Уроки А.М.Цвелика. Рисование с маленькими детьми.
Что надо, чтобы дети могли почувствовать цвет, поиграть с ним и насладиться его красотой? Так чувствуют и наслаждаются игрой — водой, песком, камешками, деревяшками…Задача взрослых в этом занятии:дать возможность ИГРАТЬ С ЦВЕТОМ, ЗАЗВУЧАТЬ ЕМУ,обеспечить восприятие во всей полноте. В чем же дело? Зачем так все усложнять, зачем какие-то процедуры? Дадим детям краски — вот пусть и знакомятся! — Но чтобы с чем-то играть и знакомится. надо:1.Чтобы цвет был податлив, изменчив, слушался, был прозрачен,красив, дышал и переливаться.»
2. Чтобы кисточка была «по руке», была достаточно широкая, упругая, и чувствовала бумагу волосом, а не скребла железкой. Лично я предлагаю плоские кисти, щетинные, ШИРОКИЕ, номер 20-22. Да, да! Никаких беличьих и остреньким кончиком круглых кистей ребенку не нужно для того, чтобы почувствовать краску!
3.Нужно, чтобы краски можно было легко взять, а не выковыривать их из крохотных (и уже грязных) кюветочек в пластмассовой коробке. И вобще, в большом количестве красок можно голову потерять… В стандартных коробках их СЛИШКОМ МНОГО, и в них нет там никакого ясного порядка — случайный набор цветов.
Те материалы, которые получают обычно дети для рисования, СОВЕРШЕННО НЕ ПОДХОДЯТ для живописи. Это подменные, третьесортные эрзацы, которыми и мастер ничего толком сделать не сможет. Они настолько же отличаются от того, что надо ребенку, как пластмассовый молоток — от настоящего. Гвоздя им не забьешь.
Вы видели хоть одного серьезного художника, который работал бы таким набором, который предлагается детям? Набор не пригоден, это — фальшивка, сделанная по принципу — «идиоту все сойдет, а ребенок — идиот«.
«Вы не правы! — закричит иная мама. «Я не считаю своего ребенка идиотом, он для меня — всё! Я уважаю его, как личность! И я пошла с ним в художественный салон, мы купили ему самые дорогие, самые лучшие краски и кисти, бумагу, мольберт! Вы воображаете, что во всем разбираетесь! А мы советовались с продавцом, там работают специалисты, и они уж знают, что нужно художнику — не какие-то там ваши щетинные кисти! Теперь он ходит в студию раннего развития, и его рисунки уже взяли на конкурс!» —
Бедная мама… Она не видит в своем ребенке того, что ему КАК РЕБЕНКУ, требуется, а видит фетиш, которому надо поклоняться, и приносить дорогие жертвы. А ему надо дать не то, что нужно мастерам-специалистам — но и не эрзац-материалы, а ТО, ЧТО ДАСТ ВОЗМОЖНОСТЬ ИГРЫ И ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА. Ему хотелось бы поиграть в цвет — а его муштруют сюжетами и формами, не давая насладиться переливами, красотой и волшебством цвета! Ему «прививают навыки и умения» — исподволь подсовывая дрессуру и шаблончики в «занимательной форме, конечно — во все «занятия» — вместо того,чтобы позволить получить ПОЛНОЦЕННЫЙ опыт восприятия игры. Ибо игра есть единственный путь развития ребенка, его уже подвергают обработке и «прививкам».
Можно было бы развести растворы красок, полюбоваться, поставив их на свету, какие они красивые, прозрачные! Покрасить в разные оттенки лоскутки ткани, повесить их на окне сушиться — порадоваться, тому, что получилось…
Или покрасить оттенками акварели лист бумаги, а потом свернуть из него фонарик, и вечером, поставив внутрь свечку, погрузиться в это волшебство цвета…рассказывая сказку на ночь…
Ему купили скрипку Страдиварри, но не сможет ли он на ней играть? А нужен то был всего лишь набор из красок из трех- шести колокольчиков — но настоящих, звонких, а не пластмассовых фломастерных имитаций..
.Вы ведь знаете :
4. Сухой лист бумаги в предлагаемых «альбомах для рисования» сразу же коробится, создает неприятное ощущение. Бумага в таких альбомах низкого качества, и при попытке что-то поправить тотчас размокает, раскисает до дыр, верхний слой задирается.
5. Тонкая МЯГКАЯ кисточка не позволяет хорошо ощутить, ПРУЖИНИСТО почувствовать основу поверхности, бумаги, быстро махрится, и начинает ездить железкой по бумаге.
(Цитирую из переписки мам: «Вот и с кисточкой у нас не сразу получалось,нажимает как на карандаш,а ведь надо не нажимать,кисточкой, аручку на весу держать, чтобы по бумаге не чирикать железкой 🙂 Все это развивает ребенка... ) — Только не развивает его, а мама сидит рядом и напрягает — «не ширкай железкой, не дави, неправильно делаешь, держи руку на весу…»
Вместо этих вливаний в голову надо просто дать подходящий инструмент, чтобы ребенок его чувствовал, и инструмент сам подскажет — упругую щетинную плоскую кисть, шириной 20-22мм.
6. Рисующему хочется порадоваться цвету — а для этого нужно накладывать большие плоскости цвета. — Небо, вода…(Они-то и есть самые красивые…Так хочется яркого, сочного! Пылание заката, голубизну небес…Переливы зелени…) Но тут совсем беда: На мягкую кисточку из красок-«таблеток», жестких, — цвет или никак не наберешь, — или, наоборот,когда краски размокнут — попадает куском! И на более-менее большой плоскости равномерно или с красивым переходом цвет наложить никак не удается. А тут еще бумага капризничает — то слишком сухая — и у мазков остаются жесткие края, краска ложится неравномерно, пятнами; то перемочишь — и все плывет на соседние, уже нарисованные части рисунка, — грязь, гадость…
«Не нравится мне рисовать! Нет у меня способностей! » говорит внутренний голос. Но вас обманули… Вам просто подсунули негодные методы и инструменты, и вы поверили…
Материалы, которые обычно покупают детям, СЛИШКОМ ВЗРОСЛЫЕ, или последнего — т.е. второго — сорта! Они НЕ ПРИГОДНЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ: ЖЕСТКИ, СУХИ, СКОВЫВАЮТ ВНИМАНИЕ И ДВИЖЕНИЕ, МАЛЫ ПО РАЗМЕРАМ (требуют предельной аккуратности, точности и концентрации, не допускают поправок).
Чтобы пользоваться ими, надо УЖЕ БЫТЬ великим МАСТЕРОМ. Уметь танцевать на канате. Они требуют СЛОЖНЫХ ТЕХНИК РАБОТЫ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, предусмотрительности на каждом шагу…
ЧЕГО НЕ НАДО ХОТЕТЬ ОТ ДЕТЕЙ, НО ЧЕГО ХОТЯТ ОТ НИХ ВЗРОСЛЫЕ
Взрослые обычно фиксированы на предмет и сюжет- «ЧТО ТЫ НАРИСОВАЛ?» — спрашивают они. Можно ответить -я рисовал не что-то, а КАК живет и дышит цвет. Вот здесь цвету светло и просторно, а здесь он гуще,и оттого становится тепло и уютно. Здесь цвет плотнее, а там — прозрачнее: стало свежо и прохладно. Для этой работы краска должна быть ПРОЗРАЧНОЙ,жидкой, легко поддаваться разведению и сгущению. Подойдет акварельная, ЗАРАНЕЕ не слишком жидко разведенная в чашечке. И не подойдет плотная, кроющая — гуаш иь.Такая подготовка «кухни» цвета Такая «кухня» цвета дает «распробовать», и подняться над штампованым бескультурием «елочек» и «цветочков» гос.садика и «уроков рисования» начальной школы. Насаждается ложный метод — так называемое «рисование»- малевание условными формами и шаблонными цветами: зеленая травка, голубая водичка… Душа чахнет, восприятие схематизируется. Живопись — это не раскрашенные в «НУЖНЫЕ» цвета контуры предметов!
К творчеству отношения все это «обучение»не имеет. Основа этой «образовательной» дяетельности — сбор средств с родителей за временную сдачу детей на пребывание в кружках. А на деле- дрессировка и натаскивание на стандарт, убивающая собственную фантазию и творчество, веру в себя.
Сколько детей ходило в кружки, чтобы сказать: Я БОЛЬШЕ НЕ ПОЙДУ. И навсегда отложили краски, решив: Я БЕЗДАРЕН. Им предстояло жить с этим обманом..
Мне возразят, скажут — в студиях есть результаты! — КАКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, давайте смотреть точнее! Много ли вы знаете значительных художников современности? Вышедших из наших учебных заведений? В Италии, в 14-15 веке еще не было кружков и детских садов, где так «учили-мучили», как у нас!.
Учили С РУК, и сначала ученик просто ТЕР КРАСКИ, разводил и пробовал их наносить, подобно тому, как это делают дети на фото внизу.
Ученик вначале просто знакомился с красками, встречался с цветом и — волей-неволей, растирая краски, нанося фоны — играл с ним….Сотни живописцев взросло в этих школах, тысячи картин вышло из их рук… Только загляните на сайты Италии — все в ней дышит живописью… Стены, мебель, ковры… Картины, краски везде…
—————-
Ребенку вначале нужны податливые материалы — как молоко, а еще не твердая пища младенцу. Податливая, но не до такой степени, чтобы «уносить его мозг». Податливость, позволяющая осмысленно играть материалом, а не бороться с ним! Играть, постепенно им овладевая! И нужен пример взрослого — который поможет организовать КУХНЮ, на которой готовится театр цветов….
Посмотрите здесь:
Влажный лист, приготовленный к работе, ровно накатанный на столе, охотно принимающий на себя яркие — но не кричащие — прозрачно-играющие полужидкие , заранее разведенные акварельные краски, играющие плотностью и прозрачностью тона…
Совершенно противоречит этой полноценной встрече с цветом, когда задаются сюжеты, ставятся постоянно вопросы о предметах (А что ты тут нарисовал?!). С другой стороны — если предлагаются жесткие, непрозрачные, кроющие, резко-формообразующие материалы — гуашь, акрил.. Или фломастеры — кричащие цвета, острые линии, резкие пятна.
Посмотрите, наверняка вам знакомы примеры этого студийного и детсадовского «высокого творчества»…
Почувствуйте разницу…
А вот и образцы для подражания, от мудрых педагогов. Первый — из руководства для дет.сада. Богатство фантазии поражает. Квадратная голова детям гарантирована….
СТОРОННИКИ «СВОБОДЫ ДЕТСКОЙ ФАНТАЗИИ»
В чем же дело? Может, не надо тогда усложнять, вводить какие-то процедуры? Как это делают в некоторых студиях — просто дадим краски, а еще лучше — ведра с краской, пусть поливаются, мажутся… По-американски — «Да здравствует, дескать, свобода творчества!» Пусть и знакомятся, мажут — обои, себя, старую машину… Только это не свобода. И не игра.Это, как теперь говорят — «вынос мозга».
Представьте: вы приводите ребенка 2-4 лет на кухню, и распахнув шкафы, говорите: «Вот мука, зерно, макароны, яйца, тесто. Знакомься со всем этим, и начинай — пеки пироги, торты, вари себе суп — и кушай на здоровье! Твори, проявляй свою детскую фантазию!» — а потом разворачиваемся и уходим заниматься своими делами. Не страшно?
— Но именно так поступают сторонники «свободы» с цветами! Они ОТСТРАНЯЮТСЯ.
На самом деле этим «светочам свободы детской фантазии» просто нечего дать детям, кроме наркоза отлетного головокружения, то что называется «оторваться по полной», Они также.как и сторонники квадратно=гнездового обучения, ничего не знают о том, что нужно ребенку. Они судят «от своего пупка», как и те, которые делают академиков в коротких штанишках. Ни тем, ни другим не приходит в голову, что надо исследовать не свои позывы и потуги из детей сделать что-то, что хочется ИМ, а смотреть и изучать ПРИРОДУ РЕБЕНКА. Да и зачем ее изучать, если создав маркетинговый ход, и моду, можно спокойно крутить свой «педагогический лохотрон».
Природа страдает с двух сторон — как от хаоса, так и от казармы. Причина — ее незнания, суждение по себе «что мне хорошо, то и ребенку нужно». Незнание природы детства родителями — и педагогом, проталкивающем либо свой доход через шоу-развлекательный бизнес, либо вставляющий «перпендикулярные палочки» шаблонов в головы детей.
А. Гуашь, столь любимая всеми «творчесткими детскими мастерскими».(подробно о причинах этой «любви» — ниже).- Материал густой,плотный, кроющий. Цвет — константный, при разведении его водой почти не дает разницы: локален, без переливов, В отличие от акварели, почти не поддается изменению прозрачности.
Высветление тонов по технологии достигается не водой,а с помощью добавления белил, смешения с ними на палитре что требует практики и продуманного рассчета, недоступного маленькому ребенку. На листе образует сразу же густые мазки, резко сформированные по контуру, тем самым провоцируя обводку и границы, «душащие» движение цвета.
Материал по своему апредназначению — ДЕКОРАТИВНЫЙ, ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ, ПЛАКАТНЫЙ, КРАЙНЕ ВЗРОСЛЫЙ. Подчеркиваю — ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ, т.е. подразумевает ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЗАМЫСЕЛ, РАСЧЕТ, ПЛАН РАБОТЫ, ЭСКИЗ — ЧЕТКО ПРОДУМАННУЮ В ГОЛОВЕ КОМПОЗИЦИЮ. Изрядную сноровку в работе. Все это никак не возможно требовать от детей, от начинающих. Работая с этм материалом, ребенок 1. не получает полноценного переивания освобождения ЦВЕТА из КРАСКИ (цвет гуаши всегда остается густ, он выкрашивает предметы, приучая их «раскрашивать» — чайник чайниковым, дерево — деревянным, склоняет постоянно к шаблону, остающемуся затем на всю жизнь- дерево должно быть зеленым, вода — синей.. — Цвет в гуаши не дышит и не парит над листом, он МАТЕРИАЛИСТИЧЕН. Эти шаблоны восприятия впоследствии буквально ослепляют человека — он не видит — буквально — не видит — в траве другие оттенки, кроме зеленого, в небе — кроме синего. Все эти гуашевые работы вызывают ощущение какого-то «спертого воздуха», в них как будто начинаешь задыхаться, как будто дышишь чем-то застоявшимся, затхлым…
Импровизация гуашью затруднена, из-за изрядного сопротивления этого материала. Можно сказать, материал «молчалив» — он внутренне пассивен, что хорошо для исполнителя по задуманному эскизу, но плохо для всматривания, для поиска разнообразия воспрития… Для меня гуашь по сравнению с акварелью — как кубик Рубика из анекдота: «для высшего командного состава: Все грани зеленые и неподвижные». А ребенку от цвета нужно получить разнообразие, игру консистенций и оттенков -чтобы ИГРАТЬ и притывать его игру и переливы, ДЫШАТЬ его движениями…
Б. Фломастеры цветные. Опять же,материал, дающий остро-контрастную, жесткую и очень однородную по характеру линию, не реагирующую на нажим руки.
Как правило, кричаще-яркого цвета, что бьет по восприятию и притупляет чувство цвета. И то, и другое не соответствует конституции маленького ребенка.
Резкий очерк линии фломастера бескомпромиссно требует СРАЗУ ЖЕ чрезвычайной точности и контроля движений,- как при работе ножом или скальпелем.Малейшая ошибка оставляет четкий след, поправить или уточнить который уже невозможно.(Я боюсь ошибиться…У меня не получается… Я не умею.)
Инструмент почти не реагирует на силу нажатия изменением толщины линии , что приводит к характерному»черканию»и жестко-судорожному «клешневому» захвату фломастера не кончиками пальцев, а всей кистью руки, с сильным однообразным ее напряжением. Что прямо-таки калечит еще находящуюся в процессе роста кисть ребенка, приучает к напряженности, которая перетекает в душевное переживание процесса рисования. (Рисовать — это ТРУД — говорит тело душе.)
Попробуйте писать шариковой ручкой на листе бумаги, положив его на камень. Отсутствие мягкой отдачи поверхности заставит вас все сильнее сжимать ручку. Вы сразу же начнете искать, что подложить под лист.Примерно так же устроен механизм зажима руки при работе фломастером.В последствии дети так же начинают писать в школе, зажав ручку. как рак клешней.
Я часто сравниваю фломастер со скальпелем или лазерным резаком, который дали ребенку.
Самые главные пыточные инструменты «урока рисования«, способные
полностью отбить охоту, показав тебе ВСЮ ПОЛНУЮ БЕЗДАРНОСТЬ и
НЕСПОСОБНОСТЬ СОЗДАТЬ что-то настоящее…-
— Набор 8-12 сухих акварельных красок в одной коробочке, в комплекте с тонкой МЯГКОЙ кисточкой, простым карандашом, ластиком и альбомом для рисования.
————————
Ролики из исходного очерка посмотреть теперь можно здесь
практические советы для разных возрастов
Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня мы поговорим о художественных навыках наших обожаемых деток. Рисование способствует гармоничному развитию малыша, оно улучшает мелкую моторику, фантазию и другие полезные навыки, именно поэтому так важно обучить кроху этому искусству. Не упустите подходящий возраст для начала занятий и узнайте, как рисовать с маленькими детьми уже сегодня!
Краткое содержание
Первые занятия: с какого возраста можно начинать
Мелкая моторика очень активно развивается в течение первого года жизни. К двенадцати месяцам мой сын уже умел крепко держать в кулаке ручку, это и явилось для меня сигналом о том, что пора использовать ее по назначению.
Но если у вашего чада к этому возрасту еще не получается уверенно держать незнакомый пишущий предмет, то не отчаивайтесь, так как дети развиваются с разной скоростью.
Рисование является одним из важных навыков для каждого человека, поэтому лучше начинать его осваивать в раннем возрасте. Умение рисовать обеспечивает основы для развития творческих способностей, в дальнейшем это поможет при обучении чтению, письму и даже математике.
Если у вас не получается освоить чтение и счет, то рекомендую видео занятия
«Носики-курносики учаться считать и читать«
Вы должны поощрять малыша, чтобы он стремился улучшать свои навыки, и помните, что он должен иметь свободное время без каких-либо ограничений, чтобы изобразить то, что он хочет. Обучение имеет важное значение, поэтому оно должно быть интересным, приятным, а не по принуждению.
С чего начать и что нужно в возрасте от одного до двух лет
Начните покупать цветные карандаши, бумагу и объясните своему чаду, зачем они нужны и что с ними делать. Вначале нарисуйте линию и попросите, чтобы малыш выбрал для себя другой понравившийся цвет карандаша и продолжил рисовать, с того места, на котором вы остановились.
Обязательно называйте цвета, которые используете вы, и которые выбирает кроха, просите дать карандаш определенного цвета. Продолжайте чертить прямые и изогнутые линии, до тех пор, пока лист не будет переполнен каракулями.
После этого можно попробовать соединить линии в геометрические фигуры — квадрат, треугольник, ромб и не забывайте называть их.
Если у малыша будет получаться ровно чертить вертикальные или горизонтальные линии вы обязательно должны хвалить его. Рисование карандашами включает в себя не только захватывающее совместное времяпровождение и развитие навыков мелкой моторики, но и даст хороший импульс для развития воображения.
Всегда говорите о картине, которую вы создаете вместе. После завершения повесьте ее на холодильник, чтобы ежедневно лицезреть результат ваших совместных стараний.
Посмотрите вместе интересное видео, в котором показаны наглядные уроки:
Следует отметить, что у недоношенных детей может уйти больше времени, для того чтобы достичь первых успехов. Кроме того, многие дети не начинают рисовать до 15-ти — 16-ти месяцев, но при этом без труда становятся отличниками в школе.
Как рисовать от двух до трех лет?
К тому времени, как дите достигает двух с половиной лет, оно может держать мелок и ручку хорошо. В этом возрасте пора осваивать галочки и другие изогнутые линии, что является более сложной задачей, нежели рисование прямых и волнистых линий.
Но если вы видите, что кроха еще не готов к усложнениям заданий, то не давите и не торопите. У каждого малыша заложена своя скорость развития, поэтому никогда не сравнивайте его с окружающими сверстниками.
Предлагаю вам прослушать бесплатный вебинар для мам деток 2,5−6 лет «Как помочь ребенку пройти этап „каляк“ и научиться рисовать простые предметы самостоятельно». Вебинар ведет Елена Скулкина, создатель проекта «Уроки Творчества» и автор более 15 видео-курсов рисования для детей.
Лучше работать над тем, чтобы занятия рисованием приносили удовольствие и при этом учите осознавать, что он делает. Всегда спрашивайте, что изображено на его листочке, это может выглядеть как мазня для вас, но при этом иметь большое значение для него.
В этом возрасте вы заметите, что ваше чадо стало проводить больше времени за художественными творениями, и процесс по-настоящему увлекает его. Также, именно сейчас проявляется интерес к рисованию буквально на всем: будьте готовы, что обои, двери и столы со стульями приобретут новый свежий дизайн.
Как выглядит процесс рисования в три-четыре года
Теперь вы можете учить рисовать основные формы — например, круги, треугольники и квадраты. Сначала нарисуйте фигуру самостоятельно, а затем попросите, чтобы малыш повторил ваши действия. Очень скоро он научится чертить каждую из них без вашей помощи.
Очень легко и интересно объединять занятия с обучением счету, например можно посчитать углы квадрата и треугольника. На этом этапе также многие дети смогут написать несколько букв алфавита. Мы, к примеру, в этом возрасте и начали писать первые печатные буквы.
Большинство детей, и мой сын не исключение, очень любят рисовать людей. Покажите самый простой способ изображения человечка с помощью палочек и кружочков, для этого возраста данных навыков будет вполне достаточно.
Шлифуем мастерство: уроки для детей от пяти до десяти лет
Я нашла в сети несколько интересных упражнений для деток старше пяти лет и некоторые мы уже даже применяли на практике с моим мелким. Могу сказать, что методики действительно рабочие, лично я уже вижу заметные улучшения в технике рисования.
Ну, не буду долго рассказывать теорию, давайте сразу переходить к практике, так что запоминайте или, лучше всего — записывайте.
Урок 1
Очень важно отшлифовать точность рисунков и «поставить руку», в дальнейшем это пригодится на письме. Начните с обычной бумаги, карандаша и ластика. Попросите ученика изобразить некоторые основные фигуры — круги, квадраты, треугольники и прямоугольники.
Продолжайте практиковать, пока они не станут совершенными (будут иметь одинаковые стороны и правильные пропорции), и малыш сможет чертить их быстро и легко.
Ребенок должен практиковать рисование фигур снова и снова, пока не сможет делать это с закрытыми глазами. Дети учатся этим незатейливым формам с раннего возраста, но не быстро, поэтому помогайте запомнить их, показывая в книгах и играя с игрушками. Помните — повторение является основой, а практика делает мастерство совершенным.
Урок 2
Возьмем простой объект, например банку чая и попросим ребенка, чтобы он назвал основные фигуры, из которых она состоит. Объясните, что основная часть объекта представляет собой прямоугольник, а верхняя крышка — круг и основание круглое.
Когда вы наклоните банку покажите, что круг на вершине вытягивается, как эллипс. После пройдитесь по кухне, глядя на чашки и кружки, попросите, чтобы малыш искал похожие фигуры.
Теперь пришло время научиться перемещать эти объекты на бумагу. Попросите нарисовать легкими движениями банку в трехмерном виде. Убедитесь, что круг на вершине находится в правильной пропорции к остальной части фигуры.
После сравните изображение на бумаге с исходным объектом. Когда вы убедитесь, что исходный образец и картинка совпадают, попросите нанести основные линии, а внутренние оставьте более светлыми без нажима.
Урок 3
И снова повторение — мать учения. Рисуйте банку регулярно, пока эта задача не станет легко выполнимой для ребенка. Поощряйте продолжать практику, пока он не сможет делать это быстро и точно. Теперь попытайтесь наклонить банку и попросите нарисовать ее с различных ракурсов.
Каждый раз принимайте во внимание различные формы, из которых состоит объект. Теперь вы можете перейти на более сложные объекты, такие как фрукты на блюде.
Чтобы нарисовать фрукты на блюде, ваш ребенок должен слегка начертить основные контуры плодов, например, круг для яблока. После того, как основные фигуры находятся на месте, можно наводить карандашом реальную форму яблока в исходной окружности.
Попросите тратить больше времени, рассматривая яблоко, чем свой лист бумаги. Важно научить рисовать то, что видят глаза, вместо того, что запоминает мозг. Можно продолжать перемещать объект и просить рисовать его с нескольких ракурсов, каждый раз принимая во внимание основные фигуры, которые составляют каждый объект.
Со временем мозг будет обучаться автоматически видеть основные фигуры, и эта привычка очень облегчит и сократит время.
Урок 4
Попросите изобразить объекты при разном освещении, можно использовать лампу, так как с ней легче увидеть падение теней. Покажите, как сделать яблоко реалистичным, экспериментируя с затенениями.
Растушевывайте более светлые и более темные участки карандашом. Позже пробуйте рисовать другие натюрморты и переходите к пейзажам.
Если вы сделаете рисование вашим совместным хобби, то это занятие будет приносить должные плоды и сможет по-настоящему увлечь вашу семью. Сегодня не обязательно идти учиться в специализированную художественную школу, ведь интернет предлагает очень много полезной информации.
Мы, в свою очередь, тоже стараемся сделать все возможное, чтобы предоставлять вам наиболее свежую и актуальную информацию, так что не забывайте подписываться на обновления блога и делиться статьями в социальных сетях.
Автор: Альбина Синенькая
О линиях и цвете. Рисование с маленькими детьми. Продолжение.
Рисование с маленькими детьми.О линиях и цвете.
(начало здесь) Немного повторюсь, но дополняяБ. Фломастеры цветные. Материал, не подходящий для восприятия цвета. Дающий остро-контрастную, жесткую и очень однородную по характеру линию, а цвет переживается в пятне. в плоскости.
Как правило, кричаще-яркие цвета бросаются в глаза, еще более притупляя чувство,ослепляя. как электросварка. И то, и другое – и ядовитость оттенков, и жесткий контраст, острота линий не соответствует конституции маленького ребенка, и мешают прочувствовать цвет.
При желании все же окрасить плоскость фломастером в один цвет приходится долго штриховать тонкой линией, начинается шир-шир, «побыстрей». Это рождает нервозно-хаотические «клубки» линий, так и не покрывающие цветом плоскость. Вы пробовали покрасить шариковой ручкой целый лист бумаги? Тяжкое занятие. То же испытывает и ребенок — мучение, старание не приводящее к результату. Цвет не удается толком пережить, он только «обозначается» — «как бы цвет: вот здесь должен быть как бы красный, вот линии, которые красные, будем считать, что это везде красный». Как бы цвет, как бы рисуем, как бы похоже… Подмена восприятия ложным представлением о нем, УСЛОВНОСТЬ жизни уже здесь. «Как бы цвет, как бы нарисован,- «типа цвет, типа рисуем, типа готово, типа живем»…
Еще одно. — Резкий очерк линии фломастера бескомпромиссно требует СРАЗУ ЖЕ чрезвычайной точности и контроля движений,- как при работе ножом или скальпелем. Малейшая ошибка оставляет четкий след, поправить или уточнить который почти невозможно. — При этом неизбежно разовьется или страх — «вдруг не получится?» — либо наоборот, наплевательское отношение — «а, все равно не получится как надо — так и так сойдет! Тяп-ляп- раз-раз- готово! А кому не нравится — тот сам дурак!»
Кроме того, фломастер почти не реагирует на силу нажатия изменением толщины линии. Это приводит к характерному «чирканию» линиями и «клешневому», (как клешней) жестко-судорожному захвату фломастера всей кистью руки, а не кончиками пальцев. Тонкая моторика сменяется однообразным, напряженным, судорожным усилием. Что прямо-таки калечит еще находящуюся в процессе роста кисть, также блокируя формирование тонкой моторики руки — а, значит, и мозга. (Еще в советское время было признано, что «тонкая моторика развивает процессы мышления, помогая форимированию нервной системы и мозга», если кто не слышал. Потому о роли тонкой моторики в формировании нервной системы написано достаточно).
Попробуйте писать шариковой ручкой на тонком листе бумаги, положив его на камень. Отсутствие мягкой отдачи от поверхности заставит вас все сильнее сжимать ручку. Вы сразу же начнете искать, что подложить под лист. Примерно так и устроен механизм зажима руки при рисовании фломастером.
Я часто сравниваю фломастер со скальпелем или лазерным резаком, который дали ребенку.
В. Набор 8-12 сухих акварельных красок в коробочке, в комплекте с тонкой мягкой кисточкой, простым карандашом, ластиком и альбомом для рисования.
-Это самые главные пыточные инструменты «урока рисования», способные полностью отбить охоту к этому занятию, показав тебе полную твою неспособность создать что-то настоящее, красивое и захватывающее, а , значит, полную твою бездарность.
«ТЫ И ЕСТЬ МАЛЕНЬКИЙ ИДИОТ, и ты еще не убедился в этом? Ты НЕ УМЕЕШЬ рисовать!
(А есть ведь – ХУДОЖНИКИ! ТВОРЦЫ И ТАЛАНТЫ. Вот, на стене прекрасные репродукции! Мы украсили для тебя ими кабинет! Вот Рафаэль! Вот Леонардо! Ты так сможешь?! На колени перед гениями!!! А вот там? Наши корифеи! — Глазунов! Шилов! Церетели!- ЧТО — о ты про него сказал? — Ты вообще ничего не можешь, и знаешь что это так! А критиковать лезешь… Ничего святого нет…) Это схема разделения общества на иерархии при помощи вручения в детстве детям непригодных – слишком взрослых или просто дрянных — инструментов.
Вы видели хоть одного серьезного мастера, который работал бы таким набором красок и карандашей, который предлагается в школе и в садике? Альбомчик с кисточкой-мышиным хвостом и красочками в пласмассовой коробочке… Только в концлагере, наверное… Это — набор для суперпрофессионала, который умеет играть на балалайке, стоя на голове. А для учебы он непригоден.да еще и инструкции к нему ложные дают.
— сухой лист в альбоме сразу же коробится при нанесении краски, создает неприятное ощущение. Бумага в альбомах низкого качества, и при попытке что-то поправить быстро размокает. Раскисает до дыр, или задирается верхний слой. Если предварительно рисовали карандашом, и еще СТИРАЛИ — то совсем худо… Готовый рисунок приклеивается к другому листу, и его потом можно только выкинуть.
— тонкая МЯГКАЯ кисточка не позволяет хорошо ощутить пружинящее сопротивление бумаги, основу поверхности: вы как будто по воздуху скользите над бумагой. При нажиме — кисточка быстро размахряется, и дети водят в результате по по бумаге железкой.
— время от времени бывает нужно накладывать большие плоскости однородного цвета- Небо, вода…(Они-то и есть самые красивые… Так хочется ярко, сочно это сделать! Пылание заката, голубизну небес… Переливы зелени луга…
Тут совсем беда: На мягкую кисточку из жестких красочных «таблеток» цвет — то никак не наберешь, то, наоборот, когда краски в «таблетках» размокнут — куском попадает. И наложить его более-менее равномерно, или с красивым переходом никак не удается.
А тут еще лист — то слишком сухой, — и при мазке кисти остаются жесткие края; или неровно намочен, и краска ложится неравномерно, пятнами. А если перемочишь — все расплывается на соседние, уже нарисованные части рисунка.
Грязь, гадость...
Не нравится мне рисовать! Нет у меня способностей!
МАТЕРИАЛЫ, КОТОРЫЕ ПОЛУЧАЮТ ДЕТИ, НЕ ПРИГОДНЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ:
ЭТО –ОЧЕНЬ ПЛОХИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ МАТЕРИАЛЫ, ЭРЗАЦЫ,
да еще и не просто подмена детских материалов, а эрзацы материалов, предназначенных для специалистов, прошедших профессиональную школу.
Они жестки, сухи, сковывают внимание и движение, листы обычно малы по размерам, требуют мелкоты и предельной ловкости рук, краски (гуашь, или сухая, в кюветах акварель) подразумевают чрезвычайно сложную технику обращения, требуют предельной аккуратности, точности и концентрации, не допускают поправок.
Они требуют при использовании знания неочевидных и сложных мастерских приемов и техник работы, специальной подготовки.
Если вы пришли учиться играть на пианино, и вам дают для знакомства ящик с нарисованными клавишами, в котором запечатан внутри Стенвей? Вы колотите по ящику, и что-то там красиво погромыхивает внутри…Именно так.
Вместо этого мучения надо начинать с другого (смотри ролики в предыдущем посте )
Только сначала вам нужно сделать все самим, не один раз, и и научиться
САМИМ ПОЛУЧАТЬ ОТ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ С КРАСКАМИ УДОВОЛЬСТВИЕ.
А не заставлять его получать детей, что часто бывает — на, милый насладись новой методикой!
Ибо «НЕЛЬЗЯ ДАТЬ ТОГО, ЧЕГО У ТЕБЯ НЕТ».
Для начала нужно общение с одним цветом, жидкой краской по мокрому листу (по началу даже исключительно ТОЛЬКО ОДНИМ цветом)- Это не бесцельная «творческая» мазня «абстракций», как может показаться со стороны. Хотя в иных студиях, подглядев, как это делают с детьми в вальдорфских садах и школах, стали имитировать такие занятия, превратив их в полную бессмыслицу и смысловую противоположность. Для того, чтобы в этом был смысл, его должен понимать педагог – не просто давать материалы. А ЗНАТЬ, зачем он их дает, нести в себе понимание, настрой, радость от процесса общения с цветом – ИМЕТЬ ЕЕ В СЕБЕ. Остается вопрос — а если ребенок уже ПРИВЫК к БОЛЬШОМУ (и грязному)НАБОРУ красок? К гуаши? Что делать, как познакомить его с цветом? Есть возможность…
Здесь можно посмотреть, как готовится материал для занятий с КРАСКАМИ
(начало здесь) Продолжение последует
Как научить ребенка рисовать | что рисовать с ребенком
Маленькие детки проявляют огромный интерес и любопытство ко всему, что их окружает. Творчество не является исключением. Рисование — это первый шаг к развитию художественно-творческих способностей у детей. Малыши сначала рисуют совсем неосознанные рисунки, каракули и линии. Они ещё не уверенно держат карандаш, разливают краски. Но сам процесс рисование может доставлять им огромное удовольствие. Помимо этого, занятие таким творчеством очень полезно.
Рисуем с детьмиРисование для детей 2-3 лет. В чем польза
Несмотря на пролитые краски, разрисованные стены и мебель, большинство родителей все-таки одобрительно относятся к такому творчеству своего чада. Таким образом ребёнок развивается, учится фантазировать. Для мамы и папы рисунки детей — настоящая гордость. Но в развитии крохи не так важен результат работы, как его процесс.
Чем же полезно рисование для ребёнка.
- Занятие художественным творчеством способствует развитию мелкой моторики. В этот момент у ребёнка задействованы участки мозга, которые отвечают за речь малыша, его мышление, зрительную память и координацию. Благодаря процессу рисования маленького непоседы, работают оба полушария головного мозга.
- Рисование способствует развитию воображения, креативности, подготавливает руку к письму.
- Данный процесс оказывает успокаивающее действие. Особенно рекомендуется рисование малышам, которые часто капризничают.
- Рисование картин оказывает положительное влияние на самооценку, так как в этот момент маленький художник ощущает себя настоящим творцом.
- Для школьников занятие изобразительным искусством помогает лучше осваивать такие дисциплины, как физика, математика.
- Рисование вместе с детьми — это отличный повод быть ближе к своему крохе, получить яркие и положительные эмоции.
- Творческий процесс учит малыша анализировать и сравнивать различные предметы. Когда ребёнок хочет нарисовать что-то конкретное, он развивает память.
- Карандаш и чистый лист помогают малышу выразить свои эмоции.
- С помощью рисования дети познают окружающий мир. Когда малыш рисует, он обращает внимание на свои движения, на следы от фломастера или красок.
С какого возраста приучать ребёнка к рисованию?
В современном мире специалисты полагают, что рисованием можно начинать заниматься уже с шестимесячного возраста. Однако, художественное творчество больше подходит для тех деток, которые уже научились уверенно сидеть. Тем более в возрасте 6 месяцев навряд ли у малыша возникнет интерес к данному процессу.
Но развитие каждого ребёнка индивидуально. И только родители смогут решить, в каком возрасте стоит начинать приобщать карапуза к изобразительному искусству.
Чем рисовать малышу
В настоящее время в магазинах представлено большое количество различных предметов для рисования. К тому же, многие из них безопасны и соответствуют разному возрасту малышей.
Важно! Детям раннего возраста заниматься художественным творчеством следует под присмотром взрослого человека. Не следует разрешать малышу пробовать краски на вкус. Для большей безопасности, можно изготовить краски для рисования в домашних условиях.
Рисование пальчиковыми красками
Для первых уроков рисования с детьми отлично подойдут пальчиковые краски. Они не содержат опасных веществ и легко отмываются. Совместное занятие таким творчеством станет прекрасным источником положительных эмоций.
В раннем возрасте малыши не чувствуют границ, поэтому лучше предоставить маленькому художнику большой лист бумаги. Для этого отлично подойдёт кусок обоев.
Для деток постарше замечательными инструментами для рисования станут водяные маркеры. Они также легко отмываются без вреда для детской кожи.С их помощью можно создавать шедевры не только на бумаге. Проявив фантазию, можно украсить личико малыша, например нарисовать усики, глазки и и.д. Малыш гарантированно будет в восторге. Все это легко оттирается с помощью влажных салфеток, либо влажной тряпочкой.
Также для рисования подойдёт набор специальной самоклеящейся пленки, напоминающая школьную доску, и мелки. Такие доски имеют различные размера, легко клеятся к любым поверхностям и отлично моются. Особенно полезны станут тем детям, которые любят рисовать на обоях.
На рынке детского творчества для малышей выпускаются специальные водяные раскраски. Это также станет отличным вариантом для детского творчества. Такие раскраски изначально имеют черно-белый вид, как и обычные. А с помощью воды и кисточки, рисунки становятся цветными. Маленьким непоседам очень интересно водить мокрой кисточкой по бумаге, наблюдая за тем, как проявляется цвет.
Старайтесь контролировать положение руки вашего карапуза во время занятия рисованием.
По мере взросления ребёнка можно предложить ему кисти и краски.
Как научить ребёнка рисовать
Для начала малышу необходимо предоставить свободу для творчества. Пусть ребёнок сам выберет, чем и где будет рисовать. Если маленький ребёнок рисует на бумаге, лучше всего подготовить большой кусок обоев.
В плане аккуратности детишки бывают разные: кто-то боится испачкаться, другие готовы с головой залезть в краску. Родителям стоит адекватно реагировать на такие проявления малыша. В противном случае, у ребёнка может возникнуть страх перед таким видом творчества.
Всегда хвалите ребёнка. Неважно, насколько красиво получилась картина маленького художника. Ведь в рисовании малыша главное не результат, а процесс.
Не нужно требовать от ребенка точности передачи какого-либо изображения или предмета. У малыша может быть свое видение. В детском возрасте фантазия очень многогранна, и ваша задача — развивать у ребенка творческие способности. Вы можете предложить нарисовать ребенку яблоко. А затем сравнить с вашим рисунком. Попытайтесь найти различия, проговаривайте с малышом вслух, что видите. Говорите, что яблоко можно нарисовать вот так или так и еще разными способами. Но ни в коем случае не обращайте внимание на то, что ребенок нарисовал неправильно.
Первые уроки рисования. С чего начать
Маленькие детишки в первую очередь учатся изображать простые фигуры: линии, кружочки, квадраты, точки, прямоугольники, многоугольники и так далее.
Рисовать можно, играя. Например, изобразив волнистую линию, скажите, что это змея и она шипит. Помогите малышу держать правильно инструмент для рисования. Возьмите его ручку в свою и нарисуйте кружочек. При этом можно рассказывать сказку. Например, отлично подойдет всем известная сказка “колобок”. Нарисуйте кружочек (колобок), прямую линию (дорога) и рассказывайте сказку.
Просите малыша повторить за вами. В раннем возрасте дети с радостью копируют различные действия. Рисуйте кружочки, при этом все также рассказывая сказку или стишок. Предложите малышу нарисовать тоже самое.
Детям, которые научились рисовать простые фигуры, можно предложить рассмотреть какой-нибудь несложный рисунок, затем по памяти изобразить увиденное. Этот прием отлично развивает не только творческие способности, но и память.
Когда ребенок уже освоил первые навыки рисования, познакомьте его с ластиком. Если малыш рисует карандашом, покажите ему как убирать ненужные линии.
Рисуем с детьми поэтапно. Что рисовать с ребенком
На просторах интернета вы можете найти огромное количество поэтапных рисунков.
Начинайте с простых, постепенно увеличивая сложность изображения.
Вот некоторые примеры самых простых рисунков:
Похожие записи:
7 советов родителям, как заинтересовать ребёнка рисованием
Рисование — занятие очень полезное в любом возрасте. Это и развитие мелкой моторики, и возможность выпустить накопившиеся эмоции, и воспитание чувства прекрасного. Впрочем, об этом мы уже писали. Сейчас речь о другом.
Считается, что рисовать любят все дети. Распространённый стереотип: дай любому карапузу лист бумаги и карандаш, и он будет увлечённо творить свои художественные шедевры, а родители получат возможность сосредоточиться на своих «взрослых» делах. Но в реальности многие мамы и папы сталкиваются с тем, что малышу неинтересно рисовать. Что делать, если ребёнок не хочет заниматься рисованием? Эврика! Воспользуйтесь нашими советами!
Совет № 1: Покажите пример
С рождения и на протяжении всего дошкольного периода подражание взрослым служит основой эмоционального, интеллектуального и коммуникативного развития малыша. Используйте это, если хотите научить ребёнка рисовать. Рисуйте сами. Рисуйте увлечённо, от души — что называется, для себя. Не обязательно быть художником, чтобы получать удовольствие от самого процесса.
- Рисуйте цветочки на салфетке, когда появился перерыв во время приготовления обеда;
- Рисуйте узоры в блокнотике, пока вместе с ребёнком ожидаете своей очереди в поликлинике или банке;
- Рисуйте палочкой на земле, пока гуляете с малышом в парке или на детской площадке.
Рисовать — это интересно и приятно. Но малыш может об этом не догадываться. Покажите ему на собственном примере.
Совет № 2: Не подавляйте инициативу
Когда малыш проявляет интерес к рисованию, придержите в себе рвение перфекциониста. Не стремитесь сразу поправлять кроху, заставляя его действовать по шаблонам. Безусловно, со временем надо будет прививать основы художественной грамоты, но делать это можно после того, как в сознании ребёнка прочно закрепятся позитивные ассоциации с рисованием как с таковым. Если вы не хотите, чтобы ребёнок счёл себя бездарем и отказался даже от попыток подружиться с карандашами и красками, не совершайте типичных родительских ошибок:
- Не пренебрегайте детскими стараниями.
- Не высмеивайте детские рисунки.
- Не пытайтесь исправлять нарисованное ребёнком.
Всегда можно найти, за что похвалить начинающего художника. Конечно, истинные таланты к изобразительному искусству есть не у всех. Но каждый имеет право наслаждаться творчеством без боязни быть непринятым и осмеянным.
Совет № 3: Экспериментируйте с материалами
Если хотите научить ребёнка рисовать в 2-3 года, уделяйте больше внимания ощущениям, которые получает малыш во время процесса, нежели конечному результату творчества. Предлагайте бумагу разной фактуры, используйте фломастеры, цветные карандаши, разные виды красок и мела. Например, для обучения рисованию маленьких детей отлично подойдут пальчиковые краски.
- Совмещайте обучение рисованию и развитие тактильного восприятия.
- Знакомьте с многообразием материалов для рисования.
- Не заменяйте традиционное рисование компьютерными программами.
Чем больше вариантов для создания рисунков узнает малыш в раннем детстве, тем выше вероятность того, что его интерес к рисованию проснётся и окрепнет.
Совет № 4: Предлагайте разные техники
Существует множество техник рисования. Многие из них доступны даже для самых маленьких творцов. Начинайте от простого и постепенно усложняйте предлагаемые малышу задания.
- Рисуйте точки и штрихи, используя фломастеры и карандаши.
- Покажите, как обращаться с акварельными красками.
- Рисуйте пальчиками, ладошками и ножками.
- Покажите, как создавать оттиски заблаговременно подготовленными (самодельными или купленными) штампами.
Для рисования можно использовать цветной лёд и зубочистки, зубные щётки, соль и песок. Вариантов масса. Пробуйте те, что считаете наиболее интересными. Главное, чтобы процесс приносил удовольствие вам и ребёнку.
Совет № 5: Занимайтесь развитием художественного вкуса
Детей старшего дошкольного возраста недостаточно учить рисовать самостоятельно. Важно сформировать у ребёнка чувство прекрасного, воспитать в нём художественный вкус.
- Посещайте выставки и художественные музеи.
- Изучайте сборники живописи.
- Проявляйте интерес к различным видам изобразительного искусства, в том числе к народному творчеству.
Рассматривая, анализируя работы мастеров, ребёнок непременно перенимает что-то и для себя. Даже малышей стимулируйте не просто пассивно воспринимать увиденное, но и комментировать свои мысли и эмоции. Дети в возрасте 5-6 лет могут при помощи наводящих вопросов взрослых составлять связные рассказы о картине или арт-объекте, выделяя, что и почему ему понравилось, что не понравилось, а что вызвало вопросы и осталось непонятым.
Совет № 6: Стимулируйте детское воображение
В основе всякого творчества — и творчество художественное не является исключением — лежит воображение. Развивайте в ребёнке способность фантазировать, создавать образы, подбирать выразительные инструменты для передачи этих образов.
- Предложите нарисовать героя только что прочитанной сказки.
- Попросите малыша описать игрушку, которую он хочет получить на день рождения.
- Устройте конкурс на лучший рисунок новогодней ёлки.
Развитое воображение имеет огромное значение для развития интеллекта, памяти и внимания, поэтому, работая в этом направлении, вы формируете прочный фундамент для эффективного всестороннего развития дошкольника.
Совет № 7: Не принуждайте, но не сдавайтесь
Если все ваши усилия снова и снова терпят неудачи, не поддавайтесь соблазну использовать родительский авторитет. Рисование, как и любое иное творчество, — процесс, который не принесёт пользы без искренней вовлечённости. Как говорится, насильно мил не будешь, а потому и рисование принудить полюбить силой невозможно. Но и сдаваться не следует.
- Комбинируйте наши советы в различных вариациях.
- Используйте рисование как спасение от скуки в ситуациях, когда иные способы развлечения реализовать крайне затруднительно.
- Посетите мастер-классы по совместному рисованию для детей и родителей.
Возможно, рисование как способ занять ребёнка всерьёз и надолго — не ваш вариант. Но это занятие — важный элемент развития дошкольника, поэтому так или иначе, но уделять ему внимание необходимо. Особенно если вы воспитываете малыша самостоятельно, без детского сада и репетиторов.
Рисуйте со своими детьми для их и своего удовольствия. Пусть родительство ваше будет творческим и счастливым!
Рисуем «лицо» с детьми | Журнал Ярмарки Мастеров
Этот урок отлично подходит для занятия с детками от 8 лет, а так же, я думаю, будет полезен и взрослым, особенно кукольникам. В данном уроке я постаралась доступно, пошагово объяснить, как же рисуется лицо взрослого человека. Что то упростила, что постаралась объяснить своими словами.
Нам понадобится: лист бумаги, карандаш, ластик. (при всех построениях линейку мы использовать не будем, полагаемся на свой глазомер. Не переживайте, что сразу, возможно, будет трудно добиться симметрии. Стараемся, конечно, что бы построение было максимально симметричным, но успокаиваем себя тем, что идеально симметричные лица только у роботов!
1. Рисуем вертикальную линию — это наша ось симметрии. Справа и слева рисуем симметричные половинки овала лица. Помним, что лицо у нас имеет яйцеобразную форму, и сверху овал лица будет чуть шире, а к подбородку заостряться. На самом деле овал лица у всех разный, и мы этого коснемся в конце занятия, а пока рисуем базовое лицо.
2. Теперь делим наш овал лица горизонтальными линиями на 3 части. В первой части у нас будут располагаться волосы и лоб, во второй — брови, глаза, нос, уши. В третью часть попадут рот, подбородок и основание шеи.
3. Начнем работу со второй части. Визуально делим ее примерно на 3 части и проводим горизонтальную линию — это будет линии середины глаза. От этой линии вверх и вниз нарисуем параллельные линии — это поможет нам нарисовать глаза одинаковой высоты. (чем шире расстояние между этими линиями, тем больше у нас получатся глаза. Не пренебрегайте вспомогательными линиями! Потом их всегда можно стереть, но пока именно они помогают вам построить правильное лицо.
4. На линии середины глаза сделаем отметки ширины глаза. Тут есть одна закономерность — ширина между глаз равна примерно ширине одного глаза. С помощью дугообразных линии нарисуем глаза, веки, бровки. Брови у нас коснуться как раз первой горизонтальной линии. Тут нарисуем и глазные яблоки и зрачки. Не нужно рисовать глазные яблоки в виде кружка, лицо будет иметь выпученные глаза.
5. Нарисуем носик. Я знаю, что именно нос для многих самое сложное, но не переживайте, вместе мы справимся! Представим нос в виде простых геометрических фигур — трапеция, овал и круги.
Обратите внимание — носик у нас кончается на второй горизонтальной линии.
6. Уши у нас занимают все вторую часть лица. А начинаем ушко от линии середины глаз. Посмотрите в зеркало — у всех верхняя точка соединения уха и головы находится на линии середины глаза.
Если вы объясняете деткам построение лица — рассказывайте им об этих закономерностях.
7. У нас осталась нижняя, третья часть лица. Рисуем ротик. Третью часть так же визуально делим на 3 части в проводим горизонтальную линию. Из середины ширины наших глаз проводим вниз вертикальные линии — это ширина рта. Рисуем центр рта, верхнюю губу и нижнюю. Наметим линию подбородка.
8. Ширина шеи будет чуть шире ширины рта.
Наше базовое личико готово, теперь можно придать ему индивидуальные особенности: подправить овал лица, может быть изменить разрез глаз, добавить реснички, подправить форму губ. Не забываем, что реснички у нас растут от края глаза, того, что ближе к носу. Теперь можно стереть все вспомогательные линии и нарисовать волосики.
Это базовые этапы построения лица, освоив которые, можно рисовать разные-разные лица. У женщин носик можно сделать поменьше, сделать тоньше бровки, изящнее подбородок. У мужчины — более грубый подбородок, шире брови, глаза ближе к бровям, скулы жестче.
Для занятия с детками лучше всего нарисовать с ними одно лицо с вспомогательными линиями и не стирать их, оставить как шпаргалку. (Чаще всего я не помогаю деткам, не рисую за них, мы рисуем вместе на разных листиках. Сначала я, потом этот же этап они.) А потом попросить их нарисовать 2 женских и 2 мужских лица.
Спасибо за внимание! Надеюсь, мой мастер-класс окажется вам полезен.