План-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему: конспект НОД по математике в средней группе по теме «Раньше позже»
Конспект НОД по математике
09.09.15 группа №6 «Вишенка»
Тема: «Раньше, позже»
Цель:
Уточнить представление об изменении предметов со временем, о временных отношения «раньше» – « позже» ( «сначала» — «потом» ), тренировать умение понимать и правильно употреблять в речи слова т» раньше», «позже», составлять ряд по данным временным отношениям; закрепить умение использовать в игровой деятельности понятия « один» и « много», умение выделять , называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов с помощью составления пар.
Материалы:
Организационный момент:
Собрать детей вокруг себя
-Любите ли вы фотографироваться?
-Есть ли у вас альбомы с фотографиями?
-У меня тоже есть фотографии. Я предлагаю разложить вам фотографии по альбомам. В один альбом вы положите мои фотографии, а в другой – фотографии другого человека, причем фотографий моих много, а другого человека одна.
Актуализация знаний:
Игра «Фотографии» (начало)
Дети подходят к столу, на котором лежат 2 альбома, 3 фотографии воспитателя, сделанные в раннем возрасте, в подростковом возрасте и в настоящее время, а также фотография хорошо знакомого взрослого. Все фотографии лежат вперемешку.
-Узнаете ли вы кого-нибудь на этих фотографиях?
В один или в разные альбомы вы положите фотографию воспитателя и… ? (в разные)
Постановка проблемы:
Игра «Фотографии» (продолжение)
-Куда надо положить оставшиеся фотографии?
При затруднении напомнить, что фотографий воспитателя было много, а другого человека одна
-Почему вы не смогли сразу догадаться, что на этих разных фотографиях тоже я?
Открытие нового знания:
Игра «Фотографии» (окончание)
— А чем они отличаются?
-Правильно, молодцы. Одни фотографии сделаны раньше, а другие — позже.
-Какая фотография была сделана сначала, потом, самой последней?
-В каком порядке их надо расположить в альбоме?
-Человек со временем меняется, со временем меняется все.
Самостоятельное применение «нового»:
Игра «Назови правильно»
Дети подходят к столу, на котором лежат картинки с изображением детенышей знакомых детям животных: зайчонка, медвежонка, лисенка, волчонка, котенка, щенка, поросенка.
-Ребята зверюшки тоже любят фотографироваться. Возьмите себе фотографии зверят.
-Все взяли? (нет)
-Почему фотографии оказались не у каждого?
-Что нужно сделать для того, чтобы у каждого из вас была фотография животного?
-Кто изображен на этих фотографиях?
-Как эти звери будут называться позже, когда вырастут? (Зайчонок позже станет зайцем и т.д.)
Подвижная игра «Дикие — домашние»
-Сейчас вам надо изобразить зверюшек, которых вы называли. Соберитесь около стола те звери, которые живут с человеком, а около стула те, которые в лесу.
-Каких животных собралось на полянке больше домашних или диких?
-Как это можно узнать? (надо встать парами)
Игра «Раньше — позже»
-Что бывает раньше – завтрак или обед?
— Что бывает позже – полдник или ужин?
-Кем бы вы хотели стать позже, когда вырастете?
Работа в рабочей тетради:
- стр.3 задание №1 «Для каждого рисунка найди пару. Расскажи, что было сначала, а что — потом».
- стр.4 задание №2 «В каждую банку положи столько разных фруктов, сколько показывает число на банке»
Систематизация «нового» знания:
— Подойдите все ко мне. Чем мы сегодня с вами занимались?
— Что вам понравилось больше всего?
Рефлексия деятельности:
— Вы сегодня все молодцы! Вам удалось разложить фотографии по порядку, потому что умеете определять, что было сначала, а что потом.
— Я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу, взяв соответствующий смайлик.
Учебно-методическое пособие по математике (старшая группа) на тему: Игры для развития логического мышления.
Цель: учить описывать предмет, не называя его.
Ход: Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают.
Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.
Например: – Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным. (Арбуз)
— Я холодная голубая и зеленая, меня много, а бывает мало. Во мне разные живут. Меня люди любят. (Речка).
Далее я познакомила детей с играми, которые нацелены на определение линии развития объекта и на выявление его связей. Это такие игры как: «Раньше – позже», «Чем был – чем стал», «Где живет?», «Кто кем будет?» и др.
Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функцию.
Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.
Ход игры:
Воспитатель: посмотрите, какая медведя сделана берлога?
Дети: Большая, крепкая, добротная.
Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?
Дети: Ее не было, росли деревья.
Воспитатель: Правильно, а еще раньше?
Дети: Росли маленькие ростки.
Воспитатель: А еще раньше?
Дети: Семечки в земле.
Воспитатель: А что будет с берлогой потом?
Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.
Или, Ход: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет после.
Например: Ведущий: Мама помыла посуду. А до этого что было? А что будет позже?
Ответы детей могут быть разными. Ведущий выбирает какой-либо ответ ребенка (мама кормила свою дочку).
И вопросы к детям по прошлому могут касаться девочки. Затем кого-то из детей попросить рассказать последовательность событий.
Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.
Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.
Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.
Воспитатель: На что похожа колючка ежика?
Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д.
Игры: «Хорошо – плохо», «Черное – белое», «Адвокаты – Прокуроры» и др. помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества и познакомить их с противоречиями.
Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.
Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» – идут по цепочке.
Ход игры:
Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?
Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.
Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?
Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.
Игры, развивающие ассоциативное мышление, учат устанавливать связи между объектами: «Гирлянда», «Цепочки ассоциаций», «Поезд» и др.
Цель: Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.
Ход: Ведущий предлагает стартовое слово.
Например, ЛЯГУШКА. И задает детям вопрос о свойствах , действиях этого предмета.
— Лягушка какая?
Ребенок отвечает: – Зеленая.
От этого слова вновь ставится вопрос. Например:
— Зеленая кто (что)?
Ребенок отвечает: – Трава.
— Трава что делает? (растет)
— Растет что (кто)? (ребенок)
— Ребенок какой? (веселый)
— Веселый кто бывает? (клоун)
— Клоун что делает? (смеется)
И т.д.
Цель: тренировать внимательность, учить решать проблемы.
Перед игрой напомните детям функции различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?.. А также вспомните кто такие растеряшки.
Ход: Один из игроков назначается Машей-Растеряшей. Ведется диалог Маши с другими участниками игры:
— Ой!
— Что с тобой?
— Я потеряла Нож (называется любой предмет либо изображение на детской карточке). Чем я теперь буду хлеб резать (здесь обозначается функция предмета)?
Другой игрок или игроки должны предложить альтернативные варианты нарезки хлеба, например: пилой, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша выбирает лучший ответ и выдает за него награду (монетку).
В конце игры подсчитываем монетки и определяем победителя.
Занятие по математике по теме «Раньше-позже»
Занятие по математике для детей с ОВЗ
Тема: «Понятия раньше-позже»
Цель. Закреплять умение ориентироваться во времени.
Задачи:
Образовательные
• Упражнять в знании порядка следования частей суток, дней недели, времён года.
• Упражнять в понятиях раньше – позже.
• Упражнять в умении определять время по часам.
• Упражнять в умении решать задачи на время
• Упражнять в счёте в пределах10.
• Закреплять и уточнять знания детей о животных.
Развивающие
• Развивать слуховое и зрительное внимание.
• Развивать мышление, речь, память.
• Развивать конструкторские способности.
• Развивать смекалку.
Воспитательные
• Воспитывать целеустремлённость.
• Воспитывать умение работать в подгруппах..
Материалы: Наборы цветных палочек по количеству детей. Картинка -хема ослика, игрушечный ослик, картинки по сказкам: «Курочка ряба», «Колобок», «Теремок», «Муха –Цокотуха», « Заюшкина избушка», «Репка» — по 4 картинки к каждой сказке, игрушечные часы.
Ознакомление с часами, решение задач на время, решение шуточных задач, разгадывание загадок, счёт в пределах 10, ознакомление с порядком следования частей суток, дней недели, месяцев и времён года, плоскостное конструирование.
Ход НОД
Дети сидят по 4 человека за столом.
-Сегодня к нам в гости кто-то пришёл.
А кто, догадайтесь.
Говорят, что я упрям,
Что характер вздорный.
Не упрямый я, друзья,
Просто непокорный !
Я иду, когда хочу,
И стою, когда хочу,
Я »иа-иа» кричу
И копытцами стучу.
( загадки с родительского клуба «Славяна»)
(Ослик)
-А вот и наш ослик.
(Показ игрушки, за ослика говорит воспитатель)
Ослик здоровается с детьми и просит выложить его портрет из цветных палочек.
(картинка — схема выставляется на доску)
Дети выкладывают.
Ослик:
-Я пришёл сюда играть и загадки загадать.
Будете со мной играть?
Ослик:
Отгадайте время года
Ни проехать, ни пройти,
Мы сидим как взаперти.
Вся деревня — пленница:
За окном — метелица.
Степанов.
Дети:
-Зима.
Стали дождиком метели,
На дворе звенят капели.
На реке растаял лёд.
Воробей из лужи пьёт,
И снегурочка по небу
Белым облаком плывёт Степанов.
Дети
-Весна
Что бывает раньше зима или весна?
Дети:
-Зима
Ослик:
-А сейчас я хочу проверить, внимательные ли дети. Будем играть в игру «Заметь ошибку»
-Времена года сменяются а таком порядке:
Зима, лето, весна, осень.
Дети:
-После зимы наступает весна.
Дни недели сменяются в следующем порядке:
Понедельник, среда, вторник.
Дети: После понедельника, вторник, а потом среда
-Ослик любит сказки, я приготовила для него целую коробку картинок по сказкам.
-Сказки! Сказки, где картинки!.
(Опрокидывает коробку.)
Ну, вот всё перепуталось!
-Ребята, помогите ослику отобрать картинки по сказкам. (Игра «Что сначала, что потом»
От каждого стола подходит один ребёнок и отбирает картинки по заданной сказке. Ребёнок относит картинки на свой стол. Где дети выкладывают их в нужной последовательности. Ослик проверяет правильность выполненного задания и хвалит детей)
Ослик:
-Спасибо, что помогли разобрать картинки.
Хочу пошутить с вами.
Посчитайте , сколько я назову дней недели
Вторник, пятница, среда.
Осень, лето и весна,
А в четверг была гроза.
(4)
Ослик:
-Вы молодцы, но я ещё хочу спросить вас
Ослики – это хищные или травоядные животные?
(травоядные)
Мы гуляли, мы гуляли,
Травку сочную щипали.
Зебры, лошади, ослы,
Волки, лисы и козлы.
Сколько же видов травоядных животных я назвал
(4)
А теперь я с ребятами поиграю в игру — имитацию «Слушай и делай»
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(Дети выполняют движения по тексту)
Во саду ли, в огороде
У Ивана ослик бродит.
Выбирает, выбирает,
Что сначала съесть — не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива.
Мучается бедный ослик!
Что сначала съесть? Что после?
Впереди крыжовник зреет
Позади малина спеет.
Ослик головою крутит:
Слева свекла, справа брюква
Снизу — свежая трава.
Сверху — сочная ботва.
Закружилась голова,
А ему уж спать пора… [4]
— Дети, отгадайте загадку:
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас.
(часы)
—
-Дети ослик выходит пастись в шесть часов утра. Покажите это ослику на наших игрушечных часах.
(Дети выставляют стрелки на часах)
Ослик:
—
(Дети выставляют стрелки на часах)
Хозяйка угощает меня хлебушком в двенадцать часов.
(Дети выставляют стрелки на часах)
Ослик:
-Дети, дети решите задачу?.
Я вышел гулять, травку щипать в четыре часа, когда вернулся часы показывали пять часов. Сколько времени я гулял? (один час)
Ослик:
-Мне очень нравится играть с такими умными ребятами.
Давайте поиграем теперь в игру «Кто кем был раньше?»
• Овца – раньше была -ягнёнком
• Коза -………………….козлёнком
• Корова-…………………телёнком
• Курица-………………цыплёнком
• Ворона -…………………воронёнком
• Свинья-……………………поросёнком.
• Собака-……………………щенком
Итог
Ослик:
Молодцы ребятки, но мне пора домой возвращаться.
Учитель
• Вам понравилось играть с осликом.?
• В какие игры вы играли с ним?
Попрощайтесь с осликом.(Дети прощаются)
«Распечатай и играй». Игра «Что сначала, что потом»
Здравствуйте, уважаемые родители, читатели, коллеги!
За период ведения блога я много раз пользовалась играми, пособиями, предлагаемые коллегами, родителями. Мне оставалось только их распечатать и использовать в работе с детьми. Считаю, что быть просто потребителем — не то, что меня устраивает, поэтому пришло и мое время делиться своими играми. Долго думала как назвать рубрику и ничего лучшего чем «Распечатай и играй» не придумала. Именно такое название я часто встречаю на ряде сайтов, поэтому считаю, что именно оно наиболее понятно и близко читателям.
Первая игра, которую я предлагаю — «Что сначала, что потом». Цель игры: развитие мышления, речи. В комплект игры входят 50 карточек.
Я учусь делать пособия, поэтому не судите строго — есть над чем работать. При комплектовании набора я использовала картинки, фото, предоставленные в свободном доступе в Интернете — на авторство не претендую.
Кратко о том, как я сделала игру: сверстала карточки, отдала в печать, заламинировала, вырезала.
Как играть.
Для себя я выделила несколько вариантов игр. Отмечу, что в продаже есть подобные игры, например, «Аналогии». При создании своей игры я исходила из того, что мои карточки будут реальными — не нарисованные картинки.
Вариант 1.
Ребенку предлагается найти каждой картинке пару и объяснить свой выбор. Можно предложить найти пары карточек, характеризующих последовательность событий. «Скажи, что было сначала, а что стало потом и почему?». Можно предложить посмотреть как Вы это делаете — на примере.
Некоторые карточки составляют тройки-четверки картинок, что расширяет кругозор ребенка.
Вариант 2. «Четвертый лишний».
Используя карточки, выбрать четыре так, чтобы одна была лишней.
Вариант 3. «Найди семейство картинок».
Цель: расширение кругозора, развитие операций мышления, речи.
Ребенку предлагается из карточек составить семью, объединенную каким- то признаком.
Вариант 4. «Составь сказку — историю».
Цель: развитие речи, мышления воображения.
Ход игры: взять несколько картинок и составить рассказ. Можно брать по одной карточке и по очереди продолжать историю, согласно изображению на картинке.
Вот карточки, которые можно сохранить и распечатать на листе формата А4.