Программа для детей с задержкой речевого развития: Запуск речи у неговорящих детей. Программа коррекции задержки речевого развития детей 2-3х лет. – Рабочая программа на тему: АОП для ребенка с ЗПРР на 2016-2017

Коррекционно-развивающая программа с детьми с задержкой речевого развития: «Дельфиненок»

Қостанай қаласы әкімдігінің « Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің №4 балабақшасы»

Мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны

Государственное коммунальное казенное предприятие

«Детский сад № 4 акимата города Костаная отдела образования акимата г. Костаная»

Программа: «Дельфиненок»

Для коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой речевого и психического развития.

Педагог-психолог: Каткенова Е.С.

Қостанай қ. 2015-2016 оқу жылы

г. Костанай 2015-2016 учебный год.

Пояснительная записка.

Ранний возраст является наиболее благоприятным для проведения диагностики и оказания ранней помощи детям с задержкой речевого и психического развития. На дошкольном этапе создаются наиболее благоприятные условия для коррекции вторичных нарушений и целенаправленной подготовки детей с ЗПР и ЗРР в контексте решения образовательных задач. Задержку психического развития у ребенка необходимо выявить к 3—4 годам, пока не проявились вторичные отклонения.

Коррекционно-педагогическую работу с такими детьми можно разделить на два этапа. На первом — предлагается помощь детям раннего возраста группы риска с целью профилактики появления вторичных нарушений. Внимание концентрируется на системе психолого-педагогических средств и комплексе коррекционных мероприятий.

Второй этап отличается специализированной помощью, учитывающей структуры дефекта и специфику проявления вторичных нарушений в процессе учебной деятельности.

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется с учётом психологических особенностей детей с ЗПР и ЗРР в соответствии с возрастной группой.

При работе с этими детьми учитывают высокую утомляемость и низкую работоспособность, недостаточную сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания; незрелость эмоционально-волевой сферы.

Коррекционно-развивающая программа включает в себя коррекцию познавательного развития детей, коррекция эмоционального развития детей, развитие произвольности в любом виде деятельности.

Программа разработана и апробирована для детей старшего дошкольного возраста с задержкой речевого и психического развития

Цель программы — коррекция и развитие поврежденных психологических механизмов, формирование сложных процессов на базе простых полноценных психических функций.

Задачи программы:

1) развитие эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы.

2) формирование элементов контроля и оценки.

3) создание условий для развития коммуникативных и социальных навыков.

Ожидаемый результат:

— снижение уровня тревожности,

— формирование эмоционально-позитивного настроения ,

— активизация познавательного развития,

— совершенствование навыков учебной деятельности: произвольности, самоконтроля и самооценки.

Продолжительность занятий : 25-30 минут, проводятся два раза в неделю.

Занятие 1

Цель: развитие произвольности и основных свойств внимания.

Задачи: коррекция устойчивости и произвольности внимания, формирование самоконтроля, развитие способности определять эмоции.

Содержание занятия.

  1. Круг радости: «Улыбка»

  2. Сухой дождь. Описание: дети проходят через сухой дождь 2-3 раза.

3.Упражнение: «Запоминай порядок». Цель: развитие зрительного внимания.

Описание:5—6 человек выстраиваются в ряд. Водящий на 30 секунд поворачивается в их сторону, затем, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоит. Потом водит другой.

4.Пальчиковая гимнастика :«Белочка»(развитие моторики).

Сидит белка на тележке, продает она орешки, лисичке-сестричке, воробью, синичке, заиньке усатому, мишке косолапому.

Описание: дети рассказывают стишок и по очереди сгибают пальцы . Первый раз – выполняют упражнение правой рукой. Второй раз — левой рукой. Третий раз – одновременно двумя руками.

  1. Упражнение «Кто быстрее». Цель: развитие концентрации внимания и умение работать по образцу.

Описание: Предлагаются колонки с геометрическими фигурами. Детям надо как можно быстрее вычеркнуть часто встречающуюся геометрическую фигуру, например, квадрат. Задачу изменяют: предлагается одну фигуру зачеркнуть, а в другой — поставить определенный знак.

6.Упражнение: Слушай хлопки! Цель: Развивать активное внимание.

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

7.Релаксация: «Волшебный сон».Цель: расслабление детей. Обучение техникам саморелаксации.

Описание: Дети ложаться на ковер. Отдыхают под спокойную музыку.

8. Рефлексия.

Описание: дети встают в круг. Психолог предлагает каждому ребенку «волшебный цветочек» и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего.

Занятие 2

Цель: развитие основных свойств внимания и памяти.

Задачи: коррекция зрительной памяти, тренировка распределения внимания, контроль эмоционального состояния.

Содержание занятия:

  1. Упражнение: «Волшебный путь». Участникам предлагается проползти по «тоннелю» 3-4 раза.

  2. Упражнение:

    «Зеркало». Описание: Водящий изображает разные эмоциональные состояния, а дети повторяют. Когда дети запомнят изображения эмоциональных состояний, то на изображение эмоционального состояния, показанного водящим, дети должны показать противоположное.

  3. Упражнение: «Флажок». Описание: Играющие ходят по залу. Когда ведущий поднимет вверх флажок, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.

  4. Упражнение: «Карандаши».Описание: Психолог : «Пальчики — это карандаши и их надо убрать в коробку — сжать кулачок. Сжимать надо сильно, а то карандаши упадут».Через несколько секунд педагог предлагает достать карандаши — разжать кулачок. Дети шевелят пальчиками: «Вот какие карандаши!»Повторить 2—3 раза.

  5. Упражнение «Разложи по образцу». Ребенку предлагается образец с узором, состоящим из фигур. Просят внимательно рассмотреть все детали узора и выложить фигуры по образцу и цвету.

6. Упражнение : «Подними себя».
Цель: Психомышечная тренировка.
Предлагаем детям удобно устроиться, расслабиться и слушать с закрытыми глазами тихую, спокойную музыку. С окончанием музыки дети открывают глаза и тихо встают.

Инструкция. Вот сейчас, сидя на своих стульях, вы двумя руками крепко — крепко возьмитесь за стул и держась руками за сиденье, на котором вы продолжаете сидеть, сделаете попытку изо всех сил поднять себя самого вместе со стулом. Ваши ноги стоят ровно на полу и касаются пола, спина плотно прилегает к спинке стула.

Я скажу: «Раз!», — и вы начнете себя поднимать. Нужно удержать это напряжение как можно дольше, а потом резко убрать руки и расслабить тело.

Это простая игра учит, как важно для тела уметь расслабляться. Но, сначала нужно научиться хорошо напрячь все части тела. После напряжения всегда наступает отдых, проходит усталость.

7. Рефлексия. Описание: дети встают в круг. Психолог предлагает каждому ребенку «волшебный цветочек» и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего.

Занятие 3

Цель: развитие смыслового запоминания.

Задачи: коррекция логического запоминания, развитие связной речи, развитие воображения.

Содержание занятия:

  1. Круг радости: «Улыбка»

Сухой дождь. Описание: дети проходят через сухой дождь 2-3 раза.

2.Упражнение «Пиктограмма». Я буду называть слова и целые выражения, которые необходимо запомнить. Для того, чтобы легче было запоминать, на каждое слово нужно нарисовать такой рисунок, чтобы он помог вспомнить. Качество рисунка не имеет значения. Слова и буквы писать нельзя. После выполнения задания дети с помощью рисунков вспоминают слова.

3. Игра «Почтальон». Почтальон приносит зашифрованнуе срочную телеграмму, где по 2—3 графически изображенным эмоциям надо догадаться о содержании событий.

4. Упражнение «Цветоощущения». Детям предлагается закрасить лист бумаги красками в зависимости от настроения и сочинить рассказ по данному рисунку.

5.Упражнение: Слушай хлопки! Цель: Развивать активное внимание.

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

6.Релаксация: «Волшебный сон». Цель: расслабление детей. Обучение техникам саморелаксации.

Описание: Дети ложаться на ковер. Отдыхают под спокойную музыку.

7. Рефлексия

Описание: дети встают в круг. Психолог предлагает каждому ребенку «волшебный цветочек» и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего.

Занятие 4

Цель: развитие образно-логического мышления.

Задачи: развитие пространственного восприятия, формирование словесно-логических операций.

Содержание занятия:

  1. Упражнение: «Волшебный путь». Участникам предлагается проползти по «тоннелю» 3-4 раза.

  2. Упражнение: «Зеркало». Описание: Водящий изображает разные эмоциональные состояния, а дети повторяют. Когда дети запомнят изображения эмоциональных состояний, то на изображение эмоционального состояния, показанного водящим, дети должны показать противоположное.

  3. Упражнение: «Флажок». Описание: Играющие ходят по залу. Когда ведущий поднимет вверх флажок, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.

  4. Игра «Найди тайник». Ребенку показывается план комнаты, где отмечено место тайника. Ребенок по плану ищет тайник в реальной комнате.

  5. Упражнение «Угадай предмет». Угадать надо предмет по описанию его существенных признаков. Ребенок задает вопросы, пытаясь отгадать, какой предмет загадан.

  6. Упражнение «Лото».

    В лото используются два цвета: зеленый — обозначает растения, красный — обозначает животных. На игровом поле — различные растения и животные. Выигрывает тот, кто быстрее закроет цветными фишками игровое поле.

7.Рефлексия.

Детям предлагают выбрать ленточку того цвета, которая больше подходит настроению и рассказать о своих впечатлениях на занятии.

Занятие 5

Цель: развитие словесно-логических операций.

Задачи: формирование способности к обобщению и классификации, развитие умения сравнения, развитие воображения.

Содержание занятия:

  1. Круг радости: «Улыбка»

  2. Сухой дождь. Описание: дети проходят через сухой дождь 2-3 раза.

  3. Пальчиковая гимнастика (развитие моторики)

«Сон»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот крепко-крепко спит-

Тише мыши не шумите, пальчики не разбудите.

Описание: дети загибают пальцы в кулак, начиная с большого пальца.

  1. Упражнение: «Раздели на группы».Описание: Предлагается 16 карточек разделить на группы, которые можно будет назвать одним словом.

Поиск сходных предметов. Дается предмет, и среди других предметов надо найти, сходные с ним. Например: бабочка — птица, облако, комар, самолёт.

  1. Игра «Маски». На одного ребенка надевают маску животного, но он не знает какого. Чтобы отгадать, чья это маска, остальные дети изображают этого животного.

  2. Упражнение: «Волшебный мешочек». Детям предлагается определить «на ощупь» и назвать предмет в мешочке, затем описать его по форме, цвету, качеству.

  3. Рефлексия. «Связующая нить».

Дети садятся на стульчики, расставленные по кругу.

Взрослый говорит: «Сейчас мы будем, передавая друг другу клубок, разматывать нить и говорить о том, что мы чувствуем, что хотим получить для себя и пожелать другим».

Взрослый, удерживая конец, рассказывает о своих чувствах, высказывает пожелания и передает клубок сидящему рядом ребенку, который рассказывает о себе.

Когда все дети выскажутся, и клубок вернется к взрослому, участники натягивают нить и закрывают глаза. Взрослый просит детей представить, что они составляют единое целое, но каждый из них важен и значим для всех.

Занятие 6.

Цель: развитие связной речи.

Задачи: развитие воображения, коррекция тревожности.

Содержание занятия:

  1. Круг радости: «Подарки»

Дети стоят в кругу.

Взрослый говорит, что каждый может подарить и получить «подарок». Со словами: «Я хочу подарить тебе сегодня…» он обращается к рядом сидящему и описывает то, что он хочет подарить (настроение, прикосновение, цветок, стихотворение, песенку и т.д.).

Чем необычнее будет «подарок», тем лучше. Принимающий благодарит и дарит свой «подарок» следующему по кругу. Взрослый следит, чтобы все получили «подарки».

  1. Игра: «Волшебные превращения». Описание: дети по команде психолога должны превратится в разные предметы, животных, растения, при этом выражая предлагаемую эмоцию. Примечание: веселый зайчик, грустный гномик, злой волк, храбрый петушок.

  1. Пальчиковая гимнастика (развитие моторики)

«Сон»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот крепко-крепко спит-

Тише мыши не шумите, пальчики не разбудите.

Описание: дети загибают пальцы в кулак, начиная с большого пальца.

  1. Игра «Нос – пол — потолок» .

Описание: дети встают около своих стульчиков и выполняют команды, которые говорит и показывает психолог. Нос – показывают пальцем на нос, пол – опускают руки вниз, потолок – поднимают руки вверх.

Психолог называет и выполняет все команды вместе с детьми, но при этом специально ошибается. Задача детей внимательно слушать и точно выполнять только те команды, которые называет психолог.

  1. «Изобрази фигуру.

Описание: детям на столе выкладывают фигуру из палочек по своему воображению, дают фигуре название.

  1. Релаксация«Штанга»
    Описание: Психолог: «Сейчас мы с вами будем спортсменами — тяжело атлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».

Занятие 8

Цель: развитие воображения.

Задачи: развитие творческих способностей, коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Содержание занятия:

  1. Упражнение: «Волшебный путь». Участникам предлагается проползти по «тоннелю» 3-4 раза.

  2. Упражнение: «Конкурс хвастунов». Описание: Дети садятся в круг в случайном порядке. Взрослый говорит: «Сегодня мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно иметь самого лучшего в мире соседа.

Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он. Что в нем есть хорошего. Выиграет тот, кто найдет в своем друге больше достоинств».

В данной игре не важна объективность оценки — реальные это достижения или надуманные. Не важен и масштаб достоинств — это могут быть новые тапочки, громкий голос и т.д.

  1. Пальчиковая гимнастика (развитие моторики)

«Замок»

На двери весит замок (Сложить пальцы в замок)

Кто его открыть бы смог?

Постучали, (постучать рука об руку)

Покрутили, (покрутить кистями рук, не разжимая пальцы)

Потянули (потянуть кисти в разные стороны, не разжимая пальцы)

И открыли! (резко расцепить пальцы)

Повторить 3 раза.

  1. Упражнение «Завершение рисунков». Описание: детям предлагается завершить незаконченные рисунки.

  2. Упражнение: «Лепестки». Детям предлагают лепестки разного цвета. Ребенок выбирает понравившийся лепесток и рассказывает, что произойдёт с ним в будущем.

6.Арт –терапия: «Мои впечатления». Участникам предлагается с помощью красок, карандашей и фломастеров выразить свои впечатления о проведенных занятиях.

7. Рефлексия.

  1. Каждому ребенку предлагается выразить свои впечатления и рассказать о рисунке.

| Дефектолог для детей с задержкой речевого развития

Поставить диагноз может лишь специалист – психоневролог. Никакие учителя и социальные работники, какую бы квалификацию они не имели, не могут вынести «приговор». Однако если Вы сами чувствуете, что Ваш ребенок отстает в развитии, и, тем более, если Вам посоветовали обратиться к специалисту, сделать это следует немедленно: чем раньше начать лечение и коррекцию, тем проще избавить ребёнка от этой проблемы.

Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы.

Иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином “синдром дефицита внимания с гиперактивностью” (СДВГ).

Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.

ЗПР нередко сопровождается проблемами речисвязанными в первую очередь с темпом ее развития. У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

Очень важно начать проводить коррекционную программу как можно раньше – тогда у ребенка будет достаточно времени, чтобы пойти в школу подготовленным и не взвалить на себя с первого класса «печать» неуспешности. Медикаментозную поддержку и коррекционные занятия нужно начинать сразу же как психоневролог предположил диагноз, у малышей с ЗПР или ЗПРР  есть несколько сочетанных нарушений, которые зависят друг от друга – так проблемы с самоконтролем естественно ведут к проблеме внимания, концентрации, а те в свою очередь ведут к проблемам общего и интеллектуального развития.

В нашем центре проблему ЗПР и ЗПРР решают комплексно несколько специалистов – речевой терапевт, дефектолог, нейропсихолог, двигательный терапевт.

Комплексная программа для детей с задержкой речевого развития


   В одном случае, начиная поиск информации, читая различные статьи и обсуждения в форумах на просторах Сети, и в беседах с другими родителями, они сталкиваются с псевдо-успокаивающими сообщениями, что «всё пройдет само», что «надо подождать до 5 лет», что «мой ребенок не говорил, а потом заговорил», и… продолжают оставаться в той же ситуации, не имея возможности никак помочь своему ребенку начать говорить. Как правило, результат этого ожидания становится плачевным: пуская всё на самотек, родители дожидаются пяти лет, видят, что ничего не изменилось, бегут к специалистам (неврологам, логопедам, нейропсихологам), и им, наконец-то, открывается объективная правда: ребенок запущен, и запустить его речевое развитие теперь будет очень сложно и затратно.

   В другом же случае, родители, перелопатив тонны информации, посетив огромное количество различных детских врачей, в конечном итоге, получают информацию о том, что чем раньше и прицельнее начать запускать мозговые речевые зоны и помогать в развитии артикуляторного аппарата, тем быстрее и лучше пойдет процесс формирования и развития речи. Поэтому не нужно ждать, когда вашему малышу исполнится 5 лет. Если вы наблюдаете нарушения в речи ребенка, рекомендуем безотлагательно обратиться к специалисту. Помните: чем раньше вы начнете лечение, тем лучших результатов мы сможем добиться!

   Прибегать к помощи специалистов можно уже с года жизни ребенка. Если родитель отмечает у своего ребенка задержку в общем физическом развитии: стал позже ползать, сидеть, ходить, а тем более в речевом: задерживается процесс начала гуления, полное отсутствие столь желанных первых слов («мама», «папа» и т.п.), то уже даже в таком юном возрасте своего малыша можно показать для обследования детскому неврологу и логопеду, чтобы они могли определить, какие моторные проблемы есть у ребенка, степень их выраженности и дать прогноз, а также советы по их решению.

   Но чаще всего бывает так, что ребенок, растет в семье, где его первые появившиеся «особенные» слова родители, в силу того, что находятся в постоянном контакте, начинают понимать и между ними устанавливается новый «язык», однако, когда ребенок в 3-4 года приходит в детский сад, то проблема становится очевидной: ведь, никто другой, кроме родителей, ребенка понять не может: ни воспитатели, ни педагоги, ни тем более, — другие дети. Детский сад обычно и оказывается той первой ступенью, когда начинается поиск способов решения проблемы речевого недоразвития.

   Для того, чтобы развитие ребенка протекало гармонично, и чтобы минимизировать проблемы развития его речи, следует при первых же сомнениях обращаться за диагностикой к детскому неврологу и логопеду. Но это — только первый шаг на пути формирования речи ребенка. А дальше будет еще много и много других шагов, которые нужно будет пройти. И будет большой удачей, если в разных лечебных и коррекционных центрах родитель сможет подобрать для своего ребенка такую команду специалистов, которые смогут комплексно работать над проблемой ребенка. Но это — всегда сложно.

   Наш Центр может помочь Вам в решении этой задачи, так как проблема речевого и психического развития — эта наша специализация. Наш штат специалистов и вся материально-техническая база подобрана именно таким образом, чтобы иметь возможность оказания полной комплексной медико-психолого-логопедической коррекции ребенка.

   Нашими специалистами разработан комплекс мероприятий, позволяющих в полном объеме провести диагностическое обследование, выявить причины задержки развития и построить на их основе индивидуальную программу лечения и коррекции, позволяющую добиться отличных положительных результатов под наблюдением целой команды специалистов Центра.

Для детей от 1 до 3 лет:

1) Диагностика.
Прохождение обследования у детского невролога и логопеда. Результатом станет выявление комплекса неврологических и артикуляторных проблем, требующих коррекции.
2) Коррекция.
Программа коррекции всегда носит индивидуальный характер, может включать в себя:

   В зависимости от возраста ребенка, его индивидуально-психологических, поведенческих и иных особенностей, время лечебно-коррекционных занятий и команда специалистов подбирается индивидуально.

3) Закрепление результата.
   По окончании программы коррекции рекомендуется прохождение повторной комиссионной диагностики, в результате которой специалисты коллегиально смогут определить качество и скорость динамики развития, дать рекомендации по стабилизации достигнутых результатов и дальнейшему речевому и психическому развитию ребенка.

Специалисты нашего Центра будут рады вам помочь!

Запись по телефону: 8 (383) 383-50-09
Дни работы: понедельник-суббота с 09:00 до 20:00
Выходной — воскресенье.

Рабочая программа по теме: Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №6 комбинированного вида  Выборгского района Санкт-Петербурга.

                                                             ПРИНЯТО

                                                             педагогическим советом

                                                             ГБДОУ детский сад №6

                                                             Выборгского района Санкт-Петербурга

                                                              протокол № ______ от ______

                                                             

                                                             УТВЕРЖДАЮ

                                                             Заведующий ГБДОУ детский сад № 6

                                                               _____________( ____________________)

   

                                                                                                    приказ № _______ от _________

Рабочая программа учителя-дефектолога Бердниковой И. В. по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций    для   детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Санкт-Петербург

2014

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Пояснительная записка

Рабочая программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи.  

Исходной теоретической и методологической основой программы являются положения, разработанные в отечественной специальной педагогике и психологии Л.С.Выготским (о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка), П.Я. Гальпериным (о поэтапном формировании умственных действий) и др.  

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития познавательной, эмоционально-волевой сферы, речевого развития, развития позитивных качеств личности  ребенка.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

        Задержка психического развития представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки.  У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко  схематичны,  расчленены, и даже  ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.

        Речевое развитие также имеет ряд особенностей. Недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.

        Дети с ЗПР испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

        

      Основными нормативными документами при проектировании образовательной программы являются:

—   Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;

—   Нормативы наполняемости групп в дошкольных учреждениях;

—   Федеральный закон «Об образовании»;

—  Концепция дошкольного воспитания

—  Положение о дошкольном образовательном учреждении;

—  Конвенция о правах ребенка;

—  Образовательная программа ДОУ;

— Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веркасы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М., 2014г.

— Программа подготовки к школе детей с ЗПР С.Г. Шевченко.

— Методические разработки:

 Н. Ю. Боряковой, М.А. Касициной по организации коррекционно-педагогического процесса в детском саду для детей с задержкой психического развития

Л .С. Марковой по организации коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития.

       Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

    Рабочая программа разработана на период 2014-2015 учебного года (с 01.09.2014 по 30.05.2015 года).

Цели и задачи программы.

Основная цель рабочей программы – формирование познавательных процессов и способов интеллектуальной деятельности, обогащение знаний об окружающем мире, развитие речи, развитие познавательных интересов.

 Задачи:

  1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
  2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
  3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.
  4.  Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине), о расположении их в пространстве;
  5.  Накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка, природных явлениях.
  6. Формирование и развитие перцептивных действий.
  7.  Повышение уровня сенсорного и умственного развития.
  8. Формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического.
  9. Развитие связной речи (диалогической и монологической форм).
  10. Развитие мелкой моторики рук.

Целевые ориентиры.

По итогам коррекционной работы дети должны:

—  Знать и называть изученные  растения; домашних и диких животных и их детенышей, насекомых, рыб и водных обитателей.

— Выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе.

— Называть знакомые предметы, выделять признаки и называть их (цвет, форма, величина).

— Называть предметы окружающего пространства, знать их свойства, классифицировать, обобщать, выделять существенный признак.

— Ориентироваться в окружающем пространстве, на плоскости, на листе бумаги.

-Употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения в соответствии с грамматическими нормами языка.

— Составлять рассказы, пересказы.

— Владеть навыками творческого рассказывания.

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Формы организации коррекционной работы.

        

         Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с задержкой психического развития предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе дефектолога, логопеда и воспитателя.

        На каждом занятии в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ЗПР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях специализированной группы и выраженности недостатков в развитии.

        В процессе обучения используются подгрупповая и индивидуальная формы организации занятий из расчета 1 подгрупповое и 1 индивидуальное занятие в неделю.

        Деление детей на подгруппы осуществляется с учетом возраста и результатов диагностического обследования. Определение ребенка в ту или иную подгруппу зависит от результатов диагностики, вида занятия и индивидуальных достижений и течение года.

График организации образовательного процесса.

Сроки

Содержание работы

Сентябрь

Диагностика психического развития детей. Заполнение  карт обследования, документации  кабинета дефектолога.

Конец сентября –  май

Индивидуально-подгрупповые занятия с детьми.

Сентябрь, январь.

Мониторинговая диагностика психического развития детей

Конец мая.

Итоговая (мониторинговая) диагностика психического развития детей. Заполнение документации.

           Программа коррекционно-развивающей работы с  детьми с задержкой психического развития состоит  из двух разделов:

1. Развитие речи посредством ознакомления с окружающим миром (подгрупповые занятия).

2. Развитие высших психических функций (индивидуальные занятия).

Программа включает следующие основные разделы:

1. Родная природа.  

2. Растения.  

3.Животные.

4. Человек и его окружение.

5. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия.

6. Развитие памяти, внимания.

7. Развитие мышления.

8.Развитие речи.  

          Занятия должны стать одним из эффективных средств развития навыков анализа, сравнения, обобщения, активизации словарного запаса, формирования связной речи.

        Темы, предлагаемые в программе, охватывают различные стороны окружающей действительности и включают ознакомление с природой (с различными группами растений и животных,  сезонными изменениями в природе), ближайшим окружением.

        При изучении каждой темы программы необходимо обеспечить взаимосвязь следующих видов деятельности: непосредственных наблюдений за изучаемыми предметами и явлениями, предметно-практической деятельности детей (действия с предметами или их изображениями для выявления их свойств, качеств, общих или отличительных признаков) и дидактических игр (настольно-печатных, словесных, с игрушками, предметами).

      Занятия по развитию речи посредством ознакомления с окружающим миром  и по развитию высших психических функций являются не только средством расширения кругозора детей, активизации их познавательной деятельности, но и одним из важнейших условий коррекции психического развития ребенка, социального и нравственного воспитания.

Содержание  коррекционной работы.

 1. Родная природа  

— Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

2. Растения  

— Учить отличать и назвать по внешнему виду: овощи, фрукты, ягоды, грибы, деревья, цветы.

3. Животные

— Знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания.

— Расширять представления о диких животных, различать особенности внешнего вида и образа раза жизни диких животных.

— Расширять представления детей о насекомых, обитателях водоемов, морей и океанов.

4 Человек и его окружение

— Знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением.

— Обогащать представления детей о людях (взрослых и сверстниках), об особенностях их внешнего вида, половых различиях, о ярко выраженных эмоциональных состояниях (смеется, радуется, плачет).

— Знакомить с трудом людей, мужскими и женскими профессиями.

5. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия

— Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;

— Группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

— Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.

— Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи.

— Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.

— Развивать образные представления.

6 Развитие памяти, внимания

— Развивать умения выделять заданный предмет из группы предметов, находить отличия в предметах;

— Развивать слуховой зрительной, ассоциативной памяти.

7 Развитие мышления:

— Развивать умения классифицировать предметы, обобщать, исключать;

— Развивать умения устанавливать аналогии, определять последовательности, систематизировать предметы.

8. Развитие  речи  

— Учить ребенка понимать речевые инструкции различной сложности;

— Учить реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы;

-Уточнять и обогащать активный словарь;

— Развивать связную речь.

Годовое перспективное тематическое планирование индивидуально-подгрупповой работы с детьми старшей группы.

Месяц

Развитие речи посредством ознакомления с окружающим миром

Развитие высших психических функций

Сентябрь

1-3  Диагностика.        

   4  Осень. Признаки осени.

1-3 Диагностика.

    2 Цвет предметов. Найди пару.   Зрительное соотнесение.

Октябрь

    1 Деревья осени.

    2 Огород. Овощи.

    3 Сад. Фрукты.        

    4 Ягоды. Грибы.

    1 Величина предметов: большой-маленький. Смотри и запомни. Исключение лишнего.        

     2 Форма предметов. Найди одинаковые.

Установление закономерностей.

     3Геометрические фигуры. «Шифровка», систематизация.

     4 Выделение простой формы в предметах. Найди пару. Исключение лишнего.

Ноябрь

    1 Откуда хлеб пришел?

    2 Перелетные птицы.        

    3 Дикие животные.

    4 Домашние животные.

     1 Уточнение пространственных взаимоотношений. Нахождение заданных предметов. Аналогии.        

      2 Определение направлений в пространстве. Найди пару. Сравнение предметов, противоположности.

      3              Формирование понятий: права-слева, спереди-сзади. Чего не хватает? Недостающие детали.

     4        Формирование понятий: верх-низ, вправо-влево, середина. Исключение лишнего. Шифровка.

Декабрь

    1 Зима. Зимние забавы.

    2 Зимующие птицы.        

    3 Домашние птицы.        

    4 Новый год.

     1 Формирование понятий: правый-левый, нижний-верхний. Последовательности. Аналогии.                      2        Установление закономерностей. Ориентирование на листе бумаги. Сравнение предметов. Исключение лишнего.

     3        Анализ пространственного положения предметов. Нахождение заданных предметов. Часть и целое.  

           4 Анализ простейшей схемы-изображения человека. Найди отличия. Запомни и назови.

Январь

     Диагностика.

    1Зимние виды спорта.

    2 Игрушки.

    3 Одежда. Обувь. Головные уборы.

    Диагностика.        

      1 Закрепление ориентировки в схеме тела человека. Наложенные изображения.

Запомни слова.

      2          Работа с зашумленными изображениями. Раскрась по-разному. Исключение лишнего.        

       3 Различение цветов и оттенков. Шифровка. Исключение лишнего.

Февраль

     1 Посуда. Продукты питания.

     2 Мой дом. Квартира. Мебель.

     3 День защитника отечества. Военные                  профессии.        

     4 Мужские профессии.

       1 Группировка предметов. Найди пару.

         Закономерности.        

       2 Классификация предметов. Нарисуй так же.

       3  Сравнение предметов.

Систематизация.

       4         Закрепление изученных цветов.

Что сначала, что потом. Закономерности.

Март

     1 Весна. Первые признаки ранней    весны.

     2 8 марта. Женские профессии.

     3 Бытовая техника. Орудия труда.

     4 Первоцветы.

       1 Временные представления. Времена года. Месяцы. Шифровка. Аналогии.                     2 Определение линейной последовательности предметного ряда.

Найди пару.        

       3 Установление аналогий. Нахождение заданных предметов.

       4         Закрепление понятий: большой-маленький, средний. Группировка предметов по общему признаку.

Апрель

     1 Перелетные птицы.

     2 Космос.        

     3 Транспорт.

     4 Дикие и домашние животные.

        1 Величина предметов: толстый-тонкий. Закономерности. Сравнение предметов.

         2        Величина предметов: высокий-низкий.  Недостающие детали.

      3        Величина предметов: широкий-узкий. Исключение лишнего.        

      4 Величина предметов: короткий-длинный. Найди одинаковые. «Заплатки»

Май

      1 Насекомые.

      2 Обитатели водоемов, морей и    океанов.        

      3 Лето. Садовые и полевые цветы.

      4        Лето. Летние развлечения.

         Мониторинг.

      1 Закрепление геометрических фигур.

Зрительное соотнесение. Исключение лишнего.

      2        Временные представления. Возраст.

Шифровка. Закономерности.

      3        Временны представления. Дни недели. Части суток. Зашумленные изображения.

      4  Мониторинг.

Годовое перспективное тематическое планирование индивидуально-подгрупповой работы с детьми подготовительной группы.

Месяц

Развитие речи посредством ознакомления с окружающим миром

Развитие высших психических функций

Сентябрь

1-3  Диагностика.        

   4  Осень. Признаки осени.

 1-3Диагностика.

     4        Цвет предметов. Выделение лишнего признака по цвету. Запоминание картинок.

Октябрь

    1 Деревья осени.

    2 Огород. Овощи.

    3 Сад. Фрукты.        

    4 Ягоды. Грибы.

     1 Понятия большой-маленький. Работа с зашумлёнными изображениями. Выделение признаков предметов.

     2 Форма предметов. Понятия большой-маленький. Продолжи ряд.

     3            Геометрические фигуры. Нарисуй нужную фигуру. Продолжи ряд.

     4 Найди одинаковые предметы. Установление последовательностей.«4-лишний».

Ноябрь

    1 Откуда хлеб пришел?

    2 Перелетные птицы.

    3 Дикие животные.

    4 Домашние животные.

      1 Пространственные взаимоотношения.

Запомни и назови. Простые аналогии.

      2 Понятия: вверху-внизу. «Четвёртый лишний».  Дорисуй предмет.        

      3 Понятия: справа-слева, середина.

«Четвёртый лишний».  Чего не хватает?

Что изменилось?        

      4 Определение направлений в пространстве.

Выделение существенного признака. Аналогии.

Декабрь

    1 Зима. Зимующие птицы.

    2 Животные холодных стран.        

    3 Животные жарких стран.

   4 Новый год.

      1 Последовательности.

Исключение лишнего. Сравнение.

      2           Выделение признаков предметов. Исключения. Зашумленные предметы.

      3        Чего не хватает? Классификация.

Аналогии.        

      4Существенные признаки.  Группировка.

Январь

    Диагностика.

   1 Зимние виды спорта.          2 Игрушки.

   3 Одежда. Обувь.

    Головные уборы.

      1 Диагностика.        

      2 Классификация по разным признакам.

Последовательности. Исключение.

      3        Запомни картинки. Часть и целое.

Последовательности.

       4 Различение по цвету. Сравнение предметов. Классификация.

Февраль

    1 Посуда. Продукты питания.

    2 Мой дом. Квартира. Мебель.

    3 День защитника отечества. Военные профессии.        

    4 Мужские профессии.

      1 Признаки предметов. Существенный признак. Исключение лишнего.

      2         Определение линейной последовательности. Запомни и назови.

Систематизация.        

      3 Анализ схемы-изображения позы человека. Что изменилось?

     4 Схема тела человека, стоящего напротив. Серии сюжетных картинок.

Март

    1 Весна. Первые признаки весны.

    2        8 марта. Женские профессии.

    3 Бытовая техника. Орудия труда.

   4           Первоцветы.

     1 Временные представления. Сутки.

Классификация.         

     2 Величина предметов: широкий-узкий.

Серии сюжетных картинок.

     3 Понятия: верх-низ, высокий-низкий, сверху-снизу. Лабиринты. Запомни и повтори.        

     4 Закрепление представлений о цвете и форме. Запомни и разложи правильно. Систематизация.

Апрель

    1 Перелетные птицы.

    2 Космос.

    3 Транспорт.

    4Дикие и домашние животные.

      1 Представление о величине: толстый-тонкий. Определение последовательностей. Исключение лишнего.        

      2 Представление о величине: длинный-короткий. Запомни картинки (опосредованное запоминание).

Исключение лишнего.

     3        Сравнение предметов по существенному признаку. Противоположности.  Шифровка.

      4        Работа с серией сюжетных картинок.

Нелепицы.

Май

     1 Насекомые.

      2        Обитатели водоемов, морей и океанов.        

      3 Школа. Школьные принадлежности.

      4         Лето. Летние развлечения. Мониторинг.

      1 Закрепление представлений о величине. Запомни последовательность.

Систематизация.        

      2 Временные представления. Неделя.

Определение последовательностей.

      3 Временные представления. Возраст.       Классификация.        

      4 Мониторинг.

          Выявление степени усвоения коррекционно-развивающей программы осуществляется посредством  проведения диагностики:  первичной, промежуточной, итоговой, обработки и анализа  полученных результатов.

Литература.

1. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — 4-е изд. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.

2. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. — Кн. 1,2. / Под ред. С. Г. Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2004.

3. Готовимся к школе. Программно — методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. / Под ред. С. Г. Шевченко. — М. 1998.

4. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. — М.,2002г.

5. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития, — М., 2003.

6. Диагностика и коррекция задержки психического развития. Под ред., С.Г. Шевченко. — М., 2001.

7. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. N 1.

8. Екжанова Е.А Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. 1999, №6.

9. Екжанова Е.А Стребелева Е.А. Технологии, укрепляющие здоровье в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. N 2.

10.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

11. Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития. — М., 2002.

12. Морозова И. А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 4-5 лет с ЗПР. — М.: 2010

13. Нищева Н. В. Играйка (серия). Дидактические игры для развития речи дошкольников — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

14. Ульенкова У. В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. — М., 2002.

Рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи детей с задержкой психического развития 5-7 лет (общим недоразвитием речи второго, третьего уровня)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование устного народного творчества при организации работы по развитию речи детей с задержкой психического развития

Воспитательно-образовательный процесс в группе компенсирующей направленности осуществляется по программе «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»  Е.А. Екжановой, Е.А.  Стребелевой….

Художественно-эстетическое развитие для детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи (аппликация)

Тема: Снегирь на ветке рябины. (для детей подготовительной группы 6-7 лет)…

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи (по ознакомление с художественной литературой)

Тема: Рассказывание сказки «Репка»(для детей среднего возраста -4-5 лет)…

Рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет)

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего д…

План – программа коррекционно-развивающей работы с детьми от 4 до 5 лет с общим недоразвитием речи II — III уровня речевого развития.

План – программа коррекционно-развивающей работы с детьми от 4 до 5 лет с общим недоразвитием речи II  —  III уровня речевого развития….

Развитие речи детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность

Развитие речи детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность…

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА для детей с задержкой психического развития

Рабочая программа определяет содержание образовательной деятельности учителя дефектолога  по речевому, познавательному и художественно-эстетическому развитию….

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *