Речевой материал для формирования слоговой структуры слов у детей с речевыми нарушениями
Занятия по коррекции слоговой структуры слов требуют использования достаточного большого количества лексического материала.
В настоящее время различными авторами предлагаются варианты использования речевого материала для коррекции слоговой структуры. Когда логопед работает со сложным речевым дефектом, лексического материала бывает недостаточно. Особенно трудно приходится в тех случаях, когда речи у ребенка нет совсем или он только начал говорить.
Коррекция слоговой структуры, а порой и вызывание речи у неговорящих детей со сложными речевыми диагнозами (алалия, речевые нарушения при ДЦП и синдроме Дауна, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи) представляют для логопеда особый интерес и наибольшую трудность.
Логопедами Е.С. Большаковой, Т. А.Ткаченко за основу коррекции слоговой структуры слов взят принцип системного подхода в подборе речевого материала и классификация слов по А.К. Марковой. С учетом опыта данных специалистов, мною подобран лексический материал по 14 типам слоговой структуры слова с возрастающей степенью сложности слов.
Когда проведено тщательное и глубокое обследование речи ребенка и выявлено, какие нарушения слоговой структуры слов встречаются у него, необходимо переходить к подготовительному этапу коррекционного воздействия. На этом этапе логопед учит ребенка вычленять ритмические доли в речи окружающих и на неречевых звуках.
Чаще всего у детей с нарушениями слоговой структуры слов воспроизведение любого ритмического рисунка вызывает затруднение.
Во многих случаях наблюдается нарушение счета нескольких звуков (нарушено слуховое восприятие, память, счет без наглядной опоры). При этом счет предметов часто не нарушен.
При выявлении таких трудностей рекомендуется проводить работу по формированию ритмических навыков: речь с движением, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, простые логоритмические и танцевальные упражнения. Цель у всех этих заданий одна – развивать чувство ритма, стимулировать восприятие ритмической структуры слова.
Одновременно с этим в повседневной жизни, в играх, на занятиях ведется работа по формированию или уточнению понятий:
«начало», «середина», «конец»;
«перед», «за», «после», «между»;
«последний», «первый».
Очень часто дети с речевой патологией без специальной помощи долго не могут понять и запомнить эти понятия, а без их усвоения невозможно приступить к обучению звуковому и слоговому анализу и синтезу слов.
Когда достаточно успешно ребенок умеет вычленять ритмические доли в речи взрослых, необходимо приступить к следующему этапу – коррекционному. Задача этого этапа – воспроизведение ритмических долей в собственной речи ребенка без нарушений сначала по подражанию, затем в самостоятельной речи.
Начинается работа с уточнения артикуляции сохранных звуков, проговаривание простых открытых слогов, а затем и слов с этими звуками.
Большинство авторов рекомендуют начинать работу только с сохранными звуками. Такой подход сильно ограничивает логопеда в выборе речевого материала для проведения игр и упражнений по коррекции ритмико-слоговой структуры слова. Особенно это касается детей со сложными нарушениями звукопроизношения, когда нарушены большое количество звуков.
Практический опыт доказывает, что на этом этапе работы необходимо сосредоточится только на отработке слоговой структуры слов, т.е. фонетическое оформление речи не является главным. И только когда в активном словаре ребенка появятся слова 1, 2, 3 и 4 типа (по А.К.Марковой), работа по коррекции звукопроизношения становится желательной и полезной.
Далее постановка и автоматизация нарушенных звуков ведется параллельно формированию ритмико-слоговой структуры слов.
В самом начале коррекционной работы в игровой форме логопед добивается произнесения слоговых рядов различной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:
Гласный +гласный /ау, уа, иа/
Согласный + гласный /ба-ба-ба/;
Гласный + согласный /ам-ам-ам;ох – ох – ух/
Гласный +согласный + гласный /апа-апа-апа/
Согласный + согласный + гласный /ква – ква – ква/
Гласный + согласный + согласный /афт – афт — афт/
Гласный + согласный + согласный + гласный /адна-адна-адна/
Когда данные упражнения ребенку становятся доступными, можно проговаривать слова за взрослым отраженно, называть слова по картинкам, составлять предложения со знакомыми словами.
1. Двусложные слова из открытых слогов:
дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина.
Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя,
хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.
Предложения.
Мою руки.
Веду Галю.
Машу Коле.
Несу мыло.
Даю маме.
Беру вещи.
Несу вату.
Хочу дыню.
Еду к морю.
Бегу к маме.
Лиса в лесу.
Ежи в норе.
Часы в доме.
Жарю рыбу.
Лиса в яме.
Нога в луже.
Рыба в воде.
Щука в реке.
Сомы в тазу.
Маки в вазе.
Составить предложения:
Пью кофе, воду, соки.
Ем кашу, мясо.
Несу рыбу, вещи, ноты.
Мою вазу, ноги, руки, полы, раму, лицо.
Ношу шубу, боты, бусы.
Чищу зубы, полы, шубу, сани.
Даю кашу маме, козе, Тане, папе.
Даю маме вазу.
Несу Кате вещи.
Мама Милу в ванне мыла.
Чистоговорки:
Са-са -са на носу оса.
Ло-ло-ло еду я в село
Ка-ка-ка у меня рука
Га-га-га у меня нога
Ва-ва-ва, на суку сидит сова
Ва-ва-ва, вот вода.
Гуси.гуси Га-Га-Га
У Бобы были бобы
2. Трехсложные слова из открытых слогов:
лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама
Наташа, Марина, Ирина, Тамара, Катюша, Ванюша, Данила, Валюша, Витюша, Любаша.
ОНА ходила, ругала, бегала, сидела, летала, мазала, читала, лепила, варила, решала, купила, водила, белила, сеяла, копала, купала.
ОНИ летали, читали, бегали, носили,
Белая, новая, серая, сытая, живая, рыжая, милая, алая; белые, новые, сытые, живые, рыжие, милые, алые.
Хорошо, весело.
Предложения.
Машина гудела.
Ворона летала.
Бараны бодали.
Собаку ругали.
Полено рубили.
Корову доили.
Канаву вырыли.
Марина бегала.
Наташа купила бананы.
Я сажаю розы,
Я рисую козу/ машину, корову, ворону/.
Мы носили овощи /бумагу, сапоги/.
Я купаю собаку.
Я читаю газету.
Я катаю колесо.
Упражнение «Что из чего?»
Дом из соломы.
Газета из бумаги.
Лопата из железа.
Ракета из металла.
Ворота из дерева.
Сыр из молока.
Мяч из резины.
Мету, мету, не вымету.
Несу. Несу, не вынесу.
Чей предмет?
Мамина монета.
Папина машина.
Катина панама.
Мишина газета.
Васина бумага.
Тетина бусина.
Валины сапоги.
Добавить слог:
КА
мака..
ата..
соба..
соро..
ДА
пома..
побе..
пого..
шара..
ДЫ
похо..
наря..
пара..
ТА
пала..
ребя..
каю..
защи..
рабо..
забо..
газе..
высо..
боло..
лопа..
воро..
охо..
копы..
раке..
галле..
ГА
бума..
вата..
теле..
доро..
раду..
кура..
белу..
НА
коро..
воро..
ВА
заба..
ана..
оро..
МА
пижа..
пана..
ША
кало..
поро..
афи..
Чистоговорки:
Воду, воду, воду, воду лили, наливали.
Валю, Валю, Валю, Валю, Валеньку купали.
Ко, ко, ко, не ходите далеко.
Наша река широка, как Ока
Му, му, му, молока кому?
Муха-горюха села на ухо.
Уха была неплоха, хороша была уха!
Катя упала в канаву.
Около кола колокола.
Дарики-дарики,
Летели комарики
Один – много
Лошадь – лошади
Лебедь –
Завод –
Лопата –
Халат –
Салат –
Дорога –
Жираф –
Чудо –
Котёнок –
лисёнок –
утёнок –
ежонок –
ужонок –
3. Односложные слова из закрытого слова:
мак, лук, мяч, кит, лес, жук, сом, сок, дуб, лев, мед, дом, кот, гусь, дым, нос.
Дон, сын пар, кот, шум, вес, чем, зал, бил, жил, мыл, дал, пел, сел, ляг, сядь, пой, дай, сыпь, лей.
Предложения:
Вот Вася. Вон Таня. Нет Веры. Тут Катя. Вот ваза. Там сом. Вот сад. Там пень. Как дела? Вон лес. Дай чай /суп, мяч, лук/.
Упражнение «Так бывает?»
У жабы шуба? – Нет у жабы шубы.
У рыбы руки?– Нет у рыбы рук.
У мухи лапы? – Да, у мухи лапы.
У кота зубы? – Да, у кота зубы.
У кита ноги? – Нет у кита ног.
У деда сани? – Есть у деда сани.
У мамы бусы? – Есть у мамы бусы.
У Вовы часы? – Есть у Вовы часы.
У дома ухо? – Нет у дома уха.
4. Двусложные слова с закрытым слогом:
лимон, веник, паук, банан, огонь, пакет, бидон, гамак, вагон, батон, утюг, петух, каток, диван, совок, канат, живот, жираф, пенек, денек, тенек, салон, диван, один, парад, паром, парус, базар, банан, балет, баран, пожар, повар, полет, буфет, бутон, букет, пилот, питон, пирог, бизон, билет, бисер, петух, пенал, перец, бегун, табун, талон, тазик, топор, товар, томат, дозор, салат, сапог, сачок, судак, сучок, завод, замок, запах, закат, каток, кабан, ковер, козел, фазан, факел, факир, горох, газон, город, голос, вагон, финал, филин, финик, вирус, висок, виток, вираж, шалун, шалаш, шалит, чулок, чугун, чудак, щенок, щегол, щебет, носок, ножик, номер, лопух, локон, лоток, мешок
Вадим, Тимур, Данил, Семен…
Гудит, болит, ходил, ходит, бежит, берёт, читай, упал, забыл, умыл, занес, подул, забил, писал, читал, думал
Добавляем слог:
Был – за…был
Бил – за…был
Пел – за…пел
Дул – по…дул
Мёл – вы…мел
Пил – вы…пил
Нес – вы…нес
Шел – у…шел
Дал – по…дал
Назови ласково:
Пень – пенек
День – денек
Тень – тенек
Дом – домик
Кот – котик
Сад – садик
Нос – носик
Шар – шарик
Лес – лесок
Мёд – медок
Лёд – ледок
Дым – дымок
Час – часок
Воз – возок
Чистоговорки:
Гу – гу – гу
Гудит гудок
Ды-ды-ды
Идет дымок
Зу-зу-зу
Едет возок
Тук, тук, тук
Тук, тук, тук.
Это кто был тут?
Это бык — бычок.
Это кот — коток.
Это рак – рачок.
Мяу, мяу кот пищит
У него живот болит
Лю – ли, лю – ли, лю – ли
Полетели гули.
За-за-за Вот идет коза
Зу-зу-зу Вижу я козу.
Са-са-са Вот летит оса
Сы-сы-сы Нет осы
Жи-жи-жи Вот бегут ежи
Щу-щу-щу Я тебя ищу.
Да-да-да Вот у нас вода
Би, би, би – Гудит машина.
Не поеду без бен-зина.
Ахи, ахи, ахи – ОХ!
Маша сеяла горох!
Вот гудит паровоз,
Он вагоны повез
Чох, чох – чох!
Чу – чу – чу !
Далеко я качу!
Жу – жу — жу. На лужок хожу.
Жу – жу – жу. На жуков гляжу.
Гуси, гуси
Га – га – га
Пить хотите?
Да – да – да.
Гуси гуси, вот вода!
Так бегите вы сюда!
Укусила кису муха
И болит у кисы ухо.
От топота копыт пыль по полю летит.
Чей предмет?
Мамина сумка.
Папина полка.
Надина булка.
Петина майка.
Васин замок.
Танин мячик.
Любин чулок.
Катин бидон.
Дашин талон.
Дядин топор.
Васин забор.
Предложения:
Жираф ходит.
Камень лежит.
Козел бежит.
Ветер дует.
Сахар лежит.
Захар рубит щепки.
Толик машет рукой.
Иван хочет воды.
Заяц бежит.
У Пети болит бок.
У Коли болит нос.
У Симы болит рука.
Дима несет воду.
Петя лечит Люду.
Катя лепит пенек.
Что буду делать?
Пилю – буду пилить.
Варю –
Дарю –
Жарю –
Хожу –
Ношу –
Чиню –
Бужу –
Ношу –
Верю –
Думаю –
Пишу –
Делаю –
Читаю –
Нюхаю –
Копаю –
Я и ты:
Я веду – и мы ведем
Я пою – и мы поем
Я несу — и мы несем
Я беру – и мы берем
Я иду – и мы идем
я сижу – и мы сидим
5. Двусложные слова со стечением в середине слова:
банка, юбка, письмо, ветка, буквы, утка, ванна, нитки, кепка, вилка, тыква, тапки, окно, коньки, майка, такси, ватка, деньки, бубны, пакля, место, тесто, белка, семья, лепка, леска, тетка, кошка, мышка, шишка, челка,
Костя, Настя, Герда, Тишка, Жучка, Тошка.
держу, ползу, молчу, верчу, возьму, нарву.
Чистоговорки:
Ву-ву-ву, я вам букву назову.
Су-су-су , я вам тыкву несу.
Су-су-су, киске миску несу.
Киска, киска, где твоя миска?
Ест киска суп из миски.
Сыта киска – пуста миска.
В гости к Вове,
В гости к Вале,
В гости к Васе,
В гости к Ване.
6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:
кантик, плитка, компот, бантик, лесник, лейка, чайник, поднос, альбом, дождик, кактус, фонтан, медведь, бублик, магнит, тюльпан, индюк, дельфин, костюм, компас, солдат, павлин, пальто, бульон, пастух,
Сергей, Матвей, Антон, Павлик.
Толкал, успел, вертел, чертил, терпел, чистил.
блюдо, блины, слоны, стена,
Плавать, глотать, стучать
Гриша, Степан, Герман, Андрей, Света
Чистоговорки:
На окошке – кошка, под окошком клумба.
Бы, бы, бы, идет дым из трубы.
Вы, вы, вы, у Вовы сливы.
Ил-ил-ил, я вам санки купил
В коробке – гвозди,
в корзине – грозди,
в кузове – грузы,
в лукошке – грузди.
Ан, ан, ан, папа чинит кран.
Уп, уп, уп, мама варит суп.
Аф, аф, аф, в углу стоит шкаф.
Наш Полкан попал в капкан.
Клава купила какао.
Ха, ха, ха, не поймать вам петуха!
Прохор и Пахом ехали верхом.
У Кати колпак.
Если бы да кабы, во рту выросли грибы.
Хомяку сказал хорек: «Хвост твой узок, мой – широк!»
Я бегу, бегу, бегу
Я на месте не стою.
Мы бежим, бежим,
Мы на месте не стоим
Я по улице иду
И флажок в руке несу.
Мы по улице идем
И флажок в руке несем.
7. Трехсложные слова с закрытым слогом:
колобок, самолет, помидор, чемодан, бегемот, петушок, ананас, василек, телефон, барабан, водолаз, попугай, молоток, капитан, теленок, магазин
пеликан, пирожок, самолет, ледокол,
Чистоговорки:
Воз-воз-воз, воду возит паровоз.
Говорит великан великану:
Головой я до неба достану!
Великану в ответ великан:
Выпить весь я могу океан!
На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит.
8. Трехсложные слова со стечением согласных:
яблоко, шахматы, колбаса, конфеты, кукушка, гантели, комната, калитка, ботинки, улитка, капуста, удочка, иголка, беседка, валенки, девочка, лягушка, палатка, петарда, тарелка, булавка.
Назови ласково:
Оля – Олечка
Коля – Коленька,
Таня – Танечка
Миша – Мишенька
Вася – Васенька
Петя – Петенька
Света – Светочка
Нина – Ниночка
Ветка – веточка
Сетка – сеточка
Лента – ленточка
Лодка – лодочка
Кот – котенок
Утка – утенок
Лиса – лисенок
Лось – лосенок
Волк – волчонок
Еж – ежонок
Уж – ужонок
Белка – бельчонок
Чистоговорки:
Где мед, там и мухи.
Была бы охота, закипит работа.
Лапкой Полкан палку толкал.
Покатил Костя в Кострому в гости.
У Фани фуфайка у Феди туфли.
У Вани свекла,
у Вали брюква,
у Васи тыква,
у Вовы клюква.
Свёкла у Фёклы
Сохла и мокла,
Мокла и сохла,
Пока не засохла.
Метил в ворону, попал в корову.
Дарья дарит Дине дыни.
Дон, дон, дон, загорелся кошкин дом.
Тук, тук, тук, прибиваю я каблук.
Будут все играть в футбол и забьют в ворота гол!
Ду -ду -ду, растут яблони в саду.
Спит спокойно сытый сом,
Сладко смотрит сотый сон.
«Кукушка»
У леса на опушке, высоко на суку
С утра поет кукушка: ку-ку, ку-ку!
Внизу бежит речушка по желтому песку,
Поет кукушка звонко: ку-ку, ку-ку, ку-ку!
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:
панамка, пуговка, банкетка, купальник, пипетка, комната, селедка, минутка, калитка, гантели, улитка, солянка, паяльник, коленка, напильник, автобус, кузнечик, осьминог, индеец, автомат, ягненок, шиповник, садовник, памятник, половик, будильник, апельсин, виноград, охотник, маятник, кофейник.
«Считалка»
В небе паровоз летает,
В море плавает вагон,
Волк по воздуху шагает,
Кто не верит – выйди вон!
Чистоговорки:
Бегемот разинул рот,
булки просит бегемот.
Охотник поехал на охоту.
Говорит попугай попугаю:
— Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай:
Попугай! Попугай! Попугай!
Ветер воет, ветер воет, ветер завывает,
У ветлы, у вербы, ивы ветви наклоняет.
Что рисуют дети?
Стас рисует глобус,
А Света – автобус.
Стас рисует квас,
А Света – ананас.
Стас рисует маску,
А Света – колбаску.
Стас рисует сыр,
А Света – сувенир.
Стас рисует нос,
А Света – пылесос.
Стас рисует сок,
А Света – поясок.
(Смирнова Л.Н.)
10. Трехсложные слова с двумя стечениями:
матрешка, избушка, игрушка, Незнайка, винтовка, лампочка, антенна, таблетки, морковка, скакалка, клубника, гвоздика, скамейка, индейка, футболист, гармошка
Предложения и чистоговорки:
Кошка с котенком, а курочка с цыпленком.
Кораблем управляет капитан.
На клумбе цветут красные маки.
В конюшне стоят кони.
Катя и Коля слепили снежный ком.
У Кондрата куртка коротковата.
Няня нянчит Надю с Ниной.
У Ваньки – у Встаньки несчастные няньки.
Кот копеек накопил, кошке козочку купил.
А козе – капустки кочанчик хрусткий.
11, 12 .Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова:
Проговаривание слоговых рядов с данными согласными:
зна – зно – зну – зны
гна – гно – гну – гны
кля – клё – клю – кли
тля – тлё – тлю – тли
нта – нто – нту – нты
ста – сто – сту – сты
дна – дно – дну – дны
фта – фто –фту – фты
и т.д.
флаг, хлеб, гном, шкаф, знак, дно, клей, бант, лист, болт, куст, танк, кекс, зонт, лифт, винт, дни, пни, гнуть, клён, ткать, ткань, тля, кто, клин, тля, шарф, болт, фарш, холм, мост.
Чистоговорки:
Тетя Катя ткет ткань.
Та, та, та, хвост пушистый у кота.
Наш гость купил трость.
Ткач ткет ткани на платье Тане.
13. Двусложные слова с двумя стечениями:
звезда, штанга, гнездо, спички, птенцы, флажки, клюшка, гвозди, плетка, клетка, клюква, скалка, кнопка, спутник, книжки, пингвин.
Стихи:
Лед да лед,
Лед да лед.
А пингвин по льду идет.
Скользкий лед,
Скользкий лед.
А пингвин не упадет.
Сидит сокол в гнезде.
А около – соколята этого сокола.
Соколята, смирно сидите,
Со скалы вниз не соскользните.
14. Четырехсложные слова из открытых слогов:
пианино, ежевика, кукуруза, Буратино, раковина, пуговица, гусеница, помидоры, одеяло, черепаха, ящерица, мухоморы, витамины, макароны, паутина, чемоданы.
Чистоговорки и стихи:
Дон, дон, дон, загорелся кошкин дом.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Бала – бала – балалайка, балалайка, поиграй-ка!
Бара – бара – барабан, барабань-ка, барабан!
Барабан, баян и трубы, балалайка, бубен, тубы.
Мы играем, бьем, бренчим, барабаним и трубим!
Забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананы забавной обезьяне.
Водовоз вез воду из водопровода.
Белые бараны били в барабаны.
Надо на ножки надевать босоножки.
На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.
За уши зайца несут к барабану.
Заяц ворчит:
— Барабанить не стану!
Нет настроения,
Нет обстановки
Нет подготовки,
Не вижу морковки. (В. Берестов)
Марфина Ольга Владимировна,
учитель-логопед ГБУ «Областной реабилитационный центр
для детей и подростков с ограниченными возможностями»,
г. Астрахань
как развивать речь ребенка летом. Как научить ребенка пересказывать
Содержание:
Если ребенок занимается с логопедом — в детском саду или психолого-педагогическом центре — на лето занятия обычно прерываются. Родители часто спрашивают: чем позаниматься с ребенком, чтобы закрепить полученные навыки? Расскажем, как развивать речь ребенка в разном возрасте во время летних каникул.
Не секрет, что залог успеха в развитии множества навыков — регулярность и систематичность занятий. Поэтому особенно важно летом, в период отдыха от основных занятий с педагогом, самостоятельно отрабатывать дома упражнения, нацеленные на увеличение словарного запаса, правильное произношение слов и выстраивание грамматических конструкций. Чтобы занятия не утомляли ребенка, нужно лишь грамотно их дозировать и выбирать игровую форму.
Как расширить словарный запас ребенка
Если ребенок 1-2 лет только начинает осваивать слова (скорее всего имена существительные), помогите ему сделать это. Подсказывайте названия новых предметов, рассматривайте картинки в книжках и вслух произносите их названия. Задавайте простые вопросы «Кто это?», «Где котик (Катя, дом, няня)?» Помогайте на них отвечать. Предпочтение на этом этапе отдаем простым и коротким словам, а также простым, максимально конкретным предложениям.
Когда слов в запасе уже много, но все же недостаточно, продолжаем обогащать словарь другими частями речи в формате простых игр. Например, с ребенком 3-4 лет можно хвалить любимую игрушку, соревнуясь, кто больше слов для этого придумает (обогащаем словарь признаков). Можно устраивать шуточные соревнования между игрушками на предмет их «умений»(обогащаем словарь действий). Можно играть с игрушкой в прятки и озвучивать, где спряталась игрушка и откуда ее достали (обогащаем словарь предлогов).
Для детей 5-6 лет очень интересна игра в загадки, когда нужно отгадать или найти предмет, о котором говорится. Отгадывать можно и по признакам, и по действиям, и по местоположению. Хороша также широко известная игра «Да-нет», когда один из участников задает вопросы о задуманном или спрятанном предмете, а второй имеет право отвечать только «да» или «нет».
Как научить ребенка говорить грамотно
Как правило, самые распространенные ошибки в речи детей возникают при употреблении предложно-падежных конструкций. Для тренировки грамотного использования этих конструкций можно использовать игру «Иностранец». По сути, это восстановление деформированной фразы, где слова даны в своей начальной форме.
Говорим ребенку: «К нам приехал слон (жираф, кукла — любая игрушка может сыграть эту роль). Он иностранец и по русски говорит еще не очень хорошо. Помоги мне его понять, переведи его слова». И сообщаем, что сказал слон. А сказать он может, например: «Слон хотеть клубника». Ребенок исправляет:»Слон хочет клубнику». «Мышка ловить кот» — «Мышку ловит кот», и так далее. Эту игру можно усложнить, произнося слова в неправильной последовательности: «Мама чашка стол поставить на».
Во всех играх на развитие грамматики следует особое внимание обращать на произнесение окончаний слов, выделяя их голосом и привлекая к ним внимание ребенка.
Учимся пересказывать
В этом деле нам помогут не столько речевые игры, сколько упражнения, потому что умение рассказывать — это в первую очередь умение выстраивать последовательность.
Попробуйте, например, делать что-то, следуя указаниям ребенка: строить домик из кубиков, рисовать, лепить, готовить салат — фантазия не ограничена. Условие: ребенок — командир. Он говорит, с чего начать, как продолжить, видит, что получается в результате, замечает успехи и недостатки своих указаний, учится корректировать их, то есть использовать связную речь.
Пробуйте вместе пересказывать знакомые сказки и небольшие рассказы. Очень хороши для этого произведения В.Сутеева. Они красочно и понятно проиллюстрированы автором, доступны и интересны по содержанию. Иллюстрации в них служат опорными картинками для пересказа.
Еще одна игра хорошо развивает речевую память — «Волшебная цепочка». Первый игрок произносит предложение из двух слов — основу. Далее игроки по очереди распространяют эту основу, добавляя к ней новые слова в произвольном месте. Важно не сбиться, правильно повторить то, что уже было сказано, добавив что-то своё. Например: «Идет дождь. Идет сильный дождь. Сегодня идет сильный дождь. Сегодня весь день идет сильный дождь. Сегодня весь день идет сильный, холодный дождь». И так далее.
Все эти занятия доступны детям примерно с 4 лет.
Учимся «выговаривать»
Здесь мы не обойдемся без физической подготовки мышц артикуляционного аппарата — безусловно, артикуляционную гимнастику вовремя каникул прекращать не стоит. Кроме этого следует продолжать автоматизацию уже поставленных звуков, разучивая, например, скороговорки и соревнуясь в скорости их проговаривания с родителями.
Для того чтобы ребенку легче было проговаривать сложные по структуре слова, нужно развивать у него чувство ритма и умение запоминать последовательность слогов. Для этого можно повторять друг за другом хлопками различные ритмические рисунки, а также играть в игру «Запомни, повтори». Правила игры: ребенок должен повторить за взрослым 3, 4, 5 или больше слогов или слов строго в заданной последовательности. Для повышения интереса к игре ребенку и взрослому стоит меняться ролями.
Конечно, это далеко не полный перечень возможных речевых игр и упражнений с ребенком, но при регулярном включении их в ваше общение результат не заставит себя ждать.
Елена Геннадьевна Морозова,
Елена Владимировна Савостьянова,
учителя-логопеды территориального образования «Соколиная гора» Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
возрастные нормы, упражнения для развития
Дошкольный возраст — благоприятный период для речевого становления. Все познавательные процессы и психические функции организма направлены на формирование родного языка. Правильное развитие речи в 6-7 лет — основа качественного школьного обучения.
Развитие ребенка в 6-7 лет очень важно.
Особенности речи шестилетних детей
Дети усваивают родной язык благодаря подражанию речи окружающих взрослых. К старшему дошкольному возрасту ребенок накапливает обширный словарный запас, способен выразить свои мысли, чувства и переживания.
Речь развивается в процессе сюжетно-ролевой игры — ведущем типе деятельности ребенка от 3 до 7 лет. В игре дети овладевают коммуникативными навыками, учатся договариваться, устанавливать правила. Происходит развитие познавательных психических процессов, особенно мышления, которое неразрывно связано с речью. К семи годам ребенок готов к овладению письменной речью.
Особенности развития речи у детей 6-7 лет:
- Появляются устойчивые образные выражения, которые ребенок не только знает, но и понимает.
- Дошкольник правильно выстраивает конструкции предложений, осваивает грамматические правила изменения, появляются развернутые высказывания, фразовая речь.
- Усваивается слоговая структура, ребенок способен поделить слова на слоги, выделить гласный ударный слог.
- Ребенок способен классифицировать предметы по предлагаемым признакам.
- Язык становится средством диалогового общения, с началом обучения в школе язык — предмет специального изучения.
Словарный запас
К 7 годам словарь включает в себя от 4000 до 7000 слов, 60-70% от общего объема дошкольник применяет в жизни. Пассивный словарь ребенок не использует, т.к. не понимает значения услышанных и запомненных выражений.
Для расширения словаря рекомендуется проводить развивающие занятия и логопедические игры. С их помощью слова из пассивного запаса перейдут в активный. Чтение книг и просмотр иллюстраций также обогатят речь.
Понятия, которыми оперирует ребенок в этом возрасте:
- времена года и дни недели, месяцы;
- часы и минуты;
- пространственные значения;
- данные родственников;
- числительные до 100;
- названия праздников;
- названия городов;
- группы профессий;
- цвета и оттенки;
- части тела;
- виды спорта;
- природные явления;
- бытовые предметы;
- виды транспорта;
- животные и растения;
- эмоции и чувства.
Грамматический строй
Пример развития речи детей 6-7 лет.
Дети старшего дошкольного возраста составляют сложные распространенные предложения. Способны подбирать однокоренные слова, образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов.
Но допускают ошибки в склонениях, падежах и формах. Формирование правильного произношения — задача педагогической работы в подготовительных группах детского сада.
Она включает в себя 3 направления:
- морфология — изменение по родам, числам, падежам;
- словообразование — образование одного слова на базе другого;
- синтаксис — построение простых и сложных предложений.
Сформированность грамматического строя — условие подготовки детей к школе. В начальных классах речевой опыт выступает опорой при теоретическом осмысливании языковых форм. У детей с речевыми нарушениями возникнут сложности в дальнейшем обучении грамматике.
Связная речь
Связная речь — развернутое, логичное и последовательное высказывание, основной функцией которого является коммуникация. Формы связной речи: диалог и монолог. Диалогическая речь необходима ребенку для установления социального контакта, а монологическая — для самостоятельного усвоения знаний. Дети 7 лет способны составлять красочные рассказы, используя большой набор выражений. Дошкольники пересказывают сюжеты фильма, книги, придумывают свои истории.
Фонетика детской речи
К 6 годам дети определяют определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука, самостоятельно подбирают слова на заданные звуки. Но возникают сложности с дифференцированием парных звуков: С и Ц, С и Ш, Ш и Ж, и др.
Фонематический слух включает в себя:
- Узнавание неречевых звуков. Ребенок способен на слух определять источник звука, особенности его возникновения, силу и громкость.
- Различение высоты, силы, тембра голоса. Способен говорить громко и шепотом, изменять темп речи.
- Различение слов, близких по звуковому составу, например, люк — лук, мак — рак, горка — корка. Делит звуки на твердые и мягкие, шипящие и свистящие, глухие и звонкие.
- Дифференциация слогов и фонем. Делит на слоги, выделяет гласные и согласные, ударные и безударные.
- Навыки звукового анализа. Может разделить выделить и назвать звуки. Изображает звуки животных, природных явлений, бытовых предметов.
Фонематический и фонетический слух — основа развития речевого слуха, который отвечает за звукослоговую структуру речи.
Игры для развития фонематического слуха:
- Взрослый произносит слова ШУБА, КОШКА, МЫШЬ. Ребенку нужно определить общий звук.
- Педагог загадывает звук, например С. Называет различные предметы. Дети хлопают в ладоши, когда услышат загаданный звук.
- Ребенку дается задание назвать предмет в комнате с заданным звуком.
- Педагог читает детям знакомые стихи, но намеренно меняет звуки на похожие. Дети исправляют ошибки.
- Включается аудиозапись с различными звуками природы, голосами животных, шумом транспорта. Дети определяют источник звука.
Памятка для родителей.
Норма развития речи в период от 6 до 7 лет
Особенности речевого развития в 6-7 лет:
- в словаре преобладают существительные;
- используются синонимы и антонимы;
- слова сочетаются по смыслу;
- обозначаются свойства и качество объектов;
- в сложные предложения включаются причастные и деепричастные обороты;
- используются соединительные, противительные и разделительные союзы;
- речь эмоционально окрашена и выразительна;
- высказывания содержательные и точные.
К началу школьного обучения коммуникативные и речевые способности ребенка развиты, он готов выстраивать общение со сверстниками и взрослыми, использовать свою речь как средство для овладения новой деятельностью — учебной. В школе дети совершенствуют речевые навыки, овладевают письменной речью.
Нарушения речевого развития детей и их профилактика
Нарушения устной речи затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Нарушение речевого развития — причина неуспеваемости учеников начальных классов.
Речевые дефекты чаще всего наблюдаются в произношении, т.к. от ребенка требуется сознательно контролировать свою речь, управлять речевым аппаратом.
Виды нарушения речи у детей:
- Дислалия — нарушение произношения отдельных звуков, которое связано с незрелостью речевого аппарата. Дислалия легко устраняется с помощью логопеда.
- Дизартрия — нарушение голосообразования и расстройство артикуляции звуков, которое связано с поражением центральной нервной системы. Дизартрия — сильное расстройство, оно лечится под контролем невролога.
- Ринолалия — искаженное произнесение всех звуков речи, которое связано с дефектом строения артикуляционного аппарата. При ринолалии речь невнятна и монотонна. Заболевание лечится совместно с отоларингологом.
- Моторная алалия — нарушение, при котором ребенок хорошо понимает родной язык, но не способен связно выражать мысли, делает ошибок при согласовании в роде, числе, падеже. Дефект связан с поражением речевых центров головного мозга. При отсутствии коррекции дети с моторной алалией обучаются в специализированной речевой школе.
- Сенсорная алалия — нарушение, при котором ребенок слышит обращение, но не понимает его смысла. Дефект связан с поражением специализированных речевых центров головного мозга. Заболевание корректируется под контролем невролога, дефектолога, психиатра и сурдолога.
- Афазия — нарушение нормального развития речи из-за перенесенной травмы или инфекции.
- Реактивный мутизм — резкое исчезновение речи у говорящего ребенка, которое связано с неврологическими заболеваниями.
- Заикание — повторение звуков или слогов, которое связано с неврологическими, эмоциональными или поведенческими дефектами. Лечится как медикаментозно, так и нетрадиционными методами (гимнастикой, массажем, работой с дыханием).
- Отставание в речевом развитие как следствие задержки психического развития.
Умения детей в 7 лет.
Для профилактики речевых нарушений проводятся специализированные логопедические занятия, которые подразумевают:
- развитие артикуляционной моторики;
- формирование произносительных навыков;
- развитие навыков звукового анализа;
- совершенствование лексических и грамматических конструкций;
- развитие познавательных процессов;
- развитие мелкой моторики.
Упражнения для развития связной речи у детей 6-7 лет
Фразовая речь развивается методом подражания. Ребенок должен слышать правильную, грамотную, хорошо поставленную речь, которую возьмет за образец. Родной язык усваивается детьми бессознательно, при восприятии на слух.
Чтение качественной литературы, прослушивание аудиоспектаклей и аудиокниг, просмотр театральных постановок благоприятно влияют на богатство и содержание детской речи. Для расширения возможностей разговорной речи необязательно проводить специальные развивающие занятия.
Развивать связную речь можно в бытовых ситуациях:
- Читайте книги, обсуждайте прочитанное.
- Разучивайте стихи.
- Вспомните в мелких деталях дорогу от дома до детского сада.
- Попросите пересказать сюжет просмотренного мультфильма.
- Предложите пофантазировать на тему «Если бы я был волшебником…».
- Придумайте совместный рассказ, запишите его и нарисуйте иллюстрации.
- Рассматривайте виммельбухи — книжки без слов, с множеством рисунков, на которых детально прорисованы предметы и люди. Виммельбух — отличный тренажер для развития всех речевых функций. Ребенок сможет составлять рассказы и истории на основе иллюстраций.
Как развивать мышление
Развитие познавательных психических процессов — обязательная составляющая логопедических занятий. Мышление и речь неразрывно связаны между собой. Речь — главный инструмент мышления. С развитием логического мышления у ребенка возникает способность к составлению связных предложений, оформлению мыслей и выводов.
Игры для развития мышления:
- Ребенку предлагаются картинки с изображением различных предметов, которые нужно объединить в смысловые группы.
- Подбирается серия картинок, в которой один из предметов лишний. Нужно найти этот предмет и объяснить свой выбор. Другой вариант задания: педагог читает слова, дети, услышав лишнее, хлопают в ладоши.
- Педагог называет прилагательное, дети находят для него антоним.
- Взрослый загадывает предмет, описывает его характеристики. Задача детей — угадать предмет.
Как развить память
Память — способность человека к восприятию и запоминанию информации для последующего воспроизведения. Без нее речевое развитие невозможно. Словесно-логическая память — психологическая основа речи.
Упражнения для развития речи.
Упражнения на развитие памяти:
- Игра «Что изменилось?». Предлагаются 2 похожие картинки с разными деталями. Ребенку необходимо найти отличия.
- Предлагается изображение нескольких предметов, ребенку нужно посмотреть на них и нарисовать по памяти.
- Педагог бросает детям мяч и называет обобщающее слово (транспорт, животное, одежда и т.д.). Ребенок ловит мяч и называет подходящий объект.
- Педагог называет профессию, дети описывают глаголы, которые к ней относятся.
- Взрослый стучит ритм карандашом. Дети повторяют ритм, постепенно наращивая темп.
Подготовка дошкольника к чтению и письму
Родители стремятся научить дошкольника читать и писать, но самостоятельно делать это не рекомендуется, т.к. требуется следовать специальной методике обучения. Подготовкой к школе занимаются педагоги в детских садах и развивающих центрах.
Педагоги разучивают с детьми не буквы, а звуки, на которых строятся слоги, а затем слова. Особое внимание уделяется фонематическому слуху, звукопроизношению.
Семье отводится важная в обучении чтению и письму. Родители должны стремиться прививать ребенку любовь к книгам собственным примером, совместно с детьми собрать домашнюю библиотеку. В доме должна звучать грамотная речь без слов-паразитов.
Основная форма развития речи в домашних условиях — содержательная беседа. Общаясь, члены семьи не только обогащают словарь детей, но и создают благоприятную атмосферу для эмоционального, познавательного и социального развития.
Постановка звука р: поэтапная постановка и упражнения
Наиболее частый запрос обращения родителей к логопеду-дефектологу — нарушение произношения звука «Р». Он формируется в речи ребенка в последнюю очередь, постановка звука «Р» требует контроля со стороны взрослых.
Мнемочистоговорки для развития произношения звука «Р».
Когда нужна коррекция
Звук «Р» — один из сложных в развитии речи ребенка. Он относится к категории сонорных, в составе которых тона голоса больше, чем шума.
Специалисты ставят «Р» последним, когда все остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Постановкой «Р» занимаются после 5,5-6 лет. До этого времени нарушение в его произношении — возрастная норма.
В некоторых случаях к логопеду стоит обратиться с 4 лет, когда «Р» появился в речи, но проявляется некорректно. В данном варианте ребенок не заменяет «Р» другими звуками («Л», «В»), а пытается выговорить «Р», но с нарушениями артикуляционного аппарата.
Норма произношения «Р»:
- губы расслаблены;
- расстояние между зубами 4-5 мм;
- кончик языка поднимается к верхним деснам;
- язык вибрирует в струе воздуха;
- средняя часть спинки языка выгибается;
- задняя часть языка направлена назад, прижимается к небу;
- боковые края прижаты кверху;
- голосовые складки в момент говорения колеблются.
Нарушение произношения твердого «Р» и мягкого «РЬ» в дефектологии называют ротацизмом или параротацизмом. В советское время эти нарушения называли картавостью.
Основные виды ротацизма, которые требуют коррекции:
- Велярный.
Кончик языка опущен вниз, не участвует в артикуляции. Язык напряжен, отодвинут назад. В произношении мало голоса, много воздуха. Звук получается гортанным, громким. - Увулярный.
Язык вибрирует в воздушной струе. Звук мягкий, тихий, плавный. - Носовой.
Воздух направлен в нос, отсутствует вибрация. - Двугубный.
В артикуляции принимают участие только губы, без языка. - Щелевой.
Язык направлен вверх и образует щель с мягким небом. Звук меняется на «З» или «Ж». - Межзубный.
Язык находится между зубами.
Этапы коррекции нарушений:
- Подготовительный.
- Постановка звука.
- Автоматизация.
- Дифференциация.
- Закрепление в речи.
Причины неправильного произношения
Комплекс арт-упражнений.
Формы ротацизма:
- Искаженное произношение.
- Отсутствие звука в речи ребенка.
- Замена одного звука другим.
Причины:
- Нарушения артикуляционной моторики и строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, нарушения прикуса, отсутствие зубов, высокое небо.
- Нарушение центральной регуляции дыхания. Нарушены ритм, координация вдоха и выдоха. Выдох происходит через нос при горловом произношении. Дефекты обусловлены изменениями мышечного тонуса, ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ.
- Педагогическая запущенность. Ребенок не слышит грамотную речь в бытовых ситуациях, нет тренировки грамотности. Взрослые осознанно подражают его произношению, изменяя звуки, не исправляют некорректное звучание. Дошкольнику не читают литературных произведений, не ведут с ним долгих бесед.
- Нарушение фонематического слуха. Ребенок не различает фонемы родного языка, смешивает их, плохо понимает речь окружающих.
Проблемы с речевым дыханием
Речевое дыхание — основа звучащей речи. Оно отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Речевое дыхание — возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звуков. Вдох при этом короче выдоха в 5-8 раз. На длительном выходе и образуется речь. При корректном речевом дыхании ребенок говорит четко и выразительно, соблюдает паузы.
Дошкольники не контролируют себя, начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе, набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это сказывается на правильном произношении. Если ребенок не выговаривает «Р», начинать работу по коррекции следует с дыхания.
Нарушения слуха
Фонематический слух — способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы. С самого рождения дети осваивают родную речь способом подражания. К 4 годам у дошкольника формируется техника произношения всех звуков, кроме сонорных.
Нарушение фонематического слуха (дислалия) затрудняет восприятие устной и письменной речи в школьном обучении, поэтому необходима коррекция дефектов сразу при их обнаружении.
Логопедические упражнения для развития фонематического слуха, которые родители могут проводить самостоятельно:
- Взрослый называет ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит загаданный.
- Взрослый хлопает в ладоши или стучит карандашом ритм, который ребенок должен повторить.
- Взрослый диктует звукосочетания, ребенок их повторяет.
- Взрослый показывает картинки, ребенок выбирает те, в которых есть загаданный звук.
- Взрослый называет слова правильно и неправильно, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит правильный вариант.
Автоматизация буквы «Р».
Недостаточное развитие органов речи
Незрелость речевого аппарата — основная причина нарушения произношения у дошкольников. Речевой аппарат состоит из 2 отделов: центральный (отделы головного мозга) и периферический (язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть). Нарушения работы головного мозга диагностируются и корректируются нейропсихологом. Дефекты артикуляционного аппарата устраняет логопед-дефектолог в игровой форме.
Индивидуальное строение уздечки
Укороченная уздечка, аномалии ее расположения — дефект ротовой полости, который возникает в раннем детстве. Проблема эффективно решается хирургическим путем, при своевременном обращении к специалисту подъязычная связка растягивается с помощью упражнений и логопедических инструментов.
Подготовка артикуляционного аппарата
На коррекционных занятиях подготовительный этап отводится работе с артикуляционным аппаратом. Проводятся упражнения для растяжки подъязычной связки, верхнего подъема языка, разминки губ и челюсти.
Задания для подготовки артикуляционного аппарата к работе:
- «Качели» — открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и к подбородку.
- «Лошадка» — щелкать языком медленно и сильно, имитируя звук копыт лошади, при этом нижняя челюсть остается неподвижной.
- «Болтушка» — широким кончиком языка провести по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. Одновременно произносить «БЛ-БЛ-БЛ».
Упражнения на дыхание
Дыхательная логопедическая гимнастика:
- «Пузыри».
Сделать глубокий вдох через нос, надуть щеки и выдохнуть через рот. - «Мельница».
Ноги вместе, руки вверх. Вращать прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Ускорять движения, усиливать звук. - «Гуси».
Ходить по комнате, взмахивая руками, как крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у». - «Воздушный шар».
Лежа на спине, положить руку на живот. Сделать глубокий вдох и выдох, наблюдая за движением руки. Надуть живот как шар. - «Ежик».
Имитация пыхтения ежа с напряжением мышц носоглотки.
Способы постановки звука
Скороговорки на произношение звука «р».
Основные приемы постановки:
- По подражанию — внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляции при использовании зрительного и слухового контроля.
- Механическим способом — с использованием логопедических зондов, шпателей, поручных средств.
- Смешанным способом — постановка от других звуков.
Период закрепления правильного звука — от 25 до 60 дней. Уроки проводят 2 раза в неделю, без логопеда в домашних условиях занимаются ежедневно.
Подражание
До 6 лет чистые «Р» и «РЬ» появляются у детей по подражанию. Ребенок овладевает артикуляцией самостоятельно через фонематическое восприятие, ориентируясь на речь окружающих людей. Поэтому произношение взрослых должно быть чистым и четким, без нарушений.
Постановка «Р» от звука «Д»
Можно научить ребенка говорить букву «Р», отталкиваясь от уже сформированных звуков.
Постановка от «Д»:
- Ребенок звонко произносит «Д». Кончик языка упирается в альвеолы верхнего неба. Язык не отрывается от неба.
- Повторять без остановки «Ддддд». Язык завибрирует и появится «ДДД-РРР».
- Говорить слоги ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, в которых «Р» звучит твердо.
- Проговаривать слова, которые начинаются с «ДР», «ТР», отработать произношение.
- Убрать «Д» из упражнений.
Если у ребенка не получается вибрировать языком, то можно помочь ему, мягко подтолкнув язык палочкой от мороженого.
Упражнения от звука «Ж»
Если дошкольник корректно выговаривает «Ж», то при его выговаривании можно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Закрепить его, повторяя упражнения. После автоматизации «Р» подбирать слова без использования «Ж».
Постановка от звука «З»
Ребенок произносит «З» кратко, слегка дотрагиваясь языком до альвеол, сильно дует на язык. Будет слышен одноударный «Р», который потом легко переходит в вибрирующий.
Этот способ редко применяется на практике, т.к. артикуляция «Р» и «З» различна.
Упражнения от звука «С»
Ребенок длительно тянет «Ссссс», затем вдыхает через рот и прижимает язык к альвеолам. Появится короткий «Р», который автоматизируется через вышеописанные упражнения.
На вдохе
Отличительная особенность вышеописанного метода в том, что звук вызывается на вдохе. Речь строится на длительном выдохе, вдох при речевом дыхании короткий. Но при постановке «Р» от «С» ребенок произносит звук, вдыхая воздух.
Способы постановки звука «р».
Механическим методом
«Р» ставится механическим способом с помощью логопедических инструментов. Ребенок открывает рот, поднимает язык к небу. Логопед постукивает молоточком в альвеолы, добавляет вибрацию шпателем. Звук закрепляется с помощью упражнений, отрабатывается вибрация сначала со шпателем, потом без него.
Вибрацию языка удается получить следующим способом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке), убрать язык за верхние зубы и сильной струей воздуха сдуть его с языка.
Механический метод применяется с осторожностью, в игре, чтобы не травмировать дошкольника.
Постановка звука «РЬ»
При замене «Р» его мягкой парой ребенок широко раскрывает рот и более протяжно произносит звук, переместив передний край языка вперед к верхним резцам. При этом «Р» сочетается с передним гласным «И». В результате звук приобретает мягкий оттенок.
Автоматизация звука «Р» в слогах «ра-ро-ры-ру»
Игра на отработку «Р» в открытых слогах помогает ребенку закрепить твердую и мягкую формы, способствуют плавности речи.
Дошкольник повторяет скороговорки:
Ра, ра, ра — теплая нора.
Ра, ра, ра — тонкая кора.
Ры, ры, ры — сидит ежик у норы.
Ры, ры, ры — добежали до горы.
Ру, ру, ру — погуляем мы в бору.
Ру, ру, ру — много ягод наберу.
Ро, ро, ро — позвонили мы в бюро.
Постановка звука «Р» по Хватцеву
Советский педагог М. Е. Хватцев в 1959 г. разработал систему поэтапной постановки «Р»:
- Сопоставление словосочетаний с объяснением разницы для развития фонематического восприятия (жарко-жалко, вор-вол, рожки-ложки).
- Получение вибраций механическим способом, постукивая по деснам, и через работу с воздушной струей.
- Постановка «Р» от получившегося длительного «Д» и «Р».
- Автоматизация через вставку редуцированного гласного звука «Ы» (дыыыра, тыыыыра).
Упражнения для развития произношения звука «р» по Хватцеву.
Способ по Левиной
Логопед Р. Е. Левина в 1965 г. разработала комплекс артикуляционных упражнений для обучения произношению «Р».
На первом этапе упражнения направлены на получение фрикативного «Р» без вибрации после достижения правильной артикуляции.
На втором — тренируется вибрация языка от звуков «Ш», «Ж». Ребенок раздвигает губы, не округляя их, протягивает «Ж», сдвигает кончик языка наверх к деснам, щель между ними отсутствует. Ребенок сильно выдыхает воздух.
Для выработки вибрации используют звук «Д», который проговаривае тся на одном выдохе. Рот широко открыт, передний край языка плотно соединяется с деснами верхних зубов. «Д» произносят вместо «Р» в словах с сочетанием «ТР» или «ДР».
Метод Богомоловой
А. И. Богомолова в 1979 г. предложила способ выработки вибрации для говорения «Р». Зубы открыты на расстояние 2 пальцев. Язык прижимают к небу, максимально растянув уздечку. Педагог пальцами сдвигает к небу края языка,уздечка при этом свободна.
Ребенок глубоко вдыхает воздух и резко выдувает его, подключая голос. Образуется сочетание «ТЖ». Упражнение повторять, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «ТЛЕ» изменится в «ТР». После закрепления короткого «ТР» отрабатывают раскатистое «ТР» с помощью пальцев, а потом и без них.