Приучение ребенка к горшку — видео и советы доктора Комаровского
Большинство современных психологов утверждают, что дети нового поколения рождаются очень смышлеными. По их словам, малыши уже на первом месяце жизни начинают проситься на горшок. Услышав подобные заявления, молодые мамочки убеждают себя и других, что они-то уж точно приучат ребенка к горшку с первого раза. В итоге малыш постоянно слышит назойливое «пись-пись», проводит на горшке большую часть своего дня. И вот оно, чудо! Ребенок начинает проситься на горшок! А через месяц другой этот же послушный и одаренный кроха снова начинает пачкать штанишки, приводя в недоумение своего упорного учителя – маму. И в этот момент родители начинают понимать, что проблема вышла из-под контроля, и нужно искать новый подход к приучению ребенка к горшку. Но что думает по этому поводу украинский доктор Комаровский? Когда, по его мнению, стоит приучать ребенка к горшку?
Рецидив или кто виноват
Если применять такой подход к делу, то немного повзрослевший малыш, скорее всего начнет бастовать. Ходить в туалет по команде ему надоест, и он будет всячески этому сопротивляться. В итоге мамы вновь столкнуться с проблемой мокрых штанов, а приучение к горшку придется начать заново. Поэтому приучение к горшку Комаровский советует начинать только в момент, когда кроха сможет делать это осмысленно.
Приучение к горшку – советует доктор Комаровский
Знаменитый детский врач Евгений Олегович Комаровский призывает молодых мам не спешить с приучением к горшку. Этого же мнения придерживаются и многие педиатры. Они в один голос говорят о том, что раннее приучение оказывает губительное влияние, как на психику малыша, так и на нервную систему взрослых.
Сегодня специалисты приводят значения оптимального среднего возраста для приучения к горшку – это 1 год и 6 месяцев. Однако это совсем не означает того, что до этого возраста вы должны водить малыша в подгузнике, или он должен постоянно сидеть в мокрых штанах. Непринужденные высаживания на горшок можно делать и в более раннем возрасте, только не стоит «дрессировать» малыша и переламывать его естественное сопротивление данному процессу. Даже если вы с полугода приучили кроху ходить на горшок (по команде), будьте готовы к рецидиву. И не стоит в этот момент злиться на малыша и ругать его, так вы только усугубите ситуацию.
Кроме возрастных показателей следует обратить свое внимание и на такие моменты:
- Малыш должен понимать, что значат слова «какать» и «писать».
- Кроха должен научиться терпеть не ходить в туалет по маленькому хотя бы 2 часа.
- Ребенку должно быть не комфортно в испачканных штанишках.
- Малыш должен знать свои части тела.
Ребенок на горшке – основные правила приучения
Задумываясь над вопросом, когда приучать своего ребенка к горшку, стоит усвоить, что процесс обучения должен быть систематическим. Начинать приучение лучше в теплое время года, когда на малыше находится минимум одежды.
Предлагать горшок лучше сразу после еды или как только малыш проснется. Перед этим не лишним будет познакомить кроху с этим предметом и объяснить ему, а лучше даже наглядно показать, для чего он нужен. Если малыш сходил на горшок, обязательно похвалите его. А если вышла «осечка», не ругайте. Неплохо будет выработать и определенный режим. Встал с утра – на горшок, собираетесь гулять – на горшок, ложитесь спать – на горшок.
Не позволяйте ребенку подолгу сидеть на горшке. Это может вызвать проблемы со здоровьем (геморрой).
Ночь без подгузника
Подгузники стали незаменимы в повседневной жизни современных мам и малышей. Однако их явная польза иногда может быть омрачена такими недостатками, как отсутствие «проветривания» попы крохи. В итоге можно получить сильное раздражение кожи и дискомфорт. И если днем мама может позволить своему чаду пребывание без памперсов, то ночью на такой подвиг способны далеко не все. Ведь маленькие дети ходят в туалет довольно часто, а ночные смены белья негативно сказываются на самочувствии и мамы и ребенка. Но рано или поздно наступает момент, когда от ночных подгузников пора отказываться. Делать это лучше всего в теплое время года или когда у вас дома тепло. Оптимальный вариант отвыкания, это когда малыш уже начинает сам проситься на горшок днем. Скорее всего, захотев пописать ночью, он проснется. А вам останется только лишь понять, с чем связано его пробуждение и посадить его на горшок.
Почему малыш не ходит на горшок
Иногда встречаются дети, которые упорно не хотят ходить на горшок, даже будучи достаточно взрослыми (3 года и более). В этом случае вы должны обязательно проконсультироваться со специалистом. Поскольку это может свидетельствовать о наличии какого-либо заболевания. Чаще всего у детей диагностируется цистит. Однако недержание мочи может быть вызвано следующими причинами:
- наследственность;
- незрелость психологического состояния;
- травмы;
- задержка развития;
- неврологические болезни;
- инфекционное поражение мочевыводящих путей.
Приучить малыша к горшку бывает довольно сложно. Но если проявить терпение, заботу и немного упорства, то данный процесс пройдет на положительной ноте. Помните, кроха обязательно научится ходить на горшок. И в данном случае уместно утверждение – «лучше поздно, чем рано».
Всяк малышок знай свой горшок!
Содержание:
Давайте сразу определимся с тем, что мы считаем «приученностью» ребенка к горшку. Иногда мы просто говорим на разных языках с нашими бабушками-дедушками или соседскими мамочками, которые неизменно сравнивают успехи и достижения своих и чужих деток.
Итак, существует три вида «приучения», весьма далекие друг от друга по своей сути:
- Приучение к горшку… мамы! (В некоторых ситуациях на месте мамы могут оказаться другие родственники). Мама старательно вырабатывает у себя зоркий глаз и чуткое ухо, способные в кряхтении младенца угадать надвигающуюся «угрозу». Вскоре она становится способной молниеносно снять с малыша подгузник (пеленку, трусики) и нанести «удар по цели» (горшку). Весьма полезный навык, способствующий не только развитию материнской интуиции, но и экономии подгузников!
- Выработка условного рефлекса на команды «пись-пись-пись» и «а-а-а». Особо терпеливые и настойчивые родители добиваются справления ребенком нужды в 7-10 месяцев по соответствующей команде. По звуковому сигналу наполняется мочевой пузырь и происходит мочеиспускание. Прекрасный способ не только экономить подгузники, но и приучить чадо к определенному дневному ритму. Хотя доктор Комаровский в этом случае предостерегает: «Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок с 9-ти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные — наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пипи»…
- Приучение к горшку ребёнка. Подразумевает осознанный контроль над своими выделительными функциями. Ребенок захотел в туалет — осознал это — попросился на горшок — сделал дело. Именно к этому стремятся в конечном итоге все родители. Но не все догадываются, что такое приучение никак не связано и не опосредовано двумя вышеописанными методами.
Умный родитель, конечно, догадывается, что к такому навыку малыш должен быть готов физиологически (способность удерживать мочу и кал) и психически (способность осознать процесс и управлять им). Когда же это происходит?
Когда начинать приучать малыша к горшку?
Когда Женечке было несколько дней от роду, нас по традиции навестила участковый педиатр и, пронаблюдав «писающего мальчика», посоветовала неизменно сопровождать сей акт звуками «пись-пись-пись», ибо именно таким образом она приучила своё собственное чадо к горшку.
Пожалуй, это был самый ранний совет о начале приучения из всех, что я слышала.
Другие источники варьировали свои версии от 6 месяцев (когда ребенок научился сидеть), 8-12 месяцев — «в том возрасте, когда он хорошо обучается» (будто в другом возрасте он будет менее восприимчив к сей науке!) до 1,5 — 3 лет, когда малыш может сознательно управлять своими естественными потребностями.
Педиатры и психологи предостерегают родителей от слишком раннего старта. В самых крайних случаях это чревато детскими неврозами и глубинными комплексами во взрослой жизни. Здесь уместно процитировать уважаемого доктора Комаровского: «Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует… Дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано…»
Только в течение второго года жизни начинается переход к контролю над выделениями. О выработке же навыка в классическом случае можно говорить не раньше 1 года и 10 месяцев. Но даже в 3 года горшечные «казусы» считаются в пределах нормы.
Как определить, что малыш готов к обучению?
Получается, что возрастной период, благоприятный для приучения к горшку, довольно размыт — от 1 года до 3 лет. Как определить, что ребенок готов как психически, так и физически?
- Самое главное, малыш должен уметь выразить желание сходить на горшок. Это не обязательно слова. В ход может пойти мимика, жесты, звуки, позы и пр.
- Неприятие мокрых или испачканных штанишек.
- Понимание слов «писать-какать» или их фольклорных вариантов, знание соответствующих частей тела и названий предметов одежды.
- Умение самостоятельно снять с себя штанишки или трусики.
- Перерыв между «пописами» более 1,5 часов и относительно стабильное время справления «большой» нужды.
Кроме того, психологи не рекомендуют начинать приучение в период душевных потрясений, как то рождение братика или сестрички, выход мамы на работу, переезд, болезнь, разлука с близкими людьми и пр.
Мешают ли одноразовые подгузники формированию навыков чистоплотности?
Японские ученые пронаблюдали две группы семей: в одной группе детям надевали марлевые подгузники, а в другой — одноразовые. Результат был парадоксальным: и те, и другие дети перестали носить подгузники и начинали стабильно ходить на горшок в одно и тоже время — примерно в 27 месяцев.
Как приучить малыша к горшку?
- В течение первого и второго года жизни учим малыша названиям частей тела, даем имена соответствующим действиям, знакомим с горшком и определяем для него место в комнате (он не должен быть спрятан слишком далеко, чтобы малыш мог быстро до него добраться в случае «нужды»).
- Если вы заметили, что стул или мочеиспускание происходит у ребенка в одно и то же время (например, после сна или через 20-30 минут после еды), посадите кроху на горшок. Если он совершил желаемое, похвалите его, продемонстрируйте искреннюю радость.
- Непоседу удерживаем на горшке отвлекающими разговорами, чтением книжек, разглядыванием игрушек и пр.
- Четко комментируем каждое действие: «Достаём горшочек, снимаем крышку. Снимаем трусики, садимся на горшок. Вася пописал! Какой молодец! (заглянули в горшок, посмотрели на «продукт»). Надеваем трусы. Несём горшочек в туалет. Выливаем. Моем. Закрываем крышку. Ставим на место». Всё это произносим весело, чтобы малыш втянулся в эту «игру».
- Постепенно превращаем в ритуал высаживание чада на горшок перед прогулкой и перед сном.
- Если малыш категорически отказывается сидеть на горшке, кричит, плачет или вырывается, сделайте паузу в обучении на 1-2 недели, а то и дольше.
- Для знакомства с работой собственного тела, малышу можно дать возможность походить по дому голышом. Если это позволяют ваши педагогические принципы.
- Если у вас есть «писающая» кукла, она может стать наглядным пособием для крохи. Посадите ее на горшок. Расскажите ребёнку, что кукла делает.
- Покажите ребенку, как это делаете вы, если ваши этические и эстетические принципы при этом не страдают. Обучать на собственном примере очень эффективно.
- Если малыш покакал в подгузник, переложите содержимое подгузника в горшочек и ласково поясните, что именно там это должно находиться.
- Будьте осторожны, показывая крохе, как смывать воду в унитазе. Если одного малыша это действие приводит в восторг и является «кульминацией» всего процесса, то некоторые особо тонкие и чувствительные натуры могут испугаться.
- Нахождение среди сверстников, уже усвоивших эту «премудрость» (например, в ясельной группе детсада) обычно ускоряет процесс обучения.
- Для детей постарше иногда срабатывает «подкуп»: приобретение новой красивой одежки или даже мебели, которую не хочется пачкать..
- Совет с юмором от Сирзов для родителей маленьких мальчиков: «Маленькие мальчики любят:
- «выписывать» (в прямом и переносном смысле) узоры на снегу или в пыли;
- играть в пересекающиеся струи с папой или старшим братцем;
- топить плавающие кусочки туалетной бумаги;
- поражать плавающие цели.
Все это может быть использовано как дополнительный стимул в вашей игре по обучению ребенка пользоваться туалетом. Для того чтобы научиться точно и правильно «поражать цель», может понадобиться несколько уроков. Да, маленькие мальчики именно таковы.»
Воспринимайте процесс обучения с юмором, терпением и верой в то, что рано или поздно, но ваш ребенок перестанет пачкать подгузники и штанишки.
Чего делать нельзя?
- Держать на горшке подолгу (насилие — не лучший способ привить «любовь» к горшку).
- Покупать горшки в форме зверюшек и т.п. (многие дети отказываются в них ходить, воспринимая их именно как очередную игрушку).
- Ругать за мокрые штанишки (в возрасте полутора лет большинство детей и без того ощущают от них дискомфорт).
- Придавать этим процедурам слишком большое значение, фиксировать внимание ребенка больше необходимого (в том числе и слишком уж бурно выражать восхищение его успехами).
- Будить ребенка ночью: это может привести к нарушениям сна. 20 % четырехлетних и 10 % пятилетних детей может потребоваться ночью подгузник, даже если днем они исправно ходят на горшок.
- Не рекомендуется лишать ребенка питья перед сном. Это не предотвратит ночного мочеиспускания, но может навредить.
- Нельзя ругать и не стыдить малыша за промашки! Если, конечно, вы не желаете развить у ребенка кучу неврозов и комплексов.
- Не паникуйте, если малыш проявляет недюжинный интерес к продукту собственной жизнедеятельности (играет с ним, изучает, пробует на вкус и пр), не ругайте его за это. Это абсолютно нормально, ведь у маленького ребенка еще нет взрослых предубеждений. Малыш ощущает себя автором продукта, который он произвел, и у него появляется чувство «я сам это сделал», «я могу», «у меня получается». Это предпосылки для развития творческой личности, как утверждают психологи.
- Лучше не вырабатывать условный рефлекс ребенка, включая воду в ванной. Есть вероятность, что «натренированный» малыш будет писаться всякий раз, когда услышит шум воды. Например, если вы решили помыть посуду.
- Не верьте «доброжелателям», которые утверждают, что с вашим чадом «не все в порядке», если до полутора лет малыш не освоил в совершенстве технику владения горшком. Верьте в себя и своего ребенка.
Что делать, если малыш не поддается учению?
Нужно попробовать определить причину. Она может быть физиологической, неврологической или психологической.
Под неврологическими причинами мы понимаем последствия родовых травм и пр. Об этом подробнее расскажет вам невролог.
Физиологические причины — слабость сфинктеров, пороки анатомического развития, запоры и пр. Следует обязательно показаться врачу! Не назначайте сами себе лекарства и не экспериментируйте с народными методами.
Психологические причины, пожалуй, самые распространенные. Справляя нужду в штаны, ребенок гарантированно получает недостающее ему внимание. Пронаблюдайте, достаточно ли времени вы уделяете малышу.
Иногда отказ от горшка символизирует борьбу за свободу. Не переусердствовали ли вы с принуждением к чистоплотности? Возможно, вы просто попали в не самый удачный момент — кризис отрицания или «самости». Сделайте паузу в обучении.
Рекомендуем вам также ознакомиться со статьей доктора Комаровского «Путь к горшку» (написано легко, понятно и с юмором), с главой «Как приучить малыша к горшку» из книги М. и У. Сирз «Ваш малыш от рождения и до двух лет» (рекомендации по приучению очень детальные, аргументация солидная, но доступная).
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
Статья Комаровский про приучение к горшку | Сообщество «Дети от года до 3-х лет»
Дорога к горшку
Наблюдая за ребенком, сравнивая его с другими детьми, общаясь с друзьями-подругами, нормальные любящие родители постоянно ищут доказательства того факта, что «наш не хуже других». И именно поэтому жизнь нормальных любящих родителей состоит из огромного количества переживаний.
Проблемы и поводы для волнений поэтапно сменяют друг друга. Будет ли держать головку? Вылезут ли зубы? Закроется ли родничок? Когда же, наконец, он сядет, встанет, поползет, пойдет? Неужели он так и будет отталкивать ложку? Неужели он так и не заговорит — уже ведь год исполнился, а кроме «мама» и «дай» никаких осмысленных звуков не наблюдается?
Принципиальной особенностью именно нашего образа жизни является постоянное обсуждение волнующих проблем не только в кругу семьи, но и вынос их (проблем) на всеобщее обозрение в процессе общения с друзьями, подругами, соседями и сослуживцами.
Как только на каком-нибудь дне рождения вы гордо заявите о том, что, дескать, «наш Петя в 10 месяцев сам пошел», как пренепременно среди присутствующих обнаружится более «удачливый» родитель, чей Вася пошел в 9,5. Детальное изучение вопроса наверняка приведет к расширению списка обсуждаемых родственников и знакомых. Главным итогом вечера станет не вызывающее сомнения заявление соседки тети Клавы касательно того, что ее внучатый племянник Артурчик ходил самостоятельно в 8 месяцев.
Оставшись наедине с собой, вы невольно удивитесь трансформации собственных мыслей. В течение какого-то часа ваш самый любимый, самый талантливый и самый развитый мальчик Петя из объекта непоколебимой родительской гордости трансформировался в самое обычное и совсем невыдающееся дитя. То ли дело Артурчик!
Наутро, успокоившись, вы поймете, что восьмимесячный племянник тети Клавы ходил самостоятельно, главным образом, под себя…
И это предмет отдельного разговора.
Тема «хождения под себя», к которой мы пришли «простым логическим путем», во всем спектре детских проблем стоит особняком.
* * *
Умение самостоятельно, без помощи родственников, справлять нужду является настолько очевидным атрибутом «взрослости», что желание поскорее увидеть своего ребенка гордо сидящим на горшке и не менее гордо натягивающим после этого абсолютно сухие трусы становится просто нестерпимым.
Масла в огонь добавит опять-таки уличная информация. Несложно будет узнать о выдающихся достижениях молодой мамы Оксаны из третьего подъезда: ее дочка с трех месяцев мочится по команде «пись-пись». Вряд ли вам сообщат о том, что словосочетание «пись-пись» Оксана произносит по 30-40 минут подряд, но дело сделано. Зерно сомнения запало в ранимую родительскую душу. И, снимая с сухого и веселого Пети тяжелый утренний подгузник, вы твердо решите: хватит быть маленьким!
С этого момента начнется дорога вашего ребенка к горшку (вариант — унитазу). Но, отправляясь в путь, следует четко уяснить: сам малыш не скоро придет к намеченной цели. Вам обязательно следует быть рядом с ним. Готовы ли вы к этому путешествию?
Поэтому давайте перед дорогой присядем и подумаем.
И, прежде всего, вот о чем.
Много ли вы знаете детей, которые пошли в школу, не умея при этом самостоятельно справлять нужду?
Ответ однозначен — немного, а если точнее, не знаете. По крайней мере, если речь идет о ребенке, который отправился в обычную среднюю школу.
Вы твердо должны отдавать себе отчет в том, что если у ребенка нет тяжелой врожденной или приобретенной патологии, то рано или поздно он научится контролировать свои потребности и станет полноправным членом общества.
Но что в данном контексте означает словосочетание «рано или поздно»?
Рано, это когда — в полгода или в год? Поздно, это когда — в три года или в четыре?
И ответа однозначного здесь нет и быть не может.
Ибо все определяется, по крайней мере, должно определятся, именно вашими личными представлениями о своевременности и целесообразности. Еще раз подчеркиваю — лично вашими!
Не мнением прабабушки, которая однозначно заявляет, что все ее пятеро детей с годовалого возраста сами вытирали себе попу и не были избалованы вредными и никому не нужными памперсами;
Не высказываниями настойчивой соседки Оксаны, подсчитавшей, что за последние полгода ей удалось сэкономить на памперсах сумму, равную 20 упаковкам стирального порошка;
Не категорическими утверждениями крупных «специалистов» о том, что подгузники вредны и «вам должно быть стыдно и вообще уже пора».
Вы четко должны определиться с непреложным правилом: это ваш ребенок, это именно вы тратите деньги на его одежду и подгузники, это именно вас должно в вашем ребенке что-либо устраивать или не устраивать. Когда и каким образом ваш ребенок будет справлять нужду, является внутренним делом именно вашей семьи.
Из приведенного правила есть очевидное исключение. Процессы оправления физиологических потребностей являются внутренним делом вашей семьи лишь при условии, что это не затрагивает существования других семей. Ситуация, при которой дитя мочится под дверью у соседей, нормальной не является. Но упомянутое исключение лишь подтверждает общее правило.
Итак, вы решили, что действительно пора.
Первое, что вы должны знать: что-либо знать вам совсем не обязательно. Если вы никогда не знакомились с правилами приучения к горшку, если вы никогда не открывали книг с мудрыми инструкциями, если без теории вы сразу же решили стать практиком — успех придет к вам пренепременно. Да, возникнут проблемы, разочарования в себе и в ребенке, несколько скандалов и истерик, но конечный результат предопределен.
Ограничить количество практических неудач и недоразумений можно с помощью вовремя полученной теоретической информации.
Этим мы и займемся, пожалуй.
* * *
С момента рождения — и это очевидный факт — процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. Т. е. эти процессы подчиняются безусловным рефлексам — действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку в переводе на умную терминологию состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекс сделать условным — подчинить его воле конкретного юного индивидуума.
Успешность переучивания определяется тремя факторами:
Состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессах мочеиспускания и дефекации: мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка, мышцы брюшного пресса, сфинктеры прямой кишки и мочевого пузыря (сфинктер — это особая круговая мышца, сжимающая полый орган или замыкающая выход из него).
Состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга.
Интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.
Три перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны:
Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.
Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.
Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано.
Очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев опорожняет мочевой пузырь по команде «пи-пи», а ходит по большому исключительно после «а-а». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот не совсем то, что нам требуется.
Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пи-пи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно не отцепятся, пока не помочишься, так связь эта установится рано или поздно.
Но цепочка должна быть другой: не «пи-пи» — наполнение пузыря — мочеиспускание, а наполнение пузыря — горшок — мочеиспускание. Т. е. побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пи-пи»).
Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок с 9-ти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные — наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пи-пи»…
Каких бы «поразительных успехов» вы ни добились, но до 1,5 лет успехи эти будут временными, а эпизоды промашек — частыми. И к этому надобно относится весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что вам удастся сэкономить энное количество подгузников и познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.
Впрочем, сроки формирования рефлексов индивидуальны, осознанное общение с горшком может иметь место и в годовалом возрасте, но ситуация, когда до 3-х лет «ну ничего не получается» — тоже совсем не редкость.
В этом-то и кроется серьезная проблема. Озабоченные тем, что не получается, родители пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия — заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре. Следствие — истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам в частности.
Отсюда важное правило: если не получается — подождите. Закройте тему на 1-2 месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику.
Существуют установленные специалистами физиологические нормы.
Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.
Средний возраст выработки более или менее устойчивых «горшечных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев.
Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.
Все вышеизложенное — теория, предшествующая последующим практическим рекомендациям. Но перед тем как перейти к конкретным советам, хочется еще раз подчеркнуть: попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года могут привести лишь к экономии подгузников (что немаловажно), но никакого отношения к формированию осознанного контроля над выделительными функциями эти попытки не имеют.
Таким образом, рекомендуемое время приучения ребенка к горшку колеблется в достаточно широком возрастном интервале — от 1 года до 3 лет.
Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.
К таким признакам относятся:
установление более или менее стабильного режима дефекации;
способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;
знание частей тела и названий предметов одежды;
знание или понимание слов «пописал» и «покакал»;
демонстрация отрицательных эмоций как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;
стремление (умение) самостоятельно раздеваться;
стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.
И, наконец, самый достоверный признак: способность любым способом — словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами — передать родителям слово «хочу».
* * *
Итак, все предварительные условия присутствуют. Желание есть. Начинаем.
1. Помимо готовности ребенка должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.
2. Ребенок, как, впрочем, и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.
3. Лучшее время — лето. Легче освободиться от одежды, меньше количество предметов, подлежащих стирке в случае промашки. Да и сохнет все заметно быстрее.
4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна — после сна, после еды, когда по поведению поняли — пора.
5. В случае успеха — очень-очень хвалим. В случае неудачи — изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся — огорчения не показываем.
6. Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы — весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.
7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда пора ребенку, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.
8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок — обращаем внимание на то, какие мы молодцы, и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.
9. Форма горшка, его цвет и количество «прибамбасов» (музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей) не имеют принципиального значения. Важно все-таки, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» — и, по аналогии, — «Это горшок, на нем писают и какают». Желательно, тем не менее, чтобы горшок был сделан из экологически чистой пластмассы, был удобным — размеры соответствовали попе, не был холодным. Наличие спинки (горшок в виде кресла) совсем не помешает.
10. Непринципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж как вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшок с унитазом — вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее помочиться — это ж просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается…
* * *
Итоговое наблюдение из практики.
Честное слово, за два десятка лет работы педиатром я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда родители нормального четырехлетнего ребенка обращаются к врачу по поводу того, что дитя не умеет пользоваться горшком.
Но рыдания мамы, чей двухлетний отпрыск писает в штаны, — явление довольно типичное. При этом главный повод к огорчениям не тот факт, что наш штаны намочил, а то, что все остальные давно ходят на горшок.
— А с чего вы взяли, что все остальные ходят?
— Так сами говорят!
По этому поводу вспоминается замечательный анекдот о том, как пенсионер Иван Иванович жалуется сексопатологу: «Соседу Петру Петровичу, как и мне, 70, он говорит, что может 3 раза, а я вообще не могу!». А доктор советует: «Так и вы говорите»… Надеюсь, аналогия понятна.
автор Комаровский Е.О.
опубликовано 18/01/2007 15:40
обновлено 14/06/2016
— Образ жизни
Приучение ребенка к горшку: доктор Комаровский рассказал про оптимальный возраст — Леди
Известный украинский педиатр, писатель и телеведущий Евгений Комаровский регулярно дает важные рекомендации родителям. Доктор затрагивает самые волнующие мам и пап темы о том, как помочь ребенку вырасти здоровым и счастливым. А в новой публикации врач решил поговорить о том, когда следует приучать малыша к горшку, передает Joinfo.ua.
Когда следует начинать приучать ребенка к горшку
Молодые родители часто задают вопросы Евгению Олеговичу, и педиатр с радостью отвечает на них в собственной телепередаче и личном микроблоге в Инстаграм. «Какой возраст можно считать нормальным для приучения к горшку? Есть ли смысл в раннем высаживании?» (здесь и далее орфография и пунктуация авторов сохранены. – примечание редакции), — спросили у Комаровского.
По словам известного врача, профессиональные педиатры во всех странах мира единодушны в том, что процесс приучения к горшку нет смысла начинать до того времени, как малышу исполнится восемнадцать месяцев. Доктор Комаровский уверен, что ранее этого делать не стоит, ведь средний возраст устойчивого контроля за мочеиспусканием и дефекацией малышом приходится на 22-30 месяцев.
Именно про этой причине ранее высаживание ребенка – всего-навсего представляет собой лишние затраты времени и эмоций родителей. Хотя сам Евгений Олегович уверен, что есть десятки мам, которые расскажут, как у них получилось приучить ребенка к горшку намного раньше.
А Комаровский настаивает, что педиатры рекомендуют приучать малыша к горшку в 18 месяцев, но каждый родитель имеет право самостоятельно выбирать возраст ребенка. «Если вам хочется раньше — вам никто не запрещает. Начинайте хоть прямо в роддоме. Как проводить ваше время решаете только вы», — пишет специалист.
Конечно же, многочисленные подписчики в очередной раз поблагодарили Евгения Олеговича и поделились собственными историями.
Напомним, ранее доктор Комаровский рассказывал о том, как «поднять» иммунитет у ребенка. Врач дал несколько полезных рекомендаций.
Фото: pexels
Главное фото: Instagram/doctor_komarovskiy
как приучить ребенка к горшку — Parent-portal.ru
Доктор Комаровский утверждает, контроль выделительных функций головным мозгом ребенка начинается лишь в возрасте 2,5-3 лет. Комаровский не отрицает, что бывают и более ранние успехи родителей в приучении ребенка к горшку, но эффективнее всего начинать приучение именно с двух лет.
Статистика так же знает случаи, когда родители приучают ребенка к горшку даже в возрасте от 7-9 месяцев. По словам доктора Комаровского, в подобных случаях родители попросту злоупотребляют способностью к выработке условных рефлексов у детей, потому как, в возрасте до 2,5 лет полученный результат является лишь временным явлением и сопровождается иными промахами, чаще всего тем, что ребенок снова начинает мочиться не в горшок.
Когда стоит приучать ребенка к горшку
Есть несколько ключевых признаков готовности ребенка к приучению к горшку:
- Ребенок уже умеет сигнализировать о своем желании — жестами, звуками, фразами, например «хочу пи-пи»;
- Режим организма ребенка уже можно назвать стабильным, когда его желание «пи-пи» и «ка-ка» происходит день ото дня примерно в одно и то же время;
- Ребенок уже способен сохранять подгузник сухим более полутора часов;
- Ребенок уже знает части тела и предметы своего гардероба, способен их различать;
- Малыш уже понимает значение слов «пописал» и «покакал»;
- Ребенок должен показывать свои негативные эмоции, недовольство, в случае, если он наполнил подгузник;
- Ребенок должен уметь или стремится самостоятельно снимать свою одежду.
Как приучить ребенка к горшку
Доктор Комаровский констатирует, что недостаточно заниматься приучением ребенка к горшку лишь в вечернее время и выходные дни. Процесс приучения должен быть стабильным и постоянным. А так же Комаровский рекомендует делать это в период, когда вся семья здорова и пребывает в хорошем настроении. Помимо того, оптимальным сезоном для этого знакомства Комаровский называет лето. Это обусловлено тем, что летом на ребенке меньше одежды и ему легче самостоятельно раздеться, чтобы сесть на горшок.
Знакомиться с горшком оптимально в те моменты, когда организм ребенка наиболее расположен этому — после каждого сна и еды. Особенно в моменты, когда ребенок каким-либо образом сам сигнализирует об этом родителям. Поэтому стоит быть внимательнее к изменениям в поведении и эмоциональном состоянии ребенка.
При успешном знакомстве с горшком, очень важно похвалить ребенка! Но ни в коем случае не показывать своих отрицательных эмоций в случае неудачи!
В подготовке ребенка к горшку, важно акцентировать внимание ребенка на всех деталях — как и где вы берете горшок, куда ставите, как спустить штанишки, как одеть, как и куда вылить и иные детали по ситуации. Это поможет ребенку лучше запоминать и понимать процедуру. По возможности, можно превратить эту процедуру в игру. Так ребенку будет интереснее и он лучше запомнит всю последовательность действий.
Когда у ребенка все этапы уже отработаны, можно переходить к формированию распорядка «встреч» с горшком — утром после сна, после еды, перед и после прогулки, снова после еды, перед сном и так далее.
В этот период можно укладывать ребенка спать в подгузнике. Если после сна подгузник остался сухим, то сажаем ребенка на горшок и акцентируем его внимание на сухом подгузнике, при этом хвалим его.
Выбор горшка для ребенка
Комаровский отмечает, что горшок не должен быть с прибамбасами и игровыми наворотами, и не стоит поощрять любые игры с горшком, использование горшка не по назначению. При выборе горшка для ребенка стоит руководствоваться только его надежностью/качеством, экологичностью и удобством для ребенка.
Комаровский так же подчеркивает, в ответ на вопросы многих мамочек, что на ранних сроках, лучше приучать ребенка именно к горшку, а не к детскому сиденью на унитаз.
«Как приучить ребёнка к горшку в 1 год?» – Яндекс.Знатоки
Контроль над мочеиспусканием появляется только в возрасте около 18 месяцев.
С приучением к горшку придётся повременить, если:
— малыш болен или только что перенёс заболевание;
— семья переехала на новую квартиру;
— в семье родился ещё один ребенок;
— происходит кризис в семейных отношениях, кто-то в семье серьёзно болен или скончался.
Для успешного приучения к горшку, основанного на взаимной заинтересованности, нужно, чтобы ребенок:
— сам ходил, садился, снимал штанишки;
— понимал обращённые к нему слова;
— сообщал о своих желаниях с помощью слов или жестов;
— умел подражать взрослым или старшим детям;
— мог делать что-то, следуя указаниям взрослых;
— старался заслужить поощрение и похвалу.
Все вышеперечисленные навыки формируются у ребенка примерно к 1,5 годам.
Чтобы приучение к горшку прошло спокойно и не вызвало протеста со стороны ребёнка, нужно действовать постепенно. В комнате ребёнка появляется новый предмет — горшок. Он должен быть удобным, чтобы малышу было комфортно сидеть на нём, и ярким, чтобы привлекать внимание ребёнка. Сначала малыша 1–2 раза в день сажают на горшок на несколько минут, не снимая штанишек и подгузника (чтобы у ребёнка не возникло неприятных ощущений от соприкосновения с холодным пластиковым сиденьем).
Через 7–10 дней можно начать высаживать малыша на горшок без подгузника. Желательно делать это 2 раза в день. Пока не нужно торопиться «подлавливать» ребёнка. Это может испугать малыша, из-за чего он будет стараться сдерживаться от мочеиспускания.
Теперь можно переходить к следующему этапу — обучению ребёнка самостоятельному пользованию горшком. Горшок должен стоять на видном месте и быть доступным для малыша. Важно, чтобы ребёнок сам научился снимать штанишки. Объясните малышу, что теперь он сам может ходить на горшок, когда пожелает (время от времени вам нужно будет напоминать ему об этом). Для ребёнка будет большой радостью научиться самостоятельно пользоваться этим предметом, особенно если родители будут хвалить и поощрять его.