флажок) вырезают на глаз из заготовки, близкой к очертаниям предмета. Например, неваляшку вырезают из четырех квадратов разной величины путем закругления углов, затем отдельные детали наклеивают. Размеры заготовок предусматривает воспитатель и готовит их для каждого ребенка. С 3 до 4 лет проводится наклеивание полностью готовых форм, отрабатываются навыки намазывания и наклеивания фигур на фон.
.Сюжетно-тематическая аппликация
Предполагается научить детей вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом (« Цыпленок клюет зерна», « Колобок отдыхает на пеньке», « Рыбки плавают в аквариуме»). Необходимо вырезать и подобрать персонажей, передать позу героя, создать композицию сюжета. Нужно более разнообразно использовать цвет и его оттенки.
Декоративная аппликация
Это вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умениями вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические и растительные формы, обобщенные
фигурки птиц и животных) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях стилизуются , декоративно перерабатываются реальные предметы. Обобщается их строение, образы наделяются новым качеством. Художник- орнаменталист стремится передать в узорах основные черты, общее сходство с реальным предметом. Поэтому очертвния растений, птиц. Животных в орнаментах обобщаются, упрощаются, т. е. стилизуются.
Орнаментальные композиции применяют для оформления альбомов. Пригласительных билетов, поздравительных открыток, сценических декораций, костюмов
В ленточном построении отдельные элементы могут многократно повторяться в виде фриза, каймы или бордюра, элементы могут чередоваться. Узор бывает простой, состоящий из одного элемента, и сложный, в котором отдельный мотив повторяется через 2-3 элемента
В центрально – лучевой композиции узор развивается в направлении от центра украшения равномерно к краям, углам, сторонам в зависимости от того, какая форма предмета: круглая, прямоугольная , квадратная, овальная
.
Объемная аппликация
Получила широкое распространение в практической деятельности, создавая некоторую видимость объема. Она увеличивает художественные возможности работ, расширяет творческие возможности детей. По правилам изготовления ее можно разделить на четыре группы:
Отдельные элементы наклеиваются на фон только частью своей плоскости.
На развернутой обложке – сувенире приклеивают детали частью своей плоскости в два- три плана.
На фон ( основание аппликации) наклеивают какую-нибудь объемную деталь ( коробку изображающую скворечник, автомобиль), соломинки, изображающие бревна, вату вместо снега и др.
Некоторые детали (сердцевину цветка или лепестки) приклеивают несколько помятыми или выполненными из гофрированной бумаги, чтобы показать объем игрой материала.
Художник или ребенок выбирает натуру, сюжет или узор, вероятно нужно сделать зарисовку –эскиз цветными карандашами или ручками. Подбираются цвета и оттенки Аппликации могут быть монохромными или одноцветными и полихромными (многоцветными). Одноцветные композиции отличаются графичностью, много цветные – красочностью.
Вырезание деталей изображения
Вырезать детали изображения нужно точно, не искажая формы. Необходимо стремиться к тому , чтобы линия среза была четкой, без зазубрин. При вырезании надо стараться не защипывать бумагу (чаще всего это бывает от тупых ножниц).
Заготовленные детали изображения располагаются на наклеиваемой поверхности – фоне- так, чтобы получилась задуманная композиция. Если композиция не нравится, детали располагают иначе. В силу этой особенности аппликация для детей более доступна, чем рисование.
В аппликации сначала наклеивают наиболее удаленные детали и предметы, а затем постепенно приближающиеся к переднему плану, при этом можно показать , как один предмет заслоняет другой.
Высушивание аппликаций
Последний этап выполнения работы. Наклеенную аппликацию кладут под груз. Следует помнить, что клеящие составы обладают коварным свойством – стягивать бумагу при высыхании, поэтому груз (несколько книг) накладывают на предметную аппликацию сразу по окончании работы. Сюжетная аппликация, где наряду с крупными деталями много мелких, выполняется в несколько приемов. Поэтому и груз накладывается в несколько приемов ( по мере наклеивания деталей) и не снимают его до полного завершения работы.
Методика ознакомления детей с ножницами
Детям загадываю загадку : « Два конца, два кольца, посередине- гвоздик» Загадка рассказывает детям в лаконичной форме о внешнем виде инструмента – ножниц. С детьми внимательно рассматриваю ножницы, объясняют что кольца существуют для того, чтобы в них вставлять пальцы. Разводим в стороны пальцы, расходятся также и кольца и концы ножниц, а при соединении концы и кольца соединяются . Все пробуют произвести движение несколько раз, раскрывая и закрывая ножницы. Здесь же рассказывается о технике безопасности, что надо держать ножницы только кольцами вверх.
Затем берем полоску бумаги размером 16х4 или 12х3 см, чтобы ее можно было разрезать одним слитным движением ножниц, т.е. за один шаг ножниц. Полоску зрительно делим приблизительно пополам, вставляем в треугольник раскрытых ножниц и читаем стихотворение : « Смотрите, мы раскрыли пасть, в нее бумагу можно класть, бумага в нашей пасти разделится на части» и одним смелым движение разрезаем бумагу пополам. А затем также делим первый прямоугольник на два квадрата и второй. Для закрепления действий ножницами, можно предложить детям порезать полоску на тонкие ленточки и сделать из них какие- нибудь предметы ( заборчики, лесенки, елочки, самолетики и др.)
Задание: резание полоски на глаз, на одинаковые четырехугольники (билетики, платочки, брусочки). С 3,5 лет проводится такая работа по рекомендациям современных программ ( Д.И.Воробьева
« Гармония» )
вдоль поперек
Видоизменение геометрических форм
Самой первой формой для видоизменения дается прямоугольник, так как на этой форме лучше всего ориентироваться. Для анализа прямоугольника используется информационно- рецептивный метод по формуле: глаза + речь + рука. Таким образом ребенок получает информацию с помощью разных рецепторов. Воспитатель показывает прямоугольник и у детей на столе тоже есть эта пластиковая форма. Сейчас мой пальчик пойдет гулять по краю прямоугольника, а помогать ему будут глазки и язычок: глазки будут смотреть куда идти, а язычок говорить. Вот пальчик встал на край дорожки и пошел, долго шел пальчик, почему? Правильно, дорожка длинная, и вдруг пальчик упал, почему ? Дорожка закончилась! Стал пальчик искать, что же там есть, где закончилась дорожка, И нашел уголок, а уголок какой ? Острый . (хотя у детей есть личный опыт об этом понятии, воспитатель дает им попробовать, что уголок острый)
И нашел пальчик опять дорожку, глазки посмотрели, куда она идет , а язычок сказал: «Вниз». И прошел пальчик эту дорожку очень быстро, почему ? Она короткая, Опять дорожка кончилась, но пальчик не упал ,а быстро нашел острый угол и дорожку. Какая опять дорожка? Длинная, Закончилась длинная дорожка, пальчик нашел острый уголок, глазки посмотрели, а язычок сказал: Вверх и опять пошел и быстро прошел дорожку, почему ?
Прямоугольник можно положить по разному. Если положить его к себе длинной стороной, то его стороны будут называться:
Длинная верхняя
Короткая короткая
левая правая
Длинная нижняя
Если прямоугольник положить к себе короткой стороной, то «имена» сторон изменяться и станут называться так: Пусть дети выполнят этот поворот и снова назовут стороны
Деление квадрата, прямоугольника по сгибу. Получение нескольких одинаковых форм.
Получение квадрата из полоски, сложенной пополам. Резание по сгибу. Воспитатель дает полоски 4 х 8 или 3 х 6.
Рекомендации детям – складываем пополам, значит, совмещаем уголок с уголком и стороны заготовки, потом хорошенько проглаживаем сгиб и разрезаем по сгибу. Тематику придумайте и изобразите самостоятельно.
Самостоятельно выполните аппликации тем для занятий
Из прямоугольника можно получить трапецию, но детям это понятие не дается, а форму называют лодочкой или крышей для домика. Вырезается она так: Прямоугольник берем рукой за длинную сторону, Надо посмотреть на правый верхний угол по длинной верхней стороне, наметить глазами точку, немного отступив от угла, поставить ножницы в нижний правый угол и срезать до намеченной точки. Затем повернуть заготовку белой стороной к себе и срезать таким же образом.
точка
Из прямоугольника можно получить полукруг или овал. Ножницы ставятся на середину короткой стороны ( поворачивается только бумага, ножницы держим концами вверх) и плавным поворотом срезаем уголок, доходя до середины другой стороны. Уголок при этом должен упасть обязательно. Если этого не произойдет, движение будет бесконечным, а в результате получится спираль.
Когда скругляем уголки для того, чтобы получить овал. Анализируем форму с применением информационно-рецептивного метода и сравнения круглой, прямоугольной и овальной форм. Затем по принципу вырезания полукруга добиваемся правильного результата, чтобы все четыре уголка отпали в коробочку.
Видоизменение квадрата
При разрезании квадрата пополам можно получить 2 прямоугольника и 4 маленьких квадрата. Если квадрат повернуть одним уголком вниз, он станет называться по- новому – ромб. При разрезании ромба от нижнего уголка к верхнему получится 2 треугольника. Из квадрата учим в средней группе вырезать круг. Не забывайте о том, что все уголки должны упасть.
На глаз из квадрата можно вырезать яблоко. Домик, пирамидку из нескольких форм
Детям средней группы очень трудно дается техническое умение по скруглению уголков и получению круга и овала. Чтобы облегчить обучение можно воспользоваться опытом воспитателя Калининой
Из Москвы. Она предложила учить сначала срезать уголки и получать условные формы близкие к округлым. Целую серию персонажей по сказке « Теремок» предложила Калинина.Медведь похож на плюшевую игрушку. Ежик и мышка имеют общую основу и отличаются только деталями
……………………………………Лисичка и волк очень похожи, но волк серый и пасть у него длиннее.
Техника вырезания из бумаги. Бумажная графика.
Конспект занятия по теме: Техника вырезания из бумаги. Бумажная графика.
Педагог: Бычкова А.В.
Цель: Формировать у учащихся умение применять на практике нетрадиционные техники вырезания из бумаги
Задачи: 1. Формирование основ работы в бумажной графике.
2. Формирование знаний последовательности выполнения работы
3. Развивать умение творчески пользоваться техникой вырезания из бумаги канцелярским ножом;
4. Формировать умения и совершенствование навыка работы с цветной бумагой и канцелярским ножом,
5. Расширять знания о технике вырезания из бумаги канцелярским ножом, стимулировать к поиску новых способов работы;
6. Развивать образное мышление, способность к стилизации, развивать моторику, воображение посредством вырезания из бумаги.
7. Воспитывать аккуратность, терпение, эстетический вкус;
Тип занятия: сообщение новых знаний.
Форма: занятие
Дидактические принципы: научности, наглядности, систематичности, последовательности.
Наглядно – дидактический материал: памятки с правилами техники безопасности, образцы работы, презентация.
Оборудование: компьютер, мультимедийная система, цветная бумага, картон, канцелярские ножи.
План занятия.
Организационный этап.
Цель: Подготовка учащихся к работе.
Задачи: Эмоциональный настрой детей на работу.
Подготовительный этап.
Цель: Подготовка учащихся к активной деятельности на занятии.
Задачи: сообщение темы и цели занятия, постановка задач занятия.
Основной этап.
Цель: Формировать представление об изучаемой теме.
Задачи: Формировать основы бумажной графики
Итоговый этап.
Цель: Проведение анализа занятия.
Задачи: Рефлексия.
Ход занятия
Организационный этап
Здравствуйте, ребята.
Как ваше настроение, как ваши дела?
Вы любите рисовать? А узнавать что-то новое?
Сегодня мы не только узнаем много нового и интересного о необычной технике изображения.
Надеюсь, работа вам понравится.
Подготовительный этап
Посмотрите на работы перед вами.
Как вы думаете, как они сделаны?
А при помощи чего?
Правильно, работа выполнена из цветной бумаги, а с помощью какого инструмента?
Правильно, это канцелярский нож.
Часто ли вам приходилось пользоваться канцелярским ножом?
Какие работы вы выполняли этим инструментом?
Сегодня мы посмотрим, как можно «рисовать» этим материалом.
Основной этап
Теоретический материал
Давайте немного окунемся в историю и узнаем, как возникла техника вырезания из бумаги.
Все началось с силуэта.
Что такое силуэт, это контур объекта, это искусство распространилось в Европе в середине XVIII века.
Возникновение моды на силуэтные портреты часто связывают с именем французского министра финансов – Эстьеном де Силуэтом, который будучи отвлеченным от государственных дел, занимался обводом линий теней лиц знакомых на стенах своего замка. Имя его и стало названием этого вида искусства.
Технология была проста и быстро распространилась по Европе. Искусству силуэта учили с детства. Кроме силуэтов лиц, в альбомах появлялись сюжетные картинки, вензеля, виньетки, эмблемы.
В XIX веке появились в России знаменитые силуэты Елизаветы Бем. Высокое мастерство, где в работах выражались сцены народной жизни, долгое время будоражили художественное общество России.
В этом веке в лице Федора Толстого силуэт приобретает подлинного мастера.
Но в XIXвеке в связи с появлением фотографии интерес к силуэту ослабевает.
«Возрождение» силуэта связано с деятельностью таких художников как: Г.И. Нарбута, Д.И. Митрохина, Е.С. Кругликовой, М.Д. Добужинского и др.
Именно Кругликова, знаменитый художник, превратила искусство силуэта в самостоятельный жанр изобразительного искусства.
Вырезанием из бумаги, аппликацией пользовались такие художники как: Матисс, Пикассо. Из бумаги вырезали Андерсен, Гёте…
Вырезание из бумаги широко используется в декоративно-прикладном искусстве.
В основном в качестве орнаментальной полосы
Вырезание из бумаги известно с глубокой древности, широко распространено искусство вырезания из бумаги в странах Востока: Китае, Японии, Вьетнаме, что связано с народными традициями.
Огромное место занимает вырезание из бумаги для книгоиздания и эстампа второй половины XX века.
Практическая работа.
1.Технология работы.
Для работы необходима черная и цветная бумага, лучше двусторонняя, и не рыхлая, остро заточенный канцелярский нож, резак, линейка, простой карандаш.
Одним из условий является то, что все элементы композиции прочно между собой соединяются, образуя связку, как контур в витраже.
Важное значение для графики имеет силуэт. Для лучшего понимания силуэта перед такой работой можно «порисовать» ножницами.
Главное место в графике занимает линия. Именно непрерывные контуры показывают одно из основных средств графики.
Перед основной работой необходимо повторить правила композиционного построения рисунка, чтобы вырезанное в последствии изображение было красивым и понятным наблюдателям и самим учащимся.
Важно пояснить, что данные рисунки будут подвержены стилизации, то есть упрощению.
Сделать эскиз будущей работы (это могут быть разнообразные образы, жанры изобразительного искусства).
2. Выполнение практической работы.
На оборотной стороне работы с помощью карандаша и линейки рисуем набросок, не забывая о правилах построения рисунка для вырезания
Нанесенный рисунок аккуратно вырезают острым резаком.
Перед работой давайте повторим правила работы с резаком.
Выдвигай небольшую часть лезвия.
Работай канцелярским ножом на рабочей доске.
Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй — материал с которым работаешь.
В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.
Вырезанный рисунок наклеиваем на основу. Можно разноцветную.
Поскольку у нас графика, цвет в работе допустим, но он не такой как в живописи.
В данном случае, цвет ложится плоскими пятнами, нет светотени, вся работа подчинена линиям и может быть совсем бесцветной.
( В данной работе, можно хорошо отследить, умение учащихся использовать навыки графического и декоративно – прикладного искусства. Также, хорошо проследить их навыки работы инструментами)
Выясняем затруднения учащихся.
Приступаем к работе.
Контрольный этап
Давайте повторим последовательность выполнения данной работы
Как можно оформить ее?
Итоговый этап
Сегодня, вы познакомились с интересной темой.
А смогли бы вы сами сделать такую работу?
Какие трудности у вас возникли при выполнении данной работы?
Хотели бы вы и дальше использовать такую технику в своей работе?
Понравилось ли вам этот нетрадиционный способ выражения творчества,
Рефлективный этап
Давайте выразим своё отношение к работе и нетрадиционным техникам изображения.
Выразите отношение при помощи продолжения любой фразы:
Я думаю…
Я знаю…
Я считаю…
Я уверен….
Работы учащихся
Групповая работа 3 год обучения
Чупрова Анна 11 лет
Методическая разработка по теме: методические и практические приёмы обучения детей дошкольного возраста аппликации
«Методические и практические приёмы обучения детей дошкольного возраста аппликации»
Аппликация считается разновидностью художественной деятельности. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки бумаги, дети приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром.
Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребёнка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности.
Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. Высоких достижений при создании аппликации можно достигнуть только тогда, когда педагог и воспитатель умело регулируют и применяют на занятиях и в индивидуальной работе с детьми наиболее эффективные методы обучения и закрепления знакомого метода.
В первой младшей группе занятия по аппликации программой не предусмотрены, поэтому основная задача воспитателя направлена на подготовку каждого ребёнка к овладению новым видом изобразительной деятельности в процессе игр с элементами плоскостной мозаики. Эти элементы воспитатель вырезает из плотной бумаги в виде несложных силуэтов отдельных предметов и их частей в форме геометрических фигур. Такие наборы мозаики должны иметь разный набор: набор сюжетного характера (герои сказок, мультфильмов и т.д.), геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и т.д. Во время игр-занятий подгруппа детей под руководством воспитателя учится раскладывать фигуры в определённом порядке, составлять силуэт предмета из 2-3 частей, соотносить их по форме, окраске, величине, пространственному расположению. Воспитатель своим примером побуждает детей к действиям с различными фигурами. В соответствии со словами взрослого дети совершают те или иные действия.
Игры с мозаикой должны включать также задания, которые требуют от ребёнка умения составить предмет из отдельных частей. Выполняя задания, ребёнок учится подчинять свои действия указанию воспитателя, правильно и целенаправленно отбирать формы, соотносить их по цвету, величине, называть цвета, формы, располагать в указанной последовательности.
Такие игры-занятия желательно проводить один раз в месяц во втором полугодии, когда у малышей сформируется сенсорный опыт, и обогатятся знания об окружающем.
Во второй младшей группе дети учатся раскладывать, намазывать и наклеивать в определённом порядке готовые формы, вырезанные педагогом. Педагог закрепляет представления о форме круга, четырёхугольника, об основных цветах, некоторых оттенках, о величине.
Занятиям аппликацией в этой группе должны предшествовать игры с плоскостной мозаикой из цветных геометрических фигур. Наблюдая и направляя эти игры с геометрическими фигурами, воспитатель совместно с педагогом по изодеятельности постепенно подводят детей к пониманию того, что все фигуры можно раскладывать по-разному.
Такое предварительное ознакомление детей с геометрическими фигурами в игровой деятельности положительно скажется на последующих занятиях аппликацией, когда перед детьми будет ставиться определённая задача.
Изображение в аппликации связано с большой обобщённостью форм, рассматривание натуры следует сопровождать показом образцов, выполненных педагогом. В процессе показа педагог отчётливо называет цвет формы, если необходимо, обводит пальцем, подчёркивая её особенности. Постепенно следует приучать детей и к самостоятельному решению некоторых задач на повторных занятиях.
В этом возрасте необходимо уделять большое внимание закреплению приёмов раскладывания фигур и их наклеивания на основу. C первых занятий надо учить детей правильно держать кисть, набирать немного клея, аккуратно намазывать форму с обратной стороны, пользуясь при этом специальной клеёнкой, после намазывания класть кисть на подставку, раскладывать формы на место намазанной стороной, прижимать их тряпочкой, не сдвигать. Об этом надо напоминать детям постоянно.
Место расположения материала для аппликации на столе должно быть постоянным и удобным для пользования, что приучает ребёнка к порядку и культуре рабочего места. Например, клеёнка, на которой намазывают фигуры, всегда должна находиться слева от основы аппликации; подставка для кисточек помещается справа, а поднос с набором заготовок располагается над клеёнкой.
Детям данного возраста, особенно первое время, готовые формы для наклеивания лучше раздавать после объяснения задания. Когда педагог закончит объяснение и раздаст формы, дети раскладывают их на листе в соответствии с заданием. Клейстер лучше давать тогда, когда все части аппликации дети уже разложили в указанной последовательности. Такая последовательность проведения занятия позволит педагогу следить за правильностью построения изображения и даст возможность оказывать детям помощь в освоении техники наклеивания.
Чтобы занятия аппликацией доставляли детям удовольствие и оказывали положительное воздействие на их воспитание и развитие, надо продумывать занимательную форму выполнения задания, использовать игровые приёмы: игровые действия, игровой образ, обыгрывание полученных результатов.
Материал для аппликации нужно подготовить с таким расчётом, чтобы дети успели в положенное время завершить свои работы и почувствовать от этого удовлетворение. В обучении техническим приёмам, особенно вначале, педагогу часто приходится прибегать к повторному показу и индивидуальной помощи детям.
Поскольку в данной группе основной задачей обучения является ознакомление детей с различными формами и приёмами наклеивания, образец чаще всего показывают для точного повторения. Но следует приучать их и к самостоятельному решению некоторых задач на повторных занятиях.
Во второй половине года при изображении предмета для придания образу большей выразительности педагог готовит дополнительные изображения, которые позволят расширить содержание детских работ. Такие дополнения смогут выполнить сначала только те дети, которые имеют хорошие навыки наклеивания. Но постепенно таких детей станет больше. Некоторые работы могут быть коллективными. Такие аппликации приучают работать дружно.
В средней группе основные программные задачи по аппликации направлены на обучение детей умению правильно вырезать фигуры, пользоваться ножницами, сжимая и разжимая рычаги, чтобы получить ровный разрез по прямой или косой линии, закруглять углы заготовок четырёхугольной формы при изображении предметов круглой и овальной формы.
В свободное от занятий время, как и во второй младшей группе, предоставляется возможность заниматься выкладыванием предметов и узоров, для чего можно использовать плоскую мозаику и фланелеграф.
Основное усложнение заданий заключается в развитии композиционных умений и освоении навыка пользования ножницами. С начала учебного года надо начинать обучение детей обращению с ножницами. Овладение этим инструментом – сложный и длительный процесс, требующий от детей сосредоточенного внимания и физических усилий.
Усложнение программных требований вызывает необходимость долее детального изучения изображаемых предметов. Кроме общей формы и цвета, внимание детей привлекают размер и количество частей. В данной группе рассматривание натуры не всегда сопровождают показом образцов. Образец бывает необходим в декоративных работах из готовых форм и в предметных заданиях, где нет возможности использовать натуру.
При анализе образца педагог вопросами привлекает внимание детей к рассматриванию. Из каких форм состоит предмет, как он называется, какого он цвета. Самостоятельно определить пространственное расположение форм в узоре или частей в предмете дети не могут, поэтому педагог разъясняет, показывает им, в какой последовательности следует наклеивать формы. На некоторых занятиях можно использовать только частичный показ приёмов выполнения.
Чтобы ознакомительное занятие по работе с ножницами прошло в более интересной форме проведите его как занятие-сказку и расскажите о путешествии трёх братцев, о злой волшебнице и о старом крокодиле. На этом занятии дети не только знакомятся с правилами работы с ножницами, но и учатся делать надрезы на бумаге, чтобы эти листочки не остались валяться просто так, сделайте с детьми объёмную аппликацию и послушайте, как шелестит трава.
В качестве упражнения для рук необходимо давать детям задания, требующие выполнения нескольких одинаковых вырезок. В данном случае происходит закрепление движений и их совершенствование.
При обучении детей закруглению углов, первоначально им предлагают вырезать полукруг. Для этого им дают прямоугольник, углы одной из сторон которого надо закруглить. Вырезание полного круга осваивается и закрепляется путём изображения нескольких однородных предметов, например воздушных шаров.
Вариативность заданий по аппликации способствует более гибкому применению усвоенных умений, ставит ребёнка в условия, требующие от него проявления активности. Особенно необходимо иметь отработанные умения при выполнении более сложных аппликаций, состоящих из нескольких частей, различающихся по величине, форме, окраске. Здесь надо осознанно дифференцировать эти особенности и применять те или иные приёмы вырезания, объединения частей. Поэтому до изображения предметов важно уточнять форму частей, их расположение, соотношение по величине и т.д.
У детей этого возраста заметно возрастает интерес к результатам своей работы. С особым старанием и интересом дети выполняют аппликации, которые потом будут где-то применены. При анализе детских работ педагог вместе с детьми анализирует, правильно ли выполнена аппликация, аккуратно ли наклеены формы. Дети всегда принимают активное участие в обсуждении работ. Педагог обобщает оценки ребят, подводят итоги занятия, привлекая внимание к удачным работам.
В старшей группе дети способны овладеть довольно большим объёмом умений и навыков. Основная задача – овладение разнообразными приёмами вырезания. На занятиях дети изображают предметы, имеющие различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения.
Опираясь на представления детей и используя натуру, педагог проводит анализ строения предмета, вычленяя отдельные части, обрисовывая их формы и отмечая соотношения их друг с другом.
Мелкие детали дети этого возраста изготовить не могут, поэтому необходимо подбирать натуру с более простыми формами, определёнными цветами и небольшим количеством деталей. Образец используют в том случае, если дети впервые изображают предмет. Но даже и здесь надо предоставлять ребятам инициативу в выборе цвета, размеров, расположение форм на листе и т.д.
В данной группе хорошо использовать несколько образцов, чтобы показать возможность разных вариантов композиции. Это воспитывает творческую инициативу в выполнении задания. В декоративных работах при составлении узоров из одних и тех же элементов используют заготовки разных цветов и разной формы лист. Новые приёмы дети осваивают непосредственно по показу педагога. Детей надо учить разным способам вырезывания: по частям, из бумаги, сложенной пополам и гармошкой. Детей надо познакомить и с новым способом создания аппликации – обрывания.
В старшей группе детей надо учить составлять сюжетные композиции, располагая предметы на одной линии, на всём листе.
С первых занятий необходимо к показу привлекать детей, учить каждого ребёнка правилам вырезывания. Чем активнее дети в процессе объяснения, тем осознаннее они выполняют задание.
Чтобы научиться вырезать и составлять сложные предметы, дети должны чётко выделять части предмета, определять их форму, устанавливать отношения по величине, пространственному расположению на плоскости листа бумаги, окраске. Широко используется фланелеграф, на котором выкладывают отдельные предметы сложного строения, передают движения, показывают варианты расположения композиции, используя готовые формы.
При освоении приёма симметричного вырезывания необходимо развивать у детей восприятие и аналитическое мышление, а именно умение расчленять предмет на две половины и вырезать. Для этого на первом таком занятии можно заранее нарисовать контур на согнутой пополам бумаге.
В подготовительной группе новым приёмом вырезывания является силуэтное вырезывание. При анализе натуры педагог обращает внимание на особенности контура предмета, обводя его пальцем. Можно предложить то же самое сделать детям. Обведение контура следует начинать с той части предмета, с которой затем начнётся вырезание.
В данной группе предусмотрено выполнение аппликаций из предметов, контур которых включает какие-либо детали. Поскольку детям трудно одновременно сосредоточить внимание на создании общего контура и вырезании мелких деталей, следует показать им способ, который состоит из двух этапов: сначала из заранее подготовленной бумаги вырезают общую форму, а затем по краю формы выделяют детали. В некоторых случаях силуэт вырезают по заранее нарисованному контуру.
Более сложный приём вырезания – из бумаги, сложенной в несколько раз (при вырезании салфеток, снежинок, цветов). Педагог показывает, как следует сложить квадратный лист в несколько раз, как вырезать в зависимости от контура создаваемого предмета одну или несколько частей, расположенных вокруг центра. В дальнейшем дети смогут использовать этот приём самостоятельно при декоративных работах.
Образец в этой группе используется не для копирования, а для выяснения поставленной задачи. Поэтому он может не давать законченное изображение, а иметь вид схемы.
В подготовительной группе продолжаются занятия сюжетной аппликацией. Новое для детей – это соблюдение последовательности в расположении и наклеивании форм. В отличие от рисунка, в аппликации последовательность расположения и наклеивания форм всегда остаётся строго определённой: сначала общий фон, затем предметы дальнего плана, среднего и переднего. Детям уже понятно, что предметы могут загораживать друг друга, поэтому будут видны частично. Образец в данном случае применяют только для объяснения приёма, а выполнение задания проходит без образца.
Во всех возрастных группах проводятся занятия аппликацией по замыслу самих детей. В младшей и средней группах детям даются только готовые формы, которые сначала подбираются ими в соответствии с задуманным содержанием, а затем наклеиваются. В старших группах дети самостоятельно вырезают формы с учётом замысла и наклеивают их.
Методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме: Художественное вырезание из бумаги
ПРОЕКТ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЫРЕЗАНИЕ ИЗ БУМАГИ»
Продолжительность проекта: 1 год.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели
Актуальность
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это вырезание из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков.
Занятия по художественному вырезанию направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, повышение их эффективности. Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия. В процессе вырезания из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.
Цель : всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами вырезания из бумаги.
Задачи:
Обучающие:
· формировать умения следовать устным инструкциям;
· обучать различным приемам работы с бумагой;
· знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол.
· обогащать словарь ребенка специальными терминами;
· создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.
Развивающие:
· развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
· развивать мелкую моторику рук и глазомер;
· развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
· развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
· развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
· воспитывать интерес к вырезанию из бумаги;
· формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
· учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Методы:
· беседа, рассказ, сказка;
· рассматривание иллюстраций;
· показ образца выполнения последовательности работы.
Форма занятий: тематическая совместная деятельность.
Работа с родителями
Наглядная агитация, папки – передвижки, альбомы
Мастер –класс по вырезанию «Золотая рыбка»
Вовлечение в совместную творческую деятельность.
Предполагаемый результат:
· научаться различным приемам работы с бумагой;
· научаться следовать устным инструкциям;
· будут создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги;
· разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
· разовьют мелкую моторику рук и глазомер;
· разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;
· познакомятся с различными техниками работы с бумагой;
· овладеют навыками культуры труда;
· улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЫРЕЗАНИЕ ИЗ БУМАГИ »
Месяц | Тема | Содержание |
Сентябрь | «Волшебные свойства бумаги» | Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки. |
«Объемные фигуры простым взмахом ножниц» | Познакомить детей с техникой получения объемных фигур при помощи ножниц. Совершенствовать навыки вырезания | |
Октябрь | «Фантазии с листом бумаги» | Познакомить со способами использования разных видов бумаги применительно к разным фактурным поделкам; развивать воображение, фантазию; воспитывать интерес к конструированию из бумаги. |
«Кленовый лист» | Познакомить с техникой ажурного вырезания. Учить работать канцелярским ножом. | |
Ноябрь | «Удивительные птицы» | Обучать способам вырезания по сложному контуру. Учить создавать яркий и выразительный образ. |
«Чудо елочка» | Научить детей создавать объемные фигурные образы; учить четко следовать устным инструкциям воспитателя; воспитывать умения работать коллективно, прислушиваясь к мнению участников продуктивной деятельности. | |
Декабрь | «Снежинки» | Учить детей создавать разнохарактерные узоры на сложенной вчетверо бумаге. Учить детей предвосхищать результат. Развивать воображение; совершенствовать навыки вырезания; воспитывать умение доводить начатое дело до конца. |
«Рождественский ангел» | Продолжать обучать ажурному вырезанию канцелярским ножом. Воспитывать аккуратность. | |
Январь | «Зайцы» | Совершенствовать навыки вырезания. Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности. |
Февраль | «Валентинка» | Учить детей создавать яркие образы из бумаги на свое усмотрение; учить правильно отбирать материал для поделки по предложенной теме; развивать творческое воображение; развитие мелкой моторики рук. |
«Гвоздики» | Знакомить с явлением осевой симметрии и освоение техники объемной симметричной аппликации: складывания квадрата (прямоугольника) пополам, вырезание половины изображения (линия сгиба – это середина цветка) по нарисованному или воображаемому контуру и получение симметричного силуэта. Обогащение и расширение возможностей освоенной техники | |
Март | «Тюльпанчики» | Обучать применению техники прорезного декора для оформления венчиков цветов. |
«Одуванчики» | Закреплять представления о строении цветковых растений. Обучать рациональному способу получения одинаковых элементов: складывание бумажной полосы дважды или трижды пополам. Оформление цветов. | |
Апрель | «Пасхальная открытка» | Учить детей работать коллективно, совещаясь, используя знания и умения работы с различными видами бумаги, полученные ранее. Развитие творческое мышление |
«Каллы» | Применение техники симметричной аппликации для вырезании листьев разной формы; творческое экспериментирование –поиск выразительных средств для передачи характерных особенностей образа. | |
Май | «Птицы» | Обучать детей способам выкраивания деталей; совершенствовать навыки вырезания, учить создавать яркий и выразительный образ. |
«Мотыльки» | Закреплять способы вырезания по сложному контуру; совершенствовать навыки выкраивания деталей поделки; воспитывать аккуратность в работе. |