Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме: Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе на тему: Русская народная сказка «Хвосты»
ТЕМА: Русская народная сказка «Хвосты»
Задачи: познакомить детей с русской народной сказкой (ЧХЛ)
Учить осмысливать характеры персонажей (социализация),
замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрыть содержание сказки; обогащать словарь эпитетами, сравнениями; закреплять умение подбирать синонимы; упражнять в согласовании имен существительных с прилагательными (коммуникация)
Развивать познавательную активность через обогащение представлений об окружающем (познание).
Развитие общей и мелкой моторики (здоровье)
Развивают уверенность и социальные навыки поведения (социализация)
Оборудование: книга с иллюстрациями, фланелеграф, картинки для фланелеграфа, маски – шапочки, аудиозапись музыки для физкультминутки.
Ход.
1. Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? Давайте поиграем в игру «Чей хвост?»
Это хвост лисы – лисий
Это хвост лошади – лошадиный
Это хвост собаки – собачий
Это хвост белки – беличий и т.д.
Для чего нужны хвосты? Какие они бывают? (форма, цвет, размер).
В этой книге много сказок и одна из них , русская народная, называется «Хвосты». Как вы думаете, о чем эта сказка? (Предугадывание). Хотите узнать? Тогда внимательно слушайте.
2. Чтение сказки в сопровождении показа иллюстраций на фланелеграфе.
3. Беседа по содержанию.
Кого и о чем просил зайчик, сидя на пороге своей норки?
Как выполнили просьбу зайчика волк и лиса? Как можно рассказать о них?
Вам было интересно слушать эту сказку? Почему?
4. Наверное, еще и потому, что в сказке события рассказываются очень интересно, ярко. Даже о самом простом говориться так, что сразу представляешь себе героев. Вы заметили, что когда звери идут по лесу, о каждом из них говорилось по-разному, например, например, о медведе: бредет медведь, сучья трещат. А как говорилось про лису?
Дети. Бежит, хвостом метет, виляет хвостом.
Воспитатель. А как говорилось про зайчишку?
Дети. Скачет быстро, легонько.
Динамическая и пальчиковая гимнастика.
Отгадайте, ребята, кого я сейчас вам покажу
Медведь — пальчиковое упражнение «Медведь». (Ходьба детей как медведь.)
Заяц — пальчиковое упражнение «Зайчик». (Прыжки на двух ногах)
Лиса — пальчиковое упражнение «Лиса». (Имитация движения лисы.)
Волк — пальчиковое упражнение «Волк». (Имитация движений волка.)
Конь — пальчиковое упражнение «Лошадь». ( Движения коня)
Инсценировка отрывка из сказки.
Воспитатель. Давайте поиграем в сказку и представим, как зайчик встречал зверей со своим хвостиком. Зрители садитесь на места, а артисты будут готовиться к выступлению. Послушайте, какими словами просил зайчик встречал зверей. (Чтение отрывка.)
Что ответили лиса, волк и медведь? (Инсценировка.)
Итог. Звери остались довольны хвостами. Как о них можно сказать? (довольные, веселые, радостные, счастливые)
А медведю и слону хвосты не понравились. Какими словами можно сказать об их настроении? (грустные, печальные, недовольные, сердитые)
Чем мы сейчас занимались?
Как называется сказка, с которой вы познакомились? Кто главные герои?
Если вам понравилось то, чем мы занимались, то возьмите зеленый кружок, если не понравилось, то красный. Объясните ваш выбор.
Русская народная сказка «Хвосты». — запись пользователя Ната (id1522277) в сообществе Детские книги в категории отзывы
сказка про зайчикаПочему-то нечасто в сообществе пишут про эту книжечку, а она на мой взгляд заслуживает внимания.
Сказка от издательства "Энас-книга" в серии "Новые старые книжки", 2016 г. Отпечатана в Тверской области, село Никольское. Художник - Андрей Асеев.
Сфотографировала книгу полностью, текст вроде читаем.
Сказка наверное всем знакома, если нет, расскажу вкратце:
Зверям раздавали хвосты, все звери побежали на поляну хвосты выбирать красивые, а зайчик сидел в норке, дождя боялся, просил других зверей принести и ему хвостик.
Вот собственно на этом дереве хвосты и висят (мы не смогли все доподлинно опознать, где чей):
Все звери хвосты выбрали, а зайцу хвост никто не принёс.
Самое удивительное - откуда таки у зайца хвост появился: подрались кошка с собакой, собака у кошки отгрызла кончик хвоста. Зайчик подхватил его, приставил к себе как хвост и доволен стал - хоть маленький, а всё-таки хвост!
Немного странное появление хвоста, но из сказки конец не выкинешь.
Рисунки Асеева мне понравились. Но кажутся немного светловатыми. Как должно быть в оригинале не знаю.
Сыну сказка дико нравится, каждый раз пытается угадать где чей хвост из висящих на дереве. А жестокости в русских народных сказках (тут как собака кошке хвост отгрызла) его ни капли не смущают, в сказках то животы распарывают, то заживо съедают. Помнится я в детстве тоже по-другому относилась к таким моментам, сейчас уже задумываюсь.
Приятного чтения!
Конспект ООД «Рассказывание русской народной сказки «Хвосты»
Конспект ООД «Рассказывание русской народной сказки «Хвосты»Цель: знакомить детей с русской народной сказкой «Хвосты», уметь отличать сказочные ситуации от реальных.
Программные задачи: Формировать умение осмысливать характер персонажей, замечать выразительно – изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания. Обогащать словарь эпитетами, сравнениями. Упражнять в подборе синонимов. Словарь: бредёт медведь, виляет хвостом, метёлка, слепень.
Предшествующая работа:
Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о животных, беседы.
Методы и приёмы: Вопросы, беседа, индивидуальные ответы, имитационные движения.
Материал к занятию: магнитная доска, иллюстрированная книга «Хвосты», материал к д/и, маски к драматизации.
Ход ООД:
Мотивационный момент:
Воспитатель:
Нельзя нам на свете прожить без чудес,
Они нас повсюду встречают.
Волшебный, красивый и сказочный лес
Нас в гости к себе приглашает.
Ребята, сегодня мы отправляемся путешествовать в лес! Давайте вспомним правила поведения в лесу.
Нельзя разводить огонь в лесу.
Нельзя разорять гнезда птиц.
Не разоряй муравейники!
Не обижай насекомых и животных
Нельзя шуметь в лесу.
Не оставляй мусор.
Нельзя ломать деревья, кусты, рвать траву, цветы и ягодные кусты с корнем.
Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете правила. Ну вот, ребята, мы и пришли, давайте сядем и отдохнем. А я хочу обратиться к лесу. Здравствуй лес, чудесный лес, Полный сказок и чудес, Кто в глуши твоей таится, Что за зверь, какая птица? Все открой, не утаи, Ты же видишь, мы пришли.
Воспитатель: Сейчас мне понадобится ваша помощь. Давайте вспомним, какие животные живут в этом лесу.
Дидактическая игра «Кто где живет?» Я буду показывать картинки с изображением диких и домашних животных, а вы отвечайте, где живет животное: на скотном дворе или в лесу.
(Выставляются картинки с изображением диких животных на доску)
Воспитатель: Я хочу с вами, ребята, поиграть еще в одну игру: Дидактическая игра «Назови части тела»
(Части тела животных: голова, морда, уши, пасть, туловище, лапы, глаза, когти, хвост.)
Воспитатель: Для чего нужны уши? Лапы? Глаза? Нос? Хвост? (Ответы детей).
Ребята, вы хотите узнать, для чего животным нужны хвосты?
(Ребенок читает стихотворение) У каждого зверя свой хвост У лисицы — рыжий и пушистый, А у волка — серая метелка. У зайчонка — белый колобок, У медведя — бурый бугорок. С каким хвостом родился, Тот хвост и пригодился. Воспитатель: Лиса хвостом след заметает, Волка — хвост в стужу согревает, Зайцу – хвост прыгать помогает, Мишке – хвост тоже не мешает. Все звери знают и понимают С каким хвостом родился, Тот хвост и пригодился. Вы поняли, ребята, для чего животным нужны хвосты?
Воспитатель:
Физ минутка «Звериная зарядка»
Раз — присядка, два — прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)
Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой,
Широко расставив лапы ноги на ширине плеч, переступать с ноги на
То одну, то обе вместе, ногу, раскачивать туловище в стороны)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало — (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)
Начинает все сначала.
Воспитатель (незаметно прикрепляет к доске картинку с изображением сороки): Ребята, посмотрите, что изменилось в лесу? (прилетела сорока, в клюве конверт) Я говорила, что лес полон сказок и чудес. Пока мы с вами играли, прилетела сорока-белобока и принесла какой-то конверт. — Как вы думаете, что в этом конверте? (воспитатель открывает конверт и читает) «Лесные звери хотят рассказать вам, как у них появились хвосты. Когда-то, давным-давно все животные были без хвостов. И вот что случилось потом: (чтение сказки)
. Беседа по содержанию: — Вам понравилась сказка?
— Назовите, о каких домашних животных говорится в сказке?
— О каких диких животных говорится в сказке?
— Почему сказку можно назвать «хвосты»?
— Какую весть разнесла сорока-белобока?
— Где раздавали хвосты?
— Как звери добирались до поляны?
— Где были развешаны хвосты? О ком я прочитаю:
— Хвост пушистый, мягкий. Пошла домой довольная, вертит хвостом любуется.
— Хвост длинный как палка, с метелкой на конце, по бокам машет, слепней отгоняет.
— Хвост длинный, как веревочка, завила она его колечком, какой он красивый оказался, лучше всех.
— Из-за чего дрались кошка и собака? — Как достался хвост зайке? Воспитатель: Драматизация отрывка сказки «Хвосты»
Рефлексия:
Ребята, но вот и подошло к концу наше путешествие по сказочному лесу. Какую сказку прочитали? Кому бы вы хотели ее рассказать? Ребята, вы меня порадовали своими ответами. Я предлагаю вам вечером превратиться в артистов и показать своим родителям эту сказку. Всем – большое спасибо.
Хвосты — Русские сказки: читать с картинками, иллюстрациями
Страница 1 из 2
Хвосты (русская сказка)
Прошёл по лесу слух, что всем зверям будут хвосты раздавать. Полетели вороны во все стороны по лесам, по лугам и всем объявили:
Заволновались звери: «Хвосты? Какие хвосты? Для чего хвосты?» Лисичка-сестричка говорит:
— Ну, какие никакие, а раз дают, надо брать; после разберём, для чего они!
С утра потянулись звери на большую поляну: кто бегом, кто скоком, кто лётом — каждому хотелось хвост получить.
Зайчик тоже собрался идти — высунулся из норки и увидел, что дождик сильный идёт, так по мордочке и хлещет.
Испугался зайчик: «Забьёт меня дождик!» — спрятался в норку. Сидит и слышит: «тууп-тууп-тупп!». Земля трясётся, деревья трещат. Медведь идёт.
— Дедушка медведь, — просит зайчик, — будут там хвосты раздавать, захвати мне, пожалуйста, хвостик!
— Ладно, —говорит медведь, — коли не забуду — захвачу!
Ушёл медведь, а зайчика раздумье взяло: «Старик он, забудет про меня! Надо кого-нибудь ещё попросить!»
Слышит он: «туп-туп-туп!» — волк бежит.
Высунулся зайка и говорит:
— Дяденька волк, будешь себе хвост-то получать, — выбери и мне какой-нибудь!
— Ладно, — говорит волк, — принесу, если останется! — и убежал.
Сидит зайка в норке, слышит, трава шуршит, метётся — лисичка бежит.
«Надо и её попросить!» — думает зайчик.
— Лисичка-сестричка, будешь себе хвост-то получать, принеси и мне хвостик!
— Ладно, — говорит лиса, — принесу тебе, серому, хвостик, — и убежала.
И много же зверей собралось на поляну!
А там на больших сучьях хвосты развешаны, и каких там только нет: и пушистые-распушистые, и веером, и метёлкой, есть и гладкие, как палка, есть, кренделями, есть завитушками, и длинные, и короткие — ну всякие-превсякие!
Конспекты НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Обучение пересказу русской народной сказки «Хвосты» с помощью сенсорной книги»
Конспекты НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Обучение пересказу русской народной сказки «Хвосты» с помощью сенсорной книги»
(2 занятия)Современный ребенок к 5-6 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки.
Иная картина наблюдается у дошкольников с тяжыми нарушениями речи. Такие дети характеризуются скудным речевым запасом, неточностью употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях (словесных заменах), а так же несвязностью речи. Для них свойственны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставания в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений. Данные нарушения не позволяют ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, затрудняют возможность получать необходимую ему информацию, а также передавать накопленные знания и впечатления об окружающем.
Адаптация таких детей к нормальной жизни, развитие у них связной речи является важнейшей задачей коррекционной педагогики.
Исследователями М.М. Кольцовой (1973), А.В. Антаковой – Фоминой (1975), М. Аксеновой (1990) и др. доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Поэтому, решая задачи по формированию связной речи, в качестве инструмента я выбрала сенсорную книгу, которая при правильном использовании обладает отличным обучающим и коррекционно-развивающим потенциалом.
Я предлагаю вниманию коллег сенсорную книгу по русской – народной сказке «Хвосты». Текст данной сказки доступен для понимания детьми старшего дошкольного возраста, обладает выразительным и красочным языком. Для сюжета данного произведения характерна чёткая композиция, с хорошо выраженной последовательностью действий. Персонажи сказки обладают яркими чертами характера, мотивы их поступков понятны.
На первом этапе знакомства с книгой дети получают готовый образец рассказа и действий с персонажами, что действует на их чувства, заставляет входить в воображаемую ситуацию, сопереживать героям, и тем самым вызывает интерес и желание запомнить, а затем пересказать услышанное. В ходе действий с персонажами происходит снятие напряжения, связанного с процессом пересказа.
На втором этапе работы с книгой дети упражняются в умении эмоционально передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц. В ходе беседы с воспитателем осмысливают характеры персонажей, учатся замечать изобразительно-выразительные языковые средства родного языка, помогающие раскрыть содержание сказки. В ходе специальных упражнений совершенствуется грамматическая сторона речи воспитанников.
На третьем этапе работы с книгой дети самостоятельно рассказывают сказку (полностью, по ролям). Высокая художественность сказки, цельность её формы, композиции и языка учат детей чётко и последовательно строить рассказ, играя, но не увлекаясь деталями и не упуская главного.
Вывод: Работа с сенсорной книгой с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР, отвечает их возрастным особенностям, оптимизирует педагогический процесс, направленный на преодоление имеющиеся речевых нарушений и развитие всех сторон речи.
Цель: Обучение детей связному последовательному пересказу достаточно большого по объему текста.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с русской народной сказкой «Хвосты»;
Учить:
- связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку по ролям
- эмоционально передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц
- осмысливать характеры персонажей
- замечать изобразительно-выразительные языковые средства, помогающие раскрыть содержание сказки
Обогатить словарь эпитетами, сравнениями; закреплять умение подбирать синонимы; упражнять в согласовании имен существительных с прилагательными (коммуникация); закрепить способы образования притяжательных прилагательных заячий, лисий, волчий, медвежий, поросячий, лошадиный, коровий, кошачий, собачий;
Развивающие: Развивать навыки планирования пересказа текста (с опорой на наглядность и действия с персонажами сказки), зрительное и слуховое восприятие, общую и мелкую моторику в процессе действий с элементами сенсорной книги; речь, мышление, умение четко формулировать свою мысль, правильно отвечать на вопросы распространёнными предложениями;
Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к русским-народным сказкам, желание их пересказывать; умение понимать характеры героев и оценивать их поступки:
Предварительная работа: Просмотр компьютерных презентаций «Зачем лесным зверям хвосты?», «Зачем домашним животным хвосты?», дидактические компьютерные игры «Чей хвост?», «Найди животному хвост?», «Для чего нужен хвост?», «Узнай хвост по описанию»
Оборудование: Сенсорная книга «Хвосты», фланелеграф;
Занятие 1.
Ход:
— Посмотрите какую удивительную книгу я вам принесла.
— А кто же на обложке изображен? (лиса на полянке)
Чего-то на этой полянке не хватает…как вы думаете?
Давайте украсим полянку, чтобы лисе стало тепло и радостно.
– Что для этого нужно? Солнышко и цветы. Давайте пристегнём их на нашу полянку.
– Какое солнце? (яркое, тёплое, лучистое, бархатистое)
— Какие цветы? (яркие, разноцветные, тёплые)
Замечательная получилась обложка! И лисе, наверное такая полянка нравится, смотрите
— Какая лиса? (Лиса весёлая, потешная, рыжая …)
Лисичка вышла погулять на полянку. Посмотрите, как она любуется своим хвостом.
-Потрогайте лисий хвост, какой он? (Хвост у лисы пушистый, длинный, мягкий, тёплый).
Лисичка, лисичка,
Кому ты сестричка?
— Ответ удивительно прост:
Мой братец — мой собственный хвост,
Пушистый, и рыжий, и ловкий,
Готов на любые уловки.
— Как вы думаете, всегда у лисы был такой хвост?
— А хотите узнать откуда у лисы такой красивый хвост?
А сказка называется…может вы уже догадались?
Правильно, «Хвосты»!
Двукратное чтение сказки с показом действий персонажей сенсорной книги.
(При повторном чтении дети действуют с персонажами сенсорной книги и дополняют отдельные, не законченные воспитателем, предложения текста нужными по смыслу словами)
Пальчиковая гимнастика «Лесные звери» (проводится стоя)
Этот пальчик – белочка,
Рыженькая девочка.
Этот пальчик – зайчик,
Зайчик – попрыгайчик
Этот вот – лисичка,
Хитрая сестричка.
Этот – мишенька — медведь,
Любит громко пореветь.
Этот – серенький волчок –
Получился кулачок.
Разожми кулак скорей,
В лес всех выпусти зверей.
(загибают пальцы, начиная с мизинца).
Разбор содержания сказки по вопросам.
Цель: выделение (восстановление) главных сюжетных моментов сказки, а также упражнение в составлении фразовых ответов на вопросы (в форме простых распространенных предложений с разным порядком слов).
Вопросы:
— Как вы думаете, почему сказка называется «Хвосты»?
— О каких животных говорится в сказке?
— Чего у них не было раньше? (хвостов) Значит какие они были? (бесхвостые)
— О чем однажды узнали звери?
— Где они должны были собраться?
— Почему зайчик не смог прийти на большую поляну? (Чего он испугался?)
— Кого зайчик попросил принести ему хвостик? — Он попросил об этом…
— Как он просил принести ему хвостик, каким голосом? (вежливо, ласково, учтиво)
Давайте попробуем произнести так как зайчик:
— Дедушка медведь, будут там хвосты раздавать, захвати мне, пожалуйста, хвостик!
— Дяденька волк, будешь себе хвост-то получать, — выбери и мне какой-нибудь!
— Лисичка-сестричка, будешь себе хвост-то получать, принеси и мне хвостик!
— Где были развешаны хвосты? — Хвосты были…
— Кто первым прибежал на поляну? — Первой на поляну…
— Кто пришел на поляну вслед за лисой?
— Почему опоздал на поляну медведь? — Потому что по дороге… на пчельник зашел
— Принесли зайцу хвостик те, кого он об этом просил?
— Что ответил медведь? Давайте изобразим
Дети упражняются в диалоге, стараясь передать интонации персонажей:
(- Дедушка медведь, принес мне хвостик-то?
— Куда тебе там хвост! Я себе-то вон какой обрывок достал!)
-Дяденька волк, принес ли мне хвостик-то?
— Не до тебя там, косой было! Я себе насилу выбрал, потолще да попушистее.
— Лисичка-сестричка, принесла ли мне хвостик? – спрашивает зайчик.
— Забыла, – А посмотри, какой я себе выбрала!)
— Как ему удалось добыть себе хвостик?
Лексический разбор текста
Вопросы:
— Куда полетели сороки — белобоки? (во все стороны по лесам, по полям, по лугам)
— Как добирались звери на большую поляну? (кто бегом, кто скоком, кто летом)
— Что говорится в сказке о том, как шел медведь, как бежала лиса и др.? Давайте попробуем их изобразить…
Динамическая пауза (имитация движений):
Медведь: тяжело ступает «тууп-тууп-тууп!» Земля трясется, деревья трещат (ходьба детей как медведь.)
Заяц — скачет быстро, легонько (прыжки на двух ногах)
Лиса — «трава шуршит, мнется» (имитация движения лисы)
Волк – бежит «туп-туп-туп!» (имитация движений волка)
Конь – скачет (движения коня)
Работа с фланелеграфом и персонажами сенсорной книги:
— Вспомните, какие были хвосты на поляне? (и пушистые- распушистые, и веером, и метелкой, есть и гладкие, как палка, есть кренделями, есть завитушками, и длинные, и короткие – ну всякие-превсякие!)
— Какой хвост выбрала себе лиса? (Она выбрала себе… хвост пушистый, мягкий)
- Какой хвост достался корове? (Ей достался хвост длинный, как палка, с метелкой на конце…), белке (пушистый, красивый), волку (потолще да попушистее
— А коню какой? (Ему достался хвост с длинными волосами…)
— Что сделала свинья с хвостом, который ей достался? (Завила она его колечком – какой красивый показался – лучше всех!)
— Что взял себе медведь? (лоскутик кожи, обросший шерстью)
— О чем спорили кошка с собакой? (Они спорили о том… у кого хвост лучше)
Выборочный пересказ фрагментов текста, содержащих диалоги персонажей.
Итог занятия
— С какой сказкой мы сегодня познакомились?
— Вам понравилась сказка? Что понравилось больше всего?
Занятие 2
Ход:
Вчера мы с вами познакомились с новой сказкой… «Хвосты».
— А зачем зверям нужен хвост? (дети дают объяснения, строя целевые предложения со сложным союзом для того чтобы)
— О чём рассказывалось в этой сказке?
Давайте поиграем в игру «Чей хвост?»
Дети по очереди выполняют задания, используя фланелеграф и фигурки животных из книги, проговаривая:
Это хвост зайца — заячий
Это хвост лисы – лисий
Это хвост лошади – лошадиный
Это хвост волка — волчий
Это хвост белки – беличий
Это хвост собаки – собачий
Это хвост кошки – кошачий
— Для чего нужны хвосты?
— Какие они бывают? (форма, цвет, размер).
Давайте вспомним о каком герое сказки я говорю:
- Хвост пушистый, мягкий. Пошла домой довольная, вертит хвостом, любуется. (Лиса)
- Хвост длинный, как палка, с метелкой на конце. По бокам машет, слепней отгоняет. (Корова)
- Хвост гладкий, как веревочка. Завила она его колечком – какой красивый оказался – лучше всех! (Свинья)
- Хвост с длинными волосами. (Лошадь)
- Хвост — лоскутик кожи, обросший шерстью. (Медведь)
Игра – упражнение «Хвостик – хвостище» (на фланелеграфе)
Дети встают в круг.
В сказке очень хорошо рассказано о характере зверей.
— Каким вам показался зайчик?
— Лиса?
— Медведь? (дети характеризуют животных, затем двигаются по кругу, имитируя их)
— Как вы думаете, звери довольны своими хвостами?
— Как о них можно сказать? (довольные, радостные)
— А медведю хвост понравился?
— Какими словами можно сказать о его настроении? (грустное)
Чтение сказки.
Динамическая пауза «Звери»
Пересказ сказки детьми по ролям с помощью сенсорной книги.
Итог занятия
Оценка рассказов детей.
— Вам понравилось вместе рассказывать сказку?
— Кто из героев вам больше понравился? Почему?
— Что вам помогло рассказывать сказку?
— Интересно играть с такой умной книгой?
< Предыдущая | Следующая > |
---|
ОД Чтение русской народной сказки Хвосты
ОД «Чтение русской народной сказки «Хвосты»
Программное содержание:
Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки,
Активизировать в речи прилагательные, обогащать словарь детей эпитетами, сравнениями.
Учить осмысливать характеры персонажей,
Развивать интонационные способности, воображение и творческую инициативу в театрализованной игре,
Воспитывать эмоционально – образное восприятие содержания сказки.
Ход занятия:
1ч. Восп-ль: — Ребята, приглашаю вас отправиться в путешествие. Сегодня мы с вами побываем в сказке. Сказка, ка вы знаете, не бывает без волшебства. Поэтому, чтобы совершить его, нужно серебряное блюдечко, наливное яблочко и волшебная палочка. Нот столь редкие предметы для волшебства, не продаются в обычном магазине. Их можно получить, только произнеся магическое заклинание: «Появись передо мной серебряное блюдечко с наливным яблочком и волшебная палочка. Пусть катится яблочко наливное по блюдечку серебряному, пусть покажет и расскажет много интересного»
(Воспитатель открывает предметы накрытые платком)
— Итак, куда же приведёт нас сегодня наливное яблочко, какие царства покажет, о чём новом и интересном расскажет. Вы ребята, не стесняйтесь, побыстрей располагайтесь. Всем ли видно? Всем ли слышно? Приготовьте ушки, глазки, расскажу сейчас вам… (Что?) сказку. Сейчас я расскажу вам сказку о том, как когда-то, очень давно у зверей не было хвостов и как они себе их выбирали. Сказка называется «Хвосты».
(После чтения сказки проводится беседа)
— Как вы думаете, почему сказка называется «Хвосты»?
— Придумайте другое название сказки.
— Кого и о чём просил зайчик, сидя на пороге своей норки?
— Как выполнили просьбу зайчика волк и лиса?
— Как можно сказать о них?
— Расскажите, как зайчик нашёл себе хвостик.
— Вам интересно было слушать сказку? Почему интересно? Наверное, ещё и потому, что в сказке очень интересный, яркий язык. Даже о самом простом рассказывается так, что сразу представляешь себе её героев. Вы заметили, что, когда рассказывалось, как звери идут по лесу. О каждом звере говорилось по-разному, например о медведе: бредёт медведь, сучья трещат.
— А как говорилось про лису? (бежит, хвостом метёт, виляет хвостом)
— А как говорилось про зайчишку? (скачет быстро, легонько)
-Вспомните, словами говорится о том, как спешили звери на поляну (кто лётом, кто скоком, кто бегом)
— Отгадайте, о ком я прочту:
«Хвост пушистый, мягкий. Пошла домой довольная, вертит хвостом, любуется» (лиса)
«»Хвост длинный, как палка, с метёлкой на конце. По бокам машет,слепней отгоняет» (корова)
Конспект ООД «Рассказывание русской народной сказки «Хвосты»
13.09.2018.
Цель: знакомить детей с русской народной сказкой «Хвосты», уметь отличать сказочные ситуации от реальных.
Программные задачи: Формировать умение осмысливать характер персонажей, замечать выразительно – изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания. Обогащать словарь эпитетами, сравнениями. Упражнять в подборе синонимов. Словарь: бредёт медведь, виляет хвостом, метёлка, слепень.
Предшествующая работа:
Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о животных, беседы.
Методы и приёмы: Вопросы, беседа, индивидуальные ответы, имитационные движения.
Материал к занятию: магнитная доска, иллюстрированная книга «Хвосты», материал к д/и, маски к драматизации.
Ход ООД:
Мотивационный момент:
Доска оформлена детскими рисунками на тему: «Лес».
Воспитатель:
Нельзя нам на свете прожить без чудес,
Они нас повсюду встречают.
Волшебный, красивый и сказочный лес
Нас в гости к себе приглашает.
Ребята, сегодня мы отправляемся путешествовать в лес! Давайте вспомним правила поведения в лесу.
Нельзя разводить огонь в лесу.
Нельзя разорять гнезда птиц.
Не разоряй муравейники!
Не обижай насекомых и животных
Нельзя шуметь в лесу.
Не оставляй мусор.
Нельзя ломать деревья, кусты, рвать траву, цветы и ягодные кусты с корнем.
Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете правила. Ну вот, ребята, мы и пришли, давайте сядем и отдохнм. А я хочу обратиться к лесу. Здравствуй лес, чудесный лес, Полный сказок и чудес, Кто в глуши твоей таится, Что за зверь, какая птица? Вс открой, не утаи, Ты же видишь, мы пришли.
Воспитатель: Сейчас мне понадобится ваша помощь. Давайте вспомним, какие животные живут в этом лесу.
Дидактическая игра «Кто где живт?» Я буду показывать картинки с изображением диких и домашних животных, а вы отвечайте, где живт животное: на скотном дворе или в лесу.
(Выставляются картинки с изображением диких животных на доску)
Воспитатель: Я хочу с вами, ребята, поиграть ещ в одну игру: Дидактическая игра «Назови части тела»
(Части тела животных: голова, морда, уши, пасть, туловище, лапы, глаза, когти, хвост.)
Воспитатель: Для чего нужны уши? Лапы? Глаза? Нос? Хвост? (Ответы детей).
Ребята, вы хотите узнать, для чего животным нужны хвосты?
(Ребнок читает стихотворение) У каждого зверя свой хвост У лисицы — рыжий и пушистый, А у волка — серая метлка. У зайчонка — белый колобок,У медведя — бурый бугорок. С каким хвостом родился, Тот хвост и пригодился. Воспитатель: Лиса хвостом след заметает, Волка — хвост в стужу согревает, Зайцу – хвост прыгать помогает, Мишке – хвост тоже не мешает. Все звери знают и понимают С каким хвостом родился, Тот хвост и пригодился. Вы поняли, ребята, для чего животным нужны хвосты?
Воспитатель:
Физминутка «Звериная зарядка»
Раз — присядка, два — прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)
Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой,
Широко расставив лапы ноги на ширине плеч, переступать с ноги на
То одну, то обе вместе, ногу, раскачивать туловище в стороны)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало — (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)
Начинает все сначала.
Воспитатель (незаметно прикрепляет к доске картинку с изображением сороки): Ребята, посмотрите, что изменилось в лесу? (прилетела сорока, в клюве конверт) Я говорила, что лес полон сказок и чудес. Пока мы с вами играли, прилетела сорока-белобока и принесла какой-то конверт. — Как вы думаете, что в этом конверте? (воспитатель открывает конверт и читает) «Лесные звери хотят рассказать вам, как у них появились хвосты. Когда-то, давным-давно все животные были без хвостов. И вот что случилось потом: (чтение сказки)
. Беседа по содержанию: — Вам понравилась сказка?
— Назовите, о каких домашних животных говорится в сказке?
— О каких диких животных говорится в сказке?
— Почему сказку можно назвать «хвосты»?
— Какую весть разнесла сорока-белобока?
— Где раздавали хвосты?
— Как звери добирались до поляны?
— Где были развешаны хвосты? О ком я прочитаю:
— Хвост пушистый, мягкий. Пошла домой довольная, вертит хвостом любуется.
— Хвост длинный как палка, с метлкой на конце, по бокам машет, слепней отгоняет.
— Хвост длинный, как вервочка, завила она его колечком, какой он красивый оказался, лучше всех.
— Из-за чего дрались кошка и собака? — Как достался хвост зайке? Воспитатель: Драматизация отрывка сказки «Хвосты»
Рефлексия:
Ребята, но вот и подошло к концу наше путешествие по сказочному лесу. Какую сказку прочитали? Кому бы вы хотели ее рассказать? Ребята, вы меня порадовали своими ответами. Я предлагаю вам вечером превратиться в артистов и показать своим родителям эту сказку. Всем – большое спасибо.