Проблемы раннего обучения детей: Вы точно человек? – Опасность, ошибки и проблемы раннего развития детей

Содержание

Доклад «Проблема раннего обучения детей. За и против» — Разное — Психологу

Проблема раннего обучения детей.

За и против.

ШЕХОВЦОВА ВЕРА ВЛАДИМИРОВНА,

учитель начальных классов МОУ гимназия № 6,

г. Волгоград

Содержание

Исторический анализ проблемы. 1

Отрицательные последствия раннего обучения. 2

Оптимальное время обучения 4

Исторический анализ проблемы.

Проблема раннего обучения детей возникла несколько десятилетий назад. Возникла эта проблема не только в нашей стране, но практически во всех странах Европы.

Практически все крупные учёные-педагоги, детские и педагогические психологи России, Европы, США и др. на протяжении последних двух столетий предупреждали о губительности пути искусственного ускорения, форсирования темпов детского развития. Они осознавали, что подобное ускорение, технически упрощая интеграцию детей во взрослое сообщество,

«социальную адаптацию» подрастающих поколений, способно стать тормозом на пути нормального психического развития ребёнка.

Проблема обучения шестилеток в школе, в частности, всплыла на волне обсуждения проекта реформы советской системы образования в 1984 году. Одним из немногих, кто публично выступил против раннего школьного старта детей – психолог Д.Б. Эльконин.

В психологии хорошо известно, что дошкольное детство является не подготовительным этапом к школьной (равно как и ко всей последующей) жизни, а самоценным возрастным периодом. В этот период закладываются основы человеческого в человеке — такие универсальные способности и свойства, как творческое воображение, образное мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность (умение управлять своим поведением), «социальные» эмоции и многие другие. Установлено, что их развитие (а его пик как раз и падает на 5-6 лет) протекает в рамках специфически «дошкольных» видов деятельности – игры, активного восприятия сказок, различных форм художественного творчества, конструирования и др.

В мире уже давно осознано, что наметившаяся тенденция перехода детей к школьному обучению с 6 лет породила проблему несоответствия психических особенностей ребенка 7-го года жизни и условий школьного обучения. Данный возраст характеризуется незавершённостью становления психических функций (произвольного внимания, опосредованного запоминания, воображения, логического мышления, эмоционально-волевой сферы и др.) и требует специальной работы, нацеленной на их развитие. В тоже время в соответствии с образовательной программой начальной школы к детям этого возраста предъявляются весьма жёсткие требования по освоению системы знаний в логике школьного обучения, что предлагает сформированность указанных функций. Следствиями этого несоответствия может выступать ранняя утрата учебной мотивации, разнообразные эмоциональные дисгармонии, возникновение защитных невротических реакций, перерастающих в устойчивые черты личности, «выученной беспомощности» и др.

Отрицательные последствия раннего обучения.

Развитие структур и систем мозга строго подчинено базисным нейробиологическим закономерностям, актуализирующимся в конкретных социальных условиях. Формирование психики ребенка непосредственно связано с темпами роста и созревания головного мозга. Частичное отклонение или нарушение в этом процессе приходит к осложнениям в психическом развитии.
Раннее обучение детей существенно обостряет проблемы школьников в усвоении знаний. Особенно это относится к мальчикам, у которых темпы созревания мозга медленнее, чем у девочек. Школьная программа рассчитана на определенный уровень развития функциональных возможностей организма, и ребенок не может начать усваивать знания до тех пор, пока его организм и, в первую очередь, ЦНС не будут готовы к этому процессу. Клинические наблюдения показывают, что при недоразвитии лобных долей мозга неизменно отмечается нарушение личностных компонентов.

Например, при раннем обучении ребенка (до 5-летнего возраста) цифрам и буквам может произойти искажение нормального онтогенеза. Реакция на раннее обучение может быть отсроченная и в дальнейшем проявится в различного рода эмоционально-личностных девиациях, склонности ребёнка к частным заболеваниям, аллергических явлениях, логоневрозе, дизартрии, тиках и навязчивых движениях.
Опережающая нагрузка на кортикальные отделы, которая неизбежна при обучению чтению, письму, счету, в силу своей энергоемкости истощает субкортикальные образования, которые, в свою очередь, завершили свое развитие и утратили пластичность и ресурсы для реадаптации (восстановления). Такой ребёнок на фоне высоких достижений в области литературы и математики демонстрирует несформированность элементарных навыков (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, резать хлеб..). ребенок зачитывает энциклопедию «до дыр», оставаясь при этом беспомощным в быту. Поэтому раннее обучение детей знакам, цифрам, счету и чтению может спровоцировать дизонтогенетическое развитие.
Для ребенка одинаково вредным является как опережение, так и запаздывание в развитии. Дело в том, что энергия мозга конечна в каждый конкретный период, а для развития той или другой моторной или психической функции эволюционно заложены определённые сроки. Раннее развитие мозга для этого отнимается у этой функции, которая в это время должна активно развиваться.
Психологами доказано, что образование малышей возможно только путем игры. Эффективность раннего обучения была официально признана еще в 70-х годах: маленькие дети по сравнению с более старшими обладают лучшей восприимчивостью — у них незашоренная психика, их можно, чему хочешь, научить.

Но те, кто это доказали, отлично понимали и особенности психики маленьких детей. Понимали, что обучать их можно только внутри игры. Вот почему воспитатели детских садов оказались традиционно более пригодными для обучения малышей, чем учителя.

При раннем обучении ребенка (до 5-летнего возраста) цифрам и буквам может произойти ис­кажение нормального онтогенеза. Реакция на раннее обуче­ние может быть отсроченной и в дальнейшем проявиться в различного рода эмоционально-личностных девиациях, склонности ребенка к частым заболеваниям, аллергических явлениях, логоневрозе (заикание), дизартрии (нарушение речи), тиках и навязчивых движениях. Опережающая нагруз­ка на кортикальные отделы мозга, неизбежная при обуче­нии чтению, письму, счету, в силу своей энергоемкости ис­тощает субкортикальные образования, которые в свою оче­редь, завершили свое развитие и утратили пластичность и ресурсы для реадаптации (восстановление). Такой ребенок на фоне высоких достижений в области литературы и мате­матики продемонстрирует несформированность элементар­ных навыков (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, резать хлеб и т.д.). Указанные автоматизмы дол­жны быть многократно воспроизведены, т.е. отперсевери-рованы. При условии опережающего обучения передних отделов мозга феномен персевераторного поведения зако­номерно не закрепляется. Такой ребенок зачитывает энцик­лопедию «до дыр», оставаясь при этом беспомощным в быту. Недопустимо раннее обучение детей знакам, цифрам, счету и чтению, так как это может спровоцировать дизонтогенети­ческое развитие!

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Оптимальное время начала обучения.

Другая точка зрения. Среди специалистов широко обсуждается вопрос об оптимальном времени начала обучения детей чтению. Родители также имеют разные точки зрения на эту проблему. Одни родители ратуют за раннее обучение, другие считают, что обучение чтению лучше отложить до тех пор, пока ребенок не пойдет в школу. В разное время знакомят детей и с буквами алфавита. Существует мнение, что, для того чтобы привить ребенку интерес к чему-либо, необходимо дождаться момента, когда он сам этим заинтересуется. В противном случае может произойти отторжение ребенком навязываемого предмета или действия. Когда ребенок начинает осваивать что-либо без особого интереса, впоследствии это может вызвать у него отвращение.

Хотя подобные суждения и имеют рациональное зерно, у них есть свои противники. Дело в том, что, ожидая проявления интереса ребенка к какому-либо действию, можно так его и не дождаться. А в случае обучения чтению этот процесс рано или поздно будет носить обязательный характер. Следовательно, отвращение к чтению при отсутствии интереса может возникнуть при любых сроках обучения.

Кроме того, многие уверены в том, что интерес можно сформировать, причем формирование интереса вовсе не обязательно будет носить принудительный характер. Родителям следует постараться ненавязчиво вызвать у ребенка заинтересованность в чем-то еще не известном ему, желание узнать это получше, возвращаться к заинтересовавшему предмету.
Специалисты все чаще высказываются о пользе раннего обучения чтению. Почему советуют учить детей читать как можно раньше? Дело в том, что особенности развития ребенка говорят в пользу того, что в четыре-пять лет ему легче научиться читать, чем в шести-семилетнем возрасте. Процесс обучения в дошкольном возрасте проходит проще и менее болезненно для ребёнка.

В пяти-шестилетнем возрасте не только каждые полгода, но и каждые два-три месяца очень существенны для развития детей. Шестилетки в целом принадлежат еще дошкольному миру. Эксперименты двадцатилетней давности по их обучению показали, что ребенок шести лет действительно способен усваивать учебный материал. Но при этом у него еще сохраняется острая потребность играть. Это ребенок играющий. Поэтому обучение шестилеток изначально задумывалось как обучение игровое.

   Массовая школа с такой психологической задачей справиться не смогла. В первую очередь к этому оказались не готовы учителя: невозможно, проработав в школе десять, двадцать, тридцать лет, вдруг на один год сменить профессиональную стратегию — переключиться с навыкового тренинга на игру. Поэтому шестилетки очень быстро оказались точно в таких же условиях, как и семилетние дети. Это не лучшим образом сказывается и на их здоровье, и на психологическом развитии.

.

Библиография

  1. Безруких М.М., Ефимова СП. Знаете ли вы своего ученика? М., 1991 г.

  2. Журнал. Школьный психолог, № 3, 1998 г.

  3. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996 г.

  4. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита развития с гиперактивностью. М.,
    2002 г.

Проблема раннего обучения детей | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Проблема раннего обучения детей.

За и против.

ШЕХОВЦОВА ВЕРА ВЛАДИМИРОВНА,
учитель начальных классов МОУ гимназия № 6,
г. Волгоград

Содержание

Исторический анализ проблемы. 1

Отрицательные последствия раннего обучения. 2

Оптимальное время обучения 4

Исторический анализ проблемы.
Проблема раннего обучения детей возникла несколько десятилетий назад. Возникла эта проблема не только в нашей стране, но практически во всех странах Европы.
Практически все крупные учёные-педагоги, детские и педагогические психологи России, Европы, США и др. на протяжении последних двух столетий предупреждали о губительности пути искусственного ускорения, форсирования темпов детского развития. Они осознавали, что подобное ускорение, технически упрощая интеграцию детей во взрослое сообщество,

«социальную адаптацию» подрастающих поколений, способно стать тормозом на пути нормального психического развития ребёнка.
Проблема обучения шестилеток в школе, в частности, всплыла на волне обсуждения проекта реформы советской системы образования в 1984 году. Одним из немногих, кто публично выступил против раннего школьного старта детей – психолог Д.Б. Эльконин.
В психологии хорошо известно, что дошкольное детство является не подготовительным этапом к школьной (равно как и ко всей последующей) жизни, а самоценным возрастным периодом. В этот период закладываются основы человеческого в человеке — такие универсальные способности и свойства, как творческое воображение, образное мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность (умение управлять своим поведением), «социальные» эмоции и многие другие. Установлено, ч

Статья (1 класс) по теме: «Актуальность, проблемы, стратегия раннего обучения».

«Актуальность, проблемы, стратегия раннего обучения».

Тюмина Н.В.

зам.директора по УВР, учитель начальных классов

МОУ «Начальная общеобразовательная школа №60»

        Дошкольный возраст – это «период первоначального фактического склада личности». Период дошкольного детства (как и период обучения в школе) включает в себя несколько этапов, начиная с раннего, 3-летнего возраста. Конечно, таких карапузов готовить к школе несколько преждевременно, но всего через пару лет они попадут под прицел предшкольного образования, и тогда… Короче, не опоздать бы, а с другой стороны- не перенапрячь бы не окрепший ещё интеллект, психику и физические возможности малышей. Главная задача, которую должно решать раннее обучение, где бы ребёнок его ни получал: в детском саду, дома, в группах при центрах развития – это не «натаскивание» для поступления в первый класс, а формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развивать любознательность, творческую активность и восприимчивость к миру.

        Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее воспитание у детей 5-7 лет качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью. Поэтому раннее обучение ребёнка старшего дошкольного возраста должно быть направлено на обогащение (амплификацию), а не на искусственное ускорение (акселерацию) развития.

        Обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности самого ребёнка. Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только играя самому. Также и способности у ребёнка формируются лишь тогда, когда он не пассивно включается в процесс деятельности, содержание и способы которой определяют процесс его психического развития.

        Подготовка к учебной деятельности – это не только развитие у ребёнка интеллектуальных способностей, но и духовных и физических сил, слабость которых является в настоящее время основной причиной неуспешности в школе. Период раннего обучения является трудным этапом в жизни ребёнка, требующим напряжения всех физиологических систем организма. Важно, чтобы к этому моменту ребёнок был развит соответственно возрасту по всем показателям. В тоже время усиливаются негативные тенденции, связанные с ранним обучением чтению, счёту, а иногда и письму. Это является следствием традиционного и, надо признать, некорректного взгляда на преемственность между детским садом и начальной школой, в соответствии с которым качество работы педагога определяется уровнем подготовки детей к обучению в школе именно в «предметном» аспекте. Разнообразие программ для дошкольных образовательных учреждений нередко мешает педагогам сориентироваться, что же необходимо 5-6 – летнему малышу знать и уметь для поступления в 1-й класс.

Идея раннего обучения пока далека от практического воплощения: нет ни единых требований, ни программ, ни документов, регулирующих финансирование, ни достаточного количества грамотных специалистов, ни материальной базы для введения гарантированного предшкольного образования по всей стране. В тоже время есть опыт отдельных школ и практика подготовки к школе в ДОУ; отдельные группы педагогов разрабатывают программы, учёные готовят пособия для детей. Однако единой стратегии, одобренной экспертами, пока нет. Прогнозируя развитие ситуации, считаю, что проще переучить воспитателей дошкольного образования: они лучше чувствуют детей этого возраста. А глубокое знание программы начальной школы им и не нужно, ибо ранняя предшкольная подготовка не должна копировать школу ни по содержанию, ни по форме.

Статья по логопедии на тему: Проблемы раннего обучения чтению

Проблемы раннего обучения чтению

Проблема раннего обучения чтению обсуждается уже на протяжении многих лет. Система раннего развития ребенка, в том числе и обучения чтению, должна иметь положительный эффект.

        Учение-это игра, которую необходимо завершить прежде, чем  ребенок успеет устать от нее. Главное, чтобы дети были «недокормленными» и вставали из-за «стола знаний» с ощущением постоянной жажды узнать и познать еще больше.

Известно, что чтение – это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознание буквы, ее связи с фонемой, слияния букв в слоги, слогов в слова. Качество чтения характеризуется способом чтения, его скоростью, правильностью, осмысленностью.

        Причины трудностей при обучении чтению

  • Педагогическая запущенность, которая вызвана форсированностью темпов обучения; многочисленными пропусками занятий; недостаточным контролем за усвоением знаний; пассивностью со стороны педагогов в оказании помощи детям; равнодушием семьи.
  • Предрасположенность, которая может быть длительное время в скрытой форме, но при неблагоприятных условиях выраженно «расцветает».

Многолетний опыт с детьми подтверждает, что чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положительных эмоций, реже возникают трудности.

        Для обучения чтению необходимо сформировать психологическую готовность.

При выборе методики обучения необходимо уточнить какой тип восприятия у ребенка является доминирующим – аналитический или синтетический, и только после этого строить работу с учетом этой особенности.

        Одни дети быстрее усваивают материал поэтапно с последующими синтезом, другие легче овладевают новым материалом глобально или полуглобально (слово, слог) и только потом выделают элементы: делят речевой поток на фразы, предложения –на слова, слова-на слоги, слоги-на звуки. Итогом работы является звуко-буквенный анализ.

        Таким образом, при обучении грамоте детей, имеющих речевые нарушения, ведущим  является аналитико-синтетический метод. Также необходимо уточнить, какой из анализаторов у детей функционально сильнее: зрительный, слуховой, кинестетический или тактильный. Учитывая компенсаторные, произносительные возможности  детей, педагог имеет возможность грамотно спланировать коррекционно-профилактическую работу в целом. Индивидуализируются как методы, так и темп обучения. Несоответствие  темпа подачи материала индивидуальному темпу усвоения приводит к неполноценному овладению навыками, тормозит процесс обучения, снижает у детей уверенность в своих силах, вызывает педагогическую запущенность.

        Помимо традиционных методов в процессе автоматизации звуков широко используется многократное проговаривание, чтение.

Упражнения

  • Выкладывание буквы из палочек помогает сформировать стабильный графический образ буквы
  • Сравнение сходных по написанию букв, выделение общих элементов предназначено для развития зрительно-пространственной ориентировки, помогает увидеть разницу в расположении букв, а также снижает количество оптических ошибок.
  • Обведение контура буквы пальцем
  • Дермолексия (рисуем буквы на ладони)
  • Тактильное опознавание буквы (игра «Чудесный мешочек»)

Трудности при выработке навыков слогослияния у детей с речевой патологией быстрее преодолеваются, если учитывать специфику обучения детей грамоте и произносительные возможности каждого ребенка в отдельности. Дети, имеющих речевые нарушения легче овладевают чтением обратных слогов, затем прямых. Не   задерживаясь на чтении слогов, переходим к чтению односложных слов с закрытым слогом. Далее вводится чтение 2-3- сложных слов с прямыми слогами, стечением согласных. В начале обучения чтению можно использовать дидактически игры: « Буквы ходят в гости», «Окошечки», затем слоговые таблицы Н. Зайцева.

У детей  с нарушением речи возникают трудности при  делении слов на слоги. Для преодоления этих трудностей используется различные задания:

  • Цветовая маркировка слогов
  • Деление слов на слоги с помощью вертикальных черточек
  • Игра «Телеграф»
  • Игра «Помоги Незнайке»
  • Преобразование слов путем смены одного слога.

При обучении чтению целесообразно использовать  книги с иллюстрациями, одноцветный или многоцветный текст, а также тексты, придуманные детьми к своим рисункам.

        Наиболее слабым звеном в развитии  устной и письменно речи ( при чтении) у детей с патологией речи является нарушение просодической стороны речи. Чтение таких детей монотонное, отсутствуют пунктуационные интонации и логические ударения. Для коррекции просодической стороны речи у детей используют диалоги.

Любые занятия важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны детям, доставляют им удовольствие. Это стимулирует        обучение, способствует успешности учащихся. При обучении важно дозировать объем материала, индивидуализировать темп его подачи, учитывать речевые особенности детей.

Раннее обучение иностранному языку: плюсы и минусы

В настоящее время проблема раннего обучения становится все более и более актуальной. Во многом, как нам кажется, это связано не столько с развитием педагогики и методики преподавания различных дисциплин и предметов, сколько с модными тенденциями и трендами среди родителей. Тем не менее проблема раннего обучения активно изучается и современными учеными: психологами, педагогами, методистами. Особенно много дискуссий вызывают проблемы раннего обучения детей иностранному языку. Может показаться, что данный вопрос довольно нов и только начал изучаться, однако если мы посмотрим историю развития педагогической мысли, то мы увидим, что проблемы раннего обучения иностранному языку рассматриваются уже несколько столетий.

Так, например, великий французский философ и педагог Жан-Жак Руссо в своем романе «Эмиль или О воспитании» следующим образом отзывается о раннем обучении иностранным языкам: «Иной будет удивлен, что я отношу изучение языков к числу вещей бесполезных в воспитании; но он не должен забывать, что я говорю здесь только о занятиях первоначального возраста; что бы там ни толковали, я не думаю, чтобы какой-нибудь ребенок — я не говорю о чудесах — мог до 12- или 15-летнего возраста действительно изучить два языка» [3, с. 74–75]. Далее он поясняет, что рассматривает изучение иностранного языка, как овладение иным образом мышления, в то время как у ребенка до указанного им возраста формируется мышление на родном языке. С его точки зрения формирование второй системы мышления в то время, когда еще не сформирована первая — не совсем логично, а порой — даже вредно.

Не мене интересны и рассуждения И. Г. Песталоцци о подводных камнях раннего обучения детей. В «Письмах учителю Петерсону» он предостерегает о возможных негативных последствиях раннего обучения, если оно будет строиться с нарушением законов внутреннего становления и развития ребенка. Он рассматривает раннее обучение, как одну из многих причин, «ведущих обычно к легкомыслию, своеволию и злости детей» [2, с. 9]. Его замечание о том, что «наиболее серьезный недостаток современного воспитания, несомненно, следующий: от детей требуют слишком многого, и притом таких вещей, который обладают лишь мнимой ценностью» [2, с. 13], высказанное в 1782 году, звучит необычайно актуально и сегодня. «Природа и правильное воспитание требуют созревания» [там же] считает он и предостерегает от преждевременного обучения словам и суждениям до того, как сами понятия сформируются в разуме и душе ребенка. Очень четко в своих «Письмах» он говорит и о первопричинах раннего обучения (желание родителей), а также о положительных результатах воспитания в соответствии с внутренним развитием ребенка «Я знаю, — говорит он, — что ребенок, которого воспитывают таким образом, не вызывает преждевременных восторгов у кумушек и предсказателей; но его спокойным созреванием всегда будут довольны внимательные родители, которые заботятся об истинном благе своих детей и думают об их дальнейшем будущем. Нет бòльшего несчастья для человека, чем когда его с ранних лет приучают к скороспелым суждениям и поспешной поверхностности в рассмотрении тех предметов, которые заслуживают длительного внимания» [2, с.14].

Какую же цель преследуют современные родители при выборе образования на ранней ступени развития их детей и насколько это необходимо самому ребенку? Думают ли родители о будущем своих детей или на первый план выходят их собственные амбиции и желания? В данной статье мы постарались сопоставить и сравнить цели и задачи раннего обучения иностранному языку с точки зрения родителей, их детей и специалистов педагогов и методистов, занимающихся ранним обучением.

Когда родители впервые сталкиваются с проблемой раннего обучения, то у них может возникнуть множество вопросов, например: «Насколько необходимо раннее обучение ребенка в целом? Когда лучше начинать изучать иностранный язык? Не будут ли это занятия слишком утомительными? Будет ли от них польза?».

Обращаясь к теории, мы пришли к выводу, что как в отечественной (С. И. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Ю. П. Азаров), так и в зарубежной психологии (Т.Элиот, Дж.Брунер, Б.Уайт, Р.Робертс,) есть данные о том, что в целом ребенок овладевает иностранным языком легче, чем взрослый. Длительность сенситивного периода характеризуется разными учеными по-разному Робертс и Пенфильд определяют его с 4 до 8 лет, Элиот — с 1,5 до 7 лет. Большинство исследователей сходится во мнении, начинать занятия по иностранному языку можно с детьми 3–10 лет, до 3 — бессмысленно, после 10 — бесполезно. Мы считаем, что «золотая середина» представляет собой промежуток от 5 до 8 лет, когда система родного языка уже достаточно хорошо усвоена ребенком, а к новому языку он может относиться сознательно.

Поэтому в основу нашего исследования лег именно этот возрастной промежуток. Естественно, что в данном возрасте именно решения родителей являются «векторными» в будущей жизни их детей. Зачастую современные родители опираются на некоторые критерии, влияющие на их решение в пользу обучения ИЯ.

Анализируя наши статистические данные, мы пришли к выводу, что для большинства родителей ведущими являются следующие мотивы:

—        перспективность с точки зрения будущей профессии ребенка, его месте в обществе;

—        социализация: изучая ИЯ ребенок общается с детьми, ИЯ даст ему бòльшие возможности для общения в будущем, расширит его горизонты;

—        присутствует и такая мотивация, как «мой ребенок самый умный, лучший», что зачастую приводит к завышенным требованиям к ребенку, несоответствие которым может снизить мотивацию ребенка как к изучению ИЯ, так и к учению в целом;

—        желание родителей реализовать свои не сбывшие желания и мечты. В данном случае родители ограничивают своего ребенка, не всегда учитывают его реальные возможности, мешают реализации его настоящего интереса и таланта, например, в рисовании или в музыке.

Однако давайте посмотрим на проблему с другой стороны, со стороны ребенка. Как же воспринимает занятия он сам? Чего ему хочется в свои 5–7 лет? Во-первых, нельзя забывать о том, что для ребенка в данном возрасте любое учение — это, прежде всего, познание мира. Любая деятельность ребенка в данном возрасте — это знакомство с окружающим миром. Это как новая игрушка, которую нужно разобрать, посмотреть, что внутри. Чем больше таких «игрушек» «запустить» в раннем возрасте, тем больше у него потом будет инструментов для общения с миром, что является очень важным для формирования мировоззрения человека.

Во-вторых, через познание окружающего мира происходит взросление, ребенок старается заполнить знаниями весь свой вакуум, который сможет в дальнейшем помочь ему в реализации себя, как нужной «ячейке» обществу.

В-третьих, ребенок с удовольствием изучает ИЯ в том случае, если ему это нравитсяи он чувствует, что изучения иностранного языка делает его немножечко особенным, не похожим на своих сверстников.

Среди специалистов, педагогов-теоретиков и практиков, мы нашли огромное количество аргументов, склоняющихся к пользе раннего обучения ИЯ.

Так, Ю. П. Азаров считает, что раннее обучение ИЯ способствует [1]:

—        развитию фонематического слуха, и дает непосредственно понятие о звуковом разнообразии мира;

—        развитию коммуникативных навыков и умению чётко излагать свои мысли;

—        не только более прочному и свободному практическому владению им, но и несёт в себе большой интеллектуальный и нравственный потенциал.

Таким образом, мы видим, что каждая из сторон образовательного процесса имеет свои причины для раннего обучения и, нам кажется, что наиболее эффективным образовательный процесс будет в том случае, если в процессе обучения мы сможем скоррелировать все эти мотивации.

Поэтому следующий наш вопрос: как правильно организовать занятия? Основная ошибка родителей (как, впрочем, и некоторых учителей) заключается в том, что они считают, что чем больше информации усваивает на уроке ребенок, тем они более эффективны. Однако первоочередной задачей должно стать формирование интереса к изучению языка.

Обучение должно учитывать интересы ребенка, а значит и быть построено в соответствии с тем, что ему нужно, а не с тем, как об этом думают родители или как удобно преподавателю.

Мы хотели бы предложить несколько рекомендаций, разработанных нами в процессе изучения вопроса:

1.      Ежедневно уделяйте по 10–15 минут занятиям, на которых ребёнок будет говорить на иностранном языке.

2.      Во время занятий делайте перерывы для подвижных игр, рисования или лепки. Главное, чтобы все игры должны быть связаны с освоением нового языка.

3.      Включайте в обучение дополнительные занятия, включающие в себя просмотры видео или рассказывание сказок.

4.      Просто беседуйте с ребёнком на языке, обсуждайте простые, понятные для него вещи, учите его выражать свою мысль, используя доступный для него языковой материал.

5.      Чередуйте занятия дома с занятиями на природе.

Наиболее предпочтительной формой обучения детей иностранному языку является игра, которая позволяет активизировать не только речемыслительную деятельность, но и сделать процесс обучения более интенсивным и занимательным. Кроме того, игра — это естественный путь познания окружающего мира в данном возрасте, наиболее естественная активность, вид деятельности. К тому же игра помогает решить еще две сложности, возникающие в процессе изучения ИЯ — необходимость многократного повторения изучаемого материала и необходимость создания условно-коммуникативных ситуаций, позволяющих формировать коммуникативную компетенцию детей. Именно в процессе игры детям легче всего учиться задавать вопросы и отвечать на них, формулировать запрос, учиться передавать информацию, выражать свои эмоции, свое мнение и т. п.

Поэтому основным умением учителя иностранного языка, который хочет работать с детьми дошкольного возраста является умение создавать ситуации с элементом неизвестного, например, с помощью загадок, поиска и нахождения различных предметов и заинтересовать этим детей. Можно пофантазировать, опираясь на жизненный опыт детей (что было бы, если бы мы сейчас попали в страну игрушек, в зоопарк, в сказку и т. д.), предложить детям сыграть роль какого-либо персонажа из учебника или из знакомых для них сказок. Дети в этом возрасте очень податливы и если суметь найти с ними общий язык, заинтересовать их, постоянно поддерживать их мотивацию (через поддержание интереса), то результаты могут быть очень впечатляющими.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что раннее обучение может быть как отрицательным, так и положительным фактором в дальнейшем развитии ребенка. Важно, чтобы оно соответствовало внутреннему психологическому развитию ребенка, а также было организовано в соответствии с его возрастными психологическими особенностями, чтобы оно не нарушало естественного хода вещей, но максимально использовало и активизировало возможности, которые предоставляет ребенку природа на каждом этапе его развития.

В заключении мы хотели бы добавить, что иногда родители сами становятся преградой в развитии талантов и способностей их детей, и раз уж мы говорим о раннем обучении ИЯ, то для ребенка оно не должно быть долгом, но прежде всего средством познания мира и удовольствием от расширения границ своего знания и своих возможностей.

 

Литература:

 

1.      Азаров Ю. П. Семейная педагогика. Серия «Мастер психологии». — СПб:Изд-во «Питер», 2011. — 400 с.

2.      Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т.2. — М.:Педагогика, 1981. — 416 с.

3.      Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения в 2-х томах. Том 1. Эмиль, или О воспитании. — М.:Педагогика, 1981. — 656 с.

Статья на тему: Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. А.И. ГЕРЦЕНА»

Институт детства

Кафедра                

Дошкольной педагогики

Реферат на тему

«Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста»

Выполнила:

Студентка 3 курса ЗО

Петрова А.В.

Группа ДО-4-14

Санкт – Петербург

2016

Дети должны считаться, по общепринятому мнению, счастьем и великим благом в жизни. Однако очень часто в повседневных реалиях можно встретить выбившихся из сил пап и мам. Радость от общения с собственным ребенком могут легко нарушить ошибки, совершаемые по неопытности молодыми родителями. 

Современным родителям приходится сталкиваться с множеством проблем, касающихся развития и воспитания детей раннего возраста.  Особо важно при рассмотрении проблем современных родителей выделить не только наиболее популярные и оглашаемые, но и глубинные, сопровождающие каждый день напоминанием о себе. Ранний возраст ребенка –от 1 года до 3 лет, поэтому будет составлен рейтинг, касательно детей этого возраста.

  1. Ребенок не говорит. Открыто огромное количество форумов и тем, топиков на данную тему, ниже изложены примеры.

2. Ребенок раннего возраста не ходит на горшок

3. Ребенок не спит днем.

 

4.Ребенок не слушается

5. Чувство вины перед ребенком. По мнению множества современных психологов, проблема чувства вины перед ребенком всплывает у каждого родителя, даже у того, кто прикладывает все усилия для его правильного воспитания и ухода.

Наиболее популярной и интересной проблемой является отсутствие разговорной речи у ребенка раннего возраста. Недоразвитие речи может усугубить упрямство, своеволие и истерические реакции малыша. Родители, замечающие отставание развития речи у ребенка обязательно должны обратиться к неврологу, при необходимости пройти обследование и начать лечение. С целью развития речь необходимо применение различных методик.  Рассмотрим некоторые из них.

Еще Павлов говорил об использовании мышечных ощущений, которые ведут от речевого органа к коре головного мозга. Так ребенок, повторяя мимику матери, начинает говорить. Но после семи месяцев имитация мимики у детей начинает ослабевать, поэтому в более старшем возрасте нужно искать другой путь. Было замечено, что развитие движений пальцев рук (которое не всегда совпадает с развитием общей моторики) всегда совпадает с речевым развитием. Когда отстает развитие моторики пальцев, отстает и развитие речи.

Особенное значение имеет период противопоставления большого пальца другим. Работу по тренировке детских пальчиков можно начинать с семи месяцев. При движениях пальцев левой руки будет развиваться правое полушарие мозга, а развитие левого полушария будет зависеть от подвижности пальчиков правой руки. Давайте малышу катать шарик из пластилина, купите ему крупные деревянные бусы.

После полутора лет можно давать более сложные задания:

-застегнуть пуговицу;

-завязать узел;

-шнуровать.

При определении содержания и приемов руководства речевыми играми и упражнениями следует учитывать детский опыт, так как дети 2 — 3 лет уже довольно много знают, видят, что является основой формирования самостоятельных действий и инициативных высказываний. Это обеспечивает положительную игровую мотивацию: дети с большим желанием говорят и действуют (кормят куклу, лошадку, разговаривают с ними так, как это видели в жизни).

Используются самые разнообразные приемы. Так, важное значение в рассматриваемом нами возрасте имеет образец построения предложения педагогом, но само предложение должно быть достаточно сложным, с использование наречий, союзов. Детям 2 — 3 лет удается уже повторить образец элементарного рассказа – описания. Способы действия с игрушками взрослый не только сам показывает детям, но и может предложить им придумать, как, например, можно успокоить зайца, что выбрать кукле, если будем угощать ее чаем, и т.д. Таким образом, вместе с развитием речи мы развивает у детей мыслительные операции, учим устанавливать простейшие связи (накормили зайца – он успокоился, пьем чай – нужна соответствующая посуда и т.д.). Все это крайне важно для формирования инициативности, элементарного творчества (перенос способов действий в самостоятельные игры).

Известно, что в возрасте 2-3 лет дети начинают лучше понимать обращенную к ним речь окружающих и соответственно реагировать. Тем более важно использовать в развитии речи и мышления такой прием, как вопросы, но они должны быть достаточно разнообразными. К сожалению, в практике нередко используются однотипные вопросы («что?», «кто?», «какой?») и дети легко на них отвечают, причем чаще всего одним словом. Чтобы научить их говорить предложениями, в том числе и более сложными, необходимо задавать соответствующие вопросы, например: «Почему заяц плачет?», «Зачем Петрушка просит мяч?» и др. Или, например, спросить не только кто пришел в гости к детям, но и откуда пришел, где живет (например, мишка), чем накормим мишку и т.д. Кстати, вопрос «чем?» очень важен, так как требует изменения формы слова (не просто «любит хлеб, морковку», а «покормим хлебом, морковкой»). Этому надо учить детей сразу с введением нового слова. Необходимо побуждать самих детей задавать вопросы, обращаться друг к другу: «Спроси у Тани, какая игрушка ей нравится, с кем она будет играть (укладывать или купать куклу)» и т.д. Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме.

Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.

С ребенком следует заниматься логопедическим массажем, играми на подражание, развитие слухового восприятия и т.п.

Собственные советы родителям, столкнувшимся с такой проблемой. В любой сложной ситуации, связанной с развитием речи ребенка, родителям следует оставаться в спокойном состоянии, сохранять понимание того, что ребенку необходима помощь. В первую очередь стоит обратиться к неврологу, который вызывает доверие у родителей.

Важно отметить, что интрига, интерес к игре и положительный настрой играют решающую роль в стремлении ребенка ознакомиться с новой информацией. Во время прогулок, совместного быта, необходимо как можно больше общаться с ребенком, не отвечать за него и побуждать обращение к себе. У ребенка должна быть сформирована положительная мотивация для занятий пальчиковой моторикой с предметами и без них. Еще одно необходимое условие — все игры должны сопровождаться речью, желательно стихами, которые в раннем возрасте запоминаются и воспринимаются легче.

«Проблемы раннего обучения детей чтению»

Проблема раннего обучения чтению дискутируется на протяжении многих лет, имеет как сторонников, так и противников. Система раннего развития ребенка, в том числе и обучения чтению, может и должна иметь положительный аспект, если смотреть на нее не как на рецепт «выращивания гениев», а как на одно из средств познания ребенком мира. Чтение – это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознание буквы, ее связи с фонемой (звуком), слияние букв в слоги, слогов в слова.

Причинами трудностей при обучению чтению являются:

1. Педагогическая запущенность

— форсированность темпов обучения;

— недостаточный контроль за усвоением знаний;

— равнодушием семьи и др.

2. Предрасположенность, которая может долго находиться в скрытой форме, но при неблагоприятных условиях «расцветает».

Чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше у него проблем с обучением в школе:

— буква, в отличие от звука, имеет постоянный образ, поэтому звуки легче автоматизировать через чтение в слогах, словах, фразе.

— развивается аналитико-синтетическая деятельность;

— уточняется, обогащается словарь, ребенок овладевает навыками словоизменения и словообразования;

— появляется уверенность в себе, исчезает негативное отношение к школе.

Сформировать стабильный, графический образ буквы помогает выкладывание буквы из палочек, ее преобразование в другую, наиболее целесообразным способом. Очень важным является развитие зрительно-пространственной ориентировки. Целесообразно проводить сравнение сходных по написанию букв, выделять общие элементы, учить видеть разницу в их расположении, что позволяет избежать смешения букв, снизит количество оптических ошибок. Эффективны приемы обведения контура буквы пальцем, приемы дермолексии (рисование буквы на ладони, тактильное опознание букв (из магнитной азбуки, наждачной бумаги). В процессе обучения чтению, особенно на первоначальных этапах, используются книги с иллюстрациями, одноцветный или многоцветный текст, а также тексты, придуманные самим ребенком к своим рисункам.

Помните, что многократное внимательное чтение однотипных слогов, предупреждает склонность детей читать по догадке.

Не забывайте вносить разнообразие в занятия с вашим ребенком. Используйте его любимую игрушку (куклу, мишку) в качестве еще одного » ученика», Устраивайте соревнования — кто быстрее прочитает тот или иной слог: вы, ваш ребенок или кукла (при этом сами поддавайтесь), а за куклу говорите сами.

Если ребенок  с трудом читает предложения, временно ограничьтесь чтением слогов и отдельных слов. Это не будет минусом для вашего ребенка. Наоборот, обеспечит успех ему в дальнейшем обучении.

Научившись читать  до школы, ребенок гораздо быстрее развивается, впитывая разнообразную информацию из книг, уличных вывесок, заголовков газет и т. д. И наконец, чтение — прекрасное занятие, отвлекающие ребенка от шалостей и  скук и дарящее его родителям свободное время.

Следует отметить, что в дошкольном возрасте, при обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах и т. д.) Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребенку, доставляют ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его успешности. И помните, «игра» должна заканчиваться раньше, чем ребенок успеет от нее устать, оставив за собой чувство «голода».

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о