Проект сюжетно ролевой игры в детском саду – Проект на тему: Проект для старшей группы ДОУ. Сюжетно-ролевая игра «Когда родителей нет дома»

Игровой проект сюжетно-ролевой игры «Детское кафе» (старший дошкольный возраст)

(Старший дошкольный возраст)

 

Проект: краткосрочный, групповой, игровой.

Актуальность проекта

Игра как основной вид деятельность детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Именно в игре у дошкольников формируются личностные образования, необходимые для дальнейшего школьного обучения. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль, успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей. Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Детское кафе».

Задачи:

— развивать и обогащать сюжет игры в «Детское кафе»;

— развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;

— развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;

— формировать умение договариваться, планировать, обсуждать действия всех играющих. Закреплять знания детей о правилах поведения за столом и в общественных местах;

— формировать умение детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты;

— воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий;

— познакомить с профессией художника по аквагримму.

Словарная работа: продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости, названиями профессий.

Научно-методическое обеспечение

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Интересные взгляды на игру представил Ф. Бойтендайк: игра позволяет проявить свои влечения — стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром.

Д.Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать, как они. Дети проигрывают не только травматические ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.

Известные психологи Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.

Ресурсное обеспечение:

— муляжи продуктов питания, посуда, скатерть, плита, микроволновая печь, духовка, меню

— костюмы повара, официанта;

— фломастеры, альбом, мячи, воздушные шары;

— зеркало;

— техническое обеспечение: телевизор, DVD-проигрыватель, микрофон.

Участники проекта:

— воспитатель

— дети старшей группы

Ожидаемый результат:

— Получение знаний о «Детском кафе».

— Формирование коммуникативных навыков.

— Появление умения слушать партнеров, соединять их замыслы со своими.

— Комментирование игровых действий и действий партнеров.

 Этапы игровой деятельности

Процесс

Совместная деятельность

педагога и детей

Деятельность

педагога

Подготовительный

Выявление проблемы

Диагностика: игровых навыков; игровой среды

Методика Д.Б. Эльконина

Обрисовка сюжетной канвы

 

Изучение литературы: Виноградова Н.А. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» -М., 2008г. Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений» -М., 2003г. Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей» -М., 1999 г. Сековец Л.С. «Коррекция нарушений речи у дошкольников» -Н.Новгород, 1999г. Селиверстов В.И. «Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми» — М., 1994 г.

Организационная работа

Чтение художественной литературы:

«Федорино горе»,

«Вини-пух и все, все, все…»

«Муха –цокотуха»…

Продуктивные виды деятельности:

Изготовление тортов, пирожного, мороженого, конфет, разных фруктов и т.д.

Рисование денег своей группы.

Беседы с детьми: Что такое кафе? Что там делают? Что едят? Кто работает в кафе? Что такое меню?

Дидактические игры: «В гости к мишке», «Накрой на стол», «Вежливые слова»…

Экскурсии: в магазин, в кафе.

Придумывание воспитателем материала для игры:

для официанта;

посетителей;

повара;

организаторов праздников.

Планирование календарных планов.

Разработка конспекта игры «Детское кафе».

Работа с

родителями

Экскурсия родителей с детьми в кафе.

Консультации

«Во что играют дети?».

«Мораль в действии».

Основной

Систематизация информации

Организация игрового пространства:

 

Кафе (атрибуты – муляжи продуктов, касса; чайная посуда; салфетки; фартуки; вывеска).

Обеспечение руководства.

Игровая деятельность детей

Поиск решения с помощью педагога. Повторение за педагогом диалогов персонажей.

 

Использование многоперсонажных сюжетов. Обучение элементам развития сюжета.

Принятие на себя второстепенной роли.

Использование предметов-заместителей.

Заключительный

Итог

Участие детей в обсуждении проведенной игры.

Оценка умения играть вместе.

Подведение итогов игры, предложение гипотезы о дальнейшем разворачивании сюжета.

Диагностика игровых умений.

 

Словарный минимум

Часть словаря

2 младшая, средняя группы

Старшая, подготовительная к школе группа

 

Профессии

Повар, официантка, посетители.        

 

Администратор, клиенты, бармен.

 

Орудия труда

Чайная посуда, салфетки, фартуки, продукты, меню в картинках.

Кофейная посуда, миксер, кофеварка, креманки.

Трудовые действия

Выдает, открывает, впускает; накрывает, усаживает, знакомит (с меню), принимает, подает, рассчитывается.

 

Качества

труда

Вежливо, внимательно, своевременно, красиво, ответственно, быстро.

Высококачественно, организованно, добросовестно, четко, правдиво, энергично.

Общественная значимость

Хорошо, быстро и качественно обслуживать; спокойно вести себя за столом; красиво и правильно говорить; громко и четко делать заказы.

Учреждения

Кафе; магазин, фабрика, база.

 

 

Конспект организации сюжетно-ролевой игры «Детское кафе»

Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Детское кафе».

Задачи:

— развивать и обогащать сюжет игры в «Детское кафе»;

— развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;

— развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;

— формировать умение договариваться, планировать, обсуждать действия всех играющих. Закреплять знания детей о правилах поведения за столом и в общественных местах;

— формировать умение детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты;

— воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий;

— познакомить с профессией художника по аквагримму.

 

Ход игры.

Воспитатель:

— Дети, посмотрите, какая сегодня Вика красивая, нарядная. Вика, расскажи нам, может у тебя какой – то праздник?

Вика:

— Да, у меня сегодня день рождения! Мне исполняется 6 лет!

Воспитатель:

— Да, день рождения – это настоящий праздник. Расскажите пожалуйста, а как мы отмечаем день рождения? Где? (ответы детей)

Воспитатель:

Молодцы. А давайте сегодня отметим день рождения Вики в детском кафе! Вы согласны? (ответы детей)

Воспитатель:

— Давайте вспомним, кто же работает в кафе! (ответы детей)

Воспитатель:

— А что должен делать повар в кафе? (ответы детей)

— А за что отвечает администратор? (ответы детей)

— Какие обязанности у официанта? (ответы детей)

Чем занимается уборщица? (ответы детей)

А еще могут в кафе работать организаторы праздников, которые развлекают детей, играют с ними, устраивают различные конкурсы.

Ребята, а вы когда-нибудь видели, как в детском кафе на лице детей рисуют различные маски или рисунки? (ответы детей)

Знаете, как называется эта профессия? (ответы детей)

Это художник по аквагримму (повторение за воспитателем)

Ну что, пора нам отправляться в кафе, которые будет называться «Алиса в зазеркалье». Давайте с вами определим, кто кем будет в нашем кафе (распределение ролей) .

А вы знаете, как надо себя вести за столом?

Дети:

— В гостях и дома за обедом

Говорить нельзя с соседом

Не нужно чавкать и сопеть,

А также головой вертеть,

Есть спокойно, аккуратно

Будет всем вокруг приятно

Дополнительные ответы детей.

Воспитатель:

— А как следует себя вести в кафе?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель:

— Молодцы, вижу вы знаете, как надо себя вести и за столом и в общественных местах. Давайте уже отправлять с вами в кафе, а оно у нас не простое, а волшебное, и чтобы в него попасть, мне надо будет сказать волшебные слова (дети встают в круг, воспитатель в центре с «волшебным» зеркалом):

Вот волшебное стекло,

Отражает все оно

Чтобы в сказке очутиться,

Посмотрись, дружок, в него,

Улыбнись, перевернись,

Хлопни, топни – обернись.

Получилось?

Дети:

Да!

Воспитатель:

— Давайте теперь займем свои игровые места и подготовимся к нашей игре.

Вика, веди своих гостей в кафе.

Администратор:

— Здравствуйте, добро пожаловать в кафе «Алиса в зазеркалье». Занимайте свободный столик, я пришлю к вам официанта!

Посетители:

— Спасибо (мальчики сажают девочек за стол)

Официант:

Здравствуйте, меню, пожалуйста!

Далее дети играют по собственному замыслу: официант принимает заказ, передает повару и т.д.

Администратор:

— Извините, в нашем кафе вы можете воспользоваться услугами художника по аквагримму.

Дети:

Спасибо!

Организаторы праздника во время пауз в период приготовления заказанных блюд устраивают развлекательную программу для посетителей. Это могут быть:

хоровод для именинника,

игры «Горячая картошка, «Съедобное-несъедобное» и др.

отгадывание загадок

рисование открыток для именинника

пение песен в караоке,

танцы и др. по желанию детей.

В конце игры дети просят счет, расплачиваются и благодарят персонал кафе.

Заключение:

— Что мы сегодня делали? (ответы детей)

— Хорошо играли? (ответы детей)

Что больше всего понравилось, а что не очень?

Похвалить детей, которые отличились. Сказать детям, что все постарались, молодцы. Если были какие-либо недочеты – указать ребенку, в чем ему следует потренироваться. Попросить убрать все атрибуты для игры на свои места.

Проект (средняя группа) на тему: Проект » Сюжетно-ролевые игры в средней группе ДОУ»

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ

Сюжетно-ролевые игры в средней группе

Воспитатель средней группы «Капелька»:

        Брежнева А.Г.

        

МБДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида»

Гатчина

2012 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                        2

I Теоретическое обоснование проекта                                                        3

II Календарно-тематический план реализации проекта                                        5

III Заключение                                                                                11

IV Список использованных источников                                                        12

V Приложение                                                                                13


ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст – это возраст игры. Одной из основных в детской игровой деятельности является сюжетно- ролевая игра. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, так как она в значимой степени описывает выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в разных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая либо воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.

Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно- ролевой игре является подбор разнообразных игрушек. Однако на ряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшенном виде реальные предметы, дети используют в игре предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики и т.д.). По мере овладения сюжетно- ролевой игрой взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение  к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать в игре предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.


I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Проблема: Одной из основных задач воспитания и образования является развитие связной речи и формирование речевой культуры дошкольников. Однако, развитие речи — процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей. Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра, так как именно в ней интенсивно развивается речевая активность детей.

Цель: Формирование и развитие речевых навыков через сюжетно – ролевую игру

Задачи:

  • Расширение активного и пассивного словаря дошкольников.
  • Развитие диалогической речи дошкольников
  • Развитие монологической речи дошкольников.
  • Уточнение, систематизация и углубление знаний по теме сюжетно-ролевой игры.
  • Развитие эмоционально-доброжелательного отношения к сверстникам.
  • Помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта при участии в сюжетно-ролевой игре.

Работа с детьми:

Методы: 

  • Наглядные: рассматривание  иллюстраций, фотографий, видеороликов с изображением  людей разных профессий, героев сказок; наблюдения, показ способов их изображения.
  • Словесные:  беседы с детьми, рассказы  о профессиях, семье, чтение  художественной литературы, статей энциклопедий, журналов, воспроизведение речевого образца, диалогов.
  • Игровые: дидактические, настольные, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, создание игровых ситуаций путем моделирования из ткани.

Работа по обогащению предметно-развивающей среды:

 Подбор наглядного материала, подбор аудио материала, внесение изобразительных материалов для самостоятельной творческой деятельности детей, пополнение игровых уголков костюмами и атрибутами.

Работа с родителями:

Совместная  творческая деятельность детей и родителей, изготовление костюмов и атрибутов к сюжетно-ролевым играм, помощь в оформлении игровых уголков, участие в создании выставок,  рекомендации родителям о посещении совместно с ребенком парикмахерской, аптеки, библиотеки и пр.

Срок реализации проекта:  Проект является долгосрочным, реализуется в течение одного года.

Участники проекта:

  • Дошкольники средней группы
  • Родители
  • Педагогический персонал


ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ

 

 

Виды игр

Предварительная работа

Игровой материал

Задачи совместной игры

Задачи самостоятельных игр детей

Совместные

Самостоя-

тельные

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

 

«Семья»

«Магазин»

«Шофер» «Больница»

Рассказы родителей о своей семье детям. Разговор с детьми. Беседы о маме. Чтение произведений о работе шофера. Родителям сводить детей в «Книжный магазин». Рассматривание картин по теме игр. Экскурсия в мед. кабинет.

Ввести отдел «Подарков». В «Магазин» внести «весы», «витрину». В «Семье» – «пылесос», «телевизор», мелкую кукольную мебель.

Расширить представление детей о продаже товаров в магазине. Закрепить ролевое взаимодействие продавец – покупатель, взаимовежливость. Товар продается за деньги. В игре «Семья» ввести роль «бабушки». Взаимодействие членов семьи.

Учить детей отражать собственное представление о профессии шофера, врача, медсестры, развивать ролевые диалоги. Создавать ситуации для использования игрушек — заместителей.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

 

«Парикмахерская»

«Аптека»

«Семья» «Магазин» «Больница»

Рекомендовать родителям побывать с детьми в парикмахерской. Беседа с детьми о работе парикмахерской. Рассматривать иллюстрации «причесок». Изготовление совместно с родителями детьми игрового материала для игры «Аптека», изготовление одежды для игр «Аптека», «Парикмахерская»

Вывеска «Аптека», «парикмахерская». Одежда для игр, «лекарства», «рецепты», витрины, выставка причесок.

Продолжать расширять представление детей о профессиях. Как называются люди работающие в парикмахерской, «Аптеке», развивать ролевое поведение. Речевые диалоги. Индивидуальная работа с малоактивными детьми. «Обмен ролями» развивать коммуникативные способности детей.

Создавать условия для самостоятельного развития сюжета, поощрять совместные игры детей, умение использовать игровой материал по назначению, беречь игрушки, убирать после игры на место.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

 

«Строители», «Детский сад», «Драматизация сказки», «Теремок»

«Магазин», «Больница», «Семья»

Экскурсия по детскому саду. Чтение произведений «Кем быть». Рассматривание картин и иллюстраций о строителях. Беседа с детьми о труде строителей. Пополнение магазина игрушками – самоделками. Беседа с детьми по теме «Семья». Труд. Поможем «няне», «стирка» белья для кукол. Д/игра «Лечение куклы», «Накормим куклу»

Костюмы к сказке «Теремок», бутафория «сцены», «домик – теремок», обустройство детского сада для кукол.

Передавать образ персонажа в драматизации через речевое подражание. Показать варианты использования строительного материала, развивать устойчивый интерес к использованию «конструктора» в сюжетно – ролевой игре «Автобус», «Пароход», «Самолет». «Зоопарк» и т.д. В игре «Детский сад для кукол». Отразить действия «повара», «муз. рук-ля», «воспитателя», «шофера», «врача». Развивать обыгрывание нового персонажного сюжета в игре «Детский сад», «Строители». Развивать положительные взаимоотношения в игре.

Закреплять и поощрять «ролевое поведение» ролевому взаимодействию в совместных играх. Находить правильное решение в использовании игрового материала. Играть в определенном отведенном для этого месте. Называть сенсорные признаки в качестве предметов «продаваемых» в «магазине». Закрепление положительных эмоций от общения с «врачом»

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

 

«Путешествие на корабле». «Детский сад», Драматизация сказки «Репка»

«Парикмахерская», «Строители»

Экскурсия по детскому саду в прачечную, к швее. Просмотр спектакля старших детей. Рисование любимых сказок. Чтение сказок «Репка», «Колобок». Изготовление костюмов, шапочек, бинокля. Атрибуты, снаряжения «Корабля». Пересказ сказок в ролях.

Оборудование игры и театра: ширмы, костюмы. «Снаряжение» для путешествия. Пополнить прачечную стиральной машиной. Белье для кукол. Мыло. Внести «швейную машинку», магазин №одежда для кукол»

Пополнить знания детей о других городах. Путешествие на «автобусе», «пароходе». О реке Волге. приобщать детей к театрализованной деятельности. Отражать социологические отношения в игре «Детский сад» и «Путешествие». Преодолевать застенчивость. Развивать речевое и пластическое подражание героям сказок.

Создать условия для самостоятельного использования игрового материала. Обозначить себя в роли. Ролевые взаимодействия в современных играх. Поощрять конструктивное творчество детей. Содействовать продолжительности игр через «Телефонный разговор»

Я

Н

В

А

Р

Ь

 

Поездка в театр на автобусе. Театр «Светофор», «День рождения» посещение кафе.

«Семья», «Детский сад», «Парикмахерская»

Экскурсия в театр «Кузя». Изготовление «подарков» к Дню рождения, изготовление атрибутов для кафе – мороженное из теста, «денег». Рекомендации родителям посещение с детьми «Кафе», «Театра». Чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций. Совместные игры со старшими детьми.

Оборудование кафе – мороженного. Пополнить уголок «Ряжения», шляпками, бусами, бантами. Элементы: украшения одежды.

Закрепить представление детей о театре «артисты», «зрители», «сцена». Правила поведения в театре. Расширить представления детей о социальных взаимоотношениях, забота о друзьях, родственниках. Подготовка к «Дню рождения». Закреплять представления детей о «правилах хорошего тона», вежливые слова, положительные эмоции от общения.

Создать условия для самостоятельной игры детей, умение обыгрывать сюжет взаимодействия в семье, обозначать свою роль. Развивать ролевые речевые диалоги. Творчески использовать игровой материал. Закреплять представления о профессиях.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

 

«Скорая помощь», «Аптека»

«Магазин», «Семья» «Больница»

Комплектование сумки «Скорой помощи». Пополнить атрибуты игры «Аптека», «Горчичники», «Витамины», «Рецепты», разговор с детьми. Рекомендации родителям посетить с детьми аптеку, обратить внимание на чистоту, порядок.

Сумка «Скорой помощи», телефон. Магазины «Продукты», «Подарки». Пополнить «Семью» мебелью, посудой, телевизор, мойка, плита и т.д. Комнаты «Кухня», «Спальня», «лекарства» детям, взрослым.

Закреплять представления детей о профессии врача, аптекаря. Передавать ролевое поведение через совместные игры в качестве равного партнера, обмен ролями. Передача способа «социальных отношений», «индивидуальные игры вдвоем с застенчивыми детьми».

 

Развивать ролевое взаимоотношение. Использование игрового материала. Оценивать собственное поведение детей в игре в последующих беседах. Поощрять творчество. Развивать коммуникативные взаимоотношения детей.

М

А

Р

т

 

Путешествие на автобусе, «Семья», драматизация сказки «Волк и семеро козлят»

«Строители», «Семья», «Скорая помощь»

Пересказ сказок с детьми в диалогах, монологах. Рассматривание иллюстраций, изготовление костюмов, бутафории. Рекомендации родителей, рассказать о дедушках, бабушках, как о них нужно заботиться. Праздник мам и бабушек.

 

 

Подарки мамам, бабушкам. Внесение костюмов в театр артисты готовят костюмы. Атрибуты к игре в Путешествие.

Обыгрывание игры «Путешествие» во взаимосвязи с другими играми «Семья», «Театр», «Магазин» в совместной игре передавать игровой способ взаимосвязей разных игровых сюжетов.

Формировать заботливое отношение к близким. Переносить полученные знания о строителях в самостоятельной игре, самостоятельно разрешать конфликты, договариваться. Изображать воображаемую ситуацию в игре.

А

П

Р

Е

Л

Ь

 

«Детский сад», «Зоопарк», «Строители»

«Парикмахерская», «Больница»

Пополнение игрушек – животных: домашних, диких. Чтение произведений Барто, Маршака, Чуковского. Экскурсия в библиотеку. Наблюдения за трудом дворника. Оформление альбома «Домашние и дикие животные»

Пополнить строительный уголок атрибутами: веревки, дощечки, средства связи, игрушки – животные, детский сад, игрушки – заменители из природного материала.

Закреплять представления детей о работниках детского сада, воспитывать заботливое отношение к животным, пополнить знания детей о местах обитания. Ввести роль «начальника стройки», «строителя», рабочий день, перерыв, поощрения за труд – деньги, благодарность.

Отражать социальные отношения в совместных играх, устойчивый интерес к ролевым взаимодействиям. Коммуникативные возможности, ролевые диалоги.

М

А

Й

 

 

«Светофор», «Театр», «Библиотека»

«Детский сад», «Семья». Бытовые игры

Изготовление атрибутов для игры «Светофор». Устройство библиотеки. Театр «Кузя» рассказы детей о посещении театра, рисунки детей о театре и «улице города»

Макет улица, перекресток, светофор, транспорт. Ввести настольный театр по знакомым сказкам.

Обогащение представлений детей о ПДД. Пешеход – водитель. Правила поведения на дороге. Интерес детей к театру, народному творчеству. Формы общения, поведения. Сохранять ролевое поведение в разных игровых ситуациях, через совместные игры в роли партнера.

Закреплять и расширять представления детей об окружающем мире, отражать его в плане собственных представлений. Развивать в игре положительные взаимоотношения детей в игре. Применять знания полученные в игре в реальной жизни.

 


III ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно утверждать, что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, разговаривает с другими участниками игры, согласовывает совместные действия, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин, или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому ролевая игра — это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.
Именно называние предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этими предметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи, действию, поступку. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющая игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается. Д. Б. Эльконин, сделавший большой вклад в изучение игры дошкольников, писал, что в игре у детей возникает чрезвычайно богатая речевая связь, которая освобождает речь детей от ситуационной связности. Игра является своего рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью речи от вещей и предметных действий к свободе слова от реальной, воспринимаемой ситуации. Именно в этом «освобождении слова» и состоит значение игры со сверстниками для речевого развития детей.


IV СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М., 2009.
  2. Н.А. Атарщикова, И.А. Осина, Е.В. Горюнова, М.Н. Павлова. Развернутое перспективное планирование по программе под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (средняя группа). – Волгоград, 2010.
  3. Н.А.Стародубова. Теория и методика развития речи дошкольников.- М, 2006.
  4. С.А.Козлова, Т.А.Куликова. Дошкольная педагогика.- М, 2006.

V ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе.

Задачи:

  1. Учить воспроизводить образы и диалоги данных персонажей из сказки, эмоционально передавая характер персонажей.
  2. Развитие у детей на конечном этапе навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения.
  3. Развитие игровых умений, навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей.
  4. Формирование у детей положительного отношения к окружающим, правильной самооценки.
  5. Постепенно переводить к более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового , играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.

Предварительная работа:

  1. Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определенные роли, приготовить шапочки и атрибуты.
  2. Беседы о героях «Волк и семеро козлят» с использованием иллюстраций, рассматриванием картин.
  3. Чтение художественной литературы, сказки «Волк и семеро козлят».
  4. Прослушивание музыкальной сказки.

Работа с родителями:

Со стороны родителей была оказана помощь в оформлении игровых уголков «Магазин», изготовлении шапочек героям сказки, атрибутов.

Ход игры:

  1. Организация и цель игры.

-Давайте поиграем в сказку. Для этого представим, что вы козлятки…

(Распределение ролей, шапочек, атрибутов, сооружение домика, леса)

  1. Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» (музыкальной)

Исполнение ролей, диалогов, танцев, передавая характерные особенности героев сказки.

Сценки:

— коза с козлятами

— козлята одни дома

— волк возле дома козы

— волк и петушок

— волк обманул козлят

— волк уводит козлят в лес

— коза возвращается и ищет козлят

— дружба волка с козлятами

3. Придумывание нового сюжета сказки.

— Волк стал добрым, козлята решили угостить его чаем, пригласить в гости. (Организация чаепития: самовар, чашки, сушки)

4. Итог сказки.


Фотовыставка по сюжетно-ролевой игре

Проект (старшая группа) по теме: Проект сюжетно-ролевой игры в старшей группе на тему «Аптека»

Беседа с детьми:

-Ребята,  мы с вами все время играем в разные сюжетно-ролевые игры. Давайте вспомним некоторые из них. Например, игра «Доктор», «Аптека», «Автобус».

-Где работает доктор? (в больнице, в поликлинике)

-А что он делает? (Он лечит людей)

-А кто из вас ходил с мамой или папой в аптеку?

-А кто работает в аптеке? (аптекарь (фармацевт) работник аптеки)

-Что он делает? (продает лекарства )

-Для чего нам нужны лекарства? (чтобы  выздороветь, когда болеешь)

-Скажите, ребята, а если аптека или поликлиника находятся далеко, как мы до них доберемся? (можно поехать на машине, автобусе )

-А кто управляет машиной, автобусом? ( водитель, шофер)

-Молодцы, вы все помните. Я предлагаю вам сейчас поиграть . Мы объединим сюжеты «Доктор», «Аптека» и «Автобус» в одну большую игру.

-Давайте посмотрим, что у нас есть для игры.

Воспитатель обращает внимание детей на игровую площадку в группе, где уже расставлены уголок доктора, прилавок аптеки.

— Это что? (аптека)

-А что это? (кабинет врача)

-А на чем можно доехать до аптеки и поликлиники?

( на автобусе)

-Значит, что нужно сделать? (построить автобус)

Ребята строят автобус из стульев.

— Давайте подумаем, какие у нас будут роли? (доктор, аптекарь, водитель, пациенты)

-Кто будет доктором? (Доминика)

-Доминика у нас очень добрая  и заботливая.

-Кто будет аптекарем?(фармацевтом) (Полина)

-Полина у нас внимательная и вежливая.

-Кто будет пациентами? Я предлагаю Ринченме, Саше, быть мамой и папой, а лечить доктор будет

Дети играют, воспитатель направляет игру в нужное русло, оказывает помощь детям в поддержке диалога.

-Ребята, у доктора и аптекаря заканчивается рабочий день, и мы с вами тоже заканчиваем игру.  Подойдите ко мне.

-Вам понравилось играть?

-В какую игру вы сейчас играли?

-А какие роли выполняли?

-Что делал доктор?

-А что делал аптекарь?

-А что делал шофер?

-Ребята, вам понравилось, как Доминика играла доктора?

-Какой она была? (заботливой, доброй..)

-А как Полина играла аптекаря?

-Какая она была? (вежливая, внимательная..)

-Как вы думаете, смогли бы люди обойтись без таких профессий, как доктор, аптекарь, шофер?

-Молодцы, ребята, вы все очень хорошо выполняли свои роли.

Проект (старшая группа) на тему: ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ » ТЕАТР»

« Театр»

долгосрочный


Содержание

Паспорт проекта……………………………………………………………3

1.Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы…..6

2.Новизна материала………………………………………………………7

3.Цели и задачи проекта…………………………………………………..7

4.Краткое описание проекта по этапам…………………………………..8

5.Ожидаемые результаты…………………………………………………10

6.Промежуточные результаты……………………………………………10

7.Целевые группы проекта……………………………………………….11

8.Объем и содержание работ……………………………………………..12

9.Ресурсы проекта…………………………………………………………14

10.Формы представления результатов проекта…………………………14

Список литературы…………………………………………………………15


Паспорт проекта

Самоценность дошкольного возраста очевидна: быстро накапливается жизненный опыт, расширяется круг представлений, ребенок во многих отношениях становится управляемым. Ведущее значение в развитии интеллектуальных и личностных процессов имеет общение ребенка со взрослым- оно определяет его эмоциональное самочувствие, отношение к людям и окружающему в миру в целом.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре- важнейшему виду деятельности. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации близкие к жизненному опыту ребенка. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками.

Именно в сюжетно- ролевой игре складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание.

Сюжетно-ролевая игра имеет неоценимое значение для интеллектуального развития дошкольника.

Наименование проекта

« Театр».

Основные разработчики проекта

Воспитатели: Казачук О. В.

Цели и задачи проекта

Цель: Формирование коммуникативной компетентности, социального мышления, элементов творчества в общении.

Задачи:1. Содействовать систематизации представлений в с/ р игре « Театр» профессиям, разнообразным взаимосвязям между ними. Находить место для игры в пространстве группы.

Организовывать предметную игровую сферу различными атрибутами, предметами заместителями.

2.Обеспечить социализацию каждого ребенка в достижении им на доступном уровне морально- этических норм и правил жизни в обществе, овладении социальным мышлением, элементами творчества в общении через организацию образовательного процесса в ДОУ.

3.Развивать умение детей вести себя в обществе ( детском коллективе)в соответствии с этическими нормами интеллигентного человека.

4. Расширять словарный запас детей посредством ролевых отношений.

5.Содействовать гендерной социализации мальчиков и девочек в условиях общественного воспитания детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

6.Формировать умение выразительно передавать в речи образы героев сказки, согласовывать свои действия c другими артистами.

7.Воспитывать уважение к трудовой деятельности человека каждой профессии, бережное отношение к ее результатам.

Перечень основных мероприятий

— создание в группе предметно- развивающей среды для становления сюжетно- ролевой игры « Театр».

— разработка плана поэтапного развития игрового проекта « Театр».

— разработка для успешной реализации проекта: конспекты бесед, конспекты сюжетно- ролевой игры « Театр».

Исполнители проекта и основных мероприятий

Педагоги, воспитанники, родители.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

В результате реализации проекта будет достигнуто:

— Закрепление знаний о труде сотрудников театра

— умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, проявление творчества в игре

— обогащение и развитие словаря

— уважительное отношение к труду взрослого

— развитие положительных привычек и нравственных качеств

— умение согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников

— формирование взаимоотношений сотрудничества и взаимопомощи

Целевая группа проекта

Педагоги, сотрудники д/с, дети старшей группы, родители.

Сроки и  этапы реализации проекта

I этап. Подготовительный этап. ( декабрь I неделя).

Определение темы, цели, задач. Изучение педагогической, научной литературы, периодической печати.

II этап. Разработка проекта. ( декабрь III неделя).

Составление плана деятельности. Обращение за рекомендациями к специалистам дошкольного учреждения. Разработка конспектов бесед, наблюдений.

III этап. Внедрение проекта ( январь).

Проведение бесед, рассматривание иллюстраций о театре. Прослушивание аудиозаписи сказки « Заюшкина избушка». Изготовление атрибутов к игре. Организация фотосъемки игровых навыков детей.

IVнеделя. Итоговый. Февраль.

Оформление проекта, приложения. Показ открытого мероприятия сюжетно- ролевой игры « Театр».

 


1. Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль.

Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации  

его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

В сюжетно- ролевой игре успешно развивается личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.

Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

Сегодня никто не отрицает, что дети очень редко попадают в театр. Мы столкнулись с тем, что большинство детей нашей группы театральное представление видели только в детском саду. Поскольку сюжетно-ролевая игра отражает явления окружающей действительности, то недостаточный объем знаний по такой интересной и захватывающей деятельности вызвал потребность создать сюжетно- ролевую игру « Театр».

Метод проектов предполагает реализацию замысла. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.


2. Новизна материала

Современная наука признала за игрой статус ведущей деятельности детей дошкольного возраста. Но наблюдения показывают, что дети дошкольного возраста стали меньше играть в сюжетно-ролевые игры.

Настораживает и то обстоятельство, что в сохранившихся ролевых детских играх практически отсутствуют « профессиональные сюжеты», которые способствуют вхождению ребенка в мир взрослых. Игра постепенно перестает  быть « способом освоения социальных отношений» и школой становления произвольного поведения, а дети все более отдаляются от взрослых, не видят и не понимают смысла профессиональной деятельности родителей.

Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применить их на практике. Работа по реализации проекта дает возможность каждому ребенку принять участие в игре, проявлять инициативу, развивать воображение, творчество, формировать положительные привычки и нравственные качества и коммуникативные способности детей.

3. Цели и задачи проекта

Проект « Театр», рекомендован детям старшего возраста, испытывающим потребность в новых знаниях и развитии интереса к сюжетно-ролевым играм. Может быть направлен на овладение положительными навыками партнерских отношений, как со взрослыми, так и со сверстниками.

Настоящий проект имеет цель: Формирование коммуникативной компетентности, социального мышления, элементов творчества в общении.

К числу основных задач, решившихся в ходе реализации проекта относятся:

1.Содействовать систематизации представлений в сюжетно-ролевой игре « Театр» профессиям, разнообразным взаимосвязям между ними. Находить место для игры в пространстве группы Организовывать предметную игровую сферу различными атрибутами, предметами- заместителями.

2. Обеспечить социализацию каждого ребенка в достижении им на доступном уровне морально- этических норм и правил в жизни в обществе, овладении социальным мышлением, элементами творчества в общении через организацию образовательного процесса в ДОУ.

3.Развивать умение детей вести себя в обществе ( детском коллективе) в соответствии с эстетическими нормами интеллигентного человека.

4. Расширять словарный запас детей посредством ролевых отношений.

5.Содействовать гендерной социализации мальчиков и девочек в условиях общественного воспитания детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

6.Формировать умение выразительно передавать в речи образы героев сказки, согласовывать свои действия с другими артистами.

7.Воспитывать уважение к трудовой деятельности человека каждой профессии, бережное отношение к ее результатам.

4. Краткое описание проекта по этапам

        I этап. Подготовительный.

Из беседы воспитателя с детьми о театре выясняется, что у них недостаточно знаний о театре, о деятельности сотрудников театра и их взаимоотношений. Стремление изменить эту ситуацию побуждает педагогов к поиску средств решения данной проблемы, которая реализуется в игровом проекте сюжетно- ролевой игре « Театр».

На предложение педагогов организовать сюжетно-ролевую игру « Театр», чтобы узнать новое, интересное о театре и работе сотрудников театра, дети ответили согласием.

Изучается методическая, художественная литература, периодическая печать. Определяется цель и задачи, проводится диагностика игровых интересов. Учет игровых интересов позволяет создать для детей ситуацию эмоционального комфорта в игре, позволяет применить жизненный опыт в игре.

При организации наблюдений определяются знания детей в познавательной деятельности, особенности общения.

II этап. Разработка проекта.

Педагоги группы составляют план работы над проектом, подбираются темы непосредственно- образовательной деятельности, бесед, наблюдений для формирования знаний детей о театре и о работе сотрудников театра.

Подбирается художественная литература для чтения, рассказывания детям, а также иллюстрации о театре. Проводится мастер- класс по изготовлению предметов- заместителей.

III этап. Внедрение.

Для реализации цели и задач игрового проекта разрабатываются конспекты непосредственно- образовательной деятельности, бесед о театре.

Изготавливаются атрибуты для игры ( билеты, кошельки, конфеты…). Из бесед с детьми подбирается сказка для драматизации. Распределяются роли между детьми, разучивается текст драматизации сказки « Заюшкина избушка».

Из бесед выясняется что у детей недостаточно знаний о театре, о профессиях сотрудников театра. Эти знания дети получают и закрепляют через графическое моделирование взаимосвязи труда сотрудников театра, лесенки успеха профессий:

5-задумка

4- как делают по порядку

3- инструменты ( чем делают)

2- материал ( из чего делают)

1- задумка

Новые знания закрепляются совместно со взрослым, а потом самостоятельно. На разных этапах развития игры дети выполняют разные роли. Самостоятельно определяют замысел игры, отбирают атрибуты, располагаются в пространстве, устанавливают связи через свои роли, стремятся к результату. Договариваются между собой, уступают друг другу, устанавливается самооценка игры, ее качества на основе анализа установленных связей между разными ролями.

Совместно с детьми готовятся необходимые пособия и атрибуты, предметы заместители для игры. Проводится фотосъемка.

IV этап. Итоговый.

Разработанный игровой проект, приложения к нему оформляются в брошюры, фотоальбом.

Готовится открытое мероприятие к педагогическому совету « Реализация гендерного подхода в творческой игре».

5. Ожидаемые результаты

В начале проекта предполагалось:

— развитие интереса к сюжетно-ролевой игре;

— проявление творчества в игровой деятельности;

— умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих;

— повышение интереса к труду сотрудников театра;

— формирование взаимоотношений сотрудничества и взаимопомощи;

— развитие положительных привычек и нравственных качеств;

-становление коммуникативных способностей детей;

-умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры;

— умение согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников;

6. Промежуточные результаты

По результатам моноторинга  выявили следующие показатели: в начале проекта – 25% активные участники игры. В результате окончания проекта- 75% детей творчески воплощают замысел игры.

На основании полученных результатов выявили, что у детей:

-сформировались навыки партнерских отношений с детьми;

-обогатились знания детей о театре и профессиях театра;

-научились согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников;

— появился интерес, положительное эмоциональное отношение к игре;

— сформировалось умение брать на себя роли;

-сформировалось умение выразительно передавать в речи образы героев сказки, согласовывая свои действия с другими артистами;

Вся система работы по реализации проекта сформировала у детей высокий уровень морально этических норм и правил жизни в обществе.

Каждый ребенок участвовал в игре с желанием, проявлял воображение, приобрел уверенность в своих силах и возможностях.

7. Целевые группы проекта

Проект сюжетно-ролевой игры « Театр», адресованный детям старшего дошкольного возраста, испытывающим потребность в умении играть в коллективе, формирование адекватных форм поведения в воображаемой ситуации, развитию положительных эмоциональных взаимоотношений.

Может быть направлен на овладение положительными навыками партнерских отношений, как со взрослыми так и со сверстниками.

Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников: в группе, подгруппе, с привлечением родителей дошкольников. Проект может быть полезен педагогам дошкольных учреждений и родителям, которые стремятся привлечь детей к игре и разнообразить ее.


8. Объем и содержание работы

Направление деятельности

Содержание деятельности

Ресурсы

Исполнители

Сроки реализации

1

2

3

4

5

Коммуникация

Беседы:

— об истории театра и театрального искусства;

-о разновидностях театра, о театральных профессиях;

— о правилах поведения в театре;

— о драматическом театре;

Конспект

конспект

воспитатели

воспитатели

1-3 неделя декабря

Чтение художественной литературы

— чтение сказки « Заюшкина избушка».

— чтение М. Рыбасов « Что такое театр».

Художественная литература

воспитатели

2 неделя января

Познание

— Рассматривание иллюстраций о внутреннем убранстве театрального помещения;

-рассматривание картин « Виды театров».

— составление план –схемы размещение игры в группе

Конспект, иллюстрации

конспект

воспитатели

воспитатели

2 неделя января

4 неделя января

Труд

-Графическое

моделирование трудовых процессов

-конструирование из бумаги кошельков

Конспект

Конспект

воспитатели

воспитатели

1 неделя февраля

2 неделя февраля

Художественное творчество

Изготовление атрибутов

конспект

воспитатели

1-2 неделя февраля

Музыка

Прослушивание аудиозаписи « Заюшкина избушка».

Кассета с аудиозаписью

Воспитатели

2 неделя января

Социализация

-Индивидуальная и подгрупповая работа по обучению детей игровой деятельности

-игра « Театр» по этапу « В» на уровне творчества.

Конспект

конспект

Воспитатели

воспитатели

Январь 2-4 неделя

Февраль 2-3 неделя


9. Ресурсы проекта

Библиотечный фонд, конспекты непосредственно-образовательной деятельности, план работы по проекту, использование игр.

10.Формы представления результатов проекта

 Для успешной реализации проекта разработаны приложения:

— конспекты непосредственно-образовательной деятельности;

-фотоальбом, который включает в себя подбор фотографий;


Cписок литературы

1.Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка// Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста : СБ научных трудов.- М, 1988-127с.

2. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников.- М., 1991.

3. Козлова С.А, Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-2000-405.

4. Короткова Н.А. Сюжетно- ролевая игра старших дошкольников//  Ребенок в детском саду.- 2006.-№- 2.-с.84-87

5.  Короткова Н.А. сюжетно- ролевая игра старших  дошкольников.// Ребенок в детском саду.- 2006.-№3.-81-85

6. Михайленко Н.Я, Короткова Н.А. Организация  сюжетной в детском саду.- М., 1997-127.

7. Михайленко Н. Я. Короткова Н.А. Организация сюжетно- ролевой игры в детском саду. « Учебный центр Л. Венгера». Москва, « Развитие», 2000

8.Экки Л. Театрально- игровая деятельность.// Дошкольное воспитание.- 1991, — № 7

9. Эльконин Д. Б. Психология игры.- 2-еизд.- М: Просвещение, 1999-300с.

Проект (старшая группа) на тему: Проект сюжетно — ролевой игры.

Проект сюжетно – ролевой игры «Космическое путешествие»

(старший дошкольный возраст).

Цель:

 Способствование военно – патриотической подготовке дошкольников. Формировать у детей умение играть в сюжетно – ролевую игру «Космическое путешествие».

Задачи:

— способствовать расширению и уточнению представлений детей о космосе;

— обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения;

— учить согласовывать свой замысел с замыслом партнера;

— продолжать развивать умение содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам об интересных фактах и событиях;

— способствовать самостоятельному объединению разных сюжетов в единый игровой сюжет;

— воспитывать навыки взаимопомощи и взаимовыручки в игре.

Ресурсное обеспечение:

— обмундирование космонавтов (скафандры, шлемы, «тюбики с едой»;

— костюмы для инопланетян;

— карта звездного неба, муляжи планет;

— крупный строитель и материалы для создания космодрома и ракеты;

Актуальность проекта:

Актуальность вопроса определяется, прежде всего тем, что в современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремиться человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Сюжетно – ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуациях, поддерживать дружелюбную атмосферу. В сюжетно – ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность. Но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей. Сюжетно – ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем  же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн почеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослым. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Научно – методическое обоснование.

 «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

( В. А. Сухомлинский)

К.Д. Ушинский определил игру, как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. Детские игры отражают окружающую социальную среду, дающую «…материал, гораздо разнообразнее и действеннее того, который предлагается игрушечной лавкой».

 Сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает и развивается у ребенка не спонтанно, не сама собой, а только в определенных условиях жизни и воспитания ребенка.

Исследователь в области советской психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Ожидаемые результаты:

— получение знаний о подготовке и работе космонавтов;

— развитие коммуникативных навыков (ролевое общение, диалог, комментирование игровых действий и действий партнера) ;

— умение объединять разные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

Этапы игровой деятельности

Процесс

Совместная деятельность педагога и детей

Деятельность педагога

Подготовительный

Выявление проблемы

Беседа с детьми, выявление знаний детей о теме «Космос». Обсуждение чтобы они хотели узнать по этой теме

Наблюдение за игрой детей (игровые навыки, игровая среда)

Изучение методической литературы:

Скоролупова О. А. «Покорение космоса» (М., 2002).

«Большое космическое путешествие» (М., 2006)

Клушанцев П. «О чем рассказал телескоп» (М.,1980)

Недоспасова В. А. «Растем, играя» (М., 2004)

Образцова Т. Н. «Ролевые игры для детей» (М., 2005)

Обрисовка сюжетной канвы

Провести вступительную беседу, введя заинтересовывающий момент – пришло послание от инопланетян на непонятном языке.

Необходимо полететь в космос, чтобы разобраться. Задать вопросы о том, что такое космическое пространство, звезды, планеты; на чем можно полететь в космос. Подвести детей к решению полететь и помочь незнакомым существам.

Организационная работа

Рассматривание фотоиллюстраций планет, спутников, космонавтов, карты звездного неба, различных созвездий и т.д.

Чтение художественной литературы:

Булычев К. «Тайна третей планеты»,

Медведев В. «Звездолет Брунька»,

Кащенко В. «Найди созвездие»,

Бороздин В. «Первый в космосе»

Леонов А. «Шаги над планетой»

Беседы с детьми

«Наша планета Земля»,

«Путешествие на Луну»,

«Что такое звезды?»,

«Что такое Солнечная система?»,

«Как живут космонавты?»,

«Как летают ракеты»

Дидактические игры

«Найди лишнее»,

«Что изменилось?», «Разведчики»,

«Звездный путь»,

«Расставь по порядку»,

«Узнай по силуэту»,

Занятия

«Земля – наш дом родной» (ознакомление с окружающим миром) познавательное развитие

«Ракета летит к звездам» (развитие речи)

«Большое космическое путешествие» (ФЭМП)

«Наш космический корабль» (конструирование)

«Космический коллаж» (аппликация)

«Веселые инопланетяне» (лепка)

«Путь к звездам» (рисование)

Вечер досуга

«Большое космическое путешествие»

Продуктивные виды деятельности:

Изготовление атрибутов для игры оформление панно «Космическое пространство», карта звездного неба

Придумывание материала для игры: подготовка атрибутов, создание игрового пространства. Планирование календарного плана. Подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок на данную тему. Разработка конспекта игры «Космическое путешествие».

Работа с родителями

Работа с родителями

Информационный листок для родителей о занятиях на тему «Покорение космоса»

Конкурс на лучшую поделку совместно с детьми «космический корабль»

Привлечение родителей к организации развивающей среды в группе

Основной

Систематизация информации

Принятие на себя роли.

Обсуждение содержания игры

Организация игрового пространства

Обеспечение руководства.

Распределение ролей.

Взятие на себя второстепенной роли.

Обсуждение содержания игры.

Руководство организацией игрового пространства. Соблюдение правил, регламентирующих игру. Изменение ролевого действия в ходе игры.

Игровая деятельность

Игра. Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей. Взаимосвязь с партнером. Изменение ролевого действия в ходе игры.

Выступает как создатель проблемно- игровых ситуаций.

Заключительный

Итог

Подвести итоги игры в форме конференции, можно взять на себя роль одного из репортёров. Спросить, понравилась ли игра, что понравилось больше всего, что не совсем получилось. Предложить обсудить действия специалистов, все ли было сделано правильно, все ли предусмотрели и т. п.

Подведение итогов игры. Диагностика игровых и речевых умений.

Обогащение и активизация словаря:

Предметы: космос, ракета, космонавт, скафандр, астроном, взлет, посадка, луноход, звезды, планета, Земля, Марс, Венера, Сатурн, Юпитер, созвездия, невесомость, солнечная система, космодром, орбита, орбитальная станция, инопланетянин.

Признаки: солнечный, земной, звездный, космический, далекий, светлый, яркий, темный.

Действия: летать, приземляться, светить, сверкать.

Проект на тему: Игровой проект сюжетно ролевой игры «Семья».

Авторы проекта

Дети, родители и педагоги МБДОУ ЦРР – д/с «Золушка»

Название проекта

Сюжетно ролевой игры «Семья».

Вид проекта

Игровой

Длительность

Краткосрочный

Возрастная группа

Средняя группа 4 — 5 лет

Цель проекта

Обогащать игровой опыт детей, расширять сюжет игры, подводить детей к созданию собственных игровых замыслов.

Задачи проекта

1. Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.

2. Учить детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты

3. Формировать положительные взаимоотношения между детьми.

4. Формирование коммуникативных навыков, при «сговоре на игру», распределении ролей и ролевых диалогах

Гипотеза проекта.

Если дети будут играть в сюжетно-ролевые игры, то разовьется личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность.

Актуальность

Дети приходят в детский сад с низкой социальной компетентностью, неадекватной ориентировкой ребенка в социальных отношениях в семье или во взаимоотношениях ребенка со сверстниками. Поэтому, социальные отношения должны стать предметом специальной подготовки ребенка к взрослой жизни.   Оптимальной формой  этих отношений является ролевая игра. Отсюда важность и  актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребенка.

Дошкольное детство самый важный период становление личности. В эти годы ребенок приобретает     первоначальное значение об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям и труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей – дошкольников – игра, в ней закладываются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Для детей игра, которую принято называть спутником  детства, составляет основное содержание жизни, выступает ведущей формой деятельности тесно переплетенной с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает, в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональный и волевой проявления.

   Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети производят в ролях все то, что они видят в реальной жизни вокруг себя и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Планируя работу над проектом сюжетно-ролевой игры, мы предусматривали обогащение содержания игры и расширение игрового опыта детей. Была поставлена задача развития творческих особенностей детей и формирование положительных взаимоотношений.

Планируемые результаты

1. Расширение представлений детей о многообразии способов использования игрушек, предметов-заместителей и игровых действий;

2. Формирование  навыков самостоятельной организации игры, распределении ролей, творческого развития сюжета игры;

3. Умение воспитанников организованно играть небольшими группами, включаться в игру и выходить из неё.

Этапы реализации проекта

Подготовительный

В рамках подготовительного этапа нами была осуществлена диагностика уровня развития творческих способностей детей, наличие игрового опыта, коммуникативных навыков и способностей к самостоятельной игровой деятельности.
Диагностика проводилась с помощью следующих тестов:

Тест «Взятие ребенком на себя роли»
Выявил следующие результаты:
•Стремление большинства детей к основной роли;
•Конфликтные ситуации при распределении ролей;
•Ограниченный набор игровых действий;
•Затруднение с определением «известного правила поведения, отражающего реальное действие и реальные взаимоотношения»;
•Быстрое угасание интереса к принятой роли.


Тест «Устойчивость в подчинении игровому правилу»
Выявил следующие результаты:
Игровое правило не сформулировано, легко трансформируется по желанию детей.


Тест «Особенности сюжетно-ролевой игры»
Выявил следующие результаты:
•Замысел игры в большинстве случаев предлагается воспитателем, редко – инициируется детьми;
•Обсуждение (сговор на игру) происходит скомкано, без словесного формулирования цели игры, ограничиваясь распределением ролей;
•Основное содержание игры – действия с предметами, однообразные манипуляции с игровым оборудованием, несколько игровых действий, имитирующих  бытовые взаимоотношения;
•Небольшое количество сюжетов игр: «Поликлиника», «Шофёры», «Семья», «Магазин»;
•Сюжет представлен несколькими игровыми действиями, без самостоятельного творческого развития;
•Ролевые диалоги между детьми ограничиваются несколькими фразами, превалируют предметные действия;
•Активное использование в игре игрушек, предметов-заместителей,  словесного обозначения предметов-заместителей;
•Результат игры, как правило, не оформлен;
•Привлечение воспитателя в игру, в случае затруднения при дальнейшем развитии сюжета игры.

Основной

Непосредственная реализация проекта в группе:

1. Обогащение представлений о той сфере деятельности, которую ребёнок будет отображать в игре (наблюдения, рассказы, беседы и впечатления). Знакомство детей с людьми,  их деятельностью (кто, чем, почему занимается.

2. Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»):

  • Определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;
  • Создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;
  • Совместная игровая деятельность воспитателя и детей.

3. Коллективная и самостоятельная игровая деятельность детей, организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает.

Заключительный

Оформление паспорта проекта, подведение итогов.

Результаты реализации

•Существенное расширение игровых приемов, способов использования игрового оборудования и предметов-заместителей;
•Качественное изменение уровня коммуникативных навыков детей, развитие ролевых диалогов, вариативности обыгрываемых персонажей;
•Самостоятельное инициирование игры, совмещение нескольких сюжетов, творческое  развитие игровой ситуации;
•Успешное включение детей в игру и обыгрываемый выход из игры; стремление к реализации игрового замысла;
•Активная позиция детей по «реалистичности» исполнения роли всеми участниками игры; трансляция «должного» для этой роли поведения игрока;
•Значительно возросший интерес воспитанников к сюжетно-ролевой игре, дополнение игры театрализованными зарисовками детей;
•Очевидный воспитательный эффект: повышение культуры поведения, взаимоотношений; развитие наблюдательности; внимания к окружающей действительности; уважение к результатам чужого и собственного труда.

Проект (младшая группа) по теме: Проект «Развитие сюжетно-ролевой игры в детском саду»

Итоговая аттестация

ДПП «Современные стратегии в реализации содержания дошкольного образования»

Тема проекта: «Создание условий для развития сюжетной игры»

Теоретическая часть:

  • содержание понятия «сюжетная игра»
  • развитие сюжетной игры
  • основные этапы сюжетной игры
  • проблемы, возникающие при развитии сюжетной игры

Практическая часть:

  • условия, необходимые для развития сюжетной игры
  • создание условий для развития сюжетной игры

Теоретическая часть

Содержание понятия «Сюжетная игра»

 Понятие «сюжетной игры» означает, что ребенок вводит в игру идеи, рожденные его воображением, и использует игрушки и другие предметы не в тех целях, для которых они изначально предназначены. О задачах и целях сюжетной игры существуют различные мнения, однако все ученые сходятся на том, что в развитии ребенка она занимает чрезвычайно важное место. В сюжетной игре ребенок тренируется в использовании навыков, не опасаясь неудачи. Благодаря игре развивается его понимание мира, социальных ситуаций и человеческих отношений (ср. психотерапевтические игры, которые проводятся с детьми, подвергшимися насилию). Сюжетная игра развивает абстрактное мышление ребенка (спичечная коробка – лодка, а спичка – весло), что очень важно для развития речи и вторичных когнитивных навыков. Различные сюжетные игры способствуют развитию речи. Как часто родители слышат из уст ребенка, играющего в «дочки  матери», свои собственные слова!

Вначале дети не столько играют с игрушками, сколько их исследуют: например, если дать ребенку, находящемуся на ранней стадии развития, игрушечную машинку, он будет трясти ее, бросать, брать в рот и т.п. Затем ребенок осознает назначение игрушки и начинает использовать ее функционально, например катает машинку по полу. О сюжетной игре можно говорить, когда ребенок, к примеру, сталкивает две машинки и говорит: «Бум! Авария!»

Истинную сюжетную игру, задуманную самим ребенком и начатую по его инициативе, не следует путать с сюжетными играми, которые предлагают ребенку родители. Например, взрослый катает машинку по дороге, а ребенок подражает ему. Затем взрослый предлагает заправить машинку воображаемым бензином, и ребенок соглашается. Это говорит о том, что он понимает указания и умеет подражать взрослому, но не о способности к сюжетной игре.

Возможны самые разнообразные формы сюжетной игры, от самых простых игр, в которых роль воображения незначительна (например, игра в «питье» из пустой чашки), до целых представлений, в которых ребенок разыгрывает сложные роли (например, игра в магазин или в почтальона). Отличительной чертой сюжетной игры является то, что в ней один предмет (или человек) «играет роль» другого: например, спичечный коробок превращается в лодку, цепочка – в змею, сам играющий ребенок – в почтальона или продавца в магазине.

Развитие сюжетной игры

 В полной мере сюжетная игра выполняет свои функции, только когда является самостоятельной деятельностью детей, а не деятельностью организованной взрослым.  В свободной игре дети сами выбирают, чем играть и с кем.  Участие  взрослого должно проходить по двум направлениям:

  1. строиться на основе партнерских отношений со взрослым, который действует в форме включенного партнера;
  2. оказывать опосредованное влияние на игру через игровой материал, который взрослый предлагает ребенку.

В конце ХХ в. в структуре и содержании сюжетной игры детей дошкольного возраста произошли изменения, не в лучшую сторону. Игра детей стала непродолжительной, а  сюжеты игр – однообразными. Причинами этого можно назвать нарушение естественных способов передачи игровых умений от старших детей к младшим.

Современные работы, в которых рассматриваются вопросы организации сюжетной игры, основано на обогащении опыта ребенка и переводе его в условный план с помощью специально организованных взрослым игр. В результате игра перестает быть самостоятельной и внимание педагогов обращено на дидактическое содержание игры.

Существует и другой подход, например, авторы Н. Я. Михайленко и  Н. А.  Короткова предлагают методики передачи детям именно способов игры.

Для эффективной организации сюжетной игры взрослый не должен превышать свои полномочия, а  быть с  детьми на равных. Нормативным регулятором взаимодействия взрослого и ребенка в игре является условие выполнения взрослым игровых действий только в рамках своей роли. Взрослый может влиять на содержание сюжета и на последовательность игры  не в большей и не в меньшей степени, чем любой из играющих.

Взрослый может предложить детям поиграть, но точно также,  как  дети предлагают поиграть друг другу. Если же ребенок категорически не желает принимать участие в совместной игре – это не считается отклонением от нормы. Если  в психическом состоянии  ребенка присутствуют какие-либо проблемы, то насильственное включение в игру может нанести только вред.

Основные этапы сюжетной игры

Условно выделяют три этапа развития сюжетной игры.

Первый этап. Ребенок активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий, активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями, воспроизводит понравившееся условное игровое действие. Данный этап характерен для детей до 3-х лет, если же в деятельности ребенка старше 3-х лет отсутствует предметное замещение, и он использует предметы исключительно в соответствии с их функциональным назначением, то ребенок нуждается в повышенном внимании взрослого.

Второй этап связан с развитием и усложнением предметно-игровых действий и со становлением ролевого поведения. В целом основным элементом игры ребенка на этом этапе является роль. Роль выполняет двоякую функцию в игре. С одной стороны, вокруг выбранной ребенком роли, группируются игровые предметы и действия, с другой стороны – роль  создает условия для взаимодействия детей в игре. Данный этап развития игровой деятельности называется ролевая игра. Он характерен для возрастного периода от 3 до 5 лет.

Третий этап. Игра ребенка-дошкольника усложняется. Роль перестает выполнять основополагающее значение в игре. Основным компонентом игры является совокупность сюжетных комбинаций. Данный этап развития игровой деятельности можно назвать игрой – фантазированием. Основным элементом игры являются события, которые состоят из действий персонажей и событий, происходящих с ними.  Наибольший расцвет этого способа игры приходится на школьный возраст, его формирование происходит у детей 6-7 лет. Отмечено, что если первым этапом развития игры овладевают  практически все дети, то второй и третий этапы в неподходящих условиях, могут быть пропущены. Это может привести к серьезным нарушениям в развитии ребенка, так как каждый этап имеет свое значение.

Рассмотрим этапы формирования сюжетной игры подробнее.

Роль является более сложным компонентом детской игры, чем предметно-игровые действия, характерные для первого этапа игры.  На первом этапе развитие сюжета игры предопределяло наличие игровых предметов, дополненное полифункциональными материалами, научившись давать предметам свое собственное, игровое назначение, ребенок готов к тому, чтобы представить себя в игре кем-то другим. Роль, в отличии от цепочки предметно-игровых действий, представляет собой социальное образование и позволяет  ребенку создавать целостную игровую ситуацию. Например, если на первом этапе, ребенок, играющий доктора, будет лишь выполнять предметно-игровые действия с «медицинскими аксессуарами», то на втором этапе, «доктор», поедет к больному, выпишет лекарства и т.д. Большое значение для активизации игры имеет взаимодействие ролей в совместной игре детей. Тому же доктору, необходим больной, чтобы лечить, медсестра для помощи и т.д.

На следующем этапе, после ролевой игры, является форма игры – игра-фантазирование. Роль, как средство построения сюжета игры по степенно начинает сковывать ребенка. Сюжет становится более сложным, и основным структурным элементом в нем уже является не роль или несколько ролей, а сюжетное событие. Игра представляет  собой не только разнообразные ролевые действия, но и объединенную одним сюжетом структуру, в которой переплетены роли, события, происходящие с персонажами, игровые предметы и их организация. Необходимо предоставить ребенку средства и способы успешного развертывания сюжета и пояснения его другим детям в совместной игре.  Схема игры должна забирать замыслы играющих в единый сюжет, и в то же время не отвергать ни один из них. Этого можно добиться за счет того, что в осуществлении каждого сюжета, будет оставаться что-либо из предыдущих событий, это придаст игре определенную связность, и развитие сюжета станет понятным для всех играющих и более слаженным. Первоначально игру – фантазирование лучше проводить в отдельном помещении, в свободной и непринужденной обстановке. Материалом могут служить сюжеты хорошо известных детям сказок. Сначала необходимо пересказать сказку таким образом, чтобы каждый ребенок рассказывал только об одном событии, а продолжал уже другой ребенок.  После пересказа сказки, необходимо трансформировать ее, изменить сюжет. Задача взрослого заключается в том, чтобы напоминать и подсказывать трансформирование сюжета. Постепенно в игру можно включить реалистические элементы.

Проблемы, возникающие при развитии сюжетной игры.

Результаты исследований, показали, что большинство воспитателей дошкольных учреждений занимает авторитарную позицию по отношению к детям. В связи с этим возникают проблемы в построении совместной игры с ребенком. Данная проблема усугубляется еще и тем, что работа по формированию навыков, необходимых для реализации сюжетной игры, требует слишком много времени для того, чтобы, быть реализованной одним воспитателем.  

Существует два вида решения проблемы:

— формирование соответствующей предметно-игровой среды в детском саду в различных формах;

— привлечение к формированию игровых навыков у детей их родителей.  

В каждой группе детского сада имеются социально активные родители, которые могут поиграть не только со своим ребенком, но и с другими детьми. Для этого требуется только способность во время игры относиться к детям как равным, и наличие некоторых знаний, заключающихся в знакомстве с содержанием художественных произведений для детей.

 Необходимо заинтересовать родителей, доказать им серьезность и важность предполагаемой работы.

Практическая часть

Условия необходимые для развития сюжетной игры

Одним из важных условий активизации самостоятельной игры детей является обеспечение соответствующим игровым материалом, игрушками. Особенно большое значение игровой материал и его организация воспитателем имеют на этапах раннего и младшего дошкольного возраста, когда еще не внутренний замысел, а внешняя предметно-игровая среда в значительной мере стимулирует и поддерживает процесс самостоятельной игры детей. Более старшие дети в самостоятельной игре руководствуются уже внутренним замыслом и могут самостоятельно организовать необходимую игровую обстановку. Однако для поддержания самостоятельной игры и им необходимы сюжетные игрушки, а также разнообразные полифункциональные материалы, помогающие обозначить ту или иную игровую ситуацию. Для детей старшего дошкольного возраста условием активизации самостоятельной игры может стать специальная организация воспитателем подготовительного периода игры в непринужденной форме совместного с детьми придумывания разнообразных событий, связанных с привлекательной темой, что позволяет детям в последующей самостоятельной игре творчески развертывать новые содержания.
Как в совместной игре с детьми, так и при создании условий для их самостоятельной деятельности, совершенно недопустимы со стороны взрослого принуждение, навязывание тем, игровых ролей, формы игры (индивидуальной или совместной). У детей не должно возникать чувство, что в детском саду «надо играть, как велят, а не как хочешь».
В целом, в педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные составляющие: совместную игру воспитателя с детьми, в процессе которой формируются новые игровые умения, и самостоятельную детскую игру, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений. Важно понимать, что эти составляющие присутствуют на каждом возрастном этапе. Неправильно было бы считать, что в младшем дошкольном возрасте надо учить детей играть, а в старшем дошкольном возрасте они должны играть только самостоятельно.
На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

Другое дело, что с изменением возраста детей должна изменяться сама форма совместной игры воспитателя с ними и увеличиваться доля самостоятельной игры в рамках всего отведенного режимом времени на нее.

Создание условий для сюжетной игры.

На практике, чтобы провести сюжетную игру необходимо, обеспечить предметно-игровую среду игровым материалом: игрушки-персонажи и ролевые атрибуты; игрушки-предметы оперирования; маркеры игрового пространства. В  ДОУ остро стоит проблема обеспечения игровым материалом. Например, необходимо пополнить перечень игрушек-персонажей, игрушек-предметов оперирования, маркеров игрового пространства.

Кроме этого предметную игровую среду необходимо существенным образом менять, в соответствии с возрастом детей. Например, если в младшей группе сюжетообразующие наборы подробно обставлены, то в средней группе оборудование будет более мобильным.

Для успешного развития сюжетной игры  автор предполагает внести изменения в размещении материалов в групповом помещении, а именно изменить традиционное разделение на уголки. Вместо этого создать несколько зон: рабочую, спокойную, активную. Именно такое деление позволит оптимально разместить все материалы и оборудование внутри группы. Планируется пополнить предметно-игровую среду объемными напольными модулями, ширмами,  игрушками оперирования.

Также для того, чтобы не принуждать ребенка к игре, планируется применять партнерские, равноправные отношения, т.е. не заставлять ребенка насильно участвовать в игровой деятельности, а заинтересовать его происходящим вокруг.

       

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.