Психосоматика детей – Детская психосоматика. Это важно знать родителям. — запись пользователя Аннушка княжья мать (mapo4ka21) в сообществе Астрология,Нумерология,Тайна имени и сновидений в категории Психология

Содержание

почему болеют наши дети, причины

Для понимания сути детской психосоматики, необходимо вспомнить о том, что на энергетическом уровне родители и дети являются единым целым.  Это положение не раз подтверждалось исследованиями.

Этот факт отмечает и доктор В. Синельников: если ребенок совсем маленький, он работает с родителями. Меняются родители – выздоравливает ребенок. Если ребенок взрослый, доктор работает непосредственно с ним. С выздоровлением ребенка меняются сами родители.

В. Синельников пишет, что даже если родители скрывают от ребенка свои плохие отношения, ребенок все знает, чувствует из-за энергетической связи, что в его подсознании содержится вся информация об их чувствах и мыслях. Поэтому, если у родителей проблемы – ребенок или ведет себя странно или болеет – так он реагирует, так как не может выразить словами то, что чувствует.

Родители и ребенок

Отсюда, доктор делает вывод, болезнь ребенка – это сигнал для родителей к самоизменению. Но на практике этот сигнал игнорируется и подавляется таблетками. В. Синельников отмечает, что таким образом болезнь-сигнал никуда не исчезает, а продолжает разрушать тонкие полевые структуры ребенка.

Он утверждает, что очень часто негативные, разрушительные программы в подсознание детей закладываются уже во время беременности через негативные мысли и чувства, плохие взаимоотношения родителей, иногда и бабушек-дедушек (так, мысли матери об аборте впоследствии могут вызвать осложнения беременности или детские недуги у новорожденного).

Психолог, известный автор книг по психосоматике Лиз Бурбо утверждает, что дети в основном страдают болезнями горла, носа, ушей, глаз и кожи. По ее мнению, любая детская болезнь говорит о том, что ребенок чувствует гнев в связи с тем, что происходит вокруг него. Но ему трудно выразить свои переживания: или потому что не знает, как это сделать, или потому, что запрещают родители («не кричи», «не плачь» и т.п.).

Согласно позиции Лиз Бурбо, эти болезни появляются тогда, когда ребенку не хватает внимания и любви.

Луиза Хей считает, что в основе детских болезней лежат родительские принципы и поведение: вера в идеалы, социальные идеи и ложные законы, а также детское поведение у взрослых (родителей и других близких).

Плач

Согласно доктору О. Торсунову, если в семье нет атмосферы умиротворения и покоя, значит, именно в этом смысле дети будут очень больными в первое время – они лишатся покоя. Это проявляется как ощущение сильного жара в теле, чувства беспокойства. Они будут плакать, кричать, метаться (беспокойный ум и беспокойный сон). По мнению О. Торсунова, это указывает на то, что в семье никто не желает умиротворения другим, что семья агрессивна внутри, что агрессия вырабатывается по отношению к окружающим.

Для ищущих родителей отметим, что очень хорошо раскрывается психосоматика детских болезней в книге Дмитриевой Н.Ю. «Детская психосоматика: почему болеют наши дети», а также в статье «Болеет ребенок: лечите папу и маму».

Рассмотрим возможные причины некоторых психосоматических заболеваний детей

Аденоиды

Основная причина — страхи родителей (особенно у мамы по поводу и без (скорее без повода: мелкие, но преувеличенные, на пустом месте: это — про слишком беспокойных мам). Другой причиной выделяют подсознательное чувство ребенка, что он – нежеланный.

Ангина

Лууле Виилма пишет, что появление ангины у девочек до 1 года имеет в своей основе проблемы взаимоотношений между родителями. Ссоры между родителями, которые сопровождаются криками.

Еще одна причина психосоматической ангины – это психологически неверное отношение взрослых, точнее, родителей к детям (часто затыкают рот ребенку, запрещая высказывать свое мнение или эмоции, а также протест: «не кричи», «не шуми», «не плачь», «мал еще учить», «замолчи» и т.п.). Плач, крик, слово – это естественные для детей способы выражения своего отношения, а не просто капризы, как думают некоторые родители.

Аппендицит

Аппендицит у детей возникает по причине неумения их выйти из тупиковой ситуации.

Астма

Астма и ее психосоматика хорошо раскрывается у Луизы Хей. По ее мнению, у детей этот недуг появляется из-за боязни жизни или нежелания находиться в данном месте. Возникает вопрос: если ребенок чувствует, что его любят и в семье царят любовь и мир, разве могут появиться у него такие негативные переживания?

Некоторые психологи пишут, что среди причин детской астмы есть и подавленное чувство любви, и страх перед жизнью.

Если речь идет о бронхиальной астме, то в ее основе — отсутствие или недостаток любви и тепла мамы и, наоборот, переизбыток душащей заботы, гиперопека матери.

Атопический дерматит

Вообще, детские кожные болезни (ветрянка, корь, скарлатина, краснуха)  Б. Багински и Ш. Шалила обозначают как следующий шаг в развитии ребенка. По их мнению, что-то, что для него является пока неизвестным и поэтому не может свободно, без трудностей переработаться, выступает на поверхности кожи. А после таких болезней ребенок становится взрослее, что замечается окружающими.

Атопический дерматит у детей возникает чаще. Как пишут психологи, исходя из своей практики, в основе его лежат эмоциональные причины (нехватка любви или подавленная агрессия в связи с гиперопекой родителей).

Аллергия

Лиз Бурбо указывает на следующие причины детской аллергии: аллергия как неприятие (постоянных ссор родителей) и аллергия как способ привлечь к себе внимание (из-за ощущения нехватки внимания и любви).

Синельников отмечает, что аллергическая реакция у детей – это отражение поведения родителей.

Пищевая аллергия у детей говорит о беспомощности печени, а это, как утверждает Лууле Виилма, значит, что есть нехватка энергии сердечной чакры: от крушения любви родителей сердце ребенка блокируется немой сердечной болью.

По ее мнению, аллергия в виде короста на коже говорит о заглушаемой или подавляемой жалости у матери, а также о печали. Обычная аллергия – ненависть и гнев родителей по отношению ко всему, страх «меня не любят» у ребенка. Аллергия на рыбные продукты – протест ребенка против самопожертвования родителей.

Лууле Виилма пишет, что если у ребенка аллергия на шерсть – надо приглядеться к матери, так как причина может быть в ее неуравновешенности.

Печальный ребенок

Согласно наблюдениям психологов, аллергия у детей может также возникнуть из-за длительных расставаний с мамой, конфликтов в семье, постоянных запретов и ограничений, а также как способ привлечь внимание и удовлетворить потребности в любви и ласке.

У младенцев появление аллергической реакции тесно связано с душевным состоянием матери, а также такими эмоциями, как тревога и страх.

Аутизм

Исследования этого недуга выявили, что причины его следует искать в младенчестве, в жизни ребенка до возраста 8 месяцев (появляется как защитная реакция, позволяющая «закрыться» от скандалов в семье). По мнению Лиз Бурбо, такой ребенок слишком сильно связан кармически со своей мамой: возможно, что в прошлой жизни между ребенком и мамой произошло что-то очень сложное и неприятное, и теперь он мстит ей, отвергая пищу и любовь, которые она ему предлагает (вспомним характерные симптомы: молчание, болезненный уход в себя, потеря аппетита, отсутствия в его речи местоимения Я, неспособность смотреть людям прямо в глаза).

Психолог считает, что ребенок бессознательно выбирает болезнь, чтобы уйти от реальности, и отмечает, что его действия говорят о том, что он не принимает это воплощение.

Бронхит

В. Синельников утверждает, что если в семье постоянные ссоры и конфликты, то дети начинают болеть бронхолегочными заболеваниями.

Среди психологических причин детского бронхита психологи выделяют авторитарность родителей. У таких родителей детям запрещается высказывать вслух свои желания и свои мнения.

Лууле Виилма считает, что бронхит у девочек указывает на проблемы общения и любовных чувств.

Близорукость

Психосоматика детской близорукости проявляется в том, что если в семье постоянные неприятности и конфликты, которые причиняют страдание душе ребенка, то его тело, чтобы ослабить душевную боль, ослабляет зрение.

Подростковый возраст приносит растущему человеку немало переживаний, связанных с собственным будущим (страшно становиться взрослым, страшно выбрать свой путь (а вдруг, ошибусь) и т.п.). Ответом тела на душевные мучения в данном случае снова станет появление близорукости.

Иногда бывают случаи, когда ребенку дома хорошо, но в большом мире (сад, школа) его подстерегают проблемы, дискомфорт в отношениях. Тогда близорукость появляется как защита от внешнего мира.

Вирусные заболевания

Вирусные заболевания у детей, согласно Лууле Виилме, — это бессловесная борьба за собственное выживание. Болезни эти связаны с их желанием уйти из дома, умереть.

Доктор считает, что осложнения вирусных заболеваний у мальчиков связаны с тем, что мать не может справиться с отцом и поэтому борется с ним мысленно и словами.

Ветряная оспа, корь, свинка

Ветряная оспа, корь, свинка, по мнению Лууле Виилмы, указывают на материнскую злобу из-за бессилия или материнскую злобу из-за отречения.

Врожденные заболевания у детей

Психолог Лиз Бурбо приводит следующее метафизическое объяснение врожденных заболеваний у детей: такая болезнь говорит о том, что душа, которая воплотилась в новорожденном, принесла с собой на эту планету какой-то неразрешенный конфликт из своего прошлого воплощения.

Далее она поясняет, что душа воплощается много раз, и ее земные жизни можно сравнить с нашими днями.  И по аналогии получается, что если человек травмировал себя и не смог вылечиться в тот же день (в предыдущей жизни), то на следующее утро (нынешняя жизнь) он проснется с той же травмой и продолжит ее лечить. Поэтому в этой жизни ребенок с таким недугом хочет исцелить душевный конфликт из прошлой жизни. Для этого ему просто необходима любовь и помощь родителей, которых он выбрал.

Здесь хочется напомнить, что такой ребенок «приходит» к конкретным родителям (и дело здесь не в возрасте матери, так как и у молодых и здоровых родителей рождаются такие дети). Значит, души родителей и душа такого ребенка как-то связаны между собой и знают, с какой целью это происходит (души всегда знают, в отличие от эгоистичного ума, который отказывается принимать).

Некоторые авторы считают, что ребенок врожденной болезнью – это карма родителей, наказание для родителей, кто-то считает ее проверкой для родителей, а кто-то – благословением для родителей (то есть им дана возможность духовного роста через любовь к своему необычному ребенку).

Диарея

Психологи считают, что в основе этого недуга – бегство от чего-то, что не поддается детскому осмыслению (страхи нереальные, связанные с персонажами), а также страхи реальные (боязнь темноты и т.п.).

Лиз Бурбо считает, что у страдающего диареей преобладает чувство отвергнутого и чувство вины. Психолог характеризует их как сверхчувствительных детей, которые при появлении страха, начинают отвергать ситуацию, связанную со страхом.

Б. Багински и Ш. Шалила также пишут, что в основе поноса лежат проблемы, связанные со страхом, когда хочется быстрее освободиться от негативных переживаний или впечатлений.

Запоры

Причины запоров у детей, по мнению А. Некрасова, лежат в отношениях родителей. Это расстройство у ребенка говорит, что в их миропонимании отсутствует динамика, что они живут старым (старыми отжившими и ненужными принципами, идеями, мыслями, эмоциями и т.п.).

По мнению других авторов, этот недуг связан с нежеланием ребенка расставаться с чем-либо, которое для него стало привычным (старый дом, старые друзья и т.п.).

Заикание

Ребенок боится

Согласно Лиз Бурбо, заикание возникает вследствие боязни выразить свои потребности и желания. Такой ребенок, считает психолог, боится тех, кто представляет для него власть (отец, мать, бабуши-дедушки) и ему страшно перед ними что-либо проявить или высказать.

Луиза Хей пишет, что психологическими причинами этого недуга являются ощущение ненадежности, отсутствие возможности самовыражения, а также когда ребенку запрещают плакать.

Насморк

Психологи считают, что насморк указывает на заниженную самооценку ребенка, на его острую нужду в понимании своей ценности в этом мире, на необходимость признания его способностей.

Лууле Виилма в основе хронического насморка видит постоянное состояние  обиженности.

Отит

В. Синельников пишет, что когда в семье шум и ссоры, то ребенок часто реагирует на это воспалением уха, сигнализируя родителям о том, что ему нужны тишина, мир и спокойствие, гармония в семье.

Повышенная температура, лихорадка

Лууле Виилма выделяет следующие причины высокой температуры: напряжение в ссоре с матерью, обессиливание, сильная, ожесточенная злоба, злоба при осуждении виновного, переполнение стрессами.

Другими словами, ребенок переполнен гневом, злостью, он буквально «закипает», потому что не может или не умеет выразить свои эмоции. Даже медики напоминают, что повышение температуры у детей может происходить после истерики и сильного плача, которые и являются показателем и выражением детской злости (поэтому и нельзя запрещать им выражать таким образом – им надо освободиться от негатива).

Психосоматическая температура может быть и реакцией детского организма на стресс, связанный с изменением привычной среды (переезд, смена обстановки или режима дня, посещение детского сада и т.д.). Замечено, что как только дети возвращаются в привычную среду, этот симптом исчезает.

Пиелонефрит

Как отмечают психологи, этот недуг говорит о том, что дети вынуждены заниматься не своим делом, делом, которое им не нравится. Особенно ярко это проявляется, когда родители заставляют посещать какие-либо кружки-секции, а ребенку нравится совсем другое.

Энурез

По мнению психолога Лиз Бурбо, этот недуг говорит о том, что ребенок настолько сильно сдерживает себя днем, что ночью уже на это не способен. Он очень боится того, кто представляет для него власть – отца (или того, кто выполняет функции отца): боится не угодить, не оправдать его ожидания.

Луиза Хей также считает, что в основе энуреза у детей – страх перед родителями, обычно — отцом.

Доктор Лууле Виилма причиной недуга видит страх ребенка за отца, связанный со страхами и злостью матери, направленными на отца ребенка.

Пути исцеления психосоматических недугов у детей

Для начала вспомним, что исходя из своей практики, доктор В. Синельников делает вывод, что все болезни детей – это отражение поведения и мыслей их родителей.

Отсюда – подсказка для родителей: родители могут помочь выздороветь ребенку, МЕНЯЯ СВОИ принципы, мысли и поведение.

Согласна и с такой позицией психологов, что болезнь ребенка – это его КРИК о помощи. Ребенок нуждается в психологической помощи и эмоциональной поддержке родителей, так как ему плохо, ему больно, ему страшно из-за непонятных, но пугающих его ситуаций в жизни (холод в отношениях, шумная ссора между двумя дорогими ему людьми, неприятие его самого (крики на него «не так», «неправильно делаешь» и т.п.)).

Родители должны помнить, что ребенок отражает отца и мать (физически это так и есть: 23 пар хромосом передаются ребенку от папы, 23 – от мамы). А на энергетическом плане именно через них в нем присутствует и развивается мужское и женское начало Вселенной.

Если между папой (символ мужского начала) и мамой (символ женского начала) происходят конфликты, то ребенок не может соединить и вобрать в свой внутренний мир эти две космические энергии, так важные в жизни каждого человека. Поэтому у него внутри, в душе начинается дисбаланс, конфликт, который провоцирует негативные переживания. А длительные негативные переживания, как нам уже известно, приводят к нарушениям в работе детского организма, к болезням.

Отсюда следует, что если родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым и счастливым, они, именно они должны хорошо относиться друг к другу, к своему ребенку (он – это Вы), к окружающему миру.

Это все возможно, при условии, что в душе у них царят Любовь и Мир. Остается за малым: взращивать в себе эти жизненно важные чувства и состояния души.

Да, бывает и так, что часто ребенок (его душа) сам выбирает для себя непростой недуг (аутизм и т.п.) по определенным, только ему известным причинам. Поэтому родители не должны винить самих себя или кого бы то ни было: если таков выбор и решение ребенка, значит, его душе (а вместе с ней, и душам родителей, так как именно к ним пришел такой ребенок) нужно пройти через этот жизненный урок для развития каких-то качеств и способностей.

Еще один важный момент: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Всегда помните, что это вы, родители захотели стать папой и мамой и мечтали о ребенке, призывая его прийти к вам (не забывайте, что кто-то годами вымаливает, чтобы это чудо пришло к ним). Ребенок откликнулся и пришел. А что делали вы, готовясь к его приходу? Взращивали ли в себе любовь и терпение, понимание и согласие, и другие качества, необходимые для дружной семьи?

Семья

Да, даже когда вы хотите сказать, что это зачатие произошло случайно, то возникает вопрос: как два взрослых человека позволили себе быть столь безответственными (как еще можно это назвать?), чтобы впоследствии страдал маленький ангел, который есть отражение вас?

То есть, когда страдает ваш ребенок (от болезней ли, от скандалов ли и т.п.) – это страдает часть вас самих, ваша кровная часть, часть вашей души. Зная это, каждый нормальный человек сделает все, чтобы прекратить страдания и создать условия Любви и Мира в своей семье.

И не стоит отговариваться, что «нас растили так-то и сяк-то». Да, ваши родители таких «тонких» вещей не знали, любили и растили так, как могли, думая, что делают все верно.

Семья

Но сейчас все – в ваших руках. Вы можете дать вашему ребенку то (я имею в виду любовь, тепло, доброту, внимание, чуткость, уважение и др.), что хотели бы, чтобы и к вам было такое отношение, так как ваш ребенок – это вы, продолжение вас. Ведь, если ваш ребенок будет счастлив и здоров – счастливы и здоровы будете вы (так как у вас не будет переживаний и тяжелых дум по поводу него, а будет только радость от его достижений). Так, действуйте!

Желаю вам счастливого родительства и дружной семьи!

Лада

Детская психосоматика. Это важно знать родителям. — запись пользователя Аннушка княжья мать (mapo4ka21) в сообществе Астрология,Нумерология,Тайна имени и сновидений в категории Психология

Частые болезни в детском возрасте, увы, не редкость. Обычно родители сталкиваются с этим, как только ребенок начинает посещать детский сад - простудные заболевания следуют одно за другим, ребенок капризничает, постоянно жалуется, устраивает истерики или становится невероятно тихим, безразличным ко всему. Родители пичкают малыша микстурами, модными препаратами, возят по врачам, пытаясь спасти свои нервы и вернуть малышу здоровье. На самом деле в ряде случаев необходимо обратить пристальное внимание на отношения в детском коллективе, семье, способы общения ребенка со сверстниками - детская психосоматика является причиной многих физиологических недугов.

Здоровая мама - здоровый ребенок

Давно доказан факт психологической природы многих заболеваний - восточные целители призывают искать причины болезни в отношении к жизни, окружающим людям, самим себе. Вы часто нервничаете и получаете проблемы с сердцем и сосудами, злитесь - страдают зубы и печень, много грустите - неизбежны бронхиты, хронический кашель и т.д. Детская психосоматика имеет ту же природу, что и взрослая - все душевные переживания находят выход в частых простудах, следующих одна за другой.

Беременным женщинам всегда советуют не нервничать, стараться избегать стрессовых ситуаций, больше отдыхать и т.д. Это очень верные рекомендации, так как формирование психосоматических расстройств у ребенка происходит уже на стадии внутриутробного развития. Ребенок, которого любят и ждут, приходит в этот мир спокойным и уравновешенным. Крохи, родители которых не планировали беременность, не очень рады появлению ребенка и позволяют негативным эмоциям вмешиваться в естественный ход развития малыша, часто рождаются недоношенными, плаксивыми, болезненными. В младенческом возрасте исправить эти состояния можно практически всегда, основное условие - спокойная, здоровая и расслабленная мама. Связь малыша с матерью очень сильна - грудничок чутко реагирует на изменения ее настроения, улавливая ее перепады, и меняет свое поведение.

Детская психосоматика, в отличие от аналогичных проблем у взрослых, имеет свои особенные проявления - ребенок не может справиться с душевным дискомфортом способами, которые доступны людям в зрелом возрасте. Он просто не понимает, что происходит, а чувствует только подавленность и неуверенность. Рано или поздно его неудовлетворенность выливается в проблемы со здоровьем. Как часто родители жалуются на то, что, только заслышав слово «детский садик», ребенок тут же начинает симулировать, выдумывая несуществующие боли в животе, голове, горле и т.д. Но если колики трудно проверить, то постоянные ангины и бронхиты симулировать невозможно. Малыш просто подсознательно запускает механизмы, приводящие к возникновению заболеваний. Более того, он хорошо усвоил, что во время болезни мама всегда рядом с ним, жалеет и ласкает, поэтому использует эту схему каждый раз, как только начинает чувствовать себя одиноким.

Психосоматические причины детских заболеваний

Часто ребенок болеет из-за недостатка внимания, гиперопеки или неблагоприятной атмосферы в семье - это основные психосоматические источники детских хворей. Детская психосоматика типична в своих проявлениях. У ребенка болит горло - он либо сильно обижен, либо страдает от невозможности высказать свое мнение. Родители такого ребенка часто обрывают его инициативу, останавливая его просьбами помолчать, не вмешиваться, делают за него то, что он в состоянии сделать самостоятельно. Если каждая простуда сопровождается кашлем, то это внутренний протест - малыш не хочет что-то делать, но боится открыто возразить. Ребенок, свободу которого постоянно ограничивают запретами, будет иметь проблемы с дыханием - воспаления легких, бронхиты, бронхиальная астма. Астма может быть проявлением и обратного поведения - родители буквально душат ребенка своей заботой, не дают и шагу ступить самостоятельно. Дети, посещающие детские сады, почти поголовно страдают от хронического насморка - это признак того, что не все ладно в коллективе. Ребенок пытается оградиться от ситуаций или людей, которые его не устраивают (воспитатели, сверстники, родственники), поэтому дома такой насморк проходит, а возобновляется только при появлении источника раздражения. Второй реакций на жизнь в коллективе становятся болезни ушей, которые также могут быть следствием ругани, скандалов и разговоров на повышенных тонах, которые слышит ребенок. Жалобы на боли в животе должны насторожить родителей - ребенка что-то пугает. У малыша портятся зубки - возможно, он пытается сдержать свои эмоции, гнев или сильное раздражение. Проблемы с кожей - аллергические дерматиты, ветрянка, появление сыпи и прочие отражения внутреннего состояния говорят о том, что ребенок пытается установить дистанцию между взрослыми и собой. Все та же гиперопека, которая проявляется в регулярных прикосновениях, объятиях, поцелуях, приводит к тому, что малыш подсознательно ставит барьер - ему необходимо личное пространство. Нарушения мочеиспускания и ночные недержания появляются у детей, которые склонны контролировать себя, опасаясь негативной реакции со стороны родителей.

Устраните источник проблемы

Детская психосоматика, как источник нарушений физического состояния ребенка, подвержена коррекции, но работать необходимо со всеми членами семьи. Еще более важно осознание родителями того, что любая их эмоция, поступок или особенности поведения, всегда находят отражение в состоянии здоровья ребенка. Понять необходимость перемен, сделать все возможное, чтобы к процессу выздоровления подключились все близкие ребенку люди - это уже пройденная половина пути к успеху. Важно выбрать хорошего специалиста, которому вы будете полностью доверять, ведь цена такой работы высока - здоровье, гармоничное развитие и будущий успех вашего ребенка.

Детская психосоматика = семейный стиль воспитания

Экологичное родительство: Если речь идет о хроническом симптоме ребенка, то обычно симптом встроен в потребности семьи. Конечно, бессознательные. 

Детская психосоматика: работа с родителями для здоровья ребенка

Есть два разных понятия в вопросе психосоматики: есть психосоматическая личность, а есть иногда болеющий человек (ребенок).

Психосоматическая личность – это человек, ребенок со специфически организованной психикой, а именно преимущественно реагирующий на напряжения психические с помощью реакций тела.

Из такого ребенка часто вырастает человек, с трудом понимающий природу чувств, не умеющий понять, что он ощущает, и не способный к выражению чувств словами. Именно потому ему приходится решать конфликты через тело, напрягая его в попытках вынести все без помощи слов…

И это становится основным способом – тогда это именно 

психосоматическая личность.

Детская психосоматика = семейный стиль воспитания

©Елена Шумилова

Психологу работать с таким взрослым бывает трудно и долго. Не менее 3-5 лет нужно для того, чтобы человек смог действовать не так, как был вынужден с младенчества (!) и все эти годы, а иначе, в своих интересах и для своей пользы.

Если мы имеем в виду просто иногда болеющего ребенка, то мы можем позволить себе смотреть только на сам симптом. Все вокруг симптома может быть очень неплохо – отношения в родительской паре, проявления чувств и разговоры с ребенком, уважение к нему, уважение к себе и вообще богатая эмоциональная жизнь.

Но вот симптом тогда откуда? Оттуда, откуда возникло напряжение вокруг ситуации.

Мы смотрим, какая ситуация: когда ребенок болеет? Как это влияет на него и всех вокруг? Кто как себя чувствует и проявляет во взаимодействиях? Чему мешает болезнь и чему помогает?

Все это в целом нормально, все дети и взрослые иногда болеют, потому что мы неидеальны, и не можем всегда пребывать в полной осознанности, все проживая психически, замечая все свои скрытые мотивы и ныряя в бессознательное, как в бассейн на даче. Легко и безопасно.

Так не бывает. Наше тело может брать на себя часть наших затруднений, и мы можем с благодарностью этой помощью пользоваться. 

Мы можем беспокоиться,  лечиться у врача или/и у психоаналитика, если симптом, болезнь серьезно рушит наши планы, подрывает нашу уверенность и самооценку, подтачивает отношения в семье или возможность профессиональной реализации.

Продолжим  о детях

Если речь идет о хроническом симптоме ребенка, то обычно симптом встроен в потребности семьи. Конечно, бессознательные. 

Когда мы позволяем себе говорить об этом вслух, родители ощущают колоссальное чувство вины. Трудно и страшно осознавать свою агрессию и беспомощность что-либо изменить прямо сейчас.

Но мы взрослые, и мы уже родители, потому мы можем это вынести психически — я на это надеюсь. И не заболеть, не сбежать, не высмеять – или какие еще защиты пришли вам в голову, а подумать обо всем и заметить свои чувства. Поделиться с кем-то близким, получить поддержку, обсудить. 

Психосоматика – понятие давнее, сам термин был озвучен в начале 19-го века.

«Плачет мозг, а слезы — в сердце, печень, желудок…» — писал известный отечественный учёный, врач и психолог Александр Лурия. 

Зигмунд Фрейд писал: «Если мы гоним проблему в дверь, то она в виде симптома лезет в окно».

В 1950 г. американский психоаналитик Франц Александер дал перечень семи классических психосоматических болезней: эссенциальная гипертония, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, ревматоидный артрит, гипертиреоз (тиреотоксикоз), бронхиальная астма, язвенный колит и нейродермит. 

Это и стало началом исследования взаимодействия психики и тела, его симптомов и заболеваний. 

Детская психосоматика = семейный стиль воспитания

©Lisa Visser

Влияние семьи

Сейчас мы знаем, что большинство психосоматических нарушений ребенка связано с семейным стилем воспитания, а именно:

1. Семья не поощряет выражение эмоций – «это нельзя говорить»;

2. болезненные эмоции не поддерживаются – «у наших детей нет ревности», «у нас нет агрессии дома»;

3. воспитание направлено на подавление эмоций — «успокойся!», «это не важно»;

4. неспособность родителей к раннему распознаванию болезни —  «что ты плачешь, сейчас спать пойдешь!», «он сегодня капризничает»;

5. неспособность к вербальному разрешению конфликтов в семье – «я не буду об этом говорить», «не говори со мной в таком тоне»;

6. гиперпротекция или эмоциональная отстраненность родителя – «не бегай, упадешь», «ну что ты орешь, ничего ведь не случилось».

7. много моральных или религиозных запретов – «это нехорошо», «ты не должен злиться», «попроси прощения», «не будь жадиной».

Нам сложно бывает помнить или узнать для себя как будто заново, что мы все рождаемся жадными, завистливыми, эгоистичными младенцами. И это нормально. 

Или мы можем не помнить и «не знать», что почти все младенцы испытывают страх, ужас, тревогу, ярость, желание сожрать и массу разрушительных импульсов. 

Также мы обычно не помним, что сексуальные импульсы и стремление получить удовольствие от своего тела нормальны как для младенцев, так и для детей 2-х, 3-х и старше лет. 

— Нет, говорят многие родители, только не наш ребенок. У него всей этой гадости нет. Только не у него. Мы  — хорошие родители. Не говорите нам об этом, мы этого не вынесем. 

Тогда это «выносит» ребенок. Берет на себя ношу взрослых и преобразует ее в серьезную или хроническую соматику (симптомы болезней), по вышеуказанным причинам выражая свое напряжение телом, а  не психикой. 

Во-первых, у него такой пример перед глазами.

Во-вторых, от него этого ждут самые важные в мире люди.

В-третьих, эти важные люди – родители, могут по своим причинам просто не уметь переносить эмоциональную часть реакций ребенка или своих. 

Многим родителям сложно переносить чувства как свои, так и детей. Такими чувствами могут оказаться почти любые, в моем опыте работы это чаще всего: гнев, ненависть, злоба, ужас, тревога и страх, сексуальное возбуждение и, при сильном слиянии, другие чувства, непохожие на чувства родителя в этот момент. Т.е. даже радость, восторг и прочие как будто «позитивы». 

Если ко мне приходят родители такого ребенка, они получают поддержку. 

Это первое и это крайне важно, потому что любой родитель делает это не сознательно от нелюбви к ребенку. Он просто не может иначе, и даже потом, когда работа уже идет и родитель видит и замечает, что именно он делает с ребенком, как влияет на него, то какое-то время он не может остановиться. 

Матери часто грустят в это время, винят себя и переживают. Потихоньку они уже понимают, как могут переносить сильные и разные чувства сами, и как могут помочь в этом ребенку, но пока только пробуют это в реальности. 

На этом этапе часто происходит улучшение состояния ребенка, или повторное улучшение.

Говоря о повторном улучшении здоровья ребенка, я имею в виду, что иногда первый этап улучшения начинается, когда родитель только пришел. И после первых встреч, когда он уже смог довериться и начал просто говорить, вываливать, так сказать, безо всякой пока обработки все, что накопилось, на аналитика – тогда он чувствует освобождение. 

В это время он уходит домой буквально облегчившимся, и мы на сессиях можем вспоминать всякие метафоры опорожнения, обычно вызывающие смех и разряжение атмосферы… 

Я вообще люблю пошутить на встречах – чтобы передохнуть от заныриваний в глубины, от страданий и хаоса. Увидеть другой слой, и понять, что мы пока живы, двигаемся вперед и есть надежда и есть хорошее. 

Продвижение

В дальнейшем родитель становится все более чутким к свои эмоциям и эмоциям ребенка. Он чаще обнаруживает свое недовольство и раздражение по отношению к тому, что недавно казалось ему «нормальным» (т.е. «никаким» от силы подавления). Родитель лучше понимает себя, супруга, некоторые аспекты своего детского опыта. 

И начинаются попытки встроить новое, эмоциональное в жизнь семьи. Случаются конфликты и сближения, иногда заболевает сам родитель, не справившись с напряжением, потом восстанавливается и продолжает говорить и чувствовать. 

Часто в этот период мать или оба родителя обнаруживают свои заброшенные ранее интересы, и новые потребности пары. 

Я всегда рекомендую обращать внимание на последнее, потому что ребенок не должен быть центром вселенной в семье, это непосильно для него. Ребенок растет и развивается нормально в свете любви родителей, которые в этот момент вовсе не родители друг для друга, но муж и жена, мужчина и женщина в первую очередь. 

Потому всякие присказки, когда жена говорит отцу ребенка – «Пап!», а он ее называет «мама», помогают убить любовь и влечение в супружестве, токсично воздействуя на магию пары.

Из этой заметки можно понять некоторую специфику работы аналитика с родителем или семьей, чей ребенок хронически болен. 

Если бы я описывала работу только с ребенком или всей семьей, это была бы другая заметка, хотя что-то бы возможно было и повторить. 

Но сейчас редко вся семья готова регулярно бывать у аналитика в кабинете, и для семьи бывает легче по времени и по бюджету, когда один родитель, обычно мать, берет на себя эту работу.

В целом в работе для помощи ребенку, если мы работаем с родителем, есть одна общая сложность: на наших сессиях с родителем будет присутствовать третий – ребенок, и мы будем пытаться влиять на него и его состояние, хотя его нет в кабинете. 

Помогает тут то, что это можно обсуждать, и можно проявлять взаимосвязи с симптомом ребенка и влияние родителя, и использовать возраст ребенка. А именно — то, дети до определенного возраста не просто зависят от родителей, но и готовы чутко откликаться своим состоянием на то, что думает, говорит, и делает родитель. И общее или соприкасающееся психическое пространство родителя и ребенка делает такое влияние возможным. А мы имеем возможность заниматься настройкой этого влияния для помощи детям и семьям.опубликовано econet.ru

Автор:  Арина Покровская

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Детская психосоматика: из-за чего дети болеют?

Болезни детей очень часто связаны не столько с вирусами и бактериями, сколько с отношениями в семье и близком окружении. Смелое заявление? Психиатры и психологи, занимающиеся вопросами психосоматики, так не думают.

За плечами у них опыт успешной терапии в случаях, когда врачи в поликлинике разводят руками, потому что не видят конкретной причины болезни, или заболевание становится хроническим и буквально не отпускает ребенка. 

Что такое психосоматика?

Психосоматика — направление, которое рассматривает связь души и тела, влияние психических и психологических факторов на развитие болезней. То есть это когда ребенок начинает болеть потому, что ему плохо не физически, а душевно. В таком случае болезнь отступит только, когда решится главная проблема. Ее-то и предстоит выяснить.

Из-за напряжения, которое есть у детей, во всех их болезнях присутствует элемент психосоматики. 

Андрей Булах Психотерапевт, руководитель медицинского центра «Доктор Булах»

Какие дети могут заболеть из-за психосоматики?

Проблемы у детей возникают на фоне подавления эмоций — стресс от внешних факторов вызывает агрессию. Родители пытаются успокоить: «Не бегай, не кричи», но по-другому расслабляться ребенок не умеет.

Андрей Булах Психотерапевт, руководитель медицинского центра «Доктор Булах»

Как отличить обычный вирус от психосоматики?

Посмотреть на контекст: обычно заболевание, причиной которого стал стресс, проявляется на 3-5 сутки после какого-то происшествия (это может быть даже поход на развивающие занятия) или непосредственно перед событием, которое стало причиной постоянного стресса (например, походы в детский сад). 

Есть вероятность, что ребенок болезненно отреагрует не только на свое состояние, но и в случае, если стресс у его мамы. Думая о том, почему болеет ребенок, начните с себя.

Каковы причины появления некоторых диагнозов?

Специалисты в области психосоматики — Луиза Хей и Лиз Бурбо утверждают, что все заболевания основываются на пяти эмоциях: гнев, страх, грусть, радость и интерес. Есть даже приблизительный список болезней и их возможных предпосылок, но эти данные были собраны после несистематических обследований, поэтому официальная медицина их не признает. Вот лишь некоторые из них:

 1. Ангина: говорит о страхе ребенка высказать что-то, попросить о чем-то для него очень важном. Ангина свойственна робким и нерешительным детям, тихим и застенчивым.

Установка родителя, которая поможет в лечении: «У моего ребенка есть право голоса. Он родился с этим правом. Он может открыто и смело сказать все, что думает!».

2. Заикание: ребенок начинает заикаться, когда не чувствует себя в безопасности на протяжении достаточно долгого времени. А еще этот речевой дефект свойственен детям, которым строго запрещают плакать.

Установка родителя, которая поможет в лечении: «Мой ребенок имеет огромные возможности показать миру свои таланты. Он не боится выражать свои чувства». На практике хорошо заняться творчеством, рисованием и музыкой, но лучше всего — пением. Категорические запреты плакать — путь к болезням и проблемам.

3. Насморк: затяжной ринит может говорить о заниженной самооценке ребенка, он нуждается в понимании своей истинной ценности в этом мире, в признании его способностей и заслуг.

Установка родителя, которая поможет в лечении: «Мой ребенок — самый лучший. Он счастливый и очень любимый. Он просто необходим мне». Чаще хвалите и поощряйте чадо, повышая ему оценку самого себя и его значимость в этом мире.

4. Бронхит: развивается на фоне конфликта в семье. Ребенок хочет, чтобы на него обратили внимание, услышали и учли его чувства.

Установка родителя, которая поможет в лечении:  в разговоре с ребенком подчеркивать, что все близкие его очень любят несмотря ни на что (даже когда ругаются).

5. Дерматит, сыпь: часто возникает, когда ребенку недостаточно тактильного контакта с родителями (его редко ласкают и обнимают).

Установка родителя, которая поможет в лечении: «Моему ребенку нужно мое тепло и нежность. Он хрупок, поэтому мне надо чаще обнимать его, чтобы создать ощущение безопасности».

Психологи, как и врачи, далеко не всегда согласны с такой унификацией, но и категорически отвергать ее тоже не могут.

Безусловно, психосоматика существует. Но я отношусь скептически к такого рода классификациям.

Мария Кулакова Практикующий психолог, семейный системный психотерапевт

Системная семейная терапия в некотором роде подразумевает психосоматику (один из членов семьи несет на себе груз общих отношений, у него проявляются по этому поводу разные симптомы). Но эти симптомы не связаны с приведенной классификацией. Если у ребенка болит горло, это может значить что угодно, не только страх. 

Классификация подобного рода — из популярной психологии. На деле таких обширных исследований попросту не проводилось. Так что мы не можем с полной уверенностью говорить, что это достоверная информация.

Как помочь ребенку выздороветь скорее?

Вне зависимости от того, правы ли Луиза Хей и Лиз Бурбо, мы советуем обратить внимание на психологическое состояние ребенка, если у него появились проблемы с аппетитом и раздражительность. Также «плохое поведение» (беготня, громкие крики и смех без повода и так далее)  — профилактика стресса, первая помощь, которую ребенок оказывает себе сам. Но вы тоже можете ему помочь.  Психологи рекомендуют:

  • Чаще говорите ребенку, что любите его.
  • Жалейте детей и общайтесь с ними.
  • Позволяйте эмоциям находить выход.
  • Постарайтесь дать ему больше свободы при выборе друзей и развлечений.
  • Не скандальте при ребенке. Сложные отношения в семье корректируйте без его участия. И никогда при нем не говорите плохо о людях, которые для него ценны.

К тому же помним, рассуждая о детской психосоматике, что родители и дети на энергетическом уровне — единое целое! 

Задача родителей дать ребенку проявить агрессию в позитивном ключе. Пусть рвет бумагу или, если хочет кричать, покричит в барабан стиральной машины — это и весело, интересно и полезно. 

Андрей Булах Психотерапевт, руководитель медицинского центра «Доктор Булах»

Можно что угодно говорить о нюансах психосоматики, но то, что психологическое состояние ребенка напрямую связано с его здоровьем — факт, который никто не отрицает. Связь психики и тела — сфера мало изученная, но хочется верить, что скоро появятся научные прорывы и в этой области.

Кто знает, может в недалеком будущем на приеме у педиатра мы будем обсуждать не чем вылечить кашель, а как наладить контакт с собственными детьми.

А вы согласны с мнением о связи тела и психики? Как считаете, ваши дети могут заболеть из-за психосоматики?

Копилка мудрости для заботливых родителей:

психосоматические причины – психология болезни

Психосоматика аденоидов у детей

Аденоидит — одно из самых распространенных «детских» заболеваний. У взрослых такой проблемы не встречается. Очень часто детские врачи не могут объяснить, почему у того или иного ребенка развилось разрастание глоточной миндалины. Родители лишь получают лист назначений или направление на операцию. В то же время психосоматика как знание поможет избежать неприятного недуга.

Общая информация о заболевании

Аденоидами или аденоидитом в медицине называют патологические увеличение глоточной миндалины. Она состоит из лимфоидной ткани и выполняет защитные функции — останавливает продвижение болезнетворных бактерий, вирусов, грибков. Во время болезни гриппом, например, глоточная миндалина может увеличиться, но после выздоровления она принимает нормальные размеры.

У некоторых детей миндалина увеличивается вне связи с болезнью как таковой. Разрастание лимфоидной ткани признается патологическим, оно приводит к затруднению или полному исчезновению носового дыхания.

Чаще всего увеличенные аденоиды встречаются у детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Психосоматика аденоидов у детей

Причины развития патологии медицине точно неизвестны. Во всем считаются повинными вирусы и бактерии, а также предшествовавшие разрастанию болезни респираторного толка.

Существует несколько степеней недуга, и если при первой и второй степени носовое дыхание частично сохранено, хотя и затруднено, то при 3 степени оно отсутствует полностью. Помимо того, может быть снижен слух, отсутствует обоняние, ребенок начинает «гундосить», поскольку меняется тембр его голоса.

Психосоматика аденоидов у детей

Малыш старается дышать только ртом, что существенно увеличивает вероятность легочных и бронхиальных патологий, он плохо спит по ночам, может храпеть. Из-за необходимости постоянно дышать через рот у ребенка появляется особое выражение лица, снижаются его способности к обучению, внимание, коммуникабельность.

1-2 степени аденоидита обычно лечат консервативно, при 3 степени показана операция по удалению разросшейся лимфоидной ткани глоточной миндалины. Консервативное лечение очень часто оказывается безрезультатным.

Психосоматика аденоидов у детей

Психосоматические причины

Психологов, психотерапевтов и педиатров давно интересует вопрос, почему вирусы и бактерии в равной степени влияют на всех детей, а аденоидные вегетации встречаются не у всех. Говорить об индивидуальной предрасположенности не приходится, ведь аденоиды по наследству не передаются.

Часто болеющие малыши — тоже не причина, ведь и среди них есть большой процент детей, которые хоть и болеют часто, но аденоидитом не страдают.

Психосоматика аденоидов у детей

Психосоматическая медицина, находящаяся на стыке психологии, физиологии и анатомии, утверждает, что аденоидами ребенок всегда что-то пытается сообщить миру.

Если родители услышат и поймут, то проблема будет решена, произойдет обратное развитие миндалины, как это происходит после обычного вирусного заболевания у здорового малыша. Если не услышат и будут продолжать усиленно лечить чадо от аденоидита, то без операции не обойтись.

С точки зрения психосоматики, глоточная миндалина как часть лимфосистемы человека выполняет функцию ассенизатора, мусорщика. Она собирает все ненужное и выводит из организма, она является первым барьером на пути вирусов и бактерий. К негативным эмоциям и мыслям у психосоматики отношение как к мусору. Их тоже нужно своевременно собирать и выводить.

Психосоматика аденоидов у детей Психосоматика аденоидов у детей

Если же ребенок не справляется с обилием собственных негативных мыслей, если их накапливается слишком много, то глоточная миндалина начинает усиленно расти, чтобы успеть переработать большой объем «мусора».

Когда взрослые слышат о таком понятии, как негативные мысли у детей, они приходят в недоумение — разве может у малышей быть столько негатива?

Давайте рассмотрим, какими могут быть истинные причины аденоидов у ребенка.

  • Материнские страхи и беспокойство. Есть у опытных педиатров даже особый термин — синдром беспокойной матери. Такие мамы переживают за каждый появившийся на коже малыша прыщик, сразу бегут к врачу на прием, большая часть их переживаний — надуманные, пустячные страхи. Ребенок чувствует это избыточное беспокойство и расценивает единственным верным способом — как угрозу своему существованию. Если мать при этом начинает обрабатывать игрушки антисептиком, твердить об опасности луж и цветочков во дворе, об опасности беспризорных животных, то малыш рискует не только заполучить разрастание гланд в ответ на угрозу извне, но и стать аллергиком.

  • Семейные сцены. Если ребенок обладает повышенной чувствительностью нервной системы и нежной психикой, то для него настоящей угрозой извне становятся семейные сцены, конфликты и скандалы родителей. Если психологический фон в семье неблагоприятный, то ребенку ничего другого не остается, как защищаться самостоятельно. Как он может это сделать? Физически — почти никак. Но его иммунитет-защитник приходит в ответ на тревогу в боевую готовность, а в числе первых начинает разрастаться глоточная миндалина.

Таким образом, у детей, которые чувствуют угрозу извне (реальную или надуманную их родителями), разрастание аденоидов имеет исключительно защитный механизм.

Психосоматика аденоидов у детей Психосоматика аденоидов у детей

Как лечиться?

Понимание и обнаружение психосоматической причины аденоидов нисколько не освобождает родителей от необходимости соблюдать врачебные назначения. Психологическая работа должна вестись параллельно с лечением, тогда результат будет более быстрым и позитивным.

Очень часто ребенку с аденоидами нужен хороший детский психолог. Поскольку предпосылки обычно создают сами родители, то работать этот специалист должен не только с малышом, но и с его родителями.

Очень важно сделать так, чтобы ребенок перестал молчать и начал говорить обо всем, что его тревожит, что пугает и чего он боится. Нужно понять, от чего пытается защищаться малыш разрастанием лимфоидной ткани.

Родителям показана коррекция домашних отношений. Если скандалы и ссоры не удается прекратить, стоит подумать об отдельном проживании ребенка с одним из родителей, хотя бы на время.

Малыш должен чувствовать себя любимым, защищенным, желанным. Чаще обнимайте ребенка — в кольце маминых рук дети в любом возрасте возвращаются подсознательно во времена, когда были совсем маленькими, а руки мамы были границами безопасного мира. Очень важно чаще хвалить ребенка, чаще выражать ему слова любви и признательности за то, что он есть.

Психосоматика аденоидов у детей

Подробнее о психосоматических причинах аденидов у детей, рассказывает специалист в видео ниже.

ДЕТСКАЯ ПСИХОСОМАТИКА: 6 МИФОВ

До определенного возраста ребенок — как внешняя часть мамы, просто гуляющая отдельно, и имеющая ряд своих переживаний.

За последний год я сильно окунулась в тему детской психосоматики. Поскольку тема довольно противоречивая и спорная, а так же вызывает много сопротивления у среднестатистического читателя, я иногда закладываю в фундамент подобных статей мешок кукурузы, а потом в комментариях читателей рвет на попкорн. Давайте про мифы о детской психосоматике. 

Детская психосоматика

Миф №1 — «Это виновата мать».

Многие матери подходят к вопросу болезни ребенка из жертвенной, а иногда даже пассивно-агрессивной позиции «это я виновата».


Нет, вы не виноваты. Это не работает по принципу «какая я плохая». Работа с психотерапевтом для МАМЫ, у которой болеет малыш, это не когда тётя в кресле рассказывает, что мама сделала не так. Ребенок болеет НЕ потому, что мама как мать не справляется и «что-то делает плохо». А потому что внутри у мамы поселилась какая-то дисгармония. Вы не можете это убрать усилием воли. 

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

До определенного возраста ребенок — как внешняя часть мамы, просто гуляющая отдельно, и имеющая ряд своих переживаний. И поскольку он чувствительнее, чем сама мама, он ловит в её фоне нечто, что формирует у него симптом. Что это может быть? Что угодно, что подавленно и не на поверхности. Обычно мои вопросы наталкивают мам на инсайт «я никогда бы не связала ВОТ ЭТО с симптомом». 

Миф №2 — «Взять ребенка на консультацию».

Можете взять, конечно, и с ним в соседнем кабинете отлично проведет время моя помощница-детский психолог. Всё таки я работаю в концепции, что трудности малыша — это отражение мамы. И таким образом, мама прячется за детскую болезнь (или проблемы с поведением, адаптацией, учебой и тд). Так вот, ко мне прийти — это первый шаг к «оставить ребенка в покое, и заняться собой». 

Миф №3 — «Если мой ребенок не видит моих проблем, он не может болеть по этому поводу».

Дорогие мамы, не предавайте меня анафеме за развенчивание этого мифа. Но вашему ребенку ничего не нужно говорить и показывать, чтобы он понимал и болел. Я же говорю, симптом формируется на НЕОЧЕВИДНОЕ, иногда неочевидное для самой мамы.

А вот мама, которая стиснув зубы, демонстрирует ребенку беззаботность и прочие фальшивые эмоции, обманывается, думая что ребенок не понимает. «Мы же при нем не ругаемся, разве наш конфликт может на ней отразиться?» — ха!

Разумеется, на поверхностном уровне малыш не понимает и не скажет вам «мам, ну не притворяйся». Он будет играть, идти на руки и всё такое. Но, он всё равно маму чувствует, и всё равно бессознательно выдает то, что соответствует внутреннему состоянию матери. Многие мамы замечают, что когда они раздраженные — детки капризные. Поначалу связь проследить сложно, но если попробовать быть наблюдательной — у вас все получится. С ребенком не прокатывает самообман! Ребенок — это лакмусовая бумажка вашего состояния. 

Миф №4 — «Он болеет на проблемы отца».

Девочки, я сейчас внесу еще одно разочарование. Даже если он живет с отцом, растет с отцом, и вообще мальчик, это не значит, что к вашему состоянию его состояние не имеет отношения. Я пока не могу объяснить КАК, я только наблюдаю и потом несу в блог, но ребенок даже на расстоянии с мамой транслирует МАТЕРИНСКОЕ. Если папу колбасит, ребенка может колбасить — ТОЛЬКО, если папина колбасня резонирует маме, и маму тоже колбасит. Понимаете? И нет связи, что мальчики чувствуют папу, девочки — маму. 

Миф №5 — «Я решу внутренние проблемы и всё пройдет, к врачу нет необходимости идти».

Не так. Начало симптома и характер течения болезни пусть даже есть психологической функцией, но всё равно урон для организма НУЖНО компенсировать, или попросту говоря, лечить. Бонус в работе со мной — это моя база хороших врачей, с которыми у меня обоюдно налажен контакт. Иногда в ходе работы мне ёкает из медицинского прошлого и я могу предложить маме обратиться к вот такому методу диагностики или к вот тому врачу. Применять рекомендацию или нет — решает мама. НО если вся ответственность за симптом ляжет на хрупкие плечи психолога, я так не играю. Я работаю с адекватными мамами, которые лечат ребенку тело, а себе — голову. 

Миф №6 — «Он болеет, потому что хочет внимания».

После 7-8 лет — верю, может. Раньше — нет. Утверждение, что «ему мало внимания» — это впадение в позицию «какая я плохая мать», и перекладывание ответственности. Типа «это его процесс, я тут не при чем». Симптом выполняет функцию переключения матери со своего — на детское.

Попросту говоря, чтобы вы не смотрели внутрь себя, ребенок вас спасает от себя самой — болезнью, чтобы вы вместо своих личных страдашек ударились в медицинский туризм. От дерматолога к ЛОРу — и некогда думать о плохом. Если симптом не проходит — ребенок всё еще ощущает вашу дисгармонию, и болеет.

«Ему не хватает внимания» — это симптом, что маме нужно срочно своё внимание переключить. Вы же знаете, детям начинает остро не хватать внимания именно когда у вас дедлайн и сдача проекта. Это не корреляция «я много на работе и он скучает». Он редко скучает, когда вам на работе хорошо, но он мгновенно начинает скучать, когда на работе пылают сроки, и вам тревожно. 

Что важно. Я с радостью бы сама опровергла всю эту концепцию, но увы, каждый день она подтверждается. С одной стороны, это даёт надежду. Но, с другой стороны, тогда становится сложнее игнорировать своё, и посвящать свою жизнь детям. Нет ничего проще, чем сделать ребенка своим смыслом жизни, и под этим флагом постепенно отучиваться от заботы о себе. К сожалению, принимая вышеописанное, мои клиентки на фразу «нужно в первую очередь вернуться в СВОЙ внутренний мир» реагируют с досадой. Переспрашивают — «так это мне придется заботиться о себе..?»
Абсурдно, правда..? опубликовано econet.ru.

Василиса Левченко

Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Психосоматика у детей – ПсиБлог

Психосоматическое заболевание (в переводе с греческого “psyche – душа, “soma ” – тело) – это нарушение функций органов и систем, в происхождении и течении которых ведущая роль принадлежит воздействию психотравмирующих факторов, опыт острой или хронической психологической травмы, специфических особенностей эмоционального реагирования личности. В 30-е годы ХХ века один из основателей психосоматики Франц Александер разработал группу «классических психосоматических заболеваний», или «Чикагская семерка»: эссенциальная гипертония, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, язвенный колит, бронхиальная астма, тиреотоксикоз, ревматоидный артрит, атопический дерматит.

Эти расстройства являются болезнями адаптации или цивилизации. Их часто также называют стрессозависимыми, что подчеркивает важную роль психосоциальных влияний в их возникновении. Все большее распространение приобретают психосоматические расстройства у детей и подростков. В исследованиях, проведенных в педиатрическом стационаре, у 80,9% детей были обнаружены нервно-психические расстройства, у 40% были психогенные причины заболеваний или же таковые отягощали их течение. 40% — 68%  обратившихся к педиатру детей страдают психосоматическими заболеваниями.

Причины возникновения психосоматических заболеваний у детей

Нарушение привычной схемы, то есть смена обстановки или круга друзей. 100% детей, помещенных в ясли, реагируют на это негативно. Негативно реагируют на детский сад 50% детей. А те, кто посещают школу, не меньше 25%, то есть четверть детей в школе испытывают негативные эмоции.

Неправильное построение распорядка дня ребенка. Для детей очень важны сон и бодрствование в восстановлении его гомеостаза. Если вы встретите родителей, которые утверждают, что их ребенок “сова” — поздно засыпает и поздно встает, то это не хорошо для ребенка и с негативной стороны описывает самих родителей.

  • Неправильные методы обучения. Формы воспитания, приводящие к формированию патохарактерологической личности: отторжение, гиперсонализация, эгоцентрическое воспитание (подобно идолу семьи), а также воспитание с гиперпродукцией (со знаком гипер). Неправильное обучение приводит к частому возникновению негативных эмоциональных проявлений.
  • Отсутствие необходимых условий для самостоятельных игр и занятий является четвертым фактором, влияющим на эмоциональную жизнь ребенка. В играх дети проявляют себя, что способствует созреванию их психики. Если авторитарная мать не предоставляет ребенку возможности для самостоятельного принятия решений, уделяет слишком много внимания его интеллектуальному развитию, навязывает деятельность несоответствующую способностям и возможностям ребенка, то в таких случаях ребенок имеет высокий риск психосоматических расстройств.
  • Создание односторонней эмоциональной привязанности, то есть аффективной зависимости от кого-либо или отсутствие эмоционального понимания со стороны членов семьи.
  • Отсутствие единого образовательного подхода к ребенку. У школьников большую роль в возникновении негативных эмоций играет неумение справляться с учебной нагрузкой, враждебное отношение педагогов и неприятие в коллективе.

Наиболее патогенными факторами в дошкольном и среднем школьном возрасте американские исследователи считают смерть, развод, разлуку родителей, т. е. факторы, связанные с семейными отношениями.

Симптомы и признаки психосоматического заболевания:

  • Неспецифическая наследственность, отягощенная соматическими нарушениями;
  • Наследственная предрасположенность к психосоматическим расстройствам;
  • Изменения в центральной нервной системе, приводящие к невральным изменениям;
  • Личные качества;
  • Психическое и физическое состояние во время стрессовых событий;
  • Неблагоприятные семейные и другие социальные факторы;
  • Определенные факторы стрессовых событий.

Эти факторы не только участвуют в генезисе психосоматических расстройств, но и каждый в отдельности или в разных сочетаниях делают ребенка уязвимым к эмоциональному стрессу, затрудняют психологическую и биологическую защиту, облегчают возникновение и тяжесть соматических расстройств.

Развитие психосоматических заболеваний у ребенка

Согласно современным представлениям, соматизация рассматривается как незрелая или примитивная психическая защита. «Защита», в данном случае, -это совокупность действий организма, направленных на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего целостности и устойчивости состояния человека. Иными словами, защита необходима для возвращения психики в состояние равновесия. Она необходима для того, чтобы совладать с сильными чувствами: страхом, тревогой, горем, грустью и т.п., или избегать их, а также сохранять чувство собственного достоинства.         Примитивная защитная реакция психики в виде телесного недуга направлена на укрепление границ между «я» как частью психики и внешним миром. Соматическая реакция развивается при очень слабой способности индивида к обработке психического опыта. Потому что телесные проявления более архаичны и первичны, чем мысли, вербальные и аффективные реакции.

Нервные изменения способствуют накоплению аффективного возбуждения и повышению вегетативной активности, а значит изменению динамики кровотока, гормональных выбросов и др. Эти сдвиги, наряду с преимущественным вовлечением центральных механизмов, являются следствием усиленного или болезненного изменения сигналов от внутренних органов и систем. С регуляцией эмоций и контролем функций внутренних органов наиболее тесно связаны лимбическая система и гипоталамус, поэтому расстройства их деятельности, являются важнейшими факторами нарушения нейродинамических процессов в центральной нервной системе и возникновения психосоматических расстройств.

Дети имеют высокий риск психосоматических расстройств, связанных с такими качествами характера, как низкий порог чувствительности к раздражителям, высокая интенсивность реакций на внешние раздражители, трудности адаптации к изменениям с преобладанием негативных эмоций.

Выявлены личностные особенности, которые чаще всего в различных сочетаниях встречаются практически при всех психосоматических расстройствах. К ним относятся замкнутость, сдержанность, недоверчивость, тревожность, склонность к легкому возникновению фрустраций, преобладание отрицательных эмоций над положительными, низкий уровень интеллектуального функционирования в сочетании с выраженной гиперсоциальностью для достижения высоких результатов. Глубина осознания стрессовых событий и особенности личности, от которых зависит, будет ли событие стрессовым для конкретного человека или нет.

Неблагоприятные семейные факторы влияют на вероятность заболевания. Ребенок имеет тесную психологическую связь с родителями, поэтому практически все важные негативные изменения в их жизни ставят его на грань риска заболевания.

Болезненные симптомы ребенка могут быть единственным выражением распада семьи

Гораздо сложнее понять истоки психосоматических расстройств у детей раннего возраста и выявить замаскированные, соматизированные психические расстройства. Младенцы особенно чувствительны к нарушениям отношений с матерью. Вследствии нарушения гармоничного контакта с матерью из-за ее психологических проблем дети могут реагировать даже остановкой в развитии. Качественные нарушения в поведении матери могут привести к таким симптомам: отказ от кормления, рвота у новорожденных, колики у трехмесячных детей, детская экзема, постоянное и интенсивное покачивание на четвереньках и пр.

Проявление психосоматических заболеваний у ребенка

Среди психосоматических заболеваний выделяют психосоматические реакции, психосоматические функциональные расстройства и психосоматические заболевания.

К психосоматическим реакциям у детей относят реакции, возникающие при воздействии стресса, которые проявляются головными болями, нарушениями сна, энурезом, рвотой, головокружением, тахикардией, отсутствием аппетита.

К этой группе расстройств относится ментальная усталость. Клиническая картина астении проявляется повышенной утомляемостью, дневной сонливостью, слабостью, эмоциональной лабильностью, раздражительностью, импульсивностью и гиперчувствительностью, ослаблением внимания и памяти, головной болью, шумом в ушах, вегетативными проявлениями.

Психосоматические реакции обычно недолговечны. Они возникают непосредственно после того, как дети переживают неприятные или опасные обстоятельства: нападение собаки и т.п.

Функциональные психосоматические расстройства у детей связаны, по-видимому, с более значимым для ребенка или подростка неблагоприятным обстоятельством или повторяющимися трудностями в жизни. Они не сопровождаются повреждением структур органов и систем. Их проявления разнообразны: нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта (анорексия, спазмы желудка, диарея, запоры), сердечно-сосудистой системы (кардиалгия, сердечная дисритмия, артериальная дистония), органов дыхания (одышка, апноэ во сне, “невротический” кашель) и пр.

Специфическая психосоматика (психосоматические заболевания) — язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, атопический дерматит и др., характеризуются структурными нарушениями соответствующих органов и систем.

Для полного клинического обследования ребенка с целью выявления степени риска возникновения психосоматических расстройств используют психологические методы, способные выявить патологическую тревожность субъекта. Это личностные опросники Айзенка, Кеттелла; шкала реактивной и личностной тревожности, тест Спилбергера и Люшера; методика выбора цвета незаконченных предложений; опросники детской тревожности Рейнольдса, Клинединста; семейный паттерн и др.

Лечение психосоматических заболеваний у детей

Осуществление профилактики и лечения детей с психосоматическими расстройствами требует создания необходимых условий. Организация медицинской помощи должна основываться на понимании того, что описанные нарушения являются по существу заболеваниями адаптации. В связи с этим на первое место должен быть поставлен принцип раннего выявления детей с высоким риском расстройств.

Уход за психосоматическими больными должен осуществляться педиатром совместно с терапевтом и психиатром. Лечение должно быть направлено не только на соматическую и психопатологическую симптоматику, но и на коррекцию влияния социально-психологических факторов и психосоматических реакций, возникших у ребенка в ответ на заболевание.

Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей родителям должна быть предложена психологическая поддержка. Посредством собеседований, консультаций у родителей формируется возможности создания доверительных, поддерживающих и эмоционально теплых отношений с детьми, необходимых для профилактики психосоматических расстройств.

Сегодня психологическое обследование и психотерапия ребенка становится реальностью. В связи с этим тесное сотрудничество педиатров, психологов, терапевтов, психиатров должно обеспечить не только диагностику и лечение соматических заболеваний, но и эффективное изучение личностных и психологических трудностей ребенка, от которых зависит успех терапевтического вмешательства.

www.псиблог.рф

Оригинальная статья: Yiming Wang — Psychosomatic diseases in children

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pixabay.com

Ключевые слова: психосоматика, психосоматика у детей, причины болезней у детей, заболевания кожи у детей, заболевания сердца у детей, заболевания у младенцев

Доступно для скачивания:

  • 270919 Психосоматические заболевания у детей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *