Про осень занятия – План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему: Сценарий открытого занятия «Про Осень»

План-конспект воспитательного занятия на тему «золотая осень»

Конспект открытого занятия по теме «Золотая осень»

Цель:  закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

 Образовательные:

— закрепление  представлений и знаний о характерных признаках осени и осенних явлениях;

— уточнение, расширение и активизация словаря по теме: « Осень»;

-Закрепление умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы;

-Закрепление навыка образования прилагательного от существительного.

 Коррекционно-развивающие:

-Продолжение развития памяти, внимания, мышления, логику  через игры и игровые упражнения.

— коррекция артикуляционной, мелкой и  общей моторики, координации движений;

 Воспитательные:

— воспитание умения осознанно выполнять инструкции взрослого;

— формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности;

-воспитывать любовь и доброе отношение к природе.

Ход занятия:

Слушаем внимательно-начинается занятие

Очень тихо вы присели и работать захотели.

Руки? На месте! Ноги? На месте!

Локти? У края! Спина? Прямая!

Воспитатель: Сегодня у нас с вами не совсем обычное воспитательское занятие- сегодня к нам пришли гости. А тему нашего занятия вы узнаете, когда отгадаете загадки, а чтобы не забыть на них отгадки вы, ребята, будете записывать их на доске:

Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
— сентябрь –

Растут — зеленеют,
Упадут — пожелтеют,
Полежат — почернеют.
— листья —

***
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно …
— листопад —

Поле осенью промокло,

Но зато созрела свёкла.
А в сентябрьских садах
Много яблок на ветвях. .
Что к зиме мы собираем?
Как его мы называем? (

ОТВЕТ:

Урожай.

Осенью он часто нужен —
Если лупит дождь по лужам,
Если небо в черных тучах,
Он для нас помощник лучший.
Над собой его раскрой
И навес себе устрой!

ОТВЕТ:

Зонтик.

В сентябре и в октябре
Их так много во дворе!
Дождь прошел — оставил их,
Средних, маленьких, больших.

ОТВЕТ:

Лужи.

Пока дети — каждый в берете.
Повзрослели — шляпы надели. (Грибы)

Слезки капают из тучи –
Плачет мастер невезучий.
Хмурой осени художник —
Хлюпает по лужам…

(дождик)

Ранним утром во дворе
Лед улегся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает…

 (иней)

Это что за невидимка
Хлопает в саду калиткой,
На столе листает книжку,
Шорохом пугает мышку,

Сорвал с бабушки косынку,
Покачал в коляске Димку,
Поиграл листвой, поверьте!
Ну, конечно, это…

(ветер)

Дети: Осень.

Воспитатель-правильно-осень-тема нашего сегодняшнего занятия. А какой бывает осень? (ответы детей).

— А как вы думаете-почему осень обычно называют золотой? (ответы детей)

Правильно,потому, что желтый цвет осенних листьев очень походит на золотой.

Сейчас я вам раздам фрагменты картинок, из которых вы должны сложить одну целую картинку.

(складывают и в итоге получаются разноцветные листья).

Воспитатель: да, ребята, осень-это в первую очередь листопад.От каких слов происходит слово листопад? Что оно означает.

Игра «Различные листья»

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а как называются листья различных растений?

Лист березы- березовый лист        

Лист осины-…………………        

Лист дуба-………………….

Лист тополя-………………

Лист рябины……………….

Лист черемухи-………………

Лист клена-……………………

Лист калины-…………………

Лист смородины-…………….

Лист малины-…………………

Лист сливы-………………..

Воспитатель: Отлично. Вы справились с этим заданием и мне очень хочется вас похвалить за то, что говорили четко, внятно, интересно.

Физ. минутка «Листочки».

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на место свое сели.

Воспитатель: А как вы думаете по каким признакам и изменениям в природе можно судить о наступлении осени?

Ответы детей

Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни,
На дорогу упадет.

Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая куст малины,
В нитях белой паутины.

 Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река —

Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то
Ранним утром на поляны,
Лягут белые туманы.

А потом уж жди, не жди
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь

Значит, наступила осень. 

Осень прекрасное время года. Многие поэты, композиторы, художники посвящают ей свои произведения. И вы, ребята, тоже знаете стихи про осень? .Давайте их расскажем нашим гостям.

 — Осень удивляет всех изобилием красок, пышным убранством. Об осени можно сказать много красивых слов. А какие слова вы знаете об осени? Бросьте мне на ладошку (

игра «слово на ладошке»). Осень, какая?(ответы записываются на доске).

Воспитатель: Ребята, осень-любимое время года не только у поэтов и композиторов, но и у многих художников. Я предлагаю посмотреть вам несколько картин с изображением осени, на которых художники передали нам свое восхищение осенними красками и красотой осенней природы. Вы видите несколько картин с изображением осени.

Ребята- у нас в школе есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и поговорки. А вы хотите положить туда свои знания? (Да).

Воспитатель раздает разрезанные слова пословиц-дети должны их склеить,прочитать и объяснить смысл получившейся пословицы(работа в парах).

Пословицы

Коли ясно, то и осень прекрасна.

Осень идет, и дождь за собой ведет.

Красна весна цветами, а осень пирогами.

От осени к лету, поворота нету.

Лето со снопами, осень с пирогами.

Грибок в кузовок — зимой будет пирожок.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ваши ответы .

А сейчас прочитайте стихотворение «Осень», написанное на таблице.

Плакали ночью желтые клены,

Вспомнили клены, что были зелены.

С желтой березы тоже капало,

Значит, береза тоже плакала.

Воспитатель: Как вы думаете, почему плакала береза?

Дети: (Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки).

Итог  занятия:

Воспитатель: Я рада, что вы ,ребята, знаете так много об осени. Молодцы, вы старались, я довольна вами. Скажите- кому и что запомнилось и понравилось на занятии больше всего ? Я предлагаю оценить свои эмоции и настроение от занятия осенними листочками со смайликами-выбрать соответствующий вашему настроению и приклеить его на дерево.

А у меня для вас небольшой секрет: за вашу хорошую работу на занятии осень прислала вам посылочку, которую попросила передать вам.

Интегрированное занятие «Здравствуй Осень» — «Дошколёнок.ру»

Цель: Развитие устной речи детей в различных формах и видах игровой деятельности.

Программное содержание:

  • учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы;
  • развивать умение детей замечать изменения в природе, развивать логическое мышление;
  • упражнять в составлении рассказов по схеме;
  • закреплять умение детей рисовать нетрадиционным способом (печатание листвы поролоном).

Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы об осени, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций об осени, экскурсия в лес, рисование деревьев, наблюдения за изменениями в природе, беседы, заучивание стихотворений С. Маршака, А. Фета, разучивание народных примет, пословиц, пение песен.

Материал и оборудование: Атрибуты и декорации, костюмы, картинки,

Схемы-рассказа, корзина, корзина с яблоками, кленовые листья, трафареты листьев, кусочки поролона, гуашь, салфетки, альбомные листы с изображением дерева на каждого ребенка,2-зонта.

мяч.

Словарная работа: Активизировать в речи словесные формы за счет прилагательных обозначающие признаки предмета. Обогащать словарный запас словами и выражениями– золотая осень, пасмурная, величавая, разноцветная.

Методы и приёмы: Использование художественного слова, сюрпризных моментов, создание проблемных ситуаций, загадки, физминутка, Т. С. О. введение персонажа — «Осень», дидактические игры: «Ты листочек подними и о нем ты расскажи», «Погода осенью», «Осенние слова».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Труд», «Художественная литература», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Музыка».

 

Ход мероприятия

Звучит музыка – заходят дети.

Организационный момент:

Воспитатель: Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы мне подскажите, когда это бывает:

«Птицы стаями летят,

Грустно: дождь и листопад,

Ветер тучи в небе носит

Потому что это…

Дети: Осень.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно мне подсказали.

Посмотрите, сколько листьев, разных, разных, жёлтых, красных, оранжевых.

— Листья солнцем наливались

Листья солнцем пропитались,

Налились, отяжелели

И по ветру полетели.

— Я предлагаю поиграть в игру: «Ты листочек, подними и о нем ты расскажи, возьмите в руки по листочку и расскажите (о природных явлениях осени).

Дети: Например:

Листья на деревьях по желтели.

Часто идет дождь.

На улице похолодало.

Дни стали короче.

Птицы улетают в теплые кря.

Дует холодный ветер.

С деревьев падают листья, трава и цветы вянут.

Люди одеваются теплее.

Осенью собирают урожай.

Животные готовятся к зиме, утепляют свои жилища.

Дети собирают опавшие листья.

Осень в цвете золотом.

Осенью много овоще и фруктов.

(Листочки отдают воспитателю, а дети становятся в круг.)

Какой красивый букет у меня.

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру:

«Погода осенью» (мяч)

У меня разноцветный мяч, мяч осенний и волшебный,

Будет в руки вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

— Когда идет дождь — дождливая,

— Когда дует ветер – ветреная,

Холодно — холодная

Пасмурно — пасмурная

Сыро — сырая

Хмуро — хмурая

Ясно — ясная

Воспитатель: Спасибо, присаживайтесь на стульчики.

Беседа:

Воспитатель: Скажите, осень – это хорошо или плохо?

Дети: 1. Осень хорошо, можно бегать по листьям, и они под ногами очень смешно шуршат.

2. Осенью хорошо, все такое нарядное, жёлтое.

3. Осенью хорошо, потому что много овощей и фруктов.

Воспитатель: А что плохо?

Дети: 1. Осенью плохо, потому что много грязи под ногами, когда идут дожди.

2. Птицы улетают и больше не поют.

3. На улице нельзя много гулять, надо надевать теплую одежду.

Воспитатель: Значит осень — это хорошо и плохо одновременно.

Игра: «Осенние слова» (лист клена)

(Какие красивые слова вы знаете?)

Дети: Золотая, тёплая, ласковая, листопадная, хмурая, солнечная, пасмурная, яркая, звонкая, волшебная, сияющая, грустная, величавая, разноцветная.

Воспитатель: Мы многое сказали об осени, и по этим схемам составим свой рассказ.

(Рассказ.)

Ребенок: Осенью погода холодная, пасмурная, дождливая солнце за тучами прячется, ветер дует холодный. Птицы готовятся к зиме. Листья падают с деревьев, это явление называется листопадом. Люди одели теплые куртки, штаны, кофты, шапки, сапоги, варежки. Осень — чудесное время года.

Воспитатель: А ведь, правда без осени нам не прожить

Надо осень сюда поскорее впустить.

(Звучит музыка, входит осень.)

Осень:

Вы обо мне, а вот и я!

Привет осенний вам, друзья!

Вы рады встретиться со мной?

Вам нравится наряд лесной?

Осенние сады и парки

Как хороши мои подарки!

Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Осень!

Осень: Я пришла к вам не с пустыми руками, а волшебными зонтами. Правда, красивые?

Я хочу поиграть с вами в игру: «Солнышко и дождик».

(Девочки прячутся под яркий зонт, а мальчики под темный,во время игры расположение зонтиков меняется.)

Осень: Солнышко зовет всех на прогулку.

Дети: Смотрит солнышко в окошко (машут рукой).

Светит в нашу комнату (разводят руки в стороны).

Мы захлопали в ладоши (хлопают в ладоши).

Очень рады солнышку (кружатся).

Осень: — А теперь побегаем! (дети разбегаются)

— Посмотрите, дождик пошёл!

Скорей домой!

(дети под зонтики) ТСО (дождик)

Дети: Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай не жалей,

Только нас не замочи

Зря в окошко не стучи.

Осень: — Выгляньте в окошко, солнышко светит!

Нет дождя! Выходите гулять! (2 раза)

(игра повторяется 2 раза)

— (садятся на стульчики)

(Голос «Дерева» — грамзапись.)

Как обидно.

Осень длинной тонкой кистью.

Перекрасила все листья

Красный, желтый, золотой

Как хорош ты лист цветной

 

А ветер, щеки толстые

Надул, надул, надул

И на деревья пестрые

Подул, подул, подул

 

Красный, желтый, золотой

Облетел весь лист лесной

Как обидно, как обидно, как обидно

Листьев нет лишь ветки видно.

И. Михайлова.

 

Пальчиковая игра: «Дерево»

Воспитатель: Наши деревья все лето стояли в зеленом наряде. Но с приходом осени все в природе меняется, животные поменяли свои шубки, люди одели теплые куртки. И мы должны одеть наши деревца в разноцветный наряд.

Оденем наши деревца?

Дети: Да.

Воспитатель: — Проходите за столы.

Перед вами на столах деревья, ждут вашей помощи, просят чтобы вы переодели их.

У каждого из вас стоит чашка с краской, трафарет лист-берёзы, и кусочек поролона.

Чтобы ее нарядить нужно обмакнуть кусочек поролона в краску.

А чтобы не было много краски, лишнюю краску убирать о чистый лист бумаги.

А теперь прикладываем трафарет к самой верхней веточке березы и печатаем поролоном.

Когда верхняя веточка будет заполнена, переходите на нижнюю веточку и т.д.

Приступайте к работе. (Дети выполняют работу.)

Воспитатель: Молодцы! Красивые деревья у вас получились. А теперь давайте сделаем из наших деревьев целый осенний лес.

(Дорисовать солнце, облака.)

Осень: Какой красивый получился у нас осенний лес.

Природа дарит деревьям разные краски, много листьев на земле, можно пошуршать, поиграть.

— Но пришло время нам прощаться

А на прощанье вам дарю корзину с яблоками.

Угощайтесь ребята!

До свидания!

(Дарит корзину с яблоками.)

Дети: До свидания!

Воспитатель: Спасибо, Осень!

Итог: Ребята, а кто к нам в гости приходил?

А что просила Осень сделать?

Вам понравился наш осенний лес?

Воспитатель: Спасибо ребята, и вы мне понравились.

Хорошо и правильно отвечали.

Давайте скажем до свидания нашему осеннему лесу.

План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему: Сценарий открытого занятия «Про Осень»

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад

№ 33 «Радуга»

ПРО ОСЕНЬ

(непосредственно образовательная деятельность)

примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство», образовательная область «Познавательное развитие»,

средняя  группа.

Номинация: «развивающая образовательная ситуация»

Щербакова Н.Н., воспитатель

МАДОУ«Центр развития ребенка

 – детский сад № 33 «Радуга»

Губкин, 2014

ПРО ОСЕНЬ

(непосредственно образовательная деятельность)

Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство», образовательная область «Познавательное развитие»,

средняя группа.

Щербакова Н.Н., воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребенка

 – детский сад № 33«Радуга»

Программное содержание:

  1. формировать элементарные экологические знания, доступные пониманию ребенка;  расширять представления прежде всего как средство становления осознанно-правильного отношения к природе;
  2. развивать речь и познавательный интерес к миру природы;
  3. воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Материал и оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, настольный театр (куклы — зайчик, белочка, медведь), выставка детских рисунков на тему: «Осень в городе», макеты деревьев, фрукты и овощи (муляжи), разносы, грецкие орехи, грибы, сухие листья и трава, мох,  имитация зимних домиков животных, шаблоны —  листочки клёна   для раскрашивания, кисточки, клеёнки, баночки с водой, салфетки по количеству детей.

Ход мероприятия:

Слайдовая заставка «Осенний лес», возле сцены деревья с осенними листьями (макеты) , под деревом корзина с фруктами и овощами; выставка детских рисунков «Осень в городе».

Дети с воспитателем заходят музыкальный зал, рассматривают, как он украшен.

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите, как красиво в нашем зале! Что он вам напоминает?

Дети:

-Мы попали на лесную поляну.

Воспитатель: 

Это не просто лесная поляна, а сказочная и мы сейчас это увидим.

Настольный театр.

Воспитатель:

 -Жил был зайчик. Проснулся он с утра и собрался гулять. Идёт по дорожке, а навстречу ему белочка:

-«Белочка! Пойдём гулять! » — предложил ей зайчик.

-«Ты что зайчик! Некогда мне гулять! Осень ведь наступила! »

Не понял зайчик, идёт он дальше. Навстречу ему ёжик.

-«Ёжик! Пойдём гулять! » — предлагает опять зайчик.

-«Да что ты, зайчик! Разве есть время просто гулять. Сейчас осень, надо к зиме готовиться!

Расстроился зайчик, но дальше пошёл. Навстречу ему медведь.

-«Миша! Пойдём гулять! » — предложил и ему зайчик.

-Заяц! Ты что, некогда мне гулять.  Сейчас осень, а значит надо к зимней спячке готовится!

Совсем расстроился зайчик, все говорят осень да осень! Не знал он, что такое осень, потому что родился весной.

Просит зайчик ребят:

 -Что такое осень? Совсем я не знаю! Помогите, объясните, расскажите, что такое осень! »

Воспитатель:

-Давайте поможем зайчику узнать, что такое осень? Ребята, как нам это сделать? (С помощью чего мы можем рассказать ему об осени?)

 Дети:

(предлагают рассказать стихи, которые они учили к празднику, показать рисунки, поиграть)

1-ый ребенок:

Осень всё позолотила,

Золотое всё кругом,

И берёзы и осины

Золотым горят огнём!

2-ой ребенок:        

По дорожке золотистой

Осень тихо в сад вошла.

Груш и яблок нам душистых

Много-много принесла.

Ходит с краской золотою,

Ходит с тучкой дождевою,

С колосками спелыми,

И с грибами белыми!

-А как же нам ещё помочь Зайчику узнать про осень. Стихотворения мы рассказали. Что же ещё нам поможет рассказать об осени?

Дети: 

-Выставка наших рисунков.

Воспитатель:

-Правильно!  Предлагаю показать ему наши рисунки.  И на всех картинах Зайчик может увидеть и услышать из ваших рассказов, что же происходит с природой в нашем родном городе с наступлением осени.

(Воспитатель с детьми обсуждают рисунки, рассматривают , что на них изображено, какое место в городе, кто).

Воспитатель:

-Как же надо одеваться осенью?

Дети: Нужно одевать сапожки, пальто, куртки, штаны, шапочки.

Воспитатель:

-Правильно, а почему?

Дети: Потому что с приходом осени на улице стало холодно.

Воспитатель:

 -Конечно, потому что осенью становится холоднее.

Воспитатель:

 -А как изменилась листва на деревьях?

Дети: На деревьях листва изменила цвет и стала желтая, оранжевая, красная.

Зайчик: Ой, как мне нравится оранжевый цвет, он мой любимый. Оказывается только осенью его больше всего в природе!

Воспитатель:

—  Предлагаю пройти в нашу изостудию и раскрасить листики. Сейчас мы покажем зайчику как можно при помощи других красок получить оранжевый цвет. Как вы думаете, ребята, какие краски нам нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Сейчас мы попробуем.

(На столах заготовлены шаблоны кленовых листиков. При смешивании двух красок желтой и красной, дети получают оранжевый цвет и раскрашивают листочки.)

Воспитатель:

— Какие красивые листочки у нас получились, а какого они цвета?

Дети: Листочки получились оранжевые!

Воспитатель:

-Это цвет осени. А что ещё может быть такого цвета?

Дети называют предметы.

Воспитатель: 

Пусть листочки высыхают, они нам еще понадобятся!

А какого цвета небо осенью?

Ответы детей: серое, много туч на небе ходит.

Воспитатель: 

-Кто нарисовал такую хмурую осень?

(Автор рисунка находит свой, где идёт дождик, и рассказывает о погоде)

Осень – грустная пора

Вот и дождь идёт с утра,

По стеклу дождинки

Сбегают как слезинки

Воспитатель: 

— Осень приносит с собой холодные дожди. А если на улице идёт дождь, то погода, какая?

Дети:

 -Если на улице идёт дождь, то погода дождливая.

Воспитатель: 

-После дождя на улице как?

Дети: 

-После дождя на улице сыро.

Воспитатель: 

-Значит погода какая?

Дети: 

-После дождя на улице сырая погода.

Воспитатель: 

-А какое настроение у нас, когда идёт дождь?

Дети: 

— Настроение грустное, тоскливое.

Мимичекие упражнения:

Воспитатель:

 -Покажите, какое лицо у нас, когда мы грустим? (брови нахмурены, уголки губ опущены вниз).

-А если выглянет солнышко, какое у нас настроение?

Дети: 

-Тогда настроение весёлое, радостное (любуются солнышком, ротик улыбается).

Воспитатель:

— Ребята, посмотрите внимательней, а вот рисунок (Антона) О чём он  может рассказать зайчику? О каких приметах осени?

Дети: 

-Часто дует холодный ветер.

Воспитатель: 

— Что ветер умеет делать?

Дети: 

-Ветер воет, свистит, шумит, гудит.

Воспитатель: 

-Если на улице ветер, то погода, какая?

Дети: 

-Если на улице ветер, то погода ветреная.

Воспитатель:

-А как может дуть ветер?  

Дети: Ветер может дуть сильно, слабо, резко.

Дыхательная гимнастика

Воспитатель:

— Давайте подуем как сильный ветер, а теперь как слабый, а теперь ветер будет резко меняться (то сильный, то слабый).

Физкультминутка

Ветер северный подул: «с-с-с-с».

И все листья с клёна сдул (дети берут для игры свои листочки, которые раскрашивали)

Полетели, закружились,

И на землю опустились.

(Дети вместе с листочками имитируют движения и кладут их на столы)

Дождик стал по ним стучать

«кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (постучать пальцем по листочку на столе) 

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил (постучать кулаками)

Снег потом припорошил (плавные движения руками вперёд-назад) 

Одеялом их накрыл (ладони прижать к столу). 

Ветер снова вдруг подул

И листочки с веток сдул. (Бегают, помахивая листьями)

Все листочки полетели ( Подбрасывают вверх)

И на землю тихо сели.

Воспитатель:

Так  деревья готовятся к зиме.

-Ребята, но ведь осень приходит к нам не только с ветрами и дождями, она приготовила нам и подарки! Давайте расскажем Зайчику о них. Кто догадался о чём идёт речь?

Дети:

-Подарки осени — это овощи и фрукты.

Воспитатель:

— На нашей поляне фрукты и овощи перемешались в одной корзине. Чего больше ребята, фруктов или овощей? А как нам это проверить?

Дети:

 -Их нужно посчитать.

Воспитатель:

— Правильно, можно посчитать. А ещё можно найти пары. Каждому овощу найдём фрукт, и тогда ответим на вопрос.

(Дети выбирают по одному предмету из корзины и объединяются в пары, делают вывод о том, что овощей больше, так как одному ребёнку, выбравшему морковь не хватило пары).

-Молодцы, овощей больше! Вот мы и выяснили. Давайте теперь овощи и фрукты посчитаем и разложим на разные разносы.

-Ребята, так когда же люди делают запасы овощей и фруктов?

Дети:

-Осенью, когда всё созревает и можно делать запасы на зиму, потому что зимой их не будет, а человеку нужно кушать витамины, чтобы не болеть. Витамины — полезные вещества, содержатся в овощах и фруктах, которые нам дарит осень и др.

Воспитатель:

— Но не только деревья и люди готовятся к зиме! Ребята, как вы думаете, почему белочка, ежик и медведь не стали с зайчиком играть?

Дети: 

— Они тоже к зиме готовятся.

Воспитатель: 

-А что именно они делают мы сейчас зайчику покажем и расскажем.

В игровом центре  игрушки зверей (белка, ежик, медведь)

Дети делятся на три группы:

1гр. Подходят к белочке и из уголка природы приносят все, что запасает она на зиму: грибы, ягоды, семена растений, сухую траву, лесные орехи, желуди и т.д. Называют всё, что выбрали.

Воспитатель:

-Ребята, как вы думаете, почему белочке нужно так много запасов?

Дети:

— Потому что она зимой не спит.

 2 гр. ежик (грибы, яблоки, сухие листья, мох, готовит глубокую норку и закрывает ее на зиму — демонстрируют).

3 гр. медведь (все для изготовления берлоги: сено, мох. Медведь выстилает свою берлогу в расщелине  упавшего сухого дерева — демонстрируют).

Зайка: 

— Спасибо вам, ребята. Я понял, что такое осень и почему лесным зверям некогда со мной играть!

Рефлексия:

Воспитатель:

— Поиграй с нами , Зайчик, ещё лучше запомнишь всё, что тебе сегодня про осень рассказали. Я буду вас спрашивать, а вы отвечать да или нет.

Хоровые ответы детей.

Осенью цветут цветы? (Да)

Осенью растут грибы? (Да)

Тучки солнце закрывают? (Да)

Колючий ветер прилетает? (Да)

Туманы осенью плывут? (Да)

А букашки прилетают? (Нет)

Звери норки закрывают? (Да)

Урожай все собирают? (Да)

Птичьи стаи улетают? (Да)

Часто-часто льют дожди? (Да)

Достаем ли сапоги? (Да)

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать? (Нет)

Ну а что же надо делать,

Куртки, шапки надевать? (Да)

Воспитатель:

 — Молодцы. А давайте мы Зайку возьмём с собой на прогулку и покажем наш участок осенью. Дети соглашаются продолжить общение с героем на прогулке.

Открытое занятие «Золотая осень»

МБОУ «Манжерокская СОШ» дошкольная группа «Дошколёнок»

Конспект открытого занятия

Познавательно – исследовательская деятельность

Методическое объединение.

Тема занятия:

« Когда приходит

Золотая осень! »

Провела воспитатель: Доронина Е.Н.

Категория: высшая, педстаж 36лет

С. Манжерок 2015 год

Методическое объединение.

Тема занятия: « Когда приходит Золотая осень! »

Познавательно – исследовательская деятельность

МБОУ «Манжерокская СОШ»

группа « Дошколёнок»

Цели:

1. Расширить представления детей о характерных признаках осени, осенних явлениях и дарах осени.

Задачи:

1. Закреплять умения понимать смысл и отгадывать загадки.

2. Развивать социальные навыки: умение работать в группе.

2. Учить узнавать фрукты и овощи по запаху.

3. Развивать зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.

4. Уточнить знания о съедобных и ядовитых грибах.

Предварительная работа:

1. Наблюдения за изменениями в природе в осенний период. Рассматривание иллюстраций.

2. Экскурсии в осенний лес. Беседы по теме.

3. Чтение рассказов, заучивание стихов, загадок, пословиц, народных примет.

4. Опыты с водой, песком, листопадом.

5. Тематические занятия по ИЗО и лепке.

Дети заходят в зал, здороваются с гостями. Садятся на места.

В: Пошла по лугам,

По  лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима!

В: Кто предупреждает нас…?

Дети: Осень.

В: Мы сегодня поговорим про осень. Осень бывает разная, говорят даже, что на самом деле есть две осени. Одна — осень радостная, яркая, богатая урожаем, её ещё называют «Золотой», а другая — грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, поникшей, опадающей листвой, холодными ветрами, ночными заморозками, первым снегом. Этот период года зовут в России поздней осенью.

Первую, золотую, любят за ясные дни, за красоту лесов, писаных золотой и багряной краской. Днём ещё тепло и солнце посылает на землю прощально – нежные лучи.

Ребята, вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите какие осенние месяцы вы знаете?

(ответы детей)

В старину месяца называли:

Сентябрь – рябинник, почему? потому что в это время появляется рябина.

Октябрь – листопадник, почему? потому что опадают листья.

Ноябрь – зимник, почему? становится холодно, как зимой.

В: Что происходит с природой осенью, назовите приметы осени?

Листья разного цвета; листопад; птицы улетают в тёплые края; убирают урожай; дни становятся короче, а ночи длиннее; люди одеваются тепло; солнце; дождь…и т.д.

Ребята, я приглашаю вас в путешествие в сказочный осенний лес!

Полетим мы на ковре самолете, но в полет приглашаются только трудолюбивые дети, кто помогал взрослым убирать урожай, я сейчас узнаю, давай те выберем капитана нашего судна «ковра – самолёта».

Считалка:

За горами, за лесами,

За железными столбами.

На пригорке теремок.

На двери висит замок.

Ты за ключиком сходи

И замочек отопри.

Капитан занимает своё место.

В: (дотронуться осенним листочком)

1. Здесь весною было пусто, летом выросла…капуста.

2. Солнышко светило, чтоб ярче зеленел …укроп.

3. Собираем мы в лукошко очень крупную…картошку.

4. От дождя земля намокла, вылезай толстушка…свёкла.

5. Из земли – за чуб плутовку! Тянем сочную…морковку.

6. Надо поклониться низко, чтобы вытащить…редиску.

7. Помогает деду внук, собирает с грядок …лук.

8. Вот зелёный толстячок – крупный гладкий …кабачок.

9. И красавец великан тёмно – синий …баклажан.

Вот и всё! Хоть и устали, Урожай мы весь собрали!

Можем отправляться. ( занимаем места на ковре самолете)

Сюрпризный момент: Музыкальная шкатулка. Достаём.

Игра: « Узнай по запаху!» ( лимон, чеснок, лук.)

Молодцы полетели:

Песня про осень 1 куплет.

Мы пролетаем выше дождевых облаков.

Кто может сказать. Какая погода бывает осенью?

— Когда идет дождь- дождливая,

-Когда дует ветер – ветреная,

-Холодно – холодная,

-Пасмурно – пасмурная,

— Сыро – сырая,

-Хмуро – хмурая,

-Ясно – ясная.

Ребята, как можно узнать, какая погода нас ожидает сегодня? (Послушать по телевизору, посмотреть на термометр) молодцы.

На борту ковра – самолёта предлагаются прохладительные напитки: дети выбирают проговаривают.

Яблочный, грушевый, персиковый, вишнёвый, сливовый, абрикосовый, виноградный, апельсиновый, мандариновый, гранатовый, банановый, лимонный.

В: Обращает внимание детей на прозрачные мензурки с молоком, соком и водой.

Посмотрите ребята, что вы видите?

Одним словом – жидкости.

Одинаковые или разные? Чем похожи? Чем отличаются? Зачем нужны?

Прозрачные или нет? Имеют цвет, запах и т.д.

Прилетели в волшебный лес. Танец с листочками.

В: Приглашает отдохнуть на пенёчках. (стульчиках)

Что же здесь под листочками? ( дети находят картинки грибов)

Рассказы детей про грибы

В: Давайте вспомним считалку про грибы:

Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчики гулять,

Этот пальчик в лес пошёл, (начинать с мезинца )

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал

А вот этот только ел, оттого и потолстел.

Наши дети умеют собирать грибы….танец с корзинками.

Пора возвращаться. Дети садятся на ковёр.

Итог занятия.

В: Вам понравилось наше путешествие.

Вы тоже меня порадовали. Пора возвращаться. Садятся на ковёр – самолёт.

Вот мы снова в нашей группе.

До следующих путешествий.

1. Учить  детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.

2. Закрепить навык образования прилагательного от существительного. Совершенствовать грамматический строй речи.

Как на нашей грядке

Выросли загадки,

Красные и круглые,

Вот такие крупные.

Как на нашей грядке

Выросли загадки,

Длинные, зелёные,

А зимой солёные.

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли пол мешка.

Скинули с Егорушки

Золотые пёрышки –

Заставил Егорушка

Плакать всех без горюшка.

Что копали из земли,

Жарили, варили,

Что в золе мы испекли,

Ели и хвалили?

Круглый, красный и пузатый,

Он знаком нам всем ребята.

Сидит девица в темнице,

А коса на улице.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *