Предметно-развивающая образовательная среда как приоритетное направление деятельности детского сада по системе Монтессори
Точное содержание и организация предметно-пространственной развивающей среды в детском саду по системе М. Монтессори имеет едва ли ни решающую роль в жизни детей. Ребенок впитывает знания из своего окружения с помощью так называемого «впитывающего разума» (термин М. Монтессори), присущего только детям. Как писала М. Монтессори, «впечатления не просто входят в его разум, они формируют его разум, они воплощаются в его разуме». Если домашняя обстановка, в которой пребывает ребенок приспособлена, прежде всего, к жизни взрослых людей, то обстановка детского сада должна быть адаптирована к жизни детей. И, кроме того, специально подготовленная среда помогает ребенку стать независимым от взрослых, жить своей собственной жизнью, не прибегая ежеминутно к помощи взрослых. То есть специальным образом подготовленное окружение детей — это такая среда, в которой активность ребенка постепенно увеличивается, а активность педагога постепенно уменьшается. Взрослый — педагог — становится как бы частью этого окружения, и его роль заключается в том, чтобы помочь детям достичь совершенства своими собственными руками.
Хорошо оборудованная классная комната представляет собой не только безопасное для жизни детей пространство, но она содержит, если можно так сказать, пищу для детского ума. Среда создается для деятельности каждого ребенка, переступившего ее порог.
Помещение, в котором пребывает группа детей, должно состоять из нескольких комнат: раздевалка, гигиеническая комната, спальная комната (может совмещаться с игровым пространством), «Монтессори-класс» со специально-подготовленной средой. Стены комнат окрашены в белый цвет или очень светлые оттенки других цветов. Мебель (столы, стулья, открытые всегда доступные детям полки, на которых расположены материалы и игрушки) должна соответствовать нормам СанПиН 2.4.1.3049 -13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Специально-подготовленная предметно-пространственная развивающая среда разновозрастной группы, работающей на принципах гуманистической педагогики М. Монтессори должна:
— соответствовать возрастным, физическим, психологическим особенностям и потребностям каждого ребенка разновозрастной группы, определенным сензитивным периодам развития;
— предоставлять возможность для проявления инициативы ребенка, для наиболее полной реализации творческих возможностей, раскрытия природного потенциала;
— быть источником информации для организации самостоятельной и совместной деятельности ребенка, для самообучения;
— предоставлять возможность свободно выбирать деятельность, реализовать замысел, получать результат, а также оценивать, осознавать и отвечать за результат своей деятельности;
— предоставлять возможность широкого поля взаимодействия, общения со всеми членами сообщества группы и ДОУ на разных уровнях;
— обеспечить потребность ребенка в создании личного пространства деятельности, а при необходимости — уединения и релаксации;
— предоставлять возможность осознать себя значимой уважаемой личностью, способной адекватно оценивать себя, а также способной уважать и позитивно принимать других членов сообщества группы;
— предоставить возможность развивать в себе самостоятельность, независимость, умение помогать и просить о помощи, совершать ошибки, без страха их совершить, исправлять ошибки с помощью других и самостоятельно;
— способствовать формированию самодисциплины, умения следовать правилам;
— обеспечивать психологическую и физическую безопасность и защищенность каждого ребенка.
Выделяют основные принципы построения предметно-развивающей среды, такие как продуманное зонирование, расположение материалов в определенном порядке и соблюдение этого порядка, доступность любого материала для каждого ребенка, наличие только одного дидактического материала в среде, недопущение пресыщения среды и некоторые другие. Эти принципы обоснованы и соблюдение их, наравне с выполнением правил жизни группы и реализацией методов организации взаимодействия детей с предметной средой, способствуют формированию определенных социальных и учебно-познавательных компетенций. Основные особенности построения предметно- пространственной среды Монтессори — группы:
1. Помещение группы детского сада соответствует всем принципам и нормам санитарной гигиены, подходит физиологическим особенностям детей разновозрастной группы от 3 до 6 лет.
2. Развивающая среда выстраивается таким образом, чтобы каждое пространство (зона) выполнял определенную функциональную роль и, в то же время, гармонично сочетался с другими, образуя помещение комфортное для детей, вызывающее у них чувство безопасности, уверенности, стабильности. Основными разделами являются: пространство упражнений в навыках практической жизни, пространство сенсорного развития, пространство развития математических представлений, пространство освоения русского языка, пространство знакомства с основами культуры и естествознания. Кроме того, в группах предусматриваются пространство продуктивной творческой деятельности и конструирования, уголки театрализованной деятельности, чтения и отдыха, игровой уголок. Обязателен уголок уединения.
3. В построении подготовленной развивающей среды Монтессори — группы предусматривается возможность свободного перемещения детей, свободного общения их друг с другом и со взрослыми, выбора самостоятельной или совместной деятельности, реализации разных форм занятий, проводимых педагогами, — групповых, подгрупповых и индивидуальных.
4. Среда насыщена материалами различной тематики и дидактического содержания для развития психических процессов, получения практических навыков и знаний в соответствии с возрастом детей, их сензитивными периодами, потребностями, особенностями развития. Любой ребенок от трех до шести лет может найти себе здесь занятие по интересам и желаниям. Монтессори–материалы, прошедшие многолетнюю апробацию в детских садах всего мира, не являются просто материалами для манипуляций и развлечения детей. Каждый из них имеет глубокое дидактическое значение, направлен на самостоятельное освоение детьми новых понятий, нахождение закономерностей, исследование свойств. Это — автодидактические материалы. После показа педагогом алгоритма работы ними, дети осваивают его самостоятельно, позднее находят другие способы работы, выполняют различные упражнения. При этом и происходит самообучение ребенка. Такое самообразование гибко сочетается с индивидуальными и подгрупповыми занятиями, которые строятся педагогом на основе уже полученных ребенком знаний во время самостоятельной работы с материалами.
5. Все развивающие дидактические материалы, Монтессори-материалы и дополнительные игры, пособия, книги, оборудование для творческой деятельности и труда доступны для каждого ребенка, имеют свое определенное место и назначение.
6. Расположение материалов на удобных открытых полках соответствует порядку презентации работы с ними. Эта определенная последовательность введения ребенка в мир предметов, овладение им алгоритмов деятельности с развивающими материалами соответствует сензитивным периодам развития ребенка и особенностям формирования его крупной и мелкой моторики, развития и совершенствования руки, а значит, действий с предметами. Это ведет его через исследовательскую деятельность с дидактическими материалами и изучение их свойств к освоению понятия, приобретению знаний и учебных навыков.
7. Среда построена так, что ребенок может выбирать занятия и материалы по своему желанию, может выбирать место для работы с материалами, для игры, может выбирать партнеров, продолжительность своей работы, способ упражнений с выбранным дидактическим материалом.
8. Правила построения предметной развивающей среды предусматривают наличие на полках материалов только в одном экземпляре. Это помогает детям научиться простым, но важным в жизни социальным навыкам как умение договориться, бесконфликтно общаться, уважать выбор другого, терпеливо ждать. По словам Н. А. Каргапольцевой «наличие материалов в одном экземпляре приучает детей к сдерживанию своих эгоцентрических импульсов, учету интересов других, развитию способности диалогических отношений с товарищами, готовит к взаимообучению и взаимообогащению в совместной деятельности». Когда одновременно два ребенка хотят поработать с одни и тем же материалом, им предстоит разрешить эту ситуацию, сначала с помощью педагога, который покажет им, как можно обсудить и решить, кто будет работать первым, а затем неоднократно отрабатывать этот навык в подобных ситуациях самостоятельно.
9. Предметная среда создается педагогами, трансформируется ими в соответствии с потребностями детей. Но и дети являются творцами среды. Прежде всего, выполняя правило порядка (любой предмет имеет свое место, и после занятия с ним должен вернуться на это место), они поддерживают среду в рабочем состоянии, они становятся ответственными за то, что дидактический материал, которого ждет для работы другой ребенок, должен быть приведен в первоначальный вид и положен на свое место. Кроме того, дети могут внести свою лепту в украшение помещения, освоив элементарные навыки составления букетов, оформления своих художественных работ.
10. Важным для формирования социальных компетенций детей является открытость среды. Дети не замкнуты лишь в помещении групповой ячейки, они могут, более того их мотивируют к этому педагоги, посещать другие группы, кабинеты, функциональные кабинеты детского сада. Так, попрактиковавшись в нарезании овощей и фруктов в зоне практической жизни, дети обходят все группы и кабинеты, предлагая угоститься лакомством; после обеда стайка детей прибегает на кухню, чтобы поблагодарить поваров и т. п. Часты в Монтессори — детском саду гости, с которыми также можно свободно общаться — приглашенные интересные люди города (поэты, художники, народные умельцы, представители разных профессий), ученики музыкальной и общеобразовательной школы, выпускники детского сада. Таким образом, воспитанники приобретают навыки общения с разными взрослыми, детьми других групп, детьми школьного возраста.
Литература:
1. М. Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики» (концепция свободного саморазвития ребенка в специально-подготовленной развивающей среде).
2. Ю. И. Фаусек «Теория и практика детского сада Монтессори» (опыт работы первых детских садов по системе Монтессори в России. 1913–1941 гг.)
3. Е. А. Хилтунен авторская программа «Воспитание и обучение в российском Монтессори-детском саду и начальной школе» (опыт работы с детьми в рамках федерального эксперимента «Монтессори в России» в учебно-воспитательном комплексе № 1641 г. Москва, 1993–2000 гг.)
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, материал, разновозрастная группа, жизнь детей, совместная деятельность, практическая жизнь, дидактический материал, Предметная среда, Расположение материалов.
Учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему: Методические рекомендации по созданию развивающей среды в группе по технологии М.Монтессори
Методические рекомендации по созданию развивающей среды в группе по технологии М.Монтессори
Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды
Точное содержание и организация предметно-пространственной развивающей среды в детском саду по системе М. Монтессори имеет едва ли ни решающую роль в жизни детей. Ребенок впитывает знания из своего окружения с помощью так называемого «впитывающего разума» (термин М.Монтессори»), присущего только детям. Взрослые обучаются сознательно, тогда как ребенок абсорбирует знания непосредственно в свою психическую жизнь. Как писала М. Монтессори, «впечатления не просто входят в его разум, они формируют его разум, они воплощаются в его разуме». Если домашняя обстановка, в которой пребывает ребенок приспособлена, прежде всего, к жизни взрослых людей, то обстановка детского сада должна быть адаптирована к жизни детей. И, кроме того, специально подготовленная среда помогает ребенку стать независимым от взрослых, жить своей собственной жизнью, не прибегая ежеминутно к помощи взрослых. То есть специальным образом подготовленное окружение детей – это такая среда, в которой активность ребенка постепенно увеличивается, а активность педагога постепенно уменьшается. Взрослый – педагог – становится как бы частью этого окружения, и его роль заключается в том, чтобы помочь детям достичь совершенства своими собственными руками.
Хорошо оборудованная классная комната представляет собой не только безопасное для жизни детей пространство, но она содержит, если можно так сказать, пищу для детского ума. Среда создается для деятельности каждого ребенка, переступившего ее порог.
Помещение, в котором пребывает группа детей, должно состоять из нескольких комнат: раздевалка, гигиеническая комната, спальная комната (может совмещаться с игровым пространством), «Монтессори-класс» со специально-подготовленной средой. Стены комнат окрашены в белый цвет или очень светлые оттенки других цветов. Мебель (столы, стулья, открытые всегда доступные детям полки, на которых расположены материалы и игрушки) должна соответствовать нормам СанПиН 2.4.1.3049 -13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Специально-подготовленная предметно-пространственная развивающая среда разновозрастной группы, работающей на принципах гуманистической педагогики М. Монтессори должна:
• соответствовать возрастным, физическим, психологическим особенностям и потребностям каждого ребенка разновозрастной группы, определенным сензитивным периодам развития;
• предоставлять возможность для проявления инициативы ребенка, для наиболее полной реализации творческих возможностей, раскрытия природного потенциала;
• быть источником информации для организации самостоятельной и совместной деятельности ребенка, для самообучения;
• предоставлять возможность свободно выбирать деятельность, реализовать замысел, получать результат, а также оценивать, осознавать и отвечать за результат своей деятельности;
• предоставлять возможность широкого поля взаимодействия, общения со всеми членами сообщества группы и ДОУ на разных уровнях;
• обеспечить потребность ребенка в создании личного пространства деятельности, а при необходимости — уединения и релаксации;
• предоставлять возможность осознать себя значимой уважаемой личностью, способной адекватно оценивать себя, а также способной уважать и позитивно принимать других членов сообщества группы;
• предоставить возможность развивать в себе самостоятельность, независимость, умение помогать и просить о помощи, совершать ошибки, без страха их совершить, исправлять ошибки с помощью других и самостоятельно;
• способствовать формированию самодисциплины, умения следовать правилам;
• обеспечивать психологическую и физическую безопасность и защищенность каждого ребенка
Выделяют основные принципы построения предметно-развивающей среды, такие как продуманное зонирование, расположение материалов в определенном порядке и соблюдение этого порядка, доступность любого материала для каждого ребенка, наличие только одного дидактического материала в среде, недопущение пресыщения среды и некоторые другие. Эти принципы обоснованы и соблюдение их, наравне с выполнением правил жизни группы и реализацией методов организации взаимодействия детей с предметной средой, способствуют формированию определенных социальных и учебно-познавательных компетенций. Основные особенности построения предметно- пространственной среды Монтессори – группы:
1. Помещение группы детского сада соответствует всем принципам и нормам санитарной гигиены, подходит физиологическим особенностям детей разновозрастной группы от 3 до 6 лет.
2. Развивающая среда выстраивается таким образом, чтобы каждое пространство (зона) выполнял определенную функциональную роль и, в то же время, гармонично сочетался с другими, образуя помещение комфортное для детей, вызывающее у них чувство безопасности, уверенности, стабильности. Основными разделами являются: пространство упражнений в навыках практической жизни, пространство сенсорного развития, пространство развития математических представлений, пространство освоения русского языка, пространство знакомства с основами культуры и естествознания. Кроме того, в группах предусматриваются пространство продуктивной творческой деятельности и конструирования, уголки театрализованной деятельности, чтения и отдыха, игровой уголок. Обязателен уголок уединения.
3. В построении подготовленной развивающей среды Монтессори – группы предусматривается возможность свободного перемещения детей, свободного общения их друг с другом и со взрослыми, выбора самостоятельной или совместной деятельности, реализации разных форм занятий, проводимых педагогами, – групповых, подгрупповых и индивидуальных.
4. Среда насыщена материалами различной тематики и дидактического содержания для развития психических процессов, получения практических навыков и знаний в соответствии с возрастом детей, их сензитивными периодами, потребностями, особенностями развития. Любой ребенок от трех до шести лет может найти себе здесь занятие по интересам и желаниям. монтессори–материалы, прошедшие многолетнюю апробацию в детских садах всего мира, не являются просто материалами для манипуляций и развлечения детей. Каждый из них имеет глубокое дидактическое значение, направлен на самостоятельное освоение детьми новых понятий, нахождение закономерностей, исследование свойств. Это – автодидактические материалы. После показа педагогом алгоритма работы ними, дети осваивают его самостоятельно, позднее находят другие способы работы, выполняют различные упражнения. При этом и происходит самообучение ребенка. Такое самообразование гибко сочетается с индивидуальными и подгрупповыми занятиями, которые строятся педагогом на основе уже полученных ребенком знаний во время самостоятельной работы с материалами.
5. Все развивающие дидактические материалы, монтессори – материалы и дополнительные игры, пособия, книги, оборудование для творческой деятельности и труда доступны для каждого ребенка, имеют свое определенное место и назначение.
6. Расположение материалов на удобных открытых полках соответствует порядку презентации работы с ними. Эта определенная последовательность введения ребенка в мир предметов, овладение им алгоритмов деятельности с развивающими материалами соответствует сензитивным периодам развития ребенка и особенностям формирования его крупной и мелкой моторики, развития и совершенствования руки, а значит, действий с предметами. Это ведет его через исследовательскую деятельность с дидактическими материалами и изучение их свойств к освоению понятия, приобретению знаний и учебных навыков.
7. Среда построена так, что ребенок может выбирать занятия и материалы по своему желанию, может выбирать место для работы с материалами, для игры, может выбирать партнеров, продолжительность своей работы, способ упражнений с выбранным дидактическим материалом.
8. Правила построения предметной развивающей среды предусматривают наличие на полках материалов только в одном экземпляре. Это помогает детям научиться простым, но важным в жизни социальным навыкам как умение договориться, бесконфликтно общаться, уважать выбор другого, терпеливо ждать. По словам Н.А. Каргапольцевой «наличие материалов в одном экземпляре приучает детей к сдерживанию своих эгоцентрических импульсов, учету интересов других, развитию способности диалогических отношений с товарищами , готовит к взаимообучению и взаимообогащению в совместной деятельности». Когда одновременно два ребенка хотят поработать с одни и тем же материалом, им предстоит разрешить эту ситуацию, сначала с помощью педагога, который покажет им, как можно обсудить и решить, кто будет работать первым, а затем неоднократно отрабатывать этот навык в подобных ситуациях самостоятельно.
9. Предметная среда создается педагогами, трансформируется ими в соответствии с потребностями детей. Но и дети являются творцами среды. Прежде всего, выполняя правило порядка (любой предмет имеет свое место, и после занятия с ним должен вернуться на это место), они поддерживают среду в рабочем состоянии, они становятся ответственными за то, что дидактический материал, которого ждет для работы другой ребенок, должен быть приведен в первоначальный вид и положен на свое место. Кроме того, дети могут внести свою лепту в украшение помещения, освоив элементарные навыки составления букетов, оформления своих художественных работ.
10. Важным для формирования социальных компетенций детей является открытость среды. Дети не замкнуты лишь в помещении групповой ячейки, они могут, более того их мотивируют к этому педагоги, посещать другие группы, кабинеты, функциональные кабинеты детского сада. Так, попрактиковавшись в нарезании овощей и фруктов в зоне практической жизни, дети обходят все группы и кабинеты, предлагая угоститься лакомством; после обеда стайка детей прибегает на кухню, чтобы поблагодарить поваров и т.п. Часты в Монтессори – детском саду гости, с которыми также можно свободно общаться – приглашенные интересные люди города (поэты, художники, народные умельцы, представители разных профессий), ученики музыкальной и общеобразовательной школы, выпускники детского сада. Таким образом, воспитанники приобретают навыки общения с разными взрослыми, детьми других групп, детьми школьного возраста.
Игровой уголок может быть вынесен в другое помещение при его наличии. Там же может находиться спортивно-двигательный.
Все дверные ручки находятся на уровне, доступном ребенку. Туалетная комната приспособлена для детей. В рабочем классе может быть низкая детская кухня с раковиной для упражнений в мытье посуды.
В спальне на окнах висят плотные шторы. Раздевалка оборудована в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049 -13 шкафами для хранения одежды детей, скамейками и зеркалом.
Все помещения озеленены и максимально приближены к домашним.
Специально-подготовленная среда группы/детского сада по системе Монтессори оборудована столами и стульями по росту детей, низкие открытие полки для размещения дидактических материалов — не выше уровне глаз ребенка. Стойка с ковриками для индивидуальной работы. Каждый дидактический материал лежит на отдельном подносе, в коробке или корзине. Все материалы сгруппированы в строгой последовательности и на соответствующих полках для ориентации детей. Они полностью скомплектованы, вымыты и готовы к работе. Каждый материал в единственном числе. Сами по себе Монтессори-материалы красивы и привлекательны для детей: шестьдесят три различных оттенка цветных табличек, бусины для счета десяти цветов, золотистые бусины математического банка, разноцветные грамматические карточки, сине-розовые подвижные алфавиты… Все дидактические пособия изготовлены из естественных материалов – дерева, картона, легкого металла. В классе много цветов и растений.
Уголок с игрушками, диван и библиотека с книжками выделены в групповом пространстве. Спортивно-двигательный комплекс соседствует с рабочей комнатой.
Все дверные ручки находятся на уровне, доступном ребенку. Туалетная комната приспособлена для детей. В рабочем классе есть низкая детская кухня с раковиной для упражнений в мытье посуды.
В спальне на окнах висят плотные шторы. Раздевалка оборудована открытыми вешалками, контейнерами или индивидуальными мешками для сменной одежды/ обуви и большим зеркалом.
Одна из основных обязанностей Монтессори-педагога – поддерживать порядок в подготовленной среде и следить за тем, чтобы он не нарушался. Все материалы – вплоть до самого маленького кубика Розовой Башни, острие карандаша, аккуратно сложенные салфетки и полотенца, количество и порядок карточек со словами в грамматических коробках и карточек с числами десятичной системы, мыло в мыльнице или в пузырьке, а так же принадлежности для чистки обуви – все и всегда должно быть на своем месте. Монтессори считала, что порядок в окружении сохраняет энергию человека. Поэтому педагогику Монтессори иногда называеют «средовой педагогикой».
монтессори дома | http://www.babyroomblog.ru/
Последнее время стало очень популярным отдавать детей в так называемые детские сады Монтессори. Считается, что система воспитания по данной методике дает ребенку возможность гармонично развиваться в свободной от оценок среде. При этом ребенок может и должен сам определять степень своей свободы, выбирать, чем и когда ему заниматься.
Для этого в группах и садах создается специальная развивающая среда, обеспеченная необходимым материалом. Занятия сопровождает опытный педагог, он действует особым образом – не наставляя и поучая, а напротив, мягко помогая ребенку. Как правило, чтобы успешно осваивать все ступени развития, ребенку требуется всесторонняя поддержка, для чего родителям рекомендуется создавать похожую развивающую среду дома. Обычная практика, когда педагог приходит домой к воспитаннику и дает родителям ряд общих рекомендаций по организации этой самой среды.
Если у родителей есть возможность отдать ребенка в Монтессори-сад – это замечательно. Для тех, у кого такой возможности нет, но есть желание приобщиться к методике, можно попробовать организовать развивающую Монтессори среду дома. О том, как это сделать, мы попросили рассказать нашего эксперта, детского психолога Елену Чернышеву.
Развивающая среда Монтессори – что это такое и с чем едят?
Елена Чернышева , детский и семейный психолог
“Специальной литературы, описывающей систему воспитания известного итальянского педагога Марии Монтессори, много. Основа основ методики – это создание для ребенка специальной развивающей среды, оснащенной определенными материалами в соответствии со ступенями развития ребенка. Основной подход к воспитанию в этой среде – давать ребенку свободу выбора занятий, руководствуясь принципом: “не мешать, а мягко помогать”.
Монтессори-сады подразумевают работу с детьми от 3-х до 6 лет. Считается, что в этом возрасте ребенок “создает себя сам” и ему не стоит мешать. Ребенок осознает себя в социуме и учится многим взрослым вещам. Среда Монтессори от 3-х лет заключается в создании 5 зон:
Зона 1: Упражнения в практической жизни
Зона 2: Сенсорное развитие
Зона 3: Математическая зона
Зона 4: Языковая зона
Зона 5: Зона «космоса»
Рассмотрим подробнее каждую из этих зон применительно к домашней обстановке.
Какие материалы разместить в зоне практической жизни? Это материалы, способствующие развитию навыков ухода за собой: чистка зубов, уборка, мытье посуды, стирка, чистка одежды и обуви, завязывание шнурков и так далее. Если у родителей есть возможность приобрести специальный Монтессори-материал для занятий – это хорошо. В специализированные наборы, как правило, входят следующие вещи: рамки с застежками всех видов, наборы посуды, наборы щеток и тазиков, прищепки, емкости для пересыпания и переливания, губки, тряпочки, совок и веник. Набор предметов, как видим, незамысловатый. Не составит труда приобрести все вышеназванное в обыкновенном хозяйственном магазине, кроме, пожалуй, рамок. Рамки с застежками (липучки, шнуровка, пуговицы) легче всего изготовить самим.
Зона сенсорного развития – это область развития чувств: осязания, обоняния, зрения, слуха. Материалы, помогающие ребенку понять и запомнить физические законы и понятия: цвет, форма, температура, звуки, запахи. К ним относятся образцы тканей, стенды с геометрическими табличками, разновеликие предметы (башня), разноцветные фигуры и наборы табличек для сортировки по цветам и формам. Ниже можно увидеть, как выглядит специальный Монтессори-материал из сенсорной зоны.
Фото: http://www.montessorimaterials.com/russian/sensorial_r.htm
Очевидно, что материал подбирается более тщательно, но и самим изготовить его вполне можно.
Математическая зона от 3-х лет и старше направлена на формирование у ребенка не только знаний о цифрах, но и на простейшие действия с ними: сложение, вычитание, деление на дроби. Ниже – подборка специального Монтессори-материала, которая включает в себя наборы с фактурными цифрами, счеты, наборы фигур, дающие представление о дробях, деревянные дощечки с примерами вычислений, игра – лото с цифрами, карточки с символами чисел 1,10,100,1000.
Фото: http://www.montessorimaterials.com/russian/
Зона русского языка, преимущественно, включает в себя материалы, демонстрирующие форму и виды написания букв. Это кассы букв и слогов, наборы прописных и печатных букв, фактурные буквы. Конечно, знакомство с родным языком не ограничивается понятием о буквах. Ничто так не развивает речь, как чтение, поэтому книги и игры для развития словарного запаса тоже должны поселиться в этой зоне.
Фото: http://www.montessorimaterials.com/russian/Language%20R.htm#
Зона космоса отвечает за формирование знаний маленького человека об этом мире и за развитие его представлений о себе. Помочь ему в этому способны специальные пособия, географические карты, дидактический материал, объясняющий происхождение вещей и явлений природы, книги о природе.
Создание Монтессори-среды может помочь всесторонне и цело охватить процесс развития. Конечно, стоит оговориться, что смысл Монтессори-метода отнюдь не ограничивается созданием специальной среды и покупкой определенных материалов. Существует, как минимум, еще несколько важнейших принципов методики, главнейшие из которых – это посещение ребенком специализированных садов и центров Монтессори, где работают специально подготовленные и сертифицированные педагоги. К сожалению, не каждая семья может позволить себе посещение подобных детских учреждений, да и часто поблизости таких садов попросту нет.
План по созданию Монтессори-среды дома
Первый ШАГ. Разобрать все игрушки и рассортировать их по назначению. Сортировка покажет, какие игрушки и на развитие каких навыков преобладают, а каких – непростительно мало.
Второй ШАГ. Оборудовать места хранения. Лучше даже сказать – места пользования, так как необходимо обеспечить постоянную доступность материалов и, соответственно, они всегда будут в зоне досягаемости для ребенка. Наилучшим вариантом считаются открытые полочки или стеллажи. На них все удобно и хорошо видно. Главное – подобрать полочки по росту ребенка.
Для 3-6 лет прекрасно подойдут самые простые полки из Икеи. Не стоит тратиться на покупку дорогих готовых стеллажей, ребенок может их повредить, да и период пользования материалами не долог.
Третий ШАГ. Полностью укомплектовать каждую зону недостающим материалом. Конечно, материала потребуется много и купить все попросту невозможно, да и не нужно. Здесь есть несколько путей решения проблемы. Первый – это приобрести часть готовых материалов, второй – это подобрать аналоги из обыкновенного магазина, но это довольно трудно, третий – изготовить материал самим. Ниже хотим привести пример, как можно самим изготовить часть материалов.
После проведенной работы по организации развивающей среды дома, не стоит считать, что дело в шляпе. Ведь помимо среды в ее физическом понимании, очень важно соблюсти правила пользования этой средой. В специализированной литературе подробно описаны важнейшие принципы методики, без соблюдения которых сама по себе правильно созданная среда не принесет никакого результата.”
«Проектирование предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной организации по системе М.Монтессори»
«Проектирование предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной организации по системе М.Монтессори»
Актуальность
Актуальность исследования обусловлена тем, что в ходе изменений происходящих в системе дошкольного образования, с принятием нового закона «Об Образовании», в котором дошкольное образование обозначено как ступень образования, вся дошкольная образовательная система подверглась большим изменениям. Предметно-пространственная развивающая среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание предметно-пространственной развивающей среды соответствующей требованиям ГОСО является ключевой задачей дошкольных организаций. Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения — важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни. Всё, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует отношение к окружающему. Все предметы, убранства, оборудования должны представлять собой единое целое, гармонично сочетаться по цвету, по стилю и материалам, из которых изготовлены. Значит, всё, что окружает ребёнка должно развивать не только умственные способности, но и органы чувств и обеспечивать малышу необходимый психологический комфорт. Но создать такую среду в дошкольном образовательном учреждении бывает очень сложно, зачастую педагогам не хватает знаний, навыков, по данной теме, так же материальных ресурсов для приобретения необходимых игровых и расходных материалов. Это определяет необходимость разработки такой системы создания предметно-пространственной развивающей среды, которая не требовала бы кардинальных перемен, а строилась на основе уже имеющейся развивающей среды. Объект исследования: предметно-пространственная развивающая среда дошкольной организации
Предмет исследования: проектирование предметно-пространственной развивающей среды по системе М. Монтессори дошкольных организаций в соответствии требованиями ГОСО ДОО.
Цель программы: Создание наилучших условий для благополучия детей, позволяющих им раскрыть свой природный потенциал и адаптироваться к условиям жизни в современном обществе.
Задачи:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, а также формирование ценности здорового образа жизни.
Предоставление равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка.
Развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических, творческих способностей детей, их стремление к саморазвитию.
Поддержка и развитие детской инициативности и самостоятельности в познавательной, коммуникативной и творческой деятельности.
Формирование общей культуры воспитанников, прежде всего-культуры доброжелательных и уважительных отношений между людьми. Формирование предпосылок учебной деятельности (у детей старшего дошкольного возраста), необходимых и достаточных для успешного решения ими задач начального общего образования.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение родительской компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей.
Точное содержание и организация предметно-пространственной развивающей среды в детском саду по системе М. Монтессори имеет едва ли ни решающую роль в жизни детей. Ребенок впитывает знания из своего окружения с помощью так называемого «впитывающего разума» (термин М. Монтессори), присущего только детям. Как писала М. Монтессори, «впечатления не просто входят в его разум, они формируют его разум, они воплощаются в его разуме». Если домашняя обстановка, в которой пребывает ребенок приспособлена, прежде всего, к жизни взрослых людей, то обстановка детского сада должна быть адаптирована к жизни детей. И, кроме того, специально подготовленная среда помогает ребенку стать независимым от взрослых, жить своей собственной жизнью, не прибегая ежеминутно к помощи взрослых. То есть специальным образом подготовленное окружение детей — это такая среда, в которой активность ребенка постепенно увеличивается, а активность педагога постепенно уменьшается. Взрослый — педагог — становится как бы частью этого окружения, и его роль заключается в том, чтобы помочь детям достичь совершенства своими собственными руками. Хорошо оборудованная классная комната представляет собой не только безопасное для жизни детей пространство, но она содержит, если можно так сказать, пищу для детского ума. Среда создается для деятельности каждого ребенка, переступившего ее порог. Помещение, в котором пребывает группа детей, должно состоять из нескольких комнат: раздевалка, гигиеническая комната, спальная комната (может совмещаться с игровым пространством), «Монтессори-класс» со специально-подготовленной средой. Стены комнат окрашены в белый цвет или очень светлые оттенки других цветов. Мебель (столы, стулья, открытые всегда доступные детям полки, на которых расположены материалы и игрушки) должна соответствовать нормам СанПиН 2.4.1.3049 -13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Специально-подготовленная предметно-пространственная развивающая среда разновозрастной группы, работающей на принципах гуманистической педагогики М. Монтессори должна: — соответствовать возрастным, физическим, психологическим особенностям и потребностям каждого ребенка разновозрастной группы, определенным сензитивным периодам развития; — предоставлять возможность для проявления инициативы ребенка, для наиболее полной реализации творческих возможностей, раскрытия природного потенциала; — быть источником информации для организации самостоятельной и совместной деятельности ребенка, для самообучения; — предоставлять возможность свободно выбирать деятельность, реализовать замысел, получать результат, а также оценивать, осознавать и отвечать за результат своей деятельности; — предоставлять возможность широкого поля взаимодействия, общения со всеми членами сообщества группы и ДОУ на разных уровнях; — обеспечить потребность ребенка в создании личного пространства деятельности, а при необходимости — уединения и релаксации; — предоставлять возможность осознать себя значимой уважаемой личностью, способной адекватно оценивать себя, а также способной уважать и позитивно принимать других членов сообщества группы; — предоставить возможность развивать в себе самостоятельность, независимость, умение помогать и просить о помощи, совершать ошибки, без страха их совершить, исправлять ошибки с помощью других и самостоятельно;
Выделяют основные принципы построения предметно-развивающей среды, такие как:
продуманное зонирование;
расположение материалов в определенном порядке и соблюдение этого порядка, доступность любого материала для каждого ребенка;
наличие только одного дидактического материала в среде;
недопущение пресыщения среды и некоторые другие.
Эти принципы обоснованы и соблюдение их, наравне с выполнением правил жизни группы и реализацией методов организации взаимодействия детей с предметной средой, способствуют формированию определенных социальных и учебно-познавательных компетенций.
Основные особенности построения предметно- пространственной развивающей среды Монтессори — группы:
1. Помещение группы детского сада соответствует всем принципам и нормам санитарной гигиены, подходит физиологическим особенностям детей разновозрастной группы от 3 до 6 лет.
2. Развивающая среда выстраивается таким образом, чтобы каждое пространство (зона) выполнял определенную функциональную роль и, в то же время, гармонично сочетался с другими, образуя помещение комфортное для детей, вызывающее у них чувство безопасности, уверенности, стабильности. Основными разделами являются: пространство упражнений в навыках практической жизни, пространство сенсорного развития, пространство развития математических представлений, пространство освоения русского языка, пространство знакомства с основами культуры и естествознания. Кроме того, в группах предусматриваются пространство продуктивной творческой деятельности и конструирования, уголки театрализованной деятельности, чтения и отдыха, игровой уголок. Обязателен уголок уединения.
3. В построении подготовленной развивающей среды Монтессори — группы предусматривается возможность свободного перемещения детей, свободного общения их друг с другом и со взрослыми, выбора самостоятельной или совместной деятельности, реализации разных форм занятий, проводимых педагогами, — групповых, подгрупповых и индивидуальных.
4. Среда насыщена материалами различной тематики и дидактического содержания для развития психических процессов, получения практических навыков и знаний в соответствии с возрастом детей, их сензитивными периодами, потребностями, особенностями развития. Любой ребенок от трех до шести лет может найти себе здесь занятие по интересам и желаниям. Монтессори–материалы, прошедшие многолетнюю апробацию в детских садах всего мира, не являются просто материалами для манипуляций и развлечения детей. Каждый из них имеет глубокое дидактическое значение, направлен на самостоятельное освоение детьми новых понятий, нахождение закономерностей, исследование свойств. Это — автодидактические материалы. После показа педагогом алгоритма работы ними, дети осваивают его самостоятельно, позднее находят другие способы работы, выполняют различные упражнения. При этом и происходит самообучение ребенка. Такое самообразование гибко сочетается с индивидуальными и подгрупповыми занятиями, которые строятся педагогом на основе уже полученных ребенком знаний во время самостоятельной работы с материалами.
5. Все развивающие дидактические материалы, Монтессори-материалы и дополнительные игры, пособия, книги, оборудование для творческой деятельности и труда доступны для каждого ребенка, имеют свое определенное место и назначение.
6. Расположение материалов на удобных открытых полках соответствует порядку презентации работы с ними. Эта определенная последовательность введения ребенка в мир предметов, овладение им алгоритмов деятельности с развивающими материалами соответствует сензитивным периодам развития ребенка и особенностям формирования его крупной и мелкой моторики, развития и совершенствования руки, а значит, действий с предметами. Это ведет его через исследовательскую деятельность с дидактическими материалами и изучение их свойств к освоению понятия, приобретению знаний и учебных навыков.
7. Среда построена так, что ребенок может выбирать занятия и материалы по своему желанию, может выбирать место для работы с материалами, для игры, может выбирать партнеров, продолжительность своей работы, способ упражнений с выбранным дидактическим материалом.
8. Правила построения предметной развивающей среды предусматривают наличие на полках материалов только в одном экземпляре. Это помогает детям научиться простым, но важным в жизни социальным навыкам как умение договориться, бесконфликтно общаться, уважать выбор другого, терпеливо ждать. По словам Н. А. Каргапольцевой «наличие материалов в одном экземпляре приучает детей к сдерживанию своих эгоцентрических импульсов, учету интересов других, развитию способности диалогических отношений с товарищами, готовит к взаимообучению и взаимообогащению в совместной деятельности». Когда одновременно два ребенка хотят поработать с одни и тем же материалом, им предстоит разрешить эту ситуацию, сначала с помощью педагога, который покажет им, как можно обсудить и решить, кто будет работать первым, а затем неоднократно отрабатывать этот навык в подобных ситуациях самостоятельно.
9. Предметная среда создается педагогами, трансформируется ими в соответствии с потребностями детей. Но и дети являются творцами среды. Прежде всего, выполняя правило порядка (любой предмет имеет свое место, и после занятия с ним должен вернуться на это место), они поддерживают среду в рабочем состоянии, они становятся ответственными за то, что дидактический материал, которого ждет для работы другой ребенок, должен быть приведен в первоначальный вид и положен на свое место. Кроме того, дети могут внести свою лепту в украшение помещения, освоив элементарные навыки составления букетов, оформления своих художественных работ.
10. Важным для формирования социальных компетенций детей является открытость среды. Дети не замкнуты лишь в помещении групповой ячейки, они могут, более того их мотивируют к этому педагоги, посещать другие группы, кабинеты, функциональные кабинеты детского сада. Так, попрактиковавшись в нарезании овощей и фруктов в зоне практической жизни, дети обходят все группы и кабинеты, предлагая угоститься лакомством; после обеда стайка детей прибегает на кухню, чтобы поблагодарить поваров и т. п. Часты в Монтессори — детском саду гости, с которыми также можно свободно общаться — приглашенные интересные люди города (поэты, художники, народные умельцы, представители разных профессий), ученики музыкальной и общеобразовательной школы, выпускники детского сада. Таким образом, воспитанники приобретают навыки общения с разными взрослыми, детьми других групп, детьми школьного возраста.
Заключение:
Целенаправленно организованная предметно-пространственная развивающая среда в ДОО играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста. Поэтому среда в ДОО выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором оздоровления, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников.
«Нормализованный ребенок» обладает любовью к порядку, любовью к работе, Ему присущи спонтанная концентрация внимания, принятие реальности, способность к свободному выбору, послушание, независимость, инициативность, самодисциплина и жизнерадостность.
Литература:
1.Зиновьева Л. С. Предметно-развивающая образовательная среда как приоритетное направление деятельности детского сада по системе Монтессори 2014. — С. 156-158.
2. М. Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики» (концепция свободного саморазвития ребенка в специально-подготовленной развивающей среде).
3. Ю. И. Фаусек «Теория и практика детского сада Монтессори»
4.Интернет ресурсы.
Статья на тему: статья на тему «Подготовка домашней развивающей среды по методике М. Монтессори»
Подготовка домашней развивающей среды по методике М. Монтессори
Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Основной принцип Монтессори — педагогики – подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Девиз метода знаком многим: «Помоги мне сделать это самому». Сама Монтессори называла свою педагогическую систему системой развития ребенка в дидактически подготовленной среде. Сложно? Только на первый взгляд.
По мнению Марии Монтессори, у ребенка есть внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Для того чтобы малыш обучал, образовывал себя, его не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя создать ему необходимые условия, «подкидывать «уголек» в топку его ума».
Монтессори считала, что обучать – это значит: •создать развивающую среду; •вместе с детьми выполнять несколько четких и простых правил; •не вмешиваться в процесс без необходимости или просьбы, а только наблюдать за детьми.
Нет необходимости воссоздания Монтессори-класса у себя дома (поскольку эта идея не целесообразна, во-первых, и ее реализация весьма дорогостоящая, во-вторых), но можно устроить домашнюю развивающую среду для малыша. Чем заниматься с ребенком и как оборудовать пространство, где ему будет удобно и интересно, где он сможет удовлетворить свои самые разнообразные потребности и получить многочисленные знания, навыки и умения, развить все свои способности и просто получить удовольствие от процесса узнавания нового?
Родителям важно помнить, что в этом возрастном промежутке ребенку важно побольше двигаться, изучать окружающие его вещи, разбирать и собирать простейшие конструкции, – чтобы исследовать соотношение предметов разной величины, получить возможность их анализа и синтеза. Также следует помнить: чтобы не одергивать ребенка различными и бесконечными “нельзя”, необходимо создать безопасные условия для его неутомимой исследовательск ой деятельности.
Первое, казалось бы очевидное, но немаловажное действие, которое необходимо совершить, задавшись целью оборудовать пространство для своего ребенка — купить детскую мебель. Ребенку, даже годовалого возраста, понадобится свой стол и стульчик, кроме того, полки, стеллажи или ящики с игрушками и книгами должны быть расположены на уровне ребенка. Главное правило организации пространства в группах, работающих по методике Монтессори — все предназначенное для детей должно быть доступно им в любой момент времени. Каждый ребенок может взять все, что ему хочется и, позанимавшись с тем или иным материалом, вернуть его на место. Плюсы такой доступности очевидны: освобождаются родители (от необходимости придумывать, чем занять малыша и выдавать ему необходимые игрушки), и ребенок получает столь необходимую для него свободу (может сам выбирать, чем ему заняться, и собственно, заниматься будет тоже сам).
При организации пространства для малыша , нужно учесть, что кроме стола в его комнате должно быть еще какое-то свободное от мебели место, где он мог бы поиграть или чем-то заняться. В Монтессори-классах дети часто делают это на специальных ковриках на полу. Дома тоже можно завести такой коврик, он должен быть небольшим, но на нем должен свободно помещаться ребенок и те предметы, которые он будет с собой приносить для занятия на ковре.. Коврик, являясь ограниченным пространством, здорово помогает детям сконцентрироват ь свое внимание на том, чем они сейчас заняты, они приносят на ковер только то, что им нужно и другие игрушки уже не отвлекают их внимания, они полностью поглощены тем, что происходит в их маленьком мире в границах ковра. Удобно, если часть игрушек хранится в закрытом месте, например в ящиках или на закрытых полках. Такие игрушки нужно показать ребенку, выдвинув ящик или открыв дверцу, чтобы он запомнил «где что живет». Но вообще если всегда убирать все на свои места, ребенок довольно быстро запоминает, откуда что взять и куда потом убрать. Некоторые игрушки есть смысл оставлять на открытых полках.
И еще один важный момент для размещения игрушек — детям очень важна упорядоченность и система в окружающем их мире, поэтому нужно постараться рассортировать игрушки по классам и хранить все машинки в одном ящике, конструктор в другом, посуду — в третьем, мячики в корзине или в сетке, книги на отдельной полке и т.д. Если возможности пространства позволяют, лучше отдать предпочтение системе из многих ячеек или нескольких полок вместо того, чтобы просто свалить все игрушечное богатство малыша в один большой ящик.
Идея развивающей среды у Монтессори кажется простой и естественной. В ней должен быть упорядочен окружающий ребенка мир взрослой жизни и созданы безопасные условия для развития. Монтессори предполагала, что со взрослением ребенка и изменением главных задач должно изменяться и его подготовленное окружение. Как уже говорилось первой средой, отвечающей всем потребностям развития еще не рожденного малыша, становится его мать, потом эти функции перекладываются на дом. С трех лет, когда, как считает Мария Монтессори, может быть начато осознанное обучение, ребенок нуждаетсяИдея развивающей среды у Монтессори кажется простой и естественной. В ней должен быть упорядочен окружающий ребенка мир взрослой жизни и созданы безопасные условия для развития. Монтессори предполагала, что со взрослением ребенка и изменением главных задач должно изменяться и его подготовленное окружение. Как уже говорилось первой средой, отвечающей всем потребностям развития еще не рожденного малыша, становится его мать, потом эти функции перекладываются на дом. С трех лет, когда, как считает итальянский врач, может быть начато осознанное обучение, ребенок нуждается в профессионально организованной развивающей среде, где педагог — и организатор среды, и ее неотъемлемая часть. А в среде продумано все и нет мелочей. Мебель — светлых тонов, легкая и подобрана так, чтобы детям всех возрастов было удобно.
В этой среде на специальных полках, открытых для всех детей группы, в определенном порядке расположены дидактические материалы, являющиеся стимулами к развитию. Весь материал расположен в логической последовательно сти и разделен на области: область упражнений в практической жизни, сенсорная область , область математического материала и область развития речи, иногда говорят и о естественнонауч ной области. Каждая из этих областей имеет свое предназначение. Благодаря упражнениям в области практической жизни ребенок становится независимым, сенсорные упражнения позволяют развивать его интеллект. Значимость «сенсорных эталонов», как назвали часть материалов Монтессори, сегодня не оспаривает никто. Сенсорные материалы непосредственно связаны с математическими материалами и пособиями для развития речи. В этой дошкольной среде большинство материалов — заводского производства. Ведь очень важно, чтобы они привлекали ребенка, были эстетичны, точно выполнены и сделаны из природных материалов. Никто не подгоняет развитие детей, но в среде есть материал, который поможет им освоить все арифметические действия и производить их сначала с конкретным, например «золотым», материалом, а затем и с карточками. Обычно в Монтессори-группах есть небольшой живой уголок и уголок отдыха. Хорошо, если на участке удается организовать небольшой огород или цветник, за которым дети ухаживают сами. Словом, среда ограничивается группой и площадкой у детского сада.
С 6 лет среда меняется. Теперь в ней в основном преобладают пособия, сделанные руками учителя. Это различные плакаты, серии карточного материала, заготовки для опытов и так далее. Хотя есть и заводской материал, в основном математический и для изучения языка. Происходит дальнейшее расширение окружения, в котором ребенок может удовлетворить свои образовательные потребности. В него включаются библиотеки, музеи, научные институты, в которых можно найти то, что интересует детей и удовлетворяет их жажду знаний.
Развивающую среду для детей до трех лет можно создать и дома. Конечно, ее эффект будет не столь полным по сравнению с профессионально созданной средой, но родителям важно помнить, что в этом возрастном промежутке ребенку важно побольше двигаться, изучать окружающие его вещи, разбирать и собирать простейшие конструкции, — чтобы исследовать соотношение предметов разной величины, получить возможность их анализа и синтеза. Также следует помнить: чтобы не одергивать ребенка различными и бесконечными «нельзя», необходимо создать безопасные условия для его неутомимой исследовательск ой деятельности. Как-то одна мама пожаловалась, что ее маленький ребенок все время норовит залезть на подоконник. Это действительно опасно. Когда мы стали анализировать ситуацию, то оказалось, что мебель в комнате расставлена так, что ребенок легко залезает на диван, стоящий у окна. Так что первое и главное правило безопасной домашней среды — «Не провоцируйте ребенка, не ставьте свой диван у окна в его мир». в профессионально организованной развивающей среде, где педагог – и организатор среды, и ее неотъемлемая часть. А в среде продумано все и нет мелочей.
Монтессори детская комната, пространство, кроватки, стеллажи
Монтессори. Как обустроить детскую комнату?
Многие родители наслышаны о методике раннего развития Марии Монтессори, кто-то водит ребёнка в Монтессори сад, другие покупают Монтессори материал для домашних занятий или создают его своими руками. А как насчёт детской комнаты по принципам Монтессори? Ведь заманчиво воспитывать своего ребенка свободной и самостоятельной личностью с самого рождения. Все тонкости адаптации этой методики в семье мы подробно обсуждали в рамках он-лайн курса для родителей “Монтессори дома”.
Одним из основополагающих принципов Марии было создание развивающей среды для ребёнка. Я давно интересуюсь этой темой и наблюдаю, как родители из Америки и Австралии обустраивают безопасное развивающее пространство для своих детей. Поэтому написала большой обзор с фотографиями, в котом рассказываю:
- Что особенного в Монетссори детской?
- Где спит ребёнок?
- Почему для малышей по возможности создают 2 спальных места?
- Что такое Монтессори стеллаж или полки?
- Где хранится детская одежда?
- Что такое зона активности?
- Что такое место для кормления?
- Как решается вопрос с горшком?
- Какими вещами дополняется Монтессори пространство?
- Какие материалы в приоритете: дерево или пластик?
- Какова роль родителей в Монтессори комнате?
- Наш опыт
Что особенного в Монтессори детской?
Вся мебель рассчитана на маленького человека. Не только привычные детские столы и столики, но и стеллажи, шкафы, картины и зеркала, тумбочки, книжные полки и кроватки желательно сделать низкими и доступными для малыша. Монтессори комнаты выглядят непривычно пустыми по сравнению с обычными детскими, потому что большинство предметов расположены низко.
Комната обустроенная мамой-педагогом Монтессори
Детский стол и стена для рисования
Детский стол и низкие полки
Пространство комнаты должно быть максимально безопасным. Здесь нет места вещам, за сохранностью которых нужно следить, также отсутствуют любые предметы, о которые можно сильно пораниться, зацепиться и упасть, поскользнуться.
Безопасные розетки
Кроме того, Монтессори комнаты рекомендуется зонировать: место для сна, кормления, переодевания и активности.
А где спит малыш?
Зачастую, если позволяет пространство, родители создают 2 спальных места для детей первого года жизни и одно – для повзрослевшего ребёнка. Спальные места в таких комнатах – это низкие кровати или толстые матрасы.
Уютная низкая кроватка
Аккуратный матрас и росписи на стене
Зеркало у кровати
Отлично оформленная Монтессори кроватка
Зеркало у низкой кровати
Бордовый низкий мартас 🙂
Зеркало
Низка кровать
Низкий матрас на подставке
Низкая кровать необходима для стимуляции ребенка к познавательной активности. Он скорее начнет ползать, потому что будет видеть, что происходит вокруг. Он попробует двинуться вслед за взрослыми и подползти к заинтересовавшему его предмету.
К тому же низкая кровать – это безопасность малыша, поскольку, научившись ползать, он не упадет. Ещё один плюс низкого спального места по методике Монтессори – это то, что ребенку не придётся отвыкать от кровати с бортиками. Он сможет легко привыкнуть к обычной большой кровати, не будет бояться и не упадет с неё.
Мы даже разработали такие кроватки для малышей и продаём их не только для домашнего использования, но и для детских садиков! Посмотреть и заказать можно по ссылочке.
Почему для малышей создают 2 спальных места?
На одной кроватке малыш спит ночью. Здесь в принципе нет ничего особенного, кроме того, что это спальное место низкое. А второй матрас создан для развития и активного наблюдения. Около него устанавливается зеркало, чтобы малыш мог видеть себя и наблюдать за своими движениями. А над матрасом подвешивают мобиль, который родители регулярно меняют (раз в 2-3 недели). Кроме того, рядом вещают или ставят картины или какие-то красивые иллюстрации. Игрушки здесь тоже находятся рядом, чтобы малыш мог сам доползти до них.
Классическая кроватка и зона для бодрствования
Низкая кровать и место для бодрствования
Низкая кровать и матрас с зеркалом (в левом углу)
Что такое Монтессори стеллаж или полки?
Монтессори родители обычно располагают игрушки в свободном доступе, чтобы ребёнок имел возможность самостоятельно выбирать вид деятельности. В большинстве детских это открытый стеллаж, на котором размещаются игрушки, соответствующие возрасту ребёнка. Игрушки на полках периодически меняются в зависимости от интересов ребёнка.
Кроме того, малыш с раннего детства учится убирать за собой игрушки, ведь порядок на стеллаже – это так наглядно и понятно!
Огромный стеллаж. Тут есть, где развернуться 🙂
Небольшой стеллаж с игрушками и картинами
Белый лаконичный стеллаж
Полки с музыкальными инструментами
Небольшой стеллаж с книгами и игрушками
Монтессори стеллаж для деток постарше
Небольшой стеллаж с книгами
Стеллаж и картинки, которые весят на уровне ребёнка
Где хранится детская одежда?
Весь акцент на ребёнка, поэтому низкий шкаф идеально подходит. Если одежда всё же хранится в отдельном высоком шкафу, то в комнате выделяется зона переодевания. Здесь стоит низкий стул, на который малыш может вешать свою одежду, а обувь ставить рядом.
Низкий шкаф для одежды ребёнка
А ещё порой можно делают туалетный столик, чтобы малыш мог самостоятельно расчёсываться и смотреться в зеркало.
Туалетный столик для ребёнка
Стильный детский туалетный столик
Что такое зона активности?
Это то место, где ребёнок играет. Для малышей – это уютный коврик. Детям постарше обязательно нужен низкий столик и стул.
Зона активности в спальне малыша до года
Яркая спальня. Ребёнок играет на ковре
Аккуратный коврик в стиль комнаты
Уютное игровое пространство
Зона активности для детей постарше
Детский стол и стул
Низкий стол
Низкий детский рабочий стол
А место для кормления – это как?
Наверное, Вы замечали в детских магазинах кресла-качалки для кормления? Так вот такое (или любое другое мягкое кресло) в самый раз подойдёт для проголодавшегося масика и его мамы. Со временем малыш привыкнет, что здесь они с мамой наедине в тишине и спокойствии. Он будет быстро успокаиваться и радоваться. А ещё в этом кресла мама может уютно пристраиваться и читать малышу сказки перед сном. Поэтому нередко рядом с местом для кормления располагают полки с книгами.
Кресло-качалка для мамы и рядом для малыша
Обычное винтажное кресло
Тоже кресло-качалка
Кстати, на нашем блоге есть отдельный пост про книги в Монтессори комнате . Там тоже много фотографий для вдохновения.
А как решается вопрос с горшком?
Очень просто. Некоторые родители размещают горшок прямо в комнате. Рядом ставят корзинку для грязного белья. Малыш постепенно учится самостоятельно ходить на горшок, а также снимать запачканные штанишки и кидать в корзинку.
Горшок и корзинка для белья прямо в детской
Какими ещё вещами дополняется Монтессори пространство?
В первую очередь картинами (репродукциями, детскими принтами, изображениями животных, алфавитами). Они воспитывают в ребёнке эстетический вкус. Для новорожденных зачастую выбирают черно-белые изображения. Эти контрастные цвета детский глаз различает в первую очередь.
Принт с гербарием
Фотографии насекомых
Чёрно-белые контрастные изображения
Вещами ручной работы. Видя их, ребёнок учится воспринимать ценность ручного труда. К тому же такие вещи добавляют пространству тепла и уюта.
Ветка с птицами и винтажная картинка
Маленьким веником и тряпочкой. Малышам доставляет огромное удовольствием подражать взрослым. Именно так они учатся. Поэтому важно предоставить ребёнку собственные предметы для уборки. Глядишь, скоро научится убирать за собой рассыпанную из сенсорной коробки крупу 😉
Малыш старается убирать, как это делает мама
Детской игровой мебелью (кухней, домиком, сушилкой для белья и т.д.)
Деревянный домик для игр
Детская древянная кухня
Детская игровая мебель, доска для глажки
Детская сушилка для белья
Мольбертом. Известно, что рисование на вертикальной поверхности значительно отличается от рисования на горизонтальной. Это совершенно разные моторные навыки. Поэтому родители стараются найти место для мольберта, чтобы дать ребёнку возможность раскрывать свой творческий потенциал, а также развивать мелкую и крупную моторику.
Детский мольберт
Малыши активно рисуют на мольберте
Дерево или пластик?
Особенностью Монтессори пространства является экологичность, поскольку нет ничего более гармоничного и эстетически красивого, чем природа, поэтому Монтессори родители предпочитают натуральные материалы. Если мебель, то деревянная, если шторы, то хлопковые или льняные, если ковры, то плетёные из натуральных тканей.
Деревянный стеллаж – красота!!!
Развивающая среда для дошкольников. Мнение Монтессори-педагога
27 06 2016 NVL Пока нет комментариевСегодня у нас в гостях Светлана Савельева — Монтессори-педагог тодлер-групп (то есть групп для деток 18-36 месяцев). Светлана проходила тренинг “Хочу научиться играть с ребёнком” в нашем проекте и невольно сравнивала разные методики. Её взгляд как специалиста на доигровую деятельность ребёнка показался нам важен и интересен, и мы делимся с вами. Предоставляем слово Светлане.
Я не буду рассматривать вопрос о синтезе свободной игры и свободной же работы ребенка в Монтессори-среде. Для меня это две разные деятельности. Но в силу того, что у меня есть бесценный опыт наблюдения за детками 1-3 лет, «манипулирующими» именно в такой среде, и опыт построения домашнего пространства для собственного ребенка (1год 10 месяцев), мне очень хочется им поделиться.
В целом, видение психологии развития ребенка в возрасте 1-3 лет у Монтессори совпадает с тем, что говорит Наталья Лейкина на вебинарах.
4 зоны Монтессори-среды
В соответствии с потребностями малыша у нас есть 4 зоны развития: языковая, манипулятивная, самовыражения (экспрессии) и практической жизни. Дома у нас все это не делится на зоны, в каждой комнате у сына есть своя полка. Да и разделение между зонами условно, т.к., например, стирка — это и жизнь, и манипуляции, и речь. Тем не менее, зоны — это то, что должно иметься в арсенале развития.
1. Язык
Это книжки с узнаваемыми картинками, карточки, макеты животных, транспорта и др., разнообразные предметы (особенно, жизненные — ключи, пластиковые карты, кошельки, очки), свечки. Все, что в реальном виде нельзя познать в квартире или на улице.
Никаких букв!!! С этими же предметами детки часто начинают режиссерскую и отобразительную игру.
2. Манипуляция
Мелкая моторика, крупная моторика, координация руки и глаза.
- Крупная — это спорткомплексы, мячи, коляски и тележки, каталки.
- Мелкая — пирамидки, стучалки с молотками, копилки и все остальное.
У сына, например, была 5-литровая бутыль и яйца от киндеров. Сенсорные мешочки, коробочки с крышками и тому подобное. Матрешки, Ножнички с бумагой. Магнит и металлические предметы. Песочница, конечно, и не одна. Специально приготовленное тесто, гидрогель, пищевые красители, пипетки, спринцовки, ячейки для льда, сам лёд…
3. Самовыражение
Это, прежде всего, язык искусства. Слушаем музыку. У нас много музыкальных инструментов, мы их собираем. Даже гусли есть. С инструментами тоже много манипуляций, но все же основное их назначение звучать, пусть пока не очень профессионально. Еще самовыражение проявляется в рисовании и лепке, поэтому в доступе карандаши, краски, глина, клей, пластилин, мольберты и доски.
4. Наконец, практическая жизнь
Половина всей среды. На вебинаре у Натальи был такой момент: все оживляются, вспоминая, что делали вместе с детьми. Кто фарш, кто рис, кто тесто. Так и здесь. Развиваться по методу Монтессори дома — это включать ребенка во все дела, комментировать, делать их выполнение удобным для ребёнка.
Личный опыт
Как это организовано у нас дома: 70% домашних дел мы делаем вместе с малышом. У меня собрана огромная коллекция предметов для детской руки: посуда из Икеи, щетка-ершик на крючке (Влад ею горшок моет), швабра, целлюлозные губки, кувшины, тазики и ведра (стирает носки), вазочки для цветочков, инвентарь для ухода за цветами, леечки, щетка с совком, ножи, пульверизатор для окон и зеркал, резиновый скребок, расчески, губка для обуви, маленькие наборы настоящих инструментов. Пакеты в доступе: в них и складываем, ими играем. Стол и стульчик, скамейки для ног. Весь уход за собой тоже приспособлен под ребёнка: удобно одевающаяся одежда, горшок в открытом доступе (кстати, в Америке он стоит в центре группы 🙂 )
У нас все это разложено по всей квартире так, как удобно семье.
Важно:
- Всего понемножку — по 3-4 набора на полочке.
- Постоянно обновляю что-то, меняю. Разнообразие опыта.
- Максимальное удобство для детских ручек и безопасность.
- Наибольшее внимание опыту, который имеет практическое применение в реальной жизни, так как через него идет непосредственная передача культуры семьи и даже страны (например, приготовление блинов), а также закладываются причинно-следственные связи (приготовил -> съел -> насытился, принес веник -> подмел -> чисто, оделся -> стало тепло и так далее).
- Тактичность и терпение в поведении взрослого. Поначалу бывает очень грязно, мокро и даже опасно.
В целом, ничего искусственного и уникального, обычная жизнь любой семьи. В этом и суть: дать представление о нашей обычной жизни и ее свойствах посредством всех органов чувств.
После 3 лет, по Монтессори, задача другая — утончение этих органов чувств. Поэтому они тоже манипулируют, но с совершенно иной целью. После 6 дети тоже манипулируют, но уже подходят к процессу с «научной» точки зрения. Это возраст опытов и экспериментов.
О том, как организовать Монтессори-среду для детей 1-3 лет,
рассказала Монтессори-педагог Светлана Савельева.
Почитать про предметную деятельность с детьми до 3-4 лет вы можете и в других статьях на сайте:
Посмотреть вебинар:
Интересны ли вам подобные материалы о методиках раннего развития и взгляд на них психолога, специалиста по игре Натальи Лейкиной? Пожалуйста заполните короткую анкету, и мы подготовим для вас новые интересные статьи.