С какого возраста детям можно смотреть мультики – С какого возраста ваш ребенок начал смотреть мультики? — запись пользователя Екатерина (katikate) в сообществе Воспитание, психология — от года до трех в категории Телевизор и гаджеты

С какого возраста можно показывать ребенку мультики?

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! С вами — Ирина Иванова. В этой статье я хочу рассказать вам, с какого возраста можно показывать ребенку мультики, и нужно ли это делать вообще.

Вчера мне пришлось вытирать горькие слезы моей лучшей подруги, и повод для этого был действительно серьезным. Она консультировалась с очень известным детским неврологом по поводу того, что ее трехлетний малыш до сих пор не произносит ни одного слова.

Первым делом светило науки посоветовал ей выкинуть из дома телевизор вместе с планшетом, по крайней мере, до тех пор, пока ребенку не исполнится лет семь. Он сказал, что, возможно, это она виновата в такой серьезной речевой задержке у совершенно здорового ребенка, потому что с утра до вечера малыш только и делает, что смотрит мультики.

Честно говоря, я и сама замечала нездоровый интерес Антона к смене ярких кадров на экране, неважно, телевизор это, или планшет. С мультиками он делал абсолютно все – ел, купался, сидел на горшке, засыпал, сидел в очереди к педиатру, ехал в тележке по супермаркету.

Родители умилялись, когда еще в 3-4 месяца Антошка таращил глазенки, поворачиваясь на звуки рекламы или заставки некоторых передач. И маме было очень удобно, что можно спокойно заниматься домашними делами, пока сынуля смотрит мультики.

Тревогу родители забили, когда поняли, что сверстники Антона уже бойко декламируют стишки про «мишку, которого уронили на пол», а их умный и понятливый ребенок имеет в своем лексиконе несколько подобий слов.

Как не помочь лучшей подруге! Вытерев слезы, мы отправились на поиски истины к моей знакомой, которая работает в развивающем центре детским психологом с просьбой проконсультировать Антошку и подыскать хорошего логопеда.

Всем тем, что она нам рассказала о последствиях неумеренного увлечения мультфильмами, я хочу поделиться с вами, дорогие читатели, чтобы вы учились не на своих, а на чужих ошибках. Ведь слова «Кто предупрежден, тот вооружен» еще не потеряли своей актуальности, не правда ли?

 

Смотреть или нет?

По этому поводу уже давно ломают копья сторонники и противники того, чтобы детям показывали мультфильмы. С одной стороны, они приводят пример того, как дети падали в обморок при просмотре японских аниме. С другой стороны, сам папа римский рекомендовал католикам показывать своим детям мультфильмы, произведенные еще в Советском Союзе, мол, они научат «разумному, доброму, вечному».

Особенно громко звучит голос детских офтальмологов. Они аргументировано доказывают, что для детского зрения частая смена ярких картинок кроме вреда ничего не принесет, что нагрузка на зрение может привести к близорукости еще на пороге школьного обучения.

Неужели нет никакой пользы от этих мультиков? Ведь над их производством работает целая индустрия! Не может быть, чтобы эти люди занимались бесполезным делом. Зачем нам нужны мультфильмы? Помните высказывание какого-то бородатого умника (по-моему, это был Авиценна): «Любое вещество может быть и ядом и лекарством»? Вот так и мультфильмы – в разумных дозах они могут принести немало пользы:

  • учат отличать правду от вымысла;
  • знакомят с положительными качествами и шаблонами поведения в трудных ситуациях;
  • помогают отличить добро от зла;
  • дают возможность примерить на себя различные социальные роли.

Но все эти преимущества значимы для детей постарше. Какие социальные роли может примерить на себя 1-2 летний малыш? А ведь в большинстве семей мультфильмы смотрят дети, еще не умеющие самостоятельно передвигаться.

Когда можно начинать смотреть мультфильмы? Об этом чуть позже, а пока познакомьтесь с мнением моего знакомого детского психолога – вред мультиков для детского развития:

  • Для развития речи недостаточно того потока слов, который льется с экрана. Как воздух необходимо живое общение, нужно видеть, как выглядит артикуляция того или иного слова, нужно слышать реакцию мамы или папы на свои слова. К тому же, герои детских фильмов чаще всего говорят в быстром темпе, выделить отдельные слова из их речи очень трудно.
  • Природой человеческого развития заложено, что малыш познает окружающий мир через органы чувств: он трогает предметы, пробует на вкус, чувствует их запах, получает ощущения от движения и перемещения в пространстве. Все вместе это называется красивым словом «сенсорное развитие» — основа будущей благополучной адаптации маленького человечка к любым переменам в жизни. Действовать, двигаться, ощущать – вот три кита, на которых нужно опираться мамам, мечтающим вырастить успешного ребенка! Какое место здесь занимают мультфильмы, даже если они «развивающие»?
  • Просмотр мультиков не развивает произвольное внимание – главное качество будущих отличников. Ну, идет действие на экране, да и идет! Не нужно думать, анализировать, не нужно тренироваться в концентрации внимания. Оно и так держится благодаря яркому фону, громкому звуку, мерцанию экрана. Любви к чтению у такого активного зрителя вы точно не добьетесь. Ведь там нужно прилагать усилия, включать воображение, а ребенок это делать просто не умеет.

Совершенно не смотреть мультфильмы никто не призываем, да и не получится это в современных реалиях. Просто делайте это осмысленно.

 

Определяем время просмотра

Мнения по этому вопросу, с которыми нам пришлось познакомиться на бескрайних просторах интернета, значительно расходятся. Начинать показ мультфильмов рекомендуют и с года, и с пяти лет. Есть абсолютные противники телевизора, не имеющие его в доме. Не будем бросаться из крайности в крайность. На наш вопрос: «Сколько можно смотреть мультиков, и с какого возраста лучше начинать просмотр?» детский психолог ответил:

  • До двух лет желательно смотреть не мультфильмы, а диафильмы. В них малыш может рассмотреть картинку, зрение не напрягается;
  • Первые мультфильмы должны быть простыми, с продолжительностью не более 10-15 минут;
  • Даже старшим дошкольникам не надо показывать более одного фильма в день;
  • Большую пользу принесет совместный просмотр, беседе с обсуждением поступков героев.

Следите за реакцией ваших детей за тем, что происходит на экране, хмурятся они или улыбаются при этом, подпевают ли героям, и постарайтесь понять, что вызвало эти эмоции.

 

Что показывать детям?

То, что мультяшный репертуар нужно контролировать, уже не вызывает сомнения. Какие же мультфильмы можно смотреть нашим детям? Вы скажете, сколько людей, столько и вкусов, хотя, по некоторым направлениям мультипликации существует сложившееся мнение специалистов, с которым я хочу вас познакомить.

  • У мультфильмов, произведенных в Советском Союзе масса достоинств: добрые, целомудренные, с правильной речью героев, без мелькания кадров, учитывающие особенности психики малыша. Минусы – не всем динамичным современным детям нравится спокойное течение сюжета и медленная смена кадра.
  • Мультфильмы, произведенные студией Дисней, на первый взгляд, тоже несут много хорошего и доброго. Плюсы — яркие, красивые, много волшебства, необычных персонажей. Минусы – иногда прорываются элементы деструктивного поведения, не свойственного нашему менталитету. Вспомните птичку в «Шрек», которая лопнула от пения девушки-тролля! Роль женщины там так же неоднозначна: или гламурные красотки со всеми признаками сексуальности, или неопрятные семейные матроны с дурным характером. То есть в подсознание ребенка закладывается мысль о том, что семья и дети – это плохо.
  • Современные мультфильмы – это тема для целой диссертации. Среди них есть много отличных и познавательных произведений, дающих массу знаний обо всем. Но вместе с тем, часто в таких мультиках попадаются элементы «недетской жизни»: эротика, шантаж, жаргонные слова, неподобающее поведение главных и очень симпатичных героев. Первым делом, на ум приходит очаровательная малышка из мультика «Маша и медведь», которая ни разу не поплатилась за явные провокации.

В общем, как пел герой известного фильма: «Думайте сами, решайте сами». Решите для себя, что вам важнее – толика свободного времени или благополучие вашего ребенка. А я прощаюсь с вами и желаю вашим детям здоровья и благополучия.

Если вам понравилась моя статья, порекомендуйте своим друзьям в социальных сетях прочитать ее. Подписывайтесь на обновления моего блога, вас ждет еще немало интересного! До встречи!

Автор: Ирина Иванова

влияние на психику и зрение малыша

С какого возраста можно смотреть мультики ребенку: влияние на психику и зрение малыша

В последние годы всё чаще выносится на обсуждение вопрос влияния просмотра телевизора на детскую психику. В связи с этим ответственные родители всё чаще интресуются, с какого возраста можно смотреть мультики ребенку.

И в этом нет ничего удивительного, ведь до сих пор мнения многих специалистов относительно зависимости особенностей развития ребенка от просмотра мультфильмов во многом расходятся.

Просмотр телевизора и его вредное влияние на ребенка

Согласно общим рекомендациям детских педиатров, просмотр мультфильмов и любые контакты с телевизором грудным ребенком должны быть исключены. Как показывают многочисленные исследования, слишком ранние знакомства малышей с телевизором чревато серьёзными последствиями, представленными:

Просмотр телевизора и его вредное влияние на ребенка

  • Нарушениями развития речи. Специалисты акцентируют внимание на том, что чем больше малыш проводит времени перед голубым экраном, тем меньше его словарный запас, ведь нормальное и полноценное развитие в подобных условиях просто невозможно. Именно у детей, которые рано приобщились к просмотру телевизора, чаще всего наблюдаются задержки развития речи и её восприятия.
  • Ухудшением зрения. Ранние просмотры телевизора на близком расстоянии становятся причиной развития близорукости и других необратимых нарушений зрения. Дело в том, что формирование и налаживание полноценного функционирования детских глаз происходит в течение первых лет жизни малыша. Именно в этот период рекомендуется исключить все внешние факторы, способные оказать отрицательное воздействие.
  • Потерей интереса к книгам. Данная проблема стала невероятно актуальной после начала массового использования телевизоров и интернета. Отмечено, что современные дети практически потеряли интерес к чтению книг, а ведь именно это увлечение давно признано самым эффективным стимулятором нормального развития личности.
  • Ожирением. Продолжительное пребывание у экранов телевизоров и сведение к минимуму физической активности чревато появлением лишнего веса у малыша, что в свою очередь способно привести к более серьёзным проблемам, представленным, к примеру, сахарным диабетом.
  • Нагрузкой на нервную систему. На фоне быстрой смены телевизионного изображения оказывается избыточная нагрузка на нервную систему малыша, что сопровождается перевозбуждением, появлением страхов, нарушениями сна и памяти.

Просмотр телевизора и его вредное влияние на ребенка

С какого возраста можно включать мультфильмы ребенку?

Во избежание малоприятных последствий всем родителям настоятельно рекомендуется ответственно подходить к воспитанию своего чада и знакомить его с телевизором только в том возрасте, в котором это разрешено специалистами. Как уже было отмечено, просмотры мультфильмов ребенком возрастом до одного года должны быть полностью исключены.

Многие родители уверены, что достижение ребенком двухлетнего возраста считается оптимальным временем для начала просмотра мультфильмов. На этот счёт у детских педиатров несколько отличительное мнение.

Так, нервная система двухлетнего ребенка сформирована лишь частично и может болезненно воспринять подобные нововведения в привычный режим. Если желание ребенка посмотреть телевизор пересиливает родительскую непоколебимость, можно пойти на некоторые уступки, но на просмотр мультфильмов не должно уходить больше 15 минут в день.

С какого возраста можно включать мультфильмы ребенку?

Относительно просмотра мультфильмов ребенком трехлетнего возраста также бытуют различные мнения. Так, многие специалисты, включая окулистов, настаивают на оказании отрицательного воздействия такого времяпрепровождения на здоровье и полноценное развития малыша. В то же время немало педиатров разрешают смотреть мультфильмы, но не дольше 1 часа в день.

Начиная с четырёхлетнего возраста, детки могут смотреть телевизор порядка двух часов в день, но крайне важно не переусердствовать с этим занятием и выбирать только качественные и поучительные мультики.

Какие мультфильмы выбрать для малыша?

Разрешение на просмотр телевизора ребенком обязательно должно сопровождаться тщательным выбором мультфильмов. Важно помнить, что дети впитывают внешнюю информацию, как губки, поэтому нужно обеспечить полезное времяпровождение малышу даже у экрана телевизора.

Какие мультфильмы выбрать для малыша?

Ребенку следует включать те истории, в которых содержится мораль и доброта. В возрасте с двух лет малыша можно знакомить со специальными развивающими мультфильмами.

Отказаться следует от продолжительных мультиков, для просмотра которых ребенку придется долго находиться у экрана телевизора. Отдавать предпочтение лучше коротеньким мультфильмам.

Несомненно, многие родители считают телевизор настоящим помощником, который способен надолго занять ребенка и высвободить тем самым время для мамы и папы. Но для обеспечения полноценного и всестороннего развития малыша его лучше вовлекать в развивающие игры, создание поделок, рисование, изучение книг. 

С какого возраста ребенку можно показывать мультики?

С просмотром телевизора вообще надо быть очень осторожными. Это очень важный воспитательный момент в становлении личности. ОСОБЕННО ДЕТЕЙ!! ! Просмотр возможен только на отдаленном растоянии. Обязательно телевизор должен находиться ниже уровня глаз. РЕКЛАМУ НЕ СТОИТ СМОТРЕТЬ ВООБЩЕ!! ! Наши отечественные старые добрые мультики можно с довольно раннего возраста. Как только ребенок начинает понимать происходящее в сюжетах. Но обязательно под наблюдением взрослого, который отслеживает реакцию ребенка на тот или иной сюжет. Желательно после просмотра (уже выключив телевизор) обсудить увиденное на экране (понять отношение ребенка к ситуациям, согласиться с ним или высказать в ответ свое мнение, если оно отличается) . Очень не продолжительно по времени, не более 30 минут в сутки, и то не за один сеанс (как в «Спокойной ночи, малыши»). Зарубежные мультики, да и большенство наших современных показывать ребенку я бы не рекомендовала. Абсолютно все, увиденное на экране, нашим подсознанием воспринимается, как призыв к подражанию. Если у взрослого человека существует хоть какая-то слабая защита, за счет уже сформировавшегося мировоззрения, то ребенок совершенно беззащитен. Будте очень внимательны и осторожны к подаваемой ребенку информации. Хочу еще добавить, что если ребенок находится в комнате, где включен телевизор, и вам кажется, что он не проявляет к нему совершенно никакого интереса, уверяю вас вы ошибаетесь. Всю информацию в этот момент он воспринимает, причем самым тщательным образом. Успехов в вашем не легком труде быть заботливой и любящей мамой. :))

мы с 1,5 лет смотрели

Лучше до 3х лет к тел. вообще не подпускать!!!

Можно показывать хоть с рождения, вопрос в том какие? Не роботов, ужастиков и всякой там …

Лучше вообще не показывать — зрение и психика сохранится.

Моя доча с 1 года смотрит. Как только начала что-то понимать, различать животных (мультяшных персонажей) . Ее внимания пока хватает на 5 минут, но много положительных эмоций, особенно, если вместе смотрите — можете комментировать, чтоб ее понятнее было

позитивные и добрые с 1,5 лет и после, а вот до этого возраста можно сказки на кассете)))

да хоть с какого. я своему показываю с тех пор, как он сам стал их смотреть . где-то около 2=х лет. начала с самых простых-антошки, 2 весёлых гуся. потом постепенно расширяла, ну погоди, про крокодила гену, про львёнка и черепаху. в результете, ему сейчас 2 с половиной, он очень любит их смотреть, и поёт все-все песенки наизусть с мультиков…

Лучше вообще не показывать, т. к. в любом случае потом до того привыкают к ним, что потом просто очень сложно оторвать от телевизора.

В книгах пишут, что до 3-х лет не желательно чтоб ребенок смотрел телевизор. А на практике все иначе: моему сынишке 2 мес и он уже пытается телевизор смотреть. А так я думаю, что когда ребенок начнет различать животных, тогда и начинать показывать мультики, но желательно советские, т. к. они добрые, а не всякие там губка Боб

Как только Вам потребуется что-то делать и некому посидеть с ребенком так и включите мультики.

Вмеру не вредно в любом возрасте.

не раньше двух лет. до трёх лет не более 10 минут, после трёх не более 30 минут в день.

Он мультики ещё в утробе матери смотрел, и слушал, чем раньше тем лучше.

Моей доче сейчас 11 мес. Мультики (типа Простоквашино, Ну погоди, Попугай Кеша, Ледниковый период, Лесная братва) смотрит с 9 мес. Но внимания хватает всего на 10 мин. как максимум.

лет с двух . лучше старые советские .

мой малыш начал смотреть мультики с 2-х лет, но только наши советские добрые мультики, Ну, погоди! , винни-пух, Карлсон и т. д. Сейчас моему 2,4 он так хохочет когда волку достается или кому то попадает. И ребенок занят и я в это время могу чем-то занятся своим по душе.

С какого возраста ребенку можно смотреть мультики

Телевизор – потрясающее изобретение человечества, которое позволило многим мамам и папам хоть немного отдохнуть от хозяйственных дел, работы и воспитательного процесса. Пока родители наслаждаются столь редкими минутами отдыха, их чадо сидит перед телевизором и смотрит любимые мультики.

Казалось бы, нужно радоваться. Ведь ребёнок вроде как развивается, развлекается, в будущем сможет поговорить с друзьями на основные мультипликационные темы. Но всё-таки что-то смущает родителей.

Специалисты утверждают, что мозг ребёнка во время просмотра телевизора не отдыхает, а развивает активную деятельность. Непрерываемый поток картинок мозг малыша усваивает буквально, потому что детский мозг ещё не способен различить, где настоящий мир, а где придуманный. А ещё нужно знать, с какого возраста ребёнку можно смотреть мультики.

с какого возраста ребенку можно смотреть мультики

Влияние мультиков на детей

Важно осознать, как мультики влияют на детей.

Положительное влияние:

  • благодаря мультфильмам ребёнок учится отличать правду от вымысла;
  • ребёнок знакомится с позитивными качествами и учится вести себя правильно в сложных ситуациях;
  • малыш различает зло и добро;
  • анимационные фильмы дают шанс примерить на сына или дочь разные социальные роли.

Отрицательное влияние:

  • постоянная смена красочных изображений наносит вред зрению;
  • у ребёнка плохо развивается речь, потому что ему не хватает тех слов, которые он слышит из ноутбука или планшета. Ребёнку нужен реальный разговор, иначе возникнут проблемы с коммуникацией в будущем.
  • Природой заложено, что ребёнок узнает об объектах нашей Вселенной через зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. А когда задействовано только зрение и слух, умственные способности ребенка развиваются меньше. Ведь ему нужно ещё и потрогать предметы, понюхать их, попробовать на вкус.
  • Мультфильмы затормаживают развитие концентрации внимания, аналитических способностей, умения думать и размышлять.

сколько времени можно смотреть мультики детям

С какого возраста можно показывать мультики?

Родители обязаны знать, с какого возраста можно показывать мультики ребёнку. Специалисты говорят, что следует начать показывать детские передачи не раньше, чем сыну или дочери исполнится три. Это связано с тем, что до этого возраста ребёнок развивается психомоторно. Дело в том, что мозг малыша работает лишь тогда, когда он взаимодействует с какими-либо объектами или слышит голос мамы, которая ему читает. Если ребёнок смотрит мультики до трех лет, есть шанс, что его развитие будет неполноценным. Особенно это касается его речи. Кроме этого, младенцу крайне важно в первые годы жизни всё время находится рядом с матерью. А посадив его перед телевизором, вы как бы отстраняетесь от сына или дочери, рушите вашу связь с ребёнком. Поэтому важно помнить, с какого возраста можно знакомить детей с телевизором.

Сколько можно смотреть мультики?

Родители не должны забывать и о том, сколько времени можно смотреть мультики детям. Малышу 3-4 лет следует демонстрировать простые анимационные фильмы продолжительностью 10-15 минут. Достаточно единственного мультика в сутки. Сыну или дочери 4-6 лет можно смотреть максимум один полнометражный фильм в день. Кроме позитивных моментов, телевизор и компьютер несут ещё и отрицательное воздействие. Поэтому важно помнить, сколько ребёнку можно смотреть мультиков в день.

с какого возраста ребенку можно смотреть мультики

Какие мультики выбрать?

Фразы из анимационного серила про Машу и Медведя цитируют даже взрослые. Цирковой медведь в отставке волею судьбы каждую мультипликационную серию принимает в гости Машу, к которой неприятности притягиваются как магнит. Видно, что создатели хорошо потрудились над изображением и художественным смыслом. Специалисты по детской психике увидели в мультике отрицательный посыл: «ты можешь вести себя, как тебе вздумается, и нести ответственность ни за что не будешь». У главной героини болезненная гиперактивность, основанная на недостатке внимания и эгоизме. Сериал снимает все табу на плохое поведение ребёнка. Психологи советуют смотреть мультик с родителями, чтобы взрослые комментировали поступки Маши и говорили, что такое поведение непозволительно.

сколько времени можно смотреть мультики детям

Куклами из мультика про фей Винкс грезят все девочки. По сюжету в каждой серии шесть эффектных барышень обучаются в школе фей, борются с темными силами и устраивают личную жизнь.

Главные героини – реализация фантазий дизайнеров Дольче и Габбана. Барышни с кукольным лицом, красивыми ногами, изящными талиями, длинными волосами и одетые 16+. Глядя на них, у девочек закладывается ложное представление о красоте, не существующее в природе. У юных зрительниц формируются комплексы неполноценности по отношению к собственной внешности. Кроме того, феи Винкс высмеивают такие качества, как сострадание, милосердие, доброта, скромность. В анимационном сериале доминирует женская сила, прекрасные героини грубят, могут ударить – в полном смысле слова сами стоят за себя. Посыл мультика: «Я достойна красивой жизни без капли труда». Всю работу за прекрасных див выполняют их маленькие помощницы.

с какого возраста ребенку можно смотреть мультики

По мнению психологов, в анимационном сериале про семью Барбоскиных показана явно нездоровая модель семьи. Родители щенят из серии в серию занимаются своими делами и появляются на экране, когда надо поругать детей или выполнить их капризы в виде покупок. Жизнь щенят построена на ругани, обзывании и интригах. Главные герои: глупая блондинка, зубрилка в очках, не блещущий интеллектом любитель спорта и посредственный малыш, ябеда с логопедическими дефектами – избитые стереотипы.

сколько времени можно смотреть мультики детям

Это еще не все анимационные сериалы, часто показывающиеся по телевизору, и к которым у психологов возникают вопросы. И тем не менее детство невозможно представить без мультфильмов. Полный запрет вызовет еще больший интерес. Что же делать? Смотреть мультики вместе с ребёнком. Сначала узнайте мнение малыша относительно спорных, по вашему мнению, вопросов. Объясняйте, в каких случаях поведение героев непозволительно, а лучше сами подбирайте детские сериалы, где персонажи демонстрируют добрые качества, смелость и мужество.

с какого возраста, сколько и какие?

Звучит банально, но маленькому ребенку постоянно требуется внимание родителей. А маме с папой иногда нужно заняться своими срочными делами, просто отдохнуть в тишине и спокойствии. Иногда вопрос решается просто: родители включают телевизор, находят канал с мультфильмами и уходят, оставляя ребенка наедине с мелькающими картинками. Взрослые получают необходимую передышку. А что получает ребенок?..


Назад к статьям

Мультфильмы: с какого возраста, сколько и какие?

Содержание

К сожалению, довольно часто малыш в такой ситуации вынужден смотреть мультфильмы весьма сомнительного качества, постоянно прерываемые рекламой. На специальных детских каналах реклама запрещена, но в общем доступе их на телевидении катастрофически мало.

Когда ребенок бесконтрольно смотрит телевизор, это чревато последствиями:

  • малыш перенапрягает зрительную и нервную системы;
  • он получает с экрана информацию, которую не всегда может воспринять, ему не хватает знаний и опыта;
  • он может начать копировать поведение персонажей мультфильмов, и не факт, что это будут положительные персонажи;
  • у него вырабатывается банальная привычка сидеть перед телевизором и получать всю информацию только от него.

Кто-то возразит: «Но это же мультфильмы! Их же и делают именно для детей, что в них может быть плохого?!». Что ж, давайте разбираться по порядку.

С какого возраста ребенку можно смотреть мультфильмы?

Врачи и детские психологи считают, что знакомить малыша с мультипликационным творчеством можно, начиная с двухлетнего возраста. Ребенок уже в состоянии концентрировать внимание, следить за тем, что происходит на экране, запоминать персонажей и их речь.

Какой должна быть продолжительность просмотра мультфильмов?

Малыши растут быстро. Чем больше им лет, тем более продолжительными будут становиться просмотры. Но в раннем возрасте, чтобы у ребенка не утомлялись глаза и сохранялся постоянный уровень восприятия, один сеанс может длиться около пятнадцати минут (но не более двух сеансов в день). Если вы заметили негативные последствия слишком долгого нахождения перед телевизором (нарушения сна у детей, плаксивость, повышенная эмоциональность), воспользуйтесь успокаивающим средством для детей «Тенотен детский». Этот препарат поможет ребенку успокоиться и стабилизировать состояние детской нервной системы.

Мультфильмы – это еще один способ познания мира для малыша. Важно только, чтобы это познание происходило при вашем участии.

Какие мультфильмы выбирать для просмотра?

Один из самых сложных вопросов. Многое, конечно, зависит от предпочтений родителей: кто-то признает только старые советские мультфильмы, а кто-то является ярым поклонником творчества Уолта Диснея.

Но есть несколько общих рекомендаций:

  • для совсем маленьких детей выбирайте короткие мультфильмы с законченной историей;
  • старайтесь останавливать свой выбор на мультфильмах с несложным, понятным сюжетом, более или менее адекватными персонажами и четко выраженной моралью;
  • следите, чтобы мультфильм был красочным, но не пестрым, обращайте внимание на музыкальное сопровождение.

Большинство из нас, взрослых, любит мультфильм «Ежик в тумане». Но ребенку двух-трех лет будет непонятен сюжет, цвета на экране покажутся слишком мрачными, а некоторые моменты вообще могут вызвать детский страх. А, например, мультфильм «Маша и Медведь» вполне соответствует всем трем указанным критериям.

Обязательно обсуждайте с ребенком только что просмотренный мультфильм. Спрашивайте, что он понял, кто из героев понравился, а кто нет, почему. Мультфильмы – это еще один способ познания мира для малыша. Важно только, чтобы это познание происходило при вашем участии.

Родителям не стоит идеализировать советские мультфильмы

Мультфильмы играют активную роль в интеллектуальном и эмоциональном развитии ребенка. Наряду с чтением книжек и рассказами родителей они учат малыша ценить добро и красоту, осуждать зло и насилие, отличать вымысел от реальности, помогают ориентироваться в сложных взаимоотношениях между людьми.

Однако мультфильмы не должны заменять реальное общение ребенка с семьей и сверстниками, к тому же слишком долгий просмотр может причинить вред его здоровью. Так ли это на самом деле? Как влияет анимация на ребенка?

Эти и многие другие вопросы мы задали Наталье Удовенко, детскому и семейному психологу оздоровительного центра «Нора», матери четырех детей. 

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Скачать видео

В самом ли деле так велико влияние мультфильмов на детей? Или то, что пишут в интернете, преувеличено?

Пишут много, и преувеличений много, но влияние мультфильмов велико. Сами по себе мультики, даже очень страшные, не так страшны, если рядом будет мама, которая пояснит увиденное. Страшно, когда ребенок сидит сутками перед телевизором, и никто ему ничего не объясняет.

С какого возраста ребенку можно смотреть мультфильмы? Есть ли ограничения по времени?

Раньше «Спокойной ночи, малыши» длились максимум 10-15 минут. Где-то с двух лет ребенку уже можно показывать мультик, но сюжет должен быть закончен, очень важно не прерывать мультики. С трех лет можно смотреть часовой мультик в день. Дети 4-6 лет могут смотреть 2-3 мультика в день, но с перерывом: например, мультик утром, в обед и вечером. Но мультик не должен стать няней.

Насколько необходимо маленькому ребенку смотреть мультики? Или можно обойтись книжками?

У нас есть разные каналы восприятия. Для тактильного восприятия у детей есть игрушки, но им еще нужно что-то увидеть. Книжки с картинками – это хорошо, но детям нужны герои, которые сами озвучивают, прыгают. Но все должно быть дозировано.

Делите ли вы мультфильмы на опасные и безопасные? Что это за категории?

Условно разделила бы. Опасными я назвала бы что-то наподобие «Черепашек ниндзя», те, где есть странные герои. Сюда отнесла бы и запутанные мультики, где не понятно, что происходит и какой сюжет. Например, «Человек-паук». Образ придуман нашим обществом и не понятно, кто это. Ребенок не сразу догадается, кто в мультике хороший, а кто плохой.

Я думаю, родителям стоит читать рецензии и отзывы, прежде чем показывать ребенку мультик. Если ребенок агрессивен в обычной жизни, очень вспыльчив, эмоционален, легко заводится, капризничает, то показывать ему мультики, где есть агрессия, по меньшей мере, странно. Можно посмотреть агрессивный мультик, как-то его проиграть и показать, что еще есть светлое и доброе, вечные ценности. Можно показать, что есть что-то, что вызывает агрессию, и что-то, что расслабляет.

Какие ценности формируют современные мультики?

В наших советских мультиках всегда была какая-то идея, мораль, а американские мультики – скорее шоу. Там красочная, яркая история, и найти там мораль довольно сложно. Ребенок покупается на яркие картинки, но не понимает, про что он посмотрел мультик.

Вы сказали, что иногда мультфильмы нужно смотреть под присмотром родителей. Как правильно организовать просмотр мультфильма?

Есть мультфильмы, которые мама уже знает, она читала отзывы на них или бегло просмотрела, про что это. Тогда ребенка можно посадить перед телевизором и включить мультик. Можно потом попросить ребенка пересказать мультик, побеседовать с ним.

Но я за семейные традиции: в выходные дни можно устраивать совместный просмотр мультика. Когда по ходу вы понимаете, что мультик странный, и ребенку непонятно, можно сразу пояснить его. Реальная жизнь такая, что ребенка нельзя воспитывать только в традициях добра, чести, совести и достоинства. Даже если есть жестокая реальность, важен комментарий родителей. Очень важно показывать ребенку его возможности в разных ситуациях, это научит его адаптироваться.

У одного из пользователей ребенок посмотрел «Черепашки ниндзя» и «Человек-паук» и стал подражать героям. Причем эти мультики он смотрел по нескольку раз за день, это было какое-то помешательство. Заметив неладное, они с супругой приняли решение изъять эти мультфильмы из поля зрения и заменить их более гуманными и поучительными. Но ребенок не воспринял новые мультфильмы с интересом и требовал старые. Прошло полгода, прежде чем ослабло их влияние, и ребенок смог переключиться на более интересные вещи. Неужели такие мультики настолько глубоко въедаются в сознание ребенка?

Как это ребенок сам все включает? Его явно оставляют одного. Как можно допустить, чтобы ребенок один и тот же мультик смотрел несколько раз в течение суток? Это, скорее, упущение родителей во взаимодействии с ребенком. Конечно, проще свалить вину на мультики. Понятно, что ребенок видит в этом мультике что-то, что ему интересно. Это нормально, что ребенок подражает, он должен проигрывать различные роли. Но если родители замечают что-то не то, резко запрещать тоже неправильно. Ребенку что-то близко, и у него это отобрали. От этого у него будет больший стресс, чем от самих «Черепашек ниндзя». Нужно узнать у ребенка, что ему нравится в этом мультике, проиграть героев в ролевой игре и понять, что так зацепило ребенка.

Дети обожают Nickelodeon. Казалось бы: персонажи там уродливые и сумасшедшие. Тем не менее дети смотрят. У меня много детей, и когда убрали этот канал, это была просто трагедия. Там легкий юмор, короткие, запоминающиеся фразы, там много очевидных вещей, над которыми можно посмеяться, много легкости.

А вы не думаете, что эта легкость в какие-то моменты переходит в тупость?

Если смотрится только это, и нет ничего другого, и ребенку не с чем сравнить, то вполне вероятно. Но у каждого ребенка есть мама, которая должна это дозировать.

Пишет пользовательница: «Дочери два года, спать ложимся после программы «Спокойной ночи, малыши». Был момент, когда вместо очередной серии «Лунтика» показали «Машеньку с медведем». После просмотра дочь отказывается ложиться спать, прыгает по кровати, поет песни и хохочет». Наверное, она ведет себя так же, как героиня. Как бы вы это прокомментировали?

Если ребенок укладывается под определенную программу и мультик, это становится ритуалом. Ритуал был нарушен, и «Машу и медведя» ребенок не ассоциирует со сном. К тому же ребенок мог впечатлиться. Некоторые мамы в таких случаях пытаются уложить ребенка насильно, а ему надо дать возможность выплеснуть эмоции. Можно попробовать порисовать эту Машеньку, как-то обыграть ее. Если у ребенка возникло столько энергии, значит, его что-то впечатлило, и нужно дать ему прожить это.

Пользователь пишет по поводу «Ежика в тумане» и других мультиков, нарисованных в подобной технике. «Я вообще удивляюсь, почему их так рекомендуют детям: темные тона, дребезжащее изображение вызывают ощущение тревоги, неприятного волнения, сомнений, страха». Это мультик для взрослых?

Скорее он для подростков, которые ищут свой путь. «Ежик в тумане» скорее про самоопределение, маленькие дети его не поймут. Он угрюмый, но со смыслом, который понятен не каждому взрослому.

Моему брату 5 лет, и он увлекается мультиками. Я не думаю, что это хорошо, но, с другой стороны, я замечаю, насколько быстро он развивается, и особенно это видно в речи: она становится богаче, и он мыслит более образно. То есть мультикам присуща развивающая функция?

Конечно, дети — подражатели, они принимают это на себя. Я бы могла порекомендовать сказки в стихах, в которых есть сложный текст. Они хорошо развивают память, речь. Это более полезно, чем примитивные вещи, от которых дети смеются.

Как вы относитесь к современным российским мультфильмам, которые поставлены на основе русских народных сказок про богатырей и тяготеют к западному формату?

Для меня это веяние моды, зарабатывание денег.

Стоит их смотреть?

Взрослым стоит, я думаю, такие мультики скорее для них. Можно сходить на него в кинотеатр с ребенком в виде традиции похода куда-нибудь и потом обсудить. Дети часто говорят, что ходили в кинотеатр с папой и мамой, но не помнят, что смотрели. Им просто было здорово вместе. Если у ребенка сильное увлечение мультиками, это сигнал родителям: ребенку не хватает общения, живых эмоций, и он пытается увидеть это на экране.

Я прочел, что ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, на основе которых потом строится модель мира. В статье было написано, что одним из главных является женский образ. Как могут влиять на ребенка образы женщин-героев? Может ли систематический просмотр таких мультфильмов привести к угасанию функций продолжения рода? Не опасны ли суперидеальные героини?

Эти веяния уже сейчас существуют: нормой является рожать после 30 лет, мнение, что материнство не главное, что женщина должна самореализоваться. Это продукт нашего общества, и мультики отражают реальность и формируют новую. Я за то, чтобы показывать разное: если вы показали образ мужеподобной женщины, следующий образ покажите более женственный. Тогда у ребенка будет выбор.

Вы рекомендовали бы «Шрека»? И для какого возраста?

С комментариями его можно посмотреть с семьей. В нем показано, что жизнь смешная, но мне кажется, там есть жесткие, циничные вещи. Я думаю, что взрывающиеся птицы сделаны скорее для взрослых, это шоу. Морали здесь нет, но дети любят этих героев. Очень часто дети не замечают нюансов, которые замечаем мы, но если они видят, что мы смеемся, им смешно заодно.

Это хорошо или плохо: что дети смеются и не понимают, над чем?

По-разному, смотря какие отношения в семье, смотря сколько внимания родители уделяют ребенку. Для кого-то не важно, над чем они смеются, им просто хорошо с мамой и папой. А для кого-то очень важно знать, над чем он смеется. Мы видим в мультике зло и жестокость, а дети видят по-другому, у них вообще свое видение. Но ребенка всегда можно спросить, почему он смеется, и он может выдать очень неожиданный ответ. Дети могут видеть что-то, чего не видим мы, это нормально.

Как на детскую психику влияет аниме? Нормально ли, что девочка-подросток фанатеет от яоя с гомосексуальным уклоном?

Дети не понимают аниме и обычно отвлекаются. Они могут посмотреть аниме со старшим братом или сестрой за компанию. Но я отношусь к аниме с тревогой, потому что там очень много мрачности и двусмысленности. Там очень много про сексуальность, до которой подростки еще не доросли, но к которой уже есть интерес.

Может, таким образом, они лучше понимают эту сексуальность?

Я думаю, что как раз таки это все запутывает, сексуальность становится очень мутной. Отсюда могут быть плохие компании, угрюмое настроение, черный цвет.

То есть вы считаете, что тяготение к мрачной субкультуре идет в том числе от мультфильмов? Что вы можете посоветовать родителям подростков? Здесь уже не ограничишь, не запретишь…

Надо разговаривать с детьми, задавать вопросы. Если вы хотите прочитать дочери нотацию или вам не нравится, что она накрасила ногти черным лаком, вместо нотации лучше спросить, почему она выбрала этот лак, зачем она это делает. Надо быть ребенку другом, адвокатом, а не судьей. Может быть, по ответу вы поймете, что в этом нет ничего ужасного, и ребенку это просто сейчас нравится, это можно, и его таким принимают.

Но подростки обычно протестуют против всего, и против родителей в том числе…

Смотря как разговаривать с ними. Если они поймут, что мама примет с кольцами, черным лаком и музыкой, от которой разрывается голова, ребенок скорее поделится. На самом деле подростки очень тянутся к родителям, родители часто не принимают, не понимают их, и отсюда начинается протест. Если не принимать ребенка таким, он будет делать все наоборот и ярче. А если относиться к нему с интересом, ребенок откроется. У меня дочь-подросток, и у меня нет этих проблем, хотя есть черные ногти и прочие вещи, на которые я смотрю с тревогой, но между нами все очень прозрачно.

Насколько сильно мультики могут влиять на психику детей, подростков и взрослых? Как далеко может зайти это влияние?

Если смотреть телевизор круглые сутки, то понятно, что влияет на 99%. Тогда возникает сильный дефицит реального общения, и ребенок погружается в виртуальный мир.

То есть если ребенок в детстве смотрел очень много мультиков, в подростковом возрасте будет сидеть в интернете сутками?

Как вариант, да, потому что если он все время сидит перед телевизором, когда он успевает общаться? Он не научится общаться, в школе его будут отвергать, и она превратится в наказание. Он бегом будет бежать домой в мир, где его никто не тронет и не отвергнет.

Как вы относитесь к «Гарри Поттеру»?

Положительно и с интересом. Знаете, для одного стакан наполовину пуст, а для другого – наполовину полон. Каждый замечает что-то, исходя из его внутреннего мира. В мультике или «Гарри Поттере» дети находят что-то, в чем у них есть дефицит. Если у них дефицит любви, они будут находить подтверждение тому, что мир опасен, он злой. Если родители дают ребенку много любви, и он готов ею делиться, он увидит позитивные моменты и подкрепит свою картину мира. Мы подмечаем разное в одном и том же.

Сейчас многие родители идеализируют классические советские мультики…

Зря, потому что если посмотреть их внимательно, то видно, что там много жестокости, много категоричного деления на добро и зло. Например, в разных мультиках убивают Кощея Бессмертного, и все радуются. А это все равно убийство. В мультиках все очень категорично, а мир не черно-белый, мир – это радуга.

Таким образом, ребенку можно показывать «Человека-паука», у которого мир более сложен, но ребенок может этого не понять…

Для этого и нужно спрашивать ребенка, что он увидел. Можно просить ребенка пересказывать мультики. Тогда вы выстроите диалог с ребенком и увидите, что он понял. Мне нравятся мультики, где людей играют животные – «Король Лев», «Маугли», про мамонтенка. Там показано много добра и отношений. Там хорошо показана материнская фигура, что мать заботится. В мультиках, где герои — люди, очень много взрослого текста, который не всегда можно понять.

Можете назвать фильмы, которые априори нужно показывать ребенку или, наоборот, не стоит? Без каких мультиков ребенку не обойтись во взрослении?

Кроме того, что я назвала, я за мультики «Буратино», «Пиноккио». Из советских – для более взрослых детей – «Алиса в стране чудес», мультики про попугая Кешу, Карлсона, «Волшебник изумрудного города». К «Русалочке», «Спящей красавице», «Золушке», «Алладину» я относилась бы с большой осторожностью, потому что там программируется женское поведение. То же самое могу сказать об «Аленьком цветочке». Говорят, что девочка, любившая этот мультик в детстве, потом всю жизнь из мужа-чудовища будет делать человека. Когда взрослым женщинам задаешь вопрос о любимой героине сказки в детстве, называется проблема, которая есть сейчас.

Я за то, чтобы разговаривать с ребенком, спрашивать, что он увидел, что ему понравилось, над чем он смеялся, над чем плакал. Мультики не должны заменять общение. Прерывать мультики нельзя, например, звать ребенка обедать. Ребенок всегда ассоциирует себя с каким-то героем. Если принцесса попала в опасность, и ее не спасли, ребенок уходит обедать и остается в этой опасности. Поэтому обязательно нужно досмотреть мультик до конца и увидеть хэппи-энд. И надо давать ребенку возможность объяснить, почему это ему нравится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *